В-1В Lancer. Возвращение в «ядерный статус»

14 946 14
В-1В Lancer. Возвращение в «ядерный статус»

Бомбардировщик B-1B Lancer получил узлы внешней подвески и теперь сможет использовать до шести модульных пилонов с адаптивной нагрузкой под фюзеляжем для применения тяжелых боеприпасов, стратегических КР дальнего действия и гиперзвукового ракетного оружия.

ВВС США заключили с Boeing контракт на поставку новых модульных пилонов с адаптивной подвеской (LAM) для бомбардировщика B-1B Lancer. Новые пилоны позволят BONE (от «B-One», как неофициально называют самолёт) нести на внешней подвеске разнообразное вооружение с меньшими ограничениями по сравнению со старыми системами.



Закупки


Закупка новой системы также упоминается в книге обоснований проекта бюджета на 2026 финансовый год в рамках программы установки пилонов для внешней подвески тяжёлых грузов на бомбардировщик B-1B. Пилоны обеспечат увеличение грузоподъёмности бомбардировщика для боеприпасов, находящихся на расстоянии от него. Бюджет на эти цели составляет 10 млн долларов США в 2025 финансовом году и 68,7 млн долларов США в 2026 финансовом году.

Максимальное количество боеприпасов для ведения огня с расстояния на B-1B обеспечивает краткосрочное решение для удовлетворения оперативной потребности в увеличении объёма огня с расстояния для устранения пробелов в управлении боевыми частями,

— говорится в документе.

Это увеличение объёма позволяет снизить риск перехода бомбардировочного парка ВВС к более раннему периоду до появления B-21 в качестве боеспособного бомбардировщика.


Бомбардировщик B-1B Lancer, приписанный к 419-й лётно-испытательной эскадрилье, вылетает с авиабазы Эдвардс, штат Калифорния, 15 февраля для проведения лётных испытаний модульной опоры с адаптивной нагрузкой

В «Книге обоснования» конкретно упоминается, что приобретаемая система представляет собой пилон LAM. Кроме того, в документе отмечается, что

разработка модуля с регулируемой нагрузкой (LAM) была завершена благодаря выделенному Конгрессом дополнительному финансированию на 2022 и 2023 финансовые годы, что позволит B-1 стать испытательным стендом для гиперзвукового оружия.

Похоже, это не единственное упоминание гиперзвукового оружия, поскольку издание The War Zone сообщало, что в бюджетном документе также отмечено, что

программа гиперзвуковой интеграции успешно продемонстрировала способность B-1 осуществлять ношение груза класса 5000 фунтов и отстрел проверенной формы оружия с пилона адаптивной модульной подвески (LAM).

Boeing пояснил в пресс-релизе, что прототипы пилонов были разработаны и созданы за счёт независимых фондов исследований и разработок до официального запроса ВВС. Затем пилоны были продемонстрированы во время испытаний на авиабазе Эдвардс, штат Калифорния, в 2024 году.

Наша команда нашла возможность помочь ВВС США ещё эффективнее выполнять свою миссию,

— заявил Трой Доусон, вице-президент по разработке бомбардировщиков.

Они нашли креативный и инновационный способ предоставить истребителям новые возможности, чтобы опережать текущие и возникающие угрозы. Они помогли B-1 стать ключевым компонентом бомбардировочной авиации США на десятилетия вперёд.


Бомбардировщик B-1B Lancer, приписанный к 419-й лётно-испытательной эскадрилье, проходит лётные испытания с модульной опорой с адаптируемой нагрузкой в небе над Калифорнией

Пилоны LAM


По опубликованным данным ВВС США, пилон LAM, разработанный компанией Boeing, предназначен для установки различных стандартных и перспективных видов вооружения с возможностью плавного перехода на новое оружие, сохраняя максимальную маневренность самолёта и одновременно укрепляя силовые элементы планера и более широкую номенклатуру вооружений. Новый пилон был испытан на тестовом самолете B-1B Lancer из состава 419-й лётно-испытательной эскадрильи на авиабазе Эдвардс в начале 2024 года.

