Забытые после Великой Отечественной войны мотоциклетные части возвращаются в состав ВС РФ

18 824 48
Забытые после Великой Отечественной войны мотоциклетные части возвращаются в состав ВС РФ

Специальные мотоциклетные роты появились в Сухопутных войсках ВС России, их ввели в состав мотострелковых соединений. Решение принято по опыту специальной военной операции. Таким образом, забытые после Великой Отечественной войны мотоциклетные части возвращаются, пока в виде рот.

Отдельные мотоциклетные роты появились в мотострелковых соединениях, задачи у этих подразделений разные, в основном это штурмовка позиций врага, а также разведка, эвакуация и снабжение. Конечно, в бой на мотоциклах штурмовики не идут, но быстро достигнуть позиций врага эта техника позволяет. К тому же мотоцикл проходит там, где не пройдет автомобиль.



Бойцы мотоциклетных рот перед отправкой на фронт проходят месячную подготовку, в ходе которой их обучают не только вождению мотоциклов, но штурмовым действиям в городской застройке, в лесу и в поле, маскировке и ориентированию, уходам от дронов, маневрированию на открытой местности и т. д.

Особое внимание уделяется морально-психологическому состоянию личного состава,

- приводят «Известия» слова военных источников.

Пока опыт применения мотоциклетных рот только нарабатывается, тактику и стратегию будут писать уже после завершения СВО. Пока же штурмовики на мотоциклах прекрасно показали себя именно в штурмах. Украинские военные, смеявшиеся над нашими бойцами на мотоциклах, после нескольких поражений от них тоже начали создавать аналогичные подразделения.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    13 августа 2025 14:26
    Сравнение с ВОВ как то не очень. Там тогда в войсках ,что у нас и немцев были тяжелые мотоциклы. Сейчас же другие ,кроссовые легкие.
    1. +6
      13 августа 2025 14:41
      Опять же - опыт надо обобщать критически. Подобные штурмы небольшими группами на кроссах - возможны только по причине катастрофической нехватки личного состава у противника.. Пара пулемётных гнёзд и миномёт в нужном месте - сделают подобное просто самоубийственным. А ведь в грядущей войне с Гейропой - недостатка в живой силе у неё точно не будет, по крайней мере на первых порах...
    2. +3
      13 августа 2025 15:02
      Да, в те годы 1 мотоцикл = 1 пулемет.
      А на эндуро (читай - на себя) много не нагрузишь.
      Нишу мотоциклов с коляской заняли багги, квадрики.

      Наверное, для разовых заданий моторота - это нормально.
      Как и лыжная, например.
      Вот только на лыжах худо-бедно любой боец пойдёт, а гнать по пересечёнке на двух колёсах - даже "городской" мотоциклист не сподобится сразу. Обучать нужно, и даже не месяц!
    3. 0
      14 августа 2025 11:58
      и для "эффективных патриотов в правительстве"- теперь одни китайские байки!)))
  2. +3
    13 августа 2025 14:27
    Специальные мотоциклетные роты появились в Сухопутных войсках ВС России, их ввели в состав мотострелковых соединений

    Мы классные мотоциклисты
    И про нас,
    былинники речистые ведут рассказ....
  3. +4
    13 августа 2025 14:28
    Для Победы все средства хороши, даже гужевые батальоны.
    1. -1
      13 августа 2025 14:53
      вспомните как передвигалось соединение Ковпака
    2. +2
      13 августа 2025 14:57
      ...вермахт так то и велосипедами даже не брезговал - было дело....
      1. +2
        13 августа 2025 15:13
        Вермахт и отказался от двух колес впоследствии...ибо дороги мирного и военного времени "несколько" отличаются друг от друга.
  4. +3
    13 августа 2025 14:35
    В начале ВОВ в составе Красной Армии было 19 мотоциклетных полков. Затем почти все они были расформированы. Но к концу войны опять начали формироваться. Состав полка и вооружение постоянно менялись. Это я к тому, что тактика использования таких частей так и не была до конца определена.
    Надеюсь, что в настоящее время наконец-то мотоциклисты найдут своё место в составе действующей армии. Но уже не в виде отдельных полков, а как роты в составе мотострелковых частей.
    1. +2
      13 августа 2025 14:38
      В СССР названия на знаменах при этом сохранялись, хотя часть называлась например отдельным разведывательным батальоном
      1. +2
        13 августа 2025 15:21
        Да. Я служил в таком. 112 ОРБ.
    2. +2
      13 августа 2025 15:05
      Цитата: Eugen 62
      В начале ВОВ в составе Красной Армии было 19 мотоциклетных полков. Затем почти все они были расформированы. Но к концу войны опять начали формироваться.

      Неверная информация.
      Насколько я знаю было 50 с лишним отдельных мцп. Под Москвой отличились 36-й и 46-й отдельные мотоциклетные полки. 36-й стал в январе 42-го 1-м гвардейским, а в апреле 46-й стал 2-м гвардейским. Много полков было переформировано в мотострелковые.
      Лучший полк армии говорил про 46 мцп командарм 30-й армии Лелюшенко . После окончания войны 2-й гв.мцп имел название 2-й отдельный гвардейский мотоциклетный Ярцевский Краснознаменный орденов Суворова, Александра Невского полк

      Всего к 45-му все оставшиеся 7 мотоциклетных полков стали гвардейскими и они прошли всю войну.
      Про 46-й мцп можете почитать здесь https://topwar.ru/191214-vtoroj-legendarnyj-rejd-tanka-stepana-gorobca.html
      На фото Лелюшенко и Погодин вручают гвардейское знамя 2-му гвардейскому мотоциклетному полку
    3. +2
      14 августа 2025 04:10
      Цитата: Eugen 62
      Надеюсь, что в настоящее время наконец-то мотоциклисты найдут своё место в составе действующей армии.

      Только для этого нужно иметь сами мотоциклы. И желательно свои отечественные, а не покупать их в Китае. Странная ситуация получается - свои БМП, БТР, танки, бронеавтомобили есть, а мотоциклов своих нет. А все потому что в России не осталось ни одного завода по производству мототехники.
      1. 0
        14 августа 2025 12:56
        Только для этого нужно иметь сами мотоциклы. И желательно свои отечественные, а не покупать их в Китае.
        Перед ВОВ и во время неё тоже своих мотоциклов хронически не хватало. Использовались зарубежные. Массовое производство мотоциклов началось уже после войны. Тогда из Германии вывезли оборудование и тех. документацию. И мотоцикл быстро превратился из роскоши в средство передвижения простых советских трудящихся.
  5. +2
    13 августа 2025 14:37
    Задумался, почему у робо собак ноги, а не четыре колеса, на колесах быстрее будут передвигаться.
    Помошники мотоциклистам нужны в виде роботов, груза много на спину человека не навесишь.
    1. -3
      13 августа 2025 15:16
      Цитата: Див Дивыч
      Задумался, почему у робо собак ноги, а не четыре колеса, на колесах быстрее будут передвигаться.

      Попробуйте на роликах по пересечённой местности побегать )
      Были разработки с колёсами на "локтях" - так и упор сохраняется, и возможность гонять по асфальту. А вообще интересно просчитать использование моноколеса у мобильных групп. При хорошем владении оно может дать фору мотоциклу на пересечённой местности.
      1. +1
        13 августа 2025 21:45
        На роликовых коньках колеса мелкие, для бездорожья нужен размер намного больше.
        Моноколесо неустойчивое. Двухколесной технике нужны механизмы балансировки чтобы не упасть, чаще всего человек выполняет функцию удерживания в вертикальном положении мотоцикла, либо коляска с третьим колесом.
        4 колесная техника устойчивее от опрокидывания, но опять же смотря где ехать, по лесным тропам не получится, а мотоцикл проедет. Даже через реку мотоцикл проще на плоту перетащить, и вытащить с берега на траву. Так что мотоциклы нужны как и машины.
        1. +2
          13 августа 2025 22:02
          Нужны, конечно. Тут сравнивались робособаки с колёсным трапортом, но у них разные ниши использования. Собака при ходьбе по ухабам держит тело ровно, а колёса, пусть и большие, неизбежно будут сильно накренять платформу в разные стороны. Делать независимую подвеску на каждое колесо с компьютерным реагированием - в пределе придти к тем же лапам собаки, только с колёсами на конце. Моноколесо на ходу устойчивое. В плане компактности у него тоже есть преимущество. Его минус - это невозможность резко тормозить, но этот минус не для езды по пересечёнке - там особо не разгонишься, и пропускать машины на перекрёстке тоже не надо. Я не настаиваю на его использовании. Повторюсь - интересно было бы просчитать его шансы в мобильных группах. Из плюсов - легко соскочить, спрятать, переправить, ехать медленно и бесшумно, м.б. даже стрелять на ходу, при спешивании можно нагрузить его и вести за "поводок" впереди себя. Интересно рассмотреть варианты спаривания или страивания таких колёс . Тогда это будет уже модульный эффект, и при поражении одного модуля его можно будет заменить другим, не битым.
  6. +9
    13 августа 2025 14:46
    Отдельные мотоциклетные роты появились в мотострелковых соединениях,

    И что же будет стоять на вооружении этих подразделений ? Какие мотоциклы и скутеры ? Своих то особо нет . То что сейчас сборная солянка в большинстве своем из народной помощи
    1. +1
      13 августа 2025 15:17
      "Уралы", которые рекой идут за бугор. А были МВ-750 с задним ходом и ведущим колесом коляски. Не думаю, что это большая проблема- возобновить выпуск проверенной техники. Но нужно ли на перспективу ВОЙНЫ, а не СВО?
      1. +4
        13 августа 2025 15:25
        Не думаю, что это большая проблема-

        Про Ан-2 тоже так думал .
        Уралы", которые рекой идут за бугор.

        Так что идёт - изделие из отечественных деталей , частично из отечественных деталей или отечественные шильдики ?
        А были

        Да .,. Много чо было , но та цивилизация нас покинула . Как думаете , вернётся ?
        1. 0
          14 августа 2025 04:19
          Цитата: КВУ-НСвД
          Да .,. Много чо было , но та цивилизация нас покинула . Как думаете , вернётся ?

          Чтобы эта цивилизация вернулась, нужно волевое решение правительства о строительстве завода-гаганта по производству мототехники. Как в свое время строили КАМАЗ, АвтоВАЗ. Чтобы этот завод выпускал всю линейку мотоциклов легкого, среднего и тяжелого класса, мотоциклов с коляской, спортивные, кроссовики. А так же мотороллеры, скутеры, мопеды, квадроциклы. Только тогда чтг то сдвинется. В противном случае, будем все покупать в Китае. Причем и в армию тоже для обеспечения тех самых мотоциклетных частей, о которых тут так пафосно нам рассказали.
      2. -1
        13 августа 2025 16:28
        Цитата: Клон
        Не думаю, что это большая проблема- возобновить выпуск проверенной техники.

        Три ключевых вопроса
        1. Где выпускать ?
        2. Кто будет работать ?
        3. Какую модель ?
      3. 0
        14 августа 2025 04:13
        Цитата: Клон
        "Уралы", которые рекой идут за бугор. А были МВ-750 с задним ходом и ведущим колесом коляски. Не думаю, что это большая проблема- возобновить выпуск проверенной техники. Но нужно ли на перспективу ВОЙНЫ, а не СВО?

        Вы, видимо, не в курсе, что производство мотоциклов "Урал" ушло в соседний Казахстан. Да и из отечественного там только рама и шильдик
        1. +1
          14 августа 2025 11:11
          В курсе...но мото для Армии- это далеко не Лада для рядового обывателя.
  7. -1
    13 августа 2025 14:51
    Забытые после Великой Отечественной войны мотоциклетные части возвращаются в состав ВС РФ

    Всё новое это хорошо забытое старое. laughing
  8. +3
    13 августа 2025 14:57
    На броне и в камазах передвигается уже нельзя, да еще целым взводом, это просто подарок для вражеских фпв. Теперь только небольшими маневренными средствами - лучше конечно, нормальный мрап, далее мотоциклы, багги, пикапы, все с личным составом до 3 человек. Желательно на каждом средстве иметь турель, ну на край подставку для стрелка, чтобы держать воздух.
    1. +4
      13 августа 2025 15:41
      Цитата: canurodes
      На броне и в камазах передвигается уже нельзя

      Вы правы. Эта техника превратилась в большие мишени и гробы для наших солдат. Сейчас даже танки вынуждены двигаться к передовой за 5-10 км на максимальной скорости и со средствами РЭБ.
      В современных условиях скорость и живучесть понятия равнозначные. А если солдат на мотоцикле будет в бронежилете, который на ногах сильно не потаскаешь, то можно даже позиции врага штурмовать.
      1. 0
        13 августа 2025 19:34
        Цитата: Vitaly.17
        А если солдат на мотоцикле будет в бронежилете, который на ногах сильно не потаскаешь, то можно даже позиции врага штурмовать.

        Руки нужны свободные.
        1. 0
          13 августа 2025 19:42
          Цитата: cpls22
          Руки нужны свободные

          Тогда и гиростабилизатор, что бы не трясло на ходу и можно было стрелять в движении..
    2. 0
      14 августа 2025 04:22
      Цитата: canurodes
      Теперь только небольшими маневренными средствами - лучше конечно, нормальный мрап, далее мотоциклы, багги, пикапы, все с личным составом до 3 человек. Желательно на каждом средстве иметь турель, ну на край подставку для стрелка, чтобы держать воздух.

      Уже война в Сирии показала, что бармалеи были совсем не дураки и показали, как нужно воевать в современной войне. на мотоциклах и на пикапах с пулеметами. А у нас на ВО тогда над ними ржали и спорили о бронепробиваемости такой техники и что на БМП гораздо приятнее.
  9. +3
    13 августа 2025 15:04
    До конца 1975 года в отдельных разведывательных батальонах дивизий в ГСВГ в штате были разведывательные роты на мотоциклах...их ещё именовали ротами глубинной разведки. Насколько помню, в роте было свыше 20 "коней". Потом в результате очередной реформации, моторазведку пересадили на БРДМ-2. Ибо на двух колесах в зоне поражения ОМП такое себе Г.
  10. -1
    13 августа 2025 15:10
    На мой взгляд, надо системно развивать все виды транспорта в ВС. Где-то подойдёт мотоцикл(электромотоцикл), где-то - велосипед, где-то - бронированный робот-транспортировщик и т.д.. Часть техники должна быть приспособлена для транспортировки в положении лёжа.
    Главное - не "изобретать велосипед" а переоборудовать имеющиеся под нужды военных!!! И шире привлекать народных умельцев: наших руководящих чиновников пока раскачаешь, им личные интересы ближе...
  11. 0
    13 августа 2025 15:12
    Да, за месяц они безусловно научатся)) Блин, ни ума ни фантазии...
  12. -1
    13 августа 2025 15:50
    Интересно как проходят мотоциклы минные заграждения? Вроде танковые мины при нажимном воздействии 130 кг не должны реагировать, если не перегружать кроссовый мотоцикл.
    1. +1
      13 августа 2025 16:21
      Это что ж за мотоцикл такой???? belay
      130кг байк, 80 боец, 30 аммуниция, даже если налегке....
      1. +2
        13 августа 2025 17:18
        Не вся масса преобразуется в давление на грунт в конкретной точке. Распределение по осям, знаете ли.
        1. +1
          13 августа 2025 17:38
          Немного знаю: и учился, и сам езжу на 2 колёсах :)
          Вы тогда еще вспомните и о динамических нагрузках.
          И о том, что я написал массы мотоцикла-чекушки с невысоким пареньком с минимумом снаряжения
  13. +1
    13 августа 2025 16:04
    Мотоциклистов можно использовать как курьеров, мотоциклы с коляской - для подвоза боеприпасов и эвакуации раненых, подразделения на мотоциклах - как ДРГ, авангард и арьергард, а также затыкания прорывов и ликвидации ДРГ врага.
  14. +4
    13 августа 2025 17:20
    "Украинские военные, смеявшиеся над нашими бойцами на мотоциклах, после нескольких поражений от них тоже начали создавать аналогичные подразделения." С точностью до наоборот, наши "военные " "эксперты" высмеивали противника использовавшего Электровелосипеды, электромотоциклы и прочие скутеры и вот спустя всего три года нашли топор за лавкой.
  15. -1
    13 августа 2025 17:27
    Надеюсь, электромото, а то простые слышно слишком хорошо, когда приближаются. И электро сразу едет и набирает скорость.
  16. +1
    13 августа 2025 17:41
    Похоже, при новом министр обороны РФ нововведения в армии проходят быстрее. Респект Белоусову и пожелания дальнейших успехов.
    1. 0
      13 августа 2025 17:45
      Цитата: Михаил Сибирский
      при новом министр обороны РФ

      Ну вообще то не такой он уже и новый, больше года уже занимает должность.
  17. -1
    13 августа 2025 20:14
    Что за дичь?
    Понимаю, что заминусуют, но все же...
    У нас в армии автомобили на вес золота, в смысле их не хватает.
    А это существующий род/вид войск, со своими базами, ремонтными мастерскими и складами + обслуживающий персонал.
    Теперь мотоциклы - .... Как их вписать в структуру действующей части. Как учить личный состав. Как перемешать вне поля боя?
    Для этого во всех странах мира багги есть.
    Кто и каких будет применять мотоциклы в мирное время.
    У нас нет производства мотоциклов - все Китай. А что будет делать начальник, если у него подчинённый на мотоцикле разобьётся. Кто в армии служил, тот знает о чем речь.
    Так как их обслуживать и прописывать вусовку. Стрелок - мотоциклист. Или второй номер мотоциклиста.
    Вся эта дичь с мотоциклами - это потому что воевать не умеем или не можем. Не можем потому, что не хотим? Иначе как объяснить "сберегаемую" инфраструктуру противника.
    А так вообще можно до велосипедных войск договориться. Или до 1 конной довоеваться.
    1. -1
      14 августа 2025 12:36
      Как их вписать в структуру действующей части

      При большом желании можно это сделать без проблем. На войне все средства хороши.
      И если для победы в схватке с врагом нужны мотоциклы, то значит нужно внедрять данное транспортное средство в штат! А если понадобится, то и лошадей с мулами.
      ПыСы: Хорошо вещать с дивана в теплой комнате......
      1. -1
        14 августа 2025 14:06
        Просто МО должно по имеющемуся штату обеспечить потребности войск.
        Это очевидный минимум.
        А не дожидаться, чтобы военнослужащие покупали себе снаряжение и технику за свой счёт, а потом отписываться, что у нас всего хватает.
        И для этих мыслей не нужно быть диванным аналитиком.
  18. +1
    13 августа 2025 23:26
    При Союзе были даже гонки раллийные на мотоциклах с колясками. Вот и такую технику надо прорабатывать. Так как по пересечёнке он может вместе с другими двухколёсными мотиками гнать, а при необходимости каляску отсоединить.
  19. Комментарий был удален.