Чёрные птицы

Традиция массово красить самолёты в чёрный цвет появилась во время Второй мировой. Предполагалось, что это затруднит обнаружение противником в ночное время, это относится как к ночным бомбардировщикам, так и к тем, кто должен был с ними бороться, – ночным истребителям.

Чёрные птицы

Бомбардировщик ВВС США А-26 "Инвейдер"

Чёрные птицы


Ночной истребитель ВВС США Р-61 "Блэк Уидлоу"

Казалось бы, массовое применение в послевоенное время радиолокационных станций (РЛС), всепогодных истребителей – перехватчиков, зенитных ракетных комплексов (ЗРК) должны были сделать такую маскировку не актуальной. Но в наши дни продолжают летать «чёрные птицы». Это связано не только с желанием сделать самолёт малозаметным визуально в ночное время, но и с применением специальных термостойких или поглощающих радиочастотное излучение материалов.

Примечательно, что окрашенные подобным образом самолёты, как правило, создавались в рамках «чёрных» т.е. секретных программ. И до сих пор окутаны ореолом тайн и легенд.

Чёрные птицы


Таким легендарным самолётом по праву считается U-2 производства компании Локхид. Его конструктором является не менее легендарный Кларенс Джонсон.

В 1955 г. в воздух поднялся первый экземпляр нового самолета-разведчика компании Lockheed— Локхид U-2, который был разработан и построен в условиях строжайшей секретности в так называемой компании «Сканк Уоркс» («Skunk Works»). Он имел высокие лётные характеристики, обеспечивавшие ему возможность полетов на большой высоте и с большой дальностью, которые явились результатом совершенных двигателей и удачной компоновки самолета. В качестве силовой установки использовался двигатель Пратт-Уитни J57 с переработанной системой подачи топлива, крыло самолета с большим удлинением (как у планёра) позволяло увеличивать дальность полета.

Предназначенный для работы на высотах свыше 20 км, где обнаружение и перехват были маловероятны, самолет U-2 был оснащен большим количеством устройств для сбора данных. Разведывательные полеты над странами Восточной Европы начались 20 июня, а первый полет над СССР был осуществлен 4 июля 1956 года.

То, что разведчик U-2 являлся обнаруживаемым и уязвимым, было продемонстрировано 1 мая 1960 года, когда во время очередного полета над Советским Союзом этот самолет был сбит ракетой класса «земля-воздух». Это был последний полет U-2 над СССР. Всего над территорией СССР было выполнено 24 разведывательных полета самолетов U-2. Тем не менее, полёты в других регионах продолжались, именно U-2 обнаружили подготовку стартовых позиций баллистических ракет на Кубе. Современные модификации «U-2S» оснащённые РЛС бокового обзора до настоящего времени состоят на вооружении ВВС США. Предполагается, что они будут выведены из эксплуатации к 2023 году.

Чёрные птицы

Спутниковый снимок Google Earth: U-2 на аэродроме в Объединенных Арабских Эмиратах

Достоверно известно о 7 сбитых U-2. По одному над СССР и Кубой, остальные - над территорией КНР. Все они были уничтожены ЗРК советского производства С-75.

Чёрные птицы

С ЗРК С-75 U-2 сложились особые отношения

Уязвимость U-2 заставила форсировать разработку разведчика следующего поколения. Залогом его «несбиваемости» должна была стать высокая скорость, позволяющая уклонятся от зенитных ракет и перехватчиков. Руководил разработкой, всё тот же Кларенс Джонсон. Прототип самолёта А-12, использовался ЦРУ, самолёт для ВВС получил наименование Lockheed SR -71 «Blackbird», что дословно означает «Черный дрозд».

Чёрные птицы


На тот момент SR-71 являлся самым скоростным самолетом в мире - примерно 3300 км/ч и обладал одним из самых высоких потолков максимальной высоты - 28,5 км. Изначально планировалось использовать его для разведки над территорией Советского Союза и Кубы, однако, планы пришлось поменять в связи с событием, произошедшим 1 мая 1960 года, когда предшественник «Титанового гуся» U -2 был сбит советским зенитно-ракетным комплексом. США решило не рисковать дорогостоящими самолетами и для разведки в СССР и на Кубе использовало спутники,а SR-71 направило в КНДР и Северный Вьетнам.

Фотоаппаратура «Черных дроздов», способная вести съемку в радиусе 150 км, позволяла военной разведке США фотографировать прибрежную зону Кольского полуострова, не нарушая советское воздушное пространство. Однако однажды не очень поворотливый SR-71 все-таки зашел слишком далеко. 27 мая 1987 года SR -71 вошел в советское воздушное пространство в районе Заполярья. На перехват командование советских ВВС отправили истребитель-перехватчик МиГ-31.

Чёрные птицы

Истребитель-перехватчик МиГ-31

Со скоростью в 3000 км/ч и практическим потолком высоты в 20,6 км, советский самолет успешно вытеснил «Черного дрозда» в нейтральные воды». Незадолго до этого случая два самолета МиГ-31 также совершили перехват SR -71, но уже на нейтральной территории. Тогда американский разведчик провалил задание и улетел на базу.

Некоторые специалисты считают, что именно МиГ-31 заставил ВВС отказаться от SR -71. Трудно сказать, насколько эта версия правдоподобна, однако есть основания так полагать. Также мог стать причиной ухода SR-71 и советский зенитно-ракетный комплекс C-200, который спокойно мог достать «Черного дрозда» на максимальной высоте. Из построенных 32 самолётов 12 были потеряны в различных происшествиях. ВВС прекратили применять SR-71 в 1998г. из-за чрезмерно высокой стоимости эксплуатации. Некоторое время полёты продолжались в интересах NASA.

Чёрные птицы

Пусковая установка ЗРК С-200

Чёрные птицы


Следующим «черным» во всех отношениях самолётом стал Lockheed F-117 «Night Hawk» - «Ночной ястреб», совершивший первый полёт в 1981г. и построенный в количестве 64 экз., само существование которого долгое время отрицалось. Конструкция самолёта основана на стелс-технологии. Сам самолёт построен по аэродинамической схеме «летающее крыло» с V-образным оперением. Совершенно не характерное для дозвуковых самолётов крыло большой стреловидности (67,5°) с острой передней кромкой, очерченный прямыми линиями профиль крыла, гранёный фюзеляж, образованный плоскими трапецевидыми и треугольными панелями расположены таким образом друг относительно друга, чтобы отражать электромагнитные волны в сторону от РЛС противника. Расположенные над крылом с обеих сторон фюзеляжа плоские воздухозаборники имеют продольные перегородки из радиопоглощающих материалов. Самолёт не имеет внешних подвесок, всё вооружение размещено внутри фюзеляжа.

Следует заметить, что несмотря на такие радикальные решения, конструкторам не удалось достигнуть конечной цели — построить самолёт, неуязвимый для противника. Во-первых, из-за ухудшенной аэродинамики F-117 был плохо защищён от атак истребителей противника, если бы им удалось его обнаружить. Во-вторых, заложенные в конструкцию идеи могли снизить видимость лишь до определённого предела, а также не обеспечивали очень низкого ЭПР для радиолокационных систем, в которых приёмник и передатчик были разнесены по разным точкам. В результате советские зенитные комплексы С-200 и С-300 могли вести по нему огонь с большими шансами на попадание, а более старые модернизированные С-125 хоть и не гарантировали поражения,но также могли представлять угрозу. В частности, при налётах на Югославию F-117 был сбит именно с помощью комплекса С-125 . Низкие лётно-технические характеристики и уязвимость, стали в итоге причиной снятия его с вооружения в 2008 году.

Самым дорогим в мире на сегодняшний день стал «чёрный» Northrop B-2 «Spirit» - «Привидение».

Чёрные птицы


Американский тяжёлый малозаметный стратегический бомбардировщик, разработанный компанией Northrop Grumman. Предназначен для прорыва плотной ПВО и доставки обычного или ядерного оружия.

Чёрные птицы

Спутниковый снимок Google Earth: В-2 на авиабазе Андерсен

Для обеспечения малозаметности широко использованы стелс-технологии: самолёт покрыт радиопоглощающими материалами, создан по аэродинамической схеме «летающее крыло», реактивные струи двигателей экранируются. Точное значение ЭПР для B-2 не сообщается, по разным оценкам, это величина от 0,0014 до 0,1 м².

Всего построено с 1989 по 1999 год: 21 самолёт. Стоимость единицы $2,1 млрд. (1997 год).(~$10 млрд. в сопоставимых ценах 2012 года) Один из них разбился в 2008 году на авиабазе Андерсен, остров Гуам.

Чёрные птицы [center]
Разбившийся В-2

Первый случай боевого применения имел место во время операции НАТО в Югославии в 1999г. На цели было сброшено более 600 высокоточных бомб (JDAM). При этом B-2 совершали беспосадочный перелет с базы ВВС «Уайтмэн» в шт. Миссури в Косово и обратно.

В последующие годы B-2 применялись в войнах в Ираке и Афганистане. С дозаправкой в воздухе B-2 совершил один из самых длинных своих боевых вылетов, взлетев с авиабазы «Уайтмэн» в штате Миссури, выполнив боевую задачу и вернувшись на родную базу.

Во время военной операции «Иракская свобода» в 2003 г., B-2 совершали боевые вылеты с атолла Диего Гарсиа. С этих позиций было совершено 22 боевых вылета. С авиабазы Уайтмен было совершено 27 боевых вылетов. В ходе 49 вылетов было сброшено более 300 тонн боеприпасов.

Продолжительность боевых вылетов составила более 30 часов. Во время одного из вылетов B-2 оставался в воздухе без посадки в течение 50 часов.
19 марта 2011 года, во время военной операции «Одиссея. Рассвет», с базы ВВС Уайтмен штат Миссури были подняты три B-2 ВВС США. Совместно с двумя бомбардировщиками B-1B из Южной Дакоты они были направлены в Ливию. За время всей операции B-2 уничтожили 45, а B-1B 105 целей, среди которых были склады вооружений, объекты ПВО, командно-контрольные пункты, объекты обслуживания авиационной и прочей военной техники.

[center]Чёрные птицы

Спутниковый снимок Google Earth: мемориал авиабазы Памсдейл

Парадоксально, но в эксплуатации на сегодня находятся самый «старый» - U-2 и самый дорогой - В-2. Остальные можно увидеть в авиамузеях и мемориалах авиабаз на территории США.
Автор: Линник Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. Гражданский 20 апреля 2013 09:47

    Бывший сотрудник президента Слободана Милошевича (Slobodan Milosevic), ныне римский военный консультант Зоран Кусовач (Zoran Kusovac) заявил, что обломки самолета захватили китайские и русские союзники. Вполне вероятно, что и Россия могла использовать результаты изучения этих обломков в создании своего истребителя пятого поколения Т-50. Такого же мнения придерживаются и некоторые западные эксперты.


    так, что возможно пригодился Ф-177)
    1. Костяк 20 апреля 2013 12:14
      А что же такого мы использовали от полосатиков при строительстве Т-50? У нас самих идей полные закрома.
      1. Geisenberg 22 апреля 2013 02:14
        Цитата: Костяк
        А что же такого мы использовали от полосатиков при строительстве Т-50? У нас самих идей полные закрома.


        Там ного интересного было. Оптическая станция например ... радар, система оповещения свой-чужой и коечто по мелочам. fellow
        1. Kassandra 8 января 2015 16:05
          на F-117 из обзорных вещей был только тепловизор.
          Kassandra
    2. Шони 21 апреля 2013 19:04
      Чегож не пригодиться, вещь дорогая...
      Шони
    3. ildar335 22 апреля 2013 10:11
      http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F0%F1%EF%E5%EA%F2%E8%E2%ED%FB%E9_%E0%E2%E8%E
      0%F6%E8%EE%ED%ED%FB%E9_%EA%EE%EC%EF%EB%E5%EA%F1_%F4%F0%EE%ED%F2%EE%E2%EE%E9_%E0%
      E2%E8%E0%F6%E8%E8
  2. fenix57 20 апреля 2013 09:59
    Так это радует..."Доедаем арбузы и обсуждаем "- и закончили....
    fenix57
  3. Sheva777 20 апреля 2013 13:49
    Жалко что не B-2 сбили!
    1. Geisenberg 22 апреля 2013 02:14
      Цитата: Sheva777
      Жалко что не B-2 сбили!


      Жалко что только один ...
      1. Kassandra 8 января 2015 16:06
        F-117 в Ираке-2 вообще до...
        Kassandra
  4. Громобой 20 апреля 2013 13:56
    U-2---"любимый" самолёт ПВО СССР.
    1. Bongo 21 апреля 2013 05:05
      Китайцы его ещё больше любили, они "достали" 5 шт U-2 + ещё 2-3 RB-57( американский вариант Канберры).Пилотировали их тайваньские лётчики.
  5. Canep 20 апреля 2013 14:28
    Во время военной операции «Иракская свобода» в 2003 г., B-2 совершали боевые вылеты с атолла Диего Гарсиа. С этих позиций было совершено 22 боевых вылета. С авиабазы Уайтмен было совершено 27 боевых вылетов. В ходе 49 вылетов было сброшено более 300 тонн боеприпасов.

