Кому грозит «Иван Папанин» в Арктике

24 657 112
Кому грозит «Иван Папанин» в Арктике

Да, многие наши СМИ навертели, что называется, от души. И ледокол для арктических войн, и бич божий для НАТО на Севере, и всё в таком духе. Особенно порадовало изобретение некоего «ледяного класса» судов. Впрочем, мы здесь не о безграмотности представителей некоторых СМИ, а о кораблях.

Что касается СМИ, то да, есть такое — расписать под хохлому так, что может показаться — в России построили очередное чудовище, ничуть не уступающее «Орланам». Бойся, значит, весь мир. Ледокол с крылатыми ракетами на Северном полюсе — это вам не фиги воробьям показывать! Так что даже не думайте об Арктике и всё в таком духе.



Частично соглашусь, потому что да, Арктика и Русский Север — это одно и то же, и нечего там поганить всяким… партнерам. Придут, если что, и как в старые добрые времена — с поклоном купят. А Кемских волостей на всех не напасешься, так что только так.

Но ледокол с крылатыми ракетами… Начал смотреть, начал понимать. Давайте посмотрим вместе, что за такой «Страж Севера», естественно, не имеющий… Да, кстати, чего не имеющий – отдельная песня.


С чего начнем? Давайте с ледокольных возможностей, ракеты никуда не улетят. Рано.

Итак, «Иван Папанин», корабль ледового (а не ледяного, как у многих) класса проекта 23550. Способный плавать во льдах, вопрос только — в каких.

Для этого мы смотрим на его ледовый класс, это как раз уровень ледовой обстановки, в которой корабль способен действовать эффективно. «Иван Папанин» имеет класс Arc7 (по-старому — ЛУ7) — самостоятельное плавание в сплочённых однолетних арктических льдах при их толщине до 1,4 м в зимне-весеннюю навигацию и до 1,7 м в летне-осеннюю при эпизодическом преодолении ледяных перемычек набегами. Плавание в канале за ледоколом в однолетних арктических льдах толщиной до 2,0 м в зимне-весеннюю и до 3,2 м в летне-осеннюю навигацию.

Поясняем: сплочённость льда — условная величина, которая характеризует степень покрытия поверхности воды льдом, отношение общей площади льда к общей площади видимой морской поверхности. Сплочённость льда является одной из характеристик его проходимости и измеряется по десятибалльной шкале, причём 10 баллов соответствуют сплошному льду, а 0 баллов — чистой воде.

Лёд в разные сезоны имеет разную прочность, понятно, что зимой он становится толще и крепче, а за лето под воздействием солнца немного ослабевает. Потому в зимне-весеннюю навигацию толщина преодолеваемого льда меньше.


Средняя толщина однолетних (то есть которые летом тают) льдов в Арктике – 2 метра. Средняя толщина льдов Арктического бассейна – 4,5 метра.

Начинаем понимать, что «Папанин» — это ледокол, но… не всегда по времени и не везде по месту на карте.

Для сравнения просто: «Ямал», атомный монстр высшего класса Icebreaker9, может выполнять ледокольные операции в арктических морях при толщине льда до 4,0 м в зимне-весеннюю и без ограничений в летне-осеннюю навигацию. Способен непрерывно продвигаться в сплошном льду толщиной до 2,5 м.


Понимаете, да? То есть вот за таким северным чудовищем и может двигаться «Иван Папанин». И за «Ямалом» может дойти куда угодно. Самостоятельно — далеко не всюду.

Пусть вас не обнадеживает толщина льда, которую растиражировали СМИ, в 1,7 метра. Это не соответствует действительности, потому что по классу ледоходности 1,7 метра – это осенью, ослабленный солнцем лед и «при эпизодическом преодолении ледяных перемычек набегами». То есть иногда, предварительно разогнавшись, «Папанин» может разбить перемычку толщиной 1,7 метра между двумя полями.

И не более того. В остальном — до 1,4 метра льда. Но кто сказал, что это плохой показатель? Вопрос — где применять? Ну, коль на Северный полюс «Папанин» не годен, куда его путь лежит?

Сразу начинаешь думать, а где у нас много однолетних льдов, да еще небольшой толщины, где будет ледоколить такой ледокол? И что тут думать? Северный морской путь!


Смотрим в ТТХ: дальность плавания 10–12 000 миль, то есть 16 000 км. «Папанин» в состоянии за раз пройти от Мурманска до Камчатки. Ну, если во льдах поработать придется, да, соляру придется где-то дозаправить. А так — полный ажур. Автономность по запасам — 70 суток, что тоже немало.

Скорость откровенно невелика: 10 узлов, 18 в максимуме, но в тех водах и спешить никто не спешит. А сухогрузы – дело само по себе не быстрое.

И вот у нас, если внимательно почитать спецификацию у «Адмиралтейских верфей», то «Иван Папанин» — многоцелевой патрульный корабль типа «Арктика» (есть еще «Ермак», но это немного другое) ледового класса для Арктики, способных выполнять задачи ледокола, буксира, пожарного судна и военного корабля.

Ледокол. Буксир. Пожарный корабль. И – в последнюю очередь – военный корабль. И это абсолютно неспроста.


С ледоколом мы уже разобрались. «Папанин» не ледокол, это раньше называли ледокольный пароход, хотя скорее ледокольный дизель-электроход. С ограниченными возможностями проводки судов, но тем не менее – в условиях однолетних льдов самое то.

Буксир. Конечно, он может взять и на буксир. Мощность 6,3 МВт на каждом винте позволяет. Это, конечно, не 48 МВт на трех винтах «Ямала», но достаточно для того, чтобы утащить куда-то судно водоизмещением до 8 000 тонн. А больше там редко ходят.

Пожарный корабль. Полезно. И несложно в плане конструкции. Сильно нигде не расписано, но думаю, что по паре гидрантов на борт «Папанин» имеет, и этого может быть достаточно, чтобы что-то потушить. Очень полезная опция.

И еще одна опция, она вроде как военная, но: вертолет. Очень важно, очень полезно. И ледовую обстановку разведать, и в случае чего заболевшего человека спасти. Там, в Арктике, это бесценно.

Итак, мирный облик прорисован. Крепкий, небыстрый, многофункциональный корабль. На СМП будет очень полезен, потому что не всегда есть смысл гонять что-то из нашего атомного ледокольного флота. В летнюю навигацию — просто шикарный корабль сопровождения. Универсальный и сбалансированный.

Теперь идем к его военной части.


Скажем так: вооружение для корабля полным водоизмещением 8500 тонн не очень. На уровне малых ракетных кораблей.

76-мм артустановка АК-176МА.


Предназначена для кораблей малого водоизмещения и катеров. Эффективная дальность стрельбы 12 км, боекомплект 152 снаряда. Пострелять от души можно.

Зенитное ракетное вооружение – 8 ПЗРК «Игла» или «Верба».


То есть фактически ПВО нет, ПЗРК может угрожать вертолету, хуже обстоят дела с дронами. Всё, что сложнее, быстрее типа самолетов — понятно.


Вертолет. Ка-27 или Ка-226. В ангаре, старт с площадки.

На этом список вооружений заканчивается. Всё остальное – опционально. То есть, можно установить при необходимости.

Можно установить 2-4 пулеметных установки 6П59 для 12,7-мм пулеметов «Корд». Как противодиверсионное оружие вполне, да и от БЭК отбиться при удачном стечении обстоятельств можно. Осталось только найти больных на голову организмов, которые попробуют оперировать безэкипажными катерами во льдах Арктики.

Можно установить два пусковых контейнера для ракет. Это то, от чего радостно забились в истерике определенного склада товарищи у нас, только размеры радости немного не соответствуют.


Так, два контейнера. 20 или 40 футов. 20-футовый контейнер позволяет впритык упаковать туда ПУ для 3М-54 «Калибр» или Х-35 «Уран». 40-футовый контейнер намекает на то, что есть куда положить еще и дополнительный боекомплект.

В каждом 20-футовом контейнере можно разметить 4 «Калибра» или столько же «Уранов». Там же должна располагаться и автономная система прицеливания и наведения, которая откуда-то должна получать информацию о цели. То есть то ли от корабельной РЛС, то ли от самолетов ДРЛО, то ли от других кораблей и спутников. Пока здесь много непонятного, но это частности, на которые не стоит обращать внимание. Если есть пусковая, то целеуказание для нее будет предусмотрено. Не в белый свет запускать?

Суть, конечно, не в «Калибрах» и «Уранах», это уже оружие дня вчерашнего. Интереснее в этих пусковых будут смотреться «Ониксы» и «Цирконы», потому что с перехватом подобных изделий оружием вчерашнего дня (все эти «Пэтриоты», IRIS-T и прочие «Железные купола») всё очень плохо, а оружие дня сегодняшнего (типа SM-2/SM-3) никто еще против наших ракет не испытывал.

Вопрос, собственно, не в том даже, что запихнуть в пусковые, а по каким целям стрелять. И откуда. Понятно, что этот корабль в состоянии подойти куда-то, в какую-то точку, даже в условиях ледовой обстановки и оттуда произвести пуск ракет.

И вот здесь мы подходим к тому, чего на корабле «Иван Папанин» нет.


На корабле нет ПВО. Восемь ПЗРК — это не ПВО. То есть для любого летательного аппарата типа самолет или ударный БПЛА корабль — уязвимая цель. О противокорабельных крылатых ракетах даже не говорим. Перед ними «Папанин» просто беззащитен. И это данность, которую нельзя игнорировать.

Для сравнения возьмем «Зелёный Дол» — малый ракетный корабль проекта 21631 «Буян-М». У него такое же ударное вооружение из 8 крылатых ракет. Но водоизмещение МРК – 950 тонн, в 10 раз меньше.


Однако шансов у «Зеленого Дола» на выживание больше: его скорость – 25 узлов, что прилично больше, чем у «Папанина». И у него есть АК-630М-2 «Дуэт». Какая-никакая, но зенитная артиллерийская установка с двумя шестиствольными вращающимися блоками стволов 30-мм. Способная работать на дистанции до 5 километров.

Кроме того, у «Зеленого Дола» есть 3М-47 «Гибка», турельная установка с автоматизированной системой управления, оснащённая оптоэлектронной системой обнаружения и сопровождения цели. Использует те же ракеты от «Иглы» или «Вербы», но наводится все-таки не человеком.


Как видите, «Иван Папанин» в плане защиты от угрозы с воздуха напрочь проигрывает кораблику водоизмещением в 10 раз меньше.

Идем дальше.

Если взять наш Север, то там можно ожидать неприятностей с воздуха. Есть аэродромы у скандинавских соседей, которые теперь в НАТО, причем с этих аэродромов поднимались немецкие самолеты еще в Великую Отечественную и летели к североатлантическим конвоям. Куда они полетят сегодня – как бы не вопрос совсем, и так все всё понимают.

Но давайте зададим себе вопрос: кто реальный хозяин арктических вод?

А реальный хозяин в тех водах точно не авианосец. И не тяжелый атомный крейсер, утыканный антеннами радаров и пусковыми установками ракет. Настоящий хозяин Арктики метрах в трехстах под ними. Естественно, это атомная подводная лодка. Тихая и почти незаметная смерть в толще воды. Очень плохо лоцируемая, способная отсиживаться под четырехметровым слоем льда, недоступная для всей противолодочной суеты.


Очень внимательно искал в оснащении «Ивана Папанина» хоть что-то из противолодочного вооружения. Не нашел ничего. Кто-то может сказать: да, у корабля есть Ка-27, вертолет-ветеран. Конечно, определенные возможности у этого вертолета есть, но в условиях ледовой обстановки Севера они не выглядят сегодня серьезно.

Да, Ка-27ПЛ способен опустить ГАС в чистой воде и что-то пробовать услышать в ее толще. Он даже может что-то предпринять в плане атаки подводной лодки имеющейся у него торпедой. Правда, признаем, торпеды эти, УМГТ-1 «Орлан», АПР-2 «Ястреб-М» — это 70-80-е годы прошлого века и кроме смеха у подводников НАТО ничего вызвать не могут. Слишком старые и не рассчитанные на современные подводные лодки. 8 км хода у «Орлана» и 0,6 км у «Ястреба» — сегодня это несерьезно.

А вот получить километров с 30-ти что-то типа Mark 48 от притаившейся в воде «Вирджинии» — это будет закономерно.

Что у нас в итоге? «Страж Севера», как поспешно окрестили «Ивана Папанина» некоторые очень уж быстрые? Страж, который боится атак с воздуха и из-под воды? У которого полностью отсутствует защита от этих угроз? Очень странный страж, которого очень легко нейтрализовать.

Проблема нашего времени в том, что в нашей стране перестали думать. Главное сегодня — погромче заорать, что всё, Америка, сливай воду, тебе крышка. У нас теперь целых два корабля, которые могут нести аж 16 крылатых ракет! Что там твои дурацкие «Огайо» со 154 «Томагавками» на борту, способные всплыть у Новой Земли и вывалить всё это свое великолепие! У нас есть ледоколы, которые могут куда-то пройти по льдам… А то, что их там превратят в горящий хлам самолеты — это мелочи! Подводные лодки — тоже ничего особенного, это же российский корабль с «Калибрами», потому всё иностранное должно падать замертво и тонуть заранее.

Глупость и нежелание думать просто доминируют. Данность современности, увы.

Хорошо, давайте подумаем, а что мы получили в лице двух кораблей проекта 23550? Если это не чудо-оружие, а на самом деле беззащитные перед любыми угрозами корабли?


А мы получили два патрульных корабля. Просто патрулировать можно против угроз извне, а можно ради защиты и поддержки у себя. Относительно угроз извне – тут «Иван Папанин» откровенно слаб. Он может, конечно, работать как военный патрульный корабль, у него есть «быстрые руки» – два патрульных катера проекта 03160 «Раптор» (водоизмещение 28 тонн, скорость хода 48 узлов) и десантный катер на воздушной подушке проекта 23321 «Манул». КВП «Манул» является развитием другого проекта «Пардус», созданного инженерами ЦКБ «Нептун» и выпущенного небольшой серией.

Но нарушителей, за которыми надо будет гоняться на катерах, угрожать 76-мм пушкой и буксировать в российские порты после абордажа, пока такое на Севере представить очень сложно. Возможно, через некоторое время, если, допустим, в Европе потеряют страх напрочь и решат полезть в Арктику, — да, тогда всё возможно.

Пока же российский флот на Севере пополнился двумя очень полезными многофункциональными кораблями. Да, как военные корабли они явно не очень, их ракетное вооружение действительно опционально.

На деле эффективность у «Ивана Папанина» против любого ракетного корабля США (например, эсминца типа «Арли Берк»), зайди он в наши воды, например, около Камчатки, будет примерно такая же, как у ледокольного парохода «Александр Сибиряков», который сошелся в бою с тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». 2 пушки 76-мм и две 45-мм против 6 орудий 283-мм и 8 орудий 150-мм. Примерно то же самое «Арли Берк» устроит «Ивану Папанину», учитывая электронную начинку американца и кучу боевых систем.

Ценности «Папанина» и «Зубова» в том, что они могут контролировать огромные пространства Русского Севера и действительно приносить там огромную пользу проводкой судов.

Это пока Северный морской путь интересен только нам в летнюю навигацию. Не за горами время, когда по СМП пойдут корабли не только под российскими флагами. И время это действительно не так далеко. Смотрите на цифры.

Маршрут Шанхай — Амстердам через мыс Доброй Надежды — 27 500 км.

Тот же маршрут через Суэцкий канал – 20 000 км. Но есть возможность получить в борт ракету от хуситов, абордаж от суданских лихих парней или попасть в замес Израиля с кем-то из соседей. А то, что Израиль явно берет на себя роль регионального геморроя – это факт неоспоримый напрочь.

А если проплыть Северным путем – 15 000 км. Да, льды, да, не тропики, но лучше немного померзнуть, но оставаться живым и с целым грузом.

Так что чем жарче будет становиться в теплых морях, тем приятнее будет безопасная прохлада Севера. И то, что транспортные потоки будут смещаться подальше от горячей политики в сторону безопасности, это понятно. Не зря Китай всерьез рассматривает перенаправление части своего торгового судоходства на Север, об этом уже говорилось. И строит для сопровождения своих судов ледокольные. Кстати, интересно будет посмотреть на то, что у них получится. Все-таки ледокол — это Россия, Финляндия, Канада. Те, кто умел это исторически.

И еще. Почему-то никто не задался вопросом: а почему кораблей проекта 23550 строят так мало? Две «Арктики» и два «Ермака»? «Ермак» — это подпроект, он отличается от «Арктики» отсутствием ракетного вооружения даже опционально, зато изначально имеет больше стрелково-артиллерийского вооружения. Заказчик — погранслужба ФСБ России. И тут всё понятно, пограничный сторожевик, который призван гонять всяких браконьеров и прочих нарушителей. Ракеты ему ни к чему, для рыболовецкого траулера, решившего половить в наших водах, 14,5-мм пулемета более чем достаточно.

Меж тем на почти 10 тысяч километров Севера – четыре корабля. Два сторожевика с функциями ледокола, два ледокола с функциями ракетоносца.


Всё можно объяснить очень просто. Испытания. Причем испытания не в плане испытаний, а в плане испытаний. Понятно, что перед сдачей заказчику корабли погоняют немного по тому же Баренцеву морю, потюкают льды. Но сделать вывод о пригодности кораблей к выполнению тех задач, которые им будут поставлены, можно только за время реальной эксплуатации. А это дело точно не пары месяцев. На такой процесс может уйти несколько лет.

Почему столько? Всё просто: надо выяснить эффективность и рентабельность кораблей. Проверить «до винтика» в том же рейсе до Камчатки, а лучше не в одном.

Сделать, опробовать, затем строить серией. Нормальный подход. Здесь стоит напомнить довольно авантюрный для тех лет эксперимент с АПЛ проекта 855 «Ясень». Построили один корабль. Строили долго, с 1993 по 2010 годы. Потом еще 4 года доводили до ума, испытывали и всё такое. В результате следующей построенной лодкой стал уже «Ясень-М», который очень сильно отличался от изначального.

И в итоге мы имеем на вооружении очень хорошую многоцелевую подводную лодку.


И можно привести другой пример. Злополучные корветы проекта 20380, которые начали восторженно клепать, а наклепав, начали думать, как исправить ситуацию. И если добавить ПВО оказалось не таким уж и сложным делом, то вот в плане мореходности и обслуживания корветы не выдерживали никакой критики. Плюс еще и модная на тот момент модульность, которая оказалась пшиком. В итоге корвет стоит как фрегат, функциональность ниже средней и всё в таком духе. В итоге кораблики распихали на Балтику и в Черное море, где по мере возможностей реализуют их наличие.

А можно вспомнить более дорогостоящие кошмары на воде. Причем там всё было более запущено, чем у нас, из корветов путем долгой обработки молотком и напильником хоть что-то получилось, а вот «Замволты» допилить не вышло. И «Фридомы». И «Индепенденсы».

Позорища с литоральными кораблями американцы могли бы избежать, если бы не бросились строить их как не себе.

Так что практика спокойной апробации в условиях реального применения корабля – это грамотно. Это позволяет за несколько лет эксплуатации сделать выводы, подсчитать эффективность, внести необходимые изменения.

Понятно, что если Арктика станет более густонаселенным в плане кораблей и судов местом, то потребуется и твердое присутствие во всех ключевых точках. И могут возникнуть ситуации, в которых присутствие корабля с ракетным вооружением было бы полезно.

«Иван Папанин» — это не боевой корабль, надо признать. Это «свой в доску» на Севере, корабль, который может многое. Ледокол, буксир, спасатель, пожарный, вообще водоизмещение позволяет много опций, корабль не маленький, класса эсминца в этом плане. Хороший такой помощник, способный на многое, в том числе и навести порядок в случае бардака. Ракеты… Ну добро должно быть с кулаками, но считать вооруженный ракетами ледокольный патрульный корабль полноценным боевым не стоит.


«Иван Папанин» — это русский шаг в Арктику завтрашнего дня, шаг осмысленный и взвешенный. Шаг мирный, но с намеком. Вопрос, кто и как поймет, — это тоже вопрос завтра.
112 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    13 сентября 2025 05:12
    Штатный БПЛА есть на корабле?
    Вертолет конечно хорошо иметь...но иногда дешевле на разведку БПЛА в воздухе гонять. what
    1. +5
      13 сентября 2025 10:53
      Ну с точки зрения логики небольшой БПЛА вертолетного типа вполне можно разместить в ангаре паралельно с вертолетом.
      Таки проекту 10 лет почти . В те времега о БПЛА думали намного меньше.
      1. +2
        14 сентября 2025 03:17
        Таки проекту 10 лет почти . В те времега о БПЛА думали намного меньше.
        вы уверены? А может кто-то в военном ведомстве шлангом прикидывается? winked
        Патрульные корабли проекта 22460 «Охотник» — серия российских патрульных пограничных кораблей 2-го ранга ледового класса охраны территориальных вод.
        Авиационная группа - 1 вертолёт Ка-226 или «Ансат», 1 БПЛА Gorizont G-Air S-100 в складном палубном ангаре

        И беспилотные вертолеты по нашим северам гоняли активно, собственно там они в первую очередь и нужны. Но наши военные флотоводцы кажется последние десятилетия пребывают в полном неадеквате
        1. +2
          14 сентября 2025 09:50
          Так и я про то что адмиралы все больше кабинетные. Раптор и Мурена среди льда это ладно. (Надеюсь там будет модификация с усиленным корпусом) но Ка 27 которых крайне мало это уже шаг назад. Да и отсутствие ПВО это нелогично. Пусть не 630 а 603 но надо было.
        2. -2
          15 сентября 2025 09:56
          вы уж извините, но ка-226 или тем более ансат - это несерьезные для флота вертолеты.
          нужен тяжелый вертолет с приличной дальностью и нагрузкой. Ка-27 лучше для этого подходит, т.к. имеет радус действия на 200 км больше. Однако, и это, честно говоря, не очень. Нужен более новый тяжелый вертолет для флота. ка-27 пошел в серию в 1981 году, американский аналог си кинг - в 57м. Сейчас нашему вертолету уже 44 года. Думается, если нормально современные технологии применить, то можно построить вертолет с тем же весом, но с более высокой полезной нагрузкой и дальностью. Так что критиковать размещение довольно тяжелого ка-27 я не могу - это шаг вперед, не смотря на отсутствие БПЛА. Но для воздушного дозора требуется что-то с большей дальность, маленькое и экономичное. Мне думается, вполне можно сделать БПЛА в пределах 200-300 кг, который сможет осуществлять патруль и дозор в радиусе 600+ км в течении нескольких часов и возвращаться. Но тут нас ограничивают средства связи.
          1. -1
            15 сентября 2025 11:56
            Вы пишете комментарий про киевского дядьку в обсуждении бузины winked
        3. +1
          15 сентября 2025 14:44
          Цитата: alexoff
          Авиационная группа - 1 вертолёт Ка-226 или «Ансат», 1 БПЛА Gorizont G-Air S-100 в складном палубном ангаре

          Так помер же вроде бы "Горизонт" после 2014 года - не выдержал санкционного давления. Ибо родина сего БПЛА - рейх Австрия и Германия.
          1. 0
            15 сентября 2025 15:22
            Речь о том, что дяди из ФСБ были в курсе, что на кораблик можно поставить беспилотник более 10 лет назад. А дяди с погонами до сих пор не знают что так можно. Есть вертолеты инделы, есть вертолеты от аэромакса, причем довольно давно
            1. +1
              15 сентября 2025 15:29
              Цитата: alexoff
              Речь о том, что дяди из ФСБ были в курсе, что на кораблик можно поставить беспилотник более 10 лет назад. А дяди с погонами до сих пор не знают что так можно.

              И дяди с погонами применительно к Арктике правы. Ибо в тех краях проблемы с метео и проблемы со связью - норма жизни.
              1. -1
                15 сентября 2025 16:02
                Так они и вне Арктики без беспилотников, наверно везде погода не та, а связь кто-то спёр. Дроны у нас проектируют в первую очередь для крайних северов, БАС-200 хотят на ледоколы ставить для ледовой разведки
                1. -1
                  18 сентября 2025 11:16
                  вы слишком зациклены на БПЛА. Да, хорошо что они есть, но не в ущерб другим не менее нужным вещам. И вам правильно заметили, что на севере ограничения по применению БПЛА весьма серьезные и их значимость соответственно ниже. Поэтому я выше написал, что не смотря на отсутствие "горизонта", факт того, что погрузили на судно более тяжелый вертолет - это прогресс, т.к. у него существенно выше возможности и это важно. И вы там поставили минус, но никак не мотивируя своё мнение - только озвучивая свои вкусы и хотелки. Вы действуете как ребенок.
                  1. 0
                    18 сентября 2025 13:09
                    Боюсь вы просто как ребенок и не умеете читать. Приведите фрагмент, где я что-то писал против вертолетов.
                    1. 0
                      18 сентября 2025 13:28
                      Цитата: alexoff
                      Боюсь вы просто как ребенок и не умеете читать. Приведите фрагмент, где я что-то писал против вертолетов.

                      дяди с погонами до сих пор не знают что так можно. Есть вертолеты инделы, есть вертолеты от аэромакса, причем довольно давно

                      вы же впрямую продвигали тему заменить вертолет на БПЛА, в том числе и вертолетного типа. Забыли??? wassat
    2. +3
      13 сентября 2025 14:48
      но иногда дешевле на разведку БПЛА в воздухе гонять
      Вопрос скорее Автору, чем Алексею. Что с помощью БПЛА Вы хотите найти в Арктике, у которого дальность полёта от пульта управления в пределах +/- 30 км? Пушка на 12 км; вертолёт и БПЛА по погоде в Арктике:дай Бог 50/50 % времени присутствия... Даже чтобы поставить самый доступный и примитивный Панцирь для ПВО необходим приличный (в смысле дальности обнаружения и целесообразности диапазона) радиолокатор дежурного режима 24/7! А про это - радиоэлектронное вооружение корабля - в статье не упомянуто ни слова, даже про управление 76,2-мм орудием. На корабле такого водоизмещения во льдах запросто можно установить опускаемую ГАС для работы на стопе. Дальность её обнаружения надводного/подводного объекта в арктических условиях может оказаться эффективнее визуальной, воздушной и локационной разведки.
  2. +1
    13 сентября 2025 05:12
    Очевидно, что в обозримом будущем наш ВМФ не сможет догнать ни США, ни Китай. А зачем догонять, если мы уже всех обогнали в Арктике? Путь через Северный полюс - кратчайший к США. ВМФ США в Арктике кроме подводных лодок - нет. Мы реально может построить арктический военный флот и доминировать в Арктике, создав серьёзную угрозу для США на кратчайшем направлении. И догнать нас они смогут очень нескоро.
    1. +7
      13 сентября 2025 07:22
      Цитата: Бородач
      Мы реально может построить арктический военный флот и доминировать в Арктике, создав серьёзную угрозу для США на кратчайшем направлении. И догнать нас они смогут очень нескоро.

      по факту, пока не заметно желания у них-догонять нас в указанном смысле и отнимать доминирование, в частности, в части, пути через Северный Полюс.. И несмотря на принятый ими еще 5 лет назад план "Синяя Арктика", особо ничего нового строится, в части кораблей.. да и доминирование в Арктике- что это? если у РФ 30-40% Арктики-больше всех, в силу территории итак, то есть мы доминантны по умолчанию и это неоспоримо.. может будем отжимать чужую территорию? вряд ли.. или все же свою охранять? или в чем будет выражаться именно доминирование? по мне так слишком громкие слова, для организации охраны "своей" Арктики.. а с другой стороны- кто и как на нее будет нападать? на нашу территорию то в Арктике? а главное - зачем? Кроме того, как наш ледокольный флот- будет угрожать США лучше, чем АПЛ-десант на север Гренландии, Канады и Аляски высадим? Итого, усиление ледокольного флота- однозначно хорошо, но в статье слишком много громких слов и пафоса..
    2. 0
      18 сентября 2025 13:59
      Цитата: Бородач
      не сможет догнать ни США, ни Китай.

      у нас вообще нет целей играть в догонялки. Оставьте эту идею Хрущева, она и так уже много вреда принесла. У нации есть свои цели, у государства они тоже есть и к сожалению сильно отличаются. Вот их и нужно реализовывать. А еще есть краткосрочно возникающие стратегические цели, складывающиеся из развития событий. Одно из них - это серьезные затруднения как в торговле, так и в морских торговых путях. Финский залив уже пытаются перекрыть, перекрыть босфор тоже могут. порты на ДВ вроде как живы, то что-то противопоставить японскому флоту достаточно сложно. У нас же только в ракетные ПЛ вкладываются, остальное так себе. Плюс всякие приколы в суэцком канале Вот и растет важность севмор пути. вот только доминация в арктике дает очень отдаленные плюсы, а у нас в государстве привыкли получать здесь и сейчас.
      Что касается "догнать нас", то не надо испытывать иллюзий. При желании страны атлантического союза лет за 10 построят достаточный для жесткой конкуренции флот. У них для этого достаточно и денег и технологий и верфей и промышленной базы и опыт есть, особенно канадский.
  3. -2
    13 сентября 2025 05:23
    "Иван Папанин" близко по размерам к проекту 22350 с нормальным вооружением для военного корабля. Почему бы проект 22350 фрегат не построить с ледокольным корпусом высшего арктического класса? Это первое что приходит на ум для хорошего доминирования в Арктике. Может будет достаточно и одного такого корабля с всеми функциями ПВО, ПЛО, ПКР.
    1. +2
      13 сентября 2025 07:01
      А можно построить 10 фрегатов арктического класса. И получаем суперспособность перебросить целый флот по северному морскому пути в тихий океан!)
      1. -4
        13 сентября 2025 09:39
        А можно построить 10 фрегатов арктического класса.


        А это самый правильный подход к строительству кораблей для Северного флота.
        Странно, что нынешнее фрегаты пр. 22350 для СФ строятся не по отдельному проекту с корпусом усиленного ледового класса.
        Сколько их потребуется, 10, 16, 25 это пусть военные решают, но то, что боевой корабль должен самостоятельно добраться до зоны выполнения боевой задачи без ледоколов и прочих сопровождающих это даже не подвергается сомнению.
    2. +9
      13 сентября 2025 10:05
      Цитата: Солдатов В.
      Почему бы проект 22350 фрегат не построить с ледокольным корпусом высшего арктического класса?

      Ледокольного корпуса недостаточно. Интуиция подсказывает, нужна мощность. Не зря же атомные реакторы впендюривают. А если впендюрить мощную ГЭУ, придётся изъять что-нибудь существенное. А это уже совсем другой проект. Л-логика
      Цитата: Солдатов В.
      Может будет достаточно и одного такого корабля с всеми функциями ПВО, ПЛО, ПКР.

      Он уже есть. Адмирал Нахимов.
      1. +2
        14 сентября 2025 03:25
        А если впендюрить мощную ГЭУ, придётся изъять что-нибудь существенное. А это уже совсем другой проект.
        но у нас фрегаты строят больше 10 лет, а то, что с ядерным реактором гораздо быстрее - ледокол Якутия за 4 года, бореи за 8 лет. Видимо ПВО очень сложно делать с радарами, вот на суше мировые лидеры в ПВО, а на море радары и зенитные ракеты сложнее атомного реактора, тошнит их request
      2. 0
        15 сентября 2025 09:59
        ледовый класс не для ломания льда, а чтобы хотя бы пройти за ледоколом без лишних рисков
    3. +1
      13 сентября 2025 15:13
      Цитата: Солдатов В.
      Почему бы проект 22350 фрегат не построить с ледокольным корпусом высшего арктического класса?
      Потому что по водоизмещению это уже эсминец (корпус, движки, запас топлива) получится. Но это и неплохо: появится не только боевой корабль с приличным ледовым классом, но и океанский (а не дальней морской зоны). Единственное, как совместить требования к движкам, чтобы они и для льдов подходили, и высокую скорость могли дать (военному кораблю положено) и малошумными были (для поиска подлодок)? И как ГАК во льдах уберечь?
      1. 0
        13 сентября 2025 16:00
        У нас есть в России ледокольная школа, и сделать, построить проект 22350 как военный ледокол не такая проблема. Корпус и набор и толщина обшивки конечно будут усилены. "Москва" например имела толщину обшивки 8 мм, для ледокола фрегата минимум 30-50 мм. У ледоколов атомоходов толщина обшивки 200 мм как правило. ГЭУ только дизели как на неатомных российских ледоколах. Возможна дизель-электрическая схема движения. Винты как сзади так и спереди для лучшей маневренности во льдах. С ГАК что ни будь придумают. Например будут выпускать из шахты в нижней части корпуса, из днища. В принципе можно и с атомной установкой построить, или по настоящему вооружить гражданский ледокол, "Ленин" же плавал с зенитно ракетной установкой. hi
  4. +5
    13 сентября 2025 05:27
    И можно привести другой пример. Злополучные корветы проекта 20380, которые начали восторженно клепать, а наклепав, начали думать, как исправить ситуацию. И если добавить ПВО оказалось не таким уж и сложным делом, то вот в плане мореходности и обслуживания корветы не выдерживали никакой критики. Плюс еще и модная на тот момент модульность, которая оказалась пшиком.


    Скоморохов как всегда оправдывает свою фамилию. На корветах 20380 проекта никакой модульности нет и в помине, в отличии от рассматриваемого в посте Папанина. Состав вооружения определял заказчик, захотели наши флотоводцы корветы с вооружением фрегатов, да. Решение спорное но объяснимое дефицитом корабельного состава. И служат 20380-е в том числе на ТОФ-е.
    1. 0
      13 сентября 2025 09:53
      Может он с "голубем мира" перепутал?
    2. -1
      13 сентября 2025 10:37
      Злополучные корветы проекта 20380,


      Согласен, что место этим корветам на Балтике и в Чёрном море, вместе с патрульными недокораблями пр. 22160 и прочими МРК Буян....

      Для океанских СФ и ТОФ должны строится корабли классов фрегат и эсминец , по 12-16 фрегатов и 4-6 эсминцев было бы вполне по силам нашей экономике и минимально достаточно для выполнения боевых задач по прикрытию военно-морских баз и стратегических портов....
      1. 0
        15 сентября 2025 14:49
        Цитата: штурм
        Согласен, что место этим корветам на Балтике и в Чёрном море, вместе с патрульными недокораблями пр. 22160 и прочими МРК Буян....

        Место 20380 - в ОВР. Потому что в настоящее время других серийных кораблей малого водоизмещения с вооружением ПЛО у нас нет. А ситуация с ПЛО в ОВР не то что критическая - ПЛО там просто нет. "Альбатросам" на корабельном кладбище уже лет десять прогулы ставят.
        Единственное вменяемое применение пр. 22160 - загрузить на них контейнерные "Минотавры" и отдать в ОВР в качестве мини-Сталвортов.
        1. +1
          15 сентября 2025 19:51
          Ну в теории ещё можно выкинуть оттуда вертолет, который в таком ВИ как собаке пятая нога и перекроить пространство за надстройкой под полезную нагрузку. Но потянет ли это ГЭУ конечно вопрос.
    3. 0
      15 сентября 2025 10:02
      не понимаю, в чем проблема построить нормальное водоизмещение. Лодка не запредельные деньги стоит. Причем подозреваю, если бы корветы имели водоизмещение на пару тысяч тонн больше, могли получиться даже дешевле, потому что всё плотно пихать не пришлось бы.
      1. 0
        15 сентября 2025 19:44
        Для большой лодки нужны мощные двигатели, с чем сейчас большие проблемы. 20380 это сейчас единственный корабль, который мы можем строить массово не упираясь в производство ГЭУ. Ещё конечно есть "Голуби мира" 22160 проекта, но этот позор боевым кораблем язык не поворачивается назвать.
        1. 0
          18 сентября 2025 08:53
          Мощные ГЭУ нужны для того, чтобы корабль имел высокую скорость. Но у нас не стоит задача строить океанскую эскадру с крейсерской скоростью под 32-33 узла. Так зачем нам очень мощные ГЭУ? Выпендриваться? Мне видится, что стоит где-то скромнее цели ставить, у нас промышленность мягко говоря не передовая. А для корабля со скоростью 22-25 узлов вполне можно найти двигатель попроще.
          Исключение - ряд кораблей с конкретными задачами преследования (ПЛО) и прорыва. Вот им без скорости никуда, но мы-то строим в основном флот для защиты побережья или ядреные субмарины.
          1. 0
            18 сентября 2025 17:24
            Исключение - ряд кораблей с конкретными задачами преследования (ПЛО) и прорыва. Вот им без скорости никуда, но мы-то строим в основном флот для защиты побережья или ядреные субмарины.


            Только побережье нужно защищать в том числе и от АПЛ, собсно фрегаты и корветы это в первую очередь корабли ПЛО.
            1. 0
              18 сентября 2025 17:30
              Цитата: bulatmuhamadeev
              Только побережье нужно защищать в том числе и от АПЛ

              у нашего флота своеобразный подход к этому. На разработки технологий ПЛО по сути забили уже в конце 70-х годов. После развала СССР часть возможностей еще была утрачена. В итоге РФ столкнулась с тем, что у нас нет ни адекватных возможностей для поиска (малый состав и низкая производительность поиска), ни адекватных противолодочных торпед. Командование посмотрело на это и просто забило. А недавно был еще расформирован целый ряд специализированных научных групп по морским тематикам, в том числе ПЛО. Короче, все просто забили на задачу, которую не могут осилить и сейчас у нас как у китайцев - ПЛО просто нет, даже в планах. Хотя нет, у китайцев как раз план строительства ПЛО есть и реализуется.
            2. 0
              20 сентября 2025 20:43
              Противолодочная ракета или вертолёт догонят любую подлодку, зачем за ними гонки на корабле устраивать?
              1. 0
                20 сентября 2025 23:46
                У ракет дальность не бесконечная и в любом случае необходимо будет выйти на рубеж пуска пока целеуказание актуально. А у вертолетов БК существенно меньше.
                1. 0
                  21 сентября 2025 11:37
                  Скорость "малошумного" хода подлодки 10-12 узлов, корабль на дизелях по любому быстрее с 20-25 узлами.
                  Вертолет может нести пару самонаводящихся торпед, их вполне хватит для уничтожения подлодки..
      2. 0
        17 сентября 2025 13:30
        Мне кажется построить не проблема.
        Главная проблема это экономическая целесообразность.в том числе.
        Можно построить супер огромный,а какой порт примет его? Глубины портовые позволят?а сколько портов вообще смогут
        Таскать такого монстра в гавани ?
        А что он будет делать? Какие цели уничтожать ?.
        Ракеты проще. А это универсал где то и порт защитит не пустит врага.,где то уведет из под удара конвой И Тд
        1. 0
          18 сентября 2025 08:37
          речь идет не о монстре, а о разнице в водоизмещении между условно 7 и 9 тысячами тонн.
          Никто не собирается строить 35-60 тысяч тонн лодку.
  5. +3
    13 сентября 2025 05:38
    Вспомнил, был ещё патрульный ледокол "Пурга" пограничников на Дальнем Востоке, построен в 60 году списан в 91году , вооружён был 100 мм орудиями и зенитками того времени. Длина 95 метров, ширина 16 или 19 метров. Это насчёт опыта плавания во льдах. hi
  6. +1
    13 сентября 2025 06:42
    Здесь стоит напомнить довольно авантюрный для тех лет эксперимент с АПЛ проекта 855 «Ясень». Построили один корабль. Строили долго, с 1993 по 2010 годы. Потом еще 4 года доводили до ума, испытывали и всё такое.

    Какая еще авантюрность? Когда начали работать над проектом начались такие проблемы в стране, что фактически половину этого времени никто ничего не строил. Ну и естественно он сильно устарел, так что стали делать более современную версию.
    Злополучные корветы проекта 20380, которые начали восторженно клепать, а наклепав, начали думать, как исправить ситуацию. И если добавить ПВО оказалось не таким уж и сложным делом, то вот в плане мореходности и обслуживания корветы не выдерживали никакой критики. Плюс еще и модная на тот момент модульность, которая оказалась пшиком. В итоге корвет стоит как фрегат, функциональность ниже средней и всё в таком духе. В итоге кораблики распихали на Балтику и в Черное море, где по мере возможностей реализуют их наличие

    Чего? Вообще-то они служат и на Тихом океане. Модульности у них нет, а про мореходность и обслуживание впервые слышу.
    1. +2
      13 сентября 2025 15:16
      Цитата: Dart2027
      Модульности у них нет, а про мореходность и обслуживание впервые слышу.
      Про мореходность он с Буянами перепутал, про модульность - с 20386, про распихивание - с "голубями мира"
      1. -1
        14 сентября 2025 06:31
        Цитата: bk0010
        Про мореходность он с Буянами перепутал, про модульность - с 20386, про распихивание - с "голубями мира"

        Видимо так.
  7. +1
    13 сентября 2025 06:58
    А почему под статьей подпись только одного автора , хотя в начале статьи автор пишущий от собственного имени употребляет множественное число" мы"-"В прочем , мы здесь не о безграмотности представителей некоторых СМИ , а о кораблях"???
  8. +1
    13 сентября 2025 08:17
    Вобщем ,как обычно. Раздул из мухи слона ,имхо. Фу.
  9. -4
    13 сентября 2025 09:06
    Статья коротко.
    Построили непонятную дрянь, будем испытывать.
    Деньги попилены.
  10. +2
    13 сентября 2025 09:26
    Не знаю, как с точки зрения профессионализма в знании военной техники, но с точки зрения довести информацию до читателя, так, чтобы затронуло, Роман непревзойденный автор!
    1. +3
      13 сентября 2025 10:03
      По поводу Ясеня который упоминает автор он великоват для плавания под льдами Арктики , там полно мест с глубина всего 50м и менее , а Иван Панин строился с 2017, это наверное многовато для данного корабля. думается последующие в серии будут строить быстрее
  11. +2
    13 сентября 2025 09:44
    Кога ще кръстите ледоразбивач на името на Ото Юлиевич Шмидт?
    Когда вы назовете ледокол именем Отто Юльевича Шмидта?
  12. +3
    13 сентября 2025 09:49
    Ясень-М проектировался и строился сильно параллельно сдачи Ясеня головного. И опыт Ясеня пригодился не очень. По сути 885 и 885М совершенно разные корабли. Это только Скоморохов не понимает.
    Проект, кстати 885, а не 855,как в статье.
  13. +1
    13 сентября 2025 10:06
    Решить все проблемы, стоящие перед Россией, страна сможет только в условиях мобилизационной экономики. Переход к такой экономике и есть главная задача.
    1. +2
      13 сентября 2025 15:17
      Цитата: viktor_47
      Переход к такой экономике и есть главная задача.
      Тогда будет украдено вообще всё.
  14. +2
    13 сентября 2025 10:38
    Автор пишет, что ПВО нет. Есть "Тор" в установке на палубу, есть "Панцирь" в морском варианте. То, что они сейчас не установлены, не значит, что их установка не предусмотрена в случае необходимости. По поводу американских МАПЛ в Арктике. Они очень не любят ходить подо льдами, их одновинтовая компоновка очень не безопасна подо льдами.
    1. +1
      15 сентября 2025 15:22
      Цитата: ТермиНахТер
      Автор пишет, что ПВО нет. Есть "Тор" в установке на палубу

      Это не морской ЗРК. Одномодульный АБМ "Тор" - это сухопутный ЗРК, который может быть использован как средство экстренного довооружения кораблей и мобилизованных судов. Соответственно, его плюсы (автономность и отсутствие необходимости в корпусных работах) уравновешиваются такими же минусами:
      - РЛС на башне затеняется надстройками,
      - ненужные на корабле вращающаяся башня и генератор лишь добавляют вес,
      - малый БК (из расчёта наличия ТЗМ на суше и других АБМ, закрывающих сектор на время перезарядки) позволяет отработать только по 4-8 целям.
      Цитата: ТермиНахТер
      есть "Панцирь" в морском варианте

      Подкрепления и подпалубные помещения (под погреб ЗУР и устройство заряжания) на ЛЕД есть? А то ведь "Панцирь" и в статике весит тонн 10, а в динамике - это две шестистволки с огромной отдачей.
      1. 0
        15 сентября 2025 17:09
        1. А что мешает поставить РЛС ОВЦ на мачту ледокола и смотреть всё вокруг с высоты 35 - 40 м.? Модулей можно и два новых по 16 ЗУР, размеры площадки на корме позволяют. Еще и место останется.
        2. Так корпус ледокола - это не прогулочная яхта. Он изначально проектируется под большие нагрузки. При проектировании и строительстве могли сразу подготовить места под установку вооружения. При Союзе так делали.
        1. 0
          16 сентября 2025 11:17
          Цитата: ТермиНахТер
          1. А что мешает поставить РЛС ОВЦ на мачту ледокола и смотреть всё вокруг с высоты 35 - 40 м.?

          Так с ОВЦ проблем нет.
          Но у АБМ РЛС наведения ЗУР стоит на башне. И отвязать её от модуля так просто не удастся - для этого нужно вместо АБМ ставить полноценный корабельный "Тор-МФ". А значит, носовые сектора ЗРК в варианте АБМ закрывать не будет.
          Цитата: ТермиНахТер
          При проектировании и строительстве могли сразу подготовить места под установку вооружения. При Союзе так делали.

          При Союзе АЛЕД перед сдачей испытывали с полным мобилизационным комплектом вооружения.

          Были такие испытания у "Папанина"?
          1. 0
            16 сентября 2025 12:18
            У "Тора" есть внешнее целеуказание, если РЛС ОВЦ заблаговременно обнаружит цель и выдаст ЦУ на "Тор", останется только дать команду рулевому :" 20 градусов право (лево) на борт" и через 20 - 30 сек цель будет в зоне обстрела.
            А кто мешает провести эти испытания сейчас? Корабль все равно будет проходить курс БП, вот экипаж и потренируется, подальше от любопытных глаз.
  15. +4
    13 сентября 2025 10:40
    По поводу китайских компетенций в строительстве ледоколов вы не волнуйтесь, все у них будет замечательно. Читал как-то блог одного молодого мурманского кораблестроителя, который фрилансит проекты кораблей для Южной Кореи и Китая, так по его словам все лучшие специалисты в этой области из его знакомых тоже работают на них, даже жесткая конкуренция образовалась! laughing
  16. -5
    13 сентября 2025 10:56
    Отлично написанно. Великолепно пнул неграмотных писак. Которые ходят с охапками шапок и кидают их во все что движется.
  17. +2
    13 сентября 2025 11:24
    После ультиматума Росрыболовства Королевству Норвегия ,о снятии санкций с российских рыбодобывающих компаний Норебо и Мурман Си Фуд работа Ледоколу Папанин найдётся и не только ему.До конца ультиматума уже меньше месяца.Запасаемся селёдочкой и дистилятом.Уверяю будет весело. Норги будут орать на мове : Это незаконные санкции против Норвегии. А мы в ответ а в эту дырочку посмотри 76мм .И смотреть он будут не только в его дырочку.
    Тресковой войне быть - уничтожим рыбные запасы Баренцева и Норвежских морей и вернёмся в 1976 г.
  18. -1
    13 сентября 2025 12:00
    Противолодочных функций этому кораблю не надо. Нельзя запихнуть все подряд в один корпус, главная задача которого - быть своим во льдах. Тем более, что в ледовых условиях лодки ни торпеды, ни ракеты, ни бэки применять не могут. А вот воздух! Это совсем другая история. При таком водоизмещении пара шестистволок Ак-630 точно не помешает. Не забываем про дроны - они летят из далека, во льды точно достанут. Ну и это еще дополнительная артиллерия и по поверхности. Надо бы дооснастить. Роман в этом прав на 100%. Поставить 2 модуля по бортам с наведением. Ну а Уранами дооснаститься вообще не вопрос - это предусмотрено проектом. Сам корабль хорош, нужен, но весьма дорогой. Тем более каждого надо беречь. Без Ак-630 прям притягивает к себе плясунов норвежского базирования… С дронами …
    1. 0
      15 сентября 2025 10:08
      это патрульный, а не боевой корабль. Его задача - контроль района с радиусом около 500 км, никак не полноценный бой. Например, браконьеру погрозить или небольшой группе невменяшек - не более того.
      1. +1
        16 сентября 2025 12:22
        Его водоизмещение позволяет разместить неплохое вооружение. Чертежей нет, но можно предположить, что строили его по стандартам военного кораблестроения. Хотя у судов ледового класса корпуса и так усиленные. Вполне может быть вспомогательная боевая единица, с неплохими ледокольными возможностями.
        1. 0
          18 сентября 2025 08:42
          думается, в статье автор написал достаточно ясно, что существует масса причин считать боеспособность этой лодки невысокой, даже если вы в нее впихаете в 2 раза больше вооружения.
          Поэтому, этот корабль хоть и военная единица, но сугубо вспомогательная.
          1. +1
            18 сентября 2025 11:07
            Автор написал много и как всегда, ни о чем. Чертежей нет, да и не может быть в открытом доступе. Просто исходя из его ВИ и объемов в корпусе, полагаю, что впихнуть туда можно много. Включая взвод морской пехоты.
            1. 0
              18 сентября 2025 11:14
              можно впихнуть, но это мало повлияет на общую боеспособность, потому что она растет кумулятивно от сочетания характеристик, а не от роста какой-то одной.
              Если вы на торпедный катер со скоростью 5 узлов погрузите 100 торпед, его боеспособность сильно вырастет? А какой она будет у катера со скоростью 50 узлов и всего 2 торпедами? Тут важно именно сочетания характеристик, причем увязанное с образом вероятного противника. А кто противник этого корабля? Я вижу только 3 варианта - браконьеры, разведывательные суда и торговые суда-террористы. Всё. Вот с ними воевать и надо. но это ёмаё не боевой флот. Не надо строить иллюзий на встречу с ударной субмариной или эсминцем.
              1. +1
                18 сентября 2025 11:19
                Где вы видели торпедный катер со скорость 5 уз. и 100 ТА?) "Арли Бьерк" идет во льдах? Хотел бы увидеть эту эпическую картинку))) НАТОвские лодки очень любят ходить под лёд - их одновальная компоновка не очень хороша, на случай каких-то ЧП. Никто и не говорит, что "Папанин" боевая единица, хотя КР БД, в контейнерном варианте нести очень даже может. Судя по размерам палубы - четыре контейнера станет без проблем, т. е. 16 КР.
                1. 0
                  18 сентября 2025 11:22
                  поймите, что бесполезная нагрузка - она всегда бесполезная. Не важно, что вы погрузили - 10 ракет или тонну шампанского. А понять, что нужно, а что лишнее - можно только описав вероятного противника. Судя по скупости боевого оснащения заказчик проекта очень четко понимал с чем и как хочет бороться.
                  А вы вот хотите погрузить +4 контейнера. Можно узнать зачем? почему с ними лучше, чем без них? Я привел утрированный пример с катером, чтобы было понятно, что +98 торпед вообще никак не улучшило его как боевую единицу, а скорее даже ухудшило.
                  1. +1
                    18 сентября 2025 11:38
                    Как понять, какая нагрузка полезная, а какая нет? Не бывает двух одинаковых выходов в море, каждый раз ставится какая-то БЗ и соответственно ей загружается БК. И тут контейнерно - модульная конструкция очень даже хороша. Она позволяет взять то, что надо, а что не надо оставить в базе. Что вы знаете о боевом оснащении? В открытых источниках только общие фразы. Вражеские сайты тоже пока молчат.
                    1. 0
                      18 сентября 2025 11:43
                      по-моему главный противник - это 2 серии новых вооруженных ледоколов. Канадских и американских. Для них вооружение достаточное. Или вы ожидаете увидеть АУГ ? Зачем вам столько контейнеров?
                      1. 0
                        18 сентября 2025 12:17
                        Когда они будут эти ледоколы? Разговоры ходят давно, толку как-то не особо. По поводу контейнеров, я просто сказал, что размеры кормовой палубы позволяют. А поставить там можно что угодно. И два БМ "Тор", в том числе.
                      2. 0
                        18 сентября 2025 12:17
                        канадская серия уже эксплуатируется, американская уже заложена в бюджет. А тор вам зачем? Охотиться на летающих пингвинов?
                      3. 0
                        18 сентября 2025 12:20
                        То, что эксплуатируется, на ледоколы похоже мало. То, что заложено в бюджет, еще не известно когда придет в Арктику. По поводу "тора" - в Арктике много чего летает, может и пригодится.
                      4. 0
                        18 сентября 2025 12:54
                        борьба начинается на уровне намерений и бюджетов, затем продолжается на уровне тех возможностей, которые получились. Если взять Папанина, то мы ответили канадцам и немного обскакали американцев. Вот итог.
                        Не надо реагировать на проблемы только по факту их появления. Это часто слишком поздно.
                      5. 0
                        18 сентября 2025 13:26
                        Ответили канадцам?))) у них нет ничего - похожего на ледоколы - кому отвечать?))) Обскакали амеров?))) кого обскакали - который нарисован в компьютере? А экипажи? Вы думаете ледокольный капитан - это нашли бомжа с нашивками кептена, в Сиэтльском шалмане, поставили его на мостик и он стал капитаном?))) Ледокольный капитан - это лет 15, а то и 20, на ледоколе в Арктике, от 3-го помощника.
                      6. 0
                        18 сентября 2025 13:35
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Ответили канадцам?))) у них нет ничего

                        https://ru.wikipedia.org/wiki/HMCS_Harry_DeWolf
                        между прочим построена серия из 6 штук
                        вооружение артиллерия, вертолет, ПЗРК, группа десанта. Впрямую вменяются задачи береговой охраны
                        а это американская программа очень похожая на канадцев.
                        https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.9349cf8b-68cbe012-9234ea0e-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Polar_Security_Cutter_program
                        к этому году планировали, что уже 3-й в серии будет готов.
                      7. 0
                        18 сентября 2025 13:46
                        Посмотрите ледовый класс названого вами корыта))) планировали - это еще не "в море, на ходу".
                      8. 0
                        18 сентября 2025 14:01
                        Прям у папанина ледовый класс топовый ))) Канадец может ходить по метровому льду. У нас мало отличается.
                      9. 0
                        18 сентября 2025 14:31
                        "Панин" - 1,7 м., канадец - 1,2 м., по их классификации. Но смысл в том, что "Папанин" за атомным ледоколом может пройти в любое время, в любую точку Арктики и выполнить поставленную задачу. А канадец может действовать в Арктике только летом и то, не везде.
  19. +2
    13 сентября 2025 13:59
    По моему мнению автор допустил ошибку в критике корветов 20380. Похоже, что он перепутал с модульным корветом 20386, который экспериментальный и остался недостроенный. А, корветы 20380 в процессе эксплуатации зарекомендовали себя с хорошей стороны, как не cтранно в плане мореходности, Корветы ТОФа 6 месяцев «бродили» по Тихому и Индийскому океанам, а корветы БФ, спокойно ходят с Балтийского на Средиземное море, через неспокойный Бискайский залив, кто был тот знает. И ПВО у них хорошее для их класса, ЗРК «Редут» и по бортам АК 630. У НАТОвцев их называют малыми фрегатами.
    Про «Папанина». Он - узко целевой корабль и он будет сопровождать по- большому счету отряды боевых кораблей в сложной ледовой обстановке. А, Арктика и летом может преподнести сюрпризы. Он не атомный ледокол и не его задача по тяжелым льдам водить караваны судов.
    Лучше всего сравнивать наш патрульный ледокол с аналогичными патрульными ледоколами Канады, которые заканчивают серию из 6 кораблей. Но, они и по вооружению и по ледовому классу Arc5, слабее наших патрульных ледоколов. Мы планируем к постройки два таких корабля для ВМФ и два для ФСБ( погранслужба).
    1. +2
      13 сентября 2025 18:21
      Собственно без "Редута" был только первый корвет, "Стерегущий", но и там был " Кортик-1", какой-никакой, а ЗРАК.
    2. +1
      13 сентября 2025 23:13
      Цитата: Sergey39
      Про «Папанина». Он - узко целевой корабль и он будет сопровождать по- большому счету отряды боевых кораблей в сложной ледовой обстановке.

      Сергей, hi
      Папанин будет заниматься снабжением БРАВ и дивизионов/бригад ПВО вдоль СМП. С возможностью захода в устья великих северных рек даже в условиях ледостава. Это позволит командованию КСФ, в ведении которого охрана и оборона СМП и всего арктического сегмента, обеспечивать силы на побережье морей СЛО по маршруту СМП всем необходимым, не привязываясь жестко к срокам северного завоза.
      А на счет "сопровождать ОБК", так это если приспичит кого-то на межфлотский маневр силами НК/ПЛА. Но никто не погонит НК по СМП "в сложной ледовой обстановке". Самоубивцев среди мореманов вроде как не наблюдал.
      1. 0
        18 сентября 2025 14:02
        Цитата: Удав КАА
        в сложной ледовой обстановке

        а что это за зверь такой? Когда лед становится "сложным"?
        1. +1
          18 сентября 2025 14:49
          Цитата: multicaat
          Цитата: Удав КАА
          в сложной ледовой обстановке

          а что это за зверь такой? Когда лед становится "сложным"?

          Я не полярник и не гляциолог. Но читать таки научился.
          Как сообщил «Известиям» руководитель лаборатории имени О.Ю. Шмидта Арктического и антарктического научно-исследовательского института Василий Поважный, ледовая обстановка в российской Арктике станет сложнее и связано это с новым ледовым режимом.
          И далее по тексту. Если интересуетесь, рекомендую: https://www.mvestnik.ru/newslent/ledovaya-obstanovka-v-rossijskoj-arktike-stanet-slozhnee/ bully
          1. -1
            18 сентября 2025 15:19
            Цитата: Удав КАА
            гляциолог

            я даже слов таких не знаю laughing
  20. +1
    13 сентября 2025 14:44
    Испытания. Причем испытания не в плане испытаний, а в плане испытаний.
  21. +1
    13 сентября 2025 15:53
    Всё самое интересное начнётся когда утрясут юридические вопросы, и подтянут технологии по глубоководной добыче ископаемых... Ну и есть ещё Антарктида. Там конечно раньше 1950 года "движухи" не планируется, но к тому времени кто не успел, тот опоздал... Ну а насчёт "Осталось только найти больных на голову организмов" - обольщаться и расслабляться не стоит. Найдутся, и не упустят момента если мы будем "клевать носом"...
    1. 0
      15 сентября 2025 10:12
      Цитата: Евгений_Свириденко
      . Ну и есть ещё Антарктида.

      до нее еще нужно дойти по экваториальным широтам, через штормоопасные районы, для чего этот корабль явно не очень годится. Почитайте, какие проблемы были у нашего флота во время кубинского кризиса.
  22. +2
    13 сентября 2025 18:00
    Предложения по улучшению проекта, составленные на коленке после возлияния в обед:
    1. Главная энергетическая установка (ГЭУ) кораблей построена на основе 4-х дизель-генераторов 28-9ДГ (на базе дизельных двигателей 10Д49 производства АО «Коломенский завод») мощностью по 3,5 МВт.
    В середине таблицы поместил хар-ки комплекта дизель-генератора 28-9ДГ, левее хар-ки самого дизеля, правее его альтернатива в виде ГТД М75РУ.Если скинем поправку на необходимость понижающих редукторов для турбин, то простая замена двигателей даёт весовую экономию не менее 80 тонн!
    2. «Масса оборудования, вооружения и боекомплекта детища тульского КБП составляет 8250 кг» - это про ЗРПК «Панцирь-М» на Каракуртах. Предлагается разместить боевой модуль Панциря под вертолётной площадкой в защищённом и отапливаемом ангаре, с поднятием на верхнюю палубу боевого модуля гидравликой за время его включения (что-то типа Осы на МПК). Свободный объём также происходит от ремоторизации ГЭУ.
    3. Оставшийся запас по весу использовать либо на усиление ледового класса корабля, либо на увеличение запаса топлива.
    1. +1
      14 сентября 2025 10:08
      Не соглашусь. ПВО такая штука что либо есть либо нет.
      ПВО должно быть 24/7. И если кораблю нужно ПВО то расположенно оно должно быть так, чтоб ничего и никогда не мешало работе. Панцирь для такого кораблика смотрится очень вкусно. Но стоять он должен никак не под вертолетной плошадкой.
    2. +1
      15 сентября 2025 15:25
      Цитата: Шарнхорст
      В середине таблицы поместил хар-ки комплекта дизель-генератора 28-9ДГ, левее хар-ки самого дизеля, правее его альтернатива в виде ГТД М75РУ.Если скинем поправку на необходимость понижающих редукторов для турбин, то простая замена двигателей даёт весовую экономию не менее 80 тонн!

      В теории. А на практике эта замена даст задержку с постройкой от пяти лет до бесконечности. Ибо ситуация с корабельными ГТД у нас не то чтобы хорошая - нам бы ими пр.22350 укомплектовать хотя бы.
  23. +1
    13 сентября 2025 18:04
    На Чёрном море 20380 нет, только на Балтике и ДВ. А упомянутая в статье модульность это только 20386, который так пока и не реализовался, в лучшем случае один опытный сделают, для сменного испытания систем.
  24. +5
    13 сентября 2025 20:52
    Все истерики о "боевом ледоколе" были только в западной прессе. Все ж взрослые и разумные люди. Данный корабль - эту универсальный работяга, который будет обеспечивать решение задач по проводке кораблей в случае ухудшения ледовой обстановки в местах постоянного базирования СФ и по проводке караванов в летний период к Новой Земле, Земле Франца Иосифа и другим арктическим базам.
    1. +2
      13 сентября 2025 21:35
      Ура! Orso (Михаил) единственный, кто правильно определил основные задачи для этого типа кораблей, 100500 +, можно добавить - и патрульные функции в районах базирования атомных подводных лодок и военно-морских баз в зимнее время.
      В СССР, например, эти задачи выполняли пограничники на проекте 97П. и на Севере, и на ТОФ (Камчатка).
      Сами рассуждения Романа Скоморохова о том, что корабль ледового класса должен иметь ПЛО, включая ГАС - ну прямо мне столько не выпить... один выход в море в ледовую обстановку даже при толщине льда 0,5 м - и все, можно топать в док...
      И конечно, конвой в северных широтах...
      Но вообще-то таких кораблей очень мало, с учетом ремонта-дока-сдачи учебных задач и тому подобное - в строю постоянно будет меньше, чем 1 единица...
      Водоизмещение хорошее, практически любую задачу для ВМФ можно выполнить, в том числе снабжения отдаленных точек на Севере - вот и все назначение этих кораблей. И без них - никуда...
      1. 0
        15 сентября 2025 10:16
        вопрос защиты от зубов нарвалов и касаток, ломающих рули, не раскрыт.
  25. 0
    13 сентября 2025 21:14
    Jestem bardzo dumny, że mam rosyjski zegarek Szturmańskie, model Arktika.
  26. +1
    13 сентября 2025 23:01
    Слов в статье много, а цель построения «Иван Папанин» автором не указана. Для проводки по СМП он не годится. Узкий канал, маленькая скорость. Его цель это обеспечение работы порта и около портовой акватории, где есть пробитые каналы, а «Иван Папанин» их поддерживает, чтобы они не встали. Помогает входить и выходить судам и кораблям. Для проводки коммерческих судов по СМП нужны атомные супер ледоколы с каналом более 80 метров и постоянной скоростью во льдах толщиной три метра 20-25 узлов. Примерно такой проект ледокола рассматривался в 1960-х годах в СССР. Чтобы конкурировать с тёплыми морями, нужно иметь скорость и большое водоизмещение. Навигация должна быть круглый год и не зависеть от погоды. Работы для «Иван Папанин» будет много не только на Севере, но и на ДВ, например зимой в Охотском море.
  27. +1
    14 сентября 2025 10:57
    Усиливать легкое стрелковое вооружение тумбовыми установками с пулемётами 7,62 мм, 12,7 мм и 14,5 мм с прицелами, позволяющими вести стрельбу в условиях ограниченной видимости - необходимо, это защита от БПЛА и БЭКов. Контейнеры с современными системами ПВО - будут эффективнее ударного ракетного вооружения, кому, при необходимости нужно будет запускать УР и кому бороться с подводными лодками - это боевые корабли и многоцелевые подводные атомоходы, а патрульный корабль ледового класса - корабль "мирного времени", его задача - "не дать себя в обиду" ударным средствам "без флага" и без мест базирования (современным империалистическим пиратам).
    1. 0
      18 сентября 2025 14:03
      Цитата: Филин
      силивать легкое стрелковое вооружение тумбовыми установками с пулемётами 7,62 мм, 12,7 мм и 14,5 мм с прицелами, позволяющими вести стрельбу в условиях ограниченной видимости - необходимо, это защита от БПЛА и БЭКов.

      А еще отбиваться от полчищ зомбированных тюленей и медведей.
  28. +1
    14 сентября 2025 21:32
    Очень интересная статья!
    Смело, свежо, весьма познавательно.
  29. +2
    15 сентября 2025 06:49
    Цитата: север 2
    А почему под статьей подпись только одного автора , хотя в начале статьи автор пишущий от собственного имени употребляет множественное число" мы"-

    Мы, Николай II..........
  30. +1
    15 сентября 2025 14:40
    Буксир. Конечно, он может взять и на буксир. Мощность 6,3 МВт на каждом винте позволяет. Это, конечно, не 48 МВт на трех винтах «Ямала», но достаточно для того, чтобы утащить куда-то судно водоизмещением до 8 000 тонн. А больше там редко ходят.

    В тех краях регулярно бегают газовозы Новатэк под 80 000 (восемьдесят тысяч) тонн водоизмещения. wink
    Кто-то может сказать: да, у корабля есть Ка-27, вертолет-ветеран. Конечно, определенные возможности у этого вертолета есть, но в условиях ледовой обстановки Севера они не выглядят сегодня серьезно.

    Тут ещё вопрос - какой конкретно вертолёт из семейства Ка-27 базируется на ЛЕД и как обеспечено его базирование? Потому как был прецедент с патрульниками 22160, на которых возможно базирование только ПС-модификации, потому что погреб авиационного боезапаса и подъёмник авиавооружения на корабле отсутствуют.
    А мы получили два патрульных корабля. Просто патрулировать можно против угроз извне, а можно ради защиты и поддержки у себя.

    Но нарушителей, за которыми надо будет гоняться на катерах, угрожать 76-мм пушкой и буксировать в российские порты после абордажа, пока такое на Севере представить очень сложно.

    Вопрос в другом - а на каком основании ВМФ будет осуществлять это патрулирование? И зачем ВМФ начинает дублировать функции ФСБ, имеющей точно такие же ПСКР-ледоколы?
    И еще. Почему-то никто не задался вопросом: а почему кораблей проекта 23550 строят так мало?

    Тут впору задаться вопросом - а зачем их вообще строят для ВМФ? Что, нашему флоту прошлого раза не хватило - когда по заказу ВМФ СССР построили два вооружённых ледокола проекта 97АП? Тогда флот тоже мриял патрульной службой на концевых участках Северного морского пути. А в результате через пару лет вооружение с ледоколов сняли и перевели их в класс обычных ЛЕД. Патрульной же службой продолжили заниматься ПСКР пр. 97П МЧПВ КГБ СССР.

    ПМСМ, вся эта эпопея с пр. 23550 - это ледокольный вариант опупеи с 22160. Такой же слепой, глухой и безоружный носитель трёхдюймовки, с невнятными задачами, только ледового класса.
  31. +2
    17 сентября 2025 13:23
    Неприятный осадок от статьи.
    Большая,расклады и по применению и по техники.
    Читаю и все время свербит мысль,писал не наш человек.
    Ну ещё не чужой,но уже не наш.
    Исключительно по ощущениям.
    Недостатки или что то не очень сильное смакуем, пользу небрежно отмечаем.
    Ладно,критика не должна быть сладкой.
    А зачем? Корабль разработали и построили четко понимая его место и назначение.
    Да не в ринге ММА выступать,но хулигану в подворотне даст в морду.
    Особенно покоробило какое то ерническое сравнение Папанина с Сибиряковым!
    Да Сибиряков малое судно и даже гражданское приспособленное наспех к войне.
    Автор не забыл намекнуть на гибель корабля от Шеера.
    Но забыл что сделал Сибиряков .
    1.он обнаружил и сообщил погибая,что атакован фашистским кораблем.тем самым позволил принять меры по срочному усилению береговых сил.
    В спомните бой Дежнева с Веером у Диксона. После этого немецкий карманный линкор свалил восвояси
    Да и Сибиряков своим игрушечным вооружением вызвал пожар на ледовом крейсере.это тоже повлияло на планы немцев.гитлер трепетно относился к флоту рейха и страх потерять или повредить новейший корабль у капитана были.есть его воспоминания послевоенные.
    Те не в величине и вооруженном и дело.
    Мне показалось сравнение бестактным.
    Я бы промолчал,но история такая штука, и по ее воле имена Папанина Ивана Дмитриевича, капитана Качаравы,
    Матроса с Дежнева Георга Тонунца , Кренкеля..для меня с детства были знакомы.не как имена героев войны,а как персонажи воспоминаний моего отца и его друга кап дальнего плавания,капитана-насавника Степанова Игоря Степановича.
    Имена эти сопровождали меня вплоть до ухода отца в 1990г.
    Это друзья отца по Мурманску предложенному, 1937-41год.
    С Папаниным отец участвовал в спасении Георгия Седова,радистом приглашенным с Юкагира.1939-13.01.1940 спасли всех кто перешёл на ледокол Иосиф Сталин, но и с и.о.капитана Константином Бадигиным тоже был знаком.
    После спасения седовцев отца перевели но на Дежнёв. Там позже уже воевал Георг Тонну,известный в то время в Мурманске конферансье всех концертов.
    Отца мобилизовали в Беломорская военную флотилию,а Тонуц попал на Дежнёв,где героически дрался с Шеером у Диксона .
    Стояли по пояс в воде, часть команды потом получила тяжёлые осложнения от ледяной воды и была списана Тоннуц воевал в морпехоте в разведке он отлично владел немецким и 13раз ходил в тыл врага.
    Качарава прошел через лагерь( фашистский и позже наш),значительно позже он был реабилитирован, награждён орденом( кажется Ленина,пишу по памяти),
    И в 1972г был начальником Черноморского пароходства в Батуми.
    В 1972 отец вышел в отставку в возрасте 60лет и в звании кап1р .образования кроме питерской мореходам у него не было.
    Ком части,пред.центр Голиаф.
    Став свободным от службы отец совершил круиз в отпуске по старым друзьям.
    Был у Папанина тот уже адмирал,нач.флотилии АН СССР.
    Он отговорил отца, 60лет,визу от 5лет, ни один врач не пропустит.
    Поехал в Батуми, Качарава тоже не смог помочь,причины тебе,а каботаж по побережью мало интересен.
    С Кренделем отец встретиться не успел.тот умер парой лет раньше.Их дружба была радисткой,телеграммы.и по месту близко.
    Крендель в свое время организовал полярную станцию Дружная.отец новоземелец,это недалеко от ЗФИ и о.Хейса.от нас вертолеты туда регулярно летали.
    С Бадиги5ым отец встречался в Питере.тот был уже известным писателем,отец советовался насчёт мемуаров.как и в других случаях Качарава и Бадигин подарили фото из имевшихся. Качарава два на фоне карты.а Бадигин фото пингвина на фоне корабля Обь.с надписью,вроде За то что наши мечты сбылись.
    С тонунцем отец не встретился,тот артистом кино стал.
    Степанов, это легенда наша семейная.прошел войну в штрафбата( за пьянку). Выжил.работал капитаном и в Совгавани,и на гидрологической базе в Тикси.
    Пережил батю на 9дней.Приехали на задней, помянул, я полетел на новую землю, а Степаныч умер прямо в купе ещё до отхода поезда у нас в янижнем.подушку поправил и упал.
    Эти имена и их дела для меня очень памятны.я болезненно воспринимаю лёгкое отношение к их делам.
    Надеюсь вы не обидитесь на старика, а часть вам будет интересна.как вишенку на торте,помещаю для вас фото экипажа Папанина,которого у вас нет снято на корабле.там и адмирал и командир и экипаж.пвтора не знаю.упомянул бы получено от одного из членов экипажа.
    У нас везде свои люди:)))!!
  32. +1
    17 сентября 2025 14:09
    корабль ледового (а не ледяного, как у многих) класса

    Хи, у "многих" - это у кого? Ну, построили корабль, да, у него расширенные возможности для службы в экстремальных арктических условиях. Во всяком случае он у России есть, и кто может похвастаться, что у какой либо страны имеется что то подобное? Я думаю, что по мнению автора статьи, это не значительный выигрыш во флоте, но он всё же имеется, и послужит во славе России. Факт в том, что данный корабль не последний и будут построены ещё, по отработанным лекалам.
  33. -1
    24 сентября 2025 15:07
    Это - очередной распил. Патрульный корабль, "голубь мира" по совершенно запредельной цене. Как черноморские патрульники, "модульные" и "аналоговнетные".
  34. 0
    9 октября 2025 14:13
    «Папанин» не ледокол, это раньше называли ледокольный пароход,

    Эть, эть, эть!
    Ледокольный пароход, во всяком случае раньше было так, это в общем то обычный пароход, только имеющий специальные усиления корпуса. Так называемые айсбимсы. Причем эти айсбимсы могут быть съёмными. Ну, может быть обшивка корпуса по ватерлинии чуть толще. Читаем Бадигина.
    У ледокола же, ещё и форма корпуса специальная, ледокольная. Ледокол специальное судно (или правильней говорить судно специального назначения? Кто в теме, поправьте). Из-за формы корпуса имеющее меньшую вместимость по сравнению с обычными торговыми судами, пусть даже и усиленными для плавания во льдах.
    Так вот, у "Папанина", корпус имеет эту самую специально обученную форму. Поэтому это ЛЕДОКОЛ.
  35. 0
    9 октября 2025 14:14
    Цитата: Rooivalk
    Это - очередной распил. Патрульный корабль, "голубь мира" по совершенно запредельной цене. Как черноморские патрульники, "модульные" и "аналоговнетные".

    Скачем в специально предназначенном для этого месте!
  36. 0
    9 октября 2025 14:19
    Цитата: nznz
    Константином Бадигиным тоже был знаком.

    "Три зимовки во льдах" замечательная книга. Настоятельно рекомендую к прочтению всем кто:
    1. Хоть немного интересуется естественной историей;
    2. Кто интересуется историей нашей Родины;
    3. Кто в своей работе сталкивается с руководством людьми (это особенно!);
    4. Ну и чисто литературно, книга совершенно замечательный образец очень грамотной русской речи!
  37. 0
    9 октября 2025 14:20
    Цитата: nznz
    Неприятный осадок от статьи.
    Большая,расклады и по применению и по техники.
    Читаю и все время свербит мысль,писал не наш человек.

    Да!
  38. 0
    9 октября 2025 14:24
    Цитата: Деревенский я......
    корабль ледового (а не ледяного, как у многих) класса

    Хи, у "многих" - это у кого? Ну, построили корабль, да, у него расширенные возможности для службы в экстремальных арктических условиях. Во всяком случае он у России есть, и кто может похвастаться, что у какой либо страны имеется что то подобное? Я думаю, что по мнению автора статьи, это не значительный выигрыш во флоте, но он всё же имеется, и послужит во славе России. Факт в том, что данный корабль не последний и будут построены ещё, по отработанным лекалам.

    Был выпуск МК 9/2009 посвященный патрульным ледоколам, так что это не новинка в нашем флоте. Так вот, сам факт существования таких кораблей, делает невозможным любую несогласованную с Россией деятельность в Арктике.
    Погранцы тоже не на танках по границе рассекают.
  39. 0
    16 октября 2025 16:00
    Цитата: север 2
    А почему под статьей подпись только одного автора , хотя в начале статьи автор пишущий от собственного имени употребляет множественное число" мы"-"В прочем , мы здесь не о безграмотности представителей некоторых СМИ , а о кораблях"???

    Если бы Вы хоть что ни-ть читали, пусть даже ГРАМОТНО написанную художественную литературу, то, с высокой степенью вероятности, заметили бы, что в русской литературной традиции принято писать от лица автора "МЫ".