Россия и Китай: гадание на стратегической гуще

Месяц назад председатель КНР Си Цзиньпин посетил Москву. Россия оказалась первой страной, которую он выбрал для государственного визита. Важнейшими документами, подписанными в ходе визита, явились договоры об увеличении поставок российских углеводородов в Китай и строительстве веток трубопроводов по южному направлению. Помимо этого, были подписаны межправительственное соглашение по расширению сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью и соглашение о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего и нефтехимического завода.

После визита последовало любопытное опровержение от ИТАР-ТАСС, в котором сообщалось, что в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву 22-24 марта соглашений о поставках современных российских вооружений и военной техники Китаю подписано не было. Источник такого заявления, происходящий из системы военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, был скрыт за пеленой анонимности. Информацию же о якобы подписанных во время визита соглашениях по линии ВТС распространило Центральное китайское телевидение.


Так что же, дезинформация была вызвана привычкой китайцев бить в фанфары по малейшему поводу? Дело в том, что не во время визита товарища Си, а накануне его Россия и Китай подписали документ в виде рамочного соглашения о поставках самолётов и подводных лодок. Об этом передаёт «Взгляд» со ссылкой на РИА «Новости». КНР, вероятно, закупит у РФ 24 самолёта Су-35 и 4 неатомных подводных лодки проекта 1650 «Амур». Реализация этих двух договорённостей может оказаться первой за последнее десятилетие крупной поставкой российского вооружения в Китай. Причём китайская сторона полагает, что в будущем КНР и РФ могут расширить взаимодействие в области поставок вооружений. Речь идёт о закупке Китаем тяжёлых двигателей 117С, зенитных установок С-400, транспортного самолёта Ил-76 и самолёта-заправщика Ил-78.

Контракт на поставки Су-35 и подводных лодок, как рассказал «Русской службе Би-би-си» военный эксперт Виктор Мураховский, действительно подписан. Готовился он несколько месяцев: в течение этого времени стороны обсуждали объём поставок. Дело в том, что Россия отказывалась поставлять в Китай небольшую партию самолётов, опасаясь, что Пекин рассчитывает скопировать эти изделия. Но в ходе переговоров в прошлом году было подписано соглашение о защите интеллектуальной собственности в части продукции оборонного назначения.

Впрочем, доверять столь категоричному заявлению о подписании, наверное, не стоит.

В «Независимой газете» вышла статья Анастасии Башкатовой и Владимира Мухина, озаглавленная так: «Москва и Пекин не поняли, какие соглашения они подписали». Корреспонденты упоминают о том факте, что переговоры о заключении контракта на поставку истребителей в КНР велись давно, и межправительственное российско-китайское соглашение о поставке в Китай Су-35 было подписано в январе 2013 года. Потом последовали консультации по подготовке контракта. Об этом в феврале рассказал журналистам замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Вячеслав Дзиркалн. Он уточнил, что это будет не лицензионный, а поставочный контракт: Китай получит готовые к эксплуатации самолёты. Поставки должны начаться после 2015 года, а сделка оценивалась примерно в 1,5 млрд. долларов.

Похоже, пишут журналисты, Москва и Пекин запутались. Вокруг поставок российских истребителей и подводных лодок в КНР развернулся скандал. Основной спор был вызван возможностью передачи Китаю технологий производства и организации выпуска аналогов непосредственно на китайских предприятиях.

По данным источников «Независимой газеты», Китай желает минимизировать закупки готовых образцов военной техники из России. Главный интерес Поднебесной — импорт и освоение новейших российских технологий. Поэтому китайцы и снизили вдвое обсуждаемый объём закупок Су-35: с 48 до 24 штук. Предварительный меморандум об импорте такого количества российских истребителей был согласован сторонами в ноябре 2012 года. Опрошенные «НГ» эксперты подтвердили, что разработка собственных аналогов иностранных изделий — часть промышленной политики Китая, которая распространяется практически на любое его производство. Эксперты попытались и спрогнозировать общую стоимость договора, который якобы был заключён между странами. С учётом цены одного Су-35 примерно в 90 миллионов долларов и с учётом цены подлодок стоимость контракта может превысить 3,5 миллиарда долларов, считает Нарек Авакян, аналитик финансовой компании «AForex».

«Самолётные» соглашения КНР и РФ продолжают мучить журналистов и по сей день.

Скотт Хэрольд и Лоуэлл Шварц по этому поводу несколько дней назад написали в «The Diplomat»: «Некоторые журналисты предполагали, что Китай рассчитывает приспособить технологии, использующиеся в двигателях Су-35, для разрабатываемых им сейчас стелс-истребителей. Как и в случае с поставками энергоносителей, российские официальные лица через прессу дают понять, что пока переговоры продолжаются, и их окончательные результаты, вероятно, будут известны только к концу года».

В свежем номере японской газеты «Nikkei» говорится о закупке Китаем у России двадцати четырёх истребителей Су-35 новейшей разработки. Правда, авторы ссылаются на государственные СМИ Китая. Японцы прямо отмечают, что цель китайцев — «начинка».

«Су-35 только недавно поступил на вооружение российской армии и является сосредоточением секретных военных разработок. Удивительно, что такое оружие Россия без всяких сомнений продала Китаю. Новости об этой сделке удивили специалистов по вооружениям со всего мира».


На самом деле, считают японцы, Китай хочет завладеть передовыми технологиями. Неназванный представитель Сил самообороны Японии говорит: «Китай совершенно не заинтересован в самих истребителях. Истинная цель заключается в воспроизведении систем двигателя и радаров и использование их на истребителях собственного производства». И нет необходимости закупать большое количество машин, если единственной целью является копирование внутреннего оснащения «Сухого».

«На начальной стадии переговоров Китай говорил о покупке только четырёх истребителей, но российская сторона заявила, что «вообще не станет продавать, если количество будет менее 48». Посетивший Россию с визитом лидер Китая Си Цзиньпин во время переговоров с президентом Путиным 22 марта всё-таки снизил их число до 24 истребителей».



Вот так однозначно видят эту ситуацию в Японии — стране, напомним, которой очень не нравится усиление КНР и которая спорит с Китаем из-за островов Сенкаку.

А что же китайцы?

Тему двусторонних отношений Китая и России, получивших толчок с момента встречи товарищей Путина и Си в Москве, развило на днях агентство «Синьхуа». Надо отметить, что «сюжеты» о Су-35 или подводных лодок даже не упоминались.

В обширной статье рассказывается о посещении Китая крупной правительственной российской делегации во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Делегаты приехали в Китай для презентации инвестиционных возможностей России. С пафосом отмечается, что Китай стал первой страной, куда Владимир Путин совершил свой первый зарубежный визит за пределами СНГ после переизбрания на посту президента, а Россия стала первой остановкой в зарубежном турне Си Цзиньпина после его вступления в должность главы государства.

Сказано было и о стратегическом сотрудничестве. Как отметил в интервью корреспонденту «Синьхуа» заместитель директора Института России, Восточной Европы и Центральной Азии при Академии общественных наук Китая Ли Юнцюань, сейчас и Китай, и Россия рассматривают активизацию двустороннего сотрудничества как стратегические шансы. Эксперт отметил: «Политическое взаимодоверие на высоком уровне, несомненно, предоставит значительные возможности сотрудничества деловым кругам двух стран, и расширение двустороннего взаимодействия является естественным выбором обеих сторон». А министр коммерции КНР Гао Хучэн, выступая на состоявшейся 15 апреля в Пекине российско-китайской инвестиционной конференции, заявил, что Китай и Россия рассматривают углубление практического сотрудничества как центральную задачу на пути развития двусторонних отношений в дальнейший период, а инвестиционное сотрудничество — как приоритетное направление развития двустороннего практического сотрудничества.

Отмечается, что по данным китайской статистики, между Китаем и Россией в последние годы наблюдалась благоприятная тенденция активизации инвестиционного сотрудничества. Его масштабы приблизились к 30 млрд. долларов США. В течение последних десяти лет Китай сохранял более чем 40-процентные темпы среднегодового роста инвестиций в нефинансовые отрасли России. Российская Федерация, сообщает «Синьхуа», стала одной из крупнейших стран по темпам роста привлеченных инвестиций из Китая.

Однако отмечается и то, что с учётом высокого уровня политических отношений и огромных потенциальных возможностей на рынках двух стран нынешний уровень инвестиционного сотрудничества России и Китая остаётся низким. Председатель правления Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев высказал мнение, что главная задача сейчас заключается в создании атмосферы доверия более высокого уровня в коммерческих кругах и демонстрации готовности правительств двух стран к обеспечению экономической безопасности. А Игорь Шувалов сказал, что главная цель его визита в Китай состоит в воплощении в жизнь достигнутых руководителями двух стран договорённостей и в демонстрации китайским предприятиям больших инвестиционных возможностей России: «Мы хотим, чтобы миф о настороженности китайских инвесторов к российской экономике был развеян».

Была упомянута и одна из главных задач новейшего визита российской делегации в КНР — привлечение китайских инвесторов к участию в крупных инвестиционных проектах на Дальнем Востоке. Российская делегация, пишет «Синьхуа», ознакомила китайских бизнесменов с возможностями инвестирования в этом регионе: сфера транспорта, локальной энергетики, телекоммуникаций, наконец, области строительства морских портов и социальной инфраструктуры. Правительственные представители заявили о готовности правительства России к предоставлению ряда налоговых льгот в целях привлечения инвесторов на Дальний Восток и на Байкал.

Упомянутые выше Скотт Хэрольд и Лоуэлл Шварц (кстати, это политологи, сотрудники мозгового треста «RAND Corporation») справедливо отмечают, что сотрудничество между Россией и Китаем, несмотря на огромные энергетические ресурсы России, стремительно растущие потребности Китая, географическую близость двух стран и стратегические преимущества наземных поставок, которым не способен помешать американский флот, ограничено. Россия остаётся лишь четвёртым по значению поставщиком нефти в Китай и служит источником лишь 8% его нефтяного импорта. В области природного газа уровень сотрудничества ещё ниже.

«…глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что Россия и Китай пока не подписали окончательный контракт с обязательствами обеих сторон. Камнем преткновения в очередной раз стала структура ценообразования в российском газовом экспорте. Россия хочет устанавливать цены на уровне тех выгодных сделок, которые она заключает с европейскими странами, но Китай хочет получать газ намного дешевле. В прошлом ценовые разногласия уже не раз срывали переговоры, поэтому всё ещё остаётся возможным, что ещё до конца 2013 года сделку ждёт крах».


Что касается сектора вооружений, то здесь, по мнению аналитиков, Пекин желает платить как можно меньше за современные военные технологии и технику. Россия хочет увеличить поставки вооружений в Китай, но вместе с тем намерена избегать сделок, которые могут поставить под угрозу её собственную безопасность.

Поставки российских вооружений в Китай, напоминают политологи, заметно уменьшились после 2007 года: Пекин начал требовать не только технику, но и технологии.

Отмечают американцы и вероятность сотрудничества между Пекином и Москвой в сфере создания совместно с другими странами БРИКС аналога МВФ и Всемирного банка для «развивающегося мира».

В заключение аналитики как бы пожимают плечами:

«…пока непонятно, привёл ли визит Си Цзиньпина в Москву к новым стратегически значимым соглашениям. Во время саммита китайские чиновники и журналисты сделали ряд заявлений, намекавших, что были достигнуты важные договорённости в области энергетики и торговли вооружениями. Однако, по данным российской прессы, эти заявления были преждевременными, и впереди стороны ещё ждут трудные переговоры».


Исторически сложившиеся подозрения, взаимное недоверие и разница стратегических интересов, указывают аналитики «РЭНД Корпорэйшн», могут помешать Китаю и России расширить сотрудничество.

Таким образом, возможный стратегический альянс России и Китая, который очень волнует Запад, пока остаётся под знаком вопроса.

Пока можно с уверенностью сказать об одном: главной (и открытой) целью мартовского визита Си Цзиньпина в Москву было расширение китайских закупок российских углеводородов. В основном сегодня Поднебесная закупает нефть в Саудовской Аравии. Надо добавить к этому, что китайцы постоянно думают о диверсификации приобретения энергоресурсов: зависимости от поставщиков они не приемлют.

Что касается Су-35, то об этом «рамочном соглашении» мы ещё услышим.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти