Дизель-электрический конкурент из Китая: подлодка S20

На недавних международных выставках военной техники IDEX-2013 и LIMA-2013 Китай представил свой новый проект, предназначенный специально для экспортных поставок. Китайские судостроители показали широкой общественности новую неатомную подлодку проекта S20. Пока ни одна страна не выказала желание приобрести подобную субмарину, но в ближайшем будущем возможно начало переговоров с последующим подписанием контракта. Таким образом, Китай в самое ближайшее время может пополнить список стран, делающих неатомные подлодки для продажи на экспорт.

Согласно открытым данным, проект S20 представляет собой уменьшенную подлодку предыдущего проекта 041 (Yuan class по классификации НАТО). О существовании проекта 041 стало известно примерно девять лет назад. В первых месяцах 2004 года разведчики Соединенных Штатов опубликовали спутниковые фотографии судостроительного завода Wuhan Shipyard, расположенного в городе Ухань. На одной из открытых площадок предприятия находилась некая ранее не замеченная подлодка. Вскоре появилась более подробная информация, как то название проекта или примерные характеристики. По подсчетам американских аналитиков, военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая (НОАК) нуждаются примерно в пятнадцати подобных подводных лодках.

Дизель-электрический конкурент из Китая: подлодка S20
Проект 041



В дальнейшем ситуация с подлодками Yuan развивалась подобно игре в прятки. Всего через несколько месяцев после обнаружения головной лодки проекта перестала поступать новая информация. Субмарину спустили на воду, после чего в течение пары лет о судьбе проекта 041 ничего не было известно. Такую пропажу головной лодки объяснить просто: спутниковая разведка не может гарантированно находить подлодки в океане. Поэтому поиск вышедшей на испытания головной субмарины Yuan стал задачей противолодочной обороны. Спутники, в свою очередь, продолжили следить за обстановкой на судостроительных заводах.

Осенью 2007 года на верфи в Ухане были замечены уже две новые подлодки, которые через несколько месяцев также вышли на испытания. В конце 2010 года на заводе находились сразу три недостроенные субмарины, одна из которых вскоре вышла в море. С тех пор время от времени появляются новые сведения о строительстве или ремонте новых подлодок. К примеру, в прошлом году строящаяся либо проходящая ремонт подлодка «041» была замечена на шанхайском заводе Changxingdao. Подробности ее пребывания там до сих пор не стали достоянием общественности.

В общей сложности за девять лет Китай построил не более восьми дизель-электрических подлодок проекта 041. Первая из них вошла в состав ВМС не ранее 2006 года, а к настоящему времени на службу заступили четыре или пять лодок. Интересной чертой проекта 041 является тот факт, что по большому числу характеристик он соответствует советскому/российскому проекту 877ЭКМ «Палтус». Таким образом, имеет право на жизнь версия, согласно которой новые китайские дизель-электрические подлодки фактически представляют собой заметно переработанные копии российских. В пользу этого предположения также говорит наличие в ВМС НОАК нескольких «Палтусов», поставленных еще в середине девяностых годов, т.е. незадолго до начала разработки проекта 041.

Дизель-электрический конкурент из Китая: подлодка S20


Возможные российские «корни» китайских подлодок привлекают внимание и серьезно усложняют ситуацию. Если при разработке субмарин «041» действительно использовались советские и российские технологии, то это может быть поводом для международного скандала. Все ДЭПЛ проекта 877ЭКМ для Китая строились в России и договором не предусматривались никакие дополнительные условия по поводу передачи технологий. Теперь же, похоже, Китай собирается использовать российские наработки для строительства подлодок не только для себя, но и для третьих стран.

Поскольку подлодки S20 уже предлагаются на экспорт, а их макеты демонстрировались на международных выставках, известны некоторые характеристики перспективных кораблей. S20 представляет собой двухкорпусную подлодку длиной в 66 метров. Максимальная ширина лодки – около восьми метров, осадка – 8,2. Заявленное водоизмещение новых подлодок в надводном положении не превышает 1850 тонн, в подводном – 2300. Прочности корпуса достаточно для погружения на максимальную глубину в 300 метров. Максимальная скорость движения не превышает 17-18 узлов, что немного выше крейсерской скорости в 16 узлов. При движении на экономичных режимах подлодка способна пройти до восьми тысяч морских миль. Запасов топлива и продовольствия достаточно для 60-дневного похода. Экипаж подлодок S20 состоит из 38 человек.

Как и строящиеся подлодки проекта 041, S20 будут оснащаться шестью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра. Вероятно, экспортные лодки также получат возможность атаковать цели противника противокорабельными ракетами YJ-8X, предназначенными для запуска через торпедный аппарат. В таком случае проект S20 по своим боевым возможностям может вплотную приблизиться к российскому проекту 877/636, немецким «212» и Dolphin и т.п.

Особый интерес представляет энергетическая установка проекта S20. По имеющимся данным, эти подлодки планируется оснащать дизель-электрической энергоустановкой с полным электродвижением. При этом на эксплуатацию субмарин будут налагаться некоторые ограничения. Поэтому уже сейчас китайские судостроители утверждают, что в перспективе S20 получит новую воздухонезависимую энергоустановку (ВНЭУ). В то же время, конкретный ее тип пока не назывался. Так что это может быть система с топливными элементами, паротурбинная энергетическая установка закрытого типа или даже двигатель Стирлинга, как на шведских подлодках проекта Gotland. Стоит отметить, создание воздухонезависимой энергоустановки для неатомных подлодок – при всех ее перспективах – является очень сложной задачей. Далеко не у всех ведущих стран мира есть такие технологии. Поэтому Китай, создав свою ВНЭУ, способен выйти на лидирующие позиции в области неатомных подводных лодок.

Дизель-электрический конкурент из Китая: подлодка S20


При определенных оговорках уже сейчас можно признать проект S20 конкурентом российского «Амура-1650». Обе перспективные подлодки имеют схожие характеристики и общие черты облика. При этом есть и заметные отличия, например, различное водоизмещение. Тем не менее, обе новые подлодки претендуют на одну и ту же тактическую нишу, что в будущем повлечет за собой конкуренцию на международном рынке. Российские подлодки, вероятно, имеют преимущество перед китайскими, поскольку потенциальные заказчики узнали о них гораздо раньше, чем о китайских. К настоящему времени несколько стран уже рассматривают возможность покупки субмарин «Амур-1650». Китайским судостроителям, в свою очередь, пока только предстоит рекламировать свои изделия и привлекать к ним внимание возможных покупателей. Кроме того, преимуществом российских подлодок можно считать иной состав вооружения и уже разрабатываемую воздухонезависимую энергетическую установку. Таким образом, даже при создании Китаем нескольких новых систем окончательный выбор заказчика между «Амурами-1650» и S20 не будет очевидным. Это дает определенную надежду, но не позволяет расслабляться. Для успешной конкуренции с зарубежными разработками, не только китайскими, нужно продолжить развитие отечественных неатомных подлодок, предназначенных для поставки на экспорт.


По материалам сайтов:
http://sinodefence.com/
http://globalsecurity.org/
http://vpk-news.ru/
http://ckb-rubin.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. самоход 18 апреля 2013 08:10
    "...Интересной чертой проекта 041 является тот факт, что по большому числу характеристик он соответствует советскому/российскому проекту 877ЭКМ «Палтус»..."
    напоминает историю с Су-27 и J-11. теперь еще и о поставках Су-35 договорились. что происходит? я понимаю, что проектировать и копировать - это две большие разницы. но все же... китайцы быстро учатся. и, не смотря на некоторые проблемы (например как с созданием современных двигателей для своих истребителей), создают современное вооружение...
    1. р_у_с_с_к_и_й 18 апреля 2013 10:49
      Доигрались! Они уже начинают нам конкуренцию составлять! Но наши чиновники опомнятся наверное только тогда, когда мы начнём проигрывать тендер, за тендером, потому что у Китая будет цена значительно ниже. Вот тогда-то, когда начнут терять денежки и опомнятся, только поздно уже будет.
      1. svp67 18 апреля 2013 11:35
        Цитата: р_у_с_с_к_и_й
        Доигрались! Они уже начинают нам конкуренцию составлять! Но наши чиновники опомнятся наверное только тогда, когда мы начнём проигрывать тендер, за тендером, потому что у Китая будет цена значительно ниже. Вот тогда-то, когда начнут терять денежки и опомнятся, только поздно уже будет.


        Деньги то будет терять ГОСУДАРСТВО, а чиновник так продавший наше оружие, свое получит...
        1. р_у_с_с_к_и_й 18 апреля 2013 14:16
          Точно подметили! Немного не так выразился.
          А после нас, хоть трава не расти, это про них. Никакой заботы об интересах нашей страны.
      2. svp67 18 апреля 2013 11:56
        Цитата: р_у_с_с_к_и_й
        Доигрались! Они уже начинают нам конкуренцию составлять! Но наши чиновники опомнятся наверное только тогда, когда мы начнём проигрывать тендер, за тендером, потому что у Китая будет цена значительно ниже.

        Если бы о это был единичный случай, то это одно, а так это уже система...и от этого уже как то гадко.
      3. SlavakharitonoV 18 апреля 2013 20:54
        На днях продали им Су 35. Ну как так можно?! Мы за деньги распродаем технологический паритет, а сами на паритет не работаем?! Мы не союзники Китая чтобы так торговаться, если они хотят чтобы мы им продавали новейшие вооружения, пусть сами что-нибудь нам продадут? Можно на их верфях строить среднетоннажные корабли гражданского назначения, если у нас под завязку мощности...Обидно.
        SlavakharitonoV
    2. rolik 18 апреля 2013 12:47
      Цитата: самоход
      что по большому числу характеристик он соответствует советскому/российскому проекту 877ЭКМ «Палтус»..."

      Обводы корпуса похожи на " Ладу". Но более грубые. На счет ВНУ - китайцы ее сделают конечно.... предварительно слямзив. Ну а так конечно близко к Палтусу. Китаезы , наверное, надеются на Амур ( урезанную Ладу). Но это тоже бабушка надвое сказала.
      rolik
    3. APASUS 18 апреля 2013 22:37
      Цитата: самоход
      китайцы быстро учатся. и, не смотря на некоторые проблемы, создают современное вооружение.

      Вот вот создают! А не получиться как с локаторами для Эквадора??
      1. Fregate 19 апреля 2013 15:49
        Вот вот, думаю после "Эквадорских локаторов" желающих на ПЛ не найдется. laughing
  2. svp67 18 апреля 2013 08:28
    Все по уже обычной схеме. Стоило "Варшавянке", то есть извините "Палтусу" оказаться в Китае, как у того вскоре появились подводные лодки "собственной разработки", по "странному" стечению обстоятельств, похожие на "Палтус". Грустно... Очень грустно. Это не бизнес - это "дурдом"
  3. USNik 18 апреля 2013 09:34
    китайские судостроители утверждают, что в перспективе S20 получит новую воздухонезависимую энергоустановку

    Кажется именно такой двигатель будет у свеже-проданной китаю подлодке? sad
    USNik
    1. svp67 18 апреля 2013 10:08
      Что печально,стоить она для покупателей будет меньше нашей и нам платить за "интеллектуальную собственность" не кто не будет...
  4. ed65b 18 апреля 2013 09:38
    И Космос Китаю подарили и бомбу ядреную, Может пора остановиться?
    ed65b
  5. Naval 18 апреля 2013 13:38
    Пока наши чиновники без отката з.. не почешут, китайцы не зевают.
    Как говаривал профессор Преображенский:"Разруха не в клозетах, разруха в головах"
  6. Takashi 18 апреля 2013 13:47
    мне больше новость понравилась о том, что американцы прошляпили постройку 1-го образца., затем, еще одну, затем еще 2.., 3... И самое интересное, лодки исчезали!!!!
    Мне подумалось, а вот у нас походу всё американцы знают - что строиться, где спущено, и в каком затоне стоит... :((
    1. Argon 18 апреля 2013 15:15
      Когда"Гепарда" испытывали на каждой точке поворота на поверхности,находился корабль разведчик НАТО
  7. Misantrop 18 апреля 2013 14:35
    Цитата: Takashi
    американцы прошляпили постройку 1-го образца., затем, еще одну, затем еще 2.., 3... И самое интересное, лодки исчезали!!!!
    Может, они просто тонули нахрен? У Китая народа много, а качество пробных образцов печально известно...
    Misantrop
  8. Argon 18 апреля 2013 16:19
    Не пойму,что вы на китайцев ругаетесь.То,что китай не брезгует шпионажем не новость,зачем лезть в чужой огород ,надо за своими карманами смотреть.Куда смотрит наша контрразведка?Второй аспект; похожее не есть одно и тоже,тот же J-11 по планеру от Су отличается более чем на25% в нем больше титана,он дороже по себестоимости.Просто надо признать что в соседней более развитой индустриально державе,имеется соответствующая инженерная школа.А на счет интеллектуальной собственности скажу следующее. Существует некая международная организация торговцев оружия не помню как называется,входят в нее не страны а фирмы производители(не без политики конечно)в частности от россии "Рособоронэкспорт".Так по писанным правилам этой структуры любой патент в сфере оружия действителен в течении 20лет ,после этого срока любой может начать не лецензионный выпуск(а соответственно и продажи)образца.Скажите какой из "копируемых"образцов моложе.Если вернуться к подводным лодкам.Вот мол похожи но водоизмещение то разное а значит все этапы конструкторских проработок они прошли сами,технологии легально им не передавались а глядя на лодку,нельзя построить такую же но поменьше.Так откуда же сходство?Во первых они экспл-уют "Варшавянку"а следовательно первый собственный проэкт будет по сути модернизацией оной(меньше тех рисков).Второе,школа корабелов слаживалась в СССР(учились то китайцы в Ленинграде а стажировались в николаеве).Но всех патриотов спешу успокоить,мы прос....м китайцам в любом случае тк абсолютный доход от торговли оружием составляет не более 3.5-4% от НВП(аобычно 2%).А на нефти да на газе,мы много не заработаем.
  9. i-gor63 18 апреля 2013 17:54
    Купят пару "амуров", сделают клон и поехало.На всех плюют, на всё ложат.А может так и надо.
    i-gor63
  10. Я так думаю 18 апреля 2013 19:19
    Солидно надоело муссирование "российского" следа в китайских разработках ... В реальности россияне безнадежно отстали в этой области от ВСЕХ и скулеж на эту тему только смешит окружающих ...
    http://nvo.ng.ru/armament/2010-01-29/1_submarines.html
  11. Dimanrus86 18 апреля 2013 19:36
    Че то она мне напоминает)
  12. Николай Н 18 апреля 2013 22:53
    http://i017.radikal.ru/1304/a3/38813b950357.jpg Я её то же давно засек laughing Зря вы так плохо о Китае Они уже давно не плохие суда клепают когда захотят. Многие традиционно морские страны у них сериями суда строят. Качество метала конечно не очень но тут беда мировая Рынок нынче стал такой долговечные изделия не делают.
    Николай Н

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня