Министерство обороны Польши заключило контракт на модернизацию F-16V на сумму 3,8 млрд долларов

Польские истребители F-16C Block 52+ в полёте
Министр обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш подписал контракт стоимостью 3,8 млрд долларов на модернизацию парка истребителей F-16 ВВС Польши. В рамках сделки все 48 самолётов F-16C/D Block 52+, находящихся в настоящее время на вооружении, будут модернизированы до стандарта F-16V Block 72.
Косиняк-Камыш отметил, что это чрезвычайно важное соглашение как для польской оборонной промышленности, так и для экономики. Модернизация самолётов будет проходить на Военном авиационном заводе № 2 в Быдгоще, на северо-западе страны.
«Нынешние возможности F-16 в версии C/D хороши, но спустя 20 лет их недостаточно для борьбы с угрозами», — заявил министр. «Мы должны улучшить возможности разведки, связи, интеграции с F-35, танками «Абрамс» и «Апачами», а также способность действовать в любой сфере».
Истребители F-16 ВВС Польши были поставлены в период с 2006 по 2008 год и считаются одними из самых новейших истребителей в Европе. Программа MLU, которая ещё больше повысит их боеспособность, реализуется в связи с тем, что Польша продолжает наращивать расходы на оборону и планирует выделять 5% своего ВВП на нужды своих вооружённых сил к 2026 году.

Пара польских F-16С Block 52+ ведут пару шведских «Гриппен»
Польский F-16 MLU
В октябре 2024 года Государственный департамент США одобрил продажу Польше истребителя F-16 Viper Midlife Upgrade, а также связанных с ним элементов логистики и поддержки программы на сумму 7,30 млрд долларов США, согласно уведомлению Агентства по сотрудничеству в области обороны и безопасности.
В рамках FMS Польша получит улучшенные программируемые генераторы дисплеев, встроенную систему глобального позиционирования (GPS), инерциальные навигационные системы (INS) (EGI) с модулем селективной доступности для борьбы со спуфингом (SAASM) или возможностью использования М-кода и службой точного позиционирования (PPS), масштабируемые радары с адаптивным лучом (SABR) с активной антенной решеткой AN/APG-83 (AESA), модернизацию модульного компьютера миссии (MMC) 7000AH, интегрированные комплексы радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-257 Viper (IVEWS) или комплексы усовершенствованной радиоэлектронной борьбы (EW) AN/ALQ-254V(1) Viper Shield, совместные нашлемные системы целеуказания (JHMCS II), усовершенствованную систему опознавания «свой-чужой» AN/APX-126/127 (AIFF) с комбинированным запросчиком/транспондером (CIT) и режимом 5, среди всего прочего вещей, вместе с обычным изобилием вспомогательного оборудования, обучения и документации.
Работа над улучшением возможностей оружия, по-видимому, также включена в общий пакет, поскольку в пакет входят учебные летно-испытательные ракеты класса «воздух-поверхность» (JASSM) AGM-158, управляемые учебные тестовые варианты управляемых бомб малого диаметра GBU-53/B Small Diameter Bomb II (SDB II), учебные тестовые варианты управляемых авиабомб GBU-39(T-1)/B и специальные авиационные учебные ракеты AIM-9X Block II Sidewinder, а также разведывательные контейнеры MS-110.
Упоминание УАБ GBU-39 и GBU-53 примечательно, поскольку ни один из этих боеприпасов в настоящее время не находится на вооружении ВВС Польши. Хотя в мае 2025 года было опубликовано уведомление FMS о поставке до 1400 УАБ GBU-39 для Польши, подробности о приобретении УАБ GBU-53 отсутствуют.
Благодаря модернизации всего парка до конфигурации Block 72 Viper, польские F-16 получат значительное повышение своих боевых возможностей. Это также позволит им эффективнее дополнять истребители F-35A Husar, которые в настоящее время поступают на вооружение ВВС Польши.

Архивное фото F-16С Block 52+ ВВС Польши
F-16V Блок 72
F-16 Block 70/72 — самый продвинутый вариант Viper, а обозначение F-16V распространяется на существующие самолёты, модернизированные до той же конфигурации, что и новые. На данный момент шесть стран-заказчиков выбрали F-16 Block 70/72, а портфель заказов Lockheed Martin по состоянию на февраль 2025 года составляет 117 самолётов. F-16 Block 70 и Block 72 получили одинаковый набор оборудования и отличаются только двигателем: первая версия была оснащена силовым агрегатом General Electric F110, а в конструкцию Block 72 интегрировали двигатель Pratt & Whitney F100.
Среди новых систем, установленных в ходе модернизации, нужно отметить РЛП APG-83 AESA (активная фазированная антенная решетка), новый центральный дисплей (CPD), усовершенствованную систему опознавания «свой-чужой» AN/APX-126, канал передачи данных Link 16, полную совместимость с системами ночного видения (NVIS) и нашлемной системой целеуказания JHCMS II, новую встроенную систему GPS/INS (EGI), современную готовую к использованию авионику (COTS), высокоскоростную шину данных большого объема и автоматическую систему предотвращения столкновений с землей (Auto GCAS).
Масштабируемый радар с адаптивным лучом (SABR) APG-83, разработанный компанией Northrop Grumman, представляет собой радар с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), разработанный для истребителя F-16 без каких-либо изменений в конструкции, энергопотреблении или системе охлаждения. Кроме того, он позволяет истребителю F-16 обнаруживать, сопровождать и идентифицировать большее количество целей (по имеющимся данным, более 20 одновременно) быстрее и на больших расстояниях, обеспечивая всепогодное картографирование с высоким разрешением с помощью радиолокатора с синтезированной апертурой (SAR). Система также оснащена надежной электронной защитой для работы в условиях агрессивной радиоэлектронной обстановки.
В Block 70 реализована новая концепция кабины с установленным центральным дисплеем (CPD), который отображает критически важные тактические данные на экране высокого разрешения размером 6x8 дюймов. Новый экран позволяет пилотам в полной мере использовать данные с РЛС и других целеуказателей, включая новую цветную движущуюся карту, увеличенное и более удобное отображение информации об обстановке в воздухе с функцией масштабирования и, что немаловажно, возможность переключения между дисплеями.
Информация