Наличность в оброте при Сталине

2 507 57
Наличность в оброте при Сталине


Ввиду некоторого интереса к теме финансов в сталинские времена, я решил продолжить тему, посвятив несколько больше внимания обороту именно наличных денег. Как и в случае со сталинским кредитом, сталинские порядки в деле оборота наличных денег были не менее специфическими, о некоторых их особенностях распространяться не следовало.



Но у нас есть хороший источник. Это учебник «Банковая статистика», составленный в 1940 и 1948 годах Ф.Д. Лившицем. Учебник предназначался для подготовки банковских работников, и там многие моменты были истолкованы более чем прозрачно.

Лившиц Федор Давыдович — основоположник советской банковской и кредитной статистики. После экономического факультета Одесского политехнического института, оконченного им в 1921 году, он быстро попал в Госплан РСФСР, потом в Наркомфин СССР, в котором работал до 1931 года. После этого — на преподавательской работе: Московский кредитно-экономический институт, затем Заочный кредитно-экономический институт, а с 1946 года — Всесоюзный заочный финансовый институт, потом также финансово-экономический институт. В 2012 году влит в состав Финансового университета при Правительстве РФ.

Несмотря на некоторое пренебрежительное отношение к заочному высшему образованию, этот институт делал важную работу — готовил кадры без отрыва от производства: ведущие экономисты, главные бухгалтеры, работники Госбанка СССР и так далее. За все время существования в нем прошло обучение около 500 тысяч человек. Значительную роль в этом играл Ф.Д. Лившиц, который должен был растолковать, как правильно вести банковскую статистику.

Деньги и доходы населения


Разумеется, он описывал систему обращения наличности. В целом мы будем следовать его изложению, дополняя при необходимости другими материалами.

Оборот наличности в СССР тоже планировался — кассовый план. Он составлялся ежеквартально, с разбивкой на месяцы, и утверждался правительством в составе кредитного плана, о котором было сказано в предыдущей статье. Кредитный план учитывал оборот всех денег: безналичных и наличных, а кассовый план — только наличных. Эти планы были теснейшим образом связаны между собой. Ф.Д. Лившиц писал:

«Если бы все операции банка сводились к безналичным перечислениям со счета на счет в пределах обобществленного социалистического сектора, то сальдо кредитного плана всегда было бы тождественно равно нулю. Однако это не так. С расчетных и текущих счетов наших предприятий и организаций ежеминутно происходят выплаты наличными через кассы банка, и на эти же счета почти непрерывно поступают через кассы банка наличные деньги, — не говоря уже об операциях банка непосредственно с населением. Следовательно, если сальдо кредитного плана на данный период не равно нулю, то возникает это единственно из несовпадения приходных и расходных операций в той части его оборотов, которая выполняется наличными деньгами через кассы, т. е. в той части, которая целиком отражена в кассовом плане банка». (с. 306)

Это специально для тех, кто еще верит в абсурдные теории «двухконтурного денежного обращения». У Ф.Д. Лившица всё сформулировано не оставляющим сомнений образом.

Он подчеркивал, что сальдо оборота наличности выражает совпадение сальдо четырех планов: кредитного плана Госбанка, кассового плана Госбанка, изменений объема денежной массы и баланса денежных доходов и расходов населения.

А теперь послушаем тов. Дьяченко В.П., как в СССР понималось назначение наличных денег. Дьяченко Василий Петрович, член-корреспондент АН СССР, профессор, доктор экономических наук, после экономического факультета Ленинградского политехнического института, оконченного в 1929 году, до 1947 года работал в Наркомате (Министерстве) финансов СССР и во время подготовки и проведения денежной реформы 1947 года руководил группой денежного обращения Минфина. С 1947 года и до смерти в 1971 году работал в Институте экономики АН СССР и в Государственном экономическом институте им. Г.В. Плеханова.

В своей работе «История финансов СССР», изданной уже после его смерти, в 1978 году, В.П. Дьяченко довольно откровенно поведал, что наличные деньги обслуживают отношения обобществленного хозяйства и населения, то есть заработную плату и оплату товаров и услуг, приобретаемых населением в обобществленном хозяйстве. Также:

«Превышение денежных расходов населения над его денежными доходами означает изъятие денег из обращения, а превышение денежных доходов населения над его денежными расходами — увеличение выпуска денежной массы в обращение» (с. 391).

Можно ли выпустить деньги в обращение?


В кассовом плане были учтены все моменты обращения наличных денег, начиная с их изготовления, то есть печати на фабрике Гознака, вплоть до уничтожения ветхих и негодных денежных знаков.

Опечатанные бумажные деньги и отчеканенные монеты передавались с Гознака и монетных дворов в денежные базы Госбанка, в котором они хранились в ожидании последующего использования. Стоит сразу сказать, что Ф.Д. Лившиц уточняет насчет типов бумажных денег. Билеты Госбанка СССР — это купюры крупного номинала: 10, 25, 50 и 100 рублей. Они обеспечены золотом, драгоценными металлами и другими активами Госбанка. Казначейские денежные знаки — это купюры мелких номиналов: 1, 3, 5 рублей, предназначенные исключительно для размена билетов Госбанка.

Из денежных баз по решению Эмиссионного управления Госбанка СССР наличные деньги передавались в эмиссионные фонды. Вот их функция была весьма интересной. Во-первых, фонды выпускали в обращение путем передачи в оборотные кассы отделений Госбанка СССР новые деньги. Во-вторых, изымали из обращения деньги, и не только ветхие.

Дело в том, что оборотные кассы имели право распоряжаться имевшимися у них суммами только в течение операционного дня, когда происходила выдача и инкассация наличности. Каждое отделение Госбанка СССР имело предельный кассовый остаток, сверх которого излишние деньги тут же передавались в эмиссионные фонды. При пересчете деньги сортировались по номиналам, отбирались ветхие и негодные купюры, которые после передачи в эмиссионный фонд списывались на уничтожение.

О совершенной передаче наличных денег в эмиссионный фонд, по сумме и по составу купюр, отделение Госбанка сообщало телеграфом в областную, краевую или республиканскую контору.

Когда отделению требовалась дополнительная наличность сверх поступающей, то есть подкрепление кассы, отделение не могло взять из эмиссионного фонда. В контору отбивалось телеграфное ходатайство о выдаче денег, контора, суммировав ходатайства, отбивала телеграфное ходатайство в Эмиссионное управление Госбанка СССР. Если оттуда приходило разрешение, то телеграфом отделению сообщалось, какую сумму и в каких купюрах оно могло взять из эмиссионного фонда.

То есть система регулирования оборота наличности на изъятие работала свободно, а вот на выпуск в обращение требовалось разрешение. Теперь смотрим Дьяконова: изъятие денег из оборота означало превышение расходов населения над доходами.

Зачем вам деньги?!!


И что, вот можно было прийти в отделение Госбанка СССР и потребовать выдать наличности? Вот предприятие, у которого был счет, на счету были деньги... Нет, тов. Сталин был не настолько благодушным. В 1930 году, во время кредитной реформы, было установлено правило: на обороте платежного документа клиент указывал цель, для осуществления которой снимается наличность. Если целей было несколько, то общая сумма делилась на соответствующие части. Дата, подпись. Были введены шифры, которые работники банков и бухгалтерий знали почти что наизусть, которые упрощали записи. Например, «62» — это заработная плата. Под шифрами операции учитывали в кассовых журналах отделений Госбанка и кассовой отчетности.


Формально, как пишет Ф.Д. Лившиц, для статистического учета. Но не только. Еще и для контроля. Госбанк имел право проверять целевое расходование выданных предприятию, организации или учреждению наличности. Например, сверялись ведомости зарплаты с кассовыми книгами. Любые выплаты работнику сверх сумм, выданных банком на зарплату, были запрещены. Дело в том, что все предприятия, организации и учреждения, имевшие наличную выручку, были обязаны сдавать ее в тот же день или, максимум, на следующий день. Согласно «Инструкции Государственного банка СССР по инкассации денежной выручки» 1943 года, из выручки можно было расходовать лишь на неотложные нужды и на образование кассового остатка по нормативу. Если проверка выявляла другие траты из наличной выручки, то это квалифицировалось как незаконное расходование денежной выручки, предприятие лишалось права расходования денег из выручки, а виновные в несвоевременной и неполной сдаче выручки отправлялись валить лес в лагерь — уголовная ответственность.

Перерасходовать зарплату тоже запрещалось, за исключением случая перевыполнения плана. Если перерасход был большой, то требовалось разрешение наркомата или министерства на выдачу за счет перераспределения фонда заработной платы в ведомстве.

Итак, бухгалтерия завода получила наличность в Госбанке для зарплаты, раздала пролетариату, а пролетариат пошел заработок пропивать...

В тот же день в отделение Госбанка начинала стекаться денежная выручка. По оценкам Ф.Д. Лившица, 85-90% поступления наличности — это была выручка торговых предприятий, определяемая выплатой заработной платы. За ней выезжали группы инкассаторов со специальными пронумерованными и опечатываемыми сургучными печатями сумками. Инкассатор отдавал бухгалтеру предприятия пустую сумку для выручки следующего дня, а сам забирал уже заполненную деньгами, которую при нем опечатывали и заполняли квитанции. Манипуляциям с сумками было посвящено много внимания в инструкции по инкассации. Сумки свозились в отделение Госбанка, там вскрывались, их содержимое пересчитывалось и оформлялось.


До войны, видимо, была практика, что сумма сданной наличности зачислялась на счет предприятия на следующий день до обеда. В военное время требование стало жестким — зачислять в тот же день.

Таким образом, наличные деньги в основной своей массе, порядка 80–85% от выпущенных в оборот, если и покидали оборотные кассы Госбанка СССР, то ненадолго — на день или на несколько дней. Указанные авторы не приводят статистики на сей счет, но, думается, что больше половины наличных денег выходили из касс Госбанка на срок менее операционного дня.

Ф.Д. Лившиц писал, что трудно организовать точный статистический учет наличного денежного оборота:

«Допустим, что нам удалось на протяжении хотя бы одного месяца сплошь зарегистрировать все случаи перехода денежных знаков со следующими признаками: точное время перехода, место, контрагенты операции, экономическое основание перехода (продажа товара, предоставление услуги, выдача со счетов банка и т.д.), вид и количество проданного товара, величина денежной суммы, число участвовавших денежных знаков, их купюры и т.д.» (с. 380).


И очень сокрушался по этому поводу:

«Разумеется, такая идеально мыслимая постановка изучения денежного обращения неосуществима».

Товарищ Лившиц умер в 1975 году, задолго до появления нынешних банковских систем. Можно не сомневаться, что руководство Госбанка СССР сталинских времен современная безналичная система платежей привела бы в бурный восторг, и они бы торжественно декретировали упразднение наличных денег на вечные времена.

Так что мы, стараниями Сбербанка, ВТБ и прочих, в некотором смысле приблизились к коммунизму.

Действительный контроль


Теперь немного стёба от Игоря Губермана:

Во благо классу-гегемону,
чтоб неослабно правил он,
во всякий миг доступен шмону
отдельно взятый гегемон.

Клеветал, конечно. Но, поскольку Губерман сначала был железнодорожником, потом диссидентом, потом зэком, а затем эмигрантом, он просто ничего не знал о системе Госбанка СССР, куда таких ненадежных людей и близко не подпускали и ничего существенного, как и большинству советских граждан, не рассказывали.

Если бы он знал о методах Госбанка СССР, то понял бы, что милиция и КГБ контролировали пролетариат лишь эпизодически, когда он распоясается вконец. В действительности же советский пролетариат, как и каждый отдельно взятый пролетарий, был на карандаше у бухгалтерии его родного завода и стоящего за спиной заводской бухгалтерии местного отделения Госбанка СССР. По счетам Госбанка СССР проходила вся жизнь советского класса-гегемона.


Многие полагают, что "Наган" был главным средством защиты Советской власти. Но это не так.


Вот чем в действительности защищалась Советская власть: счетами и гроссбухом!!

Люди со счетами в руках, сидевшие в особых комнатах за железными дверьми и решетками, следили за каждым его шагом. И вот это был тот действительный контроль, на котором строилась мощь Советской власти.

Сталинская система обращения наличных денег, вместе с налоговой системой и различными способами мобилизации средств, вроде подписок на займы, была настроена на то, чтобы денег народу давать по самому минимуму, только на оплату бытовых расходов. Во-первых, в качестве способа принуждения к труду. Во-вторых, чтоб не было возможности скопить капитал, даже самый незначительный. В-третьих, чтобы сумма наличности, которая оставалась в обращении на руках у населения, оставалась как можно меньшей, чтобы не возникало условий для частного предпринимательства. Если нет платежеспособного спроса, то нет и предпринимательства.

И нет, или практически нет другого пути, кроме как своим трудом укреплять обобществленное социалистическое хозяйство.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    Сегодня, 05:20
    практически нет другого пути, кроме как своим трудом укреплять обобществленное социалистическое хозяйство.
    Сейчас такого нет....
    1. +8
      Сегодня, 06:44
      А Остап Бендер утверждал: "Если в стране ходят денежные знаки, то должны быть и люди, у которых их очень много."
      1. +3
        Сегодня, 09:01
        В интересах современного государства совсем избавиться от наличности . Если все оплаты и перечисления будут происходить карточкой , это означает , что все передвижения денег будут известны банкам и государству .
        Этим можно добиться искоренения взяток . Но обязательно найдутся новые Остапы Бендеры .
        1. m-z
          +2
          Сегодня, 12:02
          Цитата: Кузнец 55

          В интересах современного государства совсем избавиться от наличности . Если все оплаты и перечисления будут происходить карточкой , это означает , что все передвижения денег будут известны банкам и государству .
          Этим можно добиться искоренения взяток .

          Нет, не получится. Если система в принципе построена на извлечение материальных благ для власть предержащих коррупционными методами, то это не поможет. Будут больше брать "борзыми щенками", ювелиркой, дорогими вещами и техникой, работой бригады строителей в течение какого-то жалкого года-двух на территории, принадлежащей бабушке зама мэра и т.п.
          Отсутствие наличных денег позволит повысить контроль государства за жизнью обычных граждан, но в борьбе с коррупцией не поможет.
          1. 0
            Сегодня, 14:56
            В Швеции уже никто не платит наличкой .
            Если попрошу соседа поставить мне забор , а оплату произвести через банк , то это уже будет государству известно . Конечно если сосед пьющий , то можно и « валютой» оплатить . Но это все мелочи . Если играть по крупному , надо найти способ оплатить другим путем , как то мимо банка .
            Поэтому и написал , найдутся другие Остапы .
  2. Хмм... Так значит цифровые денюжки хотят внедрить последователи Сталинской системы... winked Вона как ...
    1. +4
      Сегодня, 05:57
      Цитата: Александр_Македонсков
      Хмм... Так значит цифровые денюжки хотят внедрить последователи Сталинской системы... winked Вона как ...

      Наша современная буржуазия плоть от плоти из этой системы...но какая эволюция у них произошла от сталинских идей до цифрового рубля...это просто блеск. smile
    2. +2
      Сегодня, 06:59
      *Хмм... Так значит цифровые денюжки хотят внедрить последователи Сталинской системы... winked Вона как* ...
      Есчо и цифровые карты..Уже сейчас при оформлении карты банк интересуется--нужен ли тебе пластик, злодей? мол цифровая карта, это ошень удобно. наверное..
    3. +1
      Сегодня, 12:14
      Цитата: Александр_Македонсков
      Хмм... Так значит цифровые денюжки хотят внедрить последователи Сталинской системы...

      Цифровые деньги хотят внедрить последователи теории тотального контроля и управления. А уж правые они, левые или центристы - без разницы. Сталинская система - лишь частный случай.
  3. +6
    Сегодня, 05:31
    И вроде бы наукообразно, но всё ценность статьи, если она ещё есть, перечёркивается этим заявлением.
    "Сталинская система обращения наличных денег, вместе с налоговой системой и различными способами мобилизации средств, вроде подписок на займы, была настроена на то, чтобы денег народу давать по самому минимуму, только на оплату бытовых расходов. "
    По минимуму НАЛИЧНЫХ денег, да и то сомнительно.
    В общем, там где дело не касается химии, там автор частенько порет чушь.
  4. +3
    Сегодня, 05:35
    Люди со счетами в руках, сидевшие в особых комнатах за железными дверьми и решетками, следили за каждым его шагом. И вот это был тот действительный контроль, на котором строилась мощь Советской власти.

    Именно...
    Сейчас снова возвращаемся к этой системе тотального контроля за гражданами...банкиры получили право блокирования счетов граждан по одному лишь подозрению. crying
    А это понятие можно расширить по звонку старших товарищей из надзорных органов.
    Теперь за мыслепреступление можно блокирнуть деньги у кого угодно. В 2026 году собираются ввести цифровые деньги...очень интересная тема...веселые времена для нашего народа наступают.
    1. +3
      Сегодня, 08:02
      В 2026 году собираются ввести цифровые деньги...
      Их уже ввели. Причем даже Греф недоумевает: нафига?
  5. +3
    Сегодня, 06:01
    1954 год. Я его отлично помню.Жилось трудно,на счету была каждая копейка.А магазины были забиты самыми разнообразными товарами и продуктами.По мере того,как народ раздышался,многие товары и продукты исчезли с прилавков.В то время у народа было мало денег на руках.Правда,у у некоторых были излишки купюр.Сейчас только под "падушками" триллионы.А на гос. оборот денег не хватает. Найти бы золотую середину.
  6. +6
    Сегодня, 06:09
    Спасибо автору за статью.
    Всегда очень интересно читать дискуссию «двухконтурников» и «недвухконтрников».
    Вставлю и свои «5 копеек», кстати, а что можно было купить на них в доперестроечном СССР?

    Будет большой ошибкой рассматривать в целом систему денежного оборота какого то периода, без внешних факторов влияющих на денежный оборотот и экономику в целом.
    Ту систему, которую продемонстрировал автор, можно было наблюдать в СССР и до конца его существования, за минусом 1988–1991 гг.: сдача наличности, инкассация и пр. – соблюдались совершенно перечисленные параметры.
    Или может какими-то указами после 1953 г. финансово-денежная система была изменена? Т. е. торговые точки перестали сдавать деньги ежедневно, или можно было стянуть из кассы денег на з-п? или «62» исчез и был заменен?
    Думается, что здесь проблема кроется в том, что при Сталине и розничная торговля и вообще производство продукции группы Б, было минимальным. Особенно по отношению к этим показателям к позднему СССР, так в 1970 г. по отношению к 1950 г. экономика увеличилась в 2,5 раза.
    Плюс изменение в распределении денежной массы, когда с-х. было сильно за контуром денежных отношений при Сталине, а, например, к 1970 г. денежные отношения охватывали всё работающее население, существенным, например, стало и пенсионное обеспечение.
    И это все надо учитывать.
    1. +4
      Сегодня, 08:05
      Вставлю и свои «5 копеек», кстати, а что можно было купить на них в доперестроечном СССР?
      Поездку в метро.
      1. +5
        Сегодня, 08:59
        Антон,
        доброе утро!
        Кто то Вам за "поезду в метро" минус поставил...
        А я еще вспомнил: стакан молока в школьной столовой стоил 5 коп, еще пирожок.
        hi
        1. +4
          Сегодня, 09:17
          Кто то Вам за "поезду в метро" минус поставил...
          "Жалкие, ничтожные личности!" (С)
          У нас в школьной столовой молоко для начальных классов бесплатно давали.
          Доброе утро, Эдуард!
        2. +5
          Сегодня, 09:21
          пирожок.

          Маленький стаканчик семечек,а также.....зубной порошок *Мятный*. bully
          1. +2
            Сегодня, 09:32
            Маленький стаканчик семечек,
            Кстати, да!
            Привет, Сергей!
            1. +2
              Сегодня, 09:46
              Привет, Сергей!

              Привет Антон!
              А вот *нормальный* стакан обошёлся бы уже в 10 копеек. bully
              1. +1
                Сегодня, 09:50
                Иногда до 12-15 доходило, если семки были крупные.
                1. +1
                  Сегодня, 12:37
                  -15

                  По 15 тыквенные обычно шли.
          2. +4
            Сегодня, 10:04
            Приветствую Сергей,
            да, про пирожок с повидлом тоже вспомнил
            1. +3
              Сегодня, 12:38
              Приветствую Сергей,

              Приветствую Эдуард! hi
              Да,это были ДЕНЬГИ. bully
        3. +2
          Сегодня, 12:48
          Добавлю, что пирожок был с мясом и мяса по весу было больше чем теста
      2. Стакан газировки с сиропом и два без, в атомате. Или большую кружку с сиропом в киоске. А еще медиатор, из них дымовухи хорошие получались smile и спички. И конечно же газеты.
        1. +3
          Сегодня, 09:46
          А еще медиатор, из них дымовухи хорошие получались
          Не знал. Мы дымовухи из шариков для настольного тенниса делали.
          1. +2
            Сегодня, 12:40
            Мы дымовухи из шариков для настольного тенниса делали.

            Иногда в ход шли ....расчёски! laughing Главное было сделать правильный выбор,как правило по совету друзей. laughing
      3. 0
        Сегодня, 15:01
        Поездку в метро.

        Пять коробков спичек.
        Два раза позвонить из таксофона и коробок спичек.
        Стакан газ воды в автомате или березового сока в буфете бани.
    2. +2
      Сегодня, 08:23
      Цитата: Эдуард Ващенко
      Вставлю и свои «5 копеек», кстати, а что можно было купить на них в доперестроечном СССР?

      Ну если у вас "неразменный пятак", то и на Запорожец можно было скопить, были случаи.
      1. +5
        Сегодня, 09:02
        то и на Запорожец можно было скопить, были случаи.

        Ох и долго копить!
        Но вот если пару, а лучше три не купить молока в столовой, то в Союзпечате можно танк или "ракетницу" за 12 коп. купить. laughing
        1. +2
          Сегодня, 09:30
          Цитата: Эдуард Ващенко
          то и на Запорожец можно было скопить, были случаи.

          Ох и долго копить!
          Но вот если пару, а лучше три не купить молока в столовой, то в Союзпечате можно танк или "ракетницу" за 12 коп. купить. laughing

          Неа...Эскимо на палочке в фольге лучше за 11 коп.
    3. +4
      Сегодня, 12:44
      Цитата: Эдуард Ващенко
      Вставлю и свои «5 копеек», кстати, а что можно было купить на них в доперестроечном СССР?

      Пять коробков КЦ. wink
  7. +2
    Сегодня, 06:46
    Это специально для тех, кто еще верит в абсурдные теории «двухконтурного денежного обращения»

    У предприятия два счета - ссудный и расчетный, на последнем находятся собственные оборотные средства предприятия и расходуются им по своему усмотрению в целях выполнения плана производства и обеспечения реализации продукции. Заёмные средства полученные в форме банковского кредита находятся на ссудном счёте и их можно использовать только на цели указанные при выдаче ссуды. Как мы помним наличный оборот между предприятиями запрещен, вот вам и контур денег, которые не уходят дальше государственного сектора экономики и не создают инфляцию.
  8. +7
    Сегодня, 07:05
    Резануло, что получив зарплату пролетариат идет ее пропивать... Какое то прнебредение, даже презрение звучит...
    Опять же про минимум наличности, а как тонда во время войны колхозники умудрялись сдавать столько денег, что покупались на них именные самолеты и танки?
    1. 0
      Сегодня, 08:26
      Цитата: Андрей ВОВ
      а как тонда во время войны колхозники умудрялись сдавать столько денег, что покупались на них именные самолеты и танки?

      Пропаганда. Да и невозможно было купить танк ибо завод выпускал их столько сколько мог, план бы выполнить.
      1. +3
        Сегодня, 12:52
        Цитата: Дырокол
        Пропаганда.

        Не-а. Особенности советской экономики, в которой существовали высокодоходные профессии. Тот же Ферапонт Головатый был пчеловодом, и за самолёт он отдал стоимость 200 кг мёда.
        Цитата: Дырокол
        Да и невозможно было купить танк ибо завод выпускал их столько сколько мог, план бы выполнить.

        А вот "покупка" - это как раз пропаганда. На самом деле это был взнос в фонд обороны, деньги из которого шли на которого производство военной техники. А уж дальше имя дарителя наносилось на борт планово произведённого самолёта или танка - сообразно внесённой сумме.
        Военный Совет ВВС сердечно благодарит Ф. П. Головатого за его патриотический почин. Деньги просим внести в госбанк, в фонд обороны. Копию квитанции вручить военпреду завода, выделить один из облётанных самолётов Як-1, написав на фюзеляже то, что просит колхозник
        1. 0
          Сегодня, 14:38
          за самолёт он отдал стоимость 200 кг мёда.
          Блин, это ж сколько мед стоил?
          Добрый день, Алексей!
          1. +1
            Сегодня, 14:58
            Цитата: 3x3zsave
            Блин, это ж сколько мед стоил?

            От 500 рублей за килограмм. Позже семья Головатого внесла средства ещё на один самолёт, переданный ВВС в 1944 г.

            Вообще, Ферапонт Головатый - интересная личность. Лейб-гвардеец с тремя Георгиевскими крестами, первоконник (что, походу, и спасло его в лихие годы), председатель колхоза и Герой Соцтруда.
            1. 0
              Сегодня, 15:09
              От 500 рублей за килограмм.
              Нехило!
              То есть на премию за сбитый самолет можно было попытаться купить 2 кг меда.
    2. +2
      Сегодня, 09:34
      Цитата: Андрей ВОВ
      Опять же про минимум наличности, а как тонда во время войны колхозники умудрялись сдавать столько денег, что покупались на них именные самолеты и танки?

      Головатый и Конев были успешными пчеловодами
  9. +2
    Сегодня, 07:42
    Сталинская система обращения наличных денег, вместе с налоговой системой и различными способами мобилизации средств, вроде подписок на займы, была настроена на то, чтобы денег народу давать по самому минимуму, только на оплату бытовых расходов.

    Очередная ересь и ахинея.
    Никогда коммунисты не делали рабов из рабочих и служащих. Это не современная Россия.
    Денег может быть и не было очень много. Но на безбедную жизнь - еда, одежда, учеба, книги, квартплата (и тэдэ) зарплаты хватало. И если человек не бухал, то денег на жизнь вполне хватало и еще откладывали.
    1. 0
      Сегодня, 15:08
      И если человек не бухал, то денег на жизнь вполне хватало и еще откладывали.

      Я 1978 года рождения. В классе 4-5 очень был удивлен, что отец 1956 г.р. Выдел нищих побирушек. Не думал, тогда что с этим столкнусь по жизни в принципе.
      К слову СССР боролся с тунеядством….
  10. -1
    Сегодня, 07:47
    Суть Русской цивилизации есть большевизм.

    Цитата: Д.Верхотуров
    Если нет платежеспособного спроса, то нет и предпринимательства.

    Вся статья - это антисоветская пропаганда!!!

    При Сталине цены снижали отчего покупательная способность граждан возрастала.

    При Сталине были кооперативы и артели, которые выпускали "джинсы и жвачку" тем самым покрывая все потребности населения в "мелочах".

    Статья на ВО. "Предприниматели Сталина" :
    https://topwar.ru/82220-predprinimateli-stalina.html?ysclid=mfnhk7i9jh916356705

    Статья на ВО. "Почему Хрущёв уничтожил сталинские артели":
    https://topwar.ru/169394-pochemu-hruschev-unichtozhil-stalinskie-arteli.html?ysclid=mfnhh0q8ow327048421
    1. +3
      Сегодня, 08:18
      Да, артели закрыл потом Хрущов и железной рукой погнал к коммунизму. При Сталине именно артели производили радиоприёмники и даже телевизоры. Государство было занято восстановлением хозяйства после войны. Ему было не до мелочей и артели очень пригодились. У меня был радиоприёмник, доставшийся по наследству после покупки дома. Сделан вручную, но очень качественно. Даже стекло диапазонов вручную было разрисовано и очень красиво. Из фанеры корпус. Дата производства 1953 год. На задней стенке наклейка про какую-то артель при Западно-сибирском совнархозе. Приёмник работал, хотя уже была средина восьмидесятых. Только лампы бы поменять, они возбуждались и брякали, но интернета не было и что там за лампы в жестяных корпусах со странной маркировкой, я не разобрался. При переезде выкинул, о чём жалею.
    2. -2
      Сегодня, 12:11
      Ну тогда тов. Лившиц учил советских бухгалтеров и экономистов по антисоветской пропаганде. laughing
  11. +2
    Сегодня, 08:11
    Сталинская система обращения наличных денег, вместе с налоговой системой и различными способами мобилизации средств, вроде подписок на займы, была настроена на то, чтобы денег народу давать по самому минимуму, только на оплату бытовых расходов.

    Итак, бухгалтерия завода получила наличность в Госбанке для зарплаты, раздала пролетариату, а пролетариат пошел заработок пропивать...

    Во дела! По описанию автора выходит советские люди строители коммунизма существовали на уровне скота - работали за копейки. А всё что зарабатывали тут же пропивали!

    Мой отец 1939 года немного застал те сталинские времена. По его словам, жили действительно небогато, но весело. С каждым годом всё лучше и лучше. И впереди были большие перспективы. Выпивали, но меру знали. Советский Союз тогда развивался семимильными шагами. И делали это не рабы алкоголики (по автору), а целеустремлённые, счастливые советские люди.
  12. 0
    Сегодня, 08:21
    Да-а, не зря народ частушку придумал Хочешь жни хочешь куй все равно получишь-ну дальше все знают продолжение. Политика сайта будь она не ладная.
  13. +1
    Сегодня, 08:28
    Поганая статейка.Однобокий ,заинтересованный взгляд на наше прошлое.
  14. -1
    Сегодня, 10:34
    Сталинская система обращения наличных денег, вместе с налоговой системой и различными способами мобилизации средств, вроде подписок на займы, была настроена на то, чтобы денег народу давать по самому минимуму
    ,

    РУССКОМУ народу по минимуму, а грузинам и пр -по максимуму, см таблицу-в Таджикии крестьянин получал в СТО раз больше, чем в России

    Поэтому русские бежали в города, вымирали деревни , а Азия плодилась под заботливым крылом партии.
    1. -1
      Сегодня, 12:14
      А ссылочку на документ можно? Чтобы посмотреть его, так сказать, в первозданном виде.
      1. +2
        Сегодня, 12:59
        Добрый день! Позвольте ,раз Андрей молчит
        https://istmat.org/files/uploads/37161/rgae_1562.33.804_-62-73.pdf?ysclid=mfnt74m54f963547123
  15. 0
    Сегодня, 11:31
    Цитата: 3x3zsave
    Их уже ввели
    Ещё нет. Событие перенесли
    1. 0
      Сегодня, 11:45
      "Технически цифровой рубль начал триумфальное шествие по стране еще с 1 сентября. С этого момента все крупные банки должны были предоставить своим клиентам возможность открывать цифровые счета, а все торговые предприятия с выручкой более 120 млн рублей в год — обеспечить гражданам возможность покупать свои товары на цифровые рубли. В масштабах страны это 12 тысяч компаний."(С)
      https://www.fontanka.ru/2025/09/16/76030182/
  16. +2
    Сегодня, 13:11
    Характерная особенность статей этого автора, учителя истории по образованию - полный и всеобъемлющий дилетантизм. Он совершенно ничего не смыслит ни в одной из затронутых тем, но очень жаждет славы. И считает, что эту самую славу можно снискать, генерируя всякую альтернативную ахинею. Применительно к теме сегодняшней статьи в этом легко убедиться, ознакомившись, к примеру, с литературой вроде Батырев В., Организация и планирование денежного обращения в СССР, М., 1952 или Каганов Г. В., Организация и планирование денежного обращения в СССР, М., 1971.
  17. 0
    Сегодня, 13:54
    Цитата: Наган
    А Остап Бендер утверждал: "Если в стране ходят денежные знаки, то должны быть и люди, у которых их очень много."

    Даааа, Бендер - голова... Ему палец в рот не клади... ;)
  18. 0
    Сегодня, 14:12
    "Итак, бухгалтерия завода получила наличность в Госбанке для зарплаты, раздала пролетариату, а пролетариат пошел заработок пропивать..."
    Прелестно... Тут одно из двух:
    1. Автор, поди, из потомственных аристократов? И перед нами классический пример "прорыва его классового презрения" к пролетарской быдлоте, так сказать. Которая только тем и живёт, что ворует да бухает. А строки "происходит из потомственных сибиряков" в его биографии - это так, просто для красивого словесного оборота.
    2. Явно предвзятое и огульное отношение к фактам. Что, как для историка, коим себя позиционирует Верхотуров, есть профессиональное самоубийство.
    Фу таким быть, неуважаемый Дмитрий Верхотуров.