Броненосцы, время первых...

11 237 34
Броненосцы, время первых...
Линейный корабль «Великий князь Константин»


Последние русские парусные линейные корабли были прекрасны! «Двенадцать апостолов», «Париж», «Великий князь Константин»: 130 стволов, из которых 28 — 68-фунтовые бомбические орудия, напрочь спалившие турецкую эскадру при Синопе! Их орудия позволили Севастополю держаться без малого год, вот только сами они к тому времени врастали в ил на входе в Ахтиярскую бухту. Решение о затоплении Черноморского флота можно считать спорным, но... Стоит признать — перспектив они не имели!



Когда говорят, что капитаны парусных кораблей не любили пароходы, сразу нужно оговориться: они не любили пароходы, переделанные из парусных кораблей, и не без оснований! Паровая машина, вставленная в трюм не приспособленного для того корабля, отнимала место у артиллерии, боеприпасов, провизии, воды или личного состава. При этом выгода, дававшаяся первыми паровыми машинами, была неочевидна: под парами переделанные корабли могли давать узла три, а при традиционной буксировке шлюпками — узла два. Ну и стоило ли ради одного узла скорости огород городить? Тем более, что под парусами переделки шли хуже нормальных парусников — винт тормозил движение.

Собственно говоря, именно таким был «Константин» — парусный линейный корабль, при тимберовке в 1852-54 годах оборудованный паровой машиной мощностью 450 лошадиных сил. За установку машины пришлось заплатить снижением артиллерийской мощи: вместо 82 орудий оставить 74. Впрочем, к концу Крымской войны стало ясно: время деревянных линейных кораблей прошло!


Плавучая батарея «Девастасьён»

Император французов Наполеон за номером 3 был не чужд инженерному делу. Оперативная гибель турецкой эскадры при Синопе заставила его задаться сакраментальным вопросом: «Что делать?». Впереди была осада Севастополя, и подставлять деревянные борта под калёные ядра и бомбы орудий русских равелинов не хотелось — турецкий пример был весьма наглядным. Поэтому император заказал три прорывных корабля: «Лёв», «Тоннант» и «Девастасьён» (я не знаток французского, так что пардон за произношение!). Это были мелкосидящие плавучие батареи, оснащённые паровыми машинами. Впрочем, скорость и мореходность не были их коньком — 4 узла в штилевую погоду не впечатляли даже тогда! Зато эти корабли были вооружены 16х30-фунтовыми и 2х18-фунтовыми орудиями, которые прикрывала 11-сантиметровая броня!


Обстрел союзным флотом Кинбурна

Такой подход позволял этим пироскафам подходить на минимальную дистанцию к русским укреплениям, не обращая внимания на огонь. Под Севастополь батареи не успели, но 18 октября 1855 по полной оторвались на крепости Кинбурн. Старая крепость была снабжена (по разным данным) то ли 50, то ли 60 орудиями, рядом были выстроены ещё две батареи на 10 и 11 орудий. Это были не новые, но вполне боеспособные 24-фунтовые пушки, стрелявшие чугунными ядрами, которые в калёном варианте были весьма опасны для деревянных кораблей.

Начавшаяся 16 октября перестрелка союзного флота с крепостью прошла без особых результатов до тех пор, пока в 9 утра 18 октября на 4 кабельтовых к русским фортам не подошли французские плавучие батареи. Всё было кончено в течение 2,5 часов: французские пушки беспрепятственно громили цитадель, а русские ядра оставляли на броне французских кораблей только вмятины. В 11:30 в крепости была выведена из строя вся артиллерия юго-западного вала, горела казарма, поскольку тушить пожар под ураганным огнём было невозможно, вскоре огонь перекинулся на все остальные строения. Пользуясь ослаблением огня с батарей крепости, противник ввёл в лиман 9 паровых фрегатов. Теперь крепость поливали огнём со всех сторон, и после пятичасовой бомбардировки русский огонь прекратился полностью. Когда к берегу причалили шлюпки с парламентёрами, комендант крепости генерал-майор И. В. Коханович почёл за лучшее принять условия капитуляции.


