«Могами» снова идет в Австралию

16 548 45
«Могами» снова идет в Австралию

Да, когда-то крейсер Императорского военно-морского флота «Могами» совершил поход в Австралию. Мирный.


В 1942 году тот же крейсер вместе с однотипным крейсером «Микума» немного не дошел до австралийских вод, правда, с иными целями, и вот теперь, спустя почти век, «Могами» снова пойдет в Австралию. Но несколько в ином, понятное дело, качестве.



Модернизированная версия японского фрегата класса «Могами» выиграла конкурс на звание надводного боевого корабля Королевского военно-морского флота Австралии. Это не только важное пополнение боевого флота Австралии, но и одна из самых значительных сделок по продаже оружия за рубеж для Японии со времён окончания Второй мировой войны.


Так-то вообще-то получается, что Япония окончательно и бесповоротно решила, без оглядки на старое, занять свое место на мировом рынке вооружений.

Сегодня многие у нас говорят о том, что Япония нарушает наложенные на нее ограничения, но… стране никто не запрещал поставлять другим системы вооружения, пусть и разработанные ради своих амбициозных планов.

Успехи компании Mitsubishi Heavy Industries на этом поприще неоспоримы. Довольно приличное количество систем вооружений уже интересуют покупателей в мире, и японские патрульные корабли уже находят своих владельцев, а Mitsubishi Electric Corporation реализует радары различных видов. Атакой на рынок это не назовешь, скорее, просачивание, но тем не менее японское оружие понемногу начинает уходить другим странам.

Но контракт на поставку 11 фрегатов – это мощно.

Ричард Марлес, министр обороны и заместитель премьер-министра Австралии, объявил о выборе японской заявки на замену восьми существующих фрегатов типа «Анзак» в составе Королевского военно-морского флота Австралии.


Австралия официально начала поиск новых фрегатов в феврале 2024 года в рамках программы под названием SEA 3000. Программа реализовывалась в условиях строжайшей секретности, в том числе и для участников конкурса.

Ожидается, что компания Mitsubishi Heavy Industries построит первые три фрегата для Австралии в Японии, а затем ещё восемь — на верфи в Австралии, сообщила австралийская телерадиокомпания ABC. Ориентировочная стоимость всего заказа составляет 10 миллиардов австралийских долларов (почти 6,5 миллиардов долларов США).

Изначально в рамках SEA 3000 рассматривались четыре проекта фрегатов:
- улучшенная версия Mogami класса (также известная как New FFM), Япония;
- MEKO A-200 от Thyssen-Krupp Marine Systems (TKMS), Германия;
- Batch II или Batch III класса Daegu, Южная Корея;
- Alfa 3000 от Navantia, Испания.

К концу прошлого года предложения испанского и южнокорейского производителей были отклонены. Здесь стоит отметить, что существующие в Австралии фрегаты класса «Анзак», на смену которым должен прийти победитель конкурса SEA 3000, основаны на более старой версии немецкой конструкции MEKO, а эсминцы класса «Хобарт» были разработаны компанией Navantia. Возможно, неспроста немцы остались, а испанцы вылетели из конкурса.

Судьба фрегата «Могами» была интересной. Первой разработкой стал проект 30FF, который японцы откровенно копировали с американских кораблей типа «Фридом». На выходе получился кораблик водоизмещением 3 000 тонн, способный рассекать волны со скоростью более 40 узлов, длиною около 120 метров и шириной в 18 метров.

Вооружение состояло из 127-мм орудия Mark 45, двух дистанционно управляемых боевых модулей между мостиком и орудием, комплекса SeaRAM над вертолётным ангаром и вертолёта.

Однако в конечном итоге была выбрана более консервативная модель 30DX. Корабль имеет длину 130 м, ширину 16 м, стандартное водоизмещение 3 900 т, полное водоизмещение 5 500 т. Максимальная скорость около 30 узлов.


Вооружение 30DX включает 127-мм орудие Mk 45, два дистанционно управляемых боевых модуля над мостиком, систему вертикального пуска Mk 41 на 16 ячеек в носовой части корабля, одну установку SeaRAM, вертолёт SH-60L, торпеды и пусковые установки пассивных помех.


Кроме того, 30DX может нести и применять с кормовой аппарели под вертолетной палубой беспилотные подводные аппараты (UUV), беспилотные надводные аппараты (USV) и ставить морские мины.


Стелс-дизайн обеих моделей был основан на опыте исследований и разработки истребителя-невидимки Mitsubishi X-2 Shinshin (ATD-X), поскольку обе платформы разработаны Mitsubishi Heavy Industries. Наряду с возможностями малозаметности, фрегат ожидаемо имеет высокий уровень автоматизации. Это позволяет фрегату иметь экипаж всего 90 человек, что значительно меньше, чем у других кораблей аналогичного размера.

Корабли оснащены основным радаром с активной фазированной антенной решеткой. Одной из самых отличительных особенностей «Могами» является мачта NORA-50 UNIted COmbined Radio aNtenna (UNICORN) на вершине главной надстройки, на которой расположены различные антенны. На фрегатах также установлены весьма футуристичные на вид центры боевой информации (CIC).


Этот новый центр боевой информации был показан на выставке Sea Air Space 2019. Согласно отчетам Mitsubishi Heavy Industries, центр сведет воедино рулевую рубку, пост управления и ситуационной осведомлённости, пост управления двигателем и боевой информационный центр. Вся поступающая информация будет выводиться для операторов на круглый экран с обзором на 360 градусов, через который, помимо внутренних параметров корабля, можно будет отслеживать панорамные виды вокруг корабля без слепых зон и использовать технологию дополненной реальности для распознавания отображаемых объектов и навигации.


Что касается вооружения, то базовый фрегат класса «Могами» для ВМС Австралии оснащен:
- двумя пусковыми установками, каждая на четыре ячейки для противокорабельных крылатых ракет Type 17;
- системой ближней обороны SeaRAM, оснащенной ракетами RIM-116 Rolling Airframe Missiles (RAM);
- 127-мм орудием в носовой башне;
- на крыше мостика установлены две выносные огневые точки, каждая из которых вооружена пулеметом 50-го калибра, для дополнительной защиты от низколетящих целей или модных теперь БЭКов.

Но это базовая версия, для Австралии уже идет модернизированная. Японцы большие доки в компактизации, поэтому совершили удивительное – смогли (как говорят многие источники) запихнуть в носовую часть не просто Mk 41, а сразу две, тем самым доведя количество пусковых ячеек до 32-х. И вот это уже серьезно, потому что превращает «Могами» из обычного фрегата с противокорабельным вооружением в многоцелевой тактический корабль, способный наносить удары по любым целям.

Хотя бы потому, что Mk 41 – это в первую очередь «Томагавк». А «Томагавк» – это уже совершенно другой расклад. Причем у Австралии есть «Томагавки», их носители – эсминцы класса «Хобарт».


Австралийский эсминец класса Хобарт HMAS «Брисбен» запускает крылатую ракету «Томагавк»

Но и помимо классики в пусковые ячейки «Могами» есть что загрузить: ракеты собственной разработки A-SAM или американские RIM-162. В одну ячейку Mk 41 можно загрузить четыре RIM-162, что в целом дает некоторую уверенность в том, что в современном бою «Могами» может продержаться какое-то время. Под современным боем стоит принять то, что творилось в Красном море: комплексные атаки ракет, БПЛА, БЭКов. Расходующие боекомплект с ужасающей быстротой.

Так что «подросший» «Могами», увеличивший свое водоизмещение до 6200 тонн, обрел несколько иную боевую ценность. А вместе с дальностью плавания, которая тоже возросла до 10000 морских миль, это весьма серьезный корабль.


Что заказали скрытные австралийцы, точно сказать невозможно, но и того, что просочилось, более чем достаточно, чтобы сделать вывод о будущей более агрессивной тактике ВМС Австралии, которая подкрепляется новыми кораблями.

В целом модернизированный фрегат класса «Могами» станет значительным улучшением по сравнению с фрегатами класса «Анзак», первый из которых поступил на вооружение Австралии в 1996 году, а самому молодому из них сейчас исполняется 20 лет. Окончательный выбор победителя конкурса SEA 3000 происходит в то время, когда Австралия сталкивается с растущими требованиями по защите своих морских интересов, в том числе по обеспечению безопасности важнейших морских торговых путей, особенно на фоне растущей региональной конкуренции с Китаем.

Понятно, что вступление Австралии в военный блок вместе с США и Великобританией (AUKUS) в первую очередь направлено против Китая. Нельзя исключать варианта, что Австралия может присоединиться к боевым действиям против Китая, если таковые будут инициированы Соединенными Штатами. А учитывая удаленность (Австралия в 4 000 км от Тайваня, а США в 11 000 км) некоторых от будущего театра военных действий, то австралийские базы могут сослужить AUKUS очень хорошую службу.

Конечно, если к блоку присоединиться и Япония, что чем дальше, тем смотрится естественнее, это несколько решает вопрос баз поблизости от Китая, но что Япония, что Южная Корея — не самое лучшее место для размещения флотов, поскольку порты этих стран находятся в зоне действия китайских и северокорейских ракет. А вот Австралия — несколько иной расклад.

Покупка фрегатов «Могами» у Японии также взаимополезна обеим странам. Для Японии продажа военных кораблей станет важным шагом на пути к глобальному рынку вооружений, к которому страна стремится уже много лет. Японские власти и оборонные подрядчики явно хотели подсластить предложение для Австралии. В феврале компания Mitsubishi Heavy Industries объявила о планах по расширению своих производственных мощностей в Канберре.

Вообще это будет первый случай, когда Mitsubishi Heavy Industries построит военные корабли за пределами Японии, что может открыть дополнительные перспективы для экспорта. Корабли класса «Могами» заслужили внимание как потенциальная альтернатива американским проблемным фрегатам будущего класса Constellation.

Всё это может иметь более серьёзные последствия для Японии. В последние годы японское правительство по-разному интерпретирует свои права и обязанности в соответствии со статьёй 9 Конституции страны, которая запрещает наступательные военные действия, и, хоть прямого нарушения этой статьи пока не было, всё говорит о том, что рано или поздно уход от мирной Конституции Японии состоится.


Но это уже будет совсем другой разговор. Сегодня же Австралия согласовала покупку 11 очень приличных и современных кораблей, что значительно усилит флот страны. А значит, итоги конкурса SEA 3000 вызовут определенный резонанс как в Индо-Тихоокеанском регионе, так и за его пределами.

Между тем, тем, кто наверняка будет озадачен таким выбором, придется хорошо проанализировать ситуацию. Например, Китаю и Пакистану. Там на вооружении стоят фрегаты УРО проекта 054, которые, если всерьез, то уступают «Могами».


Китайский корабль немного уступает по водоизмещению японскому, в плане размеров примерно такой же, но вот дальность плавания у него ошеломительно меньше: 3800 миль против 10 000. Экипаж на китайском корабле тоже больше: 190 человек против 90-100 человек.

Вооружение… 76-мм артустановка китайского фрегата однозначно слабее 127-мм орудия японского, но, по сути, это не играет такой важной роли. Артиллерия у кораблей сегодня – откровенно оружие вспомогательного характера.

Ракетное вооружение же – это вообще вещь тонкая. У китайских фрегатов противокорабельные ракеты размещены в двух счетверенных наклонных пусковых установках, что в сумме дает залп из 8 ракет YJ-83. И еще есть вертикальная пусковая на 32 ячейки зенитных ракет HQ-16, копии нашего «Бука».

То есть китайский фрегат — корабль оборонительного характера, он не в состоянии, в отличие от японского, наносить удары по целям на берегу. Его противники — корабли и подводные лодки. В общем, есть о чем подумать.

11 фрегатов, способных нести тактическое и стратегическое вооружение, — это довольно приличный ударный кулак, особенно если он обладает дальностью плавания на 10 000 миль. А при всех своих недостатках, которые мы разбирали ранее, «Томагавк» — это все-таки ударное наступательное вооружение. Для некоторых — еще и стратегическое, поскольку может нести и неконвенционные боеголовки. Так что да, над австралийским маневром с «Могами» есть кому серьезно задуматься.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    8 августа 2025 04:37
    Хотя бы потому, что Mk 41 – это в первую очередь «Томагавк»

    Не все Мк. 41, только "длинные". В длинные влезают и Томагавки и СМ2/3/6 и Асрок. Но на Могами явно короткие под СиСпэрроу.
    1. +1
      8 августа 2025 07:14
      11 фрегатов это мощно... а сроки? А сроки какие? Автор?
      1. +3
        8 августа 2025 07:43
        Флот Австралии в ближайшем будущем будет сильнейшим в содружестве. И он направлен на Китай и Индию. Пора последним двум странам стать друзьями и союзниками. Если они объединятся, то у них не будет противников на обширных территориях Тихого и Индийского океанов.
        1. 0
          8 августа 2025 08:01
          Цитата: pin_code
          Флот Австралии в ближайшем будущем будет сильнейшим в содружестве. И он направлен на Китай и Индию. Пора последним двум странам стать друзьями и союзниками. Если они объединятся, то у них не будет противников на обширных территориях Тихого и Индийского океанов.

          Это невозможно по разным причинам, но две главные такие:
          1. Дичайший капитализм в Индии с сотнями миллионов неграмотных людей не сможет найти сочувствие в образованном социалистическом обществе КНР. Эти системы не совместимы.
          2. Тотальные культурные различия. Чего только стоит средневековое кастовое разделение в Индии. Это неприемлемо для такой цифрового развитого общества как в КНР.
          1. +2
            8 августа 2025 08:19
            Цифра очень сложный предмет, сегодня есть, а завтра нет. Я противник полной цифровизации. Без бумажки - ты какашка. А вот с бумажками в Индии полный порядок. А вот у нас полная ж.
          2. +1
            8 августа 2025 09:58
            Цитата: Гражданский
            Это невозможно по разным причинам

            Безусловно невозможно. Прежде всего потому, что обе страны-цивилизации слишком разные, слишком "срединные" для каких бы то ни было серьёзных союзнических отношений. В соседе они так и не перестали видеть конкурента, а то и врага. Пограничные споры там будут вечными.
            Цитата: Гражданский
            Дичайший капитализм в Индии с

            Капитализма теперь и в Китае хоть отбавляй...
            Цитата: Гражданский
            в образованном социалистическом обществе КНР.

            В образованном - да, но в социалистическом, позвольте... Где вы там социализм увидели? Там, где сочетание трудового бесправия и почти нищеты с миллиардерами?
            Цитата: Гражданский
            средневековое кастовое разделение в Индии. Это неприемлемо

            Это вы китайцам говорите, которые у себя кастовое общество неплохо так возводят (по уровню образования, по уровню доходов и т.д.)?
            Цитата: Гражданский
            для такой цифрового развитого общества как в КНР.

            За яркостью и блеском вывески "цифрового развитого общества" умело скрывается первый в мире "цифровой лагерь", где человек - это не свободная личность с множеством прав (основа для социализма), а бесправный винтик гигантского механизма страны-корпорации...
            Но в итоге, мы с вами сходимся во мнении, что индусы скорее в составе коалиции воевать будут против своих восточных соседей, чем дружбу с ними водить.
          3. 0
            8 августа 2025 11:46
            Плюс нерешённые территориальные споры. Эти страны очень нескоро станут хотя бы попутчиками.
          4. -1
            8 августа 2025 22:36
            Цитата: Гражданский
            Это невозможно по разным причинам, но две главные такие:

            Вы говорите о совершенно неважных в политике вещах.
          5. 0
            Вчера, 09:41
            Культурные различия стран в случае необходимости не будут препятствием для совместной торговли и политики в её интересах.
      2. +1
        8 августа 2025 07:58
        Цитата: Гражданский
        ... а сроки? А сроки какие? Автор?

        Если учесть, как они для себя строят (начали с конца 2019, уже восемь в строю и почти столько же на стапелях), то этот контракт вряд ли не станет поводом для критики из-за сдвигов вправо...
      3. +2
        8 августа 2025 09:23
        11 фрегатов это мощно... а сроки? А сроки какие? Автор?

        Не 11, а 12. Опубликованный график строительства предполагает начало работ по «Upgraded Mogami» в 2025 году, спуск первых двух корпусов на воду — к 2027 году. По информации Naval News, по графику поставка не менее трёх кораблей до конца 2029 года и завершение поставки всех двенадцати фрегатов к 2033 году.
    2. +2
      8 августа 2025 07:55
      Цитата: Дырокол
      Но на Могами явно короткие под СиСпэрроу.

      Почему вы так решили?
      1. +1
        8 августа 2025 09:08
        Цитата: Doccor18
        Почему вы так решили?

        По размеру корабля понятно. У него осадка 4,8 м., при такой осадке Мк.41 в типоразмере Self-Defense ставят.
    3. +1
      8 августа 2025 09:18
      Но на Могами явно короткие под СиСпэрроу.

      Вы ошибаетесь. На Могами "длинная" “strike length” Mk 41 а не "короткая" "self defense" (рис.1). То есть они могут применять и RGM-109 Tomahawk, и LRASM (рис. 2).
      1. -3
        8 августа 2025 09:22
        Цитата: Nikname2025
        На Могами "длинная" “strike length” Mk 41

        Да где там она влезет то? 7,7 м. при осадке 4,8 м. В днище упирается что ли? Если бы была высокая комингс-площадка я бы согласился, что возможно, но ее нет.
        1. +1
          8 августа 2025 09:48
          То есть Вы считаете, что фирма Mitsubishi Heavy Industries вводит заказчиков в заблуждение, выдавая недостоверную информацию. Кстати, на Hobart-class destroyer установлена “strike length” Mk 41, а его осадка больше всего лишь на 37 см.
          1. +3
            8 августа 2025 10:48
            Цитата: Nikname2025
            То есть Вы считаете, что фирма Mitsubishi Heavy Industries вводит заказчиков в заблуждение, выдавая недостоверную информацию.

            Полагаю нет если это картинка принадлежит им. Хотя на их сайте я не нашел ее. Но тут другое. Как они пишут Могами может запускать ПЛУР Type 07, а она длинной 6,5 м., т.е. да, запускать ее можно только с “strike length” Mk 41. Беру слова обратно.
            1. +2
              8 августа 2025 13:19
              Беру слова обратно.

              Редкий по нынешним временам случай. Всегда интересно вести конструктивный диалог.
              1. +1
                8 августа 2025 17:00
                Дык вы же правы оказались. Дело в том, что при такой осадке ставить УВП длинной более 7 метров довольно опасно. В плане борьбы за живучесть. Ведь нужно иметь нормальный доступ во всех отсеки.
                1. -3
                  8 августа 2025 17:03
                  Ведь нужно иметь нормальный доступ во всех отсеки.

                  Пока нет информации по этому вопросу. Будет время, попробую найти.
        2. -1
          8 августа 2025 10:05
          Цитата: Дырокол
          Цитата: Nikname2025
          На Могами "длинная" “strike length” Mk 41

          Да где там она влезет то? 7,7 м. при осадке 4,8 м. В днище упирается что ли? Если бы была высокая комингс-площадка я бы согласился, что возможно, но ее нет.


          Ну так там и высота борта поболее 5 метров будет.
          Вполне возможно что все таки засунули длинную УВП, возможно и впритык.
        3. -2
          8 августа 2025 22:35
          Цитата: Дырокол

          Да где там она влезет то? 7,7 м. при осадке 4,8 м.

          Высоту борта забыли:)
  2. +6
    8 августа 2025 05:28
    То есть китайский фрегат — корабль оборонительного характера, он не в состоянии, в отличие от японского, наносить удары по целям на берегу. Его противники — корабли и подводные лодки. В общем, есть о чем подумать.


    Фрегат это именно оборонительный корабль, его основная задача это эскорт конвоев и охрана дальней морской зоны. А для ударных задач у Китая есть уже три десятка эсминцев.
    1. +3
      8 августа 2025 06:40
      Если быть точным, то в настоящее время в составе ВМС Китая насчитывается 57 эсминцев (9 типа 055, 31 типа 052D, 6 типа 052C, 2 типа 052B, 2 типа 052, 2 типа 051C, 1 типа 051B и 4 модернизированных типа 956). Если включить эсминцы, уже построенные, но ещё не вступившие в строй, то их число достигает 69 (5 типа 055 и 7 типа 052D). Другими словами, в настоящее время у Китая имеется 58 эсминцев ПВО, оснащённых радаром с АФАР, и 11 эсминцев более старого типа. Кроме того, у Китая имеется 50 фрегатов типа 054/A/B, и этот парк быстро расширяется. В ближнем море находятся 50 фрегатов типа 056 водоизмещением 1500 тонн.
      1. +1
        8 августа 2025 08:00
        Цитата: NNN_OOO
        фрегатов типа 056 водоизмещением 1500 тонн.

        Это корветы.
  3. +4
    8 августа 2025 05:45
    Цитата: Роман Скоморохов
    Япония окончательно и бесповоротно решила, без оглядки на старое
    Если внимательно присмотреться, то за старое взялась и Германия wink
    1. 0
      8 августа 2025 07:17
      За старое берется Галкин каждый день) а немчура нонче больше про болтовню...
  4. +2
    8 августа 2025 05:49
    Если японцы создадут едрену бомбу, они первые её применят. Это моё личное мнение и оно может отличаться от вашего.
    1. +1
      8 августа 2025 08:39
      Конечно. Что создавать японцам и применять - решать не японцам. Это просто территория, оккупированная янки. И без соизволения "Америки-сан" японцы и пальцем не шевельнут.
      1. -1
        8 августа 2025 10:03
        А вот тут я очень сомневаюсь. Захотят и сделают. И янки им не помеха.
    2. 0
      8 августа 2025 19:46
      Из всех неядерных государств Япония наиболее близка к созданию ядерного оружия- полгода- год. Все необходимые технологии у них есть.
  5. +5
    8 августа 2025 06:04
    Цитата: pin_code
    Если японцы создадут едрену бомбу
    Для такой индустриальной страны, как Япония, создать бомбу, раз плюнуть. Это вопрос не технологический, а политический
    1. +1
      8 августа 2025 07:45
      Так и есть. Но самураи могут быть в своём репертуаре. Вот в чем вопрос.
  6. +1
    8 августа 2025 06:17
    Китайский корабль немного уступает по водоизмещению японскому

    Китайцы уже построили пару фрегатов Тип 054B, на которых водоизмещение выросло до 6000т., на которых ГЭУ уже ГТУ, а не дизельная. Ну и по вооружению укрупнились, вертолет теперь нормальный Harbin Z-20, а не малыш Harbin Z-9 противолодочные возможности коего никакие. Так что вполне себе конкурент Могами. Далось конечно это кардинальным ростом водоизмещения, не смогли они удержаться в прежних размерениях, что говорит о низкой культуре проектирования.
    1. 0
      8 августа 2025 07:47
      Это говорит о возможностях более крупного корабля. И только.
      1. +1
        8 августа 2025 08:15
        Цитата: pin_code
        Это говорит о возможностях более крупного корабля. И только.

        Сравните с фрегатами Альваро де Базан, которые 5800т. водоизмещением или нашими пр.22350 с водоизмещением 5400т.
        1. +2
          8 августа 2025 08:22
          Можно на пихать и больше вооружений, при этом снизить дальность плавания, обитаемость экипажа многие другие параметры. Корабль должен быть оптимален по всем параметрам.
          1. +2
            8 августа 2025 09:13
            Цитата: pin_code
            Можно на пихать и больше вооружений, при этом снизить дальность плавания, обитаемость экипажа многие другие параметры. Корабль должен быть оптимален по всем параметрам.

            Хотите обвинить нас и испанцев в пренебрежении условиями обитаемости экипажа только ради китайцев? Сомневаюсь. Избыток водоизмещения это признак низкого уровня проектировщика.
            1. +2
              8 августа 2025 10:01
              А считаю наоборот. Нормальные проектировщики водоизмещение делают более значительным, чтобы при необходимости произвести модернизацию и сделать это дёшево и сердито. Но это не при современной системе с втб в главе. А не банкир.
          2. -1
            8 августа 2025 19:55
            Фрегаты типа Формидебл. Полноценное вооружение фрегата- ПЛО, ПВО на 32 ячейки, ПКР, полноценный вертолет. Может служить оперативным центром. Полное водоизмещение 3200 тонн.
        2. +1
          8 августа 2025 08:42
          054B — всего лишь фрегат низшего ранга в составе ВМС Китая. Он должен в первую очередь обеспечивать комфорт экипажа и дальние вспомогательные возможности, а не вооружение. Помимо 054B, у Китая есть 14 13 000-тонных эсминцев 055 (которые можно назвать крейсерами), 44 7000-7500-тонных эсминца 052C/D и ещё 11 более старых эсминцев, а также 3 авианосца. Это основные силы. Зачем нужно усиливать 054B? Они играют лишь вспомогательную роль.
          1. -1
            8 августа 2025 09:16
            Цитата: NNN_OOO
            Они играют лишь вспомогательную роль.

            Что вы хотите этим сказать? Не понимаю.
            Цитата: NNN_OOO
            Зачем нужно усиливать 054B?

            Вот уж точно не ко мне этот вопрос.
  7. 0
    8 августа 2025 08:21
    США от Тайваня не в 11000 км, а в 8000 км (Гавайи).
  8. 0
    8 августа 2025 11:48
    Посмотрим, что скажет ,,смотрящий,, за Тихим океаном. А то не так давно одна страна хотела настрогать для Австралии подводных лодок. И даже контракт подписала bully
    1. -1
      8 августа 2025 19:58
      одна страна хотела настрогать для Австралии подводных лодок

      Но не тех, которые хотела Австралия. Австралия изначально хотела АПЛ. А французы предложили сначала построить НАПЛ, а потом переделать их в АПЛ, довольно сложная и дорогая схема (по другому у них не получалось из-за загрузки верфей). Когда у австралийцев появился другой вариант, они от французского отказались.