    Одно авиакрыло работавшее с саудитской территории за ночь больше подарков противнику доставляло.
    1. Bongo 21 апреля 2013 04:58
      Безусловно, но каждое оружие, чего либо стоит, если оно проверено в бою...
  6. Iraclius 20 апреля 2013 16:28
    Чёрный дрозд покрывался чёрной (тёмно-синей) ферритовой краской из-за того, что при длительном полёте на M>3 корпус из титановых материалов разогревался до 500 град. по Цельсию и такая краска предохраняла радиопоглощающее покрытие от разрушение и способствовала лучшему охлаждению планера.
    1. Argon 21 апреля 2013 02:05
      Никакого покрытия на "дрозде" небыло.Огнестойкая краска(все таки черная)служила для отвода тепла,точнее смещения термобарьера,приходилось обновлять после каждого полета с 3Мах.
  7. knn54 20 апреля 2013 19:33
    Самолеты ночной авиации, во время ВОВ, были целиком черного цвета. В основном это были бомбардировщики, транспортные и связные самолеты, летавшие в тыл противника, например Ли-2, По-2 и т. д.Кроме того, черный цвет –не маркий.
    1. Argon 21 апреля 2013 03:44
      Самые серьезные работы по визуальной незаметности ЛА проводили немцы с40г.Пришли к выводу,что черный далеко не самый "невидимый" цвет для ночной авиации.Результат этой работы можно узнать взглянув на окраску любого немецкого ночного истребителя с конца 42г.В черный цвет,красить самолеты, первыми стали англичане.Дело в том ,что в основе черной краски часто лежит газовая сажа,которая содержит производные парафина и графита,поглащающих СВЧ излучение,в результате "метка" мерцала "контакт" был нестабилен.Конечно эффект ничтожен,но для радаров того времени хватало.Именно это явление,случайно,обнаружили инженеры когда проводили испытания британской ПВО,причем считалось,что отражение наиболее сильно исходит от нижней части крыла.Этим объясняется экстравагантная окраска нижних поверхностей британских "Спитфайров" и "Харрикейнов" т.н. "Шахмата".Специализированные ночные самолеты имели полностью черный "низ".В 42г все результаты этих экспериментов были переданны союзникам(т.е.нам и США).В США работы продолжили,определили,что действие эффекта несколько усиливается если;самолет полностью покрашен черным и краска матовая.Так и стали красить"ночников".Лаковое покрытие самолетов на фото объясняется тем,что данные машины явл.отреставрированными-для эффектности вида так сказать.В СССР к работам англичан отнеслись менее серьезно но все таки плоскости снизу покрасили,в основном у самолетов спец отрядов транспортной авиации.До середины 43г фото другие машины встречаются но крайне редко.После этого времени почти все машины "ночников" имеют черный "низ",но целиком черные,советские машины я не на фото не в скинах не видел.Исключение Ер-2 но он темно фиолетовый(другая тема).На счет маркости;не дай вам...когда выростите,конечно,иметь"немаркую"черную или белую машину.
  8. alert_timka 21 апреля 2013 12:53
    Цитата: Громобой
    U-2---"любимый" самолёт ПВО СССР.

    Этот самолет безнаказано летал над союзом три года, пока не сделали нормальную ракету, которая могла бы перехватить это чудо на любой высоте
  9. knn54 21 апреля 2013 13:33
    Британская "Канберра" тоже доставала.В 1958 г отец был командиром части ПВО(Винницкая обл).Только сопровождали,а сбить...увы.
  10. xomaNN 21 апреля 2013 14:12
    А наши не поддались моде на чёрные самолеты". Мы пойдем своим путём:))
    1. Geisenberg 22 апреля 2013 02:18
      Цитата: xomaNN
      А наши не поддались моде на чёрные самолеты". Мы пойдем своим путём:))


      У нас мода на черные вертолеты. А так, в принципе, для ПВО никакой разницы черный-белый-голубой.

      Думаю если голубого сбить то сразу laughing пойдут какменты типа "как шестой расчет гомосеков гонял" или чтонибудь типа филиала ЛГБТ в ВВС нато ...
  11. Dmitriy292 22 апреля 2013 05:00
    Вроде бы и так все плохо, но нет же, надо сделать еще хуже. Власти не перестают удивлять. Вот недавно наткнулся этот сайт: http://link.ac/jrY10 , где публично выложена информация о каждом из нас. Не знаю, зачем это делать, но меня лично это пугает. Все же я как-то умудрился удалить свои данные, правда надо регистрироваться, но зато уже никто не сможет ничего на меня «накопать».
    Dmitriy292
  12. сашка 22 апреля 2013 05:39
    Цитата: Dmitriy292
    Вроде бы и так все плохо, но нет же, надо сделать еще хуже. Власти не перестают удивлять. Вот недавно наткнулся этот сайт: http://link.ac/jrY10 , где публично выложена информация о каждом из нас. Не знаю, зачем это делать, но меня лично это пугает

    Флуд во всей красе.. Да вы батенька не туда попали.
    сашка
  13. П-15 22 апреля 2013 16:40
    Даа, попил он крови мне изрядно.
    П-15

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня