Зачем русским «Адмирал Нахимов»?

10 618 13
Зачем русским «Адмирал Нахимов»?

В перспективе – новый флагман российского военно-морского флота тяжелый атомный ракетный крейсер (в западной прессе именуют «линейным») «Адмирал Нахимов» вышел в море на испытания. Испытания, как почти все заметили, продлятся очень долго, и в этом есть определенная логика: испытывать придется просто огромное количество систем и датчиков, потому что «Нахимов» пережил не столько ремонт, сколько постройку нового корабля в размерностях предыдущего.

Ожидается, что этот корабль станет флагманом российского флота, заменив однотипный крейсер «Пётр Великий», судьба которого пока неясна.



Выход «Нахимова» в море не остался незамеченным, потому что корабль, скажем так, примечательный. Как-никак, а самый большой в мире боевой неавианесущий корабль. 28 000 тонн водоизмещения гарантируют изрядное количество вооружений на любой вкус и достаток. Но о вооружении и возможностях мы поговорим чуть ниже, а пока посмотрим на то, что было сделано с «Нахимовым» в плане «ремонта», и насколько этот «ремонт» отличался от ремонта «Петра Великого».

Как обычно, немного истории



«Адмирал Нахимов» был заложен в 1983 году как «Калинин», спущен на воду в 1986 году, вошел в строй в 1988-м. Корабль относится к классу военных кораблей проекта 1144.2 «Орлан», который нынешнем модернизированном виде имеет обновлённое обозначение проект 1144.2М.

В 1992 году, после развала СССР, крейсер переименовали в «Адмирал Нахимов». Пожалуй, это было самое знаковое событие за всю историю корабля, потому что кроме нескольких учений со стрельбами в акваториях Белого и Баренцева морей, крейсер больше ни в чем замечен не был.

В 1997 году «Адмирала Нахимова» отправили в ремонт с модернизацией, предполагалось заменить всю электронику корабля на более современные цифровые системы, но ударивший кризис поставил крест на всех планах, и крейсер, что называется, «завис» на «Севмаше» на долгое время.


Работа над крейсером по-настоящему началась только в 2014 году. В какой-то момент предполагалось, что проект будет завершён примерно в 2018 году, но сроки неоднократно сдвигались: сначала на 2019 год, а затем на 2020 год. В 2017 году ТАСС сообщал, что работа над «Адмиралом Нахимовым» должна быть завершена к 2021 году. В 2021 году в отчётах говорилось, что корабль вернётся в строй не раньше 2023 года, а в 2022 году на судостроительном заводе «Севмаш» заявили, что возвращение в строй перенесено на 2024 год.


«Адмирал Нахимов» на верфи «Севмаш» в 2017 году, полностью разобранный и покрытый зелёно-красной грунтовкой

Несмотря на то, что сроки были значительно сдвинуты, усилия по реконструкции, как считают многие, принесли более ощутимые результаты, чем модернизация того же «Петра Великого».

Конечно, всех волнует вопрос, насколько глубокой на самом деле является эта модернизация


Другими словами, из всего спектра нового вооружения и датчиков, которые планировалось установить на линейном крейсере, сколько из них было установлено на самом деле и насколько они практичны в эксплуатации? В основе модернизации лежал план по установке 174 вертикальных пусковых установок, что сделало бы его самым вооружённым надводным кораблём или подводной лодкой в мире. Вопрос в системах управления и наведения того, что будет загружено в эти ячейки.

Для сравнения: китайский эсминец Type 55 (который в мире считают крейсером) имеет 112 ячеек системы вертикального пуска. Эсминец класса Arleigh Burke итерации Flight III, имеет 96 ячеек, а крейсер класса Ticonderoga — 122 ячейки. У американских эсминцев класса Zumwalt – 80 ячеек.

Масштабная модернизация крейсера началась в 2014 году. В ходе ремонта корабль лишился 20 пусковых установок для тяжелых противокорабельных ракет П-700, вместо которых было установлено 80 ячеек для стандартных крылатых ракет. Эти пусковые установки способны применять новейшую гиперзвуковую ракету «Циркон», которую российские источники особо выделяют как средство, дающее надводным кораблям страны преимущество над зарубежными противниками в дальнобойных противокорабельных возможностях.

Кроме того, на корабле установлены 96 вертикальных пусковых установок для зенитных ракет морской версии системы С-400. Этот арсенал эквивалентен огневой мощи трех полковых комплектов сухопутных комплексов. Таким образом, «Адмирал Нахимов» стал самым сильно вооруженным надводным боевым кораблем в мире.


Не менее важно и то, что планировалось разместить в шахтах на «Адмирале Нахимове». 78 ячеек предназначались для различных современных российских крылатых ракет, в том числе дозвуковых «Калибров», сверхзвуковых «Ониксов» и гиперзвуковых «Цирконов».

Хотя «Калибр» уже активно используется в боевых действиях на Украине и запускается с различных надводных и подводных платформ, более экзотический «Циркон» применяется только на фрегатах типа «Адмирал Горшков». Зато как! Есть убедительные доказательства того, что ракета как минимум прошла боевые испытания на Украине, возможно, с наземной пусковой установки, а возможно и фрегаты поработали.

Остальные 96 ячеек в модернизированном «Адмирале Нахимове» предназначались для ракет класса «земля - воздух» системы С-300ФМ «Форт», созданной на основе наземной системы С-300. Ракеты этой серии уже входили в состав основного вооружения кораблей класса «Орлан». В других отчётах высказывалось предположение, что «Нахимов» получит ракеты от наземного комплекса С-400, в таком случае возможности противовоздушной и противоракетной обороны будут такими, каких нет ни у одного боевого корабля.


Другая часть противовоздушной обороны, ближнего радиуса действия, будет включать в себя восемь артиллерийско-ракетных комплексов «Панцирь-М», хотя на данный момент, судя по всему, установлено только шесть таких комплексов, по три с каждой стороны судна.

Естественно, всё это вооружение должно было поддерживаться целым комплексом новых датчиков и систем управления и контроля.

Плюс «Адмирал Нахимов» сменил 130-мм орудие АК-130 советской эпохи на более современное орудие А-192М того же калибра, только одноствольное.


Артустановка А-192М создана на базе советской АК-130 путём замены двух стволов на один и соответственно из-за этого произошло облегчения её веса, хотя и при этом артустановка А-192М потеряла в скорострельности. Вместе с А-192М на корабле появилась новая система управления огнём «Пума» разработки московского КБ «Аметист».

Впрочем, артиллерия давно перестала быть главным калибром кораблей, но возможность отправить на 28 км снаряд весом 35 кг – это может быть полезно.

Конечно, если всё вышеупомянутое новое вооружение и сопровождающее его оборудование будет установлено на крейсере, высказывания некоторых западных СМИ относительно того, что крейсер вернётся в состав Северного флота практически в первозданном виде, выглядят очень… легкомысленно.

Следует помнить, что даже менее масштабные программы модернизации военных кораблей могут занимать очень много времени. Например, эскадренный миноносец типа 45 Королевского военно-морского флота Великобритании HMS Daring, головной корабль своего класса, на днях отметил 3000 дней бездействия, что означает, что текущий ремонт и восстановление корабля заняли больше времени, чем его первоначальное строительство. Ожидается, что эсминец вернётся в состав британского флота в конце этого года. Если ничего такого не случиться.

И это – эсминец. А поскольку «Адмирал Нахимов» — военный корабль с ядерной силовой установкой и изрядно большей архитектурой, работа над ним с самого начала была более сложной.


То, что сделали на «Севмаше», вполне можно назвать трудовым подвигом, поскольку разобрать огромный корабль, заново его зачистить, обработать от коррозии и покрасить – уже работа не на год. Плюс замена сотен километров кабелей и трубопроводов, замена датчиков и приемного оборудования – это огромная работа, в процессе которой наверняка возникали новые проблемы и задачи, связанные с тем, что «Нахимов» был построен очень давно.

Да, корабль практически не эксплуатировался. Это факт. Физический износ минимальный, но в 20-х годах 21 века оборудование из 70-80-х годов прошлого века – это несерьезно. Равно как и столь же немолодой набор вооружений.

В целом ремонт на «Севмаше» для «Адмирала Нахимова», кардинально отличается от того ремонта, который прошел «Петр Великий», о котором говорят, что он будет выведен из эксплуатации из-за предельного износа и нецелесообразности такого ремонта и модернизации.

«Пётр Великий» подвергся лишь незначительной модернизации и по-прежнему оснащён в основном вооружением и датчиками советской эпохи. Одно время планировалось, что оба крейсера пройдут такую же глубокую модернизацию. Статус этих планов сейчас весьма неопределённый, и в нескольких отчётах говорится, что ВМФ России расстанется с крейсером «Пётр Великий». И он повторит судьбу других «Орланов», «Адмирала Ушакова» и «Адмирала Лазарева», которые были отправлены на слом.


Тем не менее, учитывая неспособность постройки в России кораблей крупного класса и последующий вывод из эксплуатации авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», у военно-морского флота России остается совсем немного кораблей океанского класса, способных оперировать в дальней морской зоне.

Здесь речь идет не о том, что завтра будет срочно необходимо идти воевать с кем-то в Центральной Атлантике или в Индийском океане, нет. Речь идет о том, чтобы ударная группа кораблей ВМФ РФ могла выдвинуться далеко от своих берегов, и, скажем, произвести перехват группы ракетных кораблей противника до подхода их к точке пуска ракет.

Либо такой корабль, как «Адмирал Нахимов» в состоянии разметать отряд эсминцев Японии в районе Курильской гряды. Уже не раз муссировалось мнение о том, что «Орланам» на Севере делать особо нечего, а вот на Тихом океане этот корабль будет востребован более чем.

В мире это тоже хорошо понимают, что модернизированный за столь огромную сумму (200 миллиардов рублей – это пять фрегатов типа «Адмирал Горшков») крейсер, оснащенный современными датчиками и эффективным оружием может решать самые разнообразные задачи. 174 ячейки – это 174 пусковых ячейки, это мощнейшая защита от опасности с воздуха, плюс увеличенные новыми системами вооружений противолодочные возможности корабля. Плюс очень «жирный» залп из 80 разнообразных крылатых ракет, который отразить по силам далеко не любой корабельной группе. Единственный, пожалуй, минус – это огромные размеры корабля, которые сведут на нет любые ухищрения в плане маскировки.

Мировые эксперты оценили возможности нового флагмана российского военно-морского флота по сравнению с другими однотипными ударными кораблями. Реально выхода «Адмирала Нахимова» на ходовые испытания ждали не только у нас. Многие наблюдали именно в плане «смогут – не смогут». Смогли.


В целом, получается, что модернизация «Адмирала Нахимова» - с одной стороны, реальное усиление возможностей ВМФ России, с другой – демонстрация серьезных намерений со стороны правительства и Минобороны.

Здесь надо сказать пару слов о том, что можно считать несерьезными намерениями. Несерьезно – это говорить о постройке атомных эсминцев водоизмещением в 20 000 тонн и атомных же авианосцев, водоизмещением в 100 000 тонн. Хорошо, что прожекты эпохи предыдущего министра обороны ушли в прошлое, и, надеюсь, навсегда.

Рано или поздно ряды флота пополнят в достаточных количествах современные фрегаты и корветы, и надобность в тяжелом крейсере, как в средстве отражения любой угрозы, отпадет. Конечно, для этого не стоит разбазаривать ресурс этого корабля на абсолютно бесполезные «демонстрации флага» на дальних берегах, уделив больше внимания боевой подготовке экипажа и различным учениям.

Потому вопрос о целесообразности такого же ремонта для «Петра Великого» поднимать не стоит. Корабль много ходил в различные походы, и хоть не принимал участия в боевых действиях, тем не менее, износ у него явно больше, чем у «Нахимова». Потому и ремонт с модернизацией будет стоить никак не меньше, а то и даже больше.

Есть прямой смысл попрощаться с «Петром Великим» и вместо него построить как раз те самые пять фрегатов, которые смогут выполнять те же задачи, что и тяжелый крейсер, плюс еще и нести конвойную службу на той же Балтике, отбивая загребущие лапы любителям наживы за чужой счет.

Сегодня в мире многие эксперты задают вопросы на тему «зачем русским такой корабль?». Многие говорят о том, что это инструмент агрессии из прошлой эпохи, который реанимировали ради проведения в жизнь агрессивной политики России. Здесь можно резонно возразить тем, что наши атомные подводные крейсера намного более эффективное средство нападения. И да, «Бореи» - это именно инструмент сдерживания в мирное время и нападения в военное. И, честно говоря, «Борей» намного более эффективен в этом плане, чем огромный надводный корабль, который будет видно с другого конца света. Да и к тому же что можно сделать при помощи одного такого корабля?

Есть интересное мнение, которое выразили в The Drive. Дескать, «Адмирал Нахимов» - это большой и сомнительный в плане эффективности корабль, но он нужен российскому флоту как флагман, то есть, как символ. Что-то типа «загадочной русской души», которой очень нужен громадный корабль во главе флота. Понимать не стоит, надо просто принять, как есть.


А истина, наверное, в том, что решения о реабилитации крейсера принималось в столь далекие времена, что сегодня даже невозможно найти людей, принимавших эти решения и спросить, каковы были помыслы и устремления. И в итоге мы имеем большой, оснащенный в соответствии с максимальными возможностями российской оборонки, корабль. Демонстратор возможностей как «Севмаша», так и возможностей других заводов.

В принципе, символ ушедшей эпохи, как военный корабль, крейсер семейства «Орланов» послужит стране и флоту, причем, довольно долго. Не менее 15 лет, а то и больше. Однако сегодня, закончив с «Адмиралом Нахимовым», надо уже начинать думать о тех кораблях, которые придут ему на смену.

Да, мы любим символы. Многим сегодня приятен символизм из недавнего прошлого страны. «Петр Великий», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Кузнецов». Символы мощи и уверенности. Но им на смену просто обязаны прийти другие символы, из современной эпохи. Это надо понять и принять, как бы красиво не смотрелись эти огромные корабли.

Но главный момент, пожалуй, увидела более спокойная часть мирового сообщества, которая, к тому же умеет считать.

Огромная польза от «Адмирала Нахимова» заключается в том, что он представляет собой не только ударную платформу с крылатыми ракетами, но и современную платформу противовоздушной и противоракетной обороны.

В американском стратегическом командовании оценили перерождение «Адмирал Нахимов» и, пожалуй, правильно поняли его роль в арктических планах России.


Интересно, но американцы спокойно восприняли, хотя и с уважением, 80 ячеек для крылатых ракет «Циркон», «Оникс» и «Калибр», но ещё больше американцы прониклись пониманием того, что остальные 98 ячеек для вертикального пуска будут заполнены набором лучших ракет от почти всех зенитных комплексов сухопутного базирования ВС РФ.

И это будет корабль, способный олицетворять собой ПВО целого сухопутного района, но мобильный, насколько это возможно для корабля. Причем, это действительно не только для Арктики, но и для Тихого океана.

Ближняя зона – шесть комплексов «Панцирь-М». 48 ракет к пуску, 192 в запасе. Плюс 12 блоков каждый на 6 стволов пушки ГШ-6-30. 60 000 снарядов калибром 30-мм в минуту общего залпа.

А дальше те самые 98 ячеек, в которые можно зарядить действительно все, что угодно. Например, для обороны на средней дистанции это могут быть ракеты от комплекса «Бук», быстрые, надежные в плане захвата цели и весьма смертоносные.

Ну а на дальней дистанции действительно С-300/С-400 не оставят шансов никому.

Здесь интересный момент, который тоже хорошо иллюстрируется при помощи калькулятора: дивизион С-400 - это восемь пусковых установок, каждая из которых несет по четыре ракеты, что дает нам 32 ракеты в залпе. То есть, «Адмирал Нахимов» - это почти полк ЗРК С-300. Точнее, два полных дивизиона, потому что еще надо оставить место под ракеты среднего радиуса действия.

Учитывая, что «Адмирал Нахимов» будет действовать в тех районах, где очень сложно построить наземные позиционные районы противоракетной и противовоздушной обороны, то есть, в Арктике в целом или на Северном морском пути в частности, понятна его ценность.

Арктика привлекает все больший интерес самых разных стран, и понятно, что этот регион в ближайшее время станет очередным полем гибридной войны между крупными странами, заинтересованными в ресурсах этого района.

«Адмирал Нахимов» с его практически неограниченным временем пребывания в море (провиант подкинуть несложно) станет фактически стражем русского Севера, способным подобно щиту закрыть и Северный морской путь, и отразить атаки на этом направлении. Мысль понятна, мысль довольно хорошая. Пять фрегатов, которые можно было бы построить на 200 миллиардов, тоже смогли бы справиться с такой задачей, но автономности «Адмирала Нахимова», увы, у них бы не было.

Так что идея вполне себе.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    Сегодня, 04:49
    Насколько устойчива плавучесть корабля к пробоинам в корпусе и пожара на борту...по примеру "Москвы"...оружие и датчики это конечно хорошо...но не менее важны параметры выживания корабля от различных взрывных повреждений от мин, БЭКов, ракет, БПЛА, торпед, снарядов, бомб, СВУ. what
    1. +4
      Сегодня, 06:11
      Насколько он сможет не подпускать к себе вредные аппараты. В отличии от "Москвы" он серьёзно оснащен. На таком красавце и служить не задорно
  2. 0
    Сегодня, 05:07
    Цитата: Тот же ЛЕХА
    Насколько устойчива плавучесть корабля к пробоинам в корпусе и пожара на борту
    Абсолютной устойчивости не бывает. Т.е. она, конечно же бывает, но только тогда, когда корабль находится в тихой гавани на базе и под надёжной защитой ПВО wink
    1. 0
      Сегодня, 06:30
      Цитата: Голландец Михель
      но только тогда, когда корабль находится в тихой гавани на базе и под надёжной защитой ПВО wink

      ...и при этом посажен на мель, что бы не утонуть в случае чаво wink
  3. +2
    Сегодня, 05:16
    Есть прямой смысл попрощаться с «Петром Великим» и вместо него построить как раз те самые пять фрегатов

    Если бы всё решалось так просто, как видится автору (1 по 200 или 5 по 40)... К сожалению, в реальности не так. И за время модернизации Нахимова (вместо неё), Флот не получил бы ни пять новых фрегатов пр.22350, ни три, ибо для их постройки нужны далеко не только выделенные средства, но и промышленные возможности.
    Интересно, но американцы спокойно восприняли

    А должны были истерить?
    Вот если бы на стапелях заложили сразу парочку атомных авианосцев и с десяток эсминцев, тогда бы они начали "шевелиться", а так, это всёго лишь один боевой корабль, пусть и самый большой...
  4. +5
    Сегодня, 05:35
    Краткое резюме это гнусной статейки: России не нужны крупные корабли,способные выполнять задачи в океане. Их "видно" с другого конца света. Поэтому Петр Великий под слом,адмирал Кузнецов на иголки. Пусть строительством больших океанских боевых кораблей занимаются Китай и США,а у российского ВМФ "свой путь". Автор,а зачем нам фрегаты, зачем Бореи? Весь океан скоро будет под контролем морских БПЛА. Наделаем Рапторов и баста! Объявим об очередной победе,как обычно теперь.
    А вот в чем автор абсолютно прав,так это в том что при нынешних "кремлёвских властителях" ничего подобного адмиралу Нахимову и Петру Великому мы построить не сможем. У них другой "план".
    1. -2
      Сегодня, 06:38
      "Адмирал Нахимов" - это не крупный корабль, а сверхкрупный по нынешним меркам. И никто в мире такие не строит уже более полувека. Но они же все дураки.
      Раньше крупные корабли строили для размещения крупного оружия. Что из имеющегося на "Нахимове" не может нести фрегат? Короче, огромные суммы денег потрачены впустую.
  5. +3
    Сегодня, 05:38
    это 174 пусковых ячейки, это мощнейшая защита от опасности
    или всё таки -
    80 ячеек для крылатых ракет «Циркон», «Оникс» и «Калибр», но ещё больше американцы прониклись пониманием того, что остальные 98 ячеек
    belay хотя, если это не обычная "школьная безграмотность", а желание окончательно "запутать всех наших врагов" (пусть их взорвётся мозг, от авторской арифметики !!), то ладно (!) request пусть гадают, сколько там чего .. ??! wink

    Пять фрегатов, которые можно было бы построить на 200 миллиардов, тоже смогли бы справиться с такой задачей, но автономности «Адмирала Нахимова», увы, у них бы не было.
    но закрыть небо и разогнать АПЛ противника, ОДНИМ кораблём, по протяжённости всего СМП (или хотя бы от Мурманска до Берингова пролива) , или пятью фрегатами, равно удалёнными друг от друга, от крайних точек ?! what
    ...
    как говаривал Кличко, - "сегодня в завтрашний день ... смотреть/считать могут не только лишь все.." smile winked
    По этому, с одной стороны, наверное конечно и хорошо, что хоть один, но восстановили (модернизировали). с другой стороны, и гораздо БОЛЬШЕ напрягает то, что -
    «Адмирал Нахимов» был заложен в 1983 году как «Калинин», спущен на воду в 1986 году, вошел в строй в 1988-м
    , а нынешний правитель, не стесняясь рассуждает, о том, что "та страна" (в его понимании !), могла делать только галоши (!). То есть ТАРКР в ВИ 28000 т., за пять лет ..!!!
    Сегодняшние фрегаты 22350 в ВИ 5400 т., не менее чем 10-12 лет ...?!!!

    А вот то, что при всех его пламенных речах (ещё с начала 2000-х !!), о том, что - "..надо уходить от зависимости сырьевой торговли, и развивать наукоёмкие производства ...", и то, что в его приближённых оказываются люди, которые во время его нахождения у власти, строили чаще как раз "фамильные поместья", а вовсе не высокотехнологичные производства (!), а заводы всё чаще (как раз) закрывали, скупали, приватизировали, выводя выручку за пределы государства ... request
    И при этом, создаётся впечатление, что "ему казалось" (!), что видимо интересам государственности, были менее опасны такие как Чубайс или Тимур Иванов (и его босс ), Рахманов , но сильно напрягали такие как Алексей Мозговой , Стрелков-Гиркин или Пригожин ... ?! what
    .... вспоминаются слова из песни А. Розенбаума, - "что-то здесь не так, не так..." winked
    hi
  6. 0
    Сегодня, 05:54
    Кто такой "Страд" Севера ?! Редакторы АУ !!! В колонке новостей.
  7. +1
    Сегодня, 06:22
    laughing вместо кораблей каждому моряку по гидроциклу - легче от дронов уворачиваться. Можно снабдить ПЗРК и небольшим пулемётом. Вот и готов современный москитный флот laughing
  8. -1
    Сегодня, 07:26
    фактически сделали российский вариант "Бисмарка".. корабль, который практически никуда невозможно отправить из-за угрозы разного рода диверсий и уничтожения.. чтобы он куда то пошёл в поход, в его охрану нужно отрядить практически весь оставшийся флот...
  9. -1
    Сегодня, 07:34
    1. Красить (и подготавливать к покраске) - год нужен? laughing
    2. Разогнать японцев? laughing Автору надо ознакомится с составом японского флота и сразу станет ясно, что японцам достаточно отрядить малую долю флота, что бы на раз разобраться и с Адмиралом и всей свитой. Это ребята реальность.
    3. Нужен или не нужен... Вопрос на самом деле простой, надо лишь смоделировать его появление на Черном море... Ну Вы поняли. Соответственно о реальном противостоянии с флотом НАТО речь даже в теории не может идти.
  10. 0
    Сегодня, 07:55
    Пока его модернизировали, наступили новые времена - новые угрозы, остатки целого флота загнала в порт страна вообще флота не имеющая... Единственный плюс от него это сохранение хоть каких то компетенций в строительстве флота, ну и разбухшие счета причастных к финансированию модернизации.