1500. Крестьяне против ландскнехтов. Борьба за крестьянскую республику Дитмаршен

5 061 90
1500. Крестьяне против ландскнехтов. Борьба за крестьянскую республику Дитмаршен
Цветная гравюра на дереве, изображающая сражение при Хеммингштедте. Она хорошо отражает ожесточенность боя и разнообразие применяемого вооружения


Перевод статьи «Landsknechte versus Landwirte. Kampf um die norddeutsche Bauernrepublick», опубликованной в немецком военно- историческом журнале «Clausewiz» Nr. 5-2025
Автор: Hagen Seehase
Перевод: Slug_BDMP




17 февраля 1500 года. На заболоченной равнине северной Германии сошлись испытанное в боях войско ландскнехтов и крестьянское ополчение. Казалось бы, быстрая и легкая победа «профессионалов» гарантирована. Однако то, что произошло, повергло в шок всех, а особенно ландскнехтов.

Регион Дитмаршен на севере Германии, на голштинском побережье Северного моря, издавна был пристанищем саксов. В Средние века он стал сельскохозяйственным центром благодаря плодородным почвам маршей.

Примечание переводчика:

Марши  (от нем. Marsch, Marschland) — категория водно-болотных угодий, периодически затопляемая водами близлежащего водоёма[1], характеризующаяся травянистой галофитной растительностью. В русском языке под этим термином обычно подразумевают низменные полосы морского берега, подверженные воздействию высоких приливов или нагонов морской воды.

Маршевые почвы — почвы маршей — участков суши, периодически подвергающихся воздействию морских вод.


Ведущей хозяйственной силой региона были зажиточные крестьяне.

Официально Дитмаршен являлся ленным владением бременского архиепископа. Однако на самом деле это была своеобразная самоуправляемая республика, во главе которой стоял совет из 48 судей, пожизненно избиравшихся из числа самих же крестьян. Единственным достойным упоминания поселением городского типа в Дитмаршене был Мельдорф.

Богатство Дитмаршена, естественно, вызывало зависть. Дважды, в 1319 и 1403/04 годах, голштинские князья предпринимали попытки завоевать его, но обе были успешно отбиты дитмаршенцами.

Примерно в 1471 году император Фридрих III даровал Дитмаршен датскому королю Христиану I (одновременно являвшемуся герцогом Голштинии), но в 1477 был вынужден отменить свое решение под давлением Римского Папы, который подтвердил власть архиепископа Бремена над областью.

В 1481 году Фридрих, сын и наследник Христиана, становится герцогом Голштинии, а его старший брат — королем Дании, Норвегии и Швеции Иоганом I, или, как называли его подданные, король Ханс.


Король Иоганн I — владыка огромной империи, включавшей в себя Данию, Швецию, Норвегию и часть Северной Германии

В этот период всё его внимание поглощает Швеция, где власть датского короля зашаталась под воздействием национально-освободительного движения под предводительством рыцаря Стэна Стуре.

Это играет на руку крестьянской республике, которая в это время строит альянсы с ганзейскими городами, которые также с настороженностью относятся к амбициозному датскому королю.

В 1499 году королю Хансу удалось успешно разобраться со Швецией, и он обратил внимание на Дитмаршен. На государственном совете в Рендсбурге он потребовал не только восстановления власти своего брата над областью, но и выплаты 15000 марок в год и постройки трех крепостей в ключевых местах Дитмаршена. Это вызвало негодование местных жителей, и всем стало ясно: войны не миновать.

Соотношение сил, казалось, не вызывало сомнений: архиепископ Бремена и ганзейские города отказали крестьянам в помощи, а датский король призвал не только рыцарство Дании и Голштинии, но и союзный контингент из Ольденбурга. 2000 тяжеловооруженных всадников (не все они, разумеется, были рыцарями, к этому числу относятся и оруженосцы) составляли даже не самый большой контингент. Ополчение Голштинии составило 5000 человек. В распоряжении Иогана имеется и внушительный артиллерийский парк из двух дюжин полевых орудий, но они скорее сковывают войско.

Но главная ударная сила королевского войска — четырехтысячная «Черная гвардия» под предводительством юнкера Томаса Сленца. Происхождение этого человека неясно. Имеются сведения, что он был родом из Кёльна, хотя его фамилия характерна, скорее, для восточной Германии. А вот о войске Сленца известно больше — это ландскнехты.

Одно из первых упоминаний этого термина относится к 1471 году. В хронике пфальцского города Ландсхайма упоминается, что его, среди прочих, обороняли «20 пехотинцев из этой местности» (20 Fussknechte diesselbe Land). Этим подчеркивалось, что это именно немецкие наёмники, в отличие от таковых иностранцев. Однако эти воины еще мало похожи на тех стереотипных ландскнехтов в разрезных пестрых одеждах. Они станут такими лишь через 20–30 лет.

«Черная гвардия»


Это войско зародилось во время войны за бургундское наследство. Тогда, в 1479 году, будущему императору Максимилиану удалось благодаря ему решить в свою пользу сражение при Генегате. Ландскнехты сначала смогли удержать свою позицию, а затем перейти в наступление и оставить за собой поле боя. Максимилиан сам сражался пешим в рядах ландскнехтов с пикой в руках. Хотя войско и распалось впоследствии, Максимилиан загорелся идеей создания национальной пехоты, сражающейся на швейцарский манер.

Когда в 1486 году Максимилиан был коронован как король Рима, он набрал два таких формирования — одно трёх- и одно четырёхтысячное, вооружённые длинными пиками и обученные швейцарскими инструкторами. Воины происходили преимущественно из Швабии, Эльзаса, Тироля и Рейнской области. В 1488 году штатгальтер Фрисландии Альбрехт Саксонский использует формирование ландскнехтов — «чёрную гвардию» — для подавления восстания фризов. Вскоре к ним присоединяется ещё одно формирование численностью в 2000 бойцов, и за ними закрепляется название «Magna Guardia». Вскоре после этого их предводитель, франконский авантюрист Вильвольт фон Шаумберг, приобрел для своих ландскнехтов чёрное сукно для пошива одежды, своего рода униформы. С тех пор и закрепилось за ними название «Чёрная гвардия».

В конце 1499 эта гвардия под предводительством выборного командира Нейдхарта Фукса сражалась на стороне Магнуса Саксен-Лауенбургского против архиепископства Бремена, зарекомендовав себя как настоящее стихийное бедствие. Но в 1500 году у Магнуса заканчиваются деньги, и ландскнехтов нанимает датский король.

К этому времени в рядах «Черной гвардии», по имеющимся сведениям, насчитывалось 3983 человека, разделенных на 16 рот. Ротами командовали капитаны, а главным над всеми был юнкер Томас Сленц. К этому времени в рядах ландскнехтов были не только представители Южной Германии, но и нидерландцы, фризы, шотландцы, ломбардцы и фламандцы.

Вооружение ландскнехтов состояло из обычных в то время длинных пик, алебард и двуручных мечей. Были среди них и стрелки. Капитаны передвигались верхом. До этого «Черная гвардия» неизменно побеждала противников, основной силой которых были крестьянские ополчения. Поэтому считалось, что вооруженные крестьяне Дитмаршена не станут для них проблемой.

Крестьянское ополчение


Крестьянская республика могла выставить около 6000 боеспособных мужчин. И они действительно были боеспособны! Это были свободные крестьяне, привыкшие защищать свою собственность с оружием в руках. Ещё в 1415 году они вели ожесточённую междоусобную войну с северными соседями — фризами. Они не боялись вступать в конфликты из-за выброшенного на берег имущества («береговое право») даже с самим ганзейским Гамбургом. Многие дитмаршенцы служили наёмниками в войсках Ганзы и имели, таким образом, военный опыт. А их доходы позволяли приобретать качественное оружие и доспехи. Каждый мужчина Дитмаршена, достигший 15 лет и до старости, был военнообязанным, должен был содержать в порядке своё снаряжение. Это строго проверялось на регулярных военных смотрах. Главнокомандующий и командиры подразделений выбирались из числа самых уважаемых членов общин. Республика обладала и артиллерией — от 40 до 50 орудий.

Оружие и снаряжение ополченцев идеально подходило для боя на заболоченных маршах. Их копья были не столь длинны, как у ландскнехтов, но крестьяне мастерски умели управляться с ними, в том числе и благодаря тому, что эти копья служили им в качестве шестов для перепрыгивания ирригационных каналов. Для этого копья имели дискообразные подтоки — чтобы не зарывались в грязь.

Справка. Пика — главное оружие ландскнехтов.


Главным оружием ландскнехтов было длинное копье Langspieß, позже названное пикой. (Прим. переводчика: так же это оружие называлось и в русской армии, в полках нового (иноземного) строя — долгая спица.)

Впервые лангшпис упоминается в контексте Аппенцелльских войн (1401–1429).

Возможно, швейцарцы переняли его у итальянцев. Известны длинные копья, изготавливавшиеся в Турине в 1330 году. В Базеле имеется скульптура, изображающая воина с таким копьем, датируемая 1370 годом. Из Швейцарии данное оружие распространилось и в германских землях.

Длина лангшписа, или пики, составляла 5-6 метров. Венчал его 16-18-сантиметровый наконечник. Длина пики должна была превосходить таковую рыцарских копий. Лишь это могло защитить пехоту от конницы. Несмотря на такие внушительные размеры, оружие не было столь уж тяжелым — масса пики с ясеневым древком составляла «всего» 3,5 кг. Это позволяло нести её в длинных пеших походах, хотя и не на плече, как представляется ныне. Колеблющиеся длинные пики могли сцепиться с соседними или даже попасть в лицо товарища. В походе пику волочили по земле, ухватив за древко под наконечником. Император Максимилиан составил предписание по использованию пики для своих ландскнехтов. При этом нельзя забывать, что пикинеры были эффективны лишь в больших, плотных построениях. Одиночный боец с таким оружием был бессилен. В ближнем бою пика также была бесполезна. Однако баталия пикинеров была практически неуязвима для тяжелой конницы.


Война в маршах


Природные условия Дитмаршена значительно отличаются от соседних Голштинии и Дании. Почва маршей обеспечивает хорошие урожаи, но это требует сложных мелиоративных мероприятий. Для отведения вод строится система каналов. В противном случае местность превращается в болото. Каналы эти в темноте, в тумане или в снегопад трудно заметить. Человек, не знакомый с местностью, обречен там заблудиться. Для войска, повозок, орудий местность труднопроходима, и поэтому они привязаны к немногочисленным дорогам, которые нетрудно перекрыть, а обойти заграждения очень сложно. Выстроить там в боевой порядок для сражения большие силы пехоты, а тем более конницы практически невозможно.

Еще одной проблемой для датского короля являлись сами ландскнехты. Если феодальные ополчения для сеньора бесплатны (хотя время их пребывания на службе ограниченно, как и география боевого применения), то содержание целого войска наёмников стоит целого состояния. Всё это подталкивало короля решить дело как можно быстрее.

Военная кампания изначально планировалась на май, но по вышеуказанным причинам началась уже в феврале. 11 февраля 1500 года войско Иоганна I пересекло границу Дитмаршена. Противник не пытается встречать захватчиков прямо на границе, а отходит в марши и удерживает лишь ключевые точки региона. Власти республики пытались эвакуировать гражданское население на остров Бюзум, однако полностью сделать это не удалось.

Уже на следующий день датское войско без боя занимает Виндберген, а день спустя и Мельдорф. Они устанавливают королевское знамя — Данеброг — на церковной колокольне и начинают грабить городок и даже церковь. Если верить источникам противоположной стороны, захватчики проявляли звериную жестокость и убивали всех подряд, чтобы сломить боевой дух защитников и вынудить их сдаться. Однако достигли ровно противоположного — озлобления и жажды мести.

17 февраля. «Wahr de Garr, de Bur de kumt!»



Выражение, вынесенное в заголовок раздела, в переводе со старонемецкого диалекта означает следующее: «Берегись, ландскнехт, крестьянин идёт!». «Garr» — «Чёрная гвардия». Считается, что таков был боевой клич дитмаршенцев в сражении.

В Мельдорфе королевское войско простояло до 17 февраля, когда Иоганн отдает приказ к выступлению. В это время стояла оттепель. Дороги стали труднопроходимыми для обоза и артиллерии. Командир «Черной гвардии» Сленц пытается убедить короля выждать, но Иоганн, у которого королевской спеси было больше, чем здравого смысла, остается неумолим. Многокилометровой кишкой войско вытянулось из Мельдорфа на север, в направлении к Хайде, и к тому моменту, когда авангард натолкнулся на противника, хвост колонны ещё не сдвинулся с места.


Карта боевых действий и сражения при Хеммингштедте 1500 года. Красным цветом обозначены датские войска, а синим — силы крестьянской республики

Когда датское войско начало движение, ополченцы открыли заслонки дамб, находившихся примерно в трёх километрах. Это, а также дождь, который непрерывно лил весь предыдущий день, превратило дороги в топкие тропы, а всю местность за их пределами — в болото. Водоотводные каналы заполнились доверху и были непроходимы без мостков.

Ночью, несколько южнее населенного пункта Хеммингштедт, защитники Дитмаршена насыпали шанцы — земляное укрепление. Здесь собралась основная часть ополчения — около 3000 бойцов под командованием Вульфа Изебрандта (Wulf Isebrandt).

«Черная гвардия», идущая в авангарде королевского войска, попыталась взять шанец с ходу, но их атака захлебнулась. Они были совершенно лишены манёвра: местность по сторонам от дороги была непроходима, а сзади подпирало подходившее голштинское ополчение. Небольшие группы дитмаршенжских ополченцев атаковали с флангов растянувшуюся колонну, нанося войску чувствительные потери.

Король и герцог Голштинии находились в рядах конницы, и поэтому их приказы с задержкой достигали вступившего в бой авангарда. В скором времени уже всё датское войско подвергалось фланговым ударам. Ополченцы установили на флангах своего укрепления два небольших орудия. Им, находящимся на укрепленной позиции, было проще держать порох сухим, в отличие от аркебузиров ландскнехтов. Поэтому и потери атакующих были значительно выше.

В ответ на артиллерийский обстрел атакующие предприняли новую попытку штурма шанца, но она также закончилась неудачей и значительными потерями. Особенно трагичной стала гибель командиров: в ходе штурма погибли не только несколько капитанов, но и королевские наместники Кюммердик и Эрихс. Настоящей катастрофой стало убийство Томаса Сленца. Командир, верхом на коне, вдохновлял своих бойцов на штурм, поднимая их боевой дух. Один из ополченцев, Длинный Реймер из Виммерштедта (вероятно, вымышленный персонаж), сбил Сленца с коня алебардой. Несмотря на то что Реймеру не удалось сразу пробить доспехи предводителя наёмников, он добил его, нанося удары алебардой, когда тот лежал на земле.

Нужно заметить, что Сленц был единственным из противников, кого дитмаршенцы с уважением упоминали в своих народных песнях — как храброго, хоть и невезучего воина.


Финал


Отбив третий штурм, ополченцы сами перешли в контратаку, которая обратила «гвардию» в бегство. А для этого было лишь одно направление — назад, смешивая ряды остального войска. Воодушевленные успехом ополченцы продолжили атаку и, добравшись до голштинского ополчения, начали истреблять его. Кто не успел убежать, погибал под ударами крестьян или тонул в болоте. Конница поначалу пыталась удержать бегущих пехотинцев, но те стали теснить всадников, и только после этого рыцари решили сами вступить в бой. Но ополченцы, нанося удары в первую очередь по лошадям, вытеснили их с дороги, а потом уже добили застрявших в грязи всадников.

Всё сражение продолжалось около трех часов.

Королю и его брату-герцогу удалось спастись, а вот оба графа Ольденбургских, большинство офицеров гвардии, королевский знаменосец Ханс фон Алефельд и многие знатные рыцари, такие как Рантцау, Равентлов, Погвич, нашли свою смерть на заболоченной равнине. Дитмаршенцы безжалостно убивали всех, до кого могли дотянуться. Их даже не прельщал возможный выкуп за знатных пленных. Только месть!

Потери датско-голштинской стороны были чудовищны. Разные источники оценивают их от 4000 до 7000 человек, среди которых было 360 дворян. Потери ополченцев составили 60 крестьян и 8 солдат-наёмников. Хотя выглядит это маловероятно.

Но и без выкупа добыча крестьян была огромна. Захвачены были обоз и орудия. Да и оставшиеся на поле брани убитые тоже не остались без внимания крестьян. Большое символическое значение имел захват королевского знамени — Даннеброга.

Согласно легенде, крестьяне похоронили лишь простых воинов, а аристократов оставили валяться в грязи.

Главными составляющими победы ополченцев были их отвага, хорошее знание местности и погодные условия.

После этого поражения датскому королю пришлось заключить довольно унизительный договор с Любеком и Гамбургом, но это была ещё не самая большая проблема. Воспользовавшись ослаблением власти Иоганна, от него в 1501 году откололась Швеция.

1499-1500 годы вообще были неудачными для ландскнехтов. В «Швейцарской войне» они также потерпели ряд поражений. Но через пару лет начался их быстрый подъем как решающей военной силы. Тогда же сложился и стереотипный внешний образ ландскнехта.

Крестьянская республика Дитмаршен просуществовала ещё более полувека. Лишь в 1559 году она была завоевана Данией.


Памятник, установленный в 1900 году, напоминает о сенсационной победе крестьян, обеспечившей независимость их республике

До сих пор сражение при Хеммингштедте запечатлено в коллективном сознании жителей Дитмаршена. К 400-летнему юбилею этого события там был установлен памятник по проекту кильского архитектора Вильгельма Фойгта. В центре композиции располагается тяжелый валун на четырёх массивных каменных колоннах. На нём высечен легендарный боевой клич крестьян: «Wahr de Garr, de Bur de kummt». Памятник стоит на небольшом холме, с которого открывается хороший вид на окружающий пейзаж. Этот регион до сих пор является преимущественно аграрным, и нынешние крестьяне чтут память своих героических предков.
90 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    Вчера, 04:20
    Спасибо за перевод статьи,тема необычайно интересная! О данной битве читал только мельком, подробностей признаюсь не знал.
    Теперь к статье. Переноска пик ландскнехтами и швейцарцам остается дискуссионной. К примеру в случае волочения последних в колонн при поворотах неизбежно, что идущие позади шеренги будут спотыкаться. Интервалы между шеренгами в 5 метров - вызывают сомнение.
    1. +1
      Вчера, 04:34
      Цитата: Коте пане Коханка
      Интервалы между шеренгами в 5 метров - вызывают сомнение.

      2 метра вперёд, из подмышки, 3 метра сзади волоком, уже интервал в три метра. Опять же с некоторым смещением шеренг вбок, вот и ещё меньшая дистанция.
      1. 0
        Вчера, 07:48
        Ну попробуйте сами потаскать жердь весом в 3.5 кг подмышкой волоком. Сумеете пройти так маршем хотя бы 3-4 км? А потом еще и махач какой устроить этой жердью? Или ручки все же заболят?
        1. +1
          Вчера, 08:10
          Цитата: Illanatol
          Ну попробуйте сами потаскать жердь весом в 3.5 кг подмышкой волоком. Сумеете пройти так маршем хотя бы 3-4 км?

          Вот вы то похоже даже доски не таскали на даче или ещё где. Потому что подмышкой, это подразумевает ещё и на сгибе локтя, а не как градусник, раз, а два, часть то веса, и значительная часть приходится на волочащийся конец...
          1. 0
            Вчера, 09:06
            Доски я таскал и не раз и как раз на плече, а не тащил их волоком.
            1. -4
              Вчера, 09:09
              Цитата: Illanatol
              Доски я таскал и не раз и как раз на плече, а не тащил их волоком.

              И сколько же километров?
              1. -1
                Вчера, 09:19
                А сколько километров таскали вы волоком доски? И по пересеченной местности? В средние века с автобанами было туго, однако.
                И что же в более поздние времена ружья с багинетами волоком не таскали?
                Носили таки на плече. Хотя такое ружье со штыком весило поболе, чем 3.5 кг.
                1. -3
                  Вчера, 09:55
                  Цитата: Illanatol
                  И что же в более поздние времена ружья с багинетами волоком не таскали?

                  Потому что, внезапно, ружьё не 5 метров длиной.

                  Цитата: Illanatol
                  А сколько километров таскали вы волоком доски?

                  Если длинные и тяжёлые и много, то несколько метров и волоком и по много раз, а то ведь дюймовка 2 метра и даже пятёрка 4 метра не говоря о 6 метрах очень сильно отличаются.
                  А вот вы не ответили, какие доски и какой длиной и как далеко ВЫ таскали браво на плече? Ах да, а перед и за вами сколько человек в строю тащили такие же доски? Браво и на плече...
                  1. -2
                    Вчера, 13:29
                    А значение вдруг имеет не длина, а масса, вес. Нести на плече вес 3.5 кг - вполне по силам.
                    И дались вам эти доски... Доску, точнее палку весом 3.5 кг я на плече смогу и 20 км спокойно пронести, если местность позволяет (в лесу это действительно будет затруднительно). И еще: значение имеет не только удобство переноски, но и удобство и быстрота приведения оружия в боевое положение.
                    Вот вы идете в составе отряда таких же, тащите пику за собой волоком, наконечником вперед. Внезапно сзади покажется отряд конницы противника. Насколько быстро и удобно вы приведете пику в боевое положение? Если нести на плече, наконечником вверх, то проблем не будет. Взялся как надо двумя руками, развернулся и наклонил наконечником в нужную сторону. А попробуйте это сделать с дрыном, который большей частью за вашей спиной. И рядом другие бедолаги, идущие в колонне, будут в это же время свои жерди разворачивать, чтобы направить на противника. Не очень все удобно и быстро получится.
                    Если нести оружие на плече под углом острием вверх, никому мешать не будешь и никто тебе мешать не будет. И безопасно, никого острием не ткнешь.
                    1. -1
                      Сегодня, 04:10
                      Цитата: Illanatol
                      А значение вдруг имеет не длина, а масса, вес. Нести на плече вес 3.5 кг - вполне по силам.

                      Смешно насчёт того, что длина при переноске не имеет значения. Есть такая штука, как инерция и момент масс. И вот даже при просто ходьбе длинная доска на плече вас умучает, хоть горизонтально её нести, хоть , особенно, близко к вертикали.
                      И ещё, вы замучаетесь с плеча на плечо это перебрасывать, потому что рука вверх для удерживания на плече груза - это заметный труд раз. И 3,5 кг просто пережимают мышцы над ключицей, не сразу но уверенно.

                      Цитата: Illanatol
                      А попробуйте это сделать с дрыном, который большей частью за вашей спиной.
                      Вот потому то я и сомневался, что вы в принципе дело с досками имели. Ибо из под мышки вытянуть вперёд и вверх перебирая двумя руками лёгкую досочку/дрын проще простого... Попробуйте.

                      Цитата: Illanatol
                      Если нести оружие на плече под углом острием вверх, никому мешать не будешь и никто тебе мешать не будет.
                      Только это не долго. А под мышкой острие конечно несколько опасно смотрит вверх, но это может компенсироваться чехлом, и точно компенсируется хвостом сзади, вынуждающим держать дистанцию.
      2. +5
        Вчера, 07:51
        2 метра вперёд, из подмышки, 3 метра сзади волоком, уже интервал в три метра.

        В статье утверждается иное,
        . В походе пику волочили по земле, ухватив за древко под наконечником.

        Думаю более реально другое, длинные пики носили по двое на плече, повесив свой скарб посередине. Аналогично поступали гоплиты македонских фаланг в походах.
        1. 0
          Вчера, 08:07
          Цитата: Коте пане Коханка
          В статье утверждается иное,

          Ну утверждается, и тут же оспаривается, в том числе и Вами.

          Цитата: Коте пане Коханка
          Аналогично поступали гоплиты македонских фаланг в походах.

          Может и так, только так дистанцию не особо сократить, и острия и противоположные концы копий уж точно будут представлять опасность для соседей.
          1. -1
            Вчера, 09:22
            Единственный способ исключить травмирование соседей наконечником - направить наконечники вверх (под удобным углом). Если тащить волоком, то при резкой остановке идущего впереди, последний и может напороться на наконечник..
          2. Уважаемый Владимир, ни коем случае. Мы с вами не знаем истину и поэтому дискутируем по теме вопроса.

            … и острия и противоположные концы копий уж точно будут представлять опасность для соседей.

            Причем с обоих сторон, Пики баталий швейцарцев и банд ландскнехтов имели вток.
            Тут надо немного поворошить структуру банд (рот) черных гвардейцев. Изначально число пикинёров в их рядах было около половины, четверть - была вооружена алебардами и секирами, оставшаяся четверть состояла из арбалетчиков, аркебузеров, меченосцев на двойном жаловании и пушкарей. Позже количество пикинёров снижалось, число аркебузеров напротив росло.
            Под конец своей истории пики имела только первая шеренга баталии вместо двух или даже трех ранее.
            По сути, это находит свое отражение в испанских терциях, которые создавались по образу и подобию банд.. таким образом пикинеров как таковых было не особо много, что позволяло сформировать колонну.
            В 30-и летней войне последние уже использовали рогатки, которые возили в обозе. Возможно, аналогично до этого в телегах возили и пики. Всяко лучше чем волочить или носить.
            1. +1
              Вчера, 10:36
              Честно говоря, вникать в исторические подробности - не моё, тут я могу полагаться только на Ваши знания. Но. Чисто механически, долго перемещать одному человеку длиннющий дрын, сподручнее именно волоком. И обоз, это хорошо, но пики в обозе, при угрозе внезапной кавалерийской атаки, а кавалерийская засада это классика, эти пики, считай что и нет их...
            2. -2
              Вчера, 13:37
              Цитата: Коте пане Коханка
              Причем с обоих сторон, Пики баталий швейцарцев и банд ландскнехтов имели вток.


              А этот вток, кстати, мог выполнять и функцию противовеса, чтобы длинный конец копья с наконечником не сильно перевешивал, если его нести на плече.
        2. -3
          Вчера, 13:34
          Могу дать гоплитам несколько запоздалый совет. lol
          Чтобы обеспечить безопасность такой переноски, нужно две сариссы уложить рядом валетиком и вблизи краев (чтобы быстро перерезать веревки в случае экстренной необходимости) связать между собой. Тогда наконечники не будут выступать, они будут на одном уровне с тупым концом второго копья. Вероятность травмы резко уменьшится.
    2. 0
      Вчера, 08:47
      Проще всего пику нести на плече . Чтоб её волокли ? В колонне это бред и у вот тут-то точно травмы ног не избежать бы . Если же опасаться сцепления пик или травм , то пику проще держать в районе наконечника и комлем вверх . И цепляться нечему и заснув на марше никого всерьез не ранишь .
      1. -2
        Вчера, 09:26
        Учитывая заявленную длину - очень неудобно. Держишь на уровне пояса, чуть выше наконечника. Какой длины тупой конец пики будет свешиваться через плечо? Опять же наконечник внизу, под углом, может задеть идущего впереди. Если опустить наконечник ниже, он может коснуться земли на неровной поверхности, что самому пикинеру может доставить проблемы.
      2. +2
        Вчера, 10:34
        Привет Виктор.
        У пики на обратном конце был вток.
        В остальном соглашусь, захочешь жить - не так раскорячишься.
        1. +1
          Вчера, 10:50
          Привет . Заострённый штырек на комле невелик , неостер , цепляться за соседские не может . Да и был не всегда или заменялся просто заострением древка . . А вообще я думаю на переходах пики больше в телегах возили , а если и носили на плече , то вряд-ли кто-то сильно за травматизм переживал - это проблема бойца была .
          1. -4
            Вчера, 13:40
            На длинных переходах, на марше - конечно возили, как, впрочем, и другое оружие. Но когда приближались к месту рандеву с противником, все же оружие несли сами. Противник внезапной атакой может и не позволить забрать оружие с телег.
    3. 0
      Вчера, 09:47
      Переноска пик ландскнехтами и швейцарцам остается дискуссионной. К примеру в случае волочения последних в колонн при поворотах неизбежно, что идущие позади шеренги будут спотыкаться. Интервалы между шеренгами в 5 метров - вызывают сомнение.

      В походе пику носили как удобно. В боевой формации пики держали строго вертикально. Перед самым столкновением пику опускали. Никаких противоречий.
      1. +1
        Вчера, 10:38
        Привет Денис!
        В боевой формации пики держали строго вертикально.

        Даже были таки научные изыскания средневековых военачальников считающих, что ядро из пушки попав в лес пик теряло свою убойную силу и падало на землю.
        1. +1
          Вчера, 13:28
          Добрый день,

          Проо ядро не встречал и думаю перебор. В современной историографии была точка зрения, что лес пик может быть эффективным против стрел
  2. +4
    Вчера, 06:51
    Интересно рассмотреть регион Дитмаршен в нацистскую эпоху, когда там после установки дамбы и осушения части земли, был реализован мелиоративный проект под названием Adolf-Hitler-Koog, направленный на создание новых крестьянских поселений с характерными для Германии фермерскими фризскими домами с черепичными крышами. Причем при распределении земли, жителями этого нового, отвоеванного у моря клочка земли, должны были стать коренные жители Дитмаршена, непременно состоящие в нацистской партии. Совершенно понятно, что это был пропагандистско-показательный проект национал-социалистской партии, обусловленных скорее идеологией, чем реальными потребностями сельского хозяйства. Автору спасибо...
  3. +4
    Вчера, 07:29
    Автору моё почтение! Очень интересно!
    ++++++++++++++++++
  4. +4
    Вчера, 07:32
    А здесь как-то можно статье + (плюс) поставить, кто-нибудь знает?
    Просто иногда очень интересные вещи пишут, а как автора поблагодарить за писательский труд?
    1. +7
      Вчера, 08:46
      Звездочка в конце статьи
      1. +1
        Вчера, 09:26
        Благодарствую!
        Сколько лет на ВО, а про звездочку сегодня узнал.
    2. 0
      Вчера, 09:13
      Цитата: Оби Ван Кеноби
      А здесь как-то можно статье + (плюс) поставить, кто-нибудь знает?
      Просто иногда очень интересные вещи пишут, а как автора поблагодарить за писательский труд?

      Под статьей звездочка есть.
    3. 0
      Вчера, 14:56
      Цитата: Оби Ван Кеноби
      как автора поблагодарить за писательский труд?

      внизу статьи красная звёздочка, обозначенная "важно", но похоже, что её используют именно в таких целях wink
  5. +5
    Вчера, 07:43
    Цитата: Оби Ван Кеноби
    Автору моё почтение! Очень интересно!
    Никогда о такой республике не слышал. Присоединяюсь!
  6. -2
    Вчера, 07:45
    Это позволяло нести её в длинных пеших походах, хотя и не на плече, как представляется ныне. Колеблющиеся длинные пики могли сцепиться с соседними или даже попасть в лицо товарища. В походе пику волочили по земле, ухватив за древко под наконечником.


    Неплохо бы привести доказательство для подобного. Ну, картину, гравюру той поры. С чего ради, пики должны были сцеплятся, если нести на плече? Ведь на плече копье/пику стоит нести не горизонтально, а под углом градусов в 60, наконечником вверх. Это наиболее удобно, так и винтовки со штыками носили. А тащить эту жердь по земле - устанешь, особенно если еще дорога не ровная.

    И да, чтобы превосходить длину рыцарских копий, не нужно иметь 5-6 метров, можно и короче. При обороне пеший воин мог упереть тупой конец в землю, что делало его позицию более твердой. И ему необязательно было держать пику за середину, можно ближе к тупому концу. Рыцарь держал копье на весу и примерно за середину как раз. Причем уязвимым местом боевой системы "рыцарь-конь" была как раз морда и грудь лошади. Да, их старались прикрывать броней, но наксколько была эффективна броня - вопрос.

    Кстати, те кто шли сзади, не могли случайно наступить на тупой конец, что по земле волочился? Соблюдать строго интервал не всегда возможно даже для тех, кто строевой обучен хорошо. В обученность ополченцев верится слабо.
    1. +3
      Вчера, 08:06
      Рыцарь держал копье на весу и примерно за середину как раз.
      Рыцарское копье, длинной около 3-3,5 метров, удерживалось в последней трети этой самой длинны. Иначе теряется смысл куширования и таранного удара.
      1. -2
        Вчера, 09:15
        Пусть даже так. Значит вперед выступает (по отношению к корпусу всадника) примерно 2 (или чуть больше) метра. Длина пики в 5-6 метров все равно оказывается избыточной.

        Насчет куширования не скажу, но таранный удар не потеряет смысл, даже если держать копье в передней трети. Но нужно учитывать, что таранный удар - это разовая акция. Чтобы повторить его, рыцарю нужно снова набрать скорость. А если увяз в пешем строе - как это сделать? И да, у лошадок нет задней передачи. То есть нужно развернуться спиной к неприятелю, отъехать на несколько десятков метров, чтобы набрать ход и снова атаковать тараном. Но противник, если не совсем де бил, может и не дать возможность совершить такой маневр.

        Таранные удары (не столь впечатляющие, как представляется) это больше удел рыцарских поединков, чем реальных битв.
        1. +5
          Вчера, 09:24
          Длина пики в 5-6 метров все равно оказывается избыточной.
          Такая длинна пики обусловленна тем, что одновременно сражается не только превая линия бойцов но и вторая- третья.
          1. -2
            Вчера, 09:32
            Это имеет смысл, хорошо. Хотя и одной шеренги хватило бы вполне. Строй пехотинцев более плотный, против одного всадника примерно три пехотинца с пиками.
            Когда сражаются две-три шеренги одновременно, нужна согласованность действий, чтобы их пики не мешали друг другу, не сталкивались и не мешались друг другу. Надеюсь, пикинеры не просто выставляли свое оружие, а наносили ими удары? А последнее требовало некоторой тренировки, обученности. Кто же этих ополченцев обучал и когда?
            1. +4
              Вчера, 09:51
              Кто же этих ополченцев обучал и когда?
              5-6-метровые пики это как раз не про ополченцев, а про профессионалов. У ополченцев были более короткие копья, ив статье это прямо указано.
            2. +1
              Вчера, 09:55
              Никто не обучал. И первых ландскнехтов не обучали. И ранних швейцарцев.
              Обучение в процессе работы. Методом проб и ошибок
              1. 0
                Вчера, 13:19
                Ну и ну. Подозреваю, "отсев" в процессе такого обучения был нехилый.
                Если никто не обучал, значит, учились сами. Может использовали копья на охоте или еще что подобное. Идти в бой с оружием, которым не владеешь, не очень разумно.
                Если говорить о крестьянах, то логичнее использовать оружие, у которого есть гражданские аналоги, которые крестьяне использовали в своей трудовой деятельности. Цеп, как аналог "моргенштерна", обычный топор как аналог боевого топора, охотничий лук как аналог боевого и т.п.
                1. +2
                  Вчера, 13:41
                  Есть два аспекта- владение оружием и хождение строем.
                  Обучения не было ни тому ни другому.
                  Главным оружием в Швейцарии в 14 веке была алебарда, которая с первой половины 15 века замещалась пикой, так что в последней четверти века пика уже господствовала (где-то 3/4 вооружения)
                  Ландскнехты с самого начала были созданы с оглядкой на швейцарцев и уже имели приличное количество пик.
                  Антон правильно говорит, что распространение пик можно связать с растущим профессионализмом.
                  Однако нужно понимать, что "профессионалы" это вчерашние крестьяне и горожане поучаствовавшие в нескольких сражениях и решившие, что воевать веселее.
                  Дисциплину, устойчивость и управляемость таких масс обеспечивали рыцари на командных должностях
                  1. -3
                    Вчера, 14:32
                    Откуда известно, что обучения не было? Из каких источников? Если об этом не писал никто, так это еще не значит, что обучения не было. Битвы у наемников отнимали не так много времени, чем же они в промежутках занимались? Водку пьянствовали и по девкам бегали? Все же тренировки нужны, иначе откуда профессионализм возьмется? Пара битв - и "уноси готовенького".

                    Что алебардой, что пикой нужно уметь владеть. Само умение и профессионализм не придут.
                    1. 0
                      Вчера, 14:45
                      Достаточно источников по 15 и особенно 16 веку. Мемуарная литература, листки, памфлеты, чиновничьи записи, хроники.
                      По памяти приёмы с пикой описаны лишь во второй половине 16 века. Примерно тогда же появился строевой шаг.
                      Невозможно доказывать то чего не было. Доказывают всегда то что было или могло быть.
                      Необходимость обучения- ваш тезис. Вам его и доказывать. И никак иначе.
                      1. -1
                        Сегодня, 08:17
                        Цитата: Engineer
                        По памяти приёмы с пикой описаны лишь во второй половине 16 века.


                        Ах, описаны. Их те, кто описал - сочинили? Или лишь описали то, что было практикой уже не одно десятилетие? Интересно, в каком веке было написано первое руководство, как землю сохой пахать?

                        Необходимость обучения - доказывать смысла не вижу. Для меня это вполне очевидно.
                        А иначе, как в бородатой шутке:

                        - Вы на скрипке играть умеете?
                        - Не знаю, не пробовал... laughing
                    2. +3
                      Вчера, 14:55
                      чем же они в промежутках занимались? Водку пьянствовали и по девкам бегали?
                      Именно так!
                      1. -1
                        Сегодня, 08:13
                        Если бы было так, реальному профессионализму было бы и взяться неоткуда. Неумелый боец в первом же сражении против рыцарей, которых с младых лет военному ремеслу обучали стал бы гумусом.

                        "Тяжело в учении, легко в бою". Это все же не Суворов придумал, эту истину еще в древности знали. И каждый жить хочет, однако. И понимает, сем более умело он будет владеть оружием, тем меньше шансов отправиться на фарш.
            3. +2
              Вчера, 11:16
              Это имеет смысл, хорошо. Хотя и одной шеренги хватило бы вполне. Строй пехотинцев более плотный, против одного всадника примерно три пехотинца с пиками.

              Не сразу, но к этому пришли. Рыцари тоже дурными не были и трансформировались в «кирасиров», которые использовали пару пистолей, а не копье и только потом прорубались с эспадроннюом или палашем.
              1. +2
                Вчера, 11:21
                которые использовали пару пистолей,
                Четыре-шесть.
                1. +2
                  Вчера, 11:24
                  Цитата: 3x3zsave
                  которые использовали пару пистолей,
                  Четыре-шесть.

                  Это уже на пике развития какооя. Тогда появляются и прообразы мушкетонов с возможностью стрельбы картечью.
              2. -2
                Вчера, 13:43
                Разумным ответом были бы арбалетчики за пикинерами, позже - стрелки с мушкетами.
  7. +4
    Вчера, 07:49
    Кст,именно в Дитмаршене родился Карстен Роде, морской капер на службе Ивана Грозного.Понятно,что перевод,статья оригинал, глубины нет. Было еще интересней,если бы в оригинале,было рассказано о крестьянской республике Дитмаршена.Она довольна интересна.
  8. +5
    Вчера, 08:40
    Тактика дитмаршенцев очень напоминает действия Роберта Брюса при Лаудон-Хилл.
    Спасибо, автору и переводчику!
    1. +3
      Вчера, 10:09
      Схожие задачи подразумевают схожие решения
      1. +3
        Вчера, 10:13
        При Лаудон-Хилл ситуация была вообще парадоксальная. Англичане сами загнали себя в ловушку, предварительно договорившись с Брюсом о месте сражения.
  9. +5
    Вчера, 08:43
    Блин! Я так и знал, что главный срач будет из за способа переноски пик! Надо было этот фрагмент вообще пропустить.
    1. +3
      Вчера, 08:56
      Блин! Я так и знал, что главный срач будет из за способа переноски пик
      Что примечательно, никто из спорящих пику в руках не держал. Да и в музее, где подобное оружие можно увидеть, был лет дцать назад.
      1. +4
        Вчера, 10:57
        Цитата: 3x3zsave
        Блин! Я так и знал, что главный срач будет из за способа переноски пик
        Что примечательно, никто из спорящих пику в руках не держал. Да и в музее, где подобное оружие можно увидеть, был лет дцать назад.

        Дружище - обижаешь?
        Лет 15 назад, мне довелось даже стоять в баталии, только не ландскнехтов, а швейцарцев с репликой пики.
        Жалко, что исторический клуб потом распался. Большенство ушло в почитание дома Романовых и иначе как в гусаров и кавалергардов не «играют», я после критики Николая II, стал неругкопожатным.. Часть юзают скандинавскую тему или наплечнику, последние в пику большинства только французов. Ко мне по старой памяти иногда обращаются за советом по теме «деревяшек@.
        1. +2
          Вчера, 11:02
          Привет, Влад!
          Я всегда ратую за то, чтобы спорные вопросы решались опытным путем.
          Опыт - критерий истины!
          1. +2
            Вчера, 12:05
            Моя лопата для уборке снега на 3-х метром «древке»из берёзы толщиной в 40мм. По сути предел моих физических данных.У 6 метровой пики из ясеня древко переменкой толщины от 35 до 40мм будет весить 3-3,5 кг. Плюс наконечник со втоком в 1-1,5 кг. В данном случае пика изгибаться не будет, либо совсем незначительно.
            Дружище ездил в Крым, там в монастыре Святой крест 14века сфотографировал интересный артефакт, любопытно твое мнение.
            1. +2
              Вчера, 12:08
              Ошибся с фотографией!
              ……………
            2. +2
              Вчера, 12:10
              Это Феодосия? Предмет слева - реальный вульж!
              1. +2
                Вчера, 14:13
                Я о том же и это находка на территории армянского монастыря.
                Сам артефакт не подписан, находился в витрине орудий труда монахов!!! С кирками, серпами и киянками!!!
                Макет монастыря.
                1. +2
                  Вчера, 14:21
                  это находка на территории армянского монастыря.
                  Блин, а я подумал, что от генуэзцев осталось.
                  1. +1
                    Вчера, 17:54
                    До Судака (Коффу) напрямую километров 30-40.
            3. -2
              Вчера, 13:46
              Ушли за параметры пики, указанные в статье. Указан общий вес в 3.5 кг. Либо древко было тоньше, либо наконечник легче.
    2. +3
      Вчера, 08:58
      Ну и плохо, что ли? Больше комментов, выше посещаемость.
    3. +4
      Вчера, 09:42
      Цитата: Slug_BDMP
      Надо было этот фрагмент вообще пропустить.

      Ни в коем случае))
      Дайте народу пофлудить feel
    4. +2
      Вчера, 09:52
      Как раз наоборот. Это говорит о том что этот момент особенно интересен
      1. +3
        Вчера, 10:38
        Цитата: Engineer
        Как раз наоборот. Это говорит о том что этот момент особенно интересен

        Русскому человеку длинный дрын в руках к месту при любом строе! laughing
        1. -1
          Вчера, 13:48
          Русские использовали более короткие и тяжелые копья. Все же слишком длинный, но хлипкий дрын не рулит. Опять же - гражданский аналог. На медведя с 5-метровой тонкой палкой идти - стать лауреатом премии Дарвина.
          1. +2
            Вчера, 14:16
            На мишку никто с пиками не ходил, рогатина и ее подвиды были в ходу не только у наших пращуров, но и у всей европы и не только.
            1. -1
              Вчера, 14:22
              Вот и именно. А рогатина - это и есть то тяжелое и недлинное (примерно 2.5 м) копье, о котором я писал выше. И охотничья рогатина не так уж и сильно отличалась от боевой. Кто с одной привык управляться и с другой будет владеть неплохо.

              Но чтобы человек (профессионал-ландскнехт) научился обращаться с 6-метровой пикой, нужно все же обучение. Гражданские аналоги такого оружия мне не известны, да и вряд ли они были. Значит - обучение почти с нуля.
              Или македонцы своими сариссами тоже учились обращаться уже в боевых условиях? Однако, вряд ли.
    5. +4
      Вчера, 10:45
      Цитата: Slug_BDMP
      Блин! Я так и знал, что главный срач будет из за способа переноски пик! Надо было этот фрагмент вообще пропустить.

      Срача уважаемый Переводчик нет, идет дискуссия! Мое личное мерси с хвостиком за проделанную работу!!! hi
  10. +2
    Вчера, 09:04
    Для этого копья имели дискообразные подтоки — чтобы не зарывались в грязь
    Видимо какой-то эндемик. Много лет интересуясь холодным оружием, ничего подобного не встречал. Интересно, сохранились ли образцы?
    1. +2
      Вчера, 11:09
      Цитата: 3x3zsave
      Для этого копья имели дискообразные подтоки — чтобы не зарывались в грязь
      Видимо какой-то эндемик. Много лет интересуясь холодным оружием, ничего подобного не встречал. Интересно, сохранились ли образцы?

      Антон - это просто утолщение на втоке (в диаметре на 2-3 см шире древка) и ничего более.
      1. +1
        Вчера, 18:07
        Нет, Влад, это видимо действительно рондельные подтоки. Я вспомнил на каком оружии еще они применялись, это альшпис. Однако, в связи с длинной наконечника, вряд ли с помщью альшписа можно прыгать через протоки.
        1. +1
          Вчера, 20:33
          Антон тебе виднее. Кто из нас специалист в области холодного оружия!
  11. +3
    Вчера, 09:42
    Думается, что на длинном марше, на безопасной территории пики ехали в обозе.
    Не поручусь в за свою память, но кажется в русской армии так было.
    1. +2
      Вчера, 11:02
      Все верно, впрочем жерди для рогаток наши стрельцы и солдаты таскать на себе не чурались.
    2. 0
      Сегодня, 08:08
      Так то на безопасной... а вдруг территория окажется вдруг опасной, если разведка прошляпила приближение противника?
      Как это произошло у реки Пьяны, незадолго до Куликовской битвы.
  12. +3
    Вчера, 11:05
    В русском языке под этим термином обычно подразумевают низменные полосы морского берега, подверженные воздействию высоких приливов или нагонов морской воды.
    удивительно-морская соленая вода создает плодородные почвы -механизм знаю, но все равно..

    Еще удивительнее люди, сумевшие на этом болоте хорошо жить и богатеть , не допукая засоления почв...
    1. +3
      Вчера, 11:55
      Еще удивительнее люди, сумевшие на этом болоте хорошо жить и богатеть , не допукая засоления почв...

      именно это меня удивило в статье, как добивались?
      лессовые отложения при разливе рек - понятно, но как морские отложения не засоляют почву?
      1. +4
        Вчера, 13:01
        Можно предположить, что соленость воды в балтике и северном море очень низкая
        1. -2
          Вчера, 13:50
          Верно, причем особенно у побережья, у устья рек. Поселения, как правило, были в таких местах.
        2. ANB
          +1
          Сегодня, 00:36
          . соленость воды в балтике и северном море очень низкая

          В Балтике - да. Почти пресная. А аот в Северном море (да уже а Датских проливах) - уже соленая. Я раз сдуру попробовал помыть голову забортной водой как раз в Датских. Так и ходил с ирокезом, пока пресную не подали. :)
          Вопрос о незасолении почвы мне тоже показался интересным. Может там, как на Неве - разливалось не море, а река, у которой периодически блокироаался сток?
      2. 0
        Вчера, 13:44
        Цитата: Дедок
        именно это меня удивило в статье, как добивались?

        меня тоже.

        Пишут, что именно регулярные приливы и отливы морской воды препятствуют накоплению солей (идет постоянное промывание и их накопления не происходит ). Плюс растения вытягивают минералы. Водоросли , приносимые приливом, создали плодородный слой.

        Люди , как вижу, сумели сохранить систему , не допустив накопления соли.
      3. +2
        Вчера, 14:48
        Грунтовые воды, а в болотах их много, имеют поток в сторону разгрузки, в сторону моря, морская вода в грунт даже при приливах на сушу против этого потока далеко не проникает.
        1. +3
          Вчера, 14:49
          Грунтовые воды, а в болотах их много, имеют поток в сторону разгрузки, в сторону моря

          спасибо
        2. +1
          Сегодня, 10:24
          Цитата: Andobor
          Грунтовые воды, а в болотах их много, имеют поток в сторону разгрузки, в сторону моря, морская вода в грунт даже при приливах на сушу против этого потока далеко не проникает

          речь о маршевых почвах (см статью),- это почвы низких морских побережий и дельт, которые формируются в условиях периодического затопления приливными или нагонными морскими водами, оттуда и вода болот.