Создатели новой Реальности

6 266 81
Создатели новой Реальности


Предпосылки


Одним из последствий Русской Смуты 1917-1920 гг., страшной цивилизационной и государственной катастрофы, было падение трудовой, производственной и технологической дисциплины, деградация рабочего класса.



Часть рабочего класса, чтобы просто выжить, из городов вернулась в деревню, много людей погибло, бежало, стало военными. В 1920-е годы в ходе НЭПа происходило обуржуазивание части рабочего класса.

А для проведения индустриализации, создания нового социалистического общества (на основе социальной справедливости, этики труда и совести) нужно было оздоровить рабочий класс, фактически создать его заново.

Только административными, принудительными методами нельзя было создать полноценный рабочий класс, восстановить трудовую и производственную дисциплину. Советское руководство нашло успешные методы – на основе социалистического соревнования и движения ударников труда (стахановцев).

Когда люди своими глазами видели, что нет эксплуатации человека человеком, что честный труд выгоден. «Труд, активность, созидание» – были основными лозунгами социализма.

Как благодаря этому жизнь меняется в лучшую сторону буквально на глазах. Заводы и фабрики, школы и институты, планетарии и библиотеки – вместо кабаков и борделей.

Как точно сказал Сталин на Первом Всесоюзном совещании стахановцев в Москве в ноябре 1935 г.:

Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится… Если бы у нас жилось плохо, неприглядно, невесело, то никакого стахановского движения не было бы у нас. Отсюда высокие нормы выработки. Отсюда герои и героини труда. В этом, прежде всего, корень стахановского движения.

Основные вехи


Движение было названо по имени забойщика шахты «Центральная-Ирмино» (Донбасс) Алексея Стаханова, добывшего в ночь с 30 на 31 августа 1935 года за смену (5 ч. 45 мин.) 102 тонны угля при норме в 7 тонн. Это был мировой рекорд производительности труда на отбойном молотке, которого Стаханову помогли достичь шахтёры Петров и Машуров, а также крепильщики Щёголев и Борисенко.

Через 19 дней, 19 сентября, Стаханов побил собственный рекорд, выдав на-гора 227 тонн угля. Весной 1936 года он добыл за смену 324 тонны. Шахтёр прославился на весь мир, а стахановское движение обрело всесоюзный масштаб и позволило вдвое увеличить темпы роста производительности труда в СССР.

Стаханову прочили большое будущее. В то время такие люди ценились, а Стаханов был молодым парнем, прославившимся на всю страну. Не скрывал своего расположения к Стаханову и сам Иосиф Виссарионович. Возможно, он вполне мог стать народным комиссаром (министром). В 1936 году забойщика Стаханова отправили в Москву – учиться в Промышленную академию.

Однако Стаханов в Москве, что называется, «пустился во все тяжкие». Простому рабочему парню внимание всей страны, лестные оценки Сталина и прессы вскружили голову. Вместо учебы в Промышленной академии Стаханов предпочитал встречаться с почитателями, стал прикладываться к бутылке. Серьезная карьера у Алексея Григорьевича не получилась. При Хрущёве его постарались забыть, как символ сталинской эпохи. Вспомнили только при Брежневе, дали звание Героя Социалистического Труда.

Тем не менее, трудовой подвиг Стаханова внес свой огромный вклад не только и даже не столько в развитие промышленности, сколько в психологию советских людей сталинской эпохи. Его пример мотивировал миллионы других советских граждан на трудовые подвиги, а фамилия Стаханова стала нарицательной.

Стахановское движение охватило всю страну. К примеру, среди железнодорожников зачинателем стахановского движения стал машинист Донецкой железной дороги Пётр Кривонос, который 1 июля 1935 года (за два месяца до рекорда Стаханова) провел состав с углём с технической скоростью, превысившей норму на 9 км/ч. Его почин распространился по всем подразделениям железнодорожного транспорта, причём большую роль в его популяризации играли коллективные методы работы – создание ударных и комсомольско-молодёжных бригад.

Советские газеты запестрели сообщениями о других рекордах. Кузнец Бусыгин (г. Горький) отковывает 112-127 коленчатых валов в час (кузнецы завода Форда отковывают 100 таких же валов в час). На обточке колес, при норме в 6 пар в смену, стахановец дал 12 пар, рекорд, который был скоро побит: сперва 15, потом 17 и 18. На Урале на медных рудниках забойщик Иванчиков дал в смену 970 % нормы, то есть превысил среднюю производительность в десять раз. Он заработал в этот день 320 рублей, сумму, почти вдвое превышающую средний месячный заработок советского рабочего.

В Криворожском бассейне стахановцу-горняку удалось перевыполнить норму сперва на 2300, потом на 2500 %! Рекорд самого Стаханова очень скоро был побит: шахтер Горбатюк выработал в смену 405 тонн угля, а несколько дней позже забойщик Борисов дал почти 800 тонн, перекрыв все рекорды и перевыполнив норму в 46 раз!


Алексей Стаханов. Фото на обложке еженедельника Time, 16 декабря 1935 года

Значение


Стахановское движение решало две основные задачи. Во-первых, рост производительности труда, через новаторство, рационализацию инструментов, технологий и процессов, изобретательство.

Во-вторых, через систему морального и материального стимулирования и поощрения участников соревнования происходила мотивация труда.

Рабочие-стахановцы становились составной частью нового общества знания, служения и созидания, которое формировалось в сталинской России. Основными чертами стахановского движения были: сопричастность «общему делу», настойчивость в достижении поставленных целей, смелость и состязательность, тяга к знаниям и раскрытие личного потенциала, стремление к повышению профессионального уровня, ответственность за себя и коллектив.

При Сталине создавали т. н. «рабочую аристократию». Когда людям показывали, что честный труд – это выгодно, как с точки зрения морального поощрения общества, так и материального. Никакой уравниловки, которую внедрили уже при Хрущёве, подорвав мотивацию людей и производительность труда.

В итоге стахановское движение стало важной частью развития высокоразвитой Советской цивилизации, индустриальной (городской) цивилизации.


Художник Л. Ждановская. «Выступление стахановки», 1940 г.
81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    Вчера, 04:50
    Мне вспоминается конец 1980-х -начало 1990-х годов, когда вся вылезшая из сырых и заплесневевших подвалов и помойных ведер недобитая тов. Сталиным либерасня, начала поносить Стаханова! Причем поносили те, кто тяжелее ложки или авторучки в своих руках ничего не держал
    1. +6
      Вчера, 06:08
      Тогда развернулась вовсю кампания по «разоблачению» нашего прошлого, естественно попал и Стаханов. А ведь своим умом и трудом установил мировой рекорд в своей специальности. Ну тогда все юм досталось и Космедевьянской, и Павлика Морозов, и Островскому. Проще написать, что не оболгали.
      А ведь Стаханов пошёл на трудовой подвиг, после слов Сталина, что надо догнать запад в течении 10 лет. И он был не один. Даже Гитлер в отличии от недоразвитых скажет:
      «И было бы глупо высмеивать стахановское движение, — скажет Гитлер. — Вооружение Красной Армии — наилучшее доказательство того, что с помощью этого движения удалось добиться необычайно больших успехов в деле воспитания русских рабочих с их особым складом ума и души».
    2. +7
      Вчера, 06:16
      Стахановское движение и народный подьем тех лет явление уникальное! К сожалению в современном обществе и без общей идеи такой заряд не запустить…
      1. -13
        Вчера, 11:12
        Цитата: lubesky
        Стахановское движение и народный подьем тех лет явление уникальное!

        в 1935 г страна, по-прежнему, крестьянская. Расскажите о народном подъеме в с/хозяйстве.
        1. +2
          Вчера, 11:17
          Цитата: Ольгович
          в 1935 г страна, по-прежнему, крестьянская. Расскажите о народном подъеме в с/хозяйстве


          А где я утверждал обратное? Укажите. Сельское население преобладало и не только в 35-м, но и во время войны. Я писал о стахановском движении, а не о колхозах и совхозах.
          Вот вы и потрудитесь найти нужную ВАМ информацию hi
          1. -1
            Сегодня, 07:55
            вы писали о народном подъеме-вот и доказывайте-в схозе.
        2. +3
          Вчера, 21:00
          Ольгович прекращайте исполнять ваш высокохудожественный свист. Надоели.
        3. 0
          Сегодня, 00:52
          Обязательно надо дерьма накинуть на вентилятор, что же за желчный ты мужик.
      2. -1
        Вчера, 19:16
        Чего не запустить-полностью компьютеризировать и автоматизировать производства,которые будут работать 24 часа в сутки,без человеческого фактора (болезни,отопление,освещение,пьянки,прогулы,саботаж,вредительство,увольнения и т п,т.пр.)
  2. +10
    Вчера, 05:35
    Мне пришлось участвовать в разработке проектов планов XI пятилетки (1981-1985 год) по одной из отраслей НХ в одной из союзных республик. И вдруг из Москвы из союзного министерства присылают список ресурсов, которые мы обязательно должны включить в свой проект плана. И в этом списке 100 пневматических отбойных молотков, которые нам в принципе были не нужны ни в каком количестве. Я звоню в Москву в свой Главк и пытаюсь отказаться. В ответ мне рассказывают историю, услышав которую Шекспир бы удавился от зависти. Оказывается после рекорда Стаханова, который он установил с использованием подобных пневматических отбойных молотков Министерством угольной промышленности СССР было принято решение о заказе подобных молотков по 2 шт. для каждого шахтера, всего примерно 300000 штук. Заказ приняли и сделали. Но к этому времени начали серийно производиться угольные комбайны и отбойные морлотки в таких количествах стали просто не нужны и их отправли на склады где их остатки пролежали до начала 80 годов 20 века и были принудительно распределены по стране..
    Вот такая загогулина, панимаиш
    1. +1
      Вчера, 06:11
      Да таких и обратных примеров выше крыши. Когда нужное ржавеет, а ненужное внедряют. А сколько ОТК и ГОСТ местами вредили. Но всё-таки шли вперёд.
    2. +2
      Вчера, 06:20
      Цитата: Дилетант
      Министерством угольной промышленности СССР было принято решение о заказе подобных молотков по 2 шт. для каждого шахтера, всего примерно 300000 штук


      Интересно, где сейчас эти отбойники? Или кто и куда это социалистическое имущество расхитил при ЕБН…
    3. +14
      Вчера, 07:04
      пневматические отбойные молотки нужны для ремонта дорог, зданий, то есть они много где нужны. Вряд ли хранились в забытьи.
    4. +2
      Вчера, 20:29
      Ну молотки можно было взять для "если чо асфальт снимать", или типа того.
      В чем проблема то? Пригодились бы.
      Понятно что толку мало и только в перспективе пригодится, но их понять можно, скалад на вау-эффекте забили, надо кудато деть. laughing
  3. Направление было правильным. Перерождение партийной номеклатуры привело страну к краху. Китай не свернул с этого пути и посмотрите, где он и где мы.
    1. +10
      Вчера, 06:03
      Цитата: лександр_Македонсков
      Перерождение партийной номеклатуры привело страну к краху
      В Китае этот перерожденческий процесс тоже происходил, наверняка, происходит он и сейчас. Просто страной управляют т.н. "неперерожденцы". А ведь могло получиться и все наоборот, если бы вдруг победила площадь Тяньанмынь
      1. +4
        Вчера, 06:14
        Кстати в Китае, как раз и назревает переворот, но вроде копируют. ИМХО
      2. -4
        Вчера, 06:34
        Цитата: Голландец Михель
        А ведь могло получиться и все наоборот, если бы вдруг победила площадь Тяньанмынь

        У китайских правителей была воля и железные яйца, КПК не извратилась и не отошла от линии партии, в отличии от Союза. Ровно 10 лет "хрущёвской камарильи" через 27 лет привело к краху страны, либерастня победила и до сих пор она не разгромлена, вспомним "навальнятину", которая чуть не привела к очередному краху.
        1. 0
          Вчера, 08:17
          КПК не извратилась и не отошла от линии партии, в отличии от Союза.

          Большой скачек и культурная революция как раз и были задуманы и воплощены КПК.

          По теме, Статья Александра Самсонов карамельно - пататочная,
          ознакомьтесь со статьей от 31.08.2025 "«Шахта — это каторга, убьешь силу зря, пропадешь…» 90 лет стахановскому рекорду. Какой была жизнь легендарного шахтера?"
          https://lenta.ru/articles/2025/08/31/stakhanov/
        2. 0
          Вчера, 13:47
          После подавления этих волнений как раз резко ускорилось проведение рыночных реформ, резко возросла роль частного сектора в экономике.
          1. -1
            Вчера, 17:43
            Цитата: Sergej1972
            резко возросла роль частного сектора в экономике.

            А нужно ли это для страны ?
            1. 0
              Вчера, 19:17
              Ну китайцы оценивают это положительно. Им виднее.
      3. +2
        Вчера, 13:46
        Часть протестующих на этой площади как раз выступали против чрезмерного расслоения, за большую социальную справедливость, за возврат к идеям Мао. Не надо думать, что там одни либералы и сторонники рынка бунтовали.
        1. +2
          Вчера, 13:59
          за большую социальную справедливость, за возврат к идеям Мао.
          И это всё за американские деньги?
          1. +2
            Вчера, 15:57
            Для части протестующих важнее были демократизация и политическая реформа, для другой части социальная справедливость и ограничение имущественного расслоения. Но это же общеизвестные факты. Большинство было отнюдь не против социализма.
        2. за возврат к идеям Мао
          Там были, главным образом, студенты. Студенты за идеи Мао? wink
          1. +1
            Вчера, 15:55
            Да, многие студенты были недовольны ростом социального расслоения.
          2. +2
            Вчера, 16:14
            В КНР до сих пор часть населения ностальгирует по временам Мао, в том числе и люди, не жившие в то время. Причем некоторые даже с симпатией относятся к периоду "Культурной революции" 1966-1976 годов. У нас же есть молодые люди, идеализирующие жизнь в СССР. Что тут удивительного? Думаете, все студенты во всех странах поборники либерализма и рынка? Значительная часть студентов (и не только студентов) в КНР выступали в тот период против капиталистической направленности экономических реформ Дэн Сяопина и за сохранение социалистических завоеваний Мао. Не всем людям и в Китае, и у нас нравится работать на частника. Но при этом многие протестующие одновременно выступали за политическую демократизацию. Многие люди думали, что в случае демократизации можно будет выдвигать в органы власти таких представителей, которые бы смогли добиться более плавного хода реформ, могли бы поспособствовать уменьшению социальную дифференциацию в обществе и т.д. То есть это движение носило противоречивый характер. Кто-то был настроен прозападно, а кто-то выступал за возврат к "настоящему" социализму. Власти КНР разогнали как прозападные и либеральные элементы, так и противников рыночных реформ, выступавших за "настоящий" социализм. Кстати, преподаватели российских вузов, работающие с китайскими студентами, неоднократно бывают свидетелями ожесточенных перепалок между ними, когда обсуждаются события недавней истории Китая, личность Мао и т.д.
    2. -5
      Вчера, 10:05
      Китай там где есть благодаря дешёвой рабсиле и наплевательству на экологию.
  4. +8
    Вчера, 06:19
    Сейчас появилось несметное количество антисоветских фильмов,у которых стоит одна задача-показать бесчеловечность советской системы.Вранье приобретает немыслимые формы.То арест на на новогоднем празднике,где собралась большая компания.И все это движется из 1937 года аж в брежневский период.Мы же жили в это время.И прекрасно видели,что вокруг нас творилось.Помогает таким фильмам всеядность нашей публики. Лишь бы поинтереснее,лишь бы поострей.
    1. +14
      Вчера, 08:22
      Вы знаете,до СВО я тоже думал что "враги народа" это всё сказки. Но началось СВО и я понял что во многом Сталин был прав . Сколько сидит на "хлебных" местах этих проукраински настроенных. Чинуши, вроде и все за победу России,но палки в колеса ставят,затягивают решения по нужным вопросам,"согласовывают" и т.д. Возьмите сколько возникает вопросов к таможне. Везут гуманитарку-это нельзя,то нельзя. Дробовики нельзя,для борьбы с дронами. Это же и смех и грех,у человека есть на ЛБС автомат,а на дробовик давайте разрешение оформляйте. А сколько кавказцев торгуют гуманитаркой. Я вот уже писал: сейчас вяжу сети маскировочные. Вяжут в основном женщины в возрасте 40-70лет. А в учреждении где вяжем одна "патриотка" из работников закрыла для нас туалет. И теперь приходится ходить в другое крыло. Оно вроде и смешно,но раньше за смену вязали три сети,а теперь две. А в месяц сколько выходит? Вот то то и оно! И попробуй скажи этой "патриотке",она видите ли узрела загаженый туалет. Вот будь моя воля,я бы тоже не удержался,провел "зачистку" таких "товарищей".
      1. +3
        Вчера, 08:45
        Цитата: двп
        Сколько сидит на "хлебных" местах этих проукраински настроенных. Чинуши, вроде и все за победу России,но палки в колеса ставят,затягивают решения по нужным вопросам,"согласовывают" и т.д.

        а они так именно с началом СВО начали делать? если нет, то при чем тут проукраинскость, если это их норма жизни?
  5. +9
    Вчера, 06:36
    Социалистическая революция + Гражданская война = Смута? Это ещё один антисоветский наратив? Вообще-то "смута" - это раздрай в правящей верхушке государства, который выражается во всеобщем вооружённом противостоянии. При революции нет раздрая в верхах, а есть полная смена социального и экономического строя. И вооружённое противостояние времён Смуты совсем не похоже на Гражданскую войну. В первом случае "паны дерутся, а у холопов чубы трещат", а во втором свергнутые классы пытаются силой задушить новый строй. Так что приравнивать борьбу за престол к борьбе за построение нового общества просто неправомочно.
  6. +10
    Вчера, 06:42
    Стахановское движение имело и, отрицательное влияние, на что кстати указал Сталин - страну буквально захлестнула рекордомания, туркмены начали устраивать рекордные забеги на верблюдах, будущий маршал Жуков на лошадях, тоже забеги и тому подобное. Началась самая настоящая вакханалия, это и вызвало обеспокоенность Сталина, вопрос был вынесен даже на Политбюро
    1. +7
      Вчера, 08:35
      Цитата: bober1982
      вызвало обеспокоенность Сталина, вопрос был вынесен даже на Политбюро

      А еще стахановцев начали... просто бить свои же товарищи. Потому, что им после этого повышали нормы выработки. На нашем пензенском заводе им Фрунзе был такой.... стахановец. Получил новый станок и выполнил пятилетку на з года. И стал дальше точить "деталь №3", то есть овеществлять ресурсы, которые можно было использовать иначе. Рабочие над ним посмеивались, но 70-ые годы уже не били.
      1. +4
        Вчера, 13:10
        Цитата: kalibr
        А еще стахановцев начали... просто бить свои же товарищи. Потому, что им после этого повышали нормы выработки.

        Так в этом смысл и рекорда и пропаганды. В повышении норм. Норма в 7 тонн на ручную работу рассчитана, кайлом. Появился новый инструмент - отбойный молоток, он позволял много больше добыть, но требовал и другой организации труда и другого подхода. В том числе и формах оплаты, сегодня тоже добытый уголь не одному оператору комбайна засчитывают а всей смене что его обслуживает и сопровождает.
        1. +2
          Вчера, 16:02
          Цитата: Saxahorse
          сопровождает.

          Да, Вы правы. прогресс идет и такими путями. Но без перегибов, увы, почему-то нигде не обходится. Вот о чем лично я все время сожалею.
          1. 0
            Вчера, 21:46
            Цитата: kalibr
            Но без перегибов, увы, почему-то нигде не обходится.

            Так и есть. Тупой начальник запросто поднимет нормы в 15 раз чисто по результатам газетной пропаганды. Даже не думая нужны ли тут какие то организационные изменений. Дальше такому начальнику гарантирован крупный и неприятный конфликт со своими работниками..
        2. +3
          Сегодня, 02:25
          Цитата: Saxahorse
          Цитата: kalibr
          А еще стахановцев начали... просто бить свои же товарищи. Потому, что им после этого повышали нормы выработки.

          Так в этом смысл и рекорда и пропаганды. В повышении норм. Норма в 7 тонн на ручную работу рассчитана, кайлом. Появился новый инструмент - отбойный молоток, он позволял много больше добыть, но требовал и другой организации труда и другого подхода. В том числе и формах оплаты, сегодня тоже добытый уголь не одному оператору комбайна засчитывают а всей смене что его обслуживает и сопровождает.

          Норма "7 тонн" - рассчитана на ОДНОГО шахтёра...
          Стаханов первым ввёл бригадный метод добычи угля, в забое вместе со Стахановым устанавливали рекорд крепильщики Г. Щиголев и Т. Борисенко - Стаханов только рубил уголь, а за ним Щиголев и Борисенко крепили потолок шахты. До Саханова - один шахтёр рубил уголь и крепил шахту.
          Про рекорды... через несколько дней М. Д. Дюканов выдал за смену (по методу Стаханова) 114 тонн, тоже был награждён орденом Ленина и Трудового Красного Знамени, но славы не получил...
          hi
      2. 0
        Сегодня, 09:36
        Ну Вы то я думаю в не переработали в те времена, да? yes
  7. +3
    Вчера, 06:54
    Стаханов вызывает уважение, это именно человек из другой реальности, название статьи, кстати, очень правильное,именно эти люди сдержали Гитлера
  8. +16
    Вчера, 07:02
    С Днём Шахтёра! Первое моё образование горное, по этому про трудовой подвиг Стаханова знаю и понимаю досконально, постараюсь объяснить. У нас на шахтах долгое время в прошлом веке, и даже сейчас используется пневмоинструменты. Во времена Стаханова это был пневматический отбойный молоток , основные проблемы это падение давления в системе из-за протяженности пневмомагистралей, большого количества потребителей и обмерзание клапанов в распределительной коробке молотка, утечек воздуха с магистрали. По этому во время работы на рекорд на горизонте ни кто не работал. В те времена забойщик в лаве по мере уходки груди забоя вперёд должен был крепить свод стойками, и отгребанием отбитого угля, а это очень затратная по силам и времени работа, по этому работу Стаханова обеспечивали ещё два шахтёра, они занимались крепью и доставкой отбитого угля до места погрузки в вагонки на конной тяге, Перекидать сто тонн большой совковой лопатой с коротким черенком не фунт изюму сьесть. Именно после первого рекорда Стаханова начали задумываться о комплексном разделении обязанностей при добыче угля.
  9. +5
    Вчера, 08:52
    Сегодня ДЕНЬ ШАХТЕРА! И прежде всего всех причастных С Праздником!
    Сам родом с одного из городов Кизеловского Угольного Бассеина, два деда всю жизнь отработали в шахте, любимый из них прошел путь от проходчика до начальника участка. Отец после армии 8 лет отработал в проходке, а потом шахту закрыли.
    Так что у нас праздник этот ценился всегда больше чем Новый Год!
    «И было бы глупо высмеивать стахановское движение, — скажет Гитлер. — Вооружение Красной Армии — наилучшее доказательство того, что с помощью этого движения удалось добиться необычайно больших успехов в деле воспитания русских рабочих с их особым складом ума и души».

    Есть история об обороне Одессы, где отличились шахтеры Донбасса, после которой в немецких войсках якобы был издан приказ "Шахтеров ав плен не брать". История о том, что этот приказ был издан мутная и многими оспаривается, но зная характер ТЕХ шахтеров, лично я в этот приказ верю))

    Кстати, наши Уральские шахтеры к трудовому подвигу Стаханова тоже относились с... уточнениями)), т.е. грязью его никто не поливал, что шахтер он знатный признавали, но и определенные нюансы тоже не забывали уточнить.
  10. +9
    Вчера, 08:58
    на медных рудниках забойщик Иванчиков дал в смену 970 % нормы, то есть превысил среднюю производительность в десять раз

    При всём уважении к рабочему человеку, такие цифры вызывают недоумение
    Когда речь идёт о, допустим, пятилетке в четыре года - тут вопросов не возникает. Да, трудно, очень трудно - но в цифрах, это 25% к общей производительности, если говорить о тех же шахтёрах
    Но - 970? Все мы где-то работаем или работали. Просто представьте свой объем работы, а потом умножьте его на 10
    Тут одно из двух - или это невозможно, или изначальные нормы заведомо занижены
    Наверняка сейчас будет много минусующих)
    Без проблем, коротко опишите своё место работы, и приведите ваши соображения, как можно улучшить вашу производительность в 10 раз. И, желательно, без привлечения фантастической техники, которая за вас всё это сделает
    1. -2
      Вчера, 09:16
      Цитата: sdivt
      Тут одно из двух - или это невозможно, или изначальные нормы заведомо занижены

      Или третье:

      В ночь с 30 на 31 августа 1935 года за смену Стаханов вместе с двумя крепильщиками добыл 102 тонны угля при норме на одного забойщика в 7 тонн, в 14 раз превысив эту норму и установив рекорд. Весь уголь был записан на забойщика, хотя он работал не в одиночку. Однако даже с учетом всех рабочих смены успех был значительным. Причина успеха была в новом разделении труда. До этого дня в забое одновременно работали несколько человек, которые вырубали при помощи отбойных молотков уголь, а затем, чтобы избежать обвала, укрепляли брёвнами свод шахты
    2. +4
      Вчера, 09:21
      Суть Русской цивилизации есть большевизм.

      Цитата: sdivt
      Просто представьте свой объем работы, а потом умножьте его на 10

      Представил.

      Сижу играю в песочнице, детским совком насыпаю горку. Потом приехал на экскаваторе и из всей песочницы, одним движением насыпал гору песка... Во сколько раз увеличился мой объём работы?

      Рубить уголь киркой и лопатой - это не одно и то-же, что делать это механизированным способом. Производительность труда возрастает.

      Точно так же сегодня внедрение робототехники на производстве повысит производительность труда в разы. Позволит освободить трудовые ресурсы и, как следствие, снижение пенсионного возраста.
      1. +3
        Вчера, 11:51
        Цитата: Boris55
        Сижу играю в песочнице, детским совком насыпаю горку. Потом приехал на экскаваторе и из всей песочницы, одним движением насыпал гору песка... Во сколько раз увеличился мой объём работы?

        Расскажу немного из моей трудовой биографии, как раз очень подходит под ваш вариант
        В начале 80х работал на заводе, ремонт и обслуживание станков с ЧПУ, лаборатория по ремонту электронной части. Парк станков был большой, всех направлений, разделений по работе практически не было, мы занимались всем. В цеху, кроме станков с ЧПУ, был изрядный парк обычных станков. Номенклатура деталей, выпускаемых на обычных станках, никогда не пересекалась с теми, которые делались на станках с ЧПУ. Почему - расскажу дальше
        Вот такое предисловие, теперь к сути)
        На станках с ЧПУ совершенно другие нормы выработки, всё-таки автоматика - это изрядное подспорье. И очень часто к нам приходили работяги, с "маааленькой" просьбой - ребята, набейте перфоленту, вот на эту вот деталь? Ну, нам-то несложно, всё для этого в лаборатории есть
        Этот товарищ, пользуясь программой, станет на свободный станок с ЧПУ, и, грубо говоря, выработает на час обеденного перерыва две свои дневные нормы, которые делал бы на своём станке. Казалось бы, всё просто... А нет
        Рано или поздно (чаще - рано, очень рано, уже при закрытии табеля) мастер начинает задаваться вопросом - парень, а как ты смог выдать, по итогам месяца, полторы нормы, когда вся бригада, работая тут же, еле-еле одну делает?
        И хорошо, если товарищ покается, и на мастере всё и закончится
        Потому что, если дело разворачивается (а такое было, и не раз), подключается технолог, приходят нормировщицы, могут даже сделать так называемую фотографию рабочего дня (это, когда стоят у тебя над душой, с секундомером, весь твой день, и записывают по минутам - включил станок - 9:02:10, закрепил деталь -9:03:15, начал обработку 9:03:45, и тд, вплоть до "отошел в туалет, вернулся, протирал руки ветошью". Тут два варианта, либо налицо, что товарищ где-то, кого-то "налюбил", потому что не смог выдать того, что записано в табеле, либо, если он решил сдохнуть, но сделать то, что сделал с ЧПУ - нормы могут пересмотреть, и увеличить.
        В первом случае этот товарищ останется без премии, за предыдущий залёт, а во втором... во втором вся бригада будет ему очень-очень "благодарна" за увеличенную норму, но по прежним расценкам)
        Написал, конечно, утрированно, но суть, надеюсь, отразил полно
        Вот отсюда и весь мой скептицизм по поводу таких случаев
      2. +2
        Вчера, 18:00
        Мда. Первый раз Борис что-то дельное сказал.
      3. 0
        Сегодня, 20:53
        Позволит освободить трудовые ресурсы и, как следствие, снижение пенсионного возраста.

        Не вижу связи. С безработицей и процентом брака вижу...
        Вот возьмём (упрощённо, далее всё упрощённо) смазчика, задача которого подливать жижу в станки, прям, с ЧПУ. У него есть 10 станков, в каждом из которых деталь "варится" несколько часов. Но у него же свербит, он - стахановец! И берёт 28 станков, а чё! Везде же успевает... День успевает, второй, неделю. А потом не успел..
        1. Сработала защита станка и деталь полетела в брак (материалы и станкочасы).
        2. Защита не сработала (а там наладчиком тоже стахановец!), - станок падает в тяжёлый ремонт... И остаётся у него 27 станков. "Ну мешают же работать! На рекорд иду!" 26, 25, 24...
    3. -4
      Вчера, 10:58
      Цитата: sdivt
      Тут одно из двух - или это невозможно

      конечно, невозможно: примерно 2/3 времени ему положено было крепить, а он только рубил а когда приданные ему крепильщики не успели-рубил дальше, нварушая все нормы безопасности.
      1. +1
        Вчера, 13:02
        Цитата: Ольгович
        конечно, невозможно: примерно 2/3 времени ему положено было крепить, а он только рубил а когда приданные ему крепильщики не успели-рубил дальше

        Ну так новое оборудование и другой организации труда требовало. Все логично.
        1. -1
          Вчера, 13:12
          Цитата: Saxahorse
          Ну так новое оборудование и другой организации труда требовало

          не только два крепильщика помогали Стаханову (на них не надо было часть угля записать?), но и вся следующая смена крепила ЕГО выработку, чтобы не рухнула кровля и не добыла ничего. На нее не должен был уголь стаханова рспределиться?
          1. +1
            Вчера, 13:16
            Цитата: Ольгович
            но и вся следующая смена крепила ЕГО выработку, чтобы не рухнула кровля и не добыла ничего. На нее не должен был уголь стаханова рспределиться?

            Так это вопрос не к Стаханову а к организации системы оплаты труда. Сегодня и вовсе один оператор комбайна непосредственно уголь рубит. Но целая бригада его работу сопровождает.
    4. +1
      Вчера, 16:12
      Цитата: sdivt
      Без проблем, коротко опишите своё место работы, и приведите ваши соображения, как можно улучшить вашу производительность в 10 раз. И, желательно, без привлечения фантастической техники, которая за вас всё это сделает

      Работа преподавателя вуза. В советское время нагрузка преподавателя доцента была 550 часов. Но...у нас молодых ассистентов было по 16 групп в неделю, то есть реально больше. Сейчас нагрузка 750 часов, но по ряду специальностей работа есть только на полставки - нет детей. А у кого-то есть и на полторы ставки и заработок очень приличный. Но... всем студентам надо отправить их дневные баллы в электронный дневник. За 5 лет, что ты проведен по конкурсу надо написать 25 научных статей, из них 5 с грифом ВАК. Желательно 2-3 на ин.язе. за рубежом. Также учебник или методичку или главу в учебник. Желательно монографию написать и издать. Получить хотя бы 1 грант РАН. В этом случае будет высокий рейтинг и высока надбавка к зарплате. Вопрос: когда все это писать? В 2017 году когда я ушел на пенсию у меня по отчету было 40 статей, 3 за рубежом, 1 в сборнике ВАК, 3 учебника, изданных в Москве, 2 монографии и 1 грант. И все это только потому, что работал на пределе, а за спиной у меня стояла жена (на пенсии) с бутербродом с красной икрой. А еще выходили статьи на ВО, Правда.ру, Репин, Русский крест, Популярная механика. Больше так работать не мог...
    5. +3
      Вчера, 19:28
      Ну например мелкая фирма производитель окон-8-10 рабочих-30-40 окон в смену.
      Автоматизированная линия ,какой либо немецкой фирмы (типа Урбан)-300 окон в смену-3-4 оператора ,плюс человек 6 сборщиков-грузчиков (монтаж стеклопакетов).
      Будем считать производительность?
      Есть линия и на 500-600 изделий в смену,есть вообще полностью автоматизированная (нужны только низкоквалифицированных грузчики)
      1. -2
        Вчера, 19:40
        Цитата: Billi Bons1972
        мелкая фирма производитель окон-8-10 рабочих-30-40 окон в смену.
        Автоматизированная линия ,какой либо немецкой фирмы (типа Урбан)-300 окон в смену-3-4 оператора ,плюс человек 6 сборщиков-грузчиков (монтаж стеклопакетов)

        Мне казалось, я предельно ясно выразился:
        Цитата: sdivt
        опишите своё место работы, и приведите ваши соображения, как можно улучшить вашу производительность в 10 раз. И, желательно, без привлечения фантастической техники, которая за вас всё это сделает


        Говоря понятным языком - без покупки всех этих "немецких линий"(С), экскаваторов, роты наёмных рабочих и пр. а ровно на тех же условиях, на каких вы выполняете свою работу.
        Потому что есть понятие норма-часов (или тот самый план, о котором говорится в статье)
        Если вы собираете эти окна (раз уж вы упомянули окна), если собираете окна вручную - это одни нормо-часы
        Если же у вас станут использовать механизацию (в вашем случае - немецкие линии) - к вам будут применены совсем другие нормо-часы
        1. 0
          Вчера, 22:00
          Это я навёл пример,как увеличивается производительность труда при помощи автоматизации и механизации производства.
          А так конечно,делал работник какую то операции-ну пусть увеличится процентов на 20 за счёт потогонной системы ,но это не в разы.,точно
    6. 0
      Сегодня, 20:41
      приведите ваши соображения, как можно улучшить вашу производительность в 10 раз.

      Полиграфия. Не останавливая машину на регулировку форм. Краски нет, бумаги нет. У углу куча брака. Число копий же снимается по счётчику машины.
      Полиграфия, фотография. В оригиналодержатель закрепляются оригиналы со схожими исходными характеристиками (например, - гравюры французским штрихом). Если работать с большим полем, то можно упихать целую колоду (30 - 50 оригиналов), и сделать всё в один цикл.
  11. +2
    Вчера, 09:05
    Заводы и фабрики, школы и институты, планетарии и библиотеки – вместо кабаков и борделей.

    Т.е. Смута была направлена,не на разрушение государственности,а против кабаков и борделей
    А для проведения индустриализации, создания нового социалистического общества (на основе социальной справедливости, этики труда и совести)
    так это не Смута,а революция. laughing
  12. +1
    Вчера, 09:05
    С праздником, шахтеры! Опасная и очень нужная профессия! Всех вам благ!
  13. +1
    Вчера, 09:19
    Отбойный пневматический молоток "ОМС-5" принадлежавший шахтёру А.Г. Стаханову, новатору угольной промышленности, основоположнику стахановского движения. СССР, 1936 г.
    1. +2
      Вчера, 09:21
      МОЛОТКИ ОТБОЙНЫЕ, портативный, легкий и кинематически простой инструмент, предназначенный для выемки угля и других пластовых месторождений. Молотки отбойные
      обеспечивают повышение производительности труда на 80—100%, а в руках забойщиков-стахановцев — и значительно более.
      Появившись в 20 веке, пневматические М. о. быстро получили широкое распространение при добыче углей мягких и средней крепости из наклонных и круто падающих пластов. В 1933 в Германии (Рур) работало 64.100 М. о., в Бельгии — 23.000, во Франции — 19.719, в Англии — 12.335, в СССР числилось на 1/VII 1937 около 13.000.
      Молотки завода «Пневматика» вполне удовлетворительно работают в самых различных условиях, давая возможность передовикам-стахановцам добывать еще в 1935 в смену от 102 т (А. Стаханов на шахте Центральная-Ирмино) до 660 т (Никитин в 1935, Изотов и Степаненко в 1936) в Донбассе и до 778 т (И. Борисов в конце 1935 на Анжерке) и даже до 1.466 т (Р. Мачехин в конце 1935 в Прокопьевске) на шахтах Сибири. Несмотря на большую простоту практич. освоения работы М. о., его дешевизну и значительное повышение производительности труда забойщика, нельзя считать целесообразной ориентировку на широкое внедрение пневматических отбойных молотков для выемки угля. Причиной этого является дороговизна сжатого воздуха и трудность его канализации при значительном развитии работ в крупной современной шахте.
      1. +1
        Вчера, 09:32
        ,,возможность ставить новые рекорды и повышать нормы,появилась благодаря введению новых технологий.
      2. +2
        Вчера, 13:47
        Отбойный молоток штука конечно хорошая и много чего повышает. Но руки после него трясутся так что за суставы страшно.
  14. +5
    Вчера, 10:14
    То, что действительно чего-то стоит, что подлинное, настоящее, -- ценится во всем мире, даже в мире "чистогана". Отсюда Алексей Стаханов на обложке журнала TIME.
    И это при том, что никакое движение типа стахановского не могло быть организовано по личной инициатве рабоего. Так о чем это говорит? О мудрости тогдашнего государства, о его высоком профессионализме. Воодушевляй, а не запрещай!
    Спасибо огромное за статью, Александр!
    Пусть она станет укором нашему нынешнему государству.
  15. -3
    Вчера, 10:48
    Ровно 90 лет назад произошло это событие и вот каким оно было:
    31 августа 1935 г. Стаханов, Щиголев и Борисенко в шесть часов утра поднялись на поверхность шахты. В ту ночь Стаханов «согнал» 85-метровую лаву, нарубив 102 тонны угля и выполнив 14,5 нормы. Вышедших из клети шахтеров оглушил оркестр. В переполненной нарядной парторг Константин Петров зачитал специальное постановление пленума шахтпарткома:

    «Первое. Занести имя товарища Стаханова на доску почета лучших людей шахты. Второе. Выдать ему премию в размере месячного оклада. Третье. Предоставить товарищу Стаханову квартиру из жилищного фонда инженерно-технического персонала, установив в ней телефон. Прикрепить в личное пользование Стаханова выездную лошадь. Четвертое. Оборудовать за счет шахты квартиру всем необходимым и мягкой мебелью. Пятое. Выделить семейную путевку на курорт. Шестое. С 1 сентября выделить в клубе два именных места для Стаханова и его жены с бесплатным посещением всех киносеансов и спектаклей. Седьмое. 10 сентября в новой квартире Стаханова устроить вечер, пригласив на него знатных людей шахты и мастеров отбойного молотка всего Донбасса – товарищей Гришина, Свиридова, Мурашко, Изотова. Расходы вечера отнести за счет шахты»

    Рекорд был подготовлен-на стахпнова работали еще несколько человек.
    При этом:

    Герой Социалистического Труда Петр Синяговскийработал со Стахановым на одном участке, дружили.:.

    «31 августа 1935 года было воскресенье, но я все же решил выйти в первую смену: шахта не выполнила план, работа в праздничные и выходные дни поощрялась, Пришел как всегда, пораньше. Начальник участка Николай Машуров не дал слова сказать: «Слушай внимательно. Делай все быстро. В эту ночь я разрешил Стаханову срубить три уступа по новому методу. Дал ему двух крепильщиков. А он «согнал» всю лаву. Больше половины забоя не закреплено и может обрушиться в любую минуту. Срочно спускайся и начинай крепить, всех, кто подойдет, буду направлять к тебе. Лес для крепления уже под лавой. Поторопись». Всю первую смену мы крепили лаву». Во время рекорда Стаханов рубил незакрепленный забой и нарушил при этом технику безопасности
    .
    всю смену после стаханова.... НЕ рубили уголь, а только крепили его проходку. сколько угля не добыто из-за Стаханова?

    . То же и тут:
    Кузнец Бусыгин (г. Горький) отковывает 112 коленчатых валов в смену (кузнецы завода Форда отковывают 100 таких же валов).
    НО -Бусыгин два дня рпосле рекорда....отдыхал, а фордовец так и производил по 100 валов смену....

    шахтёр-стахановец в месяц зарабатывал больше 1600 рублей, а его якобы "менее трудолюбивый» коллега – в четыре раза меньше, нормы повысили.

    Поэтому .обычные рабочие начали ненавидеть стахановцев. «Выскочкам» портили станки и инструменты, их самих били, морально издевались, угрожали расправой и даже убивали. Стабилизировать ситуацию в стране удалось только с помощью введения жёстких мер. Убийство стахановца стало рассматриваться не просто как бытовой инцидент, а диверсия и терроризм.
    1. 0
      Вчера, 15:03
      Конечно рекорд был подготовлен. Ведь такое количество угля надо кому-то отгребать и крепить шахту. Стаханов, кстати, никогда не говорил, что он один все сделал.
      Вопрос в том, что простому работяге все это вообще не надо. Он зарабатывает деньги. По своему опыту на заводе я считаю рабочих на сделке этакими бизнесменами на подряде. Без наряда просто посылают. И не подходи. Квалифицированный рабочий еще и не будет брать невыгодный наряд.
  16. +3
    Вчера, 11:48
    Читал, что метод Стаханова заключался в том, что он видел в пласте угля узел напряжения пласта, при его разрушении отбойным молотком пласт сам выбрасывал порцию угля. Понятно, что потребовались подсобники для погрузки. Метод работал при ручной проходке, угольному комбайну это было не надо. Важность была именно в отношении к труду, что это не подневольная отработка нормы, и не заколачивание бабла, а труд во имя страны. Поэтому метод творческого отношения к работе распространился на многие отрасли. Тогда были другие люди в СССР.
    1. 0
      Вчера, 16:16
      Цитата: Авиатор_
      Читал,

      У меня здесь была статья про Стаханова из журнала "Наука и техника" того года! Там и схема была забоя...
  17. +3
    Вчера, 12:23
    Многие вполне обоснованно заявляли, что рекорд Стаханова дутый - в действительности на его результат вместе с ним работали несколько шахтеров.
    Затем по всей стране покатилась волна показух, когда на какую-нибудь ткачиху списывали результат дневной работы всей бригады.
    В результате как обычно страдали честные работники: на основании этих "рекордных показателей" повышались нормы дневной выработки, или снижались расценки, в итоге заработок обычных "нестахановцев", составлявших основную массу рабочих, резко снижался.
    Из-за этого ударников в рабочей среде недолюбливали.

    Но естественно были и честные рекорды, только мы никогда не узнаем какие были честными, а какие показушные.
  18. BAI
    0
    Вчера, 14:45
    , добывшего в ночь с 30 на 31 августа 1935 года за смену (5 ч. 45 мин.) 102 тонны угля при норме в 7 тонн.

    дал почти 800 тонн, перекрыв все рекорды и перевыполнив норму в 46 раз!

    Это свидетельствует об одном (о двух, как угодно).
    Либо нормы занижены, либо труд других людей приписан
    1. 0
      Вчера, 18:48
      Либо нормы занижены
      в 46 раз???!!!! belay
  19. 0
    Вчера, 14:57
    Стаханов после войны был директором шахты. Как-то вполне себе нормально для бывшего простого рабочего. Не всем быть наркомами и тп..
    А погубила его не водка. А болезнь Паркинсона. Просто отделение по лечению этого недуга было в том же корпусе, где лечили алкашей. Вот и пошла эта поганая легенда о спившемся Стаханове.
    1. +1
      Вчера, 19:25
      Точнее, он во время войны, в 1941-1942 годах, был директором шахты в Караганде. А с 1943 года по 1957 года работал в наркомате, затем министерстве угольной промышленности СССР.
  20. -1
    Вчера, 16:35
    которого Стаханову помогли достичь шахтёры Петров и Машуров
    Опечатка? Ведь Петров и Баширов, да?
    провел состав с углём с технической скоростью, превысившей норму на 9 км/ч
    Не уверен, что это хорошо: нормы редко назначаются от балды.
    В Криворожском бассейне стахановцу-горняку удалось перевыполнить норму сперва на 2300, потом на 2500 %!
    Такие цифры заставляют предположить, что там что-то офигенно не так было или стало.
  21. +2
    Вчера, 18:08
    Мне кажется сам факт того, что главный герой вместо того чтобы окончить академию и внедрять новые методы, новые стандарты безопасности - стал пьянствовать и отлынивать от работы, предпочитая выступать перед почитателями много говорит о его любви к труду. Да и кому в здравом уме может нравится на глубине добывать уголь по сути вручную рискуя жизнью и здоровьем. Потому, как герой от этой необходимости вкалывать избавился, то решил более не возвращаться))
  22. +1
    Вчера, 18:27
    Тов. Сталин по отечески посоветовал тов. Стаханову: Не позорьте свою фамилию пьянством, а то ведь ее можно и изменить.Гениальная фраза. Человек есть, а прежней фамилии нет. Поехал бедолага в итоге обратно на Донбасс. Не оправдал он доверия тов. Сталина, пил не по детски, а по стахановски.
    1. 0
      Вчера, 19:23
      При Сталине Стаханов был в Москве. Работал в 1943-157 годах в наркомате, затем министерстве угольной промышленности. Его Хрущёв отправил обратно на Донбасс, в 1957 году. Как раз после ликвидации отраслевых министерств, и в частности Минуглепрома, и создания совнархозов.
  23. -1
    Вчера, 18:56
    Стахановщина в нашей стране, личное мнение, было именно стремлением быстрее, выше, сильнее. Вначале. И не за наградами, а за "наша шахта ваши шахты..."
  24. +1
    Вчера, 19:29
    А кто-нибудь может внятно объяснить, для чего нужно "Стахановское движение"?
    Например, у токарей (брак исключен), или у клепальщиков на авиа производстве? У доярок (сиськи у коров лишние отрастали?))
    На деревообработке, на производстве бетона?
    Без брака?
    "Стахановцы" - это абсолютные бракоделы.
    Которых бы взашей выгнали бы с работы в любой стране мира с лишением всех выплат. Ещё бы и уголовное дело завели бы. За умышленный брак.
    И такое возможно было только в СССР.
  25. 0
    Вчера, 21:56
    Создатели новой Реальности

    а где Изотов, который Никифор, тьфу, Никита...
    Ведь все началось с него!