Подайте на шестое поколение кто сколько может!

25 381 72
Подайте на шестое поколение кто сколько может!

В США наступают сложные и тревожные времена. Пока президент Трамп занимается мировым миротворчеством и интернет-сражениями с Дмитрием Медведевым, в Пентагоне верстают бюджет на следующий год. И по этому бюджету можно понять очень многое из того, что происходит за кулисами военного ведомства США.

Всем известно, что за бюджет идет война среди нескольких группировок разных видов сил, потому что все хотят денег. Это нормально, так вообще происходит в каждой стране. Но в США – особенно яростно.




Что нас сегодня заинтересовало, так это то, что в бюджете Пентагона на 2026 финансовый год полностью предусмотрены средства на истребитель шестого поколения F-47 для ВВС США, при этом планы ВМС США по созданию палубного боевого самолёта нового поколения F/A-XX фактически отложены.

Как говорят многие источники по ту сторону океана, ключевым фактором, повлиявшим на это решение, является опасение, что промышленная база США реально не сможет одновременно разрабатывать и производить два разных передовых истребителя-невидимки. Это как бы подтверждается другими статьями в американской прессе на тему состояния американского авиапрома.

Более того, есть абсолютно достоверные сведения о том, что ранее запланированные закупки истребителей-бомбардировщиков F-35 будут сокращены более чем наполовину в рамках перераспределения ресурсов на ключевые модернизации этих самолётов и поддержание существующего парка техники.

То есть, американские ВВС забирают львиную долю внимания авиапрома, а желающие купить F-35 из других стран должны будут подождать.

«F-47, первый пилотируемый истребитель шестого поколения, получит финансирование в размере 3,5 миллиарда долларов после того, как в марте 2025 года президент Трамп принял решение продолжить разработку Boeing. Программа ВМС FA-XX будет получать минимальное финансирование на разработку, чтобы сохранить возможность использовать наработки по F-47 и при этом не допустить переизбытка квалифицированных инженеров оборонно-промышленного комплекса» - так заявил министр обороны Пит Хегсет, который впервые публично озвучил цифру в 3,5 миллиарда долларов на слушаниях в Конгрессе в начале этого месяца.

«В этом бюджете мы запрашиваем 74 миллиона долларов на программу F/A-XX для завершения разработки этого самолёта. Мы приняли стратегическое решение полностью сосредоточиться на F-47. Это связано с нашим убеждением, что промышленная база в настоящее время может обеспечить быструю реализацию только одной программы, а президентский приоритет заключается в том, чтобы полностью сосредоточиться на F-47 и довести эту программу до конца».

Ранее в этом месяце генеральный директор Boeing Defense and Space Стив Паркер отверг идею о том, что промышленная база США не способна одновременно работать над F-47 и F/A-XX. Но уверения "Боинга" на волне предыдущих неудач - это так себе. Компания Northrop Grumman также участвовала в разработке F/A-XX, и компания продолжила работу после того, как выбыла из конкурса ВВС на создание боевого самолёта NGAD в 2023 году. Компания Lockheed Martin по имеющимся данным, была исключена из конкурса ВМС на создание истребителя нового поколения в марте этого года.

Расклад вроде бы понятен, однако программа F/A-XX уже несколько месяцев находится в подвешенном состоянии. В марте поступали сообщения о том, что после новостей об F-47 будет объявлено о заключении контракта на поставку ВМС истребителя нового поколения, но этого так и не произошло. В отчёте, опубликованном ранее в этом месяце от Bloomberg News и основанном на бюджетных документах, говорится, что Пентагон вместо этого перенаправляет 500 миллионов долларов с F/A-XX на F-47, и обращается внимание на проблемы с промышленной базой.

Хотя и от F-47, и от F/A-XX уже давно ожидают, что они будут выполнять схожие задачи, в том числе выступать в роли воздушного «квотербека» для дронов, фундаментальные требования к истребителю наземного базирования существенно отличаются от требований к палубной авиации.


Здесь стоит обратить внимание на F-35 — яркий пример того, что, несмотря на внешнее сходство, между наземными и палубными вариантами, а также версией с укороченным взлётом и вертикальной посадкой совпадает лишь около 20 % деталей. Известное издание Aviation Week сообщало в прошлом году, что ВМС продвигают F/A-XX как совершенно независимую от ВВС программу боевых самолётов следующего поколения (Next Generation Air Dominance, NGAD), результатом которой стал F-47. Это довольно логично в плане требований к самолетам, но не очень легко в плане исполнения физически.

В итоге закупки F-35 сокращены с 74 до 47 самолётов, причем, речь идет о сокращении закупок F-35A для ВВС. То есть, наиболее освоенной и отлаженной модификации самолета.

Зато это позволит, поддерживая минимальные объёмы производства, увеличить финансирование модернизации Block 4 и вложить значительные средства в запасные части для уже выпущенных самолетов. «Значительные средства» - это «всего» около миллиарда долларов для решения проблем с техническим обслуживанием и готовностью самолетов к эксплуатации. Уже это много говорит относительно того, насколько шикарный самолет получился у американцев.

Пакет обновлений Block 4 обещает значительные улучшения для всех вариантов F-35, включая новый радар, улучшенные возможности радиоэлектронной борьбы и расширенный арсенал, но его реализация столкнулась со значительными задержками и ростом стоимости.

F-35 также нуждаются в дополнительном наборе аппаратных и программных обновлений, называемых Technology Refresh 3 (TR-3), чтобы можно было внедрить запланированные обновления Block 4, работа над которыми также столкнулась со значительными трудностями. Причем, насколько эти трудности велики, с нашей стороны понять и оценить непросто, но, видимо, там действительно дела идут не очень хорошо.


Иначе чем объяснить то, что Вооружённые силы США прекратили принимать поставки новых F-35 примерно на год из-за проблем именно с TR-3. Начиная с мая руководители Lockheed Martin не раз публично заявляли, что, по их мнению, разработка TR-3 завершена, хотя вооружённые силы США ещё не дали официального ответа о том, что их все устраивает.

Нехватка запчастей в сочетании с другими проблемами, связанными с техническим обслуживанием и цепочкой поставок, уже давно является проблемой для программы F-35. Эти проблемы в совокупности уже много лет являются основной причиной низкой боеготовности всех американских эскадрилий F-35.

В то же время конкуренты не дремлют: бюджетный запрос на 2026 финансовый год предусматривает выделение 3 миллиардов долларов на финансирование дополнительных истребителей F-15EX Eagle II для ВВС, что позволит увеличить запланированный размер парка этих самолётов с 98 до 129.


Кроме того, ВВС также запрашивает 870 миллионов долларов для продолжения работы над программой беспилотных летательных аппаратов Collaborative Combat Aircraft (CCA), которая будет поддерживать дальнейшую работу над первоначальными проектами General Atomics YFQ-42A и Anduril YFQ-44A, а также над дальнейшим совершенствованием концепций применения.

Когда речь заходит о любом ежегодном бюджетном запросе Пентагона, важно также отметить, что Конгресс должен одобрить это предложение и утвердить выделение средств. Законодатели регулярно вносят изменения в планы расходов на оборону, в том числе, когда речь идёт о крупных программах по созданию систем вооружения. Финансирование F/A-XX, в частности, долгое время находилось под угрозой неодобрения со стороны Конгресса.

Между тем, законодатели США уже много лет выражают обеспокоенность сокращением запасов боевых самолетов в целом по всем видам вооруженных сил. Сенатор Том Коттон, республиканец от штата Арканзас, на слушаниях в мае спросил начальника штаба ВВС генерала Дэвида Олвина, будет ли он заинтересован в получении дополнительных модернизированных F-16 для усиления своих войск. Главный офицер ВВС не дал Коттону прямого ответа, отговорившись тем, что «нужны дополнительные консультации».

Пентагон продолжает настаивать на том, что он не отказался полностью от идеи создания палубных истребителей нового поколения для ВМС, несмотря на заявленную в настоящее время ориентацию на F-47.

