Кому грозит «Иван Папанин» в Арктике

15 768 45
Кому грозит «Иван Папанин» в Арктике

Да, многие наши СМИ навертели, что называется, от души. И ледокол для арктических войн, и бич божий для НАТО на Севере, и всё в таком духе. Особенно порадовало изобретение некоего «ледяного класса» судов. Впрочем, мы здесь не о безграмотности представителей некоторых СМИ, а о кораблях.

Что касается СМИ, то да, есть такое — расписать под хохлому так, что может показаться — в России построили очередное чудовище, ничуть не уступающее «Орланам». Бойся, значит, весь мир. Ледокол с крылатыми ракетами на Северном полюсе — это вам не фиги воробьям показывать! Так что даже не думайте об Арктике и всё в таком духе.



Частично соглашусь, потому что да, Арктика и Русский Север — это одно и то же, и нечего там поганить всяким… партнерам. Придут, если что, и как в старые добрые времена — с поклоном купят. А Кемских волостей на всех не напасешься, так что только так.

Но ледокол с крылатыми ракетами… Начал смотреть, начал понимать. Давайте посмотрим вместе, что за такой «Страж Севера», естественно, не имеющий… Да, кстати, чего не имеющий – отдельная песня.


С чего начнем? Давайте с ледокольных возможностей, ракеты никуда не улетят. Рано.

Итак, «Иван Папанин», корабль ледового (а не ледяного, как у многих) класса проекта 23550. Способный плавать во льдах, вопрос только — в каких.

Для этого мы смотрим на его ледовый класс, это как раз уровень ледовой обстановки, в которой корабль способен действовать эффективно. «Иван Папанин» имеет класс Arc7 (по-старому — ЛУ7) — самостоятельное плавание в сплочённых однолетних арктических льдах при их толщине до 1,4 м в зимне-весеннюю навигацию и до 1,7 м в летне-осеннюю при эпизодическом преодолении ледяных перемычек набегами. Плавание в канале за ледоколом в однолетних арктических льдах толщиной до 2,0 м в зимне-весеннюю и до 3,2 м в летне-осеннюю навигацию.

Поясняем: сплочённость льда — условная величина, которая характеризует степень покрытия поверхности воды льдом, отношение общей площади льда к общей площади видимой морской поверхности. Сплочённость льда является одной из характеристик его проходимости и измеряется по десятибалльной шкале, причём 10 баллов соответствуют сплошному льду, а 0 баллов — чистой воде.

Лёд в разные сезоны имеет разную прочность, понятно, что зимой он становится толще и крепче, а за лето под воздействием солнца немного ослабевает. Потому в зимне-весеннюю навигацию толщина преодолеваемого льда меньше.


Средняя толщина однолетних (то есть которые летом тают) льдов в Арктике – 2 метра. Средняя толщина льдов Арктического бассейна – 4,5 метра.

Начинаем понимать, что «Папанин» — это ледокол, но… не всегда по времени и не везде по месту на карте.

Для сравнения просто: «Ямал», атомный монстр высшего класса Icebreaker9, может выполнять ледокольные операции в арктических морях при толщине льда до 4,0 м в зимне-весеннюю и без ограничений в летне-осеннюю навигацию. Способен непрерывно продвигаться в сплошном льду толщиной до 2,5 м.


Понимаете, да? То есть вот за таким северным чудовищем и может двигаться «Иван Папанин». И за «Ямалом» может дойти куда угодно. Самостоятельно — далеко не всюду.

Пусть вас не обнадеживает толщина льда, которую растиражировали СМИ, в 1,7 метра. Это не соответствует действительности, потому что по классу ледоходности 1,7 метра – это осенью, ослабленный солнцем лед и «при эпизодическом преодолении ледяных перемычек набегами». То есть иногда, предварительно разогнавшись, «Папанин» может разбить перемычку толщиной 1,7 метра между двумя полями.

И не более того. В остальном — до 1,4 метра льда. Но кто сказал, что это плохой показатель? Вопрос — где применять? Ну, коль на Северный полюс «Папанин» не годен, куда его путь лежит?

Сразу начинаешь думать, а где у нас много однолетних льдов, да еще небольшой толщины, где будет ледоколить такой ледокол? И что тут думать? Северный морской путь!


Смотрим в ТТХ: дальность плавания 10–12 000 миль, то есть 16 000 км. «Папанин» в состоянии за раз пройти от Мурманска до Камчатки. Ну, если во льдах поработать придется, да, соляру придется где-то дозаправить. А так — полный ажур. Автономность по запасам — 70 суток, что тоже немало.

Скорость откровенно невелика: 10 узлов, 18 в максимуме, но в тех водах и спешить никто не спешит. А сухогрузы – дело само по себе не быстрое.

И вот у нас, если внимательно почитать спецификацию у «Адмиралтейских верфей», то «Иван Папанин» — многоцелевой патрульный корабль типа «Арктика» (есть еще «Ермак», но это немного другое) ледового класса для Арктики, способных выполнять задачи ледокола, буксира, пожарного судна и военного корабля.

Ледокол. Буксир. Пожарный корабль. И – в последнюю очередь – военный корабль. И это абсолютно неспроста.


С ледоколом мы уже разобрались. «Папанин» не ледокол, это раньше называли ледокольный пароход, хотя скорее ледокольный дизель-электроход. С ограниченными возможностями проводки судов, но тем не менее – в условиях однолетних льдов самое то.

Буксир. Конечно, он может взять и на буксир. Мощность 6,3 МВт на каждом винте позволяет. Это, конечно, не 48 МВт на трех винтах «Ямала», но достаточно для того, чтобы утащить куда-то судно водоизмещением до 8 000 тонн. А больше там редко ходят.

Пожарный корабль. Полезно. И несложно в плане конструкции. Сильно нигде не расписано, но думаю, что по паре гидрантов на борт «Папанин» имеет, и этого может быть достаточно, чтобы что-то потушить. Очень полезная опция.

И еще одна опция, она вроде как военная, но: вертолет. Очень важно, очень полезно. И ледовую обстановку разведать, и в случае чего заболевшего человека спасти. Там, в Арктике, это бесценно.

Итак, мирный облик прорисован. Крепкий, небыстрый, многофункциональный корабль. На СМП будет очень полезен, потому что не всегда есть смысл гонять что-то из нашего атомного ледокольного флота. В летнюю навигацию — просто шикарный корабль сопровождения. Универсальный и сбалансированный.

Теперь идем к его военной части.


Скажем так: вооружение для корабля полным водоизмещением 8500 тонн не очень. На уровне малых ракетных кораблей.

76-мм артустановка АК-176МА.


Предназначена для кораблей малого водоизмещения и катеров. Эффективная дальность стрельбы 12 км, боекомплект 152 снаряда. Пострелять от души можно.

Зенитное ракетное вооружение – 8 ПЗРК «Игла» или «Верба».


То есть фактически ПВО нет, ПЗРК может угрожать вертолету, хуже обстоят дела с дронами. Всё, что сложнее, быстрее типа самолетов — понятно.


Вертолет. Ка-27 или Ка-226. В ангаре, старт с площадки.

На этом список вооружений заканчивается. Всё остальное – опционально. То есть, можно установить при необходимости.

Можно установить 2-4 пулеметных установки 6П59 для 12,7-мм пулеметов «Корд». Как противодиверсионное оружие вполне, да и от БЭК отбиться при удачном стечении обстоятельств можно. Осталось только найти больных на голову организмов, которые попробуют оперировать безэкипажными катерами во льдах Арктики.

Можно установить два пусковых контейнера для ракет. Это то, от чего радостно забились в истерике определенного склада товарищи у нас, только размеры радости немного не соответствуют.


Так, два контейнера. 20 или 40 футов. 20-футовый контейнер позволяет впритык упаковать туда ПУ для 3М-54 «Калибр» или Х-35 «Уран». 40-футовый контейнер намекает на то, что есть куда положить еще и дополнительный боекомплект.

В каждом 20-футовом контейнере можно разметить 4 «Калибра» или столько же «Уранов». Там же должна располагаться и автономная система прицеливания и наведения, которая откуда-то должна получать информацию о цели. То есть то ли от корабельной РЛС, то ли от самолетов ДРЛО, то ли от других кораблей и спутников. Пока здесь много непонятного, но это частности, на которые не стоит обращать внимание. Если есть пусковая, то целеуказание для нее будет предусмотрено. Не в белый свет запускать?

Суть, конечно, не в «Калибрах» и «Уранах», это уже оружие дня вчерашнего. Интереснее в этих пусковых будут смотреться «Ониксы» и «Цирконы», потому что с перехватом подобных изделий оружием вчерашнего дня (все эти «Пэтриоты», IRIS-T и прочие «Железные купола») всё очень плохо, а оружие дня сегодняшнего (типа SM-2/SM-3) никто еще против наших ракет не испытывал.

Вопрос, собственно, не в том даже, что запихнуть в пусковые, а по каким целям стрелять. И откуда. Понятно, что этот корабль в состоянии подойти куда-то, в какую-то точку, даже в условиях ледовой обстановки и оттуда произвести пуск ракет.

И вот здесь мы подходим к тому, чего на корабле «Иван Папанин» нет.


На корабле нет ПВО. Восемь ПЗРК — это не ПВО. То есть для любого летательного аппарата типа самолет или ударный БПЛА корабль — уязвимая цель. О противокорабельных крылатых ракетах даже не говорим. Перед ними «Папанин» просто беззащитен. И это данность, которую нельзя игнорировать.

Для сравнения возьмем «Зелёный Дол» — малый ракетный корабль проекта 21631 «Буян-М». У него такое же ударное вооружение из 8 крылатых ракет. Но водоизмещение МРК – 950 тонн, в 10 раз меньше.


Однако шансов у «Зеленого Дола» на выживание больше: его скорость – 25 узлов, что прилично больше, чем у «Папанина». И у него есть АК-630М-2 «Дуэт». Какая-никакая, но зенитная артиллерийская установка с двумя шестиствольными вращающимися блоками стволов 30-мм. Способная работать на дистанции до 5 километров.

Кроме того, у «Зеленого Дола» есть 3М-47 «Гибка», турельная установка с автоматизированной системой управления, оснащённая оптоэлектронной системой обнаружения и сопровождения цели. Использует те же ракеты от «Иглы» или «Вербы», но наводится все-таки не человеком.


Как видите, «Иван Папанин» в плане защиты от угрозы с воздуха напрочь проигрывает кораблику водоизмещением в 10 раз меньше.

Идем дальше.

Если взять наш Север, то там можно ожидать неприятностей с воздуха. Есть аэродромы у скандинавских соседей, которые теперь в НАТО, причем с этих аэродромов поднимались немецкие самолеты еще в Великую Отечественную и летели к североатлантическим конвоям. Куда они полетят сегодня – как бы не вопрос совсем, и так все всё понимают.

Но давайте зададим себе вопрос: кто реальный хозяин арктических вод?

А реальный хозяин в тех водах точно не авианосец. И не тяжелый атомный крейсер, утыканный антеннами радаров и пусковыми установками ракет. Настоящий хозяин Арктики метрах в трехстах под ними. Естественно, это атомная подводная лодка. Тихая и почти незаметная смерть в толще воды. Очень плохо лоцируемая, способная отсиживаться под четырехметровым слоем льда, недоступная для всей противолодочной суеты.


Очень внимательно искал в оснащении «Ивана Папанина» хоть что-то из противолодочного вооружения. Не нашел ничего. Кто-то может сказать: да, у корабля есть Ка-27, вертолет-ветеран. Конечно, определенные возможности у этого вертолета есть, но в условиях ледовой обстановки Севера они не выглядят сегодня серьезно.

Да, Ка-27ПЛ способен опустить ГАС в чистой воде и что-то пробовать услышать в ее толще. Он даже может что-то предпринять в плане атаки подводной лодки имеющейся у него торпедой. Правда, признаем, торпеды эти, УМГТ-1 «Орлан», АПР-2 «Ястреб-М» — это 70-80-е годы прошлого века и кроме смеха у подводников НАТО ничего вызвать не могут. Слишком старые и не рассчитанные на современные подводные лодки. 8 км хода у «Орлана» и 0,6 км у «Ястреба» — сегодня это несерьезно.

А вот получить километров с 30-ти что-то типа Mark 48 от притаившейся в воде «Вирджинии» — это будет закономерно.

Что у нас в итоге? «Страж Севера», как поспешно окрестили «Ивана Папанина» некоторые очень уж быстрые? Страж, который боится атак с воздуха и из-под воды? У которого полностью отсутствует защита от этих угроз? Очень странный страж, которого очень легко нейтрализовать.

Проблема нашего времени в том, что в нашей стране перестали думать. Главное сегодня — погромче заорать, что всё, Америка, сливай воду, тебе крышка. У нас теперь целых два корабля, которые могут нести аж 16 крылатых ракет! Что там твои дурацкие «Огайо» со 154 «Томагавками» на борту, способные всплыть у Новой Земли и вывалить всё это свое великолепие! У нас есть ледоколы, которые могут куда-то пройти по льдам… А то, что их там превратят в горящий хлам самолеты — это мелочи! Подводные лодки — тоже ничего особенного, это же российский корабль с «Калибрами», потому всё иностранное должно падать замертво и тонуть заранее.

Глупость и нежелание думать просто доминируют. Данность современности, увы.

Хорошо, давайте подумаем, а что мы получили в лице двух кораблей проекта 23550? Если это не чудо-оружие, а на самом деле беззащитные перед любыми угрозами корабли?


А мы получили два патрульных корабля. Просто патрулировать можно против угроз извне, а можно ради защиты и поддержки у себя. Относительно угроз извне – тут «Иван Папанин» откровенно слаб. Он может, конечно, работать как военный патрульный корабль, у него есть «быстрые руки» – два патрульных катера проекта 03160 «Раптор» (водоизмещение 28 тонн, скорость хода 48 узлов) и десантный катер на воздушной подушке проекта 23321 «Манул». КВП «Манул» является развитием другого проекта «Пардус», созданного инженерами ЦКБ «Нептун» и выпущенного небольшой серией.

Но нарушителей, за которыми надо будет гоняться на катерах, угрожать 76-мм пушкой и буксировать в российские порты после абордажа, пока такое на Севере представить очень сложно. Возможно, через некоторое время, если, допустим, в Европе потеряют страх напрочь и решат полезть в Арктику, — да, тогда всё возможно.

Пока же российский флот на Севере пополнился двумя очень полезными многофункциональными кораблями. Да, как военные корабли они явно не очень, их ракетное вооружение действительно опционально.

На деле эффективность у «Ивана Папанина» против любого ракетного корабля США (например, эсминца типа «Арли Берк»), зайди он в наши воды, например, около Камчатки, будет примерно такая же, как у ледокольного парохода «Александр Сибиряков», который сошелся в бою с тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». 2 пушки 76-мм и две 45-мм против 6 орудий 283-мм и 8 орудий 150-мм. Примерно то же самое «Арли Берк» устроит «Ивану Папанину», учитывая электронную начинку американца и кучу боевых систем.

Ценности «Папанина» и «Зубова» в том, что они могут контролировать огромные пространства Русского Севера и действительно приносить там огромную пользу проводкой судов.

Это пока Северный морской путь интересен только нам в летнюю навигацию. Не за горами время, когда по СМП пойдут корабли не только под российскими флагами. И время это действительно не так далеко. Смотрите на цифры.

Маршрут Шанхай — Амстердам через мыс Доброй Надежды — 27 500 км.

Тот же маршрут через Суэцкий канал – 20 000 км. Но есть возможность получить в борт ракету от хуситов, абордаж от суданских лихих парней или попасть в замес Израиля с кем-то из соседей. А то, что Израиль явно берет на себя роль регионального геморроя – это факт неоспоримый напрочь.

А если проплыть Северным путем – 15 000 км. Да, льды, да, не тропики, но лучше немного померзнуть, но оставаться живым и с целым грузом.

Так что чем жарче будет становиться в теплых морях, тем приятнее будет безопасная прохлада Севера. И то, что транспортные потоки будут смещаться подальше от горячей политики в сторону безопасности, это понятно. Не зря Китай всерьез рассматривает перенаправление части своего торгового судоходства на Север, об этом уже говорилось. И строит для сопровождения своих судов ледокольные. Кстати, интересно будет посмотреть на то, что у них получится. Все-таки ледокол — это Россия, Финляндия, Канада. Те, кто умел это исторически.

И еще. Почему-то никто не задался вопросом: а почему кораблей проекта 23550 строят так мало? Две «Арктики» и два «Ермака»? «Ермак» — это подпроект, он отличается от «Арктики» отсутствием ракетного вооружения даже опционально, зато изначально имеет больше стрелково-артиллерийского вооружения. Заказчик — погранслужба ФСБ России. И тут всё понятно, пограничный сторожевик, который призван гонять всяких браконьеров и прочих нарушителей. Ракеты ему ни к чему, для рыболовецкого траулера, решившего половить в наших водах, 14,5-мм пулемета более чем достаточно.

Меж тем на почти 10 тысяч километров Севера – четыре корабля. Два сторожевика с функциями ледокола, два ледокола с функциями ракетоносца.


Всё можно объяснить очень просто. Испытания. Причем испытания не в плане испытаний, а в плане испытаний. Понятно, что перед сдачей заказчику корабли погоняют немного по тому же Баренцеву морю, потюкают льды. Но сделать вывод о пригодности кораблей к выполнению тех задач, которые им будут поставлены, можно только за время реальной эксплуатации. А это дело точно не пары месяцев. На такой процесс может уйти несколько лет.

Почему столько? Всё просто: надо выяснить эффективность и рентабельность кораблей. Проверить «до винтика» в том же рейсе до Камчатки, а лучше не в одном.

Сделать, опробовать, затем строить серией. Нормальный подход. Здесь стоит напомнить довольно авантюрный для тех лет эксперимент с АПЛ проекта 855 «Ясень». Построили один корабль. Строили долго, с 1993 по 2010 годы. Потом еще 4 года доводили до ума, испытывали и всё такое. В результате следующей построенной лодкой стал уже «Ясень-М», который очень сильно отличался от изначального.

И в итоге мы имеем на вооружении очень хорошую многоцелевую подводную лодку.


И можно привести другой пример. Злополучные корветы проекта 20380, которые начали восторженно клепать, а наклепав, начали думать, как исправить ситуацию. И если добавить ПВО оказалось не таким уж и сложным делом, то вот в плане мореходности и обслуживания корветы не выдерживали никакой критики. Плюс еще и модная на тот момент модульность, которая оказалась пшиком. В итоге корвет стоит как фрегат, функциональность ниже средней и всё в таком духе. В итоге кораблики распихали на Балтику и в Черное море, где по мере возможностей реализуют их наличие.

А можно вспомнить более дорогостоящие кошмары на воде. Причем там всё было более запущено, чем у нас, из корветов путем долгой обработки молотком и напильником хоть что-то получилось, а вот «Замволты» допилить не вышло. И «Фридомы». И «Индепенденсы».

Позорища с литоральными кораблями американцы могли бы избежать, если бы не бросились строить их как не себе.

Так что практика спокойной апробации в условиях реального применения корабля – это грамотно. Это позволяет за несколько лет эксплуатации сделать выводы, подсчитать эффективность, внести необходимые изменения.

Понятно, что если Арктика станет более густонаселенным в плане кораблей и судов местом, то потребуется и твердое присутствие во всех ключевых точках. И могут возникнуть ситуации, в которых присутствие корабля с ракетным вооружением было бы полезно.

«Иван Папанин» — это не боевой корабль, надо признать. Это «свой в доску» на Севере, корабль, который может многое. Ледокол, буксир, спасатель, пожарный, вообще водоизмещение позволяет много опций, корабль не маленький, класса эсминца в этом плане. Хороший такой помощник, способный на многое, в том числе и навести порядок в случае бардака. Ракеты… Ну добро должно быть с кулаками, но считать вооруженный ракетами ледокольный патрульный корабль полноценным боевым не стоит.


«Иван Папанин» — это русский шаг в Арктику завтрашнего дня, шаг осмысленный и взвешенный. Шаг мирный, но с намеком. Вопрос, кто и как поймет, — это тоже вопрос завтра.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    Вчера, 05:12
    Штатный БПЛА есть на корабле?
    Вертолет конечно хорошо иметь...но иногда дешевле на разведку БПЛА в воздухе гонять. what
    1. +3
      Вчера, 10:53
      Ну с точки зрения логики небольшой БПЛА вертолетного типа вполне можно разместить в ангаре паралельно с вертолетом.
      Таки проекту 10 лет почти . В те времега о БПЛА думали намного меньше.
      1. 0
        Сегодня, 03:17
        Таки проекту 10 лет почти . В те времега о БПЛА думали намного меньше.
        вы уверены? А может кто-то в военном ведомстве шлангом прикидывается? winked
        Патрульные корабли проекта 22460 «Охотник» — серия российских патрульных пограничных кораблей 2-го ранга ледового класса охраны территориальных вод.
        Авиационная группа - 1 вертолёт Ка-226 или «Ансат», 1 БПЛА Gorizont G-Air S-100 в складном палубном ангаре

        И беспилотные вертолеты по нашим северам гоняли активно, собственно там они в первую очередь и нужны. Но наши военные флотоводцы кажется последние десятилетия пребывают в полном неадеквате
    2. +2
      Вчера, 14:48
      но иногда дешевле на разведку БПЛА в воздухе гонять
      Вопрос скорее Автору, чем Алексею. Что с помощью БПЛА Вы хотите найти в Арктике, у которого дальность полёта от пульта управления в пределах +/- 30 км? Пушка на 12 км; вертолёт и БПЛА по погоде в Арктике:дай Бог 50/50 % времени присутствия... Даже чтобы поставить самый доступный и примитивный Панцирь для ПВО необходим приличный (в смысле дальности обнаружения и целесообразности диапазона) радиолокатор дежурного режима 24/7! А про это - радиоэлектронное вооружение корабля - в статье не упомянуто ни слова, даже про управление 76,2-мм орудием. На корабле такого водоизмещения во льдах запросто можно установить опускаемую ГАС для работы на стопе. Дальность её обнаружения надводного/подводного объекта в арктических условиях может оказаться эффективнее визуальной, воздушной и локационной разведки.
  2. +1
    Вчера, 05:12
    Очевидно, что в обозримом будущем наш ВМФ не сможет догнать ни США, ни Китай. А зачем догонять, если мы уже всех обогнали в Арктике? Путь через Северный полюс - кратчайший к США. ВМФ США в Арктике кроме подводных лодок - нет. Мы реально может построить арктический военный флот и доминировать в Арктике, создав серьёзную угрозу для США на кратчайшем направлении. И догнать нас они смогут очень нескоро.
    1. +5
      Вчера, 07:22
      Цитата: Бородач
      Мы реально может построить арктический военный флот и доминировать в Арктике, создав серьёзную угрозу для США на кратчайшем направлении. И догнать нас они смогут очень нескоро.

      по факту, пока не заметно желания у них-догонять нас в указанном смысле и отнимать доминирование, в частности, в части, пути через Северный Полюс.. И несмотря на принятый ими еще 5 лет назад план "Синяя Арктика", особо ничего нового строится, в части кораблей.. да и доминирование в Арктике- что это? если у РФ 30-40% Арктики-больше всех, в силу территории итак, то есть мы доминантны по умолчанию и это неоспоримо.. может будем отжимать чужую территорию? вряд ли.. или все же свою охранять? или в чем будет выражаться именно доминирование? по мне так слишком громкие слова, для организации охраны "своей" Арктики.. а с другой стороны- кто и как на нее будет нападать? на нашу территорию то в Арктике? а главное - зачем? Кроме того, как наш ледокольный флот- будет угрожать США лучше, чем АПЛ-десант на север Гренландии, Канады и Аляски высадим? Итого, усиление ледокольного флота- однозначно хорошо, но в статье слишком много громких слов и пафоса..
  3. -1
    Вчера, 05:23
    "Иван Папанин" близко по размерам к проекту 22350 с нормальным вооружением для военного корабля. Почему бы проект 22350 фрегат не построить с ледокольным корпусом высшего арктического класса? Это первое что приходит на ум для хорошего доминирования в Арктике. Может будет достаточно и одного такого корабля с всеми функциями ПВО, ПЛО, ПКР.
    1. +1
      Вчера, 07:01
      А можно построить 10 фрегатов арктического класса. И получаем суперспособность перебросить целый флот по северному морскому пути в тихий океан!)
      1. -4
        Вчера, 09:39
        А можно построить 10 фрегатов арктического класса.


        А это самый правильный подход к строительству кораблей для Северного флота.
        Странно, что нынешнее фрегаты пр. 22350 для СФ строятся не по отдельному проекту с корпусом усиленного ледового класса.
        Сколько их потребуется, 10, 16, 25 это пусть военные решают, но то, что боевой корабль должен самостоятельно добраться до зоны выполнения боевой задачи без ледоколов и прочих сопровождающих это даже не подвергается сомнению.
    2. +6
      Вчера, 10:05
      Цитата: Солдатов В.
      Почему бы проект 22350 фрегат не построить с ледокольным корпусом высшего арктического класса?

      Ледокольного корпуса недостаточно. Интуиция подсказывает, нужна мощность. Не зря же атомные реакторы впендюривают. А если впендюрить мощную ГЭУ, придётся изъять что-нибудь существенное. А это уже совсем другой проект. Л-логика
      Цитата: Солдатов В.
      Может будет достаточно и одного такого корабля с всеми функциями ПВО, ПЛО, ПКР.

      Он уже есть. Адмирал Нахимов.
      1. 0
        Сегодня, 03:25
        А если впендюрить мощную ГЭУ, придётся изъять что-нибудь существенное. А это уже совсем другой проект.
        но у нас фрегаты строят больше 10 лет, а то, что с ядерным реактором гораздо быстрее - ледокол Якутия за 4 года, бореи за 8 лет. Видимо ПВО очень сложно делать с радарами, вот на суше мировые лидеры в ПВО, а на море радары и зенитные ракеты сложнее атомного реактора, тошнит их request
    3. 0
      Вчера, 15:13
      Цитата: Солдатов В.
      Почему бы проект 22350 фрегат не построить с ледокольным корпусом высшего арктического класса?
      Потому что по водоизмещению это уже эсминец (корпус, движки, запас топлива) получится. Но это и неплохо: появится не только боевой корабль с приличным ледовым классом, но и океанский (а не дальней морской зоны). Единственное, как совместить требования к движкам, чтобы они и для льдов подходили, и высокую скорость могли дать (военному кораблю положено) и малошумными были (для поиска подлодок)? И как ГАК во льдах уберечь?
      1. 0
        Вчера, 16:00
        У нас есть в России ледокольная школа, и сделать, построить проект 22350 как военный ледокол не такая проблема. Корпус и набор и толщина обшивки конечно будут усилены. "Москва" например имела толщину обшивки 8 мм, для ледокола фрегата минимум 30-50 мм. У ледоколов атомоходов толщина обшивки 200 мм как правило. ГЭУ только дизели как на неатомных российских ледоколах. Возможна дизель-электрическая схема движения. Винты как сзади так и спереди для лучшей маневренности во льдах. С ГАК что ни будь придумают. Например будут выпускать из шахты в нижней части корпуса, из днища. В принципе можно и с атомной установкой построить, или по настоящему вооружить гражданский ледокол, "Ленин" же плавал с зенитно ракетной установкой. hi
  4. +5
    Вчера, 05:27
    И можно привести другой пример. Злополучные корветы проекта 20380, которые начали восторженно клепать, а наклепав, начали думать, как исправить ситуацию. И если добавить ПВО оказалось не таким уж и сложным делом, то вот в плане мореходности и обслуживания корветы не выдерживали никакой критики. Плюс еще и модная на тот момент модульность, которая оказалась пшиком.


    Скоморохов как всегда оправдывает свою фамилию. На корветах 20380 проекта никакой модульности нет и в помине, в отличии от рассматриваемого в посте Папанина. Состав вооружения определял заказчик, захотели наши флотоводцы корветы с вооружением фрегатов, да. Решение спорное но объяснимое дефицитом корабельного состава. И служат 20380-е в том числе на ТОФ-е.
    1. 0
      Вчера, 09:53
      Может он с "голубем мира" перепутал?
    2. 0
      Вчера, 10:37
      Злополучные корветы проекта 20380,


      Согласен, что место этим корветам на Балтике и в Чёрном море, вместе с патрульными недокораблями пр. 22160 и прочими МРК Буян....

      Для океанских СФ и ТОФ должны строится корабли классов фрегат и эсминец , по 12-16 фрегатов и 4-6 эсминцев было бы вполне по силам нашей экономике и минимально достаточно для выполнения боевых задач по прикрытию военно-морских баз и стратегических портов....
  5. +3
    Вчера, 05:38
    Вспомнил, был ещё патрульный ледокол "Пурга" пограничников на Дальнем Востоке, построен в 60 году списан в 91году , вооружён был 100 мм орудиями и зенитками того времени. Длина 95 метров, ширина 16 или 19 метров. Это насчёт опыта плавания во льдах. hi
  6. +2
    Вчера, 06:42
    Здесь стоит напомнить довольно авантюрный для тех лет эксперимент с АПЛ проекта 855 «Ясень». Построили один корабль. Строили долго, с 1993 по 2010 годы. Потом еще 4 года доводили до ума, испытывали и всё такое.

    Какая еще авантюрность? Когда начали работать над проектом начались такие проблемы в стране, что фактически половину этого времени никто ничего не строил. Ну и естественно он сильно устарел, так что стали делать более современную версию.
    Злополучные корветы проекта 20380, которые начали восторженно клепать, а наклепав, начали думать, как исправить ситуацию. И если добавить ПВО оказалось не таким уж и сложным делом, то вот в плане мореходности и обслуживания корветы не выдерживали никакой критики. Плюс еще и модная на тот момент модульность, которая оказалась пшиком. В итоге корвет стоит как фрегат, функциональность ниже средней и всё в таком духе. В итоге кораблики распихали на Балтику и в Черное море, где по мере возможностей реализуют их наличие

    Чего? Вообще-то они служат и на Тихом океане. Модульности у них нет, а про мореходность и обслуживание впервые слышу.
    1. +1
      Вчера, 15:16
      Цитата: Dart2027
      Модульности у них нет, а про мореходность и обслуживание впервые слышу.
      Про мореходность он с Буянами перепутал, про модульность - с 20386, про распихивание - с "голубями мира"
      1. 0
        Сегодня, 06:31
        Цитата: bk0010
        Про мореходность он с Буянами перепутал, про модульность - с 20386, про распихивание - с "голубями мира"

        Видимо так.
  7. +1
    Вчера, 06:58
    А почему под статьей подпись только одного автора , хотя в начале статьи автор пишущий от собственного имени употребляет множественное число" мы"-"В прочем , мы здесь не о безграмотности представителей некоторых СМИ , а о кораблях"???
  8. +1
    Вчера, 08:17
    Вобщем ,как обычно. Раздул из мухи слона ,имхо. Фу.
  9. -1
    Вчера, 09:06
    Статья коротко.
    Построили непонятную дрянь, будем испытывать.
    Деньги попилены.
  10. 0
    Вчера, 09:26
    Не знаю, как с точки зрения профессионализма в знании военной техники, но с точки зрения довести информацию до читателя, так, чтобы затронуло, Роман непревзойденный автор!
    1. +1
      Вчера, 10:03
      По поводу Ясеня который упоминает автор он великоват для плавания под льдами Арктики , там полно мест с глубина всего 50м и менее , а Иван Панин строился с 2017, это наверное многовато для данного корабля. думается последующие в серии будут строить быстрее
  11. +1
    Вчера, 09:44
    Кога ще кръстите ледоразбивач на името на Ото Юлиевич Шмидт?
    Когда вы назовете ледокол именем Отто Юльевича Шмидта?
  12. +3
    Вчера, 09:49
    Ясень-М проектировался и строился сильно параллельно сдачи Ясеня головного. И опыт Ясеня пригодился не очень. По сути 885 и 885М совершенно разные корабли. Это только Скоморохов не понимает.
    Проект, кстати 885, а не 855,как в статье.
  13. 0
    Вчера, 10:06
    Решить все проблемы, стоящие перед Россией, страна сможет только в условиях мобилизационной экономики. Переход к такой экономике и есть главная задача.
    1. +1
      Вчера, 15:17
      Цитата: viktor_47
      Переход к такой экономике и есть главная задача.
      Тогда будет украдено вообще всё.
  14. +1
    Вчера, 10:38
    Автор пишет, что ПВО нет. Есть "Тор" в установке на палубу, есть "Панцирь" в морском варианте. То, что они сейчас не установлены, не значит, что их установка не предусмотрена в случае необходимости. По поводу американских МАПЛ в Арктике. Они очень не любят ходить подо льдами, их одновинтовая компоновка очень не безопасна подо льдами.
  15. +3
    Вчера, 10:40
    По поводу китайских компетенций в строительстве ледоколов вы не волнуйтесь, все у них будет замечательно. Читал как-то блог одного молодого мурманского кораблестроителя, который фрилансит проекты кораблей для Южной Кореи и Китая, так по его словам все лучшие специалисты в этой области из его знакомых тоже работают на них, даже жесткая конкуренция образовалась! laughing
  16. -5
    Вчера, 10:56
    Отлично написанно. Великолепно пнул неграмотных писак. Которые ходят с охапками шапок и кидают их во все что движется.
  17. +1
    Вчера, 11:24
    После ультиматума Росрыболовства Королевству Норвегия ,о снятии санкций с российских рыбодобывающих компаний Норебо и Мурман Си Фуд работа Ледоколу Папанин найдётся и не только ему.До конца ультиматума уже меньше месяца.Запасаемся селёдочкой и дистилятом.Уверяю будет весело. Норги будут орать на мове : Это незаконные санкции против Норвегии. А мы в ответ а в эту дырочку посмотри 76мм .И смотреть он будут не только в его дырочку.
    Тресковой войне быть - уничтожим рыбные запасы Баренцева и Норвежских морей и вернёмся в 1976 г.
  18. -2
    Вчера, 12:00
    Противолодочных функций этому кораблю не надо. Нельзя запихнуть все подряд в один корпус, главная задача которого - быть своим во льдах. Тем более, что в ледовых условиях лодки ни торпеды, ни ракеты, ни бэки применять не могут. А вот воздух! Это совсем другая история. При таком водоизмещении пара шестистволок Ак-630 точно не помешает. Не забываем про дроны - они летят из далека, во льды точно достанут. Ну и это еще дополнительная артиллерия и по поверхности. Надо бы дооснастить. Роман в этом прав на 100%. Поставить 2 модуля по бортам с наведением. Ну а Уранами дооснаститься вообще не вопрос - это предусмотрено проектом. Сам корабль хорош, нужен, но весьма дорогой. Тем более каждого надо беречь. Без Ак-630 прям притягивает к себе плясунов норвежского базирования… С дронами …
  19. +2
    Вчера, 13:59
    По моему мнению автор допустил ошибку в критике корветов 20380. Похоже, что он перепутал с модульным корветом 20386, который экспериментальный и остался недостроенный. А, корветы 20380 в процессе эксплуатации зарекомендовали себя с хорошей стороны, как не cтранно в плане мореходности, Корветы ТОФа 6 месяцев «бродили» по Тихому и Индийскому океанам, а корветы БФ, спокойно ходят с Балтийского на Средиземное море, через неспокойный Бискайский залив, кто был тот знает. И ПВО у них хорошее для их класса, ЗРК «Редут» и по бортам АК 630. У НАТОвцев их называют малыми фрегатами.
    Про «Папанина». Он - узко целевой корабль и он будет сопровождать по- большому счету отряды боевых кораблей в сложной ледовой обстановке. А, Арктика и летом может преподнести сюрпризы. Он не атомный ледокол и не его задача по тяжелым льдам водить караваны судов.
    Лучше всего сравнивать наш патрульный ледокол с аналогичными патрульными ледоколами Канады, которые заканчивают серию из 6 кораблей. Но, они и по вооружению и по ледовому классу Arc5, слабее наших патрульных ледоколов. Мы планируем к постройки два таких корабля для ВМФ и два для ФСБ( погранслужба).
    1. +1
      Вчера, 18:21
      Собственно без "Редута" был только первый корвет, "Стерегущий", но и там был " Кортик-1", какой-никакой, а ЗРАК.
    2. 0
      Вчера, 23:13
      Цитата: Sergey39
      Про «Папанина». Он - узко целевой корабль и он будет сопровождать по- большому счету отряды боевых кораблей в сложной ледовой обстановке.

      Сергей, hi
      Папанин будет заниматься снабжением БРАВ и дивизионов/бригад ПВО вдоль СМП. С возможностью захода в устья великих северных рек даже в условиях ледостава. Это позволит командованию КСФ, в ведении которого охрана и оборона СМП и всего арктического сегмента, обеспечивать силы на побережье морей СЛО по маршруту СМП всем необходимым, не привязываясь жестко к срокам северного завоза.
      А на счет "сопровождать ОБК", так это если приспичит кого-то на межфлотский маневр силами НК/ПЛА. Но никто не погонит НК по СМП "в сложной ледовой обстановке". Самоубивцев среди мореманов вроде как не наблюдал.
  20. 0
    Вчера, 14:44
    Испытания. Причем испытания не в плане испытаний, а в плане испытаний.
  21. Всё самое интересное начнётся когда утрясут юридические вопросы, и подтянут технологии по глубоководной добыче ископаемых... Ну и есть ещё Антарктида. Там конечно раньше 1950 года "движухи" не планируется, но к тому времени кто не успел, тот опоздал... Ну а насчёт "Осталось только найти больных на голову организмов" - обольщаться и расслабляться не стоит. Найдутся, и не упустят момента если мы будем "клевать носом"...
  22. 0
    Вчера, 18:00
    Предложения по улучшению проекта, составленные на коленке после возлияния в обед:
    1. Главная энергетическая установка (ГЭУ) кораблей построена на основе 4-х дизель-генераторов 28-9ДГ (на базе дизельных двигателей 10Д49 производства АО «Коломенский завод») мощностью по 3,5 МВт.
    В середине таблицы поместил хар-ки комплекта дизель-генератора 28-9ДГ, левее хар-ки самого дизеля, правее его альтернатива в виде ГТД М75РУ.Если скинем поправку на необходимость понижающих редукторов для турбин, то простая замена двигателей даёт весовую экономию не менее 80 тонн!
    2. «Масса оборудования, вооружения и боекомплекта детища тульского КБП составляет 8250 кг» - это про ЗРПК «Панцирь-М» на Каракуртах. Предлагается разместить боевой модуль Панциря под вертолётной площадкой в защищённом и отапливаемом ангаре, с поднятием на верхнюю палубу боевого модуля гидравликой за время его включения (что-то типа Осы на МПК). Свободный объём также происходит от ремоторизации ГЭУ.
    3. Оставшийся запас по весу использовать либо на усиление ледового класса корабля, либо на увеличение запаса топлива.
  23. +1
    Вчера, 18:04
    На Чёрном море 20380 нет, только на Балтике и ДВ. А упомянутая в статье модульность это только 20386, который так пока и не реализовался, в лучшем случае один опытный сделают, для сменного испытания систем.
  24. +4
    Вчера, 20:52
    Все истерики о "боевом ледоколе" были только в западной прессе. Все ж взрослые и разумные люди. Данный корабль - эту универсальный работяга, который будет обеспечивать решение задач по проводке кораблей в случае ухудшения ледовой обстановки в местах постоянного базирования СФ и по проводке караванов в летний период к Новой Земле, Земле Франца Иосифа и другим арктическим базам.
    1. Ура! Orso (Михаил) единственный, кто правильно определил основные задачи для этого типа кораблей, 100500 +, можно добавить - и патрульные функции в районах базирования атомных подводных лодок и военно-морских баз в зимнее время.
      В СССР, например, эти задачи выполняли пограничники на проекте 97П. и на Севере, и на ТОФ (Камчатка).
      Сами рассуждения Романа Скоморохова о том, что корабль ледового класса должен иметь ПЛО, включая ГАС - ну прямо мне столько не выпить... один выход в море в ледовую обстановку даже при толщине льда 0,5 м - и все, можно топать в док...
      И конечно, конвой в северных широтах...
      Но вообще-то таких кораблей очень мало, с учетом ремонта-дока-сдачи учебных задач и тому подобное - в строю постоянно будет меньше, чем 1 единица...
      Водоизмещение хорошее, практически любую задачу для ВМФ можно выполнить, в том числе снабжения отдаленных точек на Севере - вот и все назначение этих кораблей. И без них - никуда...
  25. -1
    Вчера, 21:14
    Jestem bardzo dumny, że mam rosyjski zegarek Szturmańskie, model Arktika.
  26. 0
    Вчера, 23:01
    Слов в статье много, а цель построения «Иван Папанин» автором не указана. Для проводки по СМП он не годится. Узкий канал, маленькая скорость. Его цель это обеспечение работы порта и около портовой акватории, где есть пробитые каналы, а «Иван Папанин» их поддерживает, чтобы они не встали. Помогает входить и выходить судам и кораблям. Для проводки коммерческих судов по СМП нужны атомные супер ледоколы с каналом более 80 метров и постоянной скоростью во льдах толщиной три метра 20-25 узлов. Примерно такой проект ледокола рассматривался в 1960-х годах в СССР. Чтобы конкурировать с тёплыми морями, нужно иметь скорость и большое водоизмещение. Навигация должна быть круглый год и не зависеть от погоды. Работы для «Иван Папанин» будет много не только на Севере, но и на ДВ, например зимой в Охотском море.