Осуществление пропаганды по плану «Барбаросса»

6 868 16
Осуществление пропаганды по плану «Барбаросса»


Внимание! Данная статья носит исключительно информационный и образовательный характер. Она основана на исторических фактах, подтверждённых источниками, и не содержит пропаганды, оправдания или одобрения идеологии, политики, действий или символики Третьего Рейха.



Перед нападением на Советский Союз Верховное главнокомандование вермахта выпустило директиву «О применении пропаганды по плану «Барбаросса». Этот документ давал основные директивы о том, как вести пропаганду на территории СССР. В директиве описано, какую риторику необходимо использовать, какие слова предпочтительны, а каких следует избегать, о технических средствах распространения материалов и других важных моментах работы в этом направлении.
Далее привожу текст директивы «О применении пропаганды по плану «Барбаросса», перевод на русский. Архивный шифр оригинала директивы: ГА РФ. Ф. Р-7021. Оп. 148. Д. 208. Л. 26-30, 21-25.








Оккупация Советского Союза условно разбивалась на два этапа. Первый этап включал занятие территории военными, в течение этого времени пропаганда должна была проводиться органами пропаганды вермахта (прифронтовая зона оккупации составляла 500-800 км от передовой). Второй предполагал передачу территории в управление гражданской администрации, которая была подчинена Восточному министерству (руководитель – Альфред Розенберг).

Роты пропаганды должны были, прежде всего, давать исходный, сырой материал. После обработки его преподносили зрителю или читателю. Министерство пропаганды нуждалось в материале, чтобы из него сделать пропагандистскую полуправду. Геббельс не имел права давать прямые указания ротам пропаганды, так как они подчинялись напрямую Отделу пропаганды ОКВ. Иногда он обращался с запросом о съёмке конкретных материалов.


Йозеф Геббельс проводит в здании своего министерства совещание командиров рот пропаганды, прибывших в Берлин для прохождения курса дополнительной подготовки (крайний справа (в профиль) Хассо фон Ведель). Bundesarchiv Bild 183-B00548.

Существовала схема взаимодействия между ротами пропаганды вермахта и Министерством пропаганды. Печатная продукция была главным средством пропаганды. Основная масса печатных материалов, которые предназначались для солдат Красной Армии и населения оккупированных территорий, поступала из Министерства пропаганды. Листовки и плакаты могли составляться и непосредственно в ротах пропаганды. В этом случае их направляли в Берлин для утверждения (и издания). На обороте фотографии помещался сопроводительный ярлык с описанием того, что запечатлено на снимке.

После этого фото попадало в Министерство пропаганды, где эксперты министерства проверяли снимок на соответствие текущим задачам пропаганды и на политическую безопасность. Если снимок проходил проверку, то на его оборотной стороне ставилась печать, и фотография отправлялась в бюро фотоновостей.


Фото слева – это сделанный ротой пропаганды снимок, а фото справа – это сопроводительный ярлык на его обратной стороне. Описание гласит: «Солдатская могила у Кроне (г. Валч в Польше). Одна из первых жертв во время немецкого продвижения в Польшу. Солдатская могила на обочине принадлежит сапёру, 2 сентября отдавшему свою жизнь за фюрера и за свой народ».


Фото роты пропаганды. Подпись гласит: «Вот таких преступников Советы применяют в бою против немецких солдат». Справа также сопроводительный ярлык на обороте снимка. Присутствуют две даты: дата съёмки и дата выпуска для прессы. И, как обычно, сопутствующий пропагандистский текст. Изображенный человек очень беден и одет в лохмотья, что может вызвать жалость у публики. Для предотвращения этого человек называется преступником.

Существовали разные вариации сопроводительных ярлыков. На ярлыке всегда указывали гриф «Для служебного использования» (Nur für den Dienstgebrauch; Für den Dienstgebrauch) либо «Для использования прессой» (Für den Pressegebrauch).


Примеры ярлыков. Слева ярлык для фото под грифом «для служебного использования», справа – «для использования прессой».

Для самостоятельного напечатания материалов, утверждённых Министерством пропаганды, штабы армий имели собственные типографии, кроме того, для этой цели использовались типографии оккупированных городов. В дивизиях и корпусах запрещалось самостоятельное издание печатных пропагандистских материалов. Там могли составляться только их проекты для последующего утверждения в Министерстве пропаганды.


Солдаты роты пропаганды готовят информационный материал, март 1940 год. Bundesarchiv Bild 146-2007-0194.

Вся печатная продукция, которую утвердило Министерство пропаганды Германии (листовки, брошюры), проходила через узлы связи (Варшава и некоторые города на оккупированных территориях, например Курск и Орёл, где происходило её дальнейшее распределение), после чего она направлялась на оккупированные территории. Вся напечатанная литература направлялась вместе с накладными, в них содержались указания о месте и времени распространения каждой партии печатных материалов, а также для понимания присутствовал краткий перевод листовок на немецкий язык.


Примеры немецких листовок для солдат Красной Армии.

Деятельностью по подготовке и выпуску печатных материалов непосредственно для фронтовой зоны и оккупированных территорий в Министерстве пропаганды занимался специальный Восточный отдел со структурным подразделением «Винета».

В начале данный отдел состоял преимущественно из людей, покинувших Российскую империю в период дореволюционной эмиграции. Но в дальнейшем их пришлось заменить в связи с их непониманием политических настроений советских людей. «Винета» состояла из нескольких национальных секций: украинской, эстонской, латышской, белорусской и русской. Русская секция была самой крупной, в ней состояли примерно 800 человек. Секцию возглавлял А. П. Альбов, из старых эмигрантов, георгиевский кавалер. Во главе всей организации стоял доктор философии Ханс Хумпт. Соединяя эту информацию с информацией из прошлой статьи («Структура фронтовой пропаганды нацистской Германии»), становится возможно создать общую схему.


Схема фронтовой пропаганды нацистской Германии в войне против СССР.

Минус системы фашистской фронтовой пропаганды состоял в том, что проекты листовок, составленные в немецких дивизиях и корпусах, проходили довольно продолжительное согласование. За это время пропагандистская литература иногда переставала быть актуальной. Система работала хорошо в период непрерывного наступления немецкой армии или удержания позиций, но во время отступления такая технология была неэффективна по причине устаревания информации в листовках.

В пропагандистском дискурсе, направленном на войска Красной Армии, использовались громкоговорители, транспаранты, сбрасывались листовки с воздуха, применялись агитснаряды (все эти методы будут подробно освещены в последующих статьях).

Непосредственно на Восточном фронте работали следующие роты пропаганды: 501-я (в составе 16-й армии), 612-я (9-я армия), 621-я (18-я армия), 637-я (6-я и 8-я армии), 649-я (11-я армия), 666-я (17-я армия), 670-я (2-я армия), 689-я (4-я армия), 691-я (1-я танковая армия), 693-я (2-я танковая армия), 694-я (4-я танковая армия), 695-я (11-я армия), 697-я (3-я танковая армия) и 698-я (2-я армия).


Состав роты пропаганды на примере 670-й роты. Оригинал: Bundesarchiv Bild 101I-062-2110-06.

К началу войны с СССР общая численность рот пропаганды достигла 2250 человек. Три такие роты входили в состав группы армий «Север» и занимались ведением пропаганды, направленной на защитников Ленинграда и население временно оккупированных районов Ленинградской области.

Также необходимо уделить внимание работе фронтовой разведки вермахта. Как упоминалось в предыдущей статье, каждый командир роты пропаганды должен был тесно сотрудничать с отделами Ic.

Имеется в виду обмен информацией. Немецкая служба Iс, помимо своих основных разведывательных функций, имела также материалы допросов военнопленных и перебежчиков и листовки советской пропаганды. Создание собственных пропагандистских материалов и операции по их распространению не являлись непосредственной задачей отделов Iс, тем не менее они, по мере сил, старались заниматься этой деятельностью, не полагаясь только на роты пропаганды. Пропагандистские материалы могли готовиться офицерами служб Iс.


Работа немецкой разведки по радиоперехвату

Уже с самого начала войны пришло осознание, что из-за абсолютной централизации пропаганды в руках ОКВ отсутствует возможность оперативного реагирования на активно изменяющуюся обстановку на фронте. Для избежания этого отделы Iс получили разрешение для самостоятельного ведения пропаганды, которая, однако, должна была проводиться в соответствии с общим курсом ОКВ и Министерства пропаганды.

Отделам Ic принадлежат рекомендации по пропагандистским операциям против укрепрайонов. Они были подготовлены гауптманом Фиталем (гауптман — воинское звание младшего офицерского состава, соответствует капитанскому чину).

Ниже представлен архивный документ рекомендаций по пропагандистским операциям против укрепрайонов с переводом на русский. Архив NARA. T314. R1368. fr. 000635–000636.






Из этого предложения следует, что пропагандистское воздействие на укрепрайоны проходило в три этапа. Целью первого этапа ставилось запугать бойцов Красной Армии (защитников ДОТов). Для этого в листовках демонстрировалась статистика побед вермахта и его новейшая, якобы непобедимая техника. Для второго этапа выпускались листовки, демонстрирующие разрушения, уничтоженные ДОТы и разбитую советскую технику, с рассказами об ужасной гибели гарнизонов.

Таким образом, сначала ставилась задача внушить страх перед «непобедимой» немецкой армией, а далее подорвать веру солдат Красной Армии в надежность их укреплений.

Эти два этапа являлись лишь подготовкой к третьему, главному этапу. В ходе его советских солдат засыпали листовками, где говорилось об их неминуемой гибели и предложением сдаться в плен как единственному способу выжить. Данная техника была доработана в ходе плана пропаганды Ic «Киев».


Немецкая листовка к бойцам Красной Армии, показывающая контраст между разрушениями и счастливыми лицами тех, кто решил перейти к немцам

Гаупман Фитель, основываясь на фактах упорного сопротивления пограничных укрепрайонов, ожидал, что одна лишь пропаганда не приведет к крушению вражеской обороны, но видел пользу операции в том, что она «поможет парализовать сопротивление то тут, то там и, таким образом, спасти немецкую кровь».

В следующей статье будет подробно рассказано об агитационных листовках, их классификациях и задачах с наглядными фото-примерами.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    11 сентября 2025 04:29
    " -Противником Германии являются не народы Советского Союза,а исключительно еврейско-большевистское советское правительство со всеми подчиненными ему сотрудниками и коммунистическая партия... ", " Ссылаясь на этот факт, необходимо подчеркивать, что германские вооруженные силы пришли в страну не как враг, что они, напротив, стремятся избавить людей от советской тирании", " Пропаганда должна вообще способствовать распадению Советского Союза на отдельные государства. Но на первом этапе вести ее по этой линии не следует "-.
    Ба.какие знакомые мотивы. Да ведь это наша пропаганда с конца 80-х ( второго этапа перестройки) и по нынешнее время. Разве только тезис про евреев полностью вычеркнули.
    1. +4
      11 сентября 2025 04:54
      Цитата: Велизарий
      Ба.какие знакомые мотивы

      Только время применения изменились, а так, смысл тот же !
    2. -1
      11 сентября 2025 05:45
      Цитата: Велизарий
      " -Противником Германии являются не народы Советского Союза,а исключительно еврейско-большевистское советское правительство со всеми подчиненными ему сотрудниками и коммунистическая партия... ", " Ссылаясь на этот факт, необходимо подчеркивать, что германские вооруженные силы пришли в страну не как враг, что они, напротив, стремятся избавить людей от советской тирании", " Пропаганда должна вообще способствовать распадению Советского Союза на отдельные государства. Но на первом этапе вести ее по этой линии не следует "-.
      Ба.какие знакомые мотивы. Да ведь это наша пропаганда с конца 80-х ( второго этапа перестройки) и по нынешнее время. Разве только тезис про евреев полностью вычеркнули.

      Я не знаю где Вы высосали тезис, про нашу пропаганду 80-х. Но знаю точно, что ЕС идёт тем же маршрутом, что и третий рейх! Кстати и союзники и "попутчики" одни и те же! Как же был прав Г К Жуков! "Мы их освободили, но они нам этого никогда не простят!"
    3. -1
      11 сентября 2025 08:23
      Ба.какие знакомые мотивы.

      Ба. так это пропаганда любой страны с начала 20 века. Замените большевиков на капиталистов и получите мотивы пропаганды СССР 30х годов. Ни чего нового и особого, в эту игру и такими словами играют все. На то она и пропаганда.
  2. +9
    11 сентября 2025 06:26
    Нельзя недооценивать значение пропаганды и Гитлер это понимал.
    Народ не состоит из людей, всегда способных здраво рассуждать. Народная масса состоит из людей, часто колеблющихся, из детей природы, легко склонных впадать в сомнения, переходить от одной крайности к другой и т.п....
    Душа народа отличается во многих отношениях женственными чертами. Доводы трезвого рассудка на нее действуют меньше, нежели доводы чувства.
    Но в СССР, пропаганде немцев была противопоставлена мощная контрпропаганда..Союз владел всем арсеналом способов идеологической борьбы. В 1942 году в Куйбышеве была построена мощнейшая в Европе радиовышка, способная передавать советский сигнал не только на оккупированные территории, но и на сопредельные страны.Один голос Левитана со словами «Внимание, говорит Москва!» «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» чего стоил.Даже байка ходила, что Гитлер первым повесит Левитана, если войдет в Москву. Немецкое командование очень внимательно следило за советской пропагандой и видело, что та была прекрасно дифференцированной: «она говорит народными, солдатскими и специфически-местными выражениями, взывает к первоначальным человеческим чувствам, как страх смерти, боязнь боя и опасности, тоска по жене и ребенку, ревность, тоска по родине. Всему этому противопоставляется переход на сторону Красной Армии...».Сумели тогда поставить контрпропаганду.
    1. +8
      11 сентября 2025 08:04
      Цитата: Unknown
      Один голос Левитана со словами «Внимание, говорит Москва!» «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» чего стоил.

      Тогда голос Левитана был голосом непререкаемой авторитетности для всех. А сейчас вместо Левитана множество лиц (Соловьев, Маргарита Симонян...) на бесконечных ток-шоу с кричащими гостями.
      В Великую Отечественную был простой и понятный лозунг: Дойдём до Берлина! Советские люди сделали это. А сейчас какой лозунг взамен этого? Куда мы дойдём? Может кто сказать? До мирных соглашений?
      1. +2
        11 сентября 2025 08:30
        Тогда голос Левитана был

        Одним. А в век информационных технологий и смартфона с тик-током этих голосов стало великое множество. И тут проблема не в том, что говорящих много и они авторитет не имеют. А в том, что мы это всё слушаем/смотрим, особенно когда они между собой собачатся. Вариант, что Левитану другой радиоведущий сказал бы "Чушь не неси" отсутствовал полностью.
        1. -1
          11 сентября 2025 08:33
          Цитата: a.shlidt
          проблема не в том, что говорящих много и они авторитет не имеют. А в том, что мы это всё слушаем/смотрим, особенно когда они между собой собачатся

          Ну, я бы сказал - все это очень на любителя.
          1. +2
            11 сентября 2025 08:45
            Им предоставлено огромное эфирное время. Либо копрофилов(их основная аудитория) очень много. Ну либо мы ни черта не смыслим)))
            1. +1
              11 сентября 2025 08:49
              Цитата: a.shlidt
              Им предоставлено огромное эфирное время

              Нууу, как жвачка для плебса - вполне себе годный продукт...

              Цитата: a.shlidt
              Либо копрофилов(их основная аудитория) очень много

              Да, как-то лежа на больничке, попал с таким любителем. Послушать Соловьева по специально принесенному с собой радиоприемнику. С тех пор на Соловьева у меня жесткая аллергия laughing

              Цитата: a.shlidt
              либо мы ни черта не смыслим

              Безусловно. Но ИМХО все же отношение к Соловьевым-Симонянам не есть правильный критерий для решения, кто смыслит, а кто нет.
  3. +1
    11 сентября 2025 09:13
    Цинично говоря, пропаганда- неотьемлемый элемент боевых действий. Многое актуально даже сейчас, например, запрет пользоваться в пропаганде непроверенными слухами, а только официальной информацией.
    Удивляет наивность немцев в сфере использования радиопропаганды. Им и в голову не могло прийти, что с началом войны все радиоприемники у населения отнимут, и радио слушать нельзя будет.
  4. +1
    11 сентября 2025 11:30
    Это потом выйдет в печати?В каком издательстве?Или это просто копиаст уже изданной книги?
  5. -1
    11 сентября 2025 12:46
    Да .Тезисы знакомые.
    Наши даже отдельные слова не меняли.
    Заменить "еврея-комиссара" на "евро-комиссара", и обновить обстановку...
    потом правда ,от "еврокомиссара" отказались ,все же сырье к ним массово вывозим...
    1. 0
      11 сентября 2025 12:59
      Цитата: Макс1995
      сырье к ним массово вывозим...

      Перестаньте уже. Плюньте бяку yes
  6. +1
    11 сентября 2025 19:03
    ,,,очень интересно,первый раз услышал о таких ротах. Спасибо автору yes
  7. 0
    12 сентября 2025 15:52
    В названии статьи орфографическая ошибка.исправьте