Паровозы. Первые опыты

11 074 69
Паровозы. Первые опыты
Паровая повозка Уильяма Мердока 1784 г.


Наш паровоз мы пустим в ход,
Такой, какой нам нужно.
И пусть создастся только фронт —
Пойдем врагов бить дружно.

Впервые песня была исполнена на демонстрации 7 ноября 1922 года в Киеве; сочинили ее молодые рабочие главных железнодорожных мастерских. Достоверно авторы не установлены. Можно считать ее плодом коллективного творчества. Разные источники автором текста указывают комсомольца Бориса Скорбина либо редактора стенгазеты комсомольца Анатолия Красного (Спивака), а автором музыкальной редакции – руководителя самодеятельного оркестра Павла Зубакова (1891–1942).




Артефакты истории техники. У нас что ни город, то какой-нибудь памятник «технической мысли» или ее воплощению. Не исключение и мой город Пенза. Есть у нас тут и танк на постаменте, причем «тот самый», с надписью «Пенза мстит» (хотя понятно, что не военного, а послевоенного выпуска), самолеты и вертолеты, «катюша» (ну как же без нее), грузовички «газоны» военной поры и даже ярко-красный пожарный автомобиль. Есть и паровоз, причем в области он даже не один, на котором регулярно делается надпись с количеством лет, прошедших после войны. А тут иду я через станцию Пенза-I, мимо его современного вокзала, и – мама родная, а тут стоит макет паровоза братьев Черепановых во всей своей красе. А шел я, как раз размышляя о том, какое новое техническое устройство выбрать для нового цикла «артефакты истории техники». И тут он и стоит! Явный указующий перст судьбы, не говоря уж о том, что среди наших читателей есть те, которые как раз и просили написать о паровозах. Так что очередной цикл будет именно о них, о паровозах.


Уильям Мердок (1754–1839). Портрет кисти Джона Леннелла (1792–1882)

Ну а начнется наша и их собственная история давным-давно, в 1784 году. В этом году Уильям Мердок – один из британских инженеров-изобретателей, создатель качающегося цилиндра паровой машины и много чего еще, построил модель кареты с паровым двигателем, по сути один из первых паровых автомобилей. Конечно, начать вроде бы следовало с «паровой телеги» Николя-Жозефа Кюньо, уже продемонстрировавшего полезность такого устройства в 1769 году, но дело все в том, что от разработки Кюньо в появившиеся затем паровозы перекочевал разве что котел с топкой да очень примитивный паровой двигатель. Тогда как Мердок создал конструкцию, на которую затем ориентировались многие создатели подобных машин. И был он очень толковым инженером, но всю свою жизнь проработал вместе с Джеймсом Уаттом и… в «тени его славы» со всеми вытекающими из этого последствиями.


Модель автомобиля Мердока в Бирмингемском научном музее

Первый патент на автомобиль в Соединённых Штатах получил Оливер Эванс в 1789 году. После чего пассажирские кареты с паровыми двигателями появились в Англии, и случилось так, что на одной из них в 1801 году довелось поездить Ричарду Тревитику. И именно эта поездка побудила Тревитика подписать контракт с владельцами железной дороги Мертир-Тидвил в Уэльсе, где использовалась исключительно конская тяга и было много каменного угля. Согласно этому соглашению, он обязался построить локомотив, который удешевил бы и облегчил перевозку чугуна.


Паровая карета начала XIX в.


Британский пассажирский паровой автомобиль 1828 г.

Сначала он сделал паровой автомобиль, разъезжая на котором по улицам своего городка, он пугал местных жителей, прозвавших эту машину «Пыхтящим дьяволом», а через три года представил самый настоящий в нашем понимании этого слова паровоз «Инвикта», который существенно отличался от всех известных до того времени паровиков. Так, в передней части его котла располагался горизонтальный цилиндр, создававший давление пара около 0,3 МПа (мегапаскалей; ранее 3 кПа/см2). Поршень через кривошип воздействовал на вал маховика, который был соединен с ведущими колесами посредством двух зубчатых передач. Характерными чертами внешнего вида «Инвикты» были направляющие крейцкопфа (деталь, обеспечивающая передачу движения на маховик), выступавшие далеко вперед за габариты двигателя, и дымовая труба, в которую Тревитик додумался выпускать отработанный пар. Пар создавал тягу, а она раздувала пламя в топке, так что специальные меха, таким образом, отпадали. Так Тревитик первым применил такой способ повышения тяги, причем это его изобретение и по сей день остаётся очень важной частью любого паровоза.


Фотография портрета Ричарда Тревитика

Тревитик также осознавал необходимость увеличения поверхности нагрева. Поэтому он перепроектировал жаровую трубу котла, собирающую отходящие газы, придав ей U-образную форму, что увеличило паропроизводительность. Его «Инвикта» развивала скорость от 6 до 8 км/ч с тяговой нагрузкой почти 10 тонн при 40 ходах поршня в минуту.


Паровоз «Инвикта»

Впоследствии Тревитик построил ещё два локомотива, причем второй паровоз имел весьма амбициозное название «Поймай меня, кто сможет», и он публично демонстрировался в Лондоне за плату. Однако ему не удалось добиться настоящего прорыва в области паровозостроения, прежде всего потому, что социальный заказ на подобный вид транспорта по сути дела еще только начинал формироваться.

Именно по этой причине эволюция в области паровозостроения с 1810-х по 1820-е годы шла именно в угледобывающих регионах севера Британии, а там – только вдоль побережья реки Тайн в районе Ньюкасла. Вот и самым значительным вкладом Тревитика в историю стали вовсе не паровозы, а… паровая машина, построенная им для Кристофера Блэкета, собственника каменноугольной шахты Тайнсайда в деревне Уайлэм. Причем именно шахта Блэкета как раз и стала центром паровозостроения в Англии 1810-х годов.

А было так, что Блэкет все в том же 1804 году узнал о работах Тревитика и дал задание воспроизвести его паровоз у себя в Нортумберленде. Сначала паровоз должен был двигаться по деревянным рельсам, ведущим от его шахты, но он сообразил, что они не выдержат веса пятитонного локомотива. Приспособили тянуть вагонетки тросами с помощью паровой машины, установленной стационарно. Наконец, он переделал дорогу под чугунные рельсы, а затем в 1808 году сделал Тревитику предложение попробовать еще раз. Но тот уже охладел к паровозостроению, занялся другими проектами и от предложения Блэкета отказался.

Тогда Блэкет, видимо, упрямства ему было не занимать, решил построить паровоз силами своих рабочих под руководством управляющего угольной шахтой Уильяма Хедли и прораба Тимоти Хэкворта. Причем именно Хедли совершил прорыв в создании практичного локомотива. В своей работе он использовал принципы, характерные для более позднего локомотивостроения, хотя его машины, по вполне понятным причинам, страдали от целого ряда технических проблем и недоработок начального периода.


Схема паровоза «Механическая лошадь» Уильяма Брантона

Кстати, вполне возможно, что Блэкета вдохновила конструкция Джона Бленкиншопа, работавшего на рельсовой дороге угледобывающей шахты Миддлтон близ Лидса. Невежество даже в технической среде было тогда явлением широко распространенным. Не зная законов физики, создатели паровозов опасались, что гладкие колеса будут по ним проскальзывать и сделают перевозку тяжелых грузов невозможной. Особые опасения вызывали у них даже небольшие подъемы и спуски, потому начали придумывать альтернативные системы движителей для паровозов. Вот в 1813 году один из них, Уильям Брантон, и собрал «механическую лошадь» на металлических ногах, толкавшуюся этими самым «ногами».

Ну а Бленкиншоп решил сделать железную дорогу с зубчатым ведущим рельсом, который для неё изготовил механик Мэтью Мюррей. Зубчатое ведущее колесо катилось по гребёнке, закреплённой сбоку от рельсов. Миддлтонская машина проработала четыре года без перерыва и при этом перегоняла до 30 вагонеток с углем с небольшой скоростью 5 км/ч. А всего было построено четыре таких паровика, на одном из которых взорвался паровой котел из-за неумелой работы машиниста с его предохранительным клапаном.


Схема восьмиколёсного локомотива из Уайлэма


Реечный локомотив Бленкиншопа-Мюррея, «Саламанка», названный в честь англо-португальской победы над силами Наполеона

В общем, паровоз Блэкету построили. Но у первой машины оказалась слишком малая мощность. Второй локомотив, известный как «Пыхтящий Билли» (изначально его назвали именем дочери Блэкета, Джейн), оказался значительно лучше: у него было два поршня, движущихся навстречу друг другу, что позволяло обойтись без махового колеса. За счет этого стало проще передавать движение колёсам по обеим сторонам паровоза, и рельсы теперь изнашивались равномерно. Но «Билли» все-таки оказался слишком тяжёлым даже для чугунных рельсов. Он ломал их постоянно, поэтому Блэкет решил попробовать в третий раз. Двигатель поставили на две четырёхколёсные тележки, равномерно распределив вес на вдвое большее число колёс. И это, наконец-то, сработало, и в Уайлэме появился первый работающий локомотив.

Может возникнуть вопрос: что заставило Блэкета тратиться на все новые и новые локомотивы после стольких неудач? Конечно, упорство в достижении цели свойственно многим людям, хотя для современников данный случай граничил с глупостью, а то даже и сумасшествием. В начале XIX века железнодорожный паровик казался романтичной, но по своему фантастической затеей, вроде сегодняшнего полета на Марс. Вот только в данном случае причиной был сугубо экономический расчет, просто не до всех тогда это доходило. Дело в том, что во время наполеоновских войн Британии приходилось обеспечивать свои армии на континенте за счет своих собственных резервов. Поэтому цены на лошадей и корм («овес-то нонче почем?») для них постоянно повышались. Так, в 1810-х овёс стоил уже на 50 % больше, чем в 1790-х, не говоря уже о том, сколько лошадей нужно было армии. Так что эксперименты с паровозами были не чем иным, как вынужденной мерой, продиктованной реалиями тогдашней войны!

Продолжение следует…
69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    17 августа 2025 06:05
    Я всё таки думаю что мы Россия не отставали от мирового технического прогресса. Другой вопрос что с внедрением у нас как правило проблемы. Братья Черепановы, свой паровоз сделали в те же годы что и Великобритания, Яблочков с его лампочкой, Можайский с его самолётом, талантливый инженер Шухов, первый ледокол, радио Попова, первый космонавт наш. Вот о чём нам надо рассказывать нашему подрастающему поколению и напоминать пенсионерам.
    Со дня изобретения парового двигателя лошадь в целом смогли заменить только после ВМВ. hi
    1. +8
      17 августа 2025 06:33
      Братья Черепановы, свой паровоз сделали в те же годы что и Великобритания

      Братья сначала побывали в Англии и осмотрели уже существующие паровозы.
      Яблочков с его лампочкой

      Одноразова дуговая лампа нашла применение в кинопроекторах в очень измененном виде.
      Можайский с его самолётом

      Одноразовый самолет.
      Не очень удачные примеры.


      Доливо-Добровольский -- асинхронный двигатель с беличьей клеткой. От предложенного вначале конструкция не изменилась, менялись только материалы и точность изготовления.
      1. -3
        17 августа 2025 08:20
        Для русофобов всё что сделано в России всё неудачное.
        1. +1
          17 августа 2025 18:26
          Но есть и другая крайность, которую регулярно можно встретить и которая часто сопровождается громким уря, хорошо выражена в поговорке "Россия - родина слонов". Т. е. когда нашим приписывается первенство в том, где мы объективно первыми не были, или где намеренно замалчиваются недостатки наших конструкций по сравнению с другими. Про паровозы я тоже как-то давно видел мнение, мол, якобы первый паровоз русский, или вот вы написали:
          Цитата: Солдатов В.
          Братья Черепановы, свой паровоз сделали в те же годы что и Великобритания
          Разница между ними - ровно 30 лет. Тридцать! Даже в те времена это далеко не "те же годы".
          Другое дело, что все они и другие инженеры работали по принципу "стоя на плечах гигантов", предлагая разные конструкции и совершенствования.

          Также нужно помнить, что многие изобретения и открытия часто делались независимо друг от друга, когда их авторы даже не догадывались о созданиях других. Классический пример: Попов и Маркони.

          Ещё одно искажение: приписывать все лавры первооткрывателя одному человеку. За всеми этими спорами часто забывается важнейший принцип любого изобретения или открытия. Оно делается "Стоя на плечах гигантов". Взять ту же лампочку накаливания. Первый прототип был создан в 1840 году англичанином Де ла Рю, естественно, это был "лабораторный стенд", а не лампочка в привычном понимании, но это была светящаяся при неглубоком вакууме под действием тока проволока. Потом были опыты других учёных: де Молейн, Старра, Гебеля, Суона. Лодыгин патентует свою лампу в 1874, тогда же работал Яблочков, через несколько лет - Эдисон... Все они использовали опыты друг друга. Так работает наука.
      2. +5
        17 августа 2025 08:48
        Кроме Яблочкова был еще и Лодыгин.

        Можайский более значим как теоретик, заложивший основы аэродинамики (и гидродинамики заодно).

        Можно вспомнить также Зелинского (противогаз), Шпаковского и Шухова (форсунка), Котельникова (парашют).
        1. +3
          17 августа 2025 09:07
          Кроме Яблочкова был еще и Лодыгин.

          А вот лампа Лодыгина практически не использовалась

          Невиданное доселе изобретение представляло собой стеклянный сосуд, внутри которого на двух медных стержнях был укреплён стерженёк из ретортного угля диаметром 2 мм.
          .....
          За рубежом сразу оценили изобретение Лодыгина. Несколько европейских стран выдали ему привилегии (то есть патенты) на изобретение. И это несмотря на то, что срок службы такой лампы составлял всего 40 минут. Но изобретатель не прекращал работу, постоянно внося изменения в конструкцию. Другие учёные предложили выкачивать из ламп воздух, применять различные вещества для нитей накаливания. В результате усовершенствований лампы стали работать уже 700-1000 часов.

          В 1872 году Лодыгин подаёт заявку на своё изобретение, а 23 июля 1874-го получает патент (привилегию № 1619). Академия наук по достоинству оценила это изобретение и присудила автору Ломоносовскую премию в размере 1000 рублей. В почётном отзыве говорилось, что премия выдана за открытие, «обещающее произвести переворот в важном вопросе об освещении».


          Вклад Жуковского в аэро- и гидродинамику по более будет чем у Можайского.

          Да перечислять можно долго от Нартова и Ломоносова до Циолковского и Колмогорова.
          Для любознательных
          Скоренко Т.Ю. Изобретено в России: История русской изобретательской мысли от Петра I до Николая II
          https://www.klex.ru/uke
          1. +4
            17 августа 2025 09:12
            Большую часть изобретений Эдисона тоже ныне не используют, устарели еще при его жизни.
            Вообще то это Лодыгин предложил использовать откачку воздуха.

            https://polymus.ru/collection/detail/lampa-nakalivaniya-aleksandra-lodygina
            1. +1
              17 августа 2025 09:27
              По приведенной ссылке, нет утверждения о предложении Лодыгина откачивать воздух.
              Wiki пишет "Лампа накаливания"

              В 1875 году В. Ф. Дидрихсон усовершенствовал лампу Лодыгина, осуществив откачку воздуха из неё и применив в лампе несколько волосков (в случае перегорания одного из них следующий включался автоматически).

              В 1875—1877 годах русский электротехник Павел Николаевич Яблочков, работая над «электрической свечой»[14], открыл, что каолин, который он использовал для изоляции углей свечи, электропроводен при высокой температуре, после чего он создал «каолиновую лампу», где «нить накала» была изготовлена из каолина.
              1. +4
                17 августа 2025 09:28
                "Лодыгин поначалу хотел накаливать железную проволоку, однако та стремительно перегорала. Попытки заставить уголь стабильно светиться на воздухе увенчались успехом. Однако даже толстые угольные стержни приходилось делать сменными — настолько быстро они сгорали. Изобретатель нашёл выход, откачав воздух из стеклянного баллона. Когда раскалённый уголь перестал взаимодействовать с кислородом, ресурс лампы увеличился. "

                Оттуда же lol
                1. +2
                  17 августа 2025 09:37
                  Ага нашел. Но всё-таки уголь не выдержал конкуренцию с тугоплавкими металлами.
                  1. +1
                    17 августа 2025 12:57
                    Вот что дает ИИ (источник не хуже вики)

                    "Хотя Томас Эдисон и Джозеф Уилсон Суон также внесли большой вклад в развитие лампы накаливания, в частности, в ее практическое применение и промышленное производство, именно Лодыгин считается первым, кто предложил вольфрамовую нить."
                    1. +2
                      17 августа 2025 13:17
                      Вот что дает ИИ

                      А это БСЭ, к ИИ доверия нет, сталкивался с бредовыми ответами по узкоспециализированным запросам
                      Электрическая, источник света, в котором преобразование электрической энергии в световую происходит в результате накаливания электрическим током тугоплавкого проводника. Впервые световую энергию таким способом получил русский учёный А. Н. Лодыгин в 1872, пропуская электрический ток через угольный стержень, помещенный в замкнутый сосуд, из которого был откачан воздух. В 1879 американский изобретатель Т. А. Эдисон создал удобную для промышленного изготовления, достаточно долговечную конструкцию Л. н. с угольной нитью. В 1898—1908 в качестве тела накала испытывались металлы (Os, Та, W), и с 1909 стали применяться Л. н. с зигзагообразно расположенной вольфрамовой нитью. В 1912—13 появились Л. н., наполненные азотом и инертными газами (Ar, Kr); вольфрамовую нить стали изготовлять в виде спирали.
                      Источник: https://gufo.me/dict/bse/%D0%9B%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B0_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

                      Однако, когда Лодыгин начал использовать откачку не сказано, идея витала в воздухе, удалить из герметичного объема воздух.
                      1. +2
                        17 августа 2025 13:33
                        То, что не сказано, не значит, что этого не было. И в тексте, на который вы ссылаетесь, не сказано прямо, кто первый предложил вольфрам.
                        А это был все же Лодыгин. В 1890 году он получил патент в США на лампы с металлической нитью (вольфрам, осмий, иридий, палладий).
                        В 1906 году Лодыгин продал свой патент GE, в которую влилась и фирма Эдисона.
                      2. -2
                        20 августа 2025 15:55
                        Кстати, касательно паровозов и освещения.

                        Весной 1874 года из Москвы в Крым должен был следовать правительственный поезд. Администрация Московско-Курской дороги в целях безопасности движения задумала осветить этому поезду железнодорожный путь ночью и обратилась к Яблочкову как инженеру, интересующемуся электрическим освещением. Впервые в истории железнодорожного транспорта на паровозе установили прожектор с дуговой лампой — регулятором Фуко. Этот регулятор был довольно сложен в обращении, так что Яблочкову пришлось, стоя на передней площадке паровоза, менять угли и постоянно подкручивать регулятор; а когда меняли паровоз, Павел Николаевич перетаскивал свой прожектор и провода с одного локомотива на другой.
                        Яблочков понял, что прибор нуждается в доработке. Совместно с опытным электротехником Н. Г. Глуховым он занимался в мастерской усовершенствованием аккумуляторов и динамо-машины, проводил опыты по освещению большой площади огромным прожектором. Яблочкову удалось создать электромагнит оригинальной конструкции. Одновременно они занимались электролизом растворов поваренной соли, и однажды, в 1875 году, параллельно расположенные угли, погружённые в электролитическую ванну, случайно коснулись друг друга. Тотчас между ними вспыхнула электрическая дуга, осветившая ярким светом лабораторию. Это был прообраз будущей «свечи Яблочкова».


                        Из книги "Замечательные изобретения известных людей авторство которых забыто".

                        От себя добавлю, что изобретение нашло широкое применение в прожекторостроение, в кинотеатральном оборудование и т.п. Да и для производства особо белого света высокой яркости, например, ксеноновые дуговые газорязрядные лампы.
                  2. 0
                    20 августа 2025 20:49
                    Цитата: Sensor
                    Но всё-таки уголь не выдержал конкуренцию с тугоплавкими металлами.

                    Выдержал жженый бамбук по техническим свойствам. и по предъявленным эксплуатационным и экономическим требованиям...
                    Но вольфрамовая нитка оказалась круче... и дороже. Всемогущий "обсоленс" выступает на арену... Лампа накаливания во второй каденции неубиваема в течение жизни человека...
                    А продавать-то надо. Нельзя продать прибор с пожизненным сроком службы хотя бы дважды в один и тот-же сарай. Не помню точно но как бы документированный срок службы "вольфрамовой" лампы накаливания из первых партий более 100 лет...
                    А то что лампочки не выдерживают 1000 циклов - картельный сговор... laughing
                    1. 0
                      21 августа 2025 07:18
                      Выдержал жженый бамбук по техническим свойствам

                      По вольфраму известны его характеристики при нагреве 2800 К
                      https://electrik.info/main/school/1534-kak-rasschitat-temperaturu-niti-lampy-nakalivaniya.html давление насыщенных паров W при этой температуре
                      Зависимость давления насыщенных паров вольфрама от температуры
                      T, K ______P, Pа
                      2142 10-9
                      2249 10-8
                      2367 10-7
                      2367 10-6
                      2500 10-5
                      2647 10-4
                      2814 10-3
                      3002 10-2
                      3218 10-1
                      3467 100
                      3759 101
                      4103 102
                      Физические величины: Справочник Под. ред. И. С. Григорьева, Е. 3. Мейлихова. — М.; Энергоатомиздат, 1991.
                      Если найдете аналогичные характеристики для бамбукового угля то можно сравнивать, а так просто слова.
                      Да, картельный сговор вошел в историю, что никоим образом не повлияло на свойство вольфрама, а лишь служит доказательством управления качеством изделия посредством изменения технологии.
            2. +1
              17 августа 2025 11:58
              Большую часть изобретений Эдисона
              - он в первую очередь был отличный управленец(маркетолог) который привлекал "нужных" людей и скупал патенты.
              Он не один был такой в США.
              1. +3
                17 августа 2025 13:25

                - Никак не могу найти себе помощника, - пожаловался однажды Эдисон
                Эйнштейну. - Каждый день заходят молодые люди, но ни один не подходит.
                - А как вы определяете их пригодность? - поинтересовался Эйнштейн.
                Эдисон показал ему листок с вопросами.
                - Кто на них ответит, тот и станет моим помощником.
                "Сколько миль от Нью-Йорка до Чикаго?" - прочел Эйнштейн и ответил:
                "Нужно заглянуть в железнодорожный справочник". "Из чего делают нержавеющую
                сталь?" - "0б этом можно узнать в справочнике по металловедению,..".
                Пробежав глазами остальные вопросы, Эйнштейн сказал:
                - Не дожидаясь отказа, свою кандидатуру снимаю сам.

                из "Физики шутят"
                1. +2
                  18 августа 2025 14:16
                  Цитата: Sensor
                  Физики шутят

                  помню "нашего" физика, - он говорил, что ходячей энциклопедией всех отраслей стать невозможно, а вот где найти необходимую в данный момент информацию - знать совершенно необходимо, в этом и заключается сила настоящего специалиста :)
            3. +1
              18 августа 2025 14:10
              Цитата: Illanatol
              Большую часть изобретений Эдисона тоже ныне не используют, устарели еще при его жизни

              в принципе даже больше, например, он финансово сильно вложился в электроснабжение постоянного тока и реально всеми правдами и неправдами боролся с распространением переменного...
      3. 0
        17 августа 2025 18:07
        Конечно!
        А Гагарин? А Королев? А Сталин, Берия, Иван Грозный? Мало же не показалось?
      4. -1
        17 августа 2025 18:15
        Цитата: Sensor
        Не очень удачные примеры.

        У Вас есть удачные?
        1. 0
          17 августа 2025 18:43
          У Вас есть удачные?

          Дал ссылку на популярную книгу, читайте.
          Желаете посерьезней, неоднократно приводил ссылку на мноноготомный сборник документов
          "Атомный проект".
          серия «Научно-биографическая литература» https://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/''Nauchno-populyarnaya_literatura''_(cikl_seriy_AN)/_NPLAN_NBL_07.R-S_.html
          Читайте.
          Наука и техника не имеет территориальной принадлежности и национальности.
          1. 0
            17 августа 2025 18:44
            Угу.. Могли бы так и написать выше.
    2. +7
      17 августа 2025 08:06
      Цитата: Солдатов В.
      Со дня изобретения парового двигателя лошадь в целом смогли заменить только после ВМВ
      Американские фермеры и сегодня в некоторых случаях используют лошадь. Она не требует бензина и техобслуживания - дал ей овса и она довольна... wink
      1. +3
        17 августа 2025 11:06
        Все-таки в качестве экзотики. Может еще амиши и мормоны с их религиозными понятиями. Все-таки процент сельхоз продукции выпущенной с помощью "механики" подавляющий.
        1. +1
          17 августа 2025 17:51
          Цитата: balabol
          Все-таки процент сельхоз продукции выпущенной с помощью "механики" подавляющий
          Ну, разумеется! Но в некоторых работах используют и лошадь. Я давно еще фильм документальный смотрел про американских фермеров...
          1. +2
            17 августа 2025 18:00
            Да, нишевые применения лошадей в сельском хозяйстве по экологическим, религиозным соображениям или хобби. Экономически не выгодно.
          2. +1
            19 августа 2025 11:33
            Но в некоторых работах используют и лошадь.

            найти сейчас не могу, но, в ГДР лес на склонах в Тюрингии (выборочная рубка) вывозили с помощью лошадей...
            1. 0
              23 августа 2025 12:04
              На крутых склонах альтернатива только вертолет. Так что лошадь еще долго останется непревзойденной. Кстати видел, только не лошади, а мулы. Навьючивают и древесину разгружают на первой же лесной дороги. Где уже ее ждеть Урал.
      2. 0
        23 августа 2025 12:00
        Не фермеры, так амиши. Из религиозных соображений.
    3. +3
      17 августа 2025 08:42
      В России это был вопрос отдельных личностей. А в Англии экономических потребностей. У нас, что ни изобретай и не делай, никому было просто не нужно. Поэтому как ни крути, поизобретали все британцы.
      Это как Америку, кто только не открывал. Но по-настоящему это сделал Колумб.
      1. +4
        17 августа 2025 10:22
        Цитата: MCmaximus
        В России это был вопрос отдельных личностей. А в Англии экономических потребностей. У нас, что ни изобретай и не делай, никому было просто не нужно.

        экономика и расстояния России требовали транспорт и Россия активно проектировала и строила и ж. дороги и паровозы с вагонами.

        Более того-являлась мировым лидером в этом.