«Министерство нацелено на создание истребителя шестого поколения. Именно к этому мы стремимся. Что касается того, как это будет достигнуто, то F-47 находится на пути к тому, чтобы стать ведущим самолётом в этой области, но мы хотим создать истребитель шестого поколения».


В целом, вроде бы «Боинг» победил, но положение компании довольно шатко: те, кто отвечает за выделение миллиардов порой имеют собственное мнение о том, куда эти миллиарды могут пойти. То есть, сенаторы и конгрессмены.

По законам США, все виды вооружённых сил Соединенных Штатов обязаны ежегодно представлять в Конгресс так называемые списки приоритетных расходов (Unfunded Priority Lists, UPL). В списках UPL указываются ключевые запросы на финансирование, которые не могут быть включены в предлагаемый годовой оборонный бюджет.

Бюджетный запрос ВМС на 2026 финансовый год включает ничтожные по меркам США 74 миллиона долларов на F/A-XX, что позволило бы завершить текущие проектные работы, но не будет способствовать дальнейшей разработке и приобретению этих самолётов. Известно, что Boeing и Northrop Grumman борются за ожидаемый контракт на F/A-XX, но ситуация с Boeing кажется сомнительной, так как фирма является генеральным подрядчиком по F-47. По приведенным выше причинам, контракт на F/A-XX скорее всего достался бы Northrop Grumman, если бы не началось урезание денег.

А в ежегодном списке пожеланий ВМС США, направленном в Конгресс, фигурирует сумма в 1,4 миллиарда долларов, которая поможет воплотить в жизнь мечту о палубном боевом самолёте нового поколения. В остальном программа F/A-XX будет фактически отложена на неопределённый срок, чтобы избежать конкуренции за ресурсы с планами ВВС США по созданию истребителя шестого поколения F-47.

Сообщение о включении требования о выделении дополнительных средств на F/A-XX в последний проект бюджета ВМС несколько необычно, поскольку оно отражает продолжающиеся внутренние дебаты, если не прямой конфликт с Пентагоном по поводу будущего этой программы. Как уже упоминалось, когда в июне был впервые публично представлен бюджетный запрос на 2026 финансовый год, официальная позиция заключалась в том, что F/A-XX отодвигается на второй план, поскольку промышленная база США не может одновременно поддерживать эту программу и программу ВВС F-47.

Но флот США не хочет отказываться от F/A-XX, поскольку есть прямая заинтересованность в обеспечении эволюции палубной авиации, которая, отметим, в различных конфликтах по всему миру используется намного чаще самолетов ВВС.


Почему принято именно так – довести до конца программу сухопутного самолета несмотря на то, что у ВВС США аж два самолета пятого или почти пятого поколения и три четвертого, в то время как морская авиация оперирует далеко не новым F/А-18 – это вопрос на много миллиардов долларов.

Но факт – ВМС США вымаливает ну просто жалкие 74 миллиона долларов, чтобы закончить разработку F/A-XX хотя бы на бумаге, сохранив возможность использования F/A-XX в будущем.

Ещё до того, как был официально представлен предложенный вооружёнными силами США бюджет на следующий финансовый цикл, будущее F/A-XX выглядело всё более неопределённым. В то же время, по крайней мере публично, представители ВМС в целом поддерживали идею приобретения палубного боевого самолёта нового поколения, хотя иногда и с оговорками.

«Что касается истребителей нового поколения, то, как я уже говорил, мы рассматриваем весь состав Воздушных сил будущего, поэтому мы должны сосредоточиться на возможностях и технологиях, которые будут востребованы в ближайшие годы, — заявил министр ВМС Джон Фелан членам Комитета по вооружённым силам Палаты представителей на слушаниях 11 июня. — Это включает в себя пилотируемые и беспилотные платформы, которые мы должны рассмотреть».

«Я не слишком уверен — все наши программы находятся под угрозой. У нас есть ряд компаний, которые не справляются со своими задачами. Мы должны с ними разобраться, — продолжил тогда Фелан. — Поэтому я считаю, что, глядя на эту систему, можно сказать, что шестое поколение важно, и для адмирала важно, чтобы он всегда мог дать вам лучший военный совет».

Адмирал Филан имел в виду адмирала Джеймса Килби, исполняющего обязанности начальника военно-морских операций (НВО).

«Я считаю, что нам нужен пилотируемый истребитель шестого поколения», — сказал позже Килби, который также присутствовал на слушаниях. «У меня нет своего мнения на этот счёт, потому что я этого не изучал, но, по моему мнению, этот истребитель нужен ВМС», — добавил Килби в ответ на конкретный вопрос о том, может ли промышленная база США поддержать программу F/A-XX.

В общем – подайте на сохранение программы F/A-XX кто сколько может! И тут возможны варианты.

Даже если финансирование F/A-XX не будет включено в UPL, законодатели могут попытаться увеличить финансирование F/A-XX в 2026 финансовом году. Конгресс, а не Пентагон, отвечает за разработку и утверждение ежегодных планов расходов на оборону США. В рамках этого процесса законодатели регулярно выделяют (а также блокируют) дополнительные средства на различные цели.

Пока неизвестно, как законодатели отреагируют на список пожеланий ВМС, но служба явно не отказалась полностью от своих планов по созданию F/A-XX.

Ситуация странная. С одной стороны, ВМС США оперируют почти восемью сотнями F/А-18 всех модификаций, от «Хорнета» до «Супер Хорнета», но даже самая последняя вариация на тему F/А-18F – это 2000 год. То есть, назвать эти самолеты новыми как-то язык не поворачивается. Но это проверенный не одной войной и действительно универсальный в плане боевого применения, самолет. Но с заменой его как-то никто не спешит. Возможно, так оно и есть, и коль «Супер Шершень» справляется с возлагаемыми на него задачами, искать от добра добра не стоит.

А стоит посмотреть на ВВС США, на сухопутную авиацию. А там просто удивительные вещи творятся.

Есть самый лучший в мире истребитель F-22, равного которому не было и, видимо, не будет, потому что его снимают с вооружения к 2030 году.

Есть F-35, с которым все еще более непонятно. Он вроде бы тоже просто распрекрасный самолет, основа ВВС любой страны, способной за него заплатить, но… есть нюансы.

Есть F-15E Strike Eagle, отличный самолет, один из лучших в мире. Участник кучи военных конфликтов еще с 70-х годов прошлого века, просто прекрасная машина уничтожения всего.

Есть F-15EX Eagle II, квинтэссенция боевого самолета прошлого века, выведенная на новый уровень. Симфония разрушения, которую можно сравнить с Су-35. По крайней мере, от F-15 до F-15EX Eagle II пройден не менее увлекательный инженерный путь, чем при эволюции от Су-27 до Су-35.

И есть F-16 Fighting Falcon. Этот самолет, скорее, нет, чем да, но он есть. И тоже не полигонная игрушка типа «Раптора», «Сокол» сбивал и «Сокола» сбивали по всему миру без преувеличения.

И вот что можно сказать, глядя на все это великолепие и держа в уме планы создания нового (хочется сказать – очередного) суперсамолета для ВВС США? Только то, что лобби у сухопутных ВВС на порядок круче, чем у морской авиации. Понятно, что боевая ценность F-22 все больше и больше стремится к нулю, да, честно признаем, она от нуля и не очень далеко и отходила.

F-35… Он как был сомнительной штукой (да, не столь однозначной, как «Раптор»), так ею и остается, хотя Израиль очень успешно применяет свои самолеты против палестинских формирований и пуляет ракеты в Иран с безопасного расстояния.


Но вот все остальное – оно может летать, стрелять, запускать ракеты и сбрасывать бомбы. И это вполне состоявшиеся самолеты, с хорошим послужным списком. Ну да, немного повзрослее, чем F/А-18, зато прошедшие такие модернизации, которые «Шершню» и не снились.

Но самое-то интересное – в предстоящей войне, о которой все только и говорят в США против КНР, там места сухопутной авиации откровенно маловато. Основной упор будет делаться как раз на палубную. Конечно, F-35 на аэродромах Тайваня – это сильный ход, но вот не очень осмотрительный, потому что китайские ракеты долетят несколько быстрее, чем американские летчики смогут вырулить на старт.

Но тем не менее, ВВС откровенно за явным преимуществом победили в схватке за бюджет 2026 года. И палубной авиации ВМС США остается только послать своих представителей к подножию Капитолийского холма, дабы в лучших традициях там попробовать поклянчить у сенаторов и конгрессменов денег на свое будущее.

А что, могут и подать на бедность больше, чем 74 миллиона долларов.
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    5 августа 2025 04:47
    Автор откровенно глумится над авиацией США потому что... потому что проблемы ВВС США известны и не скрываются давая возможность обществу осознать куда уходят их средства. У ВВС КНР по логике автора все просто прекрасно ибо о проблемах развития их НИЧЕГО не известно и соответственно там все просто шикарно. Ведь летает же какое то непонятное трехдвигательное создание давая пищу для воображения и восхищения.
    дабы в лучших традициях там попробовать поклянчить у сенаторов и конгрессменов денег на свое будущее

    "Выклянчат", не стоит и сомневаться. Никто не оставит палубную авиацию США прозябать. Или автор полагает, что на этом история палубной авиации США закончилась? Туши свет, сливай масло?
    1. 0
      5 августа 2025 04:52
      Цитата: Дырокол
      о проблемах развития их НИЧЕГО не известно
      Может быть это, наоборот хорошо, когда противнику ничего не известно о проблемах вероятного противника?
      1. +8
        5 августа 2025 05:04
        Цитата: Luminman
        Может быть это, наоборот хорошо, когда противнику ничего не известно о проблемах вероятного противника?

        При боестолкновениях все эти недостатки сами себя покажут и ничем хорошим это не закончится. Освещение проблемы полезно тем, что потребуется решать ее не позволив "замести под ковер".
        1. -4
          5 августа 2025 05:38
          Цитата: Дырокол
          Освещение проблемы полезно тем, что потребуется решать ее не позволив "замести под ковер".

          А вы считаете, что подобные проблемы решаются с помощью общественного мнения?
          1. +8
            5 августа 2025 06:27
            Цитата: AllX_VahhaB
            А вы считаете, что подобные проблемы решаются с помощью общественного мнения?

            В американском обществе да. Конгрессмены там вынуждены учитывать мнение избирателей. Схема проста, у нас проблема-нужны деньги-поэтому проголосовали за этот бюджет. Если он проголосует за увеличение бюджета там, где все в порядке, то кто же за него голосовать то будет?
            1. +4
              5 августа 2025 07:14
              Взрыднул над тяжелыми перспективами ВВС США... кирдык им скоро (с)
            2. 0
              5 августа 2025 11:55
              У Вас весьма благожелательный взгляд на эффективность современной американской демократии. К тому же не все проблемы решаются деньгами (а деньги Пентагону стали во всё большей большей мере недодавать).

              К примеру если серийный выпуск F-35 Block 4 как-то за несколько лет взял и "уехал вправо" по срокам примерно на десятилетие, с начала 2020-х годов, на конец 2020-х годов, то дело явно не деньгах.
              1. +3
                5 августа 2025 12:24
                Цитата: АлександрА
                У Вас весьма благожелательный взгляд на эффективность современной американской демократии.

                О нет, вы что, наоборот. Жутко бесит.
                Цитата: АлександрА
                К примеру если серийный выпуск F-35 Block 4 как-то за несколько лет взял и "уехал вправо" по срокам примерно на десятилетие

                Назовите государство, где лучше.
                1. -3
                  5 августа 2025 13:11
                  Цитата: Дырокол
                  Назовите государство, где лучше.

                  Где сегодня лучше работает военная авиационная промышленность? "Мастерская мира" КНР. В КНР сегодня ещё и военное кораблестроение отлично работает, и ракетостроение.
                  1. +1
                    5 августа 2025 15:52
                    Цитата: АлександрА
                    Цитата: Дырокол
                    Назовите государство, где лучше.

                    Где сегодня лучше работает военная авиационная промышленность? "Мастерская мира" КНР. В КНР сегодня ещё и военное кораблестроение отлично работает, и ракетостроение.


                    Вы сейчас просто размазали все то сообщество, которое считает, что китай всего лишь копир, и не умеет делать даже авиадвигатели....
                    1. 0
                      5 августа 2025 17:41
                      Цитата: SovAr238A
                      Вы сейчас просто размазали все то сообщество, которое считает, что китай всего лишь копир, и не умеет делать даже авиадвигатели....

                      Эти комментаторы просто не поспевают за реальностью. wink

                      Надо же "держать руку на пульсе", знать что у J-10CE БРЛС с АФАР с GaN в усилителями мощности в ППМ. А ППМ тех в АФАР ~1300. Тогда как в АФАР БРЛС RBE2-AA "Рафаля" 838 ППМ с GaAs усилителями мощности.

                      А у ракеты "воздух-воздух" PL-15E двухимпульсный РДТТ и АРЛГСН с АФАР. Максимальную же дальность пуска PL-15E китайцы специально занижали, выставляя на выставках рядом с выставочными макетами ракеты таблички "Max range 145 км". wink
                  2. +1
                    Вчера, 02:51
                    Цитата: АлександрА
                    В КНР сегодня ещё и военно

                    Цифры приведите, а не пропаганду КНР.
                    1. 0
                      Вчера, 09:07
                      Какие из приведённых мной цифр Вам не понравились? 838 ППМ в АФАР БРЛС RBE2-AA "Рафаля"?
                      1. +1
                        Вчера, 09:13
                        Цитата: АлександрА
                        Какие из приведённых мной цифр Вам не понравились?

                        Вы мне цифири не показывали. Количество ППМ коненчо интересно, но куда интереснее объемы производства современной авиации.
                      2. -1
                        Вчера, 10:37
                        Ну почему же, некоторые качественные цифры я указал. А что на счёт объемов. У Вас есть сомнения в темпах производства истребителей поколения 4++ и 5 в КНР и в том что число современных истребителей завоевания превосходства в воздухе поколений 4++ и 5 в ВВС КНР сегодня больше чем в ВВС США?
                      3. +1
                        Вчера, 10:46
                        Цитата: АлександрА
                        У Вас есть сомнения в темпах производства истребителей поколения 4++ и 5 в КНР и в том что число современных истребителей завоевания превосходства в воздухе поколений 4++ и 5 в ВВС КНР сегодня больше чем в ВВС США?

                        Естественно. Можете начинать доказывать.
                      4. 0
                        Вчера, 12:30
                        Легко. И так, относительно современных истребителей завоевания превосходства в воздухе и так и быть, им подобных с высокими ЛТХ и современными БРЛС:

                        https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_active_United_States_Air_Force_aircraft

                        ВВС США 185 F-22A, 108 F-15C, 218 F-15E, 8 F-15EX : И того 519

                        ВВС КНР (цифры возьмём у Strategic Forecasting Inc.)

                        https://www.deagel.com/Aerospace%20Forces/J-20/a002624#003

                        J-20 всех модификаций ~400
                        J-35A ~?

                        https://www.deagel.com/Aerospace%20Forces/J-15/a002954#004

                        J-16 ~250
                        J-16D ~50
                        J-11D ~?

                        Одних лишь J-20 и J-16 всех модификация ~700

                        519 < ~700

                        Доказано.

                        P.S. Совсем забыл про 24 Су-35 ВВС КНР. :))
                      5. +1
                        Сегодня, 05:20
                        Цитата: АлександрА
                        ВВС США 185 F-22A, 108 F-15C, 218 F-15E, 8 F-15EX : И того 519

                        Ох как удобно! забыть про F-18, F-35, F-16 - не, не слышал о таких...
                        J-20 всех модификаций ~400

                        Цифры с потолка ничем не подтвержденные. Janes Information Services (коему я доверяю более чем deagel) сообщал в прошлом году о 195 развернутых на аэродромах.
                        Цитата: АлександрА
                        Доказано.

                        Доказано, что вы мастер натягивания цифирь в свою пользу. Достаточно в одном месте приписать несуществующее, а в другом забыть, и voila ...
                    2. +1
                      Вчера, 09:40
                      Тут не только на цифры надо смотреть , но и на динамику . КНР по прежнему в роли догоняющего , но догоняющего стремительно . Там сейчас буйство инженерной мысли в области проектирования боевой авиации . Примерно как в период 50-х - 70-х г.г. прошлого века в США и СССР - множество проектов , множество прототипов на испытаниях и в проработке , много молодых талантливых и квалифицированных инженеров , щедрое финансирование , мощная производственная и и опытно-конструкторская база . Так что если смотреть на перспективу хотя бы лет на 10 вперёд , и если в США всё останется примерно так как сейчас , Китай уверенно обойдёт США сначала в боевой авиации , затем достроит свои авианосцы и флот , накопит достаточный опыт их эксплуатации и целевого применения , опыт боевых служб , устранит отставание в двигателестроении (тут помогает освоенный ими метод 3D печати жаростойких компонентов авиадвигателей) ... И просто уйдёт вперёд .
                      В США это уже поняли , встревожены и начинают реагировать . Но их экономика в нелучшем состоянии , как и финансы , как и кадровый инженерный голод практически во всём , как деградировавшая производственная база ... да почти всего . И им для преодоления всего этого необходимо не менее 10 лет стахановских усилий . Поэтому и концентрация усилий на одном перспективном проекте нового боевого самолёта с урезанием расходов на остальные . Нужно добиться прорыва хотя в одном проекте , а дальше как масть попрёт . Возможно потребуют унификации проекта палубного истребителя с уже созданным сухопутным . По БРЭО , двигателям , компановке кабины , элементам планера . Для ускорения и удешевления второго проекта . Для максимально возможной унификации , что принесёт не только экономию средств , но и упростит , удешевит их дальнейшую эксплуатацию . Ибо тащить одновременно два совершенно независимых проекта не способен не только бюджет , но и промышленность и кадровая база . Если у них получится сделать так , то думаю через пару лет они вернутся к палубному истребителями с обновлёнными требованиями . А возможно выскажут\высказали их уже сейчас . Я разумеется о требованиях максимально возможной унификации . И пусть корпят над проектом с обновлёнными требованиями , через пару лет если справятся , получат финансирование на реализацию . А пока у них с палуб взлетают "Супер-Шершни" и "Молнии" (которые ещё далеко не все поставлены) , китайцы только достраивают свой первый плоскопалубный полноценный авианосец с катапультами и можно ещё какое-то время потянуть кота за гениталии .
            3. Комментарий был удален.
            4. +3
              5 августа 2025 17:31
              Россияне постоянно путают устройство своей страны с другими. А оно разное. Настолько разное, что часто приводит к непониманию. Но, справедливости ради, надо сказать, что в России положение и действия властей тоже во многом зависят от одобрения населения. Но информация здесь, в отличии от штатов, сильно монополизирована и позволяет легко устанавливать необходимые настройки в общественном мнении. Более того, имея такой регулятор мнения в своей руке можно легко допускать крупные ошибки. В таком случае даже в случае проигрыша можно легко внушить населению что игра выиграна. На мой взгляд это серьезный недостаток так как за властью нет контроля. Но (как здесь видно) многие считают это преимуществом.
          2. +2
            5 августа 2025 14:57
            В статье приодится ссылка на списки приоритетных расходов (Unfunded Priority Lists, UPL). Называется "список" а по сути многоэтапная процедура обсудения. Административно-бюрократический процесс к которому общественность не имеет отношения.
            Регламентация списков приоритетных расходов (Unfunded Priority Lists, UPL) в Соединенных Штатах осуществляется в рамках ключевых документов и руководств, которые определяют процесс планирования, бюджетирования и управления ресурсами в военной сфере.

            Директивы Министерства обороны (DoD Directives)
            Эти директивы устанавливают общие принципы и процедуры для управления бюджетом и ресурсами в Министерстве обороны. Они могут содержать указания по формированию и рассмотрению UPL.
            Руководства по программированию и бюджетированию (Budget and Programming Guidance)
            Эти документы предоставляют конкретные инструкции по составлению бюджетных предложений, включая требования к UPL. Они разрабатываются на уровне DoD и могут обновляться ежегодно.
            Операционные инструкции (Operational Instructions)
            Внутренние инструкции и протоколы, разработанные для конкретных военных ветвей (например, Армия, ВМС, ВВС), которые уточняют процесс формирования и представления UPL.
            Программа целевого меморандума (Program Objective Memorandum, POM)
            Это документ, который обобщает запросы на финансирование и приоритеты, включая UPL, и представляет собой важный элемент в процессе бюджетирования Министерства обороны.
            Федеральный закон о бюджетном управлении (Federal Budgeting Law)
            Общие принципы и правила, регулирующие бюджетное управление на федеральном уровне, включая требования к прозрачности и отчетности.
            Законодательные акты Конгресса
            Конгресс может принимать законы, касающиеся бюджетирования и финансирования, которые также могут влиять на процесс формирования и утверждения UPL.
            Основные участники и инстанции, которые рассматривают и оценивают UPL:
            Внутриведомственные комитеты и руководители
            На уровне отдельных военных подразделений или агентств формируются и первоначально оцениваются заявки на включение в UPL. Руководство подразделений анализирует обоснованность и приоритетность потребностей.
            Комитеты по планированию и бюджету внутри военного ведомства
            Например, в Министерстве обороны США (DoD) существуют специализированные комитеты (например, POM Boards — Program Objective Memorandum Boards), которые рассматривают UPL в контексте общих программ и бюджетных ограничений.
            Офис начальника финансового управления (CFO) и бюджетные отделы
            Финансовые специалисты анализируют финансовую целесообразность и соответствие бюджетной политике.
            Высшее военное руководство
            Начальники штабов, заместители министра обороны и другие высокопоставленные должностные лица принимают решения о включении приоритетных расходов в будущие бюджетные запросы.
            Комитеты Конгресса США
            После внутреннего рассмотрения и формирования бюджетных запросов, они направляются в Конгресс, где профильные комитеты (например, Комитет по вооружённым силам и Комитет по ассигнованиям) анализируют и утверждают финансирование.
            Офис управления и бюджета (OMB)
            На уровне исполнительной власти OMB оценивает и согласовывает бюджетные предложения, включая UPL, перед представлением их в Конгресс.
            Основные аспекты UPL:
            Цель: UPL помогает выявить важные проекты, программы и инициативы, которые требуют финансирования, но не были включены в текущий бюджет. Это может быть связано с изменениями в оперативных потребностях, новыми угрозами или недостатком финансирования.

            Составление списка: Участники (например, военные подразделения, агентства) подают заявки на включение своих потребностей в UPL. Эти заявки затем рассматриваются и приоритизируются в зависимости от их важности и срочности.

            Приоритизация: Каждый элемент в списке получает оценку приоритетности, что позволяет руководству лучше понимать, какие расходы являются наиболее критичными для выполнения миссий и задач.

            Использование: UPL может использоваться для обоснования дополнительных бюджетных запросов перед Конгрессом или другими органами власти, а также для планирования будущих расходов.

            Примеры расходов: Расходы в UPL могут включать в себя закупку оборудования, модернизацию технологий, обучение персонала, исследования и разработки, а также другие необходимые ресурсы для обеспечения безопасности и эффективности операций.

            Значение UPL
            Гибкость: UPL позволяет военным и правительственным учреждениям быть более гибкими в ответ на изменяющиеся условия и потребности.
            Прозрачность: Система помогает улучшить прозрачность в процессе распределения бюджетных средств.
            Управление рисками: Позволяет лучше управлять рисками, связанными с недостаточным финансированием критически важных проектов.
        2. -4
          5 августа 2025 09:48
          Почему автор поместил статью в раздел "Вооружение" ? Никакого освещения проблемы в техническом аспекте в статье нет. В Мире нет концепции самолёта 5-го поколения, а тем более 6-го. Американцы с таким же успехом могут назвать F-47 самолётом 7-го поколения и объявить , что он перепрыгнул через поколение, благодаря своим непревзойдённым свойствам. Только какие это свойства ? 6-е поколение - это маркетинговый ход, новая спираль гонки вооружения . Не надо вестись на эти "пустые кричалки" ! При определённых условиях Су-57 может стать самолётом 6-го поколения, как и самолётом 5-го поколения. Нет , я не ошибся. Су-57 может стать лучшим самолётом 5-го поколения , но для этого нужны определённые условия...А вот теперь опять всем вопрос: назначение и задачи самолёта 5-го поколения? Продвинутым можно задать такой вопрос и о 6-м поколении. Я думаю на этом сайте нет людей, которые могут ответить , хотя бы на один такой вопрос !
          1. +2
            5 августа 2025 10:33
            В Мире нет концепции самолёта 5-го поколения

            Так то есть. Применение технологии стелс и размещение АСП в внутренних отсеках. Еще называют крейсерский сверхзвук, но это уже неактуально, никто за сверхзвуковыми бомбардировщиками не гоняется.
            Цитата: Okko777
            Продвинутым можно задать такой вопрос и о 6-м поколении.

            6-е поколение отличается от пятого опциональным управлением (летчик или самостоятельно), либо полностью беспилотной системой управления. Но также добавляют возможность управления БПЛА, что конечно спорно. В настоящее время есть несколько концепций самолета 6-го поколения. 1. управляется ИИ, 2. управляется дистанционно, 3 ИИ+человек.
            Учитывая, что технически это еще довольно несовершенно, говорить о 6-м поколении несколько рано.
            1. -4
              5 августа 2025 12:21
              Вы перечисляете свойства самолётов. А вопрос: назначение и решаемые задачи ? Это и есть концепция применения. А свойства вытекают из решаемых задач. Что не ясно ? Или как ? В народном хозяйстве тоже нужны люди... и на огороде.
          2. +1
            5 августа 2025 12:24
            Цитата: Okko777
            В Мире нет концепции самолёта 5-го поколения, а тем более 6-го.

            Всё есть. 5-поколение - если это истребитель нацеленный на завоевание превосходства воздухе, то крейсерская сверхзвуковая скорость, высокие разгонные характеристики, радиолокационная малозаметность в сантиметровом и частично дециметровом диапазонах радиоволн, ставка на победу в beyond visual range воздушном бою при сохранении высокой способности вести ближний маневренный воздушный бой.

            6-поколение - радиолокационная малозаметность с любого ракурса с расширением дальше в дециметровый и даже метровый диапазон радиолокационных волн, крейсерская сверхзвуковая скорость как основной режим многорежимного полёта при сниженной ИК сигнатуре при полёте на сверхзвуковой скорости, радиолокационные комплексы с антеннами большой апертуры на новой радиоэлектронной, возможно оптоэлектронной компонентной базе, развитые электронно-оптические системы нового поколения, УР "воздух-воздух" большой и сверхбольшой дальности, шлейф сопровождающих реактивных беспилотных "оруженосцев" и "верных ведомых", вероятно лазерные комплексы самообороны для функционального поражения атакующих УР "воздух-воздух" и ЗУР всех классов оставляющие в прошлом ближний манёвренный воздушный бой как таковой. Это если на китайские J-36 и J-50 смотреть. А F-47 от Boeing, с этим его ПГО, на фоне отвергнутых предложений от Northrop Grumman и Lockheed Martin - явно самый "бюджетный" выбор Пентагона. wink
            1. -5
              5 августа 2025 12:27
              Не смешно ! Назначение и решаемые задачи ? Товарищи не понимают. Да впрочем, зачем это вам ?
              1. -3
                5 августа 2025 12:35
                Первостепенная и наиглавнейшая задача истребительной авиации - завоевание превосходства в воздухе. Если считать что решение этой задачи уже в кармане... получаются такие недоразумения как Joint Strike Fighter F-35.
                1. -3
                  5 августа 2025 12:43
                  Для чайников !
                  Самолёт 5-го поколения - универсальный элемент Боевой Информационной Системы. Универсальность заключается в возможности выполнения как разведывательных функций, связанных с обнаружением противника и целеуказания для других в воздухе, на земле и на воде, так и как незаметная платформа для размещения точного вооружения, которая использует внешнее целеуказание. Самолёт 5-го поколения существует в рамках БИС . Нет БИС, нет самолёта 5-го поколения, а есть самолёт с признаками самолёта 5-го поколения...
                  Самолёт 6-го поколения - главный элемент БИС...Дальше без комментариев. Самолёт 6-го поколения - будет с двумя членами экипажа, что-то похожее на двухместный Су-57, который хотели индийцы...
                  1. -1
                    5 августа 2025 13:22
                    Цитата: Okko777
                    Самолёт 5-го поколения - универсальный элемент Боевой Информационной Системы.

                    Эту сказочку придумали в корпорации Lockheed Martin чтобы уйти от объяснений почему у их F-35 такие слабенькие ЛТХ.

                    А по поводу боевой информационной системы, Вы знаете что такое BACN и зачем он понадобился ВВС США? А то большинство комментаторов могут легко шпарить "по методичке" про "элементы боевой информационной системы", "сетецентрический подход вместо платформоцентрического" и т.д., а конкретики не знают.
              2. 0
                5 августа 2025 13:18
                Цитата: Okko777
                Назначение

                У истребителя одно - завоевание господства в воздухе.
                Цитата: Okko777
                решаемые задачи

                Уничтожение всех воздушных судов противника и содействие СВ и ВМС в уничтожении наземных и надводных объектов.
      2. +1
        5 августа 2025 15:50
        Цитата: Luminman
        Цитата: Дырокол
        о проблемах развития их НИЧЕГО не известно
        Может быть это, наоборот хорошо, когда противнику ничего не известно о проблемах вероятного противника?


        У противника прекрасная разведка как в Китае, так и в России.
        Все ему известно.
    2. +3
      5 августа 2025 07:30
      Да можно так далеко, в Китай, не ходить… помнится в Сирии наши ВКС работали «чугунием» и все нахваливали прицельный комплекс, мол с таким оружием никакая высокоточка не нужна, даже аналоги «джадама», хотя один бомбер приземлили из ПЗРК, не штурмовик, бомбер… а потом настал день 2022 и пришлось на коленке к ФАБам крылья сварочником приваривать…
      1. 0
        5 августа 2025 20:11
        ну так поговорка...пока жареный петух не клюнет...свойственна не только ВКС России..думете US Air Force реально представляют ''возможный'' ресунок войны против Чайна ??? или у них всё уложено в прокрустово ложе опыта их войн в XX_XXI веках против противника с уронем <<->>3..4 поколений..но даже там они умудрялись накосячить и что...всё одно вера в то что всё пойдёт по их планам довлеет во всём...в том числе и в реал и в концептах крафтов...от просчитали они что Стелс+ДРЛО это вундерваля на все случаи..вот и стороят свои ВВС..нет у них иной инфы..(как впрочем не было в небе Сирии даже малейших предпосылок как оно будет в небе 404)..
    3. 0
      5 августа 2025 09:26
      Проблема ВС США заключается в том, что решение о том, какой танк, самолет или корабль нужен, принимают не профильные специалисты - генералы (адмиралы) и инженеры (конструктора), а лобби в Вашингтоне. А лоббистам нужны деньги, потому чем дороже, тем лучше. Не стану говорить за всё. Скажу флот. Адмиралов вполне устраивали авианосцы типа "Нимиц", с доработками, которые проходили в процессе эксплуатации. Они хотели и дальше иметь "нимицы". Но им дали "Форда", который дороже на 50 %, а боевая эффективность выше 30 %. За те же деньги, можно было иметь 12 модернизированных "нимицев", а будет 10 "фордов". Про Ф - 35, не писал только ленивый - это грандиозная афера "Локхида", по разводу лохов)))
      1. 0
        5 августа 2025 10:14
        Вы руководствуетесь пропагандой, а не фактами.
        1. -2
          5 августа 2025 10:30
          Я руководствуюсь здравым смыслом и мнением американских моряков. Есть масса профильных сайтов, на которых об этом говорится.
          1. +3
            5 августа 2025 10:50
            Они хотели и дальше иметь "нимицы"

            Я встречал обратное. На пример, что паровая катапульта в 21 веке это анахронизм. Что необходимо увеличивать энергетику авианосца и увеличить время работы реактора до перезагрузки.
            Про Ф - 35, не писал только ленивый - это грандиозная афера "Локхида", по разводу лохов

            Летчики эксплуатирующие их вполне довольны, особенно чрезвычайно низкой аварийностью в сравнении с тем же F-16 в начале эксплуатации которого теряли столько летчиков, что один генерал сказал "в конце ВВП впору открывать кладбище". И найдите мне хотя бы один самолет, что был бы дешевле своего предшественника и не имел нареканий. Тот же F-16 в конце концов поменял двигатель, F/А-18 став Супер Хорнетом оставил то же наименование F/А-18 при этом значительно увеличившись в размерах, что говорит о том, что это совсем не то что было раньше. Все это произошло потому что это были отличные машины?
            А Су-27, который из Т-10 превратился в Т-10С абсолютно другую машину, хотя уже и завод подготовили под Т-10 и серийное производство развернули, но Т-10 оказался таким замечательным, что пришлось все ломать и начинать заново пока не вышел Т-10С ставший тем самым Су-27 коим теперь мы гордимся. Сколько на это денег ушло? Кто считал?
            1. 0
              5 августа 2025 11:43
              1. Паровая катапульта работает не от реактора, а от специального "импульсного" котла. Во-вторых, она работает, а с электромагнитной пока есть проблемы.
              2. Проблем у Ф - 35 намного больше, чем об этом говорят. Если сопоставить количество летавших Ф - 16 и летающих Ф - 35, то разница в аварийности не такаю уж большая. У Ф - 35 до сих пор не решена проблема перегрева двигателя и возможно ее так и не решат. Официально макс. скорость у Ф - 35 1930 км/ч., реально с такой скоростью он летит очень недолго - перегрев, потому, эксплуатационная скорость 1750 км/ч.
              3. Раз уж речь зашла о "суперхорнете"))) "Форд" строился под Ф - 35, из "нимицев" уже три прошли переоборудование под Ф - 35, а на палубах по прежнему "хорнет".
              С чего бы это? Кстати матрасные летчики очень жалеют, что порезали Ф - 14, возможности "суперхорнета" не соответствуют современным опасностям, а про Ф - 35 С и говорить нечего.
              1. +5
                5 августа 2025 12:12
                Цитата: ТермиНахТер
                Паровая катапульта работает не от реактора, а от специального "импульсного" котла. Во-вторых, она работает, а с электромагнитной пока есть проблемы.

                Дык понятно, что не от альфа-частиц. Но сори, 21 век и пар... Не в стимпанке живем же.
                Цитата: ТермиНахТер
                с электромагнитной пока есть проблемы

                Типа с паровой сразу все ок было.
                Цитата: ТермиНахТер
                Если сопоставить количество летавших Ф - 16 и летающих Ф - 35, то разница в аварийности не такаю уж большая.

                Аварийность считается от налета в часах. И F-35 тут F-16 уделывает.
                Цитата: ТермиНахТер
                Проблем у Ф - 35 намного больше, чем об этом говорят.

                Проблемы это нормально. Не бывает машин без проблем.
                Цитата: ТермиНахТер
                а на палубах по прежнему "хорнет"

                Напомнить когда с палубы ушел последний Фантом? В 1986 году, когда уже летал F-18, который должен был заменить еще F-14. А F-14 ушел с палубы авианосцев только через 20 лет, в 2006 году. И вы видите в том, что F-35 за 6 лет не сменил Хорнет некую проблему ВМС США. Это нормальный процесс, так было всегда.
                Кстати матрасные летчики очень жалеют, что порезали Ф - 14

                А чего пенсионерам не жалеть если с Томкэтом связана их молодость?
                1. 0
                  5 августа 2025 13:11
                  1. Если система исправно функционирует, то зачем ее менять на то, с чем будут проблемы. О том, что проблемы с ЭМ - катапультой будут матрасники знали, еще во время стендовых испытаний.
                  2. Сколько было и сейчас есть Ф - 16? Вот когда они с Ф - 35, будут в сопоставимых количествах, тогда и будем говорить о степени надежности.
                  3. Проблем у них гораздо больше, чем хотелось бы за такие деньги. Хочу напомнить, что когда эта опупея начиналась, "Локхид" обещал супераэроплан в трех вариантах, с высокой степенью унификации, за вполне разумные деньги. Пока что не вышло ничего.
                  4. "Форд" изначально строился под Ф - 35, ничего другого на его палубе быть не должно. И три "нимица" уже переделали под Ф - 35. А они там появляются только для рекламы. О какой замене идет речь, если флот заказывает новые "суперхорнеты"?
                  5. Это не ностальгия пенсионеров - это реальная оценка ситуации. "Хорнет" не успевает выйти на рубеж перехвата, из позиции "дежурство на палубе".
                  А если носитель не гиперзвуковой ПКР не будет сбит до момента пуска, то все остальное уже не имеет значения.
                  1. +1
                    Вчера, 02:50
                    Цитата: ТермиНахТер
                    Если система исправно функционирует,

                    Забыли добавить: при ограниченных погодных условиях.
                    Цитата: ТермиНахТер
                    тогда и будем говорить о степени надежности.

                    Нет. В США ведут статистику о количестве налёта в часах и потерянных машинах. Этот является критерием определения надёжности.
                    Цитата: ТермиНахТер
                    Пока что не вышло ничего.

                    Не вышло что? F35 выпускается во всех ипостасях как для себя, так и для союзников США.
                    Цитата: ТермиНахТер
                    если носитель не гиперзвуковой ПКР не будет сбит

                    Их практически и нет. Могучая МРА СССР умерла. У китайцев есть немного, но количество мизерное. F14 был конечно отличный самолёт, но лишённый универсальности. Он чисто ПВО.
                    1. +1
                      Вчера, 09:54
                      Для Китая - нарастить выпуск не проблема. Дело нескольких месяцев, а вот чем будет отвечать США. В России пока нет МРА, но ходят разговоры об адаптации "Циркона " на Су - 34.
                      1. 0
                        Вчера, 10:44
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Для Китая - нарастить выпуск не проблема.

                        Очень оптимистично, вы откровенно переоцениваете их возможности, особенно в двигателестроении.
                        Цитата: ТермиНахТер
                        а вот чем будет отвечать США

                        Они уже сформировали антикитайский блок, правда Трамп его шатает (не от большого ума).
                        Цитата: ТермиНахТер
                        В России пока нет МРА, но ходят разговоры об адаптации "Циркона " на Су - 34.

                        Вы возлагаете слишком много надежд на "разговоры"
                      2. 0
                        Вчера, 10:53
                        1. А вы знаете реальные возможности китайского авиапрома? У нас есть СП с китайцами, наши ИТР и рабочие ездили обучать китайцев. Так вот, отношение к работе и трудовая дисциплина там с нами не сравнить. Прозвенел звонок - все "уперлись рогом" и до звонка. Не выполнил плановое задание за смену - продолжаешь работать. Так что - это вы недооцениваете их возможности. Да, у них проблемы с качеством и надежностью, но учитывая с каким упорством они работают над этим, не сомневайтесь - это вопрос не такого уж далекого будущего.
                        2. Формирование антикитайского блока - это не технологическое и научное превосходство - это политика. У китайцев тоже есть машины 5 -го поколения и они усиленно работают над 6-ым.
                        Тем более, что потенциальное пушечное мясо как-то не изъявляет желания подыхать за интересы США.
                        3. Технически - это возможно, все остальное будет зависеть от промышленности и решения руководства.
                      3. 0
                        Вчера, 11:23
                        То что КНР умеет "упираться рогом" это бесспорно, то что они готовы идти на огромные расходы дабы достичь цели, несомненно. Но есть одно НО. Они впали в зависимость от копирования, т.е. самостоятельно сгенерировать идею он пока не могут. Все их достижения это повторение успеха кого-то другого, а это запрограммированное отставание. Быть вторым в мире это конечно замечательно, нам уже и мечтать не стоит, но у Китая амбиции на мировое господство, а для этого нужно быть ведущим, а не ведомым.
                      4. 0
                        Вчера, 11:44
                        У вас несколько устаревшее представление о Китай. Они вкладывают десятки миллиардов в науку, в том числе и в теоретические фундаментальные исследования и имеют неплохие результаты. Например китайцы единственные, кто освоил ППМ АФАР на основе оксида галлия, все остальные сидят на нитриде. Да есть проблемы, но это серьезный рывок, а еще есть технологии 5G и 6G. И примеров масса.
    4. +3
      5 августа 2025 11:19
      Цитата: Дырокол
      "Выклянчат", не стоит и сомневаться.

      Да и нет сомнений, все на этом построено. Автор как всегда ангажирован на идею которую сам себе придумал. Согласитесь есть в американском авиастроении шедевры и не SR-71/ Я считаю шедевром американского самолетостроения F-14 F-15 F16 F-18, ну и немного А-10. Конечно в нашу пользу я могу не менее прорывные самолеты привести Ну Миг-25-31 до сих пор весят больше.. да все не перечислить в ограниченном посте. Но вот палубника как F-18 и самолета ДРЛО как Е-2 пока нету ни где. Мы тоже движемся семимильными шагами, вот Кузнецова похоронили.....
      1. 0
        5 августа 2025 11:26
        Цитата: НИКНН
        Я считаю шедевром американского самолетостроения F-14 F-15 F16 F-18

        Это совсем не шедевры, ибо в начале эксплуатации добавляли больших хлопот, а F-18 вообще полностью переделывать пришлось.
        1. +1
          5 августа 2025 11:31
          Все не сразу строилось и Миг 15 валился пока не усилили конструкцию, на кручение, да я в авиации всю жизнь прожил, но палубника лучше F-18 нету в итоге F-35 недоделок, как в прочем и все универсальное, каждому самолету своя ниша. Да как и Меркава в применении к региону бд F-35 подходит идеально, но это не шедевр.
          1. +2
            5 августа 2025 11:49
            Цитата: НИКНН
            в итоге F-35 недоделок

            Такие мнения больше от огромного потока информации. В 80-х годах вы о F-18 на пример могли знать только из ЗВО и то объем был не велик. С какими проблемами сталкивались, какие аварии были, отзывы летчиков и т.д. вам были неизвестны. Поэтому у вас и складывается мнение, что раньше было лучше. А сегодня просто поток информации и самое главное МНЕНИЙ просто зашкаливает. Ну с кем вы могли в 80-х обсудить новый палубник США? 3-4 человека (и это в лучшем случае), обладающие минимум информации.
            1. +1
              5 августа 2025 12:24
              Извините пожалуйста, ремарку, ноя в то время имел полную возможную информацию о своем противнике и повторюсь ни обин самолет без ошибок с кальки в цех не сходит.Прошу прощения за свою приверженность отдать голос за F-18 как за лучший палубник, но давайте посмотрим на сегодняшние итоги, США продвигая F35 не отдает ему предпочтения на палубе, если только десантные корабли , да и КМП не особо его предпочитают. Еще раз извините, но достойной замены F-18 на палубе я не вижу. Он и ударный и РЭБ и все, попробуйте замену найти. F-15 тоже к стати.
              1. 0
                5 августа 2025 12:36
                Цитата: НИКНН
                Прошу прощения за свою приверженность отдать голос за F-18 как за лучший палубник

                Таким он же не сразу стал. Ему пришлось пережить кардинальную перестройку, вырасти в размерах, что говорит о том, что первый вариант мягко говоря никак не подходил под свою роль.
                Цитата: НИКНН
                достойной замены F-18 на палубе я не вижу. Он и ударный и РЭБ

                РЭБ то он относительно недавно стал, а так то с Проулером приходилось палубу делить. И кстати есть мнение, что Проулер был лучше.
                1. +1
                  5 августа 2025 12:39
                  Цитата: Дырокол
                  Таким он же не сразу стал.

                  Так я с этим не спорю, но стал. По Проулеру, ну не правы, современная схемотехника и технология не уступит, Просто задачи боле на конкретное заточили.
              2. +2
                Вчера, 11:05
                "Хорнет" лучший палубник, на данный момент потому, что Ф - 35 С, изначально не имел его возможностей. Не понятно зачем его было принимать на вооружение, а Ф - 14 уже попилили. Читал мнения американских летчиков, что если бы "томкет" прошел такое же количество модернизаций, он был бы намного лучше "хорнета". Но лоббисты "Боинга" в Вашингтоне порешали, не просто снять с вооружения, но порезать, чтобы злые персидские шпионы не утянули на запчасти. Зато сейчас, американцы переживают, что "хорнет" из положения дежурство на палубе не успевает выйти на рубеж перехвата, ну а про Ф - 35 и речи нет.
                1. +1
                  Вчера, 13:53
                  Цитата: ТермиНахТер
                  а Ф - 14 уже попилили. Читал мнения американских летчиков, что если бы "томкет" прошел такое же количество модернизаций, он был бы намного лучше "хорнета"

                  Тезка Привет! hi С мнением летчиков соглашусь (сам летал и цены мнения знаю) Но если честно то F-14 как концепт устарел, одно крыло изменяемой стреловидности чего стоит, его достоинства были в скорости, РЛС и Ракеты дальнего действия с активной ГСН. Как самолет широкого профиля он увы не подходил, а Вот Хорнет для палубника самое то и в разных ипостасях. Но F-14 в свое время и в той области был прорыв.
                  1. +1
                    Вчера, 14:01
                    И вам не хворать, "Панавиа - Торнадо" летал до недавнего времени, Су - 24 летает и сейчас. Не спорю, проблемы с механизмом изменения геометрии были, но они решаемы при должных усилиях. Летчики США прямо говорят, что "хорнету" не хватает скорости для выхода на рубеж перехвата при дежурстве на палубе, а держать звено (пару) постоянно в воздухе - это бред. Про Ф - 35 не будем - это тоже бред. Итого, единственный шанс ВМС США - это нормальный самолет, с достаточной скоростью.
                    1. +1
                      Вчера, 14:09
                      Цитата: ТермиНахТер
                      Не спорю, проблемы с механизмом изменения геометрии были

                      Да там не с механизмом проблемы, там использование веса и аэродинамически поворот крыла не то что не совершенен, просто современная аэродинамическая модель несущего фюзеляжа, наплывов перед крылом более перспективная с точки зрения сохранения полезных весовых нагрузок, да и всего остального более приемлема, а для палубника критична. Что касается времени выхода на рубеж применения оружия, при современных средствах обнаружения решаемая проблема, Но да F-14 со своими ракетами с дальностью за сотню был шедевр своего времени, честно очень нравился, но его время и правда ушло.
                      1. 0
                        Вчера, 14:39
                        Современные средства обнаружения не показывают, что несет ЛА под крылом, обычные "воздух - воздух" или гиперзвуковую ПКР. Проблема компромисса между аэродинамикой и другими параметрами ЛА существовала всегда. Искусство конструктора в том состоит, чтобы гармонично совместить противоположные требования. "Феникс" имел весьма неплохие ТТХ в 80 - ые. Если бы ее дорабатывали, как нашу Р - 37, она могла и сейчас стоять на вооружении.
                      2. +1
                        Вчера, 16:40
                        Цитата: ТермиНахТер
                        она могла и сейчас стоять на вооружении.

                        Тут проблематично. На конечной дистанции наведения она уже не могла обеспечить достаточную маневренность, а значит ограничения по БП (Ну против их авакса или нашего А-50 пойдет), но не больше, а если менять двигательную установку на прямоточник, то это уже другая от слова совсем ракета.
                        Хотя она (Феникс ) и сейчас стоит на вооружении и даже в других странах. И даже индия использует наработки. wink
                      3. +1
                        Вчера, 16:49
                        Я говорю не о той ракете, которая была в 80-ые годы прошлого века. А о том, какой она могла бы стать. Они с Р - 37 ровесницы, AIM-54C ECCM/Sealed - принята на вооружение в 1988 г.
    5. 0
      5 августа 2025 11:47
      Цитата: Дырокол
      Ведь летает же какое то непонятное трехдвигательное создание давая пищу для воображения и восхищения.

      Летает не только трёхдвигательное создание аэродинамической схемы Blended Wing Body, но и двухдвигательное (общепринятое в западном мире обозначение J-50).

      А 7 мая сего года пилотируемые пакистанскими лётчиками истребители J-10CE (от этих истребителей никто ничего особенного не ожидал), наваляли индийским ВВС - в одном крупномасштабном бою сбили 5-6 индийских истребителей (ну примерно), из которых 2-3 - широко разрекламированные французские "Рафали" купленные индийцами за очень высокую цену. Сбили без потерь со своей стороны.

      Из этих маленьких деталей складывается весьма благостная картина сегодняшнего военно-технического уровня ВВС КНР.
      1. 0
        5 августа 2025 12:22
        Цитата: АлександрА
        сбили 5-6 индийских истребителей (ну примерно)

        Можно и 15-16 написать. Сколько подтверждено официально?
        Цитата: АлександрА
        Из этих маленьких деталей складывается весьма благостная картина сегодняшнего военно-технического уровня ВВС КНР

        Абсолютно ничего не складывается. Это туман и пыль в глаза.
        1. 0
          5 августа 2025 13:06
          Цитата: Дырокол
          Можно и 15-16 написать. Сколько подтверждено официально?

          Кем? Индийцы официально признают лишь что "потери — это часть боевых действий". OSINTеры по фото и видео обломков насчитали 5-6 сбитых истребителей, из них не менее двух трёх "Рафалей".

          https://en.wikipedia.org/wiki/2025_India–Pakistan_conflict

          "Представитель французской разведки сообщил CNN, что индийский истребитель Rafale был сбит Пакистаном, однако французские военные не дали никаких комментариев.[66] Позже начальник штаба ВВС и Космических сил Франции генерал авиации Жером Беллангер [фр] заявил, что он «видел доказательства» того, что были сбиты три самолёта, в том числе Rafale, Mirage 2000 и российский Су. [67] Reuters сообщило, что неназванные источники в правительстве Индии заявили, что три истребителя потерпели крушение в Индии по неизвестным причинам.[68] 8 мая неназванный американский чиновник сообщил агентству Reuters, что, по его «высокой оценке», пакистанские J-10 сбили как минимум два индийских истребителя. Второй чиновник предположил, что одним из сбитых самолётов был Dassault Rafale.[69] The Washington Post позже сообщила, что с 7 мая в Индии было обнаружено три места крушения, два из которых принадлежат индийским самолётам Dassault Rafale и Dassault Mirage 2000.[70] 9 мая источники в местных органах власти в индийском штате Джамму и Кашмир сообщили агентству Reuters, что 7 мая в Индии разбились три истребителя, а три пилота были госпитализированы.[71] 11 мая, отвечая на вопрос о том, понесли ли силы потери, ВВС Индии заявили, что «потери — это часть боевых действий», но отказались предоставить информацию о том, были ли какие-либо потери.[72] Согласно рабочему документу, написанному Кристофером Клэри для Стимсонского центра, есть достоверные свидетельства того, что во время столкновения действительно могли быть сбиты до четырёх индийских самолётов.[46] 18 июля 2025 года президент США Дональд Трамп заявил, что, по его мнению, в ходе конфликта было сбито пять самолётов.[73]"

          ВВС Индии ночью 7 мая цинично поимели в воздушном бою пакистанские пилоты на китайских J-10CE. Будем ли мы устраивать долгий спор о том было ли сбито 4 индийских истребителей, 5 или 6?

          В последующем ВВС Пакистана тоже понесли определенные потери в авиатехнике, но НЕ в воздушных боях с индийскими истребителями.
  2. 0
    5 августа 2025 04:53
    Ничего, Доня пару-тройку миллиардов ещё с Европы наскребет. Старушка не обеднеет...
  3. 0
    5 августа 2025 05:32
    Цитата: Роман Скоморохов
    F-47, первый пилотируемый истребитель шестого поколения, получит финансирование в размере 3,5 миллиарда долларов. Программа ВМС FA-XX будет получать минимальное финансирование
    Чего-то мне здесь не понятно! Украину финансируют десятками миллиардов долларов из американского бюджета, а найти денег для новых и перспективных проектов никак не могут. Торг из-за 3,5 миллиардов долларов для американского бюджета, это же просто смешно wink
    1. 0
      5 августа 2025 06:31
      Цитата: Голландец Михель
      Торг из-за 3,5 миллиардов долларов для американского бюджета, это же просто смешно

      Посмотрите сколько они тратят на... foodstemp и medicaid, ВМС США плачет в сторонке...
  4. Комментарий был удален.
  5. +4
    5 августа 2025 07:33
    Можно долго говорить о проблемах штатов и все такое, но сам факт что одних только шершней почти 8 сотен!!! Обнуляет любые насмешки. А сколько остальных? При всех проблемах, вся эта армада не даёт шанса никому. Я считаю правильным, что амеры в свое время поставили всю свою мощь на крылья. Быстро, эффективно, мощно. Экономика страны позволяет такое иметь и развивать. Остальные только или восхищаются или трепещут в страхе.
    1. 0
      5 августа 2025 22:01
      Цитата: Вадим С
      Можно долго говорить о проблемах штатов и все такое, но сам факт что одних только шершней почти 8 сотен!!! Обнуляет любые насмешки. А сколько остальных? При всех проблемах, вся эта армада не даёт шанса никому. Я считаю правильным, что амеры в свое время поставили всю свою мощь на крылья. Быстро, эффективно, мощно. Экономика страны позволяет такое иметь и развивать. Остальные только или восхищаются или трепещут в страхе.

      Около 750. Из которых современных F/A-18E/F и EA-18G 416 + 153.

      https://www.flightglobal.com/defence/2025-world-air-forces-directory/160846.article

      2025 World Air Forces directory

      Всех их одновременно собрать на одном передовом ТВД практически невозможно. Нет такого числа боеготовых АВМА.
  6. +2
    5 августа 2025 08:40
    Цитата: Вадим С
    Экономика страны позволяет такое иметь и развивать
    Вот это и есть самое главное...
    1. +2
      5 августа 2025 10:31
      Любую экономику можно убить бессмысленными тратами. И не так хорошо обстоят дела в экономике США, как они рассказывают.
  7. 0
    5 августа 2025 11:27
    Есть F-15E Strike Eagle, отличный самолет, один из лучших в мире. Участник кучи военных конфликтов еще с 70-х годов прошлого века, просто прекрасная машина уничтожения всего.

    Ну как бы с 70-х годов - это F-15A/B, и это были не многоцелевые истребители. А F-15E Strike Eagle, модификация что поступала в ВВС США с 1988 г. И эти многоцелевые истребители (с уклоном в ударные) достигли первоначальной боевой готовности (IOC) 30 сентября 1989 года.
  8. 0
    Вчера, 16:13
    " [ F-35] и пуляет ракеты в Иран с безопасного расстояния."///
    ----
    Пулял и обычные планирующие бомбы с радиусом действия 70 км.
    Причем даже около восточных границ Ирана.
    Пересекая весь Иран и пролетая прямо над Тегераном.