Безбашенная троица «Бенгалов» для ВМС США — шаг в будущее

2 478 5
Безбашенная троица «Бенгалов» для ВМС США — шаг в будущее

Военно-морские силы США имеют амбициозные планы по созданию нового типа небольших быстроходных боевых кораблей, которые смогут быстро увеличить численность надводного флота и будут обладать некоторыми важнейшими характеристиками современных военных кораблей: доступностью, адаптивностью и возможностью действовать как с экипажем, так и без него.

Как будто из глубины океанских вод явился демон, который начал искушать Пентагон. И имя этому демону - Eureka Naval Craft, а глас его – Бо Джардин, руководитель этой компании. И этот Бо Джардин считает, что его компания может удовлетворить потребности ВМС США в таких кораблях.




Что хотят в США в рамках программы по беспилотным и малым боевым кораблям ВМС США? Новое семейство платформ для пополнения надводных боевых сил, в которое войдут беспилотные надводные суда (БНС), корабли, не требующие экипажа. Одним из первых представителей этого нового семейства является модульный надводный боевой корабль с возможностью управления экипажем, или MASC.

Программа MASC направлена на создание трёх беспилотных надводных кораблей разного размера для ВМС США, каждый из которых будет оснащён модульной контейнерной полезной нагрузкой.

Первое судно, самое малое в плане размеров, будет вмещать всего один 20-футовый ISO-контейнер с нагрузкой.
Второе судно MASC удовлетворит насущную потребность в быстрой платформе, способной перевозить пару 40-футовых ISO-контейнеров с полезной нагрузкой.

Третье, самое крупное судно, будет перевозить четыре 40-футовых ISO-контейнера.

MASC входила в состав Агентства перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA), но теперь переходит в ведение Управления по разработке беспилотных морских систем, известного в ВМС как PMS 406, и таким образом становится официальной программой по разработке беспилотных надводных судов. Подробнее о программе MASC можно прочитать здесь.


Художественное изображение корабля «Бенгал-МК» с модульной полезной нагрузкой, в данном случае — с комплектом барражирующих боеприпасов

Компания Eureka Naval Craft разрабатывает судно, которое, по её мнению, идеально подходит для модульных систем вооружения, — Bengal-Module Carrier, или сокращённо Bengal-MC. Eureka утверждает, что судно предназначено для размещения разнообразного модульного вооружения, имеет возможность быстрой интеграции автономных систем и подходит для проведения боевых действий на море. В июне 2025 года компания ответила на запрос ВМС США о предоставлении информации о модульных системах вооружения подробным предложением, основанным на конструкции судна.

А судно весьма и весьма интересное.

Гибридный катамаран на воздушной подушке Bengal-MC был специально разработан для перевозки грузов весом до 40 тонн, достижения максимальной скорости более 50 узлов и преодоления расстояния в 1000 морских миль при скорости 38 узлов в условиях волнения моря до 3 баллов. При этом он может работать как с экипажем, так и без него.

Он создан на базе AIRCAT Crewliner 35 Surface Effect Ship (SES), судна, которое уже используется в нефтегазовой отрасли. Компания Eureka планирует объединить проверенные технологии как из коммерческой нефтегазовой отрасли, так и из оборонной промышленности, чтобы предложить ВМС США беспилотные подводные аппараты нового поколения, начиная с MASC.


Действующий образец AIRCAT Crewliner 35

Компания Eureka считает, что устаревшие программы, такие как Constellation-класс (!!!) фрегатов, являются слишком медленными, слишком дорогими и не обладают модульной структурой. Таким образом, компания считает, что переход ВМС на MASC знаменует собой революционный прорыв в военно-морских операциях.

MASC стремится создать военно-морские платформы нового поколения, сочетающие в себе модульность, адаптивность и уникальную способность функционировать как в пилотируемом, так и в беспилотном режиме. Чтобы соответствовать требованиям модульности, компания Eureka при помощи специалистов SH Defence установила на борту корабля «Бенгал» гибкую модульную систему боевой нагрузки. «Бенгал» может нести системы для нанесения ударов по целям на морю и суше, противовоздушной обороны, разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR), широкий спектр вооружений, а также систему, обеспечивающую автономную работу с использованием искусственного интеллекта (ИИ).

Откуда все пошло?


Специалисты Eureka занимались в том числе и обеспечением охраны водных районов нефтегазодобычи. Одна из серьёзных проблем, с которой столкнулись многие компании, заключалась в том, что суда охраны, представленные на рынке, в основном быстроходные суда поддержки, переоборудованные для охраны, то есть, не обладавшие необходимыми характеристиками для борьбы с возникающими угрозами.

Они были либо слишком медленными, либо имели ограниченную дальность хода, либо обладали плохой остойчивостью, из-за чего вести огонь с них было очень сложно. Такие суда могли двигаться со стабильной скоростью 12–14 узлов, но не могли долго поддерживать скорость выше 25–30 узлов из-за риска остаться без топлива.

Eureka реализовала идею, основанную на конструкции судна AIRCAT Crewliner 35, разработанного совместно французской компанией AIRCAT Vessels и норвежской компанией ESNA Naval Architects для Shell. Это судно обладает действительно выдающимися характеристиками: высокая скорость, большой запас хода на высокой скорости и малая осадка, позволяющая ему работать в прибрежных районах, куда большинство судов не заходит. Это послужило основой для создания Eureka Naval Craft и сотрудничества Eureka с AIRCAT и ESNA.


Конструкция Bengal-MC представляет собой сочетание судна на воздушной подушке и катамарана и известна как корабль с поверхностным эффектом

Прообраз, AIRCAT, называют судном с поверхностным эффектом. По сути, это давно проверенная технология. Корабль или судно на воздушной подушке с боковыми стенками, — это у которого есть как воздушная подушка, как у судна на воздушной подушке, так и два корпуса, как у катамарана. Оно обладает всеми преимуществами обоих типов судов. Представьте, что это гибрид судна на воздушной подушке и катамарана, вобравший в себя лучшие качества обеих конструкций. По сути, он поднимается на воздушной подушке, и только корма находится в воде, поэтому может рассекать винтами воду, как обычное судно, а также использовать эффект воздушной подушки для уменьшения трения, что обеспечивает плавность хода, как у судна на воздушной подушке.

Кроме того, небольшая осадка позволяет швартоваться к берегу, как десантному катеру, но с гораздо большей скоростью, как судну на воздушной подушке. Для поддержания юбки в надутом состоянии не требуется большого давления, а значит, она может выдержать значительные повреждения, как и судно на воздушной подушке. Если юбка сильно повреждена или её полностью сдуло, катамаран всё равно будет работать как обычное судно.

Первоначальную версию на базе AIRCAT назвали Bengal-Module Carrier (MC) Modular Attack Surface Craft. Название AIRCAT сохранено, чтобы связать его происхождение с проверенным и используемым AIRCAT Crewliner 35, на основе которого он создан. По сути, это тот же корпус, который предлагается для оборонных целей. В настоящее время три коммерческих судна находятся на службе у компании TotalEnergies, которая занимается добычей нефти и газа у берегов Анголы.


В основе Bengal-MC лежит AIRCAT Crewliner 35

Тот факт, что эти суда пришли из коммерческого сектора нефтегазовой отрасли, даёт военному миру ряд существенных преимуществ. Во-первых, уже налажена цепочка поставок. Кроме того, в нефтегазовой отрасли безопасность людей имеет первостепенное значение. Еще одним важным фактором для этой отрасли является эффективность. Bengal-MC очень устойчиво на воде и плавно движется даже на очень высоких скоростях. Это, в свою очередь, напрямую влияет на точность и эффективность систем вооружения, потому что речь идет о весьма устойчивой оружейной платформе.


Ещё одно важное слово — модульность. То, что предлагает Eureka, — это реальность, а не несбыточная мечта. Предлагается 40 тонн полезной нагрузки для одного варианта судна, что составляет два 40-футовых контейнера или четыре 20-футовых контейнера, либо комбинацию из 40-футовых, 20-футовых, 10-футовых контейнеров и так далее.

При такой полезной нагрузке в ВМС хотят, чтобы минимальная крейсерская скорость составляла 25 узлов. Как правило, движение судна со скоростью 25 узлов в течение длительного времени приводит к сокращению запаса хода. Причина такого требования к скорости в том, что ВМС поняли: в крупномасштабном конфликте всё, что движется со скоростью ниже 25 узлов, погибнет. В бою нужно быть маневренным и быстрым. Морские сражения будущего будут похожи на уличные бои, особенно в прибрежных районах Индо-Тихоокеанского региона, где, откровенно говоря, придётся сражаться среди тесно расположенных островов и на мелководье.

Итак, для Bengal-MC важна способность поддерживать высокую скорость, оптимально крейсируя на скорости 38–42 узла, что намного превышает требование программы MASC о крейсерской скорости в 25 узлов. Вопрос как долго. В теории «Бенгал» в базовой конфигурации может преодолевать расстояние в 1000 морских миль со скоростью 38 узлов при волнении моря 3 балла и выдерживать волнение в 6 баллов. Как это будет на практике, да еще и без помощи людей – вопрос.

Опять же в теории, с четырьмя крылатыми ракетами «Томагавк» в 40-футовом контейнере и дополнительным топливом «Бенгал» представляет угрозу для любой цели на расстоянии 3 000 морских миль, в случае беспилотной миссии в один конец. Это серьёзная угроза с одной стороны, но с другой очень большие сомнения в эффективности наведения и выбора целей.

Автономность — ещё один важный фактор. Военно-морской флот хочет видеть проверенные системы автономности, поэтому Eureka Naval Craft объединились с Greenroom Robotics. У последних лучшая система морской автономности, они уже вывели автономные суда в море.


Bengal-MC спроектирован как модульное судно с возможностью размещения экипажа

Однако, следует добавить в бочку оптимизма ведро пессимизма. Хотя беспилотные надводные суда представляют собой значительный шаг вперёд в плане выполнения боевых операций, они не могут заменить бесценные качества, которыми обладают моряки. В сложных и противоречивых условиях крайне важны адаптивность, рассудительность и стойкость человека. Чрезмерная слабость беспилотных систем в плане уязвимости от атак РЭБ может поставить под угрозу выполнение любой задачи. Вот почему если и есть будущее для таких судов, то оно за модульными судами с возможностью управления непосредственно человеком, такими как Bengal-MC.

Платформа Bengal-MC оптимизирована для автономной и дистанционной работы. Она оснащена системами дистанционного управления, защищенной связью и надежными автономными системами управления, но при этом может вместить небольшой экипаж, если это необходимо. Платформа с полным набором оборудования может вместить от пяти до восьми человек, но для большинства миссий она предназначена для работы в беспилотном режиме или с сокращенным экипажем.

Понятно, что сама идея безэкипажных/автономных судов – она приятна многим командующим флотами. Дикая экономия денег на системах жизнеобеспечения – это важно.

Такие элементы жизнеобеспечения, как размещение и подача питьевой воды, хранение продуктов/камбуз, утилизация сточных/серых вод и спасательное оборудование, просто необходимы там, где есть человек. В Bengal-MC эти системы интегрированы с самого начала благодаря конструкции AIRCAT 35 Crewliner, предназначенного для двойного использования.

Для управления Bengal-MC в качестве абсолютного минимума нужны всего два палубных офицера и матрос-рулевой для управления Bengal-MC, а также экипаж миссии. Матрос и второй палубный офицер могут выполнять и другие функции, например, управлять дистанционно постом вооружения.


Художественное изображение корабля Bengal-MC с минным заградителем

Полностью безэкипажные полноценные боевые корабли (не будем путать с катерами-камикадзе) могут появиться в течение 8–10 лет. Эти корабли, возможно, будут годны для выполнения всех задач, но сегодня пока автономные суда ещё не достигли этого этапа развития. Чтобы повысить доверие к этим системам, необходимо развивать опыт использования платформ с возможностью управления экипажем.

Вообще как сегодня можно использовать морские беспилотные комплексы? Ну вот можно запустить крылатую ракету с такого судна, если ракета находится в контейнере, а контейнер подключен к спутнику. На борту может находиться небольшая команда, которая управляет физическим судном, а оператор системы управления может работать с системой вооружения из любой точки мира. В этом случае все смотрится неплохо, если только судно с ракетой не попадет под удар средств РЭБ, которые отобьют руки и оператору вооружений, управляющему ракетой, и самой ракете.

Так что возможности полностью отказаться от экипажа во всех миссиях просто нет. Но если разумно использовать искусственный интеллект, это действительно может снизить нагрузку на экипаж, который станет меньше, не будет находится на линии огня, обслуживая оружейные установки, но при этом оружие будет запускаться автономно откуда-то извне.

Здесь сильно поможет модульная конструкция судна, которая облегчает интеграцию современных решений в области атаки и обороны. Платформа Bengal-MC соответствует стандарту ISO и подходит для стандартных морских контейнеров различных размеров, что обеспечивает быструю установку и надежное крепление разнообразного груза. Компания Eureka в партнёрстве с SH Defense интегрировала систему надёжной фиксации, которая состоит из 58 гидравлических фиксаторов на палубе, способных надёжно удерживать грузы стоимостью в несколько миллионов долларов.


Изображение модульной системы установки мин на корме корабля Bengal-MC

Итак, у нас есть 10-футовая, 20-футовая или 40-футовая платформа/контейнер, и можно перевозить на ней/в нем различную полезную нагрузку.

Например, у Rheinmetall есть пушка Millennium. Она имеет монтажную площадку ISO и фиксаторы ISO. Так почему бы не сделать площадку в размер в задней части Bengal-MC, на которую можно её установить?


SH Defense и Kongsberg работают над морской ударной ракетой (NSM), которая находится в контейнере. Можно разместить четыре таких контейнера на задней палубе, то есть на одном корабле будет 16 NSM. На судне также есть три площадки для 30-миллиметровых автоматических пушек для периферийной защиты. Вопрос только в том, кто и как будет наводить эти пушки. Вроде бы на борту есть место для небольшого боевого информационного центра (БИЦ), но тогда возникает вопрос безопасности тех, кто будет работать в этом центре.

А броня необходима. Если это не одноразовый корабль-камикадзе, а это не он, то надо установить броню там, где она необходима, например вокруг генераторных установок, двигателей, топливных баков и мостика. Наличие брони увеличивает стоимость корабля, водоизмещение и так далее. Но водоизмещение – это большие двигатели и генераторы, а генераторы – это комплексы радиоэлектронной борьбы или система противодействия дронам по типу Epirus, например.

Дополнительное водоизмещение может предоставить возможность разместить жилые модули для дополнительного персонала, например, если необходимо будет взять с собой группу спецназовцев. Или вертолет, такой, как МН-6. Или набор дронов.

Если пойти дальше, то можно предположить, что самолёты ДРЛОиУ в небе могут подавать сигнал, наводя Bengal на цель и противнику будет очень сложно понять, откуда исходит угроза из-за реально небольших размеров корабля и малой радиоэлектронной активности.

Bengal может перемещаться и запускать ракеты, дроны-перехватчики, такие как Roadrunner от Anduril, или запускать CCA вблизи цели, не будучи обнаруженным. 40 тонн полезной нагрузки и приличная площадь задней палубы на устойчивой платформе, которая движется с высокой скоростью – это весьма неплохой набор. Идея заключается в том, что «Бенгалы» будут работать «волчьими стаями».

«Волчья стая» малозаметных недорогих кораблей, несущих все, что необходимо для успешного выполнения боевого задания – это перспектива, которая греет душу многим адмиралам в мире. Но такие стаи реально появятся еще не скоро, несмотря на все ухищрения таких фирм, как Eureka Naval Craft. Но – определенная перспектива у этого направления есть, это нельзя не признать.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    Сегодня, 05:16
    Ну идея не очень долгоживущих ракетных катеров наконец становится беспилотной. Правда вопрос, сильно ли много можно навоевать морскими контейнерами. Подозреваю, что в серьезном замесе катера станут одноразовыми, а толку с них будет немного. Цели с самолёта заметные, а катера видимо эсминцы и авианосцы должны будут защищать
  2. 0
    Сегодня, 05:35
    Москитный флот … реинкарнация.
  3. 0
    Сегодня, 05:41
    Что-то давно про скеговые СВВП ничего было не слышно. Вот очередной "прорыв". Решили снижать цену каждого юнита. Посмотрим.
    Но в малых размерах получить многое обычно не получается. Оружие в контейнерах - это хорошо, но это вес. Для всего быстроходного вес - приговор.
  4. 0
    Сегодня, 05:56
    Это "флот для войны" или что б деньги потратить почём зря...
  5. 0
    Сегодня, 05:57
    Ой, да ничего они не изменят, с такой скоростью и мореходностью. Что то поменяют экранопланы с 5-10 кратным превосходством в скорости, да и то не радикально
    А вот что изменит - это сплошная спутниковая разведка водной поверхности с обновлением данных чаще чем в пару часов.