Пилоны B-1 LAM будут использоваться для того, чтобы мы могли нести на внешних пилонах B-1 разнообразное вооружение и различные конфигурации вооружения,

— заявил в прошлом году подполковник Скотт Понцер, командир 419-й лётно-испытательной эскадрильи.

Это позволит осуществлять доставку и испытания вооружения в различных конфигурациях, а также включать новые профили сброса вооружения.

Как упоминалось ранее, новый модульный пилон с адаптивной нагрузкой (LAM) был разработан компанией Boeing за счёт собственных средств, прежде чем был предложен ВВС. Компания обнаружила, что пилон может понадобиться ВВС для испытаний нового и более тяжёлого оружия, но «в то время не было ни финансирования, ни потребности в нём, поэтому мы вмешались», — сказала Дженнифер Вонг, директор программ бомбардировщиков Boeing.

Пилон LAM откроет новую главу в истории B-1,

— заявил Дэн Рудер, руководитель перспективных программ по бомбардировщикам, в последнем пресс-релизе Boeing.

Он расширит его роль в будущих оперативных возможностях ВВС.

Когда в 2023 году было объявлено о существовании этого блока, Boeing уже построила четыре пилона. После этого компания получила от Конгресса дополнительные средства на разработку гиперзвуковых систем, возможно, в рамках Программы интеграции гиперзвуковых систем, упомянутой в бюджетных документах, и начала испытания на авиабазе Эдвардс.

Испытания показали, что наша быстрая разработка соответствует требованиям ВВС,

— сказал Рудер.

Мы знаем, что подобные инновации могут стать жизненно важным активом для ВВС США и помочь платформе B-1 продолжать адаптироваться к меняющимся оперативным потребностям.


Пилон LAM, установленный на B-1B, с авиабомбой GBU-72/B, установленной на одной из двух точек крепления

Идея компании Boeing заключалась в том, чтобы перенести испытания гиперзвукового оружия AGM-183A ARRW (Air-Launched Rapid Response Weapon) с B-52 на B-1В с помощью нового пилона, одновременно увеличив полезную нагрузку B-1В на 50 %. Компания заявляет, что

ВВС намерены использовать B-1 и пилоны для испытаний гиперзвукового оружия в ближайшем будущем.

В отличие от B-52, B-1В способен будет нести 6 таких ракет вместо четырёх у B-52. По ракете AGM-183A в последнее время поступают противоречивые сообщения. 29 марта 2023 года помощник министра ВВС по закупкам, технологиям и логистике Эндрю Хантер сообщил подкомитету Палаты представителей «по тактическим воздушным и сухопутным войскам», комитету, ответственному за обеспечение надзора за разработкой и внедрением нового военного снаряжения и боеприпасов, закупками оружия и авиационными программами, что программа AGM-183A не будет продолжена, хотя два последних испытательных тестовых пуска по программе ARRW будут проведены с целью сбора данных для будущих программ гиперзвуковых ракет. В бюджете на 2025 финансовый год, опубликованном 11 марта 2024 года, не было предусмотрено финансирование закупок или дальнейших исследований и разработок по программе БРВЗ AGM-183, что на тот момент, по-видимому, фактически завершило проект. Стадия разработки прототипа по программе была объявлена завершенной в 2024 году. Однако в 2025 году ВВС объявили о намерении возродить отложенную программу гиперзвуковой ракеты AGM-183A и перевести ее в фазу закупок. Начальник штаба ВВС генерал Дэвид Оллвин заявил на слушаниях в Конгрессе в июне 2025 года, что ВВС хотят включить финансирование как ARRW, так и гиперзвуковой ударной крылатой ракеты (HACM) в бюджет на 2026 финансовый год, ссылаясь на необходимость догнать Китай и Россию в области гиперзвуковых эксплуатационных возможностей.

Компания Boeing пояснила, что B-1 может нести шесть пилонов LAM, каждый из которых способен нести по два боеприпаса класса 2000 фунтов (900 кг) или один боеприпас класса 5000 фунтов (2250 кг) и более. Пилоны будут установлены на внешних узлах подвески, которые изначально присутствовали на B-1B, а затем были демонтированы в 1990-е годы.


Револьверная восьмизарядная ПУ MPRL бомбардировщика В-1В, заряженная «конвенциональными» 2000-фунтовыми УАБ

Изначально и экспериментальные прототипы B-1А, и серийные В-1В имеют три внутрифюзеляжных отсека вооружения, расположенных тандемно, каждый отсек длиной 4,57 м. В каждом отсеке размещались револьверные восьмизарядные ПУ MPRL под ракетные боеприпасы весом от 1300 до 2055 фунтов (590-1010 кг). Первоначально планировалось, что основным вооружением В-1А будут 24 КР AGM-86А ALCM-А или 24 ракеты малой дальности AGM-69А SRAM или такое же количество свободнопадающих ядерных авиабомб В61-7 и В83- 0/1. Главными условиями размещения боеприпасов во внутренних отсеках вооружения бомбардировщика В-1 были: боеприпас не должен превышать длину 14 футов 0 дюймов (4,27 м) и вес 1010 кг. Именно по таким массогабаритным ограничениям в ТТЗ создавались КР AGM-86А ALCM-А и УР AGM-69А SRAM.

30 июня 1977 года президент США Джимми Картер объявил об отмене программы B-1A в пользу МБР МХ, БРПЛ «Трайдент-2» и парка модернизированных B-52G/H, вооружённых КРВБ. Картер назвал это «одним из самых трудных решений, принятых мной с тех пор, как я занял пост». Никаких упоминаний о работе над стелсом не было опубликовано, поскольку программа была совершенно секретной, но теперь известно, что в начале 1978 года он санкционировал проект «Бомбардировщик передовых технологий» (ATB), который в конечном итоге привёл к созданию B-2 Spirit. Осенью 1977 года Картер закрыл одновременно и программу КР AGM-86А ALCM-А, и её носителя – бомбардировщика-ракетоносца В-1А. Но одновременно была запущена программа КР AGM-86В ALCM-В с увеличенной вдвое дальностью пуска под оснащение существующих бомбардировщиков В-52G/H.

В новом ТТЗ для компании Boeing была поставлена задача увеличить дальность пуска КР с 750 миль (1200 км) до не менее 1500 миль (2400 км). Компания Boeing очень простым решением решила задачу: взяла свою ракету AGM-86А, без изменения базовой конструкции, удлинила фюзеляж ракеты на 6 футов, добавив две секции перед центропланом и после центроплана по 3 фута, разместив в этих секциях дополнительные топливные баки, увеличив таким образом суммарную ёмкость со 100 американских галлонов до 200. Итак, запас горючего JP-10 во внутренних баках вырос с 320 кг до 645 кг. Тем самым получился двойной прирост дальности пуска. Новая ракета AGM-86В ALCM-В стала длиннее (6,32 м), дальность, конечно, увеличилась, но ракета перестала влазить во внутрифюзеляжные отсеки вооружения бомбардировщика В-1. Да и стартовый вес ракеты (1430 кг) превышал предельные нагрузки держателей ПУ MPRL почти в полтора раза.

Работы по созданию бомбардировщика были возобновлены после прихода к власти в 1981 году президента Рональда Рейгана. Вступив в должность, Рейган столкнулся с той же дилеммой, что и Картер ранее: продолжать ли B-1 в краткосрочной перспективе или дождаться разработки ATB, гораздо более совершенного самолета. Исследования, проведённые САК, предполагали, что существующий парк B-52 с КР ALCM останется реальной угрозой для СССР до конца 1980-х годов. Проведённые расчёты показали, что 75 % сил B-52 выживут, чтобы иметь возможность атаковать свои намеченные цели. После 1985 года в ходе массового развёртывания в СССР ЗРК нового поколения SA-10/12 (С-300 П/В), сотен перехватчиков МиГ-31 и первых эффективных советских систем дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) сделало флот B-52 ещё более уязвимым. В 1981 году были выделены средства на новые исследования по «временному» бомбардировщику до середины 1990-х годов, что привело к разработке программы LRCA (Long Range Combat Aircraft) дальнего боевого самолета. По программе LRCA рассматривались все существовавшие на тот момент проекты самолётов: B-1, FВ-111 и ATB как возможные решения; акцент был сделан на многоцелевых возможностях, а не на чисто стратегических операциях.

В 1981 году считалось, что B-1 может быть принят на вооружение до массового внедрения в ВВС полноценных Penetrator («проникающих») бомбардировщиков ATB (B-2 Spirit), перекрывая по времени переходный период между возрастающей уязвимостью бомбардировщиков-ракетоносцев B-52 и массовым внедрением ATB. Рейган решил, что наилучшим решением будет закупить оба бомбардировщика: как B-1, так и ATB, и 2 октября 1981 года объявил о заказе 100 бомбардировщиков B-1В для выполнения роли, отведённой для него программой LRCA.

На базе B-1A был создан B-1B как самолёт маловысотного прорыва ПВО; самолёт поступил на вооружение ВВС США в 1985 году. Одним из основных направлений работ при модернизации В-1А до уровня В-1В было обеспечение его малозаметности. Хотя достичь уровня специализированных самолётов (В-2, F-117) заведомо не представлялось возможным, всё же по американским данным, предпринятые усилия увенчались успехом: удалось уменьшить фронтальную ЭПР с примерно 10 м2 у В-1А до 1-3 м2 у В-1В, что значительно меньше, чем у «старичка» В-52 (до 100 м2). По другим, более консервативным оценкам, ЭПР В-1В уменьшилась лишь в четыре раза по сравнению с В-52, но и это может считаться полезным результатом. Снижение ЭПР достигнуто путём использования радиопоглощающих материалов (в конструкции передней и задней наклонных перегородок, неподвижных частей крыла, в зоне интерцепторов, закрылков, горизонтального оперения), изменения конструкции гондол двигателей и экранирования их вентиляторов, использования электромагнитных прокладок из витого провода в уплотнениях люков и конструкционных соединениях, наклона антенны РЛС вниз на угол 30°, металлизации остекления кабины. Однако пониженная заметность В-1В в сочетании с маловысотным полётом и применением комплекса РЭБ хотя и увеличивает выживаемость самолёта при прорыве ПВО, в то же время, по оценке самих американцев, не гарантирует его неуязвимости от новых российских ЗРК.

После заключения договора СНВ-1 между СССР и США в 1991 году во избежание выхода за цифровые лимитные ограничения договора проведена специальная программа конверсии бомбардировщика В-1В — Conventional Mission Upgrade Program (CMUP) — программа, начавшаяся в 1993 году, по переоборудованию бомбардировщика B-1B под носитель обычных, конвенциональных вооружений. До смены статуса с «ядерного» бомбардировщика на «конвенциональный» все серийные бомбардировщики В-1В имели 8 внешних пилонов, аналогичных LAM с такой же весовой нагрузкой и оборудованных специально под стратегические КР AGM – 86В ALCM-В и AGM-129А ACM с ядерными боеголовками W80-1. Жгуты кабельной сети и кабель-трассы, по которым обеспечивается питание, термостабилизация и подключение КИПов ядерных боеприпасов во время работ по программе CMUP не удалены. ШР-ы просто заглушены, по сути работы проведены формально и не имеют необратимого характера. Новые пилоны LAM установлены на крепёжные площадки старых подфюзеляжных пилонов, за исключением двух крыльевых.


Крупный план авиабомбы, которая, по-видимому, является УАБ GBU-72/B, подвешенной на пилоне самолёта B-1B. На вставках показаны различия между авиабомбами GBU-72 и GBU-31v3

Пятитысячефунтовый (2275 кг) боеприпас прошёл испытания с пилонов LAM: на видео, опубликованном ВВС США, по-видимому, показана УАБ GBU-72/B Advanced 5K Penetrator, сначала полностью собранная на фото, а затем без установленных натяжных хомутов и стабилизаторов во время испытаний на сброс с большой высоты. В июне 2024 года в издании The Aviationist были сообщения о том, что B-1B был впервые замечен с новой 5000-фунтовой (2275 кг) авиабомбой «Bunker Buster» в полёте над пустыней Мохаве. Хотя изображения не позволяют точно идентифицировать боеприпас, возможно, что использовался новый пилон LAM для крепления УАБ GBU-72.


Рендер КР AGM-181А LRSO

Очевидно, в США скрытно ведутся работы по возвращению оставшемуся флоту из 44 бомбардировщиков В-1В «ядерного статуса». Сейчас В-1В – «конвенциональный бомбардировщик» ограниченной межконтинентальной дальности, после доработок переклассифицируется в полноценный межконтинентальный сверхзвуковой ракетоносец – носитель новейших ядерных стратегических КР AGM-181А LRSO, полезная нагрузка до 4000 фунтов (1800 кг), дальностью пуска – до 2400 км (по другим данным – 3700 км), и гиперзвуковых БРВЗ AGM-183A ARRW, полезная нагрузка до 5000 фунтов (2250 кг), дальностью пуска – до 1600 км.

В ближайшее время, я убеждён, следует ожидать жирную прибавку к американскому стратегическому арсеналу в виде 44 носителей и 264 ядерных зарядов. В 2014 году стартовала программа продления срока службы (LEP) для ЯЗУ W80-1, модернизированное по программе LEP ЯЗУ получило обозначение W80-4. Боеголовка будет использоваться в новой крылатой ракете AGM-181А LRSO. Ожидается, что первый модернизированный экземпляр будет готов в 2027 году.

Согласно опубликованным описаниям программы, боеголовка W80-4 не отличается по своим характеристикам от W80-1: мощность энерговыделения останется прежней – 5 кт и 150 кт переменной мощности, и вес устройства останется прежним – 290 фунтов (около 130 кг); обновят лишь неядерные компоненты, и будет заменён блок автоматики, а также будет повышена безопасность устройства и его надежность. Всего было произведено 1750 зарядных устройств W80 Mod 1, производились с февраля 1982 до сентября 1990 года. 500 зарядов в настоящее время состоят на вооружении и готовы к установке в любой момент времени на свои ракеты AGM – 86В ALCM-В, еще 1250 хранятся на складах минобороны в «активном резерве».

В практике, принятой в США, ядерные заряды, готовящиеся на утилизацию, переводятся в «пассивный резерв» на хранение на склады министерства энергетики США и там хранятся в разобранном виде, ждут своей утилизации. 500 зарядов W80 Mod 1 на вооружении, остальные 1250 вояки бережно хранят — для чего им столько? Они явно все под программу LEP, даже если все имеющиеся В-52Н загрузить «под завязку» ракетами AGM-181А (по 20 единиц), всё равно много останется. В-21 в товарных количествах ещё не скоро появится, да и заточен он под другие боеприпасы – В61-11 и В61-13. Несколько сотен «лишних» зарядов пойдут либо на новые морские «Томагавки», либо...

В любом случае потолки и по носителям, и по зарядам почившего СНВ-3 будут сильно превышены.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    18 августа 2025 04:46
    Странным образом статья наводит на размышления. Многочисленные публикации последних лет о В-1 говорили, что век этого самолёта подошёл к концу.
    Его типа вывели из состава ядерной триады, размещали и использовали на второстепенных направлениях.
    Многие аппараты под видом отправки на хранение практически суть металлолом, годный для утилизации, а оставшийся на крыле парк вот-вот пойдет под полное списание ввиду морального и физического устаревания. Промышленность активно лоббировала эти идеи с целью продвижения новой перспективной машины .
    А тут нам вполне оптимистично рисуют вполне себе оптимистичное будущее ветерана, обещающее долгие годы службы.
    1. +6
      18 августа 2025 06:27
      Вы несколько неверно понимаете происходящее. Выведенные на хранение "кости" отнюдь не металлолом. Просто при условии сокращения финансирования половину отправили в пустыню, остальные эксплуатируются. В случае катастрофы и вывода из эксплуатации из пустыни достают на замену.
      1. -1
        18 августа 2025 07:09
        Многочисленные публикации последних лет о В-1 говорили, что век этого самолёта подошёл к концу.

        Может пилоны для какого-то нового бомбера испытывают? Как все это подозрительно.
      2. +2
        18 августа 2025 07:33
        Это все давно известные факты. Я писал о том, что весь парк В-1 активно готовили к снятию с вооружения ввиду его устаревания. В статье же речь о дальнейшей многолетней эксплуатации, что в принципе вписывается в прагматичность американцев. Достаточно вспомнить о В-52.
        1. -2
          18 августа 2025 08:57
          Одна - одновременно эксплуатировать ч типа стратегических бомбардировщиков - это дорого даже для США. Тем более, что они затеяли модернизацию с ремоторизацией В - 52.
      3. +2
        18 августа 2025 08:56
        Не так все просто. Восстановить летную готовность такого сарая, после того, как он несколько лет простоит в пустыне, это работа даже не на месяц, а поболе.
    2. 0
      18 августа 2025 08:54
      Вот именно, где-то читал, что американцы собираются их списывать. Зато, оставляют В - 52.
    3. +2
      18 августа 2025 09:00
      Просто с Б-21 не заладилось или слишком дорог оказался, а Б-52 все же надо чем то заменять.
      Ну, "все новое - хорошо забытое старое". lol
    4. 0
      21 августа 2025 13:59
      Б1Б изначально был недостратег и у которого по договору убрали КР.
      Теперь нагоняют. А так Б1Б ничем не старее нашего Ту160М.
  2. 0
    18 августа 2025 08:58
    То есть все эти бравурные марши и славословия со стороны матрасов - чисто от разработки ПИЛОНА.

    Не нового, супер-пупер самолёта или радикальной переделки старого (вроде Eagle-X), а, мать его, ПИЛОНА.

    Так держать, полосатые. А всем остальным - бояться, конечно. Муррика стронг эс невер бифо!
    1. +2
      18 августа 2025 18:37
      Не нового самолёта за большие деньги, а штучки, которая старые выводит на новый уровень. Все правильно делают.
  3. 0
    18 августа 2025 21:01
    Ребрендинг В-1 в конце 90-х предполагал замену двигателей с увеличением тяги со 140 до 170 кН и замену крыла для повышения боевой нагрузки. Модификация B-1R должна была стать ударной версией ограниченного радиуса действия (этакий Strike Eagle на максималках). но не срослось. Похоже пытаются повторить идею с минимальными затратами.
  4. +1
    19 августа 2025 05:41
    Привет всем кто в танке. Очевидно же отрабатывают техническую возможность тактического применения аналогично нашей связки "Су-34+УМПК". Т.е. скрытный подход на малой высоте, резкое кабрирование, сброс бомб на пике их потенциальной механической энергии, далее резкий противозенитный нырок на малую высоту. Амеры осваивают опыт СВО, отрабатывают использование имеющейся мат части с осознанием новых условий, если раньше B-1B с начала 2000-х использовался, как носитель свободнопадающих бомб, то в условиях потенциально большего противодействия дальнобойных ПВО и истребительной авиации такая роль ему никак не светит. Остается адаптироваться в своей нише применения. Собственно, ограничение по времени для нахождения в кабрировании, сложность траектории, отменяют использование бомболюков или барабанов. Кроме того использование бомболюков или барабанов так же усложняют расчет для систем наведения бомб.Возможно с этим решитесь поспорить, мол де какая разница для GPS. Но дело в том, что люди не дураки и предполагая РЭБ в районе цели, делают систему наведения кроме спутниковой содержащей еще и инерциальную компоненту для расчета ошибки в следствии РЭБ. Что требует более "ясной" траектории схода бомбы. Именно по этому на B-1B появляются пилоны. Потому, как без пилонов и "УМПК"/GDAM он в нашей с вами новой реальности, абсолютно бесполезен.
    1. +1
      19 августа 2025 06:01
      Хочу еще добавить, что у пентагоновцев принято мыслить в категориях "платформа + система вооружения". Т.е. они стремятся иметь сделать максимально эффективной связку "платформа + система вооружения". В данному примере с B-1B путем доработки "платформы" пилонами адаптируют ее к эффективной тактике применения, соответствующей эффективной в этих условиях системе вооружения GDAV/УМПК.
      Казалось бы для носителя GDAV/УМПК у них и так достаточно "платформ". Но, во-первых не отправлять же на металлолом уже практически зарекомендовавший себя самолет, прозванный "warhorse"-"лошадка войны". А во-вторых эффективнее если F-35/18/16/15 будут посланы в миссии завоевание господства в воздухе, а тащить "чугуний с крылышками" будут B-1B.