Смешать воду с топливом — один из способов уменьшения пожароопасности в танках и другой технике

8 810 51
Смешать воду с топливом — один из способов уменьшения пожароопасности в танках и другой технике

Как известно, топливо, запас которого в танке и других боевых машинах исчисляется многими сотнями литров, является объектом повышенной опасности. При поражении топливных баков осколками снарядов и фрагментами кумулятивных струй их содержимое может легко воспламениться, что в ряде ситуаций приводит к серьёзным пожарам, оканчивающимся полным уничтожением машины и даже её экипажа. Поэтому снижение пожароопасности топлива является одним из приоритетных направлений в деле повышения живучести боевой техники.

Если говорить в целом, то существует немало «классических» методов улучшения пожаробезопасности машины. В их число, в первую очередь, входит установка и совершенствование автоматических систем пожаротушения с сокращением их времени срабатывания и повышения эффективности. Помимо этого, немаловажное значение имеет вынос баков в изолированные отсеки, применение «самозатягивающихся» баков и заполнение топливных ёмкостей ячеистыми пламяпреграждающими элементами (пенополиуретан, металлическая сетка и проч.).



Однако большинство этих методов являются, скажем так, симптоматическим лечением, то есть нацелены на ликвидацию последствий — противодействию распространения пожара. В связи с чем возникает закономерный вопрос: можно ли сделать само топливо более безопасным? Чтобы оно само по себе имело низкий потенциал к возгоранию при поражении топливных баков. Один из таких способов заключается в использовании водотопливной эмульсии.

Водотопливная эмульсия


С первого взгляда может показаться, что словосочетание «водотопливная эмульсия» (ВТЭ) подразумевает под собой просто добавление воды в топливо, но на самом деле это далеко не так. Если залить в бак разбавленную водой солярку, то ничего путного, разумеется, не выйдет — только проблемы с работой двигателя могут возникнуть с большой вероятностью. Другое дело, если в эту же смесь топлива и воды добавить присадку-эмульгатор с использованием поверхностно активного вещества (ПАВ), которое будет удерживать воду в связанном состоянии.

Интерес к таким смесям не угасает до сих пор в первую очередь в гражданской сфере. Всё благодаря тому, что применение ВТЭ позволяет сократить выбросы вредных веществ с отработавшими газами, увеличить ресурс двигателя и в ряде случаев даже повысить его экономичность. Но есть у эмульсий и другое полезное свойство — они существенно снижают вероятность пожара при попадании снарядов.

Например, водотопливная эмульсия с 5-процентным содержанием воды, залитая в 10-литровые баки (с заполнением на 90%) практически не воспламеняется при обстреле кумулятивными гранатами ПГ-9. Она же, но уже с 10% воды, устойчиво не горит при попадании осколков стального ударника калибра 23-мм, летящего со скоростью до 2000 метров в секунду.

Одним из примечательных видов таких водотопливных смесей является микроэмульсия (есть и макроэмульсии, где вода обволакивает топливо), в которой микроскопические капли воды, связанные присадкой, распределяются по всему объёму топлива равномерно. При правильном составе и смешивании микроэмульсия негативно на характеристики двигателя сильно не влияет, а вот пожаробезопасность даёт неплохую, поскольку микрокапли воды серьёзно замедляют процесс воспламенения и горения. Да и сама присадка тоже может выступать флегматизатором горения.


Пример внешнего вида топливной эмульсии (слева) в сравнении с дизельным топливом (справа). Источник: А.С. Иванов. «Водотопливная эмульсия для двигателей внутреннего сгорания». ФГОУ ВПО «Тюменская государственная сельскохозяйственная академия»

Эксперименты с водотопливными эмульсиями на бронетехнике проводились в разных странах, но одним из наиболее показательных можно считать советские исследования, опубликованные в конце 1980-х годов. Они примечательны тем, что включают в себя полигонную практику с натурными обстрелами, потому взглянуть на эти изыскания, дабы оценить эффективность эмульсий, было бы интересно. Это мы и сделаем.

В рамках данных исследований была изготовлена водотопливная микроэмульсия с распределением микроскопических капель по всему объёму топлива в баке, основанная на топливно-эмульсионной присадке ТЭП-101. Состав эмульсии был подобран таким образом, чтобы минимально влиять на мощность двигателя, и не менялся на протяжении всего эксперимента — 77% летнего дизельного топлива, 15% воды и 8% присадки ТЭП-101.

В качестве «жертвы» для последующих экзекуций был взят танк Т-80, в чьи баки и была залита эта водотопливная эмульсия — с заполнением 90% объема каждой топливной ёмкости. Помимо этого, из танка был извлечён газотурбинный двигатель, а на его место в освободившемся моторно-трансмиссионном отсеке были установлены дополнительные баки, чтобы, так сказать, забить мишень под завязку. Ну а стреляли по этому танку из Т-64А кумулятивными (БК14М) и оперёнными подкалиберными снарядами (БМ22) с дистанции 100 метров под разными углами.

В отличие от обычного летнего дизельного топлива, которое без труда вспыхивало при попадании кумулятивных и подкалиберных снарядов, эмульсия показала исключительную стойкость к воспламенению. Баки с ней, как и положено, разрушались от гидроудара, но горения в ходе обстрела танка добиться не удалось. Только в ходе первого эксперимента (№1), когда стреляли подкалиберным снарядом в зону среднего правого бака, произошла вспышка, но тоже без дальнейшего горения.

Результаты обстрелов сведены в таблицу, которая приведена ниже. Там указаны и углы обстрела, и температура чистого топлива и водотопливной (МВТЭ в таблице) микроэмульсии, и последствия попадания. Как можно заметить, водотопливная эмульсия вполне доказала свою эффективность — горючее в таком виде становится намного более безопасным в плане устойчивости к возгоранию.


Выводы


Резюмируя всё вышесказанное, можно сделать вывод, что применение современных смесей в виде микроэмульсии топлива и воды, особенно в сочетании с другими методами (системы пожаротушения, заполнение баков полиуретаном, их изоляция и т.д.), потенциально может серьёзно повысить пожаробезопасность. А это, в свою очередь, приведёт к ощутимому снижению безвозвратных потерь бронетехники и её экипажей. Но есть несколько проблем.

Изготовить качественную водотопливную эмульсию можно только на специальном оборудовании, с соблюдением всех аспектов технологического процесса — принцип «просто добавь воды» здесь не работает. Нужна и полностью чистая, в идеале дистиллированная вода, и идеальное смешение компонентов. И это далеко не всё.

Как известно, бронетанковая техника должна успешно выполнять боевые задачи в любых климатических условиях. Однако водотопливные эмульсии довольно чувствительны к температуре воздуха, особенно когда она сильно отрицательная — наличие воды вносит свои коррективы. А это уже приводит к ухудшению пусковых свойств горючего или вообще невозможности его использования по назначению. Поэтому поиск и сочетание компонентов, которые позволили бы создать эмульсию с низкой пожароопасностью, «безотказную» и стабильную в любых климатических условиях, потребует больших финансовых затрат.

Кроме того, не стоит забывать, что водотопливные эмульсии не могут храниться очень долго — впрок их на годы вперёд не запасёшь. При этом смешивать воду и топливо непосредственно перед впрыском, как это предлагается в некоторых патентах для транспортных средств и стационарных силовых установок, не имеет смысла. Исходя из чего, опять же, придётся думать о создании более стабильных смесей, либо переходить к практике изготовления ВТЭ на пунктах хранения топлива или прямо в поле на мобильных установках непосредственно перед заправкой.

В любом случае всё это будет явно дороже использования обычного топлива и в итоге может теоретически вылезти в логистику «с коротким поводком». Так что вроде бы и польза есть большая, но и головной боли много, поэтому, несмотря на то, что в разных странах эмульсиями активно интересовались и интересуются до сих пор, повсеместного применения в рамках БТТ они не получили.

Источник информации:
«Исследование пожароопасности топлива на основе водотопливной эмульсии». В.П. Антоновский, Б.М. Гинзбург, В.Д. Ребриков и др. Журнал «Вестник бронетанковой техники» №3 за 1989 год.
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    30 августа 2025 04:10
    Если роботозировать танки, то дышать там некому. И танк можно полностью заполнить водородом. Тогда танк станет легче (килограмма на 4), улучшиться охлаждение внутренней аппаратуры , а поскольку в чистом водороде топливо не может гореть, танк станет пожаробезопасным (даже не потребуется система пожаротушения). (Но возможно понадобится система быстрого заткновения пробоин, чтобы кислород не проник снаружи. Либо просто выжигать кислород солнцепёками в нескольких десятках метров вокруг такого танка).
    1. +7
      30 августа 2025 05:14
      Цитата: Dometer
      огда танк станет легче (килограмма на 4)

      Цитата: Dometer
      Либо просто выжигать кислород солнцепёками в нескольких десятках метров вокруг такого танка).

      И окружить синхрофазотронным зверенаклонительным (с) торсионным полем мнимого тензора обратной вероятности wassat .
      З.Ы. Пятница еще в разгаре? drinks laughing
    2. +4
      31 августа 2025 22:36
      Ракетчики! Позовите кто-нибудь ракетчиков! Пусть они поведают про прелести работы с водородом в любой из агрегатных форм. Особенно про хранение что в жидком состоянии, что под давлением.
      На чистом водороде танк не будет пожароопасен, потому что он будет невероятно взрывоопасен.
      1. 0
        1 сентября 2025 01:31
        Цитата: barbos
        что в жидком состоянии, что под давлением

        Так ни то, и ни другое - заполнить просто под атмосферным давлением.
        1958 год — создан турбогенератор мощностью 200 тыс. кВт с непосредственным охлаждением обмотки ротора водородом. На международной выставке в Брюсселе машина получила золотую медаль.
        Если бы взорвался, то фигли медаль бы дали !
        1. 0
          7 сентября 2025 19:07
          Охлаждение ротора водородом (кстати, как раз подобная техника применяется для охлаждения ракетного сопла от расплавления) это не совсем про хранение.
  2. KCA
    +4
    30 августа 2025 04:50
    Первый раз о топливно-водяной смеси я читал в журнале Химия и Жизнь ещё в начале 80-х, раз не срослось, значит есть проблемы
    1. +4
      30 августа 2025 05:20
      Цитата: KCA
      значит есть проблемы

      Да это очевидно. Вон сколько пророчили атомные автомобили в 50х, термояд - сколько с ним уже носятся (сейчас все пытаются холодным), вечные батарейки - воз и выне там. Да и с Земли взлетаем до сих пор на хим. топливе. Да и ионные/плазменные и прочиедвигатели в отрасли используются весьма ограниченно и только для беспилотных миссий. И перспектив нету. НаЩь тягачь ядрёный - тоже уехал в вальгаллу (хотя например капельное охлаждение реактора вроде как тестировали и говорили, что успешно - но видимо факир был пьян и фокус в итоге не удался).
      1. KCA
        +1
        30 августа 2025 05:32
        На ТУ-95 ставили не тяговые, экспериментальные ядерные двигатели, но защита была слишком тяжёлая для практического применения, тягач это хрен знает сколько лет, вывести с земли его не чем, собирать на орбите технологий нет
        1. +2
          30 августа 2025 05:39
          Цитата: KCA
          тягач это хрен знает сколько лет, вывести с земли его не чем, собирать на орбите технологий нет

          Ну не скажите. Вес реактора там в пределах того, что можно поднять. Да опасно - но посылали уже. Собрать на орбите - в целом проблем нет не заправляяреактор. Технологии есть. МКС жэ собрали. Понятно - что нужно собирать пилотируемыми миссиями (а они у нас есть). Ангара тяжелая вроде "накрыло" встает. Скорее всего - дело в финоансировании (как всегда).
          Основная проблема - охлаждение реактора - вроде как решили (капельное и испытывали на МКС). Но вот новостей нет абсолютно. Или закрыли или перестали придавать огласке. recourse
          1. KCA
            +3
            30 августа 2025 05:44
            Посылали РИТЕГи, это не реактор, это бочка которая греется из-за распада изотопов, деления ядер из-за облучения нейтронами там нет
            1. +4
              30 августа 2025 05:53
              Цитата: KCA
              Посылали РИТЕГи,

              Нет - именно спутники на питании от БЭС-5 (около 30 запустили). Самый известный - это Космос-954. Который упал в Канаде и мы "репарации" платили. Ибо местность он "засрал" прилично. Остальные или на захоронение переведены или сгорели в атмосфере.

              З.Ы. РИТЕГи - это пассивные, преобразуя естественный распад в электроэнергию (в т.ч. часть на "подогрев" электроники. Обычно это плутоний 238 (80+лет полураспада) и стронций-90 (30+-лет) - применяются до сих пор. Кстати насовские летают на нашем плутонии lol
              1. KCA
                0
                30 августа 2025 06:21
                Это всё были не классические реакторы, а термопреобразователи, без контуров охлаждения, ибо куда тепло отводить? Вакуум абсолютно не теплопроводен, ни высоких температур, ни низких, и показанные во многих н/ф фильмах перелёты с корабля на корабль без скафандра боле-мене реальны. Турбины и генераторы где размещать?
                1. +1
                  30 августа 2025 06:32
                  Но согласитесь. Это не РИТЕГ. Топливо -уран на БН. Есть теплоноситель. Т.е. реакция идет, а не естественный распад. А уж как ее преобразуют - это другой вопрос.
                  Цитата: KCA
                  Вакуум абсолютно не теплопроводен, ни высоких температур, ни низких

                  Ну я и писал выше. Что основная проблема - термоотвод (это не секрет особый +- кто хоть базовой информацией владеет). Собственно, первые БЭС-5 в основном и плавились в активной зоне. Поэтому для буксира и придумали капельное охлаждение (сфера имеет максимальное излучение поверхности к объему теплоносителя + устойчивать к микро-метеоритам)
                  Цитата: KCA
                  и показанные во многих н/ф фильмах перелёты с корабля на корабль без скафандра боле-мене реальны.

                  Ну это да. Имеет разница только перепад давления в 1 бар (+кессонка, если есть азот). В воздухе при 20 градусах тело человека остынет куда быстрее, чем в вакууме.
                  З.Ы. Вспомнился Event Horizon 97 года. good Где пацан самовыпиливался из шлюза.
                2. 0
                  31 августа 2025 22:41
                  В вакууме не работает привычное нам конвекционное охлаждение, радиционное работает в любой среде. Но оно не такое эффективное как конвекционное, поэтому особенно с мощностью не разгуляешься. Как у всякого теплового двигателя всё ограничевается возможностями радиатора.
            2. 0
              31 августа 2025 01:14
              Следите за информацией - космический ядерный буксир "Зевс", информации по нему полно. Нашим парням удалось решить проблему отвода тепла, так что двигло работает.
    2. +2
      30 августа 2025 05:34
      Конечно проблемы есть. Топливо где-то надо смешивать и хранить. К качеству воды есть большие запросы. Насколько помню, фоккер 190 (какая-то версия) летал на смеси, и мерс 109 тоже. И бомбардировщик ещё у немцев привлекали. Но не массово. Недёшево это было. Хотя прирост мощности давал неплохой. В так, ИМХО, скорее удел для спорта.
    3. +1
      30 августа 2025 09:08
      Цитата: KCA
      значит есть проблемы

      Есть проблемы с дизтопливо, с мазутом всё куда лучше
      1. KCA
        0
        30 августа 2025 09:12
        Соляра в наших условиях с добавлением воды, при любом смешивании, превратит двигатель в камень, с мазутом не знаком, вроде как суда и корабли всё время тарахтят и топливо в трубопроводах и танках не замерзает зимой
        1. +1
          30 августа 2025 09:23
          Цитата: KCA
          Соляра в наших условиях с добавлением воды, при любом смешивании, превратит двигатель в камень, с мазутом не знаком, вроде как суда и корабли всё время тарахтят и топливо в трубопроводах и танках не замерзает зимой

          ВТЭ на базе солярки неустойчива и быстро разделяется на воду и солярку. А ВТЭ на базе мазута более устойчива.
          1. KCA
            +1
            30 августа 2025 09:29
            Не знаю, я не пробовал и не интересовался деталями, просто помню статью из журнала где расписывали до 40% экономии бензина, но, видимо, дальше теоретики дело не пошло, смесители специальные нужны, как вода в топливе будет действовать на ДВС, я не инженер, думаю, проблем было больше чем выгоды, не, ну понятно, в критической ситуации всё пригодится, помню советский фильм про ВОВ, там танкисты нашли эшелон со спиртом и радостно заправили Т-34-ки, ну понятно, нахрен им цистерны, канистры залили, остальное в топливные баки
            1. 0
              30 августа 2025 09:35
              Цитата: KCA
              помню статью из журнала где расписывали до 40% экономии бензина

              Не, ВТЭ только на дизельных двигателях применяется.
              1. KCA
                +1
                30 августа 2025 09:42
                Я говорю о том, что в журнале писали, у нас соляру не разводили, просто был запрет на прогрев ночью зимой техники (92-93) год, пригнали новые БТР-80 с завода, чтоб не растащили, в них и спали, матрац на лавку, матрас сверху и жиденькое одеяло, раз 10 за ночь до ветру, у меня все руки покарябанные были из-за системы открывания десантных люков, ночью, темно как у афроамериканца в заднице, а надо, и всё на ощупь
    4. 0
      12 октября 2025 16:36
      Однозначно упадет теплотворная способность. Да и коррозию никто не отменял.
      Более-менее получалось с мазутом, но через пару-тройку суток топливная смесь расслаивалась.
  3. +5
    30 августа 2025 05:02
    В водном институте где когда то учился, проводили опыты и эксперименты с водой и топливом. Процентное содержание не помню, но в определённых долях смеси соляра и воды, в виде эмульсии, двигатель работает мягче и мощность повышается процентов на двадцать. Замечено что хорошо осушенный соляр, практически без содержания воды хуже горит, и мощность двигателя падает.
    1. +2
      30 августа 2025 09:29
      Цитата: Солдатов В.
      В водном институте где когда то учился

      В НИИВТ проводили такие исследования на кафедре СМФ. Оттуда?
      1. +1
        30 августа 2025 12:51
        Да, защищался на кафедре "материаловедение" вечерне-заочное отделение, 83 год. hi
        1. +3
          30 августа 2025 13:42
          Цитата: Солдатов В.
          83 год.

          Да уж. Долго они эту тему мурыжили. Мазута у них ещё работала, а с солярой никак. Не держалась ВТЭ, распадалась на слои саляры и воды. Ну и с коррозией сложности были. Вода всё таки не лучший элемент для топливной арматуры.
          1. +1
            1 сентября 2025 08:14
            Я думаю свой путь они прошли честно. Сейчас на новом уровне , с новыми открытиями и изобретениями можно создать двигатель нового поколения, экономичного и экологичного.
            Всем преподавателям СМФ и выпускникам НИИВТ большой привет и наилучшие пожелания. hi soldier drinks
    2. +4
      30 августа 2025 10:21
      Только тнвд и форсунки выходят из строя быстрее. Более перспективеым был впрыск воды в цилиндр, но на момент экспепементов оборудование было сложным для массового использования. Об этих эксперементах писали в журнале МРФ.
      1. +2
        30 августа 2025 13:45
        Цитата: Митрич73
        Только тнвд и форсунки выходят из строя быстрее

        Да, вода+температура враг.
        Цитата: Митрич73
        Более перспективеым был впрыск воды в цилиндр

        Этот несколько иной коленкор. Это 5-ти тактный ДВС, охлаждение не внешнее, а внутреннее. Интересная идея, но опять же коррозия...
    3. +1
      31 августа 2025 22:47
      Обратите внимание на работу вашего двигателя (солярка или бензиин не важно) в сухую жаркую погоду и в сырую прохладную (+5 ... + 10 градусов). Особенно это заметно в туман. Ровнее работать начинает и даже самую малость тяги прибавляется. Топливо равномернее и в большем объёме сгорает (меньше услетает в выхлоп).
  4. +1
    30 августа 2025 05:31
    В 30е годы 20го века на тракторах, по моему, СХТЗ была предусмотрена подача воды в ДВС работающем на керосине. Получалась керосиново водная смесь.
    1. -1
      30 августа 2025 05:49
      Может керосинобензиновая смесь? У СХТЗ были керосиновые движки, не дизельные. Если не путаю.
      1. +3
        30 августа 2025 05:55
        И анекдот старый в догонку
  5. +2
    30 августа 2025 06:16
    Вообще то бензин и солярка - это всегда водотопливная эмульсия, если из бензина полностью искусственно удалить полностью всю воду, он не хочет хорошо гореть. Мерседес даже экспериментировал с добавлением воды в бензин перед впрыском в камеру сгорания.
  6. -1
    30 августа 2025 07:53
    Бред, самый простой способ азот в бак добавлять по мере выработки под давлением 1 бар, и использовать только дт и керосин am
    1. -1
      30 августа 2025 17:50
      Зачем "1 бар" ? При пробитии бака топливо выдавится струями через пробоины на воздух. Лучше держать [если бак не расходный] под небольшим отрицательным давлением.
      1. 0
        30 августа 2025 18:10
        1 бар, чтоб подавливало и при уменьшение объёма топлива воздух не поступал в бак, на Ту 160 керосин заправляют с азотом, и это правильно bully
  7. +2
    30 августа 2025 09:20
    Ммм... Автор может не понимает принцип водотопливной эмульсии. Дело в том, что это применимо только для дизельных двигателей. Перед подачей в форсунку проводится подготовка смеси, в специальном сепаратора смешивают воду и топливо (мазут или солярка) до образования особых "капель". Капля топлива вылетевшая из форсунки в цилиндр (в котором высокая температура) нагревается и частицы воды в капле топлива начинают закипать разрывая её изнутри, тем самым разбивая каплю топлива на более мелкие капли которые потом загораются. Таким образом достигается более эффективное сжигание топлива.
    Но! Запуск двигателя должен производиться на обычном топливе и потом нужно переключать на ВТЭ. Перед остановкой двигателя также нужно переключить питание с ВТЭ на обычное топливо дабы удалить из топливной арматуры всю попавшую воду. Эти сложности и нестабильность образования ВТЭ из солярки стали препятствием для внедрения.
    Но. Самое главное, ВТЭ не хранится в топливном баке, поэтому как средство повышения противопожарной стойкости не годится.
    1. +1
      30 августа 2025 14:06
      Такие работы в СССР реально были выполнены на уровне профильных НИИ и составы, включая присадки - разработаны. Даже приняты на вооружение. Но следует понимать, что это только для одной атаки. Заправка перед боем и все!. Для постоянной эксплуатации не подходит - смесь все равно расслаивается.
  8. +1
    30 августа 2025 09:40
    Накоплено достаточно экспериментальных знаниний в этой области. Однако ключевым вопросом остаеться устройство создающие эти эмульсии. В одном из изобретательских конкурсов уже достаточно давно мы позиционировали и даже обосновывали работу такого эмульгатора. Но есть вопрос, что на определённом режиме работы такой эмульгатора становиться двигателем. Иными словами эмульсия весьма хорошо горит. И вообще вопрос структуризации воды, а так же её опреснения в больших объёмах а так же очистка от жидких радиоактивных отходов и других примесей так же являются аспектом работы такого реального устройства. Кстати все эти аспекты входят и в вопрос создания термоядерного процесса.
  9. +4
    30 августа 2025 12:55
    в наших танках БК чаще детонирует чем топливо, а порох с водой смешать не получится
  10. +1
    30 августа 2025 13:55
    Как специалист подтверждаю - были такие реальные разработки, причем велись в СССР на уровне профильных НИИ. Действительно работает и такое решение было принято на вооружение. Но только для того, чтобы заправлять танки непосредственно перед боем. На одну заправку, а время жизни танка в современном бою, как известно- не очень долгое. Для современного позиционного характера СВО - не подходит. Эмульсия, не смотря на присадки, нестабильна - особенно в условиях отрицательных температур. Вода выпадает в осадок и двигатель перестает нормально работать.
  11. +1
    30 августа 2025 18:03
    Так может просто бак с горючкой погрузить в бак с водой. Тогда БОПС и струя при пробитии сами изготовят водную эмульсию, немного, но именно там, где надо, а то, что она для работы движка неоптимальна - так и бог с ним, главное чтобы не загорелось.
    1. +1
      30 августа 2025 20:32
      Так может просто бак с горючкой погрузить в бак с водой.

      И воду возить не как балласт, а использовать для испарительного охлаждения двигателя. Чтоб убрать ослабления бронезащиты под обычную систему охлаждения.
      Понятно, что это для тактической машины, когда можно пожертвовать запасом хода.
  12. 0
    30 августа 2025 20:50
    Уверен, что ничего путного из этих недо идей не получиться. Малейшее попадание воды в дизельное топливо, подчёркиваю МАЛЕЙШЕЕ. Никакая не эмульсия, приводит к выходу из строя двигателя. Практика. МТЛБ - Приморье.
  13. 0
    30 августа 2025 22:29
    Не "копенгаген" в водотопливной эмульсии, но знаю, что в авиации для предотвращения воспламенения топлива используют азотирование оного.
    Может просто поинтересоваться у летунов на эту тему и не изобретать велосипед.
  14. 0
    31 августа 2025 10:56
    Исходя из комментариев делаю вывод, что чем далее, тем все меньше людей посвящённым в различные исследования по очень важным и перспективный темам. Для себя отмечу, что ни одна рукопись и выводы по экспериментальным исследованиям не заменят живых знаний и понимания процессов.
  15. 0
    24 сентября 2025 22:13
    Саляру не так то просто восламенить
  16. 0
    8 октября 2025 17:21
    Водно-топливные эмульсии - топливо одного боя, ну или точнее - атаки. Все. Для постоянного применения - не пригодно. При отрицательной температуре - застывает. Двигатель запустить - та еще проблема, кроме того вода просто тупо выпадает в осадок. Присадок хватает не на долго - на одну атаку. В современных реалиях позиционной войны на СВО - проку от такого решения - ноль.
  17. 0
    27 октября 2025 08:56
    Гораздо проще иметь небольшой защищённый внутренний бак и основной запас топлива в наружных бочках, оснащённых устройством скидывания при пожаре.
    .
    Ну а в целом принцип мышления автора мне нравится. Наши всё пытаются сконструировать абсолютно неуязвимую технику. А надо конструировать в расчёте на неизбежное поражение и продумывать, что будет потом.