Антигерои Русско-японской войны – истинные и мнимые. Анатолий Стессель и трагедия Порт-Артура

13 717 94
Антигерои Русско-японской войны – истинные и мнимые. Анатолий Стессель и трагедия Порт-Артура
Встреча генералов Ноги и Стесселя


В трёх предыдущих статьях мы говорили о военно-политической ситуации на восточных рубежах Российской империи в конце XIX – начале XX столетий, о том, как в 1898 году у Китая на 25 лет был арендован Ляодунский (Квантунский) полуостров, на котором стали строиться город Дальний и военно-морская база Порт-Артур, о недальновидной и провокационной деятельности поддержанных императором «ястребов» «Безобразовской клики». Было немного рассказано и о командующем русскими войсками А. Куропаткине. Сегодня мы продолжим этот рассказ и поговорим о другом антигерое той несчастной для России войны – начальнике обороны укреплённого района Порт-Артура А. М. Стесселе, о капитуляции Порт-Артура и неправедном суде над Стесселем.



Стессель в роли «стрелочника» и «громоотвода»



А. Стессель на фотографии 1904 г.

Не секрет, что Русско-японская война была непопулярна в России, однако официозная пропаганда представляла Порт-Артур новым Севастополем (хотя город не был российским – взят в аренду на 25 лет). И тот же Стессель долгое время представал перед широкой публикой в образе героя уровня адмирала Корнилова, его портреты печатались даже на пачках сигарет:


И потому известие о капитуляции «второго Севастополя» стало шоком для российского общества. Признавать ошибки и полный провал своей политики на Дальнем Востоке Николай II, разумеется, не собирался. Нужен был изменник, предавший героически державшийся гарнизон. Таковым был назначен начальник Квантунского укрепрайона генерал-лейтенант Анатолий Стессель, которого обвинили даже в получении от японцев взятки. Однако возник неудобный вопрос: почему этот изменник так долго не сдавал Порт-Артур превосходящим силам японцев? Под его руководством русские солдаты и матросы отбили 4 штурма крепости и держались до 20 декабря 1904 года (2 января 1905 г.). Стессель был ранен в голову, но, вопреки приказу Куропаткина, отказался покинуть крепость (что ему, кстати, позже было поставлено в вину). И потому Стесселю «назначили» антипода – генерал-майора Романа Кондратенко, который якобы мешал и предателю, и возглавляемой им «партии трусов и капитулянтов», в которую включили также генерала Фока и полковника Рейса.


Генералы Кондратенко, Стессель и Фок

Лишь после гибели Кондратенко (2 декабря 1904 года) Стессель будто бы и смог осуществить свой изменнический замысел. Роман Кондратенко, безусловно, был хорошим и храбрым генералом, однако вряд ли его гибель хотя бы на час приблизила капитуляцию Порт-Артура. Утверждали, что крепость не испытывала недостатка в продовольствии и боеприпасах, солдаты рвались буквально в бой, офицеры требовали продолжать сопротивление, и Стессель сдал Порт-Артур единолично, чуть ли не в тайне от всех. Однако чуть позже будут приведены отрывки из воспоминаний участников обороны Порт-Артура, которые заставят усомниться в этом тезисе: ситуация, судя по всему, была прямо противоположной. Стессель оказался просто «стрелочником», который ответил за все ошибки и просчеты Николая II и его министров. Давайте посмотрим, как начиналась военная карьера этого антигероя Порт-Артура.

Происхождение героя статьи и начало военной службы



А. М. Стессель на фотографии 1905 г.

Анатолий Михайлович Стессель был ещё одним представителем остзейских немецких дворян, которые верно служили императорам России (и крепко держали в узде коренное население прибалтийских губерний). Дед Стесселя был генерал-лейтенантом и комендантом Царского Села, отец дослужился до чина полковника. Родился будущий «изменник» 28 июня 1848 года. Как и Куропаткин, он учился в 1-ой Петербургской военной гимназии, – затем в 1-м Павловском военном училище. Службу начал в 1866 году подпоручиком. Принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., в должности командира 3-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады хорошо показал себя при подавлении так называемого Боксерского восстания, проходившего в Китае в 1900-1901 гг. Был ранен при взятии Тяньцзиня. Недоброжелатели обвиняли его тогда в ограблении императорских дворцов, однако никаких доказательств предъявлено не было. По итогам кампании Стессель получил звание генерал-лейтенанта. Позже его обвиняли и в вымогательстве взяток с подрядчиков при строительстве фортов Порт-Артура.

Особых звёзд с неба Стессель не хватал. Витте, например, писал о нем как «о человеке, подобном глупому непородистому жеребцу». Но он явно не хуже прочих российских генералов тех лет.

В августе 1903 года Стессель был назначен комендантом Порт-Артура, через полгода ему подчинили весь Квантунский укрепрайон. Упоминавшийся выше генерал-майор Роман Исидорович Кондратенко, командир 7-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, стал начальником сухопутной обороны крепости.


Генерал-майор Р. Кондратенко

Начало войны


В ночь на 27 января (8 февраля) 1904 года в Порт-Артуре состоялось совещание, посвященное мерам безопасности ввиду возможного нападения японского флота. Запомнилось оно всем в том числе и словами контр-адмирала Вильгельма Витгефта, который заявил:

Господа, войны не будет!

Но уже через час японцами были торпедированы и выведены из строя стоявшие на внешнем рейде броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан», а также крейсер «Паллада».

31 марта (13 апреля) 1904 года на японской мине подорвался флагманский броненосец «Петропавловск»: погибли лучший русский адмирал Степан Осипович Макаров (который совсем недавно на посту командующего заменил Старка), знаменитый художник-баталист Василий Верещагин и 650 членов экипажа.


Взрыв броненосца «Петропавловск»

А вот находившийся на этом корабле Великий князь Кирилл Владимирович сумел спастись. Народ отозвался строками из цитировавшейся в прошлых статьях песни «Эх-ты, зимушка-зима»:

Столь добра пошло на дно,
Только выплыло дерьмо –
По веленью божьих сил
Всплыл известный всем Кирилл.

Речь идет о не признанном никем из Романовых самозванце, который, бежав из России, в эмиграции объявил себя императором – он является дедом нынешнего «претендента» Георгия. Но даже теоретические права на российский престол по причине брака с лютеранкой потерял уже отец Кирилла.

Великих князей в России тогда было великое множество, а вот заменить Макарова оказалось некем. Лишившаяся талантливого и деятельного командующего, Первая Тихоокеанская эскадра была уже обречена, но никто еще не знал об этом.

22 апреля (5 мая) севернее Порт-Артура высадилась 2-я японская армия генерала Оку (35 тысяч человек при 216 орудиях), которая, одержав победы при Цзиньчжоу и Вафангоу, отрезала крепость от русской Маньчжурской армии. В сражении у Цзиньчжоу погиб Кацунори Ноги – старший сын другого знаменитого японского генерала.

Строительство оборонительных сооружений Порт-Артура, как мы помним, было завершено лишь на 20 %. Теперь над их сооружением лихорадочно трудились и солдаты, и гражданские лица, проживавшие в Порт-Артуре.


Русские солдаты на работах по строительству укреплений Порт-Артура

Ничем не защищённый город Дальний был сдан без боя 16 (29) мая 1904 года, и в этом тоже упрекали Стесселя, который, казалось, имел достаточно сил – около 42 тысяч солдат и офицеров, до 12 тысяч моряков, дружины ополченцев. Но, конечно, возникает вопрос: был ли в этом смысл? Или все силы следовало готовить именно к осаде и отражению неизбежного штурма военно-морской базы? Тем более что скоро прибыла 48-тысячная 3-я армия генерала Ноги (который уже брал Порт-Артур во время недавней войны с Китаем). Она захватила гору Куинсан и Зелёные горы. Порт-Артур был отрезан и осажден со всех сторон – и с суши, и с моря.


Оборона Порт-Артура на карте


Пожар у Золотой горы, эпизод осады Порт-Артура японской армией

Первый штурм японцы предприняли 6 августа. А 10 августа адмирал Витгефт, выполняя волю императора, вывел эскадру в море и взял курс на юго-восток. Здесь ее встретили корабли адмирала Того.


28 июля 1904 г. (по старому стилю): вид на русские корабли с борта японского крейсера «Асама»

Настроение находившегося на открытом мостике Витгефта передает его фраза, сказанная в ответ на предложение перейти в бронированную рубку броненосца «Цесаревич»:

Мне всё равно, где помирать.

Такие, не верящие в победу и заранее сдавшиеся, адмиралы морские сражения не выигрывают.


Контр-адмирал В. К. Витгефт

Витгефт погиб, а русская эскадра, не потеряв ни одного корабля, повернула назад – в Порт-Артур. Некоторые корабли прорвались через японский заслон, однако ни один не дошел до Владивостока – все были интернированы в иностранных портах.

Второй раз японцы штурмовали Порт-Артур в сентябре, потом два раз – в октябре 1904 г. А 13 ноября начались бои за гору Высокую (холм высотой чуть более 200 метров), которую называли «ключом Порт-Артура». Эта позиция имела важнейшее значение, поскольку с Высокой просматривались вся крепость и гавань, где укрылись русские корабли. Взять ее японцам удалось через 9 дней, при этом их общие потери составляли порядка 12 тысяч человек. В первый же день штурма Высокой погиб еще один сын генерала Ноги – Ясунори.


Русская батарея в Порт-Артуре на иллюстрации Анжело Агостини


Русский редут

Потери русской армии оказались меньше – около 4,5 тысяч человек. Однако положение крепости теперь стало критическим. Упоминавшийся в предыдущей статье генерал Кондратенко (позже объявленный главным патриотом Порт-Артура, мешавшим Стесселю сдать эту крепость) назвал потерю горы Высокая «началом конца». Оборудовав на Высокой наблюдательный пункт, японцы получили возможность корректировать стрельбу своих батарей, и от артиллерийского огня уже не было спасения. Словно мишени в тире расстреливались теперь и отказавшиеся от прорыва во Владивосток корабли. В начале декабря 1904 года боеспособность сохранял лишь броненосец «Севастополь», который попытался вырваться из обреченного города, но потерпел неудачу. Перед капитуляцией Порт-Артура корабли 1-й Тихоокеанской эскадры были затоплены.

Капитуляция


Ещё 25 ноября 1904 года на заседании Совета обороны Порт-Артура был сделан вывод, что ресурсы сопротивления будут исчерпаны не позже, чем к 1 января 1905 года. На этом Совете присутствовал и, якобы, противник капитуляции крепости Роман Кондратенко, который никаких возражений по этому поводу не высказал и протокол заседания подписал.

А каковы же были настроения в гарнизоне осажденного Порт-Артура? Мы помним, что официозная пропаганда уверяла, будто боевой дух его защитников был необычайно высок, и Стессель с его «командой трусов и капитулянтов» сдал крепость втайне от своих подчиненных. Но вот, что писал в своем дневнике российский военный инженер Лилье. Уже 21 октября 1904 года он с горечью сообщает:

Замечается полный упадок одушевления. Все, очевидно, пресытились испытанными впечатлениями всех ужасов войны.

Запись от 22 ноября:

Крепость переутомлена и делает свою последнюю отчаянную попытку, посылая на последний свой бой последних своих защитников.

25 ноября:

Многие офицеры вполне сознают все отчаянность и безотрадность положения как самой крепости, так и ее защитников.

27 ноября:

Вообще положение крепости совершенно безнадежное. В городе поговаривают даже о ее сдаче.

И, наконец, 19 декабря:

Настроение в гарнизоне самое подавленное. Теперь уже открыто раздается масса голосов о полной невозможности дальнейшей обороны крепости.

О том же пишет в своем дневнике священник Холмогоров:

День 19 декабря. Была пальба пушечная и ружейная, но не штурмовая. 20 декабря мы ждали решения своей судьбы и даже начали готовиться к смерти. Каково же было наше удивление, когда проснувшись утром 20-го, мы не слышали пушечной и ружейной пальбы совершенно. Недоумевая, что это значило, поспешил я в канцелярию полка и там узнал, что ген.-адъютант Стессель еще с вечера начал с японцами переговоры о сдаче Порт-Артура. Как отнесся к этому гарнизон крепости? Что касается знакомого мне офицерского кружка и защитников позиций правого фланга, мнения которых я имел случай узнать, то все они отнеслись к этому как к логическому и неизбежному концу безнадежно потерянного дела. Желания держаться дальше не высказывал никто – ни нижние чины, ни офицеры.

Итак, 19 декабря 1904 года Стессель выступил с официальным заявлением о бессмысленности дальнейшего сопротивления, что, опять-таки, не вызвало возражений. В Петербург была отправлена телеграмма с объяснениями:

Большая часть восточного фронта в руках японцев. На новой позиции долго не продержимся, а затем должны будем капитулировать, но все в руках Бога. У нас большие потери. Два командира полков Гандурин и Семенов ранены, герой Гандурин очень тяжело, а командир 3-го укрепления штабс-капитан Середов погиб при взрыве. Великий Государь, Ты прости нас, сделали мы все, что было в силах человеческих, суди нас, но суди милостиво, почти 11 месяцев беспрерывной борьбы истощили наши силы. Лишь одна четверть защитников, из которых половина больных, занимает 27 верст крепости без помощи, даже без смены для малого хотя бы отдыха. Люди стали тенями.

На следующий день был подписан акт капитуляции, согласно которому крепость была сдана со всеми запасами боевого снаряжения. Позже специальная комиссия установила, что в плен попали 11 с половиной тысяч русских солдат и офицеров, половина из которых страдала от проявлений цинги той или иной степени выраженности (многие авторы упорно озвучивают цифру в 23 тысяч пленных).


Русские пленные

А осаждавшая Порт-Артур японская армия насчитывала от 70 до 80 тысяч человек.


Генерал Стессель и японский командующий генерал Ноги (сидят в центре) после капитуляции

На этой фотографии мы видим, как генерал Ноги с офицерами своего штаба празднуют взятие Порт-Артура:


Однако потери Третьей Японской армии были так велики, что Ноги просил у 122-го императора Японии Муцухито (Мэйдзи) разрешения совершить ритуальное самоубийство – сэппуку. Император запретил ему уходить из жизни до того, как жив он сам. Но после смерти этого монарха в 1912 году, Ноги и его жена совершили двойное самоубийство: генерал крест-накрест разрезал живот, супруга ударила себя клинком в горло.


Марэсукэ Ноги и его жена, последняя фотография перед самоубийством

Сдавшиеся офицеры Порт-Артура могли вернуться в Россию – требовалось только дать честное слово не участвовать в дальнейших военных действиях. В числе прочих этим правом воспользовался и Стессель.

Победа далась японцам очень высокой ценой, их потери как минимум в четыре раза превосходили российские. И до 27 тысяч японских солдат умерли по причине употребления в пищу только очищенного белого риса, что стало причиной тяжёлого авитаминоза, известного как болезнь бери-бери – лишь в феврале 1905 г. министр армии генерал Масатаке Тераути все же приказал добавить в рацион своих подчиненных ячменную муку. А вот на японском флоте стараниями военного врача Канехиро Такаки эта болезнь уже была искоренена. Об этом было рассказано в статье «Болезнь Эдо». Снятое проклятие армии и флота императорской Японии.

Арендные права на Ляодунский (Квантунской) полуостров были уступлены Японии.

Назначение «стрелочника»


В России известие о падении Порт-Артура было воспринято весьма болезненно и сильно ударило по авторитету царской власти и лично Николая II. Поскольку официальная пропаганда твердила о незыблемости Порт-Артурских твердынь, стали распространяться слухи о предательстве Стесселя и даже его подкупе японцами. Правительство такие слухи поощряло, поскольку в ином случае пришлось бы признать ответственность и за очередное поражение, и за ложь об истинном состоянии дел.

Версия о предательстве Стесселя всячески пропагандировалась и после падения самодержавия, хотя большевикам, казалось бы, выгодно было заявить о том, что истинной причиной неудач в той войне была негодная близорукая политика Николая II и просчеты его бездарных генералов и министров. Но и в советское время версия о предательстве Стесселя считалась приоритетной, её сторонником был и автор романа «Порт-Артур» Александр Степанов, который утверждал, что в 12-летнем возрасте участвовал в обороне этой крепости, а его отец командовал тогда батареей мортир. Степанов даже назвал точную сумму, которую Стессель и Фок получили от генерала Ноги – 5 миллионов долларов. Вот такова была степень осведомленности 12-летнего мальчика – и такова готовность верить столь ненадежным свидетелям. Между тем многие утверждали и утверждают, что ни самого Степанова, ни его отца в осажденном Порт-Артуре не было.

Николай II на известие о падении Порт-Артура отреагировал фразой:

На то, значит, воля Божья.

Однако приказал найти виноватых.

30 сентября 1906 года А. Стессель был уволен от службы, специальная комиссия начала расследование его деятельности. Вывод был предсказуемым, ведь оправдание Стесселя стало бы фактическим осуждением Николая II. Было объявлено, что Порт-Артур сдан умышленно, и дело Стесселя передали в Верховный военно-уголовный суд. Другими фигурантами стали генерал-лейтенанты Константин Смирнов и Александр Фок, генерал-майор Виктор Рейс.


Заседание Верховного военно-уголовного суда по делу о сдаче японцам крепости Порт-Артур

Первоначально обвинения Стесселю были предъявлены по более чем 20 пунктам, однако в итоге остались лишь три. Во-первых, его обвинили в том, что он сдал крепость, «не употребив всех средств к дальнейшей обороне». Вторым доказанным пунктом обвинения стало «бездействие власти» – Стессель якобы не пресекал критику вышестоящего начальства. Третий пункт обвинения и вовсе звучал как насмешка:

маловажное нарушение служебных обязанностей.

В итоге Рейса и Смирнова оправдали, Фоку объявили выговор, а вот Стесселя в феврале 1908 года приговорили к смертной казни. Приговор был столь чудовищно несправедлив, что члены суда, устыдившись, обратились к императору с ходатайством... о смягчении наказания до десяти лет заточения. В этом документе говорилось:

Крепость выдержала под руководством генерал-лейтенанта Стесселя небывалую по упорству в летописях военной истории оборону... в течение всей осады генерал-лейтенант Стессель поддерживал геройский дух защитников крепости.

Николай II это ходатайство удовлетворил, распорядившись заменить расстрел 10 годами заключения в крепости. Это вызвало волну возмущения в обществе, и Пуришкевич даже написал эпиграмму:

Я слышал – Стессель Анатоль
Посажен за измену в крепость.
Какая, говорю, нелепость:
Он сдаст и эту, ma parole!

(Ma parole – в переводе с французского «честное слово»).

Часто говорят о презрении, которое питали к Стесселю другие участники обороны Порт-Артура, однако посмотрите, что писали они ему после оглашения решения суда.

Подполковник Вадин и штабс-капитан Соломонов:

В тяжелую минуту постигшего Вас испытания мы просим принять выражения нашего искреннего сочувствия и глубокого уважения. Пережив с Вами и славные дни Порт-Артура, и тяжелые дни суда, мы теперь с великой надеждой ждем последнего милостивого царского слова, и что бы ни было с Вами, мы никогда не забудем, насколько обязан гарнизон Вам, своему истинному вождю, под руководством и по указаниям которого мы исполнили в трудное время свой долг.

Бывший командир 15-го Восточно-Сибирского стрелкового полка генерал-майор Грязнов:

Пораженный до глубины души суровостью приговора, прошу принять выражение сердечного соболезнования в обрушившемся на Вас несчастии за общее дело, не теряя надежды, что любвеобильное сердце монарха оценит Ваше самопожертвование, а время оправдает и Вашу решительность.

Уже в мае 1909 года, когда улеглись страсти, Стессель был помилован причем с сохранением звания генерала и прав состояний. Умер он в 1915 году.

Если вспомнить о других «антигероях», то придется отметить, что на флоте некем оказалось заменить погибшего адмирала С. Макарова. Новым командующим стал начальник штаба – контр-адмирал Вильгельм Карлович Витгефт, который ранее игнорировал поступающие отовсюду сведения о скорой войне с Японией и даже за час до атаки на Порт-Артур уверял всех, что войны не будет. Именно по причине непонятного благодушия этого адмирала не были отозваны в Порт-Артур три боевых корабля: «Варяг» и «Кореец» из Чемульпо и «Манджур» из Шанхая. Потом он наотрез отказался атаковать японские транспортные суда, на которых прибывали солдаты армии генерала Ноги Марэсукэ, заявив, что:

Даже при удаче потопления 1-2 крейсеров и нескольких транспортов мы лишились бы многих миноносцев.

Но вот именно Витгефта, в отличие от Стесселя, в измене никто не обвинял – вероятно, по причине его гибели на мостике броненосца «Цесаревич» 28 июля 1904 г. (по старому стилю).

Был полностью оправдан и потерпевший катастрофическое поражение при Цусиме адмирал Зиновий Рожественский: судьи пришли к выводу, что Вторая Тихоокеанская эскадра была технически не готова к выполнению поставленных задач. Истинные виновники были всем известны, и после Цусимы петербургская публика встречала Матильду Кшесинскую (в то время – любовницу дяди императора, Великого князя генерал-адмирала Владимира Александровича) криками:

Сними бриллианты, это наши броненосцы!

Однако обвинить члена императорской семьи никто не посмел.

В следующей статье будет рассказано о недолгом временном возвращении Порт-Артура и Дальнего после разгрома Японии советскими войсками в 1945 году и их дальнейшей судьбе.
94 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    21 августа 2025 05:05
    Некоторые корабли прорвались через японский заслон, однако ни один не дошел до Владивостока – все были интернированы в иностранных портах.

    Это верно лишь отчасти.
    Крейсер "Новик" после боя с японским лёгким крейсером был затоплен экипажем на Сахалине ;
    Миноносец "Бурный" налетел в тумане на камни у мыса Шаньдун и был взорван экипажем.
    Перед капитуляцией Порт-Артура корабли 1-й Тихоокеанской эскадры были затоплены.

    И здесь требуется уточнение.
    Миноносцы "Властный", "Сердитый" и "Бойкий" в ночь с 19 на 20 декабря сумели прорваться в Чифу.
    1. +3
      24 августа 2025 09:26
      А на миноносце "Статный" были вывезены боевые флаги воинских частей Порт-Артура.
  2. vet
    0
    21 августа 2025 06:18
    Порт-Артур изначально был обречен, позиции России на практически неосвоенном и незаселенном Дальнем Востоке - слабы без возможности серьёзного усиления в ближайшие годы. а Маньчжурия - чужой территорией с крайне сомнительными перспективами освоения и заселения. А в самой России уже дело шло к революции, нужен был лишь повод, которым стала эта неудачная война. Россия еще легко тогда отделалась. Это было последнее предупреждение Николаю 2 перед окончательны крахом его империи, которое он не понял и не услышал - и втянул Россию в 1 мировую войну.
    1. -4
      21 августа 2025 12:48
      Николай как мог препятствовал участию России в 1мировой.
      Но англы шулеры втянули Россию так,что некуда было деться.
      Была Антанта с ее обязанностями.
      Англы убедили кайзера в том что не поддержат Антанту если они нападут на Германию.
      Это на фоне убийства Принципом эрцгерцога Фердинанда в Сараево.
      Николай как родственник в письме кайзеру умолял не отвечать войной, а сам обещал сдержать своих партнеров по Антанте.и отменил объявленную было мобилизацию.
      И тут на тебе.кайзер увидел что в союзе нет согласия и объявил мобилизацию в Германии.
      Николаю в этом случае отступать было некуда и он тоже объявил о мобилизации.
      Иначе выглядел бы как предатель.
      Конечно советский период многое перевернул в истории и сознании людей России.
      Историю пишут победители.вот и написали.
      Я же помню общую тему: при царях все было плохо, народ весь угнетали
      Пушкина убили по просьбе царя и Лермонтова тоже .
      Проходит лет 100 и вылезает иногда иная правда
      Я не защищаю царя.мне его жалко.
      Убили жестоким образом, убили всех о детей до прислуги и врача( они остались и разделили судьбу убитых).
      Окружение царя ,все кроме 2х генералов просто предали и оказывали колоссальное давление на него.фактически загнав его к отречению.и даже брат царя его предал..
      Жалко кто бы из нас мог что то сделать?
      А потом как всегда виноватым сделали.
      А Дума? Фигура мерзавца Гучкова чего стоит.
      А Милютин.
      Нам просто ничего не рассказывали в школах.
      1. +3
        21 августа 2025 12:54
        Пушкина убили по просьбе царя
        Да-да. Именно поэтому он оплатил все долги поэта и назначил пожизненный пенсион его вдове.
        1. -1
          21 августа 2025 12:57
          Те кто версии анти царские выдвигал это опускали.или утверждали ,откупился..
      2. +11
        21 августа 2025 15:47
        Цитата: nznz
        Я не защищаю царя.мне его жалко.

        Лучше пожалейте миллионы сгинувшие в кровавых мясорубках по причине некомпетентности данного царя. А его жалеть нечего, он сам своими руками и тупой головой сотворил свою судьбу.
    2. +2
      21 августа 2025 13:37
      Цитата: vet
      Порт-Артур изначально был обречен, позиции России на практически неосвоенном и незаселенном Дальнем Востоке - слабы без возможности серьёзного усиления в ближайшие годы. а Маньчжурия - чужой территорией с крайне сомнительными перспективами

      Шеф! Все пропало! wassat

      Ничего не было предопределено на тот момент. И сама идея отжима Маньчжурии , Восточного Туркестана и Ляодуна обещала интересные перспективы в освоении новых тихоокеанских рынков не считая прямого выхода в Китай. И Япония вовсе не была уверена в своей победе и готова была договариваться. Немного настойчивости и последовательности и итог был бы совсем другой. Этой войны вообще не должно было быть.
      1. vet
        +3
        21 августа 2025 13:52
        идея отжима Маньчжурии , Восточного Туркестана и Ляодуна обещала интересные перспективы в освоении новых тихоокеанских рынков

        Просто безудержный оптимизм.Только что мы видим? Абсолютно неосвоенную и практически незаселенную территорию Дальнего Востока с тонюсенькой только что построенной (но еще не достроенной до конца) ниточкой Транссиба. Да и Сибирь тоже пустая, редкие городки с немногочисленным населением. А во Владивостоке гражданских иностранцев в три раза больше, чем гражданского русского населения. Правда в казармах еще 10 тысяч русских солдат, которые и не дают соседям явочным порядком его занять. Куда там еще чужую Маньчжурию присоединять? И кому осваивать новые тихоокеанские рынки? Тут свое бы соседям не отдать. Свою территорию надо обустраивать, а не химерные проекты выдвигать. Столыпин был прав, когда говорил, что России нужны десятилетия мирного развития. Но не спровоцированная безответсвенными болванами война на краю света, куда ни флот привести, ни войск подвезти, и никакого производства на тысячи километров нет - все необходимое тоже как-то через тайгу или бескрайние моря тащить надо. .
        1. +2
          21 августа 2025 21:23
          Цитата: vet
          Только что мы видим? Абсолютно неосвоенную и практически незаселенную территорию Дальнего Востока с тонюсенькой только что построенной (но еще не достроенной до конца) ниточкой Транссиба.

          Для того и ниточку Транссиба строили чтобы осваивать. Опять же, пустые земли сами себя не освоят, пока там население не появится ни какой экономики там не будет. Восточная Сибирь у нас и сегодня пустая и неосвоенная. В отличии от Сибири - Маньчжурия и Туркестан земли вполне населенные, не говоря о Китае. Англичане прекрасно освоили Индию вообще никакой ниточки не имея, плавая чуть ли не вокруг света. У вас странные представления об освоении территорий и продвижении цивилизации.
          1. +1
            24 августа 2025 09:29
            Судя по вашим рассуждениям ваше благородие дальше МКАДа не выезжало...
            1. 0
              24 августа 2025 14:58
              Цитата: Grencer81
              Судя по вашим рассуждениям ваше благородие дальше МКАДа не выезжало...

              А вы пару поселков и несколько артелей золотодобытчиков освоением считаете? Серьезно? wassat
              Причем в то время когда в центральной России за каждую сотку земли насмерть грызлись.
              1. 0
                24 августа 2025 17:35
                Значит я был прав на 146%...
              2. +1
                29 августа 2025 13:21
                Вот-вот. А Николай 2 начатую Александром 3 программу переселения крестьян в Сибирь пустил на самотек, и она благоптлусно провалилась. И, вообще, что Николай 2 не пустил на сомотек? С закономерныи итогогом для Империи.
      2. +4
        21 августа 2025 14:39
        Цитата: Saxahorse
        И сама идея отжима Маньчжурии , Восточного Туркестана и Ляодуна обещала интересные перспективы в освоении новых тихоокеанских рынков не считая прямого выхода в Китай. И Япония вовсе не была уверена в своей победе и готова была договариваться.

        Ага... особенно Япония была готова договариваться после того, как коалиция западных держав лишила её плодов победы над Китаем, заставив переподписать мирный договор на новых условиях. А потом одна из этих держав, а именно Россия, взяла у Китая в аренду те самые земли, которые Япония должна была первоначально получить от Китая.

