Минные крейсера — предки эсминцев

9 870 66
Минные крейсера — предки эсминцев

Миноносцы могли совершить переход с Балтики на Дальний Восток своим ходом (в сопровождении плавбазы, само собой), но вести бой совместно с эскадрой им было не под силу: то волнение, что для крейсера или броненосца определялось как «рабочая погода», для кораблика, не дотягивающего до 150 тонн, становилось борьбой за выживание. Примерно то же самое можно сказать и об истребителях, или контрминоносцах, призванных бороться с вражескими миноносцами, чьё водоизмещение было несколько больше, но положения это не меняло. А применять торпедное оружие в эскадренном бою хотелось!

Ответом стал класс кораблей, которые в России получили название «минные крейсера», в Великобритании — «минные канонерские лодки», а во Франции — «минные авизо». Эти корабли должны были сочетать в себе качества миноносца, истребителя, и при этом иметь достаточную мореходность, чтобы действовать в составе эскадры. Первыми, принявшими решение о строительстве подобных крейсеров, стали французы...



16 августа 1879 года в Conseil d'Armiaute было принято решение о принятии кораблестроительной программы на 1879 год. В программу был включен пункт о строительстве четырёх быстроходных торпедных кораблей, защищённых со стороны носа от огня лёгкого оружия. Они должны были сопровождать эскадры броненосцев, нести службу по защите портов, отчего по началу получили название «миноносцы береговой обороны». Это должны были быть корабли водоизмещением около тысячи тонн, более медлительные (со скоростью 14-15 узлов), чем миноносцы, но значительно более мореходные. Впоследствии отнесение в класс кораблей береговой обороны было признано ошибкой, и ещё не построенные корабли было решено переклассифицировать в минные авизо (впрочем, французская классификация кораблей — посложнее бинома Ньютона) — их задачей стала атака вражеских кораблей в отдалённых гаванях, где они чувствуют себя в безопасности.


Мари Анн Луи де Бюсси 1820-1903 французский кораблестроитель

Основой проекта корифея французского кораблестроения Луи Де Бюсси стали армстронговские корабли типа «Артуро Прат» — переходный тип от канонерки к лёгкому крейсеру. Водоизмещение кораблей составило 1240 тонн, паровые машины мощностью 3,5 тысячи индикаторных лошадиных сил обеспечивали скорость в 17 узлов. Центральная часть корабля была прикрыта карапасной бронепалубой толщиной 10-20 мм, над машинами размещалась ещё одна — плоская противоосколочная бронепалуба. По мнению французского инженера, подобной бронезащиты должно было хватить против орудий британских крейсеров типа «Айрис» и «Комус». Вооружение кораблей планировалось из 5х100-мм пушек, 4х37-мм револьверных пушек Гочкиса и пяти надводных торпедных аппаратов.


«Кондор» — первый минный авизо.

Все четыре минных авизо были введены в строй в январе 1883 года и получили названия «Кондор», «Эпервье», «Фокон» и «Вотур». Это были маленькие бронепалубные крейсера с длинным тараном, одной трубой и тремя мачтами, одна из которых впоследствии была демонтирована. Вооружение... Оно было серьёзным: пять 100-мм орудий, четыре — 47-мм и шесть 37-мм пушек Гочкиса и 4 торпедных аппарата. Вот только для уничтожения миноносцев оно было сочтено слишком сильным! Ведь, по тогдашним воззрениям, миноносцу было достаточно нескольких снарядов, чтобы отправиться на дно. В общем, следующую серию (минные авизо типа «Бомб») сделал втрое меньше водоизмещением и с вооружением из 2х47-мм пушек и пяти 37-мм револьверных пушек Гочкиса, при двух надводных торпедных аппаратах и скорости в 19 узлов.


Минный авизо «Леже»

Надо сказать, что скорость для кораблей этого класса вскоре стала считаться одним из главных показателей: если простой миноносец защищали его малые размеры, то в минный авизо попасть было куда легче, так что только скорость была его спасением. Правда, вскоре стало ясно, что миноносец далеко не такая простая цель, и вооружение надо бы усилить. Собственно говоря, именно это и было проделано на 500-тонных минных авизо «Леже» и «Леврие», получивших 1х65-мм орудие, 3х47-мм и две 37-мм револьверные пушки. Плюс — два торпедных аппарата повышенного калибра (450-мм вместо 350-мм) на палубе и один — в форштевне.


Минная канонерка «Рэтлснейк»

А вот англичане со своими кораблями данного класса не спешили. Правда, пошли своим путём. Вместо создания быстроходных, но вооружённых большим количеством малокалиберных скорострелок кораблей, они поставили на корабли небольшие, тихоходные, но весьма солидно вооружённые. 559-тонные «минные канонерские лодки» типа «Рэттлснэйк», спроектированные Натаниэлем Барнаби (первый корпус сошёл со стапеля 16 сентября 1886 года), первыми из кораблей получили паровую машину тройного расширения, но, несмотря на это, не могли давать больше 19 узлов. Зато они имели пусть и тонкую (17,5 мм), но бронепалубу, а главное — 1х4-дюймовую пушку и 6х47-мм скорострелок Гочкиса. Минное вооружение — 4х360-мм торпедных аппарата.


Минная канонерка «Шарпшутер».

Попытки улучшить эти не слишком удачные корабли привели к появлению серии из 13 минных канонерских лодок типа «Шарпшутер», имевших традиционно невысокую скорость, но главный калибр из 2х120-мм орудий, что делало все остальные минные крейсера добычей английских канонерок. Конечно, если бы те смогли их поймать на своих 19 узлах скорости... Увеличенная версия «Шарпшутеров» — минные канонерки типа «Алярм» — имела то же артиллерийское вооружение, но вместо 360-мм торпедных аппаратов стояли 3 трубы калибром 450-мм. Ну и скорость была также не рекордной — 18,7 узла.


Минный крейсер «Лейтенант Ильин»

Но это Англия с Францией, а что же в России? А у нас ярым сторонником подобных кораблей был управляющий Морским министерством адмирал Иван Шестаков. Настолько ярым, что сам поучаствовал в разработке проекта первого русского минного крейсера. Поскольку отношения с французами после франко-прусской войны теплели просто на глазах, особых тайн от русских у французов не было, и новый корабль должен был стать чем-то средним между «Кондором» и «Бомб». Причём проектирование и постройка велись в такой спешке (и в такой тайне!), что минный крейсер, получивший имя «Лейтенант Ильин», был спущен на воду быстрее, чем большая часть его французских прототипов — в 1886 году.


Минный крейсер «Капитан Сакен»

Поскольку спешка важна только при ловле блох, корабль получился откровенно сырой. Имевший полное водоизмещение 714 тонн, он был вооружён целой батареей орудий малого калибра: 5х47-мм и 10 37-мм револьверных пушек Гочкиса! Правда, побортное расположение артиллерии было скорее оборонительным, чем призванным уничтожать вражеские миноносцы. Торпедные аппараты калибра 381-мм имелись в количестве семи штук, но расположение оных также нельзя было признать удачным. Но главное... Скорость корабля должна была составлять не менее 22 узлов, в реальности же «Лейтенант Ильин» и 20 не мог дать. Заложенный в Николаеве 9 мая 1886 года минный крейсер «Капитан Сакен» был ещё медленнее — максимум смог выжать 18,3 узла на мерной миле, при том, что был значительно скромнее вооружён: 6х47-мм пушек, 4-37-мм и три торпедных аппарата калибра 381-мм. Правда, на «Сакене» ещё при постройке сняли поворотные торпедные аппараты (данная техника была слишком необычной на тот момент), а через несколько лет и неподвижные...


Минный крейсер «Всадник»

В общем, минные крейсера отечественной постройки были не то чтобы плохи, но... Со скоростью у них были проблемы, поэтому было решено прибегнуть к заказу кораблей за рубежом. Незадолго до того Австро-Венгрия заказала верфям «Шихау» семь минных крейсеров типа «Метеор». Русскому Морскому министерству корабли понравились, и немцы получили заказ: вместе с девятью миноносцами типа «Або» фирме Шихау заказали головной корабль серии — «Казарский», а затем ещё два — «Воевода» и «Посадник» (изначально корабли заказал король Черногории Николай I, но не смог выкупить), а три решили построить в России — два, «Всадник» и «Гайдамак», на верфи Крейтона в Або, а один, для Чёрного моря, — на Адмиралтейской верфи в Николаеве («Гридень»).

Корабли проектировались и строились с учётом ошибок, допущенных при строительстве «Лейтенанта Ильина» и «Капитана Сакена», поэтому получились достаточно удачными. По крайней мере, в среднем выдавали 22 узла. В среднем, поскольку строящиеся на верфях в Або корабли фины перетяжелили, и они могли дать максимум 20 узлов, зато николаевский «Гридень» стал самым быстрым из серии — 22,5 узла, что было прекрасно для кораблей конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века.


Минный крейсер «Гридень»

Что из себя представляли корабли этой серии? Это были большие миноносцы, выстроенные по образцу дивизионных миноносцев Кайзерлихмарине — со стандартным водоизмещением 400 тонн, полным — 430 тонн, длиной 60,2 метра, шириной — 7,42 метра и максимальной осадкой 3,5 метра. Бронирование отсутствовало, в качестве двигателя выступала паровая машина мощностью 3510 лошадиных сил, вооружение — 6х47-мм орудий и 3х37-мм револьверные пушки Гочкиса. Торпедное вооружение представлено двумя торпедными аппаратами — один неподвижный в носу и один поворотный на палубе — это был первый случай применения полностью поворотного торпедного аппарата в отечественном флоте. В сравнении с «Ильиным» и «Сакеном» корабли оказались удачными, а главное — стоили почти в два раза дешевле.


Минный крейсер «Абрек»

Удачный проект самим фактом своего существования требует продолжения. Правда, всегда возникает желание его немного улучшить. Таким улучшенным минным крейсером типа «Казарский» стал «Абрек». В первую очередь кораблю усилили вооружение — поставили 2х75-мм и 4х47-мм пушки, торпедное вооружение ограничив одним поворотным торпедным аппаратом на палубе — перед бизанью. Скорость корабля оказалась пониже, чем у «Казарского», но не существенно — 21,5 узла, зато мореходность — отменная: в 1898 году корабль прошёл из Балтийского в Средиземное море через Бискайский залив с его вечными штормами без сучка и задоринки.


Без комментариев...

Часто минные крейсера называют неудачным классом кораблей, не имевшим продолжения. На мой взгляд, это — спорный вопрос. Дело в том, что в 1905 году, по итогам Русско-японской войны, в Морском техническом комитете было проведено совещание, на котором решался вопрос развития минных сил. Главный вопрос, который стоял на совещании, звучал примерно так: «Что строить, небольшие миноносцы или минные крейсера?». Из 23 участников совещания 14 высказалось за минные крейсера. Были выработаны требования к будущим кораблям, и, хоть окончательного решения на тот момент принято не было, эти требования стали основой для проектирования кораблей, которые... А вот это уже — другая история, и она достойна отдельного рассказа!
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    19 августа 2025 04:12
    Цитата: Герхард фон Цвишен
    Миноносцы могли совершить переход с Балтики на Дальний Восток своим ходом
    А никто не задумывался, почему русские корабли могли совершать такие длинные переходы? Немецкие, кстати, тоже wink
    1. +3
      19 августа 2025 10:18
      а остальные не могли чтоль? вот для англичан будет открытие bully
      1. 0
        19 августа 2025 17:34
        Цитата: faiver
        а остальные не могли чтоль? вот для англичан будет открытие
        Русские корабли, как и немецкие, планировались на длительные походы без захода в порты. И это все потому, что ни у России, ни у Германии не было заморских колоний. А отличие от англичан. Так понятно?
        1. +7
          19 августа 2025 17:48
          кхм, вы не пробовали смотреть ТТХ английских и русских кораблей конца 19ого начала 20 века? они вас неприятно удивят, дальность хода у англичан в полтора-два раза выше чем у русских аналогичных кораблей....
  2. +4
    19 августа 2025 05:51
    что для крейсера или броненосца определялось как «рабочая погода», для кораблика, не дотягивающего до 150 тонн, становилось борьбой за выживание. Примерно то же самое можно сказать и об истребителях, или контрминоносцах, призванных бороться с вражескими миноносцами, чьё водоизмещение было несколько больше, но положения это не меняло

    Зачем автор к минным крейсерам/авизо/канлодкам (появились в середине 1880х) приплёл контр-миноносцы/дестроеры/истребители (появились в середине 1890х)?!
    Ответом стал класс кораблей, которые в России получили название «минные крейсера», в Великобритании — «минные канонерские лодки», а во Франции — «минные авизо». Эти корабли должны были сочетать в себе качества миноносца, истребителя

    Ещё раз, на момент постройки первых минных крейсеров никаких контр-миноносцев/дестроеров/истребителей не было, соответственно, ТЗ и проекты первых минных крейсеров никак не могли сочетать в себе качества истребителя.
    1. -1
      19 августа 2025 09:02
      Ну, разница во времени не так уж велика - 10 лет. Да и вообще, многие специалисты не выделяют контр-миноносцы (истребители) в отдельный класс. поскольку от обычных миноносцев они отличались только названием.
      1. +4
        19 августа 2025 16:18
        10 лет как раз очень сильно большая разница во времени в то время.
        И контрминоносцы/истребители от обычных миноносцев отличались очень сильно. В первую очередь артвооружением и скоростью.
        1. 0
          19 августа 2025 16:43
          Скорость у обоих была практически одинакова + или - пару узлов. В зависимости от места постройки (Англии, Франция, Германия или Россия) миноносец мог иметь скорость и больше, чем контр. Если разница в пару стволов калибром 37 - 47-мм. - это сильно))) тогда да - разница большая.
        2. +4
          19 августа 2025 20:19
          Скажем прямо: не отличались почти никак! Разве что у истребителей водоизмещение побольше, но миноносцы с истребителями путают регулярно. Легендарный "Стерегущий" - миноносец, или истребитель? В песне - истребитель, по жизни - миноносец... Тут сильно напутано: в английском "дестройер" и есть то, что у нас кличут миноносцем (или эсминцем, говорю же - разные классификации - чёрт ногу сломит), а наш миноносец у них - торпедо бот, но у нас на эту тему предусмотрен пункт классификации "торпедный катер". Собственно говоря, я именно поэтому решил отдельный материал про истребители не писать - их от миноносца отличить можно только по названию. И то не всегда...
          1. 0
            24 августа 2025 14:24
            Так может сравним?Того же "Стерегущего" и миноносцы из Владивостокского отряда?А их визави из Объединённого Флота? Сколько узлов давали первые и сколько вторые?А мореходность? Улучшенные "Соколы" типа "Громкий" прошли с 2-й эскадрой полмира без всяких плавбаз.А смогли бы пройти так "Циклоны" или "Перновы"?
        3. 0
          22 августа 2025 08:00
          А также водоизмещением, немного устапающим водоизмещению минных крейсеров.
    2. 0
      19 августа 2025 09:32
      [/quote][quote=ТермиНахТер]специалисты не выделяют контр-миноносцы (истребители) в отдельный класс. поскольку от обычных миноносцев они отличались только названием

      Каких-либо других специалистов по данному вопросу, кроме себя любимого, почитывали?)))
      1. 0
        19 августа 2025 16:44
        И в чем же ошибка? Дайте мне ссылку на справочник по РЯВ, где есть разбивка на миноносцы и контрминоносцы? Или справочники составляли дилетанты?
        1. 0
          20 августа 2025 07:17
          Дайте мне ссылку на справочник по РЯВ, где есть разбивка на миноносцы и контрминоносцы?

          Корабли русско-японской войны 1904-1905 гг. Автор: С. Сулига. Издательство: Аскольдъ, 1993 г.
          1. 0
            20 августа 2025 07:57
            Отлично))) а теперь, сравниваем ТТХ кораблей, которые записаны в типа "истребители" и которые в миноносцы. Разброс в 2 - 3м. длинны, соответственно 20 -30 тонн. ВИ - это специфика строителей, разброс скорости 1 - 2 уз. от туда же. Набор вооружения стандартный. И в чем разница? Потому что одних записали в одну графу, а других в другую?)))
            1. +2
              21 августа 2025 05:59
              У вас проблемы?
              Вы контр-миноносец/истребитель от рядового миноносца отличить не можете?
              Самый маленький японский истребитель КАГЕРО длинной 63 метра и полным водоизмещением 361 т, машина 5470 и.л.с., скорость 30 узлов.
              Самый большой японский миноносец 1го класса типа "Циклон" длинной 45 метров и полным водоизмещением 152 т, машина 3500 и.л.с., скорость 28 узлов.
              А в РЯВ у японцев была куча ещё более мелких миноносцев 2го и 3го класса)))
              Непонятно, зачем вы лезете вопросы, в которых даже не ориентируетесь на уровне общедоступных справочников?
              1. -1
                21 августа 2025 10:55
                Японцы записали в истребители, все новые миноносцы английской постройки, а все старье записали в миноносцы. В Цусимском бою истребители - работали как обычные миноносцы. А в РИФ миноносцы названия которых начинались на букву "Б" - записаны в истребители, а точно такие же, но с "Г" в миноносцы. Сколько японские истребители потопили русских миноносцев за всю войну?))
                А в 1909 г., когда начали вступать в строй "камикадзе" - их обратно переписали в миноносцы. А у немцев, вообще не было истребителей, хотя миноносцы типа V - 105, имели близкие ТТХ. А у французов, минные авизо, которых потом переписали в контрторпиллёры, вообще не миноносцы, ВИ в два с лишним раза больше. Так что же такое истребитель?)))
                1. 0
                  21 августа 2025 11:23
                  Так что же такое истребитель?)))

                  Истребитель/контрминоносец/эсминец
                  Это класс корабля, появившийся в середине 1890х и представлявший собой миноносец 1880х, размеры, мореходность и дальность плавания позволяли ему сопровождать эскадры броненосцев и крейсеров в открытом море, а вооружение усилено до уровня, позволявшего уничтожать вражеские миноносцы. Соответственно, помимо чисто миноносной задачи выполнения торпедных атак, появились и новые задачи - ближняя разведка, дозорная служба, уничтожение вражеских миноносцев и поддержка своих. Отсюда и разные названия в разных странах. Старые контрминоносцы/истребители/эсминцы по мере устаревания часто "разжаловались" в миноносцы (а часто и в тральщики). При этом эсминцы и "просто" миноносцы параллельно существовали даже какое-то время после ВМВ.
                  в РИФ миноносцы названия которых начинались на букву "Б" - записаны в истребители, а точно такие же, но с "Г" в миноносцы

                  Ахинея. Самые маленькие русские истребители/контр-миноносцы были в 350 т, самые большие номерные миноносцы были в 120 т.
                  1. -1
                    21 августа 2025 12:04
                    Миноносец "Громкий" и еще два, все ТТХ как у "буйнных" - миноносцы. У немцев и США вообще не было такого класса кораблей.
                    1. -1
                      21 августа 2025 12:17
                      Вы не в состоянии справочники Сулиги по русским и японским кораблям РЯВ скачать и прочитать? Я за вас это делать не собираюсь.
                      1. 0
                        21 августа 2025 12:56
                        И что в том справочнике - откровения господа Бога? Сулига для своих справочников брал данные из других справочников, не всегда точных. Как например данные по 254-мм. на "Касуге". И речь не о том, где и как писали эти корабли японцы. На заборе, можно что угодно написать. Вы мне по простому объясните разницу между истребителем "Сирануи" - истребителем "Буйный" - миноносцем "Громкий"?
                      2. 0
                        21 августа 2025 13:05
                        Зачем я вам буду объяснять разницу, которой нет? Это всё корабли одного класса, которые активно воевали артиллерией и торпедами, и которые выполняли гораздо больший круг задач, чем их предшественники миноносцы.
                      3. 0
                        21 августа 2025 14:00
                        Кто же спорит? А следующие корабли, типа "Камикадзе" выполняли еще больший круг задач, только никто их истребителями не называл. Если мне не изменят склероз, японцы их называли "кайбокан".
                2. 0
                  24 августа 2025 14:31
                  А как должны были работать японские истребители/контрминоносцы,если в составе русской эскадры не было миноносцев ?
                  1. 0
                    24 августа 2025 14:52
                    Как это в составе 2 - ой ТОЭ не было эсминцев? Почитайте на досуге "Цусиму".
                    1. 0
                      24 августа 2025 14:54
                      Так они уже эсминцами стали?Однако...
                      1. 0
                        24 августа 2025 14:56
                        Хорошо, пусть они будут миноносцами. Что от того изменилось? Тоже самое, как миноносцы называют истребителями.
    3. +3
      19 августа 2025 09:55
      Соглашусь с Вацлавом.
      От себя добавлю «Кондор», «Эпервье», «Фокон» и «Вотур» стали предтечей сторожевых кораблей, посути.развитие канонерских лодок только с минным оружием.
      Эсминцы - развитие эскадренных миноносцев, которые предназначались для атак минным орудием в эскадренном строю.
      1. +3
        19 августа 2025 10:39
        Насчёт того, что эсминцы - развитие класса миноносцев... Да, почему-то так часто считают. Но, это не совсем так. Но, об этом - следующий материал, хочу сохранить интригу)))
        1. 0
          19 августа 2025 16:14
          Эсминцы,развитие класса дестроеров/истребителей миноносцев. То есть, они задумывались как корабли,предназначенные в первую очередь уничтожать вражеские миноносцы, но в то же время и совершать торпедные атаки на более крупные корабли противника.
          1. +1
            19 августа 2025 20:22
            Не совсем так. По крайней мере, в российском флоте (и в германском тоже!) эсминцы - развитие класса именно минных крейсеров. Но, об этом - в следующем материале, так что пока развёрнутого ответа не даю, что бы сохранить интригу)))
            1. 0
              24 августа 2025 14:39
              Вот интересно,первые истребители RN,послужившие основой для русских "Соколов", это эскадренные миноносцы. И самые первые были построены в 1893-м году.И именно как истребители вражеских миноносцев.
        2. +1
          19 августа 2025 16:48
          Ну, вообще-то такое название для этого типа кораблей придумали в России (СССР), за границей он называется у англоязычных "деструктор" - т. е. разрушитель. У немцев "зестроер" - истребитель, у французов - торпилёр и контрторпилёр, хотя опять таки, особой разницы не было. Потом ещё придумали - лидер.
          1. +4
            19 августа 2025 21:49
            Цитата: ТермиНахТер
            за границей он называется у англоязычных "деструктор" - т. е. разрушитель.

            Вы уверены? Куда чаще встречалось название "destroyer". А "destructor" гугл переводит как "мусоросжигательная печь" laughing
            1. +1
              19 августа 2025 23:11
              Извините, чутка ошибся. На русском правильно?
      2. +2
        20 августа 2025 07:19
        От себя добавлю «Кондор», «Эпервье», «Фокон» и «Вотур» стали предтечей сторожевых кораблей

        Не согласен. Минные крейсера 1880х - это направление, которое на том технологическом уровне оказалось тупиком. Со временем, благодаря техническому прогрессу, минные крейсера получили непрямое продолжение в виде крейсеров-скаутов эпохи дредноутов. Точно также, как паровые минные/торпедные катера - в паровую эпоху их развитие пошло в направлении миноноска/контр-миноносец/эскадренный миноносец, но в эпоху ДВС они вдруг получили непрямое продолжение в виде торпедных катеров с ДВС.
        Эсминцы - развитие эскадренных миноносцев

        Это - перл!))) Или вы угораете?
        1. 0
          20 августа 2025 10:53
          Цитата: Пан Вацлав
          Не согласен. Минные крейсера 1880х - это направление, которое на том технологическом уровне оказалось тупиком. Со временем, благодаря техническому прогрессу, минные крейсера получили непрямое продолжение в виде крейсеров-скаутов эпохи дредноутов.

          Если рассматривать французский флот то в принципе правы и Вы и Владислав первые "aviso" рассматривались как прибрежные канонерские лодки и стационеры. Но наименование "Canonnièresde station" не было принято поэтому эти корабли стали "aviso". В последствии с изменением взглядов, разделились на на два класса "Torpilleurs-avisos" и "Torpilleurs-éclaireurs". Был ещё и класс "Avisos transports" они могли выполнять роль стационеров, небольших транспортов, посыльных кораблей, ну и принимать участие в обстрелах портов противника и полевых прибрежных укреплений так как были вооружены 4 -140 мм орудиями.
          1. +1
            22 августа 2025 21:59
            Авизо 1 класса "Керсэн" можно вспомнить еще.
            1. 0
              23 августа 2025 10:48
              Цитата: Maxim G
              Авизо 1 класса "Керсэн" можно вспомнить еще.

              Ну, французы ещё те "затейники", ко времени появления авизо 1 класса "Керсэн" взгляды не много поменялись;
              " Авизо занимает среднее положение между разведчиком эскадры и канонерской лодкой, по габаритам ближе к первому. Это судно для плавания в открытом море, и оно должно обладать подлинными мореходными качествами. Его артиллерия обычно состоит из трех или пяти орудий калибром 100 мм и 140 мм, и нескольких мелкокалиберных пушек."
              Так, что взгляды у французов периодически изменялись, как впрочем и в других странах.
              1. 0
                23 августа 2025 10:53
                Конкретно этот авизо и более поздние дизельные "Бугенвили" для службы в колониях: комфортные условия для экипажей.
                1. 0
                  23 августа 2025 11:39
                  Цитата: Maxim G
                  Конкретно этот авизо

                  Я не зря называл французов "затейниками", термин "aviso" понятие "растяжимое".
                  Le croiseur Kersaint (1895-1919). (Photo Marine nationale).
                  1. 0
                    30 августа 2025 10:26
                    Почему заменили то.
                    Корабль сам по себе не плохой.
  3. +1
    19 августа 2025 09:00
    Проблема заключалась в том, что к началу РЯВ, минные крейсера, в том числе и те, которые были на ДВ - устарели, и участия в ней практически не принимали. Потому, мы не можем сказать - плохие они были или хорошие. В то время, во многих флотах искали новые методы и средства, не прошел мим и РИФ.
    1. -2
      21 августа 2025 07:40
      Торпедные канонерки вполне себе повоевали:
      Чилийская «Альмиранте Линч» потопила чилийский же мятежный броненосец (броненосным фрегатом) «Бланко Энкалада» (бывший "Вальпарпаисо") в апреле 1891 года.
      Бразильская «Густаво Сампайо» потопила бразильский же мятежный броненосец «Акибадан» в апреле 1894.
      1. 0
        21 августа 2025 11:07
        Ну конечно, латиноамериканские флоты - это силища))) англичане нервно курят в стороне.
        Топили свой же антиквариат))) нехорошо, могли бы для музея оставить.
        1. 0
          21 августа 2025 11:32
          И как это отменяет тот факт, что в 1890х минные крейсера вполне адекватные своим задачам корабли, которые, помимо торпедных атак, вполне годились для эскадренной службы при броненосцах (ближняя разведка, дозорная и посыльная служба). На ЧФ вообще Сакен, Казарский и Гридень долго как крейсера-скауты при броненосцах использовались, т.к. современные крейсера появились на ЧФ не скоро.
          1. 0
            21 августа 2025 12:06
            Вот потому и использовались, что нормальных крейсеров не было. Однако, с их ТТХ, они все равно крейсерские функции выполнять не могли, хорошо, что Черное море не большое.
            1. 0
              21 августа 2025 12:24
              Вы сами пишите:
              Потому, мы не можем сказать - плохие они были или хорошие

              А я вам буквально "на пальцах" с примерами объясняю, что в 1880х-1890х годах минные крейсера (торпедные канлодки) были вполне адекватные своим задачам корабли, но будущие эсминцы стали развитием миноносцев, а не минных крейсеров.
              1. 0
                21 августа 2025 12:39
                Адекватны топить южно-американский антиквариат? Возможно. Но мы с вами, вообще-то за РЯВ, в который два русских минных крейсера просто не участвовали.
                1. -1
                  21 августа 2025 12:45
                  РЯВ, в который два русских минных крейсера просто не участвовали

                  Участвовали. Дозорная и сторожевая служба, траление. А случись РЯВ лет на десять раньше, то русские минные крейсер повоевали-бы и по прямому назначению.
                  1. 0
                    21 августа 2025 12:46
                    Траление - это функция минного крейсера? Для борьбы с тогдашними минами, хватило бы любого портового плавсредства.
                    1. 0
                      21 августа 2025 13:00
                      В осажденной базе пользовались тем, что было. Да и на внешнем рейде в свежую погоду паровым баркасом много не протралишь - здесь нужен корабль покрупнее и достаточно быстроходный, чтоб при появлении противника успеть обрубить тралы и укрыться в базе.
                      1. 0
                        21 августа 2025 13:49
                        Портовые средства - это не только баркасы. Буксиры, самоходные лихтера. В портовом хозяйстве много чего имеется. На случай появления противника есть дозор и береговые батареи.
                    2. 0
                      24 августа 2025 14:35
                      Тральщиков тогда не было ни в одном флоте мира,поэтому для траления использовали всё, что было пригодно и не жалко.
                      1. 0
                        24 августа 2025 14:51
                        Так не проще ли для этих целей использовать что-то небоевое? В разы дешевле, в случае подрыва.
                      2. 0
                        24 августа 2025 14:52
                        Это что-то надо ещё найти и приспособить.И чтобы у него сил хватало трал тащить.
                      3. 0
                        24 августа 2025 14:54
                        В поту всегда найдется пяток разных суденышек, в те времена тралы были не такие тяжелые и большие, как позже. Мины были небольшие и конструктивно не очень сложные.
                      4. 0
                        24 августа 2025 14:55
                        Значит не было этих суденышек...
                      5. 0
                        24 августа 2025 14:58
                        Увы, данных о портовых судах Порт - Артура или вспомогательных единицах 1 - ой ТОЭ, я нигде не видел. Хотя они были, потому как, на чем -то возили на корабли уголь, котельную воду, снаряды и т. д. Потому, ни согласиться с вами, ни возразить - не могу.
  4. +1
    19 августа 2025 09:16
    Интересная статья.
    Все четыре минных авизо были введены в строй в январе 1883 года и получили названия «Кондор», «Эпервье», «Фокон» и «Вотур». Это были маленькие бронепалубные крейсера с длинным тараном, одной трубой и тремя мачтами, одна из которых впоследствии была демонтирована. Вооружение... Оно было серьёзным: пять 100-мм орудий, четыре — 47-мм и шесть 37-мм пушек Гочкиса и 4 торпедных аппарата. Вот только для уничтожения миноносцев оно было сочтено слишком сильным!

    Эти корабли не относились к классу минных авизо, да и уничтожение миноносцев противника на являлось основной задачей для этих кораблей. Эти корабли относились к классу "Torpilleurs-éclaireurs" основная задача разведка и обнаружение противника.
  5. 0
    19 августа 2025 12:50
    Два минных крейсера для Дальнего Востока морское министерство передало финскому заводу Крейтона в Або. В 1893 году они были спущены на воду под именами «Гайдамак» и «Всадник», ранее использовавшимися на клиперах.
    Напомню,что Финляндия до 1917 года была в составе Российской империи.
    «Гайдамак» ( «Шикинами» с 7.10.1905). В:мъ Крейтонъ и Ко., Або, Великое княжество Финляндское. Строительство начато 1892 год. Спущен на воду 22 июля 1893 год (вместе с официальной закладкой). Введён в эксплуатацию июль 1894 года. Затоплен экипажем в Порт-Артуре в ночь на 20 декабря 1904 года.
    Поднят японцами. Переименован в «Шикинами» (Shikinami). Введён в эксплуатацию 1906 год. Выведен из состава флота 1914 год. Разобран


    «Всадник» («Макигумо» с 7.10.1905). В:мъ Крейтонъ и Ко., Або, Великое княжество Финляндское. Строительство начато 1892 год. Спущен на воду июль 1893 год. Введён в эксплуатацию 1894 года. Затонул 2 декабря 1904 года на внутреннем рейде Порт-Артура. Поднят японцами. Переименован в «Макигумо». Введён в эксплуатацию 1906 год. Выведен из состава флота 1914 год. Разобран.
  6. 0
    19 августа 2025 16:12
    А на последнем фото уже кто-то из черноморских "Новиков" и похоже из "ушаковской" серии.
  7. 0
    19 августа 2025 23:37
    Минный крейсер «Всадник»

    На нем просматривается американский флаг.
    Минный крейсер «Гридень»

    Минный крейсер «Абрек»

    А на них британский «Юнион Джек».
    Не совсем понятно...
    1. +1
      29 августа 2025 16:24
      Цитата: solar
      А на них британский «Юнион Джек».
      Не совсем понятно...

      Это гюйс - он же на носу. smile
      1. 0
        30 августа 2025 23:03
        Наличие американского флага это не объясняет.
  8. 0
    22 октября 2025 08:44
    со стандартным водоизмещением

    Наверное, все же с нормальным. Понятие стандартного водоизмещения было введено в только Вашингтоне и является величиной несколько искусственной. Многие пароходы вообще могут перевернуться, если найдется дyрак, который выпустит их в море в таком состоянии.