Ещё одна судьба солдата

22 596 52
Ещё одна судьба солдата

Родителей героя автор неплохо знает лично, и сомневаться в их порядочности у него нет никаких оснований. Но в этом коротком, по возможности, тексте не будет имён и фамилий, почти не будет названий населённых пунктов, номеров частей и соединений. Почему – надеемся, читатели поймут без подсказок.

Обмену не подлежит


На СВО нашего героя призвали по мобилизации осенью 2022 года. Со временем он втянулся в армейскую жизнь, не побоялся заключить контракт на прохождение воинской службы, попросился в штурмовики. Воевал совсем неплохо. Помня прежний армейский опыт, стал хорошим пулемётчиком.



Имел поощрения и благодарности от начальства, был представлен и награждён медалью Жукова… В июле 2024 года в бою был ранен и контужен. Свои его, по какой-то теперь уже неизвестной причине, в тыл не смогли вынести, не эвакуировали, и он остался на поле боя.

Как видно, в горячке боя было не до этого. Но факт остаётся фактом. Он оказался в плену на Украине. Так как он был взят в плен с оружием в руках, а рядом лежали много убитых им солдат неприятеля, он был осуждён как военный преступник. Именно поэтому в списки пленных его имя до сих пор не подаётся и обмену он не подлежит, находится и содержится в колонии под Львовом.

Именно здесь и начинается наша, возможно, кому-то неинтересная, но главное — не придуманная история. В сентябре 2024 года войсковая часть направляет военному комиссару по месту жительства военнослужащего извещение о просьбе известить родителей, что их сын с июля 2024 года при выполнении боевых задач в ходе специальной военной операции на территории Луганской Народной Республики и Украины безвестно отсутствующий.

При этом извещение почему-то отправлено из воинской части, в которой военнослужащий никогда не служил. Можно понять и представить, что испытали родители, получив такое известие. На все запросы о сыне, во все инстанции и фонды, куда они их направляли, ответы не приходили.

Такая дипломатия


Но тут в июне 2025 года нашлось неожиданное решение вопроса. Решение почти невероятное, на грани нереального. В результате многих манипуляций Министерство иностранных дел Польши направляет письмо на имя президента Украины о передаче солдат, этнических поляков, мобилизованных в Вооруженные силы Российской Федерации и находящихся на территории Украины.

В этот список каким-то необъяснимым образом просят включить и нашего солдата. Впрочем, ведь у многих, если покопаться, найдётся в каком-то не самом далёком поколении родня чуть ли не с самого края Земли. И самое невероятное, всех их, просто по списку, передают польской стороне.

Как быть российскому солдату, да ещё и контрактнику, оказавшись в Польше, причём почти нежданно-негаданно, перипетии пропускаем. Документов нет никаких. Но копии: служебного удостоверения, извещения из военкомата, справки о прохождении военной службы по контракту, ему привозит сестра, проживающая в Германии.

Солдат получает в Польше какую-никакую свободу и является… в наше консульство — вот умница. Дипломатам он показал свои документы — а что он мог показать ещё? Там в недоумении, что с ним делать, не знают, но соответствующую информацию по своим каналам, дипломатическим, конечно, в Россию всё же отправили.

И справки все забрали. Хорошо, что сестра когда-то сделала несколько экземпляров копий…


Это Союз, брат!


А далее ещё интересней, нашего героя всеми правдами и неправдами переправляют, куда бы Вы думали? Через границу — в Белоруссию, нейтральную, невзирая ни на что. Но тут родители не просто забеспокоились — вовремя задумались. Они срочно навели справки, как легализовать их сына, появись он в родном городе, на родине.

Был бы он гражданским лицом — проблем нет, но он военнослужащий, и он не докажет в этой ситуации, что столько времени просто был в плену. Солдат связался по телефону со своей частью, но командир сказал, что тоже не знает, что с ним делать. Он уже снят с учёта и исключен из списков части — этакий поручик Киже XXI века.

Теперь, раз такое дело, должен идти в военкомат по месту жительства. Военные чиновники отцу неофициально сказали, что, объявись его сын на территории России, он будет осужден как дезертир… Где он пропадал целый год? А тут ещё вопросы денежного содержания, отпуска, лечения…

Помогли белорусские пограничники. Поверили — может, у них там и вправду бюрократии нет? Солдат наконец встретился с родителями. Сейчас он в Казахстане у родственников. Получил гражданство. Живёт. Работает... Но въезд в Россию ему теперь закрыт…

Вопросы возникли и к отцу. У него поинтересовались, как сын вообще оказался на свободе? Ведь такие вопросы просто так не решаются. Кому и сколько заплатили? Украине? Иначе как он оказался на родине?

Можно было бы не говорить и уж тем более не писать об этой проблеме. Но она ведь не единична, и для семьи нашего героя остаётся нерешённой. И сколько ещё таких же родителей получат извещения, что их сын в настоящий момент — безвестно отсутствующий на территории Украины…

Соавтор: Пётр Ненароков
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +32
    1 сентября 2025 04:12
    Своих не бросаем............. sad
    1. +13
      1 сентября 2025 07:07
      "Своих не бросаем". Да, кто-то такое говорил. Но говорить - это одно, а выполнять совсем другое.
    2. -5
      1 сентября 2025 09:18
      Здесь речь о бюрократии.
      1. +14
        1 сентября 2025 11:24
        Azimutt
        Здесь речь о бюрократии.

        Это не бюрократия, это хуже. Безразличие к человеку (военнослужащему РФ), к его родным и близким. Окончательные выводы пусть делают те, кому это положено.
        1. +5
          1 сентября 2025 21:32
          Цитата: frruc
          Azimutt
          Здесь речь о бюрократии.

          Это не бюрократия, это хуже. Безразличие к человеку (военнослужащему РФ), к его родным и близким. Окончательные выводы пусть делают те, кому это положено.

          Началось продолжение "А мы вас туда не посылали !" ?
          1. +4
            1 сентября 2025 21:46
            Почему-то эта история меня не удивляет...
      2. +1
        2 сентября 2025 13:47
        За такую "бюрократию" всех причастных надо в штрафной батальон и на самые опасные участки фронта, искупать свою вину.
        Было нечто подобное с парнем из Казахстана, переехавшим в Россию,но не успевшим оформить все документы на гражданство. А вот военкомат подсуетился и призвал его, отправив воевать в Чечню. Был тяжело ранен, комиссован и остался на улице без жилья,без гражданства, без документов на многие годы.
        А сколько еще таких, неизвестных, до которых государству нет дела?
        Своих не бросаем, да,Владимир Владимирович?
    3. +2
      2 сентября 2025 12:09
      Своих не бросаем.............
      Это относится только к узкому крага приближенных.
  2. +20
    1 сентября 2025 04:12
    Очень грустная статья, печальная по сути. Можно было бы и не нагнетать атмосферу - дескать, родина помнит о каждом солдате, но тут почему-то вспоминается:
    Провёл 21 день в «лисьей норе». Рядовой Гаджимурад Казанбиев, попавший под удар дрона во время боевых действий на Артёмовском направлении, получил серьёзные ранения, но чудом успел спрятаться в заброшенном блиндаже.

    И сколько ещё таких же родителей получат извещения, что их сын в настоящий момент — безвестно отсутствующий на территории Украины…

    Сколько их - одному богу известно, но среди чиновников и разного рода начальников таких родителей мизер - не каждому сыну дают проявить патриотизм на поле боя...
  3. +24
    1 сентября 2025 06:08
    То есть,в Казахстане ему можно находится,а в России -нельзя?Неудивлен таким скотским отношением к своим людям.Что это за Родина такая?
    1. +31
      1 сентября 2025 06:18
      Это не Родина, это государство... Государство( королевство ) кривых зеркал...
      1. +6
        1 сентября 2025 12:34
        Верно.Точнее-"правовое"государство.Из за отсутствия каких либо документов,готовое выдать своих защитникам врагам.Мы же по закону живем.А там в подпункте 10,статьи такой то,вот сказано.Мы и исполняем
        1. +3
          2 сентября 2025 13:50
          готовое выдать своих защитникам врагам

          Как выдало под пули боевиков своего боевого, воюющего офицера - полковника Буданова.
      2. +4
        2 сентября 2025 07:44
        Когда государству (читай властям) что-то нужно, оно называет себя Родиной.
    2. +8
      1 сентября 2025 07:34
      Есть такая поговорка : Родину мы все любим , а вот Государство …… ну не очень .
      Пожелаем этому солдату сил и терпения . Будем надеяться разберутся и он сможет вернуться домой и получить все свои награды и денежное довольствие .
      1. +10
        1 сентября 2025 07:47
        Будем надеяться разберутся и он сможет вернуться домой и получить все свои награды и денежное довольствие .

