Дальний бомбардировщик Ил-52

Дальний бомбардировщик Ил-52

Дальний бомбардировщик Ил-52


Несмотря на то, что по истории КБ Ильюшина опубликованы тысячи статей, монографий, вышли монументальные труды Н. Д. Таликова и Ю. А. Егорова, ни в одной из них нет даже упоминания о самолете Ил-52 – стратегическом бомбардировщике типа «летающее крыло». Интересно, почему? Автор предполагает, что задание на такой самолет С. В. Ильюшин не получал, и проект был проработан вчерне, «на запас», так сказать. Однако немного предистории.

История создания скоростного дальнего бомбардировщика (СДБ) началась в конце 40-х годов. Окончание Второй мировой войны ознаменовалось появлением ядерного оружия, которое впервые в истории было применено американскими ВВС в войне с Японией.


Новый вид оружия потребовал создания для него надежных средств доставки. Поэтому сразу же после войны в США и Великобритании были развернуты широкомасштабные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию средних и тяжелых стратегических бомбардировщиков.

В США фирмами «Конвэр» и «Боинг» были спроектированы и построены самолеты YB-60 и В-52, имевшие межконтинентальную дальность полета. Предпочтение было отдано самолету В-52 и с августа 1954 г. он начал поступать на вооружение авиакрыльев САК.

Ранее на конкурсной основе были построены средние стратегические бомбардировщики Конвэр ХВ-46, Боинг ХВ-47 и Мартин ХВ-48. Лучшим оказался В-47 и уже в марте 1950 г. началось его серийное производство.

Дальний бомбардировщик Ил-52


В Великобритании прошли испытания и были запущены в серию средние стратегические бомбардировщики Авро «Вулкан», Виккерс «Вэлиент» и Хэндли Пейдж «Виктор».

Это не могло не обеспокоить советское военное руководство, поэтому такие работы начались и в СССР.

Вначале в качестве носителя предполагалось использовать самолет Ту-4, который являлся «аналогом» американской «сверхкрепости» В-29. Но это было лишь временной мерой.

Несмотря на молниеносную быстроту, с которой он был запущен в серийное производство, Ту-4 является всего лишь переходным типом бомбардировщика, так как его летные характеристики, такие как скорость и дальность полета, а также масса боевой нагрузки уже не удовлетворяли советское военное руководство.

В условиях быстрого развития и совершенствования реактивной истребительной авиации, соединения поршневых бомбардировщиков не смогли бы успешно преодолеть мощную противовоздушную оборону потенциального противника, что, кстати, подтвердилось во время войны в Корее в 1950–53 гг., когда самолеты В-29 и В-50 в воздушных боях с истребителями МиГ-15 понесли ощутимые потери и вынуждены были перейти к боевым действиям ночью.

Создание тяжелого бомбардировщика представляло в то время очень сложную техническую задачу.

Дальний бомбардировщик Ил-52
Дальний бомбардировщик Ил-52


Переход от поршневых самолетов со взлетной массой порядка 40–50 т и скоростями полета 500–600 км/ч на реактивную технику с массами 150–200 т и околозвуковыми скоростями потребовал проведения большого объема аэродинамических исследований, научных проработок по вопросам прочности и аэроупругости, создания совершенно новых конструкций, материалов и оборудования.

Сложной проблемой было создание мощного турбореактивного двигателя (ТРД) – первые ТРД только появились, имели малую тягу и ресурс, большие удельные расходы топлива, низкую надежность.

Кроме того, среди отечественных авиационных специалистов в то время не было единого мнения о возможности создания само лета с ТРД, имеющего межконтинентальную дальность полета.

Некоторые из них считали, что создать такой самолет в сжатые сроки вообще невозможно.

Как-то, при разговоре с министром авиационной промышленности М. В. Хруничевым, И. В. Сталин поинтересовался, можно ли создать межконтинентальный бомбардировщик на базе самолета Ту-16, добавив еще два двигателя и увеличив его размеры и массу? На что был получен отрицательный ответ. Тогда он решил побеседовать лично с А. Н. Туполевым.

На аналогичный вопрос вождя Туполев заявил, что при существующих двигателях получить большую дальность не удастся. Тогда Сталин сказал, что другой конструктор берется создать такую машину. Для этого ему будут созданы все условия. Этим конструктором был Мясищев.

История создания легендарного «Бизона» подробно описана в «Иллюстрированной энциклопедии самолетов ЭМЗ им. В. М. Мясищева», том 5.

Сергей Владимирович знал об этом разговоре со Сталиным от самого Хруничева, благо был с ним в хороших отношениях. Однозначно, как и А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин также не взялся бы за такую работу, если бы и к нему обратился Сталин с аналогичным вопросом.

Дальний бомбардировщик Ил-52


Однако, будучи человеком с дальним прицелом, Ильюшин поручает отделу общих видов сделать первые прикидки облика стратегического бомбардировщика. Никакое ТЗ, никакие Правительственные постановления со сжатыми сроками не висели над головами конструкторов – абсолютное творчество.

Получилась уникальная машина – бомбардировщик типа «летающее крыло». Конечно, и до этого были у нас ЛК – например, проект И. В. Четверикова от 1946 года, но Ил-52, даже сейчас, спустя 60 лет смотрится удивительно элегантно и современно. Даже Ил-54, созданный и испытанный позднее, являлся характерным примером конструкции реактивного бомбардировщика середины-конца 50-х годов, тогда как Ил-52 нес в себе все черты современных машин 80-90-х годов.

Дальний бомбардировщик Ил-52
Автор: К. Удалов
Первоисточник: http://www.avicopress.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20
  1. duche 2 марта 2013 13:41
    Гениальный народ в нашей стране. Всегда смотрящий вперед и опережающий своё время. Много передового и прорывного было не реализовано по разным причинам. Красивый самолет. И настоящее время у нас есть такие гениальные люди. Слава им.
  2. Avenger711 2 марта 2013 14:42
    Ил-52 – стратегическом бомбардировщике типа «летающее крыло».


    На картинке не летающее крыло, а редкая, но имевшая минимм одно серийное воплощение полубесхвостка. http://ru.wikipedia.org/wiki/Vought_F7U_Cutlass

    Так что смотрится она как раз-таки не современно, а как реликт той эпохи, когда лепили, кто во что горазд.
    Avenger711
  3. Sirocco 2 марта 2013 14:43
    А кого и чем не устраивают Медведи, и Лебеди? Лучших самолетов стратегов на сегодняшний день НЕТ!!!
    1. Денис 3 марта 2013 09:53
      Цитата: Sirocco

      А кого и чем не устраивают Медведи, и Лебеди?

      Не устраивают они тех самых,кого правила сайта не дают назвать своими кличками
      Да и всё когда то стареет,даже мы,как бы этому не противились
      Так что пусть конструкторы не спят,я не прав-пусть шевелятся производители
    2. ATATA 3 марта 2013 14:12
      Цитата: Sirocco

      А кого и чем не устраивают Медведи, и Лебеди?

      А кого не устраивает наличие альтернативы? Пусть будет. Конкуренция это двигатель прогресса.
  4. Capt.Stryker 2 марта 2013 14:58
    Это чудовище больше похоже на плод брeдoвoй фантазии современных любителей альтернативной истории. Забавно своей нелепостью утверждение, что "самолёт Ил-52 нес в себе все черты современных машин 80-90-х годов."
    Нет в этой фантазии ничего от самолётов 80-90-х годов! Самое позжее - конец 50-х начало 60-х гг. Даже если этот проект действительно существовал, то уже к концу 60-х в начале 70-х он выглядел анахронизмом, - чего стОит только вертикальная спарка двигаделей!
    Capt.Stryker
    1. Василенко Владимир 2 марта 2013 22:42
      простите а вы по образованию кто?
      1. Vadivak 8 марта 2013 16:03
        Цитата: Василенко Владимир
        простите а вы по образованию кто?

        По ходу обгаживатель
  5. WS 2 марта 2013 15:05
    Считаю что у этого самолёта вооружение подвесное, не вижу места для бомб внутри фюзеляжа. Больше напоминает разведывательный самолёт.
    WS
  6. НАПОЛЕОН 2 марта 2013 15:30
    выглядит великолепно ( а современных условиях применения стратегов это уже другой вопрос)
    НАПОЛЕОН
  7. Wedmak 2 марта 2013 16:55
    Странная конструкция. Такое ощущение, что при любом мало-мальски резком маневре крылья отвалятся.
    1. ATATA 3 марта 2013 14:15
      Цитата: Wedmak

      Странная конструкция. Такое ощущение, что при любом мало-мальски резком маневре крылья отвалятся.
      Так ведь бомбардировщики и не должны резко маневрировать.
  8. АлНиколаич 2 марта 2013 17:15
    Во вы ребята критикуете! Было начало новой реактивной эпохи! Революция в авиастроении! Отсюда и проекты такие вычурные. Время проб и ошибок.
    "Ильюшин поручает отделу общих видов сделать первые прикидки облика стратегического бомбардировщика"-Да же предварительных расчётов не делалось ! Так. Проба пера...
  9. Zubr 2 марта 2013 19:02
    Очень красивая и элегантная машина, но судя по силуэту и конструкции, для неё были нужны очень хорошие аэродромы базирования. А так конечно да, ИЛЬЮШИНЦЫ, отрабатывали технологии будущего. Так сказать работали на склад и перспективу... good hi
  10. Kir 2 марта 2013 19:26
    Интересно а какова-бы была реакция тех кто критикует, если-бы сказали что это детище гения. как заявляют всякие адепты запада и иже с ними, б.рутана?
    Касаемо-же машины всё-же не понятен источник откуда взято, да и касаемо альтернативщиков, то-же ой какой вопрос!!!, так как рядом с доморощенными прожектами, у них можно повстречать и вполне реальные проекты КБ, и как их прикажете сравнивать? Касаемо-же самого "Ил-52", вполне изящная машина, только вот как правильно заметил WS, более походит на высотный разведчик.
    А автору отдельная благодарность за просвещение!
    Kir
    1. АлНиколаич 3 марта 2013 02:56
      Согласен. Берт Рутан и более забавные проекты создавал! И летали! Что стоит проект самолёта кругосветного перелёта!
      1. Kir 3 марта 2013 16:50
        Тут главное не что он создавал или создаёт, а сопли и слёзы умиления, в особенности бесят наши почитатели, у самих сколько талантов. а всё туда-же!!! Тем более когда сразу Гении он и Хенкель, интересно и кто и по каким критериям определял? удивительно и то почему сразу не одни амеры в гениях, или это политкорректность или ещё чего, но факт фактом среди наших гениев не замечено.......
        Kir
  11. edeligor 2 марта 2013 20:30
    Для тех лет создание прочностных характеристик представленной модели крыла было неосуществимо. Да и при сегодняшних технологиях это маловероятно. Ряд авиаконструкторов считают летающее крыло наилучшим планером для бомбардировщиков. Посмотрим что нам представят в ПАК ДА.
    1. 916-й 2 марта 2013 21:21
      edeligor: Для тех лет создание прочностных характеристик представленной модели крыла было неосуществимо


      Wedmak: Странная конструкция. Такое ощущение, что при любом мало-мальски резком маневре крылья отвалятся.

      У В-52 максимальная эксплуатационная перегрузка = +2.
      У Ил-52, судя по удлинению крыла, была бы еще меньше, порядка 1,001. Т.е., летать в спокойной атмосфере и "блинчиком", "блинчиком" no
      916-й
      1. АлНиколаич 3 марта 2013 03:00
        Ребята, сопромат никто не отменял!
        Цитата: 916-й
        У Ил-52, судя по удлинению крыла, была бы еще меньше, порядка 1,001. Т.е., летать в спокойной атмосфере и "блинчиком"

        Откуда данные? Самолёт не просчитывали да же! Красивая картинка, а вы сразу...
  12. ironinvader 2 марта 2013 21:14
    Красавец!!!
    ironinvader
  13. Evgeniy-111 2 марта 2013 21:44
    Очень странная и фантастическая на вид даже сейчас машина!
  14. djon3volta 2 марта 2013 22:04
    опять смотрю думаю,и на ум приходит китай с его клонами и копиями всего советского и потом западного laughing я повторял и буду повторять,китай никогда своего ничего не сделает,даже кукурузник с чистого листа,с нуля не сможет разработать,нет у китайцев мозгов что бы с нуля создавать что то высокотехнологичное!!!
    и вот когда на сайте появляется статья про китайские самалёты или карабли,все сразу апладируют китайцам,мол МОЛОДЦЫ !а я у них спрашиваю - в чём молодцы?и тут начинается не в тему закидывать всякими фактами,картинками,ссылками.но в чём молодцы я всё равно не пойму..в том что скопировали чужую разработку?а свё где?своя разработка с чистого листа где?а нету,и никогда не будет.
    это просто мысли вслух,потому что нам есть чем гордится,а китайцам нечем.это я про наши самалёты и тп вещи.
    djon3volta
  15. Дублер 2 марта 2013 22:18
    Честно говоря, офигел. Фантастика! Красавчик...
  16. Zerstorer 3 марта 2013 10:37
    Статье +. А схема конечно интересная для дальней платформы. Надо подумать.
  17. angarchanin 3 марта 2013 15:38
    Удивлен, честно говоря. Первое: Основное сопротивление создает крыло (это знакомо еще с курсантских времен). На время проектирования авиадвигатели выдавали мах. 9500 кг\с. На двух двигателях может и мог бы взлететь (150 000 - 200 000кг. веса и 19 000кг\с тяги наихудшая тяговооруженность) Мясищев мудрее был: он поставил 4 двигателя, но даже его самолеты тяжело взлетали. Второе: расположение крыльевых шасси предполагает увеличение момента силы на крыло при создании взлетного угла (стойки крыльевых шасси расположены далее задней фюзеляжной стойки)
  18. bddrus 3 марта 2013 17:05
    было ли такое? картинки современные -, а остальное "бумага стерпит" ( в данном случае интернет)
  19. ОлегЮган 8 марта 2013 16:14
    Напоминает старый бомбовоз 3-МТ к нам на Байконур спутники возил.
    ОлегЮган

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня