Альтернатива миномету?

Батальонная артиллерии появилась в ходе Первой мировой войны, как артиллерия сопровождения пехоты, предназначенная для подавления внезапно появившихся пулеметов и других открытых и укрытых огневых средств противника, которые часто внезапно оживали в глубине его обороны и своим огнем расстраивали порядки поступающих войск, срывая наступление. С появлением на поле боя танков, батальонная артиллерия получила и вторую задачу — борьбу с автобронетанковыми войсками противника на небольшой дальности как в обороне, так и в наступлении.

Немецкая легкое пехотное орудие leIG 18 в бою. 1943 г.



Понятно, что для решения этих задач нельзя было пользоваться только одним орудием, так как борьба с танками требовали скорострельного орудия с высокой начальной скоростью снаряда, необходимой для пробития вертикальной брони. В то время, как задача работы по огневым точкам требовала от орудия возможность ведения огня по навесной траектории сравнительно мощной осколочно-фугасной гранатой.

Объединить на одном лафете два ствола пытались перед войной практически во всех странах, но отдельные удачные конструкции но делали погоды на артиллерийском фронте.

Поэтому несмотря на привлекательность такого решения, универсальное орудие не нашло широкого применения и было окончательно заменено двумя орудиями — легкой противотанковой пушкой и гаубицей, или мортирой, в ряде стран замененными минометом.

Батальонные противотанковые пушки освещались в нашей печати довольно часто, хоть и недостаточно полно. Но батальонным орудиям навесного опт (мортирам и гаубицам) в нашей литературе внимания почти не уделялось. Попробуем восполнить этот пробел.

Основными требованиями, предъявляемыми к батальонным орудиям навесного огня, являлись возможно меньший вес в боевом положении (чтобы орудие могло перекатываться но полю боя силами мало ми едbнного расчета), мощный осколочно-фугасный снаряд весом не менее 4 кг и наибольшая дальность стрельбы артсистемы — до 2,5-3 км.

Основные узлы немецкого пехотного орудия leIG 16 (иллюстрация ив руководcтва по эксплуатации на русском языке).
1 - рукоятка поднимания/опускания казенной части ствола; 2 - рукоятка спуска; 3 - стопор крепления по-походному; 4 - крышка ударника; 5 - связь а казенной части салазок; 6 - лапки выбрасывателя; 7 - левая рессора; 8 - головка удержника оси рукоятки спуска; 9 - планка, прикрывающая площадку для контрольного уровня: 10 - орудийная стрелка; 11 - прицельная стрелка; 12- площадка для контрольного уровня; 13 - барабанчик механизма поправок на деривацию; 14 - маховичок для установки углов прицеливания; 15- шпиндель (груша) подъемного механизма прицела.


Несмотря на активное развитие минометов, в предвоенное время, в многих странах, все-таки уделяли большое внимание также и специальным батальонным мортирам/гаубицам, которые были призваны дополнить минометы. Познакомимся с ними подробнее.

В Германии каждый пехотный полк имел артиллерийскую роту в составе шести 7,5-см легких пехотных орудий обр. 18 (Ie.I.G. 18) и двух 15-см тяжелых пехотных орудий обр. 33 (S.1.G.33). Причем легкие орудия повзводно раздавались в два батальона полка.

7,5-см легкое пехотное орудие поступило на вооружение немецкой армии в 1927 г. и применялось до конца войны.

Особенности устройства орудия. Ствол — моноблок, соединен с салазками при помощи двух цапф, расположенных в дульной части ствола и служащих осью вращения при поднимании и опускании казенной части ствола.

Общий вид немецкого легкого пехотного орудия leIG 18.


Орудие не имело затора в обычном понимании. Все механизмы, необходимые для производства выстрела и выбрасывания стреляной гильзы, собраны в задней связи салазок. Выбрасывание гильзы и заряжание происходило при подъеме казенной части ствола, на манер охотничьего ружья — «переломки».


Противооткатные устройства в откате не участвовали. Гидропневматический накатник помещался к люльке справа. Слева размещался гидравлический тормоз отката веретенного типа.

Подъемный механизм секторного типа. При горизонтальном наведении станок скользил по боевой оси. Уравновешивающий механизм пружинный. Лафет подрессорен.

Данные 7,5-см легкого пехотного орудия leIG 18
Калибр, мм75
Длина ствола, м/клб885/11,3
Длина нарезной части, м85,6
Угол ВН град-10+75 град
Угол ГН град11 град
Длина отката, мм максимальная500
минимальная480
Габариты в походном положении, ммдлина 2750
ширина 1600
высота 1200
Вес системы, кг:
в походном положении с передком и расчетом1560
в боевом положении 400
Скорострельность, выстр/мин 12


Орудие могло перевозиться как с передком, так и без него. В последнем случае оно возилось в одноконной упряжке, а на поле боя — силами орудийного расчета на лямках. При необходимости орудие разбиралось и могло транспортироваться на вьюках.

Заряжание раздельно-гильзовое, гильза латунная или стальная латунированная. Зарядов пять.

Пробивная способность осколочно-фугасной гранаты обр. 18 на зарядах № 1 — № 3 и установке взрыватели на замедление такова, что она пробивает легкое полевое укрытие толщиной до 1м, а при зарядах № 4. и № 5 — кирпичные и бетонные стенки толщиной до 25 см. При разрыве гранаты (угол падения менее 25°) разлет осколков в стороны — 20 м, вперед — 6м, назад — 3 м, при разрыве гранаты после рикошета на высоте до 10 м разлет осколков в стороны —12 м, вперед — 10 м, назад — 5 м.

Кроме этого орудия в немецких полках имелись также 150-мм «тяжелые пехотные орудия», поступившие на вооружение в 1933 г.

Ствол орудия состоял из трубы-моноблока и казенника, укрепленного на ней соединительной гайкой. Затвор клиновой горизонтальный. Подъемный механизм секторного типа. При горизонтальном наведении лобовая часть станка скользила по боевой оси.

Станок орудия однобрусный коробчатый. Подрессоривание торсионное. Колеса из алюминиевого сплава, у орудий, возимых мехтягой на колеса надевали сплошные резиновые шины.

Орудия очень интересны, но заслуживают отдельного описания и их история здесь опущена.

В Японии в 30-е годы в состав пехотного стрелкового полка входил артдивизион, состоявший из двух четырех орудийных батарей, вооруженных первоначально 75-мм парными пушками обр. 41 (1908г).

75-мм японская горная пушка обр. 41


70-мм японская пехотная гаубица обр. 92


В пехотном полку имелось три батальона. Каждому батальону придавалось по четыре 37-мм противотанковые пушки и четыре 70-мм гаубицы обр. 92 (1934 г.).

В 1935 г. с вооружения горных полков были сняты 75-мм горные пушки обр. 41 и переданы в артиллерию стрелковых полков. Взамен горные артиллерийские полки получили новую материальную часть — 75-мм пушки-гаубицы обр. 94 (1934 г.).

75-мм горная пушка обр. 41 имела поршневой затвор, гидравлический тормоз отката и пружинный накатник. Система перевозилась на колесах или на вьюках - 6 вьюков не более 96 кг (каждый).

70-мм пехотная гаубица 92 принята на вооружение в 1934 г. Она имела ствол-моноблок с поршневым затвором. Тормоз отката гидравлический, накатник пружинный. Лафет с раздвижными станинами. Благодаря коленчатым полуосям ствол мог устанавливаться в двух положениях: высоком {для навесной стрельбы) и низком (для настильной стрельбы). Колеса металлические. Гаубица передвигалась конной тягой или на 4 вьюках.

70-мм гаубица стреляла осколочно-фугасным снарядом весом 3,83 кг, длиной 4,1 клб. вес ВВ — 0,6 кг.

 Данные 75-мм горной пушки обр. 41Данные 70-мм пехотной гаубицы обр. 92
Калибр, мм7570
Длина ствола, клб3116,1
Угол ВН, град-8 град;+41 град 
Угол ВН, на низком лафете +51 град
Угол ВН. на высоком лафете +83 град
Угол ГН, град7 град40 град
Высота линии огня, мм790700
Ширина хода, мм920 
Диаметр колес, мм 700
Вес системы, кг:
в походном положении с передком1240 
в боевом положении680209
Вес ствола с затвором, кг 46
Скорострельность, выстр./мин10-1212-15
Вес снаряда, кг4,584,58
Вес заряда, кг0,267наибольшего 0,54
Нач. скорость снаряда, м/с 380200
Дальность стрельбы максимальная, м80002800


В Советском союзе с начала 20-х годов уделялось повышенное, можно даже сказать избыточное, внимание батальонной и полковой артиллерий, Были созданы десятки проектов и опытных образцов батальонных и полковых орудий.

Так в мае 1929 г. Реввоенсовет утвердил систему артиллерийского вооружения на 1929-1932 гг., т. е. на 1-ю пятилетку.

Система предусматривала создать 76-мм батальоную мортиру весом 75 (до 200) кг, с углами ВН — 0 гр; + 70 гр и ГН – 20 гр. Вес снаряда 4-6 кг. Дальность — 2 км.

Полк должен был получить 76-мм гаубицу, имевшую вес в боевом положении 500 кг и до 800 кг — в походном. Угол ВН — 5 гр; + 45 гр и ГН 60 гр. Вес снаряда 6-7 кг. Дальность стрельбы 7-8 км. Кроме того, полковая артиллерия должна была получить 122-мм мортиру с боевым весом 700-800 кг и дальностью стрельбы до 5 км.


76-мм батальонная гаубица 35-К.


Как видим, программа предусматривала создание эффективного вооружения уровня батальон — полк. Обратим внимание, в то время приоритет был отдан орудиям навесной стрельбы. Но, увы, эта часть программы была с треском провалена. Ни одно из перечисленных орудий не было принято на вооружение.

5.08.1933 г. Реввоенсовет СССР утвердил новую систему арт. вооружения на 1933-37 гг. Система предусматривала для батальона создание 76-мм пушки-мортиры весом 140-150 кг с дальностью стрельбы 5-7 км,

Для полка предполагалось создание 76-мм полковой пушки на самоходе с дальностью стрельбы 7-8 км, а также 152-мм мортиры на лафете 76-мм и 122-мм дивизионных орудий. Эти пункты программы 1933-1937 гг. также остались на бумаге.

Наконец, в апреле 1938 г. был составлен перечень образцов орудий, которые вошли в систему арт. вооружения. Полк должен был иметь 45-мм противотанковую пушку и 76-мм полковую пушку весом 800 кг в боевом положении и 1450 кг — в походном, с углом ВН – 8 гр; +05гр и углом ГН 60 гр (с раздвижными станинами) и дальность стрельбы до 10 км.

76-мм батальонная гаубица


Надо ли говорить, что и эта полковая пушка не была принята на вооружение. Но все же о «батальоннах»!

Сначала о многострадальной 76-мм батальонной гаубице 35-К, которая была конструктивно очень интересной.

Проектирование 35-К было начато в 1935 г. на заводе № 8 под руководством В.Н.Сидоренко. Она предназначалась для вооружения горных и воздушно-десантных частей, а также в качестве батальонного орудия непосредственной поддержки пехоты.

9 мам 1936 г. опытный образец был сдан военпреду и передан на полигонные испытания. Первое испытание прошло в мае-июне 1936 г. После 164 выстрелов и 300 км пробега гаубица вышла из строя и была возвращена на завод.

Второе испытание — сентябрь 1936 г. При стрельбе лопнула лобовая связь, так как отсутствовали болты, скреплявшие кронштейн щита с лобовой частью. Кто-то, видимо, вынул или забыл поставить эти болты.

Третье испытание — февраль 1937 г. Теперь не была залита жидкость в цилиндр компрессора. В результате при стрельбе из-за сильного удара ствола деформировалась лобовая часть стайка.

Четвертое испытание - при стрельбе из новой опытной гаубицы 23 мая 1937 г. поломка пружины накатника. Причина — грубая ошибка инженера в чертеже веретена компрессора.

Пятое испытание — декабрь 1937 г. — испытывались сразу 9 систем 35-К. Из-за недокатов и набросов при стрельбе под углом 0 град комиссия решила, что система испытаний не выдержала. Тут налицо явная придирка, так как подобные явления были у всех горных орудий, например, 7-2 и 7-6.

Всего к началу 1937 г, на заводе № 8 было изготовлено 12 — 76-мм гаубиц 35-К. Однако к тому времени, имея множество более выгодных заказов, завод потерял всякий интерес к 35-К.

В начале 1937 г. все работы но гаубице 35-К были перенесены с завода № 8 на завод № 7 (бывший «Арсенал»), которому отдали заказ на изготовление 100 гаубиц 35-К в 1937 году. Но и «Арсенал» ничего не хотел делать с «чужой» системой.

Возмущенный Сидоренко 7 апреля 1938 г. написал письмо в Артиллерийское управление: «Завод № 7 не заинтересован в доделке 35-К — это грозит ему валовым произволом... У Вас (в Артуправлении) 35-К ведает отдел, который является убежденным сторонником минометов и следовательно, противником мортир...» Далее Сидоренко указал, что во время испытании 35-К на НИАПе имело место элементарное вредительство.

К лету 1938 г. для 35-К были отработаны три типа выстрелов и конструкция гаубицы должна была подвергнуться небольшим изменениям, Но в конце 1938 г. зачем-то решили еще раз испытать непеределанную (завод № 7 отказался от переделки) гаубицу 35-К — опять набросы и неудовлетворительная кучность стрельбы.

В своем отчете от 16 июля 1939 года руководство АННОПа заявило, что дальнейшие работы по 35-К нецелесообразны. Правда, орудие разбиралось на 9 частей весом от 35 до 30 кг. Таким образом, в разобранном виде оно могло транспортироваться не только на конских, но и на людских вьюках, что считалось особенно выгодным при применении в горах.

Разборный ствол гаубицы состоял из трубы, казенника и накладки. Казенник легко навинчивался на трубу без инструмента. Крутизна нарезов постоянная. Затвор поршневой эксцентрический.

Подъемный механизм имел один сектор. Поворот орудия происходил при перемещении станка по боевой оси.

Тормоз отката гидравлический веретенного типа. Накатник пружинный. Лафет коробчатый, однобрусный. Он разбирался на лобовую и хоботовую части. При стрельбе из окопа хоботовая часть снималась.

Прицел от 76-мм пушки обр. 1909 г., с изменениями, позволившими нести стрельбу при углах до + 80 гр.

Щит съемный и откидной.

Боевая ось коленчатая. Благодаря повороту оси можно было менять высоту линии огня: 570 мм и 750 мм.

Колеса металлические дисковые с грузошиной. Передок системы оглобельный.

Передвижение гаубицы могло производиться двумя способами:

а) на колесах в оглобельной запряжке с одной лошадью или при впряжен им в лямки 4-х человек расчета;

б) на вьюках — 4-х конских или 9-и людских (без боекомплекта).

Система Ф-23 разрабатывалась в ОКБ завода №92 под руководством В. Г. Грабина. Первоначально по утвержденному проекту Ф-23 — должна была быть универсальной системой (пушка-гаубица), в которой на едином лафете можно было бы использовать ствол 76-мм гаубицы уменьшенной мощности, или 45-мм противотанковой пушки типа 19-К.

76-мм облегченная батальонная гаубица Ф-23-II в боевом положении. Ствол в положении для стрельбы прямой наводкой.


76-мм облегченная батальонная гаубица Ф-23-II в походном положении.


Гаубичный ствол — моноблок. Дульного тормоза нет. Затвор поршневой от 76-мм полковой пушки обр. 1927 р. Было разработано две системы заряжания: унитарным патроном по типу горной пушки обр 1909 Г. и раздельно-гильзовое.

Данные 76-мм гаубицы 35-К
Данные ствола
Калибр, мм76,2
Длина Ствола, мм/клб870/11,4
Длина нарезной части, мм645
Длина каморы, мм140
Обьем каморы, л0,31
Крутизна хода нарезов, клб20
Число нарезов24
Глубина нареза, мм0,7В
Ширина нареза, мм7,0
Ширина поля, мм3,0
Вес затнора, кг12
Вес ствола с затвором, кг91
 
Данные лафета
Угол вертикального наведения, град.: 
с низкой оси на длинном станке- 6 град 15 град; +60 град
с высокой оси -//-- 1 град 40 град; +64 град 50 град
с высокой оси на коротком станке+10 град45 град; +83 град
Угол гориз. наведения, град- 3 град 30 град; +4 град 30 град
Длина отката, мм: норм460
предельн470
Вес жидкости в тормозе отката, кг0,91
Высота линии огня, мм (на низкой / высокой оси)750/570
Высота окуляра панорамы, мм (на низкой / высокой оси)950/780
Длина в боевом положении, мм: 
с короткими станинами1580
с длинными станинами2715
Гориз. расстояние от опоры сошника до: 
оси цапф, мм1570
опоры колес, мм1770
Высота в боевом положении, мм: 
при 0 град (на низкой / высокой оси)1245/1050
при макс, угле (на низкой / высокой оси)1430/1225
Длина макс, в походном положении, мм: 
с оглоблями3895
без оглобель1590
Ширина системы, мм1220
Ширина хода, мм1080
Клиренс, мм290
Высота в походном положении, мм1450
Диаметр колеса, мм650
Число окон а колесе5
Толщина щита, мм3,5
 
Весовая сводка, кг:
Откатные части: без ствола5,92
со стволом96,92
Качающаяся часть: без ствола49
со стволом140
Лафет без ствола253
Щит35,6
Колеса2 19
Система в боевом положении344
-//- в походн. положении (с оглоблями)372 
 
Эксплуатационные данные
Скорость возки, км/час6-7
Время перехода из походного положения в боевое и обратно, с30-40
Расчет, чел5


Пушечный ствол и боеприпасы полностью заимствованы от противотанковой пушки 19-К.

Артсистема Ф-23-1 была изготовлена заводом № 92 в период с сентября по декабрь 1936 года по чертежам КБ завода № 92 согласно распоряжению ГУВП от 21 августа 1935 года.

Особенность конструкции в том, что при раздвижении станин (переходе из походного положении и боевое) система своим поддоном опускается на грунт. При переходе в походное положение система автоматически выбирает клиренс при сведении станин. Угол раздвижения станин 60 гр.

Станины коробчатого сечения, клепанные. Для стрельбы в окопе станины укорачивались.

Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Длина отката переменная.

Подъемно-уравновешивающий механизм соединен в одном цилиндре, винтового типа, находящимся над люлькой.

Поворотный механизм имел зубчатый сектор, прикрепленный к нижнему станку.

Система подрессорена, колеса металлические обрезиненные,

Система разбиралась на конские вьюки.

76-мм облегченная батальонная гаубица Ф-23-II в боевом положении. Ствол в положении угла наибольшего возвышения.


Опытный образец Ф-23-I поступил с завода № 92 на НИАП 15 января 1937 года. После 197 выстрелов появились трещины в станке, и система была возвращена на завод № 92,

После неудачи испытаний системы Ф-23-I работы продолжались над облегченной 76-мм батальонной гаубицей Ф 23-II.

Батальонная гаубица упрощенной конструкции Ф-23-II с однобрусным лафетом была изготовлена заводом № 92 в период с сентября по ноябрь 1936 года по чертежам КБ завода № 92 согласно распоряжению ГУВП от 21 августа 1935 года.

Лафет однобрусный клепаный. Противооткатные устройства расположены в люльке под стволом. Тормоз отката гидравлический типа Шнейдер. Накатник гидропневматический. При откате противооткатные устройства неподвижны. Уравновешивающий механизм пружинного типа, расположен справа. Шток связан с люлькой, а пята корпуса упирается в грунт.

Подъемный механизм имел два сектора. Стрельба велась с круглого клепаного поддона, упирающегося в грунт. Поддон снабжен большим забивным сошником. Горизонтальное наведение осуществлялось передвижением колесной оси (выполняющей роль хобота) и бруса. Осью вращения служил центр поддона. Колеса при стрельбе находились сзади. При переходе в походное положение ствол перебрасывался на 180°.

Заводские испытания гаубицы Ф-23-II были проведены на НИАПе с 10 по 23 ноября 1936 года. Полигонные испытания системы были начаты в январе 1937 года. На 34-м выстреле вышли из строя противооткатные устройства и подъемный механизм.

Колеса металлические обрезиненные. Подрессоривания нет. Система разбиралась и могла перевозиться на конских и людских вьюках.

Результаты стрельб из Ф-23-1 23 января 1937 года:

- Снаряд: 4,7кг с КТ-1

- Заряд: 0,044 (ВЛ) + 0,133 (4/1) = 0,182 кг

- Начальная скорость: 310—331 м/с

- Дальность стрельбы (при утла вертикального наведения 45 гр) — 6200 м.

Обе системы Ф-23-I и Ф-23-II испытывались до середины 1938 г., но таr и не поступили на вооружение и работы по ним были прекращены распоряжением от 11 ноября 1939 г.

В итоге к 22 июня 1941 г, наш стрелковый полк имел 6 — 76-мм полковых пушек обр, 1927 г. и 12 — 45-мм противотанковых пушек. Это теоретически, а практически в значительной части стрелковых полков и того но было. 45-мм ПТП обр. 1932г. и обр. 1937г., в общем, были на уровне ПТП того времени и могли в 1941 г. на ближних дистанциях поражать практически все типы германских танков. Однако 76-мм полковая пушка обр. 1927 г. попросту не годилась для полковой и батальонной артиллерии.

 

Данные 76-мм гаубицы Ф-23
Данные ствола
Калибр, мм76,2
Длина ствола, мм/клб.956/12,5
Объем каморы, дм30,32-0,336
Крутизна нарезоа, клб18
Число нарезов24
Глубина нареза, мм0,76
Ширина нареза, мм6,94
Вес ствола с затвором, кг (Ф-23-I/Ф-23-II)83/90
  
Данные лафетов
Угол вертикального наведения, град: 
Ф-23-I (76-мм / 45-мм)0 град; +65/0 град; +25 град
Ф-23-II(76-мм/Д5-мм)0 град;+65 град / -
Угол горизонтального назедения, град (Ф-23-I/Ф-23-II)-30 град /-10 град
Длина отката, мм: при 0 град - 2 град530+40
при 20 град - 65 град350+40
Высота линии огня, мм350/238
Длина станин, мм (Ф-23-I/Ф-23-II)1800/2300
Ширина кода, мм (Ф-23-I/Ф-23-II)950/965
Клиренс, мм (Ф-23-I/Ф-23-II)215/260
Диаметр колеса, мм (Ф-23-I/Ф-23-II)615/650
Расстояние от оси поддона до боевой оси, мм1800
Вес откатн. частей, кг (Ф-23-I/Ф-23-II)90/100
Вес кач. части, кг (Ф-23-I/Ф-23-II)140/158
Вес в боевом положении, кг (Ф-23-I/Ф-23-II)380/350
  
Эксплуатационные данные
Скорость возки, км/ч (Ф-23-I/Ф-23-II)35- 45/10
Баллистические данные 76-мм ствола 
Вес снаряда, кг (поТТЭ/факт)4,7/4,7
Нач. скорость, м/с (поТТЗ/факт)320/305


Итак, что же произошло? Почему наши батальоны и полки оказались без эффективных артиллерийских систем? Почему были провалены три артиллерийские программы?

Дать исчерпывающий ответ на этот вопрос в одной статье практически невозможно. Но немалое влияние на этот итог оказала видимая конкуренция легких мортир и гаубиц с минометами. Причем доводы сторонников минометов не были беспочвенны, так как в отличие от Германии и Японии, многие другие страны, такие как Франция, Великобритания, Польша и Финляндия решили в конце концов не тратить усилия на батальонные гаубицы и мортиры, заменив их повсеместно миномётами типа Стокса-Брандта.

Конечно, 35-К и Ф-23 не могли заменить миномет, а лишь дополнить его. Однако следует помнить, что в 1934 — 1938 гг. судьба минометов буквально висела на волоске, и «минометное лобби» Артуправления грудью вставало против любых мортир, малых гаубиц, гранатометов и др. Трагическая судьба 40,8-мм автоматического гранатомета Таубина является одним из примеров этого противодействии.

И до начала Великой Отечественной войны батальонные орудия навесного огня так и не нашли дорогу в систему вооружений Красной Армии.
Автор:
Александр Широкорад
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти