В Китае разработан скоростной вертолёт

8 618 39
В Китае разработан скоростной вертолёт
Опытный вертолёт китайской разработки


Китайская авиационная промышленность разработала новый экспериментальный вертолёт. Опытная машина, обозначение которой пока остаётся неизвестной, несколько месяцев назад вышла на лётные испытания. Вертолёт привлёк к себе внимание необычной конструкцией. Состав ключевых агрегатов указывает на его способность развивать высокую скорость в горизонтальном полёте.



Неизвестный прототип


Буквально несколько дней назад в китайских соцсетях появились первые фотографии нового неизвестного вертолёта. Вскоре эти снимки попали в профильные издания, как в Китае, так и за рубежом. Затем появились первые слухи и оценки, достоверность которых пока остаётся под вопросом.

По неподтверждённой пока информации, новый вертолёт был разработан китайской корпорацией Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC), входящей в состав государственного холдинга Aviation Industry Corporation of China (AVIC). Корпорация «Чанхэ» является основным китайским производителем вертолётов, и вполне возможно, что именно она создала новый проект.

Разработка машины, обозначение которой пока остаётся неизвестным, велась в последние годы. Не позднее начала 2025 г. изготовили опытный образец, а затем вывели его на наземные испытания. Все подобные мероприятия завершились успешно, благодаря чему проект перешёл на новую стадию, и начались полёты.

В новом проекте CAIC реализована необычная схема вертолёта с упрощённой несущей системой и толкающим воздушным винтом. Это указывает на основную цель проекта — повышение скорости полёта и других характеристик в воздухе. Кроме того, такая схема заставляет вспомнить некоторые иностранные проекты последних лет.

Китайские источники сообщают, что первый полёт опытного вертолёта состоялся не позднее апреля текущего года. В настоящее время лётные испытания продолжаются. Информация об их ходе и достижениях, по понятным причинам, пока отсутствует.


Таким образом, благодаря случайным свидетелям стало известно о существовании нового китайского вертолёта. Кроме того, источники неясной достоверности якобы раскрывают некоторые аспекты этого проекта. Как скоро появится официальная информация, неизвестно.

Возможно, официальная презентация вертолёта состоится на одной из ближайших выставок. Кроме того, его могут показать на параде 3 сентября. Впрочем, нельзя исключать, что пока разработчики не планируют показывать новый вертолёт публике, и раскрытие информации откладывается на неопределённый срок.

Особенности конструкции


Опубликованные фотографии показывают общий облик и основные особенности конструкции нового китайского вертолёта. Хотя состав агрегатов и характеристики машины остаются неизвестными, есть возможность составить примерную картину и определить потенциал конструкции. Также китайский вертолёт можно сравнить с известными иностранными аналогами.

Вертолёт построен на основе обтекаемого фюзеляжа с минимальным количеством выступающих агрегатов. В носовой части находится кабина пилотов с размещением рабочих мест бок о бок. За нею предусмотрены бортовые ниши для уборки основных стоек шасси. По всей видимости, вертолёт не имеет грузовой или пассажирской кабины, хотя центральный отсек фюзеляжа может вмещать необходимые приборы и агрегаты.

Использовано необычное хвостовое оперение. Оно включает стабилизатор большого размаха со стреловидной передней кромкой, пару килей-шайб на его законцовках и центральный киль под фюзеляжем. На нижнем киле установлено хвостовое колесо.

Над центральной частью фюзеляжа, под обтекателем, находится главный редуктор. За ним расположена двигательная установка. Доступные фотографии не позволяют достоверно определить её компоновку, количество двигателей и другие особенности. При этом нужно обратить внимание на воздухозаборные устройства небольшого сечения и видимый выхлопной патрубок. Вертолёт может иметь один или два двигателя.


Вид сзади

Несущая система вертолёта состоит из двух соосных четырёхлопастных винтов противоположного вращения. Судя по виду втулки, автомат перекоса отсутствует либо имеет упрощённую конструкцию и управляет только общим шагом. Для горизонтального поступательного движения используется отдельный толкающий воздушный винт в хвосте, позади оперения.

По всей видимости, новый вертолёт от CAIC не имеет возможности перевозки грузов или специального оснащения. Ввиду экспериментального характера проекта, он комплектуется только контрольно-записывающей аппаратурой. Для «освоения» грузовой или боевой специальности потребуется кардинальная переработка проекта и перестройка планера.

Очевидные преимущества


Общий облик, несущая система и другие элементы нового вертолёта указывают на цель проекта — создание винтокрылой машины с повышенными лётными характеристиками. Прежде всего, применённые решения должны обеспечить прирост скорости в сравнении с вертолётами классической схемы.

Теоретическая основа такого проекта достаточно проста. Соосные несущие винты должны обеспечивать вертикальный взлёт и полёт на всех режимах. При этом с них снимается задача создания горизонтальной тяги для поступательного движения, на которую в традиционной схеме тратится существенная часть энергии. Горизонтальный полёт осуществляется за счёт отдельного хвостового винта, который работает на оптимальном режиме. Кроме того, по мере разгона, в создании подъёмной силы начинает участвовать крупный стабилизатор.

Подобная схема позволяет упростить конструкцию несущей системы, а также оптимизировать её работу. Получившийся летательный аппарат сохраняет все характерные возможности вертолётов, но получает способность к более быстрому горизонтальному полёту.

Следует напомнить, что максимальная горизонтальная скорость современных вертолётов классической схемы редко превышает 250-300 км/ч. Рекорд среди такой техники принадлежит советскому / российскому Ми-24 — 345 км/ч, однако он обеспечивается нехарактерно большим крылом и другими техническими решениями.


Опытный вертолёт Sikorsky X2 американской разработки

Для дальнейшего роста горизонтальной скорости необходимы принципиально новые идеи, такие как отдельный воздушный винт, специальная несущая система и т.д. Подобные нововведения находят применение в различных проектах последних лет и десятилетий, включая новый китайский.

Иностранный опыт


Например, свои варианты скоростного вертолёта в двухтысячных и десятых годах разрабатывала американская компания Sikorsky Aircraft / Lockheed Martin. В 2008 г. она начала лётные испытания экспериментальной машины X2. В дальнейшем на основе наработок этого проекта создали новый вертолёт S-97 Raider, впервые взлетевший в 2015 г. Предполагалось, что эта линейка в будущем получит развитие, и некоторые её образцы даже дойдут до серийного производства и поставок заказчикам.

Все проекты «Сикорского» предусматривали перестройку несущей системы, а также полёт при помощи стабилизатора и отдельного толкающего винта. В ходе испытаний опытный S-97 развил скорость 350 км/ч. По расчётам, максимальная скорость должна была достичь 430-440 км/ч.

Узнав про новый китайский вертолёт, зарубежная пресса и блоги, предсказуемо, вспомнили об американских разработках. Кроме того, появились первые сравнения. Имеют место и более радикальные версии и обвинения в воровстве идей или готовых наработок.

Действительно, экспериментальный вертолёт от CAIC и его более старые американские аналоги имеют ряд схожих черт и особенностей. Однако это можно объяснить схожими задачами и целями, а также использованием оптимальных и эффективных решений. При этом нельзя исключать, что китайские конструкторы действительно учли американский опыт.

Современные тенденции


Таким образом, Китай присоединился к другим странам в деле разработки перспективных вертолётов с повышенной скоростью полёта. Уже разработан и построен первый экспериментальный образец такого рода, и сейчас он проходит лётные испытания.

Вероятно, в обозримом будущем испытания нового китайского вертолёта перейдут на следующий этап. Машине предстоит показать все свои возможности и, в случае успеха, выйти на расчётный уровень скоростных и манёвренных характеристик. Возможно, именно после этого Китай официально расскажет о новом проекте и его успехах.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    26 августа 2025 04:31
    Реально стоит овчинка выделки? Какой максимальной или средней скорости может достигнуть этот вертолёт, а это вертолёт по конструкции,? Американский конвертоплан "Оспрей" может лететь по вертолётному 185 км\ч, по самолётному 500 км\ч. То есть как бы не изощрялись с вертолётной конструкцией предел скорости у неё 400 км\ч, ну может 450 км\ч. Интересно в аэродинамической трубе продувают вертолёты или нет? hi
    1. +4
      26 августа 2025 11:00
      Цитата: Солдатов В.
      Реально стоит овчинка выделки?

      НИОКР всегда имеют смысл и пользу, даже если результат оказывается отрицательным.
      1. +2
        26 августа 2025 11:03
        С этим никто и не спорит. Но это как телегу с лошадью разогнать до гоночного автомобиля.
        1. +2
          26 августа 2025 11:16
          Ну применительно к описанному летательному аппарату, попробовали тройку лошадей несколько местами переставить, одну лошадь запрягли в телегу сзади wink К стати эту схему уже давно и многие КБ прорабатывают как возможную перспективную, видимо , что то интересное тут есть, по моему мнению не в одной скорости тут выгода, возможно толкающий винт уменьшает затраты энергии на единицу расстояния, может еще что то, в КБ вроде образованные люди, ну а по результатам пока еще ни одной разработки в серию не приняли, видимо не все гладко, но дорогу осилит идущий. hi
          1. -3
            26 августа 2025 11:39
            Вы знаете я конечно не авиационный инженер, но я бы обратил внимание на ЯК-141. Убрать с него всё лишнее, всё военное, всё вооружение, оставить двигатели для подъёма и двигатель для полёта, добавить пассажирский фюзеляж на двадцать-тридцать мест как например у МИ-8.
            Будет не винтокрылая а пассажирская реактивная машина с вертикальным взлётом и посадкой. ЯК-141 без боевых наворотов думаю запросто подымет в воздух тонны три, и полетит на дальность две- три тысячи км, со сверхзвуковой скоростью в 1500 км\ч what hi .
            1. +1
              26 августа 2025 17:10
              У Як-141 3 двигателя,из них только ОДИН для горизонтального полета,а два ТОЛЬКО для взлета-посадки(.жрут топливо ,как не в себе) и являются балластом при полете. А весят они(сухой вес) около 300 кг каждый.
              1. 0
                26 августа 2025 18:08
                Ну и что? Нам нужен вертикальный взлёт и вертикальная посадка? и скорость в три- четыре раза больше чем у вертолёта? Так какой это балласт? Это одно из ключевых оборудований для достижения СВВП.
          2. +1
            26 августа 2025 17:54
            Цитата: НИКНН
            видимо , что то интересное тут есть, по моему мнению не в одной скорости тут выгода, возможно толкающий винт уменьшает затраты энергии на единицу расстояния, может еще что то

            М.б. что-то с основным/подъёмным винтом новое. Насколько я понимаю, классический способ движения вертолёта вперёд - это наклон оси винта в эту сторону. В случае комбинации подъёмного винта с толкающим, возможен вариант наклона подъёмного винта назад - как у автожира. А вдруг они умудрились скрестить две этих схемы - например, оставляя подъёмный винт без наклона, за счёт его особой конструкции ?
            1. +2
              Вчера, 09:04
              Цитата: cpls22
              это наклон оси винта в эту сторону.

              Да и тут два вектора тяги в верх и в перед (или в любую сторону), а вот толкающий винт увеличивает вектор тяги в перед и возможно выгода в КПД в данной схеме имеет место быть.
            2. +2
              Вчера, 09:15
              В дополнение к выше... только вот компромисс между усложнением (а может и упрощением) кинематики и стоимости ни как не найдут... пока....
              1. 0
                Вчера, 09:27
                Возможно, шаг вперёд стал возможен, благодаря увеличению способности просчитать аэродинамику винта в сложных условиях, с помощью супер-компьютера. Так гораздо легче найти компромисс между требованиями подъёмности и сопротивления горизонтальному полёту. В трубе все варианты продувать - слишком долго. А когда найден оптимальный вариант формы - его изготовление вряд-ли будет дороже.
                1. +2
                  Вчера, 09:37
                  Дело видимо даже не в дороже, ведь оспри куда дороже, полагаю, что вертолетные фирмы не смогли пока доказать или убедить в перспективности ( с точки зрения выгоды) перестраивать конвейер на другой тип летательного аппарата и это зависит лишь от финансистов которые либо выделяют деньги либо нет, а представьте себе финансового менеджера который что то смыслит в аэродинамике и динамике полета... я не представляю, а вот перспективу данного летательного аппарата может оценить только министерство оборону ...., где руководят уже 60-80 летние и... докажите им, что ИИ имеет смысл. то все ваши компутеры вас с пути истинного сбивают... wink
                  1. +1
                    Вчера, 11:10
                    Цитата: НИКНН
                    а вот перспективу данного летательного аппарата может оценить только министерство оборону ...., где руководят уже 60-80 летние и... докажите им, что ИИ имеет смысл. то все ваши компутеры вас с пути истинного сбивают... wink

                    Да, тут может убедить только действующий прототип, побеждающий традиционный вид техники "ввиду явного преимущества" ). Китайцы, похоже, его таки построили recourse
                    1. +1
                      Сегодня, 01:40
                      У нас КБ Камова с конца 80-х - начала 90-х над таким (и не только) проектами работало , и прототипы готовило под индексом Ка-90 последний . С него и американцы своего "Сикорского" лепили . А у нас велено было работы остановить , вот и стоит прототип в уголочке чтоб тем кому разрешено не мешать .
          3. +2
            26 августа 2025 19:50
            Цитата: НИКНН
            Ну применительно к описанному летательному аппарату, попробовали тройку лошадей несколько местами переставить, одну лошадь запрягли в телегу сзади wink К стати эту схему уже давно и многие КБ прорабатывают как возможную перспективную, видимо , что то интересное тут есть, по моему мнению не в одной скорости тут выгода, возможно толкающий винт уменьшает затраты энергии на единицу расстояния,
            но дорогу осилит идущий. hi
            Поставить "лошадь" позади "телеги" догадались ещё в 1967г в сша...
            И звали эту "телегу" АН-56 Шайенн, сначала армия сша заказало у фирмы "Локхид" 375 Шайеннов, но после 10 машины, контракт разорвали.
    2. +1
      26 августа 2025 11:11
      Стоит, как новая веха фронтовой авиации да и не только фронтовой.
      Фронтовой - это объединение функций Су-25 и Ка-52/Ми-28. Машина и зависнуть может, быстрый выход в зону действия причем для винтокрылых машин это в два раза быстрее будет.

      Ну в гражданском секторе это будет прекрасный спасатель. 450 км/ч выйти в район бедствия, зависнуть, поднять пострадавших и так же быстро на материк - передать медикам.
      Да и просто встать на маршруты заменяя старичка Ан-2 и Ми-8.
    3. Комментарий был удален.
  2. +2
    26 августа 2025 04:34
    Машине предстоит показать все свои возможности и, в случае успеха, выйти на расчётный уровень скоростных и манёвренных характеристик.

    Лучшие характеристики вертолётостроения показывают...стрекозы.
    У некоторых видов стрекоз скорость полёта может быть высокой:
    Austrophlebia costalis — 97 км/ч — вид крупных стрекоз, обитающий в Австралии. Развивает скорость в погоне за жертвой, делая при этом более 150 взмахов крыльями в секунду.
    Стрекоза Дарнера (коромысло-дозорщик) — до 100 км/ч — может развить скорость в погоне за добычей. Чтобы лететь так быстро, стрекоза машет задними и передними крыльями сразу, а если нужна манёвренность, использует крылья по очереди.

    Такое впечатление, что миллионы лет эволюции довели живой организм до того совершенства, которому механическим конструкциям расти и расти. Особенно впечатляет:
    В ходе испытаний опытный S-97 развил скорость 350 км/ч. По расчётам, максимальная скорость должна была достичь 430-440 км/ч.

    * * *
    Вероятнее всего, таких ТТХ и скоростей можно достичь кардинально изменив конструкцию или изобретя новую силовую установку...Во всяком случае можно констатировать, что борьба механики и естественной эволюции идёт с перевесом последней...Во всяком случае, в конкретных направлениях...
    1. +2
      26 августа 2025 05:32
      Цитата: ROSS 42
      Вероятнее всего, таких ТТХ и скоростей можно достичь кардинально изменив конструкцию или изобретя новую силовую установку..
  3. +1
    26 августа 2025 06:19
    Ни на одном фото к статье не изображён x2. S-97 есть, x2 - нет. И справедливости ради рекорд скорости для вертолётов одновинтовой схемы за вестландским линксом с лопастями по технологии BERP (400 км/ч). Вестланды перекрыли рекорд 24-ки через 8 лет. Вроде как летающая лаборатория на базе ми-24 уже в бытность ВР до 405 км/ч разгонялась, но рекорд FAI не фиксировала.
  4. +1
    26 августа 2025 06:41
    Как использовать вертолёт? Перевозка грузов, платформа для оружия ,это одни ТТХ. Для использования в других сферах, иные ТТХ. Если это изделие заточено под что то конкретное, возможно выйдет толк. Соосные винты не грузоподъемные . Скорость с пустой кабиной вряд ли кому нужна.
  5. +3
    26 августа 2025 07:56
    Цитата: nazgul-ishe
    Соосные винты не грузоподъемные
    Зато компактные и маневренные. Для палубных вертолетов - самое то!
    1. 0
      26 августа 2025 08:57
      Специфика применения , три вертолета менее компактней одного классической схемы.
  6. +1
    26 августа 2025 08:29
    Новый китайский вертолет, похоже, сделан по образцу нового американского Sikorsky–Boeing SB-1 Defiant, которым планируется заменить имеющиеся Sikorsky UH-60 Black Hawk. За счет новой схемы хотят увеличить радиус действия до 420 км.
    1. +2
      26 августа 2025 09:06
      Писали что амеры уже отказались от него....
      1. +2
        26 августа 2025 09:24
        Да, в пользу конвертоплана Валор, показавшего лучшие характеристики по скорости и боевому радиусу..
  7. +1
    26 августа 2025 08:42
    Это даже не вертолет, а неведомая крякозябла с толкающим винтом в корме))) сходство с американским прототипом очень заметно. Надо понимать, что китайцы еще не избавились от низкопоклонства перед Западом. Их схемы копируются без творческого осмысления. Тот же самый Z - 8, тупо скопирован с абсолютно бредовой схемой силовой установки, где три двигателя работают на один редуктор.
    1. +1
      26 августа 2025 11:19
      Ну так то Китайцы тут не первые. СH-53 тоже сделан на 3 движках.
      1. -1
        26 августа 2025 11:48
        Так я и говорю, что китайцы взяли не самую лучшую схему. МИ-6/26 - проще и надёжнее. Тем более, что информация году так 2011 - 12, что будут делать вертушку немного меньше, чем Ми-26, с запорожскими Д - 136, но как-то всё заглохло.
        1. 0
          26 августа 2025 12:05
          Ну видимо нет у китайцев достаточно мощного турбовального двигателя, чтобы отделаться установкой только пары двигателей.
          1. -1
            26 августа 2025 12:27
            Оно понятно, Д - 136 нет ни у кого, отсюда и эта глупость - три движка работают на один редуктор. Но, китайцы долго и плотно дружили и с Украиной, и с Богуслаевым. Могли бы и "вымутить" если не лицензию, то неофициальные технологии. Николаевские ГТА - они же у Чучмы "вымутили".
  8. 0
    26 августа 2025 08:49
    Цитата: ТермиНахТер
    Надо понимать, что китайцы еще не избавились от низкопоклонства перед Западом. Их схемы копируются без творческого осмысления
    Просто в Китае еще не создана своя инженерная школа...
    1. 0
      26 августа 2025 11:49
      Школа еще не сформировалась, но сделать выбор между двумя техническими решениями - не так сложно.
  9. +2
    26 августа 2025 08:53
    Чёт ни кто про Ка-90/92 и другие не вспомнил.
    А китайцев помоями поливают?
    А ну да это ЖЖЖ эксперты которые "закрыли" проект Ка 90/92 в России, как тупое подражание амерам, бесперспективность и прочее.
    https://topwar.ru/21222-proekty-letatelnyh-apparatov-tipa-vintokryl-chast-ii.html?ysclid=mes4h9uane41686904
    1. -1
      26 августа 2025 12:23
      Откуда вы знаете почему закрылись ОКР у Миля и Камова? возможно по причине бесперспективности.
    2. -1
      26 августа 2025 14:00
      А ну да это ЖЖЖ эксперты которые "закрыли" проект Ка 90/92 в России, как тупое подражание амерам, бесперспективность и прочее.

      "ЖЖЖ эксперты" - они что либо закрывают и открывают только на ресурсах типа сегодняшнего ВО. В реальности все обстоит несколько по другому, причем все гораздо прозаичнее, без всякой консптрологии и всю информацию можно найти в открытом доступе.
      К примеру, открываем статью выдающегося российского государственного деятеля Д.В Мантурова ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ И ПРОИЗВОДСТВА НОВОЙ ТЕХНИКИ В НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ АВИАСТРОЕНИЯ) (https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-razrabotki-i-proizvodstva-novoy-tehniki-v-naukoemkih-otraslyah-promyshlennosti-rossii-na-primere-aviastroeniya). Там много всего интересного, но в разрезе нашего вопроса там много цифр о том, сколько сотен миллиардов рублей выделялось из госбюджета для авиационной промышленности под различные программы типа "«Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года». Вот в 2008 году под такую программу и финансирование в размере 635 миллионов долларов США «Камов» предлагает две концепции — Ка-90 и Ка-92, «Миль» Ми-Х1.
      Ка-90 - это явно "аналоговнетный"проект из области фантастики (можно посмотреть тут - https://vpk.name/news/115610_mi_skrestyat_s_ka.html).
      Проекты Ка-92 и Ми-Х1 рассмотрели, в итоге в 2014 году наиболее оптимальными с экономической и технической точки зрения были признаны решения и подходы КБ Миля. На базе Ми-Х1 было принято решение разработать перспективный скоростной вертолет (ПСВ). Соответственно постановлением №1213 было предусмотрено финансирование проекта ПСВ за счет средств федерального бюджета (1,5163 млрд руб. в 2014 г. и 2,692 млрд руб. в 2015 г.).
      Бюджет 2014 года был освоен и даже макет носовой части фюзеляжа был создан. Но в сентябре 2014 года по результатам рассмотрения на научно-техническом совете холдинга "Вертолеты России" был сделан вывод, что при существующем уровне научно-технического задела в этой области невозможно достижение результатов НИР "Разработка и создание перспективного скоростного вертолета", установленных техническим заданием, в заданные сроки. И проект закрыли. В качестве причин невыполнения условий государственного контракта отмечена невозможность достижения высоких крейсерских скоростей полета вертолета без существенного увеличения стоимости эксплуатации, вследствие чего одновременное выполнение всех требований технического задания невозможно при текущем состоянии развития технологий (http://www.ato.ru/content/dengi-dlya-vertoletov).
      1. 0
        26 августа 2025 14:59
        ? Бюджет освоили и направление закрыли???
        Так и гражданская авиация того времени - бюджет освоен, направление закрыли... А с 22 года требуется своя авиация...
        Обосновать что кибернетика - лже наука не сложно, сложно с ламповыми передатчиками бегать по лесам и оврагам.
        при текущем состоянии развития технологий
        - видите ли, ни одно ТЗ в военной сфере в Советское время не писалось с опорой на 100% текущую технологию, делался временной задел и к этапу создания опытного образца - будет опытная технология. Да это на первых этапах очень дорого. Для этого далее создаются не единичные, а предсерийные и далее серийные изделия... с закладкой заводов, техпроцессов и совершенствованием технологий. При этом высокотехнологичные заделы старались внедрить по максимуму без изменений.
  10. +2
    26 августа 2025 10:01
    Судя по виду втулки, автомат перекоса отсутствует либо имеет упрощённую конструкцию и управляет только общим шагом.

    Судя по всему автор даже не подозревает, что уже более 20 лет существуют системы индивидуального управление лопастями при помощи электроприводов,встроенных в осевые шарниры втулки несущего винта.
  11. -2
    26 августа 2025 13:08
    В Китае разработан скоростной вертолёт

    Да китайцы только копировать и умеют. Наш Ка-92 наверняка и украли.
    Ну тот, проект которого 16 лет назад представили. Видимо 16 лет слишком маленький срок для создания даже прототипа.
  12. 0
    26 августа 2025 17:58
    Делали и мы и американцы, пришли к выводу, что фуфло. Теперь китайцы развлекаются.