От бубна шамана к посоху суфия, или Путь ислама в Средней Азии

4 592 43
От бубна шамана к посоху суфия, или Путь ислама в Средней Азии
Бухара – сердце Мавераннахра


Чума как пролог к арабским завоеваниям


Продолжим поднятую в статье «Люди в белых одеждах, или Влияние манихейства на становление ислама в Средней Азии» тему. В данном материале речь пойдет о влиянии на ислам – точнее сказать, на такое его направление, как суфизм – в регионе замешанного на шаманизме тенгрианства. Для этого немного раздвинем географию повествования, включив в него Юго-Западную Сибирь.



Она, равно как и часть Средней Азии – Мавераннахра, – незадолго до арабского вторжения входила в состав Западно-Тюркского каганата, разгромленного войсками империи Тан, вступившей с халифатом в борьбу за преобладание в данных стратегически важных регионах, обеспечивавших контроль над Великим шелковым путем и в целом связующих Восток и Запад. Исход противостояния в пользу арабов решила Таласская битва 751 г., сделавшая торжество ислама неизбежным на пространстве от Амударьи до Синьцзяна.

Шаг в сторону от темы – и да простят автора уважаемые читатели, но слишком много ныне спекуляций на предмет арабских завоеваний, связанных с другой битвой и в ином конце континента – при Пуатье 732 г. В случае победы арабов никакой исламизации Аквитании и юга тогдашнего Франкского королевства не случилось бы, как и экспансия к берегам Сены не началась, ибо не стоит путать локальный грабительский набег с масштабным завоеванием. В случае победы над Мартеллом география Реконкисты разве что немного расширилась, а сама она заняла бы больше времени.

В свою очередь Таласская битва, в отличие от сражения при Пуатье, привела к глобальным геополитическим, религиозным и культурным последствиям.

Возвращаемся в Мавераннахр и на Юго-Запад Сибири. Напомним сказанное в упомянутой статье: уже в век своего основания, сокрушив ослабленную длительными войнами с Восточно-Римской империей державу Сасанидов, арабы силой оружия стали насаждать рожденную в аравийских песках религию в бассейне Амударьи.


На картине отражены события, связанные с эпидемией чумы в позднее Средневековье, однако вряд ли они отличались от того, что происходило в эпоху Юстиниана

Их успехам способствовала также Юстинианова чума, страшной косой прошедшая по империи, нанесшая мощный удар по ее демографии, в немалой степени предопределив победу арабов. Об убыли населения в процентном отношении на пространстве от Британии до Египта по сей день в научном сообществе ведутся дискуссии, но в любом случае потери носили существенный характер и не были в полной мере восполнены к середине VII столетия.

Новый облик Мавераннахра, или Метод крута и пряника


На захваченных территориях – как правило, в культурном плане более развитых, нежели Аравия – завоеватели использовали метод кнута и пряника. Первый известен – джизья, то есть налог, который платили немусульмане. А вот пряник выражался, по словам востоковеда Ш. А. Ёвкочева, в том числе и в двух дирхемах, получаемых новообращенными мусульманами при посещении мечети.

Разумеется, это был не единственный пряник, но примечательный и поэтому достойный упоминания, свидетельствующий: столь часто отмечаемая в литературе религиозная ревность арабов неплохо уживалась в их мировоззрении с прагматизмом.

На первых порах

новое учение, – пишет востоковед Л. Л. Абаева, – распространилось среди знати, большинство простолюдинов оставались буддистами и шаманистами.

Довольно типичная картина: элита либо уничтожается завоевателями, в иных случаях насильственным образом переселятся на другие территории либо старается приспособиться к новым реалиям, что порою инициируется и самими новыми хозяевами, нуждающимися в подготовленном управленческом аппарате.

Податное население на первых порах захватчиков интересует прежде всего как источник либо дешевой рабочей силы, либо как кормовая и налоговая база.

Соответственно, и понимание ислама знатью представляло собой своего рода гремучую смесь с тенгрианством, точнее – с культом «Улуг Тангри» («Великого Созидателя»), распространенного в том числе под влиянием Западно-Тюркского каганата. Подобный синтез был свойственен главным образом кочевникам-киргизам.


Киргизы. Позапрошлый век

Сами ортодоксальные мусульмане еще в XVIII в. называли их «кафирами», то есть «неверными», поскольку, по словам востоковеда К. А. Кудаярова:

Вопреки требованиям мусульманского духовенства киргизы с размахом отмечали зороастрийский праздник Нооруз.

Вспоминается по аналогии в этой связи упомянутое в прошлой статье бурное отмечание воронежцами праздника «Ярило», обличенное святым Тихоном Задонским.

И если ортодоксальный ислам распространялся среди кочевников со скрипом, – например, в киргизском языке практически нет ни персидских, ни арабских слов, – то суфизм, напротив, довольно быстро обрел популярность.

Причина в следующем:

Если представители ортодоксального ислама признавали Бога отдельно от материального мира и выше его, то суфии же утверждали, – пишет К. А. Кудаяров, – что отдельно от Бога ничего не существует и существовать не может.

Суфии делали, по словам исследователя, акцент на концепции «единства бытия». А она в свою очередь имела

параллели в тенгрианско-шаманских конструкциях о единстве мира, в частности, его сквозном, трехчастном делении на Верхний, Средний и Нижний миры. Аналогичное по типологии своеобразное трехуровневое деление (Абсолют, Имена, феноменальный мир) существовало и в суфизме.

В каком-то смысле речь может идти о присущих суфиям и близких язычникам пантеистических воззрениях. Понятно, что тезис о пантеистическом мировоззрении по меньшей мере в отношении некоторых суфиев, особенно интеллектуалов, чье становление происходило в рамках персидской культуры с ее зороастрийским фундаментом, носит спорный характер. Правда, подобного рода взгляд на суфизм был присущ ряду ученых, например немецкому исследователю XIX в. Ф. А. Толюку, написавшему работу «Суфизм, или пантеистическая теология персов».

Впрочем, не будем забираться в теологические дебри. Для нас важно, что суфии не менталитет тех же кочевников старались поменять, а скорее адаптировать ислам под представления новой своей паствы, как-то связать веру Аллаха с культом Тенгри. И у них в целом получилось.

В данном случае суфии схожи с раннехристианскими миссионерами, проповедовавшими среди германских племен, для которых война была естественным состоянием. И идти к ним с Нагорной проповедью представлялось делом непростым. А вот поведать о Христе как о Боге военной победы выглядело более убедительным. К тому же подобные представления о Спасителе вполне укладывались в языческое мировоззрение германцев, что позже нашло отражение в военной этике и культуре рыцарских орденов и рыцарства в целом.

Стоит отметить и обратный процесс взаимовлияния шаманизма на суфийские ордена – например, созданный в XII в. поэтом и философом Ахмедом Ясави (1103–1166) суфийский орден Ясавия.

Отличительной особенностью ордена, – пишет К. А. Кудаяров, – явилось то, что в нем впервые, возможно под влиянием шаманской практики тюркских народов, был введен громкий зикр и к нему были допущены женщины.

Зикр – многократное произнесение вслух молитвенной формулы, прославляющей Аллаха.


Расположенный на территории Казахстана возведенный по приказу Тамерлана мавзолей Хаджи Ахмеда Ясави

Укоренению в кочевой среде суфизма отчасти способствовало монгольское нашествие, нанесшее мощней удар по городской мусульманской культуре сложившегося в XI столетии государства Хорезмшахов – культуре, оставшейся в истории Средневековья как «золотой век ислама».

Под сенью Ясы, или Суфизм в улусе Чагатая


С приходом монголов основанные на шариате нормы поведения среди простого населения и особенно кочевников в еще большей степени нивелируются, чему способствовала политика Чагатая – второго сына Чингисхана и его любимой жены Бортэ.

Земли Мавераннахра вошли в выделенный ему отцом улус.

Его безжалостная, – пишет востоковед Г. М. Ачилова, – политика по отношению к мусульманам и неукоснительное соблюдение Великой Ясы (уложения Чингисхана) способствовали относительно длительному сохранению традиций кочевых монголов в Средней Азии. Эта система, заложенная Чагатаем, действовала вплоть до начала XIV в.

Обращает на себя внимание отличие подобной политики от осуществлявшейся в улусе Джучи, где ислам довольно быстро, хотя и не сказать, что безболезненно, был принят частью правящей элиты, о чем шла речь в статье «Золотая Орда на пути к традиционному исламу: от Бату к Берке».

В целом столь жесткая политика Чагатая в отношении мусульман обуславливалась его преданностью монгольским обычаям. Из всех сыновей Чингисхана он демонстрировал наибольшее им следование и, плюс, считался в «золотом роду» Борджигин крупнейшим знатоком Ясы.


Город Куня-Ургенч в Туркменистане. Когда-то он назывался Ургенч и был столицей державы Хорезмшахов

При этом в улусе Чагатая возрастает популярность эклектичного суфизма. Не случайно, что именно после монгольского нашествия обретают влияние ордена Ясавия, Накшбандия, Кадырия.

Это затрагивало в большей степени бытовую сторону жизни. Известны случаи, когда еще не отказавшиеся толком от язычества кочевники обращались к суфийским шейхам за помощью, например, с просьбой отыскать пропавшую корову либо излечить от той или иной болезни.

Еще любопытная история: однажды кочевники, напав на некое селение, угнали баранов. Однако, узнав, что они принадлежат суфийскому шейху, их вернули с извинениями. При том что самих мусульман кочевники грабили не стесняясь, даже формально приняв ислам.

При подобном к себе отношении суфийские шейхи нередко играли и политическую роль в государствах Мавераннахра. Пожалуй, наиболее яркий пример: шейх Ходжа Ахрар Вали (1404–1490), ставший фактическим правителем державы Тимуридов.


Дервиши позапрошлого века

В целом неудивительно инициирование самими шаманами обращения соплеменников в ислам именно под влиянием суфиев; точнее, это даже было не столько принятие мусульманства, сколько демонстрация уважения к отдельным шейхам, коих сами шаманы почитали в качестве наделенных сверхъестественной силой чудотворцев.

По сути, – пишет религиовед Л. Г. Ерикешева, – здесь можно отметить исключительное по силе воздействие древних тенгрианско-шаманских традиций с их высокой ролью духов-аруахов, культа предков, оберегавших человека в подлунном мире. При этом неизбежно происходило переплетение как собственно мусульманских, так и языческих, шаманских традиций.

Вообще, культ духов-предков на уровне бытового благочестия, как правило, никуда не девается даже при торжестве любой монотеистической религии. Скажем, распространение и укоренение Православия на российских просторах так и не нивелировало веру в домовых или, точнее, заложных – умерших неестественной смертью – покойников вплоть до XX в. включительно.

Интересно, что суфиев, особенно дервишей, в кочевой среде воспринимали как белых шаманов в противовес кара-бакшылык, то есть черным шаманам, общавшимися со злыми духами.

Нельзя пройти мимо столь важной темы, как распространенное у кочевых племен поклонение животным, вошедшее в народную мусульманскую традицию и представлявшее собой наследие архаического тотемизма.

Например, поклонение оленю

существовало, – пишет историк З. Т. Токпаева, – с древних времен и берет свое начало от древнетюркских культур. Также поклонение волку является одним из верований древних народов Центральной Азии. Данные древние доисламские верования и сегодня очень широко пользуются популярностью среди народов Центральной Азии. Так, амулеты из клыков и шерсти волка используются в религиозных обрядах. К примеру, среди кипчаков Андижанской области до сих пор существует обычай дарения беременной женщине с целью облегчения родов высушенного сердца волка. Далее узбеки, казахи, кыргызы и туркмены с древних времен верят в священную силу перьев совы, кукушки, беркута и сокола. И по этой причине на головные уборы у кочевников малолетних детей, колыбель и люльки вешали перья птиц.

Но не только рудименты культа животных стали частью исламской традиции в рассматриваемых регионах, но и почитание деревьев на могилах праведников.

Подобного рода наследие анимизма дожило до настоящего времени. Например, в Средней Азии и по сей день существует поверье, что если бесплодная женщина подойдет к такому дереву на могиле праведника и постучит по стволу с просьбой даровать ей ребенка, то ее просьба может быть исполнена Аллахом.

К почитаемым и священным деревьям в регионе относятся, по словам З. Т. Токпаевой, арча (можжевельник) и чынар (платан).


Почитаемая мусульманами Средней Азии растущая в Туркменистане чинара «Семь братьев и одна сестра»

Еще один интересный обряд, укорененный в бытовом благочестии не задумывающихся над теологическими тонкостями своей религии мусульман, связан, простите за тавтологию, с обрядом почитания

«целителей», – пишет Ш. А. Ёвкочев, – которые обычно заканчиваются чтением суры Фатиха. Например, целительский обряд «Чилла ёсин» осуществляется сорокакратным чтением суры Корана «Ёсин» и побиванием больного сорока ветками тополя.

В данном случае для нас важна не теологическая суть упомянутых суры и обряда, а их связь с доисламской традицией.

Разумеется, культ духов предков напрямую связан с почитанием могил праведников, о которых речь шла в прошлых материалах.

Наряду с практикой зиарата (посещения могилы святого), люди, – пишет Ш. А. Ёвкочев, – стали хоронить тела усопших ханов и других великих людей рядом с мазарами святых. Примером этого могут послужить мавзолеи в Туркестане, Самарканде, Бухаре, Ташкенте, Термезе и др. городах.

Подводя итог, отметим: в статье вкратце был затронут по-своему уникальный феномен, связанный, как отмечает Ш. А. Ёвкочев, с адаптацией ислама в рамках более древней культуры, как оседлой, так и кочевой, синтезированной в суфизме, что можно наблюдать в том числе и на современном этапе. Важно только, чтобы он не принял экстремистских форм в отношении чужих.

Использованная литература
Ачилова Г.М. Традиционная мусульманская культура и обычаи кочевников в управлении Средней Азией чингизидами
Ерекешева Л.Г. Культура и религия в истории Центральной Азии. – Алматы: Дайк-Пресс, 2013Ерекешева Л.Г. Культура и религия в истории Центральной Азии. – Алматы:
Дайк-Пресс, 2013
Ёвкочев Ш.А. Симбиоз ислама с доисламскими верованиями в Центральной Азии
Кудаяров К.А. Роль суфизма в переходе киргизов от тенгрианства в ислам // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. – 2021. – № 2. – С. 57 – 66
Токпаева З.Т. О некоторых вопросах доисламского верования кочевников Центральной Азии
Золотухин В.В. Суфизм как пантеизм. Взгляд из Германии первой трети XIX века
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    18 сентября 2025 05:18
    Цитата: Игорь Ходаков
    В данном случае для нас важна не теологическая суть упомянутых суры и обряда, а их связь с доисламской традицией
    Здесь нет ничего удивительного. Перейти от одной религии к другой трудновато, отсюда и связи с языческими традициями. В христианстве такое есть тоже, например, в православии это масленица, а в латинских церквях, Хэллоуин
    1. +5
      18 сентября 2025 07:01
      Перейти от одной религии к другой трудновато

      Привет Михаил!
      Если исходить от науки языческие верования - не религия.
      Религиоведение признает пять основных религиозных течений. Из них 4 монотеистических и одна политеистическая.
      Любая из религий выхолощена за века до такой степени, что более богата в социально-культурном плане.
      Если сравнивать с шаманизмом (родоплеменными языческими традициями), то ислам поглощает местнические верования и обычаи. В целом это определяет правило - высокоразвитые цивилизации ассимилируют менее культурные народы.
      Последние ославляют за собой традиции явно не противоречащие основным правилам религии.
      Например празднование зимнего и летнего солнцестояния в случае с христианством. Или праздник завершения посадки на полях в исламе (сабантуй).
      Либо - домовые, хотя я не согласен с транскрипцией их возникновения описаний Автором.
      1. +2
        18 сентября 2025 08:12
        Цитата: Коте пане Коханка
        В целом это определяет правило - высокоразвитые цивилизации ассимилируют менее культурные народы.
        Последние ославляют за собой традиции явно не противоречащие основным правилам религии.
        Например празднование зимнего и летнего солнцестояния в случае с христианством.


        Какое язычество поглотило христианство, которое есть еретическое течение иудаизма?
        Празднование зимнего и летнего солнцестояния, так и равноденствия (весеннего и осеннего) связано с тем, что монотеистические религии имели в своей основе т.н. "солнечный культ". Солнце когда то считалось богом у очень многих культур. Со временем бог стал антропоморфным, но "солнечные" следы так и остались.
        Может языческие верования и не религия в полном смысле, но все религии выросли из языческих верований.
        1. 0
          18 сентября 2025 08:28
          Празднование зимнего и летнего солнцестояния, так и равноденствия (весеннего и осеннего) связано с тем, что монотеистические религии имели в своей основе т.н. "солнечный культ".

          Не правы - «лунный».
          Если копать глубже «разливы Нила», «паводки Тигра и Ефрата». Именно сельскохозяйственная деятельность формирует календарь. К слову - «Новогодние праздники» напрямую связаны с «Налоговым годом» в Риме.
          1. +1
            18 сентября 2025 08:38
            Прав, именно солнечный. Вспомним хотя бы культ Атона в Египте. Кстати, иудаизм, если копнуть поглубже, многое взял у египтян.
            Я вообще не исключаю, что иудаизм и создали последователи Эхнатона, а сами иудеи этнически связаны с египтянами.

            Вот только римский новый год (мартовские иды) приходился на весеннее равноденствие.

            "Я есть свет, дарующий жизнь всему сущему". Ну так это к солнцу относится, а не к луне, это же очевидно.

            А ночное время (когда луна светит?) всегда считалось временем торжества темных сил. Ведьмы, колдуны, шабаши... всегда в ночное время непотребства происходили.
            1. +1
              18 сентября 2025 08:53
              Солнечный культ имеет более древнюю атрибутику, но доя развития земледелия не пригоден. Всего - 4 цикла. Лунный - 12 в год более эффективен. Римское летоисчисление завязано на 12 типиричную месячную систему, которая вобрала в себя не только Египетские (Вы правы), но и Персидские, и Греческие традиции. А так, да нет папируса пишем на пергаменте или березовой коре, а если пальмы не растут,? Вербино воскресенье - наше все!!!
              Ирдань - в январе… по фиг, что минус 40… прорубь в крещенские морозы… ребята извиняете - за то можно пиво и мед пить… правда трех жен - фигвам, с одной мучайся и пиво с медом пей, а могло быть и иначе… laughing
              1. +1
                18 сентября 2025 09:01
                Ну так не только циклы учитывались. Был построен Стоунхендж. Якобы обсерватория и что там наблюдали?
                Уверены, что все тогда подчинялось интересам земледелия? Может не только. Почему некоторые древние народы имели календари, превосходящие по точности современный? Для посадки маиса какого такая точность не нужна, да и вообще в аграрной деятельности часто значимы конкретные погодные условия, а не точные даты.
                И уж не буду говорить о таких длинных циклах, как "зодиакальный год" (Год Пифагора). В настоящее время Солнце проходит созвездие Рыб. Следующее - созвездие Водолея. Ну так у ранних христиан именно рыба (ichtios) ассоциировалась с Христом.
              2. +2
                18 сентября 2025 11:52
                Смутная тоска по студенческой жизни слышится:

                «Теперь я Папа и Султан» (с).
            2. 0
              18 сентября 2025 08:54
              А ночное время (когда луна светит?) всегда считалось временем торжества темных сил. Ведьмы, колдуны, шабаши... всегда в ночное время непотребства происходили.

              Угу, все службы в христианстве и исламе завязаны на полночь….
              1. +2
                18 сентября 2025 09:05
                Ну так когда следует темным силам противостоять? Именно тогда, когда это более всего и необходимо.

                Особенно "Заутреня". Ну и "Обедня", конечно. hi

                Не странно ли, что Панночка Ведьма со своим Вием устроила кирдык Хоме Бруту именно в темное время суток?
            3. +1
              18 сентября 2025 11:23
              Зигмунд Фрейд в своем цикле «Моисей и монотеизм» таки прямо утверждает, что Моисей был чистокровный египтянин, жрец Атона, который бежал из Египта после падения Эхнатона, а евреев прихватил в качестве рабов и будущего пушечного мяса, для чего 40 лет водил их по пустыне размером с московскую область, промывал им мозги и истреблял несогласных! laughing
              1. +1
                18 сентября 2025 13:49
                Ну насчет того что евреев в пустыне прихватили - это вряд ли. Скорее евреи в массе были такими же египтянами, поклонниками Атона, как и сам Моисей.
                Самоназвание евреев - иудеи. Похоже на греческое iu deus, что значит - "познавшие бога". Более похоже на название касты жрецов, чем название народа. В пользу этой версии говорит тот факт, что в евреи можно вступить, как вступают в политическую партию, пройдя нужные обряды и получив благославление от рабби.
                После смерти Эхнатона, культ Атона ушел в тень, но не исчез совсем. Среди его последователей оказалось немало влиятельных и сильных египтян, которых не просто было ликвидировать. Поэтому им позволили уйти по хорошему, никто их не преследовал. Оказавшись за пределами Египта, эти релоканты перешли к кочевому образу жизни примерно на 40 лет. За это время они выросли в числе, подчинив и ассимилировав местные племена. Набрав силу, создали боеспособную армию и стали отвоевывать себе территории под свое царство. Так и появилось еврейское государство.
                1. +1
                  18 сентября 2025 14:24
                  Ну, по Фрейду евреи таки были рабами египетскими, которых Моисей увел из одного рабства в другое. Но, разумеется, вел он их не в одиночку, а с помощниками: в его версии это левиты. Изначально они были египтянами-надсмотрщиками, а потом интегрировались как "колено Левия" с особыми правами и полномочиями.
                  1. +1
                    18 сентября 2025 14:52
                    Цитата: Melior
                    Ну, по Фрейду евреи таки были рабами египетскими, которых Моисей увел из одного рабства в другое. Но, разумеется, вел он их не в одиночку, а с помощниками: в его версии это левиты. Изначально они были египтянами-надсмотрщиками, а потом интегрировались как "колено Левия" с особыми правами и полномочиями.

                    А почему у левитов гаплогруппа Ra1, как у славян?
                    1. +1
                      18 сентября 2025 14:54
                      Про это Фрейд не написал - в его время про гаплогруппы еще не знали.
            4. +1
              18 сентября 2025 14:59
              А ночное время (когда луна светит?) всегда считалось временем торжества темных сил.

              В христианстве Луна часто изображается как символ церкви, отражающей свет солнца, то есть Иисуса Христа. Подобно тому, как Луна отражает свет солнца, христиане призваны отражать свет Христа в своей жизни, распространяя Евангелие и приводя других к истине. Луна может символизировать Божье милосердие и прощение. Подобно тому, как Луна освещает ночную тьму, Божья милость и прощение приносят надежду тем, кто в беде.
              Полнолуние. Символ целостности и завершённости, в христианстве означает воскресение и обещание вечной жизни.
              Растущий и убывающий полумесяц. Символы путешествия жизни и смерти, в христианстве растущий полумесяц — символ рождения.
              Полная Луна. Символ урожая и изобилия.
              https://www.astromeridian.ru/magic/what-does-the-moon-symbolize-in-christianity.html
              Полумесяц, осенённый четырёхконечным крестом. Символизирует колыбель Христа в Вифлееме, чашу Св. Причастия, церковный Корабль Спасения (в этом значении полумесяц — якорь надежды).
              Сочетание креста и полумесяца. В христианской традиции луна символизирует Богородицу.
              Лунные божества- Абук(Судан,Эфиопия)Богиня плодородия, нравственности, творчества и любви
              Амесеми у кушанов Богиня-защитница
              Тот -Бог мудрости, искусства, науки и суда
              https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.63dfcf1a-68cbf2db-81ae1f08-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/List_of_lunar_deities
              1. +2
                19 сентября 2025 07:48
                Спасибо, конечно, но противоречий я не вижу. Бог опять же Солнце, а Луна лишь символ его отражения, божественного света истины в нашем суетном мире, который зависим во всем от бога, как свет Луны - от солнечного света.

                И факт остается фактом: ночная тьма часто ассоциировалась с нечистой силой. Того же Сатану часто называли "Князь Тьмы". И почему то всякие вампиры-вурдулаки боялись именно солнечного света, а Луна их не особо пугала.
                И у некоторых народов Луну называли "солнце мертвых".

                "Остерегайтесь выходить на болото в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно"
                Подробнее на livelib.ru:
                https://www.livelib.ru/quote/42774538-sobaka-baskervilej-artur-konan-dojl
        2. +2
          18 сентября 2025 08:36
          Какое язычество поглотило христианство, которое есть еретическое течение иудаизма?

          Я подобное не писал, все как раз наоборот.
          религия в полном смысле, но все религии выросли из языческих верований.

          Наверное только Индуизм и Буддизм.
          Христианство и Ислам возникают как развитие верований иудеев на основе Библии (торы).
          1. +2
            18 сентября 2025 08:40
            Цитата: Коте пане Коханка
            Наверное только Индуизм и Буддизм.
            Христианство и Ислам возникают как развитие верований иудеев на основе Библии (торы).


            А иудаизм откуда взялся? Боженька надекламировал? Ну-ну. Изначально иудаизм был таким же язычеством. К тому же компиляцией и плагиатом. Что-то у египтян "позаимствовали", что-то у шумеров (как сотворение человека, великий потоп).
            1. +2
              18 сентября 2025 08:58
              Подписываюсь под каждым вашим словом.
              Просто Ветхий завет был как источник задокументирован, размножен и масштабирован.
              1. 0
                18 сентября 2025 13:54
                а затем и навязан другим в измененном виде, Новом завете. Пришлось ввести типаж Христа, более привлекательный для других народов. Иудаизм - все же для внутреннего употребления более годен.
                А христианство - изначально было годно для глобализма.

                "Несть ни эллина, ни иудея..."
                Но кто поклонится и признает Христа, тот обязан признать и его батюшку - Иегову.
                Христианство есть троянский конь иудаизма. Где нет христианства - там евреям нечего делать.
                1. +2
                  18 сентября 2025 14:03
                  Христианство есть троянский конь иудаизма. Где нет христианства - там евреям нечего делать.

                  Аналогично можно сказать и про ислам, который принимает за основу то и другое.
                  1. +2
                    19 сентября 2025 07:41
                    Не совсем. Иудеям в мусульманских странах не всегда уютно.
                    И для ислама не характерна модификация, модернизация, которая изменяет религию в плане "возвращения к истокам".
                    У мусульман все же не появилось своего протестантизма. А у христианства - в наличие. Протестантизм был изначально популярен у "выкрестов" (крещеных иудеев). Что неудивительно, поскольку протестантизм есть гибрид традиционного (католического) христианства и иудаизма. Протестантам куда ближе "законы Моисея", а не Христа, ближе Ветхий Завет, а не Новый. Милосердие, "нищета духа", сострадание, нестяжательство, осуждение погони за благами мирскими... нет, не то, что нужно. Да и вообще этот Христос... менял из Храма бичом изгонять. Типа, против бизнеса, коммуняка? Ведь именно бизнесменам - самое место в храмах, а нищие пусть идут мимо, неудачники, нет на них божьей благодати. В Небесном царстве VIP-места - для самых богатеньких, с точки зрения протестантов.

                    Коран (Нарок, если читать по русски, слева направо), как и у ранних христиан, стяжательство и погоня за наживой и ныне осуждает. Пусть на словах, но все же. Так что в странах мусульманских евреи не имеют и малой доли власти и влияния, которые имеют в странах христианских (в экономике, политике, культуре).
  2. +3
    18 сентября 2025 05:51
    Интерпретация многих религий порой пантеистична. Особенно, если от Природы не очень отдалились.
    1. +4
      18 сентября 2025 07:12
      Цитата: Korsar4
      Интерпретация многих религий порой пантеистична. Особенно, если от Природы не очень отдалились.

      Привет Сергей!
      А как иначе? Человек родившийся на Волге, кормящийся с Волги и не видевший ничего кроме Волге будет искренне верить о квазистенции всего сущего через пантеон бога Волги.
      Если ему на ногу упадет камень со скалы, то он похромает и принесет в жертву Волге часть улова. Потом будет десятилетие наблюдать как вода год за годом «точит» обидчика.
      Сюжет конечно так себе, но …обычаи, правила, табу и др. милые и не очень вещи, как ты правильно сказал Сергей, возникают из простых природных явлений, которые мы даже сейчас не всегда можем объяснить..
      Хорошего дня!
      1. +3
        18 сентября 2025 08:03
        Привет, Владислав!

        А очень часто объяснения, даже самые обоснованные, меняются на противоположные.

        «Есть многое на свете, друг Горацио,
        Что и не снилось нашим мудрецам» (с).

        И тебе - доброй охоты!
        1. +2
          18 сентября 2025 08:29
          Утро доброе!
          Ищите кому выгодно…
          1. +2
            18 сентября 2025 11:37
            Это понятно.

            Даже, если есть попытка искать истину объективно.
            1. +2
              18 сентября 2025 11:50
              Цитата: Korsar4
              Это понятно.

              Даже, если есть попытка искать истину объективно.

              Угу, Сергей!
              Шер, ше оя фа - ищите женщину! laughing
              1. +2
                18 сентября 2025 11:57
                Без инспектора Грандэна справиться будет непросто.
                1. +3
                  18 сентября 2025 13:25
                  Без инспектора Грандэна справиться

                  На каждого Грандэна найдется своя Алиса Постик. laughing
                  1. +2
                    18 сентября 2025 15:59
                    Главное, чтобы они встретились в подходящий момент.
      2. +5
        18 сентября 2025 13:48
        Интересно, что суфиев, особенно дервишей, в кочевой среде воспринимали как белых шаманов в противовес кара-бакшылык, то есть черным шаманам, общавшимися со злыми духами.

        Пришлось по службе немало послужить в приграничных районах Средней Азии. И в Туркмкении, и в Киргизии, и в Таджикистане. И везде ведуней и ведьмаков, общаюшихся со злыми духами и покойниками никто не называл кара-бакшылык, а бакшы — так там называют шаманов, если это мужчины, и бюбю,- если женщины.
        1. +5
          18 сентября 2025 14:09
          кара-бакшылык
          .
          На вопрос что- же такое кара-бакшылык, любой нумизмат сходу ответит, что это очень редкая серебряная монета 1777-83гг.- последнего крымского хана Шахин Гирея , выпущенная на его новом личном монетном дворе в городе Кафа (Феодосия). Ранее вся чеканка монет Крымского ханства велась только в столице ханства - Бахчисарае. Монета редка тем, что после вхождения Крыма в состав Российской империи (1783г. ) Бахчисарайский двор был закрыт, а на Таврическом монетном дворе в Феодосии началась чеканка российской монеты.
          на фото кара -бешелык 1779 года из нумизматической коллекции Государственного Эрмитажа.Инвертаризационный номер ОН-В-М-27179.
          ссылка: https://www.russian-money.ru/coins/imperiya/regionalnye/kara-beshlyk--5604
        2. +3
          18 сентября 2025 14:28
          День добрый Дима, спасибо за участие в дискуссии!!! drinks
          1. +5
            18 сентября 2025 15:05
            Доброго дня. Влад! drinks
            Сейчас расскажу мистическую необъяснимую историю о бахарденсекой биби, чему сам был невольным свидетелем. А уж верить или нет - решайте сами.
        3. +8
          18 сентября 2025 14:58
          С одной такой бюбю пришлось лично познакоииться. в сентябре1989 года. Тогда после окончания "хлопкового сезона" в колхозе-шефе, председатель колхоза устроил отличившимся уборщикам автобусную поездку на Кёв-Ата- Бахарденское подземное теплое сероводородное озеро. В автобусе ЛИАЗ нас поместилось человек 30-40-среди них и я с 10 парнями с нашей заставы. Приехали, спустились в пещере к озеру по длинной подсвечиваемой лестнице в 350 ступеней. Внизу в раздевалке сначала переоделись искупались женщины, а после того как они искупались и оделись - и мы мужчины. Когда поднялись из пещеры на поверхность одна колхозница хватилась фамильного золота- браслетов и серег. Случай по местным понятиям вопиющий. Я предложил на месте всех обыскать, но одна туркменка сказала, что рядом в поселке живет биби, надо ехать к ней - она точно укажет вора. Приехали к дому, зашли за дувал, что поразило - во дворике на дастархане восседала пожилая тетка!!! Выслушала нас, и попросила всех вернуться в автобус, кроме пострадавшей. Минкт через двадцать вернулась и она с перевязанной бинтом рукой и сразу полезла в пакет со своей мокрой одеждой. Откуда извлекла свое фамильное золото. Потом скупо расказала, что биби порезала ей ножом руку, пустила кровь. пропела какое то заклинание и сказала что свое золото та переодеваясь перед купанием положила в пакет. Также старуха наказала ей после этого обряда очиститься в мечети. Во сколько потерпевшей, кроме порезанной руки, обошлась сия "процедура" она сказать наотрез отказывалась.
          1. +3
            18 сентября 2025 16:18
            Спасибо Дима за историю!
          2. +4
            18 сентября 2025 16:19
            Горная пещера Кёв-Ата. фото: Спуск к подземному Бахарденскому сероводородному озеру и само озеро. Вода очень целебная. Теплая и очень плотная, нырять не получается - выталкивает.
          3. +4
            18 сентября 2025 16:49
            Цитата: Ричард
            рядом в поселке живет биби
            С ее таинствами дроны бы перехватывать на СВО, а не ерундой заниматься! Было очень интересно, спасибо!
  3. +3
    18 сентября 2025 20:53
    Опять много чего написано насчёт "Таласской битвы".
    Таласская битва 751 г. сделавшая торжество ислама неизбежным на пространстве от Амударьи до Синьцзяна.
    ;
    Таласская битва 751 г.привела к глобальным геополитическим, религиозным и культурным последствиям
    И как всегда нет ни одной ссылки хотя бы на один документальный источник середины 8 века нашей эры, неважно, арабский ли, китайский или иной. А ведь одних донесений об этой "грандиозной битве" должны быть сотни. И столько же распорядительных документов о подготовке к битве. Но нет ничего. request
    Ну ладно, нет документальных исторических источников. Но ведь и нарративных исторических источников, датированных серединой 8 века нашей эры и написанных участниками событий, ну типа :"Рассказ о том, как я, Абу Рахман ибн Хаттаб со товарищи сражался с китайскими гяурами при Таласе" или "Как я, Синь Вунь Чай, сражался вместе с товарищами с проклятыми арабами при Таласе" - тоже нет. От слова вообще нет. Ни одного. Но историкам это не помеха. Метод Э.Гиббона в действии. negative
  4. +1
    19 сентября 2025 14:30
    Цитата: Melior
    Про это Фрейд не написал - в его время про гаплогруппы еще не знали.
    Зато все очень хорошо знали кто и какого рода-племени
  5. 0
    19 сентября 2025 18:41
    Цитата: Schneeberg
    Цитата: Melior
    Про это Фрейд не написал - в его время про гаплогруппы еще не знали.
    Зато все очень хорошо знали кто и какого рода-племени


    О да, поэтому венгры по генетике большие славяне, чем болгары.