А когда-то мы были и первыми, и вторыми

27 518 110
А когда-то мы были и первыми, и вторыми

Ну что же, поговорим еще об экранопланах? Вообще — самое время, потому что турецкая компания Solid Aero представила свою разработку под названием TALAY. Дрон-экраноплан, который может нести полезную/боевую нагрузку до 30 кг и летать над поверхностью моря при волнении до трех баллов.

Вообще турки в этом плане молодцы. Они сделали ставку на беспилотники еще лет 15 тому назад, когда Сельчук Байрактар создал свой первый беспилотник. Ну а чем дело продолжилось, все знают, и пусть «Байрактар» ТВ2 сперва прогремел, а потом тихонько так приземлился, само понятие использования БПЛА не только как разведывательного летательного аппарата четко укоренилось в военных мозгах: «Может — значит, должен!» или что-то в таком духе..



Поэтому, недолго попереживав за «Байрактар» ТВ2, турецкие инженеры вздохнули и продолжили работу. Благо направлений появилось столько, что глаза разбегаются. И вот на выставке IDEF 2025, что недавно прошла в Стамбуле, было продемонстрировано много чего интересного, в том числе и беспилотное транспортное судно, способное погружаться на глубину до 15 метров. Там, конечно, много восточного лукавства, и некоторые цифры вызывают реакцию в стиле «Да ладно!», но… Но у нас экраноплан.


Печально осознавать, но в деле экранопланов мы были первыми. Даже нет, мы были первыми и вторыми, потому что чтобы там ни соорудили в мире, а там много всякой рухляди напридумывали, но первые действительно реальные экранопланы были советскими. Работы великих инженеров Ростислава Алексеева и Роберта Бартини – от них терял челюсти весь остальной мир.




И нельзя забывать Л. Н. Щукина, достойного продолжателя дела Алексеева и Бартини, без преувеличения, отдавшего жизнь идее российских экранопланов.


Но Бартини и Алексеев работали не на пустом месте, до них было очень много исследований В. В. Голубева, Я. М. Серебрийского, Ш. Я. Биячуева, П. И. Гроховского, который в итоге выдал схему аппарата, ставшей классической. С двумя двигателями.

Но сегодня экранопланы — это не совсем про Россию. Отдельные фанатики продолжают работу в этом направлении, но, увы, особого интереса к теме не наблюдается. Да, в 2018 году на нашей небезызвестной выставке «АРМИЯ-2018» был некий проект экраноплана с ракетным вооружением, вроде бы от ЦКБ имени Алексеева в содружестве с рядом НИИ и КБ, но на дворе год 2025-й, и над волнами ничего.

А вот турки сочли идею перспективной и построили этакое.


TALAY – это беспилотная авиационная система, получившая название первого в мире многоцелевого дрона для полётов над поверхностью моря, может развивать скорость до 200 км/ч и лететь на высоте от 3 до 10 метров над поверхностью воды, находиться в воздухе до трех часов и, как уже говорилось, при волнении до трех баллов. У аппарата новейшая система управления, которая может выполнять задачи по патрулированию, разведке, нанесению ударов или транспортировке грузов в зависимости от требований. Причем как самостоятельно, так и под управлением оператора.

Многоцелевой БПЛА WIG (Wing-in-Ground) относительно компактен для своего класса: размах его крыльев составляет 3 метра, а общая длина — 2,8 метра.

TALAY, по заявлениям разработчиков, отличается высокой (для экраноплана) манёвренностью. Силовая установка дрона состоит из электродвигателей и литий-полимерных аккумуляторов. Дальность связи БПЛА составляет до 200 километров. Компания утверждает, что дрон способен атаковать портовые структуры и поражать вражеские суда.

Беспилотный летательный аппарат имеет низкое радиолокационное сечение и конструкцию, ориентированную на малозаметность. Он может выполнять высокоточные задачи благодаря усовершенствованной передаче данных или опираясь на предварительно загруженные координаты. Разработчики говорят, что в системе используется блок управления полётом нового поколения с программным обеспечением на основе заложенных моделей и искусственного интеллекта.

Довольно компактное беспилотное летательное средство способно нести полезную нагрузку весом 30 кг. С одной стороны, это немного, с другой – давайте положим на одну чашу весов TALAY, а на другую – ПКР «Томагавк», который TASM.

Здесь вообще стоит сравнить экраноплан с дозвуковой крылатой ракетой, потому что это основной конкурент.


TASM — это «Томагавк», на котором система наведения TERCOM была заменена активной радиолокационной, аналогичной ГСН ПКР «Гарпун». Ракета предназначалась для поражения надводных целей на больших дистанциях и была оснащена 450-килограммовой полубронебойной боевой частью.

Максимальная дальность применения TASM составляла 450 километров. TASM пролетал всё это расстояние на сверхмалой высоте (около 5 метров над уровнем моря) и не мог быть обнаружен корабельной РЛС на большом расстоянии.

Запомнили: 450 кг БЧ, 450 км дальность, скорость около 800 км/ч, высота полета 5 метров. Это «Томагавк».

Что у нас у БПЛА-экраноплана? 30 кг БЧ, 200 км дальность, 200 км/ч скорость, высота полета такая же или чуть ниже.

Кажется, что крылатая ракета бьет экраноплан по всем параметрам? А вот и нет.

Начнем с цены. Сколько может стоить пластиковая штуковина размером с «Герань»? Аккумуляторы, электродвигатели, блоки управления — пусть 30 тысяч долларов. «Герань» дешевле, но не станем придираться. Сколько стоит TASM? 1 870 тысяч тех же долларов. Значит, один TASM — это как 62 TALAY. А несет TALAY 30 кг взрывчатки, значит, применяем калькулятор — 1 860 кг. То есть, как четыре «Томагавка».

То есть калькулятор нам говорит, что по цене одной крылатой ракеты можно запустить целую стаю БПЛА-экранопланов, которая понесет взрывчатки, как 4 крылатых ракеты.

Можно ли сбить крылатую ракету? Дозвуковую – запросто. Особенно если ее на фоне волн подсветит самолет ДРЛО. Так вот, сделаем маленькое отступление про малозаметность.

Малозаметность у ракеты — она несколько условная, потому что на всей своей траектории ПКР жжет топливо, дабы лететь самой и снабжать электричеством мозги. Значит, тепловой след, который прекрасно могут взять оптико-электронные системы наблюдения, особенно с тепловизорами. TALAY обнаружить очень непросто, потому что выхлопа у него нет, тепловой картинки, соответственно, тоже.

Плюс металлический корпус, который все равно будет отражать радиоволны. От этого никуда не уйти, по крайней мере пока.

Кроме того, сам процесс пуска ПКР можно засечь с приличного расстояния, чем все и пользуются. БПЛА на электротяге – поистине страшная штука в плане незаметности.

И вот здесь вопрос: а представьте себя на месте капитана, скажем, корвета на 4000 тонн водоизмещения. У вас радары, вертолет, пушка, зенитные ракеты и, возможно, пара стрекоталок по бортам. И какую перспективу для себя вы бы выбрали, от чего отбиваться: от 2 ПКР или 100 БПЛА?


Теоретически любой корвет имеет шанс отбиться от двух ракет. Ну или от одной. Да, 450 кг в борт – это кошмар как неприятно, но шанс уцелеть и даже остаться на плаву есть. Примерно 50%, да, или корвет утонет, или нет. А вот 100 беспилотников с небольшими зарядами… Ну это как убивать: один удар кувалдой или 100 ударов молотком. Как говорится, всё равно помрешь, но во втором случае мучительно и долго.

Вообще, такая стая экранопланов-камикадзе может представлять угрозу и для кораблей более высокого класса.


Что можно сказать в виде итога по экранопланам?

Есть интересные преимущества в сравнении с БЭКами:
- быстрее катеров, не критично волнение;
- не страшны минные, боновые и сетевые заграждения;
- за счет экономичности больший радиус действия.

Есть отличия и с ПКР:
- однозначно малозаметен в радио-, ИК- и УФ-диапазонах;
- может быть использован в качестве барражирующего боеприпаса, может сменить цель, можно вернуть на базу в случае отмены атаки;
- сложнее уничтожить;
- значительно дешевле.

Экраноплан-камикадзе действительно непросто будет уничтожать. Ракетам будет проблемно наводиться за счет того, что нет практически никакого излучения, а активным РЛГСН непросто будет захватить цель, в которой минимум металла. Возможно, неплохо подошли бы контрастные ГСН типа как на «Джавелине», но тут проблема – экраноплан не танк и движется в 4–5 раз быстрее, так что у оператора не так много времени на наведение. Но на фоне воды БПЛА может представлять собой контрастную цель, на которую наведется матрица. Не факт, но попробовать было бы интересно.

Есть, конечно, и минусы. Главный — низкая манёвренность, так как экраноплан, как и самолёт, для изменения направления движения должен создавать центростремительную силу, единственным источником которой является крыло. Правда, работая двумя двигателями, можно «помогать» крылу, и на турецких роликах модель экраноплана была довольно шустрой.

Далее — персональная подготовка операторов. Управление экранопланом отличается от управления катером или воздушным беспилотником.

Ну и меньшее количество доставляемой взрывчатки, хотя это как раз не проблема: согласно советским опытом, экраноплан можно разогнать до любых размеров.

Вообще считается, что по совокупности показателей экранопланы проигрывают абсолютно по всем параметрам обычным самолётам и кораблям: корабли значительно превосходят их по водоизмещению, самолёты — по скорости и гибкости использования.

Но в случае беспилотных средств так уже не кажется.


Есть такое мнение, что турки смогли уловить тонкую суть процесса полета экраноплана и использовать ее на всю катушку. Действительно, экраноплан-камикадзе может оказаться очень эффективным видом оружия, хотя и весьма специфическим.

Казалось бы, чего выдумывать велосипед, если уже есть БПЛА? Они летят, летят на большие расстояния, чем экраноплан, с большей скоростью, и с маневренностью у них получше будет. К чему огород городить?

На самом деле, всё не так однозначно. У экранопланов высокая экономичность и более высокая грузоподъёмность по сравнению с воздушными летательными аппаратами, так как подъёмная сила складывается с силой, образующейся от экранного эффекта. Так что одинаковый по размерам и двигателям БПЛА и экраноплан будут различны по своим характеристикам.

Второй аспект – низкая высота полета экраноплана. БПЛА может, но: расход топлива/энергии больше, потому что воздух максимально плотный, а в экран БПЛА не умеет. Он просто под другую физику рассчитан. И восходящие/нисходящие потоки воздуха, которые экраноплан использует при своем полете, для обычного БПЛА не самое приятное явление.

Третий аспект. От атаки снизу современные корабли, как показала практика на Черном море, защищены практически никак. Все, что могли противопоставить российские корабли украинским катерам-камикадзе, – немногочисленные МТПУ 14,5-мм и кое-что из малокалиберной зенитной артиллерии, скажем так, совершенно не ориентированной изначально на стрельбу «вперед-вниз» под отрицательным углом.

В мире с тех пор кое-что изменилось, но не критично. И мелкая скоростная (200 км/ч — это скорость, это не 40-50 км/ч у БЭКа) цель, идущая чуть выше волн, будет очень неприятной для расчетов.


Время, конечно, покажет всё, тем более что за турками водится грешок — показать достижения несколько в приукрашенном свете, но, возможно, что здесь они смогли снова придумать что-то новое. А может, это очередная восточная сказочка из цикла «Байрактар». Мы посмотрим, понаблюдаем.

Выставку в Стамбуле турки организовали красиво. Умеют, нечего сказать. Вопрос только в том, сколько из показанного — реальные прорывные изобретения, а что — ну как «гиперзвуковая» ракета, которая на поверку оказалась обычной баллистической. Однако в идее экраноплана-камикадзе что-то есть. И только время покажет — что.
110 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    11 августа 2025 04:54
    Вы можете смеяться, но я не понимаю, чем экраноплан, кроме, т.н. "экранного эффекта" отличается от обычного дрона, который точно так же умеет летать низко над поверхностью (ниже только БЭКи) и нести почти что любую нагрузку. Да и с маневренностью у него, опять же, из-за этого самого "экранного эффекта", как-бы не совсем. Очередная демонстрация технологии?
    1. -4
      11 августа 2025 05:17
      Думаю, что дрон "подобие экраноплана" и размером с "Герань" - не будет иметь того планирующего эффекта в силу своего размера, он просто не сможет его создать.
      1. -1
        11 августа 2025 07:06
        Цитата: vkfriendly
        дрон "подобие экраноплана" и размером с "Герань" - не будет иметь того планирующего эффекта в силу своего размера, он просто не сможет его создать.

        Вообще-то, схема "летающее крыло" способствует ! А будет или не будет... как-то чела убил бракованный капсюль ,неосторожно брошенный в печь...эффект "ударного ядра" ! Кто бы мог подумать ...капсюль и "ударное ядро" !
        1. +7
          11 августа 2025 09:22
          Цитата: Nikolaevich I
          Вообще-то, схема "летающее крыло" способствует

          Все-таки у экраноплана несколько отличное крыло по форме и оптимизированно именно под экранный эффект.

          Соответственно, из-за крыла возникают плюшки в виде повышенной грузоподъемности и стабильности полета в зоне действия экранного эффекта. Вот для ударного применения еще увидели плюшку в виде малозаметности. request
          1. +2
            11 августа 2025 12:05
            Цитата: Netl
            Все-таки у экраноплана несколько отличное крыло по форме и оптимизированно именно под экранный эффект.

            Экранопланы строятся по различным схемам ! Тут нет догмы ,хотя и есть свои условия ! Есть и "треугольная" схема типа "летающее крыло" !
      2. +3
        11 августа 2025 10:22
        Цитата: vkfriendly
        он просто не сможет его создать.
        Почему? По такой логике, квадрокоптер не может иметь эффекта вертолёта. В чём проблема, будем теперь доказывать, что с БПЛА не нужны ракеты, самолёты и вертолёты, и, естественно, экранопланы? Кто и что у нас людей то зомбирует, всё из крайности в крайность, и, главное, кому это выгодно...
        1. -3
          11 августа 2025 13:32
          При чем здесь "зомбируют" и при чем вертолет и обычный дрон? И речь идет не об экранопланах типа "Лунь", а дронах как экраноплан размером с герань и по весу такой же я думаю. А как он его создаст в таком случае, если только не в большом бассейне. Во первых размер, во вторых его вес что бы держать этот дрон над волной пусть да же небольшой(рябью) да он просто кувыркнется в воду на такой скорости в 200км\ч, а восходящие и нисходящие потоки воздуха учитывать не надо? Которые огромные самолеты об взлётку печатает иногда. И ни какого экранирующего эффекта тут не получишь, если дрон только не сделают размером с самолет и в несколько тонн веса, ну и разогнать его до нескольких сотен км, на скорости меньшей он будет по воде просто плыть.
          1. +3
            11 августа 2025 14:22
            Цитата: vkfriendly
            И речь идет не об экранопланах типа "Лунь", а дронах как экраноплан размером с герань и по весу такой же я думаю.

            Вы статью, надеюсь, прочитали? Вот, турки подсуетились.
            TALAY – это беспилотная авиационная система, получившая название первого в мире многоцелевого дрона для полётов над поверхностью моря, может развивать скорость до 200 км/ч и лететь на высоте от 3 до 10 метров над поверхностью воды, находиться в воздухе до трех часов и, как уже говорилось, при волнении до трех баллов. У аппарата новейшая система управления, которая может выполнять задачи по патрулированию, разведке, нанесению ударов или транспортировке грузов в зависимости от требований. Причем как самостоятельно, так и под управлением оператора.
            Многоцелевой БПЛА WIG (Wing-in-Ground) относительно компактен для своего класса: размах его крыльев составляет 3 метра, а общая длина — 2,8 метра.
            TALAY, по заявлениям разработчиков, отличается высокой (для экраноплана) манёвренностью.

            Вы говорили про "Герань", для сравнения, - длина "Герани" 2,6 метра, размах крыла 2,2 метра, вес 135 кг, для "Герань - 2", соответственно, 3,5 метров, 2,5 метров, вес 200 кг.
            Причём вертолёт и дрон? Это в целом, некоторых послушаешь, так нам полноценная армия и флот уже не нужны, а сгодятся "парни в тапках" на мопедах и пикапах, плюс тучи БПЛА. Не надо из дронов фетиш делать, хотя, это, бесспорно, новая угроза, новый вид боевого воздействия.
            1. -1
              11 августа 2025 16:46
              "сгодятся "парни в тапках" на мопедах и пикапах, плюс тучи БПЛА." - вполне рабочая схема. Асад подтвердит laughing .
      3. -1
        11 августа 2025 11:36
        Цитата: vkfriendly
        он просто не сможет его создать.

