О ячеистом полиуретане в топливных баках для предотвращения пожаров

6 438 39
О ячеистом полиуретане в топливных баках для предотвращения пожаров

Причин, по которым техника, нередко вместе с экипажем, может быть безвозвратно потеряна в результате боевых повреждений, существует великое множество. Однако одной из основных является пожар, возникающий вслед за попаданием снаряда, пробившего броню. Его осколки вполне способны воспламенить как пороховые метательные заряды, так и топливо, запас которого зачастую исчисляется многими сотнями литров.

К сожалению, на сегодняшний день не существует средств, способных максимально эффективно потушить разгорающийся порох и уж тем более предотвратить детонацию снарядов, поэтому единственным выходом из сложившегося положения может быть только полная изоляция боеукладок от обитаемых отделений. А вот по топливу решений в целом совсем немало — они касаются не только совершенствования противопожарных автоматических систем и изготовления водотопливных эмульсий (об этом мы писали здесь), но и использования открытоячеистого полиуретана.



Последний метод отнюдь не нов — так или иначе он уже неоднократно применялся в самой разной технике, причём не только сухопутной. Поэтому поговорить о том, что он из себя представляет даже без привязки к конкретным машинам, в том числе об его эффективности и недостатках, было бы интересно. Это мы и сделаем.

Ячеистый пенополиуретан


Привычные виды горючего обладают очень неприятной с точки зрения пожароопасности особенностью, заключающейся в образовании паров. Они появляются в результате постепенного расхода топлива (опорожнения топливных баков), а их концентрация напрямую зависит от температуры — чем она выше, тем сильнее парообразование. Оно особенно сильно, если баки располагаются в моторно-трансмиссионном отделении, где температура нередко может достигать сотни градусов по Цельсию и более.

Смешиваясь с воздухом, топливные пары (бензин и керосин в парообразовании наиболее опасные, но и диз. топливо невоспламеняемым тоже не является) образуют весьма пожароопасную и порой даже взрывоопасную смесь, которая может воспламениться при пробитии топливного бака пулями и осколками, в том числе крупными фрагментами снарядов. Решить эту проблему можно несколькими способами, в список которых входит заполнение пустых объёмов баков инертным газом, а также их продувка воздухом и даже охлаждёнными выхлопными газами для снижения концентрации смеси.


Открытоячеистая структура полиуретана

Однако наиболее простым является использование открытоячеистого пенополиуретана, по внешнему виду напоминающего губку или поролон. Это лёгкий, пористый материал с сетчатой структурой, где 95-98 % объёма составляют открытые полости небольшого размера. Такая пена, изготовленная в виде блоков или пластин, заполняет почти весь внутренний объём бака, пропитываясь топливом, не мешая его циркуляции и уменьшая запас топлива не более чем на 5-7 %. Она устойчива к агрессивной среде топлива, вибрациям и высоким температурам, благодаря стабилизирующим добавкам.

Составы такого пенополиуретана бывают разными, как и, в общем-то, его пористость или «ячеистость». Но даже «поролон» в виде полиуретана ППУ-ЭО-100, который активно производится у нас сегодня для изготовления воздушных фильтров, а также фильтров топлива и сточных вод, уже показывает довольно неплохие результаты. Достаточно «забить» им 75 % от объёма топливного бака, и о воспламенении паровоздушной смеси в большинстве случаев можно забыть. А почему?

Первым важнейшим эффектом полиуретана является уменьшение объёма свободных паров топлива. Ведь чем больше объём пустоты в баке, тем выше шанс накопления паров в критической концентрации. Пенополиуретан, заполняя внутреннее пространство своими ячейками, оставляет значительно меньше места для их образования. Таким образом, вероятность возникновения горючей среды, способной вспыхнуть от воздействия осколков и прочих атакующих тел, снижается до минимума.

Вторая защитная функция связана с распространением пламени. В обычном баке огонь может распространиться мгновенно. Но полиуретан разделяет внутренний объём на множество микрополостей, и любое пламя вынуждено сталкиваться с барьерами из полиуретана. По сути, нарушается теплопередача продуктов сгорания, и процесс воспламенения прерывается. Такой эффект превращает потенциальный пожар в локальное затухающее горение.


Один из вариантов «пенистого» наполнителя топливных баков в виде сетчатой полимерной пены

Не менее важно, что полиуретан гасит и внутренние колебания топлива. При пробитии бака гидроудар может вызвать интенсивное образование аэрозоля — мельчайших капель, которые легко воспламеняются. Пенополиуретан же действует как губка: он удерживает топливо в своих ячейках, предотвращая массивный выброс топлива за пределы бака и тем самым снижая вероятность возникновения «топливного факела». Более того, полиуретановая пена сама по себе снижает энергию ударной волны, что уменьшает разрушения топливного бака.

К этому добавляется ещё одна особенность: частичная локализация пробоин. Конечно, ячеистый полиуретан не способен «запечатать» отверстие, оставленное пулей или осколком, однако он заметно снижает скорость вытекания топлива.

Эффективность и недостатки


Испытания, проводившиеся как в советское время, так и в современной России, наглядно показали: топливные баки, заполненные ячеистым полиуретаном, не склонны ни к воспламенению, ни тем более к взрыву даже при прямых попаданиях. Там, где при обычных условиях достаточно одной искры для воспламенения и крупного пожара, внутри такого бака не возникает условий для устойчивого горения.

Это касается многих калибров. Баки обстреливались и из крупнокалиберных пулемётов, в том числе с бронебойно-зажигательными пулями, и такой «стрелковки», как автоматы 5,45 и 7,62 мм. Более того, устойчивость полиуретановой начинки проявлялась и при попаданиях бронебойных снарядов 30-мм пушек. В подобных условиях повреждения корпуса бака были весьма серьёзными, но сам «взрывной эффект» или горение так и не возникали. Тот же результат достигался и при взрыве гранат в непосредственной близости от бака с топливом — осколки воспламенения не давали.

Такие топливные баки с полиуретановой начинкой могут применяться на любой боевой технике, вне зависимости от того, работает ли она на бензине, дизельном топливе или керосине. Более того, учитывая, что двигатели современных боевых машин чаще всего многотопливные, универсальность этой защиты приобретает особое значение. В конечном счёте полиуретан существенно снижает вероятность пожара при боевых повреждениях.

Разумеется, у ячеистого пенополиуретана имеются и слабые стороны. Главное из них — ограниченная эффективность при многократных повреждениях бака. Если, например, одного попадания он «не замечает», гася опасность воспламенения, то при серии пробоин из-за осколков, пуль или снарядов утечка топлива в любом случае становится причиной начала пожара. Эксперименты показали: при множественных попаданиях защита полностью теряет свою эффективность.

Поэтому сам по себе он не может считаться универсальным средством. На практике использование пенополиуретана всегда дополняется другими решениями. Чаще всего речь идёт о самозатягивающихся покрытиях на основе полиуретана или многокомпонентных составах, которые затягивают пробоины и снижают скорость утечки или полностью её ликвидируют. В этом случае пена играет роль внутреннего барьера, а наружный слой — герметизирующей оболочки.

Такая комбинация, безусловно, повышает эффективность, но имеет и оборотную сторону — усложнение конструкции и рост стоимости производства баков. Если простой металлический резервуар можно изготовить относительно легко, то топливный бак с полиуретановой пеной внутри и покрытием снаружи становится изделием более сложным и дорогим. Однако именно это усложнение и позволяет радикально повысить шансы машины уцелеть после попадания.

Есть и ещё один фактор, который нельзя сбрасывать со счетов: полиуретан не вечен. В агрессивной среде топлива он постепенно деградирует за несколько лет, а потому нуждается в периодической замене. Конструкторы должны учитывать это уже на стадии проектирования, закладывая возможность обслуживания и обновления наполнителя. Да, всё это требует затрат и повышает цену, но итог очевиден — выживаемость техники и, главное, её экипажа возрастает во много раз.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    9 сентября 2025 06:33
    В статье ни слова, чем закончились успешные испытания в СССР и России,
    1. -6
      9 сентября 2025 08:00
      А не пора ли уже делать танки на батареях или гибриды? Вместо баков с топливом и огромного дизеля - небольшой, но мощный электродвигатель (двигатели) и батареи. Это повысит пожароустойчивость. Емкость батарей растет ежегодно и уже вполне конкурируют с ДВС по продолжительности работы.
      1. +1
        9 сентября 2025 11:30
        посмотри как полыхает литий-ионная батарея при малейшем повреждении.
        1. +1
          9 сентября 2025 12:37
          Цитата: Китун Евгений
          посмотри как полыхает литий-ионная батарея при малейшем повреждении.

