Служба и боевое применение американских БПЛА, созданных в 1960-1970-е годы

В 1960-1970-е годы в США было построено большое количество беспилотных летательных аппаратов. В связи с тем, что перечисление всех беспилотников заняло бы слишком много времени и не может уложиться в разумные объёмы, в данной публикации речь пойдёт только о наиболее интересных образцах, имевших практическое применение.
Созданием дронов занимались как небольшие американские фирмы, так и крупные авиастроительные корпорации. До конца 1970-х годов в основном проектировались ложные цели, воздушные мишени, разведывательные беспилотники и ретрансляторы радиосигналов.
ВВС США весьма удачно и интенсивно использовали в ходе войны во Вьетнаме многоцелевые реактивные БПЛА Ryan AQM-34 Firebee, но после вывода войск из Юго-Восточной Азии интерес со стороны военных к беспилотникам снизился. Отчасти это было связано с урезанием финансирования на исследовательские программы и приоритетом развития высокоточных авиационных средств поражения для пилотируемых самолётов.
Хотя опытные образцы ударных реактивных БПЛА BGM-34 от компании Teledyne Ryan во второй половине 1970-х на испытаниях продемонстрировали обнадёживающие результаты, заказов на них не последовало. В то время управлять дронами через спутники было ещё невозможно, а имеющаяся на тот момент аппаратура связи и навигации при массовом использовании в боевых действиях беспилотников на загоризонтной дальности не гарантировала применения авиационных средств поражения с надлежащей точностью. Кроме того, генералы ВВС, начинавшие свою военную карьеру в годы Второй мировой, оказались психологически не готовы доверить нанесение авиаударов роботам, контроль над которыми осуществлялся дистанционно.
Ложная цель McDonnell ADM-20 Quail
Во второй половине 1950-х Стратегическое авиационное командование инициировало создание ложной цели, предназначенной для запуска с дальнего бомбардировщика и отвлечения на себя сил ПВО.
Компания McDonnell Aircraft Corporation представила проект летательного аппарата с укороченным треугольным крылом и без горизонтального стабилизатора, в целях удешевления изготовленного преимущественно из стеклопластика и предназначенного для размещения внутри стратегического бомбардировщика Boeing B-52 Stratofortress.
На этапе разработки ложная цель получила обозначение SCAD (Subsonic Cruise Aircraft Decoy — приманка для дозвукового крейсерского самолёта), а после принятия на вооружение и победы над конкурентами — GAM-72 Quail. В конкурсе также участвовали «воздушные приманки»: Convair XGAM-71 Buck Duck и XSM-73 Goose.

Ложная цель GAM-72 Quail в музейной экспозиции
Массовое производство GAM-72 началось в 1960 году. В 1963 году в связи с изменением в США системы обозначения летательных аппаратов военного назначения GAM-72 переименовали в ADM-20. Войсковые испытания признали состоявшимися после того, как 8 июня 1960 года со строевого В-52D 4135-го стратегического авиакрыла, базирующиеся на авиабазе Эглин во Флориде, успешно запустили несколько ложных целей.

Cброс ложной цели ADM-20 с бомбардировщика В-52D
Во внутреннем отсеке бомбардировщика можно было разместить восемь ADM-20, но обычно загружалось не более двух. Полная боеготовность была достигнута в апреле 1962 года, когда ложными целями оснастили последнюю, четырнадцатую по счёту строевую эскадрилью.
Ложная цель модификации АDМ-20А в снаряженном состоянии весила 543 кг. Длина составляла 3,88 м, размах крыла в сложенном состоянии – 0,71 м, в рабочем – 1,65 м. Турбореактивный двигатель General Electric J85-GE-7 с максимальной тягой 10,9 кН обеспечивал скорость полёта около 1100 км/ч. Практический потолок – 15 200 м. Дальность – более 700 км.
Автономная программируемая система управления, совмещённая с автопилотом, обеспечивала выполнение разворотов и изменения скорости полёта. Для имитации радиолокационного портрета бомбардировщика на внешней поверхности ADM-20 имелись специальные отражатели, а на борту находился генератор, воспроизводящий работу бортовой радиолокационной станции или обеспечивающий постановку активных помех, а также сбрасываемые дипольные отражатели общим весом до 45 кг.

Ложная цель ADM-20С
Производство ADM-20А продолжалось до мая 1962 года. Всего корпорация McDonnell Aircraft произвела 585 ложных целей, которые, начиная с 1963 года, модернизировали до уровня ADM-20В и ADM-20С.
Вскоре после того, как в 1972 году в боекомплекте «Стратосферных крепостей» появились сверхзвуковые ракеты Boeing AGM-69 SRAM с ядерной боеголовкой, способные эффективно уничтожать позиции ЗРК, ложные цели ADM-20 признали устаревшими, и они были выведены из эксплуатации в декабре 1978 года.
Воздушная мишень Northrop AQM-38
В середине 1950-х компания Northrop Ventura, являвшаяся дочкой Northrop Corporation, приступила к созданию компактного аппарата с автономным управлением RP-76 и возможностью коррекции полёта по радио, предназначенного для использования в роли воздушной мишени в учебно-тренировочном процессе пилотов истребителей-перехватчиков и расчётов ЗРК. Принятие RP-76 на вооружение произошло в 1961 году.
В связи с тем, что для воздушного запуска RP-76 планировалось использовать всё те же истребители-перехватчики, мишень изначально имела небольшие габариты и массу. Для снижения её стоимости в конструкции применялись доступные материалы, а разгон до скорости 1150 км/ч обеспечивался твердотопливным двигателем Aerojet 530NS35 с временем работы около 9 минут и тягой 180 кН. Для повышения радиолокационной заметности дрона использовалась линза Люнеберга, а посадка после завершения полёта осуществлялась на парашюте. Модификация RP-78 имела двигатель с тягой 440 кН, который обеспечивал скорость полёта более 1,25 М. В 1963 году RP-76 и RP-78 получили обозначения AQM-38 и AQM-38А соответственно.

Воздушная мишень AQM-38А под крылом истребителя-перехватчика Northrop F-89 Scorpion
В снаряженном состоянии воздушная мишень весила 140 кг. Длина составляла 2,95 м, диаметр – 300 мм, размах крыла – 1,5 м. Чаще всего для запуска AQM-38 и AQM-38А использовались всепогодные истребители-перехватчики Northrop F-89 Scorpion. Было изготовлено более 2000 мишеней этого типа. Их эксплуатация продолжалась до второй половины 1970-х.
Воздушная мишень Curtiss-Wright TDU-12/B Skydart
Практически одновременно с AQM-38 начались поставки мишени с воздушным стартом TDU-12/B Skydart, разработанной и производимой для ВВС США фирмой Curtiss-Wright.
Эта относительно миниатюрная мишень с инерциальным автопилотом, имеющая стартовый вес 47 кг, предназначалась для отработки применения ракет класса «воздух-воздух» с ИК ГСН AIM-9 Sidewinder и AIM-4 Falcon. Запуск мишеней производился с истребителей F-100 Super Sabre и F-104 Starfighter на скорости от 0,8 до 2М.

Воздушная мишень TDU-12/B
Воздушная мишень TDU-12/B имела длину 2,03 м. Диаметр – 160 мм. Размах крыльев – 0,53 м. Двухрежимный твердотопливный двигатель GCRC/Hercules в течение первых двух секунд работы развивал тягу 2,8 кН, после чего он ещё 45 секунд работал с тягой 0,33 кН. Максимальная скорость полёта – 2М. Продолжительность полёта – около 2 минут. Заказчику было поставлено около 200 изделий. Их использовали до конца 1960-х.
Воздушные мишени Beechcraft MQM-39A и MQM-61А Cardinal
В первое послевоенное десятилетие основным поставщиком недорогих беспилотников с поршневым двигателем, предназначенных для обеспечения боевой подготовки зенитчиков, являлась компания Radioplane, а после её слияния с Northrop Corporation, до конца 1970-х, — беспилотное подразделение Northrop Ventura. Но проектирование и серийное строительство таких воздушных мишеней не являлось сложной инженерной задачей, и на рынке возникла некоторая конкуренция.
В начале 1960 года компания Beechcraft начала производство радиоуправляемого БПЛА Модель 1001, принятого на вооружение флотом под обозначением KDB-1 (позже MQM-39A Cardinal). Модификация, предназначенная для использования армией, имела обозначение MQM-61A. Всего было построено более 2200 БПЛА «Кардинал», которые служили до начала 1980-х.

Запуск воздушной мишени KDB-1 с тяжелого ракетного крейсера USS Boston (CAG-1) в 1962 году
«Кардинал» был крупней, чем широко распространенная воздушная мишень RP-71, производимая Northrop Ventura, и представлял собой моноплан с V-образным хвостовым оперением. Двухтактный шестицилиндровый двигатель воздушного охлаждения McCulloch TC6150-J-2 мощностью 125 л.с. обеспечивал максимальную скорость 560 км/ч. На борту имелось топлива на один час полёта. Потолок достигал 13 000 м. Максимальный взлётный вес – 310 кг. Длина – 4,6 м, размах крыла – 3,95 м.

Воздушная мишень MQM-39А в Мемориальном парке линкора USS Alabama (BB-60)
Беспилотник мог быть оборудован лебёдкой и тащить за собой буксируемую мишень, а также оснащаться устройствами для подсчёта попаданий в конус. Имелась возможность размещения двух мишеней малого размера под каждым крылом. Запуск осуществлялся с помощью твердотопливного ускорителя, посадка — на парашюте.
Также компания Beechcraft предлагала разведывательный Model 1013 с экономичным поршневым двигателем мощностью 110 л.с. и турбореактивную мишень Model 1025TJ. Но заказов на них не последовало.
Воздушная мишень Beechcraft AQM-37 Jayhawk
В 1959 году ВМС и ВВС США совместно опубликовали требования к одноразовой скоростной воздушной мишени с большой дальностью полёта. Конкурс выиграла компания Beechcraft, предложившая БПЛА Model 1019 с автономной программируемой системой управления, запускаемой с самолёта-носителя. После принятия флотом на вооружение этот образец получил обозначение KD2B (позже Q-12 и AQM-37 Jayhawk).

Воздушная мишень AQM-37 Jayhawk
Жидкостный реактивный двигатель Rocketdyne LR64-NA-4 с тягой до 4 кН в течение 5 минут работал на гидразине и дымящей красной азотной кислоте. Снаряженная масса AQM-37 достигала 300 кг. Длина – 4,27 м. Размах крыльев – 1 м. Максимальная скорость на большой высоте превышала 1360 м/с. Потолок – 30 000 м. Дальность – 180 км. Для запуска AQM-37 в ВМС США использовались штурмовики Grumman A-6 Intruder и многоцелевые истребители McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

Воздушная мишень AQM-37 под крылом палубного штурмовика Grumman A-6 Intruder
Первоначально скоростные мишени должны были имитировать самолёты, летящие на большой высоте, но потом в большинстве случаев на учениях и при испытаниях новых средств ПВО они изображали вражеские крылатые ракеты. Один из вариантов с улучшенной теплозащитой достигал скорости 4,7 М и при выполнении горки высоты 35 км. Также имелись модификации с радиолокационным высотомером, предназначенные для маловысотных полётов. Летательные аппараты этого семейства по большей части оснащались программируемым автопилотом, но также были варианты с радиокомандным управлением.
Всего было выпущено более 5000 скоростных мишеней разных модификаций. Основным покупателем модели AQM-37C стал флот. В начале 1970-х ВВС США экспериментировали с аппаратами этого типа, но официально на вооружение они не принимались. Армия приобрела около 400 AQM-37А, часть которых была оборудована спасательным парашютом, что обеспечивало возможность повторного использования. Последние две оставшиеся мишени AQM-37C использовали в сентябре 2022 года. Помимо американских вооруженных сил AQM-37 закупали Израиль, Италия и Франция. В Великобритании они производились под обозначением Shorts SD.2 Stiletto.
Воздушная мишень North American MQM-42 Redhead/Roadrunner
В 1961 году совершила первый полёт воздушная мишень NA-273, построенная компанией North American Aviation и получившая после принятия на вооружение обозначение MQM-42A Redhead/Roadrunner.
Этот сверхзвуковой летательный аппарат с небольшими треугольными крыльями и стреловидным хвостовым оперением использовался в 1960-1970-е годы американской армией для тренировок расчётов зенитных ракетных комплексов MIM-23 Hawk и MIM-14 Nike Hercules.

Запуск воздушной мишени MQM-42А
Воздушная мишень MQM-42А стартовала с буксируемой пусковой установки тактического ракетного комплекса MGR-3 Little John. Разгон до сверхзвуковой скорости производился твердотопливным двигателем Rocketdyne, после чего происходило включение прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) Marquardt MA-74 с тягой 27 кН. Вертикальный стабилизатор также служил пилоном для ПВРД.
Беспилотник длиной 7,57 м и с размахом крыльев 1,91 м в снаряженном виде весил 408 кг. На большой высоте скорость превышала 2400 км/ч. Максимальная высота полёта – 18 000 м. Дальность – до 420 км.
Существовало две модификации: MQM-42A Redhead и MQM-42A Roadrunner. Первая предназначалась для полётов на большой высоте с максимальной скоростью, маловысотная модификация действовала на высоте 90 м и летала со скоростью до 1М. Контроль курса и высоты осуществлялся автопилотом по заданной программе. Оператор наземной станции мог вмешаться в управление, а также подать команду на прекращение полёта. После чего подача топлива прекращалась, срабатывал тормозной двигатель и выпускался парашют.
Радиоуправляемый вертолёт Gyrodyne QH-50 DASH
Во многом уникальной машиной является беспилотный противолодочный вертолёт Gyrodyne QH-50 DASH (Drone Anti-Submarine Helicopter), серийно выпускавшийся с 1963 по 1966 год.

Беспилотный вертолёт QH-50С
Появление беспилотной «вертушки» связано с резким ростом в 1950-1960-е годы в составе ВМФ СССР количества подводных лодок. В ответ на это американцы модернизировали гидролокаторы на эсминцах, спроектированных в годы Второй мировой, но этим кораблям требовалось дальнобойное противолодочное оружие. Первоначальная концепция применения QH-50 предусматривала использование ядерной глубинной бомбы или торпеды, и БПЛА считался расходным материалом.
Для базирования на кораблях была принята соосная схема винтов. Прототипы испытывались с поршневыми двигателями Porsche YO-95-6 мощностью 72 л. с., но серийный образец QH-50С получил турбовальный двигатель Boeing T50-4 мощностью 300 л. с., что позволило довести боевую нагрузку до двух самонаводящихся торпед Mark 44.
Взлетная масса QH-50С составляла 1036 кг. Длина – 3,64 м. Высота – 2,96 м. Радиус, ометаемый винтами, – 6,1 м. Максимальная скорость достигала 148 км/ч. Крейсерская – 85 км/ч. Потолок – 5000 м. Топливного бака ёмкостью 130 л хватало на час полёта.
Модификация QH-50D имела двигатель Boeing T50-12 мощностью 365 л.с., лопасти несущего винта из стеклопластика и увеличенный топливный бак.

Вертолёт QH-50D с двумя противолодочными торпедами
Всего было построено 746 беспилотных вертолётов, из них почти половину потеряли в море. Большая часть лётных происшествий (около 80%) была вызвана отказами электроники. В ответ на претензии фирма-производитель отвечала, что согласно требованиям заказчика вертолёт изначально должен был быть одноразовым и максимально дешёвым, в связи с чем в системе дистанционного управления использовались электронные платы, изготовленные по гражданским стандартам.
В итоге по причине высокой аварийности командование флота решило отказаться от беспилотных противолодочных машин, и последний QH-50D покинул палубу боевого корабля в 1973 году.
Впрочем, история дистанционно управляемых вертолётов на этом не завершилась. Несколько десятков экземпляров переделали в разведчики-корректировщики. Для этого их оборудовали телекамерой, аппаратурой трансляции телевизионного сигнала и двигателями Boeing T50-12 мощностью 550 л.с. По имеющейся информации, такие машины использовал не только флот, но и армия. Во Вьетнаме десять модернизированных QH-50DМ патрулировали зону боевого соприкосновения и вели разведку.
Морские силы самообороны Японии закупили 20 беспилотников QH-50D для использования на эсминцах типа «Такацуки» и «Минегумо». Ввиду более тщательного подхода к использованию потери у японцев были ниже, чем в ВМС США. Но после того как американский флот отказался от дронов вертолётного типа и прекратилась закупка расходных материалов и запасных частей, поддерживать в рабочем состоянии QH-50D стало сложно, и в 1977 году их списали.
До мая 2006 года несколько QH-50D с современными системами управления и видеонаблюдения эксплуатировались на американском ракетном полигоне Уайт-Сэндс в штате Нью-Мексико.
Воздушная мишень Chance Vought RGM-15A
Вскоре после принятия на вооружение крылатой ракеты SSM-N-8A Regulus с ядерной боеголовкой командование ВМС США выдало задание на разработку более скоростной самонаводящейся КР. Основными недостатками Regulus I являлись: дозвуковая скорость полёта, небольшая дальность стрельбы (немногим более 400 км) и необходимость постоянного радиолокационного сопровождения на всех этапах после запуска.
В связи с этим врождёнными недостатками и быстрым устареванием КР Regulus I во второй половине 1950-х фирма Chance Vought приступила к разработке сверхзвуковой крылатой ракеты большой дальности SSM-N-9 Regulus II с инерциальной навигационной системой, которая не требовала коррекции курса с корабля-носителя после запуска.

Испытательный пуск крылатой ракеты Regulus II
Испытания прошли успешно, и контракт на производство Regulus II был подписан в январе 1958 года. Однако из-за бюджетных ограничений и большей эффективности БРПЛ UGM-27 Polaris, которую можно было запускать из подводного положения, программу Regulus II аннулировали, но до этого фирма Chance Vought успела сдать 20 ракет и ещё 27 единиц находилось в стадии сборки. Дабы как-то использовать крылатые ракеты, которые в начале 1960-х стоили около $1 млн., их решили переделать в радиоуправляемые мишени, присвоив обозначение KD2U-1. В 1963 году модифицированные крылатые ракеты получили обозначение MQM-15A, а беспилотники многоразового применения, способные совершать посадку и оснащенные шасси, переименовали в GQM-15A.

Взлетный вес беспилотной мишени MQM-15A, запускаемой с наземной пусковой установки при помощи твердотопливного реактивного двигателя, составлял приблизительно 10 000 кг. Длина достигала 17,63 м. Размах крыла – 6,12 м. Диаметр – 1,3 м. Маршевый турбореактивный двигатель General Electric J79-GE-3 с тягой 69 кН обеспечивал на большой высоте крейсерскую скорость более 2300 км/ч. Высота полёта – до 18 000 м.
Скоростные высотные дроны-мишени, созданные на базе Regulus II, до декабря 1965 года использовались для тестирования и обучения расчётов дальнобойных ЗРК.
Многоцелевые БПЛА Northrop Chukar
В 1964 году корпорация Northrop приступила к лётным испытаниям реактивного беспилотного аппарата с треугольным крылом NV-105. Однако треугольное крыло не обеспечивало требуемой устойчивости при выполнении манёвров, и его заменили прямым, что привело к появлению БПЛА NV-105A, совершившего первый полёт в 1965 году. В 1968 году этот беспилотник с автономным управлением был принят на вооружение под обозначением MQM-74A Chukar и запущен в серийное производство.

Воздушная мишень MQM-74A
Беспилотная мишень MQM-74A имела сигарообразный фюзеляж, расположенные по середине прямые крылья, турбореактивный двигатель с нижним расположением воздухозаборника и V-образное хвостовое оперение. Запуск происходил с земли или с корабля при помощи твердотопливного ускорителя. ТРД Williams International WR24-6 с тягой 540 кН обеспечивал крейсерскую скорость более 800 км/ч. Флот и КМП закупили 1800 MQM-74A. Еще несколько сотен мишеней были приобретены для многонационального испытательного полигона НАТО на острове Крит. Поставки также велись в Великобританию и Италию.

Запуск беспилотной мишени MQM-74A, 1972 год
В начале 1970-х воздушная мишень MQM-74A уже не в полной мере имитировала современные воздушные цели, и флот заказал более скоростную версию, способную по команде с наземного или корабельного пункта управления выполнять манёвры и менять скорость. Также предусматривалось, что беспилотник будет нести активные и пассивные средства постановки помех, буксировать за собой конус-мишень, нести дымовые и осветительные ракеты, а также иметь аппаратуру, регистрирующую величину промаха зенитных и авиационных ракет.

Эвакуация приводнившейся воздушной мишени MQM-74С
Следующая серийная модификация, поступившая на вооружение в 1975 году, получила обозначение MQM-74C Chukar II. Этот беспилотник, как и первая модель, выбрасывался в воздух реактивным ускорителем и приводнялся на парашюте. Турбореактивный двигатель Williams WR24-7 с тягой 800 кН обеспечивал ему максимальную скорость 930 км/ч. Практическая дальность – более 600 км.
Было построено более 1400 Chukar II. Основным заказчиком являлись ВМС США, но мишени этого типа также поставлялись в Великобританию, Грецию, Иран, Италию, Испанию, Нидерланды, Саудовскую Аравию, ФРГ, Южную Корею и Японию. Израиль приобрел 25 беспилотников и приспособил их для ведения разведки, оборудовав фото- и видеокамерами.
В 1978 году ВМС США запросили ещё более совершенный беспилотник, и компания Northrop представила BQM-74С Chukar III. Этот усовершенствованный вариант, способный выполнять манёвры с перегрузкой до 6 g, заметно отличается от своих предшественников. Он имеет более обтекаемые формы и оснащён компьютеризированным автопилотом, позволяющим программировать для выполнения гораздо более сложных полётных заданий.

Данная модификация, принятая на вооружение в 1980 году и выпущенная в количестве более 1600 экземпляров, может запускаться с воздушного носителя, а также с корабля или с земли. При наземном пуске снаряженный вес составлял 233 кг, при воздушном – 199 кг. Первоначальным двигателем был Williams J400-WR-402 с тягой 0,8 кН, но в 1986 году в производство пошел J400-WR-403 с тягой 1,1 кН, обеспечивавший максимальную скорость до 1000 км/ч.

На базе ВQM-74C по заданию ВМС США было построено десять БПЛА BQM-74C Recce с видеокамерой в носовой части и аппаратурой передачи данных, предназначенных для тактической разведки. Но после опытной эксплуатации этот вариант в большую серию не пошел.
Во время войны в Персидском заливе 1991 года беспилотники BQM-74C использовались в качестве ложных целей в ходе первых воздушных атак на Ирак. Каждый BQM-74C для улучшения радиолокационной заметности был оснащён парой уголковых отражателей. Дроны этого типа запускались с самолётов управления БПЛА DC-130А, с истребителей F-15 и F-16, а также с наземных пусковых установок.

Для запуска с земли была создана 4468-я тактическая разведывательная группа численностью до 50 человек. На вооружении группы имелось 12 наземных ПУ и 44 BQM-74C. Первые БПЛА были запущены ночью 17 января 1991 года после начала воздушной компании против Ирака. Для отвлекающего маневра предполагалось использовать 38 BQM-74C. Запуски производились звеньями по 3-4 беспилотника. Всего удачно стартовало 37 дронов. Одно звено из трёх БПЛА было перехвачено иракскими истребителями, но все остальные достигли цели. BQM-74C пролетели более 500 км на скорости 630 км/ч, а затем стали кружить над Багдадом в течение 20 минут, отвлекая на себя средства ПВО.
Разведывательная модификация BQM-74D с высокоточной навигационной системой и датчиками для обнаружения целей и наблюдения за полем боя была создана на базе MQM-74C по заказу Командования сухопутных войск. Но подробностей использования беспилотных аппаратов этого типа в открытых источниках нет.
В настоящее время БПЛА BQM-74C вытеснен в производстве модификацией BQM-74Е, которая отличается современной электроникой и новым двигателем Williams J400-WR-404 с максимальной тягой 1,1 кН.

Воздушная мишень BQM-74Е
В снаряженном состоянии BQM-74Е весит 250 кг. Длина – 3,94 м, размах крыльев – 1,76 м. Максимальная скорость полёта – 972 км/ч. Потолок – 12 000 м. Продолжительность полёта – более 1 часа. Эта воздушная мишень способна имитировать противокорабельные крылатые ракеты (наличие радиолокационного высотомера позволяет летать на высоте до 3 м), а также активно маневрирующие ударные самолеты. На борту BQM-74Е имеется радиолокационный маяк сопровождения AN/DPN-90(V), ответчик «свой-чужой» AN/DPN-88, системы оценки целей AN/DRQ-4/50, ответчики управления целями AN/DKW-3/4(V) и имитатор радиолокационных угроз AN/DPT-2.
С воздушной мишенью BQM-74Е связан инцидент, произошедший 16 ноября 2013 года. В тот день в ходе тестирования новой версии БИУС Aegis беспилотник врезался в ракетный крейсер типа «Тикондерога» USS Chancellorsville (CG-62), в результате чего ранения и ожоги получили два моряка, а в надстройке образовалась пробоина. Поскольку это были учения по слежению, а не боевые стрельбы, экипаж не применил по дрону ЗАК Phalanx CIWS. Ремонт корабля занял около полугода и обошелся в несколько миллионов долларов.
Самой свежей модификацией в семействе БПЛА Chukar является BQM-74F (первоначально Target 2000), в основных деталях внешне похожая на BQM-74Е, но отличающаяся стреловидным крылом.

Воздушная мишень BQM-74F
Воздушная мишень BQM-74F в снаряженном состоянии весит более 280 кг. Форсированный двигатель Williams J400-WR с тягой 1,3 кН способен разгонять аппарат до околозвуковой скорости. Дальность – более 1500 км. Расчетный ресурс составляет 20 полетов. BQM-74F может имитировать современные боевые самолеты и крылатые ракеты. Также имеется способность буксировать другие воздушные мишени и ложные цели. Первый раз БПЛА BQM-74F был запущен 22 августа 2005 года на военно-морской авиабазе Пойнт-Мугу, штат Калифорния.
Скоростной беспилотный воздушный разведчик Lockheed D-21
До сих пор с этим летательным аппаратом связано большое количество легенд. Во многом это вызвано необычным видом разведывательного беспилотника Lockheed D-21, степенью технической новизны и высокими лётными данными.
История БПЛА Lockheed D-21 не отделима от скоростного разведывательного самолёта Lockheed A-12, который впоследствии эволюционировал в Lockheed SR-71 Blackbird. Интерес к высотным разведчикам, способным лететь со скоростью более 3М и малоуязвимым для средств ПВО, имевшихся в 1960-е годы, появился после того, как 1 мая 1960 года под Свердловском был сбит американский разведывательный самолёт U-2B.
В октябре 1962 года ЦРУ и ВВС США поручили фирме Lockheed изучить возможность создания беспилотника с крейсерской скоростью полёта до 3,5М и рабочей высотой 27 000–29 000 м. При этом практическая дальность должна была превышать 5000 км. После проработки различных вариантов конструкторы пришли к выводу, что для обеспечения столь высоких требований разведывательный аппарат надо строить одноразовым. После выполнения задания и сброса на парашюте разведывательной капсулы беспилотник должен был самоуничтожиться. Забегая вперёд, стоит сказать, что и сейчас сделать БПЛА с такими характеристиками является очень непростой задачей.
На основе результатов предварительных расчётов и продувок моделей в аэродинамической трубе ВВС и ЦРУ приняли решение о совместном финансировании проекта, и в марте 1963 года компания «Локхид» получила официальный контракт на создание аппарата Q-12, позже переименованного в D-21.
В конструкции скоростного высотного БПЛА широко использовались сталь и титан, а некоторые детали были выполнены из радиопоглощающих композиционных материалов. Внешне фюзеляж цилиндрической формы с лобовым воздухозаборником, оснащенным коническим центральным телом, напоминал мотогондолу самолета A-12. Крыло имело форму «двойная дельта» с треугольной основной частью и развитыми длинными наплывами.

На серийных D-21 для полёта в маршевом режиме использовался прямоточный воздушно-реактивный двигатель RJ43-MA20S-4 с тягой 6,7 кН, который обеспечивал на большой высоте крейсерскую скорость 406,2 км/ч. Аппарат длиной 13,06 м имел размах крыла 5,8 м. Снаряженный взлётный вес – 4990 кг. Дальность – около 5600 км. Практический потолок – 29 000 м.
Бортовое радиоэлектронное оборудование включало в себя инерциальную навигационную систему, аппаратуру автоматического управления полетом, вычислитель воздушных параметров и разведывательную фотокамеру высокого разрешения. Всё это размещалось в отделяемом контейнере полезной нагрузки. После отцепки от носителя D-21 должен был лететь в автоматическом режиме по заданной программе. На завершающем этапе полёта аппарат сбрасывал контейнер над океаном, после чего набирал максимально возможную высоту и подрывался. Контейнер, спускавшийся на парашюте, планировали подхватывать в воздухе с самолёта Lockheed C-130А Hercules. В случае неудачи с воздушной эвакуацией оборудованный радиомаяком контейнер с водной поверхности поднимали вертолётом или с корабля.
В первый раз D-21 был запущен 5 марта 1966 года. БПЛА поднимался в воздух самолётом-носителем М-21, который представлял собой специально доработанный скоростной разведчик А-12.

Доводка и испытания шли тяжело. 30 июля 1966 года во время четвёртого запуска в результате неудачного отделения беспилотного D-21 самолёт М-21 получил повреждения и разбился. Оба члена экипажа катапультировались и приводнились в Тихом океане, но у одного был повреждён гидрокостюм, и он утонул.
После этого случая разведывательный дрон решили запускать со специально переоборудованных бомбардировщиков Boeing B-52Н Stratofortress. Под каждым крылом «Стратосферной крепости» на пилонах можно было подвесить по одному беспилотнику.

После сброса доработанный БПЛА, получивший обозначение D-21B, разгонялся реактивным двигателем на твёрдом топливе, отделявшимся после достижения маршевой скорости полёта. Время работы ускорителя составляло 87 с, максимальная тяга – 121 кН.

Первые пять испытательных запусков D-21B были неудачными. Лишь 10 апреля 1968 года удалось полностью выполнить полётное задание, сбросить контейнер с аппаратурой и подобрать его. Следующие два запуска оказались провальными, за которыми последовал еще один удачный полет. В очередном испытании в феврале 1969 года произошел отказ инерциальной навигационной системы. Следующие два полета в мае и июле завершились удачно.
К тому моменту заказчик начал утрачивать интерес к проекту, и руководство корпорации Lockheed форсировало «полевые испытания». Так как к концу 1960-х стратегически важные объекты на территории СССР были неплохо прикрыты ЗРК, «боевые вылеты» D-21B американцы решили проводить над континентальным Китаем. Как раз в это время в КНР велось активное развитие программы ядерного оружия, и предметом пристального внимания ЦРУ являлся ядерный полигон Лобнор.
Первый разведывательный полёт, осуществлённый 9 ноября 1969 года, окончился провалом. D-21B успешно добрался до полигона Лобнор, выполнил фотосъёмку, но из-за сбоя в навигации продолжил прямолинейный полёт и после выработки топлива упал в Казахстане.
16 декабря 1970 года была предпринята вторая попытка разведки стратегически важных китайских объектов. БПЛА провел съемку, вернулся в заданный район и сбросил контейнер. Но подхватить в воздухе его не получилось, а подъем с воды не удался – контейнер вместе с аппаратурой и пленками утонул. После завершения третьего полёта 4 марта 1971 года корабль, отправленный на поиски, после обнаружения непреднамеренно столкнулся с контейнером, и в результате чего он затонул. Четвертый и последний полет состоялся 20 марта 1971 года. В результате отказа техники D-21B упал при возвращении в китайской провинции Юньнань, и сейчас его обломки выставлены в Пекинском музее китайской авиации.

Ряд источников утверждает, что имели место ещё два разведывательных полёта над территорией КНР, и по завершению одного удалось получить фотоснимки интересующих ЦРУ объектов.
23 июля 1971 года программу разведывательных полётов D-21B свернули. На фоне появления разведывательных спутников, которые позволяли делать снимки сравнимого качества, дальние скоростные разведывательные беспилотники продемонстрировали низкую надёжность, но при этом стоили очень дорого. Ещё одной немаловажной причиной являлось то, что президент Ричард Никсон не хотел портить процесс сближения с Китаем, который в то время относился к СССР откровенно враждебно.
Всего было построено 38 беспилотников D-21 и D-21B, из которых 21 БПЛА был израсходован при запусках. Оставшиеся первоначально хранились на авиабазе Нортон в Калифорнии, а затем их в 1976-1977 гг. переместили на «кладбище костей» Дэвис-Монтен в штате Аризона, где они находились более 30 лет. В настоящее время некоторые сохранившиеся до наших дней БПЛА D-21 и D-21В преданы в музейные экспозиции и установлены в мемориальных комплексах американских авиабаз.
Разведывательные БПЛА SkyEye
Коммерчески успешным стал разведывательный БПЛА SkyEye, изначально спроектированный специалистами фирмы Developmental Sciences Inc., позже переименованной в Developmental Sciences Corporation и поглощённой британской аэрокосмической корпорацией BAE Systems.
Первый прототип SkyEye поднялся в воздух в 1973 году. Однако ввиду нехватки финансирования и отсутствия спроса со стороны военных доводка БПЛА шла очень медленно. Заказы на серийные образцы поступили спустя десятилетие, после переосмысления опыта боевого применения израильских дронов.

БПЛА R4E SkyEye
Более чем за 20 лет серийного производства появилось несколько модификаций SkyEye, используемых для ведения разведки, патрулирования границы и корректировки артиллерийского огня.
Наиболее совершенной и распространенной, до сих пор находящейся в эксплуатации моделью является R4E-50 Sky Eye. Этот аппарат с максимальным взлётным весом 570 кг оборудован поршневым двигателем мощностью 53 л.с. и может нести полезную нагрузку массой 82 кг в виде дневных камер высокого разрешения, тепловизоров или другого оборудования. Длина составляет 4,1 м, размах крыла – 7,23 м. Максимальная скорость полёта достигает 200 км/ч. Потолок – 4600 м. Аппарат может находиться в воздухе более 8 часов.
Американское агентство по борьбе с наркотиками использовало беспилотники этого типа в Колумбии для распыления дефолиантов при уничтожении посадок коки. БПЛА R4E SkyEye использовались американской армией, но большого распространения в США не получили, проиграв в конкурсе в начале 1990-х беспилотному аппарату RQ-5 Hunter, представлявшему собой адаптированный в соответствии с американскими требованиями дрон, разработанный компанией Israel Aerospace Industries.

Египетский БПЛА R4E SkyEye
Беспилотники R4E SkyEye закупались Египтом, Марокко и Таиландом. Египетские БПЛА играли важную роль в наблюдении за пустынными районами Синайского полуострова и в 21 веке участвовали в операциях сил безопасности против исламистов.
Воздушная мишень Beechcraft MQM-107 Streaker
В 1970-е годы в распоряжении ВВС США имелось значительное количество реактивных БПЛА Ryan Firebee, заказанных в годы Вьетнамской войны и использовавшихся для фото- и радиотехнической разведки, постановки помех и ретрансляции радиосигналов. В связи с этим в условиях сокращения оборонных расходов заказы на создание новых дронов от Пентагона почти не поступали.
Исключением является беспилотная мишень MQM-107 Streaker, созданная в 1974 году по заданию армии США компанией Beechcraft. Полвека назад американские генералы решили, что для испытания новых систем ПВО и организации учебно-тренировочного процесса им требуется универсальный реактивный БПЛА многоразового использования. По команде с земли беспилотный аппарат должен был совершать различные манёвры и изменять скорость полёта, а также буксировать другие мишени и нести полезную нагрузку в виде активных генераторов помех, тепловых и радиолокационных ловушек.
В 1975 году БПЛА MQM-107А был объявлен победителем конкурса, и до 1979 года заказчику передали 400 дронов.

Запуск воздушной мишени MQM-107А
Беспилотник с максимальной взлётной массой 460 кг был оснащён ТРД Teledyne J402-CA-700 с тягой 2,85 кН, обеспечивавшим максимальную скорость 926 км/ч. Крылья небольшой стреловидности имели размах 3,01 м. Практический потолок достигал 12200 м. Продолжительность полёта на скорости 460 км/ч превышала 3 часа. Запуск осуществлялся с мобильной пусковой установки при помощи твердотопливного ускорителя SR121-NP-2 с тягой 25 кН, работавшим 2 секунды.
В 1982 году начались поставки воздушных мишеней улучшенной модификации MQM-107B с новым двигателем Microturbo TRI 60-2, который имел тягу 3,6 кН и увеличил максимальную скорость до 956 км/ч. Продолжительность полёта на скорости 510 км/ч составляла 75 минут. До 1986 года в США было поставлено около 200 MQM-107B. На этой модели длину фюзеляжа увеличили с 5,13 до 5,51 м, что позволило нести большую полезную нагрузку. Максимальный взлётный вес возрос на 36 кг.
На «гибридной» модели MQM-107C использовались удлинённые фюзеляжи от MQM-107B и двигатели Teledyne J402-CA-700, которых было много накоплено на складах.
В 1987 году армия США получила первые мишени MQM-107D. Эта модель с фюзеляжем от MQM-107B оснащалась ТРД Teledyne CAE Model 373-8 с тягой 4,27 кН, что позволило довести максимальную скорость до 1015 км/ч. Практический потолок составлял 15 100 м.

Истребитель F-16C летит рядом с воздушной мишенью MQM-107E
В 1992 году в воздух впервые поднялась воздушная мишень MQM-107E с переработанным крылом размахом 3,02 м, обеспечивающим повышенную манёвренность, и двигателем Microturbo TRI 60-5, развивающим тягу 4,23 кН. Максимальный взлётный вес может достигать 660 кг. Максимальная скорость – до 925 км/ч. Продолжительность полёта – около 80 минут.
Всего было построено более 2300 БПЛА MQM-107 всех модификаций. Выпуск последних вариантов осуществляли компании Raytheon и BAE Systems North America. Серийное производство MQM-107E завершилось 20 лет назад. В вооруженных силах США эти беспилотники, помимо обеспечения учебно-тренировочного процесса ПВО и ВВС, использовались для испытаний ПЗРК FIM-92 Stinger и ЗРК MIM-104 Patriot, а также ракет «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder и AIM-120 AMRAAM. Воздушные мишени также поставлялись в Австралию, Египет, Иран, Иорданию, Сингапур, Тайвань, Турцию, ОАЭ и Швецию. В середине 1980-х Иран продал несколько MQM-107А в КНДР, после чего на вооружении армии Северной Кореи появились аналогичные беспилотные аппараты.
Продолжение следует…
Информация