Старая техника и новые средства: РСЗО «Ураган» в Спецоперации

39 604 48
Старая техника и новые средства: РСЗО «Ураган» в Спецоперации
Подготовка РСЗО «Ураган» к стрельбе


Большую роль в Спецоперации по защите Донбасса играет российская реактивная артиллерия. Системы залпового огня разных типов наносят удары по объектам противника в тактической глубине и демонстрируют высокие характеристики. Заметное место в парке отечественных РСЗО занимают изделия 9К57 «Ураган». Такие системы используются для решения всех поставленных задач, а также дорабатываются с учётом новых требований.



РСЗО в бою


«Ураганы» и их боевые расчёты участвуют в Спецоперации с первых её дней. Реактивная артиллерия постоянно наносит удары по различным целям в пределах всего диапазона дальностей огня. При этом полностью используется её собственный потенциал, а также применяются необходимые дополнительные средства.

Министерство обороны и неофициальные ресурсы регулярно показывают боевую работу «Ураганов» — подготовку к стрельбе, ведение огня и другие процессы. Также публикуются материалы объективного контроля, демонстрирующие результат стрельбы и воздействие на выбранную цель.

По известным данным, «Ураганы» и их расчёты работают на всём протяжении фронта. Такая техника применяется параллельно с другими РСЗО и дальнобойной ствольной артиллерией. Распределение целей между разными огневыми средствами осуществляется с учётом особенностей обнаруженного объекта, характеристик артиллерийских систем и других факторов.

Системам «Ураган» поручают уничтожение целей на дальностях до 30-35 км, требующих применения относительно мощных боеприпасов. Ввиду разницы в технических характеристиках, изделие 9К57 может заменить несколько РСЗО «Град» или ствольных систем большого калибра.


«Ураганы» применяют реактивные снаряды с осколочно-фугасным и кассетным боевым оснащением. Такие боеприпасы позволяют поражать площадные цели разного рода. Они уничтожают живую силу на открытой местности и в лёгких укрытиях, поражают различную технику и постройки.

Например, 16 июля Минобороны показало процесс уничтожения пункта временной дислокации беспилотного подразделения противника. Получив информацию от разведки, «Ураган» выдвинулся на оптимальную позицию. Расчёт произвел необходимую подготовку и выполнил стрельбу. Объект противника в жилой застройке был уничтожен.

Имеют место и более сложные ситуации. Так, 31 июля газета министерства «Боевая вахта» опубликовала интервью с артиллеристом из 40-й отдельной гвардейской бригады морской пехоты Тихоокеанского флота. Боец с позывным «Хобот» упомянул эпизод, имевший место зимой этого года. Тогда расчёту РСЗО пришлось получать новое целеуказание и пересчитывать данные для стрельбы уже во время выхода на огневую позицию. Тем не менее, все процедуры были проведены успешно, и цель была уничтожена.

Не всегда боевая работа «Урагана» связана с непосредственным уничтожением противника. Например, в начале июля Минобороны показало применение агитационных реактивных снарядов. С помощью таких боеприпасов к позициям противника доставили листовки с призывом к сдаче. Очевидно, что противника, не принявшего такое предложение, ожидал обстрел полноценными боевыми снарядами.

Современные решения


Следует напомнить, что РСЗО 9К57 была создана в начале семидесятых годов и поступила на вооружение в 1975 г. За прошедшие полвека требования к такой технике изменились. Также поменялась обстановка на поле боя, и появились новые риски. Вместе с тем были разработаны новые вспомогательные средства разного назначения.


Пуск ракет по объекту противника

Все изменения последних лет учитываются в текущей Спецоперации. Производится доработка имеющихся РСЗО с целью снижения рисков, а также внедряются новые средства управления боевой работой. Все эти меры позволяют более полно использовать потенциал исходной конструкции.

Главной тенденцией последних лет является массовое внедрение лёгких и средних БПЛА в сфере разведки и целеуказания. Такие средства активно используются в интересах «Ураганов» и другой артиллерии. Беспилотники и соответствующие контуры связи позволяют обнаружить противника и быстро передать данные о нём системам залпового огня. Дальнейшее его поражение является делом техники.

Старые РСЗО и новые БПЛА, а также дополнительные средства и системы объединяются в полноценные разведывательно-ударные комплексы с широкими возможностями. За счёт этого растёт быстродействие реактивной артиллерии, повышается точность огня и общая эффективность применения.

Одновременно с этим беспилотная авиация создала новую угрозу. Риск обнаружения беспилотниками противника заставляет сокращать время пребывания на огневой позиции и предъявляет особые требования к маскировке техники и мест её пребывания.

Характерной угрозой последнего времени являются ударные БПЛА лёгкого класса. Защита от них создается силами расчётов и войсковых мастерских. «Ураганы» получают дополнительные экраны, прикрывающие кабину и пакет направляющих. Решетки и иные элементы защищают верхнюю и боковую проекцию. В результате этого резко сокращается риск поражения типовыми боеприпасами.


Результаты стрельбы. В центре — дым от уничтоженной цели

Боевой потенциал


Несмотря на все нововведения, система «Ураган» основывается на компонентах, созданных в далёком прошлом. Тем не менее, все её составляющие имеют высокие тактико-технические характеристики и до сих пор способны решать весь круг предполагаемых задач.

В состав РСЗО «Ураган» входят боевая машина, транспортно-заряжающая машина, несколько типов реактивных снарядов и набор вспомогательных средств разного рода. С учётом накопленного опыта такой комплекс сейчас могут дополнять другими устройствами и приборами — системами навигации, связи и т.д. Системы используются по одной или в составе батарей. Типовая батарея включает 6 боевых машин.

Боевая и транспортно-заряжающая машины построены на четырёхосном шасси ЗиЛ-135ЛМ. Оно имеет специфическую конструкцию, но показывает высокие ходовые характеристики и способно нести достаточно тяжёлые надстройки.

Боевая машина оснащается пусковой установкой с 16 трубами-направляющими для реактивных снарядов. Наведение осуществляется при помощи ручных приводов с применением панорамного прицела. Предусматривается горизонтальная наводка в широком секторе и вертикальная с углами до +55°.

«Ураган» использует собственную номенклатуру боеприпасов. Это ракеты калибра 220 мм, отличающиеся габаритами, массой и боевой нагрузкой. Основным боеприпасом является осколочно-фугасный 9М27Ф. При массе 280 кг он несет 100-кг боезаряд. Дальность пуска — 35 км. Полный залп накрывает эллипс площадью более 400-420 тыс. кв. м.


Агитационные материалы для загрузки в соответствующую ракету

Также существует пять версий кассетного реактивного снаряда. 270-кг ракеты 9М27К и 9М59 имеют дальность до 35 км и несут разную нагрузку. Они оснащаются осколочно-фугасными боевыми элементами или минами разных типов.

Кроме того, возможно применение зажигательного снаряда 9М27С, термобарического 9М51 или агитационного 9М27Д. Ранее на вооружении состояла химическая ракета с зоманом, но в соответствии с действующими соглашениями все такие боеприпасы были ликвидированы.

Сбалансированный подход


РСЗО 9К57 «Ураган» состоит на вооружении нашей армии в течение полувека. За это время часть её компонентов успела морально устареть, а требования к подобной технике частично изменились. Тем не менее, «Ураганы» остаются в строю и не уйдут со службы в средней перспективе.

Чтобы такие РСЗО могли продолжать службу и эффективно решать боевые задачи, предпринимается несколько основных шагов. В первую очередь, осуществляется планомерное и своевременное обслуживание техники. Боевые и вспомогательные машины ремонтируются и проходят модернизацию. Кроме того, армия следит за состоянием арсеналов и запаса снарядов, пополняя их при необходимости.

Особые результаты показывает внедрение современных систем и средств. РСЗО и другая артиллерия теперь используются в связке с БПЛА и современными средствами связи. За счёт этого удаётся упростить и ускорить процесс выдачи целеуказания и корректировки огня, что положительно влияет на общую эффективность.

Таким образом, опыт применения «Ураганов» в Спецоперации подтверждает давно известные истины. Эффективность конкретного образца техники зависит не только от его возраста и технических характеристик, но и от наличия вспомогательных средств и организации применения. Относительно старые РСЗО успешно дополнили современными приборами, и они продолжают вносить свой вклад в разгром врага. Кроме того, решающее значение имеет уровень подготовки боевых расчётов. Именно они используют потенциал техники и решают поставленные задачи в любых условиях.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    5 августа 2025 05:37
    Старый добрый "Ураган"! 20 лет я с ним был вместе! Не забывать делать проверку гидрозамков пакета направляющих и рассеивание будет в норме! wink
    1. +3
      5 августа 2025 06:19
      Согласен с вами. Рабочая лошадка! Вот только с з/ч к ЗИЛ 135 большие проблемы.
      1. +1
        5 августа 2025 06:53
        Так ведь завод ЗиЛ уже 20+ лет не существует...
      2. +2
        5 августа 2025 16:01
        Цитата: kapitan92
        Согласен с вами. Рабочая лошадка! Вот только с з/ч к ЗИЛ 135 большие проблемы.

        Поэтому "Ураганы" начали переставлять на шасси БАЗ.
        1. +1
          6 августа 2025 10:12
          Переставить направляющие это конечно хорошо , но нужны и новые боеприпасы - большей дальности и высокоточные . Они почти в одном калибре с "Хаймарсами" , но о развитии линейки снарядов к ним никто не работал . Почему ? Готовили к списанию ?
          Как ни странно - да . Вплоть до начала СВО ходили упорные слухи , разговоры и публикации , что "у нас слишком много РСЗО - целых три типа , поэтому "Ураганы" надо списать , а развивать два калибра РСЗО под шифром "Торнадо-Г" и "Торнадо-С" . Дескать сделаем "Смерчу" более дальнобойные ракеты с пояском двигателей поперечной тяги для коррекции , и будет друзьям Шойгу в МО счастье .
          Но война внесла свои коррективы . РИ "Смерча" штуки слишком дорогие для массового производства и зачастую избыточны по могуществу для конкретных задач . А РС "Града" совершенно наоборот . Вот и потянули с баз хранения "Ураганы" , а как выяснилось что старые шасси бесконечно ремонтировать не получается , переставили на новое шасси . И даже производство снарядов к ним возобновили ... но снарядов старого образца . Ибо над новыми боеприпасами никто не думал , не разрабатывал . Тем более над управляемыми или корректируемыми . А надо бы подумать . И над увеличением дальности , и над коррекцией снаряда с обычной БЧ , и над скрещиванием двигателя РС "Урагана" и скажем с ФАБ-250 с УМПК ... но в последнем случае нужно другое пусковое устройство и изменение оперения снаряда , ибо закручивать его с планирующей бомбой нельзя .
          Вот над чем надо работать . А то у нас модернизированные РС "Града" летят на 40-42-45 км. , а РС куда более могущественного "Урагана" всего на 35 км. С "Хаймарса" пример надо брать . Причём в самом хорошем смысле слова . Ибо калибр 220 мм. - оптимален для большинства задач , особенно если РС высокоточен .
    2. +1
      5 августа 2025 19:37
      20 лет я с ним был вместе!

      Интересно то, что по прежнему используется для наводки и привязки буссоль ПАБ-2, с которой мне пришлось работать 50 лет назад, правда не в арт, а в ОТР. Как все старо!
  2. +3
    5 августа 2025 06:49
    Оговорюсь сразу: в РСЗО не смыслю ни черта.
    Но одна мысль терзает меня на протяжении всей этой СВО. Почему бы не скрестить дальность РС калибра 220-мм, а также 300-мм с системой наведения "Краснополя"?
    Не говоря уже о могуществе снаряда у цели, это позволило бы переломить ход контрбатарейной борьбы (на мой дилетантский взгляд).
    1. -2
      5 августа 2025 06:51
      Да, и еще сюрприз: статья Андрея из Челябинска о причинах гибиле броненосца "Ослябя" теперь выходит в разделе "История".
      1. +3
        6 августа 2025 10:31
        Цитата: Виктор Ленинградец
        статья Андрея из Челябинска о причинах гибиле броненосца "Ослябя" теперь выходит в разделе "История".

        Ну так это же и есть история , хотя и непривычно , сам натолкнулся на неё совершенно случайно , ибо в тот раздел заглядываю редко . И даже ещё не дочитал .
    2. +3
      5 августа 2025 09:14
      Такой "гибрид" сможет попадать в цель только при небольшой дальности стрельбы, а для большой дальности надо уже делать полноценный управляемый снаряд, типа Химарс/Торнадо.
      1. +1
        5 августа 2025 20:04
        Что давно пишет иностранная Википедия:
        "В 2014 году завершаются госиспытания системы "Торнадо-С", которая придет на замену РСЗО "Смерч". Ее выход в серию запланирован в 2017 году,
        По словам Борисова, новый комплекс будет иметь увеличенную дальность стрельбы по сравнению со своим предшественником. Кроме того "Торнадо-С" будет оснащен высокоточными снарядами.
        Ключевой особенностью РСЗО "Торнадо-С" является новая автоматизированная система управления наведения и огня, которая позволяет одновременно управлять стрельбой дивизиона, а также автоматически рассчитать данные по цели. Применение новой системы значительно увеличит точность стрельбы и сократит время развертывания комплекса из походного положения в боевое.
        Из ВИКИпедии: Зафиксировано использование Россией управляемых снарядов с кассетной боевой частью 9М544 и 9М549 в боевых действиях на Украине.

        Однако: Сколько таких машин выпущено и особенно ракет к ним? Большой вопрос.
        1. +3
          6 августа 2025 10:37
          Цитата: Алексей Лантух
          Однако: Сколько таких машин выпущено и особенно ракет к ним? Большой вопрос.

          Мало . Ибо дорогой игрушкой оказалось . У "Смерча" даже неуправляемый снаряд очень-очень не дешев , а уж с блоком коррекции ... Просчитались наши умники с основным калибром РСЗО . Хотели оставить только "Смерчи" и списать все "Ураганы" из за сложности поддержания в исправности их колёсной базы ... а оно вона как повернуло , все в дело пошли , и даже на новое шасси переставляют ... а РС новые к ним никто и не разрабатывал . Так старыми на дальность до 35 км. и стреляют . Надо исправлять . И как можно быстрей . Ибо для большинства целей калибр и БЧ "Урагана" (особенно если высокоточный , с коррекцией) просто оптимальны .
    3. +1
      5 августа 2025 11:19
      Подсвечивать лазером на 100 км вглубь как будете? Орлану не дадут там летать и светить постоянно, собьют той же fvpшкой и все.
      1. +1
        5 августа 2025 11:25
        А вот здесь и кроется преимущество залповой системы. Одна или две ракеты в залпе могут нести управляемые парашютные модули подсветки цели. После обнаружения цели эти модули раскрываются над целью и подсвечивают ее на время, необходимое для наведения остальных снарядов с БЧ. Причем управление может быть автономным на основе ИИ.
        1. +1
          5 августа 2025 16:45
          НИчего подсвечивать не требуется. Место первого взрыва и так светится в любом теплаке как новогодняя ёлка. Можно даже Град превратить в оружие пострашнее Солнцепёка. Первый снаряд по GPS или лазеру, остальные с самой простой системой инфракрасного наведения на место первого взрыва. Можно пакетом в 20 снарядов круг метров 200-300 выжечь так что никакому Солнцепёку не снилось. А главное недорого.
          1. +1
            6 августа 2025 08:30
            Цитата: malyvalv
            А главное недорого.

            Дорого. 20 управляемых ракет это дорого, А вы предлагаете сэкономить только на стоимости головок наведения. Первую головку подороже, последующие подешевле. И кстати мне совсем не очевидно, какая из них дешевле: лазерная, инфракрасная или gps.
            1. +1
              6 августа 2025 11:40
              Инфракрасная судя по стоимости ночников точно дешевле. Тем более что нужна с низким разрешением. Стоимость системы будет не дороже чем в Стреле или Вербе какие тысячами выпускаются.
              Подсвечивать весь пакет долго. Да и раглядывание потрохов Краснополя убеждает что это дорогое удовольствие. GPS на быстрых снарядах работает плохо. Пример - провал использования Экскалибуров с GPS наведением.
              Надо сравнивать затраты и эффективность с текущим использование Градов с разбросом снарядов в сотни метров на больших дистанциях (а ближе не получается) и насколько добавится цена при использовании головок самонаведения но с возможностью все снаряды ложить в один круг диаметром сотню метров.
              1. +1
                6 августа 2025 12:11
                Цитата: malyvalv
                но с возможностью все снаряды ложить в один круг диаметром сотню метров.

                А смысл в чём? РСЗО подразумевает рассеяние. Площадная цель, поражаемая недорогими ракетами залпом . Для точечной цели есть куча других вариантов.
                1. +1
                  6 августа 2025 12:19
                  Когда снаряды небольшого могущества ложатся с разбросом в сотни метров как то не верится что именно это подразумевалось под "поражение площадной цели".
    4. +1
      5 августа 2025 15:14
      В принципе,-на момент создания-контрбатарейная борьба, прикрытие ствольной артиллерии и была одной из задач Ураганов, точность его по тем временам, как говорил коллега в комментариях выше, при исправности матчасти по тем временам была вполне удовлетворительна. Сейчас создание, испытание и постановка на производство 220мм корректируемого снаряда(люди, производственные мощности), видимо, признана нецелосообразной. Пусковые просто достреливают ресурс и запас ракет.
      Тем более, что дальность 30-35 решается Торнадо-Г.
      Сокращение (разумное) количества калибров и номенклатуры боеприпасов-обьективная необходимость
    5. +3
      5 августа 2025 15:48
      Потому что краснополи делает КБП, а ракеты к ураганам вроде больше не делают. Смерчи делает Сплав. Взаимодействие между разными заводами у нас налаживается с большим трудом. И вообще кадров применения краснополей последнее время что-то не видно.
      это позволило бы переломить ход контрбатарейной борьбы (на мой дилетантский взгляд).
      если вы знаете, где вражеская гаубица, то вы найдете чем ее поразить. У нас с разведкой всё туго, она по большей части оптическая. Если б у нас были доступные летающие радары, которые могут смотреть через листву и масксети, то вполне бы забороли вражескую арту. Аналогично если б было много контрбатарейных наземных радаров request
    6. +3
      6 августа 2025 10:28
      Цитата: Виктор Ленинградец
      одна мысль терзает меня на протяжении всей этой СВО. Почему бы не скрестить дальность РС калибра 220-мм, а также 300-мм с системой наведения "Краснополя"?

      Для таких снарядов больше подойдёт поясок двигателей коррекции поперечной тяги , как реализовано у "Хаймарса" и у нас на РС "Смерча" . Но беда в том , что именно по "Урагану" никакие работы по модернизации до СВО вообще не велись . Велись разговоры о том , что "Ураганы" надо списать и оставить одни "Смерчи" с РС повышенной до 120 км. дальностью и корректирующим пояском для высокоточности . Мол слишком много у нас разных РСЗО . Но РС "Смерча" слишком дороги для массового производства и применения , а их могущество зачастую избыточно - так показал опыт СВО и "Ураганы" потащили с баз хранения и даже стали переставлять на новую колёсную базу . Вот только новых РС к ним не оказалось и в производство вернули РС старого образца с дальностью 35 км. , что меньше чем у модернизированного "Града"\"Торнадо-Г" (42-45 км.) . Так что надо бы озаботиться новыми РС для "Урагана" доведя его дальность до 80 км. и оснастив пояском корректирующих двигателей . Вот тогда он и заиграет новыми красками .
  3. +2
    5 августа 2025 07:07
    Полный залп накрывает эллипс площадью более 400-420 тыс. кв. м.

    Это 0,4 - 0,42 кв.км. В принципе, РОП можно накрыть целиком.
  4. +5
    5 августа 2025 07:10
    Ощущение, как будто боевой листок от замполита из МО прочитал.
  5. +5
    5 августа 2025 07:30
    Мдаааа.... ! А ведь от 220-мм РСЗО собирались отказываться ! Ситуацию могло изменить производство бикалиберной РСЗО "Ураган-1М" ,но и этому не уделили внимание ! А может зря ? 30 (!) 220-мм РСов супротив 12 300-мм РСов "Смерча" ! И всё же последние приобретения армией "залповых" систем позволяют сохранять определённый оптимизм по поводу дальнейшего "существования" 220-мм калибра ! Это системы дистанционного минирования "Возрождение" , "Земледелие"... P.S. А теперь войска обзавелись "по слухам" и 240-мм северокорейской РСЗО ! Кстати, не исключено , что ,"покопавшись по сусекам" ,можно найти в "амбарах" МО РФ и 140-мм РСЗО ! Так что.не оскудеет военная мощь расейского государства ! fellow
    1. +4
      5 августа 2025 07:53
      А было-бы ещё лучше, если бы за последние 25-30 лет перевести все наши РСЗО на автономные заряжающие устройства и кассетный тип заряжания, а то смотришь бравые репортажи, как расчёт дрюкается, перезаряжая БК по одному НУРС... а ведь кратное сокращение времени перезарядки БК это одно из важных условий боевой выживаемости как самой ПУ, так и её расчёта, или тут как в приписываемой китайцам присказке - "наса люди много, наса люди не залко...", так вот с людьми у нас как раз таки туго...
      1. +2
        5 августа 2025 09:08
        Были тут фото северокорейских РСЗО, замаскированных под самосвалы. Очень актуальный подход, и, думаю, даже более полезный, чем пакетное заряжание типа Химарс. Все равно
        после пуска установку придется отгонять в тыл - перезарядить (даже пакет на пакет) можно и не успеть, если у противника дроны и искандеры.
        1. +1
          5 августа 2025 10:59
          Цитата: Аригин
          . Очень актуальный подход, и, думаю, даже более полезный, чем пакетное заряжание

          ИМХО, на передке пофигу, что установку РСЗО накроют, что самосвал противника, если смогут. Уничтожается все.

          А вот от кассетного заряжания польза огромная, ежели с одной точки требуется быстро отработать более, чем одним полным пакетом. request
    2. +1
      5 августа 2025 16:03
      Цитата: Nikolaevich I
      Мдаааа.... ! А ведь от 220-мм РСЗО собирались отказываться !

      Ага... а в результате сделали даже две таких РСЗО. Одна у артиллеристов - модернизированный "Ураган" на шасси БАЗ. А вторая - у химиков, ТОС-2. smile
      1. +1
        5 августа 2025 18:52
        Цитата: Alexey RA
        а в результате сделали даже две таких РСЗО

        РСЗО то одна ! "Ураган" ! А ТОС...дык это ТОС ! request
        1. +2
          6 августа 2025 11:03
          Цитата: Nikolaevich I
          РСЗО то одна ! "Ураган" ! А ТОС...дык это ТОС ! request

          Не-а. ТОС-2 - это уже не ТОС, а полноценная РСЗО.

          "Штурмовых" возможностей у неё нет, зато дальность стрельбы соответствует дальности стрельбы термобарических РС "Урагана".
          Межродовое взаимодействие во всей красе - два рода войск имеют свои подразделения, свои уникальные пусковые установки и свои уникальные снаряды для решения одной и той же задачи.
          1. +1
            6 августа 2025 12:11
            Ну и шо ? Я удивляться должен ? Когда есть система дистанционного минирования,по "совместительству" и "полноценная" ТОС,заодно с РСЗО ! yes
            1. +2
              6 августа 2025 14:51
              Цитата: Nikolaevich I
              Когда есть система дистанционного минирования,по "совместительству" и "полноценная" ТОС,заодно с РСЗО !

              "Земледелие" - это дублёр из другого ведомства. И не "Урагана", а "Града" - у неё калибр 122 мм.
              В общем, традиционный бардак - каждое ведомство заказывает для себя уникальные и не имеющие аналогов. Химики - самый показательный пример: все изделия химиков имеют свои аналоги у артиллеристов и пехоты. Даже ручные термобарические гранаты химиков и то сдублированы в пехоте. На что не пойдёшь, только бы не организовывать взаимодействие.
  6. +1
    5 августа 2025 08:04
    Фронт показал, что высокоточка = результат, а "по площадям" - имеет смысл только в масштабах производства и планов использования Советской армии.
  7. BAI
    +2
    5 августа 2025 09:06
    построены на четырёхосном шасси ЗиЛ-135ЛМ.

    А запчасти к нему есть?
    1. +1
      5 августа 2025 16:08
      Цитата: BAI
      А запчасти к нему есть?

      Нет. Головной ЗиЛ умер. Второму производителю 135-го шасси - БАЗ - оказалось проще переставить пакет "Урагана" на новое шасси БАЗ-69092.
      А запасы запчастей на 135-е шасси были невелики - из-за малой распространённости шасси ("Ураган", "Луна" и "Редут"). Это Вам не МАЗ-овские четырёхосники, который где только не служили.
  8. -1
    5 августа 2025 09:17
    К старому шасси еще бы нормальные ракеты. У матрасников хаймарс летает на 70 км., а у нас на 37 км.
    1. 0
      5 августа 2025 16:48
      Ну дык когда эти ракеты разрабатывали хемарса вообще не было, а когда появился - на те же 40 км бил. А нормальные ракеты у нас и для смерча начали делать только где-то в 2020 и в не самом большом количестве. Ведь ракеты на парадах не повозишь request
      1. 0
        5 августа 2025 17:13
        Ну, так после февраля 2022 г., могли бы уже начать и к концу 2024 чего-нибудь сообразить. Пусть даже не на 70 км., а хотя бы на 50, шансы на выживание существенно возрастают.
        1. +1
          5 августа 2025 18:23
          Ещё 15 лет назад говорили, что оставят только грады и смерчи. Для градов сделали ракеты 40 км, в том числе управляемые. Но это ж всё производить надо, налаживать конвейер, а у нас это вообще вечно дикие мучения. У нас противомостовую бомбу так и не придумали, а это, согласитесь, попроще ракеты. И потом бьют фабом так, что дыра в мосту меньше длины бомбы и остаётся только в затылке чесать как так-то?! recourse
          1. 0
            5 августа 2025 18:28
            Уничтожение мостов авиационными бомбами не регламентировалось никакими наставлениями. Для того были другие средства.
            1. 0
              6 августа 2025 12:29
              Думаю СССР мосты наоборот защищал бы, так как он как раз к Ла-Маншу намеревался. А моссты в тылу, если что, понакрывали бы пионерами
  9. -1
    5 августа 2025 09:35
    Сколько минусов и критики я огрёб когда лет 6 назад называл Ураган самой перспективной РСЗО России.
    А практика есть критерий истинны.
    И практика говорит что нужно работать именно в этом направлении. Уходить от Града который себя изжил. И плотно заниматся модернизацией Урагана. Автоматизация получения ЦУ и наведения. Новые ракеты с повышенной дальностью.
    Будущее массовоготРСЗО именно за калибром 220мм.
    1. -1
      6 августа 2025 00:14
      От града уходить, от урагана уходить - к управляемым снарядам в калибре 300 мм, благо такие уже спроектированы, оставить один калибр, машин можно иметь несколько - на четыре выстрела и на 8 или 12
      1. 0
        6 августа 2025 07:20
        Почему 300?
        Давайте оставим только Искандер.
  10. -1
    5 августа 2025 10:50
    Когда то показывали разработку тульских оружейников,там основа ураган,а нес он заряды против бронетехники.Над местом где она выходили несколько зарядов,которые сами находили цель и били в крышу танка..интересно кануло это в лету или все же такое есть?
    1. -1
      5 августа 2025 11:34
      Есть. Самоприцеливающиеся элементы, на парашютах спускаются. Недавно показали работу этой системы на СВО.
  11. +2
    5 августа 2025 12:19
    Подход к РСЗО нужно пересматривать и Град и Ураган и Смерч
    Не знаю, что лучше - подход американцев к ракетам в контейнерах и одной универсальной пусковой или наш - направляющими, но западный подход к Химарс-Атакмс выглядит здраво. У нас еще и система минирования - Замледелие - имеется.
    Неплохо бы свести все это в одну систему. И добавить систему для ЦУ для всего этого.
    Конфликт не закончился и , к сожалению, он не последний.