Бронированный фрегат «Минотавр»

Реакция современников была однозначной: полный успех! И по всей Европе начинается строительство броненосных кораблей. В 1859 году на воду сошёл французский «Глуар», за ним последовал британский «Уорриор». В 1861 году появился «Ахиллес» — улучшенный «Уорриор», за ним — три бронированных фрегата класса «Минотавр». Корабли не отличались мореходными качествами, но имели броню в 114–140 мм и сильное вооружение: 4х9-дюймовых нарезных (хоть и дульнозарядных) орудия и 24х7-дюймовых нарезных дульнозарядных орудия в бронированной батарее.


Броненосная батарея «Первенец»

Как не любил Великий Князь Константин парусники, но отставать от супостатов не хотелось, и в 1861 было решено построить первые броненосцы. Первый назвали «Первенец» — в честь первенца нового императора Александра Николаевича — Николая Александровича (1843-65 гг.). Опыта строительства крупных броненосных кораблей Россия не имела (канонерка «Опыт» — не в счёт, она была маленькая!), поэтому корабль заказали в Англии, на верфи «Тэмз Айрон Воркс». Но уже второй корабль серии, «Не тронь меня», строили в России. В Санкт-Петербурге построили и третий корабль серии — «Кремль».

Корабли были классифицированы как «броненосные батареи», предназначенные для обороны Финского залива, поэтому скорость для них была не принципиальна. За образец был принят строившийся в то же самое время на верфи «Минотавр». Машину для «Первенца» планировали снять с того самого «Константина», но 450 лошадиных сил, вполне подходящие для деревянного корабля, для броненосца было явно недостаточно, поэтому в Англии на корабль поставили 1000-сильную трёхцилиндровую паровую машину фирмы «Модсли, сыновья и Филд». В движение корабль приводил единственный гребной винт диаметром 3,2 метра. Корпус был разделён на 7 отсеков водонепроницаемыми переборками и имел три непрерывные палубы — верхнюю, батарейную и жилую. Броня у батареи была стандартной для того времени толщины — 114 мм, а вооружение — 26х60-фунтовых гладкоствольных пушек.


«Кремль» в море

На любой новой технике конструкторы впадают в новаторский раж, стараясь запихнуть в бедный головной образец побольше оригинальных технических решений, явившихся в результате бессонных ночей за кульманом. «Первенец» исключением не был: до корабля с двумя таранами, носовым и кормовым, не додумались даже древние греки с их извращённой фантазией. Русские инженеры — додумались! «Первенец» имел по тарану в носу и корме, по идее, кормовой должен был защищать руль и винт от удара, но на деле управляемость парохода была... Скажем мягко — не на высшем уровне. А кренился на при поворотах он так, что пришлось даже устанавливать дополнительные скуловые кили — дабы не перевернулся. Штурвал у нового корабля был настолько тугим, что рулевых на него требовалось шесть человек (кстати, поговорка «держите меня четверо» — как раз о таких штурвалах, но «Первенцу» четверых не хватало...), пришлось его даже переносить с орудийной палубы на особую платформу перед бизань-мачтой — чтобы рулевым не было тесно.


«Не тронь меня»


«Не тронь меня» строили в Санкт-Петербурге, на верфи Галерного острова, но по контракту с англичанином Ч. Митчелом. Верфь сдали англичанину в аренду, предварительно построив эллинг со всеми необходимыми приспособлениями. Наблюдал за постройкой корабля от Кораблестроительного департамента Морского ведомства корабельный инженер А. Х. Соболев. Собственно, на «Не тронь меня» и установили бэушные, снятые с «Константина» котлы (то, что «экономика должна быть экономненькой», не Леонид Ильич придумал!), но машины пришлось купить новые, английские, завода Хамфрейса, мощностью 1632 лошадиные силы. Два тарана, бронирование, скуловые кили, всеми этими деталями «Не тронь меня» не отличалась от «Первенца», скорость была такая же — 8 узлов — максимум. А вот вооружение у плавбатарей отечественной постройки было послабее «Первенца» — 17х60-фунтовых гладкоствольных пушек вместо 26. Вступила в строй «Не тронь меня» 6 июля 1865 года.


«Кремль» — над корпусом явно поработали!

На «Кремле» отечественные кораблестроители отказались-таки от кормового тарана, что сразу дало прибавку к скорости в 1 узел. Корабль был заложен на верфи Семянникова и Полетики в Санкт-Петербурге 1 декабря 1864 года, строительством руководил Н. Е. Потапов. Паровую машину установили со списанного фрегата «Илья Муромец» — двухцилиндровая, запитывающаяся от 4 котлов, мощностью 913 лошадиных сил. В строй «Кремль» вступил в 1867 году. Корабль впервые получил полые железные мачты, которые, к тому же, использовались для вентиляции нижних палуб. Все три первых русских броненосца несли парусное вооружение трёхмачтовой марсельной шхуны (на «Кремле», по просьбе командира, добавили прямые паруса на грот-мачте — всё-таки у него корпус был сильно более мореходный), палубы поверх брони застилали досками: верхнюю и жилую — сосновыми, батарейную — дубовыми, в бортовых отсеках размещались цистерны, которые в бою предполагалось заполнять водой, погружая корабли дополнительно на 30,5 сантиметров в воду, что снижало поражаемую поверхность. Все корабли имели небольшую бронированную броневую рубку.

Служба всех первых русских броненосцев достаточно бедна на события. Разве что столкновений хватало: «Не тронь меня» в 1869 году столкнулась с полуброненосным фрегатом «Петропавловск», а в 1883 году повредила норвежское судно «Хайден». Несмотря на то, что корабли никогда не воевали, «Кремль» умудрился мастерским таранным ударом потопить корабль. Правда, свой — винтовой фрегат «Олег». Впрочем, он же и погиб первым из всех — в 1885 году попал в сильный шторм, получил повреждения корпуса и затонул (хотя и на мели — командир успел вывести на мелкое место), после чего был поднят и отбуксирован в Кронштадт для ремонта.


«Не тронь меня» в Кронштадте — конец 60-х годов XIX века

Тем не менее корабли принесли большую пользу отечественному флоту. Они подвергались постоянным переделкам, на них испытывались новые орудия и машины (под конец эксплуатации они почти полностью перестали походить друг на друга). Даже устарев окончательно, они использовались в качестве блокшивов, несамоходных барж и даже плавкранов — именно в таком качестве некоторое время подвизалась «Не тронь меня». Первым на слом отправился самый молодой из кораблей — «Кремль», это случилось в 1908 году. «Не тронь меня» была отправлена на разделку только в 1950 году. Дольше всех продержался сам «Первенец» — он был пущен на иголки только в 1959 году.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. BAI
    0
    11 августа 2025 06:19
    Парусные линейные корабли ЧФ - красавцы. (см. картину Айвазовского Смотр Черноморского флота. ).
    Но с их уходом закончилась эпоха побед Российского флота.
    А по оригинальсти решения, лидерами наверное, стали плавучие батареи "Поповки"
    1. +1
      11 августа 2025 08:14
      Цитата: BAI
      Но с их уходом закончилась эпоха побед Российского флота

      Блестящие победы Русского флота в Турции (Трапезунд), превращение Черного моря в внутренне море России во время ПМВ говорят о другом...
  2. +3
    11 августа 2025 08:09
    «Не тронь меня» была отправлена на разделку только в 1950 году


    разделана из боевого корабля в несамоходную баржу-склад и продана гражданским была еще в 1905 г. 1950 г-это поднятие затопленных останков и утилизация.

    Хотя можно сказать, что в ВОВ было 2 «Не тронь меня» -этот и знаменитая тоже плавучвя батарея в Севастополе
  3. +1
    11 августа 2025 10:18
    Спасибо за интересный обзор.
    Поэтому император заказал три прорывных корабля: «Лёв», «Тоннант» и «Девастасьён» (я не знаток французского, так что пардон за произношение!).

    Чтобы не было недоразумений при переводе batteries flottantes "la Lave", французы подразумевали в названии вулканическую лаву.
    1. 0
      11 августа 2025 20:46
      Согласен, просто я французского не знаю и сомневаюсь в произношении слова "Лёв", "Лов", "Лав"?
  4. +5
    11 августа 2025 10:34
    Представляю, что испытывали бывалые военные моряки в 60-х годах 19-го века. Еще вчера морями правили многопалубные красавцы с сотней пушек на борту и огромными полотнищами парусов. А тут стали ползать чадящие низкие железные уродцы, с десятком пушек готовых уничтожить целую эскадру деревянных красавцев, без какого-либо ущерба для себя.
  5. +1
    11 августа 2025 11:05
    Интересно, что слово "Не тронь" на оригинальном фото броненосца написано слитно "Нетронь меня". За сто с лишнем лет правописание изменилось или это ошибка?
  6. +2
    11 августа 2025 11:14
    По поводу брони. Читал где-то, кажется в "Моделист-конструкторе", что англичане первыми начали экспериментировать с броней. Но они пробовали тонкие листы, ядра их пробивали, при этом порождая рой вторичных осколков. Посмотрев на последствия, англичане от брони отказались.
    1. +1
      11 августа 2025 19:34
      Цитата: Не_боец
      По поводу брони. Читал где-то, кажется в "Моделист-конструкторе", что англичане первыми начали экспериментировать с броней. Но они пробовали тонкие листы, ядра их пробивали, при этом порождая рой вторичных осколков. Посмотрев на последствия, англичане от брони отказались.

      Как не парадоксально, начиная с 18 века толщина бортов военных ранговых кораблей неуклонно увеличивалась. Ко времени Крымской воны у кораблей первых рангов была толщиной более ярда . Так им образом можно говорить о броне деревянной.
      Теперь о французских «броненосцах». Их броня показала устойчивость к обстрелу 24-фунтовыми коронадами. Еще не факт если в крепости была бы хоть олна батарея с 68-фунтовыми бомбическими пушками, французы вышли бы победителями.
      1. +3
        11 августа 2025 20:44
        Ну, ещё на испанских галеонах броня была в районе метра. Зря что ли "Сао Мартин" в Гравелинском бою вся эскадра Дрейка потопить не могла?
        1. +2
          11 августа 2025 20:59
          Цитата: Летучий_Голландец
          Ну, ещё на испанских галеонах броня была в районе метра. Зря что ли "Сао Мартин" в Гравелинском бою вся эскадра Дрейка потопить не могла?

          В районе батарейной палубы -значительно меньше.
          К толщине в метр первыми пришли французы, к концу 18 века.
          В Британии - нормой толщина борта в районе дека не превышала три-четверти ярда, свыше стали строить только после войн с Наполеоном.
          Впрочем, применялись и другие меры устойчивости к артобстрелам - уменьшались порты орудий, убирались перегородки на батарейной палубе, делалась защита из свернутых коек и сетки.
      2. +2
        13 августа 2025 12:36
        Цитата: Коте пане Коханка
        если в крепости была бы хоть олна батарея с 68-фунтовыми бомбическими пушками

        Вопрос в расстоянии и в типах снарядов. 60 фунтовки Баумгарта и Маевского железными кованными ядрами пробивали ЕМНИП с 600 шагов. А вот бомбы, скорее всего, раскалывались при ударе о броню вне зависмости от калибра.
        Но был еще один любопытный момент. Французская промышленность не успевала построить необходимое количество кораблей и Наполеон приказал передать чертежи англичанам, которые заложили еще пять батарей такого же типа ("Этна").
        Вот как раз они и должны были отправиться на Балтику. Но случился курьез. В отличие от франков, британцы крепили броневые плиты с помощью деревянных нагелей. И после нескольких попаданий они ломались. Правда выяснилось это уже после войны request
      3. +1
        18 августа 2025 23:42
        Британцы свои батареи в 60-м году обстреливали опытными нарезными Армстронга, пробития не получили, поэтому 115 мм остались как стандарт, уже по опыту Американской гражданской двукратно увеличили бронезащиту.
    2. +1
      13 августа 2025 01:30
      осколков хватало и на деревянных....- при попаданиях ядер в борта,мачты ,надстройки -от отколовшихся щепок и кусков дерева погибало больше членов экипажа ,чем от собственно ядер...
      1. +1
        13 августа 2025 12:51
        Да, "ранило щепкой" - обычная запись в личных делах тогдашних моряков (Нахимов при Наварине удостоился). Причём "щепка" могла быть острым, метровым обломком реи...
  7. +2
    11 августа 2025 12:09
    Собственно, на «Не тронь меня» и установили бэушные, снятые с «Константина» котлы (то, что «экономика должна быть экономненькой», не Леонид Ильич придумал!), но машины пришлось купить новые, английские, завода Хамфрейса, мощностью 1632 лошадиные силы.

    Вспоминается занимательная история постройки БР "Император Николай I".
    5 ноября 1884 года последовало указание проработать новый вариант — вместо машин, аналогичных установленным на крейсере «Владимир Мономах», применить машины (вместе с котлами), которые министр намеревался снять с парохода «Опыт» (разжалованное из императорских яхт неудачное детище А. А. Попова «Ливадия»).
    Но снятие с «Опыта» двух бортовых машин грозило ухудшить управляемость этого парохода, который командование Черноморского флота надеялось использовать в качестве вместительного военного транспорта. Тогда в Петербурге появилась новая идея — снять только среднюю машину, заказав вторую по ее образцу. Нелепость этого уникального заказа (со снятием эскизов с совершенно незнакомых механизмов) министра, видимо, ничуть не занимала. Получив такое задание, механический отдел МТК 10 апреля 1885 года отрапортовал, что «сооружение новой машины» вполне реально, после чего начались переговоры с Балтийским заводом, где предполагалось строить и сам корабль.
    © Мельников
  8. +5
    11 августа 2025 18:25
    Поэтому император заказал три прорывных корабля: «Лёв», «Тоннант» и «Девастасьён»

    На самом деле пять. Помимо перечисленных было еще два "Фудройант" и "Конгрев" но они вошли в строй уже летом 1855 и на ТВД их не отправили.
    1. 0
      13 августа 2025 01:48
      кораблями Девастасьёны назвать можно только с большой натяжкой- по сути это были большие квадратные (с закруглёнными оконечностями) самоходные баржи ,оборудованные орудиями. вобщем плавбатареи. они ,вроде-бы и своим ходом особо и не передвигались- их таскали на буксире,а собственные паровые машины использовались только для маневрирования в бою.... вообще-то такие посудины (только без парового привода) назывались прамами (голл. PRAAM-баржа) существовали в русском флоте с 1706г.и использовались для обороны морских крепостей- ревеля\риги\ кронштадта,иногда даже сами выходили в море и воевали- в бомарзунде,гельсингфорсе,мемеле,данциге,даже в роченсальме отметились...- в ,и в чёрном море.
  9. 0
    11 августа 2025 19:27
    под парами переделанные корабли могли давать узла три,

    Откуда дровишки?
    1. 0
      11 августа 2025 20:48
      У Сергея Махова читал, где не вспомню, возможно в ЖЖ или Телеге? Или в лекциях по Крымской войне слышал? Нет, не вспомню.
      1. -1
        11 августа 2025 21:33
        Цитата: Летучий_Голландец
        У Сергея Махова читал, где не вспомню, возможно в ЖЖ или Телеге?

        Махов с техникой не очень дружит. Экономическая подоплека или редкие факты у него искать можно и нужно. А вот в технических деталях Сергей откровенно плавает, ляпы почти гарантированы.
        1. +1
          14 сентября 2025 21:22
          Так и есть,историк он отличный,а вот "технарь" слабый.
      2. 0
        12 августа 2025 16:33
        Пароходофрегат "Богатырь". 1837 год. 1342 т, 240 л.с., наверное, все же нарицательных. Скорость 8 узлов.
        Винтовой фрегат "Архимед". 1848 год. 2300 т, 300 л.с. 7 узлов.
        Винтовой фрегат "Шварценберг". 1862 год. 2600 т, 1700 и.л.с. 11 узлов.
        При установке ПМ, корпус парусника разрезали и встраивали в него дополнительную секцию с ПСУ. При этом, за счёт удлинения судна, ходкость его улучшалась. С продольной прочностью могли быть проблемы, это да.

        МК 2006/6. Крейсерская серия.
        1. +1
          13 августа 2025 13:17
          Ну, здесь даны ТТХ не переделок, а кораблей изначально построенных как пароходы. Насчёт вставки... Я про такое читал, но верится с трудом: практически на всех переделках снижалось количество пушек (на том же "Константине" с 82 до 74), а при вставке, оно должно было, как минимум, не измениться. Да и не должны были переделки, на мой взгляд, быть хорошими ходоками: "Наполеон", спроектированный специально под винтовой движитель и паровую машину давал 10,5 узлов, и это считалось не просто хорошо, а блестяще! Все отзывы о переделках - отрицательные. Так что не знаю...
          1. +1
            13 августа 2025 22:19
            Цитата: Летучий_Голландец
            практически на всех переделках снижалось количество пуше

            Это верно, но есть нюанс.
            как правило, число пушек после подобных модернизаций снижалось, но вот их калибр мог вырасти.
            Цитата: Летучий_Голландец
            (на том же "Константине" с 82 до 74)

            Да но до переоборудования на его нижней палубе было 24- 36 фунтовых пушек и 4 -60 фунтовых (1,5 пуда) единорога, на верхней 30 коротких 24 фунтовок, а также 16 - 8 и 6 24 фунтовок на баке и квартердеке
            а после 26- 68 фунтовок и 4 - 30 фунтовых длинных пушек на нижней палубе, 4-30фунтовых длинных пушки, 20-коротких 24 фунтовки и 4 60 фунтовых единорога на верхней. И 16 - 30 фунтовых карронад, 1 - 245мм и й -36 фунтовая пушка на баке и квартердеке.
            То есть, пушек стало меньше, а вот огневая мощь выросла.
    2. 0
      13 августа 2025 12:41
      Цитата: Grossvater
      Откуда дровишки?

      первоначально отсюда
      Буквально за несколько недель до Синопского сражения были заложены плавучие батареи «Лав», «Тоннант» и «Девастасьон» — немореходные, имевшие скорость всего 3—4 узла, но забронированные «с ног до головы»
      https://modelist-konstruktor.com/morskaya-kollekcziya/nachalo-zheleznogo-veka
      Впрочем, английская вика с этим вполне согласна
      Корабли были спроектированы для скорости 6 узлов (11 км/ч; 6,9 миль/ч), но могли развивать лишь от 3,2 узлов (5,9 км/ч; 3,7 миль/ч) до 3,8 узлов (7,0 км/ч; 4,4 миль/ч). Корабли оказались недостаточно мощными, и им часто приходилось полагаться на другие суда для буксировки к месту назначения. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

      Упс. feel Вы оказывается про переделанные корабои спрашивали.
      Это не правда. Хорошими ходоками они не были, но 7-8 узлов обычно давали. Что в те времена случалось с кораблями специальной постройки.
  10. 0
    11 августа 2025 19:31
    оборудованный паровой машиной мощностью 450 лошадиных сил.

    Каких лошадиных сил? Нарицательных или индикаторных? Суда по времени постройки, таки нарицательных. Для перевода хотя бы в индикаторные, нужно умножать на... А хрен его знает на сколько. Может на три, а может и на восемь.
    Воспитанные люди обязательно указывают, о каких именно величинах идёт речь.
    1. +1
      11 августа 2025 20:49
      На этот вопрос ответа не нашёл, когда в источнике указано, индикаторных или нарицательных, я ставлю, а здесь просто не было уточнения.
  11. 0
    12 августа 2025 19:23
    Эх!.. Какие музеи пропали! Цены им не было! crying
    1. +2
      12 августа 2025 21:25
      Почему цены не было? Есть цена! Поезжайте в Чили, там на приколе, как раз в качестве музея, Уаскар стоит. Билет то ли тышшу, то ли две тышши баксов стоит. На одно рыло.
      1. 0
        12 августа 2025 21:28
        Цитата: Grossvater
        Поезжайте в Чили, там на приколе, как раз в качестве музея, Уаскар стоит.

        "Уаскар" ("Гуаскар") для Чили, как для нас "Аврора". Я про свои, родные музеи request
        Билет то ли тышшу, то ли две тышши баксов стоит. На одно рыло.

        Я так то про другую "цену"...
        1. 0
          13 августа 2025 02:07
          да- у нас в 50х-60 много раритетов порезали...-Петра Великого,этих первенцев, ,мономаха, генрал-адмирала,герцога эдинбургского,Дунай (бывш. кристофоро коломбо) полярную звезду в мишень превратили... из последних -уже в 2010х порезали Волгу... остался "стрелец"- монитор типа Ураган постройки 1865г.- ныне баржа- если ещё не распилили- то ему сильно повезло... вобщем-то тот-же Ворриор ,которым мы все сейчас любуемся и восторгаемся до 1980г был просто "грязнухой"- нефтеналивной баржей («Oil Fuel Hulk C77») на ВМ базе портсмута.
          1. +1
            13 августа 2025 12:45
            Цитата: eugen_caro
            остался "стрелец"- монитор типа Ураган постройки 1865г.

            Помню собирали подписи в петицию за сохранение корабля. Но чем кончилось не знаю.
            Цитата: eugen_caro
            вобщем-то тот-же Ворриор ,которым мы все сейчас любуемся и восторгаемся до 1980г был просто "грязнухой"- нефтеналивной баржей

            А китайцы "Динь-Юань" заново построили request
            1. +1
              14 августа 2025 14:17
              У нас в этом случае было бы актуально заново построить "Варяг", но, в качестве музея вряд ли оправдает себя: новоделы спросом обычно не пользуются. А вот то, что все "Новики" порезали - реально жаль...