Вьетнамский бронетранспортёр XTC-02

6 831 11
Вьетнамский бронетранспортёр XTC-02
Бронетранспортёры XTC-02 на параде 2 сентября 2025 г.


В последние годы Вьетнам демонстрирует желание и возможности самостоятельно разрабатывать и выпускать новые вооружения и технику. Одним из примеров этого стал плавающий колёсный бронетранспортёр XTC-02. К настоящему времени вьетнамская промышленность завершила разработку этого изделия, наладила его производство и осуществляет поставки в войска. Новые БТР должны будут постепенно заменить устаревшую технику своего класса.



Современная замена


По известным данным, в частях Вьетнамской народной армии (ВНА) имеется ок. 1,4 тыс. бронетранспортёров разных моделей. Большая часть этой техники — колёсные машины советской разработки, включая давно устаревшие БТР-40, БТР-152 и БТР-60. Такой парк бронетехники давно нуждается в обновлении, и недавно министерство обороны Вьетнама начало принимать необходимые меры.

В начале текущего десятилетия было принято решение о разработке нового колёсного БТР для замены самых старых образцов. Такую задачу поставили перед Главным управлением оборонной промышленности Минобороны. Кроме того, к работам привлекли неназванные предприятия разного профиля.

Перспективный БТР получил обозначение XTC-02 (Xe Tác Chiến-02 — «Боевая машина-02»). Разработка этого проекта завершилась не позднее начала 2022 г. После этого одно из предприятий-участников проекта приступило к строительству опытного образца.


XTC-02 на испытаниях, август 2022 г.

Широкая общественность узнала о существовании проекта XTC-02 в августе 2022 г. Тогда в свободный доступ попало несколько фотографий нового БТР, сделанных, вероятно, в ходе испытаний. Машина демонстрировалась на некой дороге, а также вблизи неизвестного водоёма. Любопытно, что на нескольких снимках бронетранспортёр буксировался тягачом. Возможно, в ходе испытаний возникли технические проблемы, и опытному БТР понадобилась помощь.

В дальнейшем появлялись новые сообщения о ходе проекта и иные фотоматериалы. При этом характеристики или особенности БТР, а также планы Минобороны Вьетнама оставались неизвестными. По всей видимости, на этом этапе заказчик и исполнитель не могли раскрывать такую информацию.

Бронетранспортёр XTC-02, вместе с рядом других современных разработок, официально представили на прошлогодней выставке Vietnam Defence Expo 2024. Тогда стали известны возможности и характеристики машины, а также текущий статус проекта. Сообщалось, что новый БТР доведён до серии и поставляется в части ВНА.

2 сентября 2025 г. в Ханое состоялся парад, посвящённый 80-летию независимости Вьетнама. В механизированной колонне была задействована техника всех основных типов, имеющихся у ВНА. В частности, в парадном строю прошли три новых БТР XTC-02. Любопытно, что непосредственно перед ними в строю шли новейшие вьетнамские БМП XCB-01 в том же количестве.


Планы на будущее


По известным данным, колёсный бронетранспортёр XTC-02 успешно справился с испытаниями и поступил на вооружение вьетнамской армии. Теперь местная промышленность ведёт серийное производство и поставляет готовые изделия заказчику. При этом объёмы заказов, темпы производства и количество техники в войсках, по понятным причинам, не раскрывают.

Иностранные источники сообщают, что Вьетнам уже построил не менее 8-10 новых БТР. За счёт этого могли переоснастить первые подразделения армии. Производство будет продолжаться — с теми же результатами. По всей видимости, новые колёсные бронетранспортёры приходят на смену аналогичной технике середины прошлого века.

Следует отметить, что у ВНА остаётся до нескольких сотен старых БТР-40 и БТР-152. Производство такого количества новых XTC-02 займёт немало времени и потребует соответствующих вложений. Станут ли обновлять парк без сокращения количества техники, пока неизвестно.

Вьетнам не упоминал своего желания продавать новые БТР собственной разработки. Это может быть связано с желанием скорее обновить собственный парк, не тратя время и силы на экспортную технику. Кроме того, вьетнамские специалисты могут объективно оценивать свой БТР и понимать, что его коммерческий потенциал оставляет желать лучшего.


Колёсная бронемашина


Изделие XTC-02 представляет собой колёсную бронемашину, способную передвигаться по суше и воде, перевозить личный состав и поддерживать его огнём. С точки зрения задач и функций, оно похоже на различные современные бронетранспортёры, но имеет свои собственные особенности.

БТР XTC-02 получил сварной корпус из однослойной катаной стальной брони. Также используются бронестёкла значительной площади. Лобовая проекция такого корпуса защищает от 7,62-мм бронебойных винтовочных пуль. Прочие элементы рассчитаны на обстрел из 7,62-мм автоматов, в т.ч. с бронебойной пулей.

Корпус построен по капотной схеме. В его носовой части помещены двигатель и основные агрегаты трансмиссии, а остальные объёмы отданы под места для экипажа и десанта. Для экипажа предназначена пара бортовых дверей. В распоряжении десанта имеется кормовая дверь и несколько люков в крыше.

Длина XTC-02 достигает 7,2 м, ширина — 2,8 м, высота — ок. 2,2 м. Боевая масса составляет 12,7 т.

Бронетранспортёр оснащён дизельным двигателем неизвестной модели. Вероятно, используется изделие с коммерческого рынка. На основе доступных агрегатов выполнена трансмиссия и ходовая часть. БТР имеет полный привод, а также комплектуется парой кормовых водомётов. На шоссе машина развивает скорость до 95 км/ч, на воде — 10-12 км/ч. Запас хода — 800 км.


Интерьер обитаемого отсека

Серийные XTC-02 несут дистанционно управляемый боевой модуль оригинальной модели. Он выполнен в виде U-образного опорно-поворотного устройства, на котором размещены оптико-электронная станция и качающаяся часть с вооружением. Модуль вооружается крупнокалиберным пулемётом НСВТ и 7,62-мм изделием ПКТ. Также предусмотрены дымовые гранатомёты «Туча». Прицельная ОЭС имеет дневной и ночной каналы, а также лазерный дальномер. Предусмотрена стабилизация.

Бронетранспортёр управляется экипажем из трёх человек. Двое, водитель и командир, находятся в передней части обитаемого отсека. За командиром предусмотрено рабочее место наводчика-оператора с пультом дистанционного управления.

Вдоль бортов обитаемого отсека установлены сиденья для восьми десантников. Рядом с ними в броне имеются смотровые приборы и амбразуры для стрельбы из личного оружия.

Ограниченный успех


Вьетнам не может похвастаться развитым оборонно-промышленным комплексом. Тем не менее, он пытается самостоятельно разрабатывать и производить необходимые образцы вооружений и техники. Например, в прошлом году официально представили сразу два новых бронеобъекта — колёсный БТР XTC-02 и гусеничную БМП XCB-01.


Боевой модуль пулемётами НСВТ и ПКТ

Бронетранспортёр XTC-02 создавался в качестве замены для более старой техники своего класса, причём Главному управлению оборонной промышленности приходилось учитывать объективные ограничения. Результатом этого стала боевая машина, в целом соответствующая основным требованиям к подобной технике. Однако нельзя не заметить, что она не лишена недостатков.

К положительным качествам XTC-02 можно отнести высокую мобильность, простоту эксплуатации, а также модульный подход к выбору вооружения. В то же время, нужно обратить внимание на относительно слабую броню и отсутствие дополнительных средств защиты.

Новое изделие XTC-02, безусловно, выгодно смотрится на фоне давно устаревших БТР-40 или БТР-152. Однако по ряду ключевых характеристик он проигрывает большому числу современных образцов. Чтобы сократить такое отставание, необходима серьёзная переработка самой конструкции и дополнительных средств.

Таким образом, Вьетнам в последние годы показывает свою способность разрабатывать и производить бронетехнику разных классов, но его возможности такого рода пока весьма ограниченны. Можно ожидать, что со временем вьетнамская промышленность накопит необходимый опыт и создаст нужные мощности, но пока результаты её работы нельзя назвать выдающимися.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    15 сентября 2025 05:19
    Одним из примеров этого стал плавающий колёсный бронетранспортёр XTC-02...

    ...схожий по виду с советской БРДМ... yes
    1. +3
      15 сентября 2025 06:45
      Он с таким же успехом похож и на американский М1117, и на французский VAB....
      1. +1
        15 сентября 2025 07:28
        Цитата: faiver
        Он с таким же успехом похож и на американский М1117, и на французский VAB....
    2. +2
      15 сентября 2025 07:19
      ...схожий по виду с советской БРДМ..

      Днище имеет противоминную форму, так что несмотря на схожие черты как минимум одна передовая идея в боевую машину заложена.
      1. +3
        15 сентября 2025 07:27
        Цитата: Коте пане Коханка
        как минимум одна передовая идея в боевую машину заложена.

        А ещё там заложена такая передовая особенность:
        средний рост вьетнамских мужчин составляет 164 см (россиян - 175 см)...В машине такого типа они чувствуют себя более свободно... wink
  2. +3
    15 сентября 2025 05:22
    Вьетнамцы молодцы, развивают свое производство. Да бронетранспортер довольно простой, но в этом его преимущество. Лучше построить тысячу таких простых, чем пару сотен навороченных. Тем более для замены техники середины прошлого века. Да и отработают технологию производства, а там и что-нибудь более сложное начнут производить.
    1. -4
      15 сентября 2025 06:59
      Цитата: Епифанцев Сергей
      Лучше построить тысячу таких простых, чем пару сотен навороченных.

      Это, если вьетнамские матери успеют новых солдат нарожать...
      1. +2
        17 сентября 2025 12:37
        Задача бронетранспортера перевозка личного состава и их материальных ценностей к месту выполнения боевых задач, а также эвакуации раненых и убитых. Для этого их должно быть много, а если мы сделаем сверхзащищёный бронетранспортер насытить ими армию в полном объеме врятли удастся. И ездить на таких бронетранспортерерах будут только элитные части, а остальной армии придется передвигаться на старой техники или вообще на незащищённых машинах. К тому же во Вьетнаме очень дождливо и на тежелой техники можно ездить только по дорогам.
        1. 0
          17 сентября 2025 14:12
          Цитата: Епифанцев Сергей
          Задача бронетранспортера перевозка личного состава и их материальных ценностей к месту выполнения боевых задач, а также эвакуации раненых и убитых.

          Предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений к полю боя и для их огневой поддержки.
          Цитата: Епифанцев Сергей
          Для этого их должно быть много, а если мы сделаем сверхзащищённый бронетранспортер, - насытить ими армию в полном объеме вряд ли удастся. И ездить на таких бронетранспортерах будут только элитные части, а остальной армии придется передвигаться на старой техники или вообще на незащищённых машинах. К тому же во Вьетнаме очень дождливо и на тяжелой техники можно ездить только по дорогам.

          Выводы учтены. Соглашусь с тем, что по бездорожью лучше передвигаться на технике высокой проходимости...
  3. +1
    15 сентября 2025 22:09
    Против Китая очень не очень.
    Против Лаоса и Камбоджи? Наверное сравнимо.
    Ещё вариант... Не расчитывать на победу в войне с соседями, а не допускать войны дипломатией и экономикой.
    Вот, личное мнение, тут Вьетнам и так сильнее Лаоса и Камбоджи.
  4. +1
    24 октября 2025 22:26
    Самая мощная часть во вьетнамском бронетранспортëре - сами вьетнамцы!