Настало время взяться за школьников

13 862 47
Настало время взяться за школьников


Кого убил Чичиков


Спекуляции вокруг ЕГЭ не утихают с самого старта независимой процедуры оценивания знаний школьников. Не станем повторять позитивные моменты Единого экзамена (которых, все-таки, больше), а сконцентрируемся на негативных последствиях. Прежде всего, это суживание мотивационного поля выпускника 9 и 11 классов. В первом случае школьник концентрируется на математике, русском языке и паре предметов по выбору. На остальное, теоретически, можно не обращать внимание – никто «неудовлетворительно» не поставит. Разумеется, если не выходить за рамки обычаев и уклада отдельно взятой школы.



Выпускники 11-х классов, особенно намеревающиеся поступать в вузы, еще больше абстрагируются от предметов, по которым не сдают экзамен. Не стоит удивляться, когда менее пятой части выпускников школы могут уверенно сказать, куда впадает Волга. Или вот такой каверзный вопрос: «Кого убил Чичиков?». Это один из пунктов опросника ВЦИОМ, оказавшийся самым трудным для россиян всех возрастов. Прямая речь из отчета социологов:

В романе Н. В. Гоголя Чичиков скупал у помещиков за бесценок «мёртвые души» — списки умерших крестьян, которые числятся живыми в налоговых реестрах, чтобы затем заложить их. Конечно, сам Павел Иванович никого не убивал, его преступления были иного рода, экономические (подлец, делец, приобретатель). Верно ответить на вопрос о том, кого же убил Чичиков, смогли только 16% россиян, 84% дали неверный ответ или признались, что не знают. Чем старше опрошенные, тем увереннее они заявляют: Чичиков никого не убивал. Если среди молодежи (18-34 лет) только 7-8% дают верный ответ, то среди россиян старше 45 лет уже 21-22%.

Итак, среди выпускников школы только 7–8 процентов смогли разоблачить провокационный вопрос от ВЦИОМа. А ведь только вчера закончили среднее общее образование и все поголовно писали итоговое сочинение. Раздувать из этого трагедию вселенского масштаба, как делают некоторые, не стоит, но и игнорировать тревожный сигнал нельзя. Интересно, что результаты «теста по Чичикову» вполне предсказуемо совпадают с долей детей, выбравших ЕГЭ по литературе. В 2025 году это было 5,4 процента. Еще меньше выбирают для экзамена географию, после чего молодежь не в состоянии назвать крупнейшие города России или море, в которое впадает Волга.






Такое с наскока не решить и доктору наук

Винить в сложившейся ситуации только образовательный уклад школы не совсем верно. Достаточно взглянуть на некоторые варианты заданий из ЕГЭ, чтобы понять, какой уровень знаний требуют от выпускников. Здесь не только историю с географией забудешь, тут и маму с папой не вспомнишь, как звать. При этом далеко не во всех школах есть преподаватели соответствующего уровня, чтобы успешно учить на подобном уровне.

Назад — в будущее


Задача выглядит нетривиально – повысить уровень выпускников школы по базовым понятиям, формирующим культурный код россиянина. Из узкого специалиста, зачастую не имеющего ни Родины, ни флага, слепить разностороннюю личность. Выглядит красиво, пока не касаемся оговорки – отменять ЕГЭ нельзя. По очень многим причинам, которые не раз поднимались на страницах «Военного обозрения», и сейчас они выходят за рамки данного материала.

Одним из вариантов может стать дополнительная оценка успеваемости по тем предметам, которые не входят в список обязательных для ЕГЭ. Инициатива исходит от Совета по правам человека и пока именуется интегральной оценкой. Это не совсем средний балл за все годы изучения предмета, а некий математически выведенный показатель, в котором собрана посещаемость уроков, инициативность, проектная и прочие виды деятельности.

С нового учебного года предполагается старт общественного и профессионального обсуждения нюансов интегральной оценки. А вопросов к инициативе очень много. Насколько показатель успешности будет влиять на итоговый балл ЕГЭ? Если в пределах нынешних 10 баллов, отряжаемых на индивидуальные достижения, то это капля в море – никто из школьников и пальцем не пошевелит. Проще будет купить еще один онлайн-курс для ЕГЭ, чтобы компенсировать потерю интегральной оценки. Можно увеличить долю данного вида оценивания в итоговой аттестации. Например, за особые «интегральные» успехи выдавать 20–30, а то и 40 баллов.

В вуз принимают обычно по результатам трех экзаменов, и новая оценка может обеспечить внушительный довесок. Но здесь мы теряем саму суть ЕГЭ – независимая от учителей оценка знаний выпускников. Кто даст гарантии, что в погоне за престижем учебного заведения директор не распорядится искусственно завышать ту самую интегральную оценку? К тому же это потенциальная коррупционная схема. В случае чего смогут нагрянуть проверяющие, но все школы в стране не посетишь, каким бы ни был могущественным Рособрнадзор. В итоге, если трезво рассматривать идею с интегральной оценкой, то вопросов к ней намного больше, чем могут дать ответы авторы из СПЧ.

Вот с чем нельзя не согласиться, так это с введением оценки за поведение ученика в школе. Новшество ждет школьников уже с 1 сентября, однако не везде, а только в Чечне, ЛНР, Мордовии, Новгородской, Ярославской и Тульской областях. Понимая механику работы образовательной системы России, можно не сомневаться в распространении оценивания поведения школьников по всей стране уже с 1 сентября 2026 года. Это хорошо забытое старое – «неуд», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично» за поведение исчезли из советской школы в конце 80-х годов.

Возвращение во многом вынужденное. Все наслышаны о хамском и порой даже опасном отношении школьников к учителям. Не ко всем и не везде, но тенденция существует. Тем более, когда она поддерживается социальными сетями и общественным мнением, старательно культивирующим из учителя форменного неудачника. В молодежной культуре и многочисленных юмористических скетч-шоу учитель предстает в образе асоциального слабака, над которым можно издеваться.

Показательно, что над остальными категориями профессионалов никто не позволяет себе подобной иронии и сатиры. Всё это сдабривается крайне негативным отношением родительской общественности к учительской работе. Стоит ли удивляться, что школьник после такого сам начинает в открытую издеваться над педагогами. После такого с пониманием посмотришь на палочную систему образования в британских школах. Это, разумеется, преувеличение, но проблема от этого не становится меньше – издевательства и даже физического насилия в отношении учителей меньше не становится. Дошло до того, что на проблему обратил внимание Владимир Путин:

Честно говоря, я даже не знал, что у нас отсутствует оценка за поведение. Если ее нельзя ставить, значит, были какие-то причины у тех, кто принял такое решение. Безусловно, это нужно обсудить. Но если оценка за поведение будет возвращена, то нужно, чтобы она на что-то влияла... Она должна быть равноценной с другими оценками... Согласен, что нужно это со специалистами, с родительским сообществом пообсуждать и принять взвешенное решение.

Если оценка будет введена и, главное, если она будет реально на что-то влиять, то это станет едва ли не единственным барьером перед школьным хулиганьем.


Немного дегтя в нашу чашечку с медом. Закон хорош только тогда, когда есть эффективный механизм его применения и наказания за преступление. К сожалению, в современной школе есть прецеденты, когда добротные инициативы не работают. Например, запрет на использование телефонов на уроках. Оговоримся, что кое-где удалось переломить родительское лобби и изъять гаджеты. Но в большинстве учреждений все запреты до сих пор номинальные. Очень не хотелось бы повторения подобного с оценками за поведение и интегральным показателем успеваемости.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +36
    Вчера, 04:44
    Сложно строить дом, когда другая смена занимается его сносом. Это как раз про наше образование, сначала сделали из учителей посмешищ, а сейчас разводят руками и говорят: ой а мы не знали... Что за это школа где учитель не может попросить ученика помыть доску? Я уже молчу про такие работы как протереть пыль, или поднять стулья. Еще начиная с античных времен учителей уважали, берегли, и ученики работали, труд облагораживает, и зачастую учить его ценить. Тридцать с лишним лет уничтожали Советскую систему образования, а сейчас делают удивленные глаза и демонстрируют недоумение, браво. Моя Мама всю жизнь проработала учителем математики в средней школе, и дома приличная библиотека различных учебников и математических книг, и новые учебники особо ее не радовали, уж сильно они не логичны, и не понятно написаны. И я с ней соглашусь, я учился в 90е, и в это время еще что то можно было понять в учебниках, но когда не получалось, родители или старшие братья помогали мне, они обычно брали мой учебник, читали не понятную мне тему, потом швыряли мой учебник и доставали свои книги, учебники, и объясняли по ним. Поэтому все эти реформаторы настоящие мастера актерского дела, они прекрасно знали что творят, и к чему это приведет, пилили деньги на новых учебниках, из системы образования слепили черт пойми что, а сейчас делают вид что не причем, и хорошо так делают.....
    1. 0
      Вчера, 15:38
      Цитата: turembo
      я учился в 90е, и в это время еще что то можно было понять в учебниках, но когда не получалось, родители или старшие братья помогали мне, они обычно брали мой учебник, читали не понятную мне тему, потом швыряли мой учебник и доставали свои книги, учебники, и объясняли по ним.

      Я окончил школу в 70-х. Учебники по физике , математике и частично по литературе сохранились и по наследству у старшей дочери.
      Справедливости ради все началось в 80-х. Учебники и справочники Перышкина, Выгодского, Демковича и другие стали сменять учебники написанные косноязычно с обилием иноязычных терминов.
      К ЕГЭ двоякое отношение. Будущая жена брата получила отличную оценку на вступительных по физике забыв доказательство . Доказала по своему, не классически. В ЕГЭ даже ошибка в оформлении не повод для опротестования.
  2. +12
    Вчера, 04:50
    Такое с наскока не решить и доктору наук

    Подрисуночная надпись.
    Первая задача. В обыденных условиях лед всегда будет плавать в воде, что подтверждается опытом школьника: ледоход, чай со льдом и, в случае радикального любопытства, лед в кипящей воде, но это уже готовый физик. . Oн должен видеть, а не смотреть. Видеть рациональное, отбрасывая несущественное и задачи такого типа блокируют детей - зубрилок не понимающих того, что они ни сами говорят.
    Остальные задачи того же типа.
    А оценка за поведение, обязательно нужна она показатель социальных навыков, и она же эти навыки формирует в процессе обучения.

    Ситуация в стране такая, что ныне живущие, могут стать последними "россиянами".
    1. +4
      Вчера, 05:22
      Цитата: Sensor
      В обыденных условиях лед всегда будет плавать в воде, что подтверждается опытом школьника

      Там условие-достижение теплового равновесия, т.е. школьник должен рассчитать исходя из объема воды и льда какая будет температура при тепловом равновесии. Ну или сразу сказать, что лед перейдет в жидкое агрегатное состояние. Но тут возможно нужно будет произвести расчет.
      1. +1
        Вчера, 05:40
        Но тут возможно нужно будет произвести расчет.

        Вопрос про лед и никакие расчеты не нужны.
        1. +1
          Вчера, 13:51
          Цитата: Sensor
          Вопрос про лед и никакие расчеты не нужны.

          Очень даже нужны. Если тепловое равновесие наступит при +, то льда не будет и соответственно он плавать не будет. Задача, по сути, на определение остаточной температуры. А остальные тоже нормально решаются, по графику вообще очень слабый вопрос. Про цветы, тоже раскладывается быстро, если знать правила. Когда мой готовился, всё это решалось достаточно быстро.
    2. +1
      Вчера, 08:00
      Тут вопрос в том, растает ли кусок льда, или не растает. Пропорций не решается, так как переход из одного агрегатного состояния в другое требует дополнительной энергии.
      1. -1
        Вчера, 09:23
        Ладно, уговорили, оперируем теплоемкостями воды и плавления льда и изменением температуры. Только вопрос в задаче не корректен, лед всегда плавает в воде, если он существует.
        1. +1
          Вчера, 11:11
          Так задача то с подвохом. Ниже я разобрал решение.
          1. +2
            Вчера, 12:39
            Цитата: Не_боец
            Так задача то с подвохом.

            "Да вон у него спроси, как он отстрелялся.
            - Кнопки! Я думал, для воды! Вон и написано: с газом и без газа. И стакан стоит. Зачем тогда людей путать?
            - Да что вы понимаете в военно-морском юморе?! Мазуты...
            Товарищ командир! Ракеты ушли
            ". ("Особенности национальной рыбалки ").
        2. +1
          Вчера, 13:53
          Цитата: Sensor
          Только вопрос в задаче не корректен, лед всегда плавает в воде, если он существует.

          Там есть уточнение, при наступлении теплового равновесия, соответственно не известно останется ли лед.
    3. +1
      Вчера, 16:11
      Ситуация в стране такая, что ныне живущие, могут стать последними "россиянами". +
    4. +2
      Вчера, 21:06
      Это что сейчас за ситуация? Она такая была в нашей стране несчётное количество раз. Много хуже была. Но нация существует,как в той песенке занозушкой. И будет жить,не сомневайтесь
      1. osp
        0
        Сегодня, 00:59
        Демографические показатели сегодня таковы что целые регионы могут стать безлюдными.
        Идет массовый отток населения преимущественно в столичный регион. Буквально со всей России.
        Со временем такие регионы станут территорией пенсионеров, инвалидов , мигрантов, алкоголиков.
  3. +1
    Вчера, 05:02
    Мало кто ответит на вопрос-почему у одного учителя муха пролетит,ее слышно,а у другого дети на головах стоят? Причем дети одни и те же.Вопросами школы одной школой не обойдешься.Здесь надо подключать средства культуры.Современные мультики,а фильмов для детей нет вообще, не дают познаний. Дают лишь эмоции.Сравните "МАша и Медведь" и "Опять двойка" .В последнем посвящают в мир искусства. Заставляют думать.Хотим ли мы увеличить число рабочих,хотим ли мы нормальной атмосферы в школе,все это должно делаться сообща.
    1. +2
      Вчера, 09:25
      Сравните "МАша и Медведь" и "Смешарики пин код" ''Фиксики" для дошкольников.
      1. +1
        Вчера, 11:13
        Разная возрастная категория мультфильмов! hi ...Маша и медведь для ясельного возраста...фиксики более подходят для дошкольного возраста
  4. +2
    Вчера, 05:14
    Ну, насчёт Волги и учёных мужей нет однозначного ответа - в Каспиийское море или в Каму... lol
    1. +1
      Вчера, 08:16
      Ну, насчёт Волги и учёных мужей нет однозначного ответа - в Каспиийское море или в Каму...

      Почему нет? Есть!
      По всем правилам потамологии (науки о реках) - Волга впадает в Каму, а не наоборот. В пользу этого говорят следующие факты:
      1. Исток Камы находится выше истока Волги, а это один из критериев определения в потамологии главенства той или иной реки.
      2. долина Камы имеет более древнюю историю, чем долина Волги. То есть, когда древняя Кама (палео-Кама) уже существовала, то Волги ещё не было.
      3. До слияния рек Кама длиннее Волги — 1805 против 1390 километров.
      4. Кама выигрывает в полноводности — 4300 кубометров в секунду против 3100.
      5. Притоков у Волги меньше на 11 тысяч.
      6. Направление Камы практически не меняется после впадения в неё Волги. Если же считать наоборот, что Кама впадает в Волгу, то получается, что после этого впадения Волга делает поворот почти под прямым углом.
      1. +3
        Вчера, 09:11
        А Волхов порой впадает в Ильмень, а не в Ладогу.
        Привет, Дима!
        1. +1
          Вчера, 09:54
          Приветствую, Антон!
          Пару дней назад ребята с вашего сайта переслали мне Мишину статью о битве при Жданой горе 26 января 1135 года. Впечатления- не описать! Давненько подобного не читал. И сама статья и все комментарии выше всяких похвал.
          1. +2
            Вчера, 10:04
            все комментарии выше всяких похвал.
            Да-да, в кои-то веки Миша со мной согласился! laughing
  5. +2
    Вчера, 05:39
    Такое с наскока не решить и доктору наук

    Я решил. Во вторых я бы то решил и когда был школьником. Просто раньше люди были умнее. Почему, дураки не выживали. Например крестьянское хозяйство требовало недюжинной смекалки.
    В России есть несколько деревень, которые известны тем, что дали стране необычно много учёных и академиков. Одна из самых известных — деревня Чигашево в Башкортостане.
    Чигашево — "деревня академиков"

    Эта небольшая деревня в Кармаскалинском районе Башкортостана прославилась тем, что из неё вышло более 20 докторов и кандидатов наук, включая нескольких академиков. Среди них:

    Академик РАН Хабир Мухамедьянович Абдуллин (физик)

    Академик АН РБ Рашит Шакирович Зарипов (философ)

    Другие известные учёные в области химии, биологии и медицины

    Феномен Чигашево изучали журналисты и социологи, пытаясь понять, как небольшая деревня смогла воспитать столько выдающихся умов. Среди возможных причин называют сильные традиции образования, поддержку старших поколений и особую культуру труда.
    Другие "учёные" деревни России

    Деревня Тербуны (Липецкая область) — известна несколькими академиками и профессорами.

    Село Холмогоры (Архангельская область) — родина Михаила Ломоносова, но в целом дало много образованных людей.

    Деревня Старая Тушка (Кировская область) — тоже известна высоким числом учёных на душу населения.

    1. +5
      Вчера, 08:38
      В России есть несколько деревень, которые известны тем, что дали стране необычно много учёных и академиков. Просто в деревнях люди были умнее- крестьянское хозяйство требовало недюжинной смекалки.

      Отвечу Вам как сельский житель. Глупости все это.- Это притягивание за уши места рождения к особым традициями сельского образования, поддержки старших поколений и особой культуры сельской местности. Все приведенные вами академики и ученые стали такими отнюдь не в своих деревнях, где родились, а в полисах и академических центрах где работали по полученной в ВУЗах профессии.
      1. 0
        Вчера, 09:19
        Цитата: Ричард
        Все приведенные вами академики и ученые стали такими отнюдь не в своих деревнях, где родились, а в полисах и академических центрах где работали по полученной в ВУЗах профессии.

        Ну да ладно. У меня всегда были проблемы с речью и русским языком, как и с английским. Меня даже в школе хотели в спец отправить. Но у меня вся родня и по отцу и по матери с высшим образованием.
        Отец был очень умным, дедушка привил любовь к математике. Они были умными, например дедушка с 4 классами церковно приходской и агроном по образованию (всю жизнь в деревне), во время войны 5 боевых орденов и в наградных листах за грамотное управление батарей гаубиц 122 мм.Показал мне квадратный корни столбиком извлекать и хордоугломером пользоваться.
        Он так выбирал позиции что немцы не могли к нему пристреляться. Отец в одиночку собирал целые комплексы по торговле, он холодильщик. При этом там часто была неправильная документация, один раз от поляков один раз от чехов.
        Я всю жизнь в науке при этом учить меня нельзя, я не умею учится, я сам все либо понимаю либо нет и спорт не забываю. Так, что не надо сельский Ричард
    2. 0
      Вчера, 09:28
      Это главная проблема в нашей стране.

      Любое её решение примерно 40 лет (выучить минимум 3 поколения), только чтобы знать результаты.

      Советское образование лучшее. Надо его вернуть. На эксперименты нет времени. Каким оно было при Сталине. Тогда было лучше всего.

      Как работающий в вузе, каждый следующий министр был хуже предыдущего.


      Это моя старая заметка на КОНТе
      https://cont.ws/@bya965/350119
  6. -2
    Вчера, 06:50
    ГИА... ЕГЭ... ОГЭ...
    не, не слышал...
  7. +4
    Вчера, 07:00
    Не станем повторять позитивные моменты Единого экзамена (которых, все-таки, больше)
    Больше чего? Больше, чем плохих? Больше, чем у старой системы? А может, все-таки не мешало бы повторить? Ну, и сравнительный анализ замутить. А то как-то чисто по ощущениям аворское "больше" ни разу не ощущается. Пропаганда такая пропаганда.
    1. -1
      Вчера, 08:05
      А разве у билетной системы оценивания нет своих проблем? Или их кратно меньше?

      Я считаю, что проблем как минимум столько же
  8. +8
    Вчера, 07:15
    Те кто реформировал образование, чётко понимали что делают! Ненужно удивляться зачем, как раз затем, что глупыми людьми легче управлять, все же просто. Кто много думает, анализирует, задаёт неудобные вопросы, может и бунт устроить! А так, налил народу пивка подешевле, запустил вечерком что то типа "камеди клаба" и пусть народ тупее дальше, очень удобно править такими. А если чем недовольны, объявим что цены на бензин пошли вниз, на пару копеек но вниз же, и все опять довольны. Вот и детей так учат, "ззз" - заучи, здай, забудь! Готовый потребитель
    1. +5
      Вчера, 08:36
      Цитата: Вадим С
      "ззз" - заучи, здай, забудь! Готовый потребитель

      Эммм... Сдай.
      Ну и недаром в СССР была юмореска "В институте нам сказали — забудьте о том, чему вас учили в школе. На работе — забудьте о том, чему вас учили в институте".
      Другой вопрос, что сейчас детей натаскивают на сдачу именно тестов, а не на общие знания..
  9. +8
    Вчера, 08:03
    Пока у нас образование является сферой услуг, всё это перестановка парт в аудитории.
  10. -3
    Вчера, 08:10
    Это хорошо забытое старое – «неуд», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично» за поведение исчезли из советской школы в конце 80-х годов

    Не бзди пожалуйста, я закончил школу в 1994 оценка за поведение была всегда!
    1. -1
      Вчера, 08:12
      Дальше читать не стал
      Текст Вашего комментария слишком короткий и по мнению администрации сайта не несёт полезной информации
  11. +3
    Вчера, 09:07
    Смотрю у дочки смартфон, там ролик, её класс шум, гам дети ходят по классу. Я у неё спрашиваю вы, что так громко на перемене себя ведёте, она отвечает: "папа ты, что это не перемена, это урок географии".
  12. +1
    Вчера, 09:24
    Задача на теплоту решается влет: надо подсчитать, хватит ли теплоты уже налитой в в калориметр воды чтобы растопить кусок льда который туда бросили.
    Теплоемкость воды 4200 Дж/кг. Нужно найти в справочнике удельную теплоту плавления льда, но лениво. Навскидку, с учетом соотношения массы воды и льда (400 г воды при + 15 и 50 г льда при 0 ) я думаю что лед растает.
    Насчет пробирки нужно делать чертеж, считать соотношение. В общем если подобная задача была на подготовке то проблем нет. Короче, нужно натаскивание. подготовительные курсы и так далее.
  13. +2
    Вчера, 09:49
    .. школьник концентрируется на математике, русском языке и паре предметов по выбору. На остальное, теоретически, можно не обращать внимание.. Выпускники 11-х классов.. еще больше абстрагируются от предметов, по которым не сдают экзамен.


    А ведь речь об общем среднем образовании. Это же база! Как можно "абстрагироваться" от некоторых частей фундамента?! Именно поэтому существующая система априори ущербна..
    1. +2
      Вчера, 12:19
      Как можно "абстрагироваться" от некоторых частей фундамента?! Именно поэтому существующая система априори ущербна..
      Вообще то ЕГЭ это вступительный экзамен в ВУЗ, а не школьный на аттестат. Не хочешь идти в ВУЗ, ЕГЭ можно не сдавать.
      1. 0
        Сегодня, 00:17
        Вообще то ЕГЭ это вступительный экзамен в ВУЗ, а не школьный на аттестат.


        И именно поэтому в существующей системе ЕГЭ важнее школьного аттестата.
  14. +2
    Вчера, 13:29
    кравцов - минпрос, музаев - рособр не имеют в подведомственности ни одной школы в РФ.
    ЕГЭ, ОГЭ, ВПР - это их совмесный эксперимент по ВНИМАНИЕ "Оценке соответствия программ ФГОСУ" а не оценке знаний детей.
    В ФЗ-273 нет ни слова про обУчение детей, только про присмотр и уход за обучаюмиСЯ - т.е. обучающие самих себя.
    Для образовательных организаций (не путать со Школой, их захватили ГБУшки) ЕГЭОГЭВПР - это Огромный бизнес. По 80 000 за одну услугу на одного ребёнка.
  15. "Задача выглядит нетривиально – повысить уровень выпускников школы по базовым понятиям, формирующим культурный код россиянина. Из узкого специалиста, зачастую не имеющего ни Родины, ни флага, слепить разностороннюю личность."
    очень высокопарно, но непонятно откуда такой вывод- 1. Культурный код формирует школа? (да, и какой он?) 2. что узкий спец, на автомате не имеет родины и флага? (а в 90-00 уехало основное большинство с советским образованием и "кодом" почему то)
    "Или вот такой каверзный вопрос: «Кого убил Чичиков?»
    а зачем этот вопрос? вот я получал советское образование и не ответил бы на этот вопрос тоже.. при том что постоянно читаю с 6 лет, но не читал "Мертвые души" и в школе- неинтересно было.
    "Выпускники 11-х классов, особенно намеревающиеся поступать в вузы, еще больше абстрагируются от предметов, по которым не сдают экзамен."
    у нас также было- что сдавать в институт на то и упор.. и хорошо, что по другим предметам не напрягали, а то можно не поступить, но зато "Чичикова" знать..
    1. +1
      Вчера, 23:34
      Меня кстати всегда удивляет определённый набор предметов, который мелькает практически всегда - физика, математика, история и литература. Ту же химию или биологию почему-то крайне редко в пример приводят.

      Хотя порой ОБЖ (в контексте НВП приводят) и географию затрагивают, но тоже иногда.
  16. 0
    Вчера, 17:01
    Поставишь неуд, а опосля тебя администрация того. Особливо ежели родители нашальники ну или "типа со связями". А найти за что того- всегда, и даж если нет(святой?),то работа, превращенная в кошмар такое себе.
  17. +2
    Вчера, 17:42
    Классные задачки! laughing

    А то всё - ЕГЭ для дураков, там думать не надо, угадай ответ... fool

    Нет ребята, ЕГЭ - ЭТО СИЛА! И ОБЪЕКТИВНОСТЬ! hi
  18. +1
    Вчера, 18:57
    Например, за особые «интегральные» успехи выдавать 20–30, а то и 40 баллов
    Зачем? Пусть эта интегральная оценка и остаётся таковой. Её суть в абсолютном показателе или, если другими словами, в кругозоре индивида. Чем выше эта оценка тем шире круг знаний человека.
    Но здесь мы теряем саму суть ЕГЭ – независимая от учителей оценка знаний выпускников
    Автор! Ну вы же сами ранее написали, что ученикам могут быть по-боку остальные предметы, не входящие в ЕГЭ. Значит её объектоность уже отчасти потеряна. Не об этом ли спор в обществе!?
    Пусть будут две оценки - и ЕГЭ и интегральная, для полноты картины. А уже ВУЗ или другое учебное заведение, или предприятие сами будут решать насколько эрудированный претендент им нужен. Ну в конце концов из двух показателей можно вывести среднюю цифру ;). ИМХО
    1. 0
      Вчера, 23:38
      В корне не согласен с последним доводом про объективность.
      Автор пишет не про то, что в ЕГЭ делается упор на определённый предмет (что как бы нормально - человек углублённо изучает нужную и интересную ему сферу), а про то, что сама система оценивания знаний по ЭТОМУ предмету - несравненный плюс ЕГЭ, который можно легко потерять
  19. +1
    Вчера, 20:50
    А с чего автор взял ,что барыжнику понадобилось повышать культурный код россиянина? Ему " квалифицированный потребитель " необходим.