Модель затоплений и причины гибели эскадренного броненосца «Осляби» в Цусимском сражении

5 822 75
Модель затоплений и причины гибели эскадренного броненосца «Осляби» в Цусимском сражении

По результатам обсуждения предыдущей статьи выявилась необходимость корректировок представленных в ней данных.

Работа над ошибками


Таковых усмотрено три:

1. Момент, изменяющий крен «Осляби» на 1 градус, составляет скорее 883 тонно-фута, а не 976 тонно-футов, которые я принял по образцу эскадренных броненосцев типа «Бородино».

2. Сделанное мною допущение, что «Ослябя» перед боем не имел дифферента на корму, сочтено неприемлемым: моряки обычно загружали корабль так, чтобы корма сидела в воде чуть глубже носа, что улучшало мореходность. Поэтому для дальнейших расчетов принято, что «Ослябя» перед боем имел дифферент на корму в размере 2,5 дюймов. Соответственно, точка, в которой жилая палуба примыкала к форштевню корабля, находилась в 6,35 см над уровнем моря.

3. Мое предположение о том, что в момент выхода «Осляби» из строя его форштевень ушел в воду «по самые клюзы» на 2,438 м, то есть на высоту жилой палубы, сочтено чрезмерно оптимистичным. Поэтому в дальнейших расчетах я руководствуюсь допущением, что в момент выхода из строя форштевень броненосца погрузился на метр больше, то есть на 3,438 м от жилой палубы, а с учетом дифферента на корму – на 3,5015 м (3,438 м + 0,0635 м) от предбоевого состояния корабля.

С учетом этих корректировок количество воды в угольных ямах броненосца, необходимой для того, чтобы «Ослябя» имел крен в 12-15 град., сократились с 320,8-404,6 т до 277,9-350,4 т. Однако же и эти значения выглядят максимальными, если не сказать – чрезмерными.

Первое. Я совершенно не учитывал, что Шербачев 4-й, наблюдавший выход из строя «Осляби» из кормовой башни следующего перед ним «Орла», мог указать и, скорее всего, указывал крен в момент циркуляции обреченного броненосца. А это дает существенную поправку к расчетам.

В момент перекладки руля корабль приобретает небольшой крен в сторону разворота. Но этот крен действует только во время перекладки руля – как только корабль начинает циркуляцию (поворот), он приобретает крен в противоположную сторону. Величина этого крена может быть различна, так как определяется множеством параметров, включая, но не исчерпываясь, скоростью корабля и радиусом циркуляции. Но каким бы ни был «циркуляционный» крен, он всегда есть.

В ходе перекладки руля «Ослябя» слегка уменьшил крен на левый борт, но затем, начав циркуляцию, наоборот, увеличил его. Поэтому следует предполагать, что до начала разворота крен корабля был не более, а скорее даже менее 12 град. Крен же в 15 град. мог образоваться разве что в момент циркуляции: если бы он был таким до нее, то в процессе разворота у «Осляби» вода должна была залить нижние орудийные порты, и корабль бы перевернулся. Следовательно, крен «Осляби» до начала выхода из строя вполне мог составлять 9-10 град. или даже меньше, а вовсе не 12 град., взятых мною в качестве минимального значения.

Второе. Я, вероятнее всего, недооценил влияние на крен затоплений «Осляби» в носу, ниже жилой палубы. Дело в том, что метод моего расчета весьма прост: взяв в качестве исходных данных наличие у «Осляби» крена в 12 град., я определил, сколько из этого крена было создано водой на жилой палубе броненосца (с учетом изложенных выше поправок получилось 3,65 град. и 4,6 град. при крене в 15 град.), затем предположил, что вода, «просочившаяся» в носовые отсеки ниже жилой палубы, обеспечила еще полградуса крена. Итого вышло, что затопления в районе угольных ям сформировали 12-3,65-0,5 = 7,5 град. крена, для чего, собственно, и нужно было бы, с учетом новых вводных, 277,9 т воды.

Но все дело в том, что в результате изменений исходных данных, количество воды ниже жилой палубы «Осляби» для обеспечения дифферента «по клюзы» резко выросло, составив в наиболее реалистичных сценариях 162-199 т. Крен же в полградуса обеспечивается всего только лишь 35 тоннами воды, чей центр тяжести удален от диаметральной плоскости на 3,85 метра. С учетом того, что вода сквозь щели и поврежденную вентиляцию на жилой палубе заливала в первую очередь отсеки по левому борту, а вода в подбашенном отделении также стекала в сторону левого борта, на который кренился броненосец, можно ожидать, что эти массы воды дали и 1,5, и 2 градуса крена, а возможно, и более. Учтем также, что в обычном случае крен кораблей во время циркуляции составляет минимум 1-2 градуса, как и то, что поврежденный «Ослябя» никак не может считаться «кораблем в обычном состоянии», отчего его последняя циркуляция могла дать больший градус.

В силу вышесказанного, при крене «Осляби» в 12-15 град., каковой наблюдал Щербачев 4-ый, 3,65-4,6 град. были «сформированы» водой, влившейся на жилую палубу в носовой ее части, а еще 3-5 град. могли возникнуть за счет воды, поступившей в носовые отсеки ниже жилой палубы и за счет циркуляции. С учетом вышесказанного, количество воды в угольных ямах, необходимое для образования наблюдаемого крена корабля в 12-15 град., вполне могло составить только 154-192 т.

Соответственно, наиболее реалистичным вариантом является предположение, что масса воды в угольных ямах, участвовавшая в образовании крена «Осляби» к моменту выхода последнего из строя, но до начала циркуляции, находилась в промежутке 154-278 т.

Но почему такая оговорка – «вода, участвовавшая в образовании крена»? Дело в том, что к моменту выхода из строя на «Ослябе» провели контрзатопление коридоров по правому борту, отчего часть веса воды в угольных ямах и примыкающих к ним помещениях была компенсирована и не участвовала в образовании крена на левый борт. Так, например, в угольные ямы и сопредельные им помещения могло поступить 270 т воды, из которых влияние 70 т было компенсировано 70-80 т воды, принятыми в результате контрзатоплений.

На этом с креном «Осляби» – всё. Переходим к дифференту.

О дифференте «Осляби» и причинах, его вызвавших


Как я уже писал ранее, все затопления «Осляби» можно условно разделить на три зоны:

- 1-й и 2-й отсеки жилой палубы (Зона № 1);
- Носовые отсеки под жилой палубой (Зона № 2);
- Угольные ямы и прилегающие к ним помещения (Зона № 3).


Известно, что в результате попадания 12-дм снаряда в район 1-го отсека жилой палубы вода получила доступ не только в 1-й, но и во 2-й отсеки, отчего оба они получили свободное сообщение с морем. Однако подобное повреждение само по себе никак не могло бы погрузить нос «Осляби» в море по самые клюзы.

Поставим небольшой мысленный эксперимент. Возьмем эскадренный броненосец «Ослябя» и наполним его носовые отсеки №№ 1-2 на жилой палубе водой полностью, под самый подволок (потолок). Что произойдет в этом случае?

Форма отсеков на указанном протяжении схожа с треугольной призмой объемом грубо 654 куб. м, что с учетом плотности морской воды 1,025 т на куб. м дает 670,6 т. Прием такого количество воды увеличил бы осадку «Осляби» почти на 13 дюймов, точнее – на 32,6 см. Воспользовавшись правилом подобия треугольников, определим центр тяжести этой воды – он будет отстоять от 0-го шпангоута в сторону кормы примерно на 21,8 м. В то же время центр тяжести «Осляби» находился на 4,74 фута от миделя в нос, соответственно, центр тяжести принятой воды отстоял бы от центра тяжести корабля почти на 137 футов.

В этом случае принятая на жилую палубу вода создала бы усилие, равное 137 * 670,6 = 91 851 тонно-фут (поскольку я считаю с большим количеством знаков после запятой, но не пишу этих знаков в статье, калькулятор покажет чуть иную цифру), и вызовет дифферент на нос почти в 80,4 дюйма или же на 204,2 см. Соответственно, форштевень «Осляби» погрузился бы на 204,2+32,6 = 236,8 см, так и не достигнув уровня батарейной палубы, возвышавшейся над жилой палубой на 243,8 см. Вполне очевидно, что при этом известная часть 1-го и 2-го отсеков жилой палубы осталась бы над водой (на схеме выделено красным)


Что, разумеется, физически невозможно. В то же время, по нашим оценкам, форштевень «Осляби» осел в воду более чем на 3,5 м (6,35 см возвышения жилой палубы над морем из-за дифферента на корму + 243,8 см высота межпалубного пространства до батарейной палубы + 100 см от батарейной палубы). Следовательно, для того чтобы «Ослябя» ушел в воду по клюзы, одного затопления жилой палубы никак хватить не могло.

Собственно говоря, если бы повреждения «Осляби» ограничились бы поступлением воды на жилую палубу, то броненосцу ничего бы не угрожало: по аналогии с «Пересветом», получившим сходные повреждения в бою в Желтом море, он бы принял на жилую палубу слой воды примерно 1,5-2 фута (46-61 см) и продолжил бой, отделавшись незначительным (измеряемым в десятках сантиметров) дифферентом.

