Бензин или дизель – на чем Россия поедет в будущее

6 287 90
Бензин или дизель – на чем Россия поедет в будущее
Цены солярки и бензина на АЗС практически сравнялись


Сказки, не ставшие былью


Правительство России давно пытается найти универсальное решение для транспортной системы страны. С завидной регулярностью принимаются постановления и программы, регламентирующие развитие отечественной энергетики. Например, 5 августа 2021 года премьер Мишустин подписал «Концепцию развития водородной энергетики в Российской Федерации». В частности, в планах было создание опытных образцов тяжелой техники на водородном топливе. Дееспособных образцов до сих пор не видно и не слышно, но вот представительский «Аурус» на топливных элементах не первый год появляется в новостных сводках. Собственно, на этом и все.



Программа была ориентирована на возможный рост потребления водорода за рубежом – Россия в этом случае могла бы стать экспортером. Примечательно, что синтез водорода предусматривался преимущественно из природного газа, с которым у страны проблем пока нет. Экспортные рынки закрылись, а которые не закрылись, водород покупать у России точно не будут. Не сложилось и с внутренней повесткой. Стоить вспомнить и про инициативу с переводом автомобилей (в том числе и частных) на газомоторное топливо.


Подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива» стартовала в 2018 году, но с тех пор так и не показала значимого результата. И это не первая государственная инициатива – первые попытки стимулировать внутреннее потребление газа на транспорте датируются 2013 годом. Сразу стоит сделать оговорку – в программе речь идет о переводе транспортных средств на сжатый метан или, по-другому, компримированный природный газ. Об успешности очень хорошо сигнализируют цифры. На метане катаются чуть больше 340 тысяч транспортных средств, при том что всего в России 62 миллиона колесной и гусеничной техники. На солярке и бензине по-прежнему работают более 90 процентов техники различного назначения.

Не шевелится и «Газпром», потерявший львиную долю доходов после отпавшего европейского рынка. Казалось бы, инвестируй в газозаправочные станции, в НИОКР по газовой теме, разрабатывай соответствующую автомобильную оснастку. И народ пойдет в тему. По крайней мере, крупные перевозчики. Из серьезных заказчиков пока только отметился Санкт-Петербург, закупающий городские автобусы на метане. Москва, напротив, предпочитает электробусы. Кстати, об электрическом транспорте. В архивах Правительства есть и такие программы развития. В 2021 году приняли «Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года», которую пока не отменили. А зря. Например, в текущем году планировали выпустить 44 тысячи «электротранспортных средств», а в прошлом – 17 500 единиц. Здесь полный провал.

На середину текущего года в стране зарегистрировано 65,2 тысячи «электричек». Разумеется, большая часть не произведена в России, а привезена из-за рубежа. А еще по всей стране должны быть в строю не менее 10 тысяч медленных зарядных станций – это которые заряжают электрокар за несколько часов. Высокотехнологичных быстрых станций ожидали к концу 2025 года в количестве 5791. Сказки, которые никогда не станут былью. На деле в России сейчас около восьми тысяч зарядок, из которых 65 процентов медленные. В Программе, к слову, коснулись и водородной энергетики – до 2030 года в России должно появиться не менее тысячи заправок.

Осталось чуть больше четырех лет. Ждем. Можно долго спорить о целесообразности электрического транспорта, но, похоже, в руководстве отрасли решили с ним окончательно распрощаться – с января 2025 года введены фактически заградительные пошлины на ввоз в размере 667 тысяч рублей. Насколько электромобили близки народу, очень хорошо иллюстрирует ожидаемая цена на небольшой по габаритам «Атом». Стоимость машинки прогнозируют в диапазоне от 3 до 4 млн рублей. Все-таки электромобиль в России остается роскошью, а не средством передвижения.

Плюс дизелизация всей страны


Реальный взгляд на действительность заставляет задуматься о старом-добром дизельном топливе. И контекст подходящий. Отечественные НПЗ подвергаются беспрецедентным атакам со стороны киевского режима. И за три года не найден эффективный рецепт обороны. Будет ли он найден в будущем и прекратятся ли налеты БПЛА, неизвестно. В любом случае, Украина еще долго будет представлять опасность для нефтеперерабатывающей промышленности России. Складывается парадоксальная ситуация. Украина декларирует своей целью снижение производства солярки, основного топлива специальной военной операции. На деле же снижается генерация бензина.

А дизельное топливо как шло на экспорт, так и идет. Российские НПЗ производят солярку с большим избытком. Дело здесь в простой математике. Из 159 литров нефти – это один баррель – ректификацией получают около сотню литров бензина и всего 30 литров дизельного топлива. Несмотря на расхожее мнение, что солярка стоит копейки, её производство дороже выгонки бензина. Перегонять нефть приходится глубже, дополнительно проводить гидрокрекинг и коксирование, а также вводить целый спектр добавок. Например, для большей морозостойкости.


Дизельный мотор, при всех прочих равных, сложнее и дороже бензинового. Но выигрывает по эксплуатационным характеристикам

С учетом того, что солярка активно идет на экспорт, цена на заправках покупателей точно не радует. Но сейчас ситуация резко изменилась, и разница между бензином и дизтопливом почти сравнялась. При этом бензина хронически не хватает. Не пора ли задуматься о переориентировании отечественного автопрома на дизельные двигатели? Автобусы, грузовики и легкий коммерческий транспорт давно на тяжелом топливе, но, судя по всему, не они делают кассу нефтепереработчикам. Простой поток отпускников на личном автотранспорте способен заметно поднять стоимость бензина на заправках. Напомним, что дизельное топливо производится в избытке и активно вывозится танкерами за рубеж. Отечественная программа легкового дизелестроения могла бы сгладить существующий дисбаланс в потреблении и производстве топлива. Пока же в стране только 6 процентов легковых автомобилей на солярке.

Но по опросам, до четверти автолюбителей хотели бы владеть дизельной машиной. Не стоит смотреть в этой истории на Запад. После «дизельгейта» в США машины на тяжелом топливе оказались почти вне закона – много сажи, оксидов азота и прочих неприятностей. Дизель стал настоящим «козлом отпущения», на которого свесили все экологические грехи, не особо включая мозги при этом. Причем по всем теоретическим раскладам КПД дизельного мотора выше бензинового, количество вредных примесей при правильной фильтрации меньше, а расход топлива ниже. В России, с учетом почти сравнявшихся цен на бензин и дизель, настало время дизелизации. Например, как элемента суверенной экономики и промышленности. Но не все так просто.

В России практически не осталось своей школы малолитражного дизелестроения. Для внедорожников УАЗ на Заволжском моторном заводе какое-то время выпускали дизель ЗМЗ-514, но позже отказались – импортные аналоги, как это часто бывает, оказались дешевле и эффективнее. На АвтоВАЗе еще в 80-е годы экспериментировали с малогабаритными и высокофорсированными дизелями. В прототипах ходил мотор ВАЗ-341, но технический уровень предприятия того времени не позволял выполнить изделие с достаточным качеством. Напомним, что основные сложности дизельного мотора заключаются в топливной аппаратуре (ТНВД – топливный насос высокого давления) и большей точности и прочности узлов.

Степень сжатия в цилиндре дизеля несравнимо выше, чем у бензинового аналога, отсюда и большая претенциозность в изготовлении. В общем, АвтоВАЗ в 80-е не вытянул проекта легкового дизеля, но не отказался от него окончательно. В начале 2000-х годов на универсалы ВАЗ-2104 устанавливали барнаульские дизели с топливной аппаратурой Bosch, но они не отличались выдающейся надежностью. После этого на тольяттинские машины эпизодично ставили импортные дизельные агрегаты.


При всей сложности разработки массового дизеля для легкового транспорта, ничего невозможного в этом нет. Моторостроители в России, к счастью, еще остались. За пару-тройку лет создать дизель на базе существующего бензинового аналога вполне возможно. Или даже построить с чистого листа. Денег понадобится немало, но дело не только в финансах. Необходима программа государственного стимулирования покупки именно дизельных машин. При всех прочих равных, авто на тяжелом топливе дороже бензинового. Хотя и обладает массой потребительских преимуществ – тяга с низких оборотов, низкий расход и большой запас хода.

Прямое субсидирование, льготные кредиты и прочие инструменты для смягчения финансовой нагрузки в руках государства точно имеются. Например, для дизелей на первых порах можно отменить транспортный налог. Сейчас в отношении импортных (прежде всего, китайских) автомобилей применяются очень немаленькие ввозные пошлины. Для дизелизации личного автопарка россиян неплохо бы выборочно снизить сборы с машин на тяжелом топливе. Другое дело, что в Китае таких машин исчезающе мало, но ради российского рынка они точно что-то придумают. У японцев закупят, например. Китай активно осваивает локальную сборку авто в России – здесь также можно подкрутить преференции для дизелей.

Что мы получим в итоге?


Даже если доля машин на тяжелом топливе поднимется с нынешних 6 процентов до 20-25, это станет настоящим прорывом. Особенно, если эти автомобили будут от российских заводов. Солярку перестанут экспортировать в таких объемах за границу, а бензин выйдет из категории дефицитных. Все-таки из легких фракций нефти можно сделать гораздо больше полезного, чем банальный бензин, сжигаемый в камерах внутреннего сгорания.
90 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    Вчера, 03:59
    Я уже прошел дизелизацию: у меня были три японки дизели...Теперь езжу на бензине. Автор пишет, что дизель дороже бензина и предлагает переходить на дизель request Непонятно...
    1. -1
      Вчера, 10:00
      Извините, немного в шоке от Вас....Три дизеля, теперь бензин...а расxод как? ничего, что бензин лить в бак надо гораздо чаще?
      Или у Вас xонда с непосредственным врпыском в цилиндры?
      1. +4
        Вчера, 10:05
        Дизеля были когда соляр стоил много дешевле...А сейчас бензин и соляр в цене почти сровнялись...А расход по городу примерно одинаковый. Да и машинка у меня трехлитровая, Harier. Как-то так. hi
        1. 0
          Вчера, 10:09
          Просто солярку машина ест по
          чти в два раза меньше чем бензин
          с УВАЖЕНИЕМ!
          1. 0
            Вчера, 10:16
            АУДИ 7 бензин в роионе 25 литров а городе .солярка не более десяти..

            крузак 4,5 литра солярка 12 литров бензин около 30 литров!
          2. -1
            Сегодня, 03:19
            Цитата: ved_med12
            Просто солярку машина ест по
            чти в два раза меньше чем бензин
            с УВАЖЕНИЕМ!

            Для сравнения! Этой зимой ездил 5 раз на малую родину расстояние в один конц 340км, 4 раза на УАЗ и один раз на Газель Некст( с каминсом), Впечатления : На УАЗе ехать тяжелее, но он не боится препятствий. По расходу УАЗ " съел" 95-го больше чем Газель соляры, но по деньгам УАЗ чемпион!
  2. Уголь. Уголь наше всё. У нас его на тысячу лет, точнее, на 900.... Кое-кто так обозначил wink
  3. +18
    Вчера, 04:53
    На производных нефти куча народа сидит и кормится...забудьте пока о водородных и электрических автомобилях...это все под сукно положили. smile
    Парадоксально...нефть благо для промышленности и экономики и в тоже время тормоз прогресса в других областях нашего бытия...как наркотик хе хе.
    1. +3
      Вчера, 06:30
      Не нефть тормоз,а не совершенство технологий и цены.Например,по тем же "электричкам":"москвич 3"(смотрел года полтора назад),бензиновый,на тот момент,стоил около 1,5млн,а такой же "электричка",выше 4млн.На электро авто на "дальняк" съездить становится тем ещё квестом:полная зарядка не менее 4-6 часов на 400км(по паспорту,а фактически меньше, примерно 350км)и заправки довольно редки,а про очереди на них могу только догадываться.Так же есть "косяки" и с метаном.К примеру:если от моего дома ближайшая заправка в 80км.,в другом направлении 150км.,а вот в третьем направлении, вообще 330км.Хотя в общем,метан самая достойная и перспективная(на мой взгляд)тема,если цена не метан не увеличится.
      1. +2
        Вчера, 20:28
        Как только автотранспорта на метане будет так же процентов 20-25, то и цены поднимут на метан, объяснения этому придумают. В 2012 году у нас в организации МБУ" Дорстрой" в Саратове были Камазы на метане, но нужно качественное специализированное обслуживание аппаратуры, а так как это стоит не маленьких денег, то со временем всё накрылось медным тазом и переделали машины на обычный дизель.
    2. +8
      Вчера, 07:12
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      На производных нефти куча народа сидит и кормится...

      Алексей! hi
      Да у нас на обычной (бесплатной) воде куча народа сидит и кормится...Я застал время, когда по ж/д ходили паровозы, а на каждой станции была паровозная колонка:

      Парадоксально то, что обладая всеми возможностями для производства электричества, Россия не может обеспечить им электрический транспорт. Сегодня уже не редкость общественный транспорт на электрической тяге (электробусы)...
      Есть такой проект (Пенжинская ПЭС):

      Видите, как всё просто - вырезать гланды через задницу:
      Однако, по мнению некоторых экспертов, проект может столкнуться с рядом проблем при реализации, среди которых вопросы с транспортировкой топлива и рынками сбыта.

      За 6 700 км протянуть «Силу Сибири-2» - перспективно, выгодно и рентабельно...Проложить по дну Балтийского моря без восьми - 5 000 км труб и...довольствоваться их нахождением в состоянии ежегодной коррозии - доходно и эффективно (потому что этим занимаются назначенные эффективные менеджеры)...
      Действительно, чего проще реализовывать за деньги народное достояние, объясняя народу, что нужно отнестись к этому с пониманием...
      А вот стать мировым лидером по продаже восполняемого водородного топлива...Тут придётся раскинуть мозгами...А вся проблема здесь в том, что Пенжинская губа слишком далеко от Москвы и Ленинграда, чтобы это заботило проживающих в них 15% населения России...
      1. +2
        Вчера, 07:54
        Цитата: ROSS 42
        А вот стать мировым лидером по продаже восполняемого водородного топлива

        А зачем???? Что хорошего в водороде, кроме экологии? Не вижу никаких существенных преимуществ супротив метана. Зато куча технических проблем по хранению, транспортировке, использованию, безопасности.
        Цитата: ROSS 42
        Сегодня уже не редкость общественный транспорт на электрической тяге (электробусы)...

        Народ уже начинает прозревать, что электромобили полная глупость. Срок службы батареи лет 5. Стоимость замены как пол автомобиля. И кому нужен подобный драндулет. А тут автобусы, можно смело умножать на 10.
        Цитата: ROSS 42
        А вся проблема здесь в том, что Пенжинская губа слишком далеко от Москвы и Ленинграда, чтобы это заботило проживающих в них 15

        Сахалин-2 тоже далековато от Москы и Петербурга. Но это почему-то никого не останавливает.
        1. +8
          Вчера, 08:10
          Цитата: Винни76
          Сахалин-2 тоже далековато от Москвы и Петербурга. Но это почему-то никого не останавливает.

          Вы прошлись по «верхушкам» моего сообщения, суть которого состоит в том, что российские буржуи не стремятся вкладывать деньги в «долгострои». Их любимое занятие - снимать сливки, а для этого нужно просто хорошо взболтать молоко и дать ему отстояться в холодном месте...
          Цитата: Винни76
          Не вижу никаких существенных преимуществ супротив метана. Зато куча технических проблем по хранению, транспортировке, использованию, безопасности.

          Метан - это здорово! Только он не относится к восполняемым ресурсам...Особенно, когда он взрывается...
          В жилых домах в России используют природный газ (метан), который подаётся по общей магистрали.
          В домах, удалённых от магистрали, для бытовых нужд применяют сжиженный газ (пропан-бутан), который поставляется в баллонах или хранится в газгольдерах.

          И происходит это по стране не реже двух раз в месяц...
          * * *
          Цитата: Винни76
          Народ уже начинает прозревать, что электромобили полная глупость. Срок службы батареи лет 5.

          Даже, если в России придумают двигатель на воде, то буржуи и с этого изобретения будут качать прибыль, задрав цены на воду...
          1. +1
            Вчера, 11:30
            Цитата: ROSS 42
            суть которого состоит в том, что российские буржуи не стремятся вкладывать деньги в «долгострои».

            Думаете в остальном мире буржуи совсем наоборот? Предпочитают вкладываться в долгострои, а деньги вернуть лет через дцать.
            Цитата: ROSS 42
            Метан - это здорово! Только он не относится к восполняемым ресурсам...Особенно, когда он взрывается...

            Не знаю насчёт восполняемости (и никто не знает), но запасов метана на долгие годы.
            По взрывоопасности водород существенно опаснее. Метан взрывоопасен 5-15% объема. Водород 4-75%. Почувствуйте разницу
            Цитата: ROSS 42
            И происходит это по стране не реже двух раз в месяц..

            А с водородом будет в 7 раз чаще.
            Цитата: ROSS 42
            Даже, если в России придумают двигатель на воде, то буржуи и с этого изобретения будут качать прибыль, задрав цены на воду

            Конечно будут. Добро пожаловать в реальную жизнь
      2. -2
        Вчера, 14:58
        Цитата: ROSS 42
        (потому что этим занимаются назначенные эффективные менеджеры)...
        Действительно, чего проще реализовывать за деньги народное достояние, объясняя народу, что нужно отнестись к этому с пониманием...

        Хм, напомните мне а в США/Японии/Германии/Китае - буржуи чем то отличаются от наших??!!
    3. +1
      Вчера, 07:48
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      На производных нефти куча народа сидит и кормится...забудьте пока о водородных и электрических автомобилях...это все под сукно положили. smile
      Парадоксально...нефть благо для промышленности и экономики и в тоже время тормоз прогресса в других областях нашего бытия...как наркотик хе хе.

      Вот-вот. Поэтому и похоронили Ё-мобиль. 3 литра газа на 100 км. Это ж какие убытки для российских нефтяных компаний. А между тем, устройство двигателя и экономичность Ё-мобиля ёкали всех конкурентов.
      1. 0
        Вчера, 11:38
        Цитата: Бородач
        Вот-вот. Поэтому и похоронили Ё-мобиль. 3 литра газа на 100 км. Это ж какие убытки для российских нефтяных компаний. А между тем, устройство двигателя и экономичность Ё-мобиля ёкали всех конкурентов.

        Книжка есть хорошая, "Люди, автомобили, рекорды". Литр бенза на 100 км давно не проблема. Если не путаю, давно читал
    4. +2
      Вчера, 11:34
      А Вы полагаете, что водород и электропривод - это прогресс? Все не так однозначно..1. По водороду. Стоимость получения водорода пока превышает стоимость получаемой от него энергии. А в огороде водород не накопаешь - в природе он в чистом виде отсутствует. Да, есть перспективные технологии получения водорода, но они пока в разработке. По эксплуатации водорода тоже проблемы. Дело в том, что он легко просачивается через металлы, взрывоопасен. Существующие технологии хранения водорода на борту дороги на сегодняшний день... Тем не менее, работы по водороду ведутся, хотя массового применения в ближайшие годы ожидать не следует... 2. По электроприводу. Применение электротяги НЕ решает проблему получения энергии!!! Вы просто ставите другой двигатель... А где для него брать энергию? По различным оценкам, суммарная мощность ВСЕХ автомобильных двигателей (только автомобильных!!!) превышает мощность электрогенерации на планете в 4-8 раз (такая большая разница в оценках объясняется разными методиками расчета)... Например, подсчитано, чтобы мелкобританию полностью перевести на электрический транспорт, надо увеличить электрогенерацию в 20 раз(!!!) Как думаете, это реально? Кроме этого, при использовании электропривода существует еще множество проблем. Наличие сильных электромагнитных полей на борту (от токсичности отработавших газов уходим - приходим в электромагнитному загрязнению, опасно влияющему на человека), опасность возгорания блоков аккумуляторных батарей, необходимость замены всех тяговых аккумуляторов каждые 5-7 лет (об этом предпочитают не говорить - а это вообще кругленькая сумма!), экологическая вредность производства компонентов для электромобилей (она суммарно ПРЕВЫШАЕТ вредность от эксплуатации машин с поршневыми двигателями!!!!), малый запас хода (пока, позже наверное это решится), сложность отопления салона автомобиля (особенно в суровых зимних условиях) и т.д. и т.п. Так что петь оды электромобилям пока ОЧЕНЬ рано... А для нашей страны с ее огромными расстояниями и суровыми климатическими зонами так это вообще утопия!
  4. +18
    Вчера, 05:02
    В России практически не осталось своей школы малолитражного дизелестроения.

    У нас в стране небывалый подъём «торговлестроения»...Некоторым всё невдомёк, почему ежегодная инфляция продолжает пожирать наши накопления. А я вам отвечу, если мало производить и заниматься куплей-продажей, то всё так и останется...Мало того, скоро мы будем радоваться, что подготовленный к серийному выпуску самолёт налетал 100 часов без капремонта...
    В СССР много чего могли и стоимость энергоносителей (в том числе электричества, воды, тепла) держали на низком уровне...Чтобы производство могло развиваться...И кредиты были под 4% годовых...А с таким отношением мы скоро вспомним о лошадях...
    Вероятно, система общественного транспорта создавалась для каких-то целей и имела значение...Но, сегодня же каждый стремится в бизнес, а въезжать в него рядом с «нищебродами» - «западло»...
    И вымучиваем мы новые темы по дороговизне производства и по дешевизне купли-продажи...
    1. -4
      Вчера, 15:02
      Цитата: ROSS 42
      В СССР много чего могли и

      В легковой дизель и вообще в авто - не могли. Даже для армии для УАЗика - не смогли, хотя там дизель плакал - просился...
    2. -1
      Вчера, 22:45
      В СССР много чего могли и стоимость энергоносителей (в том числе электричества, воды, тепла) держали на низком уровне...Чтобы производство могло развиваться...И кредиты были под 4% годовых..
      Ну если всё так хорошо было, где качественный, удобный и безопасный личный и общественный транспорт в СССР?
  5. +18
    Вчера, 05:07
    В России, с учетом почти сравнявшихся цен на бензин и дизель, настало время дизелизации.
    дизель стоит рублей на 10-12 рублей дороже 92 бензина. И так по всей стране. Так что автор в этом месте лукавит. А потом он не менее лукаво не хочет говорить о том, что в дизельный двигатель надо заливать масла на несколько литров больше, чем в бензиновый, такого же рабочего объёма. А менять его чаще. А еще автор не знает, что такое ремонт дизельной топливной аппаратуры, да и всего двигателя по сравнению с бензиновым и сколько это стоит. А еще он не заводил дизель зимой, когда без Вебасты можно даже не пробовать этого делать, да и той минут 30 пыхтеть надо. а бензинка заведется без проблем. Так что тенденция отказа от легкового дизеля на Западе вполне себе объяснима, а мы опять хотим пойти своим путем. В Сибири особенно. Ага.
    1. +9
      Вчера, 05:21
      А еще автор не знает, что такое ремонт дизельной топливной аппаратуры

      Едет такой дизель впереди и дымит как паровоз 18 века...ароматы недогоревшего керосина в камере впрыска и неисправного жиклера нюхаешь и материшь этот дизельный мерседес. smile
    2. +3
      Вчера, 08:06
      Цитата: Сибиряк 66
      еще он не заводил дизель зимой, когда без Вебасты можно даже не пробовать этого делать, да и той минут 30 пыхтеть надо. а бензинка заведется без проблем.

      При работающих свечах накаливания и зимнем топливе современный дизель заводится без проблем. Эксплуатирую дизельные автомобили уже последние лет двадцать,доволен всем кроме цены за литр топлива,но если взять в расчет,что дизель гораздо экономичнее бензинового,то разница в цене пропадает.
      1. +7
        Вчера, 09:21
        Цитата: lis-ik
        При работающих свечах накаливания и зимнем топливе современный дизель заводится без проблем.

        Не в -30 на улице. Тут Вебаста наше все. 30 мин на разогрев, потом еще 15 что-бы мотор хоть чуть прогрелся.
        1. +1
          Вчера, 13:57
          Цитата: Адрей
          Не в -30 на улице. Тут Вебаста наше все. 30 мин на разогрев

          При сильном морозе,у нас он редко бывает,несколько раз включаю зажигание и жду пока свечи прогреют,потом завожу,при -30 трех раз досьаточно. Подтраивая,но заводится,БМВ вообще без проблем,сразу ровно.
          1. +2
            Вчера, 17:01
            Цитата: lis-ik
            несколько раз включаю зажигание и жду пока свечи прогреют,

            Спасибо, учту на будущее. Посмотрим как 1-HZ себя поведет на "Крузере".
        2. 0
          Сегодня, 11:47
          Тут Вебаста наше все. 30 мин на разогрев, потом еще 15 что-бы мотор хоть чуть прогрелся.

          вышел на улицу, сел в машину - салон теплый и двигатель разогрет - какие 15 минут на разогрев двигателя?
    3. -6
      Вчера, 15:03
      Цитата: Сибиряк 66
      дизель стоит рублей на 10-12 рублей дороже 92 бензина. И так по всей стране.

      Саратовская область - 60 дизель, 59 бензин
      1. Комментарий был удален.
      2. +3
        Вчера, 20:40
        Что то не бьётся с вашим сообщением
        1. -2
          Вчера, 22:39
          Цитата: Волга-1980
          Что то не бьётся с вашим сообщением
          с вашим тоже не бьётся - на Лукойле уже 70.24
          Я заправлялся 02.09.
          1. 0
            Вчера, 23:10
            Читаем внимательно, это цены на заправке Роснефть на улице Шехурдина. А Лукойл всегда было дороже минимум на 10%
            1. 0
              Вчера, 23:16
              Цитата: Волга-1980
              Читаем внимательно, это цены на заправке Роснефть на улице Шехурдина. А Лукойл всегда было дороже минимум на 10%

              Уговорили, не буду спорить.
              Цитата: свой1970
              Я заправлялся 02.09.
              на тот момент было так, а может и дороже. Я соляркой пользуюсь только если движок промываю при замене масла - поэтому мне оно надо крайне редко.Вполне мог ошибиться на пару рублей
              1. 0
                Вчера, 23:26
                Тоже периодически соляркой промываю. 😁
  6. +2
    Вчера, 05:20
    Пока есть высокий спрос на бензин,цены будут держаться.Дизельный двигатель не выход из положения.Он намного грязнее бензинового двигателя.В других странах,особенно в северных пошли по другому пути.Чиновники разного ранга ездят на работу и с работы в общественном транспорте.Швеция тому пример.Многое можно сделать,чтобы снизить спрос на бензин.Просто надо иметь большой обзор.Не только того что у нас творится,но и что творится в мире.
    1. -2
      Вчера, 15:06
      Цитата: Николай Малюгин
      Чиновники разного ранга ездят на работу и с работы в общественном транспорте.Швеция тому пример.

      Количество транспорта казенного у чиновников всего около 40 000 - из 62 млн авто в стране. Это менее 1%.
      Швеция и близко не пример - в силу малой площади
  7. +4
    Вчера, 05:29
    У нас есть две школы по дизелестроению ( по крайней мере раньше были) это военная и флотская. Армия и флот (и гражданский тоже) практически используют только дизели. У них хорошая научная и практическая база. Студенты старших курсов сдают курсовой проект по конструированию дизеля по выданным параметрам. Я например проектировал дизель на 1000 л\с. Так что не вижу такой проблемы для изготовления отечественного дизеля. Не знаю в каком сейчас состоянии Барнаульский завод , раньше он делал прекрасные дизельные моторы для зерноуборочного комбайна "Енисей". Завод по выпуску комбайнов закрыли, снесли, на его месте жилищный комплекс. Завод выпускал десятки тысяч комбайнов в год. Дизель не любит частой смены оборотов, и да в связи большой требовательности к точности и чистоте изготовления рабочие должны иметь лучшую профессиональную подготовку как станочники так и сборщики.
    Как правило у них повышенные разряды и выше заработок. ( Ну раньше так было) hi
    1. 0
      Вчера, 23:13
      Если есть такие замечательные школы двигателестроения, почему до сих пор танковые дизельные двигатели до ума не довели? Наверное какие-то сложности с рассчётами? Просто шапочно знаком с трудностями рассчётов двигателей для космической техники. Там у них температуры за 1200 С градусов легко и непринуждённо могут быть. По сути с плазмой работают. Топливо может быть не подарочек (гептил). Да и качать жидкий водород или кислород из баков тоже не так просто как солярку. Гудит (вибрирует) это хозяйство так интенсивно, что может разрушить само себя.

      в связи большой требовательности к точности и чистоте изготовления рабочие должны иметь лучшую профессиональную подготовку как станочники так и сборщики.
      Даже самый навороченный двигатель гоночного болида по сложности и требованиям к точности обработки рядом не стоит по сравнению с лопатками ГТД. При оборотах двигателя выше 20000 об/минуту и под воздействием температур выше 1200 К (градусов Кельвина) лопатка изгибается и вытягивается. В таком состоянии она работает часами. Поэтому требования к материалам и точности обработки очень высокие. И поэтому стенания про большую требовательность к точности и чистоте изготовления давно пора оставить в дореактивную эру. Ничего сложного нет, если перестать напильником на глаз точать.
      1. +1
        Сегодня, 10:33
        Вы пардон что то всё в кучу собрали и космос, и гоночные болиды, и газотурбинные двигатели, а вопрос стоит о экономичных дизелях для российских легковых автомобилях. И не надо сравнивать военную технику те же танки с гражданской. У них абсолютно разные задачи и условия применения. И сколько живёт танк на поле боя? Никто давно напильником на глаз не точит, всё делают станки автоматы. Не стенания про большую требовательность к точности и чистоте изготовления, а нормальные требования к производственному персоналу в заложенную конструкторами точность и чистоту. hi
  8. +7
    Вчера, 05:30
    что синтез водорода предусматривался преимущественно из природного газа,

    Автору не помешало бы изучить значение слова "синтез".
    1. +4
      Вчера, 06:42
      Цитата: Дилетант
      Автору не помешало бы изучить значение слова "синтез".

      „Please do not shoot the pianist. He is doing his best“
      1. +3
        Вчера, 06:43
        А если я хочу Шостаковича, а не филю киркорова?
        1. +2
          Вчера, 06:51
          Цитата: Дилетант
          А если я хочу Шостаковича, а не филю киркорова?

          Ok... Shoot...
      2. +1
        Вчера, 10:37
        Why?! Fire!!!""""
  9. +7
    Вчера, 06:31
    Каждому свое.
    15 лет «юзаю» дизель, не пожалел ни разу. Расход 8 литров на 100 км, у равного бензинового авто соседей 12,5. Правда очень внимательно надо относиться к выбору заправки и следить за межсезоньем. В остальном проблем нет.
    1. +2
      Вчера, 07:03
      Цитата: Коте пане Коханка
      Каждому свое.
      15 лет «юзаю» дизель, не пожалел ни разу.

      Вы правы. Все индивидуально. Я, например, дизель для себя даже не рассматриваю. Вибрация и повышенный звук, как на тракторе. Выхлоп ядовитый. Я им дышать не могу! Когда рядом стоишь, воняет как от КАМАЗа. При этом ещё и авто дороже стоит, и его обслуживание по сравнению с бензиновыми собратьями. Да и солярка дороже бензина. Так что экономия на топливе мнимая - выходит боком.

      Самое приятное впечатление у меня от электрической машины. Никакой вибрации. Никакого выхлопа! В салоне тишина. Со светофора рвёт быстрее всех. Так как подхватывает снизов. В повороты вписывается как гоночный автомобиль, благодаря низкому центру тяжести. И вот тут реальная экономия по топливу. Примерно раз в десять по деньгам. А значит на порядок.
      1. 0
        Вчера, 08:35
        Цитата: Stas157
        Самое приятное впечатление у меня от электрической машины

        учитывая современные тенденции, в этом смысле мне лично кажется разумным "полный" гибрид, не знаю, как назвать... небольшой дизель работает всегда в оптимальном режиме на генератор, а там уже - "электричка"... как у тяжелой техники, но там дизель - насос - гидромоторы
        1. +1
          Вчера, 09:04
          Цитата: Rodez
          кажется разумным "полный" гибрид

          На гибридах не ездил. Ничего не могу сказать.
          Езжу по городу. За город далеко не выезжаю на машине. Наезд каждый день 20-40 км. Максимум 100. И в таком вот точно режиме ездит добрая половина населения городов (пенсионеры точно). Розетки есть везде. В гараже. На огороде (4 км от города). И у дома (12 этажка) есть возможность кинуть из подвала (обсуждал с управляйкой). Просто думаю сменить свою бензиновую машину на электричку в перспективе.
          1. +1
            Вчера, 09:36
            Цитата: Stas157
            За город далеко не выезжаю на машине. Наезд каждый день 20-40 км. Максимум 100

            вот тут спорить не буду, как небольшой чисто "городской" автомобиль (радиус по району 15-20 км от местного центра туда же) электричка вполне имеет право быть, разнообразие возможностей в соответствии с запросами только приветствуется
            п.с. у меня такое в лучшем из случаев только в одну сторону :)
            мой знакомый по району на электричке ездит, а вот для семьи и прочего - дизельный ван
      2. +1
        Вчера, 10:59
        А теперь посчитайте стоимость производства вашего авто и классического и самое главное вред природе при утилизации, только честно и трудозатраты при этом, вы удивитесь...
      3. +1
        Вчера, 15:11
        Цитата: Stas157
        . И вот тут реальная экономия по топливу. Примерно раз в десять по деньгам. А значит на порядок.

        А потом приходит срок замены батареи. А продать без замены и в возрасте 5-7 лет вы сможете за 1/2 от стоимости - не более.
        И этой разницей бензин перекроет электро - как бык- овцу
    2. +2
      Вчера, 08:30
      Цитата: Коте пане Коханка
      Каждому свое. 15 лет «юзаю» дизель, не пожалел ни разу

      аналогично... только несколько подольше, из 8-ми авто 6 дизельных и следующая такой же будет для меня лично, а там, как вы и сказали, "каждому свое", против "любителей" бензина ничего не имею
      1. 0
        Вчера, 14:06
        Тоже только дизель. Самые лучшие впечатления. А главное,ходит изрядно дольше бензинки.
    3. +2
      Вчера, 10:28
      15 лет «юзаю» дизель, не пожалел ни разу.

      Вот уже 15 лет поддерживаете отечественного производителя? smile
      1. +2
        Вчера, 14:24
        Цитата: parusnik
        поддерживаете отечественного производителя?

        еще во времена оны "мечтал" о дизельной волге... ребята из сирии такие привозили... ну что сказать, - играть-то надо вдвоем, производитель тоже должен поддерживать своего потребителя и тогда воздастся :)
      2. 0
        Вчера, 15:17
        Цитата: parusnik
        15 лет «юзаю» дизель, не пожалел ни разу.

        Вот уже 15 лет поддерживаете отечественного производителя? smile

        Ну так если СССР - так и не смог не то что в легковой дизель, а даже в нормальный авто????
        РФ пытался- но тоже не шедевр....
        "Я ж говорил - место проклятое, а ты руки, руки... "(С)
        1. 0
          Вчера, 16:20
          Цитата: свой1970
          СССР - так и не смог не то что в легковой дизель, а даже в нормальный авто

          +
          согласен... почти... например, москвич 408-412 (последний с мотором, "вдохновленным" бмв) был "феркауфсшлягером" в финляндии, германии, франции... но система очень липкая и тягучая не позволяла лучшим образцам развиваться... то же самое и с компьютерами, в отдельных пунктах они были не последними в мире в свое время... в итоге, да, не смог
          п.с. сейчас трудно представить и мало известно, но до начала 70-х та же северная корея, которой даже детей пугали, экономически и промышленно была более развита, чем южная
        2. +2
          Вчера, 20:46
          свой 1970, объясните мне что вам так СССР покоя то не даёт?
          1. +1
            Вчера, 23:08
            Цитата: Волга-1980
            свой 1970, объясните мне что вам так СССР покоя то не даёт?

            Меня бесит нытье совкоботов ноющих "Как все было здорово при СССР" - и ездиющих одновременно с этим нытьем не на российском или советском автопроме хотя бы изпатриотизма - а на БМВ, Ленд Крузерах, Тойотах, электрокарах...

            Они мне сильно напоминают Февральскую интеллигенцию 1917 - требующую свержения царя, но сильно удивлявшихся - когда их морячки из шуб вытряхивали. Они не понимают что случись Советская власть сейчас - вдруг!!- их из БМВ поджопником вышибут и хорошо если штыком как буржуя не проткнут.

            А по теме повторюсь
            Цитата: свой1970
            Ну так если СССР - так и не смог не то что в легковой дизель, а даже в нормальный авто
            - оспорить можете?
            У РФ относительно нормальные авто стали получаться при приходе Рено с Ниссаном.
            Увы-увы, перспективы нашего автопрома теперь крайне унылы - ну не хотят совкофилы на ВАЗ 2106 или 2109 ездить, не хотят
            1. 0
              Вчера, 23:25
              Я совкофил да вы правы. Но готов дать в лицо кто так говорит и тем более был рождён в СССР и не хочет видеть куда сейчас катиться наше государство.
              1. +1
                Вчера, 23:41
                Цитата: Волга-1980
                Я совкофил да вы правы. Но готов дать в лицо кто так говорит и тем более был рождён в СССР и не хочет видеть куда сейчас катиться наше государство.

                Пробегитесь по теме - и вы увидите что наиболее активные стонатели на тему "как было все хорошо тогда и как плохо сейчас". ездят на дорогих авто.

                Почитайте Акт приема Наркомата обороны от 07.05.1940 и вы все поймете в том числе и про нынешние времена....
  10. +6
    Вчера, 06:40
    Метан. Метана, как грязи. Просто нужна инфраструктура.
  11. +6
    Вчера, 06:54
    Производство дизельных двигателей для легкового автотранспорта - показатель уровня экономики, науки и производства страны. Сколько государств производят дизели для легковых машин? США, Япония и несколько стран в Европе. СССР - массово, не смог (не успел, не хватило технологического потенциала), Россия - не бралась, небольшими партиями закупала для автомобилей дизеля у австрийцев и ещё у некоторых производителей. Пока не будет развитой научно-производственной базы, не будет стабильного высокого дохода граждан (для покупки более дорогого двигателя и его более дорогого последующего технического облуживания) и не будет поставлена,а затем проконтролирована задача на разработку, на строительство отечественных производственных мощностей и на выпуск данного изделия - ничего не изменится.
  12. +3
    Вчера, 07:59
    Если бы,да кабы..Водород,электрика(кстати,у нас в селе зарядная станция появилась),метан...Как ездили на бензине,так и будем ездить,не смотря на конский ценник.Ну,разве что китайцы прекратят выпуск бензиновых двигателей..
  13. +8
    Вчера, 08:01
    Автор запоздал со статьей лет на 10 laughing наоборот солярка дороже бензина уже давным давно. Например сегодня на Лукойле в Воронеже 95 - 66р., а дизель - 71р. Короче не понятно, как такой материал пропустила редакция... Для тех кто не понял, поясняю - сегодня в реальности всё наоборот чем в статье.
  14. +10
    Вчера, 08:28
    Не пора ли задуматься о переориентировании отечественного автопрома на дизельные двигатели?

    Угу,"а не пора ли нам замахнуться на Вильяма,на нашего, на Шекспира"(с)
    А кому вы предлагаете задуматься? Тем кто Владимирский и Волгоградский снесли и другие заводы,которые трактора,комбайны выпускали?Они вроде на дизелях,хорошо,комбайны и трактора, не автопром.А вот про автопром,откуда дизеля в России.В июле 2024 года арбитражный суд Нижегородской области обязал Volkswagen выплатить НАЗу 16,9 млрд рублей убытков из-за отказа немецкого партнёра от рамочного договора на поставку дизельных двигателей для контрактной сборки машин в Нижнем Новгороде и €40 тыс. за непоставленную тару.Когда подобное читаешь,сразу вспоминаются строки,из песенки,старого советского фильма:"Где мыло? Где мочалка? Где?Где крем? Где хотя бы крем для бритья?Кто экономит на чистоте,тот либо вор, либо свинья!"(с) Где специалисты,где заводы, где деньги,где желание? По выше приведенному примеру,нижегородцы исполнительный лист в ФРГ, перешлют, а немецкие пристава,пойдут деньги с Volkswagen выбивать? Штурмом,концерн брать?Счета арестовывать и т.д.? На НАЗе сейчас работает около 20 000 человек. В советские годы, более 120 000.Нижегородский автомобильный завод (ГАЗ) принадлежит "Группе ГАЗ", которая в свою очередь находится в собственности "Базового элемента" и "Русских машин".Контрольный пакет акций ГАЗа в 2000 году приобрёл Олег Дерипаска.Прорыва не видать,не вытеснила продукция НАЗ, с автодорог России,продукцию зарубежных фирм.Давеча, радовались как индийские товары хлынут в России,но не указали,продукцию индийского автопрома,который дешевле китайского..Он тоже хлынет..а с ним и сопутствующая продукция,автозапчасти..А чиновники,до сих пор на продукцию отечественного автопрома,так и не пересели.Чем то не удовлетворяет..Извините,но статья бла,бла...
    1. +1
      Вчера, 10:04
      Когда хлынет легендарное индийское качество,будет совсем весело yes .
      1. +4
        Вчера, 10:18
        Наша контора,с автоваза пересела,на тойоты,потом когда начались санкции и судозаходы сократились,на китайцев,теперь ждем не дождемся,индийских автомобилей,очень плохо с судозаходами и портовыми сборами,мы кнш,не Владик и не Питер,там чутка получше,но тем не менее.
        1. +3
          Вчера, 10:22
          После перехода на индийский автопром придётся ждать механиков с навыками волшебства.
          1. +4
            Вчера, 10:24
            Не придется,наши механики,волшебники.Гоняем,на ремонт почему то в Ростов,а не в Краснодар.В Ростове , там живут волшебники. smile
          2. +1
            Вчера, 14:14
            И чтобы умели петь и танцевать. Боливуд однако. И факира с дудочкой, чтобы проводку менять
  15. +2
    Вчера, 09:22
    Опять нужно принятие госпрограммы, опять нужно финансирование за счет государства (читай : за счет нас ).
    Как же достали журналисты-эксперты! Интресно, а автор понимает что даже если все получится то результат перехода на дизель мы увидим лет через 5... в лучшем случае?
    1. +6
      Вчера, 10:21
      Как же достали журналисты-эксперты!

      Так то автор,кандидат биологических наук,если Вы не в курсе,а не какой-то там,журналист-эксперт. smile Писать,начал про ковид,как тока эпидемия началась.Сейчас,обо всем.
  16. +2
    Вчера, 09:56
    Дизельное топливо уже давно не производят прямой перегонкой нефти. Современные экологические требования, прежде всего по сере (10 ppm или практическое отсутствие) требуют использования целого набора сложных вторичных процессов очистки. В результате цена дизеля на рынке даже выше высокооктанового бензина. Респект экологам. Зато выход дизеля при переработке сейчас может достигать 50-60% на нефть. Это много и почти в 2 раза больше чем раньше. А про водород забудьте, сказки это. Дорого и очень, очень взрывоопасно. Так что дизелизация - вполне реальный вариант.
    1. Цитата: Юрий_К_Мск
      Дизельное топливо уже давно не производят прямой перегонкой нефти
      А как же по-вашему его производят? wink wink
    2. 0
      Вчера, 12:03
      Вполне реальный вариант - переход на газомоторное топливо! Но там идет нешуточная борьба между газовиками и нефтянниками... Каждый из них хочет свой "кусок пирога". А переход на газ может быть совершенно безболезненным (двигатель почти не требует переделки), экономически и экологически выгодным... Да несколько теряем мощность на газе.. Да, не везде есть газовые заправки (или их мало)... Но с этим или можно смириться (по потере мощности) или исправить (по заправкам)...
  17. +4
    Вчера, 10:01
    Кстати в советские времена дизтопливо было раз в десять дешевле самого дешевого бензина. Но потом пацаны накупили крутых внедорожников. И дизель полез в цене.
    Ещё в 80е годы я из Симферополя в Ялту ехал на троллейбусе. Может тогда вопрос ставить, не бензин или дизель. А какой вид топлива будет выгоден через несколько лет.
    1. Комментарий был удален.
  18. +2
    Вчера, 10:07
    Цитата: Гардамир
    Кстати в советские времена дизтопливо было раз в десять дешевле самого дешевого бензина.

    Не в 10 конечно, но действительно во много раз. До 1981: 93 - 30к. 76 - 20к. Дизель - 6к. (точнее его отпускали только по 10 литров - 60к.). С 1981: 93 - 40к. 76 - 30к. Дизель не подорожал.
  19. +2
    Вчера, 12:08
    В заголовке статьи отсутствует газомоторное топливо (попросту, газ)... Автор о нем не знает? Правильно было бы писать о бензине, дизтопливе и газе!!!! Вот тогда можно делать какие-то выводы... И еще... В статье приведены практически субъективные оценки автора... Где анализ, тенденции, цифры, экспертные оценки?
  20. +4
    Вчера, 12:21
    Долой вонючки, даешь атомные двигатели. fellow Едешь на атомном авто, на руках атомные часы, в кармане атомный смартфон и т.д. Вот оно - будущее!
    Тут я проснулся и пошёл собирать хворост, что бы растопить печь. Но за сбор хвороста мне выписали штраф и отняли его в пользу "государства", пришлось сидеть холодным и голодным.
    Фантазии и реальность. laughing
  21. 0
    Вчера, 13:56
    Бензин или дизель – на чем Россия поедет в будущее

    Если так, такими темпами будет дорожать топливо, то- пешком будем, ходить...
    1. -1
      Вчера, 19:25
      Цитата: Monster_Fat
      пешком будем, ходить...

      Ну, и вес сбросите, заодно. И вообще - 10000 шагов в день - залог здоровья yes
  22. 0
    Вчера, 18:49
    на чем Россия поедет в будущее

    На самокатах. С ножным приводом.
  23. 0
    Вчера, 22:36
    Это где такая недорогая горючка как на заглавном фото?
  24. 0
    Сегодня, 01:32
    2-литровый дизельный мотор мощностью 136 л.с. собирается на заводе двигателей в Елабуге. Выпуск 6-ступенчатой механической КП налажен на предприятии «Соллерс Производство Трансмиссий» в Заволжье.

    Владеющая УАЗом группа Соллерс за 22 года деятельности успела плотно посотрудничать с самыми разными зарубежными автопроизводителями — от SsangYong и Ford до FIAT и Isuzu.
    JAC не постеснялась оказать поддержку российской стороне не только деталями, но и технологиями.

    Моторное подразделение Соллерс Алабуга (Елабуга, Татарстан) наладило лицензионную сборку двухлитровых турбодизелей JAC.
    Конструктивно двухлитровый турбодизель JAC HFC4DB с чугунным блоком и цепным приводом ГРМ уже ставят на коммерческую технику марки Sollers. В исполнении для УАЗа отдача мотора — 136 л.с. и 320 Н·м
  25. -2
    Сегодня, 06:07
    Спасибо автору за аналитику. Статьи должны быть именно такого формата. Факты для размышления.
  26. 0
    Сегодня, 07:36
    Дизель. Особенно бу на большом пробеге. Не дай боже
    По газу верно. Очень легко поднять стимулирование на газификацию. Отмените чёртову бюрократию, и очереди будут у газовщиков.
  27. +1
    Сегодня, 11:24
    Зато сколько усилий господин Сечин потратил, на то что бы "задушить" все малые и средние НПЗ по России, не входящие в ВИНК, типа Роснефти. А они сейчас могли бы пригодится.
  28. 0
    Сегодня, 11:30
    Из серьезных заказчиков пока только отметился Санкт-Петербург, закупающий городские автобусы на метане.

    ????
    есть государственная программа, в рамках которой поставляется техника с двигателями работающими на КПГ...
  29. 0
    Сегодня, 11:33
    Кстати, об электрическом транспорте.

    а что такое электротранспорт в вашем понимании??
    это - троллейбус, трамвай - а потом уже новомодный электробус...
    так вы о каком электротранспорте говорите?:
    Например, в текущем году планировали выпустить 44 тысячи «электротранспортных средств», а в прошлом – 17 500 единиц. Здесь полный провал.

    если об электробусах - то полный провал...
    а они нужны нам?
    Бюджет города Москва - может и "потянет" их, а уже Питер - нет...
    а про бюджеты остальных городов страны и говорить незачем...