30 лет назад талибы захватили российский «Ил-76»

Захват
3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД под бортовым номером RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», вылетел из албанской Тираны в Баграм. В экипаж воздушного корабля входили: командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов, второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин, штурман Александр Викторович Здор, бортинженер Асхат Минахметович Аббязов, бортрадист Юрий Николаевич Вшивцев, бортинженер Сергей Борисович Бутузов и бортинженер Виктор Петрович Рязанов.
Самолёт совершал коммерческий рейс по заказу правительства Раббани в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией по маршруту Тирана – Кабул (Баграм) и перевозил боеприпасы к стрелковому оружию (патроны калибра 7,62 мм). Получить груз должен был «Северный альянс».
Аэродром Баграм контролировался войсками Ахмад Шаха Масуда, знаменитого Пандшерского льва, который ранее сражался с Советской армией, а теперь был злейшим врагом движения Талибан. Афганистан в это время был охвачен гражданской войной, в которой основными игроками были талибы и «Северный альянс».
Схожие рейсы в Баграм экипаж уже выполнял, перевозя различные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне благополучных. Однако на этот раз «не обошлось». Над Афганистаном самолёт был перехвачен ВВС движения Талибан и под угрозой атаки был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза.
Плен
Российские лётчики были объявлены преступниками и заключены под стражу, так как при досмотре груза в одном из ящиков талибы обнаружили крупнокалиберные снаряды, по международным нормам, запрещенные для перевозки. Талибские власти обвинили экипаж в поставке оружия своим врагам – армии «Северного альянса».
Русские летчики пробыли в плену долго — более года (378 дней). Ситуация была тяжелой, члены экипажа не только испытывали различные бытовые трудности (жара, нехватка воды, нормальной пищи, заключение), но и опасались за свои жизни. Они перевозили оружие врагам талибов, и их могли убить. Помешать талибам казнить лётчиков никто не мог.
Российские власти не предпринимали заметных усилий по их вызволению. Внешнеполитические позиции Москвы в 1990-е годы были крайне слабыми. Плен затягивался и мог привести к трагедии. Талибы предлагали российским лётчикам перейти в ислам, что могло привести к облегчению их участи.
Как вспоминал Владимир Шарпатов:
Чтобы сохранить техническую готовность ценного самолета, талибы разрешили членам экипажа периодически проверять машину. Как отмечал Шарпатов:
Это создало возможность организации побега, так как конвой был небольшим, и его бдительность за длительное время притупилась. С другой стороны, экипажу удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, а также передачу почты, что позволило обсудить детали возможного побега.
К летчикам приезжал Тимур Акулов, представитель президента Татарстана М. Шаймиева. Он пытался выкупить летчиков за запчасти к вертолётам, но талибы отказались от сделки.

Командир воздушного корабля Владимир Шарпатов. До побега еще несколько месяцев. Кандагар[/center]
Побег
16 августа 1996 года при очередном техобслуживании, поводом к которому послужило повреждённое колесо шасси, лётчики смогли попасть на борт самолета. Момент был удобен для бегства, так как почти вся охрана ушла молиться.
Командир корабля Владимир Шарпатов поочередно прогрел двигатели. Убедившись, что их действия не вызывают у талибов никаких подозрений, командир приказал бортинженеру закрыть грузовой трап, расположенный в хвостовой части самолета. Затем вырулил на взлетную дорожку и поднял машину в воздух. Когда три оставшихся охранника стали выяснять, что это всё значит, находчивые летчики объяснили им, что по инструкции им необходимо сделать пробный полет, затем они посадят Ил.
Аэродромные службы не смогли воспрепятствовать взлёту, а истребитель в воздух талибы не подняли. Пилот истребителя в этот день уехал в родное селение, проведать родственников. Чтобы обмануть возможных преследователей, пилот направил самолет не на север, в сторону России, а на запад.
По согласованному с Тегераном воздушному коридору Ил-76 совершил полуторачасовой перелет в Объединенные Арабские Эмираты. Когда подлетали к границе, охранники попытались оказать сопротивление, но их смогли разоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как воздушное судно перед рейсом в Кабул был заправлено с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. В Шардже героев уже встречали представители российского посольства.
В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. Указом президента Российской Федерации № 1225 от 22 августа 1996 года за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана Владимиру Ильичу Шарпатову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». Звезду Героя России пилоту вручил в Кремле глава правительства РФ Виктор Черномырдин. Этим же указам высокое звание было присвоено второму пилоту Газинуру Хайруллину. Остальные члены экипажа: штурман Александр Здора, бортинженер Асхат Аббязов, ведущие инженеры Сергей Бутузов, Виктор Рязанов, бортрадист Юрий Вшивцев, награждены орденом Мужества.
На основе этих событий режиссёром Андреем Кавуном был снят фильм «Кандагар», премьера которого состоялась в феврале 2010 года (в мировой прокат фильм вышел под названием «Экипаж»).
Информация