«Кризис-менеджер» Красной Армии

18 913 79
«Кризис-менеджер» Красной Армии
Маршал Жуков c офицерами на ступенях Рейхстага

У нас нет в резерве Гинденбургов.

И. Сталин




Кавалерист и герой Халкин-Гола


Георгий Константинович Жуков прошёл длинный путь. Крестьянский сын, который работал скорняком, то есть скорняжным подмастерьем. В 16 лет он получил звание мастера и имел небольшую собственную мастерскую. Если бы не мировая война и революция, стал бы приказчиком, мелким буржуа. И вряд ли думал, что станет великим и известным всему миру полководцем.

Всё изменила война. «Но война, как это всегда бывает, спутала все наши надежды и расчеты», — вспоминал Жуков.

7 (20) августа 1915 года Жукова призывают в царскую армию. Его записали в кавалерию. На склоне лет маршал рассказывал писателю Константину Симонову:

«Я мог бы оказаться в школе прапорщиков. Я окончил в Газетном переулке четырёхклассное училище, которое давало достаточный образовательный ценз для поступления в эту школу. Но я подумал: вот окончу школу прапорщиков и буду, 19-летний мальчишка, командовать бывалыми солдатами – бородачами. Мне не хотелось этого, было неловко. И кто его знает, как бы вышло, если бы я оказался не солдатом, а офицером... и к этому времени разразилась бы революция... Может быть, доживал бы где-нибудь свой век в эмиграции...».


Новгородский драгун Георгий Жуков. Конец 1915 — начало 1916 г.

После обучения на кавалерийского унтер-офицера в конце августа 1916 года Георгий попал на Юго-Западный фронт в 10-й Новгородский драгунский полк. Воевал молодой кавалерист храбро, но недолго.

В сентябре он получил лёгкое ранение во время конной атаки в горном районе Быстрица. Был награждён Георгиевским крестом за захват языка. Однако в октябре Георгий подорвался на мине и получил тяжёлую контузию, вследствие которой частично лишился слуха. Лечиться пришлось долго. На фронт больше не вернулся.

Февральскую революцию Георгий встретил в маршевом эскадроне. Жукова избрали председателем эскадронного комитета и членом полкового совета. После Октябрьского переворота его расквартированный в Харьковской губернии эскадрон перешел на сторону большевиков. После роспуска части вернулся домой.

Добровольцем идёт в Красную Армию. Сражался на Восточном, Южном и Западном фронтах с белоказаками, деникинцами и врангелевцами.

После окончания Рязанских кавалерийских курсов осенью 1920 года назначен командиром взвода, затем эскадрона. После завершения Смуты командовал кавалерийским полком, кавалерийской бригадой, кавалерийской дивизией и корпусом.

Прославился как командир особого 57-го корпуса, разгромившего японцев на Халкин-Голе. За эту операцию комкор Жуков удостоился звания Героя Советского Союза. В 1940 г. получил звание генерал армии.

Российский военный историк А. Исаев в работе «Мифы и правда о Маршале Жукове» отмечал:

«Обычно с именем Жукова связывают только завершающую фазу конфликта — наступление советских войск в конце августа 1939 г. Однако в действительности ему пришлось разыгрывать довольно сложную комбинацию в течение трех месяцев боев. Жукову удалось вывести советские войска в Монголии из глубокого кризиса, отразить наступление японцев, накопить силы и разгромить противостоящие ему японские войска в решительном сражении на окружение».


Герой Советского Союза комкор Г. К. Жуков, 1939 год

«Сталинский мясник»


В ходе переписывания истории Советской цивилизации и Великой Отечественной войны Жуков стал одной из главных мишеней для либералов и исследователей-ревизионистов. Его называли «сталинским мясником», обвиняли в непрофессионализме, самодурстве, жестокости и равнодушии к солдатским жизням. В «миллионах жизней» солдат, которые он положил на алтарь Победы.

Цель подобных работ очевидна: очернив Маршала Победы, ставшего одним из символов нашей Великой Победы (сам Сталин отмечал: «Жуков — наш Суворов»), можно безнаказанно лить грязь на советский период нашей истории. Замазать грязью подлинных героев и великих государственных и военных деятелей, а из нечисти, к примеру, Бандеры и Шухевича, сделать «героев».

По мнению антисоветчиков, советского полководца больше запомнили по «его матам и расстрелам своих военнослужащих по всем фронтам», чем по военным победам. Якобы Георгий Константинович отвечает за катастрофические поражения 1941 года, когда Красная Армия оказалась не готовой к войне. На его совести огромные «котлы» начального периода войны, включая Витебск, Могилёв, Минск, Киев, Вязьму и Брянск, в которых погибли или попали в плен сотни тысяч красноармейцев.

Делался вывод, что сталинский маршал как начальник Генштаба Красной Армии летом 1941 года и член Ставки являлся одним из главных виновников самой страшной в мировой военной истории катастрофы.

Особенно Жукова поливали грязью в новой «незалежной» Украине. Подчёркивалось, что Жуков послал на смерть сотни тысяч мобилизованных украинцев. Что украинцы из-за ошибок «сталинских мясников» пережили страшную немецкую оккупацию, а затем ценой огромных потерь освобождали собственный край.

Якобы советский маршал приказал «не щадить» новобранцев с Украины, направляемых на четыре Украинских фронта. Они считались «подозрительными элементами», жившими под властью гитлеровцев. Якобы отсюда столь высокие потери Украины во Второй мировой войне среди республик СССР (только в РСФСР погибло больше).

Хотя причины высоких потерь населения Украинской ССР вполне объективны: там проходила линия фронта, край находился под фашистской оккупацией, гитлеровцы проводили политику физического уничтожения славян-русских, «зачищали» земли под немецких «сверхлюдей». В Малороссии прошли одни из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны, Гитлер любой ценой пытался удержать стратегически и экономически важный для Третьего рейха регион.

Таким образом, мы видим очередной выпад в сторону СССР, Великой Отечественной войны и её героев. Мол, противника «трупами завалили». А Маршал Победы на самом деле был «сталинским мясником», который сотнями тысяч уничтожал советских граждан и особенно украинцев.


Маршал Г.К. Жуков (справа) совещается с командующим войсками Степного фронта генералом армии И.С. Коневым (в центре) и командующим 53-й армией И.М. Манагаровым накануне форсирования Днепра. Сентябрь 1943

«Кризис-менеджер» Красной Армии


Для того чтобы понимать всю глупость и лживость подобных «работ», просто необходимо читать и анализировать исторические источники и объективные исторические исследования.

Так, весьма хорошая работа на эту тему есть у военного историка, специалиста по истории Великой Отечественной войны А. Исаева «Мифы и правда о маршале Жукове». Алексей Исаев отмечает, что сталинский военачальник умел воевать, с 1939 года он являлся «кризис-менеджером» Красной Армии, «человеком, которого бросали на самый трудный и опасный участок фронта». Жуков «был своего рода «полководцем РГК», способным фехтовать армиями и дивизиями лучше своих коллег».

Ставка направляла Георгия Константиновича на находящийся в кризисе либо требующий повышенного внимания участок фронта. Это гарантировало верховному командованию повышенную эффективность действий войск Красной Армии на этом участке. При этом Жуков не был «непобедимым» полководцем. Часто ему из наступающей катастрофы приходилось выходить на «ничью», «пиррову победу», устанавливать из хаоса хрупкое равновесие сил, вытаскивать других полководцев из кризиса.

Советскому полководцу обычно доставались самые трудные участки фронта и опасные противники. Бывало, ему приходилось по приказу Ставки передавать начатое дело, и плоды его усилий пожинали другие, переходить на новые участки фронта.

Жуков был выходцем из бедной крестьянской семьи, никогда не имел высоких покровителей, но благодаря своим талантам и стальной воле стал самым выдающимся и известным советским маршалом. Стал в годы войны заместителем Верховного Главнокомандующего, министром обороны, членом высшего военно-политического руководства СССР, четырежды Героем Советского Союза, кавалером двух орденов Победы и множества других советских и иностранных орденов и медалей. Георгий Константинович не совершил ничего подлого, не унижался перед высшим руководством. Навсегда остался народным Маршалом Победы.

Жуков возглавлял самые большие по численности массы советских войск и нанёс самые крупные поражения вермахту. С самого начала войны он показал умение наносить сильные контрудары в оборонительных операциях. Показал, что необходимо атаковать даже в самых тяжелых условиях, чтобы выжить и завтра одержать победу над страшным врагом. Показал себя как человек, умеющий управлять большими массами людей. Как военачальник, умеющий принимать жесткие решения, необходимые для сохранения общего блага и сохранения державы. Его жизнь – это пример высочайшей требовательности к себе и другим.

К сожалению, политиком Жуков оказался плохим. После гибели Сталина он влез в политические игры, поддержал своим авторитетом Хрущёва сначала против Берии, затем помог Хрущёву разгромить других своих оппонентов. Это была его огромная ошибка. Государственный пигмей Хрущёв не мог терпеть рядом с собой такого титана, как Жуков. Также маршал мог возглавить оппозицию. Хрущёв вовсю «оптимизировал» (разрушал) Вооруженные силы СССР. Поэтому в 1957 году Жуков попал в опалу, отправлен в отставку, был лишен всех государственных и военных постов.


На фото слева направо: Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков (1896-1974), британский фельдмаршал Бернард Монтгомери (1887-1976), Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский (1896-1968), генерал армии Василий Данилович Соколовский (1897-1968), генерал-полковник Михаил Сергеевич Малинин (1899-1960) идут по улицам Берлина после награждения советских военачальников британскими наградами. Г. К. Жуков — Почетный Рыцарь Большого Креста Ордена Бани, К. К. Рокоссовский — Почетный Рыцарь-командор ордена Бани, В. Д. Соколовский и М. С. Малинин — Кавалер ордена Британской империи (военный). 12 июля 1945

Почему ненавидят Жукова


Почему больше всех грязи выливают на Жукова, а не на других полководцев Сталина? Дело в личности Георгия Константиновича. Он является символом Красной империи. Крестьянский сын, железный солдат, который прошёл путь от царского унтер-офицера до великого маршала, победившего Третий рейх. Национальный герой, полководец, который по праву стоит в ряду других великих военных деятелей русской цивилизации, в одном ряду с Александром Невским, Дмитрием Донским, Дмитрием Пожарским, Александром Суворовым и Михаилом Кутузовым.

Сам Сталин говорил: «Жуков — наш Суворов».

Широко известно высказывание о Георгии Жукове, приписываемое Адольфу Гитлеру: «Если бы в германской армии был хотя бы один такой генерал, как Жуков, то Германия давно бы завоевала мировое господство». Говорил это фюрер или нет, точно не известно, но в Вермахте способности Жукова действительно оценивали высоко.

Как и в других армиях, союзных СССР в годы Второй мировой войны. Американский генерал Уильям Спар отмечал:

«В годину борьбы русского народа с новыми бедствиями Жукова поднимают как икону, олицетворяющую дух русского народа, умеющего выдвинуть вождя-спасителя в экстремальных условиях. Жуков — воплощение русской чести и доблести, русского суверенитета и русского духа. Никто не сможет стереть или запятнать образ этого человека на белом коне, который сделал так много, чтобы поднять свою страну до сияющих высот».

Таким образом, попытки свалить Георгия Жукова с пьедестала Победы – это информационная, идеологическая война против нашей истории, русской и советской цивилизации. Очернение Маршала Победы – это очернение всей нашей истории, истории СССР, истории Великой Отечественной войны, Великой Победы.


Парад Победы. Заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г. К. Жуков принимает парад войск Действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона в ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне. 24 июня 1945
79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    20 августа 2025 07:16
    Интересно, как спланировал бы и провёл СВО Жуков в феврале 2022 года. Впрочем, это не важно, потому как Жукова у ВС РФ сегодня либо нет, либо он есть, но ему не дают командовать.
    1. +7
      20 августа 2025 08:33
      Что-то мне подсказывает, что результаты были теми же что и сейчас… как Жуков провёл 1941-1942 год? Советская армия тогда не была организована на современный манер (да никто кроме Германии не был), контр удары мехкорпусов оказались провальными, тк они были в состоянии переформирования на начало войны, танки (а они даже не у всех мех корпусов были в наличии и уж тем более потштату) банально не имели прикрытия мотопехоты и артиллерии, учиться приходилось на горьком опыте. В 2022 оказалось что наша армия вновь не готова к современной войне, но если в 1941 стало понятно как следует правильно организовывать ударные кулаки и армию только год назад (даже немцы толком осознали нужную пропорциональность только после разгрома Франции), то к 2022 году нам за 30 лет минимум 4 раза НАТО показывало как надо, да даже Азербайджан показал, но мы не видели или не хотели видеть (после 2008 были попытки все изменить, но быстро свернули эти идеи)…
      Касательно статьи - автор как всегда мучается сову, подменяя одни мифами другими… Жуков не был гением от рождения, возможно он не был даже лучшим полководцем мира в то время, но он умел учиться… он, как и прочие наши маршалы и генералы той войны, был банально лучшим что у нас было…
      1. +4
        20 августа 2025 18:11
        parma
        Жуков не был лучшим полководцем, посмотрите сколькими фронтами он командовал. Больше всего с 1943 года Москва салютовала войскам Рокоссовского, это факт, но сейчас больше пишут про Жукова и Конева. Воевали все, но салют Москвы это признание боевых успехов фронта и их командующего.
        1. +5
          20 августа 2025 22:08
          Жуков в 42-43 годах был представителем ставки и командующим фронтом не был. В 44 -м встал на 1-й Украинский, а потом передал его Коневу и опять стал представителем ставки, координирую работу 2-3 х фронтов.
        2. +3
          21 августа 2025 03:18
          Ну Рокоссовский тоже далеко не так идеален, как его любят представлять, почитайте хотя бы про те же наступления на Бобруйск осенью-зимой 43-44 и про конфликт с Горбатовым, а то очень любят все в его жизнеописаниях скакть сразу с Курской битвы к Багратиону, как будто целый год он ничего не делал. Ну а то, что Жукова по фронтам гоняли говорит как раз об обратном - что он был доверенным лицом, которого Ставка и Сталин отправляли на наиболее активные и ответственные участки, был бы он средним или плохеньким - так и остался бы всю войну куковать в каком-нибудь Карельском фронте или вообще был бы понижен до командующего армией, а не встречал конец войны в Берлине, командуя самым большим фронтом.
          1. +1
            21 августа 2025 13:59
            Вы, всё верно написали, забыли только написать сколько было салютов в честь войск Рокоссовского, и сколько в честь Жукова. Да идеальных людей нет, но речь не том сколько вагонов вывез из германии Жуков и сколько Рокоссовский. А Жуков был действительно доверенным лицом Ставки и надзирателем, но когда Рокоссовский спросил его мнение о переносе времени начала огня на Курской битве, Что он ответил? Вы командующий Вам и решать. Жуков был больше фигурой политической, русский полководец должен брать Берлин, а не поляк. Жукова начали награждать с середины войны, он даже за Москву ничего не получил.
        3. 0
          4 сентября 2025 16:20
          Цитата: сергей фонов
          Больше всего с 1943 года Москва салютовала войскам Рокоссовского

          вот только успехов у Рокосовского до 43 года нет вообще, а у Жукова - буквально все крупные достижения РККА того периода. К тому же Жуков во второй половине войны больше занимался общим планированием, чем управлением конкретным фронтом.
          Напомню, что оборона МСК, оборона Ленинграда, бои под Сталинградом, частично организация обороны Киева, множество внесений корректировок в тактику войск , жесткая систематическая дисциплина командиров-раздолбаев, пересмотр норм снабжения и организации войск - это все работа Жукова. Даже Ржев ему ставят в вину, а я считаю, что он свою часть работы сделал как минимум хорошо - накосячил штаб Конева, которому поручили реализацию. В общем, я Жукова оцениваю достаточно высоко, а вот заслуги Рокосовского хоть и велики, но часто несколько преувеличены. Например, возьмите бои под Курском. Там задачи Рокосовского были по факту намного проще, чем к примеру, у Ватутина. Или уже бои в Германии. Там войска Рокосовского показали не самые хорошие результаты по потерям. В общем, мне даже странно, как вы пришли к выводам, что Жуков оказался хуже.
          Хочу еще добавить большую роль Жукова в подготовке к войне, а про Рокосовского - заключение не лучшим образом отразилось на его карьере.
          1. 0
            4 сентября 2025 19:43
            Не собираюсь Вам ничего доказывать, но Рокоссовский имел успехи до 1943 года, Например Сталинград, который Жуков приписывает себе. "Жуков занимался общим планированием?" Где Жуков, а где планирование. Особенно поразило про Курск. Но есть человек, вернее был, который оценил Жукова. Подробно в комментарии Seal (сергей петрович) от 22 августа 2025 в 18,34. Сталин , уже после войны сказал Жуков воевал лучше Конева, но не хуже Рокоссовского. Прочтите.
            1. -1
              5 сентября 2025 08:31
              Цитата: сергей фонов
              Рокоссовский имел успехи до 1943 года, Например Сталинград

              серьезно??? успехи много кто имел, вопрос какие. В Сталинграде Рокосовский принял участие на заключительном этапе. Основную тяжесть боев вынесли вообще другие командующие. Можно до 43 года отметить 3 его ключевых успеха - Смоленские события, спорные итоги битвы под Дубной и оборона МСК. Он себя проявил в целом хорошо, но... сравнивать это с тем, что успел сделать Жуков???
              Про планирование и штабную работу. Я не знаю откуда взяли, что Жуков к этому не годился, но хочу напомнить, что в штабных играх перед войной Жуков себя показал очень хорошо. Значительно лучше большинства командующих.
              1. 0
                5 сентября 2025 16:51
                Так что? По Вашему Сталинская оценка неверна. Но со Сталиным уже не поспоришь. Так почему же Жукова не награждали до 1943 года, в отличии от Рокоссовского, если он был так хорош? Ине нужно скакать с вопроса на вопрос, я Вам не школьник, а Вы не экзаменатор. Напишите когда Жукова первый раз наградили, в годы войны с 1941-1945.
                1. -1
                  8 сентября 2025 11:00
                  у вас какое-то очень странное понимание оценки успехов военачальника.
                  В первой половине войны до 43 года вообще было туго с награждением. Почитайте документы. А как оценивать Жукова? Ну посмотрите кто в Москве парад победы на белой лошади принимал. Наверное, самый большой неудачник из командующих?
                  1. 0
                    8 сентября 2025 19:42
                    Как понимаю по существу сказать нечего. Изучайте историю не по кино, и не по статьям пропагандистов.
                    1. -1
                      9 сентября 2025 08:36
                      я знаю достаточно, чтобы не согласиться с вашими выводами.
                      скажу больше, я вообще не понимаю, зачем вы притягиваете за уши сравнение. Выбрали узкий участок карьеры в 2 года, выбрали опять таки выгодный вам показатель и ура давай сравнивать. Вы детскому саду такие методы навязывайте, а я на них не куплюсь.
                      1. 0
                        10 сентября 2025 12:44
                        Выводы не мои это Сталинские слова
                        "Жуков воевал лучше Конева, и не хуже Рокоссовского"
                        Вот Со Сталиным и спорьте, что он был неправ. Войну выиграл солдат КА вооружённый, одетый, сытый и обученный. Из всего этого, только обучение остаётся за генералами, остальное это работа тыла. Не случайно после войны на фотографировании рядом с собой Сталин посадил Хрулёва, сказав маршалам без него не было бы и Ваших побед.
                      2. 0
                        10 сентября 2025 12:55
                        Цитата: сергей фонов
                        "Жуков воевал лучше Конева, и не хуже Рокоссовского"
                        Вот Со Сталиным и спорьте, что он был неправ.

                        не понял что именно я оспариваю по-вашему. Я утверждал, что Жуков как полководец был не хуже Рокосовского, и на это не влияло количество наград, полученных между 41 и 43 гг. Собственно, со Сталиным никакого противоречия нет. Более того, если вы посмотрите на их путь, то часто Жуков и Рокосовский решали одинаковые задачи и одинаково успешно, но вот методы несколько отличались.
    2. +5
      20 августа 2025 11:55
      Цитата: avia12005
      Интересно, как спланировал бы и провёл СВО Жуков в феврале 2022 года.

      Спланировал - никак. Ибо
      На штабную и преподавательскую работу назначен быть не может — органически её ненавидит.
      © Рокоссовский
      Но при наличии грамотного составленного плана - приложил бы все силы к его исполнению.
    3. 0
      26 августа 2025 17:45
      Как он спланировал и провёл операцию по освобождении Бессарабии в 1940 году. Хватило 3-х дней.
    4. +1
      4 сентября 2025 16:08
      Цитата: avia12005
      как спланировал бы и провёл СВО Жуков в феврале 2022 года

      ну во-первых, планировать начал бы раньше и сделал бы это качественнее. Возможно, не появилось бы таких эпизодов, как расстрел вертолетов, идущих в Гостомель, над Киевским водохранилищем, лучше синхронизировал бы действия на всех направлениях.
      а во-вторых, настоял бы на значительном увеличении первоначальных сил для гарантии результата, чтобы не было вариантов с весьма странным отступлением середины 22 года.
      Наконец, не допустил бы даже половины того бардака, который был в группировках СВО в первое время. Но еще стоит вопрос о полномочиях - что бы ему разрешили делать.
  2. +9
    20 августа 2025 07:29
    После Октябрьского переворота

    Борясь с одними либеральными мифами автор поддерживает другие
    1. +4
      20 августа 2025 09:10
      Да не борется он,где вы борца увидели? laughing Самсонов ,тип "красный" монархист laughing
    2. 0
      22 августа 2025 19:16
      Ну так-то, несколько лет после 1917 года - октябрьский переворот назывался так совершенно официально.
      1. 0
        23 августа 2025 15:57
        Да, но в наше время так никто не говорил, кроме врагов-антисоветчиков
        1. 0
          23 августа 2025 17:39
          Так его называли вроде года до 27-го и это не несло в себе негативной конотации.
          1. +1
            23 августа 2025 22:19
            Зато в 60-е 70-е несло. Потому что правильное название Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Она такая одна единственная.
            А переворотов была в истории масса и будет столько же.
            1. 0
              4 сентября 2025 16:29
              Цитата: october
              правильное название Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Она такая одна единственная.
              А переворотов была в истории масса

              Тут вот какой нюанс - начиналось всё действительно как переворот, но быстро переросло в революцию. Поэтому верны оба утверждения про процесс, но только второе про результат.
              Хочу напомнить, что за 17 год произошло по факту 2 революции
              Монархия -> Хапитализм - > Анархо-комунна.
              Курс большевиков был принят только весной-летом 18 года, причем не революцией, а эволюцией. И после подавления мятежа эссэров собственно, началось строительство по курсу ВКПБ, причем даже тогда еще Ленин про коммунизм очень осторожно высказывался.
              Особо упоротые могут даже построить внешне непротиворечивую версию, что строить коммунизм в России мешал лично посол Германии Мирбах, опутав своими щупальцами всё государство и только расправа эсэров над ним, пожертвовавших ради этого всем, позволила коммунистам превозмочь козни капитала.
              1. 0
                4 сентября 2025 19:05
                Курс большевиков был принят только весной-летом 18 года, причем не революцией, а эволюцией.

                Курс большевиков на социалистическую революцию был взят весной 1917 года. Чтобы убедиться откройте работу Ленина "Апрельские тезисы" и почитайте [https://vkpb-skb.ru/images/pdf/Lenin_pss/tom31.pdf] и об историческом контексте вокруг них [https://kprf.ru/ruso/183687.html?ysclid=mf5l41d4o794672144].

                И после подавления мятежа эссэров собственно, началось строительство по курсу ВКПБ, причем даже тогда еще Ленин про коммунизм очень осторожно высказывался.


                Строительство социализма началось сразу после социалистической революции, еще в те моменты, как только был завершен штурм Зимнего, Ленин выступил на II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов с декретами о мире, о земле, о власти. 29 октября был подписан декрет об установлении 8-часового рабочего дня.
                Список всех декретов, принятых сразу после революции можно посмотреть, например, в книге "Декреты Советской Власти. т.1. 25 октября 1917г. - 16 марта 1918г." изданной в 1957г. Есть в интернете. И это и есть строительство социалистического государства.
                1. 0
                  5 сентября 2025 08:57
                  Цитата: october
                  Курс большевиков на

                  вы путаете большевиков и кто определял руководство революционным комитетом.
                  большевики хоть и имели значительное влияние, но по факту тупо числом решали эсэры, кадеты, анархисты, меньшевики и т.д. и им было до лампочки что там у себя решала НЕБОЛЬШАЯ фракция большевиков. Ситуация радикально изменилась не в октябре и не весной 17 года, а только летом 18 года, когда действия эсэров сильно подкосили их поддержку, , а большевики наоборот, за счет агитации и более разумных действий, приобрели намного больше влияния и по сути стали определяющей силой принятия решений во властных комитетах.
                  про декреты. хочу как-то вам напомнить их во времени.
                  первый декрет, который хоть как-то можно с огромной натяжкой связать с программой ВКПБ, это Декрет об образовании Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) от 2 (15) декабря 1917
                  6 декабря 1917 г. «Проект декрета об отмене права частной собственности на городские недвижимости. Но это тоже весьма отдаленно именно программа ВКПБ
                  ну и т.д. аналогичные декреты могли выдавать любые революционеры - фашисты, республиканцы, демократы.
                  Если вы проследите внимательно содержание декретов, то под сильным влиянием программы ВКПБ они стали выходить только в 18 году.
                  1. 0
                    5 сентября 2025 09:14
                    вы путаете большевиков и кто определял руководство революционным комитетом.
                    большевики хоть и имели значительное влияние, но по факту тупо числом решали эсэры, кадеты, анархисты, меньшевики и т.д. и им было до лампочки что там у себя решала НЕБОЛЬШАЯ фракция большевиков.