        Как я уже писал, это примерно как если бы после Берлинского Конгресса Великобритания взяла бы в аренду у Турции Проливы и построила бы там свою базу. А потом начала бы переговоры с Россией о разделе сфер влияния. smile
        1. +2
          21 августа 2025 21:33
          Цитата: Alexey RA
          Ага... особенно Япония была готова договариваться

          Безусловна была готова! И была готова ограничится Кореей и совместным "освоением" Китая. Если б не тупость и жадность тогдашней российской элиты так бы и было. Если последовательно нарушать все свои прежние обещания то действительно можно убедить своих прежних партнеров в полной своей неадекватности и недоговороспособности. На японцев давили нагло и непрерывно. Напомнить про Безобразова и лесные концессии в Корее?
      3. +3
        23 августа 2025 08:32
        Шансов на победу в этой войне у России не было никаких.
        Поскольку этот конфликт был спровоцирован извне, а поражение в нем России ставило её в более подчиненное и зависимое положение от более продвинутых западных партнеров - Англии и Франции. Кто там помогал японцам ковать их военную мощь?

        Прямой выход в Китай Россия имела и ранее, вон как Кяхта поднялась на торговле китайским чаем.
        И для начала надо было укрепить позиции отечественного капитала на своем же внутреннем рынке. А то этот внутренний рынок неплохо окучивали иностранные производители.
        1. +2
          23 августа 2025 14:29
          Цитата: Illanatol
          Шансов на победу в этой войне у России не было никаких.

          Ее и не должно было быть. Успели бы сосредоточить флот, как первоначально планировалось, японцы даже рыпнуца не посмели бы. Война с континентальной державой без полного господства на море невозможна. Да и сухопутные войска сразу надо было разворачивать первосортные, не держать их возле Восточной Пруссией с которой воевать в то время не собирались а перебрасывать туда где явно будет горячо в ближайшие годы.
          Цитата: Illanatol
          Поскольку этот конфликт был спровоцирован извне

          Большей частью выдумка. Конечно Англия активно противодействовала продвижению РИ в Западный Туркестан и Китай. Они и за Индию боялись и Китай сами грабить хотели, без конкурентов. Однако большую часть работы по раздуванию конфликта проделали свои "Безобразовы" и им подобные.

          Цитата: Illanatol
          Прямой выход в Китай Россия имела и ранее, вон как Кяхта поднялась на торговле китайским чаем.

          В какой месте Кяхта это прямой выход ? Там тысячи километров до Китая через кучу полудиких племен посредников. Но в плане подсказки что в Китае есть что взять Кяхта конечно хорошо поработала. Да и караванами на лошадках серьезные объемы не поднять. Нужна была железная дорога, ее и построили - КВЖД. И дорогу надо было охранять по полной, заодно осваивая прилегающей к ней территории, гораздо более населенные чем совершенно пустая Сибирь и Дальний Восток.
          1. +3
            24 августа 2025 01:27
            Цитата: Saxahorse
            Ее и не должно было быть. Успели бы сосредоточить флот, как первоначально планировалось, японцы даже рыпнуца не посмели бы.

            Чтобы построить и развернуть флот до готовности к войне флота японского , надо было СТРОИТЬ ФЛОТ , а не пасьянсы разводить , тормозить даже то куцее финансирование , которого и так не хватало . А срок готовности Японии к войне был известен - середина 1903 г. , когда последние японские корабли заказанные в Англии должны быть достроены и переведены в Японию . Эти сроки были загодя известны . Как известно и то , что Транссиб мы могли достроить в крайнем случае во второй половине 1903 г. , а Кругобайкальскую Магистраль (южную её ветку) лишь к середине 1905 г. Вот тебе и окно возможностей для Японии для войны с нами в целые 2 года !!
            А если учесть что Япония заказала свои корабли в Англии (и два бронекрейсера в Германии и Франции) ещё в 1897 г. , и заказала она только бронированных кораблей аж 12 штук , и мы опять проигрывали в реакции на это 1,5-2 года ... нужно было предпринимать экстроардинарные меры , траты и решения . К тому же на момент заказа нового флота Японией в Англии ... Порт-Артур ещё не был взят в аренду !!
            Т.е. Япония шла на войну с нами осознано , целенаправленно и ИНИЦИАТИВНО . Безусловно при максимальной поддержке Англии , ряда европейских стран , США и их банковских домов , которые активно кредитовали Японию на подготовку к этой войне .
            И это в условиях когда на троне РИ оказался клинический недоумок , а его министром финансов (а затем и премьером) злодей и интриган Витте . Никаких действенных мер к подготовке Флота , Армии и наших военно-морских баз на ДВ предпринято не было . Вместо строительства и укрепления морской крепости в Артуре , сухих доков , углубления фарватеров , накопления ресурсов к войне ... строили ТОРГОВЫЙ ПОРТ Дальний ! А вот корабли для ТОФ строить совсем не спешили . Выбрали неверный и неудобный для быстрой постройки крупной серией французский проект броненосца , вместо уже готового тогда проекта "Ретвизан" , который может и не такой модный и красивый был , но по боевым возможностям равнозначный , ценой серьёзно дешевле , а в строительстве оказался очень удобен , благодаря чему ГОЛОВНОЙ броненосец этого типа был построен для нас от закладки до сдачи заказчику всего за 2 года и 8 месяцев !! (потом броненосцы по этому проекту строились крупной серией для американского флота , у них даже такой стиль проектирования технологичных и удобных для постройки крупной серии , назвали с тех пор "Ретвизан-Стилем") .
            Мы знали что у японов в середине 1903 г. будет 12 новых броненосцев (асамитов своих они называли броненосцами 2-го класса) , причём реально их оказалось 14 , но не предприняли ничего , чтобы к этому сроку иметь в Артуре хоть что-то боле-менее равное . До прихода в Артур за считанные дни до начала войны "Ретвизана" , "Цесаревича" и "Баяна" в Артуре было всего ТРИ броненосца и ДВА бронекрейсера ("Пересвет" и "Победа" никакими броненосцами разумеется не были , а были обычными бронированными крейсерами-рейдерами ... очень тихоходными для крейсерства при этом) . Вот так подготовились .
            Так что войну выбрали НЕ МЫ , на время её начала РИ повлиять никак не могла и лишь провоцировала и ускоряла её начало безобразовскими авантюрами . И шанс у нас хоть как-то продержаться до середины 1905 г. , когда заработает ветка Кругобайкальской Магистрали был лишь в случае концентрации в Артуре ПРЕВОСХОДЯЩИХ сил Флота не позже середины-конца 1903 г.
            Есть такая поговорка за авторством одного американского адмирала в канун войны на Тихом океане с Японией : "Дураки перед войной упражняются в стратегии и тактике , а умные - изучают ЛОГИСТИКУ" . Таких умных во властной верхушке РИ в те поры не оказалось вовсе . ДуR@k на троне это ... ПРИГОВОР .
            И особенностью той войны было не то , что мы арендовали Артур , но не построили к сроку флот , а в том , что не арендуй мы его , японы в те же самые сроки просто повторно заняли бы его , вторглись в Корею , а затем с опорой на эти два плацдарма двинулись в Манчжурию . Не отвлеки Артур целых две армии Японии на свою осаду , японы загнали бы Куропаткина и уничтожили его Маленькую армию и овладели бы всей Манчжурией ещё тогда . У РИ не было выбора между войной и миром . Но был выбор - проиграть эту неудобную во всех отношениях войну , либо напрячь имеющиеся силы и ресурсы , и к войне таки подготовиться НОРМАЛЬНО .
            Достаточно было перебросить море в Артур дополнительные пару дивизий , построить укрепления на высотах в самом узком месте Ляодунского перешейка , вместо Дпльнего построить Крепость , доки , углубить фарватеры и развернуть батареи , а для армии Куропаткина морем же перебросить больше боеприпасов , полевых пушек и пулемётов ... да и войск морем подбросить сколько успели бы . И вполне можно было воевать .
            Ах да - Флот . Его нужно было СТРОИТЬ , а не балерине бриллианты покупать . По правильным проектам , в необходимых и ДОСТАТОЧНЫХ количествах , загрузив доступные иностранные верфи своими заказами . И с чётким таймингом концентрации сил Флота в Артуре не позже августа-сентября 1903 г.
            Вот только тогда - если бы в Артуре у нас был развёрнут более мощный и многочисленный флот , войны можно было бы избежать или ограничить продвижение японов Кореей . А то и остановить их на горных перевалах в самой Корее . Но для этого надо было уметь ДУМАТЬ , ДЕЛАТЬ и проявить "длинную волю" , ибо практически неизбежная война всё-равно продлилась бы как минимум до конца 1905 г. А если бы всё делалось по плану Куропаткина с переносом войны на Японские острова , то примерно до 1907 г.
            А Манчжурия да - её действительно готовили для массового заселения ... Но не срослось . Такой уж монарх нам достался .
            1. 0
              24 августа 2025 15:26
              Цитата: bayard
              Чтобы построить и развернуть флот до готовности к войне флота японского , надо было СТРОИТЬ ФЛОТ , а не пасьянсы разводить , тормозить даже то куцее финансирование , которого и так не хватало

              Так и есть. И в первоначальных планах все это и было. Но позже на свои же планы забили раздергав на мелкие проекты удобные для распилов.

              Цитата: bayard
              Так что войну выбрали НЕ МЫ , на время её начала РИ повлиять никак не могла и лишь провоцировала и ускоряла её начало безобразовскими авантюрами .

              Как вы сумели одновременно прямо противоположные вещи соединить? "выбрали НЕ МЫ" и "провоцировала и ускоряла её начало" ? Не очевидно разве, что тот кто провоцирует и ускоряет тот и глобальный выбор заранее сделал?

              Цитата: bayard
              если бы в Артуре у нас был развёрнут более мощный и многочисленный флот , войны можно было бы избежать или ограничить продвижение японов Кореей .

              Именно об этом я и пишу. Сосредоточь РИ своевременно флот, даже и из старых кораблей и Япония не рискнула бы начать войну не будучи уверенной что сумеет защитить морские коммуникации.
              1. 0
                24 августа 2025 18:31
                Цитата: Saxahorse
                Япония не рискнула бы начать войну не будучи уверенной что сумеет защитить морские коммуникации.

                У РИ не было даже тени надежды сосредоточить хотя бы равный по силе флот в Артуре на конец 1903 г. У неё не было таких и столько кораблей .
                Цитата: Saxahorse
                Как вы сумели одновременно прямо противоположные вещи соединить? "выбрали НЕ МЫ" и "провоцировала и ускоряла её начало" ?

