«Гарпия-А1» — дрон-камикадзе: улучшенная версия «Герани»?

6 512 15
«Гарпия-А1» — дрон-камикадзе: улучшенная версия «Герани»?
Ударные БПЛА на параде 9 мая 2025 г. Фото Минобороны РФ


Для уничтожения украинских объектов российская армия применяет ударные беспилотные летательные аппараты нескольких типов. Наибольшую известность получило изделие «Герань-2», но имеются и иные беспилотники схожего назначения. Один из них — «Гарпия-А1». По разным данным, техника этой модели используется в Спецоперации с 2023-24 гг. и регулярно поражает различные цели.



Ударный комплекс


Первые сообщения о появлении в российской армии нового ударного БПЛА появились в середине 2023 г. Тогда украинские формирования заметили, что в массированных ударах используется беспилотник, похожий на уже известную «Герань», но имеющий некоторые отличия. Его посчитали модификацией существующего изделия.

Официальные российские источники никак не комментировали эту ситуацию. Лишь позже стало известно, что в ударах использовался совершенно новый БПЛА под названием «Гарпия-А1». При этом какие-либо подробности вновь отсутствовали, и приходилось полагаться только на оценки и версии разной степени достоверности.

В сентябре 2024 г. информационное агентство Reuters опубликовало любопытные сведения о российской «Гарпии», якобы полученные от разведки. Утверждалось, что этот беспилотник был разработан и выпускается ижевским электромеханическим заводом «Купол». Серийное производство действительно было развернуто в 2023 г., и вскоре техника поступила в войска.

Утверждалось, что к моменту публикации этих сведений ИЭМЗ «Купол» успел изготовить и передать армии порядка 2,5 тыс. новых беспилотников. Часть этих изделий успели использовать для ударов по украинским объектам. Обломки БПЛА изучались иностранными специалистами — они пытались определить характеристики техники и состав её компонентов.


Беспилотники крупным планом. Фото Минобороны РФ

Несколько месяцев назад в зарубежных СМИ появилась новая информация о выпуске БПЛА и планах. Утверждалось, что за 2024 г. ИЭМЗ «Купол» собрал 2 тыс. аппаратов «Гарпия-А1». На 2025 г. приняли втрое больший план, и к началу мая завод выполнил четверть заказа.

Несмотря на определённый интерес публики и зарубежные публикации, российское министерство обороны не спешило рассказывать о новом БПЛА или демонстрировать его. Первый показ «Гарпии-А1» состоялся только 9 мая 2025 г., т.е. почти через два года после начала боевого применения.

В этом году в параде на Красной площади участвовал 7-й отдельный полк войск беспилотных систем. Он показал несколько современных БПЛА разного назначения, включая изделие «Гарпия-А1». Беспилотники и пусковые установки демонстрировались на грузовиках «КамАЗ» с бронированной кабиной, входящих в число штатного транспорта войск беспилотных систем.

Боевое применение


Известно, что изделия «Гарпия-А1» используются для поражения украинских объектов с лета 2023 г. Они участвуют в массированных ударах и решают общие задачи с крылатыми ракетами и БПЛА других типов. Подобный способ боевого применения подразумевает одновременный запуск большого числа беспилотников того или иного типа по общим или разным целям.

Регулярно поступают сообщения о применении «Гарпий-А1» по тем или иным объектам противника. Некоторые сопровождаются кадрами объективного контроля, снятыми БПЛА разведки.


«Гарпия-А1», не долетевшая до цели по неизвестным причинам. Фото Interestingengineering.com

Зарубежные СМИ утверждают, что ежемесячно российская армия использует порядка 500 «Гарпий». При этом украинская сторона не забывает отчитываться об уничтожении практически всех летящих БПЛА. Одновременно с этим ей приходится придумывать оправдания подрывам и пожарам на военных объектах.

По объективным причинам не представляется возможным собрать полную и достоверную статистику применения «Гарпий». Доступные сведения не раскрывают всю картину, а кроме того, в ряде случаев не позволяют определить, какой именно БПЛА атаковал украинскую цель. Изделие «Гарпия-А1» можно спутать с «Геранью-2».

Тем не менее, следует ожидать, что боевое применение БПЛА «Гарпия-А1» в обозримом будущем продолжится с понятными результатами для объектов противника. При этом нельзя исключать, что вскоре появятся новые модификации такого беспилотника с теми или иными особенностями и отличиями.

Беспилотник против санкций


Российское оборонное ведомство и промышленность скрывают основную информацию о проекте «Гарпия-А1». Одной из основных причин этого является необходимость защиты производства от внешнего воздействия и различных рисков. В свою очередь, иностранные разведки пытаются добыть информацию о российских БПЛА, на основе которой будут строиться планы и приниматься меры.

Например, осенью прошлого года «Рейтерс» сообщало, что в составе «Гарпии» используется бензиновый двигатель китайского производства. Эти изделия поставляются компанией Xiamen Limbach Aviation Engine Co. Чтобы остановить поступление таких изделий, США и Евросоюз ввели санкции против китайской компании и ряда других предприятий.


БПЛА «Гарпия-А1» пикирует на цель, июль 2022 г. Фото Минобороны РФ

Однако вскоре были приняты меры, и маршруты поставок двигателей изменились. Недавно зарубежные СМИ сообщили, что теперь якобы используются другие компании-посредники. В документах двигатели выдаются за технику других классов. Вероятно, зарубежные страны вновь попытаются повлиять на выпуск российских БПЛА и введут очередные санкции.

Возможно, в производстве «Гарпий-А1» используются не только двигатели, но и иные компоненты иностранного производства. Покровители Киева пытаются определить их происхождение и сорвать поставки. Тем не менее, недавняя ситуация с двигателями показывает, что успех в этом начинании не гарантируется. Российская промышленность и её зарубежные партнеры ищут способы противодействия иностранным мерам и продолжения поставок.

Поршневая бесхвостка


БПЛА «Гарпия-А1» внешне и по конструкции похож на давно известное изделие «Герань-2». При этом он имеет ряд отличий и особенностей, которые определяют его тактико-технические характеристики и возможности. В целом речь идёт о беспилотнике с повышенными параметрами.

Изделие «Гарпия-А1» построено по схеме «бесхвостка». Оно имеет треугольное крыло и рудиментарный фюзеляж. За пределы плоскости выраженно выступает только удлинённая носовая часть. Крыло оснащено законцовками-шайбами. Длина БПЛА не превышает 3-3,5 м; размах крыла меньше. Взлётный вес оценивается в 300 кг или более.

Беспилотник оснащён поршневым двигателем с толкающим воздушным винтом. Такая силовая установка позволяет ему развивать скорость не более 180-200 км/ч. Дальность полёта оценивается минимум в 1500 км.


Поражение пункта дислокации и автотранспорта противника. Фото Минобороны РФ

Аппарат управляется автопилотом. Он совершает полёт по заданному маршруту, используя помехозащищённую спутниковую и инерциальную навигацию. Также имеются сведения о внедрении оптической системы наведения, работающей на конечном участке маршрута. Она повышает вероятность поражения назначенной цели.

«Гарпия-А1» несёт боевую часть массой 150 кг. По всей видимости, используется осколочно-фугасный боезаряд. При этом, как показывает опыт других беспилотников, возможна разработка и внедрение БЧ иных типов.

Таким образом, более новый БПЛА «Гарпия-А1» отличается от «Герани-2» ранних версий большими размерами и массой, улучшенными лётными характеристиками и иной боевой нагрузкой. Такой аппарат может решать более сложные боевые задачи — например, поражать цели с лучшей защитой на большей дальности.

«Герань» и «Гарпия», а также ударные БПЛА других типов могут применяться в разных ситуациях и дополнять друг друга. Наличие нескольких беспилотников-камикадзе с разными характеристиками помогает организовывать более эффективные удары с учётом разных факторов.

Направления развития


В 2022 г. российская армия начала применять ударные БПЛА «Герань-2» и достаточно быстро подтвердила высокий потенциал такой техники. Вскоре этот беспилотник получил развитие, а кроме того, его концепция легла в основу новых проектов. Одним из результатов этого уже в 2023 г. стало изделие «Гарпия-А1».

Как и предшественник, «Гарпия-А1» показала высокие результаты и была рекомендована к массовому производству и применению. Такие беспилотники регулярно используются в массированных ударах и постоянно подтверждают свой потенциал.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    Сегодня, 04:16
    Конструкция и аэродинамика не несут ничего нового и варианты может придумывать и рассчитывать любой старшекурсник профильного ВУЗа. За новыми конструкциями прячется банальная творческая импотенция. Надо наращивать производство комплектующих, связи и совершенствовать ПО дронов. А варианты обвеса придумать можно любые, вплоть до изготовления из фанеры на фанерных комбинатах сразу гнутых деталей.
    1. -1
      Сегодня, 06:18
      входящих в число штатного транспорта войск беспилотных систем.

      А у нас есть Войска Беспилотных Систем? Как отдельный род войск?
    2. -1
      Сегодня, 06:20
      Цитата: тоже-врач
      Надо наращивать производство

      6000 тысяч за год это ниочём, если собираются по 500 в сутки запускать...
    3. 0
      Сегодня, 07:12
      А может, наладить таки производство бензиновыз движков у нас? Или все, компетенции утеряны?
  2. -3
    Сегодня, 04:19
    Невозможность победить ударами на большой дальности уже доказана тремя годами СВО. Ранее эту же максиму доказала воздушная война Гитлера против Англии.
    Нужны беспилотники, скидывающие бомбы в прифронтовой полосе. Их нужны тысячи и они должны быть многоразовыми.
  3. 0
    Сегодня, 04:50
    бензиновый двигатель китайского производства
    Надо самим производить такие двиги, а не у Китая покупать. Купить можно лицензию на его производство
    1. 0
      Сегодня, 05:20
      Цитата: Голландец Михель
      Надо самим производить такие двиги, а не у Китая покупать.

      Пишут, что стоимость Герани-2 около 20тыс.$. И это с учетом того, что электроники там меньше чем самокате, а двигатель китайский. Если будет 100% импортозамещение, то ушлые менеджеры цену накрутят еще раза в 3.
      Длительная война это война экономик. Поэтому для России идеальным решением является создание совместных производств на территории дружественных стран, где любая коррупция и шпионаж подразумевает расстрел. Это КНДР, КНР или Иран.
      1. +1
        Сегодня, 06:25
        Цитата: Vitaly.17
        идеальным решением является создание совместных производств на территории дружественных стран, где любая коррупция и шпионаж подразумевает расстрел. Это КНДР, КНР или Иран.

        Ну будут на этом наживаться не китайские коррупционеры, а китайское государство! Нам то какая разница? Или вы считаете, что китайцы будут работать без прибыли? Кто, китайцы? Ну - ну laughing
        Может пора уже избавляться от детских иллюзий, что бывают какие то "дружественные государства"? На себя и только на себя рассчитывать надо! am
        1. 0
          Сегодня, 06:38
          Цитата: AllX_VahhaB
          дружественные государства

          Есть хорошая поговорка - друг познается в беде. И вы правы от иллюзий, что некие государства ОДКБ являются дружескими давно пора избавится.
      2. 0
        Сегодня, 07:13
        Цитата: Vitaly.17
        Пишут, что стоимость Герани-2 около 20тыс.$.

        Да, на заборах пацаны и прочие недоросли много чего пишут - читать облом.
        life.ru: Цена одного беспилотного летательного аппарата «Герань-2» составляет 800 долларов (50 тысяч рублей).

        life.ru
        wsem.ru: Стоимость одного БПЛА «Герань-2» составляет 800 долларов (50 тысяч рублей).

        Есть и такое:
        hi-tech.mail.ru: По некоторым данным, стоимость производства дронов «Герань-2» может колебаться от 300 до 800 тысяч рублей.

        А теперь смотрим сюда:
        Некоторые примеры цен в июле 2025 года:
        464 140 рублей — Lada Kalina Хэтчбек Classic 2WD, 87 л.с., 5 MT;
        501 040 рублей — Lada Kalina Хэтчбек Classic 2WD, 106 л.с., 5 AMT;
        578 900 рублей — Lada Kalina Хэтчбек Comfort, бензин, 1,6 л., 98 л.с., АКПП, передний привод.
        Неужели «Герань-2» со штампованным корпусом и минимальным набором навигации стоит дороже авто?
        Может здесь приложили руку кто-то из тех двадцати одного миллиардера, что вылупились за годы ведения СВО? История с замминистрами показывает, что такой вариант возможен.
    2. +1
      Сегодня, 05:46
      Цитата: Голландец Михель
      Надо самим производить такие двиги, а не у Китая покупать. Купить можно лицензию на его производство

      А как купишь ,если этот движок в Китае производится по какой-либо французской али немецкой лицензии ? "Лицензодатель" имеет право устанавливать определённые ограничения на производство и поставку "изделий" ! И это может быть прописано в лицензии !
      1. -1
        Сегодня, 06:27
        Цитата: Nikolaevich I
        если этот движок в Китае производится по какой-либо французской али немецкой лицензии ?

        А это точно? У китайцев нет собственных разработок%
  4. 0
    Сегодня, 06:27
    Нам нужен не планер, а ДВС и ТРД, на базе которых можно и разработать планер, мое мнение старого пилота и авиамоделиста в детстве таково, чтоб повысить количество ударных БПЛА, нужен чип со спутников, камера, 4-5g модем, чип автопилота, рулевые машинки и ДВС 5-10 л.с. от мотокосы, расход топлива 1-2 литра в час, запуск с пикапа, ударная часть: 2 выстрела от РПГ или одна ТМ-62 или пару выстрелов от миномёта 122 мм, дальность до 500 км, вес максимум 50-100 кг. И такой БПЛА можно собирать десятками тысяч штук, и не надо гнаться за мощностью БЧ, выстрела от РПГ хватит чтоб вывести цель из игры, вопрос в массовости применения, жду минусы делетантов laughing
  5. +1
    Сегодня, 07:05
    Вообще-то пора на ВО размещать статью о "геранеподобных" БПЛА ! Ведь ,кроме "Гарпии-А1", есть "Гербера" , "Тювик"... ( О БПЛА иного "облика" .типа "Бандероль" , "Дань-М" пока не говорю...)
    1. 0
      Сегодня, 07:20
      Цитата: Nikolaevich I
      Вообще-то пора на ВО размещать статью о "геранеподобных" БПЛА!

      Я с удовольствием почитал бы такую статью с указанием стоимости таких бпла и обоснование цены, а то смотришь на эти «счастливые» лица российских буржуев и понимаешь, что никто из них задарма работать не будет несмотря ни на какие патриотические высказывания и атрибуты.