Кредитование по-сталински

22 032 132
Кредитование по-сталински
Здание Госбанка СССР в Златоусте в стиле модного в 1920-х годах конструктивизма


Вот уже несколько лет, довольно долго, в различных публикациях гуляет тема т. н. «двухконтурной системы денежного обращения» в СССР при Сталине. Тему эту запустил, насколько я могу судить, В. Ю. Катасонов, и с некоторых пор у него нашлось довольно много последователей. Сама по себе эта идея основана на противопоставлении некоего «безналичного рубля» наличным деньгам, и отсюда выводится, что Госбанк СССР эмитировал некие особенные «безналичные рубли».



Рубль был един!


Мне довелось прочитать немало всякой статистической, хозяйственной и методической литературы по советской экономике сталинской эпохи, оригинальных годов издания, в том числе и по финансам. Впрочем, финансы упоминались почти во всех случаях, за исключением, может, самых узких технических вопросов. Подчеркну — оригинального издания. Мне было очень важно узнать, что думали на сей предмет сами участники, организаторы и руководители этого грандиозного народно-хозяйственного строительства.

Так вот, нигде и никогда не упоминался какой-то отдельный «безналичный рубль». И ни в каких статистических таблицах этот самый «безналичный рубль» не фигурировал. Между тем, если бы два контура действительно существовали, то они бы отражались в любом финансовом плане, от предприятия и до госбюджета СССР. Потому что, если у безналичных и наличных денег разные свойства и разная покупательная способность, то, согласно основам бухучёта, их следовало учитывать раздельно, а при составлении сводного баланса приводить к одной единице, например, безналичные рубли пересчитывались бы в наличные или наоборот.

И вообще, Гусаков А. Д. (в войну начальник Управления учебных заведений Наркомата финансов СССР, затем в Институте экономики АН СССР) и Дымшиц И. А. (кандидат экономических наук) еще в своем учебнике 1951 года «Денежное обращение и кредит в СССР» растолковали (с. 214):

«Безналичные расчеты и налично-денежные обороты являются различными формами единой системы денежных расчетов. Более того, обе эти формы расчетов постоянно переплетаются: налично-денежные обороты становятся источником для безналичных расчетов, а эти последние переходят в налично-денежную форму».

Вот это утверждение подкрепляется всей массой опубликованной и архивной статистики, различных публикаций и научных работ, в которых рубль советского хозяйства — един.

Тут и добавить нечего. Но находятся люди, упорно толкующие о «двухконтурном денежном обороте», полностью игнорирующие весь весьма обширный пласт соответствующей литературы, составленной людьми, для которых эта система была рабочим инструментом. И, что характерно, при рассуждениях о «двухконтурном денежном обороте» почти никогда не бывает ссылок на источники сталинских времен, что неудивительно.

Разумеется, у таких рассуждений есть свои причины, но о них — в конце.

Человек со смешной фамилией


Думается, что В. Ю. Катасонов выдвинул эту идею потому, что не разобрался в особенностях сталинского финансового хозяйства, а именно, ее кредитной части; а не разобрался потому, что поленился ее исследовать, ну или хотя бы найти книгу, где бы все было толком описано. У нас стало очень много «экспертов», которые якобы «разбираются» во всем, тогда как при проверке оказывается, что их знания поверхностные и часто неправильные.

Вот В. Ю. Катасонов считает, что кредит — это будто бы эмиссия безналичных денег, чем-то отличавшихся от наличных, которые будто бы предназначались для неких проектов, обещающих отдачу в будущем.

Надо отметить, что недопонимание В. Ю. Катасоновым особенностей сталинской финансовой системы отчасти имеет объективную причину. Система эта была настолько своеобразной, что ее стали приукрашивать уже в сталинские времена, и о том, что такое был кредит по-сталински, во многих изданиях было написано скупо и непонятно. Но есть работа М. Усоскина «Основы кредитного дела» 1946 года, в которой сталинская кредитная система описана почти что во всей своей циничной красе. И то местами видно, что автор иногда был вынужден придержать язык.

Человек со смешной фамилией. Марк Михайлович Усоскин — доктор экономических наук, профессор, в 1924-1955 годах работал в Госбанке СССР, в том числе в 1941-1955 годах — заместитель начальника Планово-экономического управления Госбанка СССР, затем старший консультант и эксперт Правления Госбанка СССР, в 1946-1962 годах заведующий кафедрой кредитного дела Московского финансового института (ныне Финансового университета при Правительстве РФ). Иными словами, это человек, лично руководивший планированием финансовой системы СССР, поскольку Госбанк играл ключевую роль почти во всех расчетах и платежах, исполнении бюджета, сборе налогов и т. д.

Систематическое освобождение от ига капитала


В СССР создание предприятия, то есть капитальное строительство и оснащение оборудованием, производилось на средства госбюджета в порядке безвозмездных ассигнований. Стоит сказать, что ассигнования были не вполне безвозмездными и в свете обязательных отчислений с прибыли всех предприятий в бюджет постепенно возвращались и даже, надо полагать, давали бюджетную прибыль.

На средства госбюджета предприятие наделялось также оборотными средствами, необходимыми на приобретение сырья, материалов, топлива и для прочих расходов, потребных на начало производства. Обычно на этом изложение тонкостей сталинской финансовой системы и заканчивается, что можно подумать, что всё было за бюджетный счет.

Вот тут тов. Усоскин и поясняет, что ничего подобного — предприятию давались оборотные средства за бюджетный счет только по минимуму, в самый обрез. До войны около 50% оборотных средств предприятий было собственными, и они пополнялись прибылью предприятия, 40% — кредитные, остальное — за счет других кредиторов или задолженности по поставкам.

Что такое прибыль по-сталински? Поскольку цены на продукцию были плановыми и утвержденными государством, и никакую продукцию нельзя было продавать дороже, то прибылью была разница между плановой ценой и фактической себестоимостью. Вот если предприятие придумало, как продукцию производить дешевле, то оно могло получить прибыль.

Перефразируя старую средневековую феодальную песенку: «Чтоб заводы не жирели, чтоб лишения терпели...» В сталинской финансовой системе было принято систематическое освобождение предприятия от ига капитала. Во-первых, отчисления от прибыли в бюджет. Во-вторых, изъятие главками излишков прибылей. В-третьих, амортизация, которая списывалась каждые 10 дней по особым платежным поручениям на особые счета в Госбанке на капремонт и на особые счета в спецбанках (Промбанк, Стройбанк и т. д.) на капстроительство. Тов. Усоскин открыто признавал, что денежные резервы предприятия доводятся до минимума и у них на счетах денег не более чем на 2–3 дня расчетов. Для предприятий по заготовке сельхозпродукции, леса, рыбы, а также для колхозов, совхозов и МТС порядок имел некоторые отличия, связанные с сезонностью работ, но мы в эту тему подробно входить не будем.

Для чего это делалось? Для того, чтобы у предприятия не возникало самой возможности что-то купить в обход системы фондирования, то есть распределения сырья, топлива и материалов через Госплан СССР и Экономический совет при СНК СССР, и тем самым нарушить систему планового распределения сырья и продукции. И для того, чтобы предприятие охотнее бежало в Госбанк СССР за кредитами.


Госбанк СССР в Свердловске — популярное место для работников финотделов свердловских предприятий

Бесконечные долги


Если у вас оборотных средств вполовину от потребности, то, как нетрудно понять, провернуть нормальный процесс производства не получится. Волей-неволей придется идти и кредитоваться. Госбанк СССР был кредитором щедрым и совершенно не брал процентов. Во всей обширной книге тов. Усоскина проценты по кредитам вообще не упоминаются ни разу; упоминается только процент как штраф за просрочку платежа — 0,05% в день.

Но кредит давался под условия контроля банка над предприятием и под жесткие сроки возврата. Это была политика государства, как об этом открыто пишет тов. Усоскин.

«Значительная часть оборотных средств, необходимых для этого процесса, не выделена отдельным предприятиям в виде собственных средств. Наоборот, для учёта и контроля за движением общественного продукта государство концентрирует эти оборотные средства в Госбанке».

Иными словами, поскольку за всеми не уследишь, чтобы никто не начал чего-нибудь производить тайно и не по плану, и была введена система, когда для поддержания нормального производства требовался кредит. Тогда по счетам всё проходило, и можно было, при необходимости, проверить картотеки отделений Госбанка СССР и увидеть, кто, что и на какую сумму производил.

Например, предприятию нужно сырье для производства. Часть есть, а часть нужно купить. Предприятие подает в Госбанк просьбу о предоставлении кредита и вместе с ней справку о наличии материальных запасов. В отделении Госбанка рассчитывают, сколько нужно выдать кредита, чтобы купить сырье, проверяя при этом номенклатуру и цены.


Кредит выдается не как-нибудь, а на срок оборота данного вида сырья. По всем видам сырья, материалов были плановые нормативы оборота в днях. Скажем, условно, оборот металла в машиностроении составляет 40 дней, вот на этот срок и дается кредит. Срок вышел — кредит должен быть погашен. В течение этого времени часть металла будет израсходована, и вот за эту часть кредит тоже надо погасить. Предприятие каждые 3–4 дня отправляло в Госбанк справки о движении своих материальных запасов, отчитываясь за расход запасов, купленных в кредит.

Предприятию надо срочно купить, а денег на расчетном счете нет. Тогда Госбанк давал платежный кредит на срок от 5 до 15 дней для закрытия срочных платежей.

Таким же образом кредитовались и товары для продажи. Смысл этого кредита был в том, что товар не продается и не обращается в деньги одномоментно, а за какой-то срок. Это чаще было в торговых предприятиях, которые пустили товар в продажу, но выручки еще нет; но это бывало и на промышленных предприятиях. На срок получения выручки Госбанк предоставлял кредит под залог товаров. Причем это был далеко не формальный залог, а Госбанк имел право заложенный по непогашенному кредиту товар изъять и продать.

Еще давались ссуды на денежные суммы в пути. В то время мгновенной передачи информации еще не было, и бумаги ходили весьма продолжительное время между отделениями Госбанка, обслуживавшими продавцов и покупателей. Вот продавец отгрузил товар и сдал платежное требование. Но деньги ему придут тогда, когда бумаги выполнят свой «пробег» в течение нескольких дней, будут проверены, исполнены. Вот это и называлось «денежные суммы в пути». На эту сумму Госбанк давал кредит: как платеж пришел — извольте погасить кредит. Срок такого кредита исчислялся по особым таблицам пробега, которые составлялись в каждом отделении Госбанка.

Вся система была настроена так, что любое предприятие в любой момент времени было должно Госбанку по тому или иному кредиту.

«Хотя кредит этот будет погашен, но задолженность банку может и не уменьшиться, поскольку будут выданы новые кредиты на оплату вновь приобретаемых товаров. Подобно тому как на место одного товара становится другой товар, взысканный банком кредит заменяется немедленно новым кредитом».

Так об этом писал тов. Усоскин. Вечный долг перед Госбанком — такое не всякий день отваживались признавать.

Кредитные лимиты и снятие с кредитования


Если вы полагаете, что Госбанк кредитовал предприятия неограниченно, то надо отметить, что тов. Сталин не был настолько благодушен и еще нас может поучить, как надевать и затягивать кредитное ярмо. Кредитование шло по лимитам.

Исходя из квартального производственного плана, в котором указывались потребные оборотные средства, составлялся кредитный план на квартал, который утверждался СНК (потом Совмином) СССР. Плановые кредиты распределялись или разассигновывались между наркоматами, наркоматы их распределяли между главками, те — между трестами или предприятиями. Вот этот распределенный объем кредита и назывался кредитным лимитом, который ограничивал дебет по ссудам, и больше него Госбанк СССР в кредит не давал.

Но тут был нюанс. Кредитные лимиты распределялись не поровну, а в соответствии с выполнением плана. Если предприятие плана не выполнило, то на процент невыполнения плана главк срезал ему кредитный лимит и уведомлял об этом Госбанк. Ну а если предприятие перевыполнило план, то ему выделялись дополнительные кредитные лимиты.

То есть стахановское перевыполнение планов — кредитовалось!! В этом и заключается маленький секрет перевыполнения плана, которое никак не могут объяснить «знатоки» сталинского хозяйства. Для производства сверх плана требовались сырье, материалы, топливо, и они приобретались на кредиты по дополнительным лимитам, выделенным главком. Например, если предприятие сделало годовой план в октябре, то оно, исходя из суточной производительности, может подсчитать, сколько ему надо и на какую сумму до конца года, главк дает ему лимит, Госбанк — кредит.

И это за счет тех предприятий, которые плана не сделали. У них как раз кредиты отбирались. Предприятие, не сделавшее план, довольно быстро попадало в порочный круг из нехватки оборотных средств, отсутствия денег на счете, что вело к неплатежам по поставкам, то есть кредиторской задолженности.

Все платежи на сумму более 1000 рублей обязательно проводились через Госбанк в безналичной форме, включая расчеты с бюджетом и другими специальными банками. На сумму менее 1000 рублей допустимо было платить и наличными деньгами, но на сумму менее 100 рублей — только наличными. Это разграничение преследовало единственную цель сокращения наличности в обороте, поскольку оборот денег тоже стоит денег, то есть расходов на учреждения денежного оборота.

Предприятие-продавец отгружало товар и отправляло в свое отделение Госбанка на инкассо платежное требование. Инкассо — это когда банк по поручению клиента получает средства с покупателя. Предприятие имело право при подаче требования на инкассо в течение 3 дней после поставки взять кредит на денежные средства в пути, а при просрочке подачи Госбанк кредита не давал. Отделение продавца пересылало в отделение покупателя документы, оттуда уже уведомляли покупателя, который должен был заявить или акцепт, то есть согласие с платежом, или полный, иногда частичный отказ от акцепта, если продукция не соответствует договорным требованиям. На практике, если не было отказа от акцепта в определенный срок, обычно 3–4 дня, то банк считал акцепт принятым и в течение 7 дней осуществлял платеж.

Акцепт — это типовая форма безналичного расчета, около 80% оборота. Но была еще любопытная форма зачета встречных платежей, разовая или постоянная, через Бюро встречных платежей. В это бюро надо было вступать, и там проводились быстрые взаимозачеты, не реже чем раз в 6 дней. По сравнению с обычным инкассо, где бумаги могли «бегать» полтора-два месяца или поболее, это было очень быстро. Но там требовалось также оплачивать сальдо взаимных платежей. За просрочку платежа выгоняли из бюро.

Описание, хотя и самое краткое, системы безналичных платежей показывает, что предприятие, не сделавшее план и потому сначала лишившееся части кредитного лимита, быстро тонуло. При прохождении платежей в течение недель и даже месяцев такое предприятие оказывалось без денег на счету, допускало просрочки платежей. Госбанк мог какое-то время потерпеть, но потом снимал такое предприятие с кредитования совсем. Потому что неплатеж квалифицировался как незаконное кредитование одним предприятием другого, что в СССР было запрещено.

Неоплаченные требования предприятия скапливались в особой картотеке №2 Госбанка СССР, и если на счет предприятия приходили деньги, то банк первым делом принудительно оплачивал именно эти требования.


Намек более чем явный: деньги на войну

Куда директору такого предприятия идти? Он мог пойти в главк и там слезно попросить помочь ему с кредитом. Главк имел право выдать гарантию Госбанку на кредит такому предприятию-неудачнику. Бывали всякие случаи, нередко предприятия не делали план по самым уважительным причинам, и главки их поддерживали как денежной помощью из своих средств, так и гарантиями для кредитов. Но в целом необходимость обращаться в главк за гарантией уже была предпосылкой к серьезным проблемам. Главк в любом случае вынуждался к решению возникшей проблемы, и часто это приводило к смене руководства предприятия.

«Двухконтурное» незнание теории и практики


Ну и как вам сталинская кредитная система? И человек со смешной фамилией как-то уже и не веселит, не так ли?

Сталинский кредит вовсе не был какой-то там «эмиссией» или, тем более, «беззалоговым кредитованием» под некие проекты, как толкует В.Ю. Катасонов. Это было классическое залоговое кредитование, только в несколько непривычных нам формах. В залоге было сырье или товары, которые обязательно, по истечении определенного срока, должны превратиться в деньги, а также возникшие платежные обязательства. Поскольку все эти обстоятельства возникали в соответствии с производственными планами, то выделение и погашение кредитов тоже можно было планировать.

Беспроцентный краткосрочный кредит, доминировавший в системе Госбанка СССР, вовсе не был каким-то особым советским изобретением. Похожая система кредитования существует и сейчас на фондовой бирже под названием маржинального кредитования, которое бесплатно на срок торговой сессии на бирже и в котором заемщику не передается право собственности на приобретаемые активы, а лишь право распоряжения на куплю или продажу.

На бирже маржинальное кредитование преследует цель предоставления торговцу возможности увеличить объем операций без увеличения собственного капитала — биржа заинтересована в росте оборотов торговли. В советском хозяйстве сталинская кредитная система на основе краткосрочного беспроцентного кредита была важнейшим рычагом, наряду с фондированием, обеспечивающим выполнение государственного плана или, лучше сказать, принуждения к выполнению государственного плана.

Теперь о том, почему В. Ю. Катасонов и его единомышленники двигают идею «двухконтурной системы денежного обращения». Думается, что они, недопоняв сталинскую систему безналичного расчета и кредита и неправильно ее истолковав, решили, что открыли некий волшебный способ быстрой индустриализации. Насколько я могу судить, они полагают, что «кредитная эмиссия безналичных рублей» была эмиссией ничего не стоящих фантиков, за которые приобретались реальные станки, машины, здания. Тогда, мол, задача индустриализации становится очень простой и не требующей особых усилий — достаточно выпустить сто-пятьсот миллионов таких «безналичных» фантиков, как они чудесным образом превратятся в заводы, станки, машины...

Любому мало-мальски экономически грамотному человеку ясно, что будет потом. Станкостроительные и машиностроительные заводы получат за свою продукцию одни «безналичные» фантики, которые авторами «двухконтурного денежного обращения» запрещено менять на наличные рубли. Им нужно рассчитаться по зарплате с рабочими, а они не могут. Во-первых, не имеют права. Во-вторых, в розничной торговле «безналичные» фантики не берут, поскольку не имеют права. В-третьих, закупленной за фантики сталью рабочих не накормишь.

Так что предприятие, получив за свою продукцию «безналичные» фантики, или будет вынуждено искать различные, в том числе и незаконные, методы обмена фантиков на наличные рубли, или оно — банкрот. Появится подпольный рынок обмена фантиков на рубли, на котором сложится определенный курс, разумеется, не в пользу фантика с сильно ограниченной платежной способностью. Ну а платить, скажем, сто фантиков за наличный рубль для станкостроительного или машиностроительного предприятия означает полное расстройство финансов, убытки и неплатежеспособность, то есть банкротство.

Мы это уже проходили несколько раз, попытки «двухконтурных систем денежного обращения». Медный бунт 1662 года после введения в обращение серебряной и медной монеты и массовой эмиссии меди. Царь Алексей Михайлович, хоть и приказал покрошить около тысячи участников бунта, тем не менее на следующий же год прекратил чеканку медных монет и изъял их из обращения.

Или вот совзнак образца 1919–1923 годов, который выпускался в таких количествах, что совершенно обесценился. По обмену 1924 года 50 млрд совзнаков 1919–1921 годов, 5 млн совзнаков образца 1922 года и 50 тысяч совзнаков образца 1923 года менялись на 1 рубль золотом. В октябре 1922 года был выпущен в обращение червонец с золотым содержанием 7,74 грамма, а также было легализовано хождение царских золотых монет. Сосуществование совзнака и червонца — с октября 1922 года по март 1924 года, или 17 месяцев.

Так что теория «двухконтурной системы денежного оборота» стоит не только на незнании в деталях именно сталинской системы, но еще и на незнании основ теории денежного обращения. Монетаризм можно сколько угодно ругать, но лежащая в его основе формула количества денег как суммы цен товаров, разделенной на скорость обращения денег, в сущности, бесспорна. Все попытки эту формулу обойти оканчивались экономической катастрофой.
132 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    13 августа 2025 05:11
    Так что предприятие, получив за свою продукцию «безналичные» фантики, или будет вынуждено искать различные, в том числе и незаконные, методы обмена фантиков на наличные рубли

    А что помешает Госбанку обналичить эти безналичные рубли?
  2. +4
    13 августа 2025 05:22
    Спасибо вам за статью!Пожалуйста, «слёзно», не могли бы вы разобрать в новой статье состояние финансового сектора СССР на его излёте?Многие товарищи никак не хотят верить в то, что СССР эмитировал рублей намного больше суммы цен товаров, разделенной на скорость обращения денег.Что и послужило основной причиной его падения. hi
    1. +3
      13 августа 2025 05:45
      состояние финансового сектора СССР на его излёте?

      В 90-x, как помниться, стипендии в ВУЗ-за забирали старосты на всю группу. Многие из них, тут же несли в банки и на следующий день или через день получить деньги обратно с процентами.
      Ну и было много объявлений "Обналичка"
      1. +4
        13 августа 2025 06:11
        Цитата: Sensor
        Многие из них, тут же несли в банки и на следующий день или через день получить деньги обратно с процентами
        Точно так же делали бухгалтера с зарплатами рабочих
      2. +9
        13 августа 2025 09:42
        В 90-x, как помниться, стипендии в ВУЗ-за забирали старосты на всю группу.
        В 70-е старосты тоже брали стипу на всю группу, но раздавали её, а не барыжили.
  3. +6
    13 августа 2025 05:53
    Я вот не понял одного из статьи - могли всё-таки или нет предприятия обналичивать и использовать по своему желанию рубли, или нет? И если да - то чем это ограничивалось? Потому что мы все помним результаты деятельности меченного, когда на предприятиях обналичивались и рассовывались по карманам абсолютно все фонды, без которых деятельность становилась попросту невозможной и оные предприятия переходили в лапы типа эффективных собственников.
    1. -1
      13 августа 2025 08:17
      Цитата: paul3390
      могли всё-таки или нет предприятия обналичивать и использовать по своему желанию рубли, или нет?

      по логике-нет, это же не частное предприятие и своего желания быть не могло
    2. 0
      13 августа 2025 13:53
      Цитата: paul3390
      Я вот не понял одного из статьи - могли всё-таки или нет предприятия обналичивать и использовать по своему желанию рубли, или нет?

      В статье написано что до 1000 рублей могли использоваться наличные. Непонятна ваша фраза "по собственному желанию", предприятие само определяет на какие цели оно кредит просит, это "по собственному желанию"?
    3. +3
      14 августа 2025 12:57
      Автор написал отличную статью. Но здесь в основном описан безналичный оборот. А система была только в ней было три контура. В ряде статей на эту тему пишут: двухконтурная система. В СССР на самом деле было три контура денежного обращения для международных расчетов использовался переводной рубль, валюта, полученная от экспортных операций; для расчетов между предприятиями безналичный рубль; а для граждан наличный рубль, которым выплачивали зарплату и которым расплачивались в магазинах. Наличка инкассировалась и попадала на счета предприятий. Граждане могли также использовать чеки для расчета за покупки, выписанные в счет своих вкладов.При социализме деньги для инвестиций условно бесплатны, их стоимость не имеет решающего значения, так как эмитент государство, их оплачивают не потребители, а общество в целом. Средняя процентная ставка по всем ссудам Госбанка СССР в 1975 году 2,22 %. Сравните это с нашей ставкой в XXI веке 16 % просто абсурд. Если бы Царская Россия копила бы капитал на индустриализацию за счет прибылей, это заняло бы много-много десятков лет.

      В итоге эмиссия фактически оплачивала безналичный оборот перемещение товаров, работ и инвестиций между предприятиями. Часть денег, которые были в себестоимости работ заработная плата частично выходили на потребительский рынок, ими оплачивалось содержание рабочей силы. Цены, устанавливаемые плановыми органами, уравновешивали баланс наличных ресурсов, которые могла произвести экономика, и спрос со стороны предприятий и работающих. Планирование устанавливало балансы необходимых ресурсов: металла, топлива, зерна, энергии, денег, рабочей силы и пр.

      По мнению Курмана Ахметова (Парадоксальная финансовая система СССР):

      «Раздвоение денег в советской экономике на взаимно неконвертируемые части означало фактическое уничтожение денег как всеобщего эквивалента. Безналичные деньги в такой системе служат главным образом средством учета. По существу, это не деньги, а счетные единицы, с помощью которых происходит распределение материальных фондов».
      Еще одним важным плюсом такой системы была почти полная невозможность коррупции: из такой системы вывести деньги или их обналичить было просто невозможно. И во время СССР воровство также было, однако его масштабы выглядят детскими играми. Но для нынешних элит это не что иное, как способ «кормления».
      1. -7
        14 августа 2025 14:36
        А почему не, скажем, 20 контуров?
      2. +1
        14 августа 2025 16:42
        В ряде статей посвященных экономике СССР, термин двухконтурная применяется не к денежному обороту а к экономической системе в первую очереди и, как следствие, появлению наличных и безналичных рублей.
        Промышленность группы А (производящие средства производства такие как
        чёрная и цветная металлургия; топливная промышленность (в том числе добыча угля, нефти, газа); химическая промышленность; энергетика; машиностроение) относят к перврму контуру. Спецификой управленческой модели было жесткое планирование, межотраслевой баланс, фондирование ресурсов. Финансовая система поддерживающая этот контур, была основана на безналичных рублях.
        Промышленность группы Б объединяла отрасли, производящие товары народного потребления. Финансовая система была ориентирована на наличные деньги, которые платит потребитель за товары. Возникала двойственность в обращении. Станки производства покупали за безнал, а товарная продукция шла на рынок потребительских товаров номинированная в наличных рублях.
        Наличные и безналичные рубли имели различную покупательскую способность. Фондируемые ресурсы в наличных и безналичных ценах номинировались по-разному. Часть товаров были закрыты для продажи частным лицам за наличные рубли.
        Безналичные рубли перетекали в наличные в виде планируемой зарплаты в рамках производственных программ предприятий. Под эти объемы планировался выпуск соответствующего количества и номенклатуры товаров народного потребления суммарная стоимость которых покрывала выпускаемую на рынок свободную денежную массу.
        1. -2
          14 августа 2025 16:53
          Так вы определитесь уже, к денежному обороту или к экономической системе!! laughing

          А теперь предъявите доказательства различной покупательной способности наличных и безналичных рублей.
          Еще раз подчеркну, что при таком различии во всех балансах эти виды рублей учитывались бы по-разному, в отдельных графах. Но ни в одном балансе такого нет и близко.
      3. -3
        22 августа 2025 21:21
        Частично да. Но коррупция все же была. Куча скандалов с подпольными миллионерами было, в частности из торговли. И это было и в 1960е и чем дальше тем больше.
        Опять же все эти магазины Берёзка и тп требовали валюты и чеков, поэтому иностранцы в частности были источниками валюты - Интердевочка или продажа икон.
        Те, кто мог выезжать за границу использовались для контрабанды и тд и тп.
        По сути эта лживая двухконтурность неконвертируемого рубля и убила общество СССР.
  4. -1
    13 августа 2025 06:00
    Чётко усвоил из статьи, любые попытки как то обойти фокусы государства в отношении денег обречены на провал...задавят как муху запретами, подборами и законами. smile
    Всех кто реально работает и производит реальную продукцию загнали в клетку, в которой деньги всего лишь инструмент для контроля над ними.
    То есть финансисты командуют производствениками, что где, когда, сколько производить...это паразитическая система...она высасывает из страны все соки и топит её будущее в болоте нарастающих проблем.
    И в наше время это чётко наблюдается.
    1. -2
      22 августа 2025 21:32
      Это и прибило СССР - предприятия выпускали кучи никому не нужной продукции для выполнения (и перевыполнения) плана. Реализация этой продукции никого не волновала. Те самые колоши, которые тут так любят вспоминать.
      В итоге к 70-80м годам денежная масса стала расти как снежный ком и именно поэтому например Автомобили стали стоить так дорого - пытались сбить спрос ценой. Но автомобилей все равно не хватало. При этом за рубеж шло порядка половины авто, но секрет прост - валютная выручка! При этом авто там продавали по низу заграничного рынка. Все изза нехватки валюты и неконвертируемого рубля.

      Эту систему пытались менять, привязав выпуск к реализации , но Брежнев испугался перемен - итог известен. Но Китай эту систему довел до реализации, туда кстати и ездили с консультациями экономисты, которым Брежнев не дал довести реформу до конца.

      Некоторые вспоминают Брежневский застой добрым словом, но это все от непонимания - именно при Брежневе был взят курс на уничтожение СССР. Именно при нем проблемы стали очевидны для многих, и именно он решил замести все под ковер, прикрывшись идеологией.
  5. +2
    13 августа 2025 06:17
    Я так понял что сталинское кредитование любых предприятий было строго краткосрочным и залоговым и любое нарушение или задержка погашения без уважительных причин каралось отстранением руководства и уголовной ответственностью. Однако Хрущев после смерти Сталина разрушил его денежно-кредитную политику и стали выдавать долгосрочные безпроцентные беззалоговые кредиты всем независимо прибыльные эти предприятия или нет. Тем и задал линию на разрушение СССР его народного хозяйства
  6. +2
    13 августа 2025 06:29
    Не совсем понятно, откуда же брали предприяиия наличные деньги для того же ФОТ ? Или Госбанк сам выдавал наличку , согласно штатного расписания , так что ли получается ?
    1. +1
      13 августа 2025 06:40
      Цитата: Панадол
      Не совсем понятно, откуда же брали предприяиия наличные деньги для того же ФОТ ? Или Госбанк сам выдавал наличку , согласно штатного расписания , так что ли получается ?

      Скорее всего по данным предоставленным бухгалтером предприятия. Сводил потребность за период, потом отвозил в госбанк и получал потом наличку через инкассаторов. Там же не только на з/п.
    2. +10
      13 августа 2025 07:42
      Был у нас предмет в ВУЗе, назывался "Основы подготовки и управления производством.". Ссылки на книги могу назвать по конспектам, но в электронном виде в интернете я их отыскать не смог.
      Помню, там , в частности, назывался примерный процент, как делилась прибыль завода.
      Примерно 30% - государству, примерно 30% - на развитие производства, примерно 30% - на фонд оплаты труда. Цифры варьировались в зависимости от ряда условий, но порядок примерно такой.
      Полагаю, сейчас собственник забирает себе порядка 90%, не зря эти цифры являются коммерческой тайной.
    3. +1
      13 августа 2025 18:28
      Планово нормировалось. На определенный объем продукции - объем трудозатрат с сеткой квалификаций и потраченных нормо-часов. Под эти данные подводилась сетка тарифов - итого сумма оплаты. Сверху процент на ФЗП администрации. Ну если совсем упрощенно.
    4. -2
      22 августа 2025 21:40
      Наличкой заведовали РКЦ - Расчётно Кассовые Центры. Туда наличку свозят по ночам грузовиками - буквально идет колонна из нескольких Камазов набитых деньгами, и нескольких грузовиков охраны, а потом их инкассация развозит
      по банкам, предприятиям и тд. Они до сих пор много где есть в городах, хотя Наибулина и ЦБ отчаянно пытаются их закрыть и передать эти горы наличности в ведение Коммерческих Банков, чтоб эти банки могли крутить это бабло, снимая гешефт.
  7. -5
    13 августа 2025 07:44
    Человек со смешной фамилией сочинил статью. Было бы н плохо вернуться во времена либерализма, когда можно было за статьи не звездочки, но и минусы.
    Катасонов российский ученый-экономист, публицист, доктор экономических наук, профессор. А кто такой Верхотуров, чтоб его статеечки обсуждать?
    1. +2
      13 августа 2025 12:22
      Да, кстати, а Вы в курсе, что Ваш этот Катасонов - эколог? laughing
      "Государственно-монополистическое регулирование охраны окружающей среды в США" - диссертация кандидата экономических наук, 1976
      "Особенности интернационализации хозяйственной жизни в условиях обострения глобальной экологической ситуации : Политэкономический аспект" - диссертация доктора экономических наук, 1991 год.

      Из его докторской диссертации:
      "Научная новизна диссертации состоит в том, что она является по существу первым политико-экономическим исследованием тех новых взаимосвязей и взаимовлияний между мировыми производительными силами и международными производственными (экономическими) отношениями, которые возникают при переходе человечества в фазу глобального экологического кризиса".
      1. +2
        13 августа 2025 12:43
        Цитата: wehr
        Вы в курсе, что Ваш этот Катасонов

        Вы,Дмитрий, хотя бы в своей статье Валентина Юрьевича представили,такая статья - как из подворотни.
        1. +1
          13 августа 2025 12:51
          А что, он нуждается в представлении разве?
          Я представил того, на кого ссылался.
          1. +2
            13 августа 2025 17:11
            А, что, он нуждается в представлении разве? Вы - нуждаетесь в представлении, может быть Вы человек с улицы (с подворотни)
            1. 0
              13 августа 2025 17:24
              А, то есть обиделись. laughing
              Задел кумира.
              Кстати, комментом ниже есть интересный факт из биографии кумира.
              1. +2
                13 августа 2025 18:20
                Задел кумира........ Дорогой ты мой, мне ли рассказывать про кумиров. Напомню вам, если Вы подзабыли, из десяти заповедей Закона Божия - заповедь N2 : Не делай себе кумира (идола) и никакого изображения того,.........
      2. -1
        13 августа 2025 13:44
        Вот еще из диссертации В.Ю. Катасонова, раздел про апробацию результатов:
        "Диссертационные разработки, прежде всего вопросы теории, также нашли свое отражение в докладах, сделанных автором во время его стажировки в США в 1990-1991 годах (в университете Беркли, институте Брукингса, Институте всемирного наблюдения, Совете по защите природных ресурсов, Агентстве по охране окружающей среды США, президентском Совете по качеству окружающей среды и т.д.)".

        Отсюда вопрос: про "второй контур" ему тоже в Институте Брукингса рассказали? laughing
        1. +4
          13 августа 2025 14:42
          стажировался в США в 1990-е ? поколение реформаторов , которое потом проводило приватизацию? американский шпион ?
  8. -1
    13 августа 2025 08:10
    Если у вас оборотных средств вполовину от потребности, то, как нетрудно понять, провернуть нормальный процесс производства не получится

    Если все происходит планово, то не может быть половины, к нужному по плану сроку покурки должна быть вся. Иначе какой это план?

    процент как штраф за просрочку платежа — 0,05% в день.
    госбанк штрафует...госпредприятие. Государство штрафует...само себя. laughing
    И обанкротить за долги могло ..само себя? lol

    Предприятию надо срочно купить, а денег на расчетном счете нет.
    при плановом хозяйстве не может быть " срочно" , а только в запланированный день.

    завод по плану отгружает продукцию, по плыну получает плату за нее, по плану платит за новые материалы. Которые, кстати, он купить...не может если в плане не получил фондов.

    Госбанк имел право заложенный по непогашенному кредиту товар изъять и продать.
    у государства... изъять? И какая выгода государству?

    Игра в бирюльки...

    В отделении Госбанка рассчитывают, сколько нужно выдать кредита, чтобы купить сырье, проверяя при этом номенклатуру и цены.
    зачем проверять ...цены, если утверждены и одинаковы везде?
    Зато аппарат какой многочисленный -и все "при деле... lol -как в "служебном романе
    1. +5
      13 августа 2025 11:05
      Цитата: Ольгович
      Если все происходит планово, то не может быть половины, к нужному по плану сроку покурки должна быть вся. Иначе какой это план?

      По плану все выпущенные заводами танки были полностью укомплектованы и боеготовы - по докладу Мехлиса 1940 оказалось что они могут быть без башен и двигателей.
      Но план типа выполнен был....
      Цитата: Ольгович
      зачем проверять ...цены, если утверждены и одинаковы везде?
      Зато аппарат какой многочисленный -и все "при деле... -как в "служебном романе
      цены были вполне себе различны - вы забываете наличие артелей. Которые а разных регионах могли иметь разную себестоимость.
      1. 0
        13 августа 2025 11:44
        Цитата: свой1970
        по докладу Мехлиса 1940 оказалось что они могут быть без башен и двигателей.
        Но план типа выполнен был....

        при Сталине такого быть не могло-все отвечали головой yes

        мне , все-таки интересно, как государство могло само себя штрафовать и у самого себя конфисковывать? belay
        1. +8
          13 августа 2025 12:14
          Цитата: Ольгович
          мне , все-таки интересно, как государство могло само себя штрафовать и у самого себя конфисковывать?

          За заводы не знаю - в совхозах долго и нужно насиловали директора, потом принуждали соседей помогать продукцией для выполнения плана. Потом снимали директора с треском, и долги списывали.
          У нас было 2 таких совхоза- голодранца.
          Один начал выправляться, но тут развал СССР.....
        2. +5
          13 августа 2025 15:02
          при Сталине такого быть не могло-все отвечали головой yes
          И кое-кто ответил. Когда читал историю танкостроения в СССР в 20-30 годы, волосы вставали дыбом. Систематическое невыполнение планов, волокита, брак достигавший 90%. Вот когда начали отвечать головой и свободой, вот тогда и появилось и качество и планы стали более-менее выполнятся и кумовство поприжали. Много чего было не того.
        3. +1
          13 августа 2025 16:00
          штрафовать и у самого себя конфисковывать - на деле учитывать эффективность и иметь рейтинг хозяйствующих субъектов и перераспределять кадры и ресурсы.
          Государство раскладывало денежки по карманами и следило чтоб денежки не пропадали. Если в кармане дырка (потери в производстве), то наказывали ответственого за карман и отправляли нового ответственного зашить дырку и более такого не допускать.
          Штрафы - способ учета эффективности.
          1. 0
            14 августа 2025 07:49
            Цитата: balabol
            Штрафы - способ учета эффективности

            Штраф это наказание, а себя наказать нельзя.

            Для учета есть другие критерии.
    2. +5
      13 августа 2025 12:08
      Цитата: Ольгович
      при плановом хозяйстве не может быть " срочно" , а только в запланированный день.

      Так план - планом, а реальность - реальностью. Вспомните классику:
      Вы обращали внимание, что у нас происходят перебои с теми или иными товарами? Это происходит оттого, что те или иные товары не запланированы такими ротозеями, как вы. Извольте переделать.

      Плюс незапланированные работы: скажем, вместо одного запланированного опытного образца изделия руководство приказало изготовить несколько - срочно, быстро, ещё вчера.
  9. +3
    13 августа 2025 08:40
    Перефразируя старую средневековую феодальную песенку: «Чтоб заводы не жирели, чтоб лишения терпели...»
    У этой сирвенты есть вполне конкретный автор, Бертран д'Борн.
    1. 0
      13 августа 2025 09:39
      У этой сирвенты есть вполне конкретный автор, Бертран д'Борн.

      Чтоб вилланы не жирели,
      Чтоб лишения терпели,
      Надобно из года в год
      Век держать их в чёрном теле.

      Между тем, любопытства ради, нашел статью профессора, доктора экономических наук В.Ю.Катасонова "Рубль: наличный и безналичный" (https://www.stoletie.ru/vzglyad/rubl_nalichnyj_i_beznalichnyj_492.htm) и стало понятно, что автор, по своему обыкновению, взялся за тему, в которой, мягко говоря, мало разбирается. И когда он пишет
      Мне довелось прочитать немало всякой статистической, хозяйственной и методической литературы по советской экономике сталинской эпохи, оригинальных годов издания

      то сразу вспоминается средневековый сатирик монах Брант
      Хоть в них не смыслю ни аза,
      Пускаю людям пыль в глаза.

      Вопрос, очевидно, гораздо сложнее и для освещения явно требует специальных знаний, которыми учитель истории Верхотуров явно не отягощен.
      1. +1
        13 августа 2025 23:15
        Я всегда не уважал Катасонова, как экономиста в банковской сфере, а после прочтения статьи по вашей ссылке утвердился в своем мнении. Мелко плавает Катасонов, глубоко в теме не разбирается. Сталинская плановая модель экономики, в т.ч. и кредитования осталась очень надолго, вплоть до Горбачевских времен, когда она стала разрушаться. А её разрушение привело к инфляции и дефициту товаров, так как наличных денег стало намного больше, а товаров не столь много. Тема достаточно обширная и специальная требующая специальных знаний. Точно не для ВО. Читая комменты видно, что писатели их не в теме совсем. Почему пишу: 40 лет стажа в финансово-кредитной системе. Работал преимущественной в банках, но и к промышленным финансам имел отношение. Так, что видел денежное обращение и кредит, а также финансы промышленности со всех сторон. Советская система характерна жёстким планированием и контролем денежных потоков и материальных средств. Всё фондировалось и делалось по плану сверху: фонды оплаты труда для всех предприятий, организаций и даже колхозов; поставки материалов и других ресурсов для предприятий и организаций в соответствии с ихними планами производства и деятельности. В целом Госплан стремился к тому, чтобы материальный оборот и оборот услуг соответствовал обороту денежной массы, а иначе инфляция, которая все же была. И лишними деньгами в советское время производство разогнать было попросту невозможно, так как негде было взять лишних товаров.
        1. 0
          14 августа 2025 07:17
          Сталинская плановая модель экономики, в т.ч. и кредитования осталась очень надолго, вплоть до Горбачевских времен, когда она стала разрушаться.

          Или горбачев начал ее крушить, чтобы реставрировать капитализм?
          1. +1
            14 августа 2025 09:29
            Просто во времена Горбачева тупые коммунисты из политбюро наконец поняли, что нельзя и невозможно вся и всем управлять начиная от парикмахерских и кончая мелкой промышленностью. Разрешили кооперативы. Тут то и стала разрушаться фондируемая плановая экономика.
            1. 0
              14 августа 2025 09:34
              Разрешили кооперативы. Тут то и стала разрушаться фондируемая плановая экономика.

              Плановую экономику разрушали целенаправленно, и кооперативы горбачева, которые не просто кооперативы, а суть механизмы первоначального накопления капитала, лишь одно из звеньев плана реставрации капитализма.
              Просто во времена Горбачева тупые коммунисты из политбюро наконец поняли, что нельзя и невозможно вся и всем управлять начиная от парикмахерских и кончая мелкой промышленностью.

              Демагогия, которую может нести только убежденный либерал, которому не нужно никакого логического обоснования для того, чтобы хаять социализм.
              1. 0
                14 августа 2025 10:04
                Демагогия, которую может нести только убежденный либерал,

                Вы то сначала сами разберитесь, что вы подразумеваете под социализмом, а также какой должен быть социализм, как он должен был управляться. И напишите. И что вы подразумеваете под прозвищем "либерал". Судя по всему это клише придумали безграмотные люди. Однако это совсем не такое ругательство.Например ВИКИ под этим словом подразумевает:
                Либерал — это приверженец идеологии либерализма, философского и общественно-политического направления, провозглашающего непоколебимость прав и свобод человека, разделение законодательной, судебной и исполнительной власти, а также свободы предпринимательства, уважение прав других людей.
                Социализм он разный. Например:
                - шведский социализм капиталистического типа, где люди живут очень неплохо;
                - китайский социализм с капиталистической системой производства и управлением компартией общественной жизнью и глобальным управлением хозяйством, не затрагивания при этом управление предприятиями.
                1. 0
                  14 августа 2025 10:50
                  Извините, у вас в голове полная каша.
                  Вот статья в вики про либерализм [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC]
                  Полностью разбирать ее с позиции марксизма не буду, это и до меня делали многие. Кратко - права и свободы в либерализме декларируются, но не обеспечиваются , поэтому это не более, чем пустопорожняя болтовня.
                  Вот что про это написал еще Чернышевский [https://www.livelib.ru/quote/46172212-chernyshevskij-sochineniya-v-dvuh-tomah-tom-1-chernyshevskij]
                  Ни мне, ни вам, читатель, не запрещено обедать на золотом сервизе; к сожалению, ни у вас, ни у меня нет и, вероятно, никогда не будет средства для удовлетворения этой изящной идеи; потому я откровенно говорю, что нимало не дорожу своим правом иметь золотой сервиз и готов продать это право за один рубль серебром или даже дешевле. Точно таковы для народа все те права, о которых хлопочут либералы.


                  Поэтому все эти слова про права служат прикрытием только для одной главной свободы, которая нужна либералам, являющимся по этой причине идеологами капитализма:
                  Экономический и классический либерализм выступают за индивидуальные права на собственность и свободу контракта. Девизом этой формы либерализма является «свободное частное предприятие». Предпочтение отдаётся капиталистическому хозяйствованию на основе принципа невмешательства государства в экономическую деятельность (laissez-faire), означающего отмену государственных субсидий и юридических барьеров для экономической деятельности. Экономические либералы полагают, что рынок не нуждается в государственном регулировании.


                  Что касается социализма, то это прежде всего государство с политической системой диктатуры пролетариата, экономика которого работает в интересах всего народа. По этой причине она, как правило, построена как экономика с общественной собственностью на средства производства, хотя в начале своего исторического пути она может быть частично быть частной, т.н. НЭП, опять же при условии политической власти диктатуры пролетариата и преимуществе общественной собственности над частной.

                  По этой причине никакого шведского социализма в природе не существует, это просто развитая кап. страна.
                  В Китае - да, социализм, там НЭП.
                  Читайте конституцию Китая
                  [https://asia-business.ru/law/law1/pravo/constitution/]
                  Статья 1. Китайская Народная Республика является социалистическим государством народно-демократической диктатуры под руководством рабочего класса, базирующимся на союзе рабочих и крестьян. Социалистическая система является базовой системой Китайской Народной Республики. Ни одна организация или частное лицо не имеет права подрывать социалистическое государство.

                  Статья 6. Основой социалистической экономической системы Китайской Народной Республики является социалистическая общественная собственность на средства производства, а именно, общенародная собственность и коллективная собственность.

                  Статья 7. Движущей силой национальной экономики является государственная экономика, т.е. социалистическая экономика с общенародной собственностью. Государство обеспечивает укрепление и развитие национальной экономики.
                  ...
                  Статья 11. ...Государство позволяет частному сектору экономики существовать и развиваться в определенных законом рамках....
            2. -2
              22 августа 2025 21:48
              По плану нужно сегодня постричь еще 5 человек. Иначе план не выполним!
              Так и появились приписки...
              1. 0
                22 августа 2025 21:52
                Цитата: Totor5
                ... нужно сегодня постричь еще 5 человек...

                ... в монахи yes
  10. +9
    13 августа 2025 08:50
    лет 40 назад работал на заводе. жена учительница. маленький ребёнок. денег нет. захотели телевизор. пошёл в профком. они дали бледно синюю бумагу забыл как называется. пошёл в магазин и отдал бумагу. они дали телевизор. выплачивал заводу без процентов за телевизор. Это в Москве. СССР.
    1. +2
      13 августа 2025 11:07
      Цитата: singless
      лет 40 назад работал на заводе. жена учительница. маленький ребёнок. денег нет. захотели телевизор. пошёл в профком. они дали бледно синюю бумагу забыл как называется. пошёл в магазин и отдал бумагу. они дали телевизор. выплачивал заводу без процентов за телевизор. Это в Москве. СССР.

      Могу ошибаться- но это возможно гарантийной обязательство. Я что то наподобие видел, но очень давно
      1. +7
        13 августа 2025 13:48
        Это беспроцентный кредит. Было такое в СССР.
        1. -1
          22 августа 2025 21:50
          Это называется ссуда, еще в 90х такое можно было получить, если ты например работник ЦБ.
          По сути беспроцентный кредит с вычетом из зарплаты.
    2. +1
      13 августа 2025 21:02
      Так же в середине 80-х купил в ГУМе в кредит на 12 месяцев фотоаппарат "Зенит - 19". Стоил 345 р.
      Обошёлся в итоге в 355 р. Меньше 1 р. в месяц. Никакого сравнения с нынешними грабительскими процентами.
      1. +1
        14 августа 2025 09:47
        Вообще то в СССР стабильно работала система продажи товаров в рассрочку. Хочешь купить цветной дорогой телевизор, а цветные были именно дорогие? Берешь на предприятии справку для покупки товара в кредит, где указывается твоя зарплата и реквизиты предприятия. С паспортом и справкой идешь в магазин, где покупаешь ТВ, оформляя при этом в магазине договор о покупке товара в кредит. Один экземпляр договора при этом приходил на предприятия, где расчетный отдел ежемесячно удерживал определённую сумму в погашение кредита и перечислял её торговой организации. Процентная ставка действительно была маленькая, кажется менее 2% годовых, что в расчете на месяц было менее 0,2%, т.е. при покупке товара в 1000 руб за кредит приходилось в год платить 20 руб.
  11. Комментарий был удален.
  12. +6
    13 августа 2025 09:34
    Что такое прибыль по-сталински? Поскольку цены на продукцию были плановыми и утвержденными государством, и никакую продукцию нельзя было продавать дороже, то прибылью была разница между плановой ценой и фактической себестоимостью. Вот если предприятие придумало, как продукцию производить дешевле, то оно могло получить прибыль.

    Автор пытается смотреть на соц. прибыль так же как и на кап. прибыль.
    А вот что пишут экономисты [https://economy-ru.info/info/43693/]
    В практике социалистического планирования и учета П. определяется как разница между выручкой от реализации продукции в оптовых ценах предприятия и ее полной себестоимостью.


    И самое главное
    В социалистической системе хозяйства прибыль, Р. не может являться целью произ-ва. Прибыль при социализме как экономич. категория не имеет того социального смысла, к-рый характеризует ее в условиях капитализма. Наша промышленность, — говорил Н. С. Хрущев на Ноябрьском (1962) пленуме ЦК КПСС, — выпускает продукцию не ради получения прибыли, а потому, что она необходима всему обществу
    1. +3
      13 августа 2025 11:13
      Цитата: october
      Что такое прибыль по-сталински? Поскольку цены на продукцию были плановыми и утвержденными государством, и никакую продукцию нельзя было продавать дороже, то прибылью была разница между плановой ценой и фактической себестоимостью. Вот если предприятие придумало, как продукцию производить дешевле, то оно могло получить прибыль.

      Автор пытается смотреть на соц. прибыль так же как и на кап. прибыль.
      А вот что пишут экономисты [https://economy-ru.info/info/43693/]
      В практике социалистического планирования и учета П. определяется как разница между выручкой от реализации продукции в оптовых ценах предприятия и ее полной себестоимостью.


      И самое главное
      В социалистической системе хозяйства прибыль, Р. не может являться целью произ-ва. Прибыль при социализме как экономич. категория не имеет того социального смысла, к-рый характеризует ее в условиях капитализма. Наша промышленность, — говорил Н. С. Хрущев на Ноябрьском (1962) пленуме ЦК КПСС, — выпускает продукцию не ради получения прибыли, а потому, что она необходима всему обществу

      Хм...
      Видимо по этому при себестоимости литра спирта в 16 копеек- разбавленный водой он продавался минимум в 20 раз дороже?
      Та же ситуация с абсолютно со всеми товарами НЕ первой необходимости - авто, ювелиркой, сигаретами, мебелью и т.д.
      Так что главбрех тов. Хрущев Н.С. брехал как обычно- без меры и удержу....
      1. 0
        13 августа 2025 12:43
        Видимо по этому при себестоимости литра спирта в 16 копеек- разбавленный водой он продавался минимум в 20 раз дороже?
        Та же ситуация с абсолютно со всеми товарами НЕ первой необходимости - авто, ювелиркой, сигаретами, мебелью и т.д.

        Это себестоимость уже водки, а не спирта. Так а что не так? Противоречия с тезисом "прибыль - не цель" нет.
        1. +2
          13 августа 2025 12:49
          Цитата: Гнусный скептик
          Это себестоимость уже водки, а не спирта. Так а что не так? Противоречия с тезисом "прибыль - не цель" нет.

          Ну так сделайте коммунизм в стране- начните продавать мебель или авто по себестоимости!!!!! belay
          Ну ладно водка сигареты- начните продавать икру по себестоимости!!
          Ага, щас..
          Или авто - что потянет еще кучу отраслей...
          Угу это не прибыль в капиталистическом смысле - это выбивание лишних денег из населения
          1. -1
            13 августа 2025 13:09
            Подменить "прибыль - не цель" на "продавайте по себестоимости" - это сильный ход.
            1. +4
              13 августа 2025 13:13
              Цитата: Гнусный скептик
              Подменить "прибыль - не цель" на "продавайте по себестоимости" - это сильный ход

              Прием называется "доведение до абсурда", по-моему. Стандарт wink
              1. +2
                13 августа 2025 13:40
                Прием называется "доведение до абсурда", по-моему.

                Да. Хотя обычно доведение до абсурда нацелено на промежуточный аргумент оппонента (чтобы не принимать его в качестве подтверждения изначального тезиса), а не изначальный тезис.
                1. +2
                  13 августа 2025 13:42
                  Цитата: Гнусный скептик
                  обычно доведение до абсурда нацелено на промежуточный аргумент оппонента

                  Тимур, таких тонкостей я не помню... ну, по работе оно мне не надо просто laughing
                  1. +3
                    13 августа 2025 13:52
                    Тут только надо помнить, что доведение до абсурда не всегда манипуляция. Вообще, это очень мощный логический прием в формальной логике и философии, когда он используется корректно для демонстрации внутреннего противоречия в аргументе оппонента, а не для искажения его позиции.
                    1. +1
                      13 августа 2025 13:54
                      Цитата: Гнусный скептик
                      когда он используется корректно для демонстрации внутреннего противоречия в аргументе оппонента, а не для искажения его позиции

                      Истинно. Но, к сожалению, немногим дано отличить одно от другого. Не только лишь всем yes laughing
            2. +1
              13 августа 2025 13:15
              Цитата: Гнусный скептик
              Подменить "прибыль - не цель" на "продавайте по себестоимости" - это сильный ход.

              Вы Хруща защищаете, или опровергаете тезис о наличии прибыли из-за бешенной разницей цен? Был прибыль - целью или не была - не интересно, важно что она была и была очень большой
              1. +6
                13 августа 2025 13:31
                важно что она была и была очень большой

                В СССР существовала сложная система государственного ценообразования, где практиковалась продажа одних товаров ниже себестоимости, а убытки покрывались за счет завышения цен на другие товары. Это называлось "перекрестным субсидированием".
                Государственный комитет по ценам (Госкомцен СССР) при установлении цен на товары-доноры закладывал в них не только их собственную себестоимость и нормативную прибыль, но и "планово-убыточную" составляющую, предназначенную для покрытия убытков от дотируемых товаров.
                Предприятия и целые отрасли получали не только план по производству, но и план по прибыли (или убытку). Предприятие, выпускавшее дешевый (в розничной продаже) хлеб, имело утвержденный плановый убыток, который покрывался за счет прибыли другого предприятия (например, ликеро-водочного завода).
            3. 0
              13 августа 2025 15:18
              Подменить "прибыль - не цель" на "продавайте по себестоимости"

              подмена понятий - этот контрпропагандистский прием - описал И. Геббельс
          2. +2
            13 августа 2025 13:19
            Вдруг стало интересно, а как продавать по себестоимости продукцию интеллектуальной деятельности?
            1. +3
              13 августа 2025 13:43
              Вдруг стало интересно, а как продавать по себестоимости продукцию интеллектуальной деятельности?

              Проектные работы попадают в категорию интеллектуальной деятельности?
              1. +2
                13 августа 2025 13:49
                Проектные, вероятно, да. Но я интересовался нематериальными ценностями, допустим литературная деятельность - как оценить ее себестоимость?
                1. +1
                  13 августа 2025 14:13
                  допустим литературная деятельность - как оценить ее себестоимость?

                  Если для оплаты деятельности "литературного негра", то так же (как вариант), как определяется стоимость проектных работ на те виды, которые отсутствуют в стандартных справочниках - по нормируемым трудозатратам. Естественно, с приведением под поставленную задачу, а не "в лоб".
                  Вот пример такой методики - https://docs.cntd.ru/document/554579324
              2. 0
                13 августа 2025 14:49
                попадают , защищены авторским правом , чертежи на бумаге легко получить а в редактируемом формате намучаешься объяснять зачем они тебе !
          3. 0
            13 августа 2025 15:10
            Ну так сделайте коммунизм в стране- начните продавать мебель или авто по себестоимости!!!!!

            в СССР себестоимость ВАЗ2101 составляла 1рубль/на килограмм сухого веса (т.е. около 875 рублей), а продавало государство его нам за 4915 рубликов, если память не изменяет...
          4. +2
            13 августа 2025 22:42
            А социалку из каких денег? Пять копеек в метро это не себестоимость, а существенно ниже. Бесплатное обучение, медицина, жилье - из акцизов на спирт, цен на авто и предметы роскоши. Хлеб дотировался, икра в 3 раза дороже себестоимости.
            1. 0
              14 августа 2025 07:20
              Бесплатное обучение, медицина, жилье

              Выше я описал как прибыль предприятия делится на 3 части.
              Вот та часть, которая шла государству, в частности, и шла на эти цели тоже.
            2. +1
              14 августа 2025 07:48
              Цитата: balabol
              Пять копеек в метро это не себестоимость, а существенно ниже.

              Советское метро в отличии от жд - было прибыльным - так например в 1981 только через Комсомольскую проходило около 400 000 человек в сутки. А в среднем на жителей столицы приходилось 905 поездок в год - что давало 452,5 млн в год на 10 млн жителей
              1. 0
                14 августа 2025 17:10
                Московское метро отдельный вопрос. Возможно, оплата покрывала эксплуатационные расходы. У вас указана сумма прибыли, а не дохода. Капитальные затраты на строительство абсолютно точно не компенсировались. Это мегаполис Москва. Иные города таких показателей не достигали. Опщественный транспорт был дотационным.
                1. 0
                  15 августа 2025 12:05
                  Цитата: balabol
                  Московское метро отдельный вопрос. Возможно, оплата покрывала эксплуатационные расходы. У вас указана сумма прибыли, а не дохода. Капитальные затраты на строительство абсолютно точно не компенсировались. Это мегаполис Москва. Иные города таких показателей не достигали. Опщественный транспорт был дотационным.

                  В любом случае по Москве имело прибыль и приличную- попадалось интервью на юбилей какого-то руководителя метро советских времен
                  Цитата: balabol
                  Опщественный транспорт был дотационным.
                  угу, жд было дотационным, сх, медицина, образование, армия/кгб/МВД, теоретическая наука, все африканские голодранцы, кредиты безвозвратные кому ни попадя и так далее...
                  И где СССР деньги брал- если он с проклятыми капиталистами торговал мало?
                  При таких убытках СССР загнулся бы моментально, за пару часов
      2. +1
        13 августа 2025 14:47
        государство получает доход там где ему удобно , нынешний акциз на спирт работает аналогично , себестоимость спирта на уровне 20 рублей за литр , а водка в магазине стоит 250 за поллитра ...
        1. +2
          13 августа 2025 14:57
          государство получает доход там где ему удобно , нынешний акциз на спирт работает аналогично , себестоимость спирта на уровне 20 рублей за литр , а водка в магазине стоит 250 за поллитра

          Ну это не столько по причине жадности. Просто другим путем не отсечь с прилавков низкокачественный алкоголь (который будет всегда дешевле алкоголя более высокого качества).
          1. 0
            13 августа 2025 15:28
            да вы шутник батенька! качество алкоголя от цены мало зависит.клеймо государства -акцизная марка это не признак качества а признак как бы законного производства . а про качество я вам так скажу , раньше в астрахани был ликероводочный завод , водка производилась дорогая и дешевая , дорогой водки можно было в одно лицо выпить и литр , под закуску . а дешевая рядовая сам видел -укладывала наповал 0.5 литра четверых крепких мужиков .
            Странно да ? спустя годы , после закрытия завода случайно встретил и миел удовольствие поговорить с заводским технологом , оказалось в рядовую водку по рецепту добавляли клофелин и керосин , немного .....вот она и рубила ....
            1. +4
              13 августа 2025 15:45
              качество алкоголя от цены мало зависит

              Согласен. Только тут работает не цена алкоголя, а симбиоз цены и качества. Некачественный алкоголь, до введения Росалькогольрегулированием МРЦ брал свое за счет снижения цены - это было его единственным "достоинством".
              Когда МРЦ для такого алкоголя это единственное достоинство убрало, то люди стали среди "качественного, но дороже" и "менее качественного, но дешевле на 30%, а не на 60%" (цифры условные) чаще останавливать выбор на качественном.
              оказалось в рядовую водку по рецепту добавляли клофелин и керосин

              Ну это сказки.
              1. 0
                13 августа 2025 15:48
                "Согласен. Только тут работает не цена алкоголя, а симбиоз цены и качества" не понял ...
                "Ну это сказки." это не сказки а жизнь .на 4-х 0.5 водки ,не допили , все упали и уснули ....
                1. 0
                  13 августа 2025 16:06
                  не понял ...

                  Ну вот же
                  Цитата: из сообщения выше
                  Некачественный алкоголь, до введения Росалькогольрегулированием МРЦ брал свое за счет снижения цены - это было его единственным "достоинством".
                  Когда МРЦ для такого алкоголя это единственное достоинство убрало, то люди стали среди "качественного, но дороже" и "менее качественного, но дешевле на 30%, а не на 60%" (цифры условные) чаще останавливать выбор на качественном.

                  Можно соблазниться на некачественное, но дешевое, но уже не соблазнишься на некачественное и не дешевое. Вот и выходит тот симбиоз, о котором речь была выше.
                  это не сказки а жизнь .

                  Ну слушайте. Ну глупо ведь выходит.
                  Предприятие выпускает два вида продукции. Причем второй (дешевый) вид получается из первого (дорогого) ухудшением его качества (!!!). Допустим, себестоимость производства 3 рубля. Качественную водку продаем за 4 рубля, имеем рубль выгоды, ее же, но сделав некачественной продаем за 2 рубля, потому что кто ее купит дороже, когда есть качественная. Имеем рубль убытка. В чем тайный смысл? И это молчу про то, что производителю не выгоден продукт, которого потребителю надо МЕНЬШЕ.
                  Байка и есть байка.
                  1. +1
                    14 августа 2025 08:05
                    Цитата: Гнусный скептик
                    Байка и есть байка.

                    Не соглашусь. Тут важен способ применения.
                    Видел сам как 9 человек УЖРАЛИСЬ belay до коматоза belay примерно стаканом belay водки - там даже осталось немного....
                    Они ее просто в нос закапывали пипеткой- сосуды близко, остатки мозга тоже, потерь на весь объём желудка нет.
                    А в описываемом случае - это просто фальсификат был банальный, "паленка"....
                    Туда барыги лили все что горит и с ног сносит, включая дихлофос
                    Астрахань - криминальный город там и в советские времена все что угодно было, а уж водка левая запросто.....
                    З. Ы.
                    Производственную линию- конвеер- точно никто не видоизменял чтоб по каплям клофелин добавлять
                    1. 0
                      14 августа 2025 08:26
                      барыги были свои местные , с нальчика везли великолепную водку по цене от 30 до 50 рублей за поллитра , себе сам брал , очень вкусная была водочка , литр можно было одолеть в одного ...
                      1. +1
                        14 августа 2025 08:55
                        Цитата: реалист
                        барыги были свои местные , с нальчика везли великолепную водку по цене от 30 до 50 рублей за поллитра , себе сам брал , очень вкусная была водочка , литр можно было одолеть в одного ...

                        Цитата: реалист
                        дешевая водка тогда стоила 150 рублей за поллитра , дорогая более 1000 рублей , это разные продукты и никто не стоит пред выбором брать за 150 или за 1000 , это ясно до прихода в магазин .
                        дешевую водку брали те кому важно быстро набухаться и упасть , дорогую те кому важно подольше посидеть, кому важен процесс разговора и возлияния

                        - все как я и думал lol lol
                        Нальчик lol + спирт ( самый дешевый и поганейший)как" жидкость для промывки принтеров/ растворитель акриловых красок / много еще вариантов".
                        Это не водка - это "спиртосодержащая жидкость"
                        Причем судя по вашим словам
                        Цитата: реалист
                        себе сам брал , очень вкусная была водочка , литр можно было одолеть в одного ...
                        - крепостью 32-34 градуса, не более.С добавлением глицерина смягчающего поганый спирт...
                        Это классическая "плёнка". Могу вас поздравить- вы везунчик, не умерли при достаточно больших шансах на это
                      2. 0
                        14 августа 2025 09:00
                        повторяю , в астрахан водка от завода Алвиз стоила от 150 руб за 0.5 литра .
                        водка с нальчика плохая была еше дешевле чем по 30 рублей , по 30 это был хороший спирт .я в нальчике сам покупал , с местным кабардинцем ходили по магазинам , он выбирал , крепость была выше 40 , проверял дома спиртометром .качество водки определяется качеством спирта и воды , все остальное шелуха .бради и иногда дорогой продукт , абсолют или белугу , насчет абсолюта есть сомнения -иногда как будто паленый , польский , с белугой всегда в яблочко . сам лично мог тогда литр одолеть и уйти домой из гостей
                      3. +1
                        14 августа 2025 09:28
                        Цитата: реалист
                        повторяю , в астрахан водка от завода Алвиз стоила от 150 руб за 0.5 литра .
                        водка с нальчика плохая была еше дешевле чем по 30 рублей , по 30 это был хороший спирт .я в нальчике сам покупал , с местным кабардинцем ходили по магазинам , он выбирал , крепость была выше 40 , проверял дома спиртометром .качество водки определяется качеством спирта и воды , все остальное шелуха .

                        Уговорили- уговорили - хорошая водка, и женщина технолог правду говорила и спиртометр вам дома правильно показывал...
                        Вы везунчик- вы выжили после таких экспериментов
                  2. 0
                    14 августа 2025 08:24
                    дешевая водка тогда стоила 150 рублей за поллитра , дорогая более 1000 рублей , это разные продукты и никто не стоит пред выбором брать за 150 или за 1000 , это ясно до прихода в магазин .
                    дешевую водку брали те кому важно быстро набухаться и упасть , дорогую те кому важно подольше посидеть, кому важен процесс разговора и возлияния
            2. +1
              14 августа 2025 07:53
              Цитата: реалист
              после закрытия завода случайно встретил и миел удовольствие поговорить с заводским технологом , оказалось в рядовую водку по рецепту добавляли клофелин и керосин , немного .....вот она и рубила ....

              Хм, встретите снова - вежливо и осторожно поинтересуйтесь у него- не лечился ли он случайно в скорбных больницах?
              Конвейерное(!!!) использование клофелина и керосина потребовало бы значительных затрат и "дешёвая" водка стала бы дорогой.
              Опять же переналаживание линии каждый раз, отмывка оборудования и прочие прелести...
              И это не считая переписки с Министерствами и прочим....
              Он вас лапшой домашней покормил просто - на уши.....
              1. 0
                14 августа 2025 08:28
                не лечился .женщина была , технолог , вменяемая и приличная . какое переналаживание линии ? в емкость наливаются компоненты , перемешиваются и разливаются
                1. +1
                  14 августа 2025 09:00
                  Цитата: реалист
                  не лечился .женщина была , технолог , вменяемая и приличная . какое переналаживание линии ? в емкость наливаются компоненты , перемешиваются и разливаются

                  Перемешались и? Запах и следы керосины куда делись? Обьемы клофелина - вагонами?
                  1. 0
                    14 августа 2025 09:06
                    там клофелина было таблетка на 100 литров , система промывалась . запаха керосина в конечном продукте учуять не получалось . а вы стесняюсь спросить в 1994-1998 спирт рояль или блек джек не пили? разбавляешь литр спирта на 2.5 литра воды , малость охлаждаешь и вперед , за здоровье !!!
                    а то запах и вкус водки паленой вам не нравится .....
                    1. 0
                      14 августа 2025 09:50
                      Цитата: реалист
                      там клофелина было таблетка на 100 литров ,

                      Хм, не доходит....
                      https://www.business-vector.info/v_povolzhe_pit_v_top_15_proizvoditeley_vodki_polovina_iz_pfo_saratov_svoi_zavody_ugrobil/
                      Вот например самый мизерный "самарский производитель ООО «Поволжский комбинат Родник» занял 11 место с результатом 1,71 дал и ростом 11%."
                      1,71 млн дал=17 млн литров=34 000 000 бутылок в год. Астраханский по разным данным делал примерно 9 млн дал в год
                      Какие к чертям собачьим "1таблетка на 100 литров" на таких объёмах - 300 000 000 бутылок????

                      Цитата: реалист
                      стесняюсь спросить в 1994-1998 спирт рояль или блек джек не пили? разбавляешь литр спирта на 2.5 литра воды , малость охлаждаешь и вперед , за здоровье !!!
                      - не-не-не, пейте сами за свое здоровье....
                      Я до состояния ханыг пьющих Рояль не доходил в 1990е - в армии платили достаточно чтоб купить нормальной водки, а не дряни из под ногтей женщины - технолога добавляющей клофелин и керосин в водку на Астраханском ЛВЗ
          2. +1
            13 августа 2025 15:45
            Цитата: Гнусный скептик
            Просто другим путем не отсечь с прилавков низкокачественный алкоголь (который будет всегда дешевле алкоголя более высокого качества).

            Весьма сомнительное утверждение. Зачем в таком случае осекать "некачественный" алкоголь? В государственной, плановой экономике его априори не должно быть в природе laughing, только "качественный" продукт. А вот самогон любого качества (даже "для себя"), был "загнан под прилавок" страхом уголовной ответственности.
            А на счет "прибавленной стоимости" товаров в соц.времена, ларчик просто открывается. Танки, корабли, боевые самолеты населению не нужны, а производить их надо, и деньги производителям платить тоже. А где их взять, если не из прибавленной стоимости товаров народного потребления?
            1. 0
              13 августа 2025 15:47
              В государственной, плановой экономике его априори не должно быть в природе

              Речь с "тогда" перетекла на обсуждение "сейчас".
              нынешний акциз на спирт работает аналогично
              1. 0
                13 августа 2025 15:48
                Цитата: Гнусный скептик
                Речь с "тогда" перетекла на обсуждение "сейчас".

                Не увидел перехода, не обновилась страница request. Написал о "тогда".
      3. 0
        13 августа 2025 15:21
        В социалистической системе хозяйства прибыль, Р. не может являться целью произ-ва.

        подобное высказывал Батька кажется вчера:
        https://finance.mail.ru/article/lukashenko-schitaet-chto-v-bankah-belorussii-lishnih-deneg-byt-ne-dolzhno-67409522/?utm_partner_id=515
      4. 0
        16 августа 2025 12:20
        Работа без прибыли - это путь в никуда. А как же развитие производства, бюджет? То что Хрущев был безграмотный в экономическом смысле - это его и прощает.
      5. -2
        22 августа 2025 21:54
        Это применялось исключительно с целью регулирования спроса - уменьшения спроса путем увеличения цены на дефицитные товары. Это еще в универе проходили.
        1. 0
          22 августа 2025 22:07
          Цитата: Totor5
          Это применялось исключительно с целью регулирования спроса - уменьшения спроса путем увеличения цены на дефицитные товары. Это еще в универе проходили.

          Уменьшение спроса путем повышения цены работает только в социализме и только до определенного предела. Дальше возникают подпольные цеха и Алга!!!
          1. -2
            22 августа 2025 23:04
            Это работает везде, именно поэтому в Европе искусственно завышены цены на алкоголь и сигареты например. Или например на парковку в центре.
            1. 0
              23 августа 2025 09:18
              Цитата: Totor5
              Это работает везде, именно поэтому в Европе искусственно завышены цены на алкоголь и сигареты например. Или например на парковку в центре.

              Это ради максимальной прибыли а НЕ ради снижения спроса - и уж точно не ради заботы о здоровье граждан.
  13. +1
    13 августа 2025 13:59
    В Советском Союзе существовала двухуровневая (двухконтурная) финансовая система, состоящая из наличного и безналичного рублей. Наличные средства использовались населением, в то время как безналичные рубли использовались на счетах предприятий для взаиморасчетов и не могли быть обналичены.
    Безналичный рубль, который применялся исключительно в расчетах между предприятиями, не оказывал влияния на рыночные цены и не мог способствовать инфляции, поскольку находился в закрытом финансовом контуре. В то же время наличный рубль, который граждане получали в виде зарплат, пособий и пенсий, был строго соотнесен с объемом товаров, произведенных в стране. Таким образом, за каждый наличный рубль можно было приобрести определенное количество товаров.
    1. +1
      13 августа 2025 14:12
      А теперь доказательства в студию.
      Например, статистическую таблицу по госбюджету СССР, в которой эти контура отражаются. laughing laughing
      1. +2
        13 августа 2025 14:17
        Например, статистическую таблицу по госбюджету СССР, в которой эти контура отражаются.

        А почему они там должны отображаться?
        1. +1
          13 августа 2025 14:19
          И разве не должны? То есть, утверждается, что нечто существует, но нигде не отображается? laughing
          Это уже граничит с мошенничеством.
          1. +3
            13 августа 2025 14:50
            И разве не должны?

            Нет.
            То есть, утверждается, что нечто существует, но нигде не отображается?

            А искать нечто надо в "статистическую таблицу по госбюджету СССР". Это очень напоминает ситуацию, когда ищут потерянный ключ не там где потеряли, а под фонарем, потому что там светло.
            Это уже граничит с мошенничеством.

            Если бы Госбанк попытался сложить наличные рубли и безналичные остатки предприятий, получилась бы бессмыслица. Это как складывать километры и килограммы - формально числа есть, но экономического смысла ноль. Отсюда и главный аргумент: сам факт, что советские статистики даже не пытались считать такой агрегат, доказывает искусственность разделения контуров.
            Упомянутый агрегат М2 (денежная масса) появился только в 1990-х не просто так. Его не могло быть в СССР как раз по причине двух контуров обращения денег.
            1. +1
              13 августа 2025 15:24
              Если бы Госбанк попытался сложить наличные рубли и безналичные остатки предприятий, получилась бы бессмыслица.

              также было и с валютой...
              и еще, забыли про СЭВ: там был переводной рубль...
              1. 0
                13 августа 2025 15:55
                По правилам бухучета, валюта пересчитывается в ту единицу, в которой ведется учет.
            2. +1
              13 августа 2025 15:25
              Вы можете себе придумывать, что угодно, но в балансах Госбанка СССР все это складывалось. В пассиве были: наличные деньги в обращении, средства на текущих счетах, средства хозяйства, вклады населения в сберкассах, средства госбюджета СССР.
              1. +2
                13 августа 2025 16:43
                В пассиве были: наличные деньги в обращении, средства на текущих счетах, средства хозяйства, вклады населения в сберкассах, средства госбюджета СССР.

                И?
                Вы судите по тем доступным для всех материалам, которые выкладывает ЦБ РФ в рамках своего цикла "По страницам архивных фондов"? Вот почему то я сильно сомневаюсь, что вы днюете и ночуете в РГАЭ. Так вот, в упомянутых материалах даются только свернутые сальдированные балансы. Движение средств по ним понять невозможно. Каким образом, тогда можно увидеть наличие двух контуров, если нельзя увидеть "заблокированность" безнала в своем контуре?
                А вы отсутствие информации о чем-то выдаете за отсутствие чего-то.
                1. 0
                  13 августа 2025 17:22
                  Бывает, что и в РГАЭ хожу.
                  Вы все никак не можете понять: деньги с различной покупательной способностью учитываются раздельно.
                  1. +1
                    13 августа 2025 17:42
                    деньги с различной покупательной способностью учитываются раздельно.

                    Искать "покупательную способность безналичного рубля" в открытой статистике бесполезно — её просто не рассчитывали. Это было бы признанием диктата "рынка" по отношению к "плану". Разница проявлялась косвенно: через дефицит товаров за наличные и льготные цены для предприятий.
                    Почему в балансах один итог - законы бухучета - сумма активов ВСЕГДА равна сумме пассивов. Баланс должен сходиться. Общая цифра на конец периода по активу и пассиву - это итог всех операций банка, но она не отражает структуру и ИЗОЛИРОВАННОСТЬ денежных потоков внутри системы.
                    1. 0
                      13 августа 2025 17:48
                      Безналичный рубль был в себестоимости, следовательно и в цене любого товара, любой продукции. И у него поэтому была точно такая же покупательная способность, как и у наличного рубля.

                      Или Вы должны доказать, что потребительские товары делались исключительно с применением наличного рубля.

                      Если все балансируется, значит нет никакой изолированности денежных потоков внутри системы.
    2. 0
      13 августа 2025 15:34
      Цитата: Владимир_Кузнецов

      Безналичный рубль, который применялся исключительно в расчетах между предприятиями, не оказывал влияния на рыночные цены

      А рынок был ? Мне кажется важным разделить понятие "рыночные цены" и цены на базаре в СССР. Последние были, но похоже, что не учитывались в плановом хозяйстве, ибо их невозможно планировать.
  14. 0
    13 августа 2025 18:09
    И смысл был в чем? Плановая экономика жестко через финансирование принуждала всех к выполнению плана, и взять иные деньги было просто негде.
    Эффективность каждого "эффективного менеджера" была видна уже через месяц, годами "сдвигать вправо" и давать "отрицательный рост" или "компактный урожай" не прокатило бы ни у какого "сына видного сподвижника Самого".
    Да, жесткая, не сильно гибкая, хотя не без этого, но система работала!
    Пока Никита Сергеевич Хрущев не перешел от целевых показателей производства в товарных единицах к показателям "освоения средств", что превратилось в их разбазаривание и закапывание, чтобы на будущий год не урезали.
  15. +1
    14 августа 2025 20:35
    Мне читать было интересно.
    Спасибо автору!
    Несмотря на то, что больше сотни комментариев уже написано, добавлю личный...
    Вы не только изложили свою точку зрения, но и вступили в спор с Катасоновым. А он Вам прямо тут ответить не может.
    Вот и негатив от комментаторов.
    1. 0
      14 августа 2025 20:56
      Это нисколько не мешает. Катасонов написал много книг и статей, так что его сторонникам не составило бы труда привести соответствующие доказательства его точки зрения, если бы таковые были.
      А так, все начинается стандартно, с одними и теми же театральными эффектами. С вдохновением провозглашения только что открытой истины начинают: "А вот было два контура...". И тут же все заканчивается, как только требуешь показать отражение "контуров" в балансах.

      Негатив тут от того, что они поверили Катасонову на слово и начали "озвучивать", а на деле оказывается, что это все... Вот и злоба с раздражением.
      Никто их под локоть не толкал, за язык не дергал. Прежде чем пафосно "озвучивать", проверяйте озвучиваемое. laughing
  16. +1
    15 августа 2025 07:44
    Автор обвиняет Катасонова в незнании предмета обсуждения, но и сам его недопонимает. Видимо потому, что не жил в то время. Безналичные кредиты направленые на строительство предприятия, закупку и доставку материала и готовой продукции конечно частично переходили в наличные - зарплата людей задейстованных в этих процессах, не начислялась из каких то специальных наличных денег. Разрешалось переводить из безнала до 25% денег. Плюс-минус несколько процентов в ту или иную сторону . В зависимости от обстоятельств. Обналичивание, незаконное, происходило, как и после СССР, с помощью приписок в форме оплаты труда за невыполненные работы. Вариантов была масса, но с разной степенью риска. Кто зарывался, как правило попадался, рано или поздно. Приведу простой пример из сферы стройотрядов, студенческих. Приготовление раствора бетонного или цементного раствора. Если материалы для раствора находились на расстоянии от бетономешалки больше 15 метров, за их переноску доплачивали. Как правило материалы сгружали поближе к месту работы, но если прораб был "нормальный" человек, он всегда дописывал переноску. Можно было ззаписать приготовление раствора вручную, это было заметно дороже. Но имело определённые ограничения, нельзя было так записывать большие объёмы. По такому же принципу работало и крупное производство, только в других объёмах и операции были другие. А принцип один приписка! Прибыль исчисляласт миллионами. Особенно это хорошо проходило на сезонных работах, например уборка урожая. Или дорожные работы, это и сейчас золотое дно. Мёртвые души на предприятиях, были и при советской власти. Где то так
  17. +1
    15 августа 2025 07:53
    Добавлю ещё аккордно- премиальные договора, кормили не только рабочих, но и начальство. Правда тут лего можно было влетеь, но только по доносу доброжелателей. Тысячи бригад шабашников ездивших по союзу, тоже приносили хорошие деньги и себе и заказчику и т.д.
  18. 0
    15 августа 2025 21:40
    Негатив тут от того, что они поверили Катасонову на слово и начали "озвучивать", а на деле оказывается, что это все... Вот и злоба с раздражением.
    Никто их под локоть не толкал, за язык не дергал. Прежде чем пафосно "озвучивать", проверяйте озвучиваемое. laughing[/quote]

    Извините, что не быстро отвечаю!

    " Этот Катасонов..." и "Публикацию Катасонова я оспорю..."
    Спор вроде бы об одном и том же.
    Только в первом варианте "он ", а во втором варианте "он не прав, и вот почему..."
    1. +1
      16 августа 2025 11:40
      И что? Я и самому Катасонову задам тот же самый вопрос - где балансы с отражением "контуров"? И он так же поплывет.
      Ларчик, в общем, просто открывается. У нас многие думают, что если кто-то кандидат или доктор экономических наук, то... Однако, множество людей защитили чисто формальные диссертации, в которых фактически нет научной новизны и вообще значительного вклада, ради бумажки, но учеными не являются и потом несут всякую чушь.
  19. 0
    22 августа 2025 21:10
    Тут под двух контурностью скорее всего имелось ввиду то, что Рубль в СССР не был свободно конвертируемым на внешнем рынке. Поэтому для закупки иностранных товаров страна всегда была в судорожном поиске валюты. Особенно это проявилось после отмены Золотого стандарта. До этого момента Сталину приходилось платить золотом, бартером (обиранием крестьян) и предметами роскоши из музеев. Также пытались продавать за валюту нефть через Иран по дешевке. При Брежневе стали строить Трубу в Европу и на валюту закупать множество товаров за границей, вплоть грузовиков и тракторов, стали и подшипников.
    Двухконтурность рубля тут скорее всего это неконвертируемость = нулевая ценность внутреннего рубля на внешнем рынке. Именно поэтому количество и хождение по рукам валюты внутри страны отслеживалась и каралось, именно поэтому обычный человек из Союза не мог купить ничего заграничного и выехать из страны куда то дальше Болгарии и тп стран со взаимозачетом.
  20. 0
    24 августа 2025 01:49
    Автор немного (а точнее, премного) не разобрался в теме.

    Во 1х, понятие о двухконтурной системе денежного обращения существовало в левопатриотической политтусовке уже на рубеже тысячелетий. А конкретно, данное словосочетание употреблял не позднее 2001 года учёный Сергей Георгиевич Кара-Мурза (не путать с гражданами совсем другой политической ориентации, но с такой же фамилией). Книга «Советская цивилизация», том 2, глава 6, 1 абзац, цитирую:
    «В советском государстве действовала особая финансовая система из двух «контуров». В производстве общались безналичные (в известном смысле «фиктивные») деньги, количество которых определялось межотраслевым балансом и которые погашались взаимозачетами. По сути, в СССР отсутствовал финансовый капитал и ссудный процент (деньги не продавались). На рынке потребительских товаров обращались нормальные деньги, получаемые населением в виде зарплаты, пенсий и т.д. Их количество строго регулировалось в соответствии с массой наличных товаров и услуг. Это позволяло поддерживать низкие цены и не допускать инфляции. Такая система могла действовать при жестком запрете на смешение двух контуров (перевода безналичных денег в наличные).»

    Так что обсуждение личности Катасонова к данной тематике имеет отношение, мягко говоря, никакое. Потому что представление о двух контурах возникло намного раньше.

    Как видим, это термин не официальный, а публицистический, введённый сторонниками советского прошлого в эпоху господства оголтелого антисоветизма. Можно, конечно, спорить, насколько сильно контуры смешивались, насколько хорошо количество денег соответствовало товарам и услугам и был ли ссудный процент или нет. Речь не об этом.
    Впрочем, судя по комментариям, тут не в теме не только автор, но и почти все читатели, что странно, т.к. большинство из них наверняка старше меня. Надо думать, мало кто читал левых интеллектуалов прошлого поколения.
  21. 0
    24 августа 2025 02:18
    Во 2х, отсутствие к.-либо явления в оф. документах не означает его отсутствия в натуре («ж_па есть, а слова нет»). У нас много чего официально не признавалось, а на практике было. Блат, например, тюремные касты, дедовщина, некоторые виды преступности.

    В 3х, тем более не является доказательством отсутствия определённого финансового института его непризнание государством. Государство и в сфере финансов много чего не признавало и не учитывало. Например, никто бы не стал в здравом уме отдельно учитывать и официально отражать разницу в покупательной способности советского рубля и такого же рубля на чёрном рынке у спекулянтов. Потому что признание того, что государственные и рыночные цены в Союзе различались, да и вообще признание существования рынка, пусть и подпольного – это уже нарушение субординации, «за такое и партбилет на стол положить можно».
    Точнее, признавать-то официально могли, но не в финансовой отчётности, а в уголовных делах и криминальной прессе.
    Так же никто бы не стал признавать, что, например, золотые рубли (когда они были), бумажные и рубли в ценных бумагах тоже на потребительском рынке воспринимались по-разному.
    Мне вот интересно, учитывалось ли в Союзе понятие «инвалютный рубль» в том смысле, в котором пишет автор – с составлением отдельных балансов, учётом его покупательной способности и т.д.? Насколько я знаю, нет, и с т.з. советских планировщиков не было никакого инвалютного рубля, во всяком случае как валюты на потребительском рынке, а был единый рубль, для обмена которого был установлен официальный курс. А то, что за эти инвалютные рубли (а точнее, чеки Внешторгбанка) можно было купить в Берёзках разные интересные товары, которые за обычные рубли не купишь, причём далеко не только по оф. курсу – это с т.з. государства дело десятое.

    Идея о двухконтурном обращении – это просто подчёркивание того факта, что деньги предприятия не могли без существенных затруднений в больших объёмах выбрасываться на потребительский рынок, ни больше ни меньше. Расчёт покупательной способности наличного и безналичного рубля с т.з. советской отчётности – оксюморон, т.к. это не 2 вида валюты, а одна валюта, но направленная на разные цели, и по закону один хрен не мог советский гражданин покупать те же товары, которые мог оплачивать завод (например, стройматериалы оптом).

    Соответственно, такой же термин можно применять и к другим странам, в которых наличие «контуров» никогда не признавалось, например, к Германии, использовавшей для накачки ВПК векселя МЕФО.

    Что касается основного содержания статьи, то оно познавательно, но к вопросу о наличии или отсутствии двухконтурности прямого отношения не имеет.
  22. 0
    24 августа 2025 02:53
    Теперь по поводу итоговых выводов.

    «В. Ю. Катасонов и его единомышленники двигают идею «двухконтурной системы денежного обращения». Думается, что они, недопоняв сталинскую систему безналичного расчета и кредита и неправильно ее истолковав, решили, что открыли некий волшебный способ быстрой индустриализации»
    Всё не так. И дело не только в том, что Катасонов тут не при чём. И даже не в том, что «волшебный способ» на деле работал и не только у нас.
    «Безналичные двухконтурные деньги» - это не фантики, это действительно форма целевого кредита. И наоборот, в любой сколь угодно открытой и либеральной экономики деньги, выделенные на определённую цель, тут же фактически образуют лишние контуры денежного обращения. При условии, конечно, что нецелевая трата этих денег приводит к наказанию растратчика, а не к переселению оного на ПМЖ на Кипр или в Британию.
    Так же, как и в обычном кредите, деньги выделяются на определённую цель (индустриализацию), а возвращаются обратно за счёт отдачи от созданных материальных ценностей. Однако в советском механизме имеются особенности: а) деньги физически крайне сложно потратить нецелевым образом; б) рост тяжёлой промышленности и инфраструктуры обособляется от потребительского рынка (да, ценой замедленного роста последнего).
    То, что автор приписывает Катасонову идею печатания необеспеченных денег, красноречиво говорит о том, кто именно в чём не разобрался.
    Если встать на сторону автора, то любые фиатные деньги – это тоже «фантики, которые ничего не стоят», потому что их количество также зависит от наличия товаров в обороте и количества сделок, и что, достаточно, мол, напечатать (нарисовать на компуктере) триллион не обеспеченных золотом баксов и купить на них что угодно (притом, что на практике действительно нечто подобное бывает).
    «Любому мало-мальски экономически грамотному человеку ясно, что будет потом» - любому грамотному человеку ясно, что «потом» в распоряжении предприятия будут средства фонда заработной платы, которые государство отдельно, в плановом порядке, распределит в соответствии с утверждённой тарифной сеткой зарплат. По крайней мере, так было в СССР, а сейчас не обязательно копировать данный механизм полностью.
    А подпольные финансовые операции, естественно, всю дорогу существовали, но само предположение, что невозможность обналичивания безналичных рублей тут же должно обанкротить предприятие – это, мягко говоря, доведение до абсурда. Равно как и отождествление дополнительных контуров и вброса необеспеченных денег, каковые явления по своей сути как раз противополжны (ибо все примеры «врубания печатного станка», приводимые автором, попадали как раз на потребительский рынок, с соответствующим результатом).
    Ну а финальный вывод даже комментировать смешно.
    1. -2
      24 августа 2025 11:44
      Мне тоже смешно. Человек с поломанными мозгами, вот как у Вас, не способен осознать, что у него мозги поломаны.
      Почему? Потому что у Вас нет ни одного положительного доказательства существования "контуров", нет их у Катасонова или еще кого, кто эту идею двигал. Ни одного документа, ни одного баланса - ничего. Тов. Усоскин, который сталинские финансы знал, как свои пять пальцев, потому что их создавал и регулировал, несомненно написал бы о "контурах", если бы таковые были. Но у него ни единого слова об этом нет. Он даже вообще не разделяет деньги на наличные и безналичные.

      Раз так, то "контура" - это Ваша (впрочем, не только Ваша) иллюзия. Как и любая галлюцинация, она может быть красочной и впечатляющей, но это именно что галлюцинация.
      1. 0
        24 августа 2025 14:38
        Рукалицо.
        По Вашей логике, и серого рынка тоже не существовало, потому что не существовало никакой официальной отчётности вроде "спекулянты толкнули джинсов на 100 млн. рублей, доход от взяток составил 20 млн рублей".
        1. -1
          24 августа 2025 14:46
          Нечего тут производить театральные эффекты.
          Или приводите доказательства существования "контуров", или заткнитесь.
  23. 0
    8 сентября 2025 13:58
    "штраф за просрочку платежа — 0,05% в день" - неплохо так, 18,25% годовых. Нынешние налоговая и ЦБ пени считают по ключевой ставке и она ниже в подавляющем большинстве случаев!