                Так было ВО ВСЁМ , не только в безобразовских авантюрах , просто понаблюдайте и проанализируйте всй внимательней .
          2. +2
            24 августа 2025 09:03
            Война была бы и Япония бы рыпнулась. Японии для развития нужны были ресурсы на материке.
            Учитывая удаленность ТВД для нас и близость для Японии - японцы изначально имели огромное преимущество. Возможности переброски войск и флота были ограничены, да и качество наших Вооруженных Сил - увы, вызывают сомнение. Японские солдаты были лучше обучены и вооружены, в Японии была 100% грамотность. Ну и опять же помощь Японии извне, у России реальных союзников просто не было.

            Ну конечно, наши "безобразовы" никак с западной закулисой связаны не были. Не имели общих интересов, типа сплошные патриоты.
            То, что значительная часть нашей элиты пляшет под западную дудку, убедился на своем примере еще император Павел. К началу 20 века было еще более запущено, чем столетием ранее.

            Ничего, это проблемой не было. Торговля была вполне успешной. И дорогу можно было построить по иному маршруту, при желании.
            Ага, "осваивать" Маньчжурию? Может и Корею заодно? Включать в состав своего государства? Серьезно? Не уверен, что это хорошая идея.
            Не уверен,
            1. 0
              24 августа 2025 15:14
              Цитата: Illanatol
              Война была бы и Япония бы рыпнулась. Японии для развития нужны были ресурсы на материке.

              Да нужны. Они рассчитывали на Корею и Китай как запасной вариант. До этого они вполне успешно грабили Китай и давили там восстания совместно с Россией между прочим.
              Цитата: Illanatol
              Ага, "осваивать" Маньчжурию? Может и Корею заодно? Включать в состав своего государства? Серьезно?

              Вполне серьезно. Точнее на первом этапе там планировали создать буферные государства под полным контролем, как это и сделали японцы позже.
              1. -1
                25 августа 2025 08:24
                Боливар может и вынесет двоих, но одному в седле комфортней. Не любят империалисты делиться, что поделать.

                Извините, но это просто смешно. Какая интеграция, какая экономическая колонизация? Собственный внутренний рынок отдали буржуям из более развитых стран. "Великая пеньковая держава", ага.
                Прежде чем выходить на чужие рынки, стоит задать вопрос: а что мы можем там предложить?
                Ну реально, что?
                Самовары?
                Хлеб, зерно: рожь и пщеницу? Для китайцев это не актуально, они рис предпочитают.
                Пушнину? В каких объемах?
                Пеньку, лен, мед? На заре 20 века, как при царе Горохе?
                Оружие? Ну разве что винтовки, трехлинейки. Пулеметы тогда сами покупали или делали по лицензии. Максим все же не уроженец Тамбова. Крейсера и броненосцы сами закупали на чужих верфях.
                Так что империалистическая держава из царской России - так себе. Не по сеньке шапка. Вначале следовало бы нарастить производство товаров с высокой добавленной стоимостью, а уж потом заниматься империализмом и прочими капиталистическими извращениями.
                Короче, развели тогда западные партнеры царские власти по полной программе, сыграв на амбициях и самомнении. "Це тоже Европа", ага.
          3. +1
            24 августа 2025 09:32
            Даже тех кораблей, которые на начало войны были на Дальнем Востоке,при их более толковом использовании хватило бы нарушать коммуникации японцев между метрополией и материком и противостоять дальней блокаде.
            1. +1
              24 августа 2025 15:03
              Цитата: Grencer81
              Даже тех кораблей, которые на начало войны были на Дальнем Востоке,при их более толковом использовании хватило бы нарушать коммуникации японцев между метрополией и материком и противостоять дальней блокаде.

              Тут согласен. Потому японцы и тратили столько усилий на штурмы П-А который сам по себе нафиг не нужен. Можно было заблокировать небольшими силами и ждать когда сами сдадутся, но.. Вдруг появится новый адмирал и флот спрятавшийся на базе начнет всерьез потрошить коммуникации..
    3. +5
      22 августа 2025 10:15
      Цель всей этой авантюры - был колониальный раздел Китая. У всех перед глазами была Британия, которая баснословно обогатилась за счет Индии. Наиболее ценным в ту пору активом были люди, а в Китае проживало 400 млн, плюс 40 млн в Корее. Полезные ископаемые тогда не так ценились. Их было полно и в той же Европе. Дальний Восток был "чемоданом без ручки", а Манчжурия ценным активом.
      Причина проигрыша - слабая мотивация армии и флота. Отсутствие квалифицированных кадров. Солдаты и матросы были обыкновенными рабами, которых сгоняли на бойню. Прадед погиб в Русско-Японскую, понимаю о чем пишу. Японцы же были существенно лучше мотивированы. Опять огромное, компактно проживающие население. Быстрая подготовка квалифицированных кадров для армии и флота. Наша Тихоокеанская эскадра все техническое обслуживание проводила в Японии.... Тут нужна была только быстрая победа, а Российская империя со своим полурабовладельческим строем на это была не способна. Понятно, что династия Романовых завела ее в тупик. Вина тут не только Николая II, он как Куропаткин оказался громоотводом на которого возложили всю вину.
  3. +2
    21 августа 2025 07:25
    Не припомню где, но читал, что сильный удар по голове может неблагоприятно отразиться на умственных способностях. Похоже что Николаю знакомство с японским городовым даром не прошло.
    1. vet
      +5
      21 августа 2025 08:24
      Утверждают, что после этого анекдотического инцидента в России и появилась идиома "японский городовой" laughing
      А причиной нападения, как говорят, было хамское обращение Николая накануне с местной путаной, которую крышевал это полицейский. Он был самураем и потому, чтобы "не потерять лицо", счел себя обязанным выполнить свои обязательства перед дамой - любой ценой.
      1. 0
        21 августа 2025 08:33
        Цитата: vet
        причиной нападения, как говорят, было хамское обращение Николая накануне с местной путаной, которую крышевал это полицейский.
        Цесаревич - и путана? Они по идее не могли пересечься, от слова "никак". Так что либо выдумано, либо у Николая ума и до удара не было, коль он с ней связался.
        1. vet
          +1
          21 августа 2025 08:37
          Читал, что Николай во время этой поездки активно "знакомился с сексуальными традициями" экзотических стран. Отрывался по полной программе.
          1. +6
            21 августа 2025 08:59
            Цитата: vet
            Читал, что Николай во время этой поездки активно "знакомился с сексуальными традициями" экзотических стран.

            Это, да. Как впрочем и большинство европейцев в те времена.
            Цитата: vet
            Отрывался по полной программе.

            Но не с уличными же...
            Вообще, процесс вовлечения во "взрослую жизнь" молодых великих князей во время путешествия по Юго-Восточной Азии не плохо описан у его зятя (и одновременно двоюродного дяди) Александра Михайловича.
            1. vet
              0
              21 августа 2025 09:41
              активно "знакомился с сексуальными традициями" экзотических стран.
              Это, да. Как впрочем и большинство европейцев в те времена.
              Цитата: vet
              Отрывался по полной программе.
              Но не с уличными же...

              Ну, может, очень уж приглянулась случайно увиденная путанка. А то и - совсем уж экстрима захотелось: как говорится, экзотика, так уж настоящая экзотика - с "полным погружением в добросовестно изучаемую тему".
        2. +7
          21 августа 2025 08:39
          Цитата: Наган
          Цесаревич - и путана?

          Слышал много вариантов, но вот такой увидел в первые))
          Есть версия, что принцы изволили практически публично справить малую нужду (что для тогдашней Японии почти норма) но сделали это рядом с каким-то храмом.
          И еще, что Цуда Сандзо сбрендил на почве шпиономании request
          1. +2
            21 августа 2025 09:09
            что принцы изволили практически публично справить малую нужду
            В Японию Николай прибыл один. Георгий "сошел с дистанции" в Бомбее из за обострения туберкулеза.
            1. +5
              21 августа 2025 09:41
              Цитата: 3x3zsave
              Георгий "сошел с дистанции" в Бомбее из за обострения туберкулеза.

              там еще один Георгий был - греческий. Сын короля Георга I и Ольги Константиновны. Если ничего не путаю, по родству, двоюродный дед Николая II.
              Ну и принц Арисугава рядом ошивался.
              1. +2
                21 августа 2025 09:47
                там еще один Георгий был - греческий.
                Точно. Забыл. Мой косяк.
                1. +1
                  22 августа 2025 09:48
                  Приветствую, Антон! Читал давно, что Александр3 был недоволен поведением сыновей, а именно тем, что , гуляют laughing не могут найти себе разных низкосоциальных, а только Малечку Кшесинскую привечают. По очереди. Вот и отправил их развлекаться
                  1. +2
                    22 августа 2025 10:00
                    Доброе утро, Дмитрий!
                    Насколько я помню Георгий в связях с Кшесинской не был замечен. И вообще в тот вояж он пошел не туристом, а флотским офицером.
                    1. +1
                      22 августа 2025 10:39
                      Надо посмотреть. Вспомнил, что подростком читал Пикуля НЕЧИСТАЯ СИЛА. Там написано было . Произвело впечатление. laughing
                      1. +3
                        22 августа 2025 11:04
                        Валентин Саввич любил любил натянуть птичку на сферу "за ради пушшего драматизму".
                      2. +3
                        22 августа 2025 11:54
                        Да, я слышал об этом. Но тогда он был первым из авторов таких исторических романов. А нашёл такое:
                        Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
                        Подобно ракам и омарам,
                        В душе с отвагой, в сердце с жаром
                        Мы пятились назад?

                        Ведь после каждой сильной схватки
                        Мы от японцев без оглядки,
                        Хоть в полном боевом порядке,
                        Бежим, бежим, как куропатки, ---
                        Пускай нам целят в зад!

                        Ну что ж, мой друг, чего же проще,
                        Мы понадеялись на мощи
                        И клали низкие поклоны,
                        А вместо пуль да обороны
                        Везли с собой одни иконы!
                        Подвёл нас Серафим!
                        1904 или 1905 г.

                        Это стихи неизвестного автора, а в то время, в канун Первой Русской Революции, выходило множество сатирических газет --- листков, подпольных. Их часто закрывали, а потом они зачастую возобнавлялись. А это стихотворение сообщил К. В. Сивков.
          2. vet
            0
            21 августа 2025 09:18
            принцы изволили практически публично справить малую нужду

            Вспомнилось, как Ельцин в 1989 году по прибытии в США публично помочился на колесо самолета, после чего стал жать руки встречающим.
            1. +4
              21 августа 2025 09:35
              Обфоршмачил по понятиям?)))
            2. +1
              24 августа 2025 09:34
              А лётчики ещё после этого пинают по колесу. laughing
        3. +4
          21 августа 2025 15:48
          Цитата: Наган
          Николая ума и до удара не было, коль он с ней связался.

          Судя по его правлению, ума у него не было от рождения.
        4. +2
          23 августа 2025 08:35
          Могли. И это была все же гейша, а не путана.
          Ну, с интеллектом у Николая действительно было... да и гормон играл.
          Путана, гейша, балерина... да все они устроены одинаково. laughing
      2. +3
        21 августа 2025 08:46
        Он был самураем
        Какой же он самурай без господина?
        Он ронин.
        1. +5
          21 августа 2025 09:04
          Больше того, Цуда Сандзо был сторонником реформ и участвовал в подавлении самурайских восстаний.
        2. +2
          21 августа 2025 17:38
          Цитата: 3x3zsave
          Он был самураем
          К тому времени самураев отменили. Традиционный самурайский прикид, главной частью которого было дайсе (2 меча, обычно катана и вакидзаси), в общественных местах запретили. Восстание самураев, ессно недовольных тем, что их отлучили от кормушки, подавили. Шла просвещенная эпоха Мейдзи.
          1. vet
            +2
            23 августа 2025 12:34
            самураев отменили

            И многие из них по этой причине и пошли на работу в полицию. Больше ничего не умели. да и зазорным считали. А тут - и оружие, и какая-то власть.
  4. +4
    21 августа 2025 07:33
    Арендные права на Ляодунский (Квантунской) полуостров были уступлены Японии.
    Стало интересно: а аренду-то следующие 19 лет кто платил?
    Спасибо, Валерий!
    1. +5
      21 августа 2025 08:12
      Цитата: 3x3zsave
      а аренду-то следующие 19 лет кто платил?

      А ее вообще кто-нибудь платил? feel
      1. +3
        21 августа 2025 08:17
        Не знаю, Иван, потому и спрашиваю.
      2. +2
        21 августа 2025 08:27
        Константину надо срочно решения принимать, и по флоту, и по дипломатии, и вообще по прогрессорству, а Вы тут зависли?hi
    2. +5
      21 августа 2025 09:27
      Привет Дружище, Валерию спасибо за статью!
      Насколько я понимаю за первые 6 лет мы тоже особо не ра платились. Впрочем как и все остальные. После Опиумных войн и восстания боксеров Поднебесную рвали все кто горазд.
      По поводу героя статьи, посредственность самое страшное на войне, страшнее только когда посредственность находится в лице высшей власти. Так что объективно неплохие люди, но посредственные генералы и адмиралы, на пару «с ярким» Николаем II банально не могли одержать победу в этой войне, тчк.
      1. -3
        21 августа 2025 12:56
        Короля делает свита.
        А ещё Дума полная негодяев либералов.
        Вопрос острый и скандальный.
        Но вот факт.
        К 1914 по переписи ,100 процентов земли пахотной было в собственности крестьян,более90процентов до урала тоже.
        Кто тогда шел под лозунгами Долой царя ,землю крестьянам!
        Какое то сходство с цветными революциями напрашивается.
        1. vet
          +4
          21 августа 2025 13:07
          Ну, какие 100%, если еще и помещичьи хозяйства были? Много, довольно крупные, и работали там отнюдь не дворяне, а те же наемные крестьяне. Вот у дворян-землевладельцев крестьяне и хотели землю забрать, потому что считали: земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает, а не тому, кто ренту с нее получает. Вот у этих дворян-помещиков землю и хотели забрать, И их усадьбы они разоряли и в 1905 году, и в 1917-м. А за свои полученные после реформы наделы крестьяне платили откупные - и очень сильно за них к первой революции уже переплатили.
          1. 0
            23 августа 2025 00:15
            Вы спорите не со мной.итоги переписи населения 1914г прямо говорят.100процентов пахотной земли за Уралом были в собственности крестьян.
            И 90 с лишним до Урала.
            Те перепись не утверждает про 100 процентов земель России.
            Только за уралом.результат столыпинских реформ.
            А в европейской части 90+ процентов.
            На помещичьи как вы пишите земли остаётся очень мало.
            Работали ссуды для крестьян минус был это факт,в сильном отставании механизации сельхозработ.
            Если в собственности крестьян была вся практически земля,кого представляли демонстранты?
            Неужели те кому не досталось земли?и они позаботились на чужие,хотя за Уралом ее выделяли и большими наделами.
            Не очень понятно зачем же крестьяне вообще брали землю,если выплаты были бы кабальными.поменять рабство у помещиков на рабство банков?
            Что то не вяжется.брали ТК выгодно было и перспектива была подняться. Но грянула война.
            Ещё до 1914 Европа, кажется Франция засылала экономиста ,для оценки рисков вложения капитала в Российскую экономику.этот экономист,если коротко,прогнозировал на 10летие экспансию российской экономики в Европу. И война оказалась очень кстати.
            И вообще,как только Россия набирала темп,ее всегда каким то путем втягивали в войны,что отбрасывало ее на десятки лет назад.
        2. +2
          23 августа 2025 08:41
          Так ведь и крестьяне были разные. С очень разным количеством десятин на семью. Так сказать, была деревенская буржуазия, а были и деревенские пролетарии ("голытьба"), последние подрабатывали батраками.
          Ну и 100% - это все же преувеличение. Даже в 1916 году у помещиков оставалось примерно 12%. Причем это были самые лучшие земли. И сколько крестьянам пришлось бабла выплатить, чтобы земли выкупить в лизинг после аграрной реформы - кто считал? В конце концов, даже царскому правительству пришлось простить (и погасить) эти долги крестьян, проценты на которых росли слишком уж быстро.
          1. -1
            23 августа 2025 20:47
            Вы опять спорите с переписью.
            Это не я утверждаю.
            И 100 процентов за Уралом.
            Я когда прочитал это в книге Гибель империи митрополита Тихона(Шевкунова)
            То не поленился проверить.нашел свободно перепись 1914г.
            Там это все есть.
            Там много фактов.просио технических без политики
            Я своего препода на семинарах по истории КПСС спрашивал,почему всегда результаты СССР сравнивают с 1914г.
            Да потому что это был пик развития России .Россия хорошим темпом шла к росту экономики.
            Там же и про очереди за хлебом искусственно созданные и много интересного.
            Насчёт неоднородности крестьян, конечно и он естественнее для ситуации роста.
            Как в 90 и поздние но Оля, кто то из наиболее пронырливых начал тогда, имел понимание целей приватизации и накапливал капитал,а кто то как я ваучеры отдал черту картавому Неверову из Гермес алмаз.один успел отдать в НИИ и с тех пор я обладатель акций газпрома.почти бесполезных.
            Так и крестьяне начали расслаиваться и из монолита нищих стали появляться слои побогаче.
            Далее процесс пошел бы и как сегодня кто то стал бы дерипаской ,ну остальные стали бы жить лучше тоже.от машин не продохнуть, ну так и в России что то поменялось бы аналогично.
            Но как,я писал,всегда находится сила останавливающая движение России к экономическому росту.
            Каждая война или революция отбрасывает на ноль ..
            Не дают двигаться эволюционным путем без передряг.
            Ну развалили СССР казалось бы без балласта РФ могла бы подняться
            Не дают.то в одном месте заваруха ,то в другом.
            1. +2
              24 августа 2025 08:40
              Причем здесь спор с переписью?
              Если 100 % принадлежат крестьянам, то это не означает, что 100% крестьян были обеспечены землей в достатке! 20% самых богатых могли владеть 90% всей пахоты. Ферштейн?

              Результаты СССР сравнивали не с 1914г., а с 1913 г. Просто потому, что это был последний предвоенный год для РИ. 1914 - уже началась Первая Мировая.

              Вам что, русский язык не совсем родной? Идти к темпу экономики... просто безграмотно.

              И темпы эти были лишь относительными, в процентах. Просто потому, что начинали с низкого старта. По некоторым показателям в промышленности РИ такой "великой державе" как Бельгия уступала. И что касается темпов развития, та же Япония обошла Россию в кратчайшие сроки. И уж не буду писать о том, что самые лучшие сегменты нашей экономики и промышленности принадлежали иностранцам. РИ - страна периферийного капитализма, крайне зависимая от более продвинутых "западных партнеров".
              Да, экспортировали хлеб, масло, пушнину... нефть ту же. А закупали оружие (от крейсеров до пулеметов) , продукцию машиностроения и химпрома.

              В альтернативном сценарии, в которой не было бы Октябрьской революции, России бы давно не существовало. Такая опасность была и после развала СССР, нас спасло ЯО, созданное "проклятыми коммуняками". Иначе с нами бы поступили бы также, как с Югославией, разве что еще жестче. В конце концов Запад сербов просто ненавидит, а русских ненавидит и боится.
            2. +1
              24 августа 2025 12:55
              Цитата: nznz
              Вы опять спорите с переписью.

              А вы создравым смыслом. Как крестьянам могло принадлежать 100 % земли? Если помимо самих крестьян ее соственниками были
              а) Дворяне
              б) Купцы и почетные граждане
              в) Государство?
              Хотите сказать, что в 1914 году в империи не осталось казенных и удельных земель?
  5. 0
    21 августа 2025 07:44
    Война в имеющейся геоэкономический конфигурации была абсолютно бессмысленна. Фланговое к любым морским путям из Дальнего положение Японии, делало экономически несостоятельным конфликт с этой страной. Получить дешёвый и гарантированный маршрут экспорта российского зерна можно было только при условии полного разгрома и оккупации Японии, что является уже совершеннейшей химерой.
    Начавшаяся война была проиграна сразу после того, как Первая эскадра, в общем то без боя, уступила господство на море.
    Все остальное, в том числе традиционный для Русской армии героизм и неисчислимые жертвы, были, как это не печально, абсолютно бессмысленны*.
    И Стессель и Небогатов спасли тысячи жизней, потеря которых абсолютно ничего бы не изменила.
    * Бессмысленно. Все бессмысленно! Первое, что приходит на ум, когда думаешь о Русско-Японской войне.
  6. +9
    21 августа 2025 08:05
    Уважаемого автора погубит невнимание к деталям)))
    Впрочем про результат боя в ЖМ уже написали.
    Что касается Стесселя, в каком то смысле я вполне согласен. Ни предателем, ни трусом он не был, гением, увы, тоже. Обычные генерал уровнем чуть ниже среднего (в крепости обычно как раз таких и назначали).
    Если же разбирать конкретные просчеты, то в первую очередь надо отметить отказ от обороны Цзинчжоу. Это единственное место, на котором можно было оборонять весь Ляондун имеющимися силами. Но назначенные на эту позицию Фок повторил "подвиг" Засулича. Оборону не подготовил, имея под руками дивизию, оборонялся одним полком, оставив последний без подкреплений. результат немного предсказуем.
    Второе . Не оценил важности обороны господствующих высот вроде Высокой и Большого Орлиного гнезда. С одной стороны понятно, что они выступали за основную линию, с другой их все равно пытались оборонять. Но вот укреплять не стали.
    Ну и третье, по поводу сдачи. И в самом деле, на совещаниях, все командиры как один говорили, что людей мало, продукты кончаются, боеприпасы тоже, после чего так же дружно заявляли, что держаться надо до последней крайности. В связи с чем, решение пришлось принимать самому Стесселю. Он его и принял.... но вот было ли оно своевременным?
    В последствии выяснилось, что и патроны со снарядами и продовольствие в крепости еще было. На месяц - полтора точно. Что дала бы подобная задержка?
    Напомню, сразу после сдачи Артура, осадную армию Ноги начали перебрасывать на Север в армию маршала Ояма. К Мудену как раз успели и японские войска по численности сравнялись с русскими.
    Мукденское сражение началось 6 февраля 1905. Порт-Артур пал 23 декабря 1904. Как раз полтора месяца...
    1. +1
      21 августа 2025 10:06
      Ну Цзинчоускую позицию Куропаткин приказал скорее эвакуировать, а то не дай бог япошки пушки захватят
      1. +4
        21 августа 2025 11:47
        Если Куропаткин так за пушки переживал, ему следовало с Засулича за Тюренчен не награждать, а отдать под арест.
        1. +1
          21 августа 2025 12:40
          Ну Засулич, отошёл, значит молодец.
          Куропаткин переживал, даже не столько за пушки, сколько за то что их потеря произведет не благоприятное впечатление, как это сочетается с желанием отходить до Харбина или куда он там собирался, я не знаю.
    2. +1
      21 августа 2025 10:41
      Цитата: Старший матрос
      Если же разбирать конкретные просчеты,

      Абсолютно согласен по всем пунктам. Сам тоже собирался в подобном ключе написать.
      Единственное, мне кажется Автор немного не прав насчет замены Макарову. Мне кажется, что Скрыдлов в принципе мог бы потянуть лямку. Если бы успел в Артур конечно.
      1. +5
        21 августа 2025 11:45
        Цитата: Trapper7
        Мне кажется, что Скрыдлов в принципе мог бы потянуть лямку.

        Мне тоже, но для этого его следовало отправить не после Макарова, а вместо...
        1. +2
          22 августа 2025 03:12
          Цитата: Старший матрос
          Мне тоже, но для этого его следовало отправить не после Макарова, а вместо...

          Сто процентов, уважаемый Иван !
    3. +5
      21 августа 2025 16:10
      Цитата: Старший матрос
      Второе . Не оценил важности обороны господствующих высот вроде Высокой и Большого Орлиного гнезда. С одной стороны понятно, что они выступали за основную линию, с другой их все равно пытались оборонять. Но вот укреплять не стали.

      Судя по Яковлеву, это просчёт ещё довоенного планирования. Основной рубеж обороны, включавший господствующие возвышенности, был отвергнут по соображениям экономии ещё в 1898 году.
      ...в Порт-Артур в октябре 1898 г. была командирована особая комиссия, которая составила другой проект. Последний отличался от первого тем, что его линия фортов не доходила до Волчьих гор, а шла примерно километрах в 4 1/2 от окраин города, по линии Дагушань — Драконов хребет — Панлуншан — Угловые горы — Высокая гора и высота Белый волк. Эта линия сухопутной обороны соответствовала требованиям прикрытия ядра крепости от бомбардирования, но имела протяжение около 70 км и требовала 70-тысячного гарнизона и 528 орудий сухопутного вооружения, не считая вооружения берегового и резервного.
      Междуведомственное совещание, на рассмотрение которого попал этот проект, стремясь к возможной экономии расходов на Квантун как людьми, так и деньгами, высказалось против проекта, и последний одобрен не был.

      А в принятом к исполнению проекте на той же горе Высокой должны были быть только передовые укрепления, которые строились в последнюю очередь.
      Чрезмерно близкое расположение главной крепостной позиции от окраин города и восточного бассейна и незанятие долговременными укреплениями таких важных передовых позиций, как Дагушань, Волчьи горы, Панлуншан и гора Высокая (занятие которых было предусмотрено в третью очередь работ, до которых дело не дошло) привело к катастрофическому концу.

      Цитата: Старший матрос
      В последствии выяснилось, что и патроны со снарядами и продовольствие в крепости еще было. На месяц - полтора точно.

      Противник контролирует господствующие высоты. Ядро крепости и даже гавань - в радиусе досягаемости осадных мортир, которые могут вести прицельный огонь. В общем, противник может безнаказанно расстреливать и армию, и гражданских. Личный состав в теории есть, но для удержания фронта приходится разукомплектовывать экипажи кораблей.
      1. +3
        21 августа 2025 19:31
        Цитата: Alexey RA
        Судя по Яковлеву, это просчёт ещё довоенного планирования

        Просчеты высокого начальства купируются либо инициативой на местах начальством поменьше, либо большой кровью
        Цитата: Alexey RA
        на той же горе Высокой должны были быть только передовые укрепления, которые строились в последнюю очередь.

        И тут два варианта. Либо держимся на Цзинчжоу, (затем на Зеленых и Волчьих горах) пока все не построим. Либо немного скорректируем очередность постройки укреплений.
        Цитата: Alexey RA
        Ядро крепости и даже гавань - в радиусе досягаемости осадных мортир, которые могут вести прицельный огонь.

        Что является прымям следствием захвата вышеозначенных высот request
        Цитата: Alexey RA
        Личный состав в теории есть, но для удержания фронта приходится разукомплектовывать экипажи кораблей.

        Которые к данному времени все равно сидят на грунте.
        Нет, я вполне понимаю Ваши (в данном случае наверное все же Стесселя)) резоны, но... вот та самая точка бифуркации. Япония уже почти банкрот. Мобилизационный потенциал близок к исчерпанию. Буквально месяц и проигранную вчистую войну можно свести к ничьей.
        1. +3
          22 августа 2025 11:28
          Цитата: Старший матрос
          И тут два варианта. Либо держимся на Цзинчжоу, (затем на Зеленых и Волчьих горах) пока все не построим. Либо немного скорректируем очередность постройки укреплений.

          Главная пятая точка Порт-Артура в том, что:
          При этом высказано было пожелание, чтобы вообще гарнизон Квантуна не превышал наличного тогда там числа штыков и сабель, а именно 11 300 человек, дабы «организация охраны полуострова не являлась чрезмерно дорогой и опасной в политическом отношении».

          Даже с учётом усиления гарнизона до двух неполных дивизий, фронт на дальних подступах без нормально оборудованной линии обороны не удержать. Особенно, когда в дело вступит IJN. А он вступит, ибо господство на море за японцами - иначе и десанта не было бы.
          Цитата: Старший матрос
          Нет, я вполне понимаю Ваши (в данном случае наверное все же Стесселя)) резоны, но... вот та самая точка бифуркации. Япония уже почти банкрот. Мобилизационный потенциал близок к исчерпанию. Буквально месяц и проигранную вчистую войну можно свести к ничьей.

          Съесть-то он съесть, да хто ж ему дасть? ©
          В том смысле, что кто ж Японии даст самой решать, когда завершать войну. Для спонсоров этой войны ничья неприемлема - только поражение России. Так что, скрепя сердце, им придётся потратить ещё немного, чтобы не потерять всё. smile
          Тем более, что все запасы и резервы Стесселя проживут лишь до того времени, пока 11" мортиры не переключатся полностью на сухопутные цели.
        2. +2
          23 августа 2025 08:45
          Цитата: Старший матрос

          Нет, я вполне понимаю Ваши (в данном случае наверное все же Стесселя)) резоны, но... вот та самая точка бифуркации. Япония уже почти банкрот. Мобилизационный потенциал близок к исчерпанию. Буквально месяц и проигранную вчистую войну можно свести к ничьей.


          Япония щедро снабжалась кредитами, пользовалась поддержкой финансового олигархата. Для России возможности внешнего кредитования были намеренно ограничены. Так что финансовые проблемы грозили России, а вовсе не Японии.

          Ну, с переброской резервов на столь удаленный ТВД и у России могли быть проблемы. Пара крупных диверсий на Транссибе - туши свет, сливай воду.
          1. 0
            23 августа 2025 16:28
            Цитата: Illanatol
            Япония щедро снабжалась кредитами, пользовалась поддержкой финансового олигархата.

