«Оцепенение» — самодвижущиеся мины Российской империи

11 024 41
«Оцепенение» — самодвижущиеся мины Российской империи

Вроде бы первым обозвал свою мину торпедой Дэвид Бушнелл — создавший во время Войны за независимость США подлодку «Черепаха», вооружённую минами, которые и были названы в честь электрического ската. В 1777 году он даже подорвал таковой британский 64-пушечный корабль «Орёл». Потом изобретением несамоходных «торпед» баловался Роберт Фултон, а в ходе Гражданской войны в США «торпедо» официально стало обозначением зарядов шестовых мин (впрочем, якорные мины называли так же).


Электрический скат «торпедо» — лучше не дотрагиваться!

Сложнее с самоходной миной. Говорят, что в середине XIX (по некоторым данным, ещё в XVIII веке) века какой-то австрийский офицер морской артиллерии, имя которого история не сохранила, придумал управляемую с берега лодку-брандер с пороховым зарядом и стеклянными парусами (ради незаметности!), но это дело тёмное. А вот то, что, прочитав бумаги своего безымянного предшественника, первый прототип настоящей торпеды придумал другой австриец, фрегаттен-капитан Джованни Луппис — совершенно точно!




Фрегаттен-капитан Джованни Луппис



«Salvacoste» Лупписа (сверху) и первая торпеда Лупписа-Уайтхеда (снизу)

Лупис создал метровое устройство «Salvacoste» — «Защитник берега», оснащённое пружинным механизмом, вращающим гребной винт (возможно, он экспериментировал и со стеклянными парусами, но это не точно), и управляемое с берега при помощи рулевых тросов. В носу этого, напоминавшего небольшую лодку, устройства находился ударный взрыватель, который приводил в действие расположенный в корме пороховой заряд. Правда, недостатков у торпеды Лупписа было как блох у собаки, и в 1864 году он обратился за помощью к Роберту Уайтхеду, управляющему литейного завода Stabilimento Tecnico di Fiume в городке Фиуме.


Роберт Уайтхед

Уайтхед был опытным инженером и сразу оценил как недостатки устройства, так и его перспективы. Он коренным образом переработал проект Лупписа, разработав в 1866 году «Minenschiff» — «Минный корабль», торпеду, работающую на сжатом воздухе. «Мина Уайтхеда» была длиной 3,35 метра, диаметром 35,5 см, весила 120 кг и несла боеголовку в 8,1 кг чёрного пороха. Она бегала со скоростью 7 узлов на расстояние 201 метр, но виляла по глубине с амплитудой до 8 метров. Решение данной проблемы было найдено в 1868 году — Уайтхед установил на неё маятниково-гидростатическую систему стабилизации, а затем — гироскоп, права на который англичанин купил у изобретателя, австрийца Людвига Обри, что позволило увеличить скорость до 8-10 узлов, хоть дальность стрельбы и упала до 183 метров, зато боевая часть стала весить 18,1 кг, а «рыскание» торпеды после этого снизилось до 0,6 метра. Одновременно Уайтхед представил увеличенный вариант своей мины — калибра 40,6 см, с боеголовкой 27,2 кг. В 1870 году заряд чёрного пороха заменили на пироксилин. В 1891 году в Германии боеголовки торпед стали снаряжать открытым в 1863 году тротилом.


Гироскоп Людвига Обри

Надо сказать, что величину заряда торпед Уайтхед брал не с потолка. Австрийцы построили для него специальный отсек, копировавший реальный отсек австрийского броненосного фрегата. Под отсек подвели 20-кг заряд в оболочке, по форме напоминающий боеголовку торпеды. После чего его взорвали, активировав по проводам гальванический взрыватель. Площадь пробоины в отсеке составила 9 квадратных метров. После испытаний Уайтхед увеличил заряд до 27 кг, чтобы быть уверенным в поражении даже «кораблей самой сильной конструкции».


«Рыбка» Уайтхеда в разрезе

ТТХ торпед росли не по дням, а по часам: Уайтхед не уставал совершенствовать своё детище! Если первые торпеды ходили со скоростью 7-10 узлов на дистанцию в 180-200 метров, то уже в 1875 году торпеда Уайтхеда шла со скоростью 18 узлов на 500-600 метров. 381-мм «Модель 1882 года» была снаряжена боеголовкой весом 42,1 кг и шла на 700-800 метров со скоростью 21 узел. 356-мм Мк.V 1886 года с 26,3-кг боеголовкой шла на 600 метров со скоростью 24 узла. А 457-мм Мк1В в 1890 году несла 90-кг «голову» на 800 метров со скоростью 30 узлов.


Торпеда Уайтхеда в компании торпедного аппарата его же конструкции

Торпеда не используется сама по себе, поэтому изобретателю пришлось сконструировать и торпедный аппарат. Сначала это был просто наклонный жёлоб, по которому торпеда съезжала в воду с вращающимися винтами. Но использовать такую конструкцию на боевых кораблях не представлялось возможным, поэтому Уайтхед изобрёл и торпедный аппарат, конструкция которого до сего дня не сильно изменилась: он имел трубу, переднюю и заднюю крышки, курковой зацеп, включавший во время выстрела двигатель торпеды и резервуар со сжатым воздухом, при помощи которого и производился пуск.


Бравые аргентинцы с миной Уайтхеда в Фиуме, 1888 год

Уайтхед решил продать своё изобретение австрийскому правительству за 50 тысяч фунтов стерлингов. Сумма показалась австриякам завышенной, и они внесли контрпредложение: 20 тысяч и право продажи изобретения зарубежным странам. Уайтхед согласился, таким образом торпедное оружие появилось практически одновременно во всех уважающих себя военно-морских флотах. Первыми за право проводить испытания на своей территории 2000 фунтов стерлингов заплатили англичане в 1870 году. На испытаниях в старый блокшив с дистанции 130-150 метров выпустили торпеду. Через 25-30 секунд последовал взрыв, отправивший блокшив на дно: после подъёма мишени была измерена площадь пробоины — 22 квадратных метра! Кстати говоря, в тот же день по тому же блокшиву была выпущена и вторая торпеда, но на этот раз цель прикрывала противоторпедная сеть. Торпеда взорвалась в сети, не причинив мишени никакого урона, так что средство защиты от торпед появилось практически одновременно с ними!


Иван Фёдорович Александровский — автор отечественной торпеды

Параллельно с Лупписом проект своей торпеды разработал и русский изобретатель Иван Александровский. Он разработал и построил подводную лодку с машиной, работающей на сжатом воздухе, а параллельно с ней в 1865 году — «торпеду», повторявшую в миниатюре устройство механизмов подводной лодки. Морское министерство признало торпеду Александровского несовершенной, и изобретатель переработал её, создав к 1868 году проект торпеды со скоростью в 8 узлов и дальностью 700 метров. В общем, из-за бюрократических проволочек и сложностей с организацией производства «в железе» торпеда Александровского появилась лишь в 1874 году, а к тому времени «мины Уайтхеда» уже покоряли Европу. В итоге в России тоже приняли на вооружение мину Уайтхеда, но неофициальное название «торпеда» взяли у Александровского (официально торпеды назывались минами до 1917 года)...


Адмирал Степан Лесовский — «лоббист» торпеды Уайтхеда

России Уайтхед сделал предложение о продаже секрета своей торпеды (главной частью «секрета» был гидростат, стабилизирующий движение снаряда) в 1873 году, запросив 15 тысяч стерлингов — сумму не маленькую, но вполне подъёмную. Но русское Морское министерство в это время занималось экспериментами с торпедой Александровского, поэтому вопрос о покупке «секрета Уайтхеда» завис. Морской министр Н. Краббе был сторонником торпед Александровского, но в 1875 году он заболел, а на его место пришёл С. Лесовский. На горизонте маячила война с Турцией, и новый морской министр опасался, что связавшись с «доводкой» торпед Александровского, Россия может к началу войны остаться без торпед вовсе. 13 октября 1875 года был создан «Комитет по вопросу приобретения самодвижущихся мин Вайтгеда и применению их к судам флота». На первое заседание комитета пригласили Александровского, в его присутствии Лесовский сделал доклад по ходу испытаний торпеды русского образца и задал вопрос: «Следует ли нам приобрести секрет мины Вайтгеда для применения к действию с судов флота?». Адмирал А. Попов имел своё мнение по данному вопросу (с которым был согласен генерал-лейтенант В. Пестич, начальник артиллерии Кронштадта и член Конференции Николаевской морской академии). Он считал, что

накануне самостоятельного решения этого вопроса Александровским... даже оскорбительно для русского самолюбия обращаться к Вайтгеду.

Но к «беспокойному адмиралу» не прислушались. Комитет постановил:

Теперь же приобрести от Вайтгеда секрет его изобретения и заказать пятьдесят мин последнего образца для применения их к действию судов флота.


Моряки XIX века с тогдашним хайтеком

Поначалу «мины Уайтхеда» Россия закупала у самого Уайтхеда: с 1872 по 1881 год было закуплено 250 торпед. Для сравнения: Великобритания в то же время закупила 254, а Франция — 218 торпед. Но в 1884 году производство было начато в Санкт-Петербурге, на заводах Лесснера и Обуховском. За патент и 100 торпед Уайтхеду заплатили 9000 фунтов стерлингов. Требования Комитета были достаточно жёсткими: 183 метра торпеда должна была проходить со скоростью 22 узла, 750 метров — со скоростью не менее 16-18 узлов, 2000 метров — на скорости не менее 12-14 узлов; заряд — 40 кг взрывчатого вещества и контактный взрыватель, безопасный при пуске мины; длина — не больше 6 метров, диаметр — не более 450 мм, вес 360-400 кг; воздушный резервуар — должен выдерживать не менее 105 атмосфер, при этом снаряжённый на 75 атмосфер, не должен в течение 4 часов терять более 4 атмосфер давления; при движении на дистанцию 183 метра отклонение по вертикали должно быть не более 30 см и 3 метра — по горизонтали. Цену одной торпеды определили в 400 фунтов стерлингов, а все 100 единиц должны были быть предоставлены в течение 2 лет со дня заказа. Первые две мины должны были поступить на склады Морского министерства России к 31 марта 1876 года, последние 25 — 1 января 1878 года. Уайтхед контракт выполнил: первые две мины поступили через 20 дней после подписания контракта. Они были обмеряны, взвешены и прошли пристрелку на полигоне завода-производителя.


Здесь делали первые отечественные торпеды

В то время, когда в Фиуме с изобретателем подписывали контракт, в Кронштадте и Николаеве срочно создавали торпедные мастерские. К лету 1878 года мастерские приступили к работе, 31 июня Кронштадтскую посетил Александр II. В ходе посещения были проведены торпедные стрельбы и продемонстрировано действие противоторпедных сетей. Теперь дело было за малым: организовать производство торпед в России.


Завод Лесснера

Первая отечественная торпеда была сдана в казну осенью 1878 года. «Мина» ничем не уступала сделанным на заводе Уайтхеда, но обошлась в полтора раза дешевле. К концу года в Кронштадте в производстве находилось 20 торпед, а в Николаеве налаживалось производство, но... флоту нужно было больше! И с Уайтхедом был подписан второй контракт — ещё на 150 торпед. Одновременно конкурс на производство торпед был проведён среди российских предприятий, в нём приняли участие: Общество Франко-Русских заводов, компания Санкт-Петербургского Металлического завода и завод Лесснера. За первые 5 лет в России произвели 422 торпеды, каждая из которых обходилась казне в 3500 рублей без гидростата и 3750 — с гидростатом. До конца XIX века у нас в стране производилось в год 160-200 торпед.


Суровые русские матросы на суровых русских торпедах...

Следом за первой торпедой образца 1876 года, на вооружение катеров Российского Императорского флота в 1880 году была принята укороченная версия этой торпеды. Затем последовала торпеда образца 1886 года — калибра 381 мм, с 80-кг боеголовкой и дальностью хода 600 метров на скорости 25 узлов, но главное — с гироскопическим прибором, значительно более совершенным, чем применяющиеся ранее гидростаты. Затем... А затем новые образцы торпед ставились на вооружение каждые 3-5 лет! К началу Русско-японской войны на кораблях РИФ стояли 381-мм торпеды образца 1898 года «Л», со скоростью в 30 узлов, а на вооружение в 1904 году были приняты 450-мм торпеды с максимальной скоростью 33 узла. В Русско-японской войне русский флот применил 25 торпед, из них 11 — успешно. Лиха беда начало!
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    22 августа 2025 08:29
    Интересно,что в русско-японскую войны моряки Российского Императорского флота называли мина Уайтхеда,а не торпедой.Что было экранизировано в ф-ме "Крейсер "Варяг"" 1946г. Когда идущую на рейд Чемульпо канлодку "Кореец" ночью,вахтенный офицер увидел пенный след мины Уайтхеда.
    1. +3
      22 августа 2025 10:02
      Да, официальное название торпеды было «мина Уайтхеда», потому так и доложил…
      1. +2
        22 августа 2025 20:51
        Почему-то никто не обратил внимание на такую "хохму"...одно время существовали как торпеды,так и мины ...как торпедные аппараты. так и минные аппараты ! Отличие "тех и других" заключалось в наличии или отсутствии двигателя ! Мины , "похожие" на торпеды, из-за отсутствия собственного двигателя ,применялись на весьма малой дальности ! Энергия движения мины обеспечивалась энергией сжатого воздуха или небольшого порохового заряда минного аппарата ! Получалось ,что минный аппарат "играл роль" пушки ; а мина -снаряда ,перемещаемого не в воздухе , а в воде !
        1. +2
          22 августа 2025 22:15
          Цитата: Nikolaevich I
          Энергия движения мины обеспечивалась энергией сжатого воздуха или небольшого порохового заряда минного аппарата !

          Так и назывались, метательные мины. А ранее были и шестовые, просто на удочке перед носом висели. Кстати, половина номерных миноносок во времена РЯВ именно шестовыми минами и были вооружены. А вы говорите камикадзе, камикадзе.. wassat
  2. +1
    22 августа 2025 09:13
    В 1777 году он даже подорвал таковой британский 64-пушечный корабль «Орёл».

    Автор как то фривольно обращается с историческими фактами. Не потопитла подводная лодка Бушнелла ни одного корабля. По сведениям американцев, управлявший лодкой некий сержант Ли не смог прикрепить заряд к корпусу " Eagle". Ни одного удачного применения лодки Бушнелла не зафиксировано. Саму лодку вместе со шлюпом, который ее транспортировал, потопили в октябре 1776 года.
    1. -1
      22 августа 2025 10:08
      А я что написал что потопил? Я употребил слово «подорвал», что полностью соответствует фактам: если мне не изменяет память, мина взорвалась у борта, от чего у офицеров доже послетали с голов парики. По крайней мере американцы пишут именно так, а меня там не было, так что подтвердить или опровергнуть это я не могу.
      1. +1
        22 августа 2025 10:24
        Я употребил слово «подорвал», что полностью соответствует фактам:

        Что полностью фактам не соответствует.
        По крайней мере американцы пишут именно так

        Как раз американцы пишут совсем не так.
        а меня там не было, так что подтвердить или опровергнуть это я не могу.

        А там и не надо быть. Подробный отчет Бушнелла и прочие документы по его подводной лодке находятся тут - https://www.history.navy.mil/research/library/online-reading-room/title-list-alphabetically/s/submarine-turtle-naval-documents.html.
        Это, кстати, не единственный ляп в Вашей статье. "Свободное изложение" исторических событий - это Ваш фирменный стиль.
        1. -3
          22 августа 2025 11:50
          Ну так не читайте! Я же Вас насильно не заставляю... Идите в библиотеку, берите научные монографии, технические справочники и получайте удовольствие от подсчёта заклёпок.
          1. +3
            22 августа 2025 15:04

            Ну так не читайте!

            Вы бы еще написали "жрите, что дают".
            Люди хамят, когда им нечего ответить на критику, потому что это становится для них психологическим защитным механизмом, который компенсирует неуверенность и наличие психологических проблем.

            Никто от Вас считать заклепки и не требовал. Вопрос стоял в том, чтобы не перевирать ход исторических событий.
            1. -1
              22 августа 2025 18:02
              Был корабль, была подлодка, была мина. Лодка завела мину под корабль, но завела не удачно. Тем не менее, мина - взорвалась. Это называется - подорвать. Удачно или не удачно - другой вопрос. Вы же приписали мне слово "потопил" и заявляете, что я перевираю факты. Странно!
      2. kaa
        +4
        22 августа 2025 12:00
        Цитата: Летучий_Голландец
        мина взорвалась у борта, от чего у офицеров доже послетали с голов парики

        Вахтенная запись "Сегодня вечером была небольшая тревога, от слишком приблизившихся лодок противника;… Их намерение, как мы полагаем, было подвести 2−3 брандера и пустить по течению на флот." на HMS Eagle как-то не тянет на сорванные парики..
    2. +1
      26 августа 2025 18:37
      не смог прикрепить заряд к корпусу " Eagle".
      первый проверенный в бою композит, деревянный корпус с обшивкой из меди. Технолоджия однако wassat
  3. +1
    22 августа 2025 10:02
    Извините, я тупой(((
    Почему же всё-таки "Оцепенение"-то?!
    1. +2
      22 августа 2025 10:16
      «Торпедо» по-латыни «оцепенение», так называли электрического ската…
      1. +2
        22 августа 2025 22:19
        Цитата: Летучий_Голландец
        «Торпедо» по-латыни «оцепенение», так называли электрического ската…

        А в статье это можно было упомянуть хотя бы? Я вот тоже латынью не часто пользуюсь, но вопросом при чем тут "оцепенение" тоже задался..
        1. +1
          23 августа 2025 01:31
          Так это указано в лиде статьи (тот абзац, что под картинкой с моряками заряжающими торпедный аппарат)...
          1. +1
            25 августа 2025 15:21
            Так это указано в лиде статьи (тот абзац, что под картинкой с моряками заряжающими торпедный аппарат)...

            Про ската сказано, слова "оцепенение" нет.
            Я не только тупой, я ещё и неимоверно нудный.
            1. +1
              25 августа 2025 18:26
              Не в самом материале, а в его описании, там, где заголовок, картинка и под ней абзац текста)))
              1. +1
                26 августа 2025 14:57
                Вроде бы первым обозвал свою мину торпедой Дэвид Бушнелл — создавший во время Войны за независимость США подлодку «Черепаха», вооружённую минами, которые и были названы в честь электрического ската. В 1777 году он даже подорвал таковой британский 64-пушечный корабль «Орёл». Потом изобретением несамоходных «торпед» баловался Роберт Фултон, а в ходе Гражданской войны в США «торпедо» официально стало обозначением зарядов шестовых мин (впрочем, якорные мины называли так же).

                И где тут "оцепенение"?
      2. 0
        23 августа 2025 00:27
        Цитата: Летучий_Голландец
        «Торпедо» по-латыни «оцепенение», так называли электрического ската…

        Очень неожиданно belay
        Футболистам морякам только не стОит об этом говорить )
        Тор - мышца, педа - нога. М.б. в названии ската первоначально было ещё одно слово ?
        1. 0
          23 августа 2025 01:33
          Википедия даёт так: "Глазчатый электрический скат (Torpedo torpedo)"
          1. 0
            23 августа 2025 13:26
            Цитата: Летучий_Голландец
            Википедия даёт так: "Глазчатый электрический скат (Torpedo torpedo)"

            Да, загадка recourse
  4. +6
    22 августа 2025 11:34
    Работавшие на спирте торпеды США во 2й мировой подарили миру " торпедный сок" 2 части топлива( 90% этанол) и 3 части апельсинового или грейпфрутового сока. Прознав про это, адмиралы приказали добавлять в топливо метанол, что не снизило любовь матросянов к статусному напитку, но вызвало волну отравлений. Тогда вместо метанола адмиралы решили добавлять кротоновое масло- сильное быстродействующее слабительное. В ответ торпедисты обзавелись портативными перегонными аппаратами, сжигавшими часть торпедного топлива для отгонки искомого ингредиента коктейля. Принятие на вооружение более современных монотопливных и электрических торпед усложнил добычу торпедного сока, но т.к этанол применяется при обслуживании торпед, втч современных, традиция сия на флоте США жива. Как- то так.
    1. +3
      22 августа 2025 22:27
      Цитата: Anglorussian
      Прознав про это, адмиралы приказали добавлять в топливо метанол, что не снизило любовь матросянов к статусному напитку, но вызвало волну отравлений.

      Любопытно что в СССР использование метанола везде, кроме химической промышленности, было запрещено. "по той же самой причине" (с)
    2. +3
      25 августа 2025 10:25
      Цитата: Anglorussian
      Работавшие на спирте торпеды США во 2й мировой подарили миру " торпедный сок" 2 части топлива( 90% этанол) и 3 части апельсинового или грейпфрутового сока.

      Неистребима и интернациональна тяга военнослужащих к алкоголю. У кого-то - "торпедный сок", у кого-то - "ликёр-шасси". smile
      Впрочем, с первыми БР сравниться сложно: четыре тонны спирта на ракету.
      Что вы делаете? Заливаете в ракету более четырех тонн спирта. Да если дать моей дивизии этот спирт, она любой город возьмет с хода. А ракета ваша в этот город даже не попадет! Кому же это нужно?
    3. +2
      26 августа 2025 18:49
      Работавшие на спирте торпеды США во 2й мировой подарили миру " торпедный сок"....
      традиция сия на флоте США жива.
      hi мы такие же, в нас эта традиция жила, живёт, и будет жить, во всех средах.
      Мне это ещё октябрёноком прививали - бухать всегда, бухать везде, бухать на суше, и на воде drinks
  5. +3
    22 августа 2025 11:40
    В Русско-японской войне русский флот применил 25 торпед, из них 11 — успешно. Лиха беда начало!

    Тут было бы логично привести и данные о применении торпед противником - японским флотом.
    РИФ действительно использовал 25 торпед по противнику, из них 10 успешно.
    Торпедами потоплены: 1 миноносец, 1 военный транспорт, 2 парохода, 2 парохода-заградителя; повреждены: 2 военных транспорта и 1 миноносец.
    Еще три торпеды использованы по собственным кораблям.
    А что же японцы.
    Общее число выпущенных торпед:
    в операциях у Порт-Артура 170
    в Цусимском бою 67
    в операциях против Владивостокских крейсеров 1
    Итого 238 торпед.
    Правда с точностью у японцев дело обстояло значительно хуже - в цель попало только 19. Но результат был намного лучше.
    От взрыва торпед погибли броненосцы Наварин после третьего попа­дания, броненосец Суворов после третьего попадания (до этого был сильно поврежден артиллерийским огнем). От взрыва одной торпеды погибли броне­носец Бородино (до этого был поврежден артиллерийским огнем), миноносец Лейтенант Бураков и вспомогательный крейсер Урал.
    Имели повреждения, но не погибли от взрыва одной торпеды 3 броненосца, 3 крейсера и 2 миноносца.
    1. 0
      22 августа 2025 12:09
      Можно уточнить, по каким японским кораблям и судам были успешно применены российскими кораблями торпеды? Чисто для повышения знаний. Читал, что торпеды применяли Владивостокский отряд крейсеров, наши миноносцы при попытках японцев закрыть вход в Порт-Артур. Но об успешных атаках против японских миноносцев не читал.
      1. 0
        22 августа 2025 15:10
        Морской сборник №11 за ноябрь 1935 года. Подробная статья. Журнал есть в сети.
    2. +2
      22 августа 2025 18:09
      Стоит добавить: в ходе русско-японской войны торпедами не был потоплен ни один броненосец, не избитый до того артиллерией. Все японские атаки - либо на стоящие на якоре русские корабли, либо - на сильно повреждённые. Причём, атака на стоящие на якоре корабли не привела к их потоплению. Собственно говоря - заряды тогдашних торпед были явно слабоваты. 80 кг пироксилина для броненосца откровенно мало, ко времени Второй Мировой войны заряды выросли до 300 кг морской смеси (которая посильнее пироксилина как минимум раза в два (точнее не вспомню)...
      1. +1
        22 августа 2025 20:50
        Цитата: Летучий_Голландец
        Причём, атака на стоящие на якоре корабли не привела к их потоплению.

        "Цесаревич" и "Ретвизан" спасла близость берега...

        Цитата: Летучий_Голландец
        до 300 кг морской смеси

        А что это за ВВ такое?
        1. 0
          23 августа 2025 01:35
          Формулы не знаю, но так называется.
          1. 0
            23 августа 2025 11:39
            Цитата: Летучий_Голландец
            Формулы не знаю, но так называется.

            Не благодарите...Первая ссылка в Янденсе. :)
            https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8C
      2. +2
        22 августа 2025 22:39
        Цитата: Летучий_Голландец
        Стоит добавить: в ходе русско-японской войны торпедами не был потоплен ни один броненосец

        Тут можно согласится, но с одним нюансом. По броненосцу Севастополь вышедшему из П-А для подготовки прорыва, японцы выпустили 50 торпед. Добились одного попадания в носовую часть, причем считается что это был паровой катер с Микасы подкравшийся вдоль берега. Основная причина, противоторпедные сети и кране низкая точность торпед. Ранее в войне с Китаем и боях в Желтом море точность была столь же отвратительной.

        Однако в Цусимском бою пусков было сравнительно немного но процент попаданий резко вырос. Есть мнение что это связано с заменой убогого прибора Обри с пружинным приводом на полноценный гироскоп с приводом от сжатого воздуха как и двигатель торпеды. Любопытно что вначале японцы эту версию торпеды у Уайтхеда украли и выпускали не лицензионно, но потом все же закупили большую партию в Англии. То ли свои качеством не вышли, то ли производственных мощностей не хватало.
  6. 0
    22 августа 2025 11:49
    Вроде бы первым обозвал свою мину торпедой Дэвид Бушнелл

    В основном считается, что термин "торпедо" ввел Роберт Фултон, издав для Конгресса, в 1810 году, брошюру " Torpedo war". Хотя до этого он использовал два наименования для своих изобретение "подводная бомба" и "торпедо".
    1. -1
      22 августа 2025 18:11
      Тут сложный вопрос, Фултон её так обозвал точно, но встречаются утверждения, что Бушнелл называл так же.
  7. +1
    22 августа 2025 12:05
    ...а в ходе Гражданской войны в США «торпедо» официально стало обозначением зарядов шестовых мин (впрочем, якорные мины называли так же).

    Было дело - в заливе Мобайл... smile
    Damn the torpedoes! Four bells, Captain Drayton. Go ahead, Jouett, full speed!

    К черту торпеды (мины)! Четыре звонка, капитан Драйтон. Вперед, Джоуэтт, полный ход!
    © адмирал Фаррагут после гибели монитора "Текумсе" на минах

    В том сражении Фаррагут ещё остался в памяти моряков тем, что дважды вскарабкивался на мачту, чтобы видеть поле боя поверх облаков порохового дыма. А капитан Драйтон дважды посылал матроса, который, несмотря на все протесты адмирала, привязывал того к мачте. laughing
  8. 0
    22 августа 2025 13:19
    Исключительно интересная статья. Можно ли уточнить - чем начинялись торпеды до Русско Японской войны? пироксилин или порох? Насколько я понимаю до окончания Русско Японской тротил наит не применялся ни где.
    1. +2
      22 августа 2025 16:32
      Цитата: D-Master
      Можно ли уточнить - чем начинялись торпеды до Русско Японской войны? пироксилин или порох?

      Пироксилин. Вот, например, исходная торпеда Уайтхеда по контракту 1876 года:
      Что же представляла из себя торпеда Уайтхеда, принятая на вооружение отечественного флота? Ее конструкция состояла из девяти составных частей: 1) ударника, обеспечивающего взрыв заряда взрывчатого вещества (ВВ); 2) боевого зарядного отделения с 25 кг пироксилина;
      © Ю. Л. Коршунов, Г. В. Успенский. ТОРПЕДЫ РОССИЙСКОГО ФЛОТА.
      Тротил появился уже после РЯВ на 18" торпедах.
    2. 0
      22 августа 2025 18:14
      Немцы - применяли тротил с 1891 года, у них химики были продвинутые. В России - пироксилин.
      1. +2
        22 августа 2025 22:43
        Цитата: Летучий_Голландец
        Немцы - применяли тротил с 1891 года, у них химики были продвинутые. В России - пироксилин.

        Пироксилин кстати немного мощнее, но капризнее в хранении.