Мост на Аляску: от утопии до реальности

23 385 107
Мост на Аляску: от утопии до реальности


Берингов пролив ждет


Северная Америка и Евразия разделены, по мировым меркам, очень узким горлышком – 86-километровым Беринговым проливом. Это, конечно, не Керченский пролив, через который проложили 19-километровый Крымский мост, но утопическим возведение сухопутного перехода от Чукотки к Аляске не выглядит. Тем более, когда речь идет о современных материалах и инженерных решениях.



Если отвлечься от политических реалий, то сухопутный переход мог бы обеспечить сухопутным сообщением Евразию и две Америки. Беспрецедентное по значимости событие. Но диаметрально противоположные концепции социализма и капитализма в XX веке и кардинальное расхождение во взглядах на современном этапе не позволят двум странам построить мост через Берингов пролив. Что не отменяет исторической ценности проектов сухопутных переходов из России в Америку.

Особенную злободневность это приобрело в свете первого в истории визита президента России на Аляску. В частности, вновь о строительстве перехода заговорили на Западе. Некто Питер Кузник, исследователь из Американского университета в Вашингтоне, высказал следующее предположение:

«Визит президента России может означать начало экономического сотрудничества между двумя странами. В Арктике находится большое количество редкоземельных минералов. Мы могли бы организовать совместный проект по их разработке. Также обсуждался тоннель через Берингов пролив, о котором говорят и здесь, и в России. Это крупный проект скоростной железной дороги, соединяющей Евразию и Соединенные Штаты»
.


Немного пофантазируем. С одной стороны, климат в Беринговом проливе довольно суровый – в среднем зимой около -20 градусов, бывает и до -40 опускается. Опоры моста потребуются особой прочности не только из-за морозов, но по причине ледохода. Миллионы тонн льда могут легко снести мост, если к конструированию подойти без должного уровня внимания. Сложностей добавляет слабо развитая инфраструктура как на российской стороне, так и у американцев.

Возведение дорог на вечной мерзлоте потребует сотен миллиардов рублей и долларов. Только вот нет никаких сомнений, что все вложения окупятся – транспортный коридор из Европы в Северную Америку по определению не может быть убыточен. А если к этому еще добавить трафик из Китая, то картина становится сказочной. Россия в данном случае становится абсолютным монополистом, и, пожалуй, именно этот факт вызовет самое большое раздражение среди «коллег».

В пользу потенциального (но очень маловероятного) возведения моста играет глобальное потепление. Именно на этом посыле, например, обустраивается Северный морской коридор. В ближайшие годы лед у северного побережья России окончательно исчезнет, и откроется беспрепятственный морской путь. Тогда и в Беринговом проливе обстановка станет помягче. Добавляют оптимизма Диомидовы острова, лежащие прямо на линии государственного разделения России и Соединенных Штатов. Если перебрасывать мост через острова, то получится несколько длиннее, но проще. Конструкция из трех мостов станет, если можно так выразиться, более жесткой и долговечной. На этом фантазии о светлом будущем оставим и обратимся к истории. Она не менее фантастична.


Переход из Чукотки на Аляску и обратно не ограничивался только надводным мостом. Существовало немало проектов подземных тоннелей, которые даже кажутся более реалистичными. Упоминаемый выше Кузник говорил как раз о строительстве железнодорожного и автомобильного переходов под водами Берингова пролива. История знает немало проектов подобного рода, одним из самых амбициозных стал подземный тоннель, одобренный в 1905 году самим Николаем II. Позже о соединении Евразии и Америки вспоминали чуть ли не каждое десятилетие. Причем по обе стороны Берингова пролива.

О надводном переходе впервые заговорили в конце XIX века. Тогда росла озабоченность развитием отдаленных территорий как в Российской империи, так и в Америке. Идейным вдохновителем выступил губернатор Колорадо Уильям Гилпин, который написал целый трактат “The Cosmopolitan Railway: Compacting and Fusing Together All the World’s Continents” (Космополитическая железная дорога: сближение и слияние всех континентов мира). В книге он тщательно описывает все социальные, экономические и политические выгоды от постройки моста. Но не только его – в его мечтах Космополитическая железная дорога должна была связать единой сетью весь мир. Не сложилось. К счастью или на удачу, неизвестно.

Больше никакой морской болезни


Летать по небу и ходить по морю на переломе XIX и XX веков было занятием не из безопасных. К тому же добавлялась изнуряющая морская болезнь. В 1902 году француз Лоик де Лобель, предлагая идею трансконтинентального моста, апеллировал как раз к этому:

«Через пять-шесть лет у нас будут поезда. Больше никакой морской болезни, никакого риска кораблекрушения, только быстрая поездка в красивых вагонах со всеми удобствами».

Ходили слухи, что российская сторона опасалась массового притока золотоискателей из Северной Америки и поэтому притормаживала идею моста. Похоже, что это все-таки слухи, так как к варианту подземного перехода Николай II относился вполне благосклонно. Впрочем, ни один из предложенных вариантов не был реализуем для своего времени. Это отлично понимал тогдашний президент Теодор Рузвельт и не обращал особого внимания на утопичный проект инженера де Лобеля.

Владимир Путин в ходе визита на Аляску возложил цветы к могилам героев «АлСиба» как на территории России, так и в Америке. Помимо символизма в год 80-летия Победы, нельзя не провести параллели с самой концепцией «Аляска-Сибирь». Напомним, что в 1942 году заработал воздушный коридор из Америки в СССР, по которому за годы войны перебросили 18,7 тысяч тонн грузов и перегнали около 8 тысяч самолетов. Естественным было желание организовать и сухопутные перевозки – гораздо более безопасные и с большей пропускной способностью. Начать предлагали с паромов между двумя странами. С идеей выступила Ассоциация внешней политики, но пока адаптировали и рассматривали, война кончилась, а с этим отношения Америки и Советского Союза стали совсем другими.

Мечтали о трансконтинентальной дороге и нацисты. В историю вошел проект Breitspurbahn, который в первоначальном плане должен был соединить Евразию и Америку через сухопутную переправу. Но в 1942 году немцам стало тяжеловато, и они сконцентрировались только на европейских железных дорогах.

Всех переплюнул по степени утопичности проект Петра Борисова образца 1950 года, по которому предполагалось перекрыть Берингов пролив даже не мостом, а дамбой. Разумеется, с железнодорожным и автомобильным сообщением. Идея мегастройки в том, что холодная вода из Тихого океана оказалась бы заблокирована – теплый Гольфстрим согревает в итоге советский север, а с ним и половину СССР. Только плата за подобные утопии оказалась в перспективе очень весомой. Напрочь замерзало Приморье, Камчатка, Сахалин, Япония и Полинезия. Впрочем, затраты на строительства были настолько астрономическими, что всё ограничилось карандашными набросками. Чему нельзя не порадоваться.


Следующей вехой стал проект китайца Тунг-Йен Лина, известного строителя и исследователя. Жил и работал он в Соединенных Штатах и прославился работами в области предварительно напряженного бетона. В 1958 году он предложил «Межконтинентальный мост мира», а в 1986 году вручил Рейгану подробный план его конструкции. Китаец был упорный – для продвижения проекта он зарегистрировал контору Inter-Continental Peace Bridge и даже просчитал стоимость строительства. Получилось очень оптимистично – не более 1 млрд. долларов. Впрочем, в 1994 году он в четыре раза увеличил затраты. Но так ничего по проекту не срослось.

В настоящее время наибольший интерес к сухопутному коридору (неважно — мост или тоннель) через Берингов пролив проявляют китайцы. Объёмы торговли Пекина с Вашингтоном очень велики, и по железным дорогам многие товары перевозить сподручнее. Россия в данном случае выступает безусловным бенефициаром, но только в роли логистического оператора. Что, впрочем, тоже очень выгодно.

Пока все идеи о мостовом или подземном переходе выглядят не более чем интересным историческим курьезом. Особенно с учетом политического и климатического контекста. Но рано или поздно переход через Берингов пролив появится. Осталось только подождать несколько десятилетий – не более.
107 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -23
    21 августа 2025 04:57
    Ну, что ж...Пора Америке в родную гавань... Может ВВП поэтому и летал на Аляску ? Вернуть взад... smile
    1. +2
      21 августа 2025 05:44
      Возведение дорог на вечной мерзлоте потребует сотен миллиардов рублей и долларов. Только вот нет никаких сомнений, что все вложения окупятся – транспортный коридор из Европы в Северную Америку по определению не может быть убыточен.
      Это достижимо только в том случае, если между Россией и Америкой будут вечный мир, дружба, жвачка... Что по моему сейчас точно нереально, так как в случае любого военного конфликта между нами и Штатами, боюсь этот мост (тоннель) будет сразу взорван с двух сторон... Так что вряд ли эти проекты стоит сегодня серьёзно обсуждать... Хотя говорить за мир никогда не поздно...
  2. -9
    21 августа 2025 05:01
    Этому проекту, которому уже без малого двести лет, мешает только политика. Если ее откинуть, то мост будет готов в самые сжатые сроки
    1. +7
      21 августа 2025 06:46
      Какой ширины колею делать? 1435 или 1520?
      1. +2
        21 августа 2025 09:59
        Цитата: Наган
        Какой ширины колею делать? 1435 или 1520?

        А какой ширины в КНР?
        1. 0
          21 августа 2025 11:36
          Если взглянуть на карту нашей страны (восточную часть), то увидим, что железная дорога есть только в самой южной части (рядом с Китаем). А что бы мост приносил прибыль нужна ветка от БАМа до самой северо-восточной части страны. Для товаров из Китая в США это будет самая выгодная линия доставки. Мост окупится за неделю winked
          PS
          А ширина железнодорожной колеи в Китае составляет 1435 мм
          1. 0
            21 августа 2025 11:45
            Цитата: Bad_gr
            Если взглянуть на карту нашей страны (восточную часть), то увидим, что железная дорога есть только в самой южной части (рядом с Китаем. А что бы мост приносил прибыль нужна ветка от БАМа до самой северо-восточной части страны. Для товаров из Китая в США это будет самая выгодная линия доставки. Мост окупится за неделю winked
            PS
            А ширина железнодорожной колеи в Китае составляет 1435 мм

            Всё хорошо, только за неделю не окупится. Очень сложный рельеф, придется помимо кучи мостов множество тоннелей строить. Скорее можно построить жд на эстакадах по побережью....а так сначала надо тоннель на Сахалин, а потом соединить Японию через Курильские острова с Камчаткой и далее
            1. +3
              21 августа 2025 11:52
              Цитата: Konnick
              Очень сложный рельеф, придется помимо кучи мостов множество тоннелей строить.
              Тут , согласен: прокладка железной дороги обойдётся совсем не дёшево. Но наличие железной дороги даст возможность в этой части страны развивать промышленность, что на данный момент, из-за отсутствия дорог, не рентабельно.
          2. +1
            21 августа 2025 12:57
            вы ошибаетесь, железка протянута до Якутска (п. Нижний Бестях)
            1. +5
              21 августа 2025 14:07
              Да, есть и по-ближе ответвление железной дороги. Насколько она актуальна в свете магистрали на Аляску - вопрос.
              АЯМ оранжевая,
              БАМ зелёная,
              Транссиб красный,
              Южсиб чёрный
              1. +7
                21 августа 2025 16:01
                Уже два минуса за публикацию карты железных дорог. С чем не согласны то, болезные ?
                1. +4
                  21 августа 2025 16:08
                  это не несогласие, это просто минусаторы, за что минусуют хрен победишь, я просто не обращаю внимание
              2. 0
                21 августа 2025 16:10
                там никакая не актуальна, откройте физическую карту дальневосточного округа и поймете
                1. +3
                  21 августа 2025 16:15
                  Цитата: faiver
                  там никакая не актуальна, откройте физическую карту дальневосточного округа и поймете
                  В районе Байкала или Кавказ - то же не сахар, но ведь построили. Другой вопрос - вечная мерзлота, не ней железную дорогу строить совсем не дёшево.
                  1. +2
                    21 августа 2025 16:21
                    В районе Байкала или Кавказ - то же не сахар
                    - протяженность не та, там небольшими отрезками, а тут сплошняком нагорья и хребты, да не высокие, но это горнопроходчиские работы почти на всем протяжении, плюс климат, плюс вечная мерзлота, плюс сложная логистика
                  2. +3
                    21 августа 2025 16:21
                    Цитата: Bad_gr
                    вечная мерзлота, не ней железную дорогу строить совсем не дёшево

                    Хм. В Норильске сам видел - лежит себе дорога, работает, нет проблем. От подмосковной отличается только тем, что шпалы деревянные - ну, плохо железобетон к нагрузкам на морозе относится yes
                    1. +3
                      21 августа 2025 17:32
                      Цитата: Paranoid62
                      Цитата: Bad_gr
                      вечная мерзлота, не ней железную дорогу строить совсем не дёшево

                      Хм. В Норильске сам видел - лежит себе дорога, работает, нет проблем. От подмосковной отличается только тем, что шпалы деревянные - ну, плохо железобетон к нагрузкам на морозе относится yes


                      ......... на Забайкальской ж.д. известен «золотой» километр – участок км 6277 – км 6278 (рис. 1), где систематические деформации земляного полотна и рельсошпальной решетки отмечаются с 1949 г., а постоянное ограничение скорости движения поездов до 40, иногда 15 км/час введено с 1969 г. и где ежегодно по несколько раз приходится выправлять и поднимать путь на балласт.
                      Местами балласт уже провалился на 5–7 м, однако осадки пути не прекращаются. По нашей оценке, они могут продолжаться еще 100–150 лет, поскольку в основании пути местами залегают льдистые многолетнемерзлые породы мощностью 25–30 м. ........
                      https://territoryengineering.ru/bez-rubriki/vechnaya-problema-zheleznyh-dorog-na-vechnoj-merzlote/
                      1. +1
                        21 августа 2025 17:33
                        Это понятно. Это мерзлота тает... хотя вроде и вечная.

                        Цитата: Bad_gr
                        вечная мерзлота, не ней железную дорогу строить совсем не дёшево

                        Строить-то как раз нормально... а вот содержать потом - это уж как повезет.
                      2. +2
                        22 августа 2025 14:43
                        Цитата: Paranoid62
                        Это понятно. Это мерзлота тает... хотя вроде и вечная.

                        Ну про вечная , это значит ей 100 лет и более (шутка) , а тает она всё энергичней . Толщина льда вечной мерзлоты от нескольких сотен метров до 1 км.+ и простирается вплоть до Монголии . Если это хозяйство растает , то у нас появится Восточно-Сибирское море с хорошими глубинами , только очень грязное и вонючее . Увы . Так что рискованно там строить что-то капитальное . Разве что как прожект для освоения бюджета или для остро необходимых хозяйственных нужд с быстрой окупаемостью . Вот уголь вывозить из открытых разрезов Эльгинского месторождения - вполне себе окупаемая затея . А то , о чём автор пишет ... это просто от слишком мелкого\неглубокого погружения в тему . Сталинскую Трансполярную магистраль как не старались , достроить не удалось и всё там за считанные годы пришло в полную негодность из за сезонного проседания грунта . Там везде Лёд под тонким слоем грунта . Так что идея красивая , но нереальная .
                        И ещё по поводу Моста - там ведь кроме ледовой нагрузки , которая снесёт этот мост как соломинку в половодье , есть ещё проблема Снега и обледенения металлических конструкций , дорожного полотна . Кто эти 86-90-100 км. мостового полотна от снега и льда Чистить Будет ? Вспомните проблему обледенения моста во Владивостоке на остров Русский . А этом мост ГОРАЗДО северней и на два порядка длинней .
                        Так что если уж что там строить , и даже с материка на Сахалин , то только тоннель ! Там по крайней мере снега и обледенения не будет , только на выходе и входе , с чем бороться всё же проще . И если уж так чешется чего-то такое строить , то давайте строить на Сахалин , нам его обживать и обустраивать надо , на его территории несколько незамерзающих портов !! Там залежи угля и много чего полезного , там не только рыбопереработку можно развивать , но и торговые порты строить , и даже судостроительные верфи , ибо бухты НЕЗАМЕРЗАЮЩИЕ . И для ТОФ там хорошие базы можно завести . Но для этого надо решить вопросы логистики . И решаются они ТОЛЬКО тоннелем . А как построим тоннель на Сахалин , так сразу можно и про прочую блажь подумать . А до этого - провести изыскания геологические по маршруту предполагаемых ж\д и дорог шоссейных - ВОЗМОЖНЫ-ЛИ они . И если возможны , то по каким маршрутам , сколько тоннелей , мостов и эстакад нужно будет построить чтобы их проложить , сколько это будет стоить , сколько и каких специалистов потребуется привлечь и сколько на это всё уйдёт времени . А так то ж\д и автостраду на Чукотку и Камчатку - я только за . Но сперва давайте ка облагоустроим всё же Приморье и Приамурье , построим там металлургические и коксохимические комбинаты на эльгинских великолепных углях , подтянем ветки к железнорудным месторождениям , наладим выпуск металлопроката всех профилей и корабельной стали для обеспечения новых верфей , ГОК на меднорудном месторождении построим и медеплавильный + аффинажный заводы , а рядом производства из меди - провода всех сечений , кабеля , радиотехническую и жлектросиловую фурнитуру , а уже с этим рядом производства силовых и ходовых электродвигателей и электрогенераторов (динамо-машин) для ГЭС и ТЭС ... Города вокруг этих производств вырастим , благоустроим и наладим жизнь для людей комфортную - для Жизни . Чтоб и жить с комфортом было , и зароботки более чем достойные , чтобы стимул для новых переселенцев . Еам Сибирь - Восточную и Южную осваивать надо . Не лесозаготовками тайгу изводя , а мощными и сложными производствами с максимально высоким переделом . В приморье - Судостроение , тяжелое и не очень машиностроение , включая и автомобилестроения ДЛЯ НАШЕГО климата . Для этого государственные программы нужны и ДЕЛАТЕЛИ , а не распильщики и бюджетов усвоители \осваиватели .
                        И деньги на это всё необходимы . НЕ ЗАЁМНЫЕ , а собственные - государственные , от целевой эмиссии на развитие . Как у большевиков по программам славянофилов было - на всё хватало . И какое развитие шло ... А для этого - Суверенитет государственный . Решатся на него наши "рыцари печального образа" ? Решатся стать Суверенами ? Если да , то получится не только лишь всё . Даже то , о чём и не думается сейчас - получится . Если не дурные книжки Ильина читать и проповедовать , а работы и книги Аксакова , Шарапова и их соратников . Ну и советские книжки и учебники , лекции и программы , ибо славянофилами писаны\составлены задолго до революции , когда о большевиках ещё и не слыхал никто , и с которыми (в т.ч. , но в меньшей мере) они боролись подавляя мятеж и Гражданскую войну Первой "Русской" Революции (Переворот - в переводе с французского) .
                      3. 0
                        22 августа 2025 23:01
                        А людей где взять для этого,там ведь нет никого,все живут только в районе Амура и всё.
                      4. 0
                        23 августа 2025 01:30
                        Как всегда - строить вахтовым методом или на коротких контрактах . После завершения строительства предприятий , всей инфраструктуры и подключения коммуникаций - привлечение специалистов по контракту , по распределению выпускников ВУЗов , техникумов , профессионалитетов (ПТУ) . Всех выпускников-бюджетников .
                        Это в Манчжурию наши переселенцы из западных губерний 120 лет назад косяками бы ехали . Ибо даже в Северной Манчжурии климат как у нас в средней полосе , а южнее - как на Украине и Кубани . Но РЯВ 1904-1905 г. РИ проиграла , так что ... только так .
                      5. +2
                        27 августа 2025 07:26
                        Сталинскую Трансполярную магистраль как не старались , достроить не удалось и всё там за считанные годы пришло в полную негодность из за сезонного проседания грунта . Там везде Лёд под тонким слоем грунта . Так что идея красивая , но нереальная .

                        Ну, северный обход строится и вполне себе успешно. Просто идею после Сталина забросили, а потом на волне обсирания всего, постепенно забыли. После чего в начале 2000-х, начав проектные работы охренели увидев "узкоколейку", в тех местах, где ничего по картам не было, хотя местные всегда о ней знали и мы на Таймыре всегда помнили, что хотели к нам дорогу протянуть wink . Практически до Игарки было все проложено. Кстати, сама дорога вполне себе неплохо сохранилась, мосты разрушились, здания, а дорога во вполне приличном состоянии, учитывая, что много лет там вообще людей не было, паровозики стоят еще в полуразрушенных депо. Так, что в действующем проекте как раз ближайшие планы это восстановить дорогу до Игарки и потом начать строить дальше до Норильска.
                        Норильская ж.д. прекрасно функционирует с 40-х годов, а тут условия куда покруче, чем в Забайкалье. С автомобильной проблем больше, быстро она съедает мерзлоту, прогревается сильно, а ж.д. вполне себе держится, там и отсыпка толще и гравий не асфальт, не так нагревается и легче промерзает вновь.
                      6. 0
                        21 августа 2025 18:34
                        «золотой» километр – участок км 6277 – км 6278 (рис. 1), где систематические деформации земляного полотна и рельсошпальной решетки отмечаются с 1949 г.
                        А почему нельзя переделать весь участок дороги? Например, набить свай и проложить этот километр заново, как на эстакаде? На болотистых участках укрепление земполотна набивкой свай применялось ещё на строительстве дороги С-Петербург - Москва в середине 19 века. Уже в 90-х видел, как экскаватор выкапывал эти деревянные сваи. Трасса в наше время ушла на этом участке чуть в сторону. А там где были сваи, экскаватор копал водоотводную канаву. При копке эти сваи и поднял на поверхность.
                      7. 0
                        21 августа 2025 19:26
                        На мой взгляд, интересная статья :
                        Поездом на высоту в пять километров: как китайцы построили железную дорогу в Тибет
                        https://realt.onliner.by/2013/12/17/tibet
                      8. +1
                        22 августа 2025 05:42
                        Справедливости ради, но это не Трансиб! Это Кругобайкальская дорога!
                      9. 0
                        22 августа 2025 14:04
                        Цитата: неглавный
                        Справедливости ради, но это не Трансиб! Это Кругобайкальская дорога!
                        Первое фото - это район Байкала. Но фото эти, чисто демонстрационные, на тему, что такое железная дорога на вечной мерзлоте (конкретно, где - не важно)
                      10. 0
                        25 августа 2025 01:37
                        Цитата: Bad_gr
                        Цитата: неглавный
                        Справедливости ради, но это не Трансиб! Это Кругобайкальская дорога!
                        Первое фото - это район Байкала. Но фото эти, чисто демонстрационные, на тему, что такое железная дорога на вечной мерзлоте (конкретно, где - не важно)

                        А вот в этом Вы заблуждаетесь! Это для вас не важно, а вот для жителя того края ОЧЕНЬ важно! И нет разницы коренной житель, сезонный рабочий или военный!
                      11. 0
                        25 августа 2025 12:13
                        Цитата: неглавный
                        И нет разницы коренной житель, сезонный рабочий или военный!
                        Очень точное замечание. Если железная дорога на вечной мерзлоте поплыла и стала кривой, то кривой она будет и для коренного жителя, и для сезонного рабочего, и для военного. Не каждый об этом задумывается.
          3. -2
            26 августа 2025 00:24
            Цитата: Bad_gr
            Для товаров из Китая в США это будет самая выгодная линия доставки. Мост окупится за неделю

            Перевозки по воде намного дешевле чем по железной дороге. России выгоднее строить железные дороги из Кузбасса в Китай для транспортировки например угля или модернизировать порты на Дальнем Востоке для торговли с КНР. Нужна магистральная железная дорога севернее Азовского моря по освобожденным от украинских оккупантов территориям в Крым. Необходимы водоводы, водохранилища для снабжения водой Лонецкой, луганской областей, Крыма. Нужен транспортный коридор на Юг: в Иран, Индию, Пакистан, Бангладеш.Мост в США России не будет нужен до конца 21 века как минимум.
      2. -2
        21 августа 2025 12:21
        3000. Или даже больше. Давно пора переходить на сверхширокую колею.
      3. -6
        21 августа 2025 12:29
        1477,5 yes """"""
      4. -1
        21 августа 2025 15:14
        Какой ширины колею делать? 1435 или 1520?
        Ровно посередине надо будет переставлять вагонные тележки. laughing
    2. +11
      21 августа 2025 09:36
      Если ее откинуть, то мост будет готов в самые сжатые сроки

      а для чего он?
      у нас на Чукотку зимний завоз идет - по ж/д линии?
      или м.б. - по автодороге (автобану)?
      а если этого нет, то что вы будете перевозить по мосту? - из Америки организуете "зимний завоз" на Чукотку, чтобы не тратиться на его организацию из России???
      1. -10
        21 августа 2025 10:04
        1. Этот переход даст мощнейший импульс в развитии Дальнего Востока России, мультиплицированный эффект строительства затронет все сектора экономики и введет в экономический оборот гигантские территории и новые месторождения сырья, разгонет строительный комплекс.
        2. По аналогии с МКС где США и Россия сотрудничают независимо от политической обстановки, переход через Берингов Пролив заставит искать стороны точки соприкосновения. Это будет смягчать политику.
        3. Прямой доход от транзита и туризма. КНР, Япония, Кореяи еще много стран попадут под прямую зависимость.

        ПС. Только политика тормозит постройку перехода. Все технологии в наличие.
        1. +1
          21 августа 2025 10:36
          1. Этот переход даст мощнейший импульс в развитии Дальнего Востока России, мультиплицированный эффект строительства затронет все сектора экономики и введет в экономический оборот гигантские территории и новые месторождения сырья, разгонет строительный комплекс.

          согласен. полностью:
          но если это произойдет, то Чукотка сразу станет 52 штатом известной страны...
          т.к. мы - не тянем...
        2. -3
          26 августа 2025 00:27
          Цитата: Гражданский
          Прямой доход от транзита и туризма.

          Турист поедет на поезде. У топ-менеджера отпуск 2 недели. Он возьмет билетна самолет и полетит скорее к теплому морю чем в ледяную пустыню к сибирскому и аляскинскому гнусу.
        3. -3
          26 августа 2025 00:30
          Цитата: Гражданский
          По аналогии с МКС где США и Россия сотрудничают независимо от политической обстановки

          Приняв участие в строительстве МКС Россия потеряла свою отечественную станцию мир и утратило превосходство над США в освоении ближнего космоса.
          Цитата: Гражданский
          Этот переход даст мощнейший импульс в развитии Дальнего Востока России,

          Это глупая трата ресурсов которые нужны в разработки электроники, беспилотной авиации, гражданского торгового и рыболовного судостроения, гражданского авиастроения.
      2. +15
        21 августа 2025 11:25
        Цитата: Дедок
        а для чего он?

        А для потрындеть, надо же о чём-то...
        Имея 17 млн.кв.км. территорий, где дел на 300 лет вперёд, непочатый край, самое время о мосте на Аляску задуматься...
        1. +3
          21 августа 2025 13:10
          А для потрындеть, надо же о чём-то...

          Это точно. Нужно построить кучу мостов, дорог, дорогущий мост через пролив. В итоге жд Америка - Китай будет существеннее длиннее, чем морской путь. При этом морские перевозки и так намного дешевле жд, а тем более автоперевозок. Короче, маниловщина. Но, любим все таки пофантазировать. И это хорошо.
        2. +3
          21 августа 2025 15:57
          "А для потрындеть, надо же о чём-то..."

          Согласна с Вами. Г-н Федоров явно начитался Жюль Верна и Герберта Уэльса и грезит ненаучной фантастикой. В нашей стране , что больше не найдется идей и проектов куда деньги вкладывать надо? Иначе как вредительский такой проект не назовешь!
          1. +2
            21 августа 2025 16:07
            Цитата: Перфильева Вера
            В нашей стране , что больше не найдется идей и проектов куда деньги вкладывать надо?
            Есть такой проект: туннель на Сахалин. Даже строить при Сталине начинали, но было похерено при Хрущёве.
            1. -1
              21 августа 2025 16:12
              "Есть такой проект: туннель на Сахалин."

              Проект на Сахалин другое дело - постройка туннеля свяжет с материком и перевозки грузов значительно подешевеют, что вдохнет новую жизнь в развитии Сахалина.
              1. +3
                21 августа 2025 17:18
                Цитата: Перфильева Вера
                Проект на Сахалин другое дело
                Пожалуй, добавлю ещё один проект:
                подключение Калининграда от "Северного потока". Проект давно существует, но его не реализовали из политических соображений. Сейчас его опять рассматривают.
              2. +2
                21 августа 2025 17:56
                Есть такая вещь у проектировщиков и заказчиков - ТЭО, т.е. технико-экономическое обоснование, где рассматриваются разные пути и стоимость реализации например, грузоперевозок через пролив на Сахалин. Грубо говоря сколько стоит перевезти 1 тн разного груза разными вариантами.
        3. +3
          22 августа 2025 10:02
          Так устроена наша нынешняя Российская экономика. Мелочёвка ей не интересна. Например, во Владивостоке построили университет (ДВФУ) на острове Русский. Хотя и на материке для него прекрасных мест достаточно, а жителей на острове было лишь несколько десятков. Но зато со строительством на острове ДВФУ появилось основание для строительства высоководного (чтобы морские суда под ним проходили) и дорогущего моста через залив Босфор Восточный. Так что будут в России строить мост на Аляску, а остальное не важно.
          1. 0
            22 августа 2025 13:33
            Цитата: Толмач
            Например, во Владивостоке

            А как местные "были рады", туда так "весело" добираться со всего города...
            Цитата: Толмач
            Мелочёвка ей не интересна.

            Без сомнения.
    3. +3
      21 августа 2025 10:44
      А где ближайшие ж/д или шоссе? И что возить будете?
      1. -1
        21 августа 2025 13:00
        А где ближайшие ж/д или шоссе?
        - Якутск, станция Нижний Бестях
        1. 0
          21 августа 2025 13:44
          И сколько это километров? По вечной мерзлоте. Уже как-то пробовали строить. И опять таки, какие грузы окупят стоимость строительства такого моста?
          1. +3
            21 августа 2025 13:51
            от Хабары до Уэлена по прямой 3700, от Якутска 2850,
            какие грузы окупят стоимость строительства такого моста?
            - никакие...
  3. +20
    21 августа 2025 05:39
    Ну наконец-то! А я все ждал когда же затронут любимую тему нашего текущего безальтернативного лидера - мосты. И вот дождался! Ура! Нам же чего для счастья не хватало? Правильно - моста через континенты. Считаю - правильная идея, а главное своевременная. И вообще, если у нас появится такая приблуда, зачем нам эта Днепрогэс - пусть остается у украинцев, все равно им нас после этого не переплюнуть. Останется только смотреть и кусать локти от зависти. И не только украинцам, но и вообще всей Европе, ведь через Атлантику мост не построишь. А главное проект даже согласовывать не нужно, ведь сам Николай II - самый любимый и заботливый из наших царей, постройку уже одобрил. Так что срочно к исполнению. Вообще не понятно почему с этим так долго тянули? Про глобальное потепление вон сколько лет говорят, могли бы уже давно мост забабахать, например, ещё при Борьке, когда политические отношения между странами были даже куда более теплее чем природные. Но как всегда нашему любимому Владимиру Владимировичу придется и тут за алкашем предшественником дорабатывать. То чемпионаты проведи, то полуостров прими, то в декоммунизацию Украины смоги, вот теперь ещё и мост в Америку построй - никак не дадут расслабиться вороги окаянные. Такая видимо судьба у него - не завидная.

    Ну а если серьезно. Как бы парадоксально для некоторых это не звучало, но ЖД транспорт, ровно как и всевозможные трубопроводные магистрали, намного дороже морских перевозок. И дороговизна эта как раз и объясняется необходимостью содержания инфраструктуры и персонала её обслуживающего. Суда и порты, конечно, тоже требуют денег на свое содержание но за "дорогу" вы не платите ничего и это позволяет экономить просто триллионные суммы. Прибавьте к неэкономичности ЖД перевозок ещё и то, что строить придется не только сам мост и пути сообщения к нему (север Дальнего Востока и Аляска практически не имеют устойчивых путей сообщений и многие населенные пункты сами плотно висят на морском и авиа сообщении) и вы поймете что проект вопреки мнению автора, что транспортный коридор из Европы в Северную Америку по определению не может быть убыточен, на самом деле не просто экономически нецелесообразен, но и просто вреден для экономики.

    Есть выражение, что если хочешь разорить страну - подари ей авианосец. Здесь же речь идет о такой флотилии, которую даже США, единственная страна мира эксплуатирующая более 5 авианесущих кораблей, едва ли сможет себе позволить. Да и вряд ли захочет. Уж что-что а деньги американцы считать умеют. Ну а сможет ли позволит себе подобный проект страна, рассуждающая о том, что сделать со своим единственным авианесещим крейсером - вопрос, полагаю, риторический.
    1. +16
      21 августа 2025 08:24
      А может все таки вместо этой утопической идеи лучше заняться более насущными проблемами такими как возврат старого пенсионного возраста и делать наконец бесплатные операции для больных детей , а не попрошайничать на всех каналах?!
      1. +3
        22 августа 2025 10:18
        Цитата: vasyliy1
        А может все таки вместо этой утопической идеи лучше заняться более насущными проблемами


        Самая насущная для нас проблема — это мосты. Так устроена наша нынешняя Российская экономика. Мелочёвка ей не интересна. Например, во Владивостоке построили университет (ДВФУ) на острове Русский. Хотя и на материке для него прекрасных мест достаточно, а жителей на острове было лишь несколько десятков. Но зато со строительством на острове ДВФУ появилось основание для строительства высоководного (чтобы морские суда под ним проходили) и дорогущего моста через пролив Босфор Восточный. Так что будут в России строить мост на Аляску, а остальное не важно.
    2. +1
      21 августа 2025 15:26
      Черт побери , какой Вы рассудительный человек , от этого комментария я в восторге , не смог удержаться good
  4. -5
    21 августа 2025 05:53
    Американцев заинтересует проект, если на него потратимся мы и будем расплачиваться с ними своими природными ресурсами или будем завозить к себе по этому пути их токсичные или радиоактивные отходы...
    Более актуально для нас - мосты через Обь, например в районе г. Колпашево, через Лену, на Сахалин и т.д.
  5. 0
    21 августа 2025 06:16
    Я не против теплых отношений между двумя великими странами.Но смущает один факт. Плотность населения на Чукотке где то около 0,1 человека на квадратный километр.На Аляске поболее.А для строительства нужен человеческий ресурс.В первую очередь надо обустраивать себя.А после и Америка попросит на сближение.
    1. 0
      21 августа 2025 07:06
      Цитата: Николай Малюгин
      Плотность населения на Чукотке где то около 0,1 человека на квадратный километр.
      Кто сказал, что ж/д будет кого-то на Чукотке обслуживать? Пролетит экспрессом до самого Транссиба.
      Цитата: Николай Малюгин
      для строительства нужен человеческий ресурс
      Есть два способа, либо заинтересовать, либо принудить. Квалифицированных работников придется заинтересовывать материально. А неквалифицированных пригнать под конвоем. А то пристроились рукавицы шить в тепле и комфорте.
    2. -1
      22 августа 2025 00:12
      Странно, что вы учитываете только человеческий ресурс. Мост в десятки километров не сложить из окрестных валунов, это сколько металла и бетона надо будет притащить? Видимо сначала проложить железную дорогу, а потом по ней возить постоянно составы с арматурой и цементом, так как ледоколами не натаскаешься столько барахла
  6. +2
    21 августа 2025 06:17
    Как там у Лёни Сергеева?
    "Вот какая дребедень
    С перепою снится"
    Самое главное - с какого перепуга сухопутные перевозки стали выгоднее морских?
    Считаем:
    Бибика с мотором в 500 лошадей везёт груз в 50 тонн (цифры условные, нам главное с количеством нулей не ошибиться). При этом баранку по очереди крутят два водилы.
    Т.е. для перевозки 5000 тонн груза нам потребуются 100 условных грузовиков с экипажем в 200 человек и общей мощностью двигателей в 50000 и-го-го и соответствующим потреблением дорогой высококачественной соляры.
    Сухогруз же перевозящий 5000 тонн груза обойдется работающим на дешёвом мазуте двигателем примерно в 5000 лошадиных сил и экипажем в двадцать или тридцать человек.
    Я уж молчу об отсутствии необходимости поддержания в нормальном состоянии дорожного покрытия.
    Порты? Так ить и для автотранспорта так же необходимы всяческие грузоооборотные структуры и их объем напрямую привязан к массе и объему обрабатываемых грузов, и.е в принципе одинаковы.
    Еще при царе Горохе, Альфред наш Мэхен сказал - "Кто владеет морем, тот владеет миром".
    1. -6
      21 августа 2025 06:59
      Цитата: Grossvater
      баранку по очереди крутят два водилы
      Грузовики, управляемые ИИ, уже испытываются. ИИ не устает, не напивается, не едет крышей, и не чувствует позывов превысить скорость или обогнать в неположенном месте.
      1. +4
        21 августа 2025 07:50
        не едет крышей
        - спорно, а ну как соберется мир захватывать bully
        1. +1
          22 августа 2025 08:52
          Ну самолёты на автопилоте же не врезаются в здания самостоятельно, а корабли не таранят причалы.
          Почему здесь то должны?
      2. -1
        21 августа 2025 12:34
        Цитата: Наган
        Грузовики, управляемые ИИ, уже испытываются. ИИ не устает, не напивается, не едет крышей, и не чувствует позывов превысить скорость или обогнать в неположенном месте.

        Нет ничего что не могло бы сломаться. А ИИ пока не настолько умный чтобы поменять пробитое колесо.
        1. +1
          21 августа 2025 13:01
          да хрен бы с ним, с колесом, там климат весьма недружелюбный...
      3. 0
        22 августа 2025 00:14
        Сухогруз вообще почти на автопилоте плывёт, там команда на всякий случай скорее да на причаливание
      4. -2
        26 августа 2025 00:40
        Цитата: Наган
        Грузовики, управляемые ИИ, уже испытываются.

        Что дешевле система управления одного морского судна для перевозки 5000 тонн угля или 500 систем управления 500 грузовиками с грузоподъемностью 10 тонн каждый? Даже если грузовик везет 100 тонн автоматизация автотранспорта в 50 раз дороже автоматизации морского судна. Какая система проще для моря где нет препятствий в виде пешеходов и китов которые могут при столкновении повредить сухогруз или на шоссе где может оказаться лось, пешеход, упавшее дерево, столб или бревно с проезжащего лесовоза? На морских судах и самолетах автопилот устанавливался еще во 2 мировую войну. Автопилот на автотранспорте не стал массовым до сих пор.
  7. +4
    21 августа 2025 07:12
    ну мост конечно круто, если не думать о том, что дорог с Чукотки "на материк" нет и нужно несколько тысяч км к мосту, причем по вечной мерзлоте.. да и со стороны США- ситуация несильно лучше.. а потом, как построят тысячи километров дорог и мост (которые еще нужно содержать), встанет вопрос- а какая цель была то, кроме "ну а че- прикольно"? laughing
    1. +5
      21 августа 2025 08:36
      И еще, кто строить станет тысячи километров дорог?Таджики?Или сидящие в ИТК? Кто станет обслуживать?
      1. -1
        22 августа 2025 10:32
        Цитата: parusnik
        И еще, кто строить станет тысячи километров дорог?


        Не нужны дороги. К мосту всё будет подвозится морским путём на сухогрузах, контейнеровозах и прочих судах.
  8. +9
    21 августа 2025 07:46
    Может витать в облаках не надо? Вы еще про проекты космического лифта напишите.Может подумать о развитии речных перевозок в России? Почистить и углубить реки,реально заняться спасением малых рек, которые способствуют водотоку,для основных водных артерий.Бензин то не дешевеет.
  9. +8
    21 августа 2025 07:47
    этот мост не нужен ни России, ни Китаю, ни США, слишком много вложений при сомнительной окупаемости
  10. +4
    21 августа 2025 07:52
    Абсолютно бессмысленная идея. Грузы можно доставлять кораблями. Сама дорога по воде в десятки раз дешевле, чем дорога колесами. Некоторая трудность существует только при перевалке, но с появлением на свете морских контейнеров и контейнеровозов это больше не трудность. Попытки выцыганить огромное финансирование на абсолютно мертвый экономически проект заслуживают только осмеяния...
  11. +10
    21 августа 2025 08:07
    Смешно строить мост на территории где нет даже железной дороги.
  12. +1
    21 августа 2025 08:47
    Мосты должны соединять населённые территории. Если же для предполагаемых пользователей моста до морского порта ближе, чем до моста, то им выгоднее отправлять грузы и пассажиров морем. Хоть на Сахалин, хоть в любой посёлок на побережье Дальнего Востока морем дешевле и быстрее.
    Там надо строить не столько мосты, сколько океанские паромы и контейнерные терминалы.
  13. +5
    21 августа 2025 09:44
    Экономических предпосылок на эту фантазию не было, нет и нет на отдалённую перспективу.
    Бы мост через анадырский лиман построили, или бы грунтовую трассу на Чукотку которую строят ни шатко ни валко второе десятилетие, а покуда строят новый участок, надо возвращаться на старый и его ремонтировать - кафтан Тришки получается, Деньги на строительство выделяют, а дороги как не было так и нет. Стратегия "связывания" регионов единой транспортной сетью и освоение морсевтрассы с генпланом опорных на ней посёлков для её обслуживания предполагает подведение к ним сухопутной транспортной инфраструктуры, но денег на всё нет. Вот остаётся заманимать иностранных инвесторов США, которые бы не прочь поучаствовать, но требуют перевода морсевтрассы из РФовской под международную юрисдикцию требуют.
  14. +2
    21 августа 2025 09:55
    А может к дирижаблестроению подойти серьезнее?
  15. 0
    21 августа 2025 09:56
    Меня смущает такая мысль , как движение литосферных плит сопровождаемых тектонической активностью . Где то это сближает материки , где то наоборот отдоляет. Как раз в этом районе это должно наблюдаться . Поэтому , как бы чего нехорошего с этой идеей не произошло .
  16. -5
    21 августа 2025 10:08
    никогда не говори никогда . то что кажется почти невозможным сейчас может оказаться достижимым очень скоро.по моему тоннель надежнее ...
  17. +4
    21 августа 2025 10:36
    Ну тупо вспомним почему у нас тут вулканы проснулись и юг Камчатки на 2 метра сполз в сторону для начала. А потом подумаем что этот мост дает в целом. По мне только проблемы и не нужные траты. Кто гарантирует что торговля будет нормальной ?! Уже сейчас вижу что нафига не нужны ни постоянные наземные трубопроводы для нефти и газа в другие страны. Не нужны ни нефтяные танкеры и газовозы - кому нужны наши нефть и газ пускай сами свой транспорт и присылают. Опять и снова - мне плевать на другие страны что им что нужно от нас. Особенно зерно и оружие - сами себе получаем армию которая к нам и лезет. Берем арабов куда и оружие и зерно таки поставляем - и имеем арабизацию Кавказа и Средней Азии, упоротых исламистов которые едут в РФ. Вот вам и диаспоры, и якобы спортивные бойцовские клубы и замоташки на улицах. Для этого мы им что поставляем ?! Для этого мы им прощаем долги и даем рожать у нас в РФ и льготы снова им ?! Сделайте для начала вдоль берега жд хотя бы от Владивостока до Магадана и далее до базы подлодок на Чукотки. Магадан вроде имеет уголь свой - стройте там теплоэлектростанцию - вот вам и уголь есть куда девать и жд перевозки электрифицированные. Аналогично Кузбасс на угле стоит - стройте ТЭС. Вот вам и решение проблем с энергодефицитом и те же теплицы можно строить на месте а не тащить овощи и фрукты из за границы. Северный морской путь снова для кого кроме как себе нужен ?! Там изотермические контейнеровозы пускать надо - большинство товара что везут морем тупо замерзнет и выйдет из строя потому его там и не возят - ни авто, ни электронику там не повезешь. Все ржут на авто вон с конвейера по РФ перевезли и там уже ржавые тормозные диски или еще что то, а в Калининград из США привозили авто и запчасти - там тоже было много чего ржавого. А тут в мороз до -40 везти будут, а потом конденсат в электронике будет свои проблему делать. У кого есть или был железный гараж без утеплителя поймет что к чему. Мост на Сахалин интереснее и нужнее.
  18. +4
    21 августа 2025 10:36
    А кто будет строить? РЖД? Да у нас у самих до сих пор существуют однополостные ветки, высокоскоростных поездов у нас нет, всякие сапсаны для Питера и Москвы не рассматриваем. У американцев с ЖД тоже не лучше, и проблем не меньше. А мы тут уже Китайские грузы с гордостью возим, угу. На электричке со скоростью 40 км в час, которая еще и останавливаться будет каждые 5 минут чтобы высадить дачников в вечную мерзлоту (уверен такие найдутся), а если еще и сортировкой будет заниматься Почта России то вообще одни перспективы открываются.....
    1. -8
      21 августа 2025 10:44
      Цитата: turembo
      у нас у самих до сих пор существуют однополостные ветки

      Чёёёё??? belay laughing
      1. +3
        21 августа 2025 10:56
        "существуют однополостные ветки"
        Подтверждаю, ездил на днях по такой однополосной
        1. +1
          21 августа 2025 11:08
          Цитата: turembo
          существуют однополостные ветки

          Цитата: Альберт 1975
          Подтверждаю, ездил на днях по такой однополосной

          По однополосной и я ездил. А вот что такое ж/д ветка с полостью - это я даже как-то и не знаю request laughing
          1. +1
            22 августа 2025 03:53
            Ну извините, я далек от ЖД=(
      2. -4
        26 августа 2025 00:47
        Цитата: Paranoid62
        однополостные ветки
        Чёёёё???

        Однопутный ж/д путь. С воцарением Ельцина был разобран второй путь Савелово-Дмитров в Московской области и однопутная ж/д дорога станция Лобня-совхоз Останкино сдана в металлолом и заросла лесом.
    2. +3
      21 августа 2025 10:44
      "останавливаться будет каждые 5 минут чтобы высадить дачников в вечную мерзлоту (уверен такие найдутся)"

      или переселенцев по программе Дальневосточный гектар.
      Программа «Арктический гектар» действует в Мурманской области, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, и в 23 муниципальных районах Красноярского края, Архангельской области, республики Коми и Карелия. Арктические районы Якутии и Чукотки уже входят в программу «Дальневосточный гектар» и, поэтому, не входят в «Арктический гектар».
    3. +2
      21 августа 2025 10:46
      всякие сапсаны для Питера и Москвы не рассматриваем.

      Далеко не российские.У нас многое оптимизировано,зачем производить свое?Купим.Самолетов,тепловозов,электровозов,много продали?Так ради примера.Так то мечтать не вредно.Тем более Трамп ,нашему президенту руку пожал при встрече.Все отношения улучшились.Кст,до встречи,авторы и комментаторы,кляли США, а теперь мир,дружба,жвачка,мосты laughing
  19. -1
    21 августа 2025 10:38
    Так же много проблем - а то и больше, чем построить мост через Гибралтар !
    Там тектоника чумовая !
    Мало-мальское землятресение и беда!
    А район там сейсмически активен всегда!
    Но, тема очень перспективная и прибыльная!
  20. +4
    21 августа 2025 10:52
    Отличный способ закопать деньги. Афигительно нужный мост.как без него жили??? Маялись,чесслово.
  21. +9
    21 августа 2025 10:56
    Мост в никуда из ниоткуда - абсолютно идиотский прожект!
    1. 0
      21 августа 2025 12:40
      а помните, как в перестройку издевались над СССР,типа реки повернуть вспять?
  22. -1
    21 августа 2025 11:31
    Чтобы строить такое циклопическое сооружение нужно знать зачем , т.е. представлять что по нему будут возить и в каких объемах . И помимо моста придется строить ж/д от моста до Транссиба . Иначе он не имеет смысла . С непосредственно Чукотки нет того объема , который оправдал бы мост . Мост или тоннель на Сахалин был бы куда полезнее этого прожектерства
    1. -1
      21 августа 2025 14:17
      Цитата: КВУ-НСвД
      Иначе он не имеет смысла

      как это? а освоение многосотмиллиардных бюджетов? на сам мост/тоннель, инфраструктуру етс... ? ))
  23. +3
    21 августа 2025 11:48
    Ну какие еще мечты про мост? В чем его смысл? На карту то смотрели - сколько расстояние от туда до наших обжитых районов на границе с Китаем? От Чукотки - нет дорог, да и вряд ли они появятся!
    1. 0
      21 августа 2025 14:18
      смысл хотя бы в освоении многосотмиллиардных бюджетов! на сам мост/тоннель, инфраструктуру етс... )) а это же любимый софистами от экономики "мультипликативный эффект", спрос на сталь/стройматериалы, занятость... ))
      примерно как колония на марсе )) тока дешевле )
  24. +2
    21 августа 2025 12:05
    Экономическая составляющая проекта не очевидна. Крюк перевозок от Китая до США слишком большой.
    1. +1
      21 августа 2025 14:16
      Цитата: Pavel57
      не очевидна

      вполне очевидна! )) её юбанально не т и не предвидится ))
      хоть весть трафик КНР-США учитывай, хоть нафантазируй "редкоземельщину" вкупе с севморпутем... )
  25. -1
    21 августа 2025 13:14
    достаточно просто открыть физическую карту Дальневосточного округа и сразу все станет понятно bully
  26. +1
    21 августа 2025 14:14
    по прагматичности, данные проекты где-то рядом с "марсианской колонией им. Св.Маска" ))
    сколько там наш Крымский Мост потянул? примерно 10 ярдов в ценах 10-летней давности? ))
    а тут да, даже никаких украинских террористов не надо с взрывчаткой - льдом / штормами сносить может на ура! )

    90 км. тоннеля... это не ЛаМанш по глубине и прочим условиям..

    Плюс, тянуть туда широкопропускные ЖД из Китая и от аляски в "основные США" через Канаду...

    В общем, никакие "редкоземельные" не окупят в ближайшие 100 лет ))
    а мечтать и "прожекты прожектировать" - если за личный счет - но можно... )
  27. -3
    21 августа 2025 15:31
    lol Все на серьёзных щах принялись обсуждать... С аргументами, фактами и обоснованиями... Автор прямо же указал - " исторический курьёз ", " давайте пофантазируем " smile
  28. +2
    21 августа 2025 19:20
    Фантастический и неоправданный проект, который в принципе себя не окупит ввиду отсутствия надлежащего грузопотока и огромных затрат. кроме самого моста нужно строить дорогу по труднодоступному участку на территории России и не менее труднодоступному участку по территории Канады и Аляски. Думаю достаточно ясно, что существенного грузопотока из нашей Восточной Сибири в Канаду и США ждать не приходится. А солидный грузопоток из Китая в США и меньший обратно прекрасно обеспечивается морским транспортом, особенно с появлением контейнеровозов вместимостью свыше 20 тысяч TEU. И ЖД тут не конкурент. Уже давно была просчитана экономика перевозок Китай - Европа по Трансибу и по морю. Трансиб оказался не конкурентным, исключая небольшую нишу грузов, для которых сокращение сроков доставки примерно на 15-20 дней значимо.
  29. Комментарий был удален.
  30. +3
    22 августа 2025 10:41
    Цитата: Игорь Руса
    Меня смущает такая мысль , как движение литосферных плит сопровождаемых тектонической активностью . Где то это сближает материки , где то наоборот отдоляет. Как раз в этом районе это должно наблюдаться . Поэтому , как бы чего нехорошего с этой идеей не произошло .


    Хорошая мысль! Нужно сблизить литосферные плиты и тогда мост не потребуется. Может сдвиг литосферных плит и дешевле обойдётся.
  31. +2
    22 августа 2025 11:01
    Цитата: Владимир Фадеев
    КОМУ ОН НУЖЕН ЭТОТ МОСТ?


    Слышали «Марш авиаторов»? — Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор… Вот этим мост нужен. А ещё нужен молодожёнам, которые на мостах встречаются и вешают там в день свадьбы замочки, И ещё множество применений для моста можно найти.
  32. 0
    22 августа 2025 12:05
    Цитата: Альберт 1975
    Американцев заинтересует проект, если на него потратимся мы и будем расплачиваться с ними своими природными ресурсами или будем завозить к себе по этому пути их токсичные или радиоактивные отходы...
    Более актуально для нас - мосты через Обь, например в районе г. Колпашево, через Лену, на Сахалин и т.д.

    Уважаемый, мост на Сахалин окажется целью №1 в случае конфликта РФ с кем-нибудь из государств Тихоокеанского региона, имеются в виду прежде всего - США, Япония, Ю.Корея, и сами знаете кто ещё. sad Только тоннель. hi
  33. 0
    23 августа 2025 08:11
    Построить такой мост будет дОрого.
    А построить подъездные пути к мосту?
    Америка себе дорог понастроила, когда американцам работу было не найти, что бы не голодать. И ихнее правительство придумало и общественные работы, и, потом, большую битву.
    А кто будет строить подъездные пути к мосту с западной части в настоящее время? Импортная рабочая сила? Импорт оплачивается. Кто оплатит? Китай? Возможно. Если станет собственником и путей, и земель, по которым эти пути пролегают.
    А для России что? Титул? Что это российско-американский мост? Как фетиш, подобный единой экономике от Лиссабона до Владивостока?
  34. 0
    24 августа 2025 10:23
    Вообще, в общечеловеческом плане, очень нужно построить сухопутный маршрут между Евразией и Америкой.
    Лучше всего сделать это в виде туннеля (тогда климат и погода не будут влиять на перемещение) проложенного в виде подземного тунеля под морским дном, либо сделать подводный путь расположенный непосредственно на самом дне.
    Можно поставить два железнодорожных пути, но каждый с тремя рельсами, что бы можно было эксплуатировать наши и американские составы. А по сторонам от ЖД путей проложить автомобильные трехполосные пути.
  35. +1
    25 августа 2025 07:05
    было бы неплохо, для начала, соединить мостом российские территории - Сахалин с материковой частью России... там расстояние очень небольшое.. можно было бы оживить хоть какое то производство... до сих пор каждый гвоздь, каждый литр бензина везем морскими паромами и танкерами...просто позорище...
  36. Комментарий был удален.