О «поповках» в российской дореволюционной печати

3 696 93
О «поповках» в российской дореволюционной печати
Иван Константинович Айвазовский. Броненосцы (поповки) «Новгород» и «Вице-адмирал Попов» («Киев») у берегов Крыма. 1870-е. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург


Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.



Евангелие от Матфея, 7:15


Российская пресса далеких лет... Статья «Поповки — притча во языцех...» Герхарда фон Цвишена мне понравилась и легкостью слога, и хорошо подобранным оформлением (единственно, не написано, в каком музее выставлена модель «поповки» на показанной им фотографии), и своей информативностью. Казалось бы, он написал обо всем, однако пределу совершенства нет, и к любому, даже самому хорошему материалу всегда есть что добавить. Вот и мне показалось, что что-то такое у меня по «поповкам» есть, причем связанное с моей непосредственной специальностью журналиста. А потом вспомнил и подумал, что мое дополнение, ничуть не умаляя достоинств статьи Герхарда, будет, тем не менее, интересно читателям «ВО», так как откроет данную тему совсем с другой, причем неожиданной стороны.

Итак, начнем с вопроса: чьи интересы должна обслуживать, ну, скажем, та же пресса, причем не какая-нибудь, а государственная? «Конечно, интересы государства!» — ответят наши читатели и будут совершенно правы. «Кому служишь, тому и дружишь!» Не так ли? Даже если ты с чем-то и не согласен, не следует в данном случае уподобляться собаке, которая кусает руку, кормящую ее.

Однако Россия (как и Голландия, кстати) всегда была страной странностей и противоречий, хотя странности у нас были совсем не такими, как в повести Мэри Мэйпс Додж «Серебряные коньки» у тех же голландцев. И сегодня мы как раз и расскажем о том, какое отражение получил спуск на воду наших круглых броненосцев в российской печати именно этого времени.

Ну, а поскольку газет той эпохи и тех лет 99,9% читателей ВО не читали, думаю, им будет интересно получить информацию об этом событии непосредственно из старых и пожелтевших газетных листков. Кстати, Герхардт привел критические высказывания (и стихи!!!), которые в те годы были весьма и весьма популярны. Вот только журналистская тема в данном случае нуждается в отдельном и углубленном рассмотрении. Итак…

Начнем с того, что в пореформенной России газеты самого различного направления и толка возникали буквально на каждом углу, как грибы после дождя. И было их много. Очень много, и писали они о разном. И, разумеется, пропустить такое интересное событие, как спуск на воду двух столь необычных кораблей, они не могли. И как же на него они должны были отреагировать? На мой взгляд журналиста со стажем с 1977 года, только так: пригласить для освещения этого события специалиста — морского инженера, офицера, словом, человека разбирающегося, и постараться выспросить его таким образом, чтобы получился интересный для читателей материал. И показать, что «страна поднимается с колен», последствия Крымской войны преодолеваются, что наши противники на морях нам еще завидовать будут, что у нас есть такие корабли.

А что получилось на деле? А на деле пореформенная российская пресса их принялась гневно критиковать! Первую статью о «поповках» опубликовала газета «Голос». Интересно, что в других газетах и специальных журналах в то время отмечалось, что качество публикаций в этой газете ниже всякой критики, поскольку пишут их совершенно случайные люди. И понятно, что вот «поповкам» от «Голоса» тут же досталось не только за их большую стоимость, но также и за то, что у них нет тарана, пушек всего две, а скорость «как у черепахи». Нашлись, естественно, и другие недостатки, подчас откровенно придуманные (!) авторами этих статей.


Страница из газеты «Биржевые ведомости» 15 июля 1904 г.

«Биржевые ведомости» (политико-экономическая газета умеренно либерального направления) и те начали печатать статьи с критикой «поповок», а в итоге, как написал один из современников: «Все газеты полны упреков морскому ведомству (читать следует между строк: великому князю Константину Николаевичу)…». Но главное было в том, что статьи об этих кораблях и их недостатках писали неспециализированные издания, а ведомственные (государственные!) либо отмалчивались, либо выдавали скупые комментарии. Хотя они могли бы всех этих писак просто стереть в порошок. Как у нас тут на «ВО» часто пишут: «Учите матчасть!»

Возникает законный вопрос: почему такого не случилось? А потому, что в России в это время имел место бурный рост либерализма, и нападать на эти издания стало безопасно: «Не в духе дня!» И потом писали «патриотично» – «за державу, мол, обидно», и «ума большого не надо», чтобы строить такие корабли. И... на весь этот информационный вал повелся также сам будущий Александр III, назвавший суда «погаными». А вроде бы должен был понимать...

А между тем «поповки» в годы русско-турецкой войны ведь наилучшим образом справились с возложенной на них задачей. Турецкие корабли так и не рискнули бомбардировать Одессу и Николаев, и какие уж тут, казалось бы, могли быть разговоры об их бесполезности? Но… были!

Чего во всем этом особенного, скажете вы? Пресса критикует «плохие корабли», явно не разобравшись? Ну так что тут такого?! Ведь это же проявление ее активной позиции. Например, в той же Англии корабли и их создателей тоже критиковали в печати, и еще как! Но разница заключалась в том, что в этой стране существовали демократические институты, и гражданская позиция для прессы была обычным делом. В России же ничего такого не было, поэтому критика, пусть даже самая малая, в адрес правительства и монархии вроде бы должны были сразу рассматриваться «как покушение на основы». И властям нужно было сразу же воспрепятствовать этой некомпетентной критике, указав, что суждение неспециалистов по такому сложному вопросу, как военно-морское дело, реально не стоит и ломаного гроша.

Можно и должно было привести слова из басни И.А. Крылова «Щука и Кот» – «Беда, коль пироги начнет печи сапожник», и даже… просто запретить газетам писать о «поповках» всякую чушь. Но тут царизм, видно, понадеялся на свою силу, «закрывать рот» журналистам не стал, и полемика по вопросу о «поповках» стала в России первым примером критики в печати (и осуждения!) военно-морской политики государства. Причем примером, который всем желающим показал: «так можно»! И главное, что можно писать у нас обо всем, что хочешь, можно совершенно непрофессионально. Можно сгущать краски, можно приукрашивать – всё равно сойдет с рук!

Дурные примеры, как известно, заразительны. И вот кадет А.И. Шингарев, известный книгой «Вымирающая деревня» от 1907 года, пошел на прямой подлог, лишь бы «очернить» царское самодержавие. Так, что любое событие в России тогда вместо серьезного изучения его причин и следствий, печатные СМИ трактовали как следствие «гнилости царского самодержавия». А оно, конечно, порядком прогнило, да, но все-таки там были и свои положительные моменты. Которые ниспровергателям основы следовало бы учесть. Но они следовали словам песни: «До основанья, а потом…», то есть априори вместе с грязной водой стремились выплеснуть и ребенка.

Хотя в объективность газеты тогда тоже уже играли. Так, 21 сентября 1906 года в губернской газете «Пензенские губернские вести» было напечатано письмо крестьянина К. Блюдникова, бывшего матроса броненосца «Ретвизан» и живущего в селе Беленькое Изюмского уезда. В нем он очень понятно выразил свое понимание того, что в то время происходило в его стране.

«Во-первых, братья-крестьяне, меньше б пили, так были бы в 10 раз богаче. Тяжелым трудом приобретены имения у дворян. И что же? Крестьяне идут всё это разорить, и по-христиански ли это?!» «Я, будучи во флоте, везде был, – писал Блюдников, – и нигде не видал, чтобы правительство давало землю… Цените же это и стойте грудью за своего царя и наследника. Государь – наш Верховный Вождь». Вот так – «Верховный вождь»!

Написал он и про… «гениальный ум начальников, без которых не было бы России!» Очень оригинальное письмо, учитывая то обстоятельство, что тут же в газете другие авторы требовали сурово наказать виновных в поражении России в русско-японской войне?! Причем читателям сообщалось, что Россия начала войну при отсутствии в Манчжурии горных пушек и пулеметов, что скорострельные орудия нового образца были посланы туда лишь в ходе войны, а корабли Второй Дальневосточной эскадры комплектовались призывниками второй очереди. То есть всё то, о чем здесь писал тот же Андрей из Челябинска и другие наши авторы, на страницах тогдашних российских газет уже было.

То есть посмотреть с одной стороны: «мы лояльны царю-батюшке», а с другой — «распни присных его и его самого». И, наверное, в России тогда уже находились грамотные люди, которые видели такое несоответствие, поскольку оно просто не могло не броситься им в глаза. А значит, первой их ответной реакцией должно было стать недоверие к печати и правительству одновременно, которое она вроде бы как представляла и даже с одной стороны пыталась защищать, а с другой всеми силами и в больших объемах поливала грязью!!!

Что же касается информации, которую в то время сообщали читателям журналисты, то вот пример, который тогда (правда, уже в годы русско-японской войны) обошел едва ли не все газеты. «Японская атака»: одна шеренга идет в штыки, а вторая… (Поскольку вы все сейчас сидите, я могу это написать без опасений!) «бросается нашим солдатам под ноги и работает ножами!» Тут же сообщалось, правда, что «наше ружьё намного сильнее японского»! Как подобный бред попадал в печать, мне лично непонятно. Прямо «Кондуит и Швамбрания» Лео Кассиля, где дети войну представляли «покрытую тротуаром»!


Очень интересное фото на военно-морскую тему из журнала «Нива» за 1904 г. Вот так, запуская с палубы миноносца воздушный змей с корзиной с наблюдателем, в начале ХХ века предполагалось вести дальнюю разведку! Фото автора.

В общем, не понимали господа писатели и журналисты, учителя гимназий и университетские профессора либерального толка, как раз и писавшие в газеты и журналы, что рухнет самодержавие — и не станет у них ни кухарок, ни поденщиц. Что в бобровых шубах на санях им ездить уже не придется, да и заработки у них упадут в разы! Не понимали, но те же журналисты старались куснуть побольнее, а прикрывались письмами «блюдниковых», которых и было-то одно-два на всю Россию. А надо им было печатать их сотнями, что говорило бы, что «народ за царя» и против террористов! Это было бы профессионально, а вот то, что они делали, — нет! Ну а потом всё написанное в либеральных газетах и про «поповки», и про Цусиму перекочевало в советские книги и журналы. В архивах копаться людям стало лень, да и не все они были доступны, и вот изначальная цель этих публикаций была забыта, и люди начали считать, что это и есть правда, хотя это был не более чем политизированный миф!
93 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    6 сентября 2025 04:44
    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    Что же касается информации, которую в то время сообщали читателям журналисты
    Все журналисты, продажные проститутки, которые не информацию читателям подают, а озвучивают мысли владельца газеты. Это такие же представители древнейшей профессии, как и проститутки, за исключением того, что журналист наносит гораздо больше урона стране и людям, чем самая падшая проститутка
    1. +7
      6 сентября 2025 06:08
      В свое время общался с ребятами с радио «Комсомольская правда». Один из них (не буду писать фамилию) вспоминал свою молодость когда в 99-е работал в на местном телевидении в небольшом областном центре. С его слов, чтоб дать рейтинг по едедневным новостям чудили так, что мама не горюй. Я как минимум насчитал 5 статей УК РФ за которые его можно было пустить «по этапу»…. За то канал был популярен и востребован…
    2. +3
      6 сентября 2025 06:22
      Пародийный пример журналистики, в оригинале квазителевидение

      Эх пердыть, пердыть, пердыть – будем правду говорыть!…
      Незалежный канал Вильна Зона! Правдыви новыны, цыкави факты!
      Кровососы та инши народы Зоны мають намир укласты угоду з шерстяными!
      Цэ повидомыв лидер вильных кровососив Мыхась Щупло – интэрэсы упырив
      мають буты захыщены! Залишайтеся за намы! Дыхаймо глыбже!

      М. Харитонов «Золотой ключ, или Похождения Буратины»
      Детям не давать как людям с неокрепшей психикой.
      1. +6
        6 сентября 2025 07:18
        Sensor, винищувач бомбардувальник. Как вам такое? Это истребитель- бомбардировщик по-украински, если что. От такого можно и свихнуться wink
    3. +9
      6 сентября 2025 07:53
      Продажный журналист наносит гораздо больше урона стране и людям, чем самая падшая проститутка

      А PR-щики с их надоедливой лживой рекламой? А те кто обучает эту публику?
  2. +1
    6 сентября 2025 06:01
    Интересно что в эпоху современного либерализма и капитализма в России ничего не изменилось. Всё тоже самое и с флотом и вооружением. И как обычно казнокрадство, яркий пример дела Тимура Иванова и других высших военачальников. Конструктивная критика всегда нужна. И пресса нужна у оппозиции и у правительства чтобы объяснять толково свои действия. И Дума не должна быть карманная а просеивать будущих высших назначенцев на предмет профессионализма. hi
    1. +6
      6 сентября 2025 06:48
      Цитата: Солдатов В.
      И пресса нужна у оппозиции и у правительства...
      И Дума не должна быть карманная а просеивать будущих высших назначенцев на предмет профессионализма
      Все это так, но в условиях нашего государства подобное попросту невозможно...
      1. 0
        6 сентября 2025 07:25
        Цитата: Luminman
        Цитата: Солдатов В.
        И пресса нужна у оппозиции и у правительства...
        И Дума не должна быть карманная а просеивать будущих высших назначенцев на предмет профессионализма
        Все это так, но в условиях нашего государства подобное попросту невозможно...

        Это в любом государстве невозможно- власть всегда будет с этим бороться..
    2. +2
      6 сентября 2025 06:52

      И Дума не должна быть карманная а просеивать будущих высших назначенцев на предмет профессионализма.

      По каким критериям должны артисты, спортсмены и авторитетные бизнесмены просеивать будущих министров?
      1. +2
        6 сентября 2025 13:47
        Нужно понимать, в Думе должна быть главная группа производственников и все остальные. Спортсмены голосуют только по спортивным вопросам, артисты по своим творческим вопросам, хотя в принципе они не должны быть в думе, это балласт в думе. Старше 65 лет вообще не должно быть никого в думе, приняли 65 лет на пенсию получите. Главные в думе это производственники и специалисты сельского хозяйства, затем учителя и здравохранение. Финансисты и бухгалтера обслуживают производство и всех остальных, а не наоборот. Накручивают инфляцию они сидя в офисах перекладывая бумажки, а не шахтёры в шахтах и рабочие у станка. Убивают нашу авиацию и флот, здравохранение, сельское хозяйство, космос они а не грубо говоря работяги которые якобы плохо работают. hi
        1. ANB
          +3
          6 сентября 2025 16:06
          . Старше 65 лет вообще не должно быть никого в думе, приняли 65 лет на пенсию получите.

          Не не. Не надо привязывать потолок в думе к пенсионному возрасту. А то они его до 90 лет повысят. Или вообще до 100.
  3. +9
    6 сентября 2025 07:20
    Статья разочаровала. Прочитав заголовок, подумал: нифига себе, какой материал Вячеслав Олегович нарыл! Но как выяснилось, содержание - всего лишь многословная раскрутка рекламного слогана, придуманного министром просвещения Уваровым.
    1. +5
      6 сентября 2025 09:17
      нифига себе, какой материал Вячеслав Олегович нарыл!

      Да уж, действительно "нарыл" - заменив первый абзац собственной статьи "«Поповки», мифы Цусимы и… «отравленное перо»! (https://topwar.ru/77223-popovki-mify-cusimy-i-otravlennoe-pero.html) 2015 года.
      1. +3
        6 сентября 2025 09:20
        Мне не с чем было сравнить. Я на ресурсе с августа 2016 года.
        1. +6
          6 сентября 2025 09:29
          Я обратил внимание на иллюстрацию
          "Очень интересное фото на военно-морскую тему из журнала «Нива» за 1904 г. Вот так, запуская с палубы миноносца воздушный змей с корзиной с наблюдателем, в начале ХХ века предполагалось вести дальнюю разведку! Фото автора."
          Шпаковский и прошлый раз с ней не разобрался. На самом деле это не фото, а гравюра английского писателя и художника-мариниста Фреда Джейна (John Fredrick Thomas Jane), который основал известный сегодня во всем мире "Справочник Джейн (Jane's)". А журнал "Нива" эту гравюру напечатал. Особенно повеселил рефрен "фото автора". Это сколько ж автору лет, что он в 1904 году уже такие фото делал?
          1. +3
            6 сентября 2025 09:47
            Скажу так. То что изображение гравюра, а не фотография, понятно с первого взгляда, я даже заостряться на этом моменте не стал, посчитав случайной фразеологической ошибкой.
            Ну а фотографию иллюстрации мог действительно сделать сам Шпаковский в областном архиве.
            1. +1
              6 сентября 2025 10:03
              Мог, конечно, хотя она есть в сети.
              1. +7
                6 сентября 2025 10:13
                Разместить свое фото гораздо приятнее, чем цельнотянутое, а процента тщеславия не лишен ни один человек.
                1. Комментарий был удален.
                2. +3
                  6 сентября 2025 11:08
                  Написал, что в подшивке "Нивы" за 1904 год нет такой иллюстрации, потом засомневался. Пролистал еще раз. Действительно - нет.
                3. +5
                  6 сентября 2025 13:34
                  Стал интересен источник иллюстрации. Оказывается - это действительно журнал "Нива", №43 за 1902 год. Статья "Воздушные змеи на разведочной службе". "Нива" эту иллюстрацию позаимствовала из журнала The Illustrated London News. Кстати, "Нива" - интереснейшее издание. Цикл "По страницам журнала "Нива" просто просится "на перо". Еще бы автора достойного...
                  1. +3
                    6 сентября 2025 13:41
                    Еще бы автора достойного...
                    Вот Шпаковскому и предложите, а то, кажется, у человека очередной творческий кризис.
                    1. +1
                      6 сентября 2025 13:44
                      Вот Шпаковскому и предложите

                      Он схватил кобру пониже клобука, раскрыл ей рот лезвием ножа и показал, что страшные ядовитые зубы в верхней челюсти почернели и выкрошились. Белая кобра пережила свой яд, как это бывает со змеями.
                      1. +5
                        6 сентября 2025 13:52
                        Как минимум у него есть опыт написания "Отравленного пера".
                      2. +3
                        6 сентября 2025 14:02
                        у него есть опыт

                        Знаете, это как сексе с возрастом - опыта, девать некуда, а вот с реализацией...
                      3. +3
                        6 сентября 2025 14:05
                        Других-то кандидатур всеодно не просматривается?
                      4. +1
                        6 сентября 2025 14:10
                        Других-то кандидатур всеодно не просматривается?

                        Ну тогда, как в притче о Насреддине Афанди - цикл умер не родившись.
                  2. +1
                    6 сентября 2025 18:07
                    The Illustrated London News
                    Поинтересовался, выяснил, что это единственное в мире периодическое издание, перекрывшее "Ниву" по тиражу в 1904 году.
                    1. -2
                      6 сентября 2025 18:16
                      Между прочим, основатель The Illustrated London News, Herbert Ingram, погиб в 1860 году при крушении колесного парохода Lady Elgin на озере Мичиган. Тогда утонуло около 300 человек.
                      1. +2
                        6 сентября 2025 18:24
                        Даете автору повод продолжить колесно-пароходную эпопею?
                      2. -1
                        6 сентября 2025 18:30
                        Почему нет?
                        Кстати, увидел Вашу дискуссию по поводу "дискообразной подтоки".
                        Подтока располагается на пятке копья и служит или для упора в землю или как дополнительный поражающий элемент. Соответственно, если ее сделать в виде диска, то можно использовать, как шест.
                      3. +1
                        6 сентября 2025 18:37
                        Я иногда путаюсь в терминах, их много и зачастую они пересекаются, особенно взятые из разных языков и разными людьми интерпретируемые по-своему. Тут, с подачи Макса Юна начал изучать конский доспех... Надеюсь не свихнусь.
                      4. -2
                        6 сентября 2025 18:40
                        А как у Вас с верховой ездой обстоит дело?
                      5. +2
                        6 сентября 2025 18:45
                        Я помню нашу беседу, пару лет назад, но пока, увы, никак, я по прежнему боюсь лошадей. Но пробовать надо.
                      6. -2
                        6 сентября 2025 18:49
                        На предмет бардинга. Была где то у меня книга A Glossary of the Construction, Decoration and Use of Arms and Armor: in All Countrie Кэмерона. Это как бы библия в этом вопросе. Попробую найти.
                      7. +1
                        6 сентября 2025 18:58
                        Это как бы библия в этом вопросе. Попробую найти.
                        О, это было бы здорово!
                      8. -2
                        6 сентября 2025 19:13
                        Саму книгу пока не нашел, надо покопаться, но нашел ссылку на ресурс, где она представлена. Правда там можно ее скачать только постранично https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=mdp.39015010381641&seq=1
                      9. +1
                        6 сентября 2025 19:16
                        Правда там можно ее скачать только постранично
                        Уже "мясо"! Спасибо!
                      10. +1
                        6 сентября 2025 19:35
                        Почему нет?
                        Ну, на мой взгляд, так: автор, на моей памяти, уже раз третий-четвертый подступается к этой теме, но как-то все "поперек течения" комментаторской активности (не будем забывать про "кликбейт животворящий"). Не пора ли дать возможность потонуть "кораблю Тома Сойера"? Ведь "Жизнь на Миссисипи" автор все одно не напишет. Я уж не говорю про творчество Филиппа Фармера.
                      11. -2
                        6 сентября 2025 19:41
                        Не пора ли дать возможность потонуть "кораблю Тома Сойера".

                        Может и пора. Вопрос - что взамен?
                      12. +1
                        6 сентября 2025 19:57
                        Вопрос - что взамен?
                        От Шпаковского? Ну тут все зависит от того, что Вячеславу Олеговичу нужно. Если кликбейт, то это один путь, если интересные и умные комментаторы (собеседники) - другой.
                        Впрочем, Вы ведь не о Шпаковском?
                      13. -2
                        6 сентября 2025 20:08
                        Я в целом и в частности, если коротко.
                      14. +1
                        6 сентября 2025 20:18
                        Если в целом, то понятно куда движется раздел "история" на этом ресурсе (здесь нужен кадр завершающий х/ф "От заката до рассвета").
                        Если в частности, у меня есть идея расширить мои заметки на Фиалке до полноценных материалов.
                      15. -2
                        6 сентября 2025 20:30
                        раздел "история"

                        И все остальые вместе с ним.
                        расширить мои заметки на Фиалке до полноценных материалов.

                        Это было бы здорово!
                      16. +1
                        6 сентября 2025 20:44
                        Это было бы здорово!
                        Думаю, что это будет "взрыв мозга". Ошметками можно даже адептиссу средневекового гендерного неравенства, как Т.Б. Рябова слегка повредить.
                      17. -2
                        6 сентября 2025 20:56
                        Жду с нетерпением. Лишь бы Ваше вдохновение не сошло с дистанции.
  4. +2
    6 сентября 2025 08:38
    Заголовок,не соответствует содержанию,от слова совсем.
    1. +1
      6 сентября 2025 09:21
      Заголовок,не соответствует содержанию,от слова совсем.

      Да, заголовок "Блески и нищета либерализма" подошел бы гораздо больше.
      1. +4
        6 сентября 2025 09:25
        "Черный пиар в дореволюционной российской прессе".
        1. +3
          6 сентября 2025 09:53
          "Черный пиар в дореволюционной российской прессе".

          Что интересно, на самом деле никакого "черного пиара" в дореволюционной прессе не было. Автор дважды не справился с задачей. Во первых, он практически не осветил всю ту полемику, которая имела место в прессе того времени вокруг "поповок". Во вторых, даже тот скудный материал, который автор "нарыл", носит совершенно необъективный характер. Чтобы в этом убедиться, просто надо немного уделить внимания поиску информации. К примеру, почитать книгу "Поповка: сборник статей о круглых судах", тип. А.А. Краевскаго, 1875
          1. +4
            6 сентября 2025 11:19
            почитать книгу "Поповка: сборник статей о круглых судах", тип. А.А. Краевскаго, 1875

            Еще в 70-х,не большая статья была в Техника-Молодежи, о "поповках",основана была на материале вышеуказанной книги.
        2. +7
          6 сентября 2025 10:10
          "Черный пиар"

          Ну что ты, Антон! Какой "черный"? Классический "желтый". По крайней мере по отношению к данной авторской статье:
          - ...Понятие «желтый пиар» используется в основном в России и странах СНГ. Термин создан по аналогии с «желтой прессой» — это СМИ, которые привлекают читателей яркими скандальными заголовками, шокирующим контентом и сенсациями. Обычно они искажают или преувеличивают факты, публикуют непроверенную информацию. Суть желтого пиара — организовать событие на основе подтасовки чужих материалов, слухов и фото, чтобы запустить слухи, которые попадут в СМИ под ярким кричащим заголовком.
          ...-Основные задачи желтого PR
          Желтый пиар помогает брендам и персонам:
          привлечь внимание аудитории;
          получить большое количество публикаций и упоминаний в СМИ, блогах и социальных сетях...
          ...- "Клиповое сознание современного человека является благоприятной почвой для распространения пропаганды стандартов качества жизни, актуализирующих гедонистические мотивации, потому что при господстве фрагментарного (клипового) сознания человек, как правило, не в состоянии критически мыслить и определять собственную смысложизненную стратегию, в контексте которой осознаются действительные потребности, ценностные мотивации и жизненные цели"....
          цитаты из: Учебного пособия.Издательство: Инфра-Инженерия
          Авторы: Шпаковский Вячеслав Олегович, Розенберг Наталья Владимировна, Егорова Екатерина Сергеевна
          Год издания: 2018
          Кол-во страниц: 248
          Вид издания: Учебное пособие
          ISBN: 978-5-9729-0202-6
          Артикул: 695220.01.99
          1. +5
            6 сентября 2025 10:24
            Привет, Дима!
            Не знаю в тему твоего комментария или нет, но забавный случай произошел сегодня со мной рано утром. Зашел в Википедию глянуть, кто такая Аглая Тарасова. Ну там, биография, фильмография, личная жизнь, тыры-пыры и е-мое. И выплывает абзац о ее задержании! Прикинь, суток не прошло как ее в Домодедово повязали! Оперативно ребятки работают.
            1. +2
              6 сентября 2025 10:54
              Привет, Антон!
              Мое мнение - отпустят. Отделается как Бочкарева смешным штрафом и закрытием уголовного дела:
              Дело актрисы Натальи Бочкаревой завершилось довольно редким для России прекращением уголовного преследования — ей был назначен судебный штраф-всего 30 000 руб. Механизм, позволяющий «за то, что он хороший» не наказывать строго мелких преступников- "прекращение дела по основаниям, указанным в ст. 25.1, 446.3 УПК РФ и 76.2 УК РФ"., появился в УК и УПК не так давно, в 2016 году, и крайне неохотно применялся следствием. Однако в случае с Бочкаревой таким инструментом воспользовались.

              Вопрос почему суд избрал такую меру, вызывал много вопросов о соц. равенстве перед УК всех граждан РФ. Но факт есть факт. И эта так же отделается.
              1. +2
                6 сентября 2025 11:09
                Может быть. Но тут смотря какая шлея правосудию под хвост попадет. Захотят устроить показательную порку - закроют.
                А что до примера Бочкаревой, право-то у нас не прецедентное.
                1. +3
                  6 сентября 2025 12:30
                  А что до примера Бочкаревой, право-то у нас не прецедентное.

                  популярные актеры кино и телесериалов, попавшиеся с наркотиками за последнее время - Бочкарева, Бабушкина, Ткачук, теперь вот - Тарасова. Ну и кого из них, Антон, посадили?
                  Как иронию над правосудием можно рассматривать тот факт. что Евений Ткачук после инцидента с наркотиками получил почетнейшую кинематографическую премию РФ "Золотого орла" за роль Александра Меншикова в сериале «Государь» .
                  Какие тут еще прецеденты нужны?
                  1. +4
                    6 сентября 2025 12:40
                    Как иронию над правосудием можно рассматривать тот факт. что Евений Ткачук после инцидента с наркотиками получил почетнейшую кинематографическую премию РФ "Золотого орла" за роль Александра Меншикова в сериале «Государь» .
                    Ну что же в Березов его было ссылать? lol
                    1. +4
                      6 сентября 2025 12:48
                      зачетный каламбур! good Плюс однозначно!
                      ... однако про прецеденты ты так и не ответил. Предпочел отшутиться.
                      1. +3
                        6 сентября 2025 13:00
                        Да я вроде бы выше высказался. Захотят закрыть - закроют. У нас не Англия, где адвокат, аппелируя к предыдущим прецедентам, может добиться оправдательного приговора.
                        Опять же Ефремов вышел, значит надо подкинуть электорату следующий пример "равенства граждан перед законом. Ну хотя бы "условку".
            2. +3
              6 сентября 2025 11:15
              кто такая Аглая Тарасова.

              А кто такая Аглая Тарасова? Она, че в фильмах снимается? Повязали? Да и бог, с ней.Видимо за что то.. laughing
              1. +4
                6 сентября 2025 11:23
                Актриса. Снимается, два десятка ролей, в том числе и главных. Повязали вчера в Домодедово, "хранение и перевозка", 0,4 грамма гашишного масла в вэйпе.
                1. +3
                  6 сентября 2025 11:26
                  Актриса. Снимается

                  Видимо ,хорошо снимается,если актриса.Вы уж простите мою серость,упомянутая Ричем,Бочкарева,тоже актриса? А они случайно не поют? Дуэтом?. smile
                  1. +1
                    6 сентября 2025 11:33
                    А они случайно не поют? Дуэтом?.
                    Не в курсе.
                    1. +1
                      6 сентября 2025 12:09
                      Я то совсем не в курсе кто это,ща то все поют,даже Бузова,не слышал, правда, мне Моня напел.
                  2. +2
                    6 сентября 2025 11:59
                    Если бы их задержали в Таиланде- то точно пели бы дуэтом в тюремной самодеятельности smile Там за такое - пожизненное.
                    А у нас Тарасова, как и ранее Бочкарева, до суда под домашним арестом с браслетом на ноге
                    1. +1
                      6 сентября 2025 12:24
                      Если бы их задержали в Таиланде

                      Мы,что какой то кровавый Таиланд?Это не наш метод.Если барышня,самолетами летает, а не паровозами ездит,барышня,состоятельная,пожурят,да отпустят.К тому же снимается,съемщики помогут.
              2. Комментарий был удален.
                1. 0
                  6 сентября 2025 11:27
                  Извиняюсь спросить,а что это за метод провоза? Неужели..
                  1. +3
                    6 сентября 2025 11:48
                    Достаточно популярный нынче способ распространения "легких" наркотиков. Применяется для вэйпов с функцией заправки никотиносодержащими жидкостями. Известен правоохранителям, тщательно шмонающим пассажиров по этому поводу. О чьей осведомленности Тарасова, видимо, не знала и спалилась по глупости. Кстати, думаю именно по этому поводу Думе недавно поднимался вопрос о полном запрете вэйпов в России.
                    1. 0
                      6 сентября 2025 12:11
                      Какие страсти,вэйпы,жидкости,тип уже не колятся?
                      1. +3
                        6 сентября 2025 12:16
                        тип уже не колятся?
                        Да щазз! Конечно не как в девяностых, когда все парадные вокруг Некрасовского рынка были "баянами" засыпаны, аж хруст под ногами стоял, но регулярно вижу поюзанные "капилярники".
                      2. +1
                        6 сентября 2025 12:20
                        Но такого не может быть,ну лан в 90-е,но щас то,"мы никогда так хорошо не жили как сейчас"(с) yes
                      3. +2
                        6 сентября 2025 12:27
                        В девяностых выбор был не велик: "черное", "белое" и "зеленое". А нынче химическая наука на крыльях прогресса далеко шагнула вперед!
                      4. 0
                        6 сентября 2025 12:29
                        А нынче химическая наука на крыльях прогресса далеко шагнула вперед!

                        Поэтому мы хорошо живем, как никогда..
                    2. -1
                      6 сентября 2025 13:01
                      по этому поводу Думе недавно поднимался вопрос о полном запрете вэйпов в России

                      А может не ограничиваться полумерами, чтоб "два раза не ходить", а сразу , как царь Михаил Федорович в 1634 году, запретить курение вообще? Там и наказания были предусмотрены убедительные - секли плетью, вырывали ноздри, за продажу табака могли сослать в Сибирь или приговорить к смертной казни.
                      1. +2
                        6 сентября 2025 13:09
                        могли сослать в Сибирь
                        Просто депутаты пока не могут придумать, что делать с гражданами уже проживающими в Сибири. Чтобы не получилось как у Высоцкого: "и меня два здоровых охранника, повезли из Сибири в Си бирь"(с)
                      2. -2
                        6 сентября 2025 13:12
                        Просто депутаты пока не могут придумать, что делать с гражданами уже проживающими в Сибири.

                        Думаю, депутатов заботит нечто другое, ибо на сегодня проблемы "что делать с гражданами" нет.
                      3. +2
                        6 сентября 2025 13:22
                        Цитата: 3x3zsave
                        и меня два здоровых охранника, повезли из Сибири в Си бирь

                        Охранники были - красивые. Про здоровье их у Высоцкого ничего не сказано yes
                      4. +2
                        6 сентября 2025 13:31
                        Вероятно, в классическом исполнении, да. Однако, хочу заметить, что Владимир Семенович и сам порой нечетко помнил тексты своих песен, иногда заменяя одни слова на другие. Это заметно на записях с разных выступлений.
                      5. +3
                        6 сентября 2025 13:42
                        Цитата: 3x3zsave
                        Вероятно, в классическом исполнении

                        Нуууу, "Банька по-белому" - одна из многих песен Высоцкого, написанных в характерном "лагерном" стиле. "Красивый охранник" на этом сленге - такой же фразеологизм, как "чистые руки", "холодная голова" и "горячее сердце". И даже как "остаться с носом" laughing
                      6. +1
                        6 сентября 2025 13:50
                        Не буду спорить. Высоцкого в больших объемах слушал еще до армии. Как ни странно это органично сочеталось с "Алисой", "ДДТ", "Кино"...
                      7. +2
                        6 сентября 2025 13:59
                        Цитата: 3x3zsave
                        Высоцкого в больших объемах слушал еще до армии

                        А потом забыли... ИМХО зря, Высоцкий глыба, он велик и могуч. А уж как он в слова умел - так сейчас, пожалуй, никто уже не умеет:

                        А бог с тобой, с проклятою, с твоею верной клятвою,
                        О том, что будешь ждать меня ты долгие года,
                        А ну тебя, патлатую, тебя саму и мать твою,
                        Живи себе как хочешь - я уехал навсегда...
                      8. +1
                        6 сентября 2025 14:02
                        А уж как он в слова умел - так сейчас, пожалуй, никто уже не умеет:
                        Сейчас - не знаю, но считаю, что Башлачев умел не хуже.
                      9. +1
                        6 сентября 2025 14:06
                        Цитата: 3x3zsave
                        считаю, что Башлачев умел не хуже

                        Гм... как по мне, он все же попроще будет, сильно. Но, понятно - все фломастеры разные hi
                      10. 0
                        7 сентября 2025 07:44
                        Да, он и сам говорил, что не помнит всех своих песен, когда его просили что-то исполнить.
                  2. +4
                    6 сентября 2025 11:48
                    Доброго дня, Алексей!
                    что это за метод провоза? Неужели?!..

                    "Неужели" - это исключительно бочкаревский метод перевозки наркоты в собственных трусах laughing
                    Более "продвинутая" тусовщица Тарасова предпочла катридж электронной сигареты
                    1. 0
                      6 сентября 2025 12:18
                      катридж электронной сигареты
                      В трусах? Не оригинально..Помнится,один попытался,бутылку пластиковую,с "огненной водой" , в суд, пронести,в одном известном месте."Милого,узнали по походке"(с) И в живот, представляете,какой ужас,ногой,вышла,кнш.Заточки,под кожу,засовывали,много есть способов ,хороших и разных, а тут,даже не оригинально.Катридж,в трусах. laughing
  5. +8
    6 сентября 2025 09:26
    будущий Александр III, назвавший суда «погаными». А вроде бы должен был понимать...

    Все дело в том, что будущий Миротворец
    а) Не слишком разбирался в технике вообще и военно-морской в частности.
    б) Терпеть не мог своего либерального дядю Константина и адмирала Попова
    1. +1
      6 сентября 2025 22:31
      Цитата: Старший матрос
      Все дело в том, что будущий Миротворец
      а) Не слишком разбирался в технике вообще и военно-морской в частности.

      Однако в случае с "поповками" был прав. Корабли и впрямь запредельно поганые. Остается изумляться волюнтаризму и некомпетентности людей выкинувших на ветер огромные деньги и оставивших ЧФ без адекватных кораблей.
  6. BAI
    +2
    6 сентября 2025 09:28
    Какое отношение все перечисленные газеты и цитаты имеют к Поповкам?
    Первую статью о «поповках» опубликовала газета «Голос». Интересно, что в других газетах и специальных журналах в то время отмечалось, что качество публикаций в этой газете ниже всякой критики, поскольку пишут их совершенно случайные люди. И понятно, что вот «поповкам» от «Голоса» тут же досталось не только за их большую стоимость, но также и за то, что у них нет тарана, пушек всего две, а скорость «как у черепахи». Нашлись, естественно, и другие недостатки, подчас откровенно придуманные (!) авторами этих статей.

    1 абзац из "Голоса", из статьи, написанной неизвестно когда.
    Все остальное - не по теме.
    Статья ради увеличения количества публикаций
  7. +1
    6 сентября 2025 10:37
    Ну, а поскольку газет той эпохи и тех лет 99,9% читателей ВО не читали, думаю, им будет интересно получить информацию об этом событии непосредственно из старых и пожелтевших газетных листков.

    но мы ее, увы, так и не получили..

    А прессу тех времен , действительно, очень интересно читать-разнообразные мнения, мысли, предложения (есть несколько дорев. журналов): вывод: Россия, действительно, -свободная страна

    Невозможно читать одномысленную однообразную прессу 1930-х-непонятно зачем было содержать множество изданий, если все пишут одно и то же? Одной т.н. "Правды было бы достаточно

    Да и позже-кто, в здравом уме, читал первую и вторую страницы Правды,Известий и пр?

    Максимум-3я сттраница о международном положении и на последней странийе узкая колонка справа с интересными фактами мелким шрифтом в Известиях
    1. ANB
      +2
      6 сентября 2025 16:15
      Я все газеты читал с последней страницы.
      В Советской России там обычно фельетон был.
  8. -1
    6 сентября 2025 11:16
    Автор в общем то прав. Основная проблема нашего "либерального сообщества", которое Сталин проредил в 30-е годы, это то что они не могут вовремя остановится в своих нападках на государство.
    Если посмотреть "как там у них", то при всей критике правительства есть внутренне ограничения, когда здоровая критика превращается в подрыв основ. У нас же такой культуры нет, и при нормальном государстве ее или приходится внедрять силой, или... революция, господа!
    Поповки это еще ладно, вспомните про "дело Засулич". Напоминаю: дама по фамилии Засулич стрелял в губернатора Трепова за то что ее любовника наказали. Он сидел за революционную деятельность, при посещении тюрьмы губернатором Треповым отказался встать и снять шапку, за что и был наказан. При содействии адвоката Кони Засулич была оправдана за теракт под рукоплескание российской общественности.
  9. +1
    6 сентября 2025 21:19
    просто запретить газетам писать о «поповках» всякую чушь.
    Это самое тупое, что можно было бы сделать. Запрещают, скрывают - значит правда.
  10. 0
    7 сентября 2025 07:41
    Так это видно прекрасно сейчас. На Западе формируют реальность заново. Просто топят во вранье и прошлое и настоящее. Чтобы в будущем осталась только куча сегодняшнего вранья. Мы ссылаемся непонятно на какие мнения из прошлого. И документы не дают правильного поедставления. Тоже пишуться не для истории.