                    Мне неинтересна ваша демагогия.
                    Приводите ссылки. Без ссылок с вами не о чем говорить. Причем ссылки на первоисточники, литературу, а не на желтую прессу.
                    Работа Ленина "Апрельские тезисы" - фундамент
                    1. 0
                      5 сентября 2025 09:40
                      Цитата: october
                      Мне неинтересна ваша демагогия.
                      Приводите ссылки. Без ссылок с вами не о чем говорить.

                      конечно, вам никакие ссылки на обоснование своего мнения не нужны )))
                      но я приведу советский историк Воспенский, 1920-1997 году и физически не имел возможности нести после перестроичную пургу и был свидетелем тех событий.
                      говорит, что численность ВСЕХ большевиков была к октябрю 350 тысяч, для сравнения меньшевиков было 200к, а эсэров по разным оценкам было около миллиона плюс большая популярность их среди солдат, основной силы революции. Количество анархистов точно никто не приводит, но по самым скромным оценкам их было значительно больше, чем большевиков и меньшевиков вместе взятых плюс они владели значительными ресурсами и контролировали ряд рабочих профсоюзов. Таким образом, большевики в рев. комитете опираясь на свои силы были представлены в несколько раз меньше, чем их оппоненты. Это и называется МЕНЬШИНСТВО. Еще хуже дело обстояло с электоратом. Крестьянство поддерживало по началу отнюдь не их.
                      1. 0
                        5 сентября 2025 10:39
                        конечно, вам никакие ссылки на обоснование своего мнения не нужны )))

                        Я привел ссылки в обоснование своего мнения выше.
                        Ссылок от вас я не увидел. Только ваша вольная фантазия, читать которую я не собираюсь.
                      2. 0
                        5 сентября 2025 10:46
                        Цитата: october
                        олько ваша вольная фантазия, читать которую я не собираюсь.

                        вы впрямую лжете - я все источники данных указал и даже цитаты привел. а все обоснование вашего мнения состоит из оскорблений.
                      3. 0
                        5 сентября 2025 10:49
                        вы впрямую лжете - я все источники данных указал и даже цитаты привел. а все обоснование вашего мнения состоит из оскорблений.

                        Вы господин, беретесь что то доказывать, но даже не знаете, как это делается.
                        я все источники данных

                        Указать источник данных это значит назвать журнал, номер, год издания, страницу. Или книгу, автора, год издания, желательно страницу. Ничего этого я не увидел

                        Демагогия.
                      4. 0
                        5 сентября 2025 10:53
                        я не историк и полагаю, не пишу диссертацию, поэтому не связан такими жесткими требованиями. Указания автора и цитаты или близкой к тексту выжимки вполне достаточно.
                2. 0
                  5 сентября 2025 09:05
                  Цитата: october
                  еще в те моменты, как только был завершен штурм Зимнего,

                  меня просто умиляет как вы упорно остаетесь в плену исторических мифов.
                  "штурм зимнего" по факту произошел через черный ход и основной задачей "штурмующих" было найти хоть кого-нибудь. И они нашли, примерно через 40 минут блуждания по пустому зданию в одном из кабинетов совещание части временного правительства. Заслон женского батальона, который формально охранял Зимний, не оказал значимого сопротивления и был не уничтожен, а взят в плен.
                  По-моему, об этом есть в мемуарах Троцкого.
                  1. 0
                    5 сентября 2025 09:15
                    меня просто умиляет как вы упорно остаетесь в плену исторических мифов.
                    "штурм зимнего" по факту произошел через черный ход и основной задачей "штурмующих" было найти хоть кого-нибудь.

                    Вы демагог и враг. Учите историю.
                    Разговор закончен.
                    1. 0
                      5 сентября 2025 09:44
                      я так понял, опять никаких аргументов, одни оскорбления?
                      1. 0
                        5 сентября 2025 10:40
                        Там нет оскорблений. Там констатация факта.
                      2. 0
                        5 сентября 2025 10:52
                        Цитата: october
                        Там констатация факта.

                        констатация ваших фантазий.
                        но вернемся к фактам. Где хоть одно противоречие в той картине, которую я описал??? Да, октябрьской переворот был, была и революция, но разве их проводили только коммунисты? Ну очевидно же, что нет - это даже в советских учебниках написано. Вопрос в трактовке событий.
                        Я привел данные, которые показывают, что ВКПБ смогла навязать свой путь только в середине 18 года, до этого у нее было только весьма ограниченное влияние. Это не была революция большевиков с самого начала, она стала такой после. И это важный момент, потому что ряд обвинений в терроре, адресуемый большевикам, просто по датам не состоятелен.
                      3. 0
                        5 сентября 2025 10:59
                        Вы враг потому что несете откровенную антисоветскую ложь, даже не пытаясь привести ссылки.
                        Разговор закончен, можете не плодить веток.
                      4. 0
                        5 сентября 2025 11:08
                        в чем антисоветскость указания численности партий или дат декретов?
                        я где-то соврал? где-то передернул? или просто неудобное озвучил?
                    2. 0
                      5 сентября 2025 09:58
                      Цитата: october
                      Учите историю.
                      Разговор закончен.

                      отрывок из интервью профессора истории РГПУ им. А.И. Герцена Юлии Кантор.

                      После часа ночи небольшая вооруженная группа (10-12 человек) во главе с Антоновым-Овсеенко проникла внутрь через единственный незапертый и неохраняемый вход в Зимний со стороны Дворцовой площади, который вел в покои императрицы.

                      Почему никого из защитников дворца там не оказалось, теперь выяснить невозможно — вероятно, про этот подъезд все просто забыли, поскольку эта часть Зимнего дворца давно пустовала. По некоторым данным, здесь должна была находиться одна из рот женского батальона, но поздно вечером 25 октября почти весь ее личный состав покинул свои позиции.

                      Антонов-Овсеенко и его товарищи поднялись по небольшой узкой лестнице на второй этаж и, естественно, заблудились во множестве абсолютно темных помещений. Около двух часов ночи, услышав чьи-то голоса, они вышли к Малахитовой гостиной и оказались прямо перед дверью Малой столовой, где заседали министры Временного правительства.

                      Их никто не охранял?

                      В Малахитовой гостиной должен был находиться пост юнкеров, но там почему-то никого не оказалось. Другой юнкерский пост находился в помещении, примыкавшем к Малой столовой с противоположной стороны.

                      Юнкера не пытались нейтрализовать отряд Антонова-Овсеенко?

                      Нет никаких свидетельств, чтобы юнкера хоть как-то включились в эту ситуацию.

                      Чем это можно объяснить? Может, они просто спали?

                      Не думаю. Зимний дворец вовсю обстреливали из Петропавловской крепости, поэтому вряд ли в ту ночь кто-нибудь из его обитателей спал. Я могу лишь предположить, что появление вооруженной группы Антонова-Овсеенко стало для всех полной неожиданностью.

                      Приемная Александра III, куда попал один из снарядов, выпущенных по дворцу из Петропавловской крепости
                      Приемная Александра III, куда попал один из снарядов, выпущенных по дворцу из Петропавловской крепости

                      Фото: historydoc.edu.ru

                      Возможно, члены Временного правительства во избежание кровопролития попросили юнкеров не оказывать сопротивления, тем более Антонов-Овсеенко гарантировал всем жизнь. Он объявил министров арестованными, после чего их на двух автомобилях увезли в Петропавловскую крепость.

                      Получается, никакого насилия не было?
                      В этот момент не было.

                      еще вопросы есть?
                      1. 0
                        5 сентября 2025 10:44
                        По прежнему я не вижу ссылки где я могу это посмотреть.
                      2. 0
                        5 сентября 2025 10:48
                        Цитата: october
                        По прежнему я не вижу ссылки где я могу это посмотреть.
                        загуглите по тексту я написал, что это цитата.
                      3. 0
                        5 сентября 2025 10:51
                        загуглите по тексту я написал,

                        1) зачем я буду делать вашу работу?
                        2) я просил ссылку на источник, а не на ваш антисоветский бложек, который вы где то ведете и на который мне плевать
                      4. 0
                        5 сентября 2025 10:55
                        Цитата: october
                        зачем я буду делать вашу работу?

                        это не моя работа - это ваши хотелки утопить меня в море поиска доказательств, тогда как вам хватает пары слов оскорблений.
  3. -5
    20 августа 2025 08:27
    В целом , Жуков был на своем месте. Умен, честен, смел.

    К сожалению, политиком Жуков оказался плохим. После гибели Сталина он влез в политические игры, поддержал своим авторитетом Хрущёва сначала против Берии, затем помог Хрущёву разгромить других своих оппонентов. Это была его огромная ошибка.

    И тут он тоже был прав. Такое терпеть нельзя (Жуков 1957):

    Из документов, имеющихся в архиве Военной коллегии трибунала27, в архиве ЦК, видно, что с 27 февраля 1937 года по 12 ноября 1938 года НКВД получил от Сталина, Молотова, Кагановича санкцию на осуждение Военной коллегией, Верховным судом, санкцию на высшую меру28 на 38 679 человек.

    Санкция давалась, как правило, на руководящих работников партийных, советских, комсомольских и профсоюзных органов, а также на наркомов, их заместителей, крупных хозяйственных руководителей, видных военных работников, писателей, руководителей культуры и искусства.

    Давая санкцию на предание суду Военной коллегии, Сталин, Молотов, Каганович заранее определяли меру наказания, а Военная коллегия только оформляла29 эту меру наказания, этот приговор, по существу, формально выполняя свою обязанность. Посылаемые в ЦК Сталину Ежовым списки составлялись на чрезвычайно большое количество лиц. В этих списках лиц, которые представлялись к расстрелу, указывались только фамилия, имя и отчество осужденных и по какой категории их следует судить. Ежов предлагал это заранее. В этих списках даже не указывался год рождения, не указывалась партийная принадлежность, не указывалось, за что надо осудить к расстрелу этого человека.

    Санкция на осуждение давалась также на большое количество сразу. Например, Сталин и Молотов в один день, — обратите внимание, — 12 ноября 1938 года санкционировали к расстрелу 3 167 человек.

    Голоса. Ужас.

    ЖУКОВ. Я не знаю, прочитали ли они30 список. Ведь на 3 167 человек, знаете сколько листов надо прочитать, не говоря о том, что надо было спросить, за что, кто этот человек? Как скот, по списку отправляли:31 быков столько-то, коров столько-то, овец столько-то.

    21 ноября 1938 года НКВД был представлен список для санкции на осуждение к расстрелу на 292 человека, в том числе бывших членов и кандидатов в члены ЦК 45 человек, бывших членов КПК и КСК, членов Ревизионной комиссии 28 человек, бывших секретарей обкомов и крайкомов 12 человек, бывших наркомов, зам. наркомов, председателей облисполкомов 26 человек, ответственных работников наркоматов 149 человек и т.д. После рассмотрения этого списка Сталиным, Молотовым, Кагановичем были санкционированы к высшей мере наказания 229 человек, в том числе бывших членов и кандидатов ЦК 23, бывших членов КПК и КСК 22, бывших секретарей обкомов 12, бывших наркомов 21, бывших работников наркоматов 136, бывших военных работников 15.
    1. +7
      20 августа 2025 12:00
      Цитата: Ольгович
      И тут он тоже был прав. Такое терпеть нельзя (Жуков 1957)

      Ну так сказав А, надо было говорить и Б: сколько человек подал на Высшую меру социальной защиты первый секретарь ЦК КП(б) Украины.
      А то ведь при осуждении Антипартийной группы Маленкова, Кагановича, Молотова и примкнувшего к ним Шепилова © за репрессии 30-х как-то тихо обошли тот факт, что:
      за 1938—1940 годы, в бытность Хрущёва первым секретарём КП(б)У, на Украине были арестованы 167 565 чел. (только за 1938 год было дано согласие на репрессии 2140 лиц из числа республиканского партийного и советского актива).
      1. 0
        20 августа 2025 14:15
        Цитата: Alexey RA
        А то ведь при осуждении Антипартийной группы Маленкова, Кагановича, Молотова и примкнувшего к ним Шепилова

        им оставили жизнь и даже комфортное существование-разве это не разительное отличие от 37го?
        1. +7
          20 августа 2025 14:36
          Цитата: Ольгович
          им оставили жизнь и даже комфортное существование-разве это не разительное отличие от 37го?

          Это да. А за ними и генсека сняли с поста на пенсию, а не на полигон в безымянное захоронение.

          Я о другом: Антипартийную группу осуждали за соучастие в репрессиях 30-х. Но делали это под руководством активного участника этих самых репрессий. Это примерно как борьба с коммунизмом под руководством членов ЦК КПСС.
          1. -1
            20 августа 2025 20:04
            А что? Ожидалось что то иное? Демарш Н.С. Хрущева с разоблачениями был воспринят большинством "строителей коммунизма как предательство.
            Цитата: Alexey RA
            Это примерно как борьба с коммунизмом под руководством членов ЦК КПСС

            Не примерно, а прямо в цель.
          2. +1
            21 августа 2025 09:51
            Цитата: Alexey RA
            Антипартийную группу осуждали за соучастие в репрессиях 30-х.

            Да нет , их осудили за попытку сместить Хрущева, осуждение репрессий-ранее, в 1956г, а фактически еще раньше, когда начали массово реабилитировать
            Цитата: Alexey RA
            Но делали это под руководством активного участника этих самых репрессий

            что здесь плохого, не понимаю...
          3. 0
            22 августа 2025 19:18
            Ну так, пчелы - против меда.
          4. 0
            24 августа 2025 15:08
            Насколько я знаю, Шепилов, а возможно и Сабуров с Первухиным, участия в репрессиях не принимали.
    2. 0
      22 августа 2025 17:03
      "..... Я не знаю, прочитали ли они30 список. Ведь на 3 167 человек, знаете сколько листов надо прочитать, не говоря о том, что надо было спросить, за что, кто этот человек? Как скот,......!
      Подготовкой списков занимались другие люди, специально натренированные под это дело. Если подписанту заниматься расследованием и вниканием в ситуацию, то у него не останется времени на свои прямые обязанности. Каждый делает СВОЁ личное персональное дело ответственно, надеясь, что другие тоже делают СВОЁ дело ответственно. Ща, будет комдив ходить и выискивать ДОТЫ и пулемётные гнёзда, наносить их на карту и наводить орудие!
      1. +1
        23 августа 2025 13:51
        Цитата: vetlan19
        Если подписанту заниматься расследованием и вниканием в ситуацию, то у него не останется времени на свои прямые обязанности

        подписант вообще не имел никакого права подписывать списки на смерть кому-либо
        Цитата: vetlan19
        Подготовкой списков занимались другие люди, специально натренированные под это дело.

        бандиты тренированные-тоже никаких прав не имели составлять списки смертников.

        СУД только имел право решать, а не подписанты
  4. +5
    20 августа 2025 09:08
    В ходе переписывания истории Советской цивилизации и Великой Отечественной войны

    Самсонов,вы же этим и занимаетесь и вы самый отъявленный антисоветчик.
  5. +5
    20 августа 2025 17:59
    Интересно, а за что Штерну присвоили звание Героя Советского Союза. Статья ни о чём, переписана из популярной брошюры.Сталин поднял Жукова, но 1941 и позднее,после Ржевсой битвы понял, полководец он не выдающийся, а в роли кнута подходит. И конечно "трофейное дело" о вывозе вагонами имущества из Германии, это не подлость, другого бы за мародёрство могли или надолго засадить, или расстрелять. Сталин не стал раздувать скандал, но указал Жукову что нужно быть скромнее.
  6. +2
    20 августа 2025 18:29
    Когда начнут писать авторов статей в начале???
    1. +7
      20 августа 2025 18:58
      Ну, тогда статьи некоторых авторов просто не будут читать и не будет веселья в комментариях. Например, Самсонов и Скоморохов - наше всё.
    2. 0
      20 августа 2025 20:14
      Прокрутка страдает? Так и с первого слова часто понятно. Стиль... Не самый плохой к стати... может и не к моменту Но надо заметить А. Самсонов хороший автор и опытный журналист. ну вот надобно Вам чего-то пороскошнее, выдайте лучше, умнее... ет сетера)))
      1. 0
        21 августа 2025 08:15
        Работа на тройку здесь. Самсонов мог бы и получше сделать компиляцию, без очевидного повторения за Исаевым
  7. -1
    21 августа 2025 10:12
    Цитата: shocktrooper
    Ну Рокоссовский тоже далеко не так идеален, как его любят представлять, почитайте хотя бы про те же наступления на Бобруйск осенью-зимой 43-44 и про конфликт с Горбатовым, а то очень любят все в его жизнеописаниях скакть сразу с Курской битвы к Багратиону, как будто целый год он ничего не делал. Ну а то, что Жукова по фронтам гоняли говорит как раз об обратном - что он был доверенным лицом, которого Ставка и Сталин отправляли на наиболее активные и ответственные участки, был бы он средним или плохеньким - так и остался бы всю войну куковать в каком-нибудь Карельском фронте или вообще был бы понижен до командующего армией, а не встречал конец войны в Берлине, командуя самым большим фронтом.

    А фронт у кого отобрали? У Рокоссовского и ему отдали...
    1. 0
      21 августа 2025 11:18
      Цитата: stoqn477
      А фронт у кого отобрали? У Рокоссовского и ему отдали...

      Рокоссовского с 1-го Белорусского фронта перевели на 2-й Белорусский фронт в ноябре 1944. Когда Берлином ещё не пахло - нужно было сначала от Вислы дойти до Одера.
  8. 0
    21 августа 2025 11:44
    Генштаб нарулил много в начале войны. Поэтому Жуков по поручению Сталина ездил и исправлял генеральские же ошибки. Ну, и жуковские тоже, соответственно. По крайней мере, у Мартиросяна так в его лекции
    1. +1
      22 августа 2025 19:20
      Генштаб нарулил много в начале войны

      Под руководством начальника Генштаба, коим, как ни странно, являлся сабж.
  9. 0
    21 августа 2025 22:34
    После завершения Смуты
    Вспоминается фильм "Формула любви": много у нас тут долгожителей.... Так-то, Смутой называют события 17 века в России
  10. Комментарий был удален.
  11. +1
    22 августа 2025 18:34
    Статья, как обычно, без ссылок на первоисточники. Хотя речь идёт о хорошо документированном 20-м веке. Вот в статье два раза встречается фраза: "Сталин говорил: «Жуков — наш Суворов». Слова И.В.Сталина фиксировались особенно тщательно. Но автор почему-то не конкретизировал, когда эту фразу произнёс (а может быть и не произносил) И.В.Сталин, кто её слышал, кто записал, в каких советских СМИ того времени она была напечатана.
    Вот еще момент. Автор пишет.
    Стал в годы войны заместителем Верховного Главнокомандующего, министром обороны, членом высшего военно-политического руководства СССР, четырежды Героем Советского Союза, кавалером двух орденов Победы и множества других советских и иностранных орденов и медалей.
    Из контекста напрашивается вывод, что все четыре Звезды Героя Советского Союза Г.К.Жуково получил в годы войны.Однако четвертый раз звание "Герой Советского Союза" Г.К.Жукову преподнес Н.С. Хрущов как подарок к 60-ти летию Жукова. Указ о присвоении звания в четвёртый раз был издан 1 декабря 1956 года в связи с 60-летием со дня рождения.
    В 1949 году писателю Эммануилу Казакевичу была присуждена Сталинская премия второй степени
    за его роман «Весна на Одере». При обсуждении этого романа тов. И.В.Сталин сказал
    В романе есть недостатки. Не все там верно изображено: показан Рокоссовский, показан Конев, но главным фронтом там, на Одере, командовал Жуков. У Жукова есть недостатки, некоторые его свойства не любили на фронте, но надо сказать, что он воевал лучше Конева и не хуже Рокоссовского. Вот эта сторона в романе товарища Казакевича неверная. Есть в романе член Военного совета Сизокрылов, который делает там то, что должен делать командующий, заменяет его по всем вопросам. И получается пропуск, нет Жукова, как будто его и не было. Это неправильно. А роман «Весна на Одере» талантливый. Казакевич писать может и пишет хорошо. Как же тут решать вопрос? Давать или не давать ему премию? Если решить этот вопрос положительно, то надо сказать товарищу Казакевичу, чтобы он потом это учел и исправил, неправильно так делать. Во всяком случае так пропускать, как он пропустил, значит, делать неправильно».

    Вот так Жуков воевал лучше Конева и не хуже Рокоссовского
    1. +1
      22 августа 2025 19:22
      Четвертую звезду ему за Венгрию дали, а не за 60 лет.
      Награждать за дожитие до определенного срока начали уже при дорогом Леониде Ильиче. В принципе, дожитие - тоже подвиг в какой-то степени.
      1. 0
        24 августа 2025 15:11
        При Сталине тоже награждали в связи с юбилеями или выслугой лет.
        1. 0
          24 августа 2025 17:35
          Сможете назвать хоть кого-то, кто при Сталине получил награду по указанному основанию?
          1. 0
            24 августа 2025 18:49
            https://03-11-1944.rkka.wiki/
            https://03-11-1944.rkka.wiki/regulation
          2. 0
            24 августа 2025 18:53
            Интересные пункты:
            6. Время пребывания в плену, в окружении и на спецпроверке (в период Отечественной войны) в выслугу лет засчитывается, но только в том случае, если военнослужащий в этот период не был уволен из Красной Армии приказом НКО.
            7. Время пребывания под следствием или в заключении (в 1937—1939 гг. и др.) в выслугу лет засчитывается, но лишь в том случае, если был отменен ранее изданный приказ об увольнении из армии или же зачисление вновь в кадры Красной Армии было произведено сразу же после прекращения следствия или освобождения из заключения.
            8. Военнослужащие Красной Армии, откомандированные для прохождения службы в польскую армию, подлежат награждению орденами и медалями за выслугу лет на общих основаниях, как состоящие в кадрах Красной Армии.
          3. 0
            24 августа 2025 18:55
            Ниже привел ссылки и отрывок из одного документа. Это всё касается военнослужащих. Но, думаю, такое практиковалось и в отношении других категорий.
            1. 0
              24 августа 2025 20:54
              Убедили. Но все же так огульно, как по этому основанию награждали при "дорогом Леониде Ильиче" (в т.ч. и самого Леонида Ильича) - при Сталине не было.
          4. 0
            24 августа 2025 19:24
            ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
            УКАЗ
            от 25 февраля 1946 года
            О награждении товарища Жданова А. А. орденом Ленина


            В связи с пятидесятилетием со дня рождения Секретаря ЦК ВКП(б) тов. Жданова А. А. и принимая во внимание его выдающиеся заслуги перед партией и советским народом, наградить тов. Жданова Андрея Александровича орденом Ленина.

            Председатель Президиума
            Верховного Совета СССР
            М. КАЛИНИН
            Секретарь Президиума
            Верховного Совета СССР А. ГОРКИН
            Москва, Кремль. 25 февраля 1946 г.
            Источник: О награждении товарища Жданова А. А. орденом Ленина // Правда : газета. — 1946. — 27 февраля, № 49 (10131). — С. 2.
    2. 0
      23 августа 2025 11:51
      С П. Спасибо за комментарий, хотел бы отметить что Сталин говорил о Берлинской операции, Ранее в апреле 1946 года состоялась военно-научная конференция на которой генерал-лейтенант Телегин привёл данные согласно которым суммарно уничтоженное количество танков, ЯКОБЫ уничтоженное 1 Блр Фронтом, более чем в 2 раза превосходит число танков имеющееся у немцев против 1 Блр Фронта.Завышение людских потерь примерно на 15%. (Википедия)
  12. -2
    22 августа 2025 19:08
    Сам Сталин говорил: «Жуков — наш Суворов».
    Я изучал его труды, и меня удивляет, что кто-то в России сомневается в таком талантливом полководце. У меня нет никаких сомнений.
  13. 0
    22 августа 2025 21:42
    Цитата: Metallurg_2
    Четвертую звезду ему за Венгрию дали, а не за 60 лет.
    Но указ о награждении датируется 1 декабря 1956 года. А Жуков родился 1 декабря 1896 года. Просто случайное совпадении, да ?
    Ну, тогда держите сам указ. hi
  14. +2
    22 августа 2025 21:43
    Цитата: Altmann
    Сам Сталин говорил: «Жуков — наш Суворов».
    Да замечательно. Вопросы только:
    1. Где говорил
    2. Когда говорил
    3. Кто слышал
    4. Кто записал
    5. В какой газете или в в каком сборнике речей тов. Сталина эта фраза опубликована.