В Китае создали свой «Райдер»

5 491 21
В Китае создали свой «Райдер»

Спустя несколько дней после появления фотографий первого китайского пилотируемого конвертоплана в интернете появились первые изображения китайского многоцелевого вертолёта. Хотя они впервые появились на сайте X 21 августа 2025 года, судя по всему, первоначально они были опубликованы в китайской социальной сети Weibo 23 апреля.

Китайский комбинированный вертолет


В отличие от классического вертолёта, этот вертолёт комбинированной конструкции оснащён двумя соосными несущими винтами противоположного вращения и одним толкающим винтом в хвостовой части. Архитектура и общая компоновка вертолёта сразу же привлекают внимание своим сходством с демонстрационным образцом компании Sikorsky S-97 Raider, созданным на базе технологии X2.



Авиационные эксперты-исследователи китайской военной авиации Андреас Рупрехт и Рик Джо сходятся во мнении, что эти многокомпонентные вертолёты, возможно, являются демонстрационными образцами. В частности, Джо сопоставил этот новый аппарат с ранее представленным конвертопланом, отметив, что они могут быть демонстраторами технологий вертолётов малого и среднего класса как база для конфигураций следующего поколения, в чём-то похожих на американскую программу Future Vertical Lift (FVL).

Джо также упоминает, что вертолёт, возможно, будет построен компанией Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG), дочерней компанией Aviation Industry Corporation of China (AVIC). С другой стороны, сообщается, что конвертоплан будет всё же построен другой компанией – Hafei Aviation Industry, дочерней компанией Harbin Aircraft Industry Group (HAIG).

Вертолёт имеет обтекаемую форму, оптимизированную для более высокой скорости, с двумя четырехлопастными соосными несущими винтами противоположного вращения и толкающим винтом в кормовой части фюзеляжа. Винт установлен за большими стабилизаторами и нижним хвостовым килем, который также служит точкой крепления хвостового колеса. Основные стойки шасси, по-видимому, убираются с помощью поворотного механизма за кабиной.

Похоже, что на правом борту вертолёта имеется выступ, начинающийся на уровне мачты несущих винтов и заканчивающийся там, где расположены выхлопные патрубки двигателя. Неясно, есть ли продолжение обитаемой части кабины за основными стойками шасси и под несущими винтами, хотя качество изображения не позволяет разглядеть многие детали.


Демонстрационный образец китайского вертолёта

Американец S-97 Raider


Ранее в этом году журналистов из издания The Aviationist пригласили в Центр разработки и лётной практики Sikorsky, чтобы посетить ангар, в котором размещались демонстратор технологий X2, и поближе познакомиться с прототипом S-97 Raider. Как и китайский вертолёт, этот вертолёт имеет два соосных несущих винта противоположного вращения и один винт в хвостовой части.

Этот вертолёт стал результатом 20 лет разработки, начатой в 2005 году с демонстрационного образца X2, и использовал концепцию Advancing Blade, разработанную Sikorsky в 1970-х годах.

Sikorsky S-97 Raider — разведывательный вертолёт американской компании Sikorsky Aircraft, построенный по соосной схеме с толкающим винтом в хвостовой части. Разработан на базе экспериментального вертолёта X2. Компания Sikorsky планировала предложить его для программы Armed Aerial Scout армии США, а также для других возможных применений. S-97 совершил свой первый полёт 22 мая 2015 года. В перспективе S-97 мог бы заменить в войсках разведывательные вертолёты OH-58D Kiowa Warrior.

Согласно проекту, в кабине пилотов размещается экипаж из двух человек с посадкой бок о бок. Фюзеляж вертолёта полностью выполнен из композитных материалов, позволяющих снизить массу машины и её радиолокационную заметность. Вертолёт S-97 Raider оснащён одним двигателем General Electric YT706 мощностью 2600 л.с. и имеет пространство в кормовой части кабины для вооружения и баков с дополнительным запасом топлива. В штурмовой конфигурации транспортный отсек сможет вмещать до шести десантников. По сравнению с другими лёгкими военными вертолётами увеличилась манёвренность, крейсерская скорость и способность работать на больших высотах. Как ожидается, S-97 значительно уменьшит радиус поворота и уровень шума, при значительном увеличении полезной нагрузки. Вертолёт будет оснащаться различными типами вооружения и разведывательной аппаратуры для выполнения тактических миссий. Максимальная скорость, достигнутая в ходе тестовых испытаний – до 220 узлов (407 км/ч). Расчётная максимальная скорость вертолёта – до 444 км/ч.

Однако в то время ещё существовал ряд технических проблем, решение которых заняло десятилетия.

Компания «Сикорский» разработала концепцию «Наступающей лопасти» (Advancing Blade Concept) с целью значительного увеличения скорости полёта вертолёта. Концепция основана на способности ротора создавать подъёмную силу на лопасти, движущейся вперёд в направлении полёта, освобождая от этой нагрузки отступающую лопасть, движущуюся в противоположном направлении.


S-97 Raider во время высокоскоростного пролёта на скорости 200 узлов

Используя жёсткие роторы (имеются в виду жёсткие лопасти винтов) противоположного вращения с ограниченным изгибом в вертикальной плоскости, эта конструкция замедлила рост лобового сопротивления, вызванный эффектом числа Маха на концах лопастей, что позволило развивать более высокие скорости. Технологии развивались годами, и десятилетия спустя такие достижения, как композитные лопасти ротора и электронная система управления, а также добавление толкающего винта для повышения эффективности, решили некоторые технические проблемы.

Это проложило путь к созданию демонстратора технологий X2, доказавшего эффективность и жизнеспособность данной технологии. Инженеры компании «Сикорский» считали его идеальным выбором для вооружённого воздушного разведчика для армии США, который должен был заменить древний OH-58 Kiowa Warrior, в рамках программы «Перспективный ударный разведывательный самолёт» (FARA), результатом которой стал S-97 Raider.


S-97 демонстрирует управляемость на малых скоростях

Китайский FVL?


В рамках программы армии США «Future Vertical Lift» (FVL) конвертоплан и многоцелевой вертолёт претендовали на звание перспективного дальнемагистрального штурмовика (FLRAA), который должен был заменить некоторые из находящихся в эксплуатации вертолётов UH-60 Black Hawk. Победителем конкурса стал конвертоплан, а также Bell V-280 Valor, на базе которого должен быть создан будущий MV-75.

Никто не знает текущих планов НОАК относительно вертолетов следующего поколения, однако появление демонстраторов технологий и прототипов конвертоплана и многоцелевого вертолета с разницей всего в несколько месяцев может дать подсказку для более или менее объективной оценки состояния китайских вертолетных технологий для будущего практического применения новых технологий при создании реальных боевых машин.

Рассматривая основные преимущества такой схемы, можно отметить, что конвертоплан и комбинированный вертолёт увеличили бы дальность полёта и скорость полёта вертолётного парка Китая. В военном применении это, помимо прочего, означало бы возможность перебрасывать войска и грузы на большие расстояния и гораздо быстрее.

В настоящее время Китай, похоже, не испытывает острой необходимости в скоростном многоцелевом и десантном вертолёте для переброски войск и грузов на свои многочисленные острова. Однако, учитывая, что ВМС НОАК, по всей видимости, заинтересованы в расширении своих операций в открытом море, объективная оценка этих новых технологий может стать признаком того, что Китай технологически готов и ситуация может измениться в ближайшем будущем довольно быстро.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    27 августа 2025 04:38
    Однако в то время ещё существовал ряд технических проблем, решение которых заняло десятилетия.
  2. +3
    27 августа 2025 05:50
    Что ж за Китай можно только порадоваться.
    1. 0
      27 августа 2025 06:05
      Можно себе представить, чего добьётся трудолюбивый Китай, лет через двадцать, если ему не подрежут крылья...
      1. +2
        27 августа 2025 11:12
        Цитата: SmollH2
        Можно себе представить, чего добьётся трудолюбивый Китай, лет через двадцать, если ему не подрежут крылья...
        Или к власти не придет китайский Горбачев wink
      2. 0
        29 августа 2025 08:39
        а почему ему не надо подрезать крылья есть хоть одна причина ?
        1. 0
          30 августа 2025 00:51
          Причины есть и не одна. Например, пусть пока кошмарят юсовцев. И я имел ввиду впервую очередь США и/или ЕС и/или Индию, а не нас в подрезании.
          Но я не против, тоже считаю, что самовар надо душить пока он в паровоз не вырос.
          Но только пока он не дружественный.
    2. +2
      27 августа 2025 06:40
      А у нас что то подобное разрабатывается???
      1. +3
        27 августа 2025 09:28
        Цитата: sgrabik
        А у нас что то подобное разрабатывается???

        Да аналогичные проекты разрабатывались и у нас и практически у всех вертолетостроительных фирм. Буквально вчера эта тема в этом же разделе поднималась, сегодня кто то решил повторить. Вчера в обсуждениях обсуждался вопрос в целесообразности данной схемы, в кратце скажу: Раз эту схему отрабатывают почти все , то видимо есть смысл и смысл не в скорости, а в КПД (в КБ не пацаны сидят и все просчитывают), но только вот компромисс между усложнением (а может и упрощением) кинематики и стоимости ни как не найдут... пока.... и в серию ни кто не запустил, может Китай нашел компромисс? Дорогу осилит идущий!
        1. 0
          28 августа 2025 03:40
          Так то да. Но на сейчас не до жиру. Главное компетенции нарабатывать и профессионалов растить. И конечно развивать, то без чего уже вчера обойтись не могли
  3. +1
    27 августа 2025 08:20
    Цитата: sgrabik
    А у нас что то подобное разрабатывается???
    Вы издеваетесь? wink winked
  4. 0
    27 августа 2025 09:32
    Надо признать, что китайский военпром практически догнал и скоро перегонит американский.
    По количеству разработок, качеству разработок, скорости реализации проектов.

    Наших они обогнали давно
    1. +1
      27 августа 2025 18:47
      Цитата: SovAr238A
      Наших они обогнали давно
      А мы с 1991 года никуда и не торопились...
    2. 0
      29 августа 2025 08:46
      несовсем китаю удобно быть в роли догоняющего чтобы экономить на ниокр/окр(которые составляют большУю часть расходов) и использовать уже работающие провереные концепции без технологических инноваций штаты досих пор держат лидерство а как известно тот кто идет первый набивает больше всего шишек(отсюда и астрономические стоимости программ) так что быть в роле догоняющего всегда дешевле и проще
      1. 0
        30 августа 2025 00:53
        Цитата: красноглазка
        несовсем китаю удобно быть в роли догоняющего чтобы экономить на ниокр/окр <...> так что быть в роле догоняющего всегда дешевле и проще


        Что-то тут странно. Может слово "несовсем" лишнее?
        1. 0
          30 августа 2025 06:29
          отвечая на коммент что китай скоро перегонит штаты я написал „несовсем, китаю удобно быть в роли догоняющего“ зпитую поставить не успел время редактирования истекло
  5. 0
    27 августа 2025 13:08
    Используя жёсткие роторы (имеются в виду жёсткие лопасти винтов) противоположного вращения с ограниченным изгибом в вертикальной плоскости, эта конструкция замедлила рост лобового сопротивления, вызванный эффектом числа Маха на концах лопастей, что позволило развивать более высокие скорости.
    Кто-нибудь может объяснить как оно получается? Всегда думал, что для этого требуется снижать скорость вращения винта (чтобы края скорость звука не превышали).
    1. +1
      27 августа 2025 17:15
      Цитата: bk0010
      Используя жёсткие роторы (имеются в виду жёсткие лопасти винтов) противоположного вращения с ограниченным изгибом в вертикальной плоскости, эта конструкция замедлила рост лобового сопротивления, вызванный эффектом числа Маха на концах лопастей, что позволило развивать более высокие скорости.
      Кто-нибудь может объяснить как оно получается? Всегда думал, что для этого требуется снижать скорость вращения винта (чтобы края скорость звука не превышали).

      М.б. они диаметр уменьшили ? Линейная скорость конца лопасти должна пропорционально числу "пи" уменьшиться.
      1. +1
        29 августа 2025 09:06
        не физик поэтому попробую обьяснить по крестьянски как я думаю для развития высокой скорости нужно среди всего прочего повышение силы тяги винта добится жтого можно разными путями
        1) увеличение диаметра что сопряжено с ограничением трансзвукового барьера так как вы заметили законцовки длинного винта преодолеют звуковой барьер на меньших оборотах нежели более короткие
        2) использование соосной схемы (камов и прочие) то есть использование двух винтов меньшего диаметра(что значит меньшая скорость на законцовках пи сопостовимой тяге) и среди прочего решают роблему закручивания в традиционных схемах
        из минусов как правило выше вибраций, риск перехлеста, усложнение конструкции с незначительной потери мощности, большая высота, необходиность использовать более серьезное оперение
        3)конвертоплан где используются поворотные винты малого диаметра (см2)) (небуду дальше обьяснять надебсь и так понятно) из минусов усложнение конструкции,необходимость вращения обоих(если их два) винтов при отказе 1 двигателяиз чего следует потеря мощности, не возможность взлета по самолетному что ограничивает предельную взлетную массу, не возможность быстро зависнуть при смене режима полета
        1. 0
          29 августа 2025 10:34
          Да, всё так, к тому же в статье
          Концепция основана на способности ротора создавать подъёмную силу на лопасти, движущейся вперёд в направлении полёта, освобождая от этой нагрузки отступающую лопасть, движущуюся в противоположном направлении...
          Используя жёсткие роторы (имеются в виду жёсткие лопасти винтов) противоположного вращения с ограниченным изгибом в вертикальной плоскости

          Это значит, что
          Цитата: красноглазка

          из минусов как правило выше вибраций, риск перехлеста

          риск перехлёста устраняется.
          Очевидно, что главное усовершенствование у них в области управления лопастью винта в процессе единичного его оборота, т.е. они умудрились сделать один оборот винта несимметричным. Это действительно прорыв.
          1. Комментарий был удален.
          2. 0
            29 августа 2025 16:36
            из вашего пояснения я не понимаю как изменение угла атаки способствует уменьшению вибрации хотя да решает часть проблем с лобовым сопротивлением
            1. 0
              29 августа 2025 16:38
              Вибрацию скорее всего не уменьшает, а вот скорость и маневренность должен увеличить