        Одна ЗЖД (Русское чудо") через пустыню и Аму-Дарью чего стоит
        1. +5
          17 августа 2025 10:42
          Цитата: Ольгович
          экономика и расстояния России требовали транспорт и Россия активно проектировала и строила и ж. дороги и паровозы с вагонами

          Пик развития железнодорожных путей сообщения пришелся на 70ые годы девятнадцатого века, период, известный, как "железнодорожная горячка". И да, этому очень способствовала продажа Аляски (1867 год) - практически вся вырученная сума (астрономическая, по тем временам!) ушла на строительство и развитие ж/д
          1. +2
            17 августа 2025 11:29
            Цитата: sdivt
            Пик развития железнодорожных путей сообщения пришелся на 70ые годы девятнадцатого века

            я бы сказал 1890-е: за один 1900 г построено 5 тыс верст.
            1. +3
              17 августа 2025 11:42
              да, вы правы, я допустил неточность
          2. 0
            18 августа 2025 13:23
            А в 20 веке типа у нас ж/д не развивали? Уже при Советской власти.
            Без лишней шумихи и помпы сделали Транссиб двухколейным, к примеру.

            Ну, на строительство того же Транссиба своих денежек царской России не хватило, пришлось брать иностранные кредиты. Да, строили много, но в изначальную смету редко укладывались.
            1. +1
              18 августа 2025 13:58
              Цитата: Illanatol
              А в 20 веке типа у нас ж/д не развивали?

              Возможно, вы не обратили внимания, но я рассказывал не про строительство железных дорог вообще, а про пик строительства.
              Пик пришелся именно на XIX век.
              Разумеется, и при советской власти всё строилось. Да и сегодня строится. Но, если просмотреть статистику, пик был всё-таки в XIX веке.
              Почему именно в XIX, а не в XX, не в советское время? Возможно, основные направления были уже построены, и этого хватало
              пруф: https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Russia_railroads_by_year.jpg
              1. 0
                19 августа 2025 08:36
                А это как считать. Одно дело строить одноколейную ж/д, другое дело - двухколейную. В последнем случае объем работ на 1 км побольше будет. Кроме того, можно строить просто железную дорогу (как тот же Транссиб... просто рельсы в тайге), а другое - ж/д с сопутствующей инфраструктурой (населенные пункты, промпредприятия и т.п., как на БАМ).
                Ж/д сеть у нас одна из самых больших, но ж/д нам не хватает даже сейчас. Те ж/д, что имеются, порой просто перегружены, что способствует ускоренному износу.
        2. 0
          17 августа 2025 17:23
          Речь идет, какбэ, про несколько намного более ранние времена. См. статью.
      2. 0
        17 августа 2025 10:51
        Да, зачем убогий паровоз, коими они тогда были, если овес дешёвый.
      3. +2
        17 августа 2025 18:06
        Как экономика и промышленность созрела до массового использования, так и пошло широкое применение изобретений. А до этого изобретательство и технические новинки были уделом чудаков- одиночек.
        В Англии раньше, у нас это позже произошло.
      4. 0
        18 августа 2025 13:28
        Ну, не следует перегибать палку. Все же изобретения своих "кулибиных" находили заинтересованных лиц и в своем Отечестве. Правда эти заинтересованные очень часто носили погоны.
        Поэтому именно армия и ВПК у нас были локомотивами инноваций.
        Радио, авиация, ракетостроение, атомная энергия...
        Если бы не оборонные нужды оставались бы на уровне "азиатских деспотий", увы.
        И в наше время изменилось немногое.
    4. +2
      17 августа 2025 08:51
      Братья Черепановы, свой паровоз сделали в те же годы что и Великобритания
      - т.е. разница в 30 лет вас не смущает? bully
      1. -1
        17 августа 2025 09:03
        Абсолютно. Ещё не известно когда теоретически в России был изобретён паровоз и может сделан макет. Ещё надо понимать уже в то время в Англии была система патентов, и вряд ли Черепановым показали чертежи и сам паровоз бесплатно. Ему только показали рельсы, чтобы он вдруг не узнал свою конструкцию. Может как раз англичане украли разработки по паровым машинам в России. Полоротость и хвастовство в России есть до сих пор. Вспомним хотя бы историю с Як-141. hi
      2. +1
        17 августа 2025 11:02
        Цитата: faiver
        разница в 30 лет вас не смущает?
        Процессор Интел Пентиум 3 был создан в 1999 году. Здесь разница в 25 лет и пока никто ни мы, ни китайцы, ни кто-либо другой, такой процессор создать не смогли. Так что создание своего паровоза через 30 лет, тоже большое достижение
        1. +3
          17 августа 2025 13:42
          Цитата: Голландец Михель
          Процессор Интел Пентиум 3 был создан в 1999 году. Здесь разница в 25 лет и пока никто ни мы, ни китайцы, ни кто-либо другой, такой процессор создать не смогли.
          Вы очень сильно ошибаетесь. И не только насчет китайцев, но и насчет нас. Лично работал с устройством, сделанным в рамках ОКР "Багет", с бумагами не только от ОТК, но и ПЗ, которое превосходило третий пень. Что касается китайцев - просто погуглите что-то типа "loongson сравнить с intel"
        2. +1
          17 августа 2025 18:08
          процессор Интел Пентиум 3


          В. М. Пентковский окончил московскую ФМШ № 444 с математическим уклоном в 1964 году, является выпускником кафедры ЭВМ факультета ФРТК МФТИ 1970 года. С 1970 года работал в Институте точной механики и вычислительной техники, где принимал участие в разработке суперкомпьютеров Эльбрус-1 и Эльбрус-2, создании языка программирования высокого уровня Эль-76.
          ..................
          С 1993 года работал в компании Intel. Один из авторов и архитекторов векторного (SIMD) расширения команд SSE[1], впервые появившегося в микропроцессорах Pentium III.


          В постперестроечное время умы были не нужны, и они оказались в Европе и США.
    5. +2
      17 августа 2025 10:34
      сё таки думаю что мы Россия не отставали от мирового технического прогресса.

      Макет паровоза отца и сына Черепановых в Екатеринбурге.
    6. +2
      17 августа 2025 10:56
      Последний серийный паровоз выпущен в Китае в 1989 году.
    7. 0
      18 августа 2025 19:31
      Братья Черепановы, свой паровоз сделали в те же годы

      Откуда-то в голове засело, что это отец и сын...
    8. -2
      20 августа 2025 15:57
      Со дня изобретения парового двигателя лошадь в целом смогли заменить только после ВМВ.


      А ишака сдаётся мне, не смогли заменить и до нынешних пор. Главное про морковку не забывать. А вот паровозы и прочая техника на это не ведётся.
  2. +2
    17 августа 2025 06:15
    0,3 МПа (мегапаскалей; ранее 3 кПа/см2).

    Здесь ошибка 3 кгc/см2 (3 технических атмосферы). От килограмм - силы отказались ввиду зависимости веса одной и той же массы от ускорения свободного падения, меняющегося от места измерения.
    1. +1
      17 августа 2025 11:05
      Цитата: Sensor
      Здесь ошибка 3 кгc/см2 (3 технических атмосферы). От килограмм - силы отказались ввиду зависимости веса одной и той же массы от ускорения свободного падения, меняющегося от места измерения
      МегаПаскали (МПа), это единица давления в системе СИ. Все остальное, не пойми чего wink
      1. +1
        17 августа 2025 12:39
        Все остальное, не пойми чего

        Меняю гектопаскали на миллиметры ртутного столба.

        Общеупотребительные единицы измерения давления СИ и британская системы
        68 ºF = 20 ºF
        Дюйм водяного столба при 68 ºF 2,486 407 990 509*102 Па
        Дюйм ртутного столба при 0 ºC 3,386 388 640 341*103 Па
        Фут водяного столба при 68 ºF 2,983 689 588 611*103 Па
        миллиметр водяного столба при 68 ºF 9,789 007 836 65 Pa
        миллиметр ртутного столба при 0 ºC 1,333 223 874 150*102 Па
        Фунт на кв. дюйм 6,894 757 293 168*103 Па
        Бар 1*105Па
        Миллибар 1*102Па
        Грамм на кв. сантиметр 9,806 65*101Па
        Килограмм на кв. сантиметр 9,806 65*104Па техническая атмосфера
        Паскаль базовая единица Cи (Ньютон на кв метр)
        Килопаскаль 103Па
        Торр 1,333 223 684 211*102Па
        Атмосфера (физическая) 1,013 25*105Па
        Дюйм водяного столба при 60 ºF 2,488 425 610 680*102 Па
        Сантиметр водяного столба при 4 ºC 9,806 375 413 8*101Па
        Миллиметр водяного столба при 4 ºC 9,806 375 413 8*102Па
        Сантиметр ртутного столба при 0 ºC 1,333 223 874 150*103Па
        Фунт на кв фут 4,788 025 898 033*101Па
        Гектопаскаль 1*102Па
        Фунт на кв. дюйм абсолютный 6,894 757 293 168*101Па (измерение от вакуума)
        Килограмм на кв. метр 9,806 65 Pa
        Фут водяного столба при 4 ºC 2,988 983 226 126 *103Па
        Фут водяного столба при 60 ºF 2,986 110 732 816 *103Па
        Метр ртутного столба при 0 ºC 1,333 223 874 150 *105Па
        Мегафунт на кв. дюйм 6,894 757 293 168 *109Па
        Унция на кв. дюйм 4,309 223 308 *109Па
        Мегапаскаль 106Па
        Дюйм водяного столба при 4 ºC 2,490 819 355 105*102Па
        Миллиметр водяного столба 4 ºC 9,806 375 413 8 Pa
  3. +7
    17 августа 2025 06:20
    Тут иду я через станцию Пенза-I, мимо его современного вокзала, и – мама родная, а тут стоит макет паровоза братьев Черепановых во всей своей красе! А шел я, как раз размышляя о том, какое новое техническое устройство выбрать для нового цикла «артефакты истории техники». И тут он и стоит! Явный указующий перст судьбы!

    Ваш указующий перст судьбы и журналистское чутье трудно похвалить в оперативности. Сей макет стоит у пензенского вокзала уже четвертый месяц - с седьмого мая smile
    А если серьезно- этот арт-объект, построенный ООО «Термодом-Трейд» и представляющий собой копию самого первого российского паровоза, увидевшего свет в 1833 году, весьма оригинален. Из трубы даже дым идет. Смотрел в инете видео торжественного открытия, аж по доброму позавидовал. Молодцы пензенцы!
    Доброе утро, Калибр!
  4. +1
    17 августа 2025 08:36
    Явный указующий перст судьбы!

    Хорошо бы, чтобы к этому персту присоединился еще и внутренний голос с советом перед тем как начинать писать немного почитать терию. К примеру, книгу В.А. Дробинского "Как устроен и работает паровоз". В ней в очень доступной форме описаны принципы устройства и работы паровоза. Как раз в том объеме, который нужен для написания популярных статей о паровозах. А то у Вас, Вячеслав Олегович, цилиндр паровой машины создает давление, хотя на самом деле эту функцию выполняет котел.
  5. +6
    17 августа 2025 08:44
    Макет паровоза «Проворный» и трёх вагонов был установлен в специально построенном павильоне на территории Витебского вокзала в Санкт-Петербурге к 150-летию железных дорог России, которое отмечалось в 1987 году.
    Макет изготавливался сотрудниками и студентами Ленинградского института железнодорожного транспорта на базе депо «Ленинград-Балтийский». В создании макета также принимали участие электровагоноремонтный завод и ряд локомотивных депо, изготовивших колёсные пары, системы рессорного подвешивания и рамы.
    В октябре 2017 года павильон был демонтирован, а макет перемещён на станцию «Царскосельская» Южной трассы МОЖД, где он прошёл реставрацию, и весной 2018 года паровоз с вагонами установлен там у станции Малой Октябрьской дороги.
    Основным источником для воссоздания паровоза была его модель, изготовленная в 1838 году в масштабе 1:4.
  6. 0
    17 августа 2025 09:03
    паровоз «Инвикта», который существенно отличался от всех известных до того времени паровиков

    Главное его отличие - котел, который выдавал недостижимое до этого давление в три атмосферы. Такое давление позволяло получить мощность паровой машины, достаточную для передвижения по рельсам и парвоза, и состава с грузом.
    В 1990 году британская машиностроительная корпорация GKN Sankey и страховая компания National Vulcan Insurance Company успешно реализовали совместный проект по воссозданию паровоза Тревитика на основе чертежа в патенте, поскольку никакой другой технической документации не сохранилось.
    В настоящее время этот действующий паровоз находится в музее Айронбридж.
  7. 0
    17 августа 2025 09:20
    Не зная законов физики, создатели паровозов опасались, что гладкие колеса будут по ним проскальзывать
    Нельзя обвинять людей в незнании еще не открытых законов. До формирования концепций трения качения и трения скольжения оставалось еще 20 лет. В 1833 году их оформил в современном понимании французский физик Артюр Жюль Морен.
    1. +5
      17 августа 2025 09:57
      Нельзя обвинять людей в незнании еще не открытых законов.

      Эмпирически было известно, что круглое легче катать, чем тащить.
      Зубчатые железные дороги существуют и по сей день.
      Самая известная специально проложенная железной дорога на вершину горы Пилатус вблизи города Люцерн и используется в туристических целях.
      https://seanews.ru/2020/06/19/ru-zheleznaja-doroga-pokorivshaja-zapretnuju-goru/
    2. +3
      17 августа 2025 11:17
      Цитата: Nikname2025
      Не зная законов физики, создатели паровозов
      Не зная инженерных дисциплин, изучающих методы расчета конструкций, наши древние предки строили корабли, выковывали рыцарские доспехи, возводили здания, арки и мосты. А не будучи знакомы с Законом Бернулли, создавали особые сопла, увеличивающие скорость истечения жидкости и газа. И такое можно продолжать до бесконечности wink
      1. +2
        17 августа 2025 17:36
        "Опыт сын ошибок трудных"
        Точных расчетов уровня современной математики не было, конечно, но все удачные решения сохранялись в описаниях, сводились в таблицы.
        В архитектуре, например, с римских времен формировались рекомендации и база данных по успешным проектам, решения по которым копировались и развивались.
        Технические решения, гарантирующие надежность конструкции исследовали (и нормировали в результате) с помощью геометрических построений. Многие классические пропорции по сути стандартизованные строительные таблицы сегодняшнего дня, ГОСТ с альбмом типовых решений.
  8. +3
    17 августа 2025 09:54
    А тут иду я через станцию Пенза-I, мимо его современного вокзала, и – мама родная, а тут стоит макет паровоза братьев Черепановых во всей своей красе.
    В Новосибирске на территории ж/д вокзала стоит макет паровоза «Проворный»....
  9. 0
    17 августа 2025 18:41
    0,3 МПа = примерно 3 атм. избыточного давления. Температура пара при этом где то 130-140 С.
  10. +1
    17 августа 2025 21:37
    У нас что ни город, то какой-нибудь памятник «технической мысли» или ее воплощению.
    - давайте начнём с этого тезиса и перейдём к Оленьим Ручьям....
    1. +1
      17 августа 2025 22:42
      Мысль свежая, мне понравилась! Но лучше к Большому Бугру. За Большим Бугром - большие тыквы! wink
  11. 0
    18 августа 2025 13:41
    какое новое техническое устройство выбрать для нового цикла «артефакты истории техники»

    вот спасибо ! обожаю паровозы... еще застал маневровые и на местных линиях... когда эта махина трогалась с места, особенно многоосная, это было просто душеразди... т.е. завораживающее зрелище !
    а ведь есть еще и невидимые чудеса техники - котлы, все совершеннее и совершеннее... с нетерпением жду продолжения
  12. +1
    19 августа 2025 11:18
    Характерными чертами внешнего вида «Инвикты» были направляющие крейцкопфа (деталь, обеспечивающая передачу движения на маховик),

    обыкновенно это деталь выполняет движение "вперед-назад" в КШМ и никогда не может быть связана с "круговым" движением, т.е. с маховиком...