Взаимозависимость затоплений


Затопления «Осляби» очень взаимосвязаны. Каждая новая тонна воды, вливавшаяся в отсеки нижней палубы и трюма (зона № 2), приводила к увеличению осадки и дифферента, тем самым увеличивая поступление воды на жилую палубу (зона № 1). Но в результате роста крена вода, находившаяся на жилой палубе и в угольных ямах (зоны № 1 и 3), переливалась к левому борту, их центр тяжести смещался, тем самым создавался дополнительный крен.

Каждая новая тонна, вливавшаяся в 10-ю и 12-ю угольные ямы (зона № 3), также увеличивала осадку (что увеличивало поступление воды на жилую палубу в зоне № 1), создавала крен на левый борт (что способствовало переливу воды к левому борту на жилой палубе и в отсеках под ней в зонах №№ 1-2).

Данные взаимосвязи в моем расчете учтены так:

Шаг 1. Принято допущение, что дифферент «Осляби» к моменту выхода из строя увеличился на 3,5015 м.

Шаг 2. Определено увеличение осадки «Осляби» за счет затоплений в районе 10-ой угольной ямы и контрзатоплений. Поскольку точная масса поступившей воды неизвестна, производим расчет для каждого значения от 300 до 700 т воды с шагом в 100 т. При этом считаем, что из поступивших 300-700 т влияние на крен и дифферент оказывали 277,9 т (остальная масса воды частично поступила в ходе контрзатоплений, частично – уравновесилась контрзатоплением). При этом влияние на осадку, естественно, сохраняли все 300-700 т воды.

Шаг 3. Определяем объемы и массу воды на жилой палубе для каждого из значений, рассчитанных в соответствии с Шагом 2 и с учетом того, что форштевень корабля, в соответствии с Шагом 2 должен быть погруженным в воду на 3,5015 м.

Шаг 4. В ходе выполнения Шага 3 выясняется, что принятой на жилую палубу и в район 10-ой угольной ямы воды недостаточно для того, чтобы «Ослябя» сел носом на 3,5015 м. Соответственно, рассчитываем количество воды, которое должно было поступить в отсеки нижней палубы и трюма для обеспечения нужного дифферента.

Расчеты, безусловно, весьма упрощены. Но, к сожалению, не имея ни чертежей «Осляби», ни возможностей высчитать объем, занимаемый его конструкциями и оборудованием в отсеках, ни, самое главное, точного понимания, куда именно и в каком количестве распространилась вода, точных расчетов по всем правилам кораблестроительной науки выполнить невозможно. С другой стороны, используемые мною упрощения в целом не должны принципиально менять общую картину произошедшего с броненосцем.

Получившиеся цифры таковы:


Наиболее реалистичными представляются варианты 1-3, согласно которым масса воды, поступившая в угольные ямы, сопредельные им помещения и принятая в результате контрзатоплений, составляет 300-500 т. Соответственно, в носовых отсеках ниже жилой палубы «Осляби» находилось 162,7-199,3 т воды.

При этом я пишу «находилось воды», а не «поступило воды». Почему? Потому что, без сомнения, воды в носовые отсеки «Осляби» ниже жилой палубы поступило куда больше, просто часть ее была откачана турбинами, о чем пишет В. Н. Заварин (или все же В. Н. Заворин?):



Я открыл спусковой клапан, и вода ушла в трюм, затем, пустил в ход турбины.

Соответственно, в носовых отсеках ниже жилой палубы «Осляби» в момент выхода броненосца из строя находилось только 162,7-199,3 т воды, а поступило значительно больше, так как часть влившейся в отсеки воды откачали за борт.

Приведенные выше расчеты и показания очевидцев позволяют реконструировать картину гибели «Осляби» с приемлемой точностью.

Последствия попадания № 1


Двенадцатидюймовый снаряд, попавший в район 1-го отсека жилой палубы:

1. Открыл доступ воде не только в 1-ый, но и во 2-ой отсек, так как его разрыв повредил водонепроницаемую переборку между ними. В результате данного попадания жилая палуба от 0-го до 30-го шпангоута, то есть на протяжении более чем 30 м, превратилась в эдакий «совок», направленный в сторону хода корабля и «загребающий» воду через пробоину.

2. Повредил жилую палубу и систему вентиляции, отчего вода получила доступ в помещения, расположенные ниже 1-го и 2-го отсека жилой палубы. Причем повреждения палубы и вентиляции оказались настолько существенными, что экипаж «Осляби» не мог с ними справиться, отчего затопления отсеков ниже жилой палубы приняли неконтролируемый характер.

О том, что факт повреждений жилой палубы имел место, мы знаем из донесения минного офицера, лейтенанта М. П. Саблина, указавшего в своем донесении:

В пробоину, полученную от этого снаряда, вода попадала в первый и второй отсеки жилой палубы, а через щели, образовавшиеся в палубе, через люки и разбитые вентиляторные трубы, она пошла в левый носовой 6-дм погреб и в подбашенное отделение <…> в трюмах вода дошла до отделения носовых динамо-машин и подводных аппаратов.

О том, что распространение воды в носовой части корабля ниже жилой палубы остановить не удалось, мы знаем из показаний минно-машинного кондуктор В. Н. Заварина, находившегося у динамо-машин и минных аппаратов. В. Н. Заварин свидетельствовал, что вода постоянно, до самого конца поступала ниже жилой палубы «Осляби»:

Хотя пробоина и была заделана, но до заделки вода попала в подводные минные аппараты. Я временно вышел из отделения минных аппаратов, чтобы задраить горловину броневой крышки, что мне и удалось, но когда я вернулся снова в отделение, то увидел, что вода попадает через вентиляционные трубы и судно начало кренить. Я открыл спусковой клапан, и вода ушла в трюм, затем, для выкачивания воды, пустил в ход турбины, но, по-видимому, это не помогло, так как вода стала проникать в подбашенное отделение, которое было скоро затоплено, и я приказал помещение заделать и все наглухо закрыть. В это время я увидел раненого лейт. Тундермана, который искал выход наверх; в виду того, что все было задраено, я указал ход через носовую башню. Видя, что вода все прибывает, я было хотел переговорить с минным офицером и получить соответствующие приказания, но оказалось, что телефон не действует, а переговорные трубы перебиты. В это время я услышал сверху команду: «Спасайся кто может».

Р. М. Мельников, В. Крестьянинов и С. Молодцов указывали, что «Пересвет» и «Ослябя» имели 10 разделенных водонепроницаемыми переборками отсеков: таранный, носовых погребов боезапаса, подбашенный носовой, три котельных, два машинных, подбашенный кормовой и румпельный. Оснований не доверять этим данным у меня нет. Но по свидетельствам М. П. Саблина и В. Заварина выходит, что затоплениям ниже жилой палубы не смогла воспрепятствовать водонепроницаемая переборка между отсеками носовых погребов боезапаса и подбашенным носовым – топило и тот и другой.

Справедливости ради следует отметить, что, возможно, водонепроницаемая переборка тут ни при чем, а все дело в еще одном японском снаряде, поразившем носовую часть «Осляби» напротив 2-го отсека жилой палубы. Но такая версия выглядит чрезвычайно сомнительной, поскольку, по имеющимся данным, этот снаряд попал в броненосец много позднее, чем были отмечены затопления отсеков под 2-ым отсеком жилой палубы. Так, ув. А. Рытик, опираясь на показания матросов, указывал время попадания «около 14.30» или же «14.25-14.30», то есть незадолго до выхода броненосца из строя. В то же время, хотя В. Заварин и не указывает точное время, когда он зафиксировал поступление воды в отделение торпедных аппаратов по вентиляции, следует считать, что оно случилось примерно в 14.00, самое позднее – в начале третьего часа. На это указывают два обстоятельства.

Во-первых, поступление воды совпало с возникновением крена, который, очевидно, возник, когда «Ослябя» получил пробоину в угольную яму, куда стала поступать вода, отчего корабль начал крениться на левый борт. Но японский снаряд, поразивший «Ослябю» в район 10-й угольной ямы, попал в корабль через несколько минут после попадания в отсек жилой палубы, то есть около 14.00.

Во-вторых, последовавшие действия Заварина – открытие спускового клапана, включение турбин, затопление подбашенного отделения, заделка помещения, разговор с лейтенантом Тундерманом, эвакуация и т. д. – едва ли могли произойти в период с 14.25-14.30 и до гибели броненосца.

Но даже и в том случае, если я ошибаюсь, и поступление воды в носовые отсеки ниже жилой палубы есть следствие снаряда, попавшего напротив 2-го отсека жилой палубы, все равно придётся констатировать, что такие затопления – по вентиляции и другие «протечки» в жилой палубе при поражении оконечности «Осляби» случились дважды. В то время как у однотипного ему «Пересвета», в сражении в Желтом море также получившего попадания крупнокалиберных снарядов в районы 1-го и 2-го отсеков жилой палубы (но в другой борт), такого не наблюдалось ни в одном случае.

Пожалуй, единственным противоречием данной реконструкции является рассказ старшего марсового Ф. С. Лебедева, непосредственно участвовавшего в заделке пробоины в 1-ый отсек жилой палубы и утверждавшего, что пробоина была заделана. Однако данное свидетельство крайне сомнительно по двум причинам.

Во-первых, заделать большую пробоину у ватерлинии, быстро ставшую полуподводной, размерами не менее двух с половиной метров (по Ф. С. Лебедеву) в носу корабля, в условиях волнения, набегающего потока воды и без подводки пластыря с наружной стороны корпуса практически невозможно.

Во-вторых, имеются сведения от куда более квалифицированного члена экипажа «Осляби» – старшего офицера Похвистнева. На вопрос М. П. Саблина о пробоине тот ответил, что:

Заделать пробоину нельзя, но с водой справились, и пробоина теперь не представляет опасности.

Под «с водой справились», очевидно, нужно понимать не «прекратили доступ воды в корабль», (иначе Похвистнев сообщил бы, что пробоина заделана), а «локализовали район затоплений и не дали воде распространяться дальше». Очевидно также, что Похвистнев имел в виду распространение воды лишь по жилой палубе: находясь на ней, он не мог знать, что вода «протекает» в отсеки ниже, а дифферент еще не был настолько велик, чтобы подсказать ему это.

Что же до Ф. С. Лебедева, то можно предполагать следующее – группе матросов действительно удалось воздвигнуть некоторую преграду в районе пробоины, что ограничило (но не прекратило) поступление воды в 1-ый отсек жилой палубы, после чего они, посчитав задачу выполненной или получив приказ, занялись другими делами.

Последствия попадания в район 10-й угольной ямы


Двенадцатидюймовый снаряд угодил в район 10-ой угольной ямы «Ослябя» буквально через несколько минут после описанного выше попадания. Можно предполагать, что взорвался он при прохождении 102 мм верхнего пояса, либо сразу же после его прохождения. Последствия получились весьма впечатляющими: то ли бронеплита оказалась расколота, причем большая ее часть оказалась за бортом, то ли силой взрыва ее и вовсе выломало, отправив в воду. Последний вариант настолько специфичен, что может, пожалуй, проходит по категории военно-морских курьезов. Но он отнюдь не невозможен.

В качестве примера подобного воздействия рассмотрим выстрел № 41 по «исключенному судну» «Чесма», выполненному в ходе испытаний новейших на тот момент 12-дм снарядов обр. 1911 г. Выстрел был сделан по 125-мм бронеплите, аналогичной той, что защищала траверз линкоров типа «Севастополь». Стреляли фугасным снарядом


В результате попадания бронеплита оказалась вбита внутрь отсека и развернута вдоль своей оси, причем один ее край оказался направлен внутрь отсека, второй же торчал наружу.


Обратите внимание на дыру в палубе - именно там находилась бронеплита в момент попадания снаряда, который взорвался при контакте с броней. Расстояние от пробоины в палубе до нижней кромки плиты и есть путь, который проделала бронеплита вглубь отсека. Для большей ясности приведу также зарисовку последствий данного попадания:


А для тех уважаемых читателей, которые стремятся все знать до миллиметра, с удовольствием представляю описание:


«Чесма» находился на спокойной воде, стоя на якоре, а поврежденная бронеплита – достаточно высоко над уровнем моря. Потому неудивительно, что плита, хотя бы и была сильно смещена, все же устояла на месте. «Ослябя» же пребывал в движении на волнении, его 102-мм пояс располагался у самой воды, так что в ее выпадении нет ничего странного.

Безусловно, японский 12-дм снаряд был много слабее русского обр. 1911 г. На испытаниях русский снаряд ударил в броню со скоростью 527 м/с, у японского, попавшего в район 10-ой угольной ямы – вероятно, в пределах 400 м/с, вряд ли больше. Вес японского снаряда был 386 кг, а не 170,9 кг, да и ВВ он нес примерно на треть меньше.

Но, с другой стороны, противостояла ему куда более слабая защита. Броня траверза «Севастополя» имела на четверть большую толщину и была цементированной, а 102-мм плита «Осляби» цементации не подвергалась. Кроме того, «Севастополь» защищался броней Круппа, в то время как плита «Осляби» произведена в эпоху гарвеированной брони. К тому же, как мы знаем из изысканий ув. А. Рытика, 102 мм броневой пояс «Осляби» состоял в том числе из «некондиционных», не прошедших испытания бронеплит.

Интересен и другой случай – выстрел № 10 по боевой рубке «Чесмы». Здесь снаряд пробил плиту и взорвался, причем силой взрыва соседняя бронеплита оказалась вывернута на метр – не вглубь рубки, а наружу.


Внешне это выглядело вот так:


Конечно, это было не первое попадание в рубку, и крепления могли быть ослаблены предыдущими снарядами. Но боевая рубка защищалась 250-мм цементированной броней, еще и скрепленной по методу «ласточкин хвост», что, конечно же, представляет собой куда более прочную защиту, нежели верхний бронепояс броненосцев типа «Пересвет».

В силу вышесказанного, вариант, при котором 102-мм плита «Осляби» получила такие повреждения, при которых ее крепление было почти разрушено, а сама плита «выставила край за борт» по ходу движения броненосца, превратившись в черпак, и от воздействия набегающей волны была окончательно выломана, представляет собой, бесспорно, редкость, близкую к курьезу, но ничего невозможного в этом нет.

Что же произошло дальше?

Ремонтный дивизион, во главе с инженером Змачинским приступил к борьбе за живучесть, но не преуспел. Вода не только растеклась по скосу и подтопила 10-ю верхнюю угольную яму, но, по всей видимости, стала заливать 10-ю и 12-ю нижние угольные ямы, находившиеся под 10-й верхней, отсеки между бортом и угольными ямами, а также расположенные рядом коридоры и патронный погреб 6-дм орудий. Уже оттуда вода проникла во 2-ое, а вскоре и в 1-е котельные отделения. Причем – в изрядном количестве, так как М. П. Саблин сообщал:

После пробоины в угольную яму я получил приказание пустить турбины №№ 4 и 6, что и было исполнено.

Благодаря работе А. Рытика мы знаем, что речь шла о турбинах, «обслуживающих» 1-е и 2-е котельные отделения.

По словам М. П. Саблина, после данного попадания крен «Осляби» стал быстро нарастать. Это совершенно неудивительно – каждые 35,4 т воды, влившиеся в угольные ямы и пространство между ними и бортом, увеличивали крен корабля примерно на 1 град (883 тонно-фута, необходимых и достаточных для образования крена в 1 град. / 24,93 фута расстояния от диаметральной плоскости до центра тяжести поступившей воды = 35,42 т). Но это – лишь прямое влияние затоплений в угольных ямах, а было еще и косвенное: под влиянием крена вода в подтопленных носовых отсеках ниже жилой палубы и на ней переливалась к левому борту, отчего центр тяжести ее смещался и крен увеличивался дополнительно.

При этом поступление воды в 10-ю и 12-ю нижние угольные ямы вызывало не только крен, но и дифферент на нос. Если предположить, что обе указанные ямы и помещения рядом с ними топило более-менее равномерно, то разумно считать центром масс поступившей в корпус «Осляби» воды перегородку между этими ямами. Она находилась примерно на 49-ом шпангоуте корабля.

Расстояние между шпангоутами (длина шпации) составляло – с 0-го по 18-ый – 0,9 м, а начиная с 18-го, где у корабля начиналось двойное дно – 1,22 м. Соответственно, расстояние от 0-го до 49-го шпангоута состояло из 18 шпаций 0,9 м и 31 шпации 1,22 м, а всего – 54,02 м.

Длина «Осляби» по грузовой ватерлинии составляла 130 м, соответственно, расстояние до центра корабля от 0-го шпангоута составляет примерно 65 м. Центр массы корабля был смещен от миделя на 4,74 фута в нос, соответственно, от нулевого шпангоута до центра массы корабля расстояние составляло 63,56 м. Отняв исчисленные ранее 54,02 м, получим 9,54 м или 31,28 фута (с учетом знаков после запятой выходит именно 31,28, а не 31,3). Соответственно, исчисленные мною ранее 35,42 т, вызывая крен на левый борт на 1 град. (не считая мультипликативного эффекта от перелива воды в носовых отсеках), приводили также к увеличению осадки «Осляби» на 35,42 т / 52,2 т = 0,68 дюйма (1,7 см) и дифферента в размере 35,42 т * 31,28 фута / 1143 тонно-фута = 0,97 дюйма.

Можно констатировать, что если пробоина напротив 1-го отсека жилой палубы привела к такому поступлению воды в корпус «Осляби», при котором резко возрастал дифферент и незначительно – крен, то попадание в 10-ю угольную яму «сработало» иначе: заливавшаяся в эту пробоину вода сильно увеличивала крен и незначительно – дифферент.

Но не стоит забывать, что экипаж «Осляби» боролся за живучесть. М. П. Саблин упоминал о контрзатоплении коридоров по правому борту, а затем – и патронных погребов. Мне неизвестно, какие именно отсеки топились, но следует предполагать, что контрзатоплениями старались купировать не только крен, но и дифферент – собственно, именно так и строится борьба за живучесть. В этом случае контрзатопления должны были уменьшить и без того невеликий дифферент до совсем уж малого значения.

Выводы


Приведенные выше расчеты показывают, что:

1. «Ослябя» вполне мог погибнуть от попаданий всего двух 12-дм снарядов;

2. Затопления носовых отсеков ниже жилой палубы действительно приняли неконтролируемый характер – всего туда поступило порядка 200 т воды или более.

По поводу последнего хотелось бы отметить, что в случае, если снаряд попал все же в район 16-й угольной ямы, а не 10-й, то воды в носовые отсеки должно было бы влиться еще больше. Все дело в том, что 16-ая угольная яма расположена в корму от миделя, отчего при ее затоплении «Ослябя» приобретал бы дифферент на корму, то есть такое повреждение стало бы контрзатоплением по отношению к пробоинам в носу корабля. В этом случае количество воды в носовых отсеках жилой палубы, достаточное для того, чтобы усадить «Ослябю» «по самые клюзы», было бы значительно больше исчисленных мною «порядка 200 т».

Продолжение следует...
75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    14 сентября 2025 05:25
    Уважаемый Андрей мои личные поздравления с 444 статьей на сайте ВО!!!
    На протяжении 12 лет нашего знакомства на станицах ресурса - это кабы не десятое возвращение к трагической гибели Осляби. Меня лично восхищает Андрей твоя последовательность в попытке поставить точку в данной трагедии.
    Искренние спасибо за эту работу….
    Извини за эмоции.
    Р.s. Впервые о трагедии Узнал сл страниц книги Новикова-Прибоя в классе 2-3. Книга подкупила приложениями с таблицами кораблей и их ТТХ.
    Попробовал читать первую часть не вошло. Зато случайно открыв середину романа я попал на описание гибели Осляби. Это меня зацепило. Воспитанный на книжках о Петре I, Суворове, Ушакове, Кутузове, Гражданской и Великой Отечественной
    войн, для меня был культурный шок осознавать, когда страница - за страницей погибали наши корабли.
    Еще раз спасибо.
    1. +11
      14 сентября 2025 09:38
      Владислав, добрых выходных!
      Цитата: Коте пане Коханка
      Меня лично восхищает Андрей твоя последовательность в попытке поставить точку в данной трагедии.
      Искренние спасибо за эту работу….

      Всегда пожалуйста. Я, как Вы понимаете, неравнодушен к этой теме сам и пишу для таких же, как и я, неравнодушных читателей.
      Цитата: Коте пане Коханка
      . Впервые о трагедии Узнал сл страниц книги Новикова-Прибоя в классе 2-3.

      У меня с этой Цусимой вообще анекдот был. Книгу я эту увидел лет в 13-14 наверное, но не в магазине, а... были такие букинистические отделы, где меняли книги. Я же флотом тогда уже болел - открываю - смотрю, у меня челюсть в пол - там же и описания, и списки флотов в конце... В общем, натурально бегу домой вприпрыжку, ладно родители дома были, выдали мне литературу на обмен, я обратно, а в голове одна мысль: "Не успею, такое сокровище ща заберет кто-нибудь!":))))))) Прискакал весь в мыле, получил оба тома и, абсолютно счастливый и вымотанный, пополз домой читать laughing
  2. +4
    14 сентября 2025 05:49
    Автор ,конечно, молодец! Человек, который знает "материал" . Вот только хочу спросит -что за картина иллюстрирующая Вашу статью и кто автор этой картины?
    1. +8
      14 сентября 2025 09:07
      Цитата: север 2
      что за картина

      Гибель крейсера "Пересвет" в Средиземном море в 1916 году.
      Цитата: север 2
      кто автор

      Игорь Дементьев.
    2. +6
      14 сентября 2025 09:39
      Доброго дня, спасибо! Уважаемый Иван Вам уже ответил
  3. +4
    14 сентября 2025 10:16
    Отлично!!
    Было бы побольше ресурсов и доступ к компьютерному моделированию, можно было бы сделать весьма точный расчет и исследовать возможные варианты затоплений - перебором выяснить, какие отсеки определенно топились.
  4. +2
    14 сентября 2025 10:28
    Спасибо, Андрей, за продолжение.
    Прочитал внимательно и понял главное:
    Вы старательно пытаетесь подогнать решение под известный результат. При этом набор ИЗВЕСТНЫХ фактов не обеспечивает корректность решения. У Вас получается тем хуже для фактов.
    На самом деле решение лежит в плоскости определения ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО повреждения, не описанного свидетелями, обеспечивающего фактический результат. По теории вероятности оно единичное. Стоит попробовать, и еще не забывайте про возможный динамический момент при перевалке с борта на борт при циркуляции.
    1. +3
      14 сентября 2025 10:58
      Цитата: Виктор Ленинградец
      Вы старательно пытаетесь подогнать решение под известный результат.

      Упрек понятен, основания его - нет
      Цитата: Виктор Ленинградец
      На самом деле решение лежит в плоскости определения ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО повреждения

      Какого?:))))
      Цитата: Виктор Ленинградец
      и еще не забывайте про возможный динамический момент при перевалке с борта на борт при циркуляции

      Это у меня учтено
      1. +1
        14 сентября 2025 11:20
        1. Упреков нет. Статья написана в ключе поиска некого решения, обеспечивающего заданный результат (35 лет назад я решал такую же по попаданию рокового снаряда в "Худ"). Но при этом Вы сознательно ограничились только ИЗВЕСТНЫМИ со слов свидетелей повреждениями. Между тем существует вероятность не описанного свидетелями повреждения, которое в сочетании с известными привело к катастрофе.
        2. Вот где могло оно быть и является задачей исследования.
        3. Имелся в виду ДИНАМИЧЕСКИЙ, а не статический момент.
        1. +3
          14 сентября 2025 11:59
          Цитата: Виктор Ленинградец
          Статья написана в ключе поиска некого решения, обеспечивающего заданный результат (35 лет назад я решал такую же по попаданию рокового снаряда в "Худ"). Но при этом Вы сознательно ограничились только ИЗВЕСТНЫМИ со слов свидетелей повреждениями.

          Совершенно верно.
          Цитата: Виктор Ленинградец
          Между тем существует вероятность не описанного свидетелями повреждения, которое в сочетании с известными привело к катастрофе.

          Конечно. Поэтому теоретически "Ослябя" мог погибнуть от, скажем, метеорита. Но я не пытаюсь ответить на вопрос "отчего точно, совершенно наверняка погиб броненосец". Я отвечаю на вопрос, "какова могла быть картина гибели корабля в рамках известных о нем свидетельств"
          Цитата: Виктор Ленинградец
          Между тем существует вероятность не описанного свидетелями повреждения, которое в сочетании с известными привело к катастрофе.
          2. Вот где могло оно быть и является задачей исследования

          Увы мне, но я вообще не вижу тут объекта исследования. Простой пример: у меня есть расчет того, что "Ослябя", в дополнение к имеющейся воде на жилой палубе принял примерно 160-200 т воды в носовые отсеки ниже жилой палубы. Могло это быть следствием какой-то подводной пробоины? Вряд ли, если честно, не было таких примеров, но бывает все. Могло это быть следствием пробоины по левому борту, в районе цитадели? Вряд ли - банально не сходится крен и дифферент, при нужном значении дифферента крен должен был быть много сильнее. Можно ли найти какой-то специфический случай? Наверное - да, если сильно поискать, только о нем никто не упоминал.
          В чем смысл таких размышлений?
          Цитата: Виктор Ленинградец
          3. Имелся в виду ДИНАМИЧЕСКИЙ, а не статический момент.

          Это учтено, я же писал об этом
          В ходе перекладки руля «Ослябя» слегка уменьшил крен на левый борт, но затем, начав циркуляцию, наоборот, увеличил его. Поэтому следует предполагать, что до начала разворота крен корабля был не более, а скорее даже менее 12 град. Крен же в 15 град. мог образоваться разве что в момент циркуляции: если бы он был таким до нее, то в процессе разворота у «Осляби» вода должна была залить нижние орудийные порты, и корабль бы перевернулся. Следовательно, крен «Осляби» до начала выхода из строя вполне мог составлять 9-10 град. или даже меньше, а вовсе не 12 град., взятых мною в качестве минимального значения.
          1. +1
            14 сентября 2025 12:29
            Цитата: Андрей из Челябинска
            в дополнение к имеющейся воде на жилой палубе принял примерно 160-200 т воды в носовые отсеки ниже жилой палубы. Могло это быть следствием какой-то подводной пробоины?

            Могла ли эта вода попасть через пробоины в борту и полубаке и скопиться на батарейной и верхней палубах?
            1. +2
              14 сентября 2025 13:00
              Цитата: rytik32
              Могла ли эта вода попасть через пробоины в борту и полубаке и скопиться на батарейной и верхней палубах?

              200 тонн воды выше уровня моря в носу? Как Вы это себе представляете?
              1. +1
                14 сентября 2025 15:29
                Специально сейчас посчитал. Площадь батарейной палубы от носа до траверза около 366 м2, верхней от носа до траверза - около 341 м2. Если предположить, что вода стояла в среднем на 0,3 метра, т.е. до комингсов люков, то получится как раз 110 м3 на батарейной и 102 м3 на верхней палубах.
                Если участь коэффициент наполнения и плотность воды, то как раз и выйдем на на 160...200 тонн.
                1. +2
                  14 сентября 2025 16:02
                  Цитата: rytik32
                  Если предположить, что вода стояла в среднем на 0,3 метра

                  Поясните пожалуйста, откуда там могло быть 0,3 метра воды.
                  1. +1
                    14 сентября 2025 16:07
                    От волн, буруна. близких разрывов.
                    1. +2
                      14 сентября 2025 16:15
                      Цитата: rytik32
                      От волн, буруна. близких разрывов.

                      Понятно. То есть исключительно от Вашего желания им там находиться
                      1. +1
                        14 сентября 2025 16:34
                        На "Орле" в пробоину на батарейной палубе даже в корме по свидетельствам целиком вкатывала волна, а на "Ослябе" могло быть по-другому?

                        Так что вывод на основе ваших-же расчетов: искомый дифферент мог получиться от воды на верхней и батарейной палубах, а не от заполнений ниже жилой палубы.
                      2. +2
                        14 сентября 2025 16:57
                        Цитата: rytik32
                        На "Орле" в пробоину на батарейной палубе даже в корме по свидетельствам целиком вкатывала волна

                        И затопила палубу на 30 см?:)))))
                      3. +1
                        14 сентября 2025 23:28
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        И затопила палубу на 30 см?:)))))

                        Именно на 30 см. Изучайте источники!
                      4. +2
                        15 сентября 2025 07:02
                        Цитата: rytik32
                        Именно на 30 см. Изучайте источники!

                        А Вы, пожалуйста, не манипулируйте источниками. Потому что 30 см на "Орле" образовалось в результате многочисленных пожаров как на батарейной, так и на верхней палубах, причем вода через повреждения обильно стекала с верхней на батарейную. А отнюдь не из-за одной пробоины. И ЕМНИП топило всю палубу, отчего вода на ней к дифференту не привела.
                      5. 0
                        15 сентября 2025 10:04
                        "Ослябя" имел одну или несколько пробин в палубе, через которую(ые) вода, попавшая с волной на полубак, как через воронку стекала внутрь корабля. Каждая волна могла заливать в корпус несколько тонн ... это гораздо более интенсивный источник затопления, чем пожарные шланги.
                      6. +1
                        15 сентября 2025 10:23
                        Цитата: rytik32
                        Ослябя" имел одну или несколько пробин в палубе, через которую(ые) вода, попавшая с волной на полубак, как через воронку стекала внутрь корабля.

                        И вытекала обратно под влиянием силы тяжести - дифферент на нос
                      7. 0
                        15 сентября 2025 10:27
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        И вытекала обратно под влиянием силы тяжести - дифферент на нос

                        Конечно вытекала, иначе бы воды было далеко не 30 см
                      8. +1
                        15 сентября 2025 10:32
                        Цитата: rytik32
                        Конечно вытекала, иначе бы воды было далеко не 30 см

                        И опять могу только посоветовать взяться за физику.
          2. +1
            14 сентября 2025 13:43
            Про динамический момент переливающейся воды имелось ввиду воздействие момента, возникающее при ее торможении, а не просто изменение размещения жидких грузов (это как раз статика).
            1. +2
              14 сентября 2025 14:40
              Цитата: Виктор Ленинградец
              Про динамический момент переливающейся воды имелось ввиду воздействие момента, возникающее при ее торможении

              А как прикажете это учесть?:))) Мы не знаем ни скорости "Осляби" в момент разворота, ни радиуса циркуляции... Собственно, мы вообще ничего не знаем:)))) Поэтому только и остается, что говорить что часть наблюдаемого крена в 12-15 град была образована совокупностью причин, вызванных циркуляцией - как статических, так и динамических.
              1. +1
                14 сентября 2025 15:08
                Цитата: Андрей из Челябинска
                Мы не знаем ни скорости "Осляби" в момент разворота, ни радиуса циркуляции...

                Возьмите скорость и радиус из моей схемы
                1. +2
                  14 сентября 2025 15:12
                  Цитата: rytik32
                  Возьмите скорость и радиус из моей схемы

                  Алексей, Ваша схема имеет настолько серьезные допущения, что в лучшем случае ее можно считать одним из множества возможных вариантов.
        2. +1
          14 сентября 2025 12:00
          Цитата: Виктор Ленинградец
          35 лет назад я решал такую же по попаданию рокового снаряда в "Худ"

          И к каким выводам пришли?
          1. +2
            14 сентября 2025 12:28
            Приветствую, Максим!
            Я уже писал Вам об этом.
            С вероятностью выше 90% - попадание поднырнувшим снарядом с несработавшим от удара об воду взрывателем под броневой пояс, далее через топливную цистерну в стеллажи зенитных снарядов. Вторичная детонация боеприпасов с проникновением осколков и пламени в погреб ГК кормовых башен.
            Альтернативой является не зафиксированное попадание в барбет ГК, но характер взрыва корабля не подтверждает эту версию.
            Математически подтвердить взаимодействие снаряда с верхним поясом с последующим пробитием скоса главной броневой палубы не удалось.
            1. +1
              14 сентября 2025 12:54
              Цитата: Виктор Ленинградец
              Я уже писал Вам об этом.

              Видать давненько это было... what

              Цитата: Виктор Ленинградец
              С вероятностью выше 90% - попадание поднырнувшим снарядом с несработавшим от удара об воду взрывателем под броневой пояс, далее через топливную цистерну в стеллажи зенитных снарядов. Вторичная детонация боеприпасов с проникновением осколков и пламени в погреб ГК кормовых башен.

              Практически совпало с выводами британской комиссии.
            2. 0
              14 сентября 2025 17:07
              Цитата: Виктор Ленинградец
              С вероятностью выше 90% - попадание поднырнувшим снарядом с несработавшим от удара об воду взрывателем под броневой пояс, далее через топливную цистерну в стеллажи зенитных снарядов. Вторичная детонация боеприпасов с проникновением осколков и пламени в погреб ГК кормовых башен.
              Какое-то фантастическое коварство для безмозглова боеприпаса... Или зенитный погреб был так глубоко в недрах корабля?
              1. +4
                14 сентября 2025 17:36
                Цитата: bk0010
                Или зенитный погреб был так глубоко в недрах корабля?

                Довольно таки...
                Схема их известной статьи Б. Юренса: синее - погреба ГК, красное - погреба УК, зелёное - ватерлиния.
                1. 0
                  14 сентября 2025 19:19
                  Цитата: Macsen_Wledig
                  Схема их известной статьи Б. Юренса: синее - погреба ГК, красное - погреба УК, зелёное - ватерлиния.
                  Понятно. Без всякого на то основания, был уверен, что ему с носа прилетело. Если сбоку - всё логично.
                  1. +1
                    14 сентября 2025 19:30
                    Цитата: bk0010
                    Понятно. Без всякого на то основания, был уверен, что ему с носа прилетело. Если сбоку - всё логично.

                    Вы отчасти правы: из-за взаимного расположения кораблей траектория снаряда проходила примерно на 40 градусов (возможно меньше: до конца не ясно, как именно маневрировал "Худ") в нос от траверза.
              2. 0
                14 сентября 2025 17:54
                Вообще-то несрабатывание германских взрывателей - частое явление ВМВ. Так что просто болванка в 50 пудов прошла воду, борт цистерну и пошла резать стелажи четырехдюймовых патронов. Те при разрушении стали возгораться и взрываться, в том числе друг от друга, а дальше - повреждение переборки и проникновение форса пламени и осколков в погреб ГК.
                1. +1
                  14 сентября 2025 18:20
                  Цитата: Виктор Ленинградец
                  Вообще-то несрабатывание германских взрывателей - частое явление ВМВ.

                  Там привет сумрачному тевтонскому гению, умудрившемуся разделить взрыватель на собственно взрыватель и запал. всё это "счастье" собиралось в запальном стакане, который в свою очередь ввинчивался в дно или голову снаряда.
                  Как выяснили британцы, при попаданиях (падениях) под острыми углами запальный стакан деформировался или ломался и форс пламени от взрывателя не мог инициировать запал.
    2. 0
      15 сентября 2025 14:17
      Тут проблема в том, что подгонять приходится. Результат известен. Причины какой-то вероятность могут быть разными. Ну, и основные повреждения были от крупных снарядов, а не от всех остальных.
      По отзывам тогдашних моряков: все, что меньше 12 дюймов, как горох. Тем более фугасных.
      Нужно просто разобраться: могли эти два снаряда нанести такие повреждения. В общем, могли. Результат-то мы знаем.
      Линейный крейсер "Лютцов" погиб приблизительно также. Да, снарядов было больше - 3 или 4 с "Инвинсибла". И потонул он не так быстро. Но факт гибели от таких повреждений также имеется.
      1. 0
        15 сентября 2025 14:56
        Вот насчет гороха - поспорю.
        Учитывая описание повреждений Орла В.П.Костенко, он все попадания восьмидюймовыми снарядами записал в двенадцатидюймовые, а все шестидюймовые - в восьмидюймовые.
        Так что могло быть еще одно попадание, которое в сочетании с описанными очевидцами, привело к гибели корабля.
        Иными словами: необходимо определить количество воды и ее распространение в корпусе корабля, которое при циркуляции приведет к опрокидыванию.
        1. 0
          15 сентября 2025 16:30
          Цитата: Виктор Ленинградец
          он все попадания восьмидюймовыми снарядами записал в двенадцатидюймовые

          Я недавно занимался анализом попаданий в "Орел". Можно насчитать 35...40 попаданий, которые можно оценить как 12-дм и 8...12-дм. Разбег оценки в 5 шт. из-за попаданий в броню, которые никак не проверить кроме как на слово. Остальные попадания имеют или фото или подробное описание (включая японские и английские источники) и по ним сомнений нет. Кроме этого, есть много собственно 8-дм попаданий, в оценке которых Костенко не ошибся. Большинство 6-дм попаданий Костенко оценил верно.
          И немногие знают, что у Костенко есть список из 140 попаданий с указанием места и калибра.
          1. 0
            15 сентября 2025 18:30
            Я больше верю японским оценкам и данным Пекинхема.
            А таблицу Костенко я видел.
            1. 0
              15 сентября 2025 22:22
              Цитата: Виктор Ленинградец
              Я больше верю японским оценкам и данным Пекинхема.

              Японские и английские источники фрагментарны, но если их сопоставить с данными Костенко, то сойдется всё, за исключением некоторых попаданий в броню, которые есть только у Костенко, Шведе или других офицеров Орла.
        2. 0
          15 сентября 2025 16:30
          Про горох писали порт-артурцы. Они были поопытнее.
  5. +3
    14 сентября 2025 10:45
    Андрей, добрый день!
    Благодаря за отличный новый повод для дискуссии.

    К сожалению, не могу согласиться с выводами.
    «Ослябя» вполне мог погибнуть от попаданий всего двух 12-дм снарядов

    "Ослябя" мог погибнуть и от одного снаряда ... Но по факту к гибели привели 5 пробоин около ВЛ от 6 снарядов, через которые поступала вода и еще много других попаданий, из-за которых были разбиты створки амбразур 75-мм орудий, разбит штурвал, выбиты матросы пожарно-трюмного дивизиона и т.п.

    Затопления носовых отсеков ниже жилой палубы действительно приняли неконтролируемый характер – всего туда поступило порядка 200 т воды или более

    Ваши расчеты произведены исходя из предположения о неизменности кренящего или дифференцирующего момента. А это не так. Я сейчас на своём экселевском "калькуляторе" изменил всего один показатель - МЦВ и посмотрел на его влияние на результат. МЦВ 0,8 м - крен 4,2 градуса, МЦВ 0,2 м - крен 14,8 градусов. Поэтому не было никаких 200 тонн воды в отсеках ниже жилой палубы, а было изменение МЦВ от снижения площади действующей ватерлинии.
    Еще имелся эффект от "зарывания" корабля на ходу. Но, как его рассчитать - я не знаю.
    А вот крен при циркуляции вполне считается во формулам, а вы его оценили "на глаз".

    Двенадцатидюймовый снаряд угодил в район 10-ой угольной ямы

    Это версия основана на комбинации невероятных и маловероятных событий.
    1. 12-дм бронебойный снаряд не мог попасть в 10-ю угольную яму, т.к. японские броненосцы не выпустили ни одного такого снаряда по "Ослябе". Событие невероятное.
    2. Снаряд пробил броню и разорвался - событие маловероятное. Всего 1 случай на всю войну.
    3. Плита отвалилась - событие невероятное. Ни одного похожего случая за всю войну. Примеры "Чесмы" очень далеки от "Осляби": совсем другой размер плиты (у "Осляби" плита верхнего пояса в длину простирается на 2,5 шпангоута), крепление совсем другое (у "Осляби" два стальных листа подложки + деревянная подложка, сзади шпангоуты, бимсы, кницы и т.п.).
    4. При взрыве осталась целой тонкая внутренняя перегородка 10-й УЯ, которая находилась всего в 2...3 метрах от места взрыва. Событие маловероятное.
    1. +2
      14 сентября 2025 10:56
      Цитата: rytik32
      "Ослябя" мог погибнуть и от одного снаряда ... Но по факту к гибели привели 5 пробоин около ВЛ от 6 снарядов

      Увы.
      Цитата: rytik32
      Ваши расчеты произведены исходя из предположения о неизменности кренящего или дифференцирующего момента. А это не так. Я сейчас на своём экселевском "калькуляторе" изменил всего один показатель - МЦВ и посмотрел на его влияние на результат. МЦВ 0,8 м - крен 4,2 градуса, МЦВ 0,2 м - крен 14,8 градусов. Поэтому не было никаких 200 тонн воды в отсеках ниже жилой палубы, а было изменение МЦВ от снижения площади действующей ватерлинии.

      Алексей, один очень простой вопрос. Какой дифферент "Осляби" получился в Ваших расчетах?:))))))
      1. +3
        14 сентября 2025 11:35
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Какой дифферент "Осляби" получился в Ваших расчетах?:))))))

        У меня как такового "итогового" расчета не было, т.к. было слишком много неизвестных. Я просчитал несколько сценариев затопления, при которых корабль опустился носом до клюзов и на этом успокоился.
        Теперь о неизвестных:
        1. Продольная МЦВ. У меня есть только теоретический расчет МЦВ. Фактическая МЦВ была явно сильно меньше.
        2. Дифферент от "зарывания" носом на ходу.
        3. Количество воды на батарейной и верхней палубах в носу. При большом количестве пробоин и волнении вода бы быстро собралась в значительных объемах.
        4. Количество воды в погребах (снарядных, зарядных, припасов и т.п.). В теории через вентиляцию могли затапливаться, а могли и не затапливаться.
        5. Количество воды в трюмах ...
        1. +2
          14 сентября 2025 11:40
          Цитата: rytik32
          У меня как такового "итогового" расчета не было

          Алексей, я задал вполне простой вопрос. И не получил на него ответа. Вы считали через МЦВ, хорошо. Итак, какой дифферент должен был получить "Ослябя" в результате пробоины на жилой палубе и доступа воды в 1-й и 2-й отсеки на ней? Прочие причины пока отложим в сторону.
          1. +2
            14 сентября 2025 12:26
            Цитата: Андрей из Челябинска
            какой дифферент должен был получить "Ослябя" в результате пробоины на жилой палубе и доступа воды в 1-й и 2-й отсеки на ней

            увеличение осадки носом на 1,46 метра
            Цитата: Андрей из Челябинска
            я задал вполне простой вопрос

            Это вам вопрос кажется простым. В действительности есть много "но"
            Если учитывать изменение МЦВ и площади действующей ВЛ, то осадка носом увеличилась бы более чем на 2 метра.
            1. +2
              14 сентября 2025 12:58
              Цитата: rytik32
              увеличение осадки носом на 1,46 метра

              И как же тогда Вы объясните тот факт, что "Пересвет" получил ровно тот же доступ воды на жилую палубу, но не имел полутораметрового дифферента на нос?
              Цитата: rytik32
              Если учитывать изменение МЦВ и площади действующей ВЛ, то осадка носом увеличилась бы более чем на 2 метра.

              И где все это у "Пересвета"? Алексей, в бою в ЖМ Пересвет получил тот же доступ воды на жилую до 30-го шпангоута. Где двухметровый дифферент на нос?
              1. +1
                14 сентября 2025 13:02
                Цитата: Андрей из Челябинска
                ровно тот же доступ воды на жилую палубу

                Никак не тот же.
                1-й отсек "Пересвета" не имел свободного сообщения с морем.
                Последствия затоплений через пробоину во 2-й отсек очень оперативно устранили контрзатоплением.
                1. +2
                  14 сентября 2025 13:19
                  Цитата: rytik32
                  Никак не тот же.

                  Тот же.
                  Цитата: rytik32
                  1-й отсек "Пересвета" не имел свободного сообщения с морем.

                  Из описаний мы знаем, что имел. Прошу не игнорировать имеющиеся свидетельства - вода залила палубу на полтора фута
                  Цитата: rytik32
                  Последствия затоплений через пробоину во 2-й отсек очень оперативно устранили контрзатоплением.

                  Во-первых, сведений об "очень оперативном", и даже просто "оперативном" затоплении нет. Есть сведения о контрзатоплении, которое поправило крен от пробоины в угольную яму.
                  Во-вторых, полутораметровый дифферент невозможно выправить контрзатоплением. Для этого надо принять порядка 500 т воды на удалении в 140 футов от центра тяжести.
                  Алексей, буду проще. Раньше я испытывал подозрение, что Ваши расчеты ошибочны. Теперь они превратились в твердую уверенность.
                  Предполагаю, что ошибка кроется в том, что Вы не ввели поправку на выталкивающую силу незатопленных отсеков ниже жилой палубы "Осляби", либо же ввели, но неправильно. То есть Вы, воспользовавшись готовыми формулами, не учли, что они априори подразумевают затопления отсеков до днища корабля, так что у Вас расчет дифферента привел к исключению, полному или частичному, влияния отсеков ниже уровня жилой палубы.
                  1. +1
                    14 сентября 2025 15:06
                    Цитата: Андрей из Челябинска
                    вода залила палубу на полтора фута

                    А нижний край пробоины был примерно на 4 фута выше жилой палубы. И как же могло быть свободное сообщение?

                    Цитата: Андрей из Челябинска
                    сведений об "очень оперативном", и даже просто "оперативном" затоплении нет

                    Есть. В вахтенном журнале.
                    от пробоины в угольную яму.

                    Не было пробоины в угольную яму.

                    Цитата: Андрей из Челябинска
                    полутораметровый дифферент

                    Не было у "Пересвета" дифферента 1,5 метра.
                    они априори подразумевают затопления отсеков до днища корабля

                    Нет. Я вводил объем всего отсека жилой палубы, а не той части, которая ниже действующей ВЛ. Но для "Осляби" разница не велика, если вода была до уровня клюзов.
                    1. 0
                      14 сентября 2025 16:01
                      Цитата: rytik32
                      А нижний край пробоины был примерно на 4 фута выше жилой палубы. И как же могло быть свободное сообщение?

                      А как Вы и описывали
                      В перерыве боя пробоину пытались, но не смогли заделать из-за большого буруна, поднимавшегося от форштевня. Первый отсек превратился в «ковш» длиной около 18 метров, который не имел технических средств для удаления воды. Возник небольшой дифферент на нос.

                      И с учетом того, что по Вам же
                      Дифферент на нос увеличился настолько, что жилая палуба в носовой части опустилась примерно на 60 см ниже грузовой ватерлинии.

                      То есть расстояние до воды - 0,6 м, а там бурун.
                      Кроме того, не забудем про фото, которое вызывает крайние сомнения в том, что нижний край пробоины был выше уровня моря на 4 фута
                      Ваша трактовка последствий данной пробоины
                      С точки зрения непотопляемости, «ковш» представлял собой частично затопленный отсек, сообщавшийся с атмосферой.

                      я полагаю ошибочной, потому что ограничить поступление воды в него у экипажа так и не получилось.
                      Цитата: rytik32
                      Есть. В вахтенном журнале.

                      Полагаю, Вы сейчас говорите о Вами же описанном контрзатоплении
                      Командир корабля В. А. Бойсман приказал выяснить причину крена и устранить её. «Пересвет» принял около 150 тонн воды в три средних и один кормовой бортовой коридор по левому борту, а также в один междудонный отсек в корме

                      Это не выравнивание дифферента, это выравнивание крена.
                      Цитата: rytik32
                      Не было пробоины в угольную яму.

                      То есть 160 тонн воды было принято в коридоры между ямой и бортом? Серьезно?
                      То есть Вы в предыдущей теме изо всех сил меня убеждали, что принять 300 тонн в угольные ямы броненосцу было никак невозможно, а тут у Вас в одни только коридоры, только внешние, без ям, без патронных погребов вошло 160 т?
                      А вот историю про то, что в дыру на уровне ватерлинии, где верхний кран на 2 фута отстоял, можно было вычерпать переносными помпами...Извините, не бывает такого.
                      Цитата: rytik32
                      Не было у "Пересвета" дифферента 1,5 метра.

                      Естественно не было. И быть не могло. Как не могло быть и дифферента в 1,5-2 м от доступа воды на жилую палубу "Осляби"
                      Цитата: rytik32
                      Нет. Я вводил объем всего отсека жилой палубы, а не той части, которая ниже действующей ВЛ.

                      Куда вводили-то?:))) Продольный метацентрический радиус определяли как центральный момент инерции площади ватерлинии судна деленный на объемное водоизмещение?Или иными формулами/подходами пользовались?
                      1. +1
                        14 сентября 2025 16:19
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        То есть расстояние до воды - 0,6 м, а там бурун

                        Бурун - это не свободное сообщение с морем. Если воды было не 4 фута, то значит, она успешно не только вливалась, но и выливалась обратно.

                        Это не выравнивание дифферента, это выравнивание крена

                        Вы серьезно? И как междудонный отсек в корме влиял на крен?

                        принято в коридоры между ямой и бортом? Серьезно?

                        Там же русским языком написано "отделения", а не "ямы". т.е. междудонные отделения. Бортовой коридор по факту и был продолжением междудонных отделений.
                        в одни только коридоры, только внешние, без ям, без патронных погребов вошло 160 т

                        Я ранее уже ранее писал, что не 160 т, а немного меньше.
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        Куда вводили-то

                        Я формулы брал из работы Крылова, в них и вводил.
                        Продольный метацентрический радиус определяли как центральный момент инерции площади ватерлинии судна деленный на объемное водоизмещение

                        Вы думаете я наизусть помню эти формулы?
                        Есть в них к-т полноты площади ГВЛ, к-т полноты мидель-шпангоута, к-т полноты водоизмещения. Так что похоже на то, что вы пишите.
                      2. +2
                        14 сентября 2025 16:55
                        Цитата: rytik32
                        Бурун - это не свободное сообщение с морем. Если воды было не 4 фута, то значит, она успешно не только вливалась, но и выливалась обратно.

                        Алексей, а как по Вашему, куда девалась вливавшаяся в отсек вода?
                        Дано: есть отсек, в него вода вливается от буруна, но выливаться не может, потому что пробоина выше уровня моря. Вопрос - через сколько времени вода заполнит отсек до нижнего края пробоины? А если этого не произошло, то почему? Почему вода остановилась на 1,5 фута, а не поднялась на все 4?
                        Цитата: rytik32
                        Вы серьезно? И как междудонный отсек в корме влиял на крен?

                        Если Вы вот об этом - то это не выправление дифферента.
                        А если Вы о контрзатоплении, то это да, дифферент. Только - от относительно небольшого затопления носовых угольных ям, которые Вам угодно числить коридорами.
                        Цитата: rytik32
                        Я ранее уже ранее писал, что не 160 т, а немного меньше.

                        А вот составители официальной истории почему-то считают, что 160 т. Есть ощущение, что знали они что-то такое, что ли:)
                        Цитата: rytik32
                        Там же русским языком написано "отделения", а не "ямы". т.е. междудонные отделения.

                        160 тонн
                        Цитата: rytik32
                        Я формулы брал из работы Крылова, в них и вводил.

                        Цитата: rytik32
                        Вы думаете я наизусть помню эти формулы?

                        Вы их помнить не обязаны, конечно, можно просто глянуть в книгу и назвать.
                        Цитата: rytik32
                        Есть в них к-т полноты площади ГВЛ, к-т полноты мидель-шпангоута, к-т полноты водоизмещения. Так что похоже на то, что вы пишите.

                        Тогда Вы скорее всего прикинули по формулам, по которым у Крылова выходило (скан ранее приводившейся Вами страницы). То есть Вы оперировали только сокращением площади грузовой ватерлинии, при этом объемное водоизмещение сохранили тем же - ну, тогда неудивительно, что у Вас 1,5-2 м дифферента насчиталось.
                        Как я и говорил - Вы взяли формулы, но применили их не к тому случаю, отсюда и ошибка.
                      3. +1
                        14 сентября 2025 23:18
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        куда девалась вливавшаяся в отсек вода?

                        Выливалась за борт через ту же пробоину.
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        выливаться не может

                        С чего вы так решили? Волна от буруна может отражаться от внутренней переборки и выливаться наружу. Черкасов пишет:
                        Волной вымыло оттуда все дочиста

                        Т.е. вода не только вливалась, но и выливалась.
                        затопления носовых угольных ям

                        Откуда ямы? Хоть один источник пишет про ямы?
                        160 тонн

                        Посчитайте объем минного погреба, может в нём дело?
                      4. +1
                        15 сентября 2025 07:09
                        Цитата: rytik32

                        Т.е. вода не только вливалась, но и выливалась.

                        При этом оставляя 2,5 фута помещения незаполненными?:)))) Алексей, описанная Вами реконструкция физически невозможна.
                        Но дело-то не в этом. А в том, что раз вода и вливалась и выливалась, то она имела свободный доступ в отсек, что говорит свободном сообщении с морем.
                      5. 0
                        15 сентября 2025 10:08
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        Алексей, описанная Вами реконструкция физически невозможна

                        Рекомендую Вам подробнее изучить физику процесса.

                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        При этом оставляя 2,5 фута помещения незаполненными?:))))

                        Попробуйте из пожарного брандспойта наполнить ведро водой. Вода под напором будет вливаться и тут же выливаться из него. Лейте хоть полчаса, но как только вы перекроете кран, обнаружите, что ведро только на половину заполнено водой.
                        свободный доступ в отсек, что говорит свободном сообщении с морем

                        Это разные вещи.
                      6. +1
                        15 сентября 2025 10:29
                        Цитата: rytik32
                        Рекомендую Вам подробнее изучить физику процесса

                        Обратитесь сами к своей же рекомендации. Чтобы вещи вымывало через пробоину с нижним краем на 4 фута от поверхности моря, вода должна либо достичь этого уровня, либо ходить по палубе волнами с гребнем выше 4 футов над палубой. Но в последнем случае никто бы никогда не охарактеризовать уровень воды на палубе в 1,5 фута.
                        Цитата: rytik32
                        Это разные вещи

                        Нет, это как раз одинаковые вещи. Потрудитесь перечитать определения. Важнейший показатель частично заполненного отсека - вода не прибывает даже в случае увеличения осадки, поэтому она и приравнивается к грузу. В случае с Пересветом это не так
                      7. 0
                        15 сентября 2025 11:32
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        никто бы никогда не охарактеризовать уровень воды на палубе в 1,5 фута

                        Кто и в какой момент времени охарактеризовал уровень в 1,5 фута?

                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        В случае с Пересветом это не так

                        Вы можете подтвердить эти слова свидетельствами очевидцев?
                      8. +1
                        15 сентября 2025 11:40
                        Цитата: rytik32
                        Кто и в какой момент времени охарактеризовал уровень в 1,5 фута?

                        Скан из офиц. истории приведён выше.
                        Цитата: rytik32
                        Вы можете подтвердить эти слова свидетельствами очевидцев?

                        С каких это пор мы вдруг стали искать у очевидцев классификацию повреждения отсеков? Мы ищем описание повреждений, а классифицируем сами. Но, может, я неправ? Может, Вы располагаете свидетельствами очевидцев, классифицировавших отсеки Осляби, с указанием, что свободное сообщение с морем случилось именно после второго попадания в небронироаанных борт жилой палубы? :)
                      9. 0
                        15 сентября 2025 11:54
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        Скан из офиц. истории приведён выше

                        Т.е. непонятно кто и непонятно в какой момент времени?
                        "Отличное" свидетельство для дальнейших выводов!

                        Может, Вы располагаете свидетельствами очевидцев, классифицировавших отсеки Осляби, с указанием, что свободное сообщение с морем случилось именно после второго попадания в небронированных борт жилой палубы?

                        Да, располагаю свидетельствами Лебедева.
                      10. 0
                        15 сентября 2025 12:32
                        Цитата: rytik32
                        Т.е. непонятно кто и непонятно в какой момент времени?

                        Вообще-то в момент после попадания. Повторяю - не манипулируйте источниками.
                        Цитата: rytik32
                        Да, располагаю свидетельствами Лебедева.

                        Истолкованными Вами по собственному разумению. Сильно сомневаюсь, что Лебедев вообще был в состоянии классифицировать отсеки (не его эта область - теория корабля) и имел желание это делать
                      11. 0
                        15 сентября 2025 12:55
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        Вообще-то в момент после попадания.

                        Это очень растяжимый промежуток времени.

                        Лебедев вообще был в состоянии классифицировать отсеки

                        Лебедев и не классифицировал. Он четко написал место пробоины относительно ВЛ: "снаряд ... взял пониже ватерлинии" - этого достаточно.
                      12. +1
                        15 сентября 2025 13:08
                        Цитата: rytik32
                        Лебедев и не классифицировал

                        Вы уж определитесь. Требуете с меня классификации очевидцев, я вам говорю что таких в природе нет, Вы заявляете, что есть у Лебедева и тут же - что у Лебедева нет.
                        Цитата: rytik32
                        Это очень растяжимый промежуток времени.

                        Алексей, измысленная Вами идея
                        Цитата: rytik32
                        Попробуйте из пожарного брандспойта наполнить ведро водой.

                        В данном случае работать не будет никак. Просто потому что отсек большой, а пробоина - не слишком, и поток воды через неё большой волны не поднимет. Это не брандспойт в ведро, а, скорее, обычный садовый шланг с небольшим давлением.
                        Так что никаких полутораметровых волн в отсеке:))
                      13. 0
                        15 сентября 2025 13:28
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        Требуете с меня классификации очевидцев

                        Вы меня с кем-то перепутали.

                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        потому что отсек большой

                        Вы знаете размер отсека? Почему вы решили что он большой?
                      14. 0
                        15 сентября 2025 14:00
                        Цитата: rytik32
                        Вы знаете размер отсека?

                        Речь в источнике идёт не об отсеке, а о палубе - отсеком дело не ограничилось
                      15. 0
                        15 сентября 2025 21:20
                        Ну так Черкасов написал: 1,5-2 фута воды. Может это было в момент, когда вода только начала поступать? Может воду выкачивали ... К сожалению, подробностей больше нет.
  6. +3
    14 сентября 2025 13:45
    Сплошные фантазии и гадание на кофейной гуще. Статья имеет исключительно художественную ценность, к фактом никоим образом относить нельзя. Рытик правильно написал, слишком мало данных чтобы что то рассчитывать, но нет Андрей который уже раз старательно натягивает сову на глобус в своих псевдонаучных творениях. Даже то, что были попадания 12-дюймовых снарядов, это исключительно предположение. Я напоминал что в русском МГШ считали - японские броненосцы по Ослябе не стреляли, это отражено в русском переводе Мейдзи.

    В общем толочь воду в ступе можно еще долго, но фактов и доказательств нет. Лично я полагаю что непосредственной причиной гибели стал резкий разворот вызванный предположительно выходом из строя рулевого управления (либо ранения или гибели рулевого в рубке). Остойчивость Пересветов намного хуже чем у Бородинцев и изрядно подтопленный корабль перевернулся от слишком большого крена на внезапном развороте. Но повторюсь это лишь мое предположение.

    Ну а фанатам Андрея советую набраться терпения, он еще статей десять будет воду переливать и типа научно эту воду подсчитывать. wassat
  7. +1
    14 сентября 2025 14:28
    Цитата: Macsen_Wledig
    Цитата: Виктор Ленинградец
    Я уже писал Вам об этом.

    Видать давненько это было... what

    Цитата: Виктор Ленинградец
    С вероятностью выше 90% - попадание поднырнувшим снарядом с несработавшим от удара об воду взрывателем под броневой пояс, далее через топливную цистерну в стеллажи зенитных снарядов. Вторичная детонация боеприпасов с проникновением осколков и пламени в погреб ГК кормовых башен.

    Практически совпало с выводами британской комиссии.


    Кстати, похожий эффект случайно получили и японцы при опытах на "Тоса", и разработали целый новый тип снарядов, заточенный на "нырок при близком недолете".
    1. +1
      14 сентября 2025 15:12
      Цитата: deddem
      Кстати, похожий эффект случайно получили и японцы при опытах на "Тоса"

      В общем-то ни немцы, ни британцы специально не старались, но "Бисмарк" и "Принц Уэльский" в бою в Датском проливе обменялись похожими попаданиями: под ватерлинию, ниже кромки броневого пояса.
  8. +1
    14 сентября 2025 17:36
    Вы довольно уверенно описываете изменение посадки судна (средняя осадка, крен, дифферент), соответственно возникает вопрос: почему вы не оцениваете количество принятой воды по увеличению осадки? На мой взгляд находить величину принятой воды опираясь на моменты (кренящий и дефферентирующий).....ну, такое себе. Возможно, в исторических документах будет информация о несколько данных водоизмещение/осадка, в этом случае будет возможность вычислить показатель "тонны на сантиметр осадки".
    1. +2
      14 сентября 2025 18:56
      Цитата: аден
      соответственно возникает вопрос: почему вы не оцениваете количество принятой воды по увеличению осадки?

      Вообще-то именно это я и делаю - определив дифферент Осляби на нос, считаю сколько воды для него он должен был принять. И с креном - так же.
      Цитата: аден
      в этом случае будет возможность вычислить показатель "тонны на сантиметр осадки".

      Это есть и так - 52,2 тонны воды на дюйм (2,54 см)
      1. +1
        14 сентября 2025 19:46
        Ну так это отлично, раз известно т/см осадки и прирощение осадки, то креном можно принибречь (к тому-же его опошлила динамика) , в "моменте" допущение ферми вполне действует (допущение о равнообьемном наклонении). То есть, узнали принятый вес, знаете диффирент, и от этих величин по изменению посадки находите координаты результируещего веса (без апликаты конечно). Тем самым примерно локализуете затопления объёмы (я так понимаю именно в этом вопрос) перед тем как корабль потерял остойчивость.
        1. +2
          14 сентября 2025 21:47
          Цитата: аден
          То есть, узнали принятый вес

          Так не знаю я его изначально. Кроме крена и расстояния, на которое погрузился нос корабля - ничего.
          Цитата: аден
          и от этих величин по изменению посадки находите координаты результируещего веса

          Так и сделал. Просто суть в том, что такой дифферент и крен могли образоваться разными вариантами
          Цитата: аден
          то креном можно принибречь

          Не могу - потому что он дает хотя бы примерные данные о том, сколько воды залилось в угольные ямы, а от этого зависит и дифферент.
          Цитата: аден
          Тем самым примерно локализуете затопления объёмы

          Да, я так на них и выходил