        Зато он может маневрировать, а вот у экраноплана с этим вообще никак.
    2. +12
      11 августа 2025 05:26
      Я принимал участие в постройке и испытаниях 4 экранопланов. Крайняя модель, вооружённая приличными восемью ракетами и обладающая скоростью около 500 км, вроде довольно перспективная штука для флота. Но подоспела перестройка...
      1. 0
        11 августа 2025 06:53
        что за проект? где строили?
        1. +3
          11 августа 2025 07:25
          "Восьмёрка", Орлёнок", "Лунь". Строились в г. Горький, испытания на Каспии.
          1. 0
            11 августа 2025 07:33
            Цитата: кот Краш
            "Восьмёрка", Орлёнок", "Лунь". Строились в г. Горький, испытания на Каспии.

            Нет, который с восемью ракетами. Что за проект?
            1. +1
              11 августа 2025 07:38
              "Лунь", На них, практически всё и закончилось.
              1. 0
                11 августа 2025 08:00
                Цитата: кот Краш
                "Лунь", На них, практически всё и закончилось.

                Да с Лунем всё понятно. А что за проект был с восемью ракетами?
                1. -1
                  11 августа 2025 08:03
                  Чего непонятного? "Лунь".
                  1. 0
                    11 августа 2025 08:26
                    Цитата: кот Краш
                    Чего непонятного? "Лунь".
                    1. 0
                      13 августа 2025 15:52
                      Вариант с восемью ракетами рассматривался. Попадалось упоминание. Но вероятно, не рискнули из-за явной угрозы помпажа, при пуске из передней ПУ. Либо первоначально собирались ставить менее габаритные ракеты Термит , а потом переиграли на Москиты. Но это уже мои домыслы.
                  2. +2
                    11 августа 2025 08:42
                    Я думаю человек спрашивает, потому что у Луня, согласно официальным эскизам и информации 2х3 ПКР Москит, а не 8.
                    1. 0
                      11 августа 2025 08:49
                      Я участвовал постройке первого луня, там на крыше было четыре подставки по две ракеты на каждой. На испытаниях не был, ушёл работать в другое место.
      2. +5
        11 августа 2025 07:54
        А чем перспективна? Пока нет необходимости удара это ржавеет в соленой воде, дорого в обслуживании. При нанесении удара требует внешнего целеуказания с самолета, фактически самолет с большой скоростью, уязвимый, не защищенный, да еще и способный разбиться если случайно подпрыгнет (так кажется и случилось с одним), к волнам чувствителен.
        1. 0
          11 августа 2025 11:37
          Ну да, штука сразу не казалась сильно надёжной. "КМ" потонул при шторме 3-4 балла. Чуть резче, чем можно было, вошёл в поворот - и аут. Наша пара как раз отдавала его последний швартов.
          1. 0
            15 августа 2025 09:14
            Цитата: кот Краш
            Чуть резче, чем можно было, вошёл в поворот - и аут. Наша пара как раз отдавала его последний швартов.

            Т.е. зацепил волну? Есть сведения, что развалился от усталости металла при грубой посадке и это более правдоподобно т.к. обошлось без потерь.

            Цитата: кот Краш
            "КМ" потонул при шторме 3-4 балла.
            3-4 балла - это не шторм. это волна до 2,5 м высотой. Шторм от 9 баллов. hi
            1. 0
              15 августа 2025 11:26
              Утонул в море. Я знаком с людьми, что были на борту в это время. Рухнул при повороте. Сильно пострадал 1 человек. Он как раз всех и спас. Задействовал надувную шлюпку. Сама летучая посудина утонула довольно быстро. Но и спасатели не дремали, среагировали, как надо. А с берега было хорошо слышно шум движков несколько минут после старта и вдруг тишина.
        2. -2
          11 августа 2025 11:40
          Цитата: Виктор Сергеев
          к волнам чувствителен.

          Дополню, летает по прямой, поворот не тривиальная задача даже для летчика экстра класса.
      3. +5
        11 августа 2025 11:30
        Цитата: кот Краш
        Но подоспела перестройка...

        Скорее, подоспел вопрос: зачем флоту летающий МРК с 6-8 ПКР с дальностью 120-150 км? Применять его можно только при условии завоевания господства в воздухе, но в этом случае у него не будет целей - противник не пошлёт свои корабли в зону господства нашей авиации. А без господства в воздухе экраноплан с его скоростью и габаритами и отлично виден, и так же отлично поражаем теми же РВВ.
        В общем, с таким же успехом можно было рассматривать боевое применение Ил-76, вооружённого ПКР.
        1. -3
          11 августа 2025 13:59
          Думаю не развались Союз, вторая иттерация Луня имела бы не Москиты а Ониксы и не 6 а много больше. И свою ПВО тоже. И РЭБ и много чего ещё. МРК но скоростной. Для первого удара по КУГ/АУГ самое то.
          1. +6
            11 августа 2025 15:24
            Цитата: garri-lin
            Думаю не развались Союз, вторая иттерация Луня имела бы не Москиты а Ониксы и не 6 а много больше. И свою ПВО тоже. И РЭБ и много чего ещё.

            А теперь со всем этим мы попробуем взлететь. © smile

            Один вопрос - зачем это чудо ВМФ СССР, у которого и так есть 13 полков МРА, в которых служат боле скоростные и манёвренные Ту-22М3 с ПКР ДД?
            1. +1
              11 августа 2025 18:25
              Ну в руках Советских инженеров однозначно взлетело бы.

              Малозаметность на фоне воды. Сейчас не актуально уже а в 90х вполне аргумент.
              И автономность в 5 суток которую вполне могли довести до 8.
              МРК но очень скоростной.
              1. 0
                12 августа 2025 02:07
                После появления ПКР для тактической авиации типа П-800 и Х-35 и МРК на пенсию бы отправились.
                1. 0
                  12 августа 2025 10:04
                  Однако П 800 Оникс, которую я как раз и указал, сколько лет уже в строю. А МРК как то никтотне списывает.
                  А Х 35 против КУГ/АУГ это смешно. С любого носителя.
                  1. 0
                    12 августа 2025 10:22
                    Цитата: garri-lin
                    Однако П 800 Оникс, которую я как раз и указал, сколько лет уже в строю. А МРК как то никтотне списывает.

                    Потому что если старые МРК списать, то придётся сокращать адмиральские должности. smile
                    А новые МРК строились как обход договора по РСМД. Договор давно почил в бозе, но МРК всё равно строят по инерции. Всем хорошо: промам - денежки, флоту - новые корабельные и береговые должности.
                    1. 0
                      12 августа 2025 12:36
                      А что то крупней МРК вобще можем массово строить? И быстро?
                      Нет.
                      1. 0
                        12 августа 2025 15:33
                        Тогда о массовом строительство экранопланов тем более можно забыть. Для того же Луня нужно 8 ТРДД. То есть придеться выбирать между Ил-76 или Лунями.
                      2. 0
                        13 августа 2025 16:29
                        Расширение производства.
                        Сейчас это сказки. А во времена когда испытывали Лунь было обычным делом.
                      3. 0
                        14 августа 2025 12:27
                        Цитата: garri-lin
                        А что то крупней МРК вобще можем массово строить? И быстро?
                        Нет.

                        Так у нас и с МРК проблема. Имя которой - "Звезда". У монополиста по дизельным "звёздам" вечные проблемы с производством, до СВО они вообще умудрялись сдавать по корабельному 1 комплекту ГЭУ для МРК в год.
                        Пожалуй, единственные корабли, с постройкой которых нет больших проблем - это 20380. Если, конечно, Коломна не подведёт.
                      4. 0
                        14 августа 2025 17:49
                        Дааа. Морская держава. Доспехи предков явно не по плечу.
              2. 0
                12 августа 2025 10:14
                Цитата: garri-lin
                Малозаметность на фоне воды. Сейчас не актуально уже а в 90х вполне аргумент.

                Это аргумент для советского ВМФ, который полагался исключительно на корабельные РЛС с их дальностью радиовидимости.
                Даже для обычного патрульного самолёта или истребителя цель размерами 73 х 44 х 19 м (это как два МРК "Бора" или четыре стандартные хрущёвки), да ещё и идущая на скорости 500 км/ч, отлично видна на фоне любой поверхности.
                А если в районе нет авиации противника, то там и целей для МРК нет.
                1. 0
                  12 августа 2025 12:34
                  Я указал в качестве вооружения Оникс. Это 800 км. Рубеж пуска в 600 км от цели самое близкое. У какой КУГ/АУГ зона патрулирования авиации 600-800 км? По внешнему целеуказания для первого удара на максимально удалении Луни были бы довольно хороши.
                  Но как обычно БЫ. Мечты мечты.
                  Куда мечтать. Вон сегодня выложили. То что имеем сохранить НЕ ХОТИМ. 1155 говоря резать будут.
                  Эх.
                  1. +1
                    12 августа 2025 15:24
                    Это 800 км.


                    При запуске с Су-30 на высоте в несколько КМ и скорости около 1 Маха. При пуске с корабля или наземной ПУ дальность падает почти вдвое.
                    1. 0
                      13 августа 2025 16:26
                      Оникс М с морского носителя 800 км.
                  2. 0
                    14 августа 2025 12:29
                    Цитата: garri-lin
                    Я указал в качестве вооружения Оникс. Это 800 км. Рубеж пуска в 600 км от цели самое близкое. У какой КУГ/АУГ зона патрулирования авиации 600-800 км?

                    И зачем для этого строить экраноплан, если "Оникс" возможно подвесить даже под Су-30?
                    1. +1
                      14 августа 2025 18:00
                      Повторяюсь. Автономность. Гипотетический серийный Лунь М мог в угрожаемый период выдвигатся навстречу противнику и скучно сидеть на воде ожидая команды на удар. И нести тот Лунь М мог не 6 ониксов а раза в два больше. 4500 москита на 3000 кг оникса это уже в полтора раза тобиш 9 ракет плюс ТПК у ониеса легче. 12 ракет точно мог бы нести.
            2. 0
              13 августа 2025 15:56
              Цитата: Alexey RA
              Один вопрос - зачем это чудо ВМФ СССР, у которого и так есть 13 полков МРА, в которых служат боле скоростные и манёвренные Ту-22М3 с ПКР ДД?

              Зачем Флоту СССР/России малые ракетные корабли и катера, которые не обладают эффективной ПВО, не способны противостоять подводным угрозам и даже обнаруживать их, к тому же развивающие ход в 35-40 узлов?
              Вот затем и ЭП.
              1. 0
                13 августа 2025 19:54
                Зачем Флоту СССР


                МРК действовали преимущественно в зоне своих авиации и сил ПЛО. К тому же вес советских ПКР стартовал от 2 тонн. И для тактической авиации того времени были неподъемными.

                России


                Изначально для обхода договора ДРСМД. Сейчас строят, просто потому что со строительством других кораблей у нас существенные проблемы.
                1. 0
                  15 августа 2025 08:39
                  Цитата: bulatmuhamadeev

                  Изначально для обхода договора ДРСМД. Сейчас строят, просто потому что со строительством других кораблей у нас существенные проблемы.
                  Ладно очковтирательство, но тогда почему не списывают Оводы и Молнии?

                  Цитата: bulatmuhamadeev
                  МРК действовали преимущественно в зоне своих авиации и сил ПЛО.

                  О как. А почему в этом отказано ЭП?

                  Цитата: bulatmuhamadeev
                  К тому же вес советских ПКР стартовал от 2 тонн. И для тактической авиации того времени были неподъемными.
                  Того, это какого? Су-24 вполне тактический бомбер, и мог нести и применять ПРР Х-58, которая и сама по себе вполне могла быть противокорабельной, и имела спецБЧ, и даже получила модификацию ПКР.
                  Но это мелочи. СССР владел очень мощной морской ракетоносной авиацией, но при этом активно строил довольно уязвимые МРК/РК. Почему?
                  Потому что они позволяли иметь дополнительные тактики, и позволяли придерживаться их. wink
                  А ещё вопрос, чисто наводящий
                  Зачем Флоту СССР/России малые ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ корабли, которые не обладают эффективной ПВО, не способны противостоять надводным кораблям, к тому же развивающие ход в 35-40 узлов?
              2. 0
                14 августа 2025 12:22
                Цитата: Владимир_2У
                Зачем Флоту СССР/России малые ракетные корабли и катера, которые не обладают эффективной ПВО, не способны противостоять подводным угрозам и даже обнаруживать их, к тому же развивающие ход в 35-40 узлов?

                Только ради корабельного состава. smile
                Цитата: Alexey RA
                Потому что если старые МРК списать, то придётся сокращать адмиральские должности. smile
                А новые МРК строились как обход договора по РСМД. Договор давно почил в бозе, но МРК всё равно строят по инерции. Всем хорошо: промам - денежки, флоту - новые корабельные и береговые должности.

                Плюс малыми кораблями очень хорошо закрывать отчёты по сдаче кораблей: каждый МРК - это плюс единица к Итого в графе "боевые корабли". В результате - общая цифра примерно соответствует программе. А что там должны были быть ФР, а сдали МРК - ну так это нужно детально разбираться, поднимать ГПВ и т.д.
                На замену 11356 придут малые ракетные корабли проекта 22800 с крылатыми ракетами, заложить головной корабль мы планируем уже в 2016 году
                © Чирков
                1. 0
                  15 августа 2025 08:16
                  Цитата: Alexey RA
                  Только ради корабельного состава. smile

                  Т.е. не для комбинированных действий с авиацией и большими НК, не для действий в прибрежной и ближней морских зонах, не для действий на ограниченных ТВД (архипелаги и островные гряды)? Ну ну.

                  Цитата: Alexey RA
                  А что там должны были быть ФР, а сдали МРК - ну так это нужно детально разбираться, поднимать ГПВ и т.д.
                  То что нынешнее положение и в Армии и на Флоте это результат многолетнего очковтирательства в молодой стране Российская Федерация - это и так понятно. Непонятно почему игнорируются: комбинированные действия, ограниченные ТВД и прочие мелководья со шхерами.
                  И контролька:
                  Зачем Флоту СССР/России малые ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ корабли, которые не обладают эффективной ПВО, не способны противостоять надводным кораблям, к тому же развивающие ход в 35-40 узлов?
                  1. 0
                    15 августа 2025 10:30
                    Цитата: Владимир_2У
                    Т.е. не для комбинированных действий с авиацией и большими НК

                    А где Вы это всё видите в нашем ВМФ в количестве, достаточном для взаимодействия с поступающими на флоты МРК? Причём и в текущем составе, и в заказах?
                    Авиации у ВМФ - по два полка на флот. Большие корабли на каждом из флотов можно по пальцам рук (а то и одной руки) пересчитать.
                    Цитата: Владимир_2У
                    Зачем Флоту СССР/России малые ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ корабли, которые не обладают эффективной ПВО, не способны противостоять надводным кораблям, к тому же развивающие ход в 35-40 узлов?

                    Для решения главной задачи флота, на которую должны быть брошены все силы и средства ВМФ - безопасного вывода РПКСН из баз.
                    В отличие от МРК, зона работы МПК - ближние подступы к базе флота. Где их ещё можно как-то прикрыть с берега даже имеющимися силами.
                    1. 0
                      15 августа 2025 10:48
                      Цитата: Alexey RA

                      А где Вы это всё видите в нашем ВМФ в количестве, достаточном для взаимодействия с поступающими на флоты МРК? Причём и в текущем составе, и в заказах?
                      Авиации у ВМФ - по два полка на флот. Большие корабли на каждом из флотов можно по пальцам рук (а то и одной руки) пересчитать.

                      Ну так в СССР и НК и авиация были в количестве, а от МРК/РК не отказывались, даже в составе ОПЭСК. И уж тем более в зонах недоступных/неудобных для НК. И уж тем более с учётом того, что даже авианосцев не так много, как хотелось бы некоторым, не говоря об АУГ.
                      Так вот ЭП схожие с Лунем - отличная замена МРК/РК, причём малоуязвимая для подводных угроз и менее уязвимая для угроз с воздуха.

                      Цитата: Alexey RA
                      Для решения главной задачи флота, на которую должны быть брошены все силы и средства ВМФ - безопасного вывода РПКСН из баз.
                      В отличие от МРК, зона работы МПК - ближние подступы к базе флота. Где их ещё можно как-то прикрыть с берега даже имеющимися силами.

                      Вывести с базы - мягко говоря недостаточно. МПК должны и прибрежную (200 км) зону и БМЗ (500 км) обеспечивать. И от торпедной атаки МПК слабо защищены, а воздушное прикрытие просто не успеет. К тому же МПК уже слабо себя показывали в обнаружении АПЛ вероятных, из-за скорости.
                      Так что ЭП ПЛО - это очень перспективное направление.
                      Но очевидно, при хоть чуточку более адекватном руководстве Флота...
      4. -2
        11 августа 2025 11:39
        Цитата: кот Краш
        Я принимал участие в постройке и испытаниях 4 экранопланов.

        Поясните какой танец нужно сплясать, что бы на нем безопасно сделать поворот. По прямой всё выглядит идеально, а дальше есть нюансы.
        1. 0
          11 августа 2025 11:55
          Пока подробно ответить не могу. Чуть-чуть потом. Есть у меня полтора десятка знакомых лётчиков. Вот поспрашиваю у них, что они пляшут на поворотах и непременно сообщу.
        2. 0
          13 августа 2025 16:04
          Цитата: qqqq
          По прямой всё выглядит идеально, а дальше есть нюансы.

          Нюанс один - в крене и повороте с креном, а крен - это способность энергично маневрировать, ЭП устойчивее и безопаснее самолёта, потому что самостабилизируется. При полёте в 10 м, и крене в 15 градусов (ограничение по маневрированию полностью гружёного Ил-76), консоль крыла в 44 м. (Лунь) опускается всего на 3,5 м. И зачем вам какая то сверхманевренность? Вы думаете что корабли и тяжёлые самолёты уклоняются от ракет маневрированием?
          1. 0
            13 августа 2025 16:17
            Цитата: Владимир_2У
            Вы думаете что корабли и тяжёлые самолёты уклоняются от ракет маневрированием?

            Дело не в сверхманевренности, а в том, что при любом повороте происходит крен. На крылья самолета действуют одинаковые силы, поэтому он свободно ими "машет". У экраноплана подушка, которая его держит при крене, не даст крылу опуститься, ну или при попытке будет его интенсивно выталкивать, а у второго крыла, которое при крене поднимается, сразу пропадает эта подушка и он стремиться опуститься, т.к. не хватает подъемной силы крыла, ибо это не самолет. В общем при любом крене, экраноплан стремится вернуться в исходное состояние, а если сильно "настаивать" , то просто перейти в неуправляемые кульбиты. Поворот возможен при отсутствии крена, соответственно с огромным радиусом и желательно при минимальной скорости, которая сразу делает воздушную подушку слабой.
            1. 0
              13 августа 2025 16:26
              Цитата: qqqq
              В общем при любом крене, экраноплан стремится вернуться в исходное состояние,

              А это стремление купируется удержанием органов управления. Вот и всё.

              Цитата: qqqq
              у второго крыла, которое при крене поднимается, сразу пропадает эта подушка и он стремиться опуститься
              Не пропадает, крыло то не в вакуум проваливается вообще то, а уменьшается, а это купируется работой органов управления, а именно рулей высоты, направления и закрылками. И в отличие от самолёта, ЭП самостабилизируется в крене и развороте при установившемся положении рулей. Именно благодаря экрану.

              Цитата: qqqq
              экраноплан стремится вернуться в исходное состояние, а если сильно "настаивать" , то просто перейти в неуправляемые кульбиты.
              Какая глупость. Ведь ЭП стремится вернуться в исходное положение же.
              1. 0
                13 августа 2025 16:30
                Цитата: Владимир_2У
                Ведь ЭП стремится вернуться в исходное положение же.

                Правильно. Как пример, пружина, под одним крылом она сжимается, а второе её растягивает, если перестараться, могут быть последствия. Всё таки поворот на экраноплане возможен, глупо отрицать очевидные вещи, но не для простого летчика.
                1. 0
                  13 августа 2025 17:21
                  Цитата: qqqq
                  Как пример, пружина, под одним крылом она сжимается, а второе её растягивает, если перестараться, могут быть последствия.

                  Ну что за ерунда про последствия? Соблюдать параметры, причём менее строго чем для сходных по массе самолётов, и выполнять маневрирование. Риск только в некоторой вероятности зацепить гребень сверхнормативой волны, да и тот не так опасен, благодаря поплавкам прорезающих очертаний.

                  Цитата: qqqq
                  но не для простого летчика.
                  Как не для простого лётчика поворот на велосипеде, санках или парусной яхте. Всего лишь специфика, которая намного проще управления самолётом.
      5. 0
        12 августа 2025 02:05
        Видимо перспективная по мнению тех, кто за строительство премии получал. Уже тогда был Ту-22М со скоростью в два маха и двумя-тремя Х-22. Да, ракет несет меньше (для атаки АУГ один хрен нужно будет соединение), но зато их между флотами нормально перебрасывать.
        1. 0
          13 августа 2025 16:10
          Цитата: bulatmuhamadeev
          для атаки АУГ один хрен нужно будет соединение

          Носителями ПКР Москит являются/являлись ЭМ 956 пр. (8 ракет) БПК типа «Адмирал Чабаненко», МРК типа Сивуч, РК типа Молния и МРК типа Лунь.
          Почему только Луня назначили в убийцы авианосцев?
    3. Ray
      +1
      11 августа 2025 06:56
      но я не понимаю, чем экраноплан, кроме, т.н. "экранного эффекта" отличается от обычного дрона, который точно так же умеет летать низко над поверхностью
      Ничем, кроме того что этот экраноплан - это тот же дрон, который адаптировпли летать низко над поверхностью. Вот и все отличие.
      1. +4
        11 августа 2025 07:42
        Цитата: Ray
        экраноплан - это тот же дрон, который адаптировпли летать низко над поверхностью. Вот и все отличие
        Дрон это тоже умеет неплохо делать, да ещё и получше экраноплана. Его полет, по крайней мере, не зависит от волнения моря
        1. Ray
          0
          11 августа 2025 09:46
          Дрон низко над поверхностью не летает же. А этот прямо парит над поверхностью.
          1. +1
            11 августа 2025 10:36
            Цитата: Ray
            Дрон низко над поверхностью не летает
            Вы и объяснить можете, почему он низко не летает?
          2. +2
            11 августа 2025 17:21
            Цитата: Ray
            Дрон низко над поверхностью не летает же. А этот прямо парит над поверхностью.


            А теперь по формуле экраноплана посчитаем высоту полета для формирования эффекта экрана:
            эффект экрана» будет проявляться на высотах H = ba/2V, где Н — высота полета, b — хорда крыла, a — скорость звука, V — скорость движения аппарата.
            Что то мне кажется, что данная поделка способна работать только 30 дней в году...
      2. 0
        11 августа 2025 15:54
        А так же имеет бОльшую грузоподъёмность при одинаковой мощности.
    4. 0
      11 августа 2025 06:58
      Wiki
      Экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуемая путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а динамически набегающим потоком воздуха.[2] Таким образом, крыло аппаратов с экранным эффектом создаёт подъёмную силу не только за счёт уменьшения давления над верхней плоскостью (как у классических самолётов), но и за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах, то есть высотах численно меньших аэродинамической хорды крыла.

      Характеристики экраноплана "Лунь", вес пустого 243 000 кг, максимальный взлётный — 380 000 кг,
      максимальная скорость 500 км/час, дальность 2000 км.
  2. +6
    11 августа 2025 05:39
    Ну наконец-то правильная статья, нам нужна максимальная мобильность, летающие пикапы и бтр , это можно реализовать только на экранах, мины это пугающее зло, есть даже противовертолетные мины, но это дорого, экопланы лучше бэков, и с них эти бэки можно и топить, вопрос в правильности постановки задачи am
    1. -1
      12 августа 2025 00:49
      наверное надо вспомнить разработку ученного энтомолога, который аппарат разработал из крыльев жуков...
  3. +2
    11 августа 2025 05:40
    Черное море http://esimo.oceanography.ru/esp2/index/index/esp_id/10/section_id/6/menu_id/1207
    Летом повсеместно преобладает слабое волнение, повторяемость волн высотой менее 1 м составляет 55-70 %. Зимой повторяемость таких волн уменьшается на северо-востоке района до 40 %, в остальной части моря до 27 %.
    Волны высотой 2-3 м чаще всего отмечаются зимой, повторяемость их достигает в этот период 20 %, в остальное время года она не более 12 %.
    Волны высотой 6 м и более наблюдаются редко, повторяемость их не превышает 1 % (декабрь-февраль).
    Максимальная возможная высота волн 11 м.

    Применение экранопланов ограничевает высота волн.
  4. +4
    11 августа 2025 05:51
    Казалось бы, чего выдумывать велосипед, если уже есть БПЛА?


    Не пойму я Скоморохова. Вроде сам понимает что шило на мыло менять, только время (деньги) терять. Но всё ищет какую-то подоплёку. Эффект экрана лишает аппарат маневренности, привязывает по высоте, теряется всепогодность, так как при волнении больше трёх баллов применение не возможно. Оно нам нужно? Нет уж. Есть винтовая Герань, есть реактивная. Просто, дёшево, отлажено. На меньшую дальность есть другие аппараты, даже Ланцет показывает более 80- ти км. Разнообразие это хорошо, но в меру. Оператор Герани не сможет управлять экранопланом, нужно переучивать. То есть готовить отдельно специальные группы для экранопланов. Лучше иметь экипажи которые могут управлять десятками типов обычных БПЛА без переучивания. СССР не просто так отказался от экранопланов.
    1. -2
      11 августа 2025 06:57
      Цитата: URAL72
      Эффект экрана лишает аппарат маневренности, привязывает по высоте, теряется всепогодность, так как при волнении больше трёх баллов применение не возможно.

      А почему вы решили ,что экраноплан должен быть лишь "морской" ?
      1. +5
        11 августа 2025 07:13
        Цитата: Nikolaevich I
        А почему вы решили ,что экраноплан должен быть лишь "морской" ?
        Потому что на суше имеются различные препятствия, как естественного характера - деревья, возвышенности, овраги и т.д., так и возведенный человеком - строения, ЛЭП и т.д....
        1. -1
          11 августа 2025 12:19
          Цитата: Luminman
          Потому что на суше имеются различные препятствия

          Милай ! Дык и на море попадаются острова,скалы,мельтешат разные суда ,нефтедобывающие платформы ! Как в таких случаях поступают "морские" экранопланы ? Наконец, в Европе имеется развитая дорожная инфраструктура , а в Африке и на Ближнем Востоке -пустыни ! И есть "подкласс" экранопланов (экранолёты) ! И ещё... сколько было "фуэте" по поводу ,,недостатков,, "оптоволоконных" БПЛА ! А они летают !
          1. +2
            11 августа 2025 14:40
            Цитата: Nikolaevich I
            Дык и на море попадаются острова,скалы,мельтешат разные суда ,нефтедобывающие платформы !
            Каков тысячный (или миллионный) процент объектов в океане, которые находятся выше поверхности моря?
            Цитата: Nikolaevich I
            Наконец, в Европе имеется развитая дорожная инфраструктура , а в Африке и на Ближнем Востоке -пустыни
            По развитой дорожной инфраструктуре идет точно такое же развитое движение автотранспорта. В пустынях бывают барханы, которые могут стать проблемой для экраноплана при их облете. Да и чего делать экраноплану в пустыне?
            Цитата: Nikolaevich I
            по поводу ,,недостатков,, "оптоволоконных" БПЛА ! А они летают !
            Если исключить небольшие расстояния полета, то летают хорошо, поплевая свысока на РЭБ противника... wink
            1. 0
              11 августа 2025 15:06
              Цитата: Luminman
              По развитой дорожной инфраструктуре идет точно такое же развитое движение автотранспорта.

              И куда "повернёт" развитое движение ,когда прозвучит сигнал воздушной тревоги ? И прикинем высоту "легковушки " и "высоту" (3-4 м ) динамической воздушной подушки !
              Цитата: Luminman
              В пустынях бывают барханы, которые могут стать проблемой для экраноплана при их облете.

              А в море волны ...и шо ...для разработчиков повод отказываться от работ ? Да что-то не отказываются !
              Цитата: Luminman
              Да и чего делать экраноплану в пустыне?

              А что делают экранопланы в море ?
          2. +4
            11 августа 2025 16:04
            Цитата: Nikolaevich I
            Дык и на море попадаются острова,скалы,мельтешат разные суда ,нефтедобывающие платформы !

            В количестве, несравнимом с рельефом местности и отдельно стоящими объектами на суше.
            Цитата: Nikolaevich I
            Наконец, в Европе имеется развитая дорожная инфраструктура

            Ага... а ещё - толпа ЛЭП, вышек и прочих малозаметных объектов. Летел себе экраноплан над дорогой... и хоп - проводами по килю, плюс 420 кВ на корпус. smile
            1. +1
              11 августа 2025 16:21
              Цитата: Alexey RA
              Летел себе экраноплан над дорогой... и хоп - проводами по килю, плюс 420 кВ на корпус

              good laughing good

              Вот так и надо, когда до оппонента не доходит - просто, наглядно... с картинками yes
  5. +6
    11 августа 2025 06:28
    Мы когда то были первыми и вторыми во многих областях. Теперь у нас остался только "первый лидер" по мнению нашего телевизора. Зато этот персонаж назвал высокоразвитую страну "страной калош".
    1. +8
      11 августа 2025 11:24
      Цитата: двп
      Зато этот персонаж назвал высокоразвитую страну "страной калош".

      Не-а. Это персонаж назвал СССР страной с классной сильной оборонкой и космосом, но практически без ТНП. "Калоши" - это именно они, советские товары народного потребления.
      Да, дорогие мои, да. Не надо дискутировать. Дело в том, что то, что мы производили (и руками махать не надо), было никому не нужно, потому что наши галоши никто не покупал, кроме как африканцы, которые должны были по горячему песку ходить. Вот в чём всё дело.
      У нас была оборонка – классная, сильная, и мы ею гордимся до сих пор. Мы благодарны нашим дедам и нашим отцам за то, что они создали после Великой Отечественной войны такую оборонку.
      Из зала: …И первый спутник.
      В.Путин: И первый спутник, и первый человек в космосе – это наша общая гордость, это достижения советской власти, которыми мы все гордимся. Это общенациональные достижения.
      Но товары народного потребления… Жириновский уже сказал об этом. Где они были? Их не было. Давайте не будем друг другу врать и народу. Народ то знает, что было и чего не было.

      И это ещё ВВП не упомянул про просьбы рабочих коллективов в год Олимпиады-80 ввести в их городах талоны на мясную и молочную продукцию - как это уже было сделано в крупных оборонных центрах РСФСР.
      1. +4
        11 августа 2025 12:18
        Вы наверное имеете ввиду старый советский анекдот.
        Письмо рязанских рабочих в газету "Правда":"дорогая редакция,вы постоянно пишите что в капиталистических странах рабочие постоянно не доедают. А нельзя ли то что они не доедают отправлять к нам,в Рязань?"
        1. +2
          11 августа 2025 15:27
          Цитата: двп
          Вы наверное имеете ввиду старый советский анекдот.

          Я имею в виду архивные документы типа:
          К Вам, руководителям области, обращаемся с просьбой разрешить вопросы обеспечения продуктами питания по талонам в связи с создавшимися затруднениями по обеспечению трудящихся такими продуктами как мясо, масло, яйца.
          С такой просьбой мы обращались к руководителям Красновишерского
          района, их ответ мы высылаем Вам. Считаем, что это не решение вопроса, а просто отписка, так как во многих городах Советского Союза уже существует талонное распределение дефицитных продуктов. Мы просим внедрить такую систему торговли и у нас в г. Красновишерске.
          © Письмо работников прииска «Уралалмаз» руководителям Пермской области с просьбой о введении талонов на продукты питания. Февраль 1979 г.
          Мы, рабочие Уральского химического завода, не можем ничего купить в наших магазинах. Совершенно нечем кормить семью. Неужели в наше время нельзя как-то наладить дело с питанием. Мы требуем улучшить снабжение продуктов питания и обязательно ввести талоны на получение мясных и молочных, как это введено в городах: Свердловске, Н. Тагиле, Кизеле, Губахе, Горьком, Ижевске и других.
          © Письмо рабочих Уральского химического завода в ЦК КПСС и местные партийные органы с просьбой о введении продовольственных талонов. Май 1979 г.
          А вот какие меры были предприняты:
          Во всех подразделениях завода по данной проблеме прошли политинформации, проведены беседы среди трудящихся производственными агитколлективами.
          Ряд товарищей, подписавших письмо в ЦК КПСС, приглашались на беседу в партком, с которыми проведена соответствующая индивидуальная работа. Всем им был дан ответ на интересующие вопросы.
          В настоящее время морально-психологическая обстановка на заводе хорошая, подобных вопросов не возникает.
          © Письмо секретаря парткома Уральского химического завода А.Л. Вдовина в Пермский обком КПСС о морально-политическом климате на заводе. Июль 1979 г.
      2. -1
        11 августа 2025 18:25
        Цитата: Alexey RA
        Не-а. Это персонаж назвал СССР страной с классной сильной оборонкой и космосом, но практически без ТНП. "Калоши" - это именно они, советские товары народного потребления.

        Этому "персонажу" стоило бы знать поговорку "промолчал бы - сошёл бы за умного"... Видите-ли в чём дело - снисходительно посмеиваться над достижением предков может лишь тот , кто достиг чего-то большего. Тот у кого галоши и прочие ТНП колосятся тучными стадами, и продаются во все страны мира. А иностранные потребители с вечера толпятся возле магазина и пишут на руках номерки в очереди за российским продуктом, и в этой очереди слышны возгласы на разных языках "вас тут не стояло!" Увы, ничего этого нет, ибо нет и продукта.... Мы уже говорили с Вами на эту тему, и я заявлял, что , возможно, советские товары были не самыми лучшими в мире, но они БЫЛИ. И некоторые товары экспортировались за границу. Что экспортируется сейчас?

        Цитата:" Дело в том, что то, что мы производили (и руками махать не надо), было никому не нужно, потому что наши галоши никто не покупал, кроме как африканцы, которые должны были по горячему песку ходить. Вот в чём всё дело." Конец цитаты...

        ...Очень характерная цитата обычного барыги, который думает не о том как наладить собственное производство для снабжения населения своей страны товарами, а как бы забарыжить за границу что-нить, и получить гешефт...
        ...Знаете-ли, под конец жизни человек смотрит в прошлое, и оценивает свою деятельность, и сравнивает результаты оной с результатами работы его предшественников:" Ну, неужели я неудачник и накчёмная личность у которой всё валится из рук!?... НЕТ-НЕТ! Я Великий и Непревзойдённый по сравнению с предшественниками! А что они могли делать ? Да только галоши!"... Короче говоря, весь этот спич про галоши попытка оправдаться даже не в глазах населения, а в своих собственных... Старый человек он, понимать надо.
        П.С. Галоши в которых я рассекая на даче, кста, китайского производства.
        1. 0
          13 августа 2025 07:07
          Цитата: Chack Wessel
          Цитата: Alexey RA
          Не-а. Это персонаж назвал СССР страной с классной сильной оборонкой и космосом, но практически без ТНП. "Калоши" - это именно они, советские товары народного потребления.

          Этому "персонажу" стоило бы знать поговорку "промолчал бы - сошёл бы за умного"... Видите-ли в чём дело - снисходительно посмеиваться над достижением предков может лишь тот , кто достиг чего-то большего. Тот у кого галоши и прочие ТНП колосятся тучными стадами, и продаются во все страны мира. А иностранные потребители с вечера толпятся возле магазина и пишут на руках номерки в очереди за российским продуктом, и в этой очереди слышны возгласы на разных языках "вас тут не стояло!" Увы, ничего этого нет, ибо нет и продукта.... Мы уже говорили с Вами на эту тему, и я заявлял, что , возможно, советские товары были не самыми лучшими в мире, но они БЫЛИ. И некоторые товары экспортировались за границу. Что экспортируется сейчас?

          Цитата:" Дело в том, что то, что мы производили (и руками махать не надо), было никому не нужно, потому что наши галоши никто не покупал, кроме как африканцы, которые должны были по горячему песку ходить. Вот в чём всё дело." Конец цитаты...

          ...Очень характерная цитата обычного барыги, который думает не о том как наладить собственное производство для снабжения населения своей страны товарами, а как бы забарыжить за границу что-нить, и получить гешефт...
          ...Знаете-ли, под конец жизни человек смотрит в прошлое, и оценивает свою деятельность, и сравнивает результаты оной с результатами работы его предшественников:" Ну, неужели я неудачник и накчёмная личность у которой всё валится из рук!?... НЕТ-НЕТ! Я Великий и Непревзойдённый по сравнению с предшественниками! А что они могли делать ? Да только галоши!"... Короче говоря, весь этот спич про галоши попытка оправдаться даже не в глазах населения, а в своих собственных... Старый человек он, понимать надо.
          П.С. Галоши в которых я рассекая на даче, кста, китайского производства.


          Саркастично:

          Да действительно, были и галоши свои и авиация и космос, и т.д.

          А сейчас и "калош" нестало и все остальное собственного производства на грани издыхания.

          Вот и всё, ради чего бюрократия методично разваливаливала СССР, в том числе организованно устраивая дефицит ТНП.

          А на самом деле, с развалом СССР, произошло юридическое оформление перехода собственности к паразитарной прослойке бюрократии, с заменой искусственного дефицита ТНП (для основной массы населения) на не менее искусственный дефицит денег (для основной массы населения).

          Интересно, насколько медленно восполнятся потери хотя бы стратегической авиации?

          Наверняка появятся статьи, что и она в общем не нужна и является пережитком ужасного софка.
  6. +3
    11 августа 2025 06:40
    Здесь вообще стоит сравнить экраноплан с дозвуковой крылатой ракетой, потому что это основной конкурент.
    Мне кажется, что уместнее сравнение с БЭК. При близких габаритах, весовой отдаче, возможности болтаться на пов. воды в режиме ожидания и высоте полёта не превышающей минимальную досягаемость ЗУР, вдвое более высокая скорость, снижающая эффективность применения вертолётов и бортовых вручную управляемых пулемётных установок, возможность маневра по высоте, должны повысить эффективность применения этих БП. Кроме того, исключается возможность их обнаружения гидроакустикой, а способность летать в самолётном режиме, может обеспечить внезапность применения со стороны суши, особенно в закрытых акваториях.
    1. -1
      11 августа 2025 14:24
      Нормально работающий вулкан-фаланкс и бэк, и экраноплан, и герань одинаково хорошо покрошит. Это когда у флота вся зенитная группа это два матроса с ручным пулеметом - тогда возникают сложности
      1. +2
        11 августа 2025 16:00
        Цитата: alexoff
        Это когда у флота вся зенитная группа это два матроса с ручным пулеметом - тогда возникают сложности

        Сложности возникают, когда первый и последний рубеж обороны пролегает по борту корабля, стоящего в гавани. Там хоть "Мириад" поставь - а запретные углы и сектора никто не отменял. Одно неверное движение - и две сотни снарядов улетели в соседний корабль или в частный сектор. Аппаратно запретить стрельбу в определённых диапазонах УВН и УГН? Тогда оттуда БПЛА и прилетит.
        А в открытом море БПЛА или экраноплан - это ухудшенная версия ПКР.
        1. 0
          11 августа 2025 16:51
          В гавани корабль может без экипажа стоять, и там его должны защищать ПВО порта, с разведкой и прочим. Но так как это на парад не отвезешь, то этого и нет толком. А корабли у нас и в открытом море поражались. Так как из ПВО только пара пулеметчиков, а разведка это ухи матроса, который услышал подозрительное жужжание
          1. 0
            12 августа 2025 10:29
            Цитата: alexoff
            А корабли у нас и в открытом море поражались.

            На рейде Новороссийска или на стоянке у Крымского моста. В открытом море, ЕМНИП, поражались только те, у кого нормального вооружения вообще не было - всякие "Рапторы" с одним пулемётом и АСС.
            1. 0
              12 августа 2025 16:58
              УДК стоял где-то к югу от Ялты километрах в пятидесяти от берега. С ним ситуация выглядела так при ближайшем рассмотрении, что руководству ЧФ занесли чемодан денег чтоб они резко оглохли, ослепли и отупели
              1. 0
                14 августа 2025 12:34
                Цитата: alexoff
                УДК стоял где-то к югу от Ялты километрах в пятидесяти от берега.

                БДК "Цезарь Куников". Это как раз из серии:
                Цитата: Alexey RA
                те, у кого нормального вооружения вообще не было

                Ибо у второй серии 775-х из вооружения есть только две древние АК-725 и две ПУ РС.
                1. 0
                  14 августа 2025 15:05
                  Ну дык вопросы почему он там стоял, почему предупреждения о вражеских катерах проигнорировали, почему не выслали ему кого-нибудь в помощь если он сломался. Адмиралов бы например с пулеметами на палубе поставили, хоть какой-нибудь прок бы с них был request
    2. +1
      11 августа 2025 22:59
      Кроме того, исключается возможность их обнаружения гидроакустикой,

      Гидроакустика способна выявить низколетящий самолет. Скорее всего, экраноплан тоже.
      Современная аппаратура многое позволяет. Опытный гидроакустик может определить тип судна, определить – надводное судно или низко летящий самолет и многое другое.

      https://www.riatomsk.ru/article/20170319/ot-podlodki-do-pavodkaglava-rajona-tomska-o-chesti-i-oficerskoj-viuchke
      1. 0
        13 августа 2025 16:18
        Цитата: solar
        Гидроакустика способна выявить низколетящий самолет. Скорее всего, экраноплан тоже.

        Мощности двигателей не забывайте...
  7. 0
    11 августа 2025 06:53
    "Экранопланы в современной войне и войнах будущего" ? Тема может оказаться интересной,но её необходимо тщательно изучить ! Есть "нюансы" ! Я об этом говорю,хотя и сам ,сравнительно недавно, "проектировал" экранопланы ,как пилотируемые воздушные платформы аэромобильных войск ,и как штурмовые("противобункерные") беспилотники ... Некоторые соображения "за и против" уже высказаны форумчанами на странице ; но это не всё !
  8. +7
    11 августа 2025 07:08
    Экраноплан - это такой же мертворожденный проект, как и конвертоплан и, даже в каком-то смысле, самолет с вертикальным взлетом и посадкой. Эдакая смесь бульдога с носорогом, но хуже как самого бульдога, так и носорога, хотя от него и ожидалось, что он соберет в себе в одном флаконе все достоинства корабля и самолета, а собрал разве что только их недоработки. Здесь так же еще надо понимать, что ни один из проектов экраноплана не дошел до самого главного - до его серийного производства и это были всего лишь экспериментальные единичные наработки. П.С. Но если когда-нибудь будут устранены такие серьезные недостатки э/планов, как зависимость от высоты волны, непроизвольное кабрирование и никудышная маневренность, и.т.д, то они вполне себе могут совершить революцию в войне на море. Но до этого им, увы, еще далеко...
  9. +3
    11 августа 2025 07:50
    Экран показал себя глупейшей вещью, оттого данная тема загнулась. Сложен в эксплуатации, постоянное соприкосновение с соленой водой, большой расход горючего, чувствителен к волнам, имеет свойство иногда подпрыгивать и булькать в воду, да и не невидим он, а вот сам слеп из-за низкой высоты полета. Проигрывает самолету, способному лететь на такой же высоте.
  10. 0
    11 августа 2025 11:51
    Начнем с того, что на корвете нет капитана, а есть командир.
  11. +3
    11 августа 2025 12:15
    Но Бартини и Алексеев работали не на пустом месте, до них было очень много исследований В. В. Голубева, Я. М. Серебрийского,
    Яков Моисеевич читал нам аэродинамику профилей в 70-е года прошлого века, хорошо читал.
    1. +2
      11 августа 2025 14:57
      Цитата: Авиатор_
      Яков Моисеевич читал нам аэродинамику профилей в 70-е года прошлого века, хорошо читал
      О-о-о! Снимаю шляпу...
  12. 0
    11 августа 2025 14:19
    Цитата: тлауикол
    Цитата: кот Краш
    "Восьмёрка", Орлёнок", "Лунь". Строились в г. Горький, испытания на Каспии.

    Нет, который с восемью ракетами. Что за проект?

    Лунь.
  13. 0
    11 августа 2025 15:43
    "согласно советским опытом, экраноплан можно разогнать до любых размеров"
    .Мне кажется,что гигантомания постройки экранолетов(Каспийский монстр) и погубило развитие и применение экранолетов.Конечно,сказались и смерть генконструктора и развал СССР.
  14. 0
    11 августа 2025 17:52
    Все хорошо над идеальной водной поверхностью Советские экранопланы были массивные и к волнению моря не слишком критичны за счет инерционности массы. Мелкий аппарат при волнении хотя бы в 1-2 балла и вследствие периодического изменения экранного эффекта будет очень сложно управляем. Клевать носом будет и не слабо. Очередные турецкие сказки из серии "Тысяча и одна ночь".
  15. +1
    11 августа 2025 23:42
    Печально осознавать, но в деле экранопланов мы были первыми. Даже нет, мы были первыми и вторыми, потому что чтобы там ни соорудили в мире, а там много всякой рухляди напридумывали, но первые действительно реальные экранопланы были советскими. Работы великих инженеров Ростислава Алексеева и Роберта Бартини – от них терял челюсти весь остальной мир.

    Стоило увидеть сей пассаж и сразу стало ясно, чьего пера сия писулька.

    А так дроны-экранопланы это конечно смех, ненужное не-пойми что, которое даже собственно нормального экрана иметь не будет из-за своих смешных размеров и соответственно абсолютно смешную мореходность. Вот серьезно, уж что-что, а сверхмалые и малые БЛА переделывать в экранопланы вообще смысла нету, они и так сверхэкономичны, выгоды по нагрузке или времени полета почти не будет, но зато добавятся огромные проблемы с областью применения.
  16. 0
    13 августа 2025 03:38
    Не так надо !
    Берём штук восем винтомоторных установок от герани, приделывааем к огромному экранооптимизированному крылу. Туда же цистерну с бензином.
    А внутрь суём какую-нибудь устаревшую (дальность маловата) ПКР. Потом 10 тыс. км. летим над чёрным морем. В конечной точке за [какая там дальность у устаревшей ПКР] км от вражъего корабля (если он не слинял с прежнего места) подрываем шнуровыми зарядами это экранолетающее чучело, и освобождаем ПКР в счастливый полёт.
  17. +1
    13 августа 2025 06:01
    Ну нынешняя Россия во многом стала - импотентом!
    Деградация имеет место. И это закономерно. Деньги а не развитие стало в этой стране главным.
    Понятие - наука, так очаговое явление. "Проклятый, тоталитарный коммунячий СССР" и мог и делал, сегодня во многом просто "надувание щёк"
    СССР и РСФСР прежде всего СОЗДАВАЛИ и выпускали 46% - гражданской авиации - В МИРЕ! на 100% или 95 % ВСЁ сами! Сегодня мы "пытаемся" с натугой реанимировать один ...МС-21
    И ещё очень показательно СВО! Сколько полков "самой современной российской авиации" СУ57? или сколько полков - "Армат"...причём и с той и нашей стороны воюют Советские, да чутка модернизированные изделия! Или созданные в России но еще советской научной школой...
    И самое главное не видно прогресса - школа, ВУЗы...и прежде всего НАУКА. Деградация в 8-12 раз в сравнении с СССР и в 50! раз с Китаем.
    грустно.
  18. -1
    1 сентября 2025 21:51
    Оказывается при МО РФ есть целое управление, обязанностью которого является определение перспективных угроз и реализация мер и средств по их купированию. Чиновников этого управления, которые занимаются проблемой противодействия дронам, уже давно надо было уволить с волчьим билетом. Решение проблемы борьбы с дронами лежит на поверхности. Это эшелон контроля низковысотных целей (визуального, звукового и электромагнитного) на высотных платформах (например, привязных дирижаблях) с горизонтом физического обзора 100 км (высота подъема дирижабля 700 м). С такой системой обнаружения и целенаведения должны работать многоразовые дроны-истребители с ДВС, вооруженные многозарядным гранатометом с автоматической системой управления огнем, который стреляет реактивными шрапнельными гранатами направленного действия с дистанционным подрывом.
    1. +1
      1 сентября 2025 21:52
      Цитата: usm5
      например, привязных дирижаблях

      Лучше отвязных. И звучит более по-военному yes
      1. -1
        1 сентября 2025 21:56
        Давно выписались для осмысления столь глубоких выводов?
        1. -1
          1 сентября 2025 21:57
          Цитата: usm5
          Давно выписались

          Даже не вписывался еще. А что? Ничем не хуже вашей писанины, коротко, и ясно. По-моему - так вполне yes