            Это несомненно так. Но это ресурс вовсе не бесконечен.
            1. +1
              24 августа 2025 08:50
              Этот ресурс был практически бесконечен. Япония в данном случае была инструментом западного финансового олигархата. А последний контролировал большую часть мировых финансов.
              Одной из причин ненависти к нам было то, что хотя Россия во многом была подконтрольна Западу, она все же сохраняла государственный контроль над эмиссией нацвалюты. Это было нетерпимо для банкиров-олигархов. Они уже подчинили себе финансовые системы Британской империи и Франции. Готовились к захвату финансовой системы США. До создания ФРС оставалось лишь несколько лет. Но оставались Германия и Россия. Их следовало развести по разным углам и стравить между собой, чтобы они они в полной мере измордовали друг друга в грядущей великой войне (Первая Мировая). Но Россию следовало предварительно ослабить и для этого её заманили в ловушку войны с Японией. Россия была обязана эту войну проиграть и она её проиграла.
      2. +6
        21 августа 2025 23:01
        Цитата: Alexey RA
        а шла примерно километрах в 4 1/2 от окраин города, по линии Дагушань — Драконов хребет — Панлуншан — Угловые горы — Высокая гора и высота Белый волк.

        Посмотрев на карту с высотами, я поразился идиотизму этого плана. Зачем-то решили строить укрепления у подножья Высокой и Ляотяшаня, отдавая сами высоты противнику. Если строить укрепления с противоположной стороны от Высокой, длинна оборонительной линии совсем бы не увеличилась. Оставлять в тылу Ляотяшань - совершенно безопасно, у него обрывистые склоны, полностью исключающие высадку. А если на вершине еще и батарею разместить ...
  7. +2
    21 августа 2025 08:29
    Не секрет, что Русско-японская война была непопулярна в России, однако официозная пропаганда представляла Порт-Артур новым Севастополем (хотя город не был российским – взят в аренду на 25 лет
    А русско-турецкие войны, приведшие к взятию Крыма и основанию Севастополя-были популярны? Так и вижу вологодских крестьян, радующихся войне за крым и основанию города.....

    Что касается Стесселя- решение суда существует, никто его не оспорил.
    Власова тоже, кстати, судили...
    1. vet
      +6
      21 августа 2025 08:35
      Вы опять-таки путаете времена. При крепостном праве крестьянам вообще ничего "лишнего" знать не полагалось, как и иметь своего мнения - " не их ума дело". Даже Библия на современном русском языке не издавалась, а на церковонославянском для мирян не доступна была - потому что там "опасные" идеи были, только в верноподданическом изложении священников .А в начале 20 века - общество было другим, уже и грамотность повыше, и переселившиеся в города крестьяне доступ к информации имели.
    2. +5
      21 августа 2025 08:41
      Цитата: Ольгович
      А русско-турецкие войны, приведшие к взятию Крыма

      Полагаю, что для тогдашних русских крестьян - Крымской ханство с его набегами - просто воплощенное зло. Не уверен, что это можно назвать популярностью (в современном смысле слова), ноп онимание за что они воюют, определенно, было.
      1. -2
        21 августа 2025 09:43
        Цитата: Старший матрос
        Крымской ханство с его набегами - просто воплощенное зло

        войны русско-турецкие ,а не крымские. И фронт-от Закавказья до Балкан. И везде "понимали" no
    3. +3
      21 августа 2025 17:14
      ….вологодских крестьян, радующихся войне за крым и основанию города.....

      Привет Олегович!
      Как раз крестьяне Царицыно от участия в бунте Пугачева уклонились. Близость к дикому полю сыграла свою роль.
      Русско-Турецкие войны 18 века незначительно отражались на жизни черных крестьян. Фактически недовольство выражалось в местных недовольствах и прениях, даже личных обидах.
    4. 0
      23 августа 2025 08:49
      Цитата: Ольгович
      А русско-турецкие войны, приведшие к взятию Крыма и основанию Севастополя-были популярны?


      Да, были популярны. В курсе, сколько русских крымчаки угнали в рабство? Чтобы потом перепродать и в Турцию тоже (эта бизнес-схема столетиями работала). Сколько столетий крымчаки терроризировали южнорусские земли? Что существовал особый налог для выкупа русских из неволи? Его отмена - кого из русских огорчила?
      А освоение новорусских губерний - так ли уж огорчало русских крестьян? Земли там были куда более плодородны, чем в окрестностях Тамбова...
  8. +6
    21 августа 2025 09:10
    Цитата: Ольгович
    Не секрет, что Русско-японская война была непопулярна в России, однако официозная пропаганда представляла Порт-Артур новым Севастополем (хотя город не был российским – взят в аренду на 25 лет
    А русско-турецкие войны, приведшие к взятию Крыма и основанию Севастополя-были популярны? Так и вижу вологодских крестьян, радующихся войне за крым и основанию города.....

    Что касается Стесселя- решение суда существует, никто его не оспорил.
    Власова тоже, кстати, судили...


    За вологодских не скажу, а вот воронежские и полтавские - очень даже радовались, что больше набегов не будет.
  9. +1
    21 августа 2025 09:57
    За свой "подвиг" Стессель удостоился весьма необычной "чести", а именно: испанцы назвали в его "честь" пистолет. Вот только допустили опечатку: написали Stosel, когда правильно Stößel (или на худой конец Stossel).
  10. +3
    21 августа 2025 10:12
    Вставлю свои 5 копеек про контр-адмирала
    Витгефта. На посту командующего он оказался совершено случайно, вследствие поспешного отъезда адмирала Алексеева и неприбытия вице-адмирала Скрыдлова. Он был хорошим теоретиком военного дела. Опытным моряком он не был и открыто в этом признавался. Вступив в командование эскадрой, он перед офицерами выступил: «Жду от вас, господа, не только содействия, но и совета. Я — не флотоводец».
    В письме на имя наместника он написал: «Да поможет мне Бог честно выполнить ответственную перед царем, Россией и совестью обязанность, которую лично не искал. В случае смерти прошу похлопотать пенсию жене, средств не имею».
    Да и перед Витгефтом командование не ожидало решительных действий: из 6-ти броненосцев эскадры «Полтава» и «Пересвет» могли нормально ходить по морю. «Цесаревич», «Ретвизан», «Победа» были повреждены, ремонтного дока для таких кораблей в Порт-Артуре не было. Удивляет, насколько он долго держался против матерого адмирала Того в бою на Желтом море, будучи теоретиком.
    А картина во всем этом печальная. Командование которое может и должна была командовать эскадрой сбежала оставив отдувать конр-адмирала теоретика. Мат обеспечение, тренировки личного состава оставляло жедать лучшего. Отдельный факт про в случае смерти передайте жалованье жене средств не имею. И это у нас не простой какой-то офицер. Как там было у младшего офицерского состава сложно предположить.
    1. +2
      22 августа 2025 00:06
      Моряком Витгефт был опытным,он не имел опыта командования эскадрой,соединениями кораблей. Его конек был минная война,что два подорваных на минах японских броненосца и показали. Кроме этого японцы на минах потеряли кучу кораблей. Самое интересное что в других статьях я читал что русское командование,от своей разведки,знало и о решении японцев напасть,и о дате нападения. Но даже тут Старк умудрился "проспать". Хотя заминируй он подходы за несколько дней до атаки и японские миноносцы бы утопили. Но то ли до конца не верил в возможность войны,то ли проявил беспечность и самоуверенность.
      Что касается Стесселя,то он был не готов к этой должности. И это не только его вина. В Русской Императорской армии была просто отвратительная система отбора и передвижения на вышестоящие командные должности (хуже только сейчас в России, когда министром обороны стал сначала ефрейтор,а потом пришел строитель с военной кафедрой ни дня не служивший,и притащил с собой таких же генералов. И теперь у нас министр обороны финансист-экономист,а в замах племянница ,,главнокомандующего" и Петя Фрадков).Плюс при Александре Третьем Россия не воевала. Вот отсюда и проблемы.
      1. +3
        22 августа 2025 11:06
        Цитата: двп
        Его конек был минная война,что два подорваных на минах японских броненосца и показали.

        Вспомнился Суворов, предложивший отдать единственную присланную на всю армию награду - писарю. Дескать, он приказ готовил, а я что, только подписал.
        На самом деле, тут успех скорее вопреки...
        Цитата: двп
        Но даже тут Старк умудрился "проспать". Хотя заминируй он подходы

        Ему противоминные сети запретили поставить, какие уж тут мины...
        Цитата: двп
        хуже только сейчас в России

        У нас такая история, в какой период не ткни, найдешь неприятные аналогии...
  11. +1
    21 августа 2025 12:46
    петербургская публика встречала Матильду Кшесинскую (в то время – любовницу дяди императора, Великого князя Николая II генерал-адмирала Владимира Александровича) криками:

    в одной фразе столько вранья:
    Матильда была любовницей ВК Сергея Михайловича и ВК Андрея Владимировича.
    ВК Владимир Александрович командовал гвардией
    Генерал-Адмирал - ВК Алексей Александрович.
  12. vet
    +5
    21 августа 2025 13:11
    Ноги и его жена совершили двойное самоубийство: генерал крест-накрест разрезал живот, супруга ударила себя клинком в горло

    Жуть, конечно. И почему-то абсолютно верится, что этот генерал не воровал
  13. +1
    22 августа 2025 16:23
    Чрезвычайно интересно ,жду следующую работу,большое спасибо.
  14. +1
    22 августа 2025 18:57
    Очень хорошо написанная статья, мне понравилось читать, но, честно говоря, все подробности боя и сражения я почерпнул из советской истории и советской литературы, и я немного запутался. Характеры генералов для меня разные. Стесель — почти герой, а Кондратенко — предатель. Я немного запутался, но большое спасибо. am
  15. -2
    23 августа 2025 16:09
    много пыли господа.... походу ишак нагруженный золотом, откроет ворота еще многим неприступным крепостям,