«Пламя Фиуме распространяет свои искры отовсюду»: итальянский ирредентизм и проблема Фиуме

4 827 30
«Пламя Фиуме распространяет свои искры отовсюду»: итальянский ирредентизм и проблема Фиуме


Мне чудится, что нас изъест, как пламя,
палящий свет. Как долго день тянулся,
как долго! Я невольно содрогнулся:
он возвратится снова. Свет — как пламя.

Габриэле Д’Аннунцио, «Вечер».




С момента объединения Италии в XIX веке итальянские националисты призывали к освобождению итальянцев, волею судьбы оказавшихся за пределами страны. Неудачная попытка Италии получить Далмацию после Первой мировой войны сыграла важную роль в формировании итальянского националистического мифа. По этой причине неудивительно, что взоры многих итальянцев были прикованы к приключениям поэта-патриота Габриэле Д’Аннунцио в Фиуме и за борьбой Италии за установление контроля над восточными пограничными территориями [3].

Случай с Фиуме является уникальным в истории ирредентизма, поскольку является одним из наиболее ярких и продолжительных примеров этого явления. В 1910-х годах международное сообщество не могло прийти к единому мнению о том, какому государству должен принадлежать этот приграничный город. Борьба итальянских националистов за Фиуме отражала сложные противоречия между различными направлениями националистической мысли и опиралась как на исторические аргументы, так и на модернистскую революционную программу [1].

Как уже было сказано выше, подъему национализма в Италии способствовали неудачные переговоры в Версале, где президент США Вудро Вильсон выступил против притязаний Италии на Далмацию и восточную часть Истрии, которые она должна была получить по Лондонскому договору. Вильсон хотел, чтобы восточное побережье Истрии, всё побережье Далмации и архипелаг, на который претендует Италия, отошли Югославии. Ситуацию усложняло то, что городские власти Фиуме обратилось в Рим с просьбой присоединить город к Италии. Этот выбор был обусловлен не только ирредентистскими настроениями, но и страхом Фиуме попасть в руки своего исторического врага — Хорватии. [2].

Итальянские националисты и ирредентисты, со своей стороны, ещё больше повысили ставки. Они начали кампанию по всей стране под лозунгом «Вся Далмация + Фиуме». Несмотря на крайности националистической среды, требование Италии о том, чтобы союзники соблюдали условия Лондонского договора, само по себе не было надуманным, как считает часть историографии. Италия вступила в Первую мировую войну на определенных условиях, понесла существенные людские и материальные потери, и поэтому вполне законно требовала то, что ей было обещано.

На самом деле Антанта дала аналогичные обещания Румынии в отношении Баната, Трансильвании и Бессарабии — территорий, на которых проживало множество венгров, сербов и немцев. Право народов на самоопределение, которым прикрывались политики, совершенно не волновало Антанту, когда территории, на которых проживали миллионы немцев и венгров, передавали другим государствам (классический пример — Данциг) вопреки желаниям этих народов.

Можно утверждать, что требования Италии в Париже не были удовлетворены не из-за того, что они противоречили принципу национального самоопределения, а из-за того, что они противоречили интересам одного из государств-победителей – Франции. Сильная позиция Италии в Центральной Европе, на Балканах и, в перспективе, на Ближнем Востоке противоречила французским планам. Французский писатель Анри Мишель впоследствии писал, что тенденции, формировавшиеся во французской политике того времени, были явно антиитальянскими и являлись следствием активной балканской политики Франции [2].

Именно эти решения, принятые Союзниками (Антантой), стали питательной средой для ирредентизма и ревизионизма, что в значительной степени способствовало дестабилизации европейского баланса сил после войны.

Зарождение итальянского ирредентизма



Ирредентизм является важнейшим, но недостаточно изученным аспектом национализма. Это вера в то, что часть нации находится за пределами государственных границ и должна быть не только «освобождена», но и «избавлена» от иностранного влияния. Ирредентизм опирается на мифы об историческом, географическом и языковом единстве нации. Стремление к национальному освобождению территорий, оккупированных иностранными державами, таких как Македония и Южный Тироль, впервые возникло в XIX веке, параллельно с ростом национального самосознания в Европе. Однако эти стремления по-прежнему являются важной чертой националистических движений, служа мощным инструментом политической мобилизации. Исследуя борьбу итальянских ирредентистов за город Фиуме (итальянское название современной хорватской Риеки), можно утверждать, что ирредентизм – это не только политический акт, но и глубоко культурный феномен [1].

В Италии движение ирредентизма зародилось в конце XIX века и получило свое название от итальянского патриотического движения – «Italia Irredenta». Конкретной целью ирредентистского движения (представленного широкой сетью организаций) было установление «естественных границ» Италии, присоединение некогда итальянских (но на тот момент входивших в другие государства) территорий Трентино, Триеста, Далмации, Истрии, Тичино, Ниццы, Корсики и Мальты [5].

Итальянское государство с момента своего возникновения опиралось в первую очередь на принцип национальной принадлежности. Это означало, что политический класс попросту не мог отказаться от ирредентизма [2]. Сторонники ирредентизма приводили исторические аргументы в пользу того, что Адриатические земли являются частью Италии, ведь территория Далмации и Истрии сыграли ключевую роль в зарождении Римской империи и культуры эпохи Возрождения, которая предшествовала итальянской культуре. Таким образом, до XX века ирредентистские притязания на восточные границы Италии были не просто вопросом политических территориальных амбиций, но вопросом, уходящим корнями в исторический и языковой дискурс.

Претензии итальянских националистов на Адриатику были также ответом на зарождающееся славянское национальное самосознание, основанное на культурном национализме иллирийского движения. Наряду с хорватским национальным возрождением, это панславянское движение XIX века стремилось объединить южных славян. Впоследствии, будучи городом на границе двух устоявшихся культурных сфер, Фиуме стал местом столкновения итальянского и панславянского культурного национализма.

В годы, предшествующие Первой мировой войне в Италии, наблюдался подъем ирредентистских настроений. Эти настроения всё чаще фокусировались на Фиуме и находили отклик у художников-авангардистов. В отчете десятой конференции Национальной итальянской лиге в Тренто и Триесте отмечалось, что Фиуме всегда стремилось к автономии при венгерском правлении, сохраняя при этом свою итальянскую культурную самобытность [1].

Целью итальянских ирредентистов было национальное возрождение, а национальное объединение было и целью, и инструментом. Войну против Австрии они рассматривали не только как способ завершить Рисорджименто, но и как возможность придать осязаемую форму духовному процессу национального строительства, которое, по их мнению, было далеко от завершения. В конечном счете, их цель состояла в том, чтобы вселить в гражданское общество чувство национальной цели.

Ирредентизм, национализм и Фиуме



Ирредентистские настроения в отношении Фиуме достигли апогея в 1919–1920 годах, когда город был захвачен Габриэле Д’Аннунцио и его армией добровольцев, среди которых было много поэтов, писателей и художников. Для Д’Аннунцио это был акт искупления, о котором его предшественники в XIX веке не могли и мечтать. Риторика Д’Аннунцио в сочетании с политическими реалиями эпохи Первой мировой войны превратила Фиуме в географический символ мифа о Великой Италии [1].

Ирредентизм начала XX века, подпитываемый имперскими националистическими аргументами, следует рассматривать в контексте духовного модернистского национализма, выраженного в творчестве довоенного авангардного поколения. Опираясь на идеи Рисорджименто, эти итальянские авангардные националисты (многие из которых впоследствии стали футуристами и фашистами) вдохновлялись религиозными и символистскими идеями об эстетическом патриотизме, с которыми они столкнулись в культурной среде Парижа XIX века – центре художественного модернизма того времени.

В 1910-х годах ирредентистский национализм всё больше склонялся к радикальному империалистическому видению территориальной экспансии Великой Италии, тем самым смешивая ирредентистские притязания с новым имперским национализмом. Поэтому вопрос о том, должна ли Италия участвовать в войне, был напрямую связан с потенциальными территориальными приобретениями Италии – аргументами, которые апеллировали к ирредентистским настроениям. Однако с точки зрения как духовного возрождения, так и территориальных приобретений исход войны оказался неутешительным [1].

Габриэле Д'Аннунцио не скрывал своего разочарования из-за того, что переговоры о будущем Фиуме после Первой мировой войны зашли в тупик. Фиуме был «последним носителем знака Данте», и он должен был стать оплотом итальянской римской культуры. Как заявил поэт в эссе «Pentecoste d’Italia» («Итальянский Пятидесятник»), датированном 8 июня 1919 года, Фиуме имел символическое значение для Италии:

«ʺОн дунул им в лицо и сказал: примите Духа Святогоʺ. Это слова апостола Иоанна. Сегодня Фиуме дышит в лицо всем нам, итальянцам, оно обжигает наши лица своим дыханием и говорит нам: примите это пламя… Сегодня мы празднуем во славу Фиуме» [4].

Это ораторское искусство Д’Аннунцио во всей красе: поразительная смесь сакральных и мирских элементов, подчеркивающая эмоциональную силу священных символов и неожиданно связывающая их с земными задачами. Использование Д’Аннунцио религиозных символов в традиционно светском контексте позволило ему убедить своих сторонников в том, что они являются участниками священного предприятия [4].

Фиуме, как убеждал свою аудиторию Д’Аннунцио, не только воплощал итальянский дух, но и распространял его по всей Италии. Таким образом, Фиуме представлял собой сокровищницу итальянского национального духа, хранилищем итальянской национальной идентичности. Д’Аннунцио придал Фиуме священный статус, рассматривая его как носителя духовного пламени, которое должно было возродить дух нации.

Марш из Ронки в Фиуме в сентябре 1919 года был революционным событием и рассматривался как духовный акт. 11 сентября 1919 года, накануне марша, Д’Аннунцио написал будущему дуче Бенито Муссолини, что «Бог Италии помогает нам». Марш ардити, художников и писателей приобрел трансцендентное, духовное и даже религиозное значение. До, во время и после марша это мероприятие стало символом борьбы Италии за национальное возрождение [1].

Фиуме как остров надежды итальянской нации



После заключения перемирия в итальянском общественном мнении Фиуме стал символом притязаний Италии на Адриатику. Название «Фиуме», до тех пор неизвестное большинству людей, стало лозунгом, вокруг которого сплотился весь интервенционистский лагерь, от левых до правых. Казалось, что одно это название содержит в себе все мотивы для вступления Италии в войну [2].

Фиуме также стал своего рода лабораторией новой политической культуры, основанной на мифах, мобилизации масс, смешении священного и мирского. Д'Аннунцио участвовал в создании новой формы литургии в Фиуме, которая сыграла значительную роль в развитии гражданских фестивалей и массовой политики (речи с балкона, диалоги с толпой, разработка новых «гражданских» праздников и т.д.).

«Фиуманский эксперимент», казалось, воплощал в себе лозунг «ни левые, ни правые». К Д'Аннунцио присоединились синдикалисты, такие как Джузеппе Джульетти и Альчесте де Амбрис, националисты, такие как Федецони, военные, футуристы и фашисты. На последнем этапе своего приключения Д’Аннунцио сместился ещё левее, ища поддержки даже у большевистской России [2].

Фиуманское приключение, длившееся 15 месяцев, стало революционным событием, в ходе которого получили развитие всевозможные авангардные идеи о духовном возрождении. По словам Д'Аннунцио, Фиуме был «Città di Vita» – «Городом жизни», раем для свободных духом людей. Футуристы, дадаисты, йоги и нудисты – все они нашли свое место в этом городе.

«Значимость моего предприятия и моего упорного сопротивления становится яснее с каждым днем… Бунтовщики, стремящиеся к восстанию, со всего мира устремляются к пламени Фиуме, которое распространяет свои искры повсюду»
– писал Д’Аннунцио.

В революционной энергии, сосредоточенной в Фиуме, Д’Аннунцио увидел идеальный тип «итальянца»: «Если бы хотя бы половина Италии была похожа на Фиуме, мы бы господствовали над миром. Но Фиуме всего лишь одинокая вершина героизма, и будет сладко умереть, испив последний глоток его воды». Для Д'Аннунцио Фиуме был островом надежды для итальянской нации, пусть и маленьким и отдалённым.

Хотя аннексия Фиуме была обусловлена множеством факторов, все они преследовали общую цель: стремление создать или, скорее, возродить Великую Италию. Стремление к геополитической экспансии и рост империалистического национализма лежали в основе новых ирредентистских нарративов. Деятели культурной революции верили, что борьба за Великую Италию и возвращение Фиуме приведут к духовному возрождению итальянской нации в целом [1].

Использованная литература
[1]. Milou van Hout. In search of the nation in Fiume: Irredentism, Cultural Nationalism, Borderland. Nations and Nationalism, Vol 26, Issue 3. 2020.
[2]. Marina Cattaruzza. Italy and Its Eastern Border, 1866–2016. Routledge, New York, 2017.
[3]. Maura E. Hametz. In the Name of Italy nation, family, and patriotism in a fascist court. Fordham University Press, New York, 2012.
[4]. Ледин, М. Первый Дуче: Д'Аннунцио в Фиуме. — М.: Тотенбург, 2024.
[5]. См. Семченков А.С. Проблема разделенных народов в контексте трансформации мирового политического пространства. Политическая наука, 1, 2009. 137-167.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    29 августа 2025 08:08
    На самом деле Антанта дала аналогичные обещания Румынии в отношении Баната, Трансильвании и Бессарабии — территорий, на которых проживало множество венгров, сербов и немцев.


    Никаких обещаний относительно Бессарабии во время войны и перед ней-Антанта не давала и дать не могла в принципе, т.к. это территория России. Даже Бессарабский протокол уже и 1920 г в силу не вступил , т.к. не подписан США и Японией.

    Венгров в Бессарабии почти не было, сербы и немцы-4% от населения Бессарабии-о чем говорить, какое множество и для чего?

    Трансильванию Румыния и получила, кстати, как обещано.

    Италия получила после ПМВ, согласно Лондонскому пакту 1915, как и обещано- Трентино, Южный Тироль, Триест , часть Истрии. и часть Долмации тоже.

    Право народов на самоопределение, которым прикрывались политики, совершенно не волновало Антанту, когда территории, на которых проживали миллионы немцев и венгров, передавали другим государствам (классический пример — Данциг) вопреки желаниям этих народов
    И не должно было волновать-немцы и венгры проиграли агрессивную войну , ими устроенную, признали это и понесли заслуженное наказание.. См. также результаты ВМВ-какое там ...самоорпделение немцев?
    1. 0
      6 ноября 2025 15:15
      Цитата: Ольгович
      Италия получила после ПМВ, согласно Лондонскому пакту 1915, как и обещано- Трентино, Южный Тироль, Триест , часть Истрии. и часть Долмации тоже.

      контроль над Островами Додеканес и Албанией оказался далеко не тот, на который претендовала Италия. город Влёра остался албанским, хотя по договору его обещали включить в состав Италии, а не оформить вшивый протекторат.
      Были некоторые подвижки по статусу оккупированных земель в Африке, которые не произошли.
      Не то чтобы Италию взбесило, но прилично раздражало.
  2. +2
    29 августа 2025 12:31
    Это ода национализму? Или некритичная перепечатка трудов наследников итальянского фашизма?
    1. 0
      6 ноября 2025 15:03
      где вы тут оду нашли? Автор описывает как шла пропаганда связанная с термином "огонь Фиуме"
      Что толкало Италию встать на активную захватническую дорогу.
      Кстати, итальянцы в своих исторических фильмах вообще ни слова про эти процессы не говорят.
  3. +1
    29 августа 2025 12:44
    В целом статья мне понравилась, особенно учитывая, что я лично участвовал в этом деле. Можно утверждать, что почти вся вина лежит на президенте США Вильсоне, который отказался признать права итальянцев, несмотря на их вклад в победу и существование договора или соглашения.В качестве частичного оправдания можно утверждать, что Святой Престол был исключён из числа уступок, на которые пошли Франция, Великобритания и Россия, как это установлено статьёй 15 договора. Вильсон воспользовался возможностью отказать Италии в том, чего она по праву заслуживала, отсюда и всё недовольство Италии в последующие годы.
    1. 0
      30 августа 2025 14:38
      Цитата: Semovente7534
      Вильсон воспользовался возможностью отказать Италии в том, чего она по праву заслуживала

      По какому праву? Италия , на момент начала войны-союзница германии и долго торговалась -с кем воевать, кому продаться.

      И да-она выполнила обещанное-какой ее вклад в разгром , если ее саму пришлось спасать7
      1. 0
        31 августа 2025 12:00
        Кому мы продаёмся? Перечитайте договор между Италией, Австрией и Германией. Италия всё сделала законно, в отличие от остальных. От кого мы спасаемся? Вы переживаете, что из-за Италии многие австрийские дивизии сражались на нашем фронте, а не на вашем. Мы сражались до конца, а другие бросили войну на полпути.Странно, что вы защищаете американского президента, жалуясь, что он предал вас и издевался над вами, распустив Советский Союз. Разве они не обещали не расширять НАТО на Восток? Разве это не то же самое обещание, которое было нарушено нам, итальянцам, в 1915 году? Разве это не то же самое обещание, которое Соединённые Штаты нарушили Китаю из-за Тайваня?Вы не поняли сути статьи и ничего из того, что я сказал. И всё же вы продолжаете защищать обещания, которые Соединённые Штаты не выполнили.
        1. 0
          31 августа 2025 12:45
          Цитата: Semovente7534
          Кому мы продаёмся?

          кто больше предложил-тому и продались.
          Цитата: Semovente7534
          Италия всё сделала законно

          назовите этот "закон"
          Цитата: Semovente7534
          От кого мы спасаемся?

          вас спасали от разгрома, траятя силы.
          Цитата: Semovente7534
          на полпути

          на полпути вы запрыгнули, выжидая кто выиграет
          Цитата: Semovente7534
          И всё же вы продолжаете защищать обещания, которые Соединённые Штаты не выполнили.

          вам почти все передано, а союзники тоже от Италии ожидали гораздо большего , чем италия показала
          1. 0
            31 августа 2025 13:11
            Вы написали много ерунды. Вы бросили войну на полпути, а мы — нет, и мы помогли её выиграть, и поскольку существовало письменное соглашение, его нужно было соблюдать до конца. В 1915 году мы были не на полпути, а только в начале; было непонятно, кто победит. Вместо того, чтобы обвинять других, посмотрите, что вы натворили. А потом продолжайте защищать капиталиста Вильсона.А потом вы жалуетесь, что США не соблюдают заключённые с вами соглашения. Вы — «истинный борец за справедливость».
            1. 0
              31 августа 2025 13:21
              Цитата: Semovente7534
              Вы бросили войну на полпути, а мы — нет, и мы помогли её выиграть

              мы выиграли войну-без нашего 1914 и 1916 антанте не светило ничего, а провал в 1914 блицкрига и подвиг Италию в Антанту.

              Италия получила гораздо больше, чем вложила
              1. 0
                31 августа 2025 18:25
                Италия вложила значительные средства, и достигнутые соглашения соблюдаются, верно? Вильсон дал Франции и Великобритании всё, что они хотели (колонии), одновременно поддерживая самоопределение народов. Но по этому вопросу Вильсон высказался только против Италии. Продолжайте поддерживать Вильсона и США.
                1. 0
                  1 сентября 2025 10:20
                  плевать на вильсона.

                  Италия получила то, что заслужила
                  1. 0
                    1 сентября 2025 11:57
                    Ольгович, вы ошибались, когда говорили, что Италия получила больше, чем заслуживала. Я уже подробно документировал, что Италия заслужила больше, чем получила. Однако вы делаете эти заявления, не предоставляя данных или документов, объясняющих, почему она получила слишком много. Поэтому, пожалуйста, будьте конкретнее или прекратите комментировать.
            2. 0
              6 ноября 2025 15:29
              Цитата: Semovente7534
              бросили войну на полпути

              РИ в ПМВ фактически воевала за французские кредиты
              бросить это как можно скорее было лучшим решением, которое страна могла сделать.
              Цитата: Semovente7534
              В 1915 году мы были не на полпути, а только в начале; было непонятно, кто победит.

              бросьте, Италия просто использовала неразбериху, чтобы попытаться откусить кое-что у соседей. Просто сменила 1 вариант на другой. Говорить, что вы что-то там закончили, учитывая ход боев, просто нелепо.
              Цитата: Semovente7534
              посмотрите, что вы натворили

              не понял упрека - кто "вы" и что?
              Цитата: Semovente7534
              продолжайте защищать капиталиста Вильсона

              не понял кто защищает Вильсона и в чем. Лично я считаю, что Вильсон вел себя, как наглый гангстер, которого пригласили рассудить результаты местячковой драки.
              Цитата: Semovente7534
              жалуетесь, что США не соблюдают заключённые с вами соглашения

              США в отличие от многих государств не имели ни своей истории, ни чести или репутации среди своих верхов. Поэтому одними из первых стали вести политику в стиле - придерживаюсь договоров пока это мне выгодно, а если нет - что вы мне сделаете?
              Это просто нужно было учитывать. Например, США по факту украли разработки тяжелых флотских орудий у РИ и присвоили заказанные и оплаченные перед ПМВ РИ орудия. Никто до сих пор не предъявил им счет, хотя вполне могли бы. Штаты получили огромную прибыль с этого. Так что лично у меня никаких иллюзий насчет Вильсона и его подельников нет.
              1. 0
                6 ноября 2025 19:20
                Это старая статья, в которой мы с Ольговичем глубоко разошлись во мнениях относительно его анализа Мировой войны. Он утверждал, что Италия заслуживала меньше, чем получила, в то время как я был убеждён в обратном.Италия колебалась в начале войны, а затем решила присоединиться к Франции и Великобритании, поскольку верила, что они сдержат свое слово, пока Вильсон все не разрушил.
                1. 0
                  7 ноября 2025 08:59
                  уж не знаю чего была достойна Италия с точки зрения союзников, по-моему она вообще ничего не заслужила, потому что занималась в бандитском стиле просто отжимом имущества соседей без каких-то дополнительных идей.
                  1. 0
                    7 ноября 2025 13:06
                    Мне нечего добавить тем, кто не согласен с моей точкой зрения. Я просто хочу напомнить, что 3 марта 1918 года вы подписали с Германией дорогостоящий мир, а год спустя все утраченные территории были вам возвращены, отчасти потому, что Италия, в отличие от других, продолжала сражаться.
                    1. 0
                      7 ноября 2025 13:44
                      Цитата: Semovente7534
                      Мне нечего добавить тем, кто не согласен с моей точкой зрения.

                      вы считаете нормальным для Италии выслуживаться перед Францией или США?
                      как-то это низковато, не находите? И цели вступления в войну - это на уровне склочной соседки, которая воюет за бельевые веревки у дома. А Италия в тот момент колониальная держава, а не какая-то Албания.
  4. 0
    29 августа 2025 12:49
    Как католик я утверждаю, что у Святого Престола были свои причины, но как итальянец я утверждаю, что брать уроки у Вильсона или Соединенных Штатов относительно прав доминирующего населения на различных спорных территориях кажется мне насмешкой, учитывая, как они учитывали с момента своего основания и до финальной фазы завоевания своих территорий,Гражданские права коренных американцев. Что касается аннексии новых итальянских территорий, то это были не только Далмация и небольшие острова, нам обещали территории вплоть до Албании.
  5. 0
    29 августа 2025 16:38
    "Если бы хотя бы половина Италии была похожа на Фиуме, мы бы господствовали над миром... ."
    Великая Италия, Великая Германия, ... снова Великая Америка. И как то скатываются эти мечты в нацизм, фашизм.
    "Благими намерениями вымощена дорога в ад".
    Цитата: Semovente7534
    нам обещали территории вплоть до Албании.

    До Эфиопии и Сталинграда.
    P.S. Остались ли там итальянцы? Фашиствующие усташи "порядок" навели?
    1. 0
      29 августа 2025 21:32
      Лондонский договор 1915 года также был подписан вашим царём, который поклялся сражаться с австро-венграми вместе с нами. Сколько жизней было спасено благодаря тому, что многие австрийские дивизии сражались на нашем фронте, а не против вашего?
      1. 0
        31 августа 2025 14:59
        Цитата: Semovente7534
        Сколько жизней было спасено благодаря тому, что многие австрийские дивизии сражались на нашем фронте, а не против вашего?

        Итальянцы воевали за интересы России? belay
        Интересная страница истории..Тянет на философию.. wink
        1. 0
          31 августа 2025 18:12
          Сколько австрийских дивизий мы перебросили с Восточного фронта в Северную Италию, когда вступили в войну? А затем, после вашего раннего выхода из войны, мы выполнили свою задачу, выиграв войну и получив меньше, чем было согласовано.Или вы согласны с тем другим пользователем, который глупо утверждает, что было правильно дать нам меньше, как того хотел Уилсон?
          1. 0
            31 августа 2025 18:43
            Цитата: Semovente7534
            мы выполнили свою задачу, выиграв войну и получив меньше, чем было согласовано.

            Обращайтесь к англинчанинам, французам и американцам, которые вас "кинули".
            Что для вас есть Великая Италия?
            1. 0
              31 августа 2025 18:52
              Значит, британцы, французы и американцы имеют право обращаться с вами так же, как они обращались с нами в 1915 году? Великая Италия (но, кажется, статья об этом уже написана) включает в себя бывшие итальянские территории, находившиеся под властью других стран. Как и Новороссия для вас сейчас, но, думаю, вы это знаете.
              1. 0
                2 сентября 2025 17:01
                Цитата: Semovente7534
                Великая Италия (но, кажется, статья об этом уже написана) включает в себя бывшие итальянские территории, находившиеся под властью других стран.

                Что есть бывшие итальянские территории? Генуэзцы отметились и в Крыму. Про Римскую империю промолчу. Италия -молодое государство.
                Для меня Великая Италия это Гарибальди, Деонардо да Винчи, Микеланджело... . Список велик и бесспорен во всем мире. А, не походы за "жизненным пространством" даже до СССР.
                Сравнение с Новороссией некорректно

                Цитата: Semovente7534
                Значит, британцы, французы и американцы имеют право обращаться с вами так же, как они обращались с нами в 1915 году?

                НЕТ,
                1. 0
                  3 сентября 2025 12:30
                  Великая Италия — это концепция, придуманная писателем Джентиле и существовавшая с эпохи Рисорджименто до 1945 года. Однако в 1918 году эта концепция, вероятно, не существовала. Территории Италии за пределами этих территорий обозначены в Арктике: Тренто-Триест-Истрия-часть Далмации.Затем, в 1920-х и 1930-х годах, Ницца, Савойя, Корсика и, возможно, Мальта. Были и другие неитальянские территории, такие как Тунис и Джибути — и пропаганда, и правда. Крым — нет, не потому, что он принадлежал Римской империи или лигурийцам и поэтому должен был вернуться к Италии; ничего подобного, как вы знаете, никогда не говорилось.У греков, возможно, больше полномочий, учитывая, что они первыми высадились в Крыму и на Чёрном море (шутка), а затем в Тирренском и Адриатическом морях. Но концепция остаётся прежней: если обещаешь и не выполняешь, создаёшь условия для национального недовольства.
  6. +2
    29 августа 2025 17:23
    «Пламя Фиуме распространяет свои искры отовсюду»:
    Я не знаю что такое Пламя Фиуме, но я одно время работал с итальянцами и убедился что итальянцы по своему менталитету и образу жизни очень похожи на армян. Итальянцы такие же крикливые и пантовитые как армяне, итальянцы как и армяне большие патриоты своей родины, но жить и работать итальянцы предпочитают как и армяне вдали от родины. Итальянцы как и армяне в любом регионе мира организовывают свои диаспоры и крутят бизнес при полной поддержке своей диаспоры. И судя по историческим документам итальянцы такие же вояки как и армяне. Армяне предпочитают воевать за Карабах стряпая лаваш в краснодарском кафе, а итальянцы воюют за свободу Италии выпекая пиццу в Сан-Франциско. Так что если вы хотите больше знать об итальянцах, то просто посмотрите на соседа Ашота.
  7. +1
    30 августа 2025 00:47
    Цитата: Юрась_Беларусь
    Это ода национализму? Или некритичная перепечатка трудов наследников итальянского фашизма?

    А вам хочется, как Бенгальскому из "Мастера и Маргариты", непременно - с разоблачением©?
  8. +1
    30 августа 2025 08:46
    Можно стремится к осуществлению ирредентизма(возвращения территорий и населения) и не быть при этом националистом. В целом статья интересная.