Последняя опытная модель: стартовали приемо-сдаточные испытания импортозамещённого лайнера МС-21

21 920 102
Последняя опытная модель: стартовали приемо-сдаточные испытания импортозамещённого лайнера МС-21

На Иркутском авиационном заводе стартовали приемо-сдаточные испытания опытного образца МС-21 с номером 0013. Этот самолет завершает линейку тестовых машин и стал первым, в котором практически все ключевые системы заменены на отечественные в рамках программы импортозамещения.

Напомним, что лайнер впервые поднялся в воздух в декабре 2021 года, доказав надежность российских композитных материалов, использованных в конструкции крыла. После успешных испытаний самолет отправили на доработку, где заменили большинство иностранных компонентов. Теперь он оснащен российскими аналогами, включая комплексную систему управления, шасси, топливные датчики и даже интерьер.



Как говорится в сообщении ПАО «ОАК», особое внимание уделено силовой установке – вместо зарубежных двигателей установлены отечественные ПД-14. Кроме того, впервые применено и новое стендовое оборудование для тестов гидравлики самолёта, произведенное в Новосибирске, что подтверждает способность российской промышленности создавать сложные авиационные системы без зависимости от импорта.

После завершения приемо-сдаточных испытаний самолет передадут на летно-испытательную станцию для дальнейших проверок. Успех этой программы станет важным шагом в развитии гражданской авиации России, демонстрируя, что страна способна конкурировать в авиастроительной отрасли даже в условиях колоссального санкционного давления.
102 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    30 июля 2025 11:14
    Этот самолет завершает линейку тестовых машин и стал первым, в котором практически все ключевые системы заменены на отечественные в рамках программы импортозамещения.
    Полностью свой самолет нам реально нужен... Кстати, а не пора ли в преддверии большой войны начинать использовать некоторый опыт СССР, вводя элементы плановой экономики, которая доказала свою эффективность во время войн и катастроф, хотя бы в нашем ВПК... По моему, это уже назрело и перезрело...
    1. +4
      30 июля 2025 11:35
      не пора ли ... использовать ...опыт СССР, вводя элементы плановой экономики

      Давно пора!!! Пора было уже вчера, позавчера и поза-, поза-... позавчера. Но все эти "поза" натыкаются на остатки либералов в правительстве и в управлении Россией, которые как раз и блокируют так необходимое России возвращение к плановой экономике. И пока не вышвырнем всю эту либеральную шваль из руководства Россией, так и будем говорить про "пора" и "когда"... Но, боюсь, что слишком долго придется этого ждать...
    2. +4
      30 июля 2025 11:42
      Кстати, а не пора ли в преддверии большой войны начинать использовать некоторый опыт СССР, вводя элементы плановой экономики, которая доказала свою эффективность во время войн и катастроф, хотя бы в нашем ВПК... По моему, это уже назрело и перезрело...

      Насчёт "большой войны" смотрите не накаркайте! Что же касается "плановой экономики" в ВПК, то она всегда была и остаётся плановой. Объёмы и сроки поставки диктует МО, ценообразование тоже, ясен пень, не рыночное. Я, честного говоря, не понял что Вы имеете ввиду под "переходом"?
      1. +5
        30 июля 2025 12:18
        Я, честного говоря, не понял что Вы имеете ввиду под "переходом"?
        Ну вот это например и ему подобное...
        Росимуществу передали холдинг предприятий военно-промышленного комплекса, который, как выяснилось, принадлежал экстремистам с Украины. По решению Волжского городского суда государству перешли компании в Волгоградской, Свердловской, Ярославской областях, а также в Татарстане. Предприятиями управляли бывший министр транспорта и связи, первый замминистра инфраструктурного развития Украины Константин Ефименко и его сестра Елизавета Андреева. Прокуратура смогла доказать, что они публично выступали против проведения СВО, а также активно оказывали Вооруженным силам Украины (ВСУ) финансовую помощь через благотворительный фонд. Есть только один вопрос — как такие персонажи до сих пор смогли работать у нас в стране, причем работать на государственные оборонные заводы? Подробнее — в материале Накануне.RU. Константин Ефименко и его сестра Елизавета Андреева управляли нехилыми активами, речь идет о нескольких предприятиях: ПАО "Уральский завод авто-текстильных изделий" с дочерними предприятиями АО "Завод фрикционных и термостойких материалов" ("Фритекс"), ООО "Вати-Авто", ООО "Научно-производственное объединение "Завод тормозных механизмов", ООО "Колодка-Композит", ООО "Темак-Инжиниринг", ООО "Волжский завод текстильных материалов". Прокуратура доказала, что публичные выступления владельцев ВПК-предприятий против СВО и активная финансовая помощь ВСУ являются всеми признаками экстремизма. Замгенпрокурора России Игорь Ткачев указал, что все предприятия холдинга имеют особую значимость для обороноспособности России и не могут находиться в собственности у лиц, выступающих против России. Полностью статья по ссылке - https://www.yaplakal.com/forum1/topic2603988.html
        1. +1
          30 июля 2025 12:28
          Вы какой-то сильно задумчивый пример привели, мягко говоря - не типичный, абсолютное большинство предприятий ВПК находятся в гос. собственности (в т.ч. и Иркут) и управляют ими друзья Путина типа Чемезова. Так что особо приватизировать там нечего.
          1. +1
            31 июля 2025 11:38
            Цитата: Andy_nsk
            Так что особо приватизировать там нечего.

            ак показала практика - очень даже много есть чего . И СВО эти проблемы обнажила . Ладно хоть так , но каков же бардак в Стране развели либерал-предатели .
            1. 0
              31 июля 2025 13:16
              Бардак в стране из-за коррупции чиновников, которые находятся у власти и воруют миллиардами. Достаточно вспомнить замов Шойгу, но их, я думаю, достаточно и в других министерствах. Но здесь почему-то говорят о либералах, которых давно отодвинули от кормушки и потому они не имеют возможности воровать.
        2. +2
          30 июля 2025 12:39
          И причем здесь планы выпуска продукции? Здесь о переходе контроля над таким (плановым) выпуском в Росимущество.
          И, к сведению, ни одно крупное (а зачастую и среднее) предприятие в мире не работает без текущих и перспективных планов (бюджетов). Другой вопрос, насколько эти планы увязываются с планами правительства страны в целом.
          1. 0
            30 июля 2025 14:10
            Другой вопрос, насколько эти планы увязываются с планами правительства страны в целом.

            Вы хоть какое-то представление о гос.заказе имеете? Как может гос.заказ быть не согласован с правительством? Какие ещё есть варианты выпуска оборонной продукции помимо гос.заказа? Вы на экскурсию для начала сходите на реально работающее предприятие!
            1. +1
              31 июля 2025 14:23
              Кроме гос. заказа многие предприятия выпускают и другую продукцию (что я и имел в виду). В советское время, при плановой экономике, практически вся продукция (а не только оборонная) шла через Госплан. Сейчас - небольшая часть через гос. заказ (с планированием в бюджете страны). но это не значит, что предприятия обходятся без своего планирования при выпуске такой продукции.
              И по поводу гос. заказа: если частное предприятие (неважно, в чьих руках), не будет его исполнять (особенно в данное время), то к нему примут меры, вплоть до ужесточения контроля или национализации. А если частное предприятие исправно выполняет гос. заказ, то какие вопросы?
              1. 0
                31 июля 2025 22:55
                Цитата: shikin

                И по поводу гос. заказа: если частное предприятие (неважно, в чьих руках), не будет его исполнять (особенно в данное время), то к нему примут меры, вплоть до ужесточения контроля или национализации. А если

                Не все так просто. Если государство (правительство) делает заказ на некую продукцию частному предприятию, имея в виду получение заказанной продукции по фиксированной цене, то оно должно обеспечить данное частное предприятие материалами, комплектующими, эл. энергией, энергоносителями, налогами, арендой земли и пр. тоже по фиксированной цене.
                Вот только это и будет называться плановой экономикой. Все остальное от лукавого.
                1. 0
                  31 июля 2025 23:09
                  Так я и не спорю о том, что плановая экономика (в пределах государства) была только в СССР. Сейчас у каждого предприятия свой план, у государства - свой, и они ограниченно пересекаются через гос. заказ. И вряд ли сейчас государство в состоянии обеспечить при этом
                  данное частное предприятие материалами, комплектующими, эл. энергией, энергоносителями, налогами, арендой земли и пр. тоже по фиксированной цене
                  - потому, что большая часть из этого может производиться другими частными компаниями, с которыми нет гос. заказа. Это возможно только при полном включении практически всех предприятий в систему плановой экономики.
            2. 0
              31 июля 2025 22:09
              Цитата: Andy_nsk
              Как может гос.заказ быть не согласован с правительством?

              у нас - легко! Причем разных причин, которые к этому приводят, много. Основная из них - тотальное враньё в отчетах и нужно как-то увязывать реальные потребности с тем, что в плане.
      2. 0
        30 июля 2025 16:13
        Тут кликай не кликай. украинцами развалить нашу страну не получилось, теперь у западного мира вариантов нет, кроме как самим пробывать. Они готовятся к войне. Ведь не на пустом месте появилась поговорка: у объединённой Гейропы есть такая традиция: раз в 100 лет получать от русских звиздюлей.
    3. 0
      30 июля 2025 14:47
      Цитата: Lev_Russia
      а не пора ли в преддверии большой войны начинать использовать некоторый опыт СССР, вводя элементы плановой экономики, которая доказала свою эффективность во время войн и катастроф, хотя бы в нашем ВПК...

