Дальневосточный Кронштадт

51
Мало кто знает, что о. Русский с его знаменитыми батареями и фортами имел несколько названий. Одно из первых его названий было в честь военного губернатора Приморской области Казакевича П.В. В память о географических открытиях русских моряков на Тихом океане, генерал губернатор Восточной Сибири Муравьев-Амурский Н.Н., назвал его Русским. Было у острова и еще одно название - Дальневосточный Кронштадт.







В 1889 году Владивосток, вместе с о. Русским, был объявлен морской крепостью. А с 1890 года на острове началось строительство фортификационных сооружений, артиллерийских батарей, складов под боеприпасы, госпитали, казармы. Надо отметить,что и существующие дороги построены до 1910 года, и длина их составляет около 280 км.

В советское время остров был закрыт, и имел пропускной режим. В настоящее время до него проложен, не имеющих аналогов в мире, вантовый мост. По нему за несколько минут можно добраться от города, к побережью острова.

Вот несколько знаменитых сооружений. Форт Поспеловский, Великого князя Дмитрия Донского. Форт № 12 имеет имя Великого князя Владимира Святого. Он выделяется своим расположением и планировкой, и вид его имеет форму крыльев бабочки. Сами амбразуры сделаны в виде элипса, что является редкостью.

Но самой знаменитой и уникальной является Ворошиловская батарея, построенная к 30 годам прошлого столетия. Аналогов ей нет в мире. Похожая батарея имелась только в Севастополе. Выступающие на поверхность башни этой батареи поражают своей мощью и неприступностью. Один снаряд пушки весит около 470 кг. По достоверным источникам установлено, что именно Ворошиловская батарея заставила задуматься японских адмиралов о невозможности прохода боевых кораблей к городу Владивостоку и его обстрелу из пушек.

Для нас совершенно очевидно, что сохранность данных сооружений для потомства, имеет важное архитектурное, историческое значение.
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    17 апреля 2013 08:57
    Батарея считается действующей, до самого последнего времени проводились плановые стрельбы, о чём в музее есть соответствующие стенды графиков стрельб.
    1. +1
      17 апреля 2013 14:27
      ..............
      1. 0
        17 апреля 2013 14:27
        ...............
    2. Kosha
      +1
      17 апреля 2013 19:51
      Как писали где-то - залповой стрельбы в последнее время не вели, потому что от залпа этих "брёвен" в соседних населённых пунктах вылетали стёкла. =)
  2. +7
    17 апреля 2013 08:59
    И в профиль. soldier
    1. 0
      17 апреля 2013 09:04
      Погреба. Целый гарнизон под землёй.
    2. +3
      17 апреля 2013 09:09
      Погреба. Целый гарнизон под землёй.
      1. +1
        17 апреля 2013 14:29
        ............
        1. +2
          17 апреля 2013 14:29
          ............
          1. +7
            17 апреля 2013 14:30
            ..........
  3. avt
    +9
    17 апреля 2013 09:17
    Ну как то маловато будет . И не статья и не фоторепортаж request Тема то достойная ,надо бы посерьезнее.
    1. +5
      17 апреля 2013 09:30
      Согласен. Принимаю. Инфа будет расширена.
      1. +3
        17 апреля 2013 09:50
        Угу расширяй инфу не халтурь)
    2. +1
      20 апреля 2013 03:16
      Доп.статья написана, но находится в "личном кабинете", на общее обозрение почему то не выходит. Приношу свои извинения.
  4. fenix57
    +5
    17 апреля 2013 09:49
    Береговая батарея «Великокняжеская» № 369 (№XVII).
    Автор проекта — военный инженер Ф.Д.Шабанов. Строилась в 1909— 1913 годах.
    Рассчитана на четыре 10-дюймовые береговые пушки образца 1895 года. Сохранилась позиция главного калибра с четырьмя орудийными двориками, 30 казематами и подбрустверной галереей, три временных погребка. На фасаде бруствера (на левом фланге) сохранилась киотная ниша для иконы.
    В январе 1911 года в приказе №38 по Владивостокской крепости было сообщено: «Государь Император, в 6-й день января 1910 года Высочайше повелеть соизволил наименовать батарею Владивостокской крепости, расположенную на Русском острове и сооруженную трудами чинов 3-го Владивостокского крепостного артиллерийского Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Михайловича полка — батареей Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Михайловича…». За этой батареей закреплялось сокращенное название «Великокняжеская». Полностью:http://kfss.ru/index.php/objekts/67-ba369
  5. +2
    17 апреля 2013 10:22
    "... установлено, что именно Ворошиловская батарея заставила задуматься японских адмиралов о невозможности прохода боевых кораблей к городу Владивостоку"...

    Я правильно прочел? winked
    Именно Ворошиловская батарея заставила отказаться японцев вступить в войну с СССР в 1941-м.
    1. +1
      17 апреля 2013 11:11
      У японцев было два лобби: сухопутное и морское. Сухопутное настаивало на войне с СССР, морское на южном направлении (Индокитай, Австралия). Прорабатывались разные варианты и при их оценке не последнюю роль сыграло наличие фортификационных сооружений на о. Русском.
      1. +3
        17 апреля 2013 12:55
        Цитата: Skuto
        У японцев было два лобби: сухопутное и морское....

        И то и другое лобби сходились в одном - продолжение войны и избранной политики прямо зависит от наличия запасов нефти, которых у Японии не бУло. А было, в пределах досягаемости, только в Ост-Индии.
      2. shpuntik
        0
        5 декабря 2013 11:00
        Skuto RU 17 апреля 2013 11:11 ↑
        Прорабатывались разные варианты и при их оценке не последнюю роль сыграло наличие фортификационных сооружений на о. Русском.

        Там каждый квадрат пристрелян. Попадание идёт с 1-го, 2-ух выстрелов. Корабль выходит из строя стразу, и может утонуть от одной плюхи.
    2. 0
      17 апреля 2013 14:04
      Автор не совсем разобрался с тем, что такое минно-артиллерийская позиция.
      А единственная ПЛ на тот момент сломалась - её японцы не учитывали.
      Статья подойдёт для газеты "КП". Туристы будут довольны.
  6. +5
    17 апреля 2013 10:46
    Крепости России №3 очень подробное описание строительства,эксплуатации.
    1. +3
      17 апреля 2013 11:24
      _____________________________
      1. +3
        17 апреля 2013 11:25
        _____________________
        1. +2
          17 апреля 2013 14:47
          ..............
          1. 0
            17 апреля 2013 14:47
            ................
            1. 0
              17 апреля 2013 14:48
              ..................
            2. 0
              17 апреля 2013 14:48
              .......................
              1. +4
                17 апреля 2013 14:49
                ...........................
                1. +3
                  17 апреля 2013 14:50
                  ......................
                  1. +1
                    17 апреля 2013 14:50
                    ......................
  7. +6
    17 апреля 2013 11:46
    Владивосток, самая сильная военно-морская крепость в мире, - оплот России на Дальнем Востоке!
    P.S «крепость, которой за всю войну не придется сделать ни одного выстрела из-за того, что неприятель будет считать для себя невыгодным вступить с ней в состязание, наилучшим образом выполнит свою задачу». Николай Кладо, военно-морской теоретик.
  8. stroporez
    +3
    17 апреля 2013 13:14
    Супер!!!!отчего же у нас чуть не по всем каналам рассказывають какой "классный" танк абрамс или авианосец интерпрайз??? вот чо нада детишкам показывать!!!!!!!!!
  9. SIT
    +4
    17 апреля 2013 13:49
    Судя по чертежу Ворошиловская батарея это тот же проект , что и 35я батарея Севастополя. Потерна между башнями только гораздо длиннее, чем в Севастополе. Вряд ли конечно 6 орудий калибра 305мм могли остановить императорский флот, где только на Ямато и Мусаши было по 9 орудий ГК калибром 460мм. Дальность выстрела 305мм пушки 35км, предельная 40км. Ямато и Мусаши могли вести огонь на дистанции 42км. Если же еще учесть сотни пикирующих бомбардировщиков с авианосцев, то шансы батареи уцелеть минимальны.
    Хотелось бы спросить у автора по поводу одной байки, что ходила во Владивостоке. Местные утверждали, что с полуострова Эгершельд на о. Русский есть туннель, по которому ходят вагонетки на электротяге. Есть ли какие нить реальные сведения о таком сооружении?
    1. 0
      17 апреля 2013 15:11

      Да, были такие слухи, но документально, во всяком случае в открытом доступе, этого нет.
      1. негоро
        0
        17 апреля 2013 22:50
        Полной карты подземных коммуникаций ВМБ г.Владивосток нет даже в секретных архивах.Часть подземных ходов забетонирована ещё в советские времена.А чтоб восстановить реальную картину нужен не один десяток сталкеров,да и военные к своим объектам чужих не подпустят и сами не полезут,а вдруг ЧП кто ответит.
    2. Kosha
      +1
      17 апреля 2013 20:00
      Разброс на 42 км - это будет нечто. Важна эффективная дальность - батареи мыса Церель вполне успешно гоняли дредноуты, против бомберов - зенитная артиллерия и т.п. Вобщем чтобы раскатать эту батарею сил потребовалось бы непропорционально много. Остановить не смогли бы, это да. Но головнячка бы подкинули.
      1. +1
        18 апреля 2013 01:34
        Соединение батарей Сворбе (в т.ч. м. Церель) защищали узенький и продолговатый фарватер мелких и трудносудоходных Ирбен, которые, к тому же, были плотно завалены минами! Средства кайзеровского флота на балтике 1917-го несопоставимы с возможностями Японцев 1941-го. Вспомните теперь акваторию в окресностях Владивостока! Так что сравление не корректно! Но самое главное не в этом! Для немцев траектория Ирбены - Рижский залив - Моонзунд - это оптимальный путь в Финский залив и на Петроград в условиях неприступности "Крепости Петра Великого", а зачем японцам было бы прорываться флотом во Владивосток? Завалил проливы минами, оградил сетями, выставил охранение эсминцами и... и все, с учетом возможностей ТОФ того периода! А до Владивостока тогда было проще Квантунской армией дотянуться, только вот сколько это могло продолжаться (я про осаду города) японцы помнили с Порт-Артура, а чем закончится - со времен Хасана и Халхин-Гола!!! Так что прорываться к Владивостоку... Это только если сяке упившись!)))
    3. 0
      17 апреля 2013 20:09
      Наполеон как-то заявил: «Я предпочитаю одну пушку на берегу десяти пушкам на корабле».
  10. +6
    17 апреля 2013 14:05
    При любом раскладе случаев успешного противостояния артиллерийского корабля и береговых фортов и крепостей довольно мало. Насколько я знаю, единственный случай, когда крепость пала под ударами флота - знаменитое Синопское сражение.
    Я не думаю, что крепость на о.Русский должна была действовать без истребительного прикрытия и сильно укреплённых зенитных позиций. Я также не думаю, что 460-мм орудия имперских суперлинкоров на предельной дальности отличались точностью. По-видимому, японское руководство рассуждало примерно также и в результате разумно отказалось от этой безумной затеи.
    Одно дело крепость Коррехидор под защитой ссыкливых британцев и австралийцев. Другое дело - русская крепость с мощным гарнизоном из "чёрных бушлатов".
    1. SIT
      +1
      17 апреля 2013 22:41
      Цитата: Iraclius
      При любом раскладе случаев успешного противостояния артиллерийского корабля и береговых фортов и крепостей довольно мало

      Взятие о.Корфу эскадрой Ф. Ушакова.
  11. zemlyak
    +3
    17 апреля 2013 15:06
    Приморцам давно пора книгу выпустить о береговых укреплениях ,батареях о.Русский и других островов ,г.Владивостока начиная с основания города до наших дней.Пройтись по всем бухтам ,сопкам ,ведь на каждой сопке был форт ,артиллерийская батарея ,были и подземные заводы по производству боеприпасов и тд.Отдельно можно выделить флот и авиацию ,состав, где стояли ,ремонтировались , полигоны . Поднять архивы , карты ,схемы , современные фото (спутниковое),вообщем непочатый край работы.
  12. 0
    17 апреля 2013 15:34
    кроме музея там много заброшенных креплений
  13. +2
    17 апреля 2013 15:36
    или вот----
  14. 0
    17 апреля 2013 15:37
    и ещё--------------
  15. 0
    17 апреля 2013 15:38
    массивность впечатляет
  16. +1
    17 апреля 2013 15:39
    да и просто места там красивые
  17. 0
    17 апреля 2013 15:43
    А это уже в самом городе в музее крепость Владивосток, кто может подсказать что за герб?
  18. galiullinrasim
    +2
    17 апреля 2013 17:34
    надо бы все это привести в порядок и потом водить всяких геиропеицев и ов.пусть смотрят и думают если такое было тогда а сеичас какое есть?
  19. +3
    17 апреля 2013 17:52
    в порядок привести и хотя бы свою молодёжь привезти и показать, чем сильна была Россия
  20. +2
    17 апреля 2013 20:29
    В 1976 мне пришлось послужить полгода на острове Русский, в Школе оружия, на Поспелово. Довелось побывать на Поспеловском форте, вернее, тогда уже, его развалинах. Действительно, масштаб, грандиозность сооружений потрясали воображение.
    Теперь и на месте учебного отряда одни развалины, а ведь там были казармы, учебные помещения XIX века!Могли бы пригодится на что-то нужное, полезное. Воистину, что имеем, не храним!
  21. +4
    17 апреля 2013 21:33
    Разбить береговые батареи артиллерией кораблей японцам было практически нереально, хотя бы даже из-за невозможности качественной корректировки огня. Да и вероятность попадания в башню крайне низка. А поразить башню Ворошиловской батареи можно было только прямым попаданием бомбы крупного калибра (к сожалению, не помню какого). А пока батареи были боеспособны, японцы к Владивостоку пройти практически не могли - оставался только узкий фарватер, мёртвая зона.
  22. 0
    17 апреля 2013 21:37
    Я думаю, они бы эту "проблему" старались бы "решать" со стороны Китая...
  23. +1
    18 апреля 2013 06:23
    Цитата: avt
    Ну как то маловато будет . И не статья и не фоторепортаж Тема то достойная ,надо бы посерьезнее.

    Цитата: a.s.zzz888
    Согласен. Принимаю. Инфа будет расширена.

    Цитата: Hemi Cuda
    Угу расширяй инфу не халтурь)

    Один снаряд пушки весит около 470 кг.
    Орудие пушкой не называй! Пушку можно посмотреть в Краеведческом музее им. Гродеково в г. Хабаровске - дата изготовления середина 17-го века...
  24. smershspy
    +2
    2 мая 2013 16:53
    Очень интересная статья! Спасибо!
  25. Ivan-717
    0
    13 февраля 2014 16:42
    умели же строить, не то что сейчас....