Чёрные птицы

Традиция массово красить самолёты в чёрный цвет появилась во время Второй мировой. Предполагалось, что это затруднит обнаружение противником в ночное время, это относится как к ночным бомбардировщикам, так и к тем, кто должен был с ними бороться, – ночным истребителям.


Бомбардировщик ВВС США А-26 "Инвейдер"



Ночной истребитель ВВС США Р-61 "Блэк Уидлоу"

Казалось бы, массовое применение в послевоенное время радиолокационных станций (РЛС), всепогодных истребителей – перехватчиков, зенитных ракетных комплексов (ЗРК) должны были сделать такую маскировку не актуальной. Но в наши дни продолжают летать «чёрные птицы». Это связано не только с желанием сделать самолёт малозаметным визуально в ночное время, но и с применением специальных термостойких или поглощающих радиочастотное излучение материалов.

Примечательно, что окрашенные подобным образом самолёты, как правило, создавались в рамках «чёрных» т.е. секретных программ. И до сих пор окутаны ореолом тайн и легенд.



Таким легендарным самолётом по праву считается U-2 производства компании Локхид. Его конструктором является не менее легендарный Кларенс Джонсон.

В 1955 г. в воздух поднялся первый экземпляр нового самолета-разведчика компании Lockheed— Локхид U-2, который был разработан и построен в условиях строжайшей секретности в так называемой компании «Сканк Уоркс» («Skunk Works»). Он имел высокие лётные характеристики, обеспечивавшие ему возможность полетов на большой высоте и с большой дальностью, которые явились результатом совершенных двигателей и удачной компоновки самолета. В качестве силовой установки использовался двигатель Пратт-Уитни J57 с переработанной системой подачи топлива, крыло самолета с большим удлинением (как у планёра) позволяло увеличивать дальность полета.

Предназначенный для работы на высотах свыше 20 км, где обнаружение и перехват были маловероятны, самолет U-2 был оснащен большим количеством устройств для сбора данных. Разведывательные полеты над странами Восточной Европы начались 20 июня, а первый полет над СССР был осуществлен 4 июля 1956 года.

То, что разведчик U-2 являлся обнаруживаемым и уязвимым, было продемонстрировано 1 мая 1960 года, когда во время очередного полета над Советским Союзом этот самолет был сбит ракетой класса «земля-воздух». Это был последний полет U-2 над СССР. Всего над территорией СССР было выполнено 24 разведывательных полета самолетов U-2. Тем не менее, полёты в других регионах продолжались, именно U-2 обнаружили подготовку стартовых позиций баллистических ракет на Кубе. Современные модификации «U-2S» оснащённые РЛС бокового обзора до настоящего времени состоят на вооружении ВВС США. Предполагается, что они будут выведены из эксплуатации к 2023 году.


Спутниковый снимок Google Earth: U-2 на аэродроме в Объединенных Арабских Эмиратах

Достоверно известно о 7 сбитых U-2. По одному над СССР и Кубой, остальные - над территорией КНР. Все они были уничтожены ЗРК советского производства С-75.



С ЗРК С-75 U-2 сложились особые отношения

Уязвимость U-2 заставила форсировать разработку разведчика следующего поколения. Залогом его «несбиваемости» должна была стать высокая скорость, позволяющая уклонятся от зенитных ракет и перехватчиков. Руководил разработкой, всё тот же Кларенс Джонсон. Прототип самолёта А-12, использовался ЦРУ, самолёт для ВВС получил наименование Lockheed SR -71 «Blackbird», что дословно означает «Черный дрозд».



На тот момент SR-71 являлся самым скоростным самолетом в мире - примерно 3300 км/ч и обладал одним из самых высоких потолков максимальной высоты - 28,5 км. Изначально планировалось использовать его для разведки над территорией Советского Союза и Кубы, однако, планы пришлось поменять в связи с событием, произошедшим 1 мая 1960 года, когда предшественник «Титанового гуся» U -2 был сбит советским зенитно-ракетным комплексом. США решило не рисковать дорогостоящими самолетами и для разведки в СССР и на Кубе использовало спутники,а SR-71 направило в КНДР и Северный Вьетнам.

Фотоаппаратура «Черных дроздов», способная вести съемку в радиусе 150 км, позволяла военной разведке США фотографировать прибрежную зону Кольского полуострова, не нарушая советское воздушное пространство. Однако однажды не очень поворотливый SR-71 все-таки зашел слишком далеко. 27 мая 1987 года SR -71 вошел в советское воздушное пространство в районе Заполярья. На перехват командование советских ВВС отправили истребитель-перехватчик МиГ-31.


Истребитель-перехватчик МиГ-31

Со скоростью в 3000 км/ч и практическим потолком высоты в 20,6 км, советский самолет успешно вытеснил «Черного дрозда» в нейтральные воды». Незадолго до этого случая два самолета МиГ-31 также совершили перехват SR -71, но уже на нейтральной территории. Тогда американский разведчик провалил задание и улетел на базу.

Некоторые специалисты считают, что именно МиГ-31 заставил ВВС отказаться от SR -71. Трудно сказать, насколько эта версия правдоподобна, однако есть основания так полагать. Также мог стать причиной ухода SR-71 и советский зенитно-ракетный комплекс C-200, который спокойно мог достать «Черного дрозда» на максимальной высоте. Из построенных 32 самолётов 12 были потеряны в различных происшествиях. ВВС прекратили применять SR-71 в 1998г. из-за чрезмерно высокой стоимости эксплуатации. Некоторое время полёты продолжались в интересах NASA.


Пусковая установка ЗРК С-200



Следующим «черным» во всех отношениях самолётом стал Lockheed F-117 «Night Hawk» - «Ночной ястреб», совершивший первый полёт в 1981г. и построенный в количестве 64 экз., само существование которого долгое время отрицалось. Конструкция самолёта основана на стелс-технологии. Сам самолёт построен по аэродинамической схеме «летающее крыло» с V-образным оперением. Совершенно не характерное для дозвуковых самолётов крыло большой стреловидности (67,5°) с острой передней кромкой, очерченный прямыми линиями профиль крыла, гранёный фюзеляж, образованный плоскими трапецевидыми и треугольными панелями расположены таким образом друг относительно друга, чтобы отражать электромагнитные волны в сторону от РЛС противника. Расположенные над крылом с обеих сторон фюзеляжа плоские воздухозаборники имеют продольные перегородки из радиопоглощающих материалов. Самолёт не имеет внешних подвесок, всё вооружение размещено внутри фюзеляжа.

Следует заметить, что несмотря на такие радикальные решения, конструкторам не удалось достигнуть конечной цели — построить самолёт, неуязвимый для противника. Во-первых, из-за ухудшенной аэродинамики F-117 был плохо защищён от атак истребителей противника, если бы им удалось его обнаружить. Во-вторых, заложенные в конструкцию идеи могли снизить видимость лишь до определённого предела, а также не обеспечивали очень низкого ЭПР для радиолокационных систем, в которых приёмник и передатчик были разнесены по разным точкам. В результате советские зенитные комплексы С-200 и С-300 могли вести по нему огонь с большими шансами на попадание, а более старые модернизированные С-125 хоть и не гарантировали поражения,но также могли представлять угрозу. В частности, при налётах на Югославию F-117 был сбит именно с помощью комплекса С-125 . Низкие лётно-технические характеристики и уязвимость, стали в итоге причиной снятия его с вооружения в 2008 году.

Самым дорогим в мире на сегодняшний день стал «чёрный» Northrop B-2 «Spirit» - «Привидение».



Американский тяжёлый малозаметный стратегический бомбардировщик, разработанный компанией Northrop Grumman. Предназначен для прорыва плотной ПВО и доставки обычного или ядерного оружия.


Спутниковый снимок Google Earth: В-2 на авиабазе Андерсен

Для обеспечения малозаметности широко использованы стелс-технологии: самолёт покрыт радиопоглощающими материалами, создан по аэродинамической схеме «летающее крыло», реактивные струи двигателей экранируются. Точное значение ЭПР для B-2 не сообщается, по разным оценкам, это величина от 0,0014 до 0,1 м².

Всего построено с 1989 по 1999 год: 21 самолёт. Стоимость единицы $2,1 млрд. (1997 год).(~$10 млрд. в сопоставимых ценах 2012 года) Один из них разбился в 2008 году на авиабазе Андерсен, остров Гуам.

Чёрные птицы [center]
Разбившийся В-2

Первый случай боевого применения имел место во время операции НАТО в Югославии в 1999г. На цели было сброшено более 600 высокоточных бомб (JDAM). При этом B-2 совершали беспосадочный перелет с базы ВВС «Уайтмэн» в шт. Миссури в Косово и обратно.

В последующие годы B-2 применялись в войнах в Ираке и Афганистане. С дозаправкой в воздухе B-2 совершил один из самых длинных своих боевых вылетов, взлетев с авиабазы «Уайтмэн» в штате Миссури, выполнив боевую задачу и вернувшись на родную базу.

Во время военной операции «Иракская свобода» в 2003 г., B-2 совершали боевые вылеты с атолла Диего Гарсиа. С этих позиций было совершено 22 боевых вылета. С авиабазы Уайтмен было совершено 27 боевых вылетов. В ходе 49 вылетов было сброшено более 300 тонн боеприпасов.

Продолжительность боевых вылетов составила более 30 часов. Во время одного из вылетов B-2 оставался в воздухе без посадки в течение 50 часов.
19 марта 2011 года, во время военной операции «Одиссея. Рассвет», с базы ВВС Уайтмен штат Миссури были подняты три B-2 ВВС США. Совместно с двумя бомбардировщиками B-1B из Южной Дакоты они были направлены в Ливию. За время всей операции B-2 уничтожили 45, а B-1B 105 целей, среди которых были склады вооружений, объекты ПВО, командно-контрольные пункты, объекты обслуживания авиационной и прочей военной техники.

[center]

Спутниковый снимок Google Earth: мемориал авиабазы Памсдейл

Парадоксально, но в эксплуатации на сегодня находятся самый «старый» - U-2 и самый дорогой - В-2. Остальные можно увидеть в авиамузеях и мемориалах авиабаз на территории США.
Автор:
Линник Сергей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти