Серийные вездеходы «Улан» на фронте

5 950 29
Серийные вездеходы «Улан» на фронте
Вездеход «Улан» на форуме «Армия-2024»


В ходе текущей Спецоперации в действующей армии получили широкое распространение мотовездеходы. Машины разных моделей используются для перевозки людей и грузов в разных ситуациях. Недавно армия начала получать и осваивать новый подобный вездеход — изделие «Улан» отечественного производства. Он строится на основе доступных агрегатов и отличается высокими тактико-техническими характеристиками.



На выставке и в серии


На прошлогоднем военно-техническом форуме «Армия-2024» российская промышленность представила большое количество современных образцов автомобильного транспорта. Демонстрировались как уже известные разработки, так и совершенно новые машины.

Одной из новинок стал вездеход «Улан», разработанный одной из отечественных организаций. Это была лёгкая двухосная машина повышенной проходимости, предназначенная для перевозки нескольких человек или сопоставимого груза. В конструкции вездехода сразу учитывались особенности эксплуатации и применения в армии.

В дальнейшем машина «Улан» прошла необходимые испытания и подтвердила все расчётные характеристики. По итогам таких мероприятий, было принято решение о старте серийного производства. Соответствующие мероприятия провели в течение первых месяцев 2025 г., и затем начались поставки.

В середине июля появились первые упоминания о появлении «Уланов» в зоне боевых действий. Тогда же на профильных ресурсах были опубликованы фото новой техники в армии. 2 сентября издание «Известия» подтвердило начало поставок серийных вездеходов в армию. Кроме того, оно рассказало о первых этапах эксплуатации новой техники в одном из соединений.


«Улан» в зоне проведения Спецоперации, июль 2025 г.

Вездеходы поступили на снабжение 110-й бригады 51-й гвардейской армии из состава Южного военного округа. Военнослужащие этого соединения уже освоили новую технику и начали использовать её по прямому назначению. Машины применяются в качестве транспорта для личного состава и грузов. В частности, с их помощью обеспечивается доставка припасов на передовую.

Отмечаются высокие эксплуатационные характеристики нового вездехода. Он построен на основе широко доступных комплектующих и агрегатов, что упрощает обслуживание и ремонт. При этом достигнут высокий уровень технических характеристик, соответствующий основным задачам.

Вездеход «Улан» производится серийно и теперь поставляется в войска. Следует ожидать, что количество такой техники в армии будет постоянно расти. Её будут использовать вместе с другими машинами аналогичного назначения. Возможно, в перспективе отечественный «Улан» станет самым массовым образцом в своём классе.

Упрощение и унификация


«Улан» — лёгкий двухосный вездеход, способный перевозить людей и грузы. При его разработке ставилось несколько основных целей. Эта машина должна была отличаться простотой конструкции и производства, не вызывать затруднений в эксплуатации, а также показывать высокие ходовые характеристики.

Эти задачи были решены за счёт разумного упрощения конструкции машины в целом. Кроме того, использованы готовые узлы и агрегаты, заимствованные у существующей серийной техники. Основным источником компонентов стал внедорожник «Нива» Волжского автозавода.


Вездеход построен на основе каркаса из металлических труб и получил кузов капотной компоновки. В носовой части машины располагается двигатель и основная часть агрегатов трансмиссии, за ними находится двухместная кабина экипажа, а корма отдана под грузовую платформу.

Длина такого вездехода не превышает 3,8 м, ширина — 1,9 м, высота — менее 1,9 м. Клиренс — 180 мм. Снаряжённая масса достигает 620 кг, грузоподъёмность — 600 кг.

«Улан» комплектуется бензиновым двигателем ВАЗ-21214. Четырёхцилиндровый мотор объёмом 1,7 л развивает мощность 85 л.с. У серийного внедорожника также позаимствовали пятиступенчатую механическую коробку передач и раздаточную коробку. С их помощью обеспечивается полный привод.

Передняя ось получила независимую подвеску на поперечных рычагах с вертикальными пружинами. Задняя ось выполнена на основе моста и тоже имеет пружинную амортизацию. Все основные элементы подвески взяты у серийных автомобилей.

Заимствованные агрегаты дают «Улану» достаточно высокие ходовые характеристики. На шоссе он развивает скорость более 80 км/ч и имеет запас хода 320 км. При этом обеспечивается передвижение по пересечённой местности и преодоление препятствий. В то же время, открытый кузов позволяет пересекать водные преграды только по неглубоким бродам.


Кабина выполнена открытой. Она имеет ветровое стекло небольшой высоты, дополненное мягким прозрачным экраном. Сбоку экипаж прикрыт мягкими тканевыми «дверями» с прозрачными вставками. Свой тент предусмотрен и для грузовой платформы.

Основной задачей «Улана» является перевозка грузов. Для этого машина имеет полноценную кормовую платформу с откидными бортами. На ней возможна перевозка людей, в т.ч. раненых на носилках. Кроме того, небольшая платформа с ограждением монтируется на капоте.

Вездеход не имеет штатного вооружения. Также пока не предусматриваются установки для монтажа тех или иных систем. При этом в кабине имеются места для перевозки личного оружия, рассчитанные на разные образцы. Возможно, в будущем, по мере накопления опыта эксплуатации, «Улан» сделают полноценным носителем вооружений.

Проект «Улан» предусматривает использование средств радиоэлектронной борьбы. На вездеходе предусмотрено место для монтажа подобных приборов, а также разъёмы для их питания. При этом возможна установка и других радиоэлектронных устройств, требуемых для решения поставленных задач.

Обновление парка


Практика показала, что сухопутным подразделениям и частям необходимы не только боевые бронированные машины, но и лёгкая незащищённая техника с высокими характеристиками проходимости. С 2022-23 гг. в действующую армию поступают различные образцы такого рода — вездеходы автомобильного типа, квадроциклы или мотоциклы.


Приборная доска. Видны разъёмы питания для оборудования

Например, в 2023 г. министерство обороны закупило в Китае крупную партию двухосных мотовездеходов марки Desertcross. Эта техника нашла применение на фронте и оправдала ожидания. Она повысила мобильность некоторых подразделений, упростила доставку грузов и помогла наработать необходимый опыт.

Параллельно с эксплуатацией доступных вездеходов шла разработка собственных машин такого класса. Одним из результатов этого процесса в прошлом году стало изделие «Улан». С точки зрения общей концепции оно похоже на импортные «Десерткроссы», однако имеет отличия и преимущества технического характера. Кроме того, оно сразу создавалось с учётом потребностей и желаний нашей армии.

По своему техническому облику, характеристикам и общим возможностям новый отечественный «Улан» не уступает другой технике своего класса, как российской, так и иностранной. Он способен двигаться по шоссе или бездорожью, а также перевозить нагрузку в несколько центнеров. При этом предусмотрена защита от БПЛА — как в виде станции РЭБ, так и за счёт личного оружия экипажа и пассажиров.

Важнейшей особенностью «Улана» является широкое использование готовых компонентов, взятых у серийной техники. Это существенно упрощает производство, а также помогает в эксплуатации. Так, запчасти для «Нивы» не являются дефицитом, и доступ к ним есть даже в зоне боевых действий. Благодаря этому ремонт вездеходов ускорится и уменьшатся простои, а также сократится количество списанной техники.

Таким образом, в недавнем прошлом армия дополнила свой автопарк техникой нового для себя класса и с её помощью получила требуемые возможности. Теперь эта часть парка будет обновляться за счёт машин отечественной разработки и производства. Вполне возможно, что в серию пойдёт не только «Улан», и это ускорит переход на российскую технику, который даст известные преимущества.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. AMG
    +3
    Сегодня, 05:38
    А с каких пор открытый кузов влияет на глубину преодолеваемых бродов и каким образом?
    1. +2
      Сегодня, 15:30
      Цитата: AMG
      влияет на глубину преодолеваемых бродов

      Очевидно, имеется ввиду, что бывают и плавающие вездеходы, соответственно, герметичные.

      А в целом - идея неплохая, дешевый пикап на базе Нивы, возможно, будет и понадежнее УАЗа.
      Простой, как валенок, с доступными и недорогими запчастями. Высоких характеристик ждать не стоит, но нужна-то именно массовка, для ФПВ - пофигу кого взрывать. Весь вопрос в том, будут ли приличные по размерам серии или это останется только на уровне небольших экспериментальных партий. request
  2. +5
    Сегодня, 06:17
    Лучше чем ничего.
    Что смогли, то и построили.
    Вопрос - сколько?
    1. -1
      Сегодня, 08:21
      Вопрос - сколько?

      вопрос - Сколько это стоит, а не сколько построят...
  3. -4
    Сегодня, 08:04
    Красиво как обычно на бумаге.... А когда узнал что на основе ВАЗа! И в статье делается упор на обслуживание и доступность запчастей.. Так что ломаться будет похлеще чем НИВА, и запчасти представляю как будут поставляться по линии автослужбы..., ответ как обычно, иди покупай и клянчи у волонтеров!
    1. +6
      Сегодня, 08:34
      А когда узнал что на основе ВАЗа!
      Вы правы конечно, но предложите альтернативу. Пока состояние нашего автопрома соответствует состоянию нашей промышленности в целом, другой базы (основы) и не будет. Слава Богу что машинка всё же получилась удачная и востребованная.
      1. +1
        Сегодня, 09:12
        Да и вы правы, и альтернатива у нас печальная.... У меня сослуживец купил джип армейский из Южной Кореи, оказывается там раньше их выпускали. Восстановил, гоняет... Дизельный, все очень и очень просто, экономичный... Так что в сравнении с нашей показной картинкой... данный джип это то что нужно, в принципе лучше чем ЗИЛ-157 для армии нет! Все мы усложняем. а потом мучаемся.
    2. +3
      Сегодня, 11:11
      Цитата: литий17
      Красиво как обычно на бумаге.... А когда узнал что на основе ВАЗа! И в статье делается упор на обслуживание и доступность запчастей.. Так что ломаться будет похлеще чем НИВА, и запчасти представляю как будут поставляться по линии автослужбы..., ответ как обычно, иди покупай и клянчи у волонтеров!

      У вас есть предложение лучше? Что вы предлагаете?
      УАЗик не ломается?
      Китаец лучше?а сколько на него запчасти ждать?
      Что делать по вашему? Только реалистично а не" Надо придумать чтото типа Виллиса, неломучий и построить под него автозавод!!"(с)
    3. +3
      Сегодня, 15:37
      Так это и есть НИВА.
      Кузов новый, база та же.
      К ней какие претензии могут быть?
      Машина действительно отработанная, зарекомендовавшая себя и доступная. А главное дешёвая.
      Не так уж часто она ломается. Да и если ломается, никаких проблем с починкой нет.
      Сколько было воя, почему ВАЗ не может никак сделать так необходимый ВС РФ багги.
      Вот сделали.
      Лучший вариант из возможных. Взяли готовое, отработанное и эффективное шасси и сделали всё как надо. Но ты и тут найдёшь повод для всёпропадания.
      Hilux у нас к сожалению всё равно не делают.
  4. +3
    Сегодня, 08:52
    Хоть что то свое,в таком классе...В связи с проблемой сбыта вазовских машин,может они переключатся и станут выпускать подобное?А не отправлять людей в отпуска?
  5. -1
    Сегодня, 08:55
    «Улан» комплектуется бензиновым двигателем ВАЗ-21214. Четырёхцилиндровый мотор объёмом 1,7 л развивает мощность 85 л.с. У серийного внедорожника также позаимствовали пятиступенчатую механическую коробку передач и раздаточную коробку. С их помощью обеспечивается полный привод.

    Передняя ось получила независимую подвеску на поперечных рычагах с вертикальными пружинами. Задняя ось выполнена на основе моста и тоже имеет пружинную амортизацию. Все основные элементы подвески взяты у серийных автомобилей

    Не у серийных, а у серийной Нивы. Только этот Улан раза в два будет дороже из-за сварного каркаса из труб, свариваемого вручную. И комфорта никакого. В годы ВОВ серийные модели грузовиков ГАЗ и ЗИС упростили с целью экономии. Была только одна фара, не было передних тормозов, вместо дверей брезент, кузов имел только задний открывающийся борт. . Так и Ниву можно выпускать удешевленную, а не это очередное "достижение"
  6. 0
    Сегодня, 09:18
    А может лучше Ниву, раз уж с ВАЗа?
    1. -1
      Сегодня, 09:58
      А может лучше Ниву, раз уж с ВАЗа?
      - рассыпется нахрен...
  7. +4
    Сегодня, 10:11
    Первое - не озвучена цена, сразу навивает определенные мысли.
    Второе - не озвучен производитель, опять навивает определенные мысли
    Третье - исходя из прочитанного и фото, это не автомобиль, и не внедорожник, это по сути самоходное транспортное средство военного времени, которое на дорогах общего пользования, вне зоны боевых действий эксплуатировать нельзя.
    Ну да бог с ним, делают, поставляют на СВО и то хорошо.
    Пы.сы. Позабавило фото с торпедой - на этом самоходе стоит коробка-пятиступка bully , это с максимумом по трассе 80км/ч, тут как бы и трехступенчатой хватило бы за глаза, но понятно ставят что есть в наличии
  8. Eug
    +2
    Сегодня, 10:15
    "Я его слепила из того, что было", "используй то, что под рукой, и не ищи себе другого " - и это очень правильно. Дизелёк бы ему исчо.
    1. +5
      Сегодня, 10:27
      у нас есть серийные, надежные и недорогие малолитражные дизельки? bully
  9. +1
    Сегодня, 11:03
    Цитата: литий17
    что на основе ВАЗа


    А меня вот это не смущает..., техника на ЛБС живет несколько недель или месяцев.. Т.е. с большой вероятностью ее быстрее "прибьют", прежде чем она успеет поломаться. Другое дело, в мирное время.
  10. 0
    Сегодня, 11:11
    [quote][/А с каких пор открытый кузов влияет на глубину преодолеваемых бродов и каким образом?quote]

    Сразу видно вопрос от человека, далекого от военных действий. А возможность при атаке БПЛА, или обстреле быстро эвакуироваться из кузова машины, порой стоит сохраненных жизней бойцов.
  11. +1
    Сегодня, 11:13
    Цитата: Konnick
    Только этот Улан раза в два будет дороже из-за сварного каркаса из труб, свариваемого вручную.

    С чего бы это вдруг??? Автомобили "из труб" одни из самых дешевых, они не требуют изготовления оснастки для штамповки, а это очень дорого, особенно учитывая, что это мелкосерийка.
    С другой стороны, этот "автомобиль" можно сваривать на любом механическом заводе, где есть сварка и прессовое оборудование начального уровня. Красить можно из пульвизатора или валиком, Все равно заржаветь не успеет, можно и не красить...
    Плюс конструкции в том, что ее можно легко менять, под требования заказчика, вплоть до индивидуально изготовления.
    Ремонтопригодность бешенная, запчасти валяются и "догорают" вдоль всех дорог....
    Есть и минус, после окончания бд такую технику нужно будет сдавать на металлолом, хотя есть и плюс, сама туда доедет. ))))

    Сразу вспомнилась передача, где на каком то предприятии делают открытые багги для армии, все из разбитых жигулей и т.п. металлолома, и нормально, спрос на самобеглые тележки в армии никогда не исчезнет, особенно во время бд.
    1. Есть и минус, после окончания бд такую технику нужно будет сдавать на металлолом

      От чего же?
      Та же самая Нива.
      Сколько их используется в армии просто для перемещения пятой точки личного состава, документов и прочего имещества?
      Открыте машины в мирное время закрыть брезентовыми/резинотканевыми дверьми и крышей.
      УАЗик изначально тоже был с мягкой крышей. В НАТО машины с мягким кузовом использовались и продолжают использоваться.
      Те же английские Land Cruiser пользуются спросом и на гражданском рынке.
      Так же как наши УАЗы и Нивы. Для охоты/рыбалки, для дедов в деревне, дрова/сено/поросей возить.
  12. +1
    Сегодня, 11:20
    То что армии нужны легкие и открытые вездеходы, стало ясно еще в ходе ВОВ. А еще говорят , что генералы готовятся к прошедшим войнам. Денег и ума не хватило в мирное время построить армейский легкий вездеход. Зато нашлись деньги на танковый биатлон и Парк Победы. Понятно что Парк Победы вещь нужная, правда злые языки говорят, что с Парком Победы и очередную баньку генералу построили.
    1. +2
      Сегодня, 11:33
      очередную баньку генералу построили
      - ох, если б только баньку....
    2. Денег и ума не хватило в мирное время построить армейский легкий вездеход.

      А УАЗ это для кого было сделано? И как давно УАЗ перестали использовать?
    3. 0
      Сегодня, 18:20
      Цитата: Dzenn
      А еще говорят , что генералы готовятся к прошедшим войнам. Денег и ума не хватило в мирное время построить армейский легкий вездеход.

      В конце советского времени создали УАЗ-3172. Но грянуло время "мир, дружба, жвачка"...
  13. 0
    Сегодня, 15:55
    После окончания СВО надо её на параде 9 мая показать, на всю страну и перед иностранными лидерами, естественно, в противодронном обвесе, а чего стесняться?
    А пока дать фронту нужное количество.
  14. 0
    Сегодня, 17:35
    В 90-е Луцкий автозавод выпускал вездеход ЛУАЗ (Волынка) из деталей запорожца. Идея была аналогичная. И обе машины чем то похожи.
    1. +1
      Сегодня, 17:58
      Цитата: dnepropetrovsk
      Идея была аналогичная. И обе машины чем то похожи.

      Идея несколько старше. Еще сборная германии 85 лет назад использовала кюбельваген на агрегатах ФВ Жук и выпустила их 50 тысяч штук. Сколько уланов сделали за год?
    2. 0
      Сегодня, 18:27
      Цитата: dnepropetrovsk
      В 90-е Луцкий автозавод выпускал вездеход ЛУАЗ (Волынка) из деталей запорожца.

      А еще раньше выпускал вот это. На него еще и Сапог взгромоздили.
  15. 0
    Сегодня, 20:32
    Нива в сапогах?
    Наконец.
    Один вопрос. Штатно лебедка установленна?