Израильская беспилотная революция 1980-1990-х годов

В настоящее время Израиль является одним из мировых лидеров беспилотной авиации, и БПЛА израильского производства пользуются популярностью на мировом рынке вооружений. Покупателями дронов, произведённых в Израиле, и лицензий на их производство являются более двух десятков государств, в том числе европейские страны НАТО, США, КНР и Россия.
Высокие результаты в деле разработки и налаживании массового выпуска беспилотников, достигнутые израильскими компаниями, во многом объясняется тем, что командование ЦАХАЛ раньше, чем руководство вооруженных сил других технологически развитых государств, осознало важность и потенциал беспилотных летательных аппаратов как относительно бюджетного, но в то же время весьма эффективного средства вооруженной борьбы.
Израильтяне внимательно следили за применением американских БПЛА в Юго-Восточной Азии и, начиная с 1971 года, даже приобрели в США несколько десятков реактивных аппаратов Ryan Firebee Model 147, которые прошли переоборудование в соответствии с местной спецификой и получили наименование Mabat.

БПЛА Firebee Model 147I в Музее ВВС Израиля в Хацериме
Эти беспилотные машины активно использовались в разведывательных целях против арабской коалиции в 1973 году, а также в последующих вооруженных столкновениях с Сирией, и были окончательно списаны в первой половине 1990-х. Одновременно с тяжелыми разведывательными AQM-34L/M были получены реактивные беспилотные мишени Northrop MQM-74A Chukar, которые после переоборудования обозначались как Talm и до 1990 года эксплуатировались в качестве ложных целей, предназначенных для отвлечения сил вражеской ПВО и вскрытия позиций ЗРК.
Впрочем, в силу высокой стоимости, значительных размеров и сложности эксплуатации реактивные беспилотники американского производства, спроектированные в 1960-е годы, не в полной мере устраивали израильских военных. Им требовались относительно недорогие, компактные и малозаметные разведывательные аппараты, способные висеть в воздухе несколько часов и передавать данные в режиме реального времени.
Достаточно высокий уровень израильской авиационной отрасли и достижения в области оптоэлектронных устройств, средств телеуправления и передачи данных позволили в конце 1970-х — начале 1980-х создать ряд удачных разведывательно-патрульных БПЛА и заложить базу для дальнейшего развития беспилотных технологий. Что впоследствии при поддержке со стороны государства дало возможность израильским компаниям занять одно из доминирующих мест на мировом рынке беспилотных систем и получать миллиардные доходы от продажи высокотехнологичной продукции.
Разведывательный БПЛА Tadiran Mastiff
В ходе Войны Судного дня Армия обороны Израиля столкнулась с острой потребностью в простом и дешевом источнике актуальной разведывательной информации. Командирам от батальонного звена и выше было необходимо «заглянуть за холм» в паре километров от своих позиций. Теоретически с этим могли справиться лёгкие вертолёты и самолёты армейской авиации. Однако их имелось не так много, и всегда имелся риск попасть под зенитный огонь с земли или быть атакованным арабским истребителем, что было чревато не только утратой летательного аппарата, но и потерями среди пилотов.
Спецификация, озвученная ЦАХАЛ, предусматривала создание тактического БПЛА с полезной нагрузкой не менее 10 кг, способного действовать на расстоянии от 30 до 50 км от наземного пункта управления. В соответствии с этими требованиями компания Tadiran Ltd. создала беспилотный аппарат, ставший известным как Mastiff (Sorek-1).

Это был беспилотник, построенный в основном из фанеры, с двухбалочным хвостовым оперением, оснащённый двухцилиндровым двухтактным мотором, вращающим толкающий двухлопастной винт. Для наблюдения за земной поверхностью использовалась телевизионная камера, транслировавшая изображение в режиме реального времени. Первый полёт этого дрона состоялся в 1975 году, а в 1978 году произошло принятие на вооружение.
Конструкция БПЛА непрерывно совершенствовалась. В 1979 году в серию пошел улучшенный вариант Mastiff 2 (Sorek-2), а в 1983 году военные начали использовать Mastiff 3 (Sorek-3). По мере совершенствования беспилотников данного семейства увеличивались масса полезной нагрузки и время нахождения в воздухе.

БПЛА Mastiff 3 в Музее ВВС Израиля в Хацериме
Согласно справочным данным, БПЛА Mastiff 3 имеет максимальный взлётный вес 138 кг, масса пустого составляет 72 кг. Масса полезной нагрузки – 32 кг. Размах крыльев – 4,25 м, длина – 3,3 м. Максимальная скорость – 185 км/ч. Потолок – 4400 м. Продолжительность полёта – до 7,5 часов. Запуск мог производиться с катапульты или с разбегом «по-самолётному» при наличии полосы достаточной длины. Посадка осуществлялась на неубирающееся трёх опорное шасси.
Об израильских беспилотниках «Maстифф» в мире заговорили после операции «Арцаб-19», проведенной в июне 1982 года, в ходе которой удалось разгромить сирийскую группировку ПВО «Феда» в Ливане. Помимо борьбы с ЗРК, в первой половине 1980-х дроны активно задействовались в сухопутных вооруженных столкновениях с сирийской армией и палестинскими формированиями. В объектив камеры БПЛА Mastiff, совершавшем полёт над Ливаном, однажды попал даже глава ООП Ясир Арафат. «Мастиффы» служили в израильских вооруженных силах до начала 1990-х и после вывода из эксплуатации были использованы как учебные воздушные цели.
Разведывательный БПЛА IAI Scout
Практически одновременно с БПЛА Tadiran Mastiff компания Israel Aircraft Industries создала беспилотный аппарат Scout, имеющий схожую компоновку.

БПЛА Scout
Впервые этот беспилотный аппарат продемонстрировали публике на Парижском авиасалоне в 1979 году. Основной задачей БПЛА Scout являлась разведка поля боя, также он мог использоваться для наблюдения за ходом боевых действий, выдачи целеуказания и корректировки артиллерии.
«Скаут» не только был похож на «Мастиффа» внешне, но и имел очень близкие лётные данные и комплектовался идентичной разведывательной аппаратурой такой же массы, включавшей в себя гиростабилизированную поворотную платформу с телевизионной камерой Tamam и с системой передачи изображения в реальном времени. Другим вариантом полезной нагрузки являлась панорамная камера и инфракрасный датчик переднего обзора Tadiran Moked 400.

БПЛА Scout в Музее ВВС Израиля в Хацериме
БПЛА Scout в снаряженном виде весил 159 кг. Двухтактный поршневой двигатель мощностью 22 л.с. обеспечивал скорость до 176 км/ч. Крейсерская скорость 96-120 км/ч. Топливный бак ёмкостью 40 л позволял держаться в воздухе до 7 часов. Максимальная высота полёта – около 4500 м.
«Скаут», также имевший не убиравшееся шасси, обычно взлетал с коротких взлетно-посадочных полос или шоссе. Посадка с коротким пробегом обеспечивалась тросовым аэрофинишером. Также допускался взлет с гидравлической катапульты, смонтированной на грузовике, и посадка с использованием задерживающей сети. Разведывательный беспилотный комплекс включал наземную станцию управления, восемь дронов, грузовые транспортеры и 12 человек личного состава.
Израильское правительство с целью стимуляции компаний, занимавшихся разработкой и производством беспилотных аппаратов, в конце 1970-х выделило финансирование на приобретение БПЛА «Мастифф» и «Скаут», построенные разными фирмами, но имевшие близкие характеристики. Однако в 1984 году фирмы Tadiran и IAI объединили усилия в продвижении израильских беспилотников на внешнем рынке, для чего была создана компания Mazlat.
Боевое крещение БПЛА Scout произошло в 1981 году во время операции «Протея», проводившейся армией ЮАР в Анголе. Настоящая известность к беспилотным «Скаутам» и «Мастиффам» пришла в 1982 году, когда они сыграли важную роль в разгроме сирийских сил ПВО в долине Бекаа в Ливане. Тогда, согласно израильским данным, удалось подавить или уничтожить 28 зенитных ракетных комплексов С-75, С-125 и «Квадрат». По меркам тех лет это были вполне современные и эффективные ЗРК, стоящие на вооружении в ряде стран до сих пор. Эксплуатация беспилотных «Скаутов» в Армии обороны Израиля завершилась в 2004 году.
Американские военные, вторгшиеся в охваченный гражданской войной Ливан в 1983 году, на месте ознакомились с израильскими разведывательными дронами, после чего США начали сотрудничество с Израилем в деле создания и производства беспилотных летательных аппаратов. На базе IAI Scout в середине 1980-х создан БПЛА RQ-2 Pioneer, применявшийся американскими вооруженными силами до 2007 года. Эволюционным вариантом развития RQ-2 стал Shadow 200, принятый на вооружение в США под обозначением RQ-7 Shadow.
Ложная воздушная цель IMI Samson
В 1970-е годы на основании опыта войны в Юго-Восточной Азии американская компания Brunswick Corporation разработала ложную цель TALD (англ. Tactical Air Launched Decoy – тактическая воздушная ловушка), запускаемую с боевых самолётов и предназначенную для имитации средств воздушного нападения, перенасыщения и отвлечения противовоздушной обороны.

Ложная цель ADM-141A
Базовая модель, появившаяся вскоре после окончания Вьетнамской войны и получившая обозначение ADM-141A, не нашла заказчика в США, но заинтересовала командование ВВС Израиля. После войны Судного дня израильтяне, понеся серьёзные потери от систем ПВО советского производства, активно искали способы снизить эффективность ЗРК, имевшихся в распоряжении арабов. Примерно в 1980 году лицензию на производство ложной цели приобрела израильская компания Israel Military Industries (IMI).
Первый вариант ADM-141A, получивший в Израиле наименование Samson, представлял собой одноразовый планирующий аппарат с фюзеляжем квадратного сечения, складывающимися крыльями и тремя хвостовыми оперениями. Он оснащался программируемой системой управления полётом. При запуске с большой высоты (до 12 200 м) дальность планирования превышала 120 км. При сбросе с высоты 600 м на скорости около 900 км/ч ложная цель могла пролететь около 26 км.
Ложная цель длиной 2,34 м с размахом крыльев 1,55 м имела массу 180 кг. Имелось два варианта полезной нагрузки: контейнер со сбрасываемыми дипольными отражателями массой 36 кг и активный генератор помех. Все ADM-141A оснащались линзой Люнеберга, менявшей радиолокационный портрет. Часть ложных целей оснащалась трассером, воспроизводившим тепловую сигнатуру турбореактивного двигателя.
После того как ложные цели Samson в начале 1980-х очень успешно отвлекали на себя внимание расчётов сирийских систем ПВО, компания IMI начала их экспорт, и носителями ADM-141A стали американские боевые самолёты.

Сброс ложной цели ADM -141A с палубного перехватчика F-14
Согласно открытым данным, компания IMI поставила более 4000 ложных целей ВВС и ВМС США. В 1991 году на начальном этапе воздушной компании против Ирака было запущено более 100 TALD, что существенно помогло в прорыве иракской ПВО.

Ложные цели ADM-141A и ADM-141С
В 1996 году совершила первый полёт ложная цель ADM-141C I-TALD с турбореактивным двигателем Teledyne CAE Model 312 с тягой 790 Н. Эта модификация способна развивать скорость более 800 км/ч и имеет дальность полёта около 300 км. Сообщается, что ADM-141С оснащена оборудованием для постановки различного типа помех, может осуществлять полёт на предельно малой высоте и имитировать широкий спектр воздушных целей: от крылатой ракеты до дальнего бомбардировщика. В настоящее время компания IMI является единственным производителем ADM-141C и поставляет воздушные обманки как ВВС Израиля, так и на экспорт.
Барражирующий боеприпас IAI Harpy
Наработки, полученные при создании БПЛА Mastiff и Scout, а также опыт их эксплуатации, позволили в середине 1980-х приступить к созданию барражирующих боеприпасов, предназначенных для поражения наземных объектов.
Приоритетным для ВВС Израиля направлением в то время являлась борьба с вражескими обзорными радарами и станциями наведения зенитных ракет, в связи с чем фирма Israel Aircraft Industries разработала противорадиолокационный БПЛА Harpy. Испытания первого в мире самонаводящегося дрона-камикадзе начались в 1989 году.

Противорадиолокационный дрон Harpy
Это БПЛА, построенный по схеме «летающее крыло», с выступающим вперёд цилиндрическим фюзеляжем. В хвостовой части аппарата помещен двигатель внутреннего сгорания мощностью 37 л.с. с толкающим винтом. «Гарпия» несёт осколочно-фугасную боевую часть массой 32 кг, оснащена автопилотом и пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Длина аппарата — 2,7 м, размах крыла – 2,1 м. Взлётная масса – 125 кг. Скорость — до 185 км/ч, при дальности полета более 300 км.
Запуск осуществляется из контейнерной пусковой установки, размещённой на автомобиле повышенной проходимости, при помощи твердотопливного ускорителя, возвращение и повторное использование не предусмотрено.

После старта барражирующий противорадиолокационный боеприпас, управляемый программируемым автопилотом, направляется в район патрулирования. В заданной точке в работу включается пассивная радиолокационная головка самонаведения, и ведётся поиск источника высокочастотного излучения. При обнаружении нужного сигнала беспилотник автоматически наводится на него и поражает радиолокатор взрывом боевой части. В отличие от противорадиолокационных ракет, «Гарпия» может оставаться в нужном районе в течение нескольких часов и ждать включения вражеского радара. По причине относительно невысокой ЭПР, обнаружение барражирующего боеприпаса радиолокационными средствами возможно на меньшей дистанции, чем других средств воздушного нападения, что затрудняет противодействие.
На базе беспилотника, предназначенного для борьбы с РЛС, создан многоцелевой дрон-камикадзе Harpy NG, способный поражать широкий спектр целей, оснащенный комбинированной системой наведения и боевой частью массой 15 кг.

Данный БПЛА способен находиться в воздухе до 8 часов, летая на высоте более 4500 м с крейсерской скоростью 120 км/ч.
В середине 1990-х Израиль продал КНР партию «Гарпий» и техническую документацию для их производства, что вызвало недовольство со стороны американской администрации. Китайский вариант «Гарпии» получил обозначение JWS01. В свою очередь Китай поделился чертежами ASN-301 с Ираном, где на основе китайских наработок был создан ударный беспилотник HESA Shahed 136, использованный впоследствии для атак по Израилю.
Разведывательный БПЛА IAI Searcher
В 1990 году компания IAI представила беспилотный аппарат Searcher, которым в перспективе предполагалось заменить БПЛА Mastiff и Scout. Данный дрон был принят на вооружение Армией обороны Израиля в 1992 году. Всего было закуплено около 200 аппаратов.

БПЛА Searcher
Беспилотник с максимальной взлётной массой 372 кг имел длину 5,15 м и размах крыла 7,22 м. Топливный бак ёмкостью 143 литра обеспечивал продолжительность полёта до 12 часов. Четырёхцилиндровый горизонтально-оппозитный двухтактный бензиновый двигатель с воздушным охлаждением Limbach L 550 мощностью 47 л.с. обеспечивал скорость до 198 км/ч. В крейсерском режиме – 174 км/ч. Дальность удаления от базовой станции – до 200 км. Практический потолок – 4500 м. Полезная нагрузка – 63 кг. Взлёт и посадка происходит по-самолётному – на трёхколёсное шасси. Аэродромное базирование комплекса с крупными БПЛА большой дальности является оптимальным решением для крошечного Израиля с большим числом солнечных дней в году, развитой хорошо охраняемой аэродромной сетью и слабой ПВО граничащих с Израилем стран (кроме Сирии). Кроме того, запуск может осуществляться с неподготовленных площадок, с помощью катапульты или твердотопливных ускорителей.

В 1998 году на вооружение поступил усовершенствованный вариант Searcher 2. Эта модификация имеет взлётный вес 426 кг при массе полезной нагрузки 100 кг. Длина – 5,85 м, размах крыла – 8,55 м. Поршневой двигатель UEL AR 68-1000 мощностью 83 л. с. способен разогнать беспилотник до 200 км/ч. Крейсерская скорость – 146 км/ч. Практический потолок – 6200 м. Продолжительность полёта превышает 15 часов. Дальность действия с использованием воздушного ретранслятора – более 250 км.

БПЛА Searcher 2
Searcher 2 может нести различную полезную нагрузку: комбинированную оптоэлектронную систему с ночным каналом, РЛС с синтезированной апертурой, а также аппаратуру для ретрансляции сигнала. Имеется возможность взлёта и посадки в автоматическом режиме.
Беспилотники семейства Searcher весьма эффективно применялись для выявления на сопредельных с Израилем территориях позиций миномётов и ракетных пусковых установок, что позволяло превентивно их уничтожать.
В Армии обороны Израиля Searcher 2 служили до 2007 года, после чего были заменены БПЛА Heron. Они также пользовались популярностью у иностранных покупателей и экспортировались в Азербайджан, Индию, Испанию, Сингапур, Китайскую Республику, Шри-Ланку и Эквадор.
По данным российского Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), в апреле 2009 года для комплексных испытаний были закуплены два израильских беспилотника среднего класса Searcher 2. Сумма сделки составила $12 млн. На момент продажи это была далеко не самая свежая разработка, но в России в то время работоспособных аналогов не было.

БПЛА «Форпост» в цeхе УЗГA
В 2012 году на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) был начат выпуск лицензионной копии БПЛА Searcher 2 — «Форпост». В 2011 году Минобороны РФ заключило с УЗГА контракт на поставку десяти комплексов с БПЛА «Форпост» общей стоимостью 9,006 млрд рублей. В составе каждого комплекса имеется наземная станция управления и три беспилотных аппарата.
Разведывательно-патрульный БПЛА Heron
В начале 1990-х компания IAI в инициативном порядке приступила к проектированию БПЛА, способного находиться в воздухе более 40 часов и нести значительно большую полезную нагрузку, чем имеющиеся в строю беспилотные аппараты.
Прототип дрона, получившей впоследствии наименование Heron (также известен как Shoval), совершил первый полёт 18 октября 1994 года. Однако ввиду сложности доводки разведоборудования первый контракт на поставку серийных образцов был подписан в 2000 году.

БПЛА Heron
По меркам 1990-х Heron являлся достаточно крупным беспилотным летательным аппаратом. Его длина составляет 8,5 м, а размах крыла достигает 16,6 м. Максимальный взлётный вес – 1150 кг, масса пустого – 450 кг. Разработчики применили нетипичное для БПЛА решение, разместив 267 литров горючего в крыльевых топливных баках, что позволило освободить свободные объёмы внутри фюзеляжа и увеличить вес полезной нагрузки до 250 кг. Суммарный объём топливных баков достигает 600 литров. Поршневой двигатель Rotax 914 F мощностью 115 л.с. способен разогнать беспилотник до 240 км/ч. При крейсерской скорости 130 км/ч дрон может оставаться в воздухе 45 часов. Максимальная высота полёта превышает 9 000 м. При поддержке воздушного ретранслятора (другого БПЛА) дальность действия от наземного пункта управления превышает 300 км. При полёте в автономном режиме или с использованием спутниковых каналов – более 1000 км. По дальности применения комплекс БПЛА Heron в регионе Ближнего Востока является стратегическим средством разведки.
Полезная нагрузка может включать в себя цветную телевизионную камеру высокого разрешения с ночным каналом, совмещённую с системой передачи в реальном времени и лазерным дальномером-целеуказателем, контейнер с РЛС EL/M-2055 SAR/MTI с синтезированной апертурой для обнаружения наземных движущихся целей, а также морской поисковой РЛС Elta EL/M-2022U Maritime Patrol Radar с дальностью действия около 300 км. На беспилотнике используется цифровая система управления с двухсторонней системой передачи данных. Наземный командный пункт GCS-3000 унифицирован с БПЛА RQ-5 Hunter. Сообщается, что один беспилотник способен сопровождать шесть целей одновременно, выдавать целеуказание для боевой авиации и высокоточных средств поражения.

Операторы БПЛА Heron
К 2012 году этот аппарат стал самым продаваемым израильским беспилотником, стоившим в зависимости от комплектации $3–5 млн. Первым заказчиком в 2000 году стала Индия, купившая 50 БПЛА за $150 млн. Индийская армия активно применяла эти дроны на границе с Пакистаном и КНР. Минимум два беспилотных аппарата были сбиты или упали на территории других государств, что привело к дипломатическим нотам.
Покупателями БПЛА Heron также являлись Австралия (5 единиц), Азербайджан (15 единиц), Бразилия (15 единиц), Германия (арендовала 8 БПЛА), Канада (3 единицы), Марокко (3 единицы), Мексика (3 единицы), Сингапур (2 единицы), США (2 единицы для тестирования в Береговой охране), Турция (12 единиц), Эквадор (2 единицы). Франция купила 4 БПЛА, после чего компания EADS приобрела лицензию на производство и наладила выпуск собственной модификации, получившей наименование Harfang. Общая сумма сделки с Францией оценивается в $200 млн. Кроме того, несколько беспилотников были переданы в аренду ряду других государств.

Французский БПЛА EADS Harfang
После того как БПЛА Heron стал пользоваться успехом у иностранных покупателей, им заинтересовались ВВС Израиля, и в 2008 году этим беспилотным аппаратом решили заменить списываемые патрульные самолёты IAI-1124N Sea Scan.
Разведывательный БПЛА Hunter
Хотя в конце 1980-х Армия обороны Израиля была сравнительно неплохо оснащена беспилотниками, компания IAI решила создать БПЛА, способный вести разведку в тактической глубине обороны противника и предназначенный для использования в корпусном звене.
Аппарат, получивший обозначение Hunter, для компенсации возросшего взлётного веса был оснащён двумя поршневыми двигателями мощностью 56 л.с. При длине 7,01 м и размахе крыла 10,57 м полезная нагрузка достигала 90 кг. Крейсерская скорость полёта составляла 93-160 км/ч. Практический потолок – 5500 м. Дистанционное управление обеспечивалось на удалении до 125 км от наземной станции. Запас топлива в 290 литров позволял держаться в воздухе около 20 часов. БПЛА с максимальной взлётной массой около 880 кг мог осуществлять укороченный взлёт с грунтовой взлётно-посадочной полосы при помощи твердотопливного ускорителя и садился с использованием аэрофинишера.

БПЛА Hunter в Музее ВВС Израиля в Хацериме
Беспилотник испытали в 1992 году, после чего израильское МО оплатило постройку нескольких прототипов для тестирования. Однако испытания прошли неудачно, и ЦАХАЛ отказался от приобретения «Хантеров».
В 1994 году проект спасла американская армия, командование которой решило повысить информационную осведомлённость штабов корпусов и дивизий за счёт массового использования БПЛА. В американских вооруженных силах этот дрон получил обозначение RQ-5А. Первоначально американцы планировали заказать 50 беспилотных комплексов с восемью беспилотниками и станциями управления на сумму $4,2 млрд. После того как было приобретено семь комплексов стоимостью около $350 млрд, из-за серии аварий закупка была прекращена. Но после того как RQ-5А хорошо проявили себя на Балканах, их закупку возобновили.
Впоследствии «Хантеры» активно применялись в ходе компаний в Афганистане и на Ближнем Востоке. Штабным офицерам и командирам специальных подразделений импонировала способность беспилотников этого семейства осуществлять длительное слежение за конкретным объектом и съёмку большой территории.

Первоначально лицензию на производство израильских БПЛА Hunter получила американская компания TRW Inc., но её в 2002 году поглотила корпорация Northrop Grumman, выпускавшая впоследствии модификации RQ-5А, RQ-5В и RQ-5С.
Беспилотники Hunter также поставлялись в Бельгию, Индию, Францию и на Филиппины. Таким образом, не слишком удачный вначале проект, от которого отказалась Армия обороны Израиля, стал коммерчески успешным, и дроны семейства «Хантер» активно использовались за рубежом. Это позволило компании IAI не только отбить стоимость разработки, но и получить существенную прибыль.
Разведывательно-патрульный БПЛА Elbit Hermes 450
Во второй половине 1990-х командование Армии обороны Израиля озаботилось необходимостью замены устаревающих БПЛА IAI Scout. В этот раз создание нового патрульно-разведывательного беспилотника поручили компании Silver Arrow, являющейся дочкой Elbit Systems. Первый полет Hermes-450 совершил в 1994 году. В 1997 году началась опытная эксплуатация в составе израильских ВВС.

БПЛА Hermes-450
Это беспилотный летательный аппарат среднего размера с цилиндрическим фюзеляжем, высокорасположенными прямыми крыльями и V-образным хвостовым оперением. Он способен осуществлять автономный полёт, оснащён автопилотом, управляющим взлётом и посадкой. Приблизительная стоимость комплекса, включающего наземные системы, — около $10 млн. Сам беспилотный аппарат стоит примерно $2 млн.
БПЛА Hermes-450 полностью изготовлен из композитных материалов, что затрудняет его обнаружение радиолокационными средствами. Индекс «450» в названии дрона означает максимальный взлётный вес аппарата — 450 кг. Масса пустого — 200 кг. Длина — 6,1 м, размах крыла — 10,5 м. Поршневой двигатель R802 мощностью 52 л.с. обеспечивает скорость полёта до 176 км/ч. В крейсерском режиме — 130 км/ч. В 2008 году компания Elbit объявила, что на модернизированном Hermes-450 будет установлен новый роторно-поршневой двигатель R902(W) весом около 40 кг и мощностью 70 л.с. с электронным управлением подачей топлива. Практический потолок достигает 6 100 м. На борту аппарата может находиться до 342 литров бензина, благодаря чему полёт длится в течение 20 часов. Связь с наземной станцией управления без использования воздушных ретрансляторов составляет немногим более 200 км. Впрочем, при программном управлении автономная дальность превышает 1000 км. Судя по всему, в настоящее время для Hermes-450 решена задача передачи разведывательной информации и управления через спутник.

Для взлёта и посадки БПЛА необходима грунтовая взлётная полоса длиной 350 м. Имеются фотографии пуска Hermes-450 с буксируемой пусковой установки, что повышает гибкость использования беспилотного комплекса.

Мобильная пусковая установка позволяет доставлять дроны максимально близко к зоне использования. При этом буксируемая ПУ размещается невдалеке от интересующего района, обеспечивая прямую радиовидимость БПЛА, ведущего разведку, с наземной станцией управления. Сам беспилотник после выполнения полётного задания автономно возвращается на аэродром базирования.

Оператор станции управления БПЛА Hermes-450
БПЛА Hermes-450 может комплектоваться различными оптоэлектронными и инфракрасными датчиками высокого разрешения, а также лазерными дальномерами-целеуказателями, совмещёнными с аппаратурой обмена данными, которая способна передавать изображение в режиме реального времени на наземные пункты управления и взаимодействовать с системами управления вооружением боевых самолётов, а также вести подсветку высокоточным боеприпасам.

Варианты разведывательно-поисковых датчиков для БПЛА Hermes-450
Отмечается, что широкий набор средств слежения и разведки, установленных на стабилизированных платформах, дают возможность, находясь на большой высоте, получать очень качественное изображение. В частности, датчики системы DNS-1 обеспечивают обнаружение автомобилей на расстоянии до 30 км и детальное распознавание целей такого типа на дальностях 12 км в дневное время и 8 км — ночью. Беспилотные аппараты Hermes-450 сами способны нести малогабаритные высокоточные средства поражения, которые применялись при ликвидации исламистов.
Помимо ЦАХАЛ, БПЛА Hermes-450 закупили Азербайджан, Бразилия, Грузия, Замбия, Колумбия, Мексика, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Несколько беспилотников использовалось пограничной охраной США для патрулирования мексиканской границы. Британская армия арендовала 52 дрона для разведывательно-патрульных операций в Афганистане и Ираке, восемь из них были потеряны.
Окончание следует…
Информация