      Какая "плановая экономика" для приватных предприятий, в условиях рыночной экономики?
      Хотите всё национализировать в пользу государства?
      Хотя, когда энергетика, гособорона и ЦБ находится у частников - ничего хорошего быть не может.
  2. +3
    30 июля 2025 11:15
    Полетит. Ни куда не денется!
    1. -13
      30 июля 2025 11:30
      Полетит ,никто и не спорит,и будут их выпускать по пять штук в года,такими темпами,того и глядишь лет через 300 и "импортозаместимся".
      1. +3
        30 июля 2025 12:47
        Какими темпами? Пока выпускают только опытные машины. А серийные только готовятся: "Четырнадцать отечественных самолетов МС-21 уже собраны в рамках серийного производства на заводе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в "Ростех"), еще девять находятся на более ранних этапах строительства, сообщили РИА Новости в "Ростехе"."
      2. 0
        30 июля 2025 15:47
        Ваши предложения, в связи с пессимизмом?
        1. 0
          31 июля 2025 10:00
          Для начала выбрать власть которая не о Куршавеле и пляжах Майами мечтает.
          1. 0
            31 июля 2025 17:59
            Ваши предложения в плане президента, этот, как я понимаю, вас не устраивает? Мы всю власть так-то не выбираем request ведь
      3. 0
        31 июля 2025 11:46
        Цитата: Пионер1984
        и будут их выпускать по пять штук в год

        Сейчас в готовности близкой к сдаточной находится около двух десятков МС-21 в ожидании завершения сертификационных испытаний . И ещё некоторое количество самолётов на разных этапах сборки .
        Для строительства МС-21 построены и оснащены две сборочные линии производительностью по 35-36 самолётов в год каждая . Давно уже стоят , ждут запуска серийного производства . Пока задействована и не на полную мощность только одна . Для вывода на полную производственную мощность этих линий потребуется несколько лет , но те самолёты что собраны уже сейчас (если сертификация пройдёт успешно) могут уйти заказчикам уже в будущем году . Т.е. сразу после сертификации .
        Мантуров сейчас министр без портфеля , так что мешать как прежде уже не сможет . Надеюсь .
  3. -4
    30 июля 2025 11:27
    Ну наконец то на 26 году после развала СССР создан отечественный аэроплан!Интересно,а во времена СССР летали на чём,на импорте?
    1. +7
      30 июля 2025 11:32
      Ту-124 первый полет 1960 год.
      Начало эксплуатации 1962й год,
      Как же они успели за 2 года все проверить? А сейчас уже 4й год по 3му кругу все проверяют.
      1. +2
        30 июля 2025 12:15
        Бюрократизм тогда тоже был, но с ним боролись, а теперь его культивируют и развивают
      2. -1
        30 июля 2025 12:25
        Как сказал главный герой (Башкирцев/Королёв) своим молодым инженерам в фильме "Укрощение огня": я в вашем возрасте спал через день(с). Поэтому и успевали yes
      3. +1
        30 июля 2025 12:30
        Всё очень просто,тогда во главу угла ставился результат,а сейчас сам процесс.
      4. 0
        30 июля 2025 12:51
        Есть такая процедура как "международная сертификация". Заявку на неё подали в EASA в 2016 году. В 2022 году эта контора заморозила отношения с РФ. Полностью сертификационные испытания МС-21 (без иностранных комплектующих) закончатся лишь в 2026 году.
        1. -1
          30 июля 2025 13:16
          Цитата: Illanatol
          Есть такая процедура как "международная сертификация".

          А зачем нам нужна "международная сертификация" РФ не является членом ИКАО. Самолеты за рубеж пока продавать не планируется. Летать туда тоже пока не планируем. Ну и ждать от моря погоды можно вечно. Зато есть на кого свалить.
          1. +1
            30 июля 2025 13:21
            Как раз планируется. На своем внутреннем рынке средств, потраченных на разработку, отбить не получится, внутренний рынок имеет слишком малую емкость. Так что, чтобы производство было рентабельным - придется продавать на внешние рынки.

            https://aviation21.ru/okupaemost-sozdaniya-ms-21-zavisit-ot-eksporta-samolyota-xvatit-li-proizvodstvennyx-moshhnostej/
            1. +1
              30 июля 2025 14:58
              Цитата: Illanatol
              Как раз планируется. На своем внутреннем рынке средств, потраченных на разработку, отбить не получится, внутренний рынок имеет слишком малую емкость.

              Кто мешает проводить "международная сертификацию". после того как завершили нашу и начали серийное производство самолетов? Ну и самое главное, а кто нас пустит на иностранные рынки самолетов? Нас вон с банальным природным газом из ЕС выперли. А уж самолеты вообще без вариантов. Они быстро запретят иностранным компаниям прилетать в ЕС и США и т.д. тем кто эксплуатируют МС-21
              1. 0
                31 июля 2025 13:50
                Нашу - не завершили. Точнее завершили, но с вариантом, который имел иностранные комплектующие. Теперь - это "импортозамещенный" самолет и его надо сертифицировать заново.

                «Начало сертификационных испытаний — важный этап программы импортозамещения. Для получения сертификата типа на полностью отечественный МС-21 планируется совершить порядка 220—230 испытательных полетов, чтобы на 100% быть уверенными в безопасности наших будущих пассажиров», — сказал главный конструктор МС-21 компании «Яковлев» Виталий Нарышкин. "

                https://rostec.ru/media/news/ms-21-s-rossiyskimi-sistemami-pristupil-k-sertifikatsionnym-ispytaniyam/#middle

                Ну так не в страны ЕС его планируют поставлять. И МС-21 - это среднемагистральный самолет. Который вполне может использоваться на внутренних авиалиниях.
            2. +1
              30 июля 2025 16:55
              При планируемом выпуске самолётов,только для замены внутреннего авиапарка уйдёт лет десять.И это по оптимистическим прогнозам.У меня большие сомнения что производство достигнет проектных результатов.Тому пример производство Ил-76 в Ульяновске.
              1. 0
                31 июля 2025 13:52
                Будут доходы от экспорта - можно и планы поставок на внутренний рынок пересмотреть. И МС-21, конечно, не будет полностью преобладать во внутреннем авиапарке. Есть и другие самолеты. "Суперджет" тот же.
      5. +2
        30 июля 2025 13:15
        Начинали сертификацию с деталями и системами импортного производства, а после санкций создали свое производство и теперь сертифицируют с импортозамещеными деталями и системами.
        1. +1
          30 июля 2025 13:18
          Еще раз, в СССР за 2 года сертифицировали абсолютно новый самолет, самый передовой по тем временам. Тут поменяли Двигатели и Авионику и уже 3й год в тестовых полетах играются. Ну или как вариант, что то не работает, но об этом нам не говорят.
          1. 0
            30 июля 2025 14:36
            Цитата: topol717
            Еще раз, в СССР за 2 года сертифицировали абсолютно новый самолет, самый передовой по тем временам.

            Глупое сравнение. Цикл создания любой новой сложной техники, от подводной лодки до самолета, значительно больше, чем это было 60-80 лет назад по очевидным причинам. В 17 веке вообще телегу новой модели за считаные недели могли в эксплуатацию могли ввести.
            Тут поменяли Двигатели и Авионику и уже 3й год в тестовых полетах играются.

            Двигатель - самая сложная часть самолета, цикл его создания больше, чем все остальное. К тому же это все делается у нас впервые на актуальном технологическом уровне с момента позднего СССР, который уже в 80-е начал отставать в гражданском авиапроме от Запада. В конце 80-х ближайшие союзники СССР Польша и Венгрия начали закупать Боинги, в 88-м в Москве обсуждали возможность массового выпуска в СССР Boeing-737, а в 1990 году «Аэрофлот» взял в аренду на 10 лет пять аэробусов А-310-300, а также начал закупать различные наземные системы и оборудование за рубежом. В данный момент Россия пытается ликвидировать технологическую пропасть между поздним советским гражданским самолетостроением и современным западным. Кроме США и России, пожалуй, ни одно другое государство на данный момент не обладает компетенциями, позволяющими самостоятельно создавать подобный высокотехнологичный продукт, даже пока что могучий Китай.
            1. 0
              30 июля 2025 14:51
              Цитата: Vasia
              даже пока что могучий Китай.
              Ну т.е. Китайская космическая станция это не могучий проект?
              Двигатель - самая сложная часть самолета, цикл его создания больше, чем все остальное.
              В 2006 году подписано соглашение о создании ПД-14. В 2008 году началось финансирование и разработка двигателя. За базу был взят двигатель ПС-12. Я уже не помню когда там был ПС-90А который летает уже лет 30. т.е. от начала разработки прошло уже 20 лет. Маск уже с НУЛЯ создал ракетный двигатель который к тому же возвращается на землю!!!!
              1. +1
                30 июля 2025 15:01
                Цитата: topol717
                Ну т.е. Китайская космическая станция это не могучий проект?

                Я наверное не совсем ясно выразился, имел в виду, что даже могучий Китай пока что не может самостоятельно создавать подобный (как МС-21) продукт. В среднесрочной перспективе конечно сможет. При чем тут космическая станция и ракетный двигатель Маска? Вы гуманитарий, видимо lol
                1. 0
                  30 июля 2025 15:08
                  Цитата: Vasia
                  При чем тут космическая станция и ракетный двигатель Маска?

                  Ну вы говорите что ТурбоВентиляторный двигатель самолета это очень сложно и 20 лет это мало для того проекта.
                  Я вам говорю что за намного меньшее время в США частная компания создала простой ракетный двигатель 1й ступени, который к тому же сам возвращается в точку пуска. И да, у СпейсИкс не было вариантов посмотреть как сделал условный Роллс-ройс или P&W, с которых скорее всего копируют ПД-14. Ну если не копируются то заимствуются какие то идеи. Главный конструктор этого ПД-14 еще работает? Тот кто начинал разрабатывать этот проект? Хотя за такое время их там уже и 3-4 могло поменяться.
          2. -1
            30 июля 2025 16:57
            Ну так то СССР,это там где по словам "гаранта" ничего кроме галош не производили.Зато уж в современной России ух как "развернули" производство,аж "дух захватывает". wassat
          3. 0
            31 июля 2025 13:58
            Самолеты стали сложнее, особенно это касается авионики.
            И опять же - многое зависит и от финансирования и достатка квалифицированной рабсилы. На том же ИАПО квалифицированных работников не хватает.
            Спасибо "лихим 90-м", когда систему профтехобразования загнали за плинтус и наплодили манагеров-блогеров. Теперь восстанавливают, но темпы недостаточны, увы.

            В СССР рабочий авиазавода был в почете и уважении. И з/п были весьма неплохие и вообще. Ну а в эпоху рыночных реформ определение "пролетарий" стало звучать не очень позитивно, некоторые вообще стали считать его оскорбительным.
            1. 0
              1 августа 2025 09:25
              Цитата: Illanatol
              достатка квалифицированной рабсилы. На том же ИАПО квалифицированных работников не хватает.

              Чтобы исправить положение с нехваткой квалифицированных рабочих правительство массово завозит мигрантов. Не сегодня-завтра они выправят положение. И заработает ИАПО в полную силу. wassat
      6. +1
        30 июля 2025 14:27
        Тогда не изобрели эффективных менеджеров
      7. 0
        31 июля 2025 11:55
        Цитата: topol717
        Ту-124 первый полет 1960 год.
        Начало эксплуатации 1962й год,
        Как же они успели за 2 года все проверить?

        На самом деле всё гораздо проще - Ту-124 , это модификация Ту-104 , который давно уже летал . А Ту-104 , это переработанный в пассажирский Ту-16 .
        А у МС-21 мало что сам самолёт новый , но то композита на крылья нет , надо срочно свой карбон и смолы с препрегами разработать , то в двигателях США отказали , и надо ПД-14 таки до серии доводить , то полностью всю промкооперацию для Авиапрома восстанавливать , ибо лентяи и саботажники предпочитали на базаре (рынке мировом) всё покупать\заказывать . Есть такое понятие в российской реальности - Мантуризм . Саботаж имени Мантурова .
    2. +1
      30 июля 2025 11:33
      А Вы что,во времена СССР не были в аэропортах и никуда не летали и не видели на чем?
      1. +1
        30 июля 2025 12:38
        и никуда не летали и не видели на чем?

        Я первый раз летел летом 1961 года на Ту-104. С тех пор полетал практически на всех советских самолетах (кроме Ан-10) и на многих зарубежных (в т.ч. на Б-787). И ответственно заявляю, что советские самолеты ни в чем не уступали западным, а Ил-86 с точки пассажира вообще считаю лучшим.
        1. -1
          30 июля 2025 12:43
          Единственный ну скажем так недостаточек у 86 это невозможность выхода в рукав,а так,хороший,удобный самолет,прекрасно летал,да на ту 104 меня в младенчестве везли из москвы в хабаровск с несколькими пересадками:))как матушка вспоминала изговнял все гдровские колготки
          1. +2
            30 июля 2025 12:48
            недостаточек у 86 это невозможность выхода в рукав

            Ничего подобного! В Домодедово несколько раз входил/выходил именно через "Рукав". Вещи при этом приходилось сначала опускать в "багажник", потом подниматься и садиться на свое место. Из-за этого при посадке через рукав и узкой лестницы в "багажник" создавалась пробка в салоне.
            1. 0
              30 июля 2025 12:53
              Я на нем в Дубай летал,так там загнали в самый последний гейтс,выходили пешком и потом долго так везли на автобусах,в Москве в Домодедово тоже выходили "низом".В любом случае,замечательный был самолет
        2. +1
          30 июля 2025 13:17
          А, первый реактивный пассажирский Ту-104, по факту бомбардировщик Ту-16.
          1. 0
            30 июля 2025 13:30
            На Ту-16 не летал, не знаю. А Ту-104 был очень удобным самолетом, кресла 2+2, с высоким потолком. В 1 салоне было очень тихо. Во 2 салоне примерно до середины было удовлетворительно шумно, в конце - сильно шумно. Самолет летел очень ровно, не болтало и не качало. Уши закладывало только при взлете и посадке. А для снижения неудобств стюардессы раздавали сосальные карамельки "Взлетные" с очень приятным мятно-кислым привкусом. Мне Ту-104 нравился больше, чем Ил-18. Кроме того из моего города до Москвы 104 летел 2-40/3 часа, а 18 - 4/4-20.
        3. +1
          30 июля 2025 14:55
          Цитата: Дилетант
          И ответственно заявляю, что советские самолеты ни в чем не уступали западным, а Ил-86 с точки пассажира вообще считаю лучшим.

          Ил-86 однозначно хороший самолет, но с его шумными двигателями НК-86 Европа собиралась запретить полеты на своей территории (что впоследствии и сделали). Хотели ставить на него французские (часть бортов переоборудовали), но потом развал и т.д. По экономике тоже, к сожалению, наши двигатели "не вытягивали".
    3. +4
      30 июля 2025 11:35
      СССР исчез с карты мира в 1991 году . Поэтому цифра 26 никак не сходится с вашими вычислениями .
    4. +1
      30 июля 2025 12:29
      Ну, если сказать уж совсем честно, то начинали то с импорта feel Тот же Дуглас DC-3 (Ли-2) или Ту-4. Но это только начало, а потом даже на экспорт отправляли. Было дело. yes
      1. 0
        30 июля 2025 12:40
        Так с этим никто и не спорит.Практически вся советская промышленность 30 х годов это покупка лицензий и строительство предприятий по иностранным проектам.За 10 лет гигантский скачок.А у современной России четверти века хватило что бы разрушить советское наследие и по результату мы не в состоянии повторить достижения СССР пятидесятилетней давности.Мы на Луну уже не в состоянии совершить мягкую посадку.Хотя у СССР это получилось в 1966 году(Луна 9)!!!.
        1. -1
          30 июля 2025 12:49
          Да, с этим тоже никто не спорит request
        2. +5
          30 июля 2025 12:59
          Луна... Мы на базе сборки иномарок так и не смогли создать свой автопром. Ушли "партнёры", пришли китайцы - вот и всех делов.
          1. +1
            30 июля 2025 15:17
            Цитата: Tooks
            Мы на базе сборки иномарок так и не смогли создать свой автопром. Ушли "партнёры", пришли китайцы - вот и всех делов.

            Да, старая проблема, даже СССР не смог. Тазики никому не нужны оказались, как появилась возможность брать хорошее из-за бугра.
            1. 0
              30 июля 2025 15:22
              СССР автомобили не импортировал.
              1. +1
                30 июля 2025 15:23
                Цитата: Tooks
                СССР автомобили не импортировал

                Я где-то утверждал обратное?
                1. 0
                  30 июля 2025 15:34
                  CCCР как раз смог. Да, не идеально, но все внутренние потребности закрывались отечественными автомобилями. Сейчас картина гораздо более печальная.
                  1. +1
                    30 июля 2025 15:38
                    Цитата: Tooks
                    CCCР как раз смог. Да, не идеально, но все внутренние потребности закрывались отечественными автомобилями. Сейчас картина гораздо более печальная.

                    Запрети сейчас закупать иностранные автомобили, и все, как и в СССР, будут ездить на отечественных, внутренние потребности будут закрыты без особых проблем. Это же элементарно. Так что ничего более печального, чем было ранее, не вижу.
                    1. 0
                      30 июля 2025 15:39
                      Для этого как минимум нет производственных мощностей. Так что не прокатит.
                      А что там печального? Была конструкторская школа, производства. Где всё это? Вот именно. Так что сегодня более печальная картина.
                      1. +1
                        30 июля 2025 15:41
                        Цитата: Tooks
                        Для этого как минимум нет производственных мощностей. Так что не прокатит.

                        Вы имеете на руках цифры, чтобы это обосновать, или просто, лишь бы сказать?
                      2. -1
                        30 июля 2025 15:42
                        Достаточно посмотреть на количество выпускаемого и продаваемого и сопоставить.
                      3. +1
                        30 июля 2025 15:48
                        Цитата: Tooks
                        Достаточно посмотреть на количество выпускаемого и продаваемого и сопоставить.

                        Это далеко не все исходные данные для того чтобы делать подобные выводы. У государства всегда есть возможности увеличить производство в той или иной степени в зависимости от времени: от привлечения рабочей силы до ввода дополнительных производственных мощностей (новых или на базе уже имеющихся). Чтобы ответить насколько сможем заместить в течение того или иного периода, нужно много информации. А без нее - это все пустая болтовня.
                      4. -1
                        30 июля 2025 15:52
                        Нет у государства таких возможностей. Или желания (в широком смысле). Уже много раз приводил цифры про Ил-76. Сейчас выпускается 5-7 бортов в год. Ульяновску дали большого пинка, чтобы выйти на 17 бортов в год (ждём-с). В СССР выпускали более 40 бортов в год. Были грузовики и иных размерностей - теперь их вообще нет, Ил-76 единственный в серии.
                      5. +1
                        30 июля 2025 15:56
                        Цитата: Tooks
                        В СССР выпускали более 40 бортов в год.

                        СССР много чего делал, но есть одна деталь - он развалился. Так что мы пока в силу возможностей будем, перспектива СССР нам не нужна.
                      6. 0
                        30 июля 2025 15:58
                        Про возможности довольно сложный вопрос, пожалуй оставим.
                      7. 0
                        30 июля 2025 17:03
                        Так если мы такими путём и будем двигаться,безумная финансовая,экономическая и миграционная политика,постоянное решение проблем за счёт "обычных" граждан.Нас именно перспектива СССР и ждёт.
                    2. 0
                      30 июля 2025 17:00
                      Тут такое дело что ездить будет неначем.ГАЗ,Москвич,ИЖ не производят легковые авто собственных марок.Остался ВАЗ,да и тот сидит на китайских комплектующих.Не смогём однако. wassat
      2. +1
        30 июля 2025 13:20
        А, при царях начинали летать на французских «Фарманах», был только свой «Илья Муромец» от Сикорского.
        1. -1
          30 июля 2025 15:25
          Был ещё двухмоторный "Русский витязь", а так же истребители Сикорского. Но, правда, немного. А вообще разговор про СССР.
    5. 0
      30 июля 2025 13:38
      Цитата: Пионер1984
      Ну наконец то на 26 году после развала СССР создан отечественный аэроплан

      Кто сейчас может еще свой самолет с нуля самостоятельно сделать? Много таких стран насчитаете?
      Интересно,а во времена СССР летали на чём,на импорте?

      Какая разница, СССР развалился, сдал все свои достижения без сопротивления.
  4. +5
    30 июля 2025 11:28
    Кроме того, впервые применено и новое стендовое оборудование для тестов гидравлики самолёта, произведенное в Новосибирске, что подтверждает способность российской промышленности создавать сложные авиационные системы без зависимости от импорта.
    Это хорошо что дошло, что не всё покупается. И пускай своё производство дороже - но оно СВОЁ. Без зависимости от импорта, санкций и прочих костылей. А так, столько отраслей похоронено, советская конструкторская школа ушла безвозвратно. Нам ещё работать и работать. И за лайнер действительно радостно. Это нам всем хороший урок.
    1. -1
      30 июля 2025 11:38
      Своё производство не дороже, оно бесконтрольно накручено, откуда руководители отрасли, чиновники миллионеры и миллиардеры, а самолётов как нет в эксплуатации так и нет. Каждый год твердят вот вот на будущий год полетят. И так сколько лет?
      1. +4
        30 июля 2025 12:06
        Своё производство не дороже, оно бесконтрольно накручено, откуда руководители отрасли, чиновники миллионеры и миллиардеры, а самолётов как нет в эксплуатации так и нет. Каждый год твердят вот вот на будущий год полетят. И так сколько лет?
        Тут первично не столько сколько разворовано и бесконтрольно, а в том, что оно создано. Пускай "в потугах", но оно родилось. И Новосиб это всё-таки сделал. И пусть это будет "первой ласточкой". А мы только хаем это все. Понятно, что что-то разворовано. Цепочка смежников не короткая. Там опять: втулки - оттуда, гильзы - оттуда, крыльчатки - оттуда, провода - оттуда, метизы - оттуда, корпус - оттуда. Но это всё уже без импорта. Пусть так, но своё по крайней мере наконец-то.. Я вот о чём говорил.
        П.с. я вам не минусовал. И я просто радуюсь, что смогли это движок докрутить и лайнер создать..
        1. +4
          30 июля 2025 12:13
          Я бывший судостроитель в советское время и воспитан так что пока корабль, судно не поплыло и не сдано заказчику его нет. Толку что он стоит в эллинге.
          1. +1
            30 июля 2025 12:18
            Но Вы ведь Строитель, и понимаете, что оно стоит уже на стапелях. Процесс идёт, будут сложности. Их решать надо. Я тоже в машинке работал в своё время ещё при советских производственниках. У нас говорилось: "Задание дадено - должно быть сдадено". Хорошее было время.
            1. -1
              30 июля 2025 12:29
              Вам что важен сам процесс или результат? Половой акт или ребёнок?
              1. 0
                30 июля 2025 13:04
                Вам что важен сам процесс или результат? Половой акт или ребёнок?
                Мне важно то, что лайнер несмотря ни на что, вышел на финальную стадию испытаний. Понимаю, что для некоторых - это повод для грусти. Но, НИОКР закончен, прототипы закончены, опытный - создан. Пройдёт испытания - пойдёт в обкатку. Да, до серии ещё далеко. Но для нас это всё равно прорыв. Пусть хоть маленький, но это "Лучик света в тёмном царстве".
                1. +1
                  30 июля 2025 15:21
                  Цитата: Седов
                  Пройдёт испытания - пойдёт в обкатку. Да, до серии ещё далеко. Но для нас это всё равно прорыв. Пусть хоть маленький, но это "Лучик света в тёмном царстве".

                  Совершенно верно, тем более это первые шаги, самые трудные, дальше будет проще.
          2. +1
            30 июля 2025 13:22
            А, сколько Ваших сдатчиков( представителей промышленности), ходили в море на кораблях принятых в состав флота? Не припомните? Трудности, присутствуют во- все времена и их решают.
            1. +1
              30 июля 2025 13:35
              Корабли сделанные на нашем заводе были как правило хорошего качества, но по правилам сдачи морских кораблей представители завода находились на корабле весь гарантийный срок до года, записывая замечания команды во время эксплуатации.
  5. -4
    30 июля 2025 11:36
    После завершения приемо-сдаточных испытаний самолет передадут на летно-испытательную станцию для дальнейших проверок. Успех этой программы станет важным шагом в развитии гражданской авиации России, демонстрируя, что страна способна конкурировать в авиастроительной отрасли даже в условиях колоссального санкционного давления.

    После лётно-испытательных проверок.
    Пусть Кремль и Правительство проведет летные испитание 1,5 г , а потом ввод в эксплуатацию.
  6. +3
    30 июля 2025 11:44
    Меня смущает только одно слово, а так-то я рад:
    Этот самолет завершает линейку тестовых машин и стал первым, в котором ПРАКТИЧЕСКИ все ключевые системы заменены на отечественные в рамках программы импортозамещения.
    1. +2
      30 июля 2025 12:17
      Вам больше бы понравилось слово ТЕОРЕТИЧЕСКИ?
      1. 0
        30 июля 2025 12:23
        Мне бы понравилось слово "все" без всяких дополнений. Любое дополнение оставляет лазейку, на любые ваши или мои претензии, когда вы увидите на чем нибудь китайский шильдик, вам ответят - "ну мы же говорили".
        1. 0
          30 июля 2025 13:44
          Слово "всё" нельзя. В электронных системах нашего производства всё равно найдутся какие нибудь китайские компоненты. И скорее всего немало. Но и так уже жить можно будет.
          1. 0
            30 июля 2025 13:57
            Ну да... хотелось как лучше, а получается как всегда. Ладно, пока Китай нам вроде не враг, значит и так сойдёт на какое-то время.
    2. +1
      30 июля 2025 12:37
      Вот! Это меня тоже напрягло. Раз "практически", значит не всё. А что именно это "не всё". Без этого импортного "не всё" он сможет безопасно летать? Может это один из ключевых компонентов
      1. -1
        30 июля 2025 12:42
        А здесь как раз и говорится о ключевых компонентах - "в котором ПРАКТИЧЕСКИ все ключевые системы". Так что наши опасения не беспочвенны.
  7. 0
    30 июля 2025 11:52
    В 1988 году представитель компании "Дженерал Моторс" находясь на одном из автомобильных заводах в нашей стране сказал такой фразу: "Русские могут делать технически сложные изделия, но только в единичных экземплярах".
  8. +6
    30 июля 2025 11:53
    В ЛИИ идут испытания полностью импортозамещённого RRJ-100 с двигунами ПС-8. Тоже радует.
    1. +1
      30 июля 2025 14:39
      Цитата: Авиатор_
      RRJ-100

      Нет такого самолёта.
      А вот RRJ-95 и SSJ-100 - есть.
  9. +2
    30 июля 2025 12:11
    Этот самолет завершает линейку тестовых машин и стал первым, в котором практически все ключевые системы заменены на отечественные в рамках программы импортозамещения.
    Вот опять эта толерастическая формулировка, как-то можно уже прекратить эти недосказанности? А то приостановить, полупрекроатить, достали уже! А то останется какая-нибудь импорто не замещенная гайка на топливопроводе из-за которой вся машина встанет.
    1. 0
      30 июля 2025 12:23
      А то останется какая-нибудь импорто не замещенная гайка на топливопроводе из-за которой вся машина встанет.
      Ну уж гайку-то точно точканём)
  10. -1
    30 июля 2025 12:59
    "Этот самолет завершает линейку тестовых машин и стал первым, в котором практически все ключевые системы заменены на отечественные в рамках программы импортозамещения." - Это буквально те же речевки, которые сопровождали и прошлые машины тестовой серии. Поменялись только слова "почти все" на "практически все" и при этом очень хочется добавить вопрос: а фактически?
  11. -2
    30 июля 2025 14:07
    подтверждает способность российской промышленности создавать сложные авиационные системы без зависимости от импорта.
    Главное просто создать условия и всё начнёт создаваться. Ещё бы так с автопромом заморочиться...
  12. 0
    31 июля 2025 20:17
    Цитата: topol717
    Цитата: Illanatol
    Есть такая процедура как "международная сертификация".

    А зачем нам нужна "международная сертификация" РФ не является членом ИКАО. Самолеты за рубеж пока продавать не планируется. Летать туда тоже пока не планируем. Ну и ждать от моря погоды можно вечно. Зато есть на кого свалить.

    СССР являлся, членом ИКАО с 1970 года. Россия, как правоприемник СССР, является членом ИКАО с 1991 года.
  13. 0
    31 июля 2025 22:06
    Кроме того, впервые применено и новое стендовое оборудование для тестов гидравлики самолёта, произведенное в Новосибирске

    полагаю, это с небольшими доработками аналог советского оборудования, которое применялось у Сухого и изготовлено на заводе Сухого. А в статье написано так, как будто это какой-то неимоверный прорыв. Скромнее надо быть. А еще меня минусовали люто, когда я весной написал, что импортозамешенный мс-21 еще не пошел в серию и тут внезапно выясняется в отчете Мантурова и в этой статье, что действительно еще не пошел. Вот зачем народ какие-то ненужные иллюзии тешит? Насчет приемо-сдаточных работ... это может пройти за пол-года, а может растянуться на годы. Примеры в истории есть.
    Если мы перейдем из ура-патриотического угара к обсуждению реальных проблем, может и дело пойдет быстрее?
    Не очень понял насчет особого внимания к пд-14. Этот двигатель допиливают и тестируют уже много лет, более того, он и создавался в расчете на такие проекты. Что тут особого???
    но вернемся к проблемам. Насколько я помню, эти работы планировали начать на полтора года раньше. Вопрос - почему так задержали? Какая-то волокита уж очень долгая. Еще 40 лет протянут и двигатель с самолетом уже никому не будет нужен. Я бы еще понял, если бы проект был не приоритетный, но нет, я даже не могу назвать, что в авиапроме сейчас важнее доведения до серии мс-21 с нашим двигателем.
    Почему так долго? Почему все сроки, которые много раз новые называли, постоянно проваливаются?
    я напомню, что МС-21-310 с пд-14 совершил первый вылет не 29 апреля 2025 года, а в 2020 году 15 декабря. Прошло 4.5 года. Что за это время сделали? Начали испытания? Серьезно?
    Поймите правильно, я критикую не самолет, а волокиту, которая вполне себе может похоронить и проект и огромные инвестиции