Американские БПЛА конца 20 века: совместные проекты с Израилем и появление разведывательно-ударных «Хищников»

Очень долго военное руководство сверхдержав уделяло основное внимание развитию БПЛА тяжелого класса, считая лёгкие и средние беспилотники дорогостоящими игрушками, лишенными сколько-либо заметного боевого потенциала. Многое изменилось после того, как Израиль в начале 1980-х очень успешно использовал относительно небольшие дроны при разгроме сирийской системы противовоздушной обороны. Эти события стали катализатором массовой разработки дронов лёгкого и среднего класса, способных использоваться в роли воздушных мишеней, выступать ложными целями для вражеской ПВО, осуществлять разведку в ближнем тылу противника и нести вооружение. В 1980-е годы Израиль добился значительных успехов в области создания БПЛА, США оказались в роли догоняющего и даже приняли на вооружение ряд израильских образцов.

В 1990-е годы прогресс, достигнутый в области легких и прочных композитных материалов, а также совершенствование аппаратуры телеуправления и передачи данных позволили создать и принять на вооружение БПЛА среднего класса с увеличенным временем нахождения в воздухе. Беспилотные аппараты нового поколения оказались способны не только в течение длительного времени осуществлять разведку и наблюдение, но и наносить удары высокоточными средствами поражения по обнаруженным целям.
Многоцелевой БПЛА Lockheed MQM-105 Aquila
В 1975 году корпорация Lockheed выиграла тендер, объявленный армией США, на создание лёгкого БПЛА, предназначенного для ведения разведки в ближнем тылу противника, корректировки артиллерийского огня и выдачи целеуказания высокоточным боеприпасам с лазерным наведением.
В рамках проекта был создан аппарат с толкающим винтом диаметром 660 мм, построенный по схеме «летающее крыло». С декабря 1975 года по ноябрь 1977 года этот беспилотник совершил 149 полетов, и по итогам первого этапа испытаний военные сформулировали требования к системе, пригодной к применению в полевых условиях. После этого с «Локхид» был заключён контракт на поставку 22 доработанных летательных аппаратов, 4 наземных станций управления, 3 пусковых установок, 3 систем для приземления и вспомогательного оборудования.
Однако из-за неготовности электронной аппаратуры и частых отказов системы дистанционного управления испытания окончательного варианта начались только в 1984 году. Много трудностей возникло с созданием и доводкой компактной оптоэлектронной станции на вращающейся турели, установленной в нижней части дрона, которой занималась фирма Westinghouse Electric Corporation.
Эта станция включала в себя телевизионную камеру высокого разрешения с тепловизионным каналом, совмещённую с лазерным целеуказателем, предназначенным для подсветки целей ракетам AGM-114 Hellfire и 155-мм снарядам M712 Copperhead. Связь с БПЛА должна была осуществляться по защищённому каналу аппаратуры MICNS. Запуск аппарата происходил с катапульты, установленной на 5-тонном грузовике, при помощи упругого шнура.

Посадка осуществлялась на 15-метровую сеть из нейлона, растянутую на ровной площадке. Наземный пункт управления размещался в фургоне, установленном на грузовике повышенной проходимости, и обслуживался тремя операторами. Первоначальные планы развертывания предусматривали поставку 780 летательных аппаратов и 72 наземных комплектов.

БПЛА MQM-105 Aquila
Летательный аппарат, весивший в снаряженном состоянии 150 кг, оснащался двухтактным поршневым двигателем Virgo M15 мощностью 24 л.с. Максимальная скорость достигала 210 км/ч. Потолок – 4500 м. Продолжительность полёта – 3 часа.
Войсковые испытания БПЛА, получившего официальное обозначение MQM-105 Aquila, велись в мае-сентябре 1985 года в Форт-Хуачук, штат Аризона. Но вскоре по требованию военных испытания приостановили, и дрон отправили на доработку. Основные нарекания были связаны с неустойчивой работой защищённого канала связи и отказами оптоэлектронной аппаратуры.
С октября 1985 года по январь 1986 года компания Lockheed провела за свой счет исправление выявленных недостатков и дополнительное тестирование, после чего было заявлено, что основные проблемы устранены.
Полигонные испытания улучшенного варианта начались в феврале 1986 года и завершились в мае 1986 года. Эксплуатационные испытания длились с октября 1986 года по март 1987 года. Хотя беспилотную систему по-прежнему преследовали проблемы с надёжностью, армия запросила запуск системы в производство. Однако Министерство обороны США сочло, что доводка БПЛА слишком затягивается, и закрыло программу в 1987 году. В 1990-е годы журналы Aviation Week и Space Technology Magazine писали, что оставшиеся работоспособные БПЛА MQM-105 в конце 1980-х были использованы на учениях Team Spirit армии США и Южной Кореи в роли воздушных мишеней.
С учётом прогресса в области систем передачи данных и телеуправления данный беспилотник можно было довести до уровня, приемлемого для использования в строевых подразделениях. Однако БПЛА MQM-105 не повезло. Армейские генералы не смогли объяснить чиновникам, почему стоимость беспилотного комплекса, в котором используются летательные аппараты, напоминающие детские игрушки, сравнима с ценой настоящих самолётов и вертолётов. Кроме того, командование армейской авиации обоснованно считало, что принятие MQM-105 на вооружение отрицательно скажется на закупке боевых и многоцелевых вертолётов. В свою очередь, руководство ВВС полагало, что Сухопутным войскам свои беспилотники не нужны и ими должны заниматься «профессионалы».
После того как программа MQM-105 в США была свёрнута, компания Lockheed предложила экспортный вариант, известный как Altair. Однако без государственной поддержки производства найти иностранных покупателей не удалось.

БПЛА MQM-105 в Музее вооружения ВВС США
В настоящее время единственный сохранившийся экземпляр БПЛА MQM-105 экспонируется в Музее вооружения ВВС США, расположенном рядом с авиабазой Эглин в штате Флорида.
Беспилотный разведчик-корректировщик AAI RQ-2 Pioneer
Весьма удачные результаты боевого применения израильских БПЛА в первой половине 1980-х побудили американских адмиралов озаботиться приобретением дронов, с помощью которых можно было бы вести разведку на удалении в несколько десятков километров от станции управления, расположенной на корабле, и осуществлять корректировку артиллерии. Особенно это было актуально при осуществлении огневой поддержки морской пехоты в ходе проведения десантных операций.
Для проведения полевых испытаний в середине 1980-х Корпус морской пехоты и ВМС США приобрели партию израильских разведывательных беспилотников Tadiran Mastiff, которые тестировались на авианосцах и в опытной беспилотной эскадрилье, сформированной на базе морской пехоты Кэмп-Пендлтон в Южной Калифорнии.
По итогам испытаний с американской компанией AAI Corporation и израильской Israel Aircraft Industries был заключён контракт на создание БПЛА, предназначенного для эксплуатации на кораблях. Первый полёт состоялся в 1985 году.
Беспилотный летательный аппарат AAI RQ-2 Pioneer фактически являлся адаптированным в соответствии с американскими требованиями израильским IAI Scout. От израильского прототипа «Пионер» отличался 2-тактным 2-цилиндровым оппозитным поршневым двигателем ZF Sachs мощностью 26 л.с. На поздний модификации RQ-2С устанавливался роторный двигатель UEL AR-741, выдававший 38 л.с.

БПЛА RQ-2
БПЛА длиной 4,3 м имел размах крыла 5,151 м и в снаряженном виде весил 205 кг. Запас топлива 47 л обеспечивал возможность нахождения в воздухе более 4 часов и практическую дальность полёта до 185 км. Максимальная скорость достигала 176 км/ч. Потолок – 4500 м. Полезная нагрузка в виде сменного комплекта оптоэлектронных приборов составляла 35 кг.

Дрон выбрасывался в воздух с наземной или корабельной катапульты твердотопливным ускорителем. Для посадки беспилотника на корабле использовалась сеть из мягкого эластичного материала.
В 1986 году началось серийное производство БПЛА RQ-2А. В декабре 1986 года первые RQ-2А вошли в состав беспилотной разведывательной группы линкора USS Iowa (BB-61).

Запуск БПЛА RQ-2А с палубы линкора USS Iowa (BB-61)
Позже выпускались улучшенные модификации RQ-2В и RQ-2С. Всего ВМС и КМП США было поставлено 175 единиц.
«Пионеры» активно использовались в боевых действиях. «Крещение огнём» БПЛА данного типа произошло в ходе операции против Ирака в 1990-1991 гг. Беспилотники совершили 545 боевых вылетов, вражеским огнём было сбито 13 БПЛА, ещё 18 получили повреждения во время эксплуатации. В 1999 году «Пионеры» применялись в ходе войны НАТО в Югославии, при этом было потеряно четыре RQ-2. Последним крупным конфликтом, в котором участвовали дроны этого типа, стала Иракская кампания 2003 года, но подробностей в открытых источниках нет. Эксплуатация «Пионеров» длилась более 20 лет, оставшиеся 35 беспилотников флот списал в 2007 году.
Многоцелевой БПЛА BQM-147 Exdrone/Dragon
Вскоре после начала серийного производства БПЛА AAI RQ-2 Pioneer американский Корпус морской пехоты заключил контракт с государственной Лабораторией прикладной физики, являющейся подразделением Университета Джонса Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд, на разработку одноразового дешевого дрона. Этот летательный аппарат, оборудованный генератором помех УКВ-диапазона, предназначался для оперативного подавления связи противника в тактическом звене. К созданию планера привлекли компанию BAI Aerosystems, которая взаимодействовала с Центром лётных исследований НАСА в Лэнгли.
Лётные испытания БПЛА, получившего обозначение BQM-147 Exdrone, проводились в конце 1980-х на военно-морской авиабазе Патаксент-Ривер в штате Мэриленд. Комбинированные испытания прошли на ракетном полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико.

БПЛА BQM-147 Exdrone
Фактически беспилотник удовлетворял первоначальным требованиям, но командование КМП США решило расширить сферу применения и затребовало возможность смены полезной нагрузки и многоразовость использования для ведения разведки и наблюдения за полем боя.
В итоге БПЛА BQM-147А Dragon оснастили модульным набором из трёх возможных вариантов: цветной камерой с лазерным дальномером-целеуказателем, цветной камерой высокого разрешения или камерой с тепловизионным каналом. Начиная с 1996 года Корпус морской пехоты приобрел более 500 БПЛА BQM-147А, и они применялись в ходе боевых действий в Ираке в 2003 году. По мере поступления новых дронов других типов «Драконы», имеющиеся в распоряжении Корпуса морской пехоты, выводятся из эксплуатации и «утилизируются» как воздушные мишени.

БПЛА BQM-147А Dragon
Беспилотник, построенный по схеме «летающее крыло», весит около 45 кг. При длине фюзеляжа 1,62 м, размах крыльев составляет 2,5 м. Двухтактный поршневой двигатель Quadra 100SS мощностью 8,5 л.с. обеспечивает максимальную скорость до 130 км/ч. Максимальная высота полёта – 3000 м. Практическая дальность – 48 км. Аппарат может находиться в воздухе более 2 часов. Запуск осуществлялся с пневматической катапульты, посадка на грунт или в эластичную сеть.
Для американской береговой охраны разработана модификация, известная как Condor. Эта модель предназначена для проведения поисково-спасательных операций и противодействия незаконному наркотрафику. Аппарат может запускаться с катера без катапульты по принципу «воздушного змея», когда летательный аппарат буксируется тросом и после набора высоты освобождается от привязи. При посадке дрон цепляется специальным крюком за трос, поднятый аэростатом, что предотвращает его повреждение.
Реактивный разведывательный БПЛА Teledyne Ryan Model 324 Scarab
После «беспилотного прорыва», достигнутого Израилем, интерес к дронам начали проявлять другие ближневосточные государства. Для ведения разведки на удалении более 1000 км Египет заказал компании Teledyne Ryan улучшенный вариант реактивного AQM-34 Lightning Bug. Однако к тому моменту «Молниеносный жук», ведущий свою родословную с середины 1950-х, безнадёжно устарел, и по согласованию с египетской стороной был заново спроектирован БПЛА Model 324 Scarab.
Первый реактивный «Скарабей», построенный по египетскому заказу, поднялся в воздух в 1988 году. Это весьма изящный беспилотник с низко расположенным стреловидным крылом, двухкилевым хвостовым оперением, оснащённый турбореактивным двигателем Teledyne CAE 373-8C тягой 4,3 кН и воздухозаборником в верхней задней части фюзеляжа.

Запуск БПЛА Model 324
Запуск Model 324 осуществляется с буксируемого прицепа с помощью твердотопливного ускорителя, а посадка — на парашюте. Перед посадкой в нижней части фюзеляжа активируется надувной мешок-амортизатор. Управление на маршруте происходит по заранее введённой программе, но также предусмотрена резервная система дистанционного управления.

БПЛА Model 324 имеет длину 6,12 м, размах крыльев – 3,35 м. Снаряженный вес – 1130 кг. Максимальная скорость – 970 км/ч. Потолок – 16 000 м. Практическая дальность – 2250 км.
Военно-воздушные силы Египта приняли 56 реактивных дронов. Несколько единиц были утрачены в ходе антитеррористической операции, проводимой силами безопасности и армией на Синайском полуострове. Приблизительно три десятка беспилотных «Скарабеев» эксплуатируются до сих пор.
Реактивный разведывательный БПЛА Teledyne Ryan BQM-145А Peregrine
На базе БПЛА Model 324 компания Teledyne Ryan в начале 1990-х создала беспилотный аппарат BQM-145А Peregrine с фюзеляжем из композитных материалов, предназначенный для получения разведданных в реальном режиме времени и выдачи целеуказания авиации. В отличие от египетского «Скарабея», БПЛА BQM-145А Peregrine имел боковые воздухозаборники. Запуск должен был происходить с борта самолёта палубной авиации или с наземной пусковой установки.

БПЛА BQM-145А Peregrine
Беспилотный аппарат с максимальной взлётной массой 990 кг имел длину 5,6 м, размах крыльев – 3,2 м. Турбореактивный двигатель Teledyne CAE F408-CA-400 с тягой 4,4 кН на высоте 8500 м обеспечивал скорость 1115 км/ч. Практический потолок – 12 200 м. Практическая дальность – 1300 км. Продолжительность полёта – 2 часа. Полезная нагрузка массой 161 кг должна была включать в себя различные оптоэлектронные системы наблюдения, радар бокового обзора и лазерный дальномер-целеуказатель.
Разработка осуществлялась по контракту с КМП США в рамках программы JUAV-MR (Joint Unmanned Aerial Vehicle – Medium Range), и прототип, обозначенный как Model 350, был успешно испытан в мае 1992 года. Первоначально ВМС и КМП США планировали закупить 500 БПЛА BQM-145А. Однако из-за окончания «холодной войны» и бюджетных ограничений военное ведомство отказалось от приобретения беспилотников этого типа. До официального свёртывания программы было построено шесть дронов. После того как корпорация Northrop Grumman поглотила компанию Teledyne Ryan, был предложен вариант дрона с генератором высокочастотного излучения, предназначенный для подавления радиостанций и радаров, но заказов на этот вариант не последовало. Несколько построенных прототипов в конце 1990-х специалисты корпорации Northrop Grumman использовали для отработки радиоэлектронного оборудования и поисково-прицельных систем, которые впоследствии использовались на других летательных аппаратах.
Разведывательный БПЛА IAI RQ-5 Hunter
В первой половине 1990-х командование Сухопутных сил решило повысить информационную осведомлённость штабов корпусов и дивизий за счёт массового использования БПЛА. Одним из аппаратов, задействованных в данной программе, стал БПЛА Hunter, разработанный компанией Israel Aerospace Industries, получивший в США обозначение RQ-5А Hunter. Контракт на производство беспилотников был заключён с аэрокосмической компанией TRW Inc., которую в 2002 году поглотила корпорация Northrop Grumman.

БПЛА RQ-5А
БПЛА RQ-5А с максимальной взлётной массой 885 кг мог осуществлять укороченный взлёт с грунтовой взлётно-посадочной полосы при помощи твердотопливного ускорителя и садился с использованием аэрофинишера.

При длине 7,01 м и размахе крыла 10,57 м полезная нагрузка достигала 90 кг. Два рядных 3-цилиндровых двигателя Twin Mercedes HFE Diesel мощностью 56 л.с. могли разогнать дрон до 175 км/ч. Крейсерская скорость полёта составляла 93-160 км/ч. Практический потолок – 5500 м. Дистанционное управление обеспечивалось на удалении до 125 км от наземной станции. Запас топлива объёмом 290 литров позволял держаться в воздухе около 20 часов.
В американскую армию первые БПЛА RQ-5 поступили в 1994 году. Однако уже в 1996 году из-за бюджетных ограничений контракт был расторгнут. До этого заказчик успел принять более 20 «Хантеров», которые поступили на вооружение беспилотной роты 15-го разведывательного батальона, дислоцированного в Форт-Худ, штат Техас.
В марте 1999 года это подразделение было развёрнуто в Республике Македония для поддержки операций НАТО в Косово. В течение семи месяцев БПЛА RQ-5А налетали более 4000 часов, но при этом было потеряно семь беспилотников. Известно, что один дрон сербы расстреляли в воздухе из пулемёта винтовочного калибра, установленного на борту вертолёта Ми-8.
Тем не менее опыт эксплуатации RQ-5 на Балканах сочли успешным, после чего их закупку возобновили. На каком-то этапе разведывательные RQ-5 хотели заменить RQ-7А, но в итоге их эксплуатировали параллельно. Штабным офицерам и командирам специальных подразделений импонировала способность «Хантера» осуществлять длительное слежение за конкретным объектом и съёмку большой территории. Впоследствии беспилотники RQ-5А летали над Ираком и Афганистаном.
Корпорация Northrop Grumman в 2003 году разработала вооруженную модификацию MQ-5В, способную нести авиационные боеприпасы GBU-44/B Viper Strike. Впервые малогабаритные управляемые бомбы были применены по реальной цели в сентябре 2007 года.

Эксплуатация «Хантеров» в американской армии продолжалась до 2015 года. БПЛА RQ-5А также поставлялись в Бельгию и на Филиппины. В настоящее время некоторое количество беспилотников этого типа с системами наблюдения коммерческого образца эксплуатируются Министерством внутренней безопасности США, Бюро таможенной и пограничной охраны, а также Управлением воздушного и морского транспорта.
Разведывательный БПЛА AAI RQ-7 Shadow
Для замены БПЛА RQ-2 Pioneer компания AAI предложила беспилотный аппарат, имевший коммерческое наименование Shadow 200. В 1999 году армия США официально приняла его на вооружение, присвоив обозначение RQ-7А Shadow. На приобретение 41 беспилотника и девяти комплектов наземного оборудования министерство обороны США выделило $99 млн.
Известно, что дроны этого типа планировалось использовать для ведения разведки в интересах мотопехотной дивизии или бригады. Помимо четырёх БПЛА, в составе разведывательного комплекса имеется: наземная станция управления на шасси армейского автомобиля Hummer, гидравлическая пусковая установка на прицепе, транспортная машина для беспилотников на таком же шасси, как и наземная станция управления, и терминал приёма/передачи данных. Весь комплекс RQ-7A размещается на шести автомобилях, и для его воздушной транспортировки используют три самолёта C-130Н.

БПЛА RQ-7А Shadow
БПЛА RQ-7А выполнен по нормальной аэродинамической схеме с двубалочным фюзеляжем с толкающим воздушным винтом. Беспилотник имеет перевёрнутое V-образное хвостовое оперение. Крыло съёмное и разборное для удобства транспортировки. Основной целевой нагрузкой являются цифровые фото- и видеокамеры, работающие в видимом и инфракрасном диапазонах.
Аппарат с максимальной взлётной массой 170 кг снабжён роторно-поршневым двигателем UAV 741 мощностью 38 л.с., обеспечивающим максимальную скорость 200 км/ч. Крейсерская скорость – 120 км/ч. При длине 3,41 м и размахе крыла 3,87 м дрон может находиться в воздухе 5 часов. Практическая дальность – 125 км. Практический потолок – 4500 м.
Улучшенным вариантом является RQ-7B. Эта модель имеет крылья, длина которых увеличена до 4,3 м. Новые крылья и топливный бак увеличенной ёмкости позволили довести продолжительность полёта до 6 часов. Модификация с размахом крыла 6,1 м и более мощным двигателем может держаться в воздухе почти 9 часов и подниматься на высоту 5500 м.

Запуск БПЛА RQ-7B
Благодаря внедрению современной обзорно-поисковой аппаратуры возможности RQ-7B в части ведения разведки, наблюдения и целеуказания существенно улучшились. Кроме того, в случае необходимости модернизированные БПЛА могут использоваться для ретрансляции сигналов других беспилотников.
Аппараты семейства RQ-7 Shadow активно применялись в боевых действиях в Ираке и Афганистане, совершив более 37 000 вылетов. БПЛА этого типа поставлялись в Австралию, Албанию, Италию, Турцию и Швецию.
Опытный БПЛА McDonnell Douglas X-36
С учётом того, что предприятия американской авиастроительной отрасли создали очень значительное количество опытных и экспериментальных беспилотников, их перечисление заняло бы слишком много времени, в связи с чем они остались за рамками данной публикации.
Однако я не смог пройти мимо экспериментального БПЛА X-36, созданного корпорацией McDonnell Douglas совместно с NASA в качестве прототипа малозаметного высокоманёвренного боевого самолёта нового поколения. Всего было построено два экземпляра.

БПЛА X-36
Беспилотник выполнен по схеме «бесхвостка», с разнесенными элеронами и соплом изменяемого вектора тяги. На самолете установлен экспериментальный турбовентиляторный двигатель Williams Research F112 тягой 3,1 кН. Взлетная масса аппарата, построенного в масштабе 30% от пилотируемого самолёта, составляла 590 кг, при ёмкости топливного бака около 100 л.

При длине фюзеляжа 5,55 м размах крыльев достигал 3,18 м. В ходе испытаний удалось развить скорость 450 км/ч. Практический потолок – 6200 м.
Управление дроном осуществлялось с земли с использованием видеокамеры, расположенной в носовой части летательного аппарата и связанной с системой виртуальной реальности, отображаемой в шлеме пилота.
Летные испытания в 1997 году проходили на авиабазе Эдвардс в штате Калифорния, в Центре летных испытаний NASA. Был выполнен 31 полет, и по завершению тестирования представители корпорации Boeing, поглотившей McDonnell Douglas, заявили, что испытания прошли очень успешно и БПЛА X-36 продемонстрировал результаты выше ожидаемых. Впрочем, дальнейшего развития этот проект не получил, и оба экспериментальных беспилотника переданы авиационным музеям.
Разведывательно-ударные БПЛА General Atomics Predator
Американские многоцелевые беспилотники семейства Predator являются одними из наиболее известных и узнаваемых летательных аппаратов такого типа. Данные БПЛА очень активно применялись в вооруженных конфликтах в разных уголках планеты, их название во многом стало именем нарицательным.
Свою родословную «Хищник» ведёт от мало известного широкой публике опытного БПЛА Model 410, построенного фирмой Teledyne Ryan в конце 1980-х.

БПЛА Model 410
Данный аппарат, способный находиться в воздухе более 15 часов и нести полезную нагрузку до 140 кг, не в полной мере удовлетворял требованиям заказчика, но имел ряд интересных технических решений, и материалы по нему в первой половине 1990-х получила компания General Atomics Aeronautical Systems, ведущая работы по БПЛА нового поколения.
На тот момент специалисты General Atomics были заняты доработкой разведывательного БПЛА Gnat 750, который совершил свой первый полёт в 1989 году.

БПЛА Gnat 750
Беспилотник с толкающим воздушным винтом и перевёрнутым V-образным хвостовым оперением имел максимальную взлётную массу 510 кг. Поршневой двигатель Rotax 912 мощностью 85 л.с. обеспечивал максимальную скорость 213 км/ч. Практическая дальность достигала 2000 км. Продолжительность полёта – до 12 часов. Потолок – 7600 м.
Военное ведомство заинтересованности в приобретении Gnat 750 не проявило, но в 1994 году несколько дронов купило Центральное разведывательное управление и использовало их для наблюдения за событиями на территории бывшей Югославии. Но из-за технических проблем и плохой погоды большая часть полётных заданий оказалась провалена. Тем не менее фирма General Atomics сумела продать 22 беспилотника Турции.
Исходя из опыта применения Gnat 750 на Балканах, с использованием технических решений БПЛА Model 410 был создан усовершенствованный вариант, известный как Gnat 750-45, который впоследствии развился в «Хищника».
В январе 1994 года компания General Atomics получила задание на разработку беспилотного аппарата, ставшего известным как RQ-1 Predator. Впервые этот БПЛА поднялся в воздух 3 июля 1994 года с взлётно-посадочной полосы уединённого аэродрома Эль-Мираж в пустыне Мохаве.
На начальном этапе тестирования программу возглавляли Сухопутные силы, но в апреле 1996 года министр обороны выбрал ВВС США в качестве основного эксплуатанта системы RQ-1A Predator.

БПЛА RQ-1А Predator
Согласно положениям контракта, беспилотный комплекс должен был до июня 1996 года завершить фазу первоначального полигонного тестирования, для чего ВВС США оплатили поставку трех комплектов, включавших три наземные станции управления и 12 дронов.

БПЛА RQ-1А, выполняющий тестовый полёт на испытаниях у побережья Южной Калифорнии 5 декабря 1995 года
С апреля по май 1995 года «Хищники» приняли участие в учениях сил ПВО Roving Sands 1995 на полигоне в штате Нью-Мексико. Учения прошли успешно, после чего было решено развернуть беспилотники на Балканах. Новые разведывательные дроны прибыли в Албанию в первой половине 1995 года, и они в основном использовались для полётов над Косово.
Применение беспилотников RQ-1А на Балканах признали успешным, и к моменту высадки американских войск в Афганистане в 2001 году ВВС США подписали контракты на поставку 60 беспилотных аппаратов. Из данного количества, по официальным данным, было потеряно 20 «Хищников», причем в основном по причине плохой погоды и ошибок операторов.
С учётом полученного опыта командование Военно-воздушных сил заказало модернизированные беспилотники, оснащённые противообледенительными системами, улучшенной авионикой, а также более мощным двигателем с турбонаддувом. Данная улучшенная версия получила обозначение RQ-1B.
Беспилотный летательный аппарат RQ-1B в снаряженном состоянии весит 1020 кг. Масса пустого – 513 кг. Длина – 8,23 м, размах крыла – 14,8 м. Поршневой 4-цилиндровый горизонтально-оппозитный двигатель с турбонаддувом и воздушным охлаждением Rotax 914F мощностью 115 л.с., вращающий двухлопастной винт постоянного шага, обеспечивает максимальную скорость 217 км/ч. Крейсерская скорость – 130-170 км/ч. Скорость сваливания – 98 км/ч. Практический потолок – 7600 м. Практическая дальность – 1250 км.

В управлении БПЛА, осуществляющемся по спутниковым каналам связи, задействовано три человека: пилот, оператор оптоэлектронных систем и аналитик разведывательной информации, которые взаимодействуют с персоналом наземной станции управления, развёрнутой в непосредственной близости от аэродрома базирования.
Беспилотный «Хищник» может быть разобран на шесть модулей, приспособленных для перевозки в контейнере. Самым крупным компонентом беспилотного комплекса является наземная станция управления, которая спроектирована для транспортировки в грузовом отсеке военно-транспортного самолёта C-130Н Hercules. Станция спутниковой связи имеет диаметр зеркала 6,1 метра. Спутниковый канал обеспечивает связь между главной станцией и БПЛА, когда он находится за пределами прямой видимости. Для взлёта и посадки RQ-1 необходима взлётно-посадочная полоса с твёрдым покрытием размером 1524 метра на 23 метра.
В ВВС США БПЛА «Хищник» были вооружены 3-я эскадрилья специальных операций на авиабазе Кэннон (штат Нью-Мексико), 11-я, 15-я, 17-я и 18-я разведывательные эскадрильи на авиабазе Крич (штат Невада) и 163-е разведывательное авиакрыло Национальной гвардии ВВС на авиабазе резерва Марч (штат Калифорния).

Спутниковый снимок Google Earth: БПЛА рядом с конвертопланом CV-22B Osprey на авиабазе Кэннон
Вооруженные силы США закупали БПЛА Predator до 2011 года. Всего было поставлено 268 беспилотников, из которых по состоянию на 2018 год в строю всё ещё находилось более 120 единиц.
Опытные БПЛА имели обозначение RQ-1, предсерийные аппараты, задействованные в полевых испытаниях – RQ-1А, наиболее массовой разведывательной модификацией является RQ-1В.
Получив положительный опыт эксплуатации разведывательных «Хищников», командование ВВС США в июне 2000 года дало указание разработать вооруженный вариант. Первый пуск управляемой ракеты AGM-114C Hellfire с БПЛА состоялся 16 февраля 2001 года на полигоне около авиабазы Индиан-Спрингс в штате Невада.

Ракета «Хеллфайр» на подкрылевом пилоне «Хищника»
Первая вооруженная модификация имела обозначение MQ-1A, где М – многоцелевой (разведывательно-ударный).

Более поздние модели MQ-1B Block 10/15, способные нести вооружение, получили ряд усовершенствований: для более уверенного приёма сигналов было изменено расположение антенн, увеличены воздухозаборники двигателя, обновлению подверглись авионика, аппаратура передачи данных и средства противодействия системам ПВО. Кроме того, для предотвращения повреждений при пуске ракет пришлось переделать хвостовое оперение. БПЛА MQ-1B Block 10/15 оснастили модернизированной многоспектральной системой наведения AN/AAS-52, улучшенной противообледенительной системой, дополнительными дневными и инфракрасными камерами в носовой части в случае отказа основной оптоэлектронной системы наблюдения. Некоторое увеличение снаряженной массы потребовало удлинить каждое крыло на 0,91 м. До варианта Block 10/15 были доведены некоторые ранние БПЛА MQ-1A.
После начала эксплуатации БПЛА MQ-1A вооруженным «Хищником» заинтересовалось армейское командование. Вариант, созданный по заказу Сухопутных войск, получил обозначение MQ-1C Gray Eagle (первоначально имел наименование Sky Warrior). На первом этапе американская армия заказала 11 комплектов, по 12 разведывательно-ударных беспилотников и пять наземных станций управления. Поставки в войска начались в 2009 году. Впоследствии беспилотные подразделения решили ввести в состав дивизий. Каждая беспилотная рота «Серых орлов» должна иметь девять летательных аппаратов, обслуживаемых 128 военнослужащими, а в усиленном варианте с добавлением дополнительного взвода их число увеличится до 12 БПЛА.
Общая стоимость программы Gray Eagle около $1 млрд. Всего планируется закупить 204 беспилотника. Новая станция управления аппаратами MQ-1C также может использоваться с БПЛА RQ-7 Shadow. Согласно открытым источникам, по состоянию на январь 2025 года в строю имелось около 180 MQ-1C.
«Серый орёл» стал самой совершенной модификацией в семействе «Хищников». Данная модель отличается от предшественников поршневым двигателем Thielert Centurion 1.7 HFE мощностью 135 л.с., увеличенным до 17 м размахом крыла, а также возросшим до 8800 м практическим потолком. Аппарат имеет боевой радиус до 400 км и способен держаться в воздухе более 30 часов. Масса топлива – 272 кг. Масса полезной нагрузки, размещённой во внутреннем отсеке, достигает 261 кг, на внешней подвеске – 227 кг.

БПЛА MQ-1C Gray Eagle с управляемой ракетой AGM-114 Hellfire
На четырёх подкрыльевых пилонах можно подвешивать управляемые ракеты «воздух-поверхность» AGM-114 Hellfire, управляемые ракеты «воздух-воздух» AIM-92 Stinger либо планирующие авиабомбы GBU-44/B Viper Strike.
Разведывательные БПЛА RQ-1А/В, многоцелевые MQ-1A/В, а также MQ-1C применялись в боевых действиях на Балканах, в Афганистане, Ираке, Сирии, Йемене, Ливии, Сомали и Филиппинах.

Спутниковый снимок Goоgle Earth: БПЛА Predator на аэродроме Шамси в Пакистане. Снимок сделан в июле 2004 года
«Хищники» официально сняты с вооружения ВВС США в 2018 году. Большая часть аппаратов, имеющих достаточный для дальнейшего использования ресурс, направлена на хранение. Однако несколько MQ-1В было задействовано в различных испытательных программах, использовалось для подготовки операторов и участвовало в учениях ВВС США. Оставшиеся после списания «Хищников» наземные станции применяются для управления БПЛА других типов.
Экспортные лицензии на поставки «Хищников» были выданы Великобритании, Египту, Марокко, ОАЭ и Турции. Специально для продажи иностранным покупателям создан невооруженный вариант Predator ХР. Этот беспилотник оснащен радаром с синтезированной апертурой, лазерным дальномером-целеуказателем и не приспособлен для управления по спутниковым каналам. Но в то же время продолжительность полета БПЛА Predator ХР может достигать 35 часов, что даже с учетом ограничения дальности действия способностью поддерживать устойчивую связь с наземной базовой станцией делало дрон востребованным на мировом рынке вооружений.
Продолжение следует…
Информация