          Ждал такой комментарий. Однако давно созданы негорючие батареи. Взрывозащищенные батареи выполнены в виде монолитного элемента с аккумуляторами различных электрохимических систем (NiCd, NiMg, SLA) с защитой от температурного расширения, залитые компаундом. Литий-ионнные это вчерашний день. Хотя их тоже давно модернизировали в плане пожароопасности.
          1. +2
            9 сентября 2025 12:44
            это защита от температурного расширения, а не от осколка снаряда. любое механическое повреждение и батарея горит так, что хрен потушишь. А в нагрузку к ней еще и точно такой же бак с топливом, как и на чисто дизельном танке.
            1. -2
              9 сентября 2025 13:14
              Цитата: Китун Евгений
              это защита от температурного расширения, а не от осколка снаряда. любое механическое повреждение и батарея горит так, что хрен потушишь. А в нагрузку к ней еще и точно такой же бак с топливом, как и на чисто дизельном танке.

              Вы невнимательно читаете. Во-первых разрыв бака с горючим сжигает все. Во-вторых негорючие материалы не детонируют и не горят. Это не древние как яйца динозавра свинцово-кислотные аккумуляторы типа 6СТЭН-140м.
              1. +4
                9 сентября 2025 15:08
                разрыв бака? вы вообще статью читали?
                негорючие материалы еще как горят и детонируют, нужны лишь условия. сплавы алюминия горят на ура, а если его перемешать с мощным окислителем, то и рванет чуть ли не от чиха.
                Тот же дизель сам по себе не взрывается, а вы перемешайте его с любым нитратом - бахает примерно как тротил по мощности от одной искры.
                Насчёт негорючих акумов - поищите новости о недавних сгоревших кораблях-автомобилевозах. Новые акумы не горят - говорили они.
                1. 0
                  5 октября 2025 14:23
                  Ну, не то, чтобы от любой искры, и даже не от КД-8а, а только от промежуточного... но да, игданиты не вчера придумали.
          2. +1
            9 сентября 2025 19:55
            Указанные аккумуляторы имеют меньшую ёмкость, меньшее количество перезарядок, а ещё довольно токсичны, особенно кадмиевые. Танку надо очень много энергии, и эта энергия при повреждении в любом случае высвободится. Но соляре нужен кислород воздуха, а в аккумуляторе уже всё есть
          3. 0
            10 сентября 2025 11:50
            Цитата: Гражданский
            Литий-ионные это вчерашний день.
            Ага. А MiCd - это ультрасовременные - созданные более века назад. И что такое NiMg? Вы явно ничего не знаете об аккумуляторах. Лучшие из серийных батарей имеют удельную энергию 0,3 кВт-час/кг, а удельная энергия бака с соляркой - 2 кВт-час/кг, с учетом КПД двигателя и потерь в трансмиссиях. Одно это уже ставит жирный крест на батареях и электротанках.
            1. 0
              10 сентября 2025 12:52
              Цитата: astepanov
              Цитата: Гражданский
              Литий-ионные это вчерашний день.
              Ага. А MiCd - это ультрасовременные - созданные более века назад. И что такое NiMg? Вы явно ничего не знаете об аккумуляторах. Лучшие из серийных батарей имеют удельную энергию 0,3 кВт-час/кг, а удельная энергия бака с соляркой - 2 кВт-час/кг, с учетом КПД двигателя и потерь в трансмиссиях. Одно это уже ставит жирный крест на батареях и электротанках.

              Кто-то ищет поводы, а кто-то возможности. Я помню и поднимите комментарии на ВО, как почти точно также писали про БПЛА. Про их небольшую нагрузку, небольшую дальность и отсутствие бронирования. Да! Электротанк тоже должен быть безэкипажным. Без люков командира, мехвода, наводчика, пространства итп систем обеспечения экипажа. По сути только орудие, пулеметы, двигатель и броня. Как обычно - кто первый сделает тот и получит приемущество.
              1. 0
                10 сентября 2025 13:20
                Почтенный, я привел только часть доводов - те из них, что доступны для вас. Я электрохимик со стажем разработки аккумуляторов почти полвека. И мне, в отличие от вас, известны принципиальные ограничения на возможности аккумуляторов. Свои безграмотные домыслы можете излагать в детском саду - тут они не прокатят.
                1. 0
                  10 сентября 2025 14:10
                  Цитата: astepanov
                  Почтенный, я привел только часть доводов - те из них, что доступны для вас. Я электрохимик со стажем разработки аккумуляторов почти полвека. И мне, в отличие от вас, известны принципиальные ограничения на возможности аккумуляторов. Свои безграмотные домыслы можете излагать в детском саду - тут они не прокатят.

                  Как объясните массовый переход на гибриды и электрический транспорт автомобилей, грузовиков, мототранспорта, автобусов, строительной техники? Вы давайте не прикрывайте устаревшим опытом современность. А то получается "я конюх со стажем разработки сбруи почти полвека и мне известны ограничения на возможности автомобилей".
      2. +1
        9 сентября 2025 12:11
        не пора ли уже делать танки на батареях
        пока ещё нет, хотя бы потому что заправить танк дизелем это гораздо быстрее чем зарядить батареи, батареи при КЗ горят дай бог, да ещё и самовоспламеняются по несколько раз , и потушить их водой не вариант.
        Про ёмкость батарей на морозе ... crying
        1. 0
          9 сентября 2025 13:10
          пока ещё нет, хотя бы потому что заправить танк дизелем это гораздо быстрее чем зарядить батареи,

          1. Сменный комплект. Вместо бочки у заправщика сменные комплекты и зарядная станция.
          2. Быстрая зарядка, когда батареи заряжаются за 20 минут (заправлять не быстрее) до 80%.
          С пожарами выше ответил.
          Про ёмкость батарей на морозе ...

          Это тоже вопрос давно решенный с кожухами и подогревом, а так же составами самих элементов аккумуляторов.
          1. +3
            9 сентября 2025 15:12
            А вы от чего будете их заряжать с заданной мощностью за 20 минут? И дизельное топливо вам тоже надо будет везти, так что вместо 1 заправщика получаем: 1 заправщик, 1 машина для зарядки с генератором, 1 заправщик для генератора, 1 машина для батареек, 1 кран или погрузчик чтобы их переставлять.
      3. 0
        9 сентября 2025 17:09
        Прежде чем мечтать о "гибридах" не попали мал- мальски изучить учебную дисциплину "Двигатели БТТ" и тогда мечтания о "небольшом, но мощном электродвигателе с также лёгкой и необычайно ёмкой АКБ, которую и зарядить- то можно от простой розетки пройдут yes
      4. 0
        14 сентября 2025 00:14
        Можно рога от троллейбуса на башню поставить и пустить по маршруту wink
      5. 0
        29 сентября 2025 17:49
        С этим Вам в гейропу там все о батрейках мечтают
  2. +2
    9 сентября 2025 07:49
    Смешиваясь с воздухом, топливные пары (бензин и керосин в парообразовании наиболее опасные, но и диз. топливо невоспламеняемым тоже не является)

    Из ГОСТ 12.1.004-85 «Пожарная безопасность. Общие требования»

    В случае воспламенения жидкости от горячей поверхности критические условия воспламенения и распространения пламени более быстро создаются у тяжелых углеводородов, термически менее стойких к процессам распада и автокаталитического окисления. По этой причине более тяжелые углеводороды дизельного топлива самовоспламеняются при более низкой температуре, чем легкие термически стойкие углеводороды бензина. Область воспламенения газов (паров) в воздухе характеризуется границами, в пределах которых смесь газа (паров) с воздухом способна воспламеняться от внешнего источника зажигания с последующим распространением пламени.

    То что дизельные танки меньше горели чем бензиновые это пропагандистский миф к сожалению
    1. 0
      9 сентября 2025 08:22
      То что дизельные танки меньше горели чем бензиновые это пропагандистский миф к сожалению

      Пуфы в студию!
      1. +1
        9 сентября 2025 12:00
        Цитата: Коте пане Коханка
        То что дизельные танки меньше горели чем бензиновые это пропагандистский миф к сожалению

        Пуфы в студию!

        Пруф от Барятинского
        С точки зрения защищённости нельзя признать удачным побортное расположение топливных баков, да ещё в боевом отделении и без выгородок. Не от хорошей жизни танкисты стремились перед боем заполнить баки до отказа – пары солярки взрываются не хуже бензиновых, сама солярка – никогда. И если «тридцатьчетвёрки» с сорванными башнями, изображённые на многочисленных фотографиях, – это последствие взрыва боекомплекта, то танки с оторванными по сварке бортами – результат взрыва паров солярки.

        Источник: https://statehistory.ru/books/Mikhail-Baryatinskiy_T-34-v-boyu/2
    2. +2
      9 сентября 2025 11:32
      дизель хуже испаряется и не так активно создает топливо-воздушную смесь, которая и полыхает.
      1. +2
        9 сентября 2025 11:59
        Цитата: Китун Евгений
        дизель хуже испаряется и не так активно создает топливо-воздушную смесь, которая и полыхает.

        Дизель хуже испаряется при нормальной температуре, а когда солярка нагрета от рядом расположенного двигателя испаряется не хуже бензина и смотрите ГОСТ который я привел.
        1. +2
          9 сентября 2025 12:17
          Если по существу, то при нагреве бензин испаряется куда более интенсивнее, чем дизельное топливо. С 43-го года в обиходе применялись наружные топливные баки, из которых расходовалось топливо в первую очередь. Боковые - оставались полными, тем самым выполняли роль экранов от кумулятивных снарядов.
          Ну и вишенка на торте, экипади на дизельных танках не угорали так часто от паров топливе, как с бензиновыми двигателями.
          К слову, упомянутый вами Автор, отмечал, что экипажи дизельных машин имели более серьезные ожоги при возгорании столяры.
          Т-34 имел много недостатков, которые были частично устранены только в машинах первого послевоенного поколения. И то не все.
          1. +6
            9 сентября 2025 12:23
            Цитата: Коте пане Коханка
            К слову, упомянутый вами Автор, отмечал, что экипажи дизельных машин имели более серьезные ожоги при возгорании столяры.

            У солярки есть свойство пропитывать одежду и не испаряться как бензин, к тому дюритовые шланги плохо держали дизельное топливо и весь моторный отсек был в огнеопасных наслоениях грязи. А экипаж ходил в засоляренных телогрейках и комбинезонах. По теории всё хорошо....а на практике швах.

            С 43-го года в обиходе применялись наружные топливные баки, из которых расходовалось топливо в первую очередь. Боковые - оставались полными, тем самым выполняли роль экранов от кумулятивных снарядов.

            По конструктиву из наружных баков не было топливопроводов к ТНВД, да и использовать их можно было бы только летом. Зимой танки практически не глушили чтобы солярка не замерзала.
      2. 0
        14 сентября 2025 00:19
        Во время боевых действий синус угла может достигать значения четырёх и даже выше, так что солярка может легко и непринуждённо заполыхать.
    3. +1
      9 сентября 2025 20:53
      Ерунда какая-то, бензин можно спичкой поджечь, соляру - нифига.
  3. BAI
    +3
    9 сентября 2025 08:44
    Да, всё это требует затрат и повышает цену, но итог очевиден — выживаемость техники и, главное, её экипажа возрастает во много раз.

    Все, что спасает жизнь экипажа - должно быть использовано
  4. +3
    9 сентября 2025 10:33
    Впервые применили в СССР при создание Су-25.Внутрь полиуретан,снаружи баки латексной лентой.
    При пробитии возникала течь ,но латекс в течении пары минут затягивал пробоину.Сделано в СССР.
    На Су-57 применяют другой метод защиты ТБ.
    1. +2
      9 сентября 2025 11:21
      Баллоны для растворённого ацетилена наполняют пористой массой (активным углём или литой пористой массой) и растворителем. Это требование предусмотрено ГОСТ 5457-75 «Ацетилен растворённый и газообразный технический. Технические условия».
  5. +1
    9 сентября 2025 10:59
    Мне вот интересно, а если топливо не очень чистое, или с водичкой, там все колом не станет?
    1. 0
      9 сентября 2025 11:33
      только если зимой вода замерзнет
    2. 0
      9 сентября 2025 14:55
      Цитата: Melior
      Мне вот интересно, а если топливо не очень чистое, или с водичкой, там все колом не станет?

      В годы Великой Отечественной командир танка получал ситцевый платок для очистки сомнительной солярки.
  6. +2
    9 сентября 2025 11:14
    Была у меня такая губка (кусок кто то достал от Су-25, порезали и мне досталась) , жесткая, но для моей кожи самое то и мылится классно. Очень нравилась, забыл где то в бане. smile
  7. +2
    9 сентября 2025 13:46
    Конструкция современного танка должна предусматривать основные баки вне брони и небольшой бак внутри брони. Баки должны быть многосекционными. Внешние баки при сгорании топлива не должны повреждать танк. Одновременно, внешние баки будут выполнять роль противодроновых решёток. Также снаружи брони должны размещаться воздушные фильтры и часть радиаторов в корпусах, способных выполнять роль противодроновых и противокумулятивных экранов.
    .
    Полиуретановое и прочее наполнение должно сочетаться с активными системами перекачки топлива из повреждённых баков в неповреждённые.
    1. 0
      9 сентября 2025 14:56
      Первая часть вашего комментария, аля це «Меркава» laughing !
    2. 0
      15 сентября 2025 15:28
      и даже минометный обстрел оставит танк без топлива, но весь облитый солярой
  8. 0
    26 сентября 2025 12:00
    в россии основная масса танков -дизельные, вопрос воспламенения дизтоплива мне кажется остро не стоит, зачем это ?