Вести из далекой галактики: модульные системы для безэкипажных кораблей

6 125 7
Вести из далекой галактики: модульные системы для безэкипажных кораблей
USV Ranger и USV Mariner, где-то в океане, 2023 год


У нас периодически ругают идею модульных систем оружия, а в соседней галактике, похоже, не торопятся отказываться от этой возможности. Вот что пишет 31 июля по этому поводу The War Zone и его автор Joseph Trevithick. Правда, там то и дело попадаются ссылки на другие материалы, так что мне пришлось отвлекаться, пойти вширь и вглубь, и в результате получилось то, что можно назвать «по мотивам».



Становится все более ясно, что новые планы ВМФ США в отношении семейства USV (необитаемых надводных кораблей, далее просто БЭК) более ориентированы на модульное размещение полезной нагрузки в контейнерах, чем на какие-то специфические конструкции корпуса. Беспилотные корабли, приобретенные в рамках программы, которая теперь называется Modular Surface Attack Craft, или сокращенно MASC (далее в свете борьбы с англицизмами я буду называть их модульными БЭК), могут быть сконфигурированы для выполнения широкого спектра задач, включая наблюдение за противником и предотвращение подобных действий против дружественных сил, а также нанесение ударов на большие расстояния.

Ранее на этой неделе (статья вышла 31 июля) Командование морских систем ВМС США (NAVSEA) разместило уведомление о заключении контракта, в котором изложило требования к трем типам необитаемых кораблей.


В бюджетном запросе на следующий год о БЭКах очень коротко говорится в разделе «Research and Development/Robotics, autonomous systems, surface»:

«НИОКР включают в себя разработку малых, средних и крупных беспилотных надводных транспортных средств на сумму 203 миллиона долларов. Малый БЭК (SUSV) представляет собой недорогое морское средство передвижения, быстро и масштабно использующее коммерческие технологии и инновации. Средние БЭК (MUSV) представляют собой недорогие, долговечные, реконфигурируемые корабли, способные принимать различную полезную нагрузку и усиливать надводные силы с экипажами. Большой БЭК (LUSV) обладает повышенной готовностью, обеспечивает дополнительные возможности и дополняет надводные силы».

(Далее там просят 688 млн на автономные подводные аппараты, но это уже другая история.)

Дополнительные сведения о модульных БЭК включены в бюджетный запрос ВМС на 2026 финансовый год, который был представлен в июне (кстати, запрашиваемый бюджет на весь ВМФ составит 292 млрд местных денег). Причем еще в январе было объявлено, что после нескольких лет экспериментов с двумя различными категориями крупных и средних безэкипажных судов планы в отношении БЭК изменились.

Ранее ВМФ классифицировал БЭК по размеру: большие безэкипажные корабли (LUSV) как имеющие длину до 300 футов и водоизмещение до 2000 тонн, средние корабли (MUSV) были определены как имеющие длину менее 200 футов и водоизмещение менее 500 тонн. ВМФ также занимается разработкой небольших необитаемых кораблей типа скоростных катеров и нечто вроде гидроциклов (то есть глиссирующее судно с водометным движителем) и, похоже, намерен продолжать это делать отдельно от модульных БЭК.

Прим. 1. Скоростной безэкипажный катер, или drone boat, производства компании L3Harris, еще в августе 2023 был показан на сайте dvidshub. На снимке можно видеть универсальное транспортное судно USNS Amelia Earhart, эсминец USS Thomas Hudner, корабль береговой охраны USCGC Charles Moulthrop и тот самый drone boat с номером 55 и с именем Arabian Fox, проходящие Ормузский пролив.


К этому моменту данный БЭК уже несколько месяцев находился в Заливе, базируясь на Бахрейн и выполняя разведывательные задачи на пути следования военных кораблей. Как сообщалось, БЭК работал в «полуавтономном» режиме, имел систему предотвращения столкновений, что позволяло ему действовать в тесном взаимодействии с другими судами, и мог развивать скорость более 40 узлов.

Прим. 2. Гидроциклы впервые появились в заявке ВМФ на 2024 фискальный год. Никаких деталей не раскрывалось, но было указано, что экспериментальный экземпляр будет основываться на проекте скоростного спасательного катера Greenough Advanced Rescue Craft (GARC) производства компании Black Sea Technologies.



Катер имеет длину 4,5 м, ширину 1,8 м, скорость 35 узлов и полезную нагрузку в 350 кг. Дизельный двигатель и запас топлива позволяет иметь радиус действия 700 миль на скорости 6 узлов и 300 миль на скорости 30 узлов. ВМФ будет пытаться приспособить катер как платформу для легких видов оружия: пулемет 50-го калибра, автоматический гранатомет 40-мм, 3-ствольный пулемет с вращающимся блоком стволов GAU-19, а также применять с катера ракеты Hellfire и AGM-176 Griffin.

В уведомлении относительно программы модульных БЭК, опубликованном NAVSEA, говорится о трех вариантах исполнения: базовой версии, судне с большой грузоподъемностью и судне с одной полезной нагрузкой. Требования к судам основаны на грузоподъемности, дальности действия и скорости, но не на размерах и/или водоизмещении.

«Судно базовой комплектации должно нести как минимум два контейнера в сорокафутовом эквиваленте, каждый из них имеет полезную нагрузку весом 36,3 метрических тонны и потребляет до 75 киловатт (кВт) мощности. С грузом 25 тонн на палубе судно должно иметь минимальную дальность плавания в 2500 морских миль, постоянно развивая скорость не менее 25 узлов в соответствии с состоянием моря НАТО 4».

Согласно стандартам НАТО, Sea State 4 характеризуется скоростью ветра от 17 до 21 узла и высотой волн от 1,2 до 2,5 метра.

Военно-морской флот также стремится удовлетворить потребность в высокопроизводительной платформе для перемещения полезных грузов, которые интегрируются в контейнеры по стандарту ISO. Желаемое судно должно быть способно перевозить как минимум четыре 40-футовых контейнера (FEU) с полезной нагрузкой весом 36,3 тонны каждый и потребляемой мощностью до 50 кВт каждый. Технологическое решение должно обеспечить максимальную дальность плавания, насколько это практически возможно”.


USV Ranger с контейнерами на борту. Что там?

Далее описывается еще один тип модульных БЭК с одной единицей полезной нагрузки, который должен иметь возможность перевозить как минимум один 20-футовый контейнер (TEU) с грузом весом 24,0 тонны и потребляемой мощностью до 75 кВт. Контейнер не должен иметь препятствий на пути от места своей установки до транца (то есть кормы). И снова: «Технологическое решение должно максимально увеличить скорость и район плавания, насколько это практически возможно».

Примечательно конкретное упоминание требований к выработке электроэнергии во всех трех случаях. Даже когда речь идет о традиционных военных кораблях с экипажами, мощность бортовой электростанции часто является ключевым фактором, ограничивающим внедрение новых технологий. Для программы модульных БЭК это должно быть особенно актуально, когда речь заходит о любых будущих планах по оснащению беспилотных кораблей лазерным или мощным микроволновым оружием направленной энергии, а также комплексами радиоэлектронной борьбы.

В уведомлении также указаны дополнительные «крайне желательные», «настоятельно желательные» и «другие желательные» характеристики, которые применяются в более широком смысле.

К категории «крайне желательных», например, относится «способность автономно и безопасно избегать опасностей на море и столкновений с судами, в том числе в условиях плохой видимости и в ситуациях, когда радиочастотные излучения запрещены». «Судно должно быть в состоянии безопасно продолжить выполнение задачи, если связь со станцией управления будет потеряна. Эти маневры должны соответствовать требованиям COLREGS (международные правила предотвращения столкновений в море), и судно должно автономно классифицировать контакты в соответствии с COLREGS».

В NAVSEA также заявляют, что крайне желательно, чтобы подрядчики могли быстро строить модульные БЭК любой конструкции, желательно менее чем за 18 месяцев с момента заключения первоначального контракта.

Для безэкипажных модульных БЭК с характеристиками, превышающими пороговые требования, в список «настоятельно желаемых» характеристик включена способность работать в условиях состояния моря уровня 5 (ветер от 22 до 27 узлов и волны от 2,5 до 4 метров). В эту категорию также включена возможность «автоматической настройки радиочастотного излучения в зависимости от требований миссии, передаваемых на платформу через бортовую станцию управления».

Согласно NAVSEA, будет лучше всего, если при строительстве будут использоваться проекты судов в соответствии с коммерческими стандартами, которые можно легко ремонтировать и поддерживать в рабочем состоянии. Военно-морской флот также заинтересован в кораблях, способных «работать в течение длительного времени без профилактического обслуживания, корректирующего технического обслуживания, экстренного ремонта или любой другой формы ремонта или технического обслуживания».

Список «других желаемых» характеристик включает проекты, которые могут быть предложены на экспорт союзникам и партнерам, а также базовые типы судов с помещениями для размещения до восьми человек на срок до 14 дней. Здесь стоит отметить, что на сегодняшний день все средние и большие БЭК, с которыми военно-морской флот экспериментирует, имеют дополнительный экипаж, и пока неясно, заинтересована ли служба в полностью беспилотных вариантах модульных БЭК.

В уведомлении о заключении контракта не изложены какие-либо требования к конкретным типам полезной нагрузки. Официальные лица военно-морского флота ранее заявляли, что первоначальные планы относительно новой концепции БЭК включают в себя боевую нагрузку, которую первоначально предполагалось использовать на будущих больших БЭК, а также системы разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR), разработанные в рамках предыдущих проектов средних БЭК.

Прим. 3. Под боевой нагрузкой, о которой идет речь, почти наверняка имеется в виду «Mk 70 Expeditionary Launcher» — экспедиционная пусковая установка Mk 70, которая вроде бы еще не имеет определенного названия и известна как Система доставки полезной нагрузки или Контейнерная система запуска.


Mk-70 на палубе USS Tulsa, учения RIMPAC-2022


Mk-70 на учениях в Дании, 2023 год


Mk-70 выгружаются из грузового самолета, аэродром Борнхольм, 2023 год

Это четыре ячейки от системы вертикального пуска Mk 41, размещенные в 40-футовом контейнере. Оттуда они способны запускать различные ракеты, включая стандартные Missile-6 (SM-6) и «Томагавки». Еще в 2021 году военно-морской флот объявил, что провел испытательный пуск SM-6 из Mk 70, установленного на экспериментальном БЭК Ranger. ВМФ также планирует использовать Mk 70 в качестве средства усиления огневой мощи своих двух классов прибрежных боевых кораблей (LCS), а также в наземной конфигурации.

Возможности для размещения полезной нагрузки другого характера, скорее всего, будут перенесены на будущие беспилотные корабли ВМС США. Ранее The War Zone описывала возможность добавления контейнерных пусковых установок для развертывания роя БПЛА на надводных кораблях с экипажами, и эти возможности также будут актуальны для будущих модульных БЭК.

Здесь также стоит отметить, что существующие в военно-морском флоте экспериментальные средние БЭК Sea Hunter и Seahawk были созданы в рамках программы, направленной на поиск и слежение за подводными лодками противника с использованием стационарных и буксируемых гидролокаторов. Установленные на БЭК системы ISR, а также средства, помогающие противостоять возможностям ISR противника, могут включать в себя множество других датчиков, а также средства радиоэлектронной борьбы.

В дополнение к предыдущим усилиям относительно средних БЭК:

«MASC будет поддерживать способность военно-морского флота создавать, развертывать и использовать возможности ISR&T/C-ISR&T/IO (военные любят сокращения, так что это будет означать Разведку, Наблюдение, Рекогносцировку/Целеуказание и противодействие тому же самому; ну а IO означает Информационные Операции) в достаточных количествах и обеспечить/улучшить распределенную ситуационную осведомленность в морских зонах ответственности», — говорится в бюджетном запросе. «Эти БЭК будут способны к многонедельному развертыванию и трансокеанским переходам и смогут работать как в составе авианосных ударных групп, надводных ударных групп, так и независимо друг от друга. Эти БЭК станут ключевым элементом концепции распределенных морских операций».