        А будет ли желание у него вернутся и работать на благо страны после такой подставы со стороны Государства за которое он проливал кровь?
        1. +6
          1 сентября 2025 07:51
          Я написал . Пожелаем ему сил и терпения .
          Будет ли у него желание вернуться ?
          Это будет зависеть от того , как с ним обойдутся .
          1. +2
            1 сентября 2025 20:58
            Как ни дико это звучит, проблема здесь не в нем, не в этом бойце. Найдется ли у его командиров взвода-роты-батальона само желание восстановить всю цепочку событий и причинно-следственных связей... Ведь тут основное - не дать вопросу засохнуть, реально опросить всех причастных к самому событию оставления на поле боя, получить полную, насколько возможно, картину происшедшего. Это очень очень непросто, частый результат - "чту тут ворошить,... как уж получилось, ... виноватить продолжающих службу не стоит и тому подобное"...
            Я с этим столкнулся по делам скорбным в элите армии в 2022 году, глазам своим не верил, глядя как крутится командир батальона... фальсифицировалось все прямо на глазах... если бы не связи и не прямое запугивание (да уж, пришлось немножко попугать) - так бы все и было покрыто мраком... Документы восстановить не сложно, сложно придать всему этому делу позитивную окраску. А вот тут могут быть варианты...,
    3. -6
      1 сентября 2025 09:21
      У солдатика нет никаких документов законности отсутствия в армии в течение длительного срока. Не исключаю, что и в других странах могло такое произойти.
      1. +4
        1 сентября 2025 11:09
        Не исключаю, что и в других странах могло такое произойти.

        Да пофиг на другие страны, тут реальный случай. Как такое могло случится и на каком основании его исключили из списков части и определили в СОЧ.
    4. -2
      1 сентября 2025 10:51
      Цитата: dmi.pris1
      Неудивлен таким скотским отношением к своим людям.Что это за Родина такая?

      Царь заслуги наши видит, он нас кормит, он нас поит.
      Никогда нас не обидит, всех достойно наградит.
      Никогда нас не обидит всех достойно наградит.
    5. -2
      2 сентября 2025 03:07
      Цитата: dmi.pris1
      То есть,в Казахстане ему можно находится,а в России -нельзя?Неудивлен таким скотским отношением к своим людям.Что это за Родина такая?

      Абсолютно обыкновенная - родом из СССР. В плену был? Был!
      Домой не вернулся? Изменник родины и по губам родителям а не пенсию -даже если погиб за родину. .
      Родимое наше СССР во всей красе
  4. +12
    1 сентября 2025 06:39
    Есть товарищи, с которыми он уходил на последнее задание. Есть командир, который ставил им задачу. Не верю, что концов никаких нет. Завести дело и все выяснить, и легализовать.
    1. -3
      1 сентября 2025 06:52
      Вы статью внимательно читали?Или так, лишь бы что нибудь сказать....
    2. +14
      1 сентября 2025 07:03
      А вы уверены, что сослуживцы с кем уходил на БЗ живы, штурмовики не ротами сейчас действуют, да и сколько времени уже прошло… но даже если живы, они точно могут подтвердить историю бойца?
      история в целом мутная, как человек без «нормальных» документов попал из Польши в Белоруссию? Как из Белоруссии попал в Казахстан, получается документы ему восстановили? А если восстановили и у дипломатов с МВД вопросов не возникло (они ведь я явно туда отправляли запрос) в чем проблема возвращения? В общем мутная история
      1. +2
        1 сентября 2025 07:47
        Возможно, родители выкупили сына у шароварных или смогли на Польшу выйти, там тоже, возможно не даром. Вот и не хотят говорить. Но это ребёнок.
        1. 0
          1 сентября 2025 09:36
          На счёт выкупа - мне честно не верится, не с Басаевым же воюем, а с регулярной армией другого государства со своей системой власти, тем более что как указывает автор - человеку был вынесен приговор судом. Мое мнение, основанное на действующем законодательстве и имеющейся в открытом доступе информации по подобным случаям, примерно следующее - боец попал в плен, его через посредничество Польши-Белоруссии обменяли, документы восстановили. Далее боец задал вопрос «а дальше что, хочу домой» и тут неожиданно узнал, что его контракт не расторгнут тк мобилизация у нас не отменена, а значит без справки комиссии о непригодности к строевой службе его вернут в часть, и снова в штурма, возможно не в самые выживаемые… учитывая наши отношения с Минскими властями и маячащую перспективу человек осознал, что Минск это «не Дон» в плане выдачи и купил билет в другую, менее однозначную в таких вопросах страну СНГ… международное право конечно запрещает привлекать в действующую армию бывших военнопленных, но ЕСПЧ где-то там, а родной военкомат через дорогу…
    3. +5
      1 сентября 2025 08:53
      Есть командир, который ставил им задачу. Не верю, что концов никаких нет. Завести дело и все выяснить, и легализовать.

      вы - родились - вчера?
      а кому это (то, что вы написали) нужно, кроме родителей?
    4. +1
      1 сентября 2025 09:01
      Мутная история. Явно не все факты озвучены
    5. -4
      1 сентября 2025 09:23
      Это косвенное доказательство, а прямых и нет.
      Мог, конечно, явиться с повинной с просьбой отправить на передок, но солдатик выбрал чужбину. Это его выбор. Да, вины нет никакой, но и доказательств невиновности - тоже.
    6. +1
      1 сентября 2025 21:02
      Живы ли сослуживцы? Захочет ли комбат вообще это дело поднимать и доводить до результата? Там столько вариантов, что от любой случайности все может развернуться от награждения до уголовного дела. Так что... а если боец оставлен был по недобросовестному докладу, что живых не осталось? Так что тут море всего и всяких вариантов.
      А самое простое, что сделают правоохренители - задержат "до выяснения" и будут полгода держать в СИЗО... и формально будут правы, прокурор подтвердит...
  5. +7
    1 сентября 2025 07:40
    Цитата: dmi.pris1
    То есть,в Казахстане ему можно находится,а в России -нельзя?Неудивлен таким скотским отношением к своим людям.Что это за Родина такая?

    А она у нас всегда такая, "шершавая"
    Как долг отдать, так всегда пожалуйста, а как вернуть, увы часто находятся "закорючка не там"
    Когда государство от тебя что-то хочет, оно называет себя родиной © (?)
  6. +3
    1 сентября 2025 08:17
    Фактов по которым можно сделать окончательный вывод по герою статьи изложено мало, поэтому сделать правильную оценку его действиям не представляется возможным.
    Если же со временем ему удастся вернуться обратно на Родину и доказать, что факта дезертирства не было, то можно смело садиться за написание романа, исходный материал уже имеется.
    1. -1
      1 сентября 2025 09:01
      Экранизация была бы интересной.
      1. 0
        1 сентября 2025 09:29
        Экранизация была бы интересной.
        Согласен, но чтобы снять фильм, вначале нужно написать сценарий. smile
    2. +2
      1 сентября 2025 13:51
      Цитата: Gomunkul
      исходный материал уже имеется.

      Есть такой фильм у Данелии - "Паспорт". Про бюрократическую машину всех стран. Всегда такое было, и сейчас есть. Перипетии судьбы . Где-то проносит пухом по ветру, а где-то бетонная стена из ниоткуда встаёт. Да, на повесть такое точно может потянуть.
  7. 0
    1 сентября 2025 08:25
    жесть ! реально проще погибнуть в бою чем остаться в живых....
  8. +4
    1 сентября 2025 08:51
    Ещё одна судьба солдата

    а ничего не меняется в нашей жизни: вчера в очередной раз проехал мимо транспаранта "здесь воевала 2 - ударная армия - 30 000 без вести пропавших..."
  9. -4
    1 сентября 2025 09:08
    Ни одного имени-фамилии. Не верю в эту историю. С какой целью ее здесь публикуют?
  10. 0
    1 сентября 2025 09:18
    Понимаю, что в какой-то момент родители были горем убиты, но:
    с июля 2024 года при выполнении боевых задач в ходе специальной военной операции на территории Луганской Народной Республики и Украины безвестно отсутствующий

    На тот момент требовалось добиваться признания без вести пропавшего. Это можно делать сразу, но статус получите спустя 6 месяцев, после того, как перестало быть известно его место нахождения. С обязательной формулировкой "при выполнении боевого задания". В дальнейшем это всегда поможет. Это бюрократия и никуда от неё не денешься. Затем, в данном случае, путем извещения этот статус можно снять. Но будет разбирательство конечно.
    Данная ситуация не единичный случай. Лично знаком с такими случаями и по СВО и еще по второй чеченской, и закончились они не так счастливо. Всем советую сохранять рассудок и не смотря ни на что проводить все необходимые процедуры, даже через обращение в суд.
  11. -6
    1 сентября 2025 10:32
    Бредятина с самого начала с пленения и типа уголовщины но не плена. Есть возможность раздавать взятки в польше и казахстане, но нет желания оказаться на Родине. Вброс галимый!
  12. +2
    1 сентября 2025 10:34
    Дурдом полный, а ещё и своих не бросаем.....наверное для красного словца по ящику пиарщики...
  13. +1
    1 сентября 2025 11:47
    laughing открыли глаза)) мне сидеть как то пришлось за границей в колонии там камерная система те фошызды что меня закрыли как положено еще при задержании уведомили наше консульство все чин по чину короче за три года приезхжали к филиппинцам к полякам к литовцам к белорусам даже к вьетнамцам с консульств привозили передачки небольшие как мне полек обьяснил один у них есть фонды на поддержку своих граждан сидящих угадайте сколько раз приезжали ко мне))?скажу для ясности фонды на меня не потратили ни на шекель)) ПЫ СЫ .писать мне что а ты не воруй не посодют и честные люди по тюрьмам не сидят не надо))
  14. +5
    1 сентября 2025 11:52
    Евгений Родионов... Он и его три товарища были захвачены боевиками Хасхароева на посту.И какие извещения получили родители этих четырёх мальчишек? А их командование объявило дезертирами...Так что ничего удивительного в этой истории нет,если командиру так лучше и проще...
  15. 0
    1 сентября 2025 12:13
    Сложно поверить в текущее положение дела. Но сталкивался с чем-то подобным в прошлом.
  16. 0
    1 сентября 2025 12:37
    А что вы хотели то? винтик в системе.
    Помнится, с год назад смотрел один ролик. Правда "Иногента", но проживающего у нас. То есть ни за клевету, ни за дискредитацию не привлекли.
    Суть: при освобождении укро-города, взрослого мужчину проживавшего там с матерью, замели просто для обменного фонда. Его мать показывала официальные документы. т.е. он, гражданский чел ,числился военнопленным для обмена. Никаких обвинений, преступлений и т.п. При том что мать его по прежнему там жила. хранила документы. Вдруг сына вернут.
    По сути, заслуг у чела по сравнению с описанным в заметке нет. Но подход схож.
  17. -6
    1 сентября 2025 13:00
    ИМХО, художественный свист hi Собственно - персонаж же в безопасности типа, не? Можно ФИО, иные обстоятельства произошедшего, к чему такая таинственность непонятная - по идее наоборот огласка нужна, че скрывать то сейчас?

    Огласка и подсветит - как оно было на самом деле, может это боец в РДК где-нибудь на Курщине свое освобождение зарабатывал. Но вангую - обычный вброс какого-то ИА, вон сколько хихлоидов в комментах вылезло по команде.
  18. -5
    1 сентября 2025 13:13
    Цитата: dmi.pris1
    То есть,в Казахстане ему можно находится,а в России -нельзя?Неудивлен таким скотским отношением к своим людям.Что это за Родина такая?

    А беспрепятственные путешествия по маршруту Украина-Польша-Белоруссия-Казахстан лица без документов в период антитеррористической активности компетентных органов - удивления у вас никак не вызывают? wink
    Или у клиента мультипаспорт был еврейский, с которым опасались связаться - это к вопросу про Родину.
  19. -2
    2 сентября 2025 06:17
    Если он получил наше гражданство то вьезд в РФ ему вряд ли запрещён , он же не военный преступник.
  20. 0
    2 сентября 2025 10:55
    В июне оказался в Польше, а в сентябре уже получил казахское гражданство?
  21. +3
    2 сентября 2025 11:00
    C нашим МО лучше не иметь никаких дел. Погибших записывают в дезертиры. Мой племянник на СВО в мае перестал выходить на связь. Никаких сообщений от МО не было. И вот в средине августа сослуживец из его роты позвонил матери и сообщил, что он погиб в мае и командование знает об этом, но молчит. Для доказательства приложил даже видео с беспилотника, где он лежит с ввороченными кишками и оторванной ногой и ещё дышит. Страшное видео. В военкомате традиционно "Ничего не знаем, никого никуда не посылали". Поехала в Ростов. Пока ничего не сообщала. Не удивлюсь, если и его запишут в дезертиры.
  22. 0
    5 сентября 2025 20:44
    Если коротко и по - существу: "Своих не бросаем", а, ведь, бросили..... Хорошая антиреклама для желающих служить по контракту... А "уловки", типа "горячка боя", стремительное продвижение" - это, всё "от лукавого"... "У каждой победы, поражения есть должность, воинское звание, ФИО" (И.В. СТАЛИН, 1942 г)