Имеется ли у ГАЗ-66 («Шишиги») современный конкурент?

86 547 47
Имеется ли у ГАЗ-66 («Шишиги») современный конкурент?

В 1968 году Горьковский автозавод вместо модели ГАЗ-63 начал выпускать ГАЗ-66. Переход на бескапотную схему позволил удлинить грузовую платформу и увеличить грузоподъёмность до 1200 кг.

ГАЗ-66 имел высокую скорость, манёвренность и проходимость, низкий центр тяжести улучшал устойчивость на склонах. В конструкцию были добавлены некоторые новые для того времени удобства типа омывателя лобового стекла. При этом не совсем удачным решением было расположение рукоятки коробки передач за спиной водителя.



В 1969 году ГАЗ-66 стал первым советским автомобилем, получившим знак качества. В Советской армии, пожалуй, не было ни одной части, где бы обошлись без этого вездехода. Помимо перевозки солдат, горючего, ремонтных мастерских и мобильных госпиталей, ГАЗ-66 также применялся как спиртозаправщик для системы охлаждения сверхзвуковых самолетов-перехватчиков. Кроме того, выпускался специальный вариант для воздушно-десантных войск с брезентовой кабиной и откидным лобовым стеклом. ГАЗ-66 производился с 1964 по 1999 год. За этот период было выпущено почти миллион (965 941) экземпляров ставшего поистине легендарным бескапотного грузовика.



35 лет «Шишига» продержалась на конвейере. Попытка заменить ГАЗ-66 на другой бескапотник с дизелем не удалась из-за высоких затрат на переналадку производства. В 2001 году ГАЗ-66 сменил ГАЗ-33097 «Садко». Как показал опыт вооруженных конфликтов, капотные машины оказались менее уязвимыми при подрыве на мине, поскольку основной удар приходился на двигатель. Кроме того, ремонтировать «Садко» оказалось гораздо проще, чем обладавшую цельносварной кабиной «Шишигу». Но вот насколько он реально «заменил» собой «Шишигу», вопрос открытый. Как и вопрос относительно того, что более современных и продвинутых конкурентов тех же параметров и габаритов у неё пока откровенно не просматривается.

47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    30 июля 2025 16:45
    Плюсом 66 го была великолепная проходимость . Минусом неудобство обслуживания и бензиновый двигатель .
    Я один раз на нем проехался , больше не хотел .
    1. +4
      30 июля 2025 17:41
      Кроме проxодимости и подкачки шин, другиx плюсов нет... склонныи к перегреву v-8 от 53-го, не очень удачен...
      Проеxать по грунтовке, особенно в кузове, тот еше экстрим!
      1. +1
        3 августа 2025 19:06
        Цитата: ved_med12
        Проеxать по грунтовке, особенно в кузове, тот еше экстрим!
        А как же "Стойко переносить тяготы и лишения военной службы"?
    2. +11
      1 августа 2025 17:07
      Насчет неудобства обслуживания по ходу все переписывают друг у друга. Я с Шушуном был в обнимку два года, что касается недостатков, то на мой взгляд у ГАЗ-66 была не очень адекватно работающая педальная гидравлика - с одной стороны объединенный бачок тормоза и сцепления упрощал обслуживание системы, но в случае выхода из строя манжет на колесе, или выжимного гидроцилиндра, мог принести серьезные неприятности при езде на машине. Также, на ГАЗ-66 почему-то всегда были так себе тормоза, то есть всегда надо было бытьь начеку, время от времени прокачивать, иначе с третьего качка. Хорошо бы было иметь на нем дизелек, как на Садко, хотя и свой ЗМЗ-66 был вполне неплох, но расход топлива, особенно в движении с подключенным передком и на понижайках конечно подъедал 2 105 литровых бака ощутимо. Помню при езде по хорошим дорогам мы снимали передний кардан. Расположение гидроцилиндра нп поперечной тяге переднего моста иногда приводило к его выходу из строя, у меня было при езде по коряжнику - согнуло шток и в итоге ехал со снятой крышкой капота и доливал веретенку в насос. Зато при обслуживании двигателя и коробки - никаких проблем, поднял кабину и вот они все как на ладошке, мало места, отцепил тягу ограничителя подъема и можно еще дослать кабину вперед, но лучше уже подвязать веревкой. Плохо было на старых кабинах добираться до помпы, но на кабинах после 80 года сделали съемную морду и проблема отпала. Я ездил и на чудике ГАЗ-66Б кабриолете и на железных кабинах, собирал их и разбирал, знаю о них много хорошего и совсем мало плохого. Хаителям машины большой привет, и не слушайте болтунов ШИшига, Шушун, Гашиш - отличная машина, хотя, конечно кое что можно было бы и улучшить, но это мелочи.
      Кстати орукоятке, привыкаешь быстро и никаких проблем, проблемы с ней только у чайников, которым в автошколе не объяснили, что при движении смотреть надо на дорогу, а не на педали и ручку КПП, плохие учителя. Кстати, почему тогда не ругают ПАЗик, у автобуса ручка КПП тоже не под коленкой.
  2. +6
    30 июля 2025 17:00
    Рукоятка коробки передач за спиной водителя, это ещё тот гемор wink
    1. +10
      30 июля 2025 17:26
      Цитата: Голландец Михель
      Рукоятка коробки передач за спиной водителя, это ещё тот гемор wink

      Ко всему привыкаешь.) Это доставляет неудобство лишь на первых порах.
      1. -12
        31 июля 2025 16:09
        Проститутки тоже а нетрадиционным видам соития быстро привыкают. А ещё можно привыкнуть к ежедневным пыткам и унижениям. Это доставляет неудобство лишь на первых порах. А ещё наркоманы быстро привыкают колоть "медицинский" раствор в пах. А ещё есть мазохисты, которые быстро привыкают к ручке КПП за спиной. Если вы из Этих, то флаг вам в руки. Только другим это на фиг не надо. Другие люди - они не мазохисты.
        1. +9
          3 августа 2025 15:33
          На счёт проституток Вам конечно-же виднее. Поделитесь с нами пожалуйста интересными случаями из Вашей нелёгкой профессии!
          1. -10
            3 августа 2025 17:00
            Скорее вам виднее. Там как раз очень хорошо тем, у кого 1 извилина.
          2. +4
            5 августа 2025 12:24
            Вы, какого переxодите на личности? Он Вас , лично оскорбил? А может он просто выразил свое мнение? которое Вам возможно не понравилось?
            Держите себя в рамкаx приличия, на данном саите!
      2. +7
        1 августа 2025 13:29
        ...отличнвй автомобиль для своих задач...не требуйте от него "мерседес")))
    2. -5
      30 июля 2025 17:55
      Сказывают, коробку для 66 "ключница делала". А еще "веселушка", когда движок "задыхался" на перевале. Выжившие подтвердят.
    3. +3
      1 августа 2025 17:12
      Ерунду говорите, уважаемый.
    4. +2
      6 сентября 2025 17:52
      Цитата: Голландец Михель
      Рукоятка коробки передач за спиной водителя, это ещё тот гемор wink

      Ну на РАФе тоже рычаг практически за спиной. Ничего, ездили как то. И на шишигах пришлось покататься. У нас в хозвзводе был бортовой и автоклуб.
  3. Один раз я сел за руль этого драндулета. Проклял все! И это была езда по хорошей асфальтовой дороге. Если бы не рычаг переменя передачь где то сзади справа, то в принципе терпимо, но эта техническая особенность напрочь отбила всякое желание к дальнейшей езде на Шишиге. Хотя кому то нравится, или в силу привычки не обращают вниманич на явные неудобства.
    Пару раз видел грузовой УАЗ Патриот. Не знаю его ттх, но кузов по моему вместительный. Для нужд армии я думаю вполне подошел бы.
    1. +8
      30 июля 2025 17:29
      Цитата: Алексей Александрович
      Один раз я сел за руль этого драндулета. Проклял все! И это была езда по хорошей асфальтовой дороге. Если бы не рычаг переменя передачь где то сзади справа, то в принципе терпимо, но эта техническая особенность напрочь отбила всякое желание к дальнейшей езде на Шишиге. Хотя кому то нравится, или в силу привычки не обращают вниманич на явные неудобства.
      Пару раз видел грузовой УАЗ Патриот. Не знаю его ттх, но кузов по моему вместительный. Для нужд армии я думаю вполне подошел бы.


      Эта машина не для асфальтовых дорог. Там удовольствие сомнительное, да. Зато какое удовольствие ехать там, куда даже Уралы не проезжают.)
      1. И тем не менне большая, часть езды даже на 66 это именно асфальт или грунтовка, а не гомна.
      2. +5
        30 июля 2025 17:42
        Зато какое удовольствие ехать там, куда даже Уралы не проезжают.)
        У Уралов проходимость все же больше, по грязи, 66 лучше склоны берет.
        1. +2
          30 июля 2025 18:40
          Цитата: Andobor
          Зато какое удовольствие ехать там, куда даже Уралы не проезжают.)
          У Уралов проходимость все же больше, по грязи, 66 лучше склоны берет.

          Согласен. За счёт короткой базы и маневренности.
      3. -12
        31 июля 2025 16:11
        Эта машина не для асфальтовых дорог.


        Эта машина вообще не для дорог и не для нормальных людей. Это изделие для больных на голову мазохистов, сделанных кретинами-садистами.
        1. +11
          1 августа 2025 15:39
          Ну наверное, я в ВДВ служил, там нормальных людей нет, все больные на голову и кретины-садисты.))) Так что нам агрегат зашёл.)) д
          1. -10
            2 августа 2025 22:36
            Крайне неподходящий пример для гордости.
        2. +1
          3 августа 2025 15:39
          Нам очень жаль Вас. Вы таким родились, или в жизни что нехорошее приключилось???
          1. -9
            3 августа 2025 17:01
            Вы о себе исключительно во множественном числе? Расщепление сознания?
  4. +3
    30 июля 2025 17:18
    А у нас , это была не " шишига" , а " гашетка"...
  5. +1
    30 июля 2025 17:23
    Шишиги были и на гражданке. Для работяг было развлечение, когда женщина (бухгалтер или др.) лезла в кабину.
  6. +6
    30 июля 2025 17:39
    У нас на Алтае для доставки туристов в труднодоступные горные районы используют ГАЗ-66.Две недели назад в одиночку с села Чемал поднимался на Каракольские озёра.Так там только на ГАЗ-66 туристов и доставляли.
  7. KCA
    +6
    30 июля 2025 18:32
    Приходилось кататься на Шишиге, на Урал 4310, 4320, КАМАЗ 4310, БТР-60 сам гонял, БТР-80, Т-55, Т-72, по внедорожке везде опа, и не зависит ни от типа, и, тем более, от модели, честно говоря, Урал 4320 шишигу превосходит на много, но и габаритами и массой, современные модели не знаю, пишу что было 30 лет назад
  8. +2
    31 июля 2025 05:34
    Не совсем понял. В 2001 "шишигу" в производстве сменил ГАЗ-33097 «Садко». По-логике, надо размышлять как модернизировать «Садко» или какой моделью сменить его на конвейере. По "шишигам", как я понял, осталось порассуждать, сколько они ещё продержатся в эксплуатации и когда под них можно будет готовить места в музейных коллекциях.
  9. +2
    31 июля 2025 09:41
    если на газ 66 поставить дизель от газели и коробку автомат то будет очень интересный аппарат .
    1. +1
      31 июля 2025 13:33
      На Садко поставили мощнее
      1. 0
        31 июля 2025 13:54
        бензиновый в топку
        ммз -105 лошадок , не то пальто
        ямз -должен быть хороший , согласен!
        1. +1
          31 июля 2025 13:57
          На Тигры ставят, на Садко, Валдаи
    2. -2
      2 августа 2025 22:39
      Это недоразумение, за которое конструкторам должно быть стыдно, очень стыдно, МО обороны перестало закупать по другой причине. Просто поспрашивайте водителей, которым довелось ловить мину под колесом. Там всё очень печально. Даже для тех кто в кузове.
      1. +3
        2 августа 2025 22:46
        в армии полно бескапотных камазов, при чем их даже больше чем уралов, не говоря про буханки, которые тоже существуют и ничего все это эксплуатируют
    3. 0
      3 августа 2025 21:09
      - Ставили на него дизель... с МТЗ втыкали! Звук был прикольный... smile
    4. 0
      4 августа 2025 07:50
      Вообще прямым наследником "шишиги", можно считать МЗКТ 5003 "Волат" созданный для пограничной службы Беларуси. Но у него уже дизельный двигатель и он по габаритам больше и тяжелее Газ-66.Ну и кабина осовременнена.
  10. +2
    31 июля 2025 13:32
    Имеется и не один...
    1. Тигр, и различные Тайфуны.
    2. Садко 4х4
    4. Урал какой то с короткой мордой
    5. Камаз 4х4 короткий ВДВ
    6. Появляюся пикапы с тд мотором

    66й то в одном лице кучу работы делал
  11. 0
    1 августа 2025 16:36
    Когда мы были молодыми да "66" казался отличной машиной.Как всегда были плюсы и минусы. Эргономика в "66" отсутствовала о сова совсем. Совершать на нём длительные марши. это мука.Подрыв на фугасах не оставлял шансов кабине, водитель смертник, пассажир иногда выживал но имел проблемы со здоровьем. Претензии к коробке передач и к двигателю имелись. Но завод, с 1964 по 1999 год, почему то эксплуатантов не услышал, так и гнал конвейер.Плюсы конечно, проходимость, оборотистось, наверное и всё
    1. -1
      2 августа 2025 15:27
      Но завод, с 1964 по 1999 год, почему то эксплуатантов не услышал, так и гнал конвейер.


      Один садист, ненавидящий солдат и водителей и весь автопром в целом, придумал "эргономику" салона, другой кретин ее принял на военной приемке. Третий кретин подписал указ о выпуске неудобной балалайки. А потом целый завод кретинов-садистов за 35 лет не удосужился сделать нормальные сиденья, рычаг КПП и рулевое. Круговорот туплрылых кретинов-садистов, получающих удовольствие от того, что сотни тысяч солдат испытывали неудобство в эксплуатации этого "изделия".
      1. -3
        2 августа 2025 22:41
        Ходят слухи, что перелицовкой армейского грузовика от Мерседес к текущему виду шишиги руководила женщина.
        1. +1
          4 августа 2025 08:54
          наверное речь идет о унис=моге ? других компактных проходимцев нет , но унимог вообще другой!
      2. +2
        3 августа 2025 15:42
        И только один кретин делал Вас стоя. Очень жаль, половина вытекла!
        1. -5
          3 августа 2025 17:03
          Вас видимо вообще трубой ржавой делали или поленом - интеллект соответствующий инструменты... И "шутки" такие же. Наслаждайтесь ездой на Газ-66. Никто эту камеру пыток у вас не забирает. Не бойтесь.
          1. +3
            4 августа 2025 07:14
            Да завянь ты уже страдать, по этой шишиге. Уже даже мне тошно. По делу ни одного слова не прочитал, один наброс дерьма на вентилятор.
  12. +1
    4 августа 2025 10:17
    Ездил на АС-66 (автомобиль санитарный). Проходимость - охрененная. К ручке переключения скоростей привык без проблем. А вот склонность к опрокидыванию - это факт. Может из-за высоты кунга.
    1. +1
      5 августа 2025 19:31
      Цитата: Shkodnik65
      Проходимость - охрененная. К ручке переключения скоростей привык без проблем. А вот склонность к опрокидыванию - это факт. Может из-за высоты кунга.

      Тут как кому повезло). На Сахалине из Охи нас повезли в кунге Газ-66 на заготовку сена. А там не дороги - направления. Въехали в "лужу" с креном и на пол окна кунга плескалась вода. Проехали норм, а я уже приготовился))).
      Это чисто про опрокидывание.