Статья расходов на большие БЭК в предлагаемом бюджете на 2026 финансовый год не содержит аналогичного четкого указания в отношении перехода на модульные БЭК. В прошлом ВМФ рассматривал большие БЭК для выполнения задач по нанесению дальнего удара.

В бюджетном предложении на 2026 финансовый год изложены планы по продолжению использования существующих экспериментальных разработок в качестве основных источников для новой программы модульных БЭК. Экспериментальный корабль класса «средний БЭК» по имени «Defiant» (Дерзкий), разработанный в рамках программы Агентства перспективных исследовательских проектов Министерства обороны (DARPA) как «Корабль без необходимого экипажа», будет передан военно-морскому флоту в следующем финансовом цикле. «Defiant» в значительной степени соответствует как заявленным в настоящее время базовым требованиям ВМС к среднему БЭК, так и требованиям к компании-разработчику и строителю судна. Конкретно, это компания Secro, и она уже работает над расширенной версией безэкипажного корабля.


Defiant в достроечном эллинге


Defiant у причала судостроительного предприятия

А в таком виде корабль был замечен в марте 2025 года неподалеку от Сиэтла, где находится авиабаза Whidbey Island, принадлежащая тем не менее ВМФ.


Прим. 4. USX-1 «Defiant» с самого начала проектировался как безэкипажное судно среднего размера, пригодное для массового повторения. Спущен на воду в марте 2025 года, его длина 55 метров и водоизмещение 240 тонн. Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны (DARPA) пожелало, чтобы подобное судно могло оперировать в океане в течение года без какого-либо участия человека, было бы простым и дешевым в обслуживании, могло бы развивать скорость до 20 узлов при состоянии моря по категории 3 (см. выше).

Строит корабль компания Serco, о которой Вики сообщает, что это «Британская многонациональная компания в области обороны, здравоохранения, космоса, правосудия, миграции, обслуживания клиентов и транспорта» – ну, видимо, она еще и корабли строит. По словам менеджеров компании, стоимость «Defiant» без дополнительных систем и оборудования составит 25 млн. денег. Также, по их словам, для строительства корабля вполне достаточно иметь под рукой нечто вроде вагоноремонтного завода, а не обязательно традиционной судоверфи. Судно имеет плоскую палубу за- и перед рубкой, куда удобно ставить стандартные контейнеры. Serco показала также, что туда же можно поставить то, что компания BAE Systems называет Adaptable Deck Launching System (ADL) – это вот такая штука.



Там спрятаны четыре трубы от системы вертикального пуска VLS-41, соответственно, могут использоваться любые комбинации оружия, пригодные для этой системы. Но первоначально «Defiant» намерены использовать для демонстрации способности длительного нахождения в море без обслуживания.

Когда модульные БЭК могут начать поступать на вооружение и в каких конфигурациях, на данный момент неясно. «В 2026 финансовом году в рамках программы модульных БЭК совместно с промышленностью будет проведен этап поиска прототипов, усовершенствования технологий, а также продемонстрировать возможности БЭК», — говорится в бюджетных документах ВМС.

Похоже, что БЭК уже давно рассматриваются военно-морским флотом как ключевой способ укрепления своего надводного флота. Распределенные группы ударных и разведывательных БЭК, способных действовать независимо или в группах, а также совместно с боевыми кораблями с экипажами, открывают новые оперативные возможности. БЭКи также могут помочь снизить риски для судов с экипажами. Модульные конструкции, которые можно легко конфигурировать и перенастраивать для различных задач с использованием полезных грузов в контейнерах, также создадут проблемы для противника.

«Что там в ящике, оружие или другой груз? Надо заставить их гадать», – заявил Rear Adm. William Daly, глава отдела надводных боевых операций, при обсуждении нового БЭК на ежегодном симпозиуме Surface Navy Association (некоммерческая организация, занимающаяся поддержкой военно-морского флота. Непонятно, как именно).

Вызывающий беспокойство и продолжающий увеличиваться разрыв в судостроительных мощностях между Соединенными Штатами и главным мировым конкурентом Китаем также заставил по-новому взглянуть на БЭКи. В последние годы правительство США пытается предпринять шаги, чтобы обратить вспять эту тенденцию, в том числе изучает потенциал привлечения иностранных верфей для производства большего количества боевых кораблей с экипажами. В то же время традиционные кораблестроительные программы Военно-морского флота по-прежнему сталкиваются с задержками и ростом затрат, а также в целом являются дорогостоящими и требуют длительных сроков постройки.

Заявленный интерес NAVSEA к быстро производимым конструкциям БЭК, построенным в соответствии с коммерческими стандартами, может дать дополнительные преимущества. Уведомление о заключении контракта также оставляет открытой дверь для иностранного участия в строительстве модульных БЭК или в смежных проектах, что может способствовать дальнейшему ускорению разработки и снижению затрат. Сотрудничество в области неуправляемых экипажем сил и средств, в том числе в военно-морской сфере, уже является ключевым аспектом трехстороннего соглашения о сотрудничестве в области обороны между Австралией, Великобританией и Соединенными Штатами. В прошлом году Австралия объявила о планах по новым значительным инвестициям в более крупные БЭК.

В общем и целом, очевидно, что военно-морской флот теперь рассматривает модульные БЭК как способ начать наконец использовать более крупные беспилотники после многих лет, казалось бы, бесконечных экспериментов.

На этом статья заканчивается.

Немножко истории


В 2018 году Отдел стратегических исследований МО США инициировал программу Ghost Fleet Overlord, которая проходила в тесном сотрудничестве с ВМФ. Самыми известными судами, участвующими в программе, были Ranger, Nomad и Mariner, к которым затем присоединился Vanguard. Все четверо «служили» в специально созданном подразделении USVDIV-1 и носили тактические номера OUSV-1,2,3,4 и так далее. Эта четверка служила тестовой платформой и демонстратором технологий. Кроме них, имеются два более мелких и менее известных судна Seahawk и Sea Hunter. Все четверо в чем-то различались: разный корпус, разное электромеханическое оборудование, и испытывались для разных задач с разным оснащением. Все они участвовали в учениях, неоднократно пересекали океан самостоятельно или в группе судов, а некоторые даже проходили Панамским каналом – правда, с «ограниченным вмешательством» экипажа.

Самым первым был

Ranger, IMO 9842231



Первоначально построенное как судно снабжения буровых платформ, оно затем было куплено ВМФ и переделано под нужды военной программы — то есть все было сделано по принципу «применять коммерческие проекты». Скорее всего, переход из рук в руки произошел еще на стапеле, и новое судно сразу назвали Ranger. По номеру IMO можно узнать, что в данный момент судно находится у причала в порту Hueneme — это между Лос-Анджелесом и Санта-Барбарой. US Navy имеет в этом порту около полутора километров причалов и соответствующих сооружений и, по-видимому, является базой для экспериментальных БЭКов. По крайней мере, marinetraffic часто показывает, что кто-то из них находится в этом порту.


USV Ranger известен тем, что с него при помощи «пусковой площадки контейнерного типа» был осуществлен запуск многоцелевой ракеты SM-6. В 2020 году он прошел через Панамский канал, имея на борту небольшой экипаж «для безопасности», однако управление судном при этом происходило из офиса Surface Development Squadron 1.

Nomad, IMO 9759379


Второе судно, попавшее в программу Ghost Fleet. Был построен в 2014 году верфью Swiftships как патрульное оффшорное судно (offshore patrol vessel) и первоначально назывался Riley Claire.


ВМФ приобрел его в конце 2010-х. В 2020 году он совершил рейс из Мексиканского залива на Западное побережье и тоже прошел Панамским каналом, преодолев в сумме 4400 миль. ВМФ заявил, что 98% времени судно шло в «безэкипажном режиме».


Надо сказать, что на всех этих кораблях с момента постройки имелись каюты и все нужные помещения для 5–8 человек, и ВМФ при переделке их не удалял. В прессе периодически проскакивают упоминания, что экипаж во время рейсов все ж таки присутствовал, но в управление не вмешивался.

Mariner, IMO 9916068


Был выкуплен в состоянии 50%-й готовности прямо на верфи Gulf Craft в небольшом городе Franklin, Луизиана, где опять-таки строился как судно-снабженец нефтяных платформ, и присоединился к программе Ghost Fleet в 2022 году. Его размеры 49х10 метров. Осадка 2 метра. Силовая установка из пяти дизельных двигателей мощностью по 2000 л.с., каждый якобы работает на собственный водометный движитель. Имеется носовое подруливающее устройство.


ВМФ добавило еще один дизель-генератор, оборудовало корабль системой управления последнего поколения, которая позволяет ему действовать в качестве mother ship для других БЭК, и установило часть оборудования системы Aegis, которая позволяет ему взаимодействовать с другими кораблями с подобной системой. На грузовой палубе могут разместиться восемь 20-футовых контейнера или четыре 40-футовых (что в ящиках – оружие или что-то другое?).

В конце 2023 года пара БЭКов продемонстрировала систему безэкипажной бункеровки топливом в море, во время которой Mariner (на фото справа) заправлял Ranger. Инициатором программы CFAS (Crewless Fueling at Sea) являлось Агентство перспективных исследований DARPA.


На борту обоих судов на всякий случай присутствовал небольшой экипаж. В информации, которую предоставила DARPA, говорится, что персонал «принимающего судна» никак в процессе не участвовал.

В сентябре 2023 года во время совместных учений с японским ВМФ, в котором со стороны US Navy участвовали в том числе Mariner и Ranger.


USV Ranger и Mariner вместе с японским фрегатом типа Mogami

Два «беспилотника» посетили порт Йокосука – правда, неизвестно, в «экипажном» или «безэкипажном» режиме. Местные наблюдатели-любители поймали их входящими в американский сектор порта. При этом они отметили, что оба судна выглядели «тяжело гружеными» контейнерами, Mariner имел дополнительную мачту и второй радар на корме, а на Ranger был виден экипаж по крайней мере из трех человек.


В данный момент Mariner находится в том же порту, что и Ranger.



Vanguard


Это первый корабль, который строился конкретно для ВМФ как полностью автономное судно.


Сообщается, что строился он компанией Austal USA во взаимодействии с L3Harris на судоверфи в Мобиле, штат Алабама, и строился по коммерческим стандартам. После завершения испытаний он должен автономно перейти в Сан-Диего, то есть пройти Панамский канал. Ну, конечно, если не будет выбран маршрут вокруг Южной Америки. =)) Исходя из его длины 205 футов, он относится к классу «большой БЭК». Хотя неизвестно, соответствует ли его водоизмещение этому классу. Спущен на воду в 2024 году, но вроде бы еще не сдан заказчику. Судя по фото, форма его корпуса сильно отличается от предыдущей четверки. Никаких новостей о нем еще не появилось, marinetraffic его не отслеживает, и похоже, что это единственный его доступный снимок.

Sea Hunter и Seahawk


Два однотипных корабля (ну почти), построенные компанией Leidos по заказу Исследовательского отдела ВМФ.


Первый построен в 2016 году за 22 млн денег, второй в 2021 году уже за 35 млн. В конструкцию Seahawk, по заявлениям, внесено около 300 изменений, сделанных в результате эксплуатации Sea Hunter. Их отличает длинный узкий корпус из композита и два аутригера по бортам – то есть это то, что называется «тримаран». Их длина 40 м, водоизмещение 145 т, они имеют по два дизельных двигателя неизвестной мощности и два винта.


Максимальная скорость, полученная на испытаниях, равна 27 узлам. Расчетная продолжительность непрерывного нахождения в море в автономном режиме 90 суток, дальность плавания 10000 миль при скорости 12 узлов. Они должны нормально функционировать при состоянии моря 5 по стандартам НАТО и «выживать» при состоянии моря 7 – это уже волна 6 метров и ветер 35 узлов.

На судне имеются помещения для проведения необходимого обслуживания, но нет помещений «для постоянного нахождения на борту». Руководитель программы Scott Littlefield в интервью при спуске судна на воду заявлял, что «судном управляет компьютер, но человек постоянно наблюдает и может вмешаться при необходимости» – что бы это ни значило. На время испытаний на судне будет установлена съемная рубка, и на борту в этот период постоянно кто-то будет находиться.

Собственного вооружения не имеет. Суточная стоимость эксплуатации варьируется от 15 до 20 тысяч денег, по сравнению с 700 тысячами за эсминец. Оба БЭК участвуют в «длительном испытании по противолодочной обороне для безэкипажных судов», или ASW ACTUV, однако уже выполняли и другие задачи. Например, Sea Hunter сразу после постройки в 2016 году испытывал идею о параплане, снабженном комплектом разведывательных датчиков (программа TALONS).


В 2017 году этот БЭК в ходе учений Warrior 2017, вместе с авианосцем Theodore Roosevelt, крейсером Bunker Hill, тремя эсминцами типа Arleigh Burke и подлодкой Pasadena, имел на борту экспериментальную станцию лазерной связи дальнего действия, с помощью которой за один сеанс передавал более 10 Гб цифровых данных и видео- и голосовых сообщений.

Sea Hunter или его систершип входит в порт:


И при увеличении можно заметить фигуру человека в центре рубки, явно участвующим в процессе:


В 2022 году программу Ghost Fleet закрыли, видимо, военные выяснили всё, что хотели. Корабли передали ВМФ, где они вошли в специально созданное ранее подразделение USV Division 1, где их продолжают использовать. Что касается Nomad, то с него поснимали всё секретное и неожиданно выставили на аукцион, не указав на это причин. За 2,2 млн. денег его купила компания Curtin Maritime и превратила в fast crew boat – то есть судно для доставки персонала на морские платформы.

Сейчас он называется Blair C. Из буклета можно узнать, что у него алюминиевый корпус размером 52х9 м, осадка 1,8 м, скорость 30 узлов в максимальном режиме и 18 в экономичном, экипаж 4–6 человек, и он может взять 70 пассажиров. Имеются три дизель-генератора по 200 кВт и четыре главных двигателя Cummins мощностью по 1800 л. с. каждый, а движителем является водометная установка. Естественно, в наличии вся необходимая радионавигационная аппаратура и даже система динамического позиционирования класса 2. С помощью аукционного листа можно полюбоваться на некоторые помещения:










Вот теперь всё. Как видим, сумрачный внегалактический гений не спит и генерирует идеи. И эти идеи работают, плавают, стреляют — в общем, испытываются в железе.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    12 августа 2025 06:42
    Вопросы управления, навигации и т.д. вполне могут решаться дистанционно, но как решать вопрос по борьбе за живучесть? Это дистанционно осуществить невозможно, либо нужно делать антропоморфных роботов которые были бы для этого приспособлены.
    1. +4
      12 августа 2025 12:01
      Цитата: Дырокол
      но как решать вопрос по борьбе за живучесть?

      А может никак не решать? Делать изначально одноразовый корабль (или судно?). В случае чего "умерла, так умерла"? Главное люди целы.
  2. 0
    12 августа 2025 21:24
    судно для доставки персонала на морские платформы.

    Лейтмотивом проходит через статью. Безэкипажность, как ключевой фактор?
  3. +1
    12 августа 2025 22:36
    у технологии есть серьезные последствия и притом на базис. 1 отвязка от баз для судов 2 отвязка от нужды в постоянном экипаже 3 отвязка груза от места погрузки и разгрузки и значит от налогов и контроля.
  4. 0
    13 августа 2025 02:03
    А вот модульный [коммерчески состоятельный] смартфон сделать не удалось... Но обглядев фотки "модульных безыкепажных кораблей" начинаешь подозревать, что если в смартфоне можно менять карту памяти, то смартфон-таки "модульный".
  5. 0
    17 августа 2025 17:27
    Цитата: Pandemic
    у технологии есть серьезные последствия и притом на базис. 1 отвязка от баз для судов 2 отвязка от нужды в постоянном экипаже 3 отвязка груза от места погрузки и разгрузки и значит от налогов и контроля.

    4. Отвязка от обеспечения требований к обитаемости судна / корабля.
  6. +1
    17 августа 2025 17:28
    В целом, в концепции вижу будущее как военно-морской, так и торгового флота.