Во имя свободы: Американская революция и истоки борьбы за независимость Юга

5 974 31
Во имя свободы: Американская революция и истоки борьбы за независимость Юга

Идея свободы всегда занимала важное место в истории философской и политической мысли. Свобода как политический феномен появилась одновременно с греческим полисом. Со времен Геродота под полисом понималась такая форма политической организации, в которой отсутствовало господство одних граждан над другими [3]. В идейном наследии эпохи Просвещения идея свободы и вовсе была одной из ведущих.

По мнению большинства историков, Американская революция была первой, взявшей принципы Просвещения на вооружение, и первым практическим испытанием просвещенческих идей. Идеи свободы, естественных прав вышли за пределы интеллектуальных дискуссий и стали основой для нового типа общества. Как отмечает историк-американист Родион Белькович, «война за независимость Соединённых Штатов являлась войной за независимость индивида» [4].



Но как изначально понимали идею свободы американские колонисты? Что для них значила свобода?

Ныне, как известно, идея свободы прочно ассоциируется с либеральной концепцией демократии, которая подразумевает власть большинства и выбор представителей, которые осуществляют власть. В этой концепции государство является неизбежным злом. Основоположником коллективистской концепции демократии можно считать французского философа и политического мыслителя Жан-Жака Руссо. Руссо отдавал приоритет не правам отдельного индивида, а правам всего народа как коллективного целого. Он считал, что демократическое государство, выражая интересы всего общества, одновременно заботится и о благе каждого из его членов [6].

Однако понятия «свобода» и «либертарианство» в XVIII веке в Америке означали не то, что они означают сегодня. Наиболее влиятельный сторонник индивидуальной свободы этого периода — Томас Джефферсон — видел в качестве социального идеала республику независимых фермеров. Государство в этой общественной структуре должно выполнять весьма скромные функции поддержания порядка, не вмешиваясь в частные дела. Тем более государство не должно заниматься вопросами идей, вводя цензуру и иные ограничения свободы слова и мысли [2].

Это, согласитесь, не слишком похоже на современную массовую демократию. Ныне государство выполняет вовсе не те функции, о которых говорил один из отцов-основателей США, — оно становится всё более всеобъемлющим, всё более тотальным. Джефферсон же был убежден, что «общества (как у индейцев), живущие без государства, в бесконечно большей степени счастливы, чем те, что живут под властью европейских государств».

Учитывая, что во времена Американской революции местные органы власти обладали весьма ограниченными возможностями влияния на общественную жизнь, носители коммерческих интересов в XVIII веке не стремились воспользоваться политическими рычагами. Иначе говоря, как справедливо отмечает Родион Белькович, «две стороны американской политической традиции в идеологических терминах могут быть обозначены как рыночный анархизм и республиканизм» [2].

В защиту чего выступала Американская революция?



19 апреля 1775 года сражениями при Конкорде и Лексингтоне началась Американская революция, а 4 июля следующего года Соединенные Штаты провозгласили себя независимым государством. Американская революция не была направлена на изменение всего социального, правового и политического порядка. Скорее, её участники стремились защитить устоявшийся порядок и традиционные свободы от нововведений британского правительства, столкнувшегося с финансовым кризисом в результате Семилетней войны [5].

Что же это был за устоявшийся порядок?

Дело в том, что в американских колониях большинства социально-политических институтов европейского Старого порядка попросту не существовало. Институты власти в колониях были настолько скромны в своих масштабах, что должностных лиц можно было пересчитать по пальцам, и даже законодательные ассамблеи включали обычно пару десятков человек. Решения этих органов и должностных лиц и сама их деятельность всегда были на виду у населения, а взаимоотношения с ними носили в большей степени соседский, чем иерархический характер [2].

Большая часть производства, а также образования и профессиональной подготовки концентрировались в домохозяйствах. Как отмечает американский историк Гордон С. Вуд, общество представляло собой агломерацию семей и было организовано по принципу отношений между родителями и детьми. Для колонистов семья по-прежнему оставалась основным институтом общества и средоточием всех прав и обязанностей. «Маленькое содружество», как называли его первые пуританские поселенцы, оставалось основным источником общности и преемственности для американцев XVIII века [7].

В отсутствие большинства институтов современного общества — от больниц и домов престарелых до тюрем и психиатрических лечебниц — семья оставалась главным институтом, где обучали молодёжь, наказывали провинившихся и заботились о бедных и душевнобольных. Неудивительно, что колонисты считали, что общество — это не более чем конгломерат семей, к которым должны быть привязаны все изолированные и беспомощные люди [7].

Иногда казалось, что колониальные общины — это просто большие семьи. Повторные браки овдовевших супругов часто приводили к невероятному запутыванию родственных связей. Со временем эти родственные сети иногда разрастались и охватывали целые деревни, городки и даже колонии. В городке Гилфорд, штат Коннектикут, в начале XVIII века треть налогоплательщиков происходила всего из пяти семей, при этом почти 40% всех семей в городке состояли в родстве [7].

Последовательного разделения властей в колониях не существовало: суды решали вопросы из области управления, выдавали лицензии на различные виды деятельности, участвовали в организации благотворительности и т. д. В целом колониальные органы власти выполняли коллективные функции по «присмотру» за населением от имени короля. Никакой последовательной законодательной политики не существовало. Задача местной власти (а никакой другой власти в колониях и не было) состояла исключительно в поддержании мира и спокойствия. И в реализации этой задачи грань между частными лицами и публичными институтами нередко стиралась — семьи и отдельные граждане способствовали воплощению в жизнь норм, которые вырабатывались в тесном соседском кругу [2].

То есть отношения между обществом и личностью в американском обществе того времени можно было назвать анархо-индивидуализмом или анархо-республиканизмом. Анархо-индивидуалисты считают общество совокупностью сообществ автономных личностей, где личности добровольно соединяются в товарищеские ассоциации. То есть общество — это в первую очередь совокупность личностей и отношений между ними (то есть первична личность) [8].

Ключевое различие между левым и правым анархизмом заключается в их понимании прав человека и человеческой природы. Левые рассматривают анархизм как логическое следствие социальной природы человека, свободно вступающего в коллективные, но децентрализованные объединения. Правые видят в анархизме продолжение приоритета индивидуальной свободы. По этой причине неудивительно, что развитие анархизма в Америке было неотъемлемой частью истории либертарианства [5].

Идеи свободы, которые отстаивали Томас Джефферсон, Томас Пейн и другие радикалы периода Революции, базировались на вере в человека как такового, в его бесконечную способность к самосовершенствованию. Джефферсон писал о том, что политики, требующие установления сильной централизованной власти государства, относятся к людям как к несмышленым детям, за чьим поведением необходимо постоянно следить. Пейн считал, что избыточное вмешательство государства приводит к совершению преступлений, которые никогда бы иначе не были совершены [2].

В этом и заключался радикализм Американской революции. Однако уже в XIX веке в США произошла деградация республиканского мироощущения и отступление от многих идей Революции. Масштаб Соединенных Штатов оттенял отдельного индивида, заставляя личность уступить дорогу массам. Как пишет Родион Белькович:

«На место личным достоинствам (которые в новых условиях воспринимались уже как претензии на элитарность) приходила вера в мудрость среднестатистического американца. Однако «среднестатистический американец» в политическом смысле мог существовать только в одном виде — в виде нового централизованного государства Соединенных Штатов Америки, претендовавшего на выражение мнения народа в целом. В ситуации, когда отдельные индивиды перестают быть примерами добродетели, в качестве такового выступает обезличенное решение большинства, нормативная сила которого обеспечена аппаратом принуждения» [2].

Несмотря на то, что деградация республиканства в США началась еще в начале XIX века, ключевым фактором трансформации политического поля Америки и отступлением от идей Революции оказалась Гражданская война 1861-1865 гг.

Истоки гражданской войны и борьбы за независимость Юга



Гражданская война в США, бушевавшая между Севером и Югом, между янки и дикси, на протяжении четырех лет, имеет особое значение из-за ее влияния на свободу в США. Как ни парадоксально, но она стала одновременно кульминацией и отказом от принципов Американской революции [5].

Существенной частью историков война Севера и Юга позиционируется как борьба за освобождение чернокожего населения, борьба за ликвидацию рабовладения. Именно об этом много и часто говорил президент США Авраам Линкольн. Однако во время Гражданской войны в составе Севера оставались рабовладельческие штаты Делавэр, Миссури, Мэриленд и Кентукки, на которые не распространялась Прокламация об освобождении рабов. Это заставляет серьезно усомниться в лозунгах о том, что ликвидация института рабства стала ключевой причиной войны.

Если отмена рабства была таким важным вопросом, то почему за него не боролись раньше? Скорее, основной причиной войны стала попытка отделения недавно образовавшихся Конфедеративных Штатов Америки из состава Союза. Как отмечает американский историк Уильям Эпплман Уильямс, «причиной Гражданской войны стал отказ Линкольна и других северян уважать революционное право на самоопределение — краеугольный камень Американской революции» [1].

Эдвард П. Лоутон, в свою очередь, отмечает, что «война началась, потому что президент отказался признать отделение и решил подавить его силой. Рабство не было фактором, повлиявшим на это решение» [1]. Т.е. главной целью Линкольна было подчинение Юга воле Вашингтона, в связи с чем неудивительно, что для южных штатов «гражданская война» стала второй Войной за независимость.

Скорость, с которой северяне воспользовались отсутствием представительства Юга в Конгрессе, чтобы реализовать программу неомеркантилизма и субсидирования промышленности Севера (тарифы, акцизы, Национальный банк), свидетельствует об экономических интересах в подавлении Юга. Антивоенный и антирабовладельческий либертарианский писатель Лисандер Спунер в 1870 году писал, что крупные предприниматели Севера поддерживали войну, чтобы обеспечить «контроль за рынками Юга; иными словами, чтобы держать рабовладельцев в промышленном и коммерческом подчинении у производителей и торговцев Севера» [1].

Поскольку результатом войны стало освобождение рабов, эмансипация считается главным оправданием войны (это часть путаницы между результатами и «причинами», характерной для историографии Гражданской войны). Особенно забавно, когда Гражданскую войну в США называют «второй революцией» — как колко пишет историк Джозеф Стромберг, называть революцией отказ Севера от самоопределения Юга — очень неудачная шутка [1].

Почему Юг решил отделиться и бороться за свою независимость?

На то было множество причин, и вопрос рабовладения был далеко не самым главным из них. Во-первых, южане полагали, что победа Республиканской партии в 1860 году привела к тому, что Сенат утратил паритет, и Север начал серьёзно вмешиваться во внутренние дела Юга. Во-вторых, свою роль сыграло чувство обособленности и враждебности по отношению к Северу, вызванное культурными, материальными и политическими конфликтами. В-третьих, южане искренне верили в то, что Конституция является добровольным соглашением между суверенными государствами (штатами) и что отделение, хотя и является революционным средством, также законно и соответствует духу республики [1].

Кроме того, важную роль в попытке Конфедерации объявить независимость сыграла политическая культура Юга. На Юге, несмотря на попытки апологетов рабства, таких как Джордж Фитцхью, пропагандировать органицистские взгляды, преобладающим политическим языком по-прежнему оставался либертарианский республиканизм 1776 года и связанная с ним, но более древняя «сельская идеология».

«Сельская идеология» с ее акцентом на вооруженного землевладельца как на краеугольный камень свободного общества была присуща двусмысленность, которая привлекала часть английской знати, а позже и белых южан, владеющих собственностью.

Большинство белых южан разделяли систему ценностей, связанных с семейными обязательствами, гендером, религией и честью, при этом все указанные ценности существовали в рамках общинности. Основой общинности была семья, определяющий жизни большинства институтов. Под родственниками понимали вовсе не одних только родителей и детей: родственные отношения распространялись очень широко. Многие южане в мельчайших подробностях знали историю своей семьи вплоть до прадедушек или прабабушек, а то и еще дальше, и жили в окружении своих родственников [9].

С раннего детства у человека формировалась мысль, что родственники должны помогать друг другу. Во взрослой жизни этот принцип воплощался в плотную сеть услуг и обязательств. Принцип общинности Старого Юга распространялся и на белых янки, переехавших в южные штаты, и на эмигрантов из Европы, если они принимали наличие института рабства [9].

В жизни большинства белых жителей Юга местные институты играли куда более важную роль, чем федеральное правительство. Самым заметным представителем федеральной власти был, судя по всему, почтмейстер. Но даже его функцию иногда брали на себя местные жители, самостоятельно доставлявшие почту своим соседям. Представителя Федеральной службы переписи населения, который раз в десять лет объезжал окрестности, согласно закону, назначали из числа местных жителей [9].

В целом Юг сохранял приверженность индивидуализму, частной собственности и местному самоуправлению, в то время как Север двигался в сторону унитарного демократического национализма (удобного прикрытия для централизованного государственного капитализма). Приверженность идеям XVIII века позволила южанам отождествить себя с повстанцами, выступившими против Георга III. С этой точки зрения представляется разумным рассматривать революцию 1861 года как продолжение событий 1776 года [1].

Гражданская война стала результатом серьезной трансформации общественного мнения и политических институтов точно так же, как Американская революция в полном смысле этого слова была не просто войной 1776–1783 годов, а, как писал Джон Адамс, борьбой, которая привела к принятию Декларации независимости. Организация Конфедеративных Штатов Америки (хотя некоторые и считают их «реакционными») была настоящей революцией, и решение федерального правительства подавить эту революцию привело к войне.

Как отмечает историк Джозеф Стромберг, в Конфедеративных Штатах Америки ситуация с гражданскими свободами во время войны была немного лучше, чем в Союзе [1]. Кроме того, северяне порой поступали с местным населением на захваченных территориях куда более жестоко, чем южане, нарушая все действующие законы и положения Конституции.

Заключение


Поражение Конфедерации повлекло за собой серьёзные последствия – как пишет известный исследователь Гражданской войны в США Эмори Томас, после того как Союз «уничтожил мятежную нацию», всё «положительное в опыте Конфедерации исчезло вместе со всем отрицательным». Историю, как известно, пишут победители, и янки сумели сделать так, чтобы события 1861-65 гг. стали считать борьбой за освобождение чернокожих, борьбой за свободу и даже «революцией».

Нельзя не согласиться с Родионом Бельковичем, который пишет об итогах войны следующее:

«Если война за независимость XVIII в. создала материальные условия для реализации идей свободы, равенства, самоопределения, то война Севера и Юга, в свою очередь, создала материальные условия для совершенно иных трансформаций. К числу последствий победы Севера в войне относится не только сохранение территориальной целостности США. Посредством обвинения Юга в измене официальная пропаганда приобрела возможность объявить преступными все те ценности, на стороне которых выступал Юг, и прежде всего идею минимального вмешательства государственной власти в жизнь общества. Именно эта война повлекла за собой беспрецедентное разрастание влияния федерального правительства на штаты» [2].

Использованная литература
[1]. Joseph R. Stromherg. The War for Southern Independence: A Radical Libertarian Perspective. Journal of Libertarian Studies, 2014.
[2]. Белькович Р. Ю. Кровь патриотов: введение в интеллектуальную историю американского радикализма. СПб.: Владимир Даль, 2020.
[3]. Ханна Арендт. О революции. – М.: Издательство «Европа», 2011.
[4]. См. Белькович Р. Ю. Анархо-индивидуализм в политико-правовой мысли США XIX — начала XX века: дис. ... канд. юрид. наук. Р. Ю. Белькович. М., 2009.
[5]. Hamowy, Ronald. The Encyclopedia of Libertarianism. 2008.
[6]. Ланцов С. А. Политология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2011.
[7]. Gordon S. Wood. The Radicalism of the American Revolution. New York: Alfred A. Knopf, 1992.
[8]. А. Мигурский, Д. Хромый, Е. Симонова. Пролегомены к анархо-индивидуализму. Общее введение.
[9]. Джоан Э. Кэшин. Насущный хлеб войны. Борьба за человеческие и природные ресурсы в ходе гражданской войны в США. «Библиороссика», 2018.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    16 сентября 2025 04:25
    Никогда не считал это Революцией. Просто местные торгаши хотели избавиться на своей земле от торгашей английских. Вот и все революционные истоки!
    1. +4
      16 сентября 2025 07:26
      Цитата: Голландец Михель
      Никогда не считал это Революцией. Просто местные торгаши хотели избавиться на своей земле от торгашей английских. Вот и все революционные истоки!

      Не совсем так, просто Англия на законодательном уровне собралась запрещать рабовладение. А Джеферсон и компания были одними из самых крупных рабовладельцев
      1. +5
        16 сентября 2025 07:51
        Цитата: Konnick
        Не совсем так, просто Англия на законодательном уровне собралась запрещать рабовладение
        Там были и штаты, где рабовладения не было совсем. Например, штат Массачусетс, откуда, собственно и началось то, что они считают революцией. Вспомните т.н. "Бостонские чаепитие"
        1. +2
          16 сентября 2025 08:52
          Цитата: Голландец Михель

          Там были и штаты, где рабовладения не было совсем. Например, штат Массачусетс, откуда, собственно и началось то, что они считают революцией. Вспомните т.н. "Бостонские чаепитие"


          Но этот штат обеспечивал логистику для реализации товаров на внешних рынках, которые были произведены и с использованием рабского труда в других штатах. Короче, местные деляги были в доле. И они оказались под ударом санкций (налоги на тот же чай), которые решила использовать метрополия.
      2. +2
        16 сентября 2025 17:44
        Цитата: Konnick
        просто Англия на законодательном уровне собралась запрещать рабовладение.

        Насколько я помню, Британия законодательно запретила рабоТОРГОВЛЮ, но не рабоВЛАДЕНИЕ.
  2. +2
    16 сентября 2025 04:47
    Поскольку решение об отделении южных штатов во многом было вызвано аболиционистским вопросом. То отмена отмена рабства действительно была одной из ключевых причин. Не единственной. Но далеко не последней. Другой вопрос, что сам вопрос об его отмене возник не из воздуха.
  3. +3
    16 сентября 2025 06:32
    Интересный взгляд на Историю США. Что то подобное не читал. Особенно про родственные отношения, и развитие институтов власти на новом месте и отказ от привычных форм правления как королевская власть.
    У нас в стране тоже были отказ от царизма, построение социализма, затем откат назад к капитализму и всё это за один век. Так сказать пробуем все конфеты по порядку, Пока живы все кто жил во всех этих формациях может выберем то что больше нам подходит согласно нашему менталитету и современному развитию общества и технологий. hi
    1. +1
      18 сентября 2025 14:24
      Цитата: Солдатов В.
      Так сказать пробуем все конфеты по порядку,

      Чет я наелся уже этих конфет...
  4. +4
    16 сентября 2025 07:05
    Почему тогда стремление к свободе, не привело к восстанию колонистов в северных землях, которые сейчас называют Канадой? Или почему не выступили против королевской администрации плантаторы с островов Карибского моря - Ямайка, Барбадос и проч.? Там были точно такие же условия...
    1. +1
      16 сентября 2025 07:34
      Цитата: Luminman
      Или почему не выступили против королевской администрации плантаторы с островов Карибского моря - Ямайка, Барбадос и проч.? Там были точно такие же условия...

      Им ли меряться силой с Британской армией. Им была нужна британская армия для подавления восстаний рабов, своей армии у них не было и не из кого эту армию создавать в отличии от североамериканских колоний.

      Почему тогда стремление к свободе, не привело к восстанию колонистов в северных землях, которые сейчас называют Канадой?

      Там не было плантаций как в тропиках, соответственно не было рабовладельцев, которых бы напугали намерения Англии отменить рабство..
    2. +5
      16 сентября 2025 08:07
      А кому в Канадских колониях было восставать? 70тысяч франкоговорящего населения против 40 тысячамериканских роялистов эмигрировавших в Квебек после начала Войны за независимость. И это не считая внглийского колониального аппарата.
      С островными колониями еще прощеони полностью зависели от метрополии. Морская блокада силами пары фрегатов решила бы вопрос.
      1. +3
        16 сентября 2025 08:59
        Цитата: 3x3zsave
        А кому в Канадских колониях было восставать?
        Это одни из первых английских поселений и восставать там было есть кому. Другое дело, что там находился вице-король (или как там он у них назывался?) со всем своим колониальным чиновничеством, была военно-морская база и штаб армии. Кроме этого, именно там были размещены склады и штаб-квартиры купеческих компаний, которые, давали работу населению. Таким образом, не было никаких причин для бунтов. Чем-то напоминает Москву, с ее банками и чиновничеством, где тоже, в отличие от Замкадья, причин для бунтов никаких нет. Да и французских католиков больше устраивала королевская власть, чем безбашенные и агрессивные евангелисты.

        Вот с карибскими островами не совсем понятно - скорее всего тамошние плантаторы боялись, что их тут же схарчуют испанцы с французами. Я знаю, что туда, как и в Канаду, посылались гонцы для антикоролевских выступлений, но получили отказ...
        1. +4
          16 сентября 2025 13:49
          *Чем-то напоминает Москву, с ее банками и чиновничеством, где тоже, в отличие от Замкадья, причин для бунтов никаких нет*
          Однако они есть. Достаточно вспомнить Бирюлево 2013.
    3. +1
      16 сентября 2025 08:48
      1. Нечего делить. Не было такого продукта, за который можно было конфликтовать с метрополией.
      2. А сохранили бы плантаторы свое положение без военной поддержки извне? Есть такой остров - Гаити, на котором местные негры восстали и вышвырнули своих хозяев с острова, обрели независимость, пусть и не полную. Ну не нашлось у тамошних плантаторов штыков и сабель в достатке, чтобы защитить от рабов свои фазенды.
  5. 0
    16 сентября 2025 07:54
    Уважаемые читатели! В связи с тем, что редакция «Военного обозрения» приняла решение подключить донаты для авторов, читатели могут предложить автору сих строк интересующую их тему для статьи в разделе «История», сделав донат (нажав на соответствующий значок под статьей или в моем профиле, сумма зависит от вас). Мне нравится писать в данной рубрике, однако, буду откровенен – исторические статьи отнимают довольно много времени – т.к. я предпочитаю делать их качественно и пользоваться различными источниками в т.ч. англоязычными, которые еще не были переведены на русский язык – но при этом они набирают мало просмотров и за них никогда не бывает каких-то доплат. Поэтому если вы желаете, чтобы автор написал на какую-либо интересующую вас тему (следует учитывать, что автор специализируется на истории Европы - и в несколько меньшей степени Америки -XIX-первой половины XX века, а от истории Ближнего Востока, Азии, Африки и т.д. очень далек) сделайте донат и напишите об этом вместе с темой интересующей вас статьи либо под этим комментарием, либо в личные сообщения автору. На тему, предложенную читателем сделавшим самый большой донат автор будет писать статью в первую очередь. Остальные темы тоже не останутся без внимания (по мере наличия свободного времени). Благодарю за внимание.
  6. +3
    16 сентября 2025 08:05
    Цитата: Голландец Михель
    Например, штат Массачусетс, откуда, собственно и началось то, что они считают революцией. Вспомните т.н. "Бостонские чаепитие"

    Вот они и торговали колониальным товаром, не будет дешевого хлопка - не будет выгодной торговли. Первые представители нации перекупов в Америке селились в этих местах.
    1. +4
      16 сентября 2025 17:48
      Цитата: Konnick
      Вот они и торговали колониальным товаром, не будет дешевого хлопка - не будет выгодной торговли.

      Вот ! Золотые слова ! Дело в том, что хлопок выращивали на Юге, а торговали им с Европой северяне. Причем ввоз товаров из Европы шел тоже через Север. И накрутки на вещи для южан составляли 47%. Разумеется, Юг решил уйти в свободное плавание.
  7. +2
    16 сентября 2025 08:43
    Джефферсон же был убежден, что «общества (как у индейцев), живущие без государства, в бесконечно большей степени счастливы, чем те, что живут под властью европейских государств».


    Ошибался он конкретно. Порядки при родоплеменном укладе - вполне тоталитарны. Жизнь рядового члена племени жестко регламентирована и табуирована, власть вождя и жреца-шамана близка к абсолютной.
    Какая уж тут личная свобода. "От рассвета до заката - вот рабочий день солдата". laughing
    1. +1
      16 сентября 2025 10:41
      Откуда у вас такие сведения? Во первых:регламентированность и табуирование к вождю и шаману относились в той же степени, что и к остальным. А может даже в большей. Если проступок рядового члена племени духи могут и не заметить... Во вторых:власть вождя и шамана держалась исключительно на их авторитете. И абсолютной, как правило, и близко не была. Да и с какой стати? Их таковомы признавали ровно до того момента, пока видели от их деятельности больше пользы, чем вреда. И в любой момент могли послать лесом. Это вы уже про первые государства говорите. Где власть правитилей и жрецов была сакрализирована. С богами и проводниками их воли не спорят.Да и ежику понятно. Чем больше народу. И чем сложнее задачи.Тем меньше у руководителей возможность убеждать каждого лично. Тем меньше роль отдельного индивида.Повинуйся, и не раскачивай лодку.
      Строить и поддерживать ирригационные системы или стены-это тебе не обсуждать вопрос, куда двинуть за лучшей охотой. Тут единоначалие уместней.
      1. +1
        16 сентября 2025 13:17
        И кто же определял, что является регламентом и табу? Святой дух Маниту? Ну с ним можно было всегда договориться. И кто плюшки самые жирные получал? Не вождь с шаманом? Ну такая "регламентация" вождя и шамана не сильно напрягали. И духи как бы не сильно возражали, ведь они не более, чем плод фантазии.
        Да-да, досрочные выборы и импичмент по воле большинства. Правда как быть, если у вождя с шаманом самые крепкие мужики в подручных?
        Короче, хотите узнать подробнее о тогдашних нравах, то не нужно отправляться в дебри Амазонии. Ведь современный криминал и есть вполне себе слепок первобытного племени, один к одному. Есть свои вожди (криминальные авторитеты) и свои рядовые члены - "шестерки". И эти шестерки перед авторитетами на полусогнутых ходят. Не зря же говорят, "мафия бессмертна". А первобытное племя - есть та же самая мафия и за отход от "понятий" может и покарать строго.Такая вот личная свобода и права человека.
        1. +1
          16 сентября 2025 14:14
          А договариваться надо не с Маниту, а с соплеменниками. Которые при первой же неудачной охоте быстро найдут виноватого.А уж если засуха или еще какой катаклизм. Виноват будет тот, кто прогневил духов. Да и Маниту, хоть и был выдуман. Но те, кто его выдумал. Первые же в него и верили.Верили и вождь с шаманам.может они были немножко менее суеверны. Но в целом верили. А кто же, по вашему, создал этот мир?А то, что вождь с шаманом имели какие то особые плюшки. Не имели. Их просто не было. За не имением каких либо излишков. Чуть послаще кусок. Чуть больше приведений. И только. Никаких заграничных счетов. И делиться с братвой, которая бы держала в стойле оленей, банально нечем. Сравнене с мафией не очень корректно. Там все было и проще, и сложнее. К тому же, из племени можно. И даже не одному. Да даже в:мафии паханыбеспредельщики как правило долго не тянут. Я не говорю о золотом веке. Но думать, что наши предки жили образом зверинным. По принципу, у кого дубина больше, это значит очень сильно упрощать. А настоящая власть начинается, когда появляются серьезные излишки. Произведенные или награбленные. Вот тот, кто наложил на них руку. И получил возможность их распределять, тот и приобре власть.
          1. +1
            17 сентября 2025 07:35
            А соплеменники, в большинстве своем, одобрямсы. Крайним при неудачном раскладе будет не "альфа-самец" (он же вождь) и его ближний советник (он же шаман), а тот или те, кого эти первые элитарии выберут. Всегда найдут к чему придраться, а большинство племени охотно примут, радуясь, что крайними не они оказались.
            Ну верили допустим и что? Маниту - главный вождь на небе, а в племени - свой "Маниту", который своего положения добился благодаря небесному покровителю. Идея строгой иерархии - очень древняя, благо такая иерархия и в стае (стаде) животных присутствует, что и нашим далеким предкам было известно. У волков и оленей - свои "вожди".
            И имели вождь с шаманом свои плюшки. Как и прочие приматы, шимпанзе те же. Самые вкусные куски и доступ к самочкам. Альфа-самец он и есть альфа-самец. Счетов заграничных не было, но они и не нужны были.

            Из племени можно? Уверены? Худшим наказанием для рядового члена племени и было изгнание. В одиночку не выжить, а для другого племени можно и блюдом на ужин стать. Даже в куда более позднее время такую меру практиковали. Например, древние греки... т.н. "остракизм".

            Ну почему обязательно беспредельщики? Беспрекословное подчинение воли пахана - вполне по понятиям. И не живут долго как раз те "авторитеты", которые порядок в своей ОПГ поддерживают в недостаточной мере.

            А наши предки и были, во многом еще животными. Это у идеалистов типа Руссо, природное, естественное - нечто милое и добродушное, типа человек своей цивилизацией жестокость порождает. Ну-ну. Не слыхал Руссо про естественный отбор, который есть форменный геноцид, по сути. 99.5% видов животных, существовавших на нашей планете, более уже не существуют.
            Где все эти диметродоны и диплодоки?

            "Эволюция грянула, грянула эволюция..."

            "У верблюда два горба, потому что жизнь - борьба..."

            Дарвин немного ошибся, утверждая что человек произошел от обезьяны. Не произошел, а лишь еще происходит. И интеллект свой, которым так Homo гордится, чаще всего использует для удовлетворения своих вполне животных потребностей: добыть себе норку получше, рацион получше, самочку посимпатичней.

            "Человек - это плешивая обезьяна, отягощенная интеллектом". От последнего старательно порой избавляются: спиртное, наркотики и т.п. и т.д.
            1. 0
              17 сентября 2025 10:01
              Никакого идеализма. Чистая наука. Посмотрите сайты антропогенез ру и наука про. Узнаете много интересного. Обязательно поищите лекцию Попова о волках. Есть про них и другие. И даже интереснее. Попов все таки не по волкам.Он палеонтолог популизатор. Но чьи они не помню. Можете сами поискать. Я почему. До недавнего времени я и сам думал, что у волков все в стиле Акелла промахнулся. А все намного интересней. Даже у волков. Не говоря уж про сапиенсов. Чего уж там. Если скелеты стариков с давно стертыми зубами находят уже у эректусов. Так что уже они были даже не шимпанзе. Не говоря уж о верблюдах. Конечно мы обезьяны. Хотя бы с точки зрения систематики. Я вам более скажу. Мы по прежнему биологические системы по распространению белковых цепочек. Так же как и бактерии и вирусы. Ну и что это доказывает? Я зоологией и историей увлекся еще в школе. Так что антропология и этология меня тоже стороной не обошли. И вам советую поинтересоваться. А не оперировать рассуждениями о верблюжьих горбах.
              1. +1
                17 сентября 2025 13:06
                Идеализм, идеализм. Природа жестока и все подчинено выживанию и адаптации. Кто не вписался - тот за борт. Хочешь дожить до старости и иметь стертые зубы - выполняй все правила и табу, иначе точно не доживешь. Да о стариках заботятся даже волки, но вовсе не из-за пресловутого альтруизма. Старики - носители ценного опыта выживания, который они способны передать новым поколениям.
                Природа, знаете ли, тоже придерживается строгой иерархии интересов. Интересы отдельной особи подчинены интересам популяции/вида, интересы популяции подчинены интересам целого биоценоза. Короче, строгий иерархический тоталитаризм. Природа просто пропитана им. Даже наш организм пропитан им. Клетки нашего организма жестко подчинены организму, его интересам и никакой свободой воли не обладают. Нет у них выбора, какой именно клеткой стать: нейроном в ЦНС или клеткой эпидермиса.
                Так и общество в целом напоминает организм. Интересы целого преобладают над интересами части, индивида и от этого уйти невозможно. "Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно". И для первобытных племен, балансирующих на грани выживания, это тоже справедливо. Так что те, кто полагает, что в первобытные времена люди жили свободно и делали, что хотели - в корне неправ. Идеи Руссо и прочих натурфилософов идут лесом конкретно.

                Не надо мне "популяризаторов" советовать. Я в свое время закончил биофак местного университета, так что немного в теме.
                1. 0
                  17 сентября 2025 17:41
                  Я же ясно написал, что не веду речь о золотом веке. И разумеется, если был вождь, то была и иерархия. Вам нравится спорить самому с собой? Продолжайте.И это именно вы утверждали, что люди, в частности вождь и шаман, могли ставить себя над обществом. И никто им не смел слова возразить. Еще как возражали. И именно потому, что это был вопрос выживания. Все важные решения вообще принимались исключительно сообща. Потому что от них зависила жизнь каждого. И этому свидетельствуют научные изыскания. В основном этнографические, но не только. Вы же их отрицаете. Потому, что они противоречат каким то вашим общим идеям о пропитанной иерархией природе. Ну и кто из нас идеалист?В общем, надеюсь, что чему то кроме демагогии и самомнения вы со своего факультета вынесли.
                  1. 0
                    18 сентября 2025 08:28
                    Цитата: ЙЕХУ
                    И это именно вы утверждали, что люди, в частности вождь и шаман, могли ставить себя над обществом


                    Они были верхушкой общества, элитой. И, как правило, такими становились те, кто лучше других был искушен в науке выживания, самые сильные и приспособленные.
                    Коллегиальность в принятия решений? Ну да... "мы вместе подумали и я решил".
                    Этнографические изыскания, равно как изыскания этологов очень противоречивы. И можно не сомневаться, последнее слово всегда оставалось за теми, кто стоял на верху иерархии. На то она и иерархия. С демократией у наших предков, как и в социумах других коллективных существ (муравьи, термиты, пчелы) все же было туго.

                    В армии, особенно ведущей боевые действия, тоже сплошной "вопрос выживания". Но вот важные решения почему то не принимаются на общих собраниях. Рулит единоначалие и субординация. А для наших предков вся жизнь была войной с окружающей средой и себе подобными.
                    Да, вся природа пропитана иерархией интересов, это давно известный факт и его отрицать глупо. Когда волк настигает оленя, убивает и пожирает его, с точки зрения конкретного оленя это есть зло и печаль. Но с точки зрения интересов, вопроса выживания всего оленьего рода - нет. Поскольку волк выступает фактором естественного отбора, который совершенствует олений род в целом, удаляя особь, содержащую недостаточно удачную комбинацию генов.
                    1. 0
                      18 сентября 2025 10:30
                      Да, вождь советовался с племенем. И даже мог на время передавать свои функции. У тех же индейцев существовал институт военных вождей. Потому что хороший воин не всегда хороший руководитель. И наоборот. Пока вождь и шаман давали дельные советы,их слушали. Если что то шло не так, и люди, скажем, начинали голодать, естественно их переставали слушаться. И искали им замену. Единоначалие уместно не всегда и не везде. Хотя я первый про него упоминал. Помните, про первые гос-ва? В сущности, мы говорим об одном том же. Вождя слушали не потому, что он вождь. А потому, что он умный мужик. Потому вождем и стал. А если кто то посоветует умнее. Послушаем его. И работали не потому, что вождь приказал, с чего наш разговор и начался. А потому, что видели в том общую и свою личную пользу. Никакой вождь не мог заставить кого то заниматься какой то непонятной херней. А на единоначалие, субординацию, равно как и на демократию, людям было плевать. И никакой жесткой иерархии не было. Кто умнее в конкретном вопросе, того и слушали. Ну или убедительнее. А если бы жили по принципу ты начальник, я , то быстро бы кончились. Время от времени все тупят. И хорошо, когда есть кому поправить.
  8. +11
    16 сентября 2025 10:28
    Давным-давно удалось годик пожить в США, получить там ученую степень и пообщаться с просвещенными американцами.
    В порыве откровенности преподы из местного университета сообщили мне следующее.

    Гражданская война из-за несчастных негров - "Так у нас объясняют простым людям...".
    На самом деле - Север стремительно развивался, особенно тяжелая промышленность и нужны были рынки сбыта. Но зажравшийся Юг покупать у янки ничего не хотел. Плантаторам с их рабами на фиг не нужны паровозы, станки, механические сеялки-веялки и т.п. А нужны предметы роскоши - кареты, красивая одежда, мебель, короче, предметы роскоши, особенно из Франции и Англии. Для этого почти весь хлопок вывозился в Европу и хорошо продавался там на биржах, т.е. огромная экспортная выручка уходила на красивую жизнь под сенью платанов. Экономику США это не очень развивало...Хлопок был нужен и самим северянам, но что они могли взамен предложить той же Скарлетт из "Унесенных ветром"? Рельсы и паровой двигатель?

    Дальше, Север нуждался в дешевой рабочей силе, а значительная ее часть за еду работала на плантациях Юга. Удрать на Север удавалось единицам, хотя были специальные подпольные организации, которые этим занимались.

    Вызывающая роскошь Юга раздражала буржуазию Севера, его генералы мечтали поживиться за счет надменных дикси с их аристократическими замашками. Что и было успешно сделано еще в ходе (знаменитый рейд Шермана по тылам южан) и сразу после Гражданской войны - подробности см. все в тех же "Унесенных ветром". Начался беспредел и грабеж под вывеской "Реконструкции Юга". Освобожденных негров использовали, как ударный кулак против пытающихся сопротивляться плантаторов, здорово помог им Ку-клус-клан...

    Судя по всему Линкольн пытался все эти безобразия на оккупированном Юге как-то ограничить, амнистировал мятежную верхушку южан, включая их президента Джефферсона Девиса (изловили в женском платье), знаменитого главнокомандующего Роберта Ли отправили преподавать в военную академию.

    Касаемо придурков вроде наивного Бута и его непутевых бестолковых сообщников. то их просто использовали.
    Единственный охранник Паркер за дверью президентской ложи Линкольна - во время дежурства периодически наведывался в театральный буфет и оставлял президента без всякой охраны. Выпивоха-охранник кому-то оказался очень кстати... Самого Бута неизвестно зачем пристрелили преследователи, когда он вышел сдаваться из горящего дома. Удачную схему повторили через 100 лет с бедолагой Освальдом...

    Где-то так, а вы - негры, негры...
    1. +3
      16 сентября 2025 11:45
      Цитата: Тимофей Чарута
      Хлопок был нужен и самим северянам, но что они могли взамен предложить той же Скарлетт из "Унесенных ветром"? Рельсы и паровой двигатель?

      Тарифы на экспорт / импорт и ножницы цен. smile
  9. +6
    16 сентября 2025 11:43
    Существенной частью историков война Севера и Юга позиционируется как борьба за освобождение чернокожего населения, борьба за ликвидацию рабовладения. Именно об этом много и часто говорил президент США Авраам Линкольн.

    На людях. В своём же кругу Эйб прямо говорил, что его волнует только сохранение Союза - то есть своей власти и доходов Севера. А рабы для него лишь инструмент.
    My paramount object in this struggle is to save the Union, and is not either to save or to destroy slavery. If I could save the Union without freeing any slave I would do it, and if I could save it by freeing all the slaves I would do it; and if I could save it by freeing some and leaving others alone I would also do that. What I do about slavery, and the colored race, I do because I believe it helps to save the Union; and what I forbear, I forbear because I do not believe it would help to save the Union.

    Моей высшей целью в этой борьбе является сохранение союза, не сохранение или уничтожение рабства. Если бы я смог спасти союз, не освободив ни одного единственного раба, я бы сделал это, и если бы я мог спасти его, освободив всех рабов, я бы сделал это, и если бы мог спасти его, освободив одних рабов, а других не освободив, я бы сделал это. Что я предпринимаю в вопросе рабства и для цветной расы, я делаю потому, что верю, это поможет сохранить союз.
    © Линкольн
  10. 0
    18 сентября 2025 14:18
    С этой точки зрения представляется разумным рассматривать революцию 1861 года как продолжение событий 1776 года

    Только вот у